Что такое приводной ремень, каковы его характеристики и классификация?
Классические клиновые приводные ремни характеризуются отношением высоты к ширине ремня 1:1,6.
Обозначение и характеристики классических приводных клиновых ремней по ГОСТ, DIN, ISO:
Обозначение ISO, DIN (профиль ремня) | Z | А | В | С | D | Е |
Обозначение ГОСТ (профиль ремня) | О | А | Б | В | Г | Д |
Ширина ремня А (мм.) | 10 | 13 | 17 | 22 | 32 | 40 |
Высота ремня h (мм.) | 6 | 8 | 11 | 14 | 20 | 25 |
Минимальный диаметр шкива (мм.) | 45 | 71 | 112 | 180 | 315 | 450 |
Максимальная окружная скорость (м/с) | 30 | |||||
Длина ремней (мм.) | ||||||
от | 500 | 500 | 630 | 1180 | 1900 | 4000 |
до | 2500 | 4500 | 9000 | 9500 | 13200 | 14000 |
Масса погонного метра ремня (кг/м) | 0,06 | 0,105 | 0,17 | 0,3 | 0,63 | 0,97 |
Клиновые приводные ремни узких сечений (узкие клиновые ремни)
С развитием технологий производства резинотехнических изделий, появилась возможность производить клиновые ремни повышенной прочности и износостойкости, при сходных габаритных размерах данные ремни могут передавать до двух раз больше мощности, а так же, работать на более высоких скоростях.
Ремни приводные узких сечений характеризуются отношением высоты к ширине ремня 1:1,2.
Обозначение и характеристики узких клиновых ремней по ГОСТ, ISO, DIN:
Обозначение ISO, DIN (профиль ремня) | SPZ | SPА | SPВ | SPC |
Обозначение ГОСТ (профиль ремня) | УО | УА | УБ | УВ |
Ширина ремня A (мм.) | 9,7 | 12,7 | 16,3 | 22 |
Высота ремня h (мм.) | 8 | 10 | 13 | 18 |
Минимальный диаметр шкива b (мм.) | 63 | 90 | 140 | 224 |
Максимальная окружная скорость м/с | 40 | |||
Длина ремней L (мм.) | ||||
от | 512 | 647 | 1250 | 2000 |
до | 3550 | 4500 | 8000 | 12250 |
Масса погонного метра ремня (кг/м) | 0,074 | 0,11 | 0,177 | 0,37 |
На мировом рынке широко зарекомендовали себя такие производители ремней как:
Импортные бренды ремней:
- SKF;
- Standart Belt;
- Megadyne;
- Simrit;
- Optibelt;
- Continental (contitech);
- Gates;
- Rubena;
- Dayco;
- Stomil;
- Matador;
- Brecoflex;
- Beltech;
- Jason;
- Texrope;
- Pix;
- Roven;
- Roulunds;
- Goodyear.
Отечественные производители ремней (Россия и СНГ):
Приводной ремень: что это, как и когда менять
Исправность автомобиля — обязательное условие безопасной езды. Одна из важных частей, обеспечивающая движение машины — приводной ремень, о котором мы и расскажем в этом материале.
Вариантов приводных ремней несколько, как по типам, так и по материалам.
Приводной ремень – это ремень, состоящий из плотной резины особого состава, который используется в автомобилях для привода вспомогательных агрегатов, к которым относят:
- генератор;
- масляный насос;
- водяной насос системы охлаждения двигателя (помпа);
- насос гидроусилителя руля;
- вентилятор;
- распределительный вал двигателя;
- компрессор (на грузовых автомобилях).
Разновидности приводных ремней
Эксплуатируя свой автомобиль, каждый водитель должен знать, какие бывают приводные ремни и каково их назначение. Выделяют два типа приводных ремней:
Благодаря зубьям на рабочей поверхности ремня, исключается его проскальзывание между ведущим и ведомым шкивом, а сами шкивы имеют зубья, которые обеспечивают хорошее зацепление.
Зубчатые ремни, как правило, применяются для передачи чётко установленного крутящего момента.
Размер приводного ремня может быть разным, как в длину, так и в ширину. Это зависит от следующих признаков:
- непосредственно от ширины шкивов;
- типа двигателя (рядный, V-образный);
- количеству клапанов (восьми, шестнадцати или двадцати-клапанный), так как для восьми-клапанного двигателя устанавливается один распределительный вал, а для шестнадцати-клапанного – два распредвала, соответственно и длина приводного ремня будет больше.
Цена на зубчатый ремень будет зависеть от того, что его производитель оригинальный, который изготавливает ремни высокого качества с большим сроком службы либо аналоговый производитель, где за пониженную цену владелец авто либо получит неплохой заменить подлинного ремня, либо получит дополнительную головную боль, идущую вместе с немалыми затратами, в случае возникновения поломки из-за обрыва ремня.
Клиновые ремни применяются для привода вспомогательных агрегатов двигателя таких как: масляный насос, насос гидроусилителя руля и так далее. В этом случае, н обходимо жёсткое сцепление между шкивами, и поэтому шкивы там обычные. Размеры клинового ремня зависят от количества приводимых агрегатов и расстояния межу ними. Клиновые ремни также делятся на два подтипа:
- ручейковые (обычные);
- плоские ремни или иное название поликлиновые.
Ручейковые ремни уже считаются прошедшим веком, так как используются на устаревших моделях грузовых и легковых автомобилях, в основном для привода каждого вспомогательного агрегата по отдельности.
Ручейковые приводные ремни считаются самыми доступными.
Плоские ремни, находят применение в современных автомобилях, и зачастую приводят несколько вспомогательных агрегатов одновременно. Для привода ещё большего количества агрегатов, поликлиновые ремни могут быть с двойной рабочей поверхностью, что исключает использование большого количества ремней только с одной рабочей поверхностью.
Выбор приводного ремня для своего автомобиля
Для правильного выбора приводного ремня, нужно учитывать марку и модель автомобиля, тип двигателя, его объём, код двигателя и назначение самого приводного ремня, будь это, к примеру, зубчатый ремень ГРМ, который приводит помпу и распредвал газораспределительного механизма двигателя, либо поликлиновый односторонний ремень, приводящий кондиционер.
Замена приводного ремня
Приводные ремни относятся к расходникам автомобиля, и в ходе эксплуатации, они имеют свойство изнашиваться. К признакам износа приводных ремней относят:
- полностью стёртые дорожки и выступы рабочей поверхности ремня;
- стёртые зубья ремня;
- наличие трещин на рабочей поверхности.
Не забывайте своевременно обращать внимание на состояния приводного ремня.
Когда ремень изношен, он проскальзывает по шкивам, в результате чего возникает заметный свист во время его работы, особенно при больших нагрузках. Но также свист может возникать из-за изношенных шкивов, что также допускает проскальзывание со свистом.
Изношенные ремни теряют свои свойства сцепления и передачи крутящего момента, а при сильном износе могут соскочить со шкивов или вовсе порваться на части. Обрыв ремня гидроусилителя руля приводит к усложнению вращения рулевого колеса, а обрыв ремня генератора разряжает аккумуляторную батарею и автомобиль может заглохнуть.
Однако это ещё пол беды, так как самые серьёзные последствия возникают при обрыве ремня ГРМ, в результате чего в большинстве случаев поршень, идя вверх, бьёт по неуспевшему закрыться клапану с такой силой, что клапан гнётся. Такие неисправности приводят уже к другим видам ремонта и большим денежным затратам, что малоприятно для владельца автомобиля, поэтому, чтобы этого не допустить, следует вовремя заменять приводные ремни.
Большой износ ремня может стать причиной серьезной поломки.
В сервисной книжке каждого автомобиля указывается, с каким пробегом нужно менять тот или иной приводной ремень, однако желательно время от времени автовладельцу самому заглядывать под капот и проверять состояние ремней, даже если по пробегу, они ещё годные.
Помимо этого, долгий срок службы ремня обеспечивает то, как он натянут. Если ремень перетянуть, то он быстрее изнашивается и повышает износ шкивов, с деталями приводимого вспомогательного агрегата, а если он будет ослаблен, то может в любой момент соскочить со шкивов. С развитием автомобильных технологий, отпадает надобность натяжения ремня вручную.
На замену обычных натяжителей, приходят механические, использующие упругую силу пружины и гидравлические, которые натягивают ремень с помощью масла, закачиваемого в каналы натяжителя масляным насосом из системы смазки двигателя.
А новейшие автомобили, оборудуются гидравлическими натяжителями ремня с датчиком, и клапаном, регулирующим натяжение приводного ремня в зависимости от нагрузки и оборотов двигателя.
Замена приводного ремня, а особенно ремня ГРМ, — достаточно ответственная работа, требующая соответствующих знаний и опыта, так как нарушив тот же цикл газораспределения можно погнуть клапана двигателя.
О процедуре замены ремня ГРМ вы узнаете из видео:
Заключение
В заключение можно сказать, что для правильной работы двигателя и его вспомогательных агрегатов, нужно своевременно заменять приводные ремни нужного типа и размера, правильно его установить и натянуть. Также немаловажно правильно их эксплуатировать – не перегружая двигатель.
Выбирать желательно приводные ремни только от оригинального производителя. В очень редких случаях может попасться его дешёвый заменитель, с хорошим качеством, так что лучше не рисковать. Пусть оригинальный приводной ремень будет стоить дороже, зато после замены можно за него надолго забыть, не боясь, что в любой момент он порвётся или испортится раньше своего срока.
Полезные статьи и советы от РТИ-Промэкспорт™
Любой пыльник автомобиля должен быть целым, правильно закрепленным. Если это не так, в смазку попадает грязь, пыль, а значит, узел вскоре выйдет из строя. Как этого избежать? Вовремя делать замену. Рассмотрим, как это делается на примере представителя отечественного автопрома – ВАЗ.
Самостоятельное обслуживание автомобиля намного выгоднее, чем пользование профессиональными сервисными услугами. Важно только понимать, что и как нужно делать. Для этого требуются знания и, конечно, опыт. Только так можно рассчитывать на хороший результат. Для примера рассмотрим, как самому поменять пыльник.
Пыльник нужен ШРУСу для защиты от попадания пыли и грязи. Когда он выходит из строя, ремонт не проводится, нужна замена. Если обратиться к специалистам, процедура будет оценена в немалую сумму, поскольку нужно повозиться.
Ответ на вопрос, как поменять пыльник на ВАЗ-2109, зависит от того, какому именно узлу она требуется. Дело в том, что в автомобиле эта деталь установлена на двух агрегатах: на рулевой рейке и шарнире угловых скоростей (ШРУСе, «гранате»). Причем везде по 2 штуки, на наружном и внутреннем.
Переднеприводный ВАЗ-2114 нуждается в периодической замене ШРУСа. Собственно, его состояние проверяется через каждые 100 тысяч километров, и делают это на СТО. Однако многие автолюбители предпочитают ухаживать за своей машиной без профессиональной помощи, поэтому сами меняют сальники, пыльники и другие мелкие детали.
Многие автовладельцы уже давно поняли, что обслуживать свою машину можно самостоятельно, сэкономив неплохую долю бюджета. Остается только разобраться, как выполнять те или иные работы.
Читайте также: Toyota aygo cross – новый кроссовер от именитого бренда
Шаровая опора – незаметный, но очень важный элемент ходовой части любого автомобиля. Если он выйдет из строя в пути, это чревато возникновением аварийной ситуации (переднее колесо может самопроизвольно повернуться в сторону, отдельно от другого). Поэтому разберемся, как поменять пыльник шаровой, не прибегая к услугам мастерской.
Стойку амортизатора нужно защищать от разрушений, внешних влияний, поэтому стоит следить за состоянием пыльника. Если он выйдет из строя, в узел будет попадать грязь, пыль, что моментально негативно скажется на его сроке службы. Поэтому рассмотрим, как поменять пыльник амортизатора, не пользуясь услугами профессионалов.
Автомобиль требует постоянного контроля со стороны водителя (владельца). Любые изношенные элементы должны меняться в оперативном порядке. Лучше это делать заранее, что позволит избежать опасностей.
Все узлы автомобиля должны находиться в исправном состоянии. Если произойдет выход из строя хотя бы уплотнителя, потребуется его замена. Это необходимо для безопасной и длительной эксплуатации машины. Если повредился пыльник на суппорте, его обязательно нужно заменить, восстановить не получится.
Сложность и особенности замены пыльника рулевой рейки зависят в первую очередь от марки и модели автомобиля. Мы не можем описать ход работ по каждой модели, однако можем дать полезные рекомендации.
Вопрос, как поменять пыльник ШРУСа, волнует владельцев авто с передним приводом, поэтому рассмотрим все основные моменты данного вопроса.
Повреждение пыльника ШРУСа негативно сказывается на сроке службы узла и безопасности эксплуатации автомобиля. Механизм быстрее изнашивается, в него попадает влага и грязь.
Чтобы избежать негативных последствий, понадобится замена пыльника внутренней гранаты. Для этого стоит обратиться в автомастерскую. Если нет такого желания или возможности, можно провести процедуру самостоятельно.
Рассмотрим, как поменять пыльник на гранате, что для этого нужно.
Износ пыльника ШРУСа чреват последующими неприятностями: вытекание смазки, выход из строя узла. Следовательно, за его состоянием нужно следить. Если появляются малейшие признаки износа, требуется установка новой детали. Рассмотрим, как происходит замена пыльников на автомобилях «Шкода».
Замена пыльника «Соляриса» – одна из самых недорогих процедур. Чехол на шарниры изготавливается из резинового материала, служит для удерживания рабочей жидкости внутри узлов и их защиты.
Он гофрированный, поскольку должен поддерживать функционирование ШРУСа, который отвечает за повороты авто (передачи крутящего момента от руля к колесам).
Стоит она недорого, купить ее можно как у официальных производителей автомобильных комплектующих, так и у изготовителей резиновых элементов.
Пыльник ШРУСа играет роль герметика для узла с рабочей жидкостью. При его повреждении масло вытекает, а работа «на сухую» становится опасной для всех систем автомобиля.
Тем более, что это относительно недорогая и простая деталь, которую можно поменять самостоятельно. Если вы располагаете достаточным количеством времени, мы попробуем описать более подробно замену пыльника на «Фольксвагене».
У большинства моделей он располагается в одном месте, и принцип его работы схож.
Защита ШРУСа в виде пыльника должна всегда находиться в целостном состоянии. Если в процессе эксплуатации появятся дефекты, в шарнир будут попадать влага и грязь.
Засоренная смазка начнет провоцировать преждевременный выход узла из строя, поэтому замена должна выполняться своевременно. В противном случае последующие затраты будут неоправданно высокими.
Рассмотрим, как поменять пыльник наружного ШРУСа, не обращаясь в мастерскую.
Для защиты ШРУСа от воздействия воды, грязи и прочих внешних воздействий используется специальный пыльник. Он исключает засорение шарнира и продлевает его срок службы. Следовательно, если элемент изнашивается, это может привести к выходу из строя всего узла. Рассмотрим, как выполнить замену пыльника на автомобиле «Форд Фокус» («Форд Фокус 2»).
ШРУС автомобиля защищается от внешних воздействий пыльником. Выход из строя последнего влечет за собой быстрый износ привода. Чтобы этого избежать, нужно следить за состоянием защиты. Рассмотрим, как выполняется замена пыльников на автомобиле «Мазда» своими руками.
Замена пыльника «КИА» возможна своими руками. Однако для этого потребуется ряд действий, занимающих некоторое количество времени. Если не располагаете лишним днем, лучше довериться специалистам станции техобслуживания. Мы в ознакомительной форме подскажем, какие потребуются действия, чтобы поменять пыльник ШРУСа на «КИА» («Спектра», «Рио» и т. п.).
Размеры клиновых ремней
Размеры ремней характеризуются сечением и длиной.
Сечение ремня. Каждое сечение предназначено для определенных параметров эксплуатации (передаваемой мощности, диаметров шкивов, диапазона регулирования и т. д.).
Клиновые ремни нормальных сечений, производство которых освоено давно, имеют наиболее установившиеся размеры сечений, совпадающие у ремней, выпускаемых различными изготовителями большинства стран.
Небольшие колебания в размерах обусловлены применением разных систем мер. Так, например, в странах с метрической системой мер выпускают ремни сечения 13X10 (bo/h), а в странах с дюймовой системой мер — 12,7X9,8 и т. д.
Поскольку отклонения не превышают допусков на размеры сечения, взаимозаменяемость ремней сохраняется.
Для обеспечения взаимозаменяемости ремней различных изготовителей первым условием является точное соответствие расчетной ширины и расположение ее в канавке шкива на одном и том же уровне. Допускаются некоторые различия по ширине верхнего основания, а также по высоте сечения.
Международная организация по стандартизации (Технический комитет ИСО ТК-41) установила основные размеры сечений ремней и канавок шкивов, обеспечивающие взаимозаменяемость ремней различных изготовителей.
За основу для стандартизации принята расчетная ширина ремня и канавки шкива, рассматриваемая как одно целое. Расчетная ширина и положение ее в канавке шкива определяют профиль канавки, расчетный диаметр и скорость ремня.
Поэтому в качестве основных размеров сечения ремней приняты:
bp — расчетная ширина, h — толщина и фo — угол клина. Ширина ремня по верхнему основанию (bo) является вспомогательным размером.
Клиновые ремни нормальных сечений включают ремни приводные и вентиляторные. Размеры сечении приводных клиновых ремней приведены в табл. 1.3.
Размеры сечений по ГОСТ 1284—68 и американскому стандарту очень близки. Причем размеры по ГОСТ полностью отвечают рекомендации. ИСО ТК-41.
* В скобках указаны размеры сечений по стандарту США Engineering Standart Specifications for Drives Using Multiple V-Belt, 1964. Размеры b и фo этим стандартом не регламентируются.** Клиновые ремни этого сечения выпускаются отечественной промышленностью в ограниченных количествах
Основные размеры сечения ремней bp и h соответствуют значениям нормальных линейных размеров (ГОСТ 6636—69). Это обеспечивает наиболее правильную градацию размеров, поскольку ряды этих чисел приняты за основу для выбора параметров и размеров продукции, выпускаемой всеми отраслями народного хозяйства.
Ниже приведены размеры вентиляторных клиновых ремней (в мм)*:
* Угол клина 40°; в скобках приведены размеры сечений по стандарту США (SAE, 1959 г.)
Следует отметить, что размеры вентиляторных ремней, выпускаемых в разных странах, близки, хотя рекомендаций ИСО ТК-41 по размерам этих ремней пока еще нет.
В размерах узких клиновых ремней разных изготовителей наблюдаются значительные расхождения, что создает трудности как в международной торговле, так и при попытках стандартизовать эти ремни в рамках ИСО.
В отечественной промышленности установлены следующие размеры (в мм) сечений узких клиновых ремней (угол клина 40°):
* Для вентиляторных ремней
Расчетные ширина и толщина отечественных узких ремней соответствуют нормальным линейным размерам, что выгодно отличает их от размеров сечений узких ремней, принятых в ряде других стран (табл. 1.4).
Международной организацией по стандартизации (ИСО ТК-41) было предложено стандартизовать сечения узких ремней, приняв обязательным размером расчетную ширину ремня (равную расчетной ширине канавки шкива), аналогично тому, как это принято для ремней нормальных сечений. В настоящее время предложена расчетная ширина для трех сечений: 8,5; 11 и 14.
Еще большее расхождение в размерах сечений наблюдается для широких клиновых ремней (даже для ремней разных изготовителей в одной и той же стране), что объясняется широким их использованием без соответствующей нормализующей документации.
Благодаря наибольшей экономичности клиноременной вариаторной передачи (в сравнении с другими типами вариаторных передач) клиноременные ремни широко применялись для самых разнообразных условий эксплуатации, но при этом для каждой передачи проектировался свой ремень. Поэтому размеры сечения ремней различались часто на 1—2 мм; отношение bo/h также не выдерживалось постоянным.
Наиболее четко размеры вариаторных ремней представлены в отечественной нормали НМ-2—58 (вариатор- ные ремни, применяемые в промышленных установках) и в стандарте ASAE (вариаторные ремни для сельскохозяйственных машин).
Ниже приведены эти размеры.
Размеры сечений вариаторных ремней для промышленных установок (нормаль НМ-2—58) *:
* Угол клина 34°; отношение ширины большего основания сечения к толщине ремня составляет -2,5 и 3,5.
Размеры сечений вариаторных ремней для сельскохозяйственных машин (стандарт ASAE, 1966 г.)
Расчетная ширина ремня и угол клина в стандарте ASAE не регламентируются; отношение ширины большего основания сечения к толщине ремня составляет ~2.
Различие в отношениях ширины к толщине для ремней промышленных и ремней для сельскохозяйственных машин обусловлено спецификой эксплуатации.
Для вариаторов, применяемых в промышленных установках, наибольшее значение имеет широкий диапазон регулирования; для ремней, работающих на сельскохозяйственных машинах, не требуется большого диапазона регулирования, но требуется передача значительных мощностей.
Чем больше отношение b/h, тем шире диапазон регулирования и тем меньше передаваемая мощность, отнесенная к единице площади сечения ремня. Поэтому для вариаторных ремней промышленных установок принимают отношение bо/h от 2,5 до 3,5 (в зависимости от особенностей привода), а для ремней сельхозмашин — 2,0.
Помимо ремней сечений, указанных выше, производят вариаторные ремни и других сечений. Многообразие и случайность выбора размеров в ряде случаев приводят к неправильному использованию ремней и преждевременному выходу их из строя.
Технический комитет ИСО ТК-41 в настоящее время разрабатывает размерный ряд для вариаторных ремней. При этом за основу рекомендовано принять для вариаторов промышленных установок нормаль НМ-2—58, для вариаторов сельхозмашин — стандарт ASAE.
Предполагается также разработать размерный ряд для «тонких» вариаторных ремней (имеющих отношение b0/h более 4) и для «толстых» вариаторных ремней (с отношением bо/h менее 2).
При отношении b/h свыше 4 ремни имеют очень малую поперечную жесткость, вследствие чего могут передать незначительную мощность, но обеспечивают широкий диапазон регулирования. «Толстые» вариаторные ремни практически приближаются по размерам сечения к приводным ремням нормальных сечений.
Такие ремни применяют обычно в многоручьевых вариаторных приводах при передаче значительной мощности. Ввиду сложности конструкции (при которой теряется экономичность клиноременных вариаторов) такие вариаторы в отечественной промышленности не нашли применения.
Читайте также: Toyota rav4 prime plug-in hybrid был представлен в Лос-Анжелесе, назначена дата продаж
Основная масса вариаторных ремней имеет угол клина 34°. Этот угол наиболее выгоден с точки зрения устранения возможности заклинивания ремня в канавке шкива и обеспечения достаточного диапазона регулирования. В отдельных случаях используют ремни, имеющие меньший угол (28°) и больший угол (до 40°).
Выбор угла связан с особенностями работы передачи: при меньшем угле расширяется диапазон регулирования, а при большем— увеличивается надежность работы. Применение стандартного угла целесообразно с точки зрения унификации шкивов, а также производства ремней.
Для ремней отечественного изготовления принят угол клина 34°.
Длина клиновых ремней. Этот размер колеблется в пределах от 400 до 20 000 мм. С целью унификации градацию длин производят в соответствии с нормальными линейными размерами. Для приводных клиновых ремней, имеющих широкое применение, для градации длин принят ряд R-40, в десятичном интервале которого содержится 40 чисел. Для вентиляторных клиновых рем
ней принят ряд R-80 с учетом того, что требования компактности вентиляторной передачи не позволяют иметь большие интервалы между соседними членами ряда. Для узких клиновых и вариаторных ремней принят ряд R-20*.
Минимальное и максимальное значение длины ремней каждого вида определяется следующим: минимальная величина устанавливается, исходя из минимально допустимых диаметров шкивов и межцентрового расстояния передачи и учета требований эксплуатации, а максимальная определяется особенностями передачи и возможностями производства ремней.
Ниже приведены длины клиновых ремней различных типов и сечений отечественного производства:
* Подобная унификация длин за рубежом не может быть осуществлена из-за несогласованности производства различных фирм.
Приводные ремни. Что ремню по зубам
Главная / Автомеханика / Приводные ремни. Что ремню по зубамРеменная передача с момента своего возникновения прошла множество усовершенствованийтекст: Михаил Ожерельев / 18.10.2010
Ременная передача с момента своего возникновения прошла множество усовершенствований, направленных на повышение передаваемого момента и увеличение срока службы.
Новые материалы и улучшенные конструктивные особенности внутреннего строения привели к созданию перспективных поколений ременных передач, которые дают преимущество в снижении затрат для потребителя и большую свободу выбора конструкционных решений для производителя узлов и агрегатов. Какие виды приводных ремней используются в современном автомобиле?
Когда перед конструкторами двигателей внутреннего сгорания встал вопрос о способах передачи вращения таким агрегатам, как генератор, вентилятор, компрессор, выбор остановился на ременной передаче. Решающую роль сыграли сразу несколько причин.
Во-первых, сочетание бесшумной и плавной работы с незначительными потерями на трение; во-вторых, возможность передачи момента при любом расстоянии между осями шкивов.
По сути, в приводе навесного оборудования ремню до сих пор нет достойной альтернативы.
Конструкция приводных ремней постоянно совершенствуется, и на сегодняшний день этот вид автокомпонентов можно считать высокотехнологичным продуктом, характеризуемым способностью сохранять прочность, гибкость и эластичность в широком диапазоне температур, а кроме этого — выдерживать рывки и колебания. Конечно, ремни уже давно не кожа, нарезанная на узкие полосы и сшитая суровыми нитками. Теперь это сложное изделие, «сваренное» из многих компонентов. Нити корда отвечают за прочность, наполнитель — за эластичность и гибкость, оболочка из резинокордной ткани — за износостойкость.
Ведущие мировые производители, такие, как Contitech (Германия), Optibelt (Германия), Dayco (Италия), Gates (США), занимающиеся разработкой и производством приводных ремней, вкладывают огромные средства в новые конструкторские проекты и научные исследования в области ременных передач. Делают они это, разумеется, в тесном сотрудничестве с производителями автомобилей и автокомпонентов.
Если говорить о классификации приводных ремней, то их принято делить на две большие группы — группу фрикционных ремней и группу зубчатых.
Фрикционные ремни
В фрикционных ремнях передача вращения осуществляется за счет силы трения, величина которой пропорциональна усилию в контактной зоне. Это усилие зависит от предварительного натяга ремня, а также формы конуса, благодаря которому ремень заклинивает на шкиве (отсюда и пошло название — клиновой).
Обычно в автомобильных ремнях отношение ширины верхней поверхности ремня к его высоте составляет значение от 0,8 (узкие ремни) до 1,2 (классические ремни).
Для передачи больших усилий иногда используются многоручьевые приводные ремни, состоящие из соединенных двух или трех стандартных ремней (например, Optibelt TruckPower KBX).
Есть еще один отличительный признак, вносящий различие в группу фрикционных ремней, — форма внутренней части, которая может быть ровной (сплошной) или волнистой (с фасонным зубом). «Волнистые» ремни, в сравнении со сплошными, не только обеспечивают меньшее проскальзывание на шкивах малого диаметра, но и сокращают материалоемкость конечного изделия.
В поперечном сечении фрикционный ремень состоит из нескольких слоев: верхней тканевой оболочки, малорастяжимых нитей корда (воспринимающих основную нагрузку) и базовой каучуковой композиции — резинового компаунда, усиленного специальными волокнами.
Кстати, тканевая оболочка может применяться не только на верхней поверхности, но и на боковых гранях — такие ремни называются армированными.
Их покрытие, выполненное по технологии «гибкая ткань», защищает ремень от воздействия грязи, абразивных частиц и масла.
Армированные ремни используются в основном тогда, когда нужна передача больших мощностей в тяжелых условиях (например, открытые приводы к редукторам строительной техники). Там же, где требуется повышенная частота вращения, используются неармированные ремни с открытыми боковыми гранями.
Длинные и прочные неармированные ремни особенно удобны для привода шкивов, имеющих значительное удаление от центрального привода. Все элементы неармированного ремня характеризуются стойкостью к воздействию масла, тепла и к абразивному износу за счет применения специальной, усиленной волокнами, резины.
Стандартное обозначение клиновых ремней (например, AVX 10 — 1475) включает в себя тип профиля, длину и ширину ремня.
Следующая разновидность фрикционной передачи — поликлиновые ремни. Эти изделия объединяют в себе несколько миниатюрных клиновых ремней, собранных в «общем корпусе».
Конструкция поликлиновых ремней характеризуется очень высокой гибкостью: в этом случае, например, можно использовать шкивы уменьшенного диаметра (от 45 мм) и включать отбор мощности не только в прямую, но и в обратную ветвь.
Рабочие характеристики позволяют использовать один и тот же поликлиновой ремень для одновременного привода нескольких устройств автомобиля, таких, как генератор, вентилятор, водяной насос, компрессор кондиционера, насос ГУР. Однако для передачи одинаковой в сравнении с классическим клиновым ремнем мощности здесь потребуется более сильный (примерно на 20%) предварительный натяг.
Обозначение поликлиновых ремней включает в себя количество ребер, тип профиля и общую длину изделия (например, 6РК1220). В составе такого ремня следующий набор компонентов: резиновая подложка, каркас из нитей прочного нейлонового корда и базовая композиция из синтетического каучука, контактирующая непосредственно с ручейками шкивов.
Если в двух словах коснуться технологии изготовления ремней, то следует отметить, что в целом она схожа с производством пневмобаллонов подвески.
Так, в процессе сборки предварительно заготовленные компоненты последовательно наматываются на болванку, представляющую собой металлический цилиндр определенного диаметра (длина его окружности точно соответствует длине ремня).
Затем производится горячая вулканизация, а в конце остается только нарезать целиковый «шланг» на кольца, упаковать и отправить заказчику.
Приведем примеры самой современной продукции. В «грузовой» линейке компании Optibelt сегодня присутствуют сразу несколько новых моделей.
Среди них узкий клиновой ремень TruckPower Marathon 2, многоручьевой ремень с открытыми боковыми гранями и фасонным зубом TruckPower КВХ, а также поликлиновой ремень TruckPower RBK, повышенная эластичность которого позволяет подстраиваться под современную геометрию привода (малые диаметры шкивов).
Новинка другого известного мирового производителя автокомплектующих — компании ContiTech — это серия ремней Conti Unipower, включающая в себя три модели: Unipower Elastic, Unipower Vibration Tuning и Unipower Silent Grip.
Первая рассчитана на максимальное поглощение вибраций, вторая — благодаря особо эластичному корду способна работать без натяжного устройства, третья способствует снижению шума. Достигается это при помощи специальных микроворсинок на внутренней поверхности. К слову, аналогичную конструкцию имеет модель Gates Micro V. Этот ремень имеет защитное покрытие из нейлоновой ткани, а укрепленный волокном состав каучука маслостоек и долговечен. Заявленный производителем срок службы достигает 240 тыс. км.
Зубчатые ремни
Зубчатые ремни, называемые иногда синхронными, применяются в бензиновых и дизельных двигателях, как правило, для привода распределительных валов, ТНВД, насоса охлаждающей жидкости.
Благодаря наличию трапециидальных или скругленных зубьев они сегодня совмещают достоинства ременной передачи (бесшумность работы, удобство обслуживания) и жесткой зубчатой передачи (синхронность вращения ведущего и ведомого валов при минимальной нагрузке на подшипники).
Кстати, технология изготовления зубчатых ремней мало чем отличается от технологии производства фрикционных ремней. Разница заключается лишь в таких тонкостях, как состав слоев, режим вулканизации и форма шаблона.
Поскольку в приводе ГРМ всегда существует вероятность соскакивания плоского ремня со шкивов, каждый шкив, как правило, снабжается одним или двумя (с противоположных сторон) защитными фланцами.
В зоне особого внимания конструкторов такой параметр, как срок службы зубчатого ремня. Внезапный отказ передачи, вызванный обрывом ремня, может привести к дорогостоящим последствиям, поэтому, выбирая продукт, лучше полагаться на опыт ведущих мировых производителей. Обратимся к примерам.
Среди современных разработок ведущих производителей следует назвать семейства Gates PowerGrip и Conti Diesel Runner. Основная специализация Diesel Runner — передача больших мощностей, например в приводе дизельной топливной аппаратуры (система CommonRail или насос-форсунки).
С расчетной нагрузкой 4500 Н срок службы этого ремня превышает 200 тыс. км. Еще одна новая разработка, актуальная для российских условий эксплуатации, — модель Conti ColdRunner, характеризующаяся способностью сохранять свои свойства до температуры -45 градусов.
Из перспективных разработок компании Contitech, на наш взгляд, самой интересной является зубчатый ремень OilRunner, специально созданный для привода механизмов, имеющих непосредственный контакт с маслом. Это такие узлы, как, например, приводы масляного насоса, балансирного и распределительного валов.
Стойкость к моторному маслу и другим нефтепродуктам достигается за счет применения специального синтетического эластомерного материала. Долгосрочная перспектива такого рода разработок — постепенное вытеснение цепного привода из двигателя.
Читайте также: Не работает прикуриватель ваз 2109, 21099 и 2108: как снять, замена и схема подключения, сбой в работе магнитолы и ап
Теперь еще один важный момент. Мы не зря оговорились, что длительный срок эксплуатации ремень способен выдержать только при соблюдении определенных условий. Так, большое значение для срока службы ремня имеет его правильная установка и регулировка усилия натяжения.
Крайне важно, чтобы все элементы привода перед установкой нового ремня были правильно смонтированы и был установлен правильный натяг самого ремня. Сделать это вручную порой не всегда удается даже опытным мастерам-ремонтникам.
Именно поэтому производители ремней предлагают в качестве сервисной поддержки специальное оборудование для диагностики и замены элементов ременного привода.
В ассортименте такого оборудования присутствуют как достаточно простые и дешевые устройства для быстрой и правильной замены ремней и контроля их натяжения (по принципу — приложил к ремню в определенном месте, нажал и прочитал показания), так и сложные электронные устройства. Среди них приборы для лазерной проверки соосности шкивов, а также устройства измерения натяжения ремня бесконтактным способом на основе частоты колебаний.
Ремни приводные, клиновые, вариаторные, зубчатые
Приводные ремни служат для передачи вращательного момента (мощности) с ведущего вала двигателя на ведомый вал оборудования.
Приводные ремни.
Приводные ремни служат для передачи вращательного момента (мощности) с ведущего вала двигателя на ведомый вал оборудования.
Крутящий момент передается за счет трения, возникающего между шкивами и натянутым приводным ремнем.
Как устроен приводной клиновой ремень.
Ремни разделяют по способу передачи механической энергии:
Ремни классифицируют по профилю рабочей поверхности:
- клиновые ремни
- поликлиновые ремни (многорядные ремни)
- зубчатые приводные ремни.
- плоские ремни
- круглые ремни (используются для приводов малой мощности)
И как варианты могут далее делиться на:
- классические клиновые ремни
- узкопрофильные ремни
- вариаторные ремни
- широкопрофильные ремни
- вентиляторные ремни
- плоские ремни ремни
- микроремни ремни
- многоручьевые ремни
- ремни двухстороннего действия
- …
Как и любая другая техническая система, ременная передача обладает своими достоинствами и недостатками.
Преимущества ременной передачи:
+ Плавность и бесшумность в работе + передача крутящего момента на большие расстояния + возможная работа на высоких скоростях + простота и дешевизна конструкции + легкий монтаж и ремонтопригодность + простота эксплуатации и контроля состояния передачи + отсутствие смазки
+ уменьшение негативного воздействия резких колебаний нагрузки за счет упругости ременной передачи
Недостатки ременной передачи:
– относительно большие размеры – повышенные нагрузки на опоры и валы (по сравнению с зубчатыми передачами) – невысокое тяговое усилие – сравнительно малое передаточное отношение – повышенные требование к натяжке ремня – малый срок службы ремня вследствие износа
– непостоянство передаточного отношения (из-за неизбежного проскальзывания ремня)
Гибкая ременная передача применяется в таких механизмах, где другие способы передачи крутящего момента являются не лучшим решением.
Маркировка приводных ремней.
Принято сечения клиновых ремней обозначать буквами, которые определяют ширину ремня (W) и высоту ремня (T) в мм. (в зависимости от типа ремня) . Затем следует цифра определяющая длину ремня в mm.
Пример: ремень Z-800 (ширина 10mm высота 6mm, длина 800mm), ремень Z-1120 (ширина 10mm высота 6mm, длина 1120mm), ремень A-1650, (ширина 13mm высота 8mm, длина 1650mm), ремень B-3350 (ширина 17mm высота 11mm, длина 3350mm),
ремень SPZ-1280, (ширина 9,7mm высота 8mm, длина 1280mm).
Описание приводных ремней:
Классические клиновые ремни 5, Y/6, 8, Z/10, A/13, B/17, 20, C/22, 25, D/32, E/40
Ремни приводные клиновые нормальной прочности для промышленного применения, армированные синтетическим волокном. В разрезе имеют вид равнобедренной трапеции. Боковые поверхности ремня – являются рабочими. Приводные клиновые ремни вращаются в шкивах, форма которых в профиле также имеет вид трапеции. Клиновые ремни имеют оптимальные приводные свойства и способны использоваться в механизмах равномерной передачи мощности.
Таблица размера профиля ремня | |||||
Тип | Верхняя ширина (W),mm | Высота (T),mm | Эскиз | Вес ремня (кг/погонный метр) | Угол клина |
Z | 10 | 6 | 0,065 | 40° | |
A | 13 | 8 | 0,112 | ||
B | 17 | 11 | 0,198 | ||
C | 22 | 14 | 0,330 | ||
D | 32 | 20 | 0,675 | ||
E | 40 | 25 | 1,030 |
Узкие клиновые ремни 3V/9N, 5V/15N, 8V/25N, SPB, SPC, SPZ, SPA
Ремни клиновые стандарта RMA/MPTA общепромышленного применения. Узкие клиновые ремни имеют в сечении более удлиненные боковые стороны, чем классические клиновые ремни. Это основное отличие и позволяет передавать более высокие мощности, чем классические клиновые ремни. Поэтому узкие клиновые ремни применяются в машиностроении и в тяжелом машиностроении.
Таблица размера профиля ремня | |||||
Тип | Верхняя ширина (W),mm | Высота (T),mm | Эскиз | Вес ремня (кг/погонный метр) | Угол клина |
SPZ | 9.7 | 8 | 0,070 | 40° | |
SPА | 12.7 | 10 | 0,119 | ||
SPB | 16.3 | 13 | 0,194 | ||
SPC | 22 | 18 | 0,360 | ||
3V | 9.5 | 8 | |||
5V | 16 | 13.5 | |||
8V | 25.5 | 23 |
Ремни с фасонным зубом XPZ, XPA, XPB, XPC, 3VX, 5VX
Ремни клиновые для промышленного применения повышенной прочности с капроновым кордом. За счет специального профилирования имеет повышенную гибкость.
Таблица размера профиля ремня | |||||
профиль | Z | A | B | C | D |
X | 22mm | 30mm | 40mm | 58mm | 75mm |
Вариаторные ремни RMA/MPTA
Вариаторные ремни американского стандарта RMA/MPTA
Вариаторные ремни RMA/MPTA
Вариаторные ремни европейского стандарта (ISO). Нарезные вариаторные приводные ремни обладают высокой гибкостью по ходу движения, устойчивы против износа и соскальзывания.
Многорядные клиновые ремни (Многоручьевые приводные ремни) 3V9J, 5V15J, 8V25J
Совмещенные (многорядные) клиновые ремни на 3, 5 и 8 рядов используются в высоконагруженных передачах для передачи больших мощностей. Хорошо работают при повышенной вибрации, когда одиночные клиновые приводные ремни переворачиваются или соскакивают из пазов шкивов. В основном многорядные клиновые ремни применяются при высоких ударных нагрузках, в приводах вертикальных валов и при передаче движения на большие растояния.
Двусторонние зубчатые ремни профиля M и L D5M-D8M-D14M-T5D-T10D, DXL-DL-DH
Двусторонние зубчатые ремни профиля M и L. Двойные вариаторные приводные ремни имеют фасонные зубья с обеих сторон Это позволяет улучшить теплоотдачу, что значительно снижает температуру ремня. Используются в упаковочных, полиграфических и других машинах специального назначения.
Ремни зубчатые серии HTD – профили М и S-M 14M-20M-S3M-S5M-S8M-S14M, 3M-5M-8M
Ремни зубчатые серии HTD – профили М и S-M. Применяются для передачи большой мощности. За счет круглого профиля зуба имеют большой ресурс работы.
Ремни зубчатые серии ZR H-XH-XXH, MXL-XL-L
Ремни зубчатые серии ZR. Наиболее распространенные в машиностроении зубчатые ремни. Широко используются в пищевой и табачной промышленности в упаковочных машинах и технологических линиях.
Зубчатые ремни серии ZRM T2.5-T5-T10
Зубчатые ремни серии ZRM. Используются в скоростных упаковочных, полиграфических и других машинах специального назначения. Выпускаются так же в виде ленты с теми же профилями и обозначаются АТ2.5, АТ5, АТ10 соответственно.
Поликлиновые приводные ремни PH, PJ, PK, PL, PM
Поликлиновые приводные ремни отличаются от клиновых приводных ремней низким профилем и наличием нескольких продольных ребер (клиньев). Поликлиновые приводные ремни обладают повышенной гибкостью, пониженным теплообразованием и повышенным сопротивлением к образованию трещин за счет конструкции с усеченным профилем клинового сечения.Эти приводные ремни надежно сцепляются со шкивом и обладают высоким запасом мощности. Эти приводные ремни создают низкий уровень шума и вибрации, устойчивы к резким изменениям момента вращения и кратковременным перегрузкам. Поликлиновые приводные ремни способны работать при высоких скоростях вращения.
Плоские приводные ремни
Ремни зубчатые: разновидности и характеристики
Главная > Статьи > Ремни зубчатые: разновидности и характеристики
Наш интернет-магазин http://www.rti-msk.ru/ — дочерний ресурс компании «С-Агросервис», ведущего на Юге России поставщика резинотехнических изделий, предлагает купить ремни зубчатые в широком ассортименте оптом и в розницу.
Все предлагаемые ремни высокого качества, сертифицированы и отвечают техническим европейскими стандартам. Мы работает только с ведущими резинотехническими заводами России и Европы для того чтобы предложить Вам самый качественный товар.
Быстрая и удобная доставка, гибкая система скидок! Ваши зубчатые ремни- у нас!
Зубчатые ремни служат для передачи крутящего момента за счет зацепления. Зубчатые ремни постоянно используются в различных агрегатах, прежде всего, в приводах с точным позиционированием и большими передаваемыми мощностями.
Разновидности зубчатых ремней
Классификация зубчатых ремней очень широка. В зависимости от материала изготовления, конструкционных особенностей и параметров, каждая модель ремня имеет свою область применения и назначение.
Плоскозубчатые
Плоскозубчатые ремни чаще всего используются в автомобильном производстве.Их зубья могут быть выполнены в нескольких различных формах, в частности:
- трапециевидную, которая может быть как стандартной, так и широкой;
- полугруглую;
- а также сложную эвольвентную.
Такие компоненты являются наиболее популярными в результате свойств повышенной гибкости, высокого коэффициента полезного действия при функционировании в больших диапазонах передаваемых мощностей.
Кроме того, плоскозубчатые ремни имеют хороший показатель синхронности даже наиболее повышенных скоростях вращения валов.
Двухсторонние
Такие ремни используются в приводах и механизмах, работающих на высоких скоростях и больших крутящих моментах. Помимо прочего, они могут использоваться в приводах с противоположным ходом.
Приводные ремни с профилем HDT
Используются в двигателях с высоким моментом вращения. В результате того, что полукруглый профиль зубчика позволяет обеспечить наиболее эффективный показатель передачи мощности, ресурс эксплуатации таких ремешков значительно увеличивается. Такие ремни имеют несколько конфигураций, в частности, имеется в виду шаг между зубчиками.
С профилем STS/STD
Зубчатые элементы с таким профилем позволяют передавать от шкива к шкиву увеличенные крутящие моменты с высокой точностью передачи движения. Также следует отметить, что они обладают невысокой шумностью при эксплуатации и довольно-таки высоким ресурсом службы.
Достоинства зубчатых ремней
Широкое распространение зубчатых ремней обусловлено следующими их достоинствами: высокая нагрузочная способность; малые габариты; отсутствие скольжения ремня; возможность реализации больших передаточных отношений; высокие скоростные характеристики (до 50 м/с); низкий шум; высокий КПД (до 98%); широкий размерный ряд
- рабочий диапазон температур от – 20°С до 100°С;маслостойкость; озоностойкость; нечувствительность к погодным воздействиям.