- Манометры давления: технические характеристики, инструкция по изготовлению
- Манометры давления: технические характеристики, инструкция по изготовлению
- Технические параметры манометра
- Назначение
- Конструкция и принцип работы
- Разновидности
- На что обратить внимание при выборе?
- Руководство по изготовлению самодельного манометра
- Инструменты и материалы
- Алгоритм действий
- «Манометр давления для автомобиля с инжектором»
- Манометры для измерения давления
- Таблица соответствия манометров различных производителей
- Таблица подбора манометров
- Таблица перевода единиц измерения давления па мпа бар атм мм
- Манометр: конструкция прибора для измерения давления, его разновидности и особенности
- Разновидности систем для измерения давления
- Жидкостные системы измерения
- Электроконтактные приборы
- Образцовые измерители
- Специальные устройства
- Самопишущие приборы
- Судовые и железнодорожные
- Виды измерительных приборов
- Манометр ионизационный
- Как выбрать или изготовить самому манометр давления топлива?
- Назначение
- Конструкция и принцип действия
- Виды
- Параметры выбора
- Особенности настройки манометра
- Инструкция по изготовлению прибора своими руками
- Инструменты и материалы
- Этапы
- Цена вопроса
- Видео «Топливный измеритель своими руками для авто с инжектором»
- Паспорт и инструкция по эксплуатации манометров ТМ-10, ТВ-10, ТМВ-10
- Исполнение с передним фланцем (∅100 мм)
- Комплектность
- Свидетельство о приемке
- Гарантии изготовителя
- Методика поверки
- Условия хранения и транспортировки
- Условия эксплуатации
- Назначение и область применения
- Описание
- Эксплуатация и монтаж
Манометры давления: технические характеристики, инструкция по изготовлению
Манометры давления: технические характеристики, инструкция по изготовлению
Манометр: изучаем приспособление, учимся выбирать и делать своими руками
Для эффективной работы автомобиля нужно, чтобы исправно работали все его системы и узлы. Одно из ведущих мест занимает топливная система.
От качества ее работы зависит не только работа автомобиля, но и безопасность водителя и пассажиров. Чтобы избежать проблем, нужно следить за ее состоянием.
В статье рассматриваются манометры для измерения давления топлива, их технические характеристики.
Технические параметры манометра
С греческого языка манометр переводится как «разреженный» и «метр», то есть это прибор для измерения давления неплотных веществ: газов, жидкостей и т.д. Манометры относятся к средствам, с помощью которых можно произвести диагностику технического состояния автомобиля. Современные приборы могут быть механические, электронные и цифровые.
Измерительный прибор с насадками
Назначение
Порой во время движения автомобиль начинает дергаться, при нажатии на педаль газа глохнет, а иногда и вовсе не заводится. Причин такого поведения машины может быть множество. В первую очередь следует проверить давление топливной рампы. Понижение давления ниже допустимого приводит к неправильной работе силового агрегата.
Следит за техническим состоянием современного авто электронный блок управления (ЭБУ), но контроль над давлением топлива в рампе не входит в его функции.
Естественно, при значительном понижении система выдаст наличие проблемы по датчику, который контролирует объем кислорода в топливно-воздушной смеси.
Манометр для измерения давления топлива дает возможность оценить исправность топливной системы.
С его помощью проверяются такие элементы топливной системы как:
- бензонасос;
- топливные магистрали;
- регулятор давления;
- форсунки и др.
Преимуществом манометров является то, что они подключаются параллельно, поэтому не мешают работе топливной системы. Таким образом, показания можно снимать при работающем моторе (автор — Дмитрий Ефимов).
Конструкция и принцип работы
Наибольшее распространение среди приборов, измеряющих давление, получили пружинные манометры. Их преимуществом является простота устройства, надежность, хорошие технические характеристики и возможность измерять давление в широком диапазоне.
Конструкция пружинного манометра
В качестве чувствительного элемента в пружинном манометре выступает изогнутая трубка полая внутри. Она может иметь сечение в виде эллипсоида или овала. Под действием давления она деформируется. С одного конца трубка запаяна, а на втором находится штуцер, с помощью которого измеряется давление в среде. Запаянный конец трубки соединяется с передаточным механизмом.
В конструкцию прибора входит:
Чтобы исключить мертвый ход, между зубьями шестеренки и сектора установлена специальная пружина.
Измерительная шкала имеет градацию в паскалях или барах. Стрелка показывает значение избыточного давления среды, в которой выполняются измерения.
Принцип действия прибора простой. Внутрь трубки поступает давление от измеряемой среды. Под его действием трубка пытается выпрямиться, так как площади внутренней и внешней поверхности отличаются.
Свободный конец трубки движется, и благодаря передаточному механизму стрелка совершает поворот на определенный угол. Деформация трубки и измеряемое давление находятся в прямолинейной зависимости.
Поэтому стрелка при отклонении относительно шкалы манометра показывает значение давления.
Разновидности
Существует множество видов манометров для измерения как высокого, так и низкого давления, с разными техническими характеристиками. Одним из параметров, по которым различаются эти устройства, является класс точности. Чем меньше значение, тем более точный манометр. Наиболее точными являются цифровые.
По назначению манометры делятся на следующие виды:
- Общетехнические. Предназначены измерять давление в разных средах, в том числе с их помощью измеряют вакуумметрические и избыточные давления.
- Электроконтактные. Оснащены электросигнализацией, позволяющей выполнять регулировку измеряемой среды. Выпускаются двух типов: с микро выключателями и на основе электроконтактной приставки.
- Специальные. Применяются чтобы измерить давление различных газов. В зависимости от вида газа имеют определенный цвет корпуса и буквы в маркировке: кислородные (К)– голубые, ацетиленовые (Ац) — белые, аммиачные (А) – желтые, для измерения негорючих газов – черные, для горючих – красные.
Кислородный измерительный прибор
- Эталонные. Имеют высокий класс точности, поэтому используются для проверки, регулировки и испытаний других приборов измерения давления.
- Судовые. Используются на речном и морском транспорте.
- Железнодорожные. Используются на железно-дорожном транспорте.
- Самопишушие: оснащены механизмом, который позволяет на диаграммной бумаге чертить график работы прибора.
По принципу работы существуют следующие типы манометров:
- Поршневые. Состоят из цилиндра и вставленного внутрь поршня.
- Жидкостные. Их основу составляет трубка, наполненная жидкостью. Могут быть двух типов: с одной трубкой и с двумя. Вторые применяются для сравнения давления в двух средах.
- Деформационные. Основаны на деформации чувствительного элемента (пружины, сильфона, мембраны и др.), который деформируясь, воздействует на стрелку прибора.
- Пьезоэлектрические. Основаны на пьезоэффекте – при механическом воздействии появляется электрозаряд в кристалле кварца.
Различные типы манометров широко применяются в промышленности, быту и других областях народного хозяйства в зависимости от технических параметров.
На что обратить внимание при выборе?
Для диагностики неполадок в топливной системе нужно знать, какое давление топлива в разных местах системы. Проще всего пройти технический осмотр на СТО, где есть точные цифровые устройства. Но для этого нужно выделить время и деньги. Многие водители предпочитают этот прибор иметь в наборе своих инструментов, также как и механический манометр давления масла.
На авторынке и специализированных магазинах предлагается большой выбор манометров, с разными техническими характеристиками предназначенных выполнять измерения на автомобилях как отечественного, так и импортного производства.
Комплект для измерения
Заводские манометры имеют следующие преимущества:
- прибор покупается в комплекте, с которым идет множество адаптеров, позволяющих измерять давление топлива на автомобилях разных марок и моделей;
- на заводских приборах удобная шкала, которая точно показывает давление;
- продаются специальные приборы, измеряющие давление в топливных системах, оснащенных перепускным клапаном;
- заводские приборы позволяют снимать показания при различных режимах работы машины в отличие от манометров, изготовленных своими руками.
В настоящее время в ассортименте манометров имеются электронные и цифровые приборы для измерения и регулировки давления топливной системы, имеющие высокие технические характеристики. Электронные и цифровые манометры дают возможность получить самые точные показания, так как они улавливают даже самые незначительные изменения показателей давления.
Лучше покупать топливный измерительный прибор, у которого крупная удобочитаемая шкала, с пределом измерения — 5-6 кгс/кв. см. Обратить внимание следует на герметичность соединений, так как во время измерений при недостаточной герметичности капли топлива могут попасть на сильно разогретые детали мотора, что может стать причиной пожара.
Автомобильный топливный измеритель
Многие автолюбители используют для измерения и регулировки давления в топливной системе воздушные манометры, с помощью которых измеряют давление воздуха в автомобильных шинах.
Хотя принципы, которые лежат в основе обоих приборов, практически одинаковые, однако, измерения отличаются пределами значений.
Для топлива предел показателей находится в интервале от 5 до 7 атмосфер, для воздуха – в интервале от 16 до 20 атмосфер.
Поэтому при использовании воздушного измерительного прибора для измерения давления топлива будут получены результаты с большой погрешностью, так как стрелка не поднимется выше самых начальных значений. Регулировку при таких показаниях трудно выполнить правильно. Несмотря на это, самодельные топливные измерительные приборы изготавливаются из воздушных манометров.
Руководство по изготовлению самодельного манометра
Многие мастера на все руки считают, что не стоит тратить лишние деньги на покупку заводского манометра, так как его можно сделать своими руками.
Для того, чтобы самодельное устройство позволяло поучать как можно более точные данные, собирать его нужно крайне внимательно, не упуская ни одной мелочи.
Самодельные измерительные приборы
Инструменты и материалы
Для того, чтобы сконструировать самостоятельно прибор для измерения давления в топливной системе, необходимо приготовить следующие детали:
- Воздушный манометр, с помощью которого измеряют давление воздуха в автомобильных шинах. Он предпочтительнее топливного, так как его проще купить, и стоит он дешевле. Рекомендуется приобретать прибор, предназначенный для автомобилей ВАЗ, так как можно использовать как манометр давления масла, если открутить штуцер для бензина. Для измерения нужно шланг от изготовленного самостоятельно прибора прикрутить на место датчика масла.
- Переходник. С этой ролью с успехом справится обычный штуцер, у которого значение резьбы 7/16-20 UNF.
- Бензофильтр, подойдет для ВАЗа. Можно взять старый. Сам фильтр не нужен, понадобится только штуцер от него. Если б/у нет, то купить можно самый дешевый. Штуцер нужно отрезать, а концы рекомендуется немного развальцевать. Можно выточить штуцер своими руками.
- Соединитель топливной системы, имеющий форму буквы «Y».
- Четыре хомута.
- Бензиновый шланг. Чтобы изготовить измерительный прибор, нужно купить бензошнур длиной более метра.
Набор деталей для сборки
Купив все необходимые детали, можно приступать к изготовлению самодельного манометра.
Алгоритм действий
Изготовление манометра своими руками не представляет ничего сложного. Имея все детали, остается только все правильно собрать.
Сборка состоит из следующих шагов:
- Сначала топливный шнур нужно разрезать на три части.
- Затем к соединителю от топливной системы нужно присоединить топливный шланг. Для надежного соединения шланги крепятся с помощью хомутов. Места соединений, должны быть герметичными, не пропускающими воздух, иначе показания будут не точными.
- На один из концов бензошланга нужно присоединить прибор для измерения воздуха. Он также должен быть закреплен как можно плотнее. Для этого, как и раньше, используем хомут и штуцер.
Самодельный прибор в сборе
Топливный манометр собран, с его помощью можно измерять давление в топливной системе. Для этого один из свободных концов шланга нужно присоединить к входу топливной рампы, а второй — к выходу топливного фильтра.
Читайте также: Признаки неисправности датчика коленвала
При малейших подозрениях на неисправность в топливной системе, нужно:
- проверить регулятор давления топлива с манометром, который есть в наличие;
- измерить давление нулевой подачи;
- при выключении насоса, проводят проверку на исправность обратного клапана и РДТ в целом;
- гуляющая стрелка манометра при включенном двигателе может свидетельствовать о забитой сеточке бензонасоса.
Проверка топливно-эмульсионной системы
Таким образом, даже имея самодельный манометр, можно следить за исправностью автомобиля, оградив себя от неприятных сюрпризов в дороге. Следует регулярно проверять давление мала и топлива. Если показания не отвечают норме, нужно искать причину. При обнаружении малейших неисправностей их нужно сразу же устранять.
«Манометр давления для автомобиля с инжектором»
В этом от канала Автоэлектрика ВЧ демонстрируется, как изготовить самостоятельно устройство для измерения давления в инжекторной системе авто.
Манометры для измерения давления
Манометры для коммунальных нужд | Промышленные манометры | Для измерения низкого давления газа, напоромеры | Виброустойчивые манометры | Коррозионно стойкие виброустойчивые манометры | Электронтактные манометры ЭКМ | |
Изображение | ||||||
Название | ТМ-510-М2 | ТМ-110, ТМ-210, ТМ-310, ТМ-510, ТМ-610 | КМ-11, КМВ-22, КМ-22 | ТМ-320, ТМ-520, ТМ-620 | ТМ-121, ТМ-221, ТМ-321, ТМ-521, ТМ-621 | ТМ-510.05, ТМ-610.05 |
Цена | 380 руб. | 290…1660 руб. | 1315…2565 руб. | 645…2745 руб. | 990…4480 руб. | 1525, 2390 руб. |
Диаметр, мм | 100 | 40, 50, 63, 100, 150 | 63, 100 | 63, 100, 150 | 40, 50, 63, 100, 150 | 100, 150 |
Диапазон | 0…60 кгс | -1…1000 кгс | -12.5…60 кПа | 0…1000 кгс | -1…1000 кгс | 0…1000 кгс |
Нержавейка | – | – | Да | Да | Да | – |
Гидрозаполнение | – | – | – | да | да | – |
Резьба штуцера | М20×1,5 или G½; | М10×1 или G⅛; М12×1,5 или G¼; М20×1,5 или G½; | М12×1,5М20×1,5 или G½; | М12×1,5 или G¼; М20×1,5 или G½; | G⅛; G¼;М12×1,5 или G¼;М20×1,5 или G½; | М20×1,5 или G½; |
Штуцер | радиальный | радиальный или осевой | радиальный или осевой | радиальный или осевой | радиальный или осевой | радиальный |
Выбрать манометры можете в каталоге.
Рабочее давление манометра определяется по формуле Pраб. ниж.=0,25*Pmax Pраб. верх.=0,75*Pmax, т.е. рабочее давление находится в диапазоне 0,25%…0,75% от максимального значения манометра.
Манометры, вакуумметры и мановакуумметры показывающие предназначены для измерений избыточного и вакуумметрического давления жидкостей и газов. Принцип действия манометров основан на зависимости деформации чувствительного элемента от измеряемого давления. В качестве чувствительного элемента используется трубка Бурдона.
Под воздействием измеряемого давления свободный конец трубки перемещается и с помощью специального механизма вращает стрелку манометра.
Основным узлом манометров является трубчатая пружина.
При возрастании давления пружина разгибается, и перемещение её конца с помощью передаточного механизма преобразуется во вращение показывающей стрелки относительно шкалы циферблата манометра.
Измеряемое давление подается в трубчатую пружину через резьбовой штуцер. Шкалы давления приборов могут быть отградуированными в кПа, МПа, кгс/см2, бар.
Таблица соответствия манометров различных производителей
Росма | Метер | Манотомь | Wika |
ТМ-110 | – | ДМ 2018 | 111.10 |
ТМ-210 | ДМ 02-50 | ДМ 2029 | 111.10 |
ТМ-310 | ДМ 02-063 | МП2-У, МП2-УУ2, МП2 | 111.10 |
ТМ-510 | ДМ 02-100 | МП3-У, МП3-УУ2, МП3 | 111.10 |
ТМ-610 | ДМ 02-160 | МП4-У, МП4-УУ2, МП4 | 111.10 |
ТМ-810 | ДМ 02-250 | ДМ 8010 | 211.11 |
ТМ-510 IP54 | – | МП3-УУХЛ1 | |
ТМ-610 IP54 | – | МП4-УУХЛ1 | |
ТМ-610 МТИ | – | МПТИ | 312.20 |
ТМ-510.05 | ДМ 02-V | ДМ2010Сг, ДВ2010Сг, ДА2010Сг, ДМ2010Ф | |
ТМ-610.05 | ДМ 02-V | ДМ 2005Сг, ДМ2005Ф | |
ТМ-511 NH3 | МП3А-У | ||
ТМ-611 NH3 | – | МП4А-У | |
ТМ-320 | ДМ 93-063 | ДМ 8032-ВУ | 213.53.063 |
ТМ-520 | ДМ93-100 | ДМ 8008-ВУ, М-3ВУ | 213.53.100, 212.20.100 |
ТМ-621 NH3 | – | ДМ 8008А-ВУ | |
ТМ-221 | 131.11 | ||
ТМ-321 | ДМ90-063 | – | 232.50.063, 233.50.063 |
ТМ-521 | ДМ90-100 | МП3А-Кс, М-3ВУКс | 232.50.100, 233.50.100 |
ТМ-621 | ДМ90-160 | МП4А-Кс, М-4ВУКс | 232.50 |
ТМ-521.05 | – | – | PGS21.100 |
ТМ-621.05 | – | PGS23.160 | |
КМ-11 | НМ96-063 | 612.20 | |
КМ-22 | НМ96-100 | – | 612.20 |
Таблица подбора манометров
Росма | Диаметр,мм | Класс точности | Резьба штуцера | Степень защищенности | Материалкорпуса | Группы манометров |
ТМ-110 | 40 | 2,5 | G⅛, M10×1, NPT⅛ | IP40 | сталь | Стандартный |
ТМ-210 | 50 | 2,5 | М12×1,5 или G¼ | IP40 | сталь | Стандартный |
ТМ-310 | 63 | 2,5 | М12×1,5 или G¼ | IP40 | сталь | Стандартный |
ТМ-510 | 100 | 1,5 | М20×1,5 или G½ | IP40 | сталь | Стандартный |
ТМ-610 | 150 | 1,5 | М20×1,5 или G½ | IP40 | сталь | Стандартный |
ТМ-810 | 250 | 1,5 | М20×1,5 или G½ | IP40 | сталь | Котловой |
ТМ-510 IP54 | 100 | 1,5 | М20×1,5 или G½ | IP54 | сталь | Стандартныйисполнение IP54 |
ТМ-610 IP54 | 150 | 1,5 | М20×1,5 или G½ | IP54 | сталь | Стандартныйисполнение IP54 |
ТМ-610 МТИ | 150 | 0,4 … 1 | М20×1,5 или G½ | IP40 | сталь | Образцовый |
ТМ-510.05 | 100 | 1,5 | М20×1,5 или G½ | IP40 | сталь | Стандартныйэлектроконтактный |
ТМ-610.05 | 150 | 1,5 | М20×1,5 или G½ | IP40 | сталь | Стандартныйэлектроконтактный |
ТМ-511 NH3 | 100 | 1,5 | М20×1,5 или G½ | IP40 | хромированная сталь 10 | Аммиачный |
ТМ-611 NH3 | 150 | 1,5 | М20×1,5 или G½ | IP40 | хромированная сталь 10 | Аммиачный |
ТМ-320 | 63 | 1,5 | М12×1,5 или G¼ | IP65 | нержавеющая сталь | Виброустойчивый |
ТМ-520 | 100 | 1 | М20×1,5 или G½ | IP65 | нержавеющая сталь | Виброустойчивый |
ТМ-621 NH3 | 100 | 1 | М20×1,5 или G½ | IP65 | нержавеющая сталь | Аммиачныйкоррозионностойкий |
ТМ-221 | 50 | 2,5 | IP65 | IP65 | нержавеющая сталь | Коррозионностойкийвиброустойчивый |
ТМ-321 | 63 | 1,5 | М12×1,5 или G¼ | IP65 | нержавеющая сталь | Коррозионностойкийвиброустойчивый |
ТМ-521 | 100 | 1 | М20×1,5 или G½ | IP65 | нержавеющая сталь | Коррозионностойкийвиброустойчивый |
ТМ-621 | 150 | 1 | М20×1,5 или G½ | IP65 | нержавеющая сталь | Коррозионностойкийвиброустойчивый |
ТМ-521.05 | 100 | 1,5 | М20×1,5 | IP65 | нержавеющая сталь | Коррозионностойкийвиброустойчивыйэлектроконтактный |
ТМ-621.05 | 150 | 1,5 | М20×1,5 | IP65 | нержавеющая сталь | Коррозионностойкийвиброустойчивыйэлектроконтактный |
КМ-11 | 63 | 2,5 | М12×1,5 | IP40 | сталь | Напоромер(низких давлений газов) |
КМ-22 | 100 | 1,5 | М20×1,5 или G½ | IP40 | нержавеющая сталь | Напоромер(низких давлений газов) |
Таблица перевода единиц измерения давления па мпа бар атм мм
Па | кПа | МПа | кгc/cм2 | бар | физ. атм | мм.вод.ст. | мм.рт.ст. | psi | |
1 Па | 1 | 10-3 | 10-6 | 1,02*10-5 | 10-5 | 9,87*10-6 | 0,10 | 7,5*10-3 | 1,45*10-4 |
1 кПа | 103 | 1 | 10-3 | 1,02*10-2 | 10-2 | 9,87*10-3 | 101,97 | 7,50 | 0,14 |
1 МПа | 106 | 103 | 1 | 10,197 | 10 | 9,87 | 101971,6 | 7500,62 | 145,04 |
1 кгс/см2 | 98066,5 | 98,07 | 0,098 | 1 | 0,98 | 0,97 | 104 | 735,56 | 14,22 |
1 бар | 105 | 100 | 0,1 | 1,0197 | 1 | 0,99 | 10197,2 | 750,06 | 14,50 |
1 физ.атм. | 1,01 | 1,01 | 0,10 | 1,03 | 1,01 | 1 | 1,03 | 760 | 14,69 |
1 мм.вод.ст. | 9,81 | 9,81*10-3 | 9,81*10-6 | 10-4 | 9,81*10-5 | 9,68*10-5 | 1 | 7,36*10-2 | 1,42*10-3 |
1 мм.рт.ст. | 133,32 | 0,13 | 1,33*10-4 | 1,36*10-3 | 1,33*10-3 | 1,32*10-3 | 13,59 | 1 | 1,93*10-3 |
1 psi | 6894,76 | 6,89 | 6,89*10-3 | 7,03*10-2 | 6,89*10-2 | 6,80*10-2 | 703,07 | 51,71 | 1 |
Манометр: конструкция прибора для измерения давления, его разновидности и особенности
Очень часто в жизни, а особенно на производстве, приходится сталкиваться с таким прибором измерения, как манометр.
Манометр — это прибор для измерения избыточного давления. Из-за того, что эта величина может быть различной, приборы тоже имеют разновидности. Областей применения этих приборов очень много. Применяться они могут в металлургической промышленности, в любом механическом транспорте, жилищном и коммунальном хозяйстве, сельском хозяйстве, автомобилестроении и прочих отраслях.
В зависимости от того, для каких целей приборы используются, они подразделяются на различные типы. Самыми распространёнными являются манометры пружинные. Они имеют свои преимущества:
- Измерение величины в широком диапазоне.
- Хорошие технические характеристики.
- Надёжность.
- Простота устройства.
В пружинном манометре чувствительным элементом является полая внутри изогнутая трубка. Она может иметь сечение в виде овала или эллипсоида. Эта трубка деформируется под воздействием давления. Она запаяна с одной стороны, а с другой находится штуцер, при помощи которого измеряют величину в среде. Конец трубки, который запаян, соединяется с передаточным механизмом.
Конструкция прибора такова:
- Корпус.
- Стрелки прибора.
- Шестерёнки.
- Ось.
- Поводок.
- Зубчатый сектор.
Между зубьями сектора и шестерёнки устанавливается специальная пружина, которая необходима для того, чтобы исключить мёртвый ход.
Измерительная шкала представлена в Барах или Паскалях. Стрелка показывает избыточное давление той среды, в которой проводится замер.
Принцип действия очень прост. Давление от измеряемой среды поступает внутрь трубки. Под его воздействием трубка пытается выровняться, так как площадь внешней и внутренней поверхностей имеет разную величину.
Свободный конец трубки совершает движение, при этом стрелка поворачивается на определённый угол благодаря передаточному механизму. Измеряемая величина и деформация трубки находятся в прямолинейной зависимости.
Именно поэтому значение, которое показывает стрелка, и является давлением определённой среды.
Разновидности систем для измерения давления
Есть много разных манометров для измерения низкого и высокого давления. Но технические характеристики у них разные. Основным отличительным параметром является класс точности. Манометр будет показывать точнее, если значение будет меньше. Самые точные — цифровые устройства.
По своему назначению манометры бывают следующих видов:
- Самопишущие. В них находится механизм, который на бумаге позволяет чертить график работы устройства.
- Железнодорожные. Применяются в железнодорожном транспорте.
- Судовые. Используются на морском и речном судне.
- Эталонные. У них высокий класс точности. Именно поэтому их применяют для испытаний, регулировки и проверки прочих измерительных приборов давления.
- Специальные. Используются для измерения величины разнообразных газов. В зависимости от того, для какого газа они предназначаются, имеют разные цвета корпуса и маркировочные буквы: для измерения горючих газов — красные, для негорючих — чёрные, жёлтые аммиачные (А), белые ацетиленовые (Ац), голубые кислородные (К).
- Электроконтактные. В них имеется электросигнализация, которая позволяет регулировать измеряемую среду. Эти приборы подразделяются на два типа: на основе электроконтактной приставки и с микровыключателями.
- Общетехнические. Предназначены для измерения давления в различных средах. Ими можно мерить избыточные и вакуумметрические давления.
По принципу работы выделяют такие типы:
- Пьезоэлектрические. Основываются на пьезоэффекте. В кристалле кварца появляется заряд при механическом воздействии.
- Деформационные. Основываются на деформации чувствительного элемента (мембраны, сильфона, пружины и прочих), который при деформации действует на стрелку.
- Жидкостные. Их основой является трубка, заполненная жидкостью. Они могут быть двух видов: с одной или двумя трубками. Приборы с двумя трубками используются для того, чтобы в разных средах сравнивать давление.
- Поршневые. Они состоят из цилиндра, внутрь которого вставлен поршень.
Читайте также: Причины сбоя рециркуляции воздуха в салоне и методы их устранения
Жидкостные системы измерения
Величина в этих манометрах измеряется при помощи уравновешивания веса жидкостного столба. Мерой давления является уровень жидкости в сообщающихся сосудах. Этими приборами можно измерять величину в пределах 10−105 Па. Они нашли своё применение в лабораторных условиях.
По сути, это U-образная трубка, где находится жидкость с большим удельным весом в сравнении с той жидкостью, в которой непосредственно измеряется гидростатическое давление. Такой жидкостью чаще всего является ртуть.
К этой категории можно отнести рабочие и общетехнические приборы типа ТВ-510, ТМ-510. Эта категория наиболее востребована. С их помощью измеряют давление неагрессивных и некристаллизующихся газов и паров. Класс точности этих приборов: 1, 1.5, 2.5. Они нашли своё применение в производственных процессах, при транспортировке жидкостей, в системах водоснабжения и на котельных.
Электроконтактные приборы
В эту категорию можно отнести мановакуумметры и вакуумметры. Предназначаются они для измерения величины газов и жидкости, которые по отношению к латуни и стали являются нейтральными. Конструкция в них такая же, как и у пружинных.
Отличие лишь в больших геометрических размерах. Из-за устройства контактных групп корпус электроконтактного прибора большой. Этот прибор на давление в контролируемой среде может воздействовать благодаря размыканию/замыканию контактов.
Благодаря используемому электроконтактному механизму этот прибор можно использовать в системе аварийной сигнализации.
Образцовые измерители
Предназначается это устройство для проверки манометров, которые измеряют величину в лабораторных условиях. Основным их назначением является проверка исправности данных рабочих манометров. Отличительной чертой служит очень высокий класс точности. Он достигается благодаря конструктивным особенностям и зубчатому зацеплению в передаточном механизме.
Специальные устройства
Эти приборы применяются в различных промышленных отраслях для измерения давления таких газов, как ацетилен, кислород, водород, аммиак и прочие.
В основном измерять давление специальным манометром можно только у одного типа газа. На каждом приборе указывается тот газ, для которого он предназначается.
Прибор также окрашен в цвет газа, для которого его можно использовать. Пишется и начальная буква газа.
Есть ещё и виброустойчивые специальные манометры, которые способны работать при сильных вибрациях и большом пульсирующем давлении окружающей среды. Если применять обычный манометр в подобных условиях, то он быстро сломается, так как из строя выйдет передаточный механизм. Главным критерием таких приборов является коррозионно-стойкая сталь корпуса и герметичность.
Аммиачные системы должны быть коррозионно-стойкими. В изготовлении измерительного механизма ацетиленовых не допускают сплавов меди.
Связано это с тем, что при контакте с ацетиленом есть риск образования ацетиленистой взрывоопасной меди. Кислородные механизмы должны быть обезжиренными.
Это связано с тем, что в некоторых случаях даже незначительный контакт чистого кислорода и загрязнённого механизма может вызвать взрыв.
Самопишущие приборы
Отличительной чертой таких приспособлений является то, что они способны на диаграмме записывать измеряемое давление, которое позволит увидеть изменения в определённое время. Своё применение они нашли в промышленности с неагрессивными средствами и энергетике.
Судовые и железнодорожные
Судовые манометры предназначены для того, чтобы измерить вакуумметрическое давление жидкостей (воды, дизельного топлива, масла), пара и газа. Их отличительными чертами является высокая влагозащита, устойчивость к вибрациям и климатическим воздействиям. Применяются в речном и морском транспорте.
Железнодорожные, в отличие от обычных манометров, давление не показывают, а преобразовывают в сигнал прочего типа (пневматический, цифровой и прочие). Для этих целей используются разные методы.
Активно такие преобразователи применяются в системах автоматики, управления технологическими процессами. Но несмотря на своё назначение, их активно используют в отраслях атомной энергетики, химической и нефтедобычи.
Виды измерительных приборов
Приборы для измерения давления подразделяются на такие разновидности:
- Тягонапоромеры — это мановакуумметр, который имеет крайние пределы измерения не выше 40 кПа.
- Тягомеры — вакуумметр, который имеет предел измерения равный (-40) кПа.
- Напорометр — это манометр малого избыточного давления (+40) кПа.
- Мановакуумметры — это устройства, которые способны измерять как вакуумметрическое, так и избыточное давление в пределах 60−240000 кПа.
- Вакуумметр — устройство, измеряющее разрежение (давление, которое ниже атмосферного).
- Манометр — устройство, которое способно измерять избыточное давление, то есть разность между абсолютным давлением и барометрическим. Его пределы колеблются от 0,06 до 1000 МПа.
Большинство импортных и отечественных манометров изготавливаются по всем общепринятым стандартам. Именно по этой причине существует возможность замены одной марки на другую.
При выборе прибора необходимо опираться на такие показатели:
- Расположение штуцера — осевое или радиальное.
- Диаметр резьбы штуцера.
- Класс точности прибора.
- Диаметр корпуса.
- Предел измеряемых значений.
Манометр ионизационный
Манометры ионизационные являются самыми чувствительными приборами измерения для очень маленького давления. Они производят замеры косвенно через измерение тех ионов, которые образуются при бомбардировке газов электронами.
Чем меньше плотность газа, тем меньше будет образовано ионов. Калибрование ионизационного манометра нестабильно. Оно зависит от природы газа, который измеряется. А эта природа известна не всегда.
Могут быть они откалибрированы через сравнение со значениями манометра Мак Леода, которые от химии независимы и более стабильны.
Термоэлектроды с атомами газа ударяются и регенерируют ионы. Они притягиваются к электроду под напряжением, которое для них подходит (это подходящее напряжение называется коллектором). В коллекторе ток пропорционален скорости ионизации, которая в системе является функцией давления. Именно так при помощи измерений тока коллектора можно определить газовое давление.
Большинство ионных манометров подразделяются на три вида:
- Холодный катод.
- Горячий катод. Электрически нагреваемая нить накала образует электронный луч. В этом случае электроны проходят через прибор и вокруг себя ионизируют молекулы газа. Ионы, которые образовались, скапливаются на электроде с отрицательным зарядом.
- Прибор с вращающимся ротором. Он отличается высокой ценой и чувствительностью.
Калибрование ионных манометров очень чувствительно к химическому составу измеряемых газов, конструкционной геометрии, поверхностным напылениям и коррозии. Непригодной их калибровка может стать при включении в среде очень низкого или атмосферного давления.
Измерять давление необходимо во многих промышленных отраслях, вот только приборы для этого используют различные. Но независимо от этого данная величина ничем, кроме манометра, не определяется.
Как выбрать или изготовить самому манометр давления топлива?
Существуют разные приборы для измерения давления, имеющие определенное назначение.
Например, в автомобиле для контроля системы смазки предназначен манометр давления масла, для топлива предназначен свой измерительный прибор.
Манометр для измерения давления топлива имеет простое устройство, поэтому сконструировать его можно самостоятельно. В статье рассматривается прибор, его устройство, виды, дается инструкция по изготовлению своими руками.
Назначение
Контроль давления горючего важен для инжекторных и дизельных двигателей. Если не будет обеспечено необходимое давление, топливо не справится с сопротивлением форсунок, мотор будет работать с перебоями, увеличится расход горючего.
За состоянием современного автомобиля следит бортовой компьютер, если он установлен. Но отслеживать давление в топливной системе не является его функцией. Ее выполняет манометр для проверки давления топлива.
С его помощью контролируются элементы топливной системы.
Важно, что манометр можно подключать параллельно, не нарушая работу топливной системы (автор видео — Сам себе механик).
Конструкция и принцип действия
При работе манометра используется принцип равновесия. Измеряемое давление уравновешивается силой, которую создает упругая деформация чувствительного элемента, например, трубчатая пружина или мембрана с двумя пластинами и др. Один конец устройства запаян в держатель, а второй с помощью рычага связан с механизмом, который переводит линейные изменения в движение стрелки на циферблате.
Рассмотрим устройство манометра для измерения давления, чувствительным элементом которого является трубчатая пружина. Это наиболее распространенные измерители, так как имеют хорошие технические характеристики, простую конструкцию, надежны в эксплуатации, позволяют выполнять измерения в широком диапазоне.
Широкое применение удалось достичь благодаря простоте конструкции прибора. В его основе используется трубка пустая внутри с сечением в виде овала или эллипсоида. Измеряемая среда действует на трубку, которая под давлением деформируется. С одной стороны трубка с помощью штуцера подключается к системе, а со второй соединена с механизмом, передающим деформационные изменения.
Передаточный механизм состоит из следующих элементов:
- шестеренки;;
- указателя (стрелки);
- зубчатого сектора;
- поводка.
Между зубьями сектора и шестеренкой вставлена пружина в виде пружины для исключения мертвого хода.
Так как трубка имеет разные площади поверхности внутри и извне, под воздействием давления она пытается выпрямиться.
Запаянный свободный конец с помощью рычага передвигает стрелку измерителя относительно шкалы. Если максимальное давление не превышает 25 бар, точность прибора составляет 2,5, свыше 25 бар – 1,5.
Виды
Типы манометров для измерения давления различаются по принципу действия:
- жидкостные (трубные);
- мембранные;
- пружинные;
- сильфонные;
- поршневые;
- пьезоэлектрические манометры;
- радиоактивные;
- тензоманометры (проволочные).
Каждый вид приведенных приборов отличается используемым чувствительным элементом и принципом работы.
Различаются измерители назначением:
- Общетехнические, применяемые для измерений в средах не агрессивных к сплавам из меди.
- Электроконтактные. Отличительной чертой устройств является возможность регулирования измеряемой среды.
- Специальные. Они предназначены измерять давление в разных газах, различают кислородные, аммиачные, ацетиленовые, для негорючих и горючих газов. Они отличаются по цвету.
- Эталонные. Отличаются высоким классом точности, поэтому применяются в качестве образца для проверки, испытаний и регулировки других измерительных приборов.
- Судовые. Применяются на морском и речном транспорте.
- Железно-дорожные. Применяются на ж/д транспорте.
- Самопишушие. Приборы оснащены механизмом, который регистрирует на диаграммной бумаге график работы измерителя.
Читайте также: Самосвалы dongfeng
Манометры используются в промышленности, в быту, в других сферах деятельности в зависимости от целей применения и технических характеристик.
Параметры выбора
Чтобы контролировать исправность топливной системы на автомобильном рынке предлагается большой ассортимент различных измерителей давления. При выборе следует обращать внимание на конструкцию прибора и технические характеристики. Все измерители можно разделить на две группы: аналоговые (механические) и электронные манометры для измерения давления.
Аналоговые устройства имеют шкалу измерения и стрелку, показывающую давление в измеряемой среде. Благодаря простой конструкции они считаются наиболее надежными.
Если их правильно использовать, то они дают достаточно точные значения. Механические приборы имеют отличительную особенность – на предельных значениях у них большая погрешность.
Популярность аналоговых устройств обусловлена низкой стоимостью.
Цифровые манометры для измерения давления дают более точные результаты, правда, они дороже. Показания выводятся на жидкокристаллический экран. Пользователь имеет возможность выбирать единицу измерения. Точность измерений зависит от класса точности прибора. В зависимости от необходимой точности выбирается манометр топливной рампы.
Для контроля давления топливной рампы можно воспользоваться приборами для измерения давления в шинах.
Работают приборы для измерения давления в шинах, топлива и масла по одинаковому принципу, но есть некоторые нюансы, о которых следует знать.
Для измерения топливного давления показатели должны находиться в интервале 5 — 7 атмосфер, для воздуха –8 — 16 атмосфер. От этого зависит точность измерений (автор видео – Jugoslavik).
Выбирать аналоговый топливный измеритель следует с удобочитаемой шкалой, предел измерения которой 5-6 кгс/кв. см.
Особенности настройки манометра
Регулировка манометра давления выполняется с помощью эталонного пружинного измерителя. В системе меняют давление и соответственно выставляют стрелку на измерительной шкале, добиваясь точности результатов.
Регулировка выполняется вращением маховика винтового пресса для изменения давления. С помощью винта и передвижения тяги регулируется положение стрелки.
Начинается настройка с первоначального значения, а затем регулировку осуществляют по всей шкале.
Для контроля топливной системы автомобиля может использоваться регулятор давления топлива с манометром, имеющий ручную настройку. Его можно устанавливать вместо штатного регулятора на авто с инжектором. Благодаря устройству повышается производительность форсунок, что дает возможность закачать в цилиндры больше горючего. Таким образом, увеличивается мощность силового агрегата.
Инструкция по изготовлению прибора своими руками
Чтобы не тратить деньги на покупку готового топливного манометра, можно его смастерить своими руками. Необходимо собрать правильно все комплектующие, чтобы измерения были точными. Это важно для диагностики топливной системы.
Инструменты и материалы
Для того чтобы изготовить топливный измеритель, нужно подготовить следующие комплектующие:
- Манометр лучше брать ВАЗовский с возможностью измерения давления масла. Для этого отворачивается штуцер для бензина, шланг вставляется вместо регулятора давления масла. Если резьбовое соединение не подойдет, придется приобрести переходник.
- Переходник — штуцер с резьбой 7/16-20 UNF.
- Бензофильтр приобретаем ради его штуцеров. Поэтому купить можно самый дешевый бензофильтр или найти б/у, отрезать у него штуцеры, слегка развальцевав концы. Если есть возможность штуцер можно выточить самому.
- Хомуты – 4 шт.
- Топливный шланг длиной около метра.
- Соединитель топливной системы в виде буквы «Y».
Остается собрать конструкцию.
Этапы
Если собраны все нужные детали, сборка состоит из последовательности действий:
- На первом этапе бензошнур разрезается на три части.
- Далее бензиновый шланг нужно присоединить к соединителю топливной системы. Надежность соединения обеспечивается хомутами. Места соединений должны быть хорошо загерметизированы, не пропускать воздух, иначе полученные при измерениях показания будут неверными.
- К одному из концов топливного шнура присоединяем манометр. Его также нужно надежно закрепить с помощью штуцера и хомута. Из штуцера манометра нужно извлечь, для измерений он не нужен.
Самодельное устройство можно использовать для контроля и регулировки давления в топливной системе.
Цена вопроса
1. Измеритель (цена около 1000 руб.)2. Штуцеры (цена бензофильтра 100 руб.)3. Тройник-соединитель (цена 76 руб.)4. Штуцер-переходник (цена около 26 руб.) Загрузка …
Видео «Топливный измеритель своими руками для авто с инжектором»
В этом ролике демонстрируется, как сконструировать манометр для измерения давления топлива своими руками (автор видео — Автоэлектрика ВЧ).
Паспорт и инструкция по эксплуатации манометров ТМ-10, ТВ-10, ТМВ-10
- Класс точности: 0,4; 0,6; 1; 1,5; 2,5; 4.
- Резьба присоединительного штуцера: М10×1; М12×1,5; М20×1,5; G1/4; G1/2.
- Исполнение: радиальный, тыльный, с передним фланцем, с задним фланцем, со скобой.
- Электроконтактная приставка (Umax: –220 В; ~380 В; Imax: 1 А; Макс.разр.Р конт.: 30 Вт, 50 В*А; : ±6,0 %).
- ЛРПР (исполнение III), ЛЗПЗ (исполнение IV), ЛРПЗ (исполнение V) и ЛЗПР (исполнение VI).
- Гидрозаполнение: глицерин (до -20°C), силикон (до -60°C).
- Степень пылевлагозащищенности: IP40, IP54, IP65.
- Специальное исполнение: кислород, аммиак, фреон, спец.шкала.
- Пределы допускаемой дополнительной приведенной погрешности, вызванной изменением температуры окружающей среды, %/10°C: ±0,5
Исполнение с передним фланцем (∅100 мм)
Комплектность
В комплект поставки входит:
- манометр – 1 шт.
- паспорт и инструкция по эксплуатации – 1 экз.*
*При поставке партии однотипных приборов не менее 10 шт. прилагается один паспорт на каждые десять приборов.
Свидетельство о приемке
Прибор соответствует требованиям ГОСТ 2405–88 «Манометры, вакуумметры, мановакуумметры, напоромеры, тягомеры и тягонапоромеры: ОТУ» и ТУ 4212-001-4719015564-2008.
Гарантии изготовителя
- Гарантийный срок эксплуатации – 18 месяцев со дня ввода прибора в эксплуатацию при условии соблюдения потребителем правил эксплуатации, транспортирования, хранения и монтажа согласно ГОСТ 2405-88.
- Срок эксплуатации – 10 лет.
- Гарантийный срок хранения – 9 месяцев с момента изготовления.
Методика поверки
Поверка манометров показывающих TM, TB, TMB производится в соответствии с методикой поверки МИ 2124-90 «Манометры, вакуумметры, мановакуумметры, напоромеры, тягомеры и тягонапоромеры показывающие и самопишущие. Методика поверки». Межповерочный интервал или периодичность калибровки – 2 года.
Условия хранения и транспортировки
- Транспортировка – при температуре от –60°C до 60°C и относительной влажности 95% при 35°C.
- Хранение – при температуре от –50°C до 50°C и относительной влажности 95% при 35°C.
Условия эксплуатации
Манометры предназначены для эксплуатации в нерегулярно отапливаемых помещениях (за исключением специальных типов манометров). Диапазон измерений оптимальный: 3/4 шкалы при постоянном давлении или 2/3 шкалы при переменном давлении. При измерении давления кислорода, следует применять приборы только с маркировкой 02 на циферблате.Относительная влажность воздуха до 90 %.
Если прибор подвергается вибрации, которая вызывает колебания стрелки более 0,1 величины предела допускаемой основной погрешности, следует использовать приборы с гидрозаполнением. Температура окружающего воздуха и измеряемой среды зависит от серии и исполнения.
Назначение и область применения
Манометры показывающие TM, TB и TMB предназначены для измерений избыточного давления (ТМ), вакуумметрического давления (ТВ), избыточного и вакуумметрического давления (ТМВ) жидкостей, газов и пара. Манометры показывающие TM, TB и TMB могут применяться в различных отраслях промышленности и городского хозяйства.
Описание
Принцип действия манометров TM, TB и TMB основан на зависимости деформации чувствительного элемента от измеряемого давления. В качестве чувствительного элемента используется трубка Бурдона.
Под воздействием измеряемого давления свободный конец трубки перемещается и с помощью специального механизма вращает стрелку манометра. У указателей давления (тип ТМ, серия 30) стрелка закреплена на свободном конце трубки Бурдона.
Под воздействием измеряемого давления свободный конец трубки перемещается, вместе с ним перемещается стрелка прибора.
Эксплуатация и монтаж
Правильная эксплуатация гарантирует безотказную работу и правильные показания, поэтому следует соблюдать следующие условия:
- прибор применять для измерения давлений только в среде, для которой он предназначен;
- прибор нагружать давлением постепенно и не допускать резких скачков давления;
- не превышать диапазон измерений;
- не использовать растворители и абразивы для очистки стекол.
Прибор следует исключить из эксплуатации и сдать в ремонт в случае, если:
- прибор не работает;
- стрелка движется скачками или не возвращается к нулевой отметке;
- погрешность показаний превышает допустимое значение.
При отсутствии давления стрелка должна находиться в пределах участка нулевой отметки. Отклонение стрелки за пределы этого участка свидетельствует о неисправности прибора.
Монтаж (демонтаж) приборов производить при отсутствии давления в трубопроводе.
Прибор должен быть установлен либо в нормальном рабочем положении (положение прибора с вертикальным расположением циферблата (допускаемое отклонение ±5° в любую сторону)), либо в соответствии со знаком рабочего положения, указанном на циферблате.
При монтаже вращать прибор разрешается только за штуцер с помощью гаечного ключа. Прикладывать усилие к корпусу прибора запрещается. Крутящий момент при монтаже не должен превышать 20 Н∙м. Подвод давления осуществляется трубопроводами с внутренним диаметром не менее 3 мм.
При измерении давления среды с температурой, превышающей допускаемую рабочую температуру, необходимо устанавливать перед прибором сифонную петлевую трубку или радиатор. Также радиатор или сифонная петлевая трубка могут устанавливаться для уменьшения влияния температуры среды на точность показаний манометра.
Типовой узел отбора для подключения манометра состоит из приварной бобышки с площадкой под уплотнительную прокладку (БП-ТМ-30-G1/2 или БП-ТМ-30-М20х1,5), сифонной петлевой трубки, трехходового крана. В качестве уплотнения в резьбовых соединениях между приварной бобышкой, краном и манометром рекомендуется применять паронитовую, фторопластовую или медную прокладку.