- Автомобильное топливо, слухи, которые необходимо развеять
- Первый слух
- Во-вторых
- В-третьих
- В четвертых
- Пятые слухи об автомобильном топливе
- Автомобильное топливо, слухи, которые необходимо развеять
- Первый слух
- Во-вторых
- В-третьих
- В четвертых
- Пятые слухи об автомобильном топливе
- Развеяли мифы о бензине, в которые верят многие автомобилисты
- Качество бензина можно проверить по его цвету
- Смешивание бензинов с разными ОЧ чревато расслоением смеси
- Октановое число говорит о качестве бензина
- На АЗС известного бренда всегда хороший бензин
- Топливо не стареет
- Бензин не замерзает
- При ДТП бензин в баке может взорваться
- Дизельная диверсия: Цены на солярку резко рванули вверх, вслед за ними подорожает всё
- Электромобиль — не панацея: как изменится рынок топлива в будущем | РБК Тренды
- Электрокары и гибриды: светлое будущее или скрытая угроза?
- Биотопливо: отходы и водоросли
- Водород: неоправданные надежды
- Газ, бензин и дизель: умное управление топливом
- Правительство провоцирует рост цен на бензин. Чего ждать дальше?
- Полный бак налогов и немножко бензина
- … И демпферизация всей страны
- Рельсовый сбор
- Кому бензин, кому деньги
- Такие разные интересы
Автомобильное топливо, слухи, которые необходимо развеять
Автомобильное топливо, это то, без чего современный мир просто остановится. И потребность в данном продукте из года в год постоянно возрастает. К сожалению и возрастает стоимость автомобильного топлива.
Самое интересное, что данная тенденция касается всего автомобильного топлива и бензина и дизельного. Дизельное топливо мы тоже видим под разными марками, и обычно самое дорогое так рекламируется, что и нехотя его покупать, на подсознательном уровне все равно принимаешь решение о покупке дорогого дизельного топлива.
Предлагая автомобильное топлива на рыке, поставщики сильно увлеклись увеличением ассортимента топлива, и самое главное, меняя его название, они вряд ли меняют саму марку автомобильного топлива. Тут важную роль играет маркетинг, и сила мысли самого маркетолога, как по звучнее придумать название.
- Проблема существенная, ведь приобретая качественное автомобильное топливо и не важно, дизельное топливо оптом или автобензин, заплатив хорошую сумму денег, это одно, но когда переплачивает за качество автомобильного топлива, а машина просто не едет, это уже совсем другое, и таких ситуаций на много больше чем первых.
- Как не запутаться во всех маркетинговых ходах поставщиков нефтепродуктов и сделать правильный выбор при покупке автомобильного топлива, при этом не переплатив, мы и поговорим дальше.
- Давайте сначала рассмотрим, в некотором смысле, развеем слухи об автомобильном топливе.
Первый слух
От многих автомобилистов со стажем, особенно на Украине, можно услышать, мол, 95 – й бензин, это не 95-й, а 92-й с добавленными присадками. Мол, на Украине 95-й вообще не выпускают, поэтому лучше лить 92-й, так безопасней.
Ну, во-первых, на Украине действительно 95-й не выпускаю, но его поставляю из Белоруссии, Латвии, Румынии и других стран. Во, вторых, заправлять нужно тот бензин, который рекомендован заводом производителем автомобиля.
Неужели вы думаете, что на заводе глупые люди. Для каждого типа двигателя, технологически заложено использования автомобильного топлива, в частности бензина, с определенным октановым числом и снижение данного показателя, уменьшает ресурс работы двигателя.
Работая на таком топливе, допустим, на 92-м бензине двигатель страдает от чрезмерной детонации и ресурс работы его уменьшается.
Во-вторых
Ходят слухи, что, мол, если залить в бак 98-й бензин вместо 95-го, который положен по техпаспорту, то двигатель будет работать лучше и при этом экономичнее.
Где-то доля правды в этом есть. Дело в том, что если производителем рекомендовано ездить на бензине 92-м или 95-м, то от 98 – эффект будет только один, вы переплатите деньги. Но если рекомендовано применять автомобильное топливо не ниже 95-го, то от езды на 98-му эффекта будет больше и в каком то плане, затраты себя оправдают.
В-третьих
Чем вы дороже автомобильное топливо заливаете в бак, тем больше экономия топлива.
Отчасти это правда. Дорогое топливо, если оно качественное, имеет большую антидетонационную стойкость, что может дать экономии топлива, где-то до 5 процентов. Но все же рекомендовано в такой ситуации больше внимания обратить на улучшение стиля вашего вождения.
Это поможет вам сэкономить до 30 процентов автомобильного топлива.
В четвертых
Дизельные двигатели более лояльны к качеству дизельного топлива.
Дело в том, что все автомобильное топливо, и бензин и дизельное, содержит в себе серу, и чем больше содержания серы в топливе, тем пагубнее оно для двигателя. А дизельные двигатели, которые выпускаются в последнее время, очень чувствительны к повышенному содержанию серы, даже больше чем бензиновые.
Поэтому к качеству дизельного топлива для современных дизельных автомобилей нужно относиться очень серьезно.
Читать по теме: автомобильное топливо,топливные стандарты.
Пятые слухи об автомобильном топливе
Мол, залив не качественный бензин в бак, автомобиль дальше не поедет. Отчасти это так, если вы вообще зальете, какой-то мул и сразу забьются фильтра. Но на наших заправках к счастью такой бензин уже вряд ли встретишь.
На плохом автомобильном топливе вы будете ехать, вопрос только как, и какие последствия потом будут для вашего двигателя через несколько сот километров.
Автомобильное топливо, слухи, которые необходимо развеять
17 поделились835 просмотров FacebookTwitterTelegram
Автомобильное топливо — это то, без чего современный мир просто остановится. И спрос на этот товар из года в год постоянно растет. К сожалению, растет и стоимость автомобильного топлива.
Автомобильное топливо, независимо от дизеля или бензина, производится под разными марками, которые в свою очередь делятся на разные марки, названия которых могут существенно отличаться на разных СТО, неизменными остаются только номера 92, 95, 98 и 100.
Теперь никого не удивишь тем фактом, что каждую неделю на той или иной заправке появляются новые марки автомобильного топлива, а у вас есть Super, Super +, Pulls, Mustang, Power и еще куча других названий, которые активно продвигаются поставщиками нефтепродуктов, стоимость которых намного выше, чем у обычного топлива.
Что самое интересное, эта тенденция касается всех видов автомобильного топлива, бензина и дизельного топлива. Мы также видим дизельное топливо разных марок, и обычно рекламируется самое дорогое, так что даже если вы не хотите его покупать, вы все равно подсознательно принимаете решение покупать дорогое дизельное топливо.
Предлагая автомобильное топливо на рынке, поставщики очень заинтересованы в расширении ассортимента топлива и, что более важно, изменяя название, они вряд ли изменят саму марку автомобильного топлива. Здесь большую роль играет маркетинг и мыслительная способность самого маркетолога, например, придумывать более громкое имя.
- Проблема серьезная, потому что покупать качественное автомобильное топливо и неважно, дизельное топливо оптом или автомобильный бензин, платить хорошую сумму — это одно, но когда вы переплачиваете за качество автомобильного топлива, машина просто тратит деньги не гонять, это совсем другое и таких ситуаций намного больше, чем в первом.
- Как не запутаться во всех маркетинговых ходах поставщиков нефтепродуктов и сделать правильный выбор при покупке топлива для автомобилей, при этом не переплачивая, поговорим далее.
- Давайте сначала посмотрим, как развеять слухи об автомобильном топливе.
Первый слух
От многих бывалых автолюбителей, особенно в Украине, можно услышать, мол, 95-й бензин, это не 95-й, а 92-й с добавлением присадок. Говорят, что в Украине 95-й вообще не производят, поэтому лучше 92-й заливать, так безопаснее.
Ну, во-первых, 95-й в Украине не особо производю, а поставляю из Белоруссии, Латвии, Румынии и других стран. Во-вторых, нужно заправляться бензином, рекомендованным производителем автомобиля.
Вы действительно верите, что люди на фабрике глупы. Для каждого типа двигателя технологически использование автомобильного топлива, особенно бензина, с определенным октановым числом и снижением этого показателя сокращает ресурс двигателя.
Работая на таком топливе, например на 92-м бензине, двигатель страдает чрезмерной детонацией и сокращается срок его службы.
Во-вторых
Говорят, что если залить в бак 98-й бензин вместо 95-го, который требуется по паспорту, двигатель будет работать лучше и в то же время более экономично.
Где-то в этом есть доля правды. Дело в том, что если производитель рекомендует ездить на бензине 92 или 95, то от 98 — будет только один эффект, переплатите. Но если рекомендовано использовать автомобильное топливо не ниже 95 °, эффект от езды на 98 ° будет больше, и в определенном смысле затраты оправдают себя.
В-третьих
Чем дороже топливо, которое вы заливаете в бак, тем больше экономия топлива.
Отчасти это правда. Дорогостоящее топливо, если оно высокого качества, обладает отличной антидетонационной стойкостью, что позволяет сэкономить до 5 процентов топлива. Но все же желательно в такой ситуации больше внимания уделять совершенствованию своего стиля вождения.
Это поможет вам сэкономить до 30 процентов автомобильного топлива.
В четвертых
Дизельные двигатели более верны качеству дизельного топлива.
Дело в том, что все автомобильные топлива, будь то бензин или дизельное топливо, содержат серу, и чем больше серы содержится в топливе, тем оно вреднее для двигателя. А дизельные двигатели, выпускаемые в последнее время, очень чувствительны к высокому содержанию серы, даже в большей степени, чем бензиновые.
Поэтому к качеству дизельного топлива для современных дизельных автомобилей нужно относиться очень серьезно.
Читайте по теме: автомобильное топливо, стандарты топлива.
Пятые слухи об автомобильном топливе
Говорят, залив не качественный бензин в баке, дальше машина не поедет. Отчасти это верно, если вы затопите мула, и фильтры сразу засорятся. Но на наших заправках такой бензин, к счастью, не найти.
Вы будете ехать на плохом топливе, вопрос только в том, как и каковы будут последствия для вашего двигателя через несколько сотен километров.
Развеяли мифы о бензине, в которые верят многие автомобилисты
Сорта бензина постоянно обновляются, разрабатываются новые виды топлива, у которых немного иные свойства и качества. Эксперты рассказали, что что нужно знать о бензине, развеяли популярные мифы и ответили на частые вопросы.
Качество бензина можно проверить по его цвету
До сих пор среди автомобилистов ходят истории, что качество бензина можно определить по его внешнему виду. Действительно, в советские годы сорта бензина различались по цвету, чтобы снизить возможность незаконных манипуляций. Однако сейчас все сорта выглядят одинаково. С переходом на Евро5 топливо АИ-92 не отличается от АИ-98 ни по цвету, ни по запаху.
Хотя грубый способ оценки качества бензина все же есть. Его можно определить на ощупь. Чистый бензин сушит кожу, а с примесью дизельного топлива (ДТ) — жирный. Между тем этот способ не работает для определения контрафактного бензина.
Более точную оценку качества можно сделать с использованием портативного индикатора качества бензина OKTИС-2.
Согласно требованиям ГОСТа, современный бензин может содержать красители любых цветов, кроме зеленого и голубого. Соответственно практика подкрашивания бензина по-прежнему имеет место, но исключительно для маркировки фирменного продукта и выявления подделок. Насторожить же должен осадок в топливе, чересчур темный или почти коричневый цвет.
Смешивание бензинов с разными ОЧ чревато расслоением смеси
Часто можно услышать такое утверждение, что если смешать бензин марки АИ-92 и АИ-98, то по факту горючее не смешается. Ввиду разной плотности АИ-98 якобы будет собираться, условно говоря, на поверхности 92-го горючего.
Читайте также: Замена масла и масляного фильтра в двигателе renault logan
В результате, когда 98-ой бензин выгорит, детонационная стойкость двигателя к низкооктановому остатку снизится, и это вызовет детонацию и повышенную нагрузку на силовой агрегат. Такое утверждение — миф.
Что касается возможного расслоения, то требования стандарта к плотности бензинов едины: она должна находиться в диапазоне 725 — 780 кг/м3 при 15 °С. Ни один товарный бензин за эти пределы не выходит. Поэтому расслоения при их смешивании, тем более в условиях вибрации, не будет.
Поэтому, если смешать в равных пропорциях АИ-92 и АИ-98, то получаем по сути аналог 95-го топлива. На работу двигателя данная манипуляция никак не повлияет.
Октановое число говорит о качестве бензина
Также можно встретить мнение, что более дешевое топливо мари АИ-92 отличается невысоким качеством, поскольку предназначено на неприхотливые двигатели. Такие утверждения неверны и опровергаются современным производственным процессом горючего.
На самом деле максимальное октановое число, которое бензин получает после крекинга имеет значение 80. Для последующего повышения октанового числа используется различный набор присадок — составов с алкилами, эфирами, спиртами, элементами, повышающими устойчивость горючего к замерзанию.
В результате октановое число возрастает до 92, 95, 98 и 100. Другими словами, у топлива с разным октановым числом одна, общая основа.
На АЗС известного бренда всегда хороший бензин
В большинстве случаев качество топлива на известных сетевых АЗС действительно высокое. Однако имеется и много исключений, которые связаны в большинстве случаев с практикой франчайзинга.
Дело в том, что право продавать топливо под разрекламированным брендом может приобрести любая мелкая фирма, которой достаточно заключить контракт с компанией верхнего эшелона.
Поэтому не редки случаи, когда бензин от головной компании разбавляют некачественным топливом, а октановое число такой «смеси» повышают присадками.
Топливо не стареет
Запасать топливо впрок не имеет смысла, так как оно имеет срок годности. Согласно современным нормам, гарантийный срок хранения автомобильного бензина всех марок составляет 1 год со дня изготовления топлива.
При этом скорость деградации бензина зависит от температуры: чем выше температура, тем топливо портится быстрее. Также качество бензина ухудшается быстрее от соприкосновения с воздухом и металлами. Получается, что быстрее всего бензин утрачивает свои свойства в топливном баке автомобиля.
Отсюда получаем реальный максимальный срок хранения топлива — полгода.
Бензин не замерзает
Существует мнение, что в отличие от дизельного топлива бензин не замерзает и любые морозы ему нипочем. Однако это не совсем так. Постепенно в баке скапливается конденсат воды, которая опускается ко дну бензобака и скапливается углублении перед бензонасосом.
Затем она в виде смеси всасывается в систему топливоподачи и испаряется в камерах сгорания. После выключения силового агрегата часть топлива остается в магистралях, в фильтре и в насосе.
Во время сильных морозов вода расслаивается, превращается в крупицы инея внутри жидкости и кристаллизуется, закупоривая проход для бензина. В итоге машина глохнет. Чтобы вода не скапливалась в бензобаке, можно использовать специальные химические средства, которые добавляют в топливо.
Они растворяют воду в себе и не дают ей замерзать. Также можно использовать для этих целей пищевой этиловый спирт.
При ДТП бензин в баке может взорваться
Подобный сценарий можно увидеть в кино, однако в реальной жизни такое практически невозможно. Как известно, взрыв провоцирует смешение паров бензина с воздухом.
Между тем, топливная система герметична, а вероятность взрыва топливного бака никак не связана с количеством залитого в него топлива. Другое дело — возгорание.
При разгерметизации топливопровода и попадании горючего на раскаленный коллектор или горячие элементы системы выпуска, очень вероятен пожар, который трудно погасить.
Дизельная диверсия: Цены на солярку резко рванули вверх, вслед за ними подорожает всё
Стоимость дизтоплива на АЗС резко подскочила, менее чем за неделю столярка подорожала на 1−1,5 рубля, кое-где — два рубля и больше. Росстат и прочие прокремлёвские «оракулы роста благосостояния» как воды в рот набрали, а перевозчики подсчитывают увеличение стоимости доставки и прогнозируют рост цен на все товары.
Единственная информация о увеличении стоимости солярки — от Московской топливной ассоциации (МТА). По данным этой организации, дизельное топливо подорожало до 52,46 рубля за литр в среднем, в совокупности на 1 рубль 23 копейки за литр. Правда, на АЗС уже видны ценники и 53 рубля, и 53 рубля 50 копеек…
Если пересчитать данные МТА в процентах годовых, даже если принять, что рост длился две недели (что не так — топливо резко подскочило в цене), всё равно получится красиво — темп 62,5% годовых. На самом же деле, стоит говорить о 100% годовых и выше, и что будет дальше даже представить страшно.
«У нас работает программистом молодой парнишка, студент ещё, умный. Он написал для бухгалтерии программку, „Фуел форкаст“ (fuel forecast —англ. топливный прогноз, „СП“) называется. Нравятся ему иностранные названия, и ладно.
Туда вносятся цены на горючее, нажимается кнопочка „форкаст“, и рассчитываются цены на перевозку на следующую неделю. Математика там какая-то.
Так вот, на следующую неделю у нас стоимость перевозок уже выросла на 10%», — рассказывает «начальник транспортного цеха» одной компании.
«Психологическая» отметка в 50 рублей за литр солярки пройдена, и теперь у нефтяных компаний вообще развязаны руки. То, что цены на нефть падают, их совершенно не волнует. «Чёрное золото» подешевело за те же две недели более чем на 10%, но «уважаемым, панимаешь, россиянам» предлагается всё равно платить больше.
О том, что стоимость автомобильного топлива в РФ не привязана к мировым ценам на нефть, говорили не раз, это, например, объяснял глава ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов.
На фоне такого уважаемого эксперта заявления всяких «аналитиков» о том, что «цены на топливо в России отыгрывают какой-то там прежний рост» — не более чем заказная ложь.
Впрочем, в подобные заявления уже давно никто не верит, люди готовятся к худшему.
В ряде регионов ситуация вообще за гранью добра и зла, так, на Сахалине — в нефтедобывающем регионе! — солярка уже дороже 70 рублей. В отдельных областях Сибири — около 60 рублей, причём ценники на заправках меняют чуть ли не раз в час. Что вообще творится?
Официально никто ничего не говорит, даже на условиях анонимности участники автозаправочного рынка молчат. Дескать, оптовые цены, инфляция, и всё такое. Ничего необычного якобы не происходит. Почему тогда так не дорожает бензин? Типа не знаем…
«Бензин велено пока держать, особенно „народный“ 92-й, такова „директива“. Кто её дал — догадайтесь сами. Чтобы граждане не стали „бузить“. А вот цены на дизтопливо, наоборот, „дозволили“ поднимать. Его в основном покупают предприниматели, а им как бы положено платить», — рассказал один представитель топливного бизнеса.
Люди уже в курсе, что с ценами на солярку происходит что-то очень нехорошее. По данным Автостата, за 2020 года доля дизельных легковых авто в РФ сократилась до 7,5%, причём продаже новых машин с этими моторами падали стремительно. У Toyota минус 38%, Volkswagen — минус 21%, у Renault — минус 25%. Данных по 2021-му пока нет, но, как говорят участники авторынка, ситуация усугубляется.
«Скажу по внедорожникам, подержанным. Раньше машины с большими бензиновыми моторами — Land Cruiser c UZ-ом или там Nissan Patrol c ТВ-45 (ТВ-48) — покупал, скажем так, определённый контингент, то сейчас всё поменялось до наоборот.
92-й заметно дешевле солярки, и авто с бензиновыми моторами на вторичном рынке просто смели, причём как раз люди с небольшими доходами.
Даже „американцев“ с 5−7 литровыми моторами покупают, всё равно выгодно, они ведь любую „ослиную мочу“ способны жрать», — рассказывает владелец СТО Александр.
Более того, рост цен на дизтопливо сопровождается и увеличением доли контрафакта.
«Сегодня мы находим нарушения на порядка 6,5−7,5% АЗС. В основном это касается дизельного топлива. Порядка 15% нарушений находим, как говорится, в дизельных пистолетах. По бензину не так много нарушений — 1−3%», — говорил на днях замглавы Росстандарта Алексей Кулешов.
Статистика, мягко говоря, приукрашена. А уж слова о том, что даже «суррогатное топливо стало более экологичным» не более чем «лапша». На АЗС всё чаще вместо солярки льют бодягу, имеющую к дизтопливу весьма опосредованное отношение.
«Чаще всего вместо солярки продают так называемый „газоконденсат“. Это некая попутная жидкость при добыче газа, точнее не скажу — не специалист.
Зато видел, что с ним становится при морозе, за прошлую зиму к нам притащили несколько дизельных машин, моторы которых померли от этого топлива.
То есть померли, конечно, не все, большекубатурные выжили, а вот парочка легковушек отправилась на замену ДВС», — делится опытом тот же хозяин автосервиса Александр.
«Во-первых, расход газоконденсата намного выше, чем у солярки, поэтому вся экономия улетучивается моментально. Во-вторых, газоконденсат „сушит“ двигатель по причине отсутствия в смазочных присадок.
В-третьих, посторонние примеси при неполном сгорании топливной смеси забивают форсунки. В-четвертых, несвоевременная вспышка убивает поршневую группу. В итоге двигателю необходим капитальный ремонт уже через 50−60 тысяч километров пробега.
Вряд ли это то, чего желает хозяин дизельной техники», — это с ресурса мосдизель. рф. Между прочим, всё правильно пишут.
4−7 литровый старенький дизель с механической топливной аппаратурой и очень низкой удельной мощностью способен переваривать и не такое топливо, хотя, конечно, лучше ему от этого не будет. А современные высокофорсированные дизеля с Common Rail, где с 2 — 2,5 литров снимается под 200 л.с.
, от «бодяги» вообще мрут как мухи. Точных данных о том, какая доля дизтоплива заменена газоконденсатом, понятное дело, нет, но встретить его уже можно даже на очень даже солидных АЗС.
Как это гадость там появляется? Как-то появляется, но явно не самопроизвольно материализуется из пространства-времени…
Дабы уберечь своего «железного коня», стоит перед заправкой понюхать топливораздаточный пистолет. Хорошая солярка пахнет вполне приятно, любой владелец дизельного авто знает этот запах, некоторые его даже любят.
Напротив, газоконденсат воняет самым отвратительным образом, его не так уж и сложно опознать. Подъехали, нюхнули — не понравилось, уехали.
Наверное, со стороны будет смотреться несколько диковато, но лучше так, чем угробить движок.
Стоит также внимательно следить за форумами, где люди обмениваются своим опытом, в том числе по АЗС. Причём наиболее ценны «внутримодельные» тусовки, крупные интернет-площадки уже давно подвергаются строжайшей цензуре, в том числе, по заказу нефтяных компаний. А небольшой форум, к примеру, владельцев Renault Duster, мало кому интересен. Да и не уследишь за каждым.
Это, так сказать, потребителю на заметку. А в целом, почему идёт ускоренный рост именно дизтоплива? Почему «дали добро» повышать именно его стоимость?
Потому, что для большинства людей это как бы незаметно, дизельных авто немного, соответственно, и недовольных тоже.
Ещё меньше тех, кто при взгляде на ценники АЗС понимает, что с ростом цена на солярку немедленно подорожает ВСЁ — и продукты питания, и стройматериалы, и одежда, и прочие товары.
Ценники и так меняются каждый день, вот власти и решили, что жителям РФ нужно ещё немного помочь растрясти свои худые кошельки.
Если говорить прямым текстом, что с согласия Кремля нефтяники, в том числе государственная «Роснефть», «обувает» народ. И ставит очередной барьер на пути экономического роста.
Ведь дорогое топливо для субъектов хозяйствования — это большие издержки, то есть убытки.
Для справки: по данным GlobalPetrolPrices, на момент написания данного материала стоимость литра дизтоплива в Иране была менее рубля за литр, в Саудовской Аравии — около 10 рублей, в Сирии — 11 рублей.
Электромобиль — не панацея: как изменится рынок топлива в будущем | РБК Тренды
Автопроизводители много лет пытаются найти альтернативу двигателю внутреннего сгорания, но немногие добились успеха: электромобили не так экологичны, водород не оправдал надежд, а биотопливо требует огромных ресурсов
Об эксперте: Никита Касьяненко, сооснователь «Лаборатории умного вождения».
В середине 2010-х годов многие страны официально заявили — будущее за электромобилями.
Читайте также: Виды охлаждающих жидкостей g11: свойства, плюсы и минусы каждой
Они обещали сократить объемы производства машин с двигателями внутреннего сгорания (ДВС), предлагали льготы владельцам электрокаров и даже вводили ограничения на использование бензиновых и дизельных авто на отдельных улицах.
Впрочем, большинство планов будут реализованы не раньше 2025 года. А пока автомобильная отрасль хоть и меняется, но не так стремительно, как прогнозировал Илон Маск и другие сторонники авто на электротяге.
Данные за первый квартал 2020 года показывают, что в большинстве стран Европы до сих пор преобладают автомобили на бензине и дизеле. Исключение — Норвегия, в которой доля электрокаров от общего числа новых машин уже превышает 50%. Альтернативные виды топлива в ЕС пока редкость — они занимают всего 1,9% рынка. При этом популярность автомобилей на газе и этаноле упала с апреля по июнь на 50%.
В российском топливном рейтинге также пока лидируют бензин и дизель: по данным “Автостата”, менее 6% автовладельцев пользуется пропаном и метаном, а также другими видами топлива — в эту категорию попадают и электрокары.
А вот в Латинской Америке альтернативное топливо пользуется большим спросом. Например, в Бразилии машины на этаноле не уступают по популярности бензиновым авто.
Интересно, что ставку на биотопливо из сахарного тростника государство сделало еще в 1970-е годы, впоследствии госпрограмму постоянно корректировали, учитывая колебания цен на бензин. Если он дешевел, цены на этанол тоже снижались.
Также в 1990-е власти поддержали развитие FlexFuel-автомобилей, которые можно заправлять как смесью бензина и этанола, так и чистым бензином.
Пример Бразилии показывает — вектор развития топливного рынка можно менять, но для этого недостаточно одной госпрограммы или однократного введения льгот. Это подтверждают кейсы других стран, которые запускали инициативы в поддержку электрокаров, но со временем сворачивали проекты или ограничивали их применение.
Так, в конце 2019 года Tesla достигла порога в 200 тыс. проданных электромобилей на рынке США — после достижения этого лимита покупатели больше не могли получать налоговые бонусы. Льготные периоды подходят к концу и в других странах: например, в Китае размер субсидий на покупку электрокаров сокращается с каждым годом. В 2020 году он уменьшится на 10%, а в 2022 году — уже на треть.
На тенденции в отдельных странах влияют не только инициативы правительства, но также доступность природных ресурсов, развитие инфраструктуры (наличие АЗС и станций подзарядки) и общий уровень благосостояния жителей. Из-за этой комбинации факторов сложно прогнозировать, какой вид топлива станет пользоваться наибольшим спросом в будущем — скорее всего, картина будет не однородной.
Часть развитых стран перейдет на электромобили, часть сделает ставку на биотопливо, но многие продолжат пользоваться автомобилями с ДВС на бензине и дизеле, которые станут более экологичными. Но задача у всех общая — сократить количество выбросов CO2 и замедлить темпы глобального потепления. Разберемся, какие виды топлива укрепят свои позиции в будущем и почему электрокары — это не панацея.
Электрокары и гибриды: светлое будущее или скрытая угроза?
По прогнозам компании BloombergNEF (BNEF), к 2040 году доля электрокаров от числа проданных авто составит 58%. При этом автомобили на электротяге составят лишь треть от общего количества машин на дорогах в мире. На процесс влияет сразу несколько факторов:
- Инфраструктура. Не все страны успеют ее подготовить. К примеру, в США это сделать проще, поскольку автовладельцы обычно живут в частных домах и могут поставить автомобиль на подзарядку на ночь. Еще первые серийные модели электрокаров EV1 от GM, выпущенные в 1990-е годы, можно было подключить к обычной американской бытовой розетке. Сегодня возможностей стало еще больше, а в создании городской сети зарядных станций заинтересованы крупные игроки — например, Tesla. В России, как и во многих других странах, условия придется создавать с нуля.
- Политика. Уже 13 стран объявили, что до 2040 года введут запрет на продажу новых автомобилей с ДВС. Остальные государства пока не готовы к таким радикальным мерам. К тому же такие решения могут нанести удар по экономике — например, переход на электрокары в Германии может оставить без работы десятки тысяч человек.
- Технологии. Батареи становятся все более энергоемкими, скорость подзарядки увеличивается, а ключевые компоненты аккумуляторов, например, литий, дешевеют с каждым годом. Развитие технологий позволит электрифицировать общественный транспорт, а также даст толчок микромобильности. Аналитики BNEF полагают, что к 2030 году именно автобусы и двухколесный транспорт, а не легковые авто, составят основную долю рынка EV. С этим согласны и другие эксперты: они считают, что нужно делать ставку на электрификацию транспорта, поскольку им пользуется больше людей, а значит, и потенциальной пользы будет больше.
- Экология. Проблема электрокаров заключается и в отсутствии исследований: пока нельзя точно оценить, как массовый переход на EV отразится на экологии. Электромобиль производит меньше выбросов, чем машина с ДВС, но потребляет электроэнергию, а для ее получения все еще применяются углеводороды. Так, эксперимент Volkswagen показал, что в Германии электрокар будет косвенно производить больше CO2, чем современный дизельный аналог. В странах с большей долей возобновляемых источников энергии результат будет лучше, но не существенно.
Другие исследования показывают, что в среднем при производстве бензинового авто генерируются выбросы, равнозначные 5,6 т CO2.
В случае с электрокаром показатель уже составляет 8,8 т — и половина вырабатывается в процессе производства аккумуляторов.
Решить проблему могут новые технологии, которые минимизируют углеродный след и позволят выпускать более долговечные батареи с использованием экологичных материалов.
Но в регионах, в которых возобновляемые источники энергии пока не распространены, EV вряд ли получат широкое распространение в ближайшие годы. Это касается России и ряда других стран, например, Мексики, Японии и Австралии.
Биотопливо: отходы и водоросли
Этанол, FlexFuel, биодизель и биогаз, — все эти технологии уже позволяют получать эффективную альтернативу бензину, используя растительные компоненты, сельскохозяйственные отходы и даже отходы жизнедеятельности человека. Экологичность — главное преимущество биотоплива. Растения, которые используются для получения необходимых веществ, поглощают CO2, нейтрализуя тем самым углеродный след.
Еще один плюс биотоплива — это наличие готовой инфраструктуры. Заправиться “водорослевым дизелем” в теории можно на обычной АЗС — для этого не требуется специальное оборудование.
Но у технологии есть и существенные минусы. Для получения биотоплива нужно большое количество биомассы, а для этого требуются колоссальные земельные ресурсы. В Бразилии под поля для сахарного тростника приходится вырубать деревья в лесах Амазонки, а это большой удар по экосистеме.
Проблема заключается и в автомобилях — не каждому транспортному средству подходит такой вид топлива. Например, популярный биоэтанол E85 (смесь спирта и бензина) при сравнимых объемах приводит к большему расходу топлива, чем чистый бензин.
Популярность биотоплива в будущем зависит от появления новых производственных технологий. Так, в Дании тестируют автомобили на бензине с добавлением водорослей. Пока растительный компонент составляет всего 10%, но ученые надеются увеличить его долю.
Водоросли, в отличие от сахарного тростника, не требуют земельных ресурсов, их не нужно удобрять и обрабатывать от вредителей, поэтому они наносят меньший вред окружающей среде.
Пока использование водорослевого топлива экономически не целесообразно, но если исследователям удастся оптимизировать технологию, у нее есть шансы на успех.
Водород: неоправданные надежды
Еще десять лет назад водородные автомобили ставили в один ряд с перспективными электрокарами, но технология не оправдала ожиданий.
Машины с топливными элементами все еще обходятся слишком дорого, а в большинстве стран нет заправочной инфраструктуры.
Недавний провал компании Nikola Motors, обещавшей выпустить партию водородных грузовиков и построить сеть заправочных станций по всей Америке, только усилил разочарование в технологии.
Самый крупный рынок водородных авто — это как раз США, хотя с 2012 года в стране было продано всего 8 тыс. машин с топливными элементами. Водить автомобиль на водороде можно только в Калифорнии, где сосредоточено больше всего заправочных станций. И даже несмотря на умеренный спрос, в штате периодически возникает дефицит водорода, и автовладельцы не могут заправить автомобили.
С точки зрения экологичности водородные автомобили тоже вызывают вопросы: по большинству параметров они проигрывают электрокарам, хотя стоят на порядок дороже.
Всего на рынке доступно три модели авто на водороде, и отсутствие разнообразия тоже не идет на пользу отрасли.
Многие автопроизводители сворачивают разработки — например, Mercedes-Benz, потратив 30 лет на исследования, решила не выпускать пассажирские автомобили на топливных элементах, поскольку их производство обходится в два раза дороже электрокаров.
Перспективы водорода на топливном рынке пока оставляют желать лучшего.
Многое опять же зависит от технологий производства — использование инновационных методов, например, электролиза с использованием возобновляемых источников энергии, могло бы заинтересовать крупных игроков.
Но пока рынок стоит на месте, а автовладельцы задумываются о покупке водородного авто в последнюю очередь. Впрочем, топливные элементы могут пригодиться в других сферах — например, при производстве мусоровозов или паромов.
Газ, бензин и дизель: умное управление топливом
Классические виды топлива в будущем вряд ли полностью исчезнут — по крайней мере в России. Но со временем они станут более экологичными и энергоэффективными. На рынке уже распространены гибриды, например, range-extenders — электрокары со встроенным ДВС, который продлевает запас хода, если батарея садится. Вероятно, именно такие гибридные модели выйдут на передний план в будущем.
Развитие подключенных автомобилей и телематики также позволит сократить расход топлива и более эффективно отслеживать его потребление. Современные системы уже помогают мониторить топливную статистику, а в будущем они смогут оптимизировать затраты ресурсов.
Исследования показывают, что умный мониторинг поведения водителя с последующей аналитикой может сократить количество выбросов на 5-20%. В первую очередь, добиться этого помогают системы, которые препятствуют внезапному торможению. Водитель делает меньше резких маневров — расходуется меньше топлива.
Еще один вспомогательный инструмент — продвинутая система навигации, которая подбирает не только самый короткий, но и наименее “энергозатратный” маршрут, а также помогает быстрее находить свободные парковочные места.
Подключенные системы оптимизируют работу не только легкового, но и грузового транспорта. Например, грузовые “конвои” способны на треть сократить затраты топлива. Использование машинного обучения и нейросетей в будущем еще больше упростит задачу — полуавтономные системы будут работать в фоновом режиме, минимизируя расход бензина или дизеля.
Читайте также: Почему возникают проблемы с зажиганием volvo s80 и как их устранить?
Развитие беспилотного транспорта и каршеринга, вероятно, тоже приведет к сокращению потребления топлива — машины будут меньше простаивать на стоянках и использоваться более эффективно.
Автомобильный сектор в силу своей специфики достаточно консервативен — автопроизводитель не может за пару месяцев переформатировать конвейер на заводе или перенастроить цепочку поставок. Поэтому переход на новые виды топлива займет больше времени, чем полагают аналитики.
Цифровые решения, например, системы умного мониторинга, внедрить намного проще — это не требует так много времени и ресурсов.
Поэтому топливная революция начнется с аналитики и развития подключенных систем, а не с футуристичных топливных элементов или биодизеля на основе водорослей.
Подписывайтесь также на Telegram-канал РБК Тренды и будьте в курсе актуальных тенденций и прогнозов о будущем технологий, эко-номики, образования и инноваций.
Правительство провоцирует рост цен на бензин. Чего ждать дальше?
Розничные цены на топливо начали расти. Пока не везде и малозаметно, однако тенденция налицо. Эксперты рынка среди главных причин бесконечного роста цен на бензин и дизель называют налоговую политику государства, сделку ОПЕК+ и действия спекулянтов. Подробнее об этом – в нашем материале.
Рост цен на топливо в 2021 году начался с востока страны – увеличились цифры на заправках Владивостока. Десятком тысяч километров западнее – на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже цены в это время даже снижались, но между оптом и розницей есть большая разница. Да и в Питере цены остаются выше прошлогодних максимумов и близки к историческим максимумам 2018 года.
Очень похоже на то, что стоимость каждой заправки будет расти и дальше. Когда есть целый ряд объективных причин для возможного подорожания, одна из них точно выстрелит.
Полный бак налогов и немножко бензина
Первая – это, конечно, налоги. С начала 2021 года ставки акцизов на нефтепродукты увеличились на 4% – вроде бы мелочь, но акцизы составляют более трети розничной стоимости топлива, а совокупная налоговая нагрузка – более 70%.
Так что когда вы платите 45 рублей за литр, не стоит злиться на жадных продавцов – более 30 рублей уходит сразу в бюджет, а на оставшиеся 13–14 нефтяники ищут месторождения, бурят скважины, прокладывают трубы, строят нефтеперерабатывающие заводы, доставляют бензин на ту АЗС, где вы сейчас заправляетесь.
В общей сложности за пять последних лет акциз увеличился почти вдвое. А доля производителя бензина в общей цене существенно снизилась.
… И демпферизация всей страны
Вторая причина названа сложным словом “демпфер”. Этот механизм выравнивания цен через налоговое регулирование призван помогать нефтяным компаниям в случаях, когда экспорт оказывается для тех много выгоднее, чем внутренний рынок.
Предполагается, что при высоких мировых ценах бюджет доплачивает нефтяникам для поддержания внутренних цен на приемлемом для потребителя уровне, но когда мировые цены падают, то уже производители делают дополнительные выплаты в бюджет, если не снижают оптовые цены внутри страны.
Идея здравая, но суммы выплат рассчитаны не идеально. В результате сейчас – после возвращения цен на уровень выше 50 долларов за баррель – демпфер просто повышает стоимость бензина.
Минфин, однако, выступает против пересчёта формулы. А нефтяные компании в ответ стараются сократить поставки топлива внутри страны.
Это очень опасная тенденция, которую можно наглядно продемонстрировать в виде последовательности:
некорректный демпфер → издержки для производителя и потребителя → вымывание бензина с рынка → возникновение дефицита и чёрного рынка → рост фактических цен на бензин при низких “официальных” → нехватка бензина для частных лиц и сельскохозяйственных предприятий → общий рост цен, социальное напряжение → …
На каком шаге вы предпочли бы остановиться, уважаемые читатели? Сейчас рынок занёс ногу для третьего шага. Смотрим на цифры.
- “Лукойл” в декабре 2020 года сократил продажи бензина на 21% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года.
- Антипинский НПЗ – на 26%.
- “Сургутнефтегаз” – на 17%.
- “Газпром нефть” – на 4%.
Вице-президент Независимого топливного союза Дмитрий Гусев основной причиной роста цен называет именно демпфер:
Во-первых, ФАС официально признала, что демпфер составляет порядка 4 процентов от цены на топливо, то есть он стал дополнительным налогом.
Во-вторых, Минфин попросту заставляет нефтяные компании доплачивать за каждую произведённую тонну топлива. Та же самая “Роснефть” – государственная компания, которая должна генерировать прибыль, выполнять социальные обязательства, ещё и дополнительно за производство топлива выплачивать дополнительные деньги до 2–3 тысяч рублей с тонны.
Демпфер необходимо либо донастраивать, либо полностью отменять. А сейчас он создаёт отрицательную рентабельность.
Действительно, рынок держится сейчас фактически только на “Роснефти”, за свой счёт компенсирующей весь дефицит. Компания нарастила поставки бензина на 52%, солярки – на 32%.
По обоим продуктам компания занимает более 50% биржевого рынка – получилась такая своеобразная монополизация себе в убыток, ибо при нынешнем демпфере кто меньше продаст внутри страны, тот больше всех выиграет на экспорте.
В новом году ничего не изменилось – “Роснефть” поставляет по январскому нормативу на рынок 7,3 тыс. тонн бензина, а “Лукойл”, “Сургутнефтегаз” и “Газпром нефть” вместе взятые – 7,7 тыс. тонн. Хорошо, конечно, что у нас есть “Роснефть”, но возможные убытки этой компании – это убытки и государства как главного её акционера, то есть наши с вами убытки.
Рельсовый сбор
Третья проблема – транспорт. Нефть нужно доставить на НПЗ, а оттуда – бензин на АЗС. Это удовольствие профану может показаться совсем бесплатным, мол, бензин сам себя везёт, а на деле оказывается довольно дорогим.
До 2019 году тарифы на перевозки росли почти на 10% в год – очень долго правительство не могло ограничить этот рост уровнем инфляции.
Слабое развитие сети автомобильных дорог в отдалённых регионах приводит к тому, что нет альтернатив услугам рыцарей рельса и шпалы, романтиков железной дороги, которые с удовольствием этим пользуются. Их “доля малая” в цене на бензин составляет почти 10%.
И Минфин опять же против того, чтобы компенсировать нефтяникам завышенные транспортные тарифы. Да и налоговые льготы на строительство новых НПЗ там, где они действительно нужны, получить практически невозможно.
Дмитрий Гусев констатирует:
“На Дальнем Востоке вообще категорически сложнейшая ситуация сложилась. Второй год не может быть выделено Минфином финансирование для внесения субсидий для перевозки туда топлива.
Почти уже 10 лет не могут согласовать инвестиционные условия для постройки ВНХК, нового нефтеперерабатывающего завода, наличие которого категорически необходимо для Дальнего Востока.
Поэтому позиция Минфина на сегодня заключается в создании кубышки, а распределение этой кубышки, к сожалению, почему-то происходит без значительного участия нефтеперерабатывающей отрасли, которая эту кубышку и формирует”.
Кому бензин, кому деньги
Далее – спекулянты, куда же без них, родненьких.
Привыкшие к играм на фондовых и валютных биржах, они точно так же ведут себя и на топливных – многократно перепродают нефтепродукты, ищут лучшую цену и тем самым поднимают цены и для остальных, ведь активные покупки по закону рынка ведут к повышению стоимости любого товара. Порой приходится даже приостанавливать продажи – иначе контроль над ценами может быть совсем утерян.
Спекуляции бывают не только финансовыми, но и лоббистскими. Так называемые независимые сети АЗС, как правило, не имеющие собственной инфраструктуры и не желающие в неё вкладываться, давят на общественное мнение и государственные структуры, добиваясь льгот для своего всеми обижаемого маленького бизнеса.
Голубая мечта для любой такой сети – получать топливо от крупной компании по низким фиксированным ценам в обход биржи. Но для крупного поставщика это означает прямые издержки, которые надо как-то компенсировать – и вот мы вновь вместо снижения видим рост цен.
Такие разные интересы
Говоря о причинах роста цен, доцент Финансового университета при Правительстве России Леонид Крутаков напоминает и о последствиях сделки ОПЕК+:
В результате (сделки ОПЕК+. – Ред.) частные компании погнали бензин на экспорт. Единственная компания, кстати, которая в таких условиях нарастила объём поставок на внутренний рынок, это “Роснефть”. Потому что госкомпании защищают свой мандат перед всем обществом, то есть государственные интересы.
Они ориентированы на социальный результат, поэтому считают деньги по-другому: тут и мультипликативные эффекты, и рост налогооблагаемой базы, и создание новых производств. А частные компании защищают свои интересы перед глобальным рынком. Для них главное – это прибыль, чистая прибыль.
Почему в этом ряду оказалась “Газпром нефть”, которая как бы не совсем частная, – это вопрос к качеству корпоративного управления и внутренних приоритетов топ-менеджмента.
Проблема сформулирована. Тревога остаётся, ведь рост цен на бензин – это рост цен на всё. Что же делать?
Старший аналитик компании WMT Consult Валерий Андрианов полагает, что прежде всего надо выстроить нормальную фискальную политику. Нужны меры, направленные на то, чтобы частные компании действительно поставляли большие объёмы нефтепродуктов на внутренний рынок.
Мы же очень давно говорим, что нефтепереработка у нас невыгодна, она такое замыкающее звено большого процесса. Пытались это изменить в результате налогового манёвра, но постоянно не получается.
Всё-таки любые компании, в том числе и государственные, должны как-то зарабатывать, получать деньги на своё развитие. А для того чтобы это происходило, нужны нормальные условия.
Нельзя полагаться только на социальную ответственность.
Отрасль своё слово сказала. Ждём ответного слова от правительства, потому что в противном случае о ценах на бензин громко заговорят граждане.