- Автомобильное топливо, топливные стандарты
- Разновидности топлива для автомобилей
- Регламенты, которые регулируют качество топлива
- Бензин – самое распространенное топливо для легковых авто
- Дизельное топливо – второй по популярности вариант горючего
- Биодизель
- Биоэтанол
- Газ
- Керосин
- Как определить, что двигатель неисправен
- Особые сорта топлива
- Вывод
- Автомобильное топливо, топливные стандарты
- Бензин и его стандарты
- Дизельное топливо
- Теперь про серу
- Бензол
- Тенденция снижения содержания серы
- Октановое число
- Дизельное топливо, влияние стандартов на дизельный двигатель
- Картерные газы
- Бензин и дизельное топливо
- Характеристики автомобильного топлива
- Теплотворная способность топлива
- Теплота сгорания топливовоздушной смеси
- Содержание серы в автомобильном топливе
- Автомобильное топливо, топливные стандарты
- Бензин и его стандарты
- Дизельное топливо
- Теперь про серу
- Бензол
- Тенденция снижения содержания серы
- Октановое число
- Дизельное топливо, влияние стандартов на дизельный двигатель
- Картерные газы
- Колонка тех.эксперта
- 1.1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
- 1.2. БЕНЗИНЫ
- 1.3. ДИЗЕЛЬНЫЕ ТОПЛИВА
- Топливо и экологические стандарты: Евро или ГОСТ?
Автомобильное топливо, топливные стандарты
С того момента, как был изобретен двигатель внутреннего сгорания, человечество активно использует горючие жидкости. Самыми распространенными вариантами топлива неизменно остается бензин и дизель, так как основная масса современных транспортных средств работают именно на этих вариантах.
Эти вещества легко воспламеняются, а кроме того, обладают прекрасными противоизносными свойствами, испаряются и без каких-либо ограничений совмещаются с неметаллическими материалами. Дизель и бензин — это продукты переработки сырой нефти. Чтобы эти смеси в полной мере соответствовали эксплуатационным характеристикам, в их состав добавляются специальные углеродные добавки и примеси.
Примечательно, что доля дополнительных компонентов должна быть строго ограниченной и соответствовать ГОСТу.
Разновидности топлива для автомобилей
Современные транспортные средства в основном работают за счет двигателей внутреннего сгорания, которые необходимо заправлять соответствующим топливом. В настоящее время можно выделить несколько вариантов горючих смесей:
- бензин – основной вид топлива для легкового транспорта;
- дизель – горючая смесь для легковых авто, грузовиков, автобусов и спецтехники;
- биодизель – альтернативное дизельное топливо;
- биоэтанол – этанол, используемый в качестве горючей смеси;
- керосин – топливо, которое используется в авиации;
- газ – искусственный или естественный вариант горючей смеси.
Также можно отметить электричество, как альтернативный источник питания для автомобилей. Правда на данный момент в мире общая доля электрокаров ничтожно мала в сравнении с машинами, оборудованными ДВС.
Регламенты, которые регулируют качество топлива
Стоит отметить, что на данный момент на территории России качество реализуемого топлива регламентируют сразу семь ГОСТов. В данном случае три из них имеют непосредственное отношение к бензину (P51105, P51866 и 32513), а четыре относятся к солярке (P52368, 32511, P55475 и 305).
Здесь необходимо принимать во внимание тот факт, что текущее российское законодательство не обязывает компании строго следовать условиям ГОСТа, из-за чего можно придерживаться и некоторых иных нормативов.
В частности, производители нередко принимают во внимание технические условия (ТУ) или соответствующий стандарт организации (СТО).
Разумеется, в данном случае лучше доверять горючей смеси, чье производство в полной мере соответствует нормам ГОСТ. При желании, каждый автолюбитель при посещении заправочной станции может ознакомиться с технологией производства и предусмотренным нормам.
Сведения об этом всегда присутствуют в открытом порядке, а кроме того, необходимые документы вывешены на территории АЗС, чтобы каждый желающий заправиться автомобилист мог ознакомиться с условиями.
Стоит отметить, что основные нормативы в данном случае излагаются в техническом регламенте таможенного союза.
Также автомобилистам стоит присматриваться к маркировке используемого топлива. Так, к примеру, стандартный 95-й бензин имеет обозначение, как АИ-95 К5. Это означает, что топливо соответствует 5 классу качества.
Примечательно, что на территории с 2016 года действует запрет на использование горючих смесей, которые не соответствуют этому классу. Что касается отличия топлива АИ-92 и АИ-95, то речь идет про допустимое содержание определенных примесей, повышающих октановое число горючей смеси.
Кроме того, автолюбители должны понимать, что присутствующий экологический стандарт Евро-5 никакого отношения к дизельному или бензиновому топливу не имеет, по той простой причине, что применяется к уровню выбросов CO2 автомобиля.
По этой причине, не стоит вестись на надписи типа «Наш бензин полностью соответствует требованиям Евро-5». Таким образом заправочные станции проводят маркетинговый ход.
Бензин – самое распространенное топливо для легковых авто
Ключевыми параметрами этой горючей смеси являются октановое число, а также экологический класс. В первом случае речь идет про меру детонационной стойкости топлива.
Основная масса современных силовых агрегатов спроектированы для работы с бензином, имеющим октановое число 95. Реже встречаются силовые агрегаты, созданные под октановое число 92.
Если же говорить про АИ-98, то это горючее применяется для транспортных средств с высокофорсированными установками. В ситуации, когда автолюбитель будет использовать неподходящее топливо, можно столкнуться с неприятностями.
К примеру, смесь горючего и воздуха будет не прогорать, а взрываться. Впоследствии, это приведет к механическим повреждениям силового агрегата. По этой причине, стоит придерживаться рекомендаций производителя и заливать только подходящее топливо.
Дизельное топливо – второй по популярности вариант горючего
Многие автомобилисты все еще держат в памяти, что ранее дизельное топливо часто называли соляркой. Это неудивительно, так как наименование данной смеси происходит от немецкого слова Solarol, что переводится, как солнечное масло.
Следует понимать, что эта смесь относится к тяжелым вариантам топлива, которое образуется в процессе перегонки сырой нефти.
Здесь необходимо принимать во внимание тот факт, что для дизельных моторов крайне важно не только значение экологического класса, но и показатель температуры замерзания.
На практике, существует всего три варианта солярки, а именно летняя, которая застывает уже при минус 5 градусах Цельсия, зимняя, выдерживающая морозы до -35, а также арктическая, которая начинает густеть лишь в тот момент, когда столбик термометра опускается ниже 55 градусов Цельсия. Как показывает практика, современные АЗС дорожат клиентами и торгуют только качественным топливом. Поэтому, здесь достаточно сложно встретить солярку, которая может загустеть при низких температурах.
Биодизель
Также существует не только обычная солярка, но и биодизель, который создается искусственно не из нефтяных продуктов и при этом практически ничем не уступает оригинальной смеси.
Как показала практика, растительные масла стали подходящим сырьем, из которого можно синтезировать горючее для транспортных средств, работающих на тяжелом топливе.
Примечательно, что биодизель можно без каких-либо последствий заливать в топливный бак дизельных автомобилей, а кроме того, при необходимости доливать в солярку. При этом, для стабильной работы не потребуется вносить конструктивные изменения в двигатель.
Биоэтанол
Еще один альтернативный вариант топлива, который широко применяется на территории США и Бразилии. Речь в данном случае идет про этанол. Этот состав производится из растительного сырья и прекрасно подходит для работы модернизированных двигателей внутреннего сгорания.
Более того, это топливо также можно использовать и в случае со стандартными бензиновыми моторами, но при условии, что за основу будет взят бензин, а биоэтанол составит не больше 15% от всего состава. На территории России это вещество не производится.
Что же касается мировых цифр, то 87% автомобилей, работающих на такой горючей смеси, приходятся на США и Бразилию.
Газ
Природный или искусственный газ пропан или метан активно используется не территории России в качестве альтернативного источника топлива. Специально для этого вещество проходит обработку, после чего в полной готовности заправляется в баллон, установленный на автомобиль.
Современные транспортные средства с бензиновыми двигателями могут без существенных проблем работать на газу, при этом, демонстрируется некоторая экономия в плане расхода. Также для использования этого топлива необходимо переоборудовать топливную систему.
Мотор модернизировать не требуется, правда, переводить его исключительно на газ не следует, так как в составе этого вещества отсутствуют смазывающие компоненты, двигатель начинает сохнуть и постепенно выходит из строя.
Керосин
Еще один вариант топлива, который, правда, не применяется для автомобилей, а используется преимущественно в авиации. Керосин производится путем прямой перегонки сырой нефти или ректификацией.
Примечательно, что этого вещества температура горения значительно выше, нежели у других представленных вариантов топливных смесей, из-за чего на легковом транспорте попросту опасно применять это горючее из-за невозможности монтирования должной системы охлаждения.
Как определить, что двигатель неисправен
Если на регулярной основе заправлять свое транспортное средство некачественным топливом, то рано или поздно это приведет к неисправностям и поломкам силового агрегата. Однако, здесь необходимо учитывать, что автолюбитель может определить неисправность еще на начальной стадии по следующим моментам:
- наличие дыма, выходящего из выхлопной трубы (белого, сизого или черного);
- значительная утрата динами авто;
- появление посторонних звуков при работе мотора;
- заметное увеличение шума при работе силового агрегата;
- плавающие обороты на холостом ходу;
- характерные хлопки, связанные с нестабильным давлением.
При появлении таких намеков на неисправность двигателя не стоит оттягивать визит в сервисный центр, так как ситуация будет усугубляться с каждым днем. Впоследствии также необходимо будет поменять АЗС.
Особые сорта топлива
В последнее время некоторые автозаправочные станции все чаще стали предлагать более дорогое и лучшее топливо с соответствующими приставками Экто, Ultimate, GT и другими.
Главное отличие такого горючего вещества от сопоставимого бензина по октановому числу в наличии большого числа мощностных присадок. По этой причине, производители часто ссылаются на увеличение КПД силового агрегата.
Однако, верить в такие сказки не следует, так как это всего лишь очередной маркетинговый ход.
Здесь крайне важно принимать во внимание тот факт, что, если силовой агрегат сильно загрязнен или имеет определенные неисправности, то использование данных присадок может не улучшить ситуацию, а напротив усугубить все.
При таких обстоятельствах с более дорогим топливом вся грязь начнет проникать в форсунки, после чего из-за насоса высокого давления они попросту засорятся и перестанут своевременно делать впрыск горючего в камеры сгорания.
Если же использовать моющие присадки, то постепенно эта грязь из двигателя будет выводиться. По этой причине, автомобилистам стоит рассматривать моющие присадки для транспортных средств, как некие витамины для машины.
Однако, если мотор в действительности доживает свой век, то здесь от присадок и вовсе толку не будет, напротив, они могут убить силовой агрегат гораздо быстрей, нежели это бы произошло по естественным причинам.
Читайте также: Причины угара масла volkswagen golf, выбор марки, устранение проблемы
Вывод
Для современных транспортных средств существует несколько вариантов топлива. На данный момент на территории России активно используются только три варианта, а именно бензин, солярка и газ.
Каждая упомянутая разновидность имеет свои ключевые преимущества и недостатки, именно поэтому, не стоит выделить определенную смесь по отношению к другой, так как на практике, многое зависит именно от силовых агрегатов, которыми оснащаются автомобили, а не от топлива, которое заливается в бак.
Если же говорить непосредственно про горючее, то за ним следует пристально следить, заправляясь только на проверенных АЗС, где у производителя нормы выпуска смесей соответствуют ГОСТам. Олег Мокров
Автомобильное топливо, топливные стандарты
- Автомобильное топливо в разных странах имеет свои стандарты, которые где то похожи со стандартами других стран, а где то в корне отличаются.
- Поговорим сегодня про автомобильное топливо в Украине, так как народу туда ездит много, особенно летом в Крым, а про автомобильное топливо в Украине знают мало.
- На территории Украины на данный момент существуют несколько стандартов, и при том все они находятся в действии.
Бензин и его стандарты
Начнем с автобензина. Стандарт ДСТУ 4063-2001. Этот стандарт соответствует стандарту Евро 2, и на автозаправочных станциях он реализуется как обычный бензин. Вроде бы, все понятно. Но не тут то было. Дело в том, что в Украине очень много дыр в существующем законодательстве, которые с успехом используют в своих интересах делки. И если большинство украинцев про это знают, то гости Украины в этом не разбираются.
Если вы будете на украинской автозаправке, то обратите внимание на паспорт качества на автомобильное топливо, где четко должно прописано ДСТУ, а не ТСТУ или что-либо другое. ТСТУ, это автомобильное топливо, которое выпущено не по государственным ТУ, а по своим, разработанным собственноручно. Сами понимаете, что хорошим качеством тут и не пахнет.
Бывали случаи на украинских АЗС, когда под видом автобензина продавали остатки от коксохимического производства. Правда, таких случаев было зафиксировано только два раза в Киеве в 2010 году. Но факт остается фактом.
Паспорт качества автомобильного топлива всегда должен быть на автозаправке на видном месте, всегда обращайте на него внимание.
Для того, что бы повысить качество автомобильного топлива, в частности автобензина, в 2007 году в Украине был принят новый стандарт ДСТУ 4839. Этот стандарт характеризует качество автомобильного топлива между Евро 4 и Евро 5.
Однако, как обычно бывает, стандарт приняли, а придерживаться его производители украинского автомобильного топлива не смогли. То есть Украинские НПЗ были не готовы производить топлива такого качества.
- В результате, правительством Украины было принято решение про действие на ее территории двух стандартов, Евро 4 и 5 одновременно.
- Вот это и дало в 2007 году толчок для появления на украинских заправках, бензинов с какими хотите названиями, бензин 95 UA, стандартный и бензин 95 Евро или под другим замысловатым названием.
- Поэтому, опять же смотрите на паспорт качества, какой стандарт там указан.
Дизельное топливо
- Переходим к дизельному топливу.
- Сейчас на Украине действуют два стандарта дизельного топлива стандарт Евро 3 (ДСТУ-3868, принятый еще 1999 году) и стандарт Евро 4 (ГОСТ 4840:2007, принятый в 2007 году и соответствует европейскому стандарту EN 590:2004).
- Под вторым стандартом 2007 года, Евро 4 и продают на украинских автозаправках, супер дизель, как мы думаем, который способен превратить наш автомобиль в ракету.
- Отличия украинских и европейских стандартов на автомобильное топливо.
Существенное отличие одно, это повышенные требования к степени жесткости очистки автомобильного топлива от различных веществ, которые экологически опасны для окружающей среды. Это бензолы, сера и другие вещества.
Теперь про серу
Чем вредна сера. Сера больше вредна для новых двигателей, чем для старых. Поэтому и разрабатываются для автомобильного топлива все более жесткие стандарты.
Новые алюминиевые блоки современных автомобилей очень сильно страдают от окислительных процессов, которые происходят в двигателе в результате сгорания серы. Так же, в результате воздействия оксидов серы на катализаторы они быстро выходят из строя.
Старые двигатели к этому равнодушны, по одной простой причины, катализаторов у них нет.
Бензол
Чем вреден бензол. Прежде всего, своей токсичностью, чем его больше, тем вреднее бензин и его продукты сгорания для окружающей среды. Так же благодаря наличию бензола в топливе, на стенках двигателя быстро образуется нагар.
Поэтому выпускать бензин стараются с как можно меньшим количеством бензола. Если ранее допускалось иметь 5 процентов этого вещества в бензине, то сейчас, по новым стандартам только 1 процент.
Тенденция снижения содержания серы
Согласно украинским стандартам, тенденция снижения содержания серы в бензине такая:
Стандарт 2001 года ДСТУ 4063-2001 – Украинский бензин А-95 содержание серы не выше 150 мг на 1 кг. топлива.
Стандарт 2007 года ДСТУ 4839 – тот же бензин, содержание серы не более 50 мг на 1 кг. автомобильного топлива, стандарт Евро 4.
В стандарте Евро 5 содержание серы не должно превышать 10 мг на 1 кг. автомобильного топлива.
Ароматические углеводы пагубно воздействуют на резинотехнические изделия, топливные фильтра, различные уплотнения. Хотя они и увеличивают октановое число автомобильного топлива, из-за них становиться большим нагарообразование на деталях двигателя.
По украинскому стандарту 2001 года в бензине А 95 допускалось иметь не более 53 процентов по массе.
По стандарту 2007 года уже не более 35 процентов по объему.
Октановое число
Октановое число, это одни из важных показателей качества автомобильного топлива, который влияет не только на мощность двигателя, но и продолжительность его работы.
Низкооктановый бензин обладает очень высокой степенью сжатия и скорость горения достигает 1500 метров в секунду, что не желательно для современных автомобилей.
Давайте рассмотрим наглядно. Вы залили в топливный бак низкооктановый бензин, то есть то, который не рекомендован заводом производителем автомобиля.
В таком случае топливо не своевременно воспламеняется и естественно не своевременно сгорает. При этом мы слышим металлический звук, который образуется в результате образования в цилиндрах двигателя детонационной волны.
Результат не застает себя ждать, мощность двигателя становится меньше, двигатель быстрее изнашивается, кольца, клапана, поршни долго вам не прослужат. Но что одинаково для европейского и украинского стандартах, это октановое число, которое полностью выдерживается.
Дизельное топливо, влияние стандартов на дизельный двигатель
С дизельным топливом проще, чем выше его стандарт, тем лучше для вашего двигателя. Конечно, же, речь идет про современные автомобиля, так как для старого трактора по барабану, топливо какого стандарта ты в него льешь.
Если вы зальете не качественное дизельное топливо или топливо не в соответствии со стандартном, то поломка вашего дизельного двигателя гарантирована, и не только топливной системы, и при этом, вы даже один топливный бак не успеете выездить. Бензиновые двигатели в этом плане ведут себя лояльнее.
Всегда обращайте внимание на фильтр-влагоотделитель и своевременно его меняйте. Если случайно или по какой то другой причине в топливную систему попало топливо, то вспомните химию.
Что образуется при взаимодействии серы и воды при высоких температурах? Правильно, серная кислота. А про агрессивность данного химического вещества, я думаю говорить не надо.
Картерные газы
Еще одна проблема, которая возникает при большой концентрации серы, это картерные газы, которые могут попадать в масло и значительно ухудшить его смазывающие и защитные свойства, а это медленная, но уверенная гибель для двигателя, не говоря уже про сажевый фильтр DPF и катализатор.
Что делать если Вы заправляли автомобильное топливо, в частности не качественное дизельное во время долгой поездки.
Подумайте над уменьшением срока замены масла. Лучше всего вдвое. Подумайте про вашу топливную систему, уже не говоря про дизельный двигатель, сколько вам обойдется ремонт.
- Что в Украине, что в России, да и в других странах, выявить слишком сернистое автомобильное топливо возможно только в специальной лаборатории.
- Поэтому нашему брату остается уповать на добросовестность производителей, покупать более дорогое автомобильное топливо и больше обращать внимание на паспорт качества.
- Ждем лучших времен.
Бензин и дизельное топливо
Бензин и дизельное топливо — продукты дистилляции сырой нефти. Они состоят из множества различных углеводородов. Температура кипения бензина находится в диапазоне от 30 до 210 °С, а дизельного топлива — от 180 до 370 °С. Дизельное топливо воспламеняется в среднем при температуре приблизительно 350 °С (нижний предел — 220 °С), то есть значительно при меньших температурах, по сравнению с бензином (в среднем-500 °С).
Характеристики автомобильного топлива
Теплотворная способность топлива
Обычно чистая теплотворная способность Hn обуславливает энергетическое содержание топлива; она соответствует используемому количеству теплоты, выделяемому во время полного сгорания.
Полная теплотворная способность Hg, с другой стороны, определяет полную теплоту, включая как механически создаваемое тепло, так и тепло, выделяемое при конденсации водяных паров.
Однако, этот компонент не учитывается применительно к автомобилям.
Чистая теплотворная способность дизельного топлива, равная 42,9-43,1 МДж/кг, немного выше, чем у бензина (40,1-41,9 МДж/кг).
Окислители, то есть, топлива или компоненты топлива, содержащие кислород, такие как спиртовые топлива, эфир или метиловые эфиры жирной кислоты, имеют меньшую теплотворную способность, чем чистые углеводороды, поскольку кислород, присутствующий в этих соединениях, не способствует процессу сгорания. Поэтому двигатель, имеющий сопоставимую мощность с мотором, питаемым обычным топливом, имеет повышенный расход топлива.
Читайте также: Volkswagen i.d. 2020 скоро поступит в продажу, объявлены цены
Теплота сгорания топливовоздушной смеси
Теплота сгорания топливовоздушной смеси определяет выходную мощность двигателя. При стехиометрическом соотношении воздух/топливо теплота сгорания для сжиженных газообразных и жидких автомобильных топлив составляет примерно 3,5-3,7 МДж/м3.
Содержание серы в автомобильном топливе
В интересах сокращения эмиссии диоксида серы SO2 и защиты каталитических нейтрализаторов отработавших газов, содержание серы в бензине и дизельном топливе было ограничено с 2009 года до 10 мг/кг на всей территории Европы.
Топливо, соответствующее этому предельному значению, известно как «топливо, свободное от серы». Таким образом, достигается обессеривание топлива.
До 2009 года для использования в Европе было разрешено, введенное в начале 2005 года, использование топлива с содержанием серы
Автомобильное топливо, топливные стандарты
- 19 поделились 936 просмотров на FacebookTwitterTelegram
- Автомобильное топливо в разных странах имеет свои стандарты, которые где-то похожи на стандарты других стран, а где-то принципиально разные.
- Давайте сегодня поговорим об автомобильном топливе в Украине, так как многие люди ездят туда, особенно в Крым летом, а об автомобильном топливе в Украине мало что известно.
- На данный момент на территории Украины действует несколько стандартов, и все они действуют.
Бензин и его стандарты
Начнем с бензина. Стандарт ДСТУ 4063-2001. Этот стандарт соответствует стандарту Евро 2 и продается на СТО как обычный бензин.
Вроде все ясно. Но этого не было. Дело в том, что в Украине есть много дыр в действующем законодательстве, которые успешно используют договоренности в своих интересах. И если это знает большинство украинцев, то гости Украины этого не понимают.
Если вы находитесь на украинской АЗС, обратите внимание на паспорт качества автомобильного топлива, где четко прописать ДСТУ, а не ТГТУ или что-то еще. ТГТУ — автомобильное топливо, которое производится не по ГОСТу, а по собственной, разработанной собственными руками. Вы сами понимаете, что здесь хорошего запаха нет.
Были случаи, когда на украинских АЗС, выдавая себя за бензин, продавали остатки коксового производства. Правда, в 2010 году в Киеве такие случаи были зарегистрированы всего дважды. Но факт остается фактом.
Паспорт качества автомобильного топлива всегда должен быть на видном месте на СТО, всегда обращайте внимание.
В целях улучшения качества топлива, особенно бензина, в 2007 году в Украине был принят новый стандарт ДСТУ 4839. Этот стандарт характеризует качество топлива от Евро 4 до Евро 5.
Однако, как обычно, стандарт был принят, но украинские производители автомобильного топлива не смогли его выполнить. То есть украинские НПЗ были не готовы производить топливо такого качества.
- В результате правительство Украины приняло решение внедрить на своей территории сразу два стандарта — Евро 4 и 5.
- Это то, что дало толчок в 2007 году к появлению на украинских АЗС бензина с любым названием, бензина 95 AU, стандартного и бензина 95 Euro или под другим замысловатым названием.
- Поэтому еще раз посмотрите в паспорте качества, какой там стандарт.
Дизельное топливо
Перейдем к дизелю.
Сейчас в Украине действуют два стандарта на дизельное топливо: стандарт Евро 3 (ДСТУ-3868, принят в 1999 г.) и стандарт Евро 4 (ГОСТ 4840: 2007, принятый в 2007 г и соответствующий европейскому стандарту EN 590: 2004).
По второму стандарту 2007 года, Евро-4, и продаваемый на украинских АЗС супердизель, как мы думаем, способен превратить нашу машину в ракету.
Различия украинских и европейских стандартов на автомобильное топливо.
Существенным отличием являются повышенные требования к степени строгости очистки автомобильного топлива от различных веществ, опасных для окружающей среды. Это бензолы, сера и другие вещества.
Теперь про серу
Потому что сера вредна. Сера более вредна для новых двигателей, чем для старых. Поэтому для автомобильного топлива разрабатываются все более строгие стандарты.
Новые алюминиевые блоки современных автомобилей сильно страдают от окислительных процессов, происходящих в двигателе из-за горения серы. Кроме того, из-за действия оксидов серы на катализаторы они быстро выходят из строя.
Старые двигатели равнодушны к этому по одной простой причине — в них нет катализаторов.
Бензол
Потому что бензол вреден. Во-первых, из-за своей токсичности, чем она больше, тем вреднее для окружающей среды бензин и продукты его сгорания. Также из-за наличия в топливе бензола на стенках двигателя быстро образуются нагар.
Поэтому они стараются производить бензин, используя как можно меньше бензола. Если раньше в бензине разрешалось 5% этого вещества, то теперь по новым нормам только 1.
Тенденция снижения содержания серы
По украинским стандартам тенденция к снижению содержания серы в бензине следующая:
дСТУ 4063-2001 2001 г. — бензин украинский А-95, содержание серы не более 150 мг на 1 кг топлива.
Стандарт ДСТУ 4839 2007 года — бензин тот же, содержание серы не более 50 мг на 1 кг автомобильного топлива, стандарт Евро 4.
В стандарте Euro 5 содержание серы не должно превышать 10 мг на 1 кг автомобильного топлива.
Ароматические углеводы губительно действуют на резинотехнические изделия, топливные фильтры и различные прокладки. Хотя они увеличивают октановое число автомобильного топлива, они вызывают образование большого количества углерода на деталях двигателя.
Согласно украинскому стандарту 2001 года, бензин А 95 не может содержать более 53 процентов по массе.
По стандарту 2007 года не более 35 процентов по объему.
Октановое число
Октановое число — один из важных показателей качества автомобильного топлива, от которого зависит не только мощность двигателя, но и продолжительность его работы.
Бензин с низким октановым числом имеет очень высокую степень сжатия и горит до 1500 метров в секунду, что для современных автомобилей нежелательно.
Давайте посмотрим на это ясно. Вы залили в топливный бак низкооктановый бензин, который не рекомендуется производителем автомобиля.
В этом случае топливо своевременно не воспламеняется и, конечно же, своевременно не сгорает. В этом случае мы слышим металлический звук, который образуется в результате образования детонационной волны в цилиндрах двигателя.
Результат не заставит себя ждать, мощность двигателя падает, двигатель быстрее изнашивается, кольца, клапаны, поршни долго не протянут. Но что одинаково для европейских и украинских стандартов, так это октановое число, которое полностью соблюдается.
Дизельное топливо, влияние стандартов на дизельный двигатель
Дизель проще в обращении, чем выше стандарт, тем лучше для вашего двигателя. Конечно, речь идет о современных автомобилях, так как для старого трактора на бочке, какое стандартное топливо в него заливаете.
Если вы заправляетесь некачественным дизелем или нестандартным топливом, то поломка вашего дизеля гарантирована, а не только топливной системы, и при этом вы даже не успеете оставить бак с горючим. Бензиновые двигатели в этом отношении более верны.
Всегда обращайте внимание на фильтр-осушитель и незамедлительно заменяйте его. Если случайно или по какой-либо другой причине в топливную систему попало топливо, вспомните химию.
Что образуется при взаимодействии серы и воды при высоких температурах? Правильно, серная кислота. А про агрессивность этого химического вещества, думаю, говорить не приходится.
Картерные газы
Другая проблема, которая возникает при высокой концентрации серы, — это утечки газов, которые могут попасть в масло и значительно ухудшить его смазочные и защитные свойства, и это медленная, но верная смерть двигателя, не говоря уже о сажевом фильтре и катализаторе DPF.
Что делать при заправке автомобилей, особенно некачественного дизеля, в дальнем путешествии.
Подумайте о сокращении времени замены масла. Лучше дважды. Подумайте о своей топливной системе, не говоря уже о дизельном двигателе, во сколько вам обойдется ремонт.
- В Украине, России, как и в других странах, обнаружить слишком сернистое автомобильное топливо можно только в специальной лаборатории.
- Поэтому нашему брату остается рассчитывать только на честность производителей, покупать более дорогое автомобильное топливо и уделять больше внимания паспорту качества.
С нетерпением жду лучших времен.
Колонка тех.эксперта
Данный раздел дает основные представления об отечественных топливах, причем особое внимание уделено их свойствам, определяющим необходимость применения моющих присадок и присадок-модификаторов к топливу.
1.1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
С момента появления первых двигателей внутреннего сгорания и до настоящего времени основными видами топлива для автотранспорта остаются продукты переработки нефти – бензины и дизельные топлива.
Эти топлива представляют собой смеси углеводородов и присадок, предназначенных для улучшения их эксплуатационных свойств. В состав бензинов входят углеводороды, выкипающие при температуре от 35 до 2000С, а в состав дизельных топлив – углеводороды, выкипающие в пределах 180-3600С.
Производство топлива включает комплекс технологических процессов переработки нефти и нефтепродуктов.
1.2. БЕНЗИНЫ
Бензин – это смесь легкокипящих жидких углеводородов различного строения с температурой кипения 35…2000С, получаемая при перегонке нефти, осушке природного газа, переработке твердых видов топлива и при вторичной переработке продуктов перегонки нефти (например, мазута).
Наиболее важными для бензинов являются требования к детонационной стойкости и фракционному составу, от которых зависят их эксплуатационные характеристики. Бездетонационная работа двигателя достигается применением бензина с требуемой детонационной стойкостью.
Наименьшей детонационной стойкостью обладают нормальные парафиновые углеводороды, а наибольшей – ароматические углеводороды. Варьируя углеводородный состав, получают бензины с различной детонационной стойкостью, характеризуемый октановым числом (ОЧ). Октановое число – это цифра, показывающая антидетонационную стойкость бензина.
Чем выше ОЧ, тем выше стойкость бензина против детонации. Определение ОЧ производится на специальных моторных установках.
Существуют два метода определения ОЧ: – исследовательский (ОЧИ — октановое число по исследовательскому методу); – моторный (ОЧМ – октановое число по моторному методу). Численное значение ОЧИ больше ОЧМ. Буква “А” означает, что бензин автомобильный. Численное значение – это октановое число бензина.
Читайте также: Как пользоваться типтроником: инструкция по эксплуатации и видео
Наличие после буквы “А” буквы “И” означает, что октановое число определено по исследовательскому методу. Если после буквы “А” нет буквы “И”, то октановое число определено по моторному методу. Российскими стандартами предусмотрены следующие марки бензинов: А-76, А-80, АИ-91, АИ-92, АИ-93, АИ-95, АИ-98.
Наиболее важным конструктивным фактором, определяющим требования двигателя к октановому числу, является степень сжатия. Повышение степени сжатия двигателей позволяет улучшить их технико-экономические и эксплуатационные показатели. При этом возрастает мощность и снижается удельный расход топлива.
Однако с увеличением степени сжатия необходимо применять бензин с более высоким октановым числом. Поэтому важнейшим условием бездетонационной работы двигателей является соответствие октанового числа, применяемого бензина и степени сжатия двигателя.
Следует подчеркнуть, что требуемое октановое число зависит не только от степени сжатия, но еще от формы камеры сгорания, максимальной частоты вращения коленчатого вала, теплонапряженности двигателя, наличия наддува и других факторов. Поэтому, встречаются ДВС, у которых степень сжатия отличается на 1…
2 единицы, а бензин для них рекомендован один и тот же. Для повышения детонационной стойкости бензинов в их состав вводят антидетонаторы – вещества, которые при добавлении к бензину в относительно небольших количествах резко повышают его антидетонационную стойкость.
К их числу относятся антидетонаторы на основе ароматических аминов, соединений ферроцена и марганца или их смесь.
С фракционным составом связаны такие характеристики двигателя, как его пуск, образование паровых пробок в системе питания двигателя, прогрев и приемистость, экономичность и долговечность работы.
Учитывая противоречивые требования к фракционному составу бензина в части содержания низкокипящих фракций с позиций обеспечения пуска двигателя, с одной стороны, и образования паровых пробок, обледенения карбюратора и потерь на испарение – с другой. У нас в стране вырабатываются два вида бензинов – зимний и летний.
Эти бензины имеют оптимальный фракционный состав для определенных температурных условий и позволяют без осложнений эксплуатировать автомобили в различное время года. Все отечественные стандарты предусматривают содержание в бензинах серы (до 0,05…0,10%) и фактических смол (до 30…100 мг/л). Эти включения вызывают вредные отложения и коррозию деталей ДВС.
В соответствии со стандартами бензины не должны содержать воду, механические примеси, водорастворимые кислоты и щелочи, однако на практике встречаются случаи существенного отклонения от этих требований.
1.3. ДИЗЕЛЬНЫЕ ТОПЛИВА
Дизельное топливо (ДТ) для автомобильных дизелей изготавливают из дистиллятных фракций прямой перегонкой нефти, а также из дистиллятных фракций, подвергнутых гидроочистке и депарафинизации с добавлением до 1% изопропилнитрата для повышения цетанового числа.
ДТ состоит в основном из двух компонентов: легко воспламеняемой жидкости (цетана) и плоховоспламеняющегося метилнафталина. Наиболее важными эксплуатационными свойствами дизельного топлива являются его воспламеняемость и прокачиваемость. Воспламеняемость топлива характеризует его способность к самовоспламенению.
Цетановое число (ЦЧ) – это процентное содержание цетана в дизельном топливе по отношению к метилнафталину.
Цетановое число (ЦЧ) характеризует способность топлива к самовоспламенению. Чем выше ЦЧ, тем лучше топливо самовоспламеняется. Повышение ЦЧ улучшает самовоспламеняемость топлива при конкретных условиях, что способствует облегчению запуска дизеля. Оптимальный диапазон для ЦЧ = 45…50 единиц.
Если ЦЧ ниже 45, то это приводит к “жесткой” работе дизеля (см. Раздел 1, п. 5.6), а если выше 55, то топливо слишком рано воспламеняется, не успев хорошо перемешаться с воздухом. Последнее ухудшает эффективность и полноту сгорания топлива, увеличивая тем самым его расход.
В различных российских стандартах на дизтопливо ограничение по минимальному значению цетанового числа неодинаково и принадлежит диапазону 35…45. По стандартам Швеции, например, цетановое число должно быть не менее 47…50, в Калифорнии – не менее 48.
Прокачиваемость дизтоплива характеризует способность топлива к перетеканию в системе питания дизеля от топливного бака до распылителя форсунки.
Прокачиваемость зависит от свойств применяемого дизтоплива (температуры помутнения, предельной температуры фильтруемости, температуры застывания, содержания механических примесей и воды) и конструктивных особенностей системы питания и фильтрации топлива.
Тф – предельная температура фильтруемости – это температура, при которой топливо при охлаждении в определенных условиях перестает проходить через специальный топливный фильтр.
Тп – температура помутнения – это температура, при которой в процессе охлаждения топливо теряет прозрачность.
Тп близка к Тф. Помутнение вызвано выпадением высокоплавких углеводородов (парафинов, алканов) в виде кристаллов, способных забить собой топливные фильтры. Поэтому рабочая температура применения дизтоплива должна быть выше температуры его помутнения.
Тг
Топливо и экологические стандарты: Евро или ГОСТ?
С начала 2016 года российское топливо обязано соответствовать пятому экологическому классу. Но ведь таблички «Евро‑5» на заправках мы видим уже много лет — как это понимать?
По идее, с 1 января 2016 года все проблемы автомобилистов, связанные с некачественным топливом, должны были улетучиться. Основание —Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 013/2011, который запрещает выпуск (равно как и обращение) после 31 декабря 2015 года бензина и дизтоплива экологического класса К4: все АЗС обязаны продавать горючее класса не ниже К5.
А я и так заливаю Евро‑5, скажут многие водители. И ведь действительно: на каждой третьей АЗС висят соответствующие таблички. По мозгам такая реклама лупит безотказно. Между тем изначально понятие «Евро» к качеству и составу топлива не имело никакого отношения.
Евронормы регламентируют количество вредных выбросов в отработавших газах, а уже позднее для соблюдения этих экологических требований стали подтягивать показатели топлива. Естественно, и в России тоже.
Но это за рубежом принято, что если автомобиль отвечает определенным эконормам, то и горючим его следует заправлять соответствующим. А у нас?
Автомобильное топливо: ЕВРО или ГОСТ?
Автомобильное топливо: ЕВРО или ГОСТ?
Требования к выпускаемым в России бензинам устанавливают три государственных стандарта. По ГОСТ Р 51105 выпускают бензины Нормаль‑80 и Регуляр‑92, по ГОСТ Р 51866 — Премиум Евро‑95 и Супер Евро‑98, по ГОСТ 32513 — АИ‑80, -92, —95 и —98.
Кроме того, допускается соответствие и менее жестким нормативам, например ТУ (технические условия) или СТО (стандарт организации), которые производители разрабатывают сами. В любом случае маркировка бензина должна быть такой: АИ‑95‑К5 (бензин класса 5 с октановым числом 95).
И присутствие в ней слова «Евро» — просто маркетинговый ход.
Материалы по теме
Если топливо производят не по ГОСТу, а по ТУ или СТО, то никакого «Евро» в его названии не может быть в принципе. Но и такое можно реализовывать на любых АЗС. Главное, чтобы соответствующие нормативные документы не противоречили Техрегламенту Таможенного союза. Кстати, по ним выпускают брендовые топлива — вроде Ultimate фирмы ВР.
На дизтопливо существует аж четыре стандарта. По ГОСТ Р 52368 и ГОСТ 32511 выпускают евродизтопливо, по ГОСТ Р 55475 — солярку для холодного и арктического климата, по ГОСТ 305 — остальные дизтоплива.
Откуда взялись два стандарта на «евродизель», причем абсолютно идентичных? Дело в том, что ГОСТ 32511 ввели по решению Таможенного союза. Рассчитывали, что он будет единым для России, Белоруссии и Казахстана.
Но белорусы сказали, что им этот ГОСТ не нужен, потому что у них давно введен для топлива класс 5. Казахстан же отказался от него потому, что инфраструктура пока не готова. А в России так и остались два ГОСТа.
Запутались? Немудрено — семь ГОСТов, десятки всяких ТУ и СТО, а над ними еще Технический регламент. И всё это действующие, никем не отмененные документы.
Так есть ли в России так называемое евротопливо? С формальной точки зрения — нет и не должно быть. Ведь у нас для обозначения экологического уровня используют классы, а не слово «Евро».
Технический регламент также игнорирует термин «Евро» и дает четкие указания, как именно следует маркировать топливо.
Вот почему любые плакаты на АЗС типа «Соответствует Евро‑5» — это просто рекламный ход, в лучшем случае означающий соответствие топлива техрегламенту ТР ТС 013/2011 для класса К5.
Теперь главный вопрос: можно ли заливать топлива класса К5 в баки всех продающихся у нас автомобилей, включая самые современные иномарки? Отвечаю вопросом на вопрос: разве есть выбор? Впрочем, поинтересуемся мнением автопроизводителей.
Любые вывески на АЗС типа «Соответствует Евро-5» — рекламный ход!
Представители компаний Skoda, Ford, Volvo подтвердили: инструкции, прилагаемые к их автомобилям, рекомендуют заправляться топливом, выпущенным по Евронормали EN 228, – однако проблемы в этом они не видят и советуют без опаски заливать бензин класса 5.
Если двигатель выйдет из строя и у дилера возникнет подозрение, что причина поломки — плохое топливо, экспертизу всё равно будут проводить, опираясь на российский ГОСТ. Многие его требования, кстати, схожи с европейскими. Однако иностранным производителям всё же не стоит затягивать с внесением изменений в инструкцию.
Это официальный документ, на который часто ссылаются при разрешении споров как владельцы, так и производители автомобилей.
Материалы по теме
Японцы более предусмотрительны. В представительствах Ниссана и Тойоты уверенно заявили, что не ссылаются на неизвестные в России стандарты, а потому потребителю достаточно выбрать бензин с нужным октановым числом.
Отличаются ли наши стандарты от зарубежных? Стандарт ЕN 228 не предусматривает выпуск бензинов типа АИ‑80 и АИ‑92, но во всем, что касается прочего топлива, наш ГОСТ не менее жесткий.
В частности, российское дизтопливо класса К5 по всем параметрам соответствует стандарту ЕN 590, но, в отличие от европейского, не содержит биокомпонентов FAME. Химики заверяют, что их влияние на технику не установлено окончательно и что ряд крупных автопроизводителей категорически выступает против их присутствия в горючем.
Биокомпонентов нет и в наших бензинах. И это, в общем-то, плюс, ведь этим добавкам свойственны коррозионная агрессивность и нестабильность при хранении.
На каких АЗС заправляться? Убежден, что только на крупных сетевых. Такие компании, в отличие от мелких, имеют свои испытательные центры и постоянно контролируют качество топлива. Для мелких же фирм это дорогое удовольствие, они покупают топливо подешевле и доверяют контроль его качества поставщикам и перевозчикам, с которых взятки гладки.