- Обзор датчика давления в шинах, его неисправности, настройка и отключение
- Принцип работы датчика давления в шинах: обзор, особенности
- Где стоят и как работают датчики давления в шинах автомобиля
- Принцип работы систем контроля давления в шинах автомобиля
- Внешние датчики давления в шинах
- TPMS с внутренними датчиками
- Неисправности штатных систем TPMS, активация
- Отключать систему или нет
- Советы
- Загорелась ошибка датчика давления в шинах?!
- Почему так происходит?
- Установка датчика давления в шинах: инструкция и рекомендации :
- Зачем нужен мониторинг давления в шинах?
- Принцип действия датчика
- Меры предосторожности
- Установка датчика давления в шинах
- Установка монитора для отражения показаний
- Эксплуатация датчика
- Особенности балансировки колес с датчиками
- Как правильно выбрать датчик?
- Заключение
- Как работает датчик давления в шинах + зачем необходим и какой лучше
- Почему давление в шинах нужно постоянно контролировать?
- Чем грозит низкое давление в шинах?
- Повышенный износ протекторов
- Снижение степени управляемости ТС
- Увеличенный расход горючего
- Чем грозит повышенное давление в шинах?
- В чем заключается принцип работы систем контроля давления?
- Системы косвенного контроля
- Недостатки СКД основанных на ABS-датчиках
- Системы прямого контроля
- Механические СКД
- Электронные СКД
- Принцип действия электронных СКД
- Конструкция электронных СКД
- Датчики
- Антенны
- Блок управления
- Блок питания
- Особенности использования электронных СКД
- Затяжные повороты
- Шины Run-Flat
- Ложная сигнализация
- Как узнать оптимальные параметры давления в шинах?
- Полезные советы
- Заключение
- Причины неисправности датчиков давления и способы их устранения
Обзор датчика давления в шинах, его неисправности, настройка и отключение
Принцип работы датчика давления в шинах: обзор, особенности
Датчик давления – это прибор, измеряющий давление в шинах и сообщающий владельцу авто о том, соответствует ли давление норме или есть отклонения.
Устанавливается такой датчик на автомобиль как опция. На ряде машин (зачастую они относятся к премиум-классу) эта опция включена в базовую комплектацию. Система в электронной версии может еще обозначаться аббревиатурой TPMS. На английском языке обозначает фразу tire pressure monitoring system. А на русском – СКДШ (система контроля давления в шинах).
Средняя стоимость комплекта датчика для установки на авто варьируется от 2 до 10 тыс. рублей. Эта стоимость установки на каждое колесо отдельно.
Кстати, датчики как опцию в обязательном порядке для повышения безопасности на дорогах устанавливают на все авто в ряде европейских и азиатских государств и в Соединенных Штатах Америки.
Датчик крепится непосредственно на диск колеса, под поверхность покрышки.
- управляющий блок;
- дисплей жидкокристаллический;
- антенна для приема информации;
- прибор контроля уровня давления.
Каждый передатчик направляет в управляющий блок свой сигнал.
У него довольно сложное устройство, он состоит из нескольких деталей:
- температурный термометр;
- прибор, измеряющий давление воздуха;
- электронный блок, управляющий частотой измерений;
- батарея аккумуляторная;
- антенна, связывающая все эти детали с блоком управления.
Измерительный прибор следует крепить вместо заводского вентиля. Только в этом положении он будет собирать данные о давлении с ежеминутной периодичностью.
Аккумуляторы у оригинальных встраиваемых вовнутрь колеса запчастей очень длительного действия, производители заложили возможность работать датчикам без замены батареек в течение 8-10 лет. Как только срок подходит, датчик просто заменяется на новый. Именно поэтому рекомендуется приобретать только новые, неиспользованные датчики давления в шинах, а не бывшие в употреблении.
В роли антенны, принимающей сведения с колес, можно настроить элемент центрального автомобильного замка. Однако возможна и установка отдельного приемника для считывания импульсов с каждого колеса.
Данный приемник устанавливается внутри колесной арки.
Последнее решение позволяет контролировать состояние каждого колеса и демонстрировать все показатели на ЖК-экране, установленном внутри салона машины.
Как понимает управляющий блок, что параметры в норме? Каждый полученный показатель мини-компьютер сравнивает полученную информацию с запрограммированными заводскими параметрами. Таким образом, если давление упало, управляющий блок сообщить об этом сигналом контрольной лампы, на некоторых устройствах дополнительно подается звуковой сигнал.
Однако на конкретное колесо, в котором произошло отклонение от нормы, прибор все же не укажет. Поэтому водителю самому придется воспользоваться тестером и выяснить, какое из четырех колос сдувается. Таков принцип работы бюджетной версии датчика измерения давления шин.
В более продвинутых установках контроль производится проще. Четыре антенны передают сведения на приборную панель, сообщая владельцу о проблеме и указывая источник поломки – конкретную шину.
Дополнительно пользователю демонстрируется информация о показателях накачки в том или ином колесе, которая обновляется в реальном времени.
1. Простые и примитивные – навесные. Это небольшие колпачки, оборудованные цветовым маячком. Они вкручиваются снаружи вместо вентиля для подкачки шины.
Если внутри колеса давление понизится до двух атмосфер и меньше, то цвет маячка обретет желтый окрас. Если упадет до одной атмосферы, то станет красным.
Возвращение к зеленому индикатору возможно, если показатель давления повысится до двух и более атмосфер, то есть придет в норму.
Чем хорош данный датчик
- бюджетная цена;
- легкость в монтаже;
- не требует установки антенны;
- не нуждается в комплекте блока управления, поэтому не требуется его настройка.
В чем его недостаток? Низкая информативность. Чтобы понять, какой сигнал подает датчик, придется поставить автомобиль на парковку, выйти из машины и произвести визуальный осмотр колес. Во время езды данный бюджетный датчик просто не работает. Однако в состоянии покоя авто нагнуться и глянуть на цвет колпачка гораздо легче, чем каждый раз откручивать и прикручивать манометр к колесам.
2. Радиодатчики. Считаются более прогрессивным, а значит и удобным видом. Ставятся на диски, крепятся хомутиками или заменяют заводской вентиль шины. Дополнительно устанавливается в автомобиль блок электронных элементов, в который входят антенна, управляющее устройство и дисплей.
Вариант довольно надежный, безотказный и гарантирующий безопасность. Ведь он измеряет показатели даже на скорости 120 км/ч, точность данных – до 0,01 атмосферы. Не придется держать в голове норму – заводские показатели, чтобы понять, что колесо спускает.
Система сама все помнит и предупреждает о проблеме.
Более того, на полном ходу понять, что колесо пробило, не всегда удается (особенно когда повреждена задняя шина). Радиодатчик в этом случае становится лучшим спасателем.
Система блока управления приходит в рабочее состояние приема сигнала, только если зажигание включено. В остальных случаях происходит переход в спящий режим, что продляет срок службы мини-аккумуляторов датчиков. Блок управления получает электроэнергию от обычных батареек, которые легко заменить, как только они сядут.
3. Существуют современные приборы TPMS, которые обмениваются сигналом при помощи Bluetooth. В чем их преимущество? Не требуется дополнительное оборудование.
А данные, поступающие с антенн на шинах по Bluetooth, транслируются в специальное приложение на смартфон владельца.
Этот вид контроля позволяет следить не только за одним автомобилем, но и за другими машинами, оснащенными подобными датчиками.
Преимущества второй и третьей систем – в высокой точности измерения. Главный недостаток – довольно высокая цена, она стартует от 10 тыс. рублей и выше.
4. Встроенные системы. Автопроизводители внедряют новые технологии и давно уже научились монтировать датчики внутрь шины в районе вентиля. Это заводская комплектация, и она очень удобна. Принцип действия у нее, как у приборов их пункта 2.
Если ставить систему TPMS в автосервисе, то необходимо провести балансировку, ведь датчик имеет значительный вес и приводит к дисбалансу колес.
Преимущества внутренних приборов в том, что они хорошо защищены от любого воздействия извне. Им не страшны ни снег, ни влага, ни грязь, ни вандализм хулиганов.
Современные электронные приборы к тому же измеряют не только давление, но еще и температуру воздуха внутри шин, а еще сообщают о возможностях ускорения машины.
Недостаток – в несъемных аккумуляторах, которые в случае износа меняются только вместе с датчиком. Еще один недочет – при возникновении необходимости срочного ремонта колеса пенный герметик использовать запрещено, т.к. он выведет прибор из строя. Сезонная замена резины тоже может спровоцировать поломку датчика, поэтому требует профессиональной аккуратности мастеров при шиномонтаже.
Внедрение и использование приборов контроля давления в колесах – не дань моде, а жизненная необходимость. Это страховка от аварийных ситуаций при проколе колеса, безопасность езды, продление срока службы резины и экономия топлива.
Где стоят и как работают датчики давления в шинах автомобиля
Контроль давлениях в шинах автомобиля впервые начал устанавливаться в военной автотехнике. В условиях боевой обстановки потеря давления в колесах вследствие попадания осколков боевых снарядов и пуль существенно уменьшает тактико-технические характеристики боевых машин.
В отечественной технике устанавливались автоматизированные системы подкачки шин (автомобиль ГАЗ-66). С 70-х годов системы контроля давления в шинах (Tire Pressure Monitor System), или TPMS, начали устанавливать в автомобили премиум-класса в качестве дополнительных опций.
Сейчас такие системы можно встретить и в бюджетных авто. Это связано, прежде всего, с удешевлением процесса производства датчиков и систем управления. Помимо этого, в продаже появились недорогие системы контроля давления, организованные на Android-платформе, которые можно без труда установить и адаптировать в любой авто.
Преимущества установки систем контроля шин:
- предотвращается нештатная аварийная ситуация вследствие уменьшения давления в колесе;
- уменьшается износ шин;
- некоторые системы оборудованы анти-вандальными сигнализаторами.
В странах Евросоюза с 2012 года вводится стандарт обязательной установки датчиков давления в шинах.
Принцип работы систем контроля давления в шинах автомобиля
В зависимости от организации контроля давления в шине все системы подразделяются на прямые и косвенные. Работа прямых систем контроля основана на непосредственном измерении величины давления в шине.
Косвенные системы контролируют параметры, которые меняются вследствие изменения (уменьшения) давления в шине. Одним из таких параметров является относительное увеличение частоты вращения приспустившего колеса. Действительно, приспущенное колесо уменьшается в диаметре, следовательно, при одинаковой скорости вращается быстрее, чем не пробитое такого же размера.
В таком случае контроль возлагается на блок ABS, основными датчиками которого являются датчики частоты вращения колес. Такие системы штатно устанавливаются во многие авто. Собственно, процесс установки заключается в дополнительном программировании блока ABS без установки дополнительных контрольных устройств и оборудования.
Такие системы устанавливала Toyota, но сейчас перешла к более точным прямым системам контроля.
К датчикам косвенного контроля можно отнести датчики температуры шин. При уменьшении давления в колесе, последнее начинает нагреваться. Таким образом, контроль температуры позволяет оценить уменьшение давления. Корректность такого контроля уменьшается на малых скоростях и влажном дорожном покрытии. Большинство современных датчиков интегрируют измерение давление и температуры.
Наиболее точный контроль обеспечивают прямые системы контроля, которые непосредственно измеряют давление в колесе. Такие системы производят как для установки в качестве штатных опций авто так и для дополнительного оборудования автотранспортных средств.
Видео — обзор системы контроля давления в шинах автомобиля AVS05TPMS:
Датчики давления шин могут быть во внешнем и внутреннем исполнении. В первом случае они устанавливаются на колпачки колес.
Во втором случае требуется разбортирование колеса для установки датчика во внутреннюю полость шины. Преимущество внешних датчиков – простота установки, замены.
Однако, внутренние датчики находятся в более благоприятных для эксплуатации условиях: внутри шины, там сухо.
Датчики давления в шинах вращаются в такт движения колес. Поэтому для организации связи с головным блоком контроля системы TPMS используется радиоканал с небольшим радиусом действия (чтобы не было случайных данных от аналогичных датчиков движущихся рядом авто).
В качестве контролирующего элемента датчика выбираются тензо- либо пьезодатчики. Тензорезисторы в качестве датчика изменяют свое сопротивление при деформации. Тензорезистор представляет тонкую упругую диэлектрическую пластину или мембрану, на которую напылен тонкий слой проводника.
При изгибании пластины (мембраны) сопротивление элемента увеличивается. Пьезоэлемент при механических нагрузках за счет давления в шинах формирует электродвижущую силу (ЭДС, говоря проще, разность потенциалов или напряжение). С точки зрения стабильности параметров и надежности пьезоэлемент лучше.
В быту с пьезоэффектом мы сталкиваемся, используя некоторые зажигалки.
Внешние датчики давления в шинах
Внешние датчики применяются во многих системах TPMS, как дополнительно установленного на автомобиль оборудования. В качестве примера можно привести FOBO Tire. Они представляют собой модули, устанавливаемые вместо колпачков золотников.
Процесс установки занимает не более пяти минут. В каждый из датчиков встроен сенсор давления, сигнал который обрабатывается встроенным микропроцессором и передается на модуль Bluetooth. Питание производится от литиевого элемента питания CR2032 напряжением 3 Вольта. Разборка датчика для замены батарей не представляет труда.
Обработку сигнала с датчиков ведет центральный блок.
Центральный блок по каналу Bluetooth связывается со смартфоном, на который устанавливается ПО для информирования о состоянии шин. Если автовладелец пользуется обычным телефоном, центральный блок может самостоятельно с помощью светодиодных индикаторов и звуковых сигналов предупреждать о критическом состоянии соответствующего колеса.
Читайте также: Стук амортизатора, или почему стучит амортизатор
Видео — обзор системы контроля давления в шинах FOBO Tire:
Более современные системы имеют цифровой индикатор давления на центральном блоке.
Преимущество таких датчиков в том, что их удобно переустановить на другой автомобиль или комплект колес. Недостаток очевиден – их легко украсть, часто из чистого любопытства это могут сделать дети. Кроме того, заявленный срок службы встроенных в датчики элементов питания составляет два года, реальный в условиях низких температур – не более года.
TPMS с внутренними датчиками
Принципиально такие системы ничем не отличаются от вышеописанных устройств. Большинство из них имеет возможность подключения внешних датчиков, как и SteelMate TP-77I.
Это устройство позволяет устанавливать контрольные значения срабатывания сигнализации от 1,2 до 4,6 Bar, что позволяет его использовать на разных типах автотранспортных средств. Для удобства эксплуатации устройство питается от прикуривателя, имеет встроенный разъем для подзарядки через USB.
Датчики устанавливаются в посадочное вентильное гнездо.
Они активируются непосредственно в начале движения. Программируются индивидуально, как по давлению, так и по температуре. Рабочий диапазон температур – от минус 40 до 105 градусов Цельсия.
Неисправности штатных систем TPMS, активация
Основные причины неработоспособности штатных систем контроля давления в шинах:
- неисправность основного блока;
- нарушение приемопередающего тракта;
- разряд элементов питания датчиков на колесах;
- механические повреждения и отказ отдельных датчиков;
- неполадки по питанию (часто в аварийных случаях, а также при движении по пересеченной местности);
- экстренная замена колеса на неукомплектованное встроенным датчиком либо с датчиками, выполненными по другому стандарту (европейский стандарт радиотракта 413 МГц, американский – 315 МГц).
В этих случаях бортовой компьютер дает сообщение об ошибке, часто сопровождаемое световыми и звуковыми сообщениями. В некоторых случаях они отвлекают водителя от процесса управления транспортным средством.
В этой ситуации следует программно отключить TPMS согласно инструкции по эксплуатации автомобиля.
Если поврежден один из датчиков, можно перепрограммировать уровень срабатывания данного датчика на нулевой уровень, если это допускает обеспечение.
В некоторых авто центральный блок установлен в полости днища, и может быть поврежден растительностью при движении на грунтовой дороге. Следует визуально оценить целостность проводки и разъемов блока.
При адаптации датчиков, имеющих персональный идентификационный код, соблюдают последовательность: переднее левое, затем правое колесо, после заднее правое и потом левое. При этом используют специальное оборудование.
Процесс настройки датчиков при полной замене колес (с летней на зимнюю резину либо установке нового комплекта) непрост. Например, на Cadillace Escalade он представляет:
- включить стояночный тормоз;
- включить зажигание;
- одновременно нажать на кнопки открытия и закрытия дверей и удерживать 5 сек, после прозвучит двойной сигнал и активизируется функция запоминания шин;последовательно для левой передней — правой передней — правой задней – левой задней следует выполнить активацию: изменить давление в шине (проще уменьшить, нажав на золотник) до звукового сигнала;
- по окончании прозвучит двойной сигнал окончания процедуры, высветится индикация дисплея;
- выключить зажигание;
- накачать колеса до необходимого давления;
- закрутить колпачки, операция закончена.
Вся операция ограничена по времени (около 5 минут), поэтому к ней надо подготовиться заранее.
Отключать систему или нет
С точки зрения безопасности движения, сохранности шин — однозначно нет. Учитывая большую стоимость работ по восстановлению некоторых уникальных центральных блоков TPMS, возможно, такая операция оправдана.
Но без помощи специалиста отключить данное оборудование для конкретной марки авто может быть трудновыполнимо.
Перед тем как принять кардинальное решение по этому вопросу и аппаратно удалить устройства, следует все взвесить.
Советы
Чтобы датчики TPMS прослужили дольше, следует:
- не хранить колеса (с датчиками) в приспущенном состоянии, тем более, без золотников;
- желательно оставлять авто на длительную зимнюю стоянку в теплом гараже;
- снимать внешние датчики давления при длительной стоянке, во время эксплуатации следить за их чистотой, без надобности не производить монтаж-демонтаж, при первичном монтаже удалить с вентиля остатки грязи, протереть.
Видео — удаление ошибки спущенного колеса на BMW 3 E90/E92/E93:
Может заинтересовать:
Загорелась ошибка датчика давления в шинах?!
На сегодняшний момент многие современные автомобили оснащены датчиками давления в шинах.
Большинство из них имеют разные системы управления этим чудо “девайсом”. Радио связь с блоком управления, система (TPMS) и система механического определения частоты вращения колеса (ABS). В каждой системе есть свои плюсы и минусы контроля воздуха в колесе. Но углубляться в техническую часть мы не будем.
Зачастую большинство автолюбителей встречаются с проблемой потери воздуха через вентиль, где сигнализатор выдает сообщение на приборную панель. Что нужно делать, если вы встретились с такой проблемой?
Для начала, снизить скорость в рамках ПДД, не мешая другим участником движения. Припарковав свой автомобиль выйти и осмотреть визуально на степень “спущенного колеса”.
В большинстве случаях визуально “на глаз» определить это практический невозможно. В соотношении с другими колесами Вы можете не почувствовать разницу деформации шины.
Это может означать что ваше колесо имеет потенциальный запас воздуха, для того что бы доехать до сервиса, где мы с радостью поможем Вам в этом вопросе.
В частности определения степени повреждения компания proteсtorminsk использует диагностику ваших колес на осмотр прокола, пореза или иной утечки воздуха. Как правило, зачастую вентиль, работающий в паре с датчиком давления шин, системы (TPMS) и может быть причиной медленно спускающего колеса.
Почему так происходит?
Причин может быть несколько, от механической до электронной. Начнем с простой. Все может быть банально просто! В большинстве случаях причиной сего является вентиль. Вентиль, один из важнейших элементов колеса, который обеспечивает надёжную герметичность автопокрышек.
Вентиль – это специальный клапан, который образует препятствие для нагнетённого внутри шины воздуха и не даёт ему выйти наружу. Изготавливается эта деталь из металла. Имеет резиновое уплотнение между диском и корпусом.
Проблема вентилей в том, что их периодический нужно менять, в связи с их недолговечным ресурсом. Как правило, завод изготовитель отводит на свое изделие от 5-7 лет срок эксплуатации. На самом деле, это лишь самообман. Срок службы вентилей отведен намного меньше.
Вентиль это незащищенная часть детали, которая принимает на себя перепады температур, погодные условия, а так же суровые реагенты наших дорог.
Ну не стоит отчаиваться! Практически все датчики давления в шинах не имеющие механических повреждений подлежат ремонту. Мы обеспечиваем и предоставляем ремонт Ваших датчиков давления в шинах с помощью замены вентиля на абсолютно новый, который прослужит вам в качестве старого. Мы стараемся держать в наличии практически весь ассортимент вентилей для разных автомобилей.
Второй и самой глобальной причиной появившегося на панели приборов сигнализатора ”датчиков давления в шинах” может быть сам электронный датчик, который перестает подавать сигнал на блок управления. Сам датчик, установлен на диске, который работает в паре с вентилем.
В данном случае, компания protectorminsk, диагностирует систему считывания, проводя калибровку системы управления. Последующие изменение параметров давления в шинах зачастую приводит к сбою датчиков давления в шинах. Это связано с тем, что в системе предусмотрена адаптация к изменению параметров давления воздуха в шинах.
Бывает калибровка не помогает, т.к. датчик может терять сигнал из за вышедшего из строя аккумулятора (батарейка), в таких случаях датчик стоит заменить на новый! Новые оригинальные датчики, как правило не дешевые, и их сложно найти в наличии многих автомагазинах. Сложности наличия возникают с их вариантами из за разных моделей авто.
Это приводит к потере времени, лишние затраты на их поиски и заказы в автосетях.
Компания protectorminsk с радостью поможет Вам в этом вопросе, предоставив свои услуги в приобретении “универсальных’’ датчиков давления шин. Мы держим в наличии разные датчики под любую марку авто. Мы с радостью предоставим Вам свои услуги в комплексе, в выявлении дефекта, ремонта вентилей, наличия любых датчиков под все типы авто, а так же шиномонтажные услуги.
Установка датчика давления в шинах: инструкция и рекомендации :
Проверку давления в шинах немалая часть автомобилистов воспринимает как незначительную формальность. Одни водители с многолетним стажем по устоявшейся традиции выполняют самостоятельный осмотр с контролем колес два-три раза в год, а другие всецело доверяют словам работников шиномонтажа после очередного ремонта.
Оба подхода неэффективны, поскольку рабочие показатели могут измениться в любую секунду, например, при наезде на кочку или выполнении резкого маневра при перестроении. И сегодня технически стал возможен постоянный контроль такого рода.
Для этого выполняется установка датчика давления в шинах, который позволит отслеживать целевые показатели в режиме реального времени.
Зачем нужен мониторинг давления в шинах?
Недостаточная накачка колес отрицательно сказывается на нескольких важных параметрах управления. Понижение чувствительности и резкости отклика на манипуляции водителя в итоге повышает тормозной путь и увеличивает топливный расход. И это не говоря о негативных факторах износа внутри самой шины.
Низкое давление увеличивает процессы внутреннего трения, что провоцирует нагрев и способствует разрушению материала. Резина расслаивается, в структуре образуются трещины и разрывы. Конечно, это длительный процесс, но в конечном итоге он сокращает эксплуатационный срок изделия на 15-20%.
Чем же поможет установка датчика давления в шинах? Наличие индикатора позволит зафиксировать факт недокачанности колеса и своевременно исправить ситуацию. К тому же и в процессе шиномонтажа этот показатель контролируется, что исключает риск перекачивания.
Не стоит забывать, что чрезмерно высокое давление тоже не способствует благоприятному вождению.
Принцип действия датчика
Компактные сенсоры, контролирующие рабочие показатели в шинах, получили широкое распространение не так давно. Но принципы мониторинга давления в реальном времени существуют уже несколько десятилетий.
К традиционным средствам контроля можно отнести системы косвенного измерения TPMS и блок управления ABS, одной из функций которого также является контроль давления в шинах. Новый же подход к реализации этой задачи по сути своей не изменился, если не брать в расчет коммуникационную составляющую.
Как работает датчик давления в шинах современного типа? Он размещается либо в колесе, либо прикручивается к ниппелю (некоторые производители «резины» уже в базовой комплектации поставляют изделия с интегрированными сенсорами). В дальнейшем фиксация давления выполняется по типу компактного манометра.
Главная же особенность, как уже отмечалось, заключается в реализации коммуникационной функции. Датчик может не иметь никаких проводов, а передача сигнала осуществляется по каналу Bluetooth. То есть автовладелец контролирует параметры через смартфон, обеспеченный специальным приложением.
Меры предосторожности
Изначально следует проверить качество всех компонентов, которые входят в набор поставки датчика. Это касается и приемного устройства, и монтажной оснастки. После окончания установочных мероприятий тщательно проверяется герметичность шины, соединительного узла и самого датчика.
Желательно на все целевые поверхности нанести мыльный раствор и проконтролировать возможное появление пузырей. Если обеспеченное сенсором колесо не планируется использовать, то и в этом случае оно должно находиться под давлением.
Читайте также: Как подключить видеорегистратор к компьютеру: удаленный доступ к устройству через интернет
Некоторые изготовители не рекомендуют выполнять установку датчика давления в шинах на поврежденные колеса. Даже если ранее был произведен комплексный профессиональный ремонт, изменение резиновой структуры может повлиять на корректность функции передатчика.
По этой причине изготовители часто отменяют гарантию на устройства контроля.
Установка датчика давления в шинах
Монтаж производится достаточно просто. Механические датчики устанавливаются путем закручивания на место любого стандартного колпачка шины.
В случае с электронными моделями колесо предварительно снимается, разбортируется, затем удаляется вентиль подкачки и производится аналогичное закручивание измерительного устройства. Далее могут быть разные подходы к организации связи.
Стандартное подключение датчиков давления в шинах осуществляется через бортовую сеть. То есть подводится кабельная проводка, от которой устройство будет питаться.
Беспроводные современные модели, как уже говорилось, вовсе не требуют подключения через кабельные линии и отправляют сигнал по Bluetooth. Однако такие приборы не обходятся без встройки собственных элементов энергоснабжения, как правило, для этого используются пальчиковые батарейки.
Установка монитора для отражения показаний
Традиционная автомобильная аппаратура формируется двумя компонентами: измерительным, фиксирующим или управляющим элементом и средством предоставления рабочих данных водителю. В данной ситуации действует тот же принцип, в соответствии с которым информация о давлении должна поступать на дисплей, расположенный на приборной панели.
Если инструкция по установке датчиков давления в шинах не предъявляет специальных требований по дополнительному креплению именно манометра, то экраны рекомендуется фиксировать двухсторонним скотчем или кронштейнами. В основном это небольшие дисплеи, поэтому в особой жесткости при фиксации они не нуждаются.
И, опять же, в случае применения беспроводных датчиков с Bluetooth без дисплея вовсе можно обойтись, синхронизировав прибор с мобильным устройством.
Эксплуатация датчика
Большинство сенсоров постоянно транслируют сигналы о текущем рабочем состоянии посредством звуковых или световых индикаторов. Их контроль важен как средство подтверждения, что манометр активен и контролирует состояние шин.
Если же в какой-то момент индикация прекратила свое действие, то следует проверить состояние датчика и его подключение. Некоторые системы предусматривают наличие самодиагностики, к которой желательно обратиться в первую очередь при обнаружении неполадок с индикацией.
В крайних случаях производится замена датчиков давления в шинах, которая может выражаться не только в физическом обновлении элемента контроля. В запрограммированных системах, подключенных к пусковому модулю двигателя и центральному блоку управления, например, каждый сенсор имеет свой ID.
Поэтому перед заменой следует выполнить программную перенастройку с удалением неисправного компонента и только после этого интегрировать новое устройство.
Особенности балансировки колес с датчиками
Данная процедура выполняется в рамках комплексного шиномонтажа и ставит целью устранение вибраций, колебаний и биений в колесах. В свою очередь, датчик является очевидным источником неравномерного качания, давая хоть небольшую, но дополнительную массу на ось.
Как же правильно установить датчики давления в шинах, чтобы они не отражались на оптимальном балансе колеса? Полностью исключить эффект «крена» все равно не получится, поэтому главной задачей останется надежность фиксации.
Что касается нюансов балансировки, то грамотный монтажник обеспечит распределение массы с помощью специального грузика. Это небольшие приспособления, которые фиксируются внутрь колеса.
Но поскольку вес типового датчика редко превышает 15 г, что соответствует массе случайно застрявшего в протекторе камня, то и эту поправку специалисты делают далеко не всегда.
Как правильно выбрать датчик?
Помимо системы индикации, связи и техники инсталляции, следует обращать внимание на точность работы манометрической системы. Ведь именно от нее будет зависеть корректность работы мониторинга и, как следствие, качество обслуживания колес. Здесь надо вспомнить, как работает датчик давления в шинах встраиваемого типа.
Он фиксирует конкретную величину давления, измеряемого в барах. Затем отправляет сигнал на реле контроля через панель управления или прямо на телефон с соответствующим приложением. Как отмечают специалисты, оптимальной величиной погрешности будет ±0,05 бар. Такой датчик превосходит по точности даже автомобильные компрессоры.
Заключение
Как видно, работы по установке и эксплуатации измерительного устройства не доставляют особых проблем. Тем не менее первичный базовый монтаж все-таки есть смысл доверять профессионалам.
Сколько стоит установка датчика давления в шинах? Комплексная инсталляция на все колеса может обойтись 5-7 тыс. руб. Конкретные цифры зависят от типа датчика, способа коммуникации и средств индикации.
Как правило, подобные операции заказываются в рамках общего шиномонтажа, поэтому можно будет сэкономить и на расходниках, и на приборе, если он приобретается непосредственно в этом же сервисном центре.
Как работает датчик давления в шинах + зачем необходим и какой лучше
А знаете ли вы, что львиная доля серьезных ДТП происходит из-за проблем с резиной, на что прямо влияет внутрикамерное давление? Как часто вы его проверяете? А проверяете ли вообще утром, при спешке, в мороз, грязь, дождь?
Слышали ли вы про устройства, которые будут выполнять такую проверку за вас в постоянном режиме? Тогда читайте статью о том, как работает датчик давления в шинах и я уверен – вам захочется его установить!
Почему давление в шинах нужно постоянно контролировать?
Именно резиной колес машина сцепляется с дорогой и качество этого соединения зависит от оптимального уровня давления в шинах. Оно много на что влияет, но в первую очередь – на безопасность передвижения.
Резина колес считается слабым местом авто, т. к. на нее передаются огромные нагрузки, часто критические, например, при торможении или резких поворотах. И не всегда эти нагрузки выдерживаются, особенно при несбалансированном шинном давлении.
Для привлечения повышенного внимания водителей, в руководствах по эксплуатации транспортных средств (ТС), информация о проверке внутрикамерного давления специально помещается в первых пунктах.
Причем давление в шинах должно быть именно оптимальным – и повышенные и пониженные его показатели наносят вред.
Чем грозит низкое давление в шинах?
При пониженном давлении внутри шин существенно возрастает сопротивление моменту качения.
Это дает ряд отрицательных и даже опасных эффектов:
- Повышенный износ протекторов;
- Снижение степени управляемости ТС;
- Увеличенный расход горючего.
Повышенный износ протекторов
Недопустимая деструкция формы покрышки приводит к ускорению протекторного износа примерно на 1/3. При повышенных скоростях приспущенная резина будет подвергаться перегреву из-за чего ее каркас может деформироваться. А это нередко приводит к взрыву колеса.
Также при экстренном торможении перегретая покрышка может провернуться на диске, а при резких поворотах вообще слететь с него. Все три ситуации чреваты внезапным ДТП с трудно прогнозируемым исходом. Но даже без аварий материальный ущерб от износа или порчи резины весьма существенен.
Снижение степени управляемости ТС
Если ТС не оборудовано какой-либо системой автоматического измерения шинного давления, а водитель проводит ручной контроль изредка, то высока вероятность продолжительной езды с ухудшенной степенью управляемости.
Сам водитель может не замечать сниженных динамических показателей или списывать их на дорожные и погодные условия. В критических же ситуациях незначительный боковой увод, к примеру, может спровоцировать полную потерю управления и автокатастрофу.
Увеличенный расход горючего
Снижение внутрикамерного давления всего на 0.5 At дает увеличение топливных затрат в 3%. Но эти цифры касаются только одного колеса, а у машины их 4 и все они могут быть с недобором давления, так что считайте.
Чем грозит повышенное давление в шинах?
Излишнее давление в шинах также нежелательно.
Оно приводит к таким последствиям:
- Повышенному износу протекторов – будет интенсивно истираться центральная часть шины;
- Снижению управляемости ТС – малая площадь сцепления с дорогой может спровоцировать заносы и даже опрокидывание авто;
- Увеличению тормозного пути – при экстренном торможении это критический параметр;
- Интенсивному износу подвески – повышенная упругость колес будет передавать больше амортизационной нагрузки к подвеске, что в добавок ухудшит комфортность езды для пассажиров.
- Повышенному риску повреждения резины – перекачанное колесо легче повредить о выступающие неровности, например, при парковке.
Разновидности систем контроля давления, их принцип работы и техническое устройство
Важность оптимального давления в шинах и склонность многих водителей по разным причинам игнорировать регулярные ручные замеры, дало толчок к разработке и производству автоматических контрольных систем.
Они берут на себя основной объем хлопот по замерам, освобождая водителя от этой «повинности», что дает существенный прирост уровня безопасности дорожного движения.
Последнее является причиной, по которой в некоторых странах (Северной Америки, Европы, Юго-Восточной Азии и Дальнего Востока) наличие подобных систем в автомобилях обязательно.
Так, в США еще в 2002 г. приняли закон, обязывающий местных производителей устанавливать на свои модели системы контроля давления (СКД). С 2003 г. закон стал нормой для всего автоимпорта, ввозимого в США.
Это дало стимул к внедрению подобных систем автопромами ЕС, Японии и Юж. Кореи (например, обязательные СКД имеют марки/модели: Тойота (РАВ 4), Мерседес, БМВ, Фольксваген, Тигуан, Мазда сх-5, Мазда 6 и др.).
В чем заключается принцип работы систем контроля давления?
По своей сути работа СКД любого класса заключается в подаче водителю данных о норме или сигнала о дисбалансе внутрикамерного давления.
Что касается точности измерений, их диапазона, своевременности оповещения, и т. п., то все это зависит от принципа работы системы и от того, как они устроены конструктивно.
По принципу действия СКД разделяются на две разновидности:
- Системы косвенного контроля;
- Системы прямого контроля.
Системы косвенного контроля
Такие СКД отличаются тем, что в них не используются датчики давления воздуха – дисбаланс определяется косвенным путем при помощи анализа бортовым компьютером данных от датчиков системы ABS (контроль скорости и оборотов колес).
Для этого в блок АБС прошивают дополнительное программное обеспечение, позволяющее интерпретировать данные о скорости вращения колес: давление в шинах влияет на их размер – более всего на радиус их окружности. А это прямо определяет расстояние, которое дает один оборот колеса.
Именно этот параметр, в виде постоянных импульсов, снимают датчики-контроллеры угловых скоростей АБС и передают для анализа компьютеру. Тот сравнивает показания с нормой и если обнаруживает оборотное неравенство с какой-либо стороны, то сигнализирует об этом звуко-световым сигналом встроенного в торпедную панель индикатора.
Основное преимущество подобной системы заключается в функциональной вложенности – одна система выполняет работу нескольких. Это дает экономическую выгоду производителю и влияет на конечную цену авто для потребителя.
Недостатки СКД основанных на ABS-датчиках
Главным недостатком СКД основанных на датчиках ABS является то, что так достигается только общая сигнализация о несоответствии. То есть, система просто информирует водителя о том, что обнаружен дисбаланс давления в ту или иную сторону. Данные о том, в каком колесе это произошло обычно отсутствуют.
Подобные СКД устанавливаются в основном на заводских конвейерах. Такую систему можно внедрить и опционально, однако это потребует довольно сложной процедуры перенастройки бортового компьютера с внедрением дополнительного программного блока, что не во всех мастерских смогут провести корректно.
Еще один недостаток такого контроля заключается в невозможности для системы ABS определять истинный радиус колеса.
То есть при смене колес, различие их общего радиуса может быть принято автоматикой за дисбаланс давления. Это может быть причиной ложного срабатывания индикатора.
То же самое может произойти при поворотах, когда одна пара колес имеет скорость вращения отличную от параллельной пары.
Читайте также: Расходы, которые ожидают владельцев автоприцепов в 2021 году: штрафы, парковки, оформление, дтп
С другой стороны, современная резина часто имеет усиленный профиль, защищающий от дисковых проворотов и срывов. Этот профиль дает добавку к истинному радиусу колеса что, при понижении в нем давления на не очень значительную величину, может ввести датчики в заблуждение, и они промолчат.
Системы прямого контроля
Системы с прямым контролем основаны на использовании датчиков, измеряющих непосредственное внутрикамерное давление.
Подобные СКД подразделяются на:
Механические СКД
Принцип работы этих устройств основан на чистой механике – фактически это компактные примитивной конструкции манометры. Они изготавливаются в виде специальных колпачков с прозрачным верхом, накручиваемых на вентили подкачки.
Внутрикамерное давление, в зависимости от его силы, выдавливает внутрь верхней прозрачной капсулы соответствующий цветовой индикатор, информирующий водителя.
Преимущества подобных устройств заключаются в их дешевизне (несколько сот рублей за комплект) и простоте установки.
Недостатков же у них больше:
- Во время движения осуществлять контроль давления по колпачкам невозможно;
- Информативность датчиков на низком уровне – узнать какие-либо точные цифры невозможно;
- Низкая прочность и краткосрочность службы – колпачки-манометры служат в среднем от 3-6-и месяцев до года, в зависимости от дорог (плохо переносят тряску);
- Заводские предустановленные значения показателей давления для цветовых индикаторов колпачков определенного производителя могут не совпадать с оптимальными значениями подходящими для вашего авто;
- Воровство – такие колпачки часто воруют, т. к. выглядит это устройство привлекательно для «сорочиного» глаза любителей что-нибудь скрутить.
Но несмотря на перечисленные недостатки, как удобное дополнение к ручным методам проверки давления, колпачки вполне пригодны к использованию и избавят водителя от необходимости лишний раз использовать тестер.
Электронные СКД
Электронные системы прямого контроля шинного давления – это наиболее предпочтительный вариант для автомобиля, т. к. их функциональность и удобство сочетается с высокой точностью измерений (до 0.01 Ат).
Принцип действия электронных СКД
Суть работы электронных СКД заключается в снятии данных внутрикамерного пространства шины и его беспроводной передаче на специальный дисплей салона. Такие системы работают в непрерывном режиме и позволяют в любой момент времени получать информацию.
Когда автомобиль находится в ходу система отслеживает:
- Давление внутри камеры;
- Температуру внутри камеры;
- Скорость вращения колеса;
- Объем шины;
- Диссонанс в значениях между колесами, расположенных по одному борту.
На находящийся в салоне дисплей-блок поступают графические и цифро-буквенные данные по каждому колесу. В зависимости от модели система оснащается программами оповещения водителя об обнаруженных дисбалансах, а также выдает рекомендации в зависимости от ситуации и сделанных предустановок.
Конструкция электронных СКД
Компоненты описываемых систем контроля устанавливаются на каждом колесе авто и в его салоне.
Обычно система состоит из:
- Набора датчиков для каждого колеса;
- Передающих антенн;
- Приемного блока управления с дисплеем;
- Элементов питания.
Датчики
Каждый из колесных датчиков является высокотехнологичным устройством, включающим в себя:
- Набор анализаторов (давления, температуры и т. д.);
- Набор управляющих контроллеров;
- Передающую антенну;
- Элемент питания.
Датчики СКД обычно монтируются в качестве замены обычных вентилей подкачки и прикрепляются к внутренней поверхности диска посредством специальных хомутов.
Антенны
Антенны датчиков обычно выводятся в пространство колесной арки и в современных моделях у каждого колеса есть своя антенна.
На некоторых моделях вместо индивидуальных антенн используется элемент центрального замка, как общая антенна для всех 4-х колес. Такие системы лишены возможности предоставления данных о каждой шине в отдельности и являются устаревшими.
Блок управления
На центральный блок сведения с колесных датчиков посылаются в импульсном режиме (частота обычно = 1 мин).
Блок управления может быть:
- Стационарным (бортовой компьютер) – в случае, когда СКД является штатной опцией для данной модели (пока что это доступно в основном для авто премиум-класса);
- Автономным (радио-режим) – специальный блок с дисплеем, прикрепляемый присоской на стекло или торпеду;
- Мобильным (Bluetooth-протокол) – система не имеет специального блока и все данные передает на мобильные гаджеты (смартфон, планшет) с предустановленным программным обеспечением.
Если СКД в авто стационарная, то ей не нужна калибровка и предустановка оптимальных значений – все это делают на заводе, применительно к свойствам модели, что минимизирует сбои.
Блок питания
Питание основного блока в салоне может осуществляться от автономных элементов или от бортовой электросети через адаптер к прикуривателю.
Колесные датчики оснащаются автономными батареями. Программы контроллеров дают команду на считывание данных только когда машина в ходу – в остальное время активируется спящий режим.
Это, а также не непрерывная, а импульсная передача данных обеспечивает устройству большую энергетическую живучесть – 5000 часов работы в активном режиме (от 3 до 5 лет эксплуатации).
Если желаете узнать больше подробностей об СКД, то посмотрите это видео от профессионального автоэксперта:
Особенности использования электронных СКД
Использование электронных СКД имеет свои особенности и водителю обязательно нужно их учитывать.
Затяжные повороты
Если автомобиль выполняет т. н. затяжной поворот, при котором СКД получает данные о разнице между угловыми вращениями колес с каждого борта, то из-за значительного для электроники времени такого дисбаланса она может принять его за реальный, а не временный.
Поэтому при выполнении подобных поворотов будьте готовы к ложным сигналам.
Шины Run-Flat
Если на вашем автомобиле стоят модные нынче покрышки изготовленные по технологии «Run-Flat» (т. н. залипайки), то любая автоматическая система контроля давления может ошибаться.
Дело в том, что подобные шины выдерживают полную нагрузку авто в движении даже при нулевом давлении в камере (они проседают всего на треть объема) и датчики могут спутать силу боковин с наличием давления в шинах.
Ложная сигнализация
Если какой-либо датчик начинает давать ложный сигнал, без причины и описанные выше особенности не имеют места, то дело скорее всего в самом датчике.
Обычно подобное случается при банальном загрязнении вентиля подкачки дорожной грязью или средствами ухода (литол и т. п.). Очистка от загрязнений, как правило, устраняет ложный сигнал.
Как узнать оптимальные параметры давления в шинах?
В заключение остановлюсь на оптимальных параметрах внутрикамерного давления, т. к. оно для разных марок/моделей может различаться.
Если у вас имеется документация на авто от завода-изготовителя, то в ней обязательно указаны нужные значения шинного давления для передних и задних колес, а также их рекомендуемый размер.
Эту же информацию вы можете получить в авторизованном дилерском центре вашей марки.
Если же вы приобрели авто с рук, то поищите требуемые параметры на шильдиках. Обычно такая табличка имеется на тыльной поверхности топливного лючка или на стойке передней двери.
Нужную информацию также можно почерпнуть в интернете. Но если для вашей модели оптимальное значение шинного давления установить не удалось, то можно воспользоваться усредненным стандартом для легковушек.
- Для переднего моста – 1.9-2 атм;
- Для заднего моста – 2.2 атм.
Полезные советы
- Смена аккумулятора для колесных датчиков обычно не предусмотрена. Поэтому с осторожностью приобретайте подержанные системы давления или их элементы.
- Обращайтесь аккуратно с вентилями колесных датчиков – это более ранимое устройство, нежели простой штатный клапан.
- Проводите профилактику колесных датчиков – меняйте вентили с уплотнительными кольцами (раз в 5-6 лет). При этом не нужно менять сам передатчик, т. к. это наиболее дорогая и наименее изнашиваемая деталь.
- Давление в шинах зависит от температуры окружающей среды – чем она выше, тем выше и давление (закон Шарля – Гей-Люссака). Имейте это в виду и учитывайте при езде в сильный мороз.
- Переустанавливать датчики с резины на резину в зависимости от сезона хлопотно и рискованно для устройств. Поэтому имеет смысл рассмотреть вариант покупки дополнительного их комплекта для сменной резины.
- Присматривайтесь к стоимости устройств – она может быть необоснованной. Например, полный комплект СКД стоит 10 тыс. руб., а набор дополнительных датчиков 20 тыс.
Заключение
Из статьи вы узнали, что имеются три вида систем контроля давления и из них наиболее предпочтительны электронные системы прямого контроля с индивидуальной съемкой данных от каждого колеса.
Есть ли у вас датчик давления? Если да, то расскажите, какой и нравится ли он вам, в комментариях.
Там же все желающие могут задавать вопросы по теме статьи.
На этом всё. Поделитесь статьёй с друзьями (кнопки соцсетей ниже), подпишитесь на рассылку. Пока!
Причины неисправности датчиков давления и способы их устранения
Неисправность датчика давления: показания прибора полностью отсутствуют.
Причины неисправности датчика давления
- Забито сечение импульсной линии, отбора.
- Перекрыт вентиль в линии отбора давления.
- Резкий перегиб импульсной трубки на трассе.
- «Заплыв» сечения импульсной линии припоем при монтаже.
- Пережата прокладка между манометром и накидной гайкой штуцера.
- Засорение штуцера манометра.
Соответствующие способы устранения неисправности
- Продуть соответствующий участок, прочистить отбор.
- Открыть или прочистить вентиль.
- Проверить и устранить перегиб.
- Проверить и устранить дефект монтажа.
- Установить жесткую прокладку.
- Прочистить отверстие штуцера стальной проволокой диаметра 0.8-1.2 мм.
Неисправность датчика давления: неправильные показания прибора.
Причины неисправности датчика давления
- Неплотности импульсной линии (прокладки, кран).
- «Передавливание» трубчатой пружины – остаточная деформация от превышения измеряемого давления.
- Смещение положения измерительной стрелки.
- Большой люфт, зазоры в кинематическом узле.
- Повышенное трение в передающем механизме; износ зубцов сектора.
- Слабое крепление манометрической трубки.
Соответствующие способы устранения неисправности
- Устранить подтяжкой соединений или заменой прокладок.
- Заменить трубчатую пружину или манометр.
- Сбросить давление с прибора, снять съемником стрелку и установить ее на нулевое положение относительно шкалы.
- Устранить люфт или заменить прибор.
- Произвести ревизию и замену изношенных частей.
- Проверить и затянуть крепежные винты.
Неисправность датчика давления: колебания измерительной стрелки.
Причины неисправности датчика давления
- Слабая насадка стрелки на ось.
- Большие зазоры в кинематических звеньях.
- Накопление конденсата или пульсация давления от отбора.
Соответствующие способы устранения неисправности
- Произвести правильную насадку стрелки с помощью оправки.
- Настроить зазоры в соединениях.
- Отключить прибор, произвести продувку трассы; прикрыть вентиль на отборе или установить дроссель в штуцер манометра.
Неисправность датчика давления: резкие скачки измерительной стрелки.
Причины неисправности датчика давления
- Срабатывание зубьев или шестерни передаточного механизма.
- Дефект передаточного механизма; коррозия его частей; перекосы, люфты.
Соответствующие способы устранения неисправности
- Произвести ремонт измерительного механизма или заменить манометр.
- Произвести ревизию и ремонт; устранить люфты и перекосы; настроить передаточный механизм.
Неисправность датчика давления: «затирание» стрелки о стекло.
Причины неисправности датчика давления
- Перекос оси шестерни, из-за этого стрелка вращается не в плоскости шкалы прибора.
- Перекос площадки крепления трубки манометра.
Соответствующие способы устранения неисправности
- Устранить перекос оси, установить правильно стрелку.
- Устранить неровность поверхности площадки, закрепить трубку манометра; проверить плоскость вращения стрелки.