- Система вентиляции и обогрева автомобиля, устройство, ремонт и обслуживание
- Принцип работы автомобильного отопителя
- Виды отопительных систем
- Конструкция штатных систем отопления
- Автономные отопители салона
- Обслуживание и ремонт отопительных систем легкового автотранспорта
- Устройство автомобилей
- Отопление кабины автомобиля «КамАЗ»
- Отопление салона автобусов
- Вентиляция кабины и салона
- Главная страница
- Дистанционное образование
- Специальности
- Учебные дисциплины
- Олимпиады и тесты
- Система отопления, вентиляции и кондиционирования автомобиля: Ваш личный климат погоде вопреки
- Устройство и принцип работы системы отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха HVAC
- Распределение температуры в салоне
- Устройство системы
- Как воздух попадает в салон
- Устройство и принцип работы автомобильной печки
- Рециркуляция воздуха
- Как происходит управление климатом
- Как работает система отопления и вентиляции автомобиля
- Стандартная система отопления
- Поток воздуха
- Отопитель (печка)
- Способы терморегуляции
- Система отопления с водяными клапанами
- Система отопления на основе смешивания воздуха
- Автомобили с воздушным охлаждением
Система вентиляции и обогрева автомобиля, устройство, ремонт и обслуживание
Тонкий металл кузова легковой машины или кабины грузовика моментально реагирует на колебания атмосферной температуры. Летом в салоне температура может повыситься до 40 – 50 градусов. Зимой температура в салоне или кабине отличается от наружного мороза на 2 -3 градуса.
Водители и пассажиры автотранспорта спасаются от летнего перегрева, включая кондиционер или открывая окна. Зимой обеспечить нормальную температуру в салоне может только система отопления автомобиля.
В климатических условиях России нормальная работа автомобильного отопителя актуальна две трети года.
Принцип работы автомобильного отопителя
В истории автомобиля существовали даже такие виды отопления салона, как компактные угольные и дровяные печи, газовые лампы. Позже для отопления использовались выхлопные газы.
Автомобилестроители практически отказались от водяного отопления салона, которое применялось в некоторых моделях пассажирских автобусов.
Нагретая вода, циркулирующая по трубопроводам под креслами и на стенах салона, быстро охлаждалась, отопительная система отличалась низким КПД.
Современные отопительные системы преимущественно используют жидкость охлаждения двигателя для обогрева салона, с ее помощью, нагретым и отфильтрованным атмосферным воздухом. Для принудительного забора воздуха используется вентилятор. Воздух нагревается теплоотдачей работающего автомобильного двигателя, интенсивность его подачи регулируется в ручном или автоматическом режиме.
Нормально функционирующий автомобильный отопитель, который водители называют просто «печкой», зимой нагревает воздух в салоне до 20 – 25 градусов тепла. Дополнительной функцией автомобильной печки становится прогрев запотевших или заледеневших стекол машины, оттаивание примерзших стеклоочистителей.
Виды отопительных систем
В общем виде автомобильные печки разделяют на штатные (установленные автопроизводителем) и дополнительные, которые владельцы машин устанавливают самостоятельно. У большинства иномарок автомобильный отопитель собран в едином блоке с кондиционером, составляя климатическую систему.
Конструкция штатных систем отопления
Стационарная система отопления автомобиля с двигателем внутреннего сгорания (дизельным или бензиновым), в качестве источника тепла использует рабочий нагрев мотора.
У большинства отопительных систем вентилятор забора воздуха и теплообменник (радиатор печки) устанавливаются перед перегородкой моторного отсека.
Отводящим и подводящим трубопроводами теплообменник соединен с системой охлаждения автомобильного двигателя. Атмосферный воздух, нагнетаемый вентилятором, при проходе через соты радиатора нагревается.
После этого подогретый воздух проходит через салонный фильтр и по трубопроводам подается на вентиляционные дефлекторы салона.
Система охлаждения двигателя
У различных моделей авто дефлекторы располагаются в центральной консоли, в центре и по бокам «торпедо», под лобовым стеклом, могут выходить в ногах задних пассажиров. Обычная температура работающего двигателя в 90 градусов обеспечивает нагрев воздуха, подаваемого в салон, до 30 – 35 градусов.
Важным качеством отопительной системы становится регулировка подачи теплого воздуха. Сила подачи воздуха регулируется поворотом регулятора или нажатием кнопки с пиктограммой вентилятора (у систем кондиционирования).
Ручные регулировки направления воздуха в стороны заслонками дефлектора очень приблизительны. Гораздо точнее работают регулировки климатических установок. После установки водителем нужной температуры в бортовом компьютере, блок управления климат-контроля по температурным датчикам через сервоприводы автоматически регулирует положение открытия или закрытия заслонок.
Устройство современного отопителя салона с кондиционером
Отопительные системы многих моделей авто могут использовать прямой и рециркуляционный режимы подачи нагретого воздуха. Режим рециркуляции работает при закрытой основной заслонке забора воздуха.
В такой позиции втяжной вентилятор отопительной системы использует только объем воздуха из салона.
При этом увеличивается температура воздуха, в салоне пропадают неприятные запахи дорожной пыли, автомобильных выхлопов.
Наиболее эффективно рециркуляционный режим работает в автоматических установках климат-контроля. Блок управления климатом, ориентируясь на показания газоанализаторов, автоматически включает режим рециркуляции при обнаружении вредных веществ в атмосферном воздухе. Так же автоматически режим рециркуляции отключается, если повышается процент углекислого газа в салоне от дыхания пассажиров.
Автономные отопители салона
Кроме функций отопления при включенном двигателе, в ряде случае необходимо обеспечить предварительный обогрев салона и прогрев двигателя. Для этого на грузовики и легковые модели устанавливают автономные отопители и предпусковые подогреватели. Среди качественных производителей автономных отопителей выделяются бренды Webasto, Eberspacher, российская марка «Планар».
Несмотря на недоверие владельцев легковых машин к автономным отопителям, польза такого прибора очевидна. При его применении не нужен холостой прогрев двигателя, что приносит значительную экономию горючего.
Используя дистанционное включение автономного обогревателя, водитель садится за руль в теплый салон с чистыми стеклами и готовыми к работе «дворниками».
Снижается износ мотора за счет отказа от холодного пуска с охлажденным маслом.
Чаще всего автономные обогреватели работают на основном топливе двигателя. Поэтому их модели разделяют на бензиновые, дизельные, газовые. По конструкции эти обогреватели подобны.
Все модели, собранные в отдельном компактном корпусе, используют:
- герметичную камеру сгорания;
- трубопровод подачи горючего от штатного топливного бака;
- нагнетатель воздуха;
- циркуляционный насос;
- теплообменник;
- свечу зажигания или накала;
- датчик перегрева;
- блок управления.
Бензиновые подогреватели воздуха для легковых машин более компактны. При мощности, достигающей 46 кВт, их можно установить под капотом автомобиля. Дизельные отопители и предпусковые жидкостные подогреватели двигателя для грузовиков отличаются большей мощностью (до 82 кВт) и размерами.
Электрический автономный обогреватель не использует автомобильное топливо, работает по принципу тепловентилятора. Отопительное устройство часто называют автофеном.
В герметичном керамическом корпусе установлены втяжной и вытяжной вентиляторы, электрическая спираль или керамические элементы, нагревающие воздух.
У автономного электрического фена, питающегося от аккумулятора через прикуриватель, мощность недостаточна, чтобы полноценно отапливать салон, поэтому его используют как дополнительный источник обогрева.
Стационарный электрический обогреватель подобной конструкции, работающий от бортовой электросети, стал основой отопительной системы электромобилей. Именно он обеспечивает тепловой комфорт в салоне, встроенный в блок климатической системы и дополненный обогревом всех кресел машины.
Обслуживание и ремонт отопительных систем легкового автотранспорта
Самостоятельное обслуживание отопительных систем легковых автомашин обычно сводится в замене салонного фильтра, который нужно менять через 7000 – 15000 километров пробега (в зависимости от запыленности местности, загазованности городской атмосферы). Процедура замены может быть довольно сложной, так как требует разборки перчаточного ящика или педалей управления.
Замена салонного как и воздушного фильтров рекомендуется менять на реже одного раза в 15 тыс.км.
Типичные неисправности печки обычно проявляются одновременно с ухудшением работы охлаждения двигателя и связаны с засорением радиаторов грязью, пылью, тополиным пухом.
Самостоятельная очистка радиаторов грубыми механическими способами не рекомендуется, так как тонкий металл теплообменника легко повредить. При обращении в автосервис механики очищают радиаторы сжатым воздухом или водной струей с соблюдением максимально возможных давлений.
При более сложных поломках штатного или автономного отопителя лучше воспользоваться помощью квалифицированных специалистов.
Ремонт отопительной системы может потребовать замену:
- радиатора (при механическом износе сот, течах антифриза);
- крыльчатки или электродвигателя вентилятора;
- патрубков и тройников;
- элементов электрической схемы управления (резисторов, контроллеров, термодатчиков);
- микроредукторов приводов заслонок;
- кранов отопителя;
- сервоприводов воздушных заслонок;
- клапанов рециркуляции;
- переключателей режимов работы.
Все демонтажные и монтажные работы с отопительной системой нужно проводить по технологическим картам производителя. Ремонт требует точной диагностики, знания расположения узлов системы, методов разборки и сборки. Квалифицированные автосервисы одновременно с ремонтом печки проводят дезинфекцию салона и воздушных вентиляционных каналов, промывают радиатор.
Устройство автомобилей
Вентиляция и отопление кузова предназначены для регулирования воздухообмена и температуры воздуха в салоне (кабине) автомобиля. При этом предусматривается система, препятствующая запотеванию и обмерзанию стекол. Многие современные автомобили, особенно легковые, оборудуются системами кондиционирования воздуха и системами «климат-контроль», позволяющими водителю и пассажиру чувствовать себя в таком автомобиле комфортно при любых погодных условиях.
Устройство систем отопления различных типов кузовов и кабин рассмотрим на примере конкретных марок отечественных автомобилей.
Отопление кабины автомобиля «КамАЗ»
Отопление кабины грузового автомобиля марки «КамАЗ» – жидкостное, от системы охлаждения двигателя, с принудительной подачей воздуха. В него входят радиатор 27 отопителя (рис.
1), вентиляторы, воздухораспределитель 25, кран 30, подводящие патрубки 11, 12, 28 и 29 и привод управления 18.
Радиатор 27 отопителя размещается в нише панели передка с внешней стороны кабины, а два рабочих колеса 9 вентилятора центробежного типа с воздухораспределителем 25 – на панели передка внутренней стороны и закрыты пластмассовым кожухом 10.
Горячая жидкость поступает из рубашки охлаждения головки блока цилиндров 13 по подводящим патрубкам 11, 12, 29 через кран 30, который расположен на передней панели 32 кабины рядом с радиатором.
По подводящему патрубку 28 горячая жидкость из системы охлаждения двигателя поступает в нижнюю часть радиатора отопителя, где отдает тепло для обогрева салона и по сливному патрубку из верхней части радиатора направляется во всасывающую полость жидкостного насоса системы охлаждения двигателя.
Читайте также: Классификация моторных масел sae, подбираем правильные масла
Кран отопителя регулирует количество поступающей в радиатор жидкости из системы охлаждения двигателя и приводится в действие гибкой тягой 5 от верхнего рычага 19 на щитке привода 18 под панелью приборов слева от водителя.
При крайнем левом положении рычага кран полностью перекрыт и жидкость из системы охлаждения в радиатор отопителя не поступает – отопление выключено.
При перемещении рычага 19 вправо количество подаваемой в радиатор жидкости увеличивается.
Наружный воздух через решетку облицовочной панели кабины поступает к радиатору отопителя, нагревается и вентилятором через воздухораспределители подается по шлангам 24 к соплам 23 обдува ветрового стекла, к вращающимся дефлекторам 16 на панели приборов и при поднятой заслонке 26 распределителя к ногам водителя и пассажиров. Вращающиеся дефлекторы 16 позволяют направлять воздушный поток на окна дверей, на водителя, пассажиров или дополнительно на ветровое стекло.
Заслонки воздухораспределителя приводятся в действие гибкими тягами от двух нижних рычагов 20 на щитке привода. Мощность воздушного потока, поступающего через радиатор отопителя в кабину (салон), регулируется переключением частоты вращения электродвигателя вентиляторов.
Устройство и принцип действия отопителя салона легкового автомобиля марки «ВАЗ» (рис. 2) аналогичен вышеописанному. Воздух поступает к радиатору отопителя через коробку 8 воздухопритока, а в нее снаружи через продольные отверстия воздухозаборной решетки капота.
Крышка 3 воздухопритока, управляемая рукояткой 17, позволяет регулировать количество поступающего воздуха. Принудительное нагнетание воздуха обеспечивается вентилятором осевого или центробежного типа. Количество поступающей в радиатор отопителя жидкости регулируется краном 9, который управляется рычагом 18.
Воздух поступает в салон через верхние поворотные дефлекторы 1 и воздухопроводы 2, 14. При воздействии на рычаг 15 закрывается или приоткрывается крышка 10 воздухораспределителя, при этом воздух целиком поступает через дефлекторы 1 (при закрытой крышке) или частично через воздухопровод 14 к ногам водителя и пассажиров (при открытой крышке).
Принципиальная схема работы отопителя приведена на рисунке ниже.
При использовании системы отопления следует учитывать, что в современных автомобилях забор воздуха, проходящего через радиатор отопителя, может осуществляться из внешней среды за пределами кузова, или из внутреннего объема кузова.
В последнем случае прогрев воздуха в салоне (кабине) будет более интенсивным, но при этом возможно запотевание стекол автомобиля, поскольку воздух внутри салона имеет повышенную влажность из-за дыхания находящихся в нем водителя и пассажиров, и конденсат оседает на стеклах, лишая их прозрачности.
Чтобы избавиться от запотевания стекол следует переключиться на воздухозабор извне салона, или приоткрыть стекла (вентиляционный люк) в кабине или салоне автомобиля.
Отопление салона автобусов
Отопление салона автобусов осуществляется с помощью калориферной системы, в которой теплый воздух поступает от радиатора системы охлаждения двигателя в отопительные каналы кузова и далее в салон и кабину водителя.
Кроме системы обогрева салона, зависимой от системы отопления двигателя, в современных автобусах применяются автономные (независимые) и конвекторные (встроенные) отопители салонов. Автономные модели бывают жидкостные или (чаще) воздушные.
Они способны нагревать кабину автомобиля или салон автобуса независимо от работы двигателя. Конвекторный тип обогревателя применяется перед включением двигателя и используется, не запуская его, для предварительного подогрева.
Воздушный отопитель представляют собой камеру, где сгорает топливо (газ, бензин или дизельное). Отопитель устанавливается внутри салона автобуса или вне его, а для того, чтобы угарный газ, выделяемый в результате работы агрегата, не проникал в салон, его отводят наружу.
Забор холодного воздуха может осуществляться с улицы или непосредственно из салона.
Принцип работы отопителя достаточно прост – через нагретую камеру, где сгорает топливо или пластинчатый теплообменник, имеющий повышенную теплоотдачу (по типу радиаторов в доме) проходит нагнетаемый вентилятором воздух.
При этом теплообменник отдает ему свое тепло и на выходе из отопителя дует горячий воздух.
Современные конструкции обогревателей салонов автобусов создаются с учетом требований комфорта и безопасности, при этом они способны обогревать салон автобуса, даже если откажет двигатель.
Вентиляция кабины и салона
Вентиляция кабины грузового автомобиля «КамАЗ» осуществляется с помощью поворотных форточек, опускных стекол дверей и вентиляционного люка крыши (естественная вентиляция). Вентиляционный люк 5 (рис.
3) может иметь четыре фиксированных положения, создавая или нагнетающую, или эжекционную вентиляцию. Возможна вентиляция через систему отопления летом при отключенном кране отопителя.
С помощью вентиляторов отопителя можно создать принудительную вентиляцию в кабине.
Легковые автомобили имеют естественную приточную и вытяжную вентиляцию салона кузова. Естественная вентиляция происходит при опускании стекол дверей и открывании поворотных форточек в окнах дверей (при наличии).
Приточная вентиляция осуществляется через воздухозаборник 1 и систему отопления, а вытяжная – через отверстия 3 на боковинах кузова и перфорированную облицовку 2 внутренней поверхности крыши.
Системы вентиляции кузова современных легковых автомобилей оснащаются фильтрами для очистки поступающего в салон воздуха.
- Вентиляция салона кузова автобуса осуществляется с помощью системы отопления, открывающихся боковых окон, вентиляционных люков 5, расположенных в крыше, и воздухозаборника 4, расположенного под козырьком передней части автобуса.
- ***
- Защита кузова от коррозии
Главная страница
Дистанционное образование
Специальности
Учебные дисциплины
Олимпиады и тесты
Система отопления, вентиляции и кондиционирования автомобиля: Ваш личный климат погоде вопреки
Салон автомобиля – именно то место, где любому автовладельцу должно быть в первую очередь комфортно. Ведь, как ни крути, это индивидуальное средство передвижения, а не сидение в автобусе.
Поэтому каждый уважающий себя автомобилист непременно следит за чистотой, добавляет полезные аксессуары и приятные мелочи…
Но если в разгар зимы в машине холодно, как за бортом, все усилия меркнут – никакая, даже самая теплая и пушистая «меховушка» не заменит неработающую печку и не принесет желанного уюта.
О том, как избежать в салоне чрезмерной жары летом и внеплановых морозов зимой, поддерживая в исправности систему отопления, вентиляции и кондиционирования, поговорим в данной статье.
Автомобили, в зависимости от модели и комплектации, могут быть оборудованы только системой отопления и вентиляции либо дополнены системой кондиционирования.
Система отопления, вентиляции и кондиционирования представляет собой единую систему, которая предназначена для обеспечения комфортной температуры и циркуляции воздуха в салоне при любых погодных условиях. Несмотря на то, что по сути это одна система, рассмотрим принцип работы каждой из составляющих в отдельности.
Система отопления салона преимущественно используется для обогрева в холодное время года. В качестве охлаждающей жидкости, как правило, служит антифриз (или тосол), который циркулирует по системе охлаждения и в нужный момент начинает поступать в радиатор отопителя.
Это происходит за счет поворота специального рычага, меняющего положение заслонки: в закрытом состоянии теплоноситель минует радиатор, а в открытом проходит через него уже в горячем виде.
Когда радиатор становится нагретым, включается вентилятор, работающий на охлаждение и передающий тепло в салон через воздуховоды. Они расположены на передней панели, подведены к решеткам обдува лобового и боковых стекол и к отверстиям для подачи воздуха к ногам.
В зависимости от модели автомобиля воздуховоды также могут быть выведены к заднему сиденью в режимах «на пассажира» и «в ноги» (возможна различная регулировка направления воздуха).
За циркуляцию и очистку воздуха в салоне отвечает система вентиляции. Из подкапотного пространства воздух пропускается через специальные фильтры, очищается и передается в салон, при этом его температура не меняется. Интенсивность подачи устанавливается вращением вентилятора.
Выходит воздух с помощью клапанов, закрывающих отверстия в боковинах багажника. Для управления потоками в салоне также используются заслонки, меняющие положение и открывающие либо предотвращающие забор наружного воздуха.
В случае необходимости включается режим рециркуляции, когда заслонки закрываются, и воздух в салоне начинает двигаться без поступления снаружи – эта функция особенно полезна при движении по задымленным или запыленным участкам дороги.
Таким образом, система вентиляции обеспечивает циркуляцию воздушных потоков, поддерживая свежесть, чистоту и достаточную влажность (чтобы избежать запотевания стекол, к примеру, в дождь).
Читайте также: Volkswagen id.3, обзор, характеристики, комплектации, стоимость в Европе, начало продаж, плюсы и минусы электрокара
Наконец, в некоторых автомобилях установлена система кондиционирования. Ее главная задача – охлаждать воздух в салоне, избавляя водителя и пассажиров от изнуряющей жары в теплое время года.
Функционально она может быть представлена в виде обычного кондиционера или системы климат-контроля, создающей микроклимат в машине и поддерживающей постоянную температуру вне зависимости от погоды за бортом.
В состав системы кондиционирования входят компрессор, конденсатор, ресивер-осушитель, термовентиль и регулирующие клапаны. Компрессор кондиционера сжимает поступающий хладагент (как правило, фреон), который изначально находится в виде газа под довольно небольшим давлением, но после выхода из компрессора его давление и температура сильно увеличиваются.
В таком состоянии хладагент подается в конденсатор (радиатор кондиционера), расположенный перед радиатором охлаждения двигателя, там обдувается воздухом и конденсирует или, иными словами, превращается в жидкость.
Далее он перетекает в ресивер-осушитель, снабженный фильтрами для очистки, избавляется от примесей и грязи и подступает к терморегулирующему клапану (вентилю), на выходе из которого резко охлаждается за счет сильного снижения давления и температуры.
Так, снова в виде газа фреон попадает в испаритель, расположенный в отопителе, и благодаря вентилятору испаряется и через воздуховоды подается в салон. При этом движение хладагента по трубопроводам регулируется специальными клапанами, а уровень давления отслеживается с помощью датчика, установленного между компрессором и конденсатором.
Итак, исправность системы отопления, вентиляции и кондиционирования автомобиля проверяется главным образом во время технического обслуживания, когда происходит замена, заправка или дозаправка всех изношенных элементов. Разумеется, вопросы диагностики лучше делегировать квалифицированным специалистам, однако есть важные параметры, которые легко отслеживать самостоятельно.
- Уровень охлаждающей жидкости: должен не опускаться ниже минимального значения и в то же время не превышать максимальное. При слишком малом количестве антифриза двигатель перегревается, а при чрезмерном возможны повреждения расширительного бачка.
- Загрязнение радиатора: со временем он засоряется и покрывается грязью, накипью и ржавчиной. Проверить это возможно при прогретом двигателе – нижняя часть останется холодной.
- Герметичность радиатора: можно диагностировать самостоятельно, заполнив водой и создав необходимое давление. Если обнаруживается течь, ее устраняют пайкой (когда размеры небольшие), либо меняют радиатор. Нелишним будет проверить герметичность пробки радиатора, повреждение которой также может вызвать утечку.
- Натяжка приводного ремня: неправильная регулировка чревата проскальзыванием или пробуксовкой, что в любом случае сказывается на работе всей системы и неминуемо ведет к преждевременному износу или даже обрыву.
- Исправность салонного фильтра: от степени загрязненности напрямую зависит качество очистки воздуха и микроклимат внутри автомобиля. Выявить подлежащий замене фильтр несложно: в салон будут проникать лишние запахи с улицы, стекла могут запотевать и покрываться пылью и грязью изнутри. Однако лучшим способом проверки является время/пробег использования: фильтры – расходные материалы и должны меняться не реже, чем при переходе из одного сезона в другой.
В целом, чтобы предотвратить практически любую неисправность системы отопления, вентиляции и кондиционирования, достаточно соблюдать регламент технического обслуживания автомобиля и регулярно мониторить значения указателя температуры на приборной панели.
И, конечно, быть внимательным при эксплуатации машины: подтеки под днищем и на двигателе, белый дым при прогреве, специфический запах охлаждающей жидкости, светлая пена в масляном щупе – все это сигнализирует о том, что пора ехать в сервисный центр или пытаться устранить неполадку своими руками.
Так или иначе, от правильно функционирующей системы отопления, вентиляции и кондиционирования зависит не только Ваш комфорт, но и здоровье, а в некоторых случаях – безопасность.
IXORA рекомендует радиаторы Nissens: Основанная в Дании в начале прошлого века, сегодня компания Nissens прочно занимает лидирующие позиции в производстве и реализации автомобильных радиаторов по всему миру.
Благодаря двойным пластинам радиаторы Nissens обеспечивают оптимальный воздушный поток для более быстрого охлаждения жидкости.
А специальные силиконовые прокладки, которыми комплектуется каждое изделие, отличаются гибкостью, упругостью и надежно защищают от воздействий тосола и антифриза.
Расширительные бачки выполнены из высокопрочного материала, сохраняющего свои свойства даже при резких и значительных скачках температуры. Кроме того, уровень качества радиаторов Nissens подтверждается многочисленными тестами, проводимыми в режиме реальной эксплуатации автомобиля.
Наиболее популярные модели авторадиаторов Nissens представлены в таблице ниже. Весь ассортимент комплектующих можно найти в разделе каталогов запчастей.
Наиболее популярные модели авторадиаторов NissensПроизводительНаименование деталиНомер деталиПрименяемость*
* Применяемость деталей конкретно для Вашего автомобиля уточняйте у менеджеров по телефону: 8 800 555-43-85 (звонок по России бесплатный).
NISSENS | Радиатор отопителя | 73962 | AUDI A3 1996-2003, VW Polo 1994-2001, VW Golf 1991-2005 |
NISSENS | Радиатор кондиционера | 940012 | SUZUKI Grand Vitara 2005-> |
NISSENS | Радиатор кондиционера | 940057 | SUZUKI Swift 2004-> |
NISSENS | Радиатор кондиционера | 940093 | AUDI A1 2010->, SKODA Rapid 2012->, VW Polo 2012-> |
NISSENS | Радиатор кондиционера | 940140 | HONDA CR-V 2007-2012 |
NISSENS | Радиатор кондиционера | 940157 | VW Touareg 2010-> |
NISSENS | Радиатор кондиционера | 940166 | MITSUBISHI Pajero IV 2006-> |
NISSENS | Радиатор кондиционера | 940243 | HYUNDAI Solyris 2010->, KIA Rio 2010-> |
NISSENS | Радиатор кондиционера | 940262 | LADA Largus 2012->, RENAULT Logan 2004-> |
NISSENS | Радиатор кондиционера | 94452 | HYUNDAI Accent ТАГАЗ 2003-> |
NISSENS | Радиатор кондиционера | 94628 | SKODA Roomster 2006->, VW Polo 2002-2009 |
NISSENS | Радиатор кондиционера | 94664 | FORD Torneo 2002->, FORD Tranzit 2002-> |
NISSENS | Радиатор кондиционера | 94684 | AUDI A3 1996-2003, VW Polo 1994-2001, VW Golf 1991-2005 |
NISSENS | Радиатор кондиционера | 94826 | CITROEN Berlingo 2009->, PEUGEOT Partner 2009-> |
- Все перечисленные бренды, а также широчайший ассортимент любых других
- деталей и запчастей Вы всегда можете найти в сети магазиновIXORA.
- Получить профессиональную консультацию при подборе товара и подробную информацию по всем интересующим Вас вопросам можно, позвонив по телефону – 8 800 555-43-85 (звонок по России бесплатный).
Источник фото: article.autoua.net, bmwpost.ru, priorik.ru, klimat57.ru, union-fpg.ru.
Устройство и принцип работы системы отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха HVAC
Проблема поддержания комфортной температуры в салоне автомобиля возникла еще на заре автомобильной промышленности. Для того чтобы поддерживать тепло, автомобилисты применяли компактные дровяные и угольные печи, газовые лампы.
Для отопления использовались даже выхлопные газы. Но по мере развития технологий стали появляться более удобные и безопасные системы, способные обеспечить комфортный климат во время поездки.
Сегодня эту функцию выполняет система вентиляции, отопления и кондиционирования автомобиля – HVAC.
Распределение температуры в салоне
В жаркие дни кузов автомобиля сильно нагревается на солнце. Из-за этого температура воздуха в салоне значительно повышается.
Если температура на улице достигает 30 градусов, то внутри автомобиля показатели могут подниматься до 50 градусов. При этом самые нагретые слои воздушных масс оказываются в зоне, расположенной ближе к потолку.
Это вызывает усиленное потоотделение, повышение кровяного давления и чрезмерный перегрев зоны головы водителя.
Чтобы создать наиболее благоприятные условия для поездки, необходимо обеспечить обратную схему распределения температур: когда воздух в районе головы немного прохладнее, чем в ногах водителя. Обеспечить такой прогрев поможет система HVAC.
Устройство системы
Модуль HVAC (Heating Ventilation Air-Conditioning) включает в себя сразу три отдельных устройства. Это системы отопления, вентиляции и кондиционирования. Основная функция каждой из них – поддерживать комфортные условия и температуру воздуха в салоне транспортного средства.
Выбор той или иной системы обуславливается климатическими условиями: в холодное время года задействуется система отопления, в жаркие дни в автомобиле включается кондиционер. Для того чтобы воздух внутри оставался свежим, применяется вентиляция.
Система отопления в автомобиле включает в себя:
- отопитель смешивающего типа;
- центробежный вентилятор;
- направляющие каналы с заслонками.
. Еще по теме: Поворотный кулак – устройство, неисправности, замена
Потоки нагретого воздуха направляются на лобовое и боковые стекла, а также на лицо и ноги водителя и пассажира, сидящего спереди. В некоторых автомобилях также устанавливаются воздуховоды для задних пассажиров. Дополнительно используются электрические устройства для обогрева заднего и ветрового стекол.
Система вентиляции помогает охлаждать и очищать воздух в автомобиле. При работе вентиляции задействуются основные элементы отопительной системы. Дополнительно применяются фильтры очистки, задерживающие пыль и улавливающие посторонние запахи.
Наконец, система кондиционирования способна охлаждать воздух и уменьшать влажность в салоне машины. Для этих целей используется автомобильный кондиционер.
Система HVAC позволяет не только обеспечить комфортную температуру, но и необходимую видимость, когда стекла автомобиля могут замерзать или запотевать.
Как воздух попадает в салон
Для обогрева, кондиционирования или вентиляции салона используется воздух, поступающий внутрь во время движения автомобиля через предусмотренное для этого входное отверстие. В данной области создается высокое давление, позволяющее воздуху поступать дальше в воздуховод, а затем в отопитель.
Если воздух используется для вентиляции, то его дополнительный нагрев не осуществляется: через дефлекторы на центральной панели он поступает в салон. Воздух, поступающий снаружи, проходит предварительную очистку в салонном фильтре, также устанавливаемом в модуле HVAC.
Устройство и принцип работы автомобильной печки
Отопление салона происходит с помощью жидкости, охлаждающей двигатель. Она забирает тепло у работающего мотора и, проходя через радиатор, переносит его в салон автомобиля.
Конструкция автомобильного отопителя, более известного как «печка», состоит из нескольких основных элементов:
- радиатора;
- патрубков для циркуляции охлаждающей жидкости;
- регулятора потока жидкости;
- воздуховодов;
- заслонок;
- вентилятора.
Радиатор отопления находится за приборной панелью. К устройству присоединены две трубки, передающие внутрь охлаждающую жидкость. Ее циркуляцию по системам охлаждения автомобиля и обогрева салона обеспечивает помпа.
. Еще по теме: Honda объявила об интеграции с Android Auto для Gold Wing
Как только мотор нагревается, антифриз забирает исходящее от него тепло. Далее нагретая жидкость попадает в радиатор печки, нагревая его как батарею. Одновременно с этим вентилятор отопителя прогоняет холодный воздух.
В системе вновь происходит теплообмен: нагретый воздух проходит дальше в салон, а более холодные массы охлаждают радиатор и антифриз. Далее охлаждающая жидкость снова поступает к двигателю, и цикл повторяется заново.
В салоне водитель регулирует направление нагретых потоков с помощью переключения заслонок. Тепло может быть направлено на лицо или ноги автомобилиста, а также на лобовое стекло машины.
Если включить печку при непрогретом двигателе, это приведет к дополнительному охлаждению системы. Также увеличится влажность воздуха в салоне, стекла начнут запотевать. Поэтому отопитель важно включать только после того, как охлаждающая жидкость нагреется минимум до 50 градусов.
Рециркуляция воздуха
Воздушная система автомобиля может забирать воздух не только с улицы, но и из салона автомобиля. Далее воздушные массы охлаждаются с помощью климатической установки и вновь подаются в салон через воздуховоды. Данный процесс называется рециркуляцией воздуха.
Активировать рециркуляцию можно с помощью кнопки или переключателя, находящегося на приборной панели автомобиля.
Режим рециркуляции позволяет быстрее понизить температуру в салоне, чем при заборе воздуха с улицы. Салонный воздух неоднократно проходит через охлаждающую установку, с каждым разом охлаждаясь все больше и больше. По такому же принципу может происходить и прогрев автомобиля.
Рециркуляция особенно важна для людей, чувствительных к дорожной пыли, цветочной пыльце и другим аллергенам, поступающим в салон извне. Также отключение подачи воздуха с улицы может стать необходимым, если впереди вас едет старый грузовик или другой автомобиль, от которого исходит неприятный запах.
Однако важно учесть, что рециркуляция полностью исключает воздухообмен с окружающей средой. Это значит, что водителю и пассажирам придется дышать ограниченным количеством воздуха.
Поэтому не рекомендуется использовать данный режим длительное время. Специалисты советуют ограничиться 15-минутным интервалом.
После этого необходимо подключить подачу воздуха извне, либо открыть окна в автомобиле.
. Еще по теме: Как правильно хранить шины
Как происходит управление климатом
Управлять нагревом или охлаждением воздуха в салоне автомобиля водитель может с помощью ручной установки режимов, подключения кондиционера.
В более современных транспортных средствах заданную температуру внутри машины поддерживает система климат-контроля. Устройство объединяет кондиционер, блоки отопителя и систему подачи нагретого или охлажденного воздуха.
Управление климат-контролем осуществляется с помощью датчиков, установленных в салоне и на отдельных элементах системы.
Например, простейшая климатическая установка комплектуется минимальным набором датчиков, в число которых входят:
- сенсор, определяющий температуру воздуха на улице;
- датчик солнечной радиации, фиксирующий активность излучения;
- датчики температуры в салоне.
Система отопления, вентиляции и кондиционирования является одним из важных элементов, обеспечивающих комфорт водителя в любое время года.
В наиболее бюджетных транспортных средствах блок HVAC представлен только системой отопления и вентиляции воздуха. В большинстве автомобилей к их числу добавляется кондиционер.
Наконец, современные модели комплектуются системой климат-контроля, который позволяет автоматически регулировать температуру внутри салона.
Как работает система отопления и вентиляции автомобиля
Современные автомобили сконструированы таким образом, что постоянный поток свежего воздуха обдувает салон, поддерживая нужную температуру даже с закрытыми окнами. Поступающий снаружи воздух может нагреваться двигателем, чтобы окна не запотевали.
Стандартная система отопления
Вентиляционная система современных автомобилей обеспечивает постоянный приток свежего воздуха и нагревает его при необходимости.
Поток воздуха
Воздух входит в большое отверстие, расположенное в передней части автомобиля. При движении в этой области создается давление, вталкивающее воздух в воздуховод. Затем воздух попадает в отопитель, который при необходимости нагревает его. Решетка для приема воздуха может располагаться в верхней части капота.
Воздух попадает в салон через отверстия, расположенные на приборной панели и в нижней части кузова. Вентиляторы можно повернуть так, чтобы они направляли потоки воздуха на водителя и пассажира, занимающего переднее сиденье.
В некоторых автомобилях предусмотрены вентиляторы, направляющие воздух на пассажиров, занимающих заднее сиденье.
Воздушный поток из отверстий в планке, расположенной в нижней части лобового стекла, препятствует его запотеванию. В более поздних моделях такая функция предусмотрена и для боковых стекол.
Во многих современных автомобилях воздуховоды снабжены клапанами, которые открываются и закрываются по необходимости.
В задней части корпуса предусмотрены выходные отверстия. При движении давление на них снижено, и воздух беспрепятственно выходит наружу.
Отопитель (печка)
В автомобилях с водяной системой охлаждения в корпус отопителя монтируется пучок труб. Получившийся небольшой радиатор принимает от двигателя горячую воду.
- Захваченный воздух согревается при прохождении сквозь пучок труб с горячей водой.
- В вентиляционной системе также присутствуют электровентиляторы, которые обеспечивают перемещение потоков воздуха, когда автомобиль стоит на месте или движется недостаточно быстро.
- Электровентиляторы могут работать в разных режимах в соответствии с потребностями водителя и пассажиров.
Способы терморегуляции
Система отопления с водяными клапанами
В отопителе с водяными клапанами воздух проходит сквозь пучок труб. Температура в пучке определяется количество проходящей сквозь него горячей воды.
Система отопления на основе смешивания воздуха
В системе на основе смешивания воздуха трубы нагреваются до определенной температуры, и теплый воздух смешивается с холодным за счет движения створки.
Температура, до которой нагревается воздух, определяется водяными клапанами или системой смешивания. Водяные клапаны часто встречаются в старых моделях.
Датчик температуры, расположенный на приборной доске, посылает сигнал крану, который регулирует количество горячей воды, подаваемой в трубы. Эта система медленно реагирует на изменения, поэтому установить точную температуру практически невозможно.
Трубы системы с воздушным отоплением нагреваются постоянно. Датчик температуры изменяет положение створки, которая смешивает уже нагретый воздух с холодным воздухом, захваченным извне.
- Зачастую такая система может подавать холодный воздух на вентилятор для обдува лобового стекла, даже если все остальные вентиляторы работают с теплым воздухом.
- Створки, контролирующие подачу воздуха в отопитель, можно запустить вручную, переключив рычаг, который находится на приборной панели и соединен со створками тросами.
- В дорогих автомобилях можно увидеть электронные элементы управления, которые получают информацию от датчиков, установленных рядом с входными отверстиями.
Автомобили с воздушным охлаждением
- В автомобилях с воздушной системой охлаждения двигателя воздух во внутреннем отопителе может согреваться при движении по охлаждающим ребрам рядом с горячим выпускным коллектором.
- Благодаря системе смешивания с термочувствительными клапанами воздух доводится до нужной температуры и поддерживает комфортную атмосферу в салоне.
- При необходимости воздух дополнительно подогревается с помощью устройства теплообмена, которое получает тепло при сжигании топлива.
В отличие от водяных систем, в воздушных системах теплообменник позволяет отопителю работать от двигателя. В остальном же способы распределения тепла идентичны.