Выбор акб разной емкости (55, 60, 70 и 75 а·ч), проверка количества электроэнергии аккумулятора
Зарядная емкость АКБ: как выбрать аккумулятор, чтобы хватало с лихвой?
АКБ для автомобиля имеет несколько важных параметров, которые нужно учитывать при выборе. На корпусе АКБ можно увидеть такие цифры 6ст — 55, 60, 75 А·ч. Они определяют емкость батареи (ЕБ).
Это количество времени, в течение которого батарея способна питать электропотребителя. Таким образом, это максимальное количество электроэнергии, какое может накопиться за одну полную зарядку.
Измеряется данный параметр в А·ч (ампер-час).
Фотогалерея «Примеры аккумуляторов»
1. Varta 60 А·ч2. MOLL M3plus 62 А·ч3. AMEGA Asia 95 А·ч
Особенности расчета необходимой емкости
Потребляемая техникой мощность измеряется в Ваттах, а ЕБ в А·ч, поэтому чтобы выяснить, какой емкости должна быть аккумуляторная батарея, необходимо сделать определенный расчет. Чтобы разобраться с расчетами, лучше рассмотреть конкретный пример. Например, для нагрузки в 500 Вт необходимо резервирование 3 часов.
Показатель необходимой ЕБ вычисляется по формуле:
Q (А·ч) означает требуемую ЕБ; P (Вт) – нагрузку, включающую всех потребителей, V (В) – напряжение источника энергии, t – количество времени необходимое для резервирования в часах, k – коэффициент, определяющий количества электроэнергии, которая может использоваться потребителями.
Подставив в формулу наши данные, мы получим необходимую ЕБ: Q = 500*3/ 12*0,7 = 178,6 А·ч.
На какие показатели батареи влияет емкость?
ЕБ зависит от тока разряда. Можно рассчитать время работы потребителя, оно составит:
где t – время полной зарядки (ч), Q – емкость (А·ч), I – ток разряда (А).
Электроэнергия определяется по формуле:
где W — энергия, которая накоплена (Дж), I – показатель тока разряда (А), U – напряжение источника электроэнергии (В), t – время, за какое произойдет полная разрядка (ч).
Электроэнергия АКБ вычисляется так: W= Q*U, то есть перемножается ЕБ и номинальное напряжение.
Существует еще понятие энергетической ЕБ, измеряемой в Вт/элемент. Энергоемкость определяет способность аккумулятора работать течение небольшого периода времени с постоянной мощностью.
Рассчитывается ЕБ следующим образом:
Четвертая характеристика, которая учитывается для автомобильных АКБ, является резервная емкость (РЕ). Это время, в течение которого энергопотребители будут получать электроэнергию от АКБ, когда не работает генератор.
Приблизительно рассчитать номинальную ЕБ по РЕ можно по формуле:
Проверка с помощью тестера
Факторы, от которых зависит емкость?
Существуют факторы, влияющие на ЕБ:
- Ток разряда. На корпусе указываются показатели, исходя из формулы Q = I*t. При длительности разряда 10, 55, 70 часов и т.п. соответствует ЕБ Q 10, Q 55 и Q 70 и ток разряда – I 10 А, I 55 А, I 70 А. Таким образом, величина тока при времени разряда 55 часов, который будет протекать через нагрузку, составит: I 55 А, так как Q = 55, а t = 55.
- Конечное напряжение разряда (КНР). При достижении КНР аккумулятор нужно отключить. Если этого вовремя не сделать, произойдет глубокий разряд источника электроэнергии. Если такое будет происходить часто, батарея быстро выйдет из строя.
- Износ. Считается, что номинальная ЕБ соответствует указанной производителем.Реально этот показатель может быть ниже заявленного, если источник электроэнергии долгое время хранится на складе, или может увеличиться после полных циклов разрядки и зарядки.
- Температура. Большое влияние на ЕБ оказывает температура окружающей среды. Если она снижается до 0 градусов, то емкость уменьшается на 25% от номинальной, при увеличении с 20 до 40 градусов, значение параметра увеличивается на 5%.
Как проверить емкость?
Для этого АКБ сначала полностью заряжают, а затем разряжают постоянным током, фиксируя время, за которое произойдет полная разрядка.
Полученные результаты сравниваются с указанными в паспорте.
Таким образом, выполнить проверку может любой автолюбитель, правда это трудоемкий процесс. Если они меньше номинальных на 70 – 80%, то источник энергии нужно менять, так как это признак значительного износа (автор видео — transistor815).
С какой емкостью выбрать батарею?
ЕБ должна отвечать рекомендуемой. Если она будет меньше, то не хватит электроэнергии для запуска двигателя, аккумулятор будет быстро разряжаться. При завышенных показателях он не будет полностью заряжаться, так как генератору нужно будет больше времени, чтобы зарядить его полностью. Это сократит срок его службы.
Расшифровка надписей на корпусе
На каждом изделии есть надпись, например, 6СТ-70 А означает 6 ячеек АКБ, стартерная, номинальная ЕБ 70 А·ч, сухозаряженная без электролита. 6СТ- 75 АЗ – 6 ячеек, стартерная, номинальная ЕБ 75 А·ч, залитая электролитом, необслуживаемая. По этим данным следует выбирать аккумулятор.
Видео «Как самостоятельно проверить АКБ»
В этом видео автор показывает, как проверить ЕБ в домашних условиях (автор ролика – Юрий Крым).
55 Ач или 60 Ач – какая разница? А может ее нет?
55 или 60 – вот чем вопрос… Над тем, какой аккумулятор выбрать, ломают голову многие автомобилисты. А может все не так уж и страшно? А может можно и не заморачиваться этим?
Возможно все. Давайте разбираться.
Для начала. Какой аккумулятор не стоит покупать вообще?
При выборе АКБ смотрите не только на цифры, но и на обозначение после них.
Если на этикетке емкость (хотя данная величина не совсем емкость, об этом – ниже) обозначается «А/ч», не связывайтесь с таким изделием. Это говорит о том, что аккумулятор выпускает какая-то контора «Рога и копыта», специалисты которой даже в единицах измерения не удосужились разобраться. Правильный вариант «А•ч» (Амперы умножить на часы). И никак иначе!
А теперь про емкость
Все мы (чего греха таить, и даже многие продавцы вместе с производителями) убеждены, что Ампер-часы используются для обозначения емкости АКБ. А вот и нет. Давайте вспомним школьный (или ВУЗовский) курс физики. Какой величиной в нем измерялась емкость? Правильно, Фарадами. А произведение А•ч дает Кулоны (Кл), использующиеся для измерения величины заряда. Если точнее – 1 А•ч=3600 Кл.
Но так уж повелось, что говоря про Ампер-часы, имеют в виду емкость аккумуляторов. И искоренить такой устоявшийся стереотип очень и очень сложно. Давайте не будем пытаться сделать этого, т.к. старания будут бесполезными.
А теперь про перезаряды, недозаряды и другие заблуждения
Конечно, лучшим вариантом при выборе АКБ для автомобиля будет просто пойти и купить батарею на столько Ампер-часов, сколько написано в мануале для машины. Но мы же не ищем легких путей.
Если обобщить мнения многочисленных экспертов, любителей и обычных автомобилистов, примерная картина применимости батарей на 55 А•ч будет выглядеть следующим образом (повторимся, она примерная, смотрите в мануал):
- Автомобили с бензиновыми карбюраторными двигателями объемом 1.2-1.8 л.
- Авто с бензиновыми ДВС с системами впрыска 1.6-2.5 л.
- Дизельные машины с моторами объемом до 1.5 литра.
Можно ли брать на такие автомобили «шестидесятку»? Да, можно.
По паспорту нужен аккумулятор на 55 А•ч, а вы взяли на 60. Будет ли недозаряд и сломается ли генератор?
Нет, нет, и еще раз нет. Не стоит верить мифам «знатоком», говорящих о том, что генератор «не потянет» аккумуляторную батарею большей емкости, чем заявлено производителем. Потянет, еще как потянет.
Купить аккумулятор Энергомет Premium 60 в Москве
Для кого-то может показаться КЭПством, а кому-то это будет сродни открытию Америки. Но при зарядке АКБ генератор автомобиля «напрягается» не так уж и сильно, как можно подумать. Самые слабые агрегаты, устанавливающиеся на современные автомобили, способны выдавать ток до 50 А.
А зарядка аккумуляторной батареи на машине осуществляется малыми токами (где-то от 5А до 0.01А, в зависимости от накопленного заряда). Их величина зависит от разницы между величиной напряжения на клеммах АКБ (а оно зависит от глубины разрядки) и вырабатываемого генератором.
Так откуда взялось мнение, что ставить АКБ большей емкости на авто не стоит? Здесь все просто – чем больше емкость, тем дольше времени нужно на разрядку аккумуляторной батареи. Т.е. можно более продолжительное время «маслать» стартером. А он, как известно, из-за этого может перегреться и выйти из строя.
Бытует мнение, что именно из-за этого еще в советской армии (и на предприятиях) запрещали ставить на грузовики АКБ с емкостью больше заявленной, в том числе и в целях борьбы с любителями выбираться со сложных участков на стартере, отсюда все и расползлось среди автомобилистов, со временем трансформировавшись в устоявшийся стереотип.
Отсюда вывод:
Если у вас бензиновый автомобиль с карбюратором и ДВС 1.2-1.8 л, с мотором с системой впрыска 1.6-2.5, с 1.5-литровым дизелем, либо другой авто, для которого производителем заявлен АКБ на 55 А•ч, можете смело брать и «шестидесятку». Ни с аккумулятором, ни с генератором ничего не случится из-за этого.
А вот если для машины рекомендована установка АКБ на 60 А•ч, а вы хотите сэкономить, приобретя «пятьдесятпятку», делать этого не стоит. Да, какое-то время все будет работать, но в один прекрасный момент вы с удивлением обнаружите, что батарея разряжена, и не в состоянии прокрутить стартер.
И еще, даже если вы и решитесь поставить аккумулятор на 55 Ампер-часов вместо рекомендованного на 60, не нужно бояться перезаряда, которым пугают многие «знатоки». Знайте, допустимая верхняя граница напряжения (а именно оно говорит об уровне зарядки АКБ) ограничено в авто.
Батарея попросту не возьмет лишнего.
Опираться на цифры 55 и 60 мало. Что еще нужно учесть при выборе
Мало просто ориентироваться на Ампер-часы при выборе АКБ. Стоит учитывать еще ряд факторов
Например, если производитель рекомендует устанавливать на конкретную модель батарею, изготовленную по технологии AGM, то заменять ее обычной «пятьдесятпяткой» или «шестидесяткой» не нужно, т.к.
она не выдержит режима эксплуатации авто, при котором вероятны регулярные глубокие разрядки. Обычные батареи способны переносить порядка 5-6 таких циклов, в то время как для АКБ AGM их количество неограниченно. А обратная замена возможна: т.е.
установив AGM батарею вместо рекомендованной обычной, вы не нанесете автомобилю и самому аккумулятору вреда.
Если уж совсем серьезно подойти к выбору, решая вопрос о покупке батареи на 55 или 60 А•ч, не лишним будет обратить внимание и на такой параметр, как резервная емкость. Она, как правило, обозначается при помощи букв RC и цифрового индекса (пример – RC 100 min).
Величина показывает, на протяжении какого времени аккумуляторная батарея способна поддерживать напряжение не ниже 10,5 вольт при токе разрядки в 25А при отключении генератора (конечно, в зависимости от особенностей авто, реальная цифра может отличаться от указанной производителем).
Здесь все просто – чем резервная емкость больше, чем дальше вы сможете уехать на авто с вышедшим из строя «геной», чтобы добраться, например, до автосервиса.
Видно, что для большинства современных легковушек можно брать АКБ и на 55 Ah, и на 60 Ah. Если просто – с увеличением емкости возрастает промежуток времени, в течение которого вы сможете «помаслать» стартером.
Также есть смысл подумать о покупке аккумулятора с большим количеством Ампер-часов, если на вашем авто есть нештатные потребители энергии. А вот перезарядов, недозарядов и выхода из строя генератора бояться не стоит.
Можно ли поставить аккумулятор большей емкости?
Очень часто ко мне на сайт приходят письма, про аккумуляторы автомобиля. Особенно про емкость, один из самых популярных – можно ли ставить аккумулятор на машину большей емкости? ТО есть емкость вашего аккумулятора, например 55 А*ч (Ампер * час), а вы хотите поставить аккумулятор емкостью 70 Ач! Что будет и можно ли это делать? Давайте поговорим об этом …
Сразу скажу, что ходит много мифов в этом вопросе. Например – автомобилю положен аккумулятор в 60 Ач (по инструкции), если поставить на 50 Ач, то он закипит, а если поставить на 70 Ач он недозарядится!
Это не так! И тот и другой аккумулятор вы можете поставить на ваш автомобиль, ничего страшного не произойдет, самое главное, чтобы они поместились в штатное место вашего автомобиля. Ведь более емкие аккумуляторы имеют большие размеры.
Штатное место аккумулятора
А теперь подробнее
Если не уходить в глубокие технические подробности и говорить простым языком (да простят меня гуру электрики), автомобильная сеть имеет некую взаимосвязь: аккумулятор – генератор – стартер – бортовая сеть автомобиля.
Бортовая сеть автомобиля потребляет мало энергии (в идеале) если нет дополнительного энергоемкого оборудования. Остается генератор – аккумулятор – стартер.
Стартер потребляет энергию только при пуске двигателя (дальше не работает), нужно отметить, что за один пуск легкового автомобиля «усреднено» потребляется около 1 – 2 Ампер энергии из аккумулятора (в холодное время может быть гораздо больше).
Читайте также: Аcura mdx, технические характеристики, сравнение моделей 2014, 2015 и 2016, отзывы владельцев
После пуска, генератор должен восполнить потери тока аккумулятора при пуске двигателя, то есть подзарядить аккумулятор. Обычно напряжение в бортовой сети около (13.8 — 14.2 Вольта) оно практически постоянно, получается это из напряжения бортовой сети минус напряжение самого аккумулятора (которое практически постоянно).
Генератор также имеет свои характеристики мощности — есть и 40 А и 70 А и 80 А и т.д., но это не говорит о том, под какой аккумулятор этот генератор заточен. Эта характеристика говорит о максимальном токе, который может дать генератор в час. Но ток потребляемый аккумулятором (для подзарядки) в десятки раз ниже, чем выдает генератор.
Что это означает на практике?
Если поставить аккумулятор большей емкости, но с одинаковым напряжением, он просто будет дольше заряжаться, пусть не значительно, но дольше! Однако это и означает, что он будет и дольше разряжаться! Особенно актуально в морозы, тока «большего» аккумулятора хватит на большее количество «холодных» пусков!
Если вообще на пальцах …
Представьте – есть две бочки 55 литров и 70 литров (бочки это аккумуляторы).
Обе одинаково наполняются водой с одинаковой силой (напряжение в сети автомобиля), бочки нельзя сразу наполнить водой (то есть подать за одну секунду 55 и 70 литров, это просто не реально и сможет разрушить бочку, да это и не надо), а нужно наполнять на приличном (одинаковом) давлении воды, чтобы наполняемость бочки была равномерной (этот равномерный напор воды – равномерная зарядка аккумулятора), тогда одна бочка наполнится быстрее 55 литров, другая медленнее 70 литров. Но воды в другой бочке (70 литров) будет больше и ее на дольше хватит. Что получается – аккумуляторы как бочки, только их наполняют энергией, емкость измеряется в А/ч, у кого то 55, а у кого то 70 и т.д. При одинаковых токах (а сейчас практически на всех автомобиля ток одинаковый) один наполнится энергией быстрее, а другой дольше. ВОТ И ВСЯ РАЗНИЦА!
В заключении хочу сказать, многие хотят поставить аккумулятор не значительно большей емкости, например — заводской 55 Ач, а хотят поставить 60 или 63 Ач – ребята ничего страшного, ставьте! На бортовую сеть автомобиля, аккумулятор – генератор или стартер, это не окажет никакого влияния.
Сейчас небольшое видео, смотрим.
НА этом все, читайте наш АВТОСАЙТ.
Можно ли ставить аккумулятор большей ёмкости чем генератор ?! Решение вечного спора ! — DRIVE2
Постоянно встречается такое мнение, что если на машину положен по мануалу аккумулятор на 63 А/ч, то если поставить 55 А/ч то он закипит, а если 90 А/ч то он недозарядится. В обеих случаях предполагается, что он выйдет из строя за короткое время. К нашей радости это не так.
Давайте поразмышляем…Сеть бортового электропитания автомобиля при работающем двигателе представляет собой устройство, именуемое в радиоэлектронике как “генератор напряжения” (с некоторой натяжкой это так). Т.е. независимо от потребляемого оборудованием тока, он поддерживает стабильное напряжение в сети.
Тогда мы утверждаем, что напряжение, подводимое к аккумулятору всегда постоянно (вроде бы 13.8-14.2 вольта). А по закону Ома (его в школе проходят, некоторые мимо) ток в цепи определяется отношением напряжения к сопротивлению цепи.Напряжением в нашем случаем является разность (напряжение бортовой сети минус напряжение АКБ).
Сопротивление АКБ — величина почти постоянная, т.е. ток заряда определяется собственным напряжением АКБ.Теперь наконец-то запускаем двигатель. При пуске АКБ теряет некоторое количество энергии и напряжение на её клеммах понижается. Возрастает вышеуказанная разница напряжений и возрастает зарядный ток.
Надо понимать, что ток который берёт в себя АКБ определяется состоянием её самой, а не бортсети авто.Немного о значених токов.При замерах тока заряда ( на ВАЗ-2106) в первые 0-15 секунд после пуска ток в АКБ поднимался до 5-10 ампер, затем в течение пары минут опускался до значения 0,5 ампера.
На двигателе, работающем около двух часов этот ток составляет 0,1-0,4 ампера. Видимо это некий ток утечки при заряде, что кстати говорит о том, что АКБ имеет не 100% КПД. Хотя этой АКБ более 3 лет и она отечественная. Но главное здесь понять, что средний ток заряда не выходит за рамки 1-2 ампера.Теперь о генераторах.
Значение тока на них говорит только о максимальном токе, который они могут дать, но это не значит, что они дают его всегда. Всегда они дают тот ток, который требуют потребители.И ТЕПЕРЬ ВЫВОДЫ: В случае, когда АКБ “просит” от генератора 1-2 Ампера, их одинаково хорошо дадут и генератор на 35 А и генератор на 200 А.
Поэтому если хотите, ставьте любой АКБ на любую машину. Всё зарядится. Главное, чтобы напряжение в АКБ и бортсети было бы одинаково.Хотя справедливости ради скажу, что можно подобрать такую пару авто-АКБ, при которой АКБ недозарядится. Эта такая пара, у которой средний зарядный ток АКБ будет больше максимального тока генератора. Но к нам это не относится, т.к.
средний ток заряда АКБ в разы меньше тока даже одной лампы ближнего света фары. Так что АКБ недозарядится только на авто, генератор которого не потянет и одной лампы. Или по другому, АКБ — это настолько малый потребитель в автомобильной электрике, меньше наверное только часы в “приборке”.А теперь смешные ненаучные доказательства.
Предположим, что факт перезаряда-недозаряда имеет место быть…Тогда:ПРИМЕР.Представим забор в поле. С одной стороны забора стоят ЗИЛ и ОКА. В заборе просверлены 2-е пары отверстий ив них просунуты две пары проводов. Одна пара идёт от бортсети ЗИЛа, другая от бортсети ОКИ. Двигатели на обоих авто работают и крутят генераторы.
Находясь на другой стороне забора мы не видим, откуда какая пара, но тестером видим на каждой паре 13.8 вольт. Подключаем к каждой паре по одинаковому аккумулятору, рассчитанному на ОКУ.
Вот если мы утверждаем, что тот который подключен к грузовику перезарядится, то как этот аккумулятор “определит”, что он подключен именно к грузовику? Ведь в обоих случаях будет одинаковое напряжение и одинаковый ток заряда.Таким образом мы доказали, что ток потребителя определяется самим потребителем при постоянстве питающего напряжения и не зависит от генератора.
Так что при выборе АКБ есть простое правило- ёмкость АКБ может быть любой при условии, что она обеспечивает необходимый пусковой ток стартеру. Но не меньше. Больше? Да пожалуйста, только остановитесь вовремя, а то АКБ в багажник не влезет. Кстати там где холодно, имеет смысл поставить АКБ как раз помощнее, т.к.
известно, что с понижением температуры реальная ёмкость АКБ уменьшается.Ещё про баланс ёмкость аккумулятора/ток генератора.Вопрос: Я ставлю на УАЗ аккумулятор 120 А/ч вместо 55 и он будет подзаряжаться до своих 120 ? Это не зарядка, а подзарядка! Это ограничение по току !Так как подобный вопрос задаётся весьма часто, ТАК ВОТ ОТВЕТ: Это типичнейшее заблуждение !Дело в том, что налицо непонимание процессов разрядки/зарядки аккумуляторов. По порядку.При заводке мотора тратится некоторая энергия. Практически одинаковая, независимо от ёмкости аккумулятора.Например 0,5 ампер-часа (меньше реально). Стартер “абсолютно не в курсе”, сколько там в аккумуляторе всего ампер-часов — его “интересует” лишь то, что надо ему. Ну это как “всё равно, 3 метра глубина или 3 километра — тонуть одинаково”.
Мотор завёлся, заработал генератор. Так вот, для генератора тоже глубоко фиолетово, сколько там ампер-часов в аккумуляторе — его “интересует” только НАПРЯЖЕНИЕ в бортовой сети. И отклонение вниз напряжения аккумулятора относительно “привычного генератору”.
И аккумулятор начинает “кушать” энергию. И кушает он не непонятно сколько, а ровно столько (кпд АКБ почти 100%), сколько потерял при старте мотора. Т.е. те же 0,5 ампер-часа. И кушает он такими темпами, как позволяет баланс мощностей приход/расход электроэнергии.
Можно представить такую аналогию.Имеется 2 ведра с водой — 10 литров и 5 литров.Хозяйке требуется иногда литр — потом она доливает. Так какая разница — сколько всего воды в ведре?Хозяйку интересует УРОВЕНЬ воды? (напряжение аккумулятора).
Тогда уровень воды при отливе одного литра уменьшится не в зависимости от количества её, а от ДИАМЕТРА ВЕДРА (стартовый ток аккумулятора) ! А вот его можно сделать разным ! Можно иметь широкое неглубокое ведро (большой разрядный ток при малой ёмкости), а можно узкое и высокое (ёмкость большая, а ток невелик — это аккумуляторы 60 А/ч 180 А, кстати). И большая ёмкость реальных аккумуляторов (на порядок больше требуемой) нужна в основном для того, чтобы был больше стартовый ток. Ведро можно сделать любой формы, а вот аккумулятор — нельзя делать “широким и неглубоким” — характеристики эти реально сильно связаны и достигнуть “ширины” можно, только сделав и “глубину”.
Да, есть ещё люди считающие, что если под водопроводный кран вместо ведра поставить бочку, то кран не выдержит такой ёмкости и сломается…
Итог — можно ставит хоть 500 А/ч — аккумулятор — 55 -амперный генератор справится и с ним.
Просто вопрос — а надо ли столько?
При зарядке совсем пустого аккумулятора одинаковым током например 1А через 50 часов 50-й
уже закипит, а 80-й останется ещё недозаряженным. А через 80 часов 80-й тоже закипит, а 50-й будет кипеть уже 30 часов.
А при заряде разным током 10% от ёмкости каждого — они закипят одновременно через 10 часов. Поэтому при заряде выбирается ток не в амперах, а в процентах от ёмкости.
А назначение генератора вообще-то не зарядка аккумулятора, а подзарядка- возврат “взятого взаймы”, например для запуска двигателя или после посадки музыкой или фарами. А на автомобиле изначально должен стоять уже полностью заряженный аккумулятор любой ёмкости.
То есть если при запуске двигателя 50-й аккумулятор израсходует 1% ёмкости, 80-й только 0,625%, следовательно генератором обратно они подзарядятся одновременно. Но в “займы” 80-ка даст всё-таки бльше!
Время разряда аккумулятора в зависимости от тока нагрузки
Я, в общем, дилетант в электротехнике, поэтому прощу прощения за неточности, если они есть, а ниже изложено то, что я могу сказать по поводу времени разряда аккумулятора, потратив на это несколько часов чтения материалов из Интернета. Итак,
Емкость аккумулятора довольно часто указывают в амперчасах, ну или в миллиампер часах. Казалось бы, все просто — есть, у тебя скажем аккумулятор емкостью (C) 800 миллиамперчасов и устройство с током потребления (I) в 100 миллиампер, значит, по формуле
он может обеспечить работу этого устройства на протяжении восьми часов. Так?
Конечно же, не совсем так. Количество электроэнергии, которое можно извлечь из аккумулятора, зависит от тока разряда аккумулятора. То есть при слишком большом токе разряда аккумулятор разряжается очень быстро и отдает меньше электроэнергии.
Эффект этот был замечен довольно давно, но первым, кто попробовал учесть его количественно, был Пекерт (Peukert), который модифицировал формулу, внеся показатель, который теперь называют экспонента Пекерта (Peukert’s exponent).
По Пекерту, время разряда аккумулятора равно
, где n – экспонента Пекерта. Сp – емкость Пекерта, то есть емкость аккумулятора, измеренная при токе разряда в 1 ампер.
I – ток разряда, для которого делается расчет.
Значение экспоненты Пекерта определяется экспериментально. Оно зависит от типа аккумулятора и даже от его возраста. Обычно значение экспоненты Пекерта лежит в диапазоне от 1.1 до 1.3. Чем она меньше, тем лучше, конечно же.
Для некоторых аккумуляторов производитель его указывает, но это бывает довольно редко. Чаще можно встретить в спецификации данные по емкости аккумулятора для разного времени разряда.
Этого в принципе достаточно, чтобы вычислить значение экспоненты Пекерта самому. Калькулятор ниже делает это.
Знаков после запятой: 2
Разберемся теперь с емкостью Пекерта; как уже сказано выше, это емкость, или количество электроэнергии, которое может отдать этот аккумулятор при токе разряда в 1 ампер.
Емкость, указанная на аккумуляторе, это, конечно же, не оно.
Это емкость, полученная при токе разряда, соответствующем какому-либо значению C-рейтинга (C-Rate). Емкость с рейтингом 1С, это емкость, получаемая от аккумулятора при разряде его током, соответствующим этой же емкости.
То есть 1000 миллиапмерчасов с рейтингом 1С означает, что данный аккумулятор способен обеспечивать ток в 1000 миллиампер в течении 1 часа. Емкость с рейтингом 0.05С это емкость, получаемая от аккумулятора при разряде его током, соответствующим 0.05 емкости. То есть 1000 миллиамперчасов с рейтингом 0.
Читайте также: Как правильно выбрать масло для коробки передач уаз хантер: фото и видео
05С означает, что данный аккумулятор способен обеспечивать ток 50 миллиампер в течении 20 часов. Как уже можно догадаться, из-за эффекта Пекерта такой аккумулятор не сможет обеспечить 1000 миллиампер в течении часа. Время будет меньше.
Так вот, некоторые производители указывают C-рейтинг своего аккумулятора. Иногда как C-рейтинг, например, 0.05C или, иногда как «100 Амперчасов за 20 часов». А некоторые производители — не указывают.
Наиболее частым значением в этом случае является рейтинг 0.05С () или «за 20 часов».
То есть можно смело рассчитывать на 20 часов работы, но при токе в 20 раз меньше тока, соответствующего указанной емкости.
Зная этот рейтинг, можно перейти от емкости, указанной на аккумуляторе, к емкости Пекерта, и использовать ее для расчета. Емкость Пекерта в этом случае равна
С — емкость аккумулятора R — рейтинг выраженный в часах, соответсвующий данной емкости, например, 20. n — экспонента Пекерта
Подробнее можно почитать здесь. Там еще много интересного про формулу Пекерта есть.
Зная емкость, рейтинг в часах, ток нагрузки и экспоненту Пекерта можно рассчитать время разряда. Калькулятор ниже делает это для разного процента разряда.
Зачем нужен процент разряда? Дело в том, что для многих типов аккумуляторов невозможно извлечь всю запасенную энергию, не повредив фатально при этом сам аккумулятор. Это зависит от химии аккумулятора.
Поэтому обычно производители указывают допустимую глубину разряда (Depth of Discharge, DOD).
Например, если указана глубина разряда 20% (это верно для большинства автомобильных аккумуляторов, кстати), то сильно не рекомендуется использовать более 20% мощности батареи. Иногда даже указывают допустимую дневную норму разряда.
Знаков после запятой: 3
Номинальный ток разряда, А
Из всего вышеизложенного понятно, что при малых токах потребления аккумулятор может обеспечить большее время работы. Это, в принципе так.
Но не стоит доводить до крайностей — нельзя взять аккумулятор большой емкости, подключить к нему небольшую нагрузку и рассчитывать, что он сможет работать практически вечно
Тут в дело вступают уже другие эффекты, например, эффект саморазряда аккумулятора. NiMH аккумуляторы теряют саморазрядом до 30% заряда за месяц.
Поиграться с зависимостью времени работы от тока можно с калькулятором ниже.
Знаков после запятой: 3
Номинальный ток разряда, А
Зависимость времени разряда от тока нагрузки
Как определить, сколько весит аккумуляторная батарея – таблица в помощь
Мало кто из автомобилистов, в процессе эксплуатации машины, задумывается о том, какой вес у аккумулятора, установленного под капотом транспортного средства. Даже при покупке источника питания больше интересуют другие характеристики, напрямую влияющие на качество работы ДВС и бортового электронного оборудования.
К вопросу же, сколько весит аккумулятор, приходят во время тюнинга автомобиля или при попытке сдать нерабочую АКБ в пункт приема металлолома. Самый просто способ определения массы аккумулятора – взвесить его. Но есть и другие способы.
В статье мы расскажем о влиянии емкости АКБ на ее вес и дадим таблицу, с помощью которой можно без труда узнать нужную информацию.
Из чего складывается масса источника питания
Некоторые производители добросовестно указывают все параметры источника питания на его корпусе, в том числе и его тяжесть. При желании можно просто найти наклейку с этой информацией.
Однако при серьезной доработке двигателя, например, можно столкнуться с трудностью. Дело в том, что на корпусной наклейке указана масса «сухой» АКБ, без электролита.
Разница может доходить до 20 %, а это существенное значение при тюнинге ДВС.
Чтобы не ошибиться в расчётах, нужно знать, что конечная масса будет складываться из трех составляющих:
- корпуса;
- объема электролитической жидкости;
- размера и количества свинцовых электродов.
Так, в АКБ с емкостью 55 А-ч (если российская батарея, то 6 СТ-55), пластиковый корпус вместе с перемычками между банками весит около 800 г, а электролитический раствор – 2,5 кг.
Если вы на корпусной наклейке видите значение 11 кг, тогда к этой цифре нужно прибавить 0,8 и 2,5. Итого общее значение составит 14,3 кг.
Мало кто захочет тратить время на подсчеты, поэтому есть другой способ вычислить, сколько весит ваш аккумулятор.
Таблица соотношения емкости к весу
Как вы уже поняли, львиная доля массы батареи приходится на свинцовые пластины. В процентном соотношении – около 80 %. Чтобы добиться определенного значения емкости производитель манипулирует с количеством и размером пластин. Поэтому, зная данный параметр АКБ можно легко вычислить ее тяжесть.
Емкость (А-ч) | Обозначение | Средний вес (кг) | ||
«Сухая» | Электролит | «Заправленная» | ||
55 | 6 СТ-55 | 12,1 | 2,5 | 14,6 |
60 | 6 СТ-60 | 13,2 | 2,2 | 15,4 |
66 | 6 СТ-66 | 14,3 | 2,6 | 16,9 |
75 | 6 СТ-75 | 15,5 | 3,5 | 19,0 |
90 | 6 СТ-90 | 20,5 | 2,6 | 23,1 |
100 | 6 СТ-100 | 21,8 | 2,6 | 24,4 |
190 | 6 СТ-190 | 47,9 | 1,2 | 49,1 |
По этой таблице вы сможете определить, насколько тяжела отечественная или импортная аккумуляторная батарея в считанные минуты.
Подведем итоги
Как видите, не обязательно идти за весами, чтобы узнать вес автомобильного аккумулятора, таблица в нашей статье поможет вам в этом, если данной информации не оказалось на самом изделии. С ее помощью вы быстро узнаете массу батареи с электролитом или без него.
Электролит в аккумуляторе – объем, правила заливки, плотность
Промышленностью производятся обычные и сухозаряженные автомобильные аккумуляторы, АКБ второго типа с завода поставляются пустыми, незаполненными раствором серной кислоты. Но в любом случае заливать электролит в аккумулятор нужно, без него аккумуляторная батарея работать не будет.
Так как аккумуляторы бывают различной емкости, для них требуется разное количество серного раствора. В этой статье мы рассмотрим, в каком количестве следует заливать электролит в батареи больших и малых размеров, как правильно использовать и разводить раствор серной кислоты.
Объем электролита в аккумуляторных батареях 55 и 60 А/ч
Емкость у АКБ бывает разная, накопитель электроэнергии может быть рассчитан и на 35, и на 230 Ампер-часов (Ampere-hours).
Но малоемкостные автомобильные аккумуляторы (от 35 до 45 А/ч) на практике применяются редко, они не обеспечивают нужный пусковой ток, быстрее садятся от нагрузки.
Наиболее распространенный стандарт для легковых авто – 55 и 60 Ampere-hours, батареи подобных типов обычно используются на машинах с двигателями объемом до 2 литров, с любым типом трансмиссии и небольшим количеством дополнительного оборудования.
Для полной заправки «55-го» аккумулятора требуется примерно два с половиной литра электролита, в зависимости от типа и производителя вес аккумуляторной батареи может несколько отличаться, но в среднем равен 15 килограммам. В пустую АКБ 60 А·ч следует заливать от 2,7 до 3 литров серного раствора (H2SO4), масса заправленного и готового к работе накопителя энергии равна приблизительно 17-18 кг.
Сколько заливается электролита в аккумуляторы 75, 90 и 190 А/ч
«Семьдесят пятые» и «девяностые» батареи считаются мощными для легковых авто, чаще применяются на внедорожниках и машинах премиум-класса с большим количеством дополнительного оборудования (климат-контроль, полный электропакет, круиз-контроль, омыватель фар и прочее). От аккумуляторов требуется достаточно большой расход энергии, поэтому они должны с запасом обеспечивать электропитанием все потребители.
Такие АКБ уже более солидно весят, заправленный «75-ый» аккумулятор – около 20, а «90-ый» – примерно 25 кг. Для заполнения пустого корпуса электролитом АКБ емкостью 75 Ампер-часов понадобится от 3,7 до 4 л раствора, в «90-ый» аккумулятор следует заливать примерно 4,4-4,8 литров.
Аккумуляторная батарея 190 А/ч на легковых автомобилях практически не применяется, она предназначена для грузовиков, автобусов типа ПАЗ или КАвЗ, различной спецтехники. Такая батарея без электролита может весить и 42 кг, а для заправки требуется до 10 литров серного раствора.
Также существуют АКБ емкостью 110, 132, 140, 215 А•ч, есть и другие номиналы, но они не так широко популярны и распространены.
Правила заливки электролита
Раствор серной кислоты льют в аккумулятор по определенным правилам, которые необходимо выполнять, если вы хотите, чтобы батарея прослужила долго:
- жидкость должна покрывать пластины и быть выше их уровня примерно на 10-15 мм, нельзя электролит лить «по самое горлышко», иначе он будет закипать и выливаться;
- плотность состава должна быть определенной, соответствующей сезону (зимой всегда плотность выше);
- добавлять в банки допускается только дистиллированную воду, сам электролит в качестве добавки использовать недопустимо, можно испортить аккумулятор;
- если плотность слишком мала, напряжение на клеммах ниже нормы, АКБ необходимо зарядить.
Работать с серной кислотой нужно обязательно в резиновых перчатках, не допускать попадания раствора в глаза и на кожу. Если все же электролит попал, следует сразу же промыть место контакта проточной водой. При этом использовать желательно специальную рабочую одежду – при попадании капель электролита ткань разъедается, вещи приходят в негодность.
Для переливания серного раствора необходимо пользоваться специальной посудой, стойкой к воздействию кислоты.
При смешивании воды с кислотой в большом количестве выделяется тепло, чтобы случайно не пострадать от брызг, всегда к воде добавляется концентрированный раствор, а не наоборот.
Исключением является доливка воды непосредственно в аккумулятор, но здесь электролит не настолько концентрированный, к тому же он находится внутри самого корпуса аккумулятора достаточно глубоко.
Важность значений плотности
Главным параметром, определяющим свойства электролита, является плотность. Части воды и серной кислоты в составе раствора должны содержаться в определенной пропорции: слишком плотный электролит способствует быстрому выходу из строя пластин, активизируется процесс сульфатации.
Если плотность меньше установленной нормы, зимой в мороз аккумулятор может замерзнуть, пониженная концентрация раствора способствует быстрой разрядке АКБ. Чтобы повысить плотность, аккумулятор заряжают, зимой концентрация электролита всегда должно быть выше, а в теплое время ниже, особенно в жару. Замеряют плотность в аккумуляторной батарее ареометром, значения находятся в пределах:
- для летнего сезона – 1,23-1,25 г/см³;
- зимой – 1,26-1,29 г/см³.
Для машин, эксплуатируемых в условиях Крайнего Севера, плотность может достигать и более высоких значений, но все эти показатели относительные, и воспринимать их можно только как общую рекомендацию. Если вы не представляете, какой концентрации должен быть раствор в АКБ, лучше посоветоваться со специалистом, в интернете и других средствах массовой информации сведения противоречивые.
Сухозаряженные аккумуляторы
Сухозаряженные аккумуляторные батареи – это те же самые обычные АКБ со свинцовыми пластинами, но отличаются отсутствием электролита.
Сначала такие аккумуляторы заряжаются на заводе, затем электролит из них выливается.
Подобный метод позволяет хранить накопитель электроэнергии без потери свойств на протяжении нескольких лет, при этом банки с пластинами надежно герметизируются – закрываются специальной упаковочной пленкой.
Перед эксплуатацией в аккумулятор заливается электролит, при этом обязательно проверяется плотность. При слабой концентрации раствора производится зарядка, и только после этого АКБ готова к работе.
Если батарея изготовлена недавно (с момента производства прошло не более одного года), его можно и не заряжать, важно только заправить электролитом нужной плотности.
Эксплуатировать пустую аккумуляторную батарею недопустимо, да и при всем желании не получится – разряженный и сухой аккумулятор не обладает какой-либо мощностью, он не сможет заставить стартер двигателя вращаться.
Если плотность ниже нормы
Когда плотность электролита в какой-нибудь из банок ниже нормы, аккумулятор нормально работать не будет, он не осилит запуск двигателя.
Бытует мнение, что следует вылить жидкость из АКБ и залить новый серный раствор, но именно так делать и не рекомендуется – при переворачивании АКБ частички свинцового осадка со дна могут замкнуть пластины, и тогда батарея выйдет из строя. Есть несколько проверенных способов восстановления плотности:
- зарядка аккумулятора с помощью зарядного устройства небольшим током;
- замещение электролита – с помощью груши выкачиваем из банки часть старый жидкости (которая находится сверху пластин), добавляем свежий раствор, можно по концентрации даже выше нормы;
- добавление чистой серной кислоты, но этот метод не популярен.
Если плотность все равно теряется, и восстановить ее невозможно, «оживлять» аккумулятор не имеет смысла, он подлежит замене.
В поисках аккумулятора
Что такое аккумулятор, а вернее аккумуляторная батарея, я думаю, знают почти все автолюбители. Ну, а если есть и такие, которые не знают, то постараюсь объяснить, что это за зверь такой, и для чего он нужен.
Исходя из опыта, а не определения, скажу, что аккумуляторная батарея – это такая штуковина, о которой обычно автолюбители вспоминают зимой, с наступлением холодов, когда их «железные кони» вдруг начинают плохо заводиться. Обычно она находиться под капотом в правом переднем углу. А если кроме шуток, то вопрос этот, выбор аккумулятора, довольно серьёзный, и требует к себе особого внимания.
Читайте также: ЗАЗ forza характеристики, плюсы и минусы, отзывы
Как я уже сказал, многие об аккумуляторной батарее вспоминают лишь тогда, когда стартер с трудом проворачивает коленвал двигателя. Особенно зимой, когда увеличивается саморазряд аккумуляторов.
И тут мы вспоминаем, что батарея уже старая, за ней мы не следили, и не проверяли. А после отправляемся в магазин или на рынок, за новым.
И вот здесь, от изобилия различных марок и типов аккумуляторов и их цен, возникает вопрос: «На каком из них остановить свой выбор»?
В этой статье я попытаюсь ответить на этот вопрос, то есть, по каким критериям выбирать аккумуляторную батарею, какие цены на них в нашем городе, и как следить, чтобы она прослужила Вам долго.
Начну по порядку. Оббежав немало магазинов и авторынков, я убедился, что выбор действительно велик, с самым широким диапазоном цен. Описывать каждый магазин или авторынок нет необходимости, так как цены везде, в основном, одинаковые. Поэтому, цены даю на разные марки аккумуляторных батарей в обобщённом виде.
Самыми продаваемыми являются аккумуляторы марки «Тюмень», они и самые дешёвые. Но качеством их не очень жалуют. Так как свинцовые пластины для них делают литьём, а не штамповкой. Такая старая технология влияет на качество батарей. Цены в среднем такие: батареи ёмкостью 55 А/ч стоят 2050 руб., 60 А/ч – 2150 руб., 62 А/ч – 2250 руб., 190 А/ч – 7050 руб.
Хорошими считаются батареи марки «Westa», производимые в Днепропетровске. Данное предприятие имеет давнюю историю, хорошую производственную базу, собственный НИИ и технологии. По критерию эффективность – стоимость держаться на высоком уровне. Батареи ёмкостью 50 А/ч стоят 1950 руб., 55 А/ч – 2200 руб., 60 А/ч – 2350 руб., 92 А/ч – 3550 руб.
Аккумуляторы марки «АКОН». Завод, производящий их, новый, работает по купленной технологии. Цены примерно такие же, как у «Тюмени».
Аккумуляторные батарее марки «Зубр», производство республики Беларусь. Качество хорошее. Но цены дороговаты. Батарея ёмкостью 55 А/ч стоит 2420 руб., 60 А/ч – 2550 руб., 63 А/ч – 2826 руб., 80 А/ч – 3480 руб.
Батареи марки «ИСТОК». Производство города Курск. Не скажу, что плохие, но очень хорошими назвать тоже не могу. Если вы машину эксплуатируете не очень интенсивно, то эта марка подойдёт и по цене, и по качеству. А цены такие: Батарея ёмкостью 55 А/ч стоит 1870 руб., 60 А/ч – 2000 руб., 62 А/ч – 2100 руб., 66 А ч – 2230 руб., 77 А/ч – 2480 руб., 140 А/ч – 4850 руб., 190 А/ч – 6150 руб.
Аккумуляторы марки «CLASSIC». Производятся в Узбекистане по технологии США. Предприятие создавалось для обеспечения «UZ DAEWOO». Соответственно идёт на автомобили этой марки. Имеют следующую стоимость: батареи ёмкостью 55 А/ч – 1790 руб., 90 А/ч – 2500 руб., 132 А/ч – 4400 руб.
Теперь о дальнем зарубежье. «Centra», производиться в Польше, г. Познань, но принадлежит предприятие США. Дорогие, но качество очень хорошее, без нареканий. Стоимость следующая: аккумулятор ёмкостью 55 А/ч – 2670 руб., 72 А/ч – 3610 руб., 92 А/ч – 4320 руб.
Аккумуляторы марки ТАВ Словенские, качество хорошее. Цены держаться на следующем уровне: 55 А/ч – 2820 руб., 60 А/ч – 2960 руб., 62 А/ч – 3030 руб., 75 А/ч – 3730 руб., 90 А/ч – 4510 руб., 190 А/ч – 8660 руб.
«Black Horse». Название переводиться как «рабочая лошадка», и в принципе себя оправдывает. Марка Сербская. Аккумуляторы хорошие. Ценовой диапазон такой: 55 А/ч – 2620 руб., 60 А/ч – 2780 руб., 75 А/ч – 3540 руб., 90 А/ч – 4210 руб., 190 А/ч – 7580 руб., 225 А/ч – 9730 руб.
«Mutlu». Аккумуляторные батареи турецкого производства. Качество хорошее, но цены дороговаты. Батарея ёмкостью 55 А/ч стоит 2710 руб., 60 А/ч – 2890 руб., 63 А/ч – 3110 руб., 75 А/ч – 3630 руб.
«Varta». Это германская марка. Но стоит обращать внимание на производителя, лучше, если это будут сами немцы. Батарея ёмкостью 60 А/ч обойдется Вам в 3380-3530 руб. За 74 А ч придется выложить 4330 руб., 85 А/ч – 4900 руб., 100 А/ч – 6000 руб.
«Medalist», США – Ю. Корея. Выбор невелик. Батарея в 55 А/ч час опустошит Ваш кошелёк на 3890 руб.
«Global SMF», Южная Корея. За батарею в 140 А ч придётся выложить 5800 руб. Японские автомобили, как правило, комплектуются японскими же аккумуляторными батареями. Среди них самые распространённые, это марки «FB», «Unistar», «Panasonic». Батареи хорошие, качественные.
Средние цены на них такие: 45 А/ч – 2510 руб., 65 А/ч – 2710-3230 руб., 90 А/ч – 4700 руб. Но здесь есть одна особенность. В их маркировке можно встретить такое обозначение, как, например 55В24R.
В этом случае первое число обозначает не ёмкость, а её отношение к пусковому току.
К вышесказанному могу добавить, что выбор больше на авторынке. Здесь можно сдать свою старую батарею за 150-170 рублей. А также можно отдать батарею на подзарядку и обслуживание. Обойдётся Вам это в 100-150 рублей.
Теперь о том, как выбирать аккумуляторную батарею. Хоть они и имеют самые различные названия марок, но ко всем к ним применяется стандартная маркировка по ГОСТу, которая несёт в себе определённую информацию. Например, 6СТ-55ЭМН.
Первая цифра обозначает число аккумуляторов («банок») в батарее, каждая номинальным напряжением 2 вольта, соответственно общее напряжение 12 вольт. Объемные буквы СТ означают, что батарея стартерная. 55 – ёмкость аккумуляторной батареи в Ампер – часах (А/ч).
Следующая буква – материал корпуса (Э – эбонит, Т – термопласт, П – полиэтилен). Далее идёт буква, обозначающая материал сепараторов (М – мипласт, Р – мипор, П – пластипор, С – стекловолокно). Лучшими являются сепараторы из поровинила.
Они позволяют повысить мощность батареи на 10…15 % при низких температурах. Наконец последняя буква показывает исполнение (Н – несухозаряженная, А – с общей крышкой). Если последней буквы нет, значит батарея сухозаряженная.
Но таких сейчас практически очень мало, если есть, то только иностранного производства. Капитализм диктует свои условия – общество потребителей не желает возиться с дистиллированной водой, серной кислотой и ареометром, ему нужно всё в готовом виде.
При выборе батареи большое значение имеет то, насколько вы интенсивно эксплуатируете свой автомобиль. Если Вы ездите на нём только до работы и обратно, и на дачу, то смело покупайте батарею со свинцовыми пластинами, легированными сурьмой (например «ИСТОК»). Их характеристики хуже, но для того режима вполне подходят.
Плюсом является то, что они недорогие. Так что не прогадаете. А вот для таксистов, дальнобойщиков и других людей, которые значительное время проводят за рулём, лучше покупать так называемые «кальцинированные» батареи. В них свинец в пластинах легирован кальцием.
Благодаря этому уменьшается электролиз воды в электролите, а вместе с этим и газовыделение.
Срок службы таких батарей больше, они не боятся глубоких разрядов, имеют лучшие пусковые качества, меньший саморазряд, улучшенные зарядные характеристики; положительные электроды меньше подвержены коррозии, нет необходимости в доливке воды в процессе эксплуатации. Такие батареи называют необслуживаемыми.
Ёмкость новой батареи должна быть не ниже рекомендуемой для вашего автомобиля. Но если вы установили на автомобиль дополнительный электропакет, то стоит взять батарею с больше ёмкостью. Ведь при заводке и прогреве двигателя на холостых оборотах основным источником электроэнергии является аккумуляторная батарея.
Если ваш автомобиль долгое время не эксплуатируется, то аккумуляторную батарею необходимо время от времени подзаряжать, особенно в холодное время. Тоже самое касается, если вы на автомобиле ездите на короткие расстояния.
В этом случае генератор не успевает в должной мере зарядить батарею. Уровень напряжения каждой «банки» не должен опускаться ниже 1,7 Вольт, иначе начнутся необратимые процессы сульфатации, что приведёт к порче батареи.
У обслуживаемых аккумуляторных батарей необходимо следить за плотностью и уровнем электролита. Для нашего климатического пояса плотность электролита заряженной батареи должен составлять 1,270 г/куб. см, а для заливаемого электролита – 1,250 г/куб.см.
Согласно ГОСТ 959-2002, срок службы аккумулятора должен составлять 48 месяцев, но при условии, что пробег автомобиля за этот период составит не более 100 тыс. километров (или 4000 моточасов).
Ну, а напоследок, расскажу вам одну историю, свидетелем которой мне пришлось быть. Как-то, наш доблестный батальон отправился в 500 километровый рейд по Чечне в полном составе. А это, среди прочего, три десятка БМП. Из этих машин только несколько завелись самостоятельно, а другие пришлось заводить с «толкача».
Для чего уже заведённые БМП сзади, с небольшого разгона, ударяли бронированным корпусом впередистоящую БМП. От такого «пинка» 13-ти тонная гусеничная машина заводилась, что называется, с «полпинка». Вывод из этой истории такой: следите за аккумуляторной батареей, ведь далеко не все машины можно завести с «толкача».
Расчет автономной работы потребителя от аккумуляторов
Как правильно и корректно рассчитать время автономии, которое необходимо получить для вашего потребителя?
Представим алгоритм расчета:
1) Определяем совокупную мощность нагрузки и постоянный ток разряда.
2) Вычисляем необходимую емкость аккумулятора для заданной автономии.
3) Определяем тип аккумулятора
Пример
Дано: две светодиодные ленты мощностью по 10Вт и работающие от 12В. Необходимая автономия: 10ч. Срок службы: год при ежедневной эксплуатации. Условия эксплуатации: постоянная комнатная температура 20 градусов.
Найти: минимально допустимые и оптимальные аккумуляторы для решения задачи.
Решение
1) Совокупная мощность W=10Вт*2=20Вт. Постоянный ток разряда: I=20/12=1.67A. Для точных расчетов желательно померить ток потребления при помощи мультимера.
2) Для определения необходимой емкости следует пройти по пунктам:
а) Для того, чтобы продержать нагрузку на таком токе разряда необходимо определить минимальную расчетную емкость АКБ: 1,67*10=16,7а/ч.
б) Нужно иметь ввиду, что емкость аккумуляторных батарей указывается производителями исходя из определенного времени разряда. Обычно это 10 часов. Но некоторые производители указывают 20 часов. Тут нам поможет спецификация по АКБ, которую можно взять на нашем сайте. Посмотрим спецификацию Delta DTM 1226:
Разрядные характеристики ближайшего планируемого АКБ
В нашем случае, время работы от АКБ 10 часов, значит мы можем считать емкость равной номинальной. Однако, если в задаче стоит 5 часов, то нужно делать поправку на то, что при таком времени разряда емкость АКБ будет ниже (умножаем ток разряда на часы – 4,8А*5ч=24А/ч вместо 28).
в) Далее, нужно учитывать кол-во циклов заряда-разряда, на который мы проектируем систему (из спецификации):
Расчётное количество циклов
В задаче мы можем видеть, что планируемое кол-во циклов у нас 365. Ориентировочная предельная глубина разряда в нашем случае – около 57%. Желательно взять с запасом, будем рассчитывать на 50% разряд (реальные условия эксплуатации отличны от идеальных лабораторных условий).
Таким образом, вводим поправку 0,5: 16,7/0,8=33,4А/ч.
г) В случае, если мы имеем дело с отличной от оптимальной температурой эксплуатации (25градусов), необходимо водить поправочный коэффициент, который тоже можем взять из спецификации:
Влияние температуры на емкость аккумулятора
Так при температуре 10 градусов следует ввести коэффициент 0.9, т.е. ещё +10% к расчётной емкости.
3) В случае, если нам необходимы долгие режимы разряда – следует обратить внимание на серии AGM аккумуляторов популярных на российском рынке производителей:
- У АКБ Delta – серия DTM
- У CSB – GP
- У BB Battery – BC
В случае, если разряд производится высокими токами, но короткое время:
- Delta – серии HR, HRL, FTS
- CSB – HR, HRL
- BB Battery – HR, HRL
Это АКБ оптимизированы на высокую энергоотдачу, хотя и для долгих разрядов они подходят не хуже (они просто дороже). Аккумуляторы по технологии GEL не совсем оптимальны для данной задачи, т.к. заметно дороже, а глубокий разряд хоть и допустим, но резко снижает срок службы.
Ответ: минимально: Delta DTM 1233 (33А/ч), оптимально: Delta DTM 1240 (40А/ч), либо аналоги.