Ремонт и обслуживание рулевого управления своими руками

Диагностика
Содержание
  1. Ремонт и обслуживание рулевого управления своими руками
  2. Видео «Диагностика системы рулевого управления»
  3. Как снять
  4. Особенности ремонта деталей
  5. Ремонт рейки
  6. Ремонт колонки
  7. Ремонт рулевых наконечников
  8. Сборка и регулирование механизма
  9. Рулевой механизм ВАЗ 2107
  10. Устройство механизма
  11. Ремонт и техническое обслуживание
  12. Диагностика неисправностей системы рулевого управления своими руками
  13. Диагностика неисправностей системы рулевого управления
  14. Диагностика рулевой рейки
  15. Неисправности рулевой рейки
  16. Диагностика систем рулевого управления
  17. Вывод
  18. Ремонт рулевого управления и его техническое обслуживание
  19. Ремонт деталей рулевого механизма – Техническое Обслуживание и Ремонт Автомобилей
  20. Рулевое управление автомобиля — регулировка, возможные неисправности и ремонт
  21. Регулировка рулевого управления
  22. Люфтомер рулевого управления подскажет, как регулировать
  23. Основные неисправности рулевого управления
  24. Ремонт рулевого управления
  25. Диагностика неисправностей рулевого управления ВАЗ
  26. Как отремонтировать рулевую колонку на ВАЗ 2109 – Видео
  27. Шум в рулевой колонке
  28. Ремонт рулевого управления авто, Обслуживание рулевого управления автомобиля
  29. Рулевое управление, его обслуживание и неисправности

Ремонт и обслуживание рулевого управления своими руками

Ремонт рулевого управления автомобиля напрямую зависит от правильно проведенной диагностики. Профессиональное обследование машины позволит точно выявить неисправную деталь, которая привела к выходу всей системы из строя.

Чаще всего при диагностике обнаруживаются проблемы со следующими деталями:

  • рулевые рейки;
  • рулевые колонки и наконечники;
  • рулевая тяга.

Несколько реже из строя выходят усилитель руля, оснащенный электроприводом, или же гидроусилители. Однако эти детали обычно легко заменяются, в отличие от других запчастей.

О том, что в системе рулевого управления произошла поломка, свидетельствуют следующие признаки:

  • при повороте руля он движется с заеданием или же с резкими рывками;
  • во время стоянки машины при работающем двигателе и при вращении колес появляется странный гул, который доносится из капота;
  • во время движения автомобиля на большой скорости при вращении руля в большую сторону появляются щелчки. Они слышны в период вращения колеса;
  • поворот в одном направлении осуществляется в разы легче, чем в противоположную сторону (наблюдается ведение руля в одну из сторон);
  • реагирование колес транспортного средства при повороте осуществляется с опозданием. При этом возможно появление вибрации рулевого колеса;
  • в рулевой колонке при покачивании руля появляется стук. Его можно услышать при невключенном двигателе;
  • в баке гидроусилителя уровень гидравлической жидкости определяется как ниже необходимой отметки.

Это признаки наиболее распространенных поломок. Однако могут встречать и другие свидетельства выхода из строя данной системы. Поэтому необходимо внимательно следить за своей машиной и искать поломки при выявлении любых, даже самых незначительных отклонений от нормы.

Видео «Диагностика системы рулевого управления»

Из этого видео вы узнаете, как проводится диагностика системы рулевого управления автомобиля.

Как снять

Ремонт рулевого механизма всегда начинается с его снятия с машины. Для этого необходимо проделать следующие действия:

  1. Снимается кнопка сигнала и отворачивается гайка рулевого вала. После этого необходимо снять рулевое колесо.
  2. Затем отворачиваем гайку и снимаем рулевую сошку.
  3. Далее нужно отвернуть болты, удерживающие боковую крышку и вал сошки. При этом из картера следует слить смазку.
  4. Отворачиваем болты и можно убрать нижнюю крышку. Также необходимо вынуть рулевой вал из картера. Одновременно с этим снимаются подшипники и червяк.

Особенности ремонта деталей

Ремонт автомобиля при неисправности рулевого управления зависит от того, какая именно деталь вышла из строя. Рассмотрим часто встречаемые поломки более детально.

Ремонт рейки

Выполнять исправление поломки рейки рекомендуется в автосервисе. Дело в том, что эта деталь включает в себя много различных элементов (валы, сальники, уплотнительные кольца и т. д.), что значительно усложняет задачу, так как поломаться может любая деталь.

Но если было принято решение о самостоятельной починке, тогда рекомендуется выполнять следующие действия:

  • вначале рейка разбирается и ее детали анализируются на предмет работоспособности;
  • когда проблема была выявлена, неисправная запчасть заменяется на новую;
  • после этого выполняется обратная сборка рейки. Главное, вернуть все детали на их законное место, и чтобы ничего лишнего не осталось после сборки.

Когда рейка собрана, необходимо проверить ее работу. Для этого понадобится специальный стенд. На нем выполняется полноценная имитация работы системы рулевого управления. Если все было собрано правильно, тогда данная часть системы устанавливается обратно на автомобиль.

Ремонт колонки

Ремонт этой части системы управления является одним из самых сложных. Здесь также в состав колонки входит огромное количество деталей. Поэтому без необходимых познаний в устройстве автомобиля человек не сможет выполнять качественный ремонт.

Опытный автомеханик разбирает колонку до составных частей и внимательно их изучает, чтобы определить точную причину поломки. Принцип действия работы здесь такой же, как и у рулевой рейки. Однако здесь стоит отметить, что не все детали можно заменить. При выявлении серьезных поломок обычно приходится заменять всю рулевую колонку.

Ремонт рулевых наконечников

Износ этих элементов часто имеет прямую зависимость от качества и состояния дорог, а также особенностей езды самого водителя. Проблема замены этой детали осложнена тем, что наконечники в процессе эксплуатации сильно нагреваются и прилипают к другим запчастям. Поэтому извлечь их порой бывает очень сложно. По этой причине их замена должна выполняться при помощи специальных съемников.

Как видим, очень часто ремонт системы рулевого управления представляет собой довольно сложный процесс, который требует от человека не только определенных знаний об устройстве машины, но и наличия специального оборудования и инструментов.

Сборка и регулирование механизма

Выполнять сборку и дальнейшее регулирование отремонтированного механизма системы управления автомобиля следует в чистоте и при полном порядке в гараже. При этом сама сборка должна осуществляется с учетом следующих правил:

  • все детали нужно хорошо промыть и просушить. Особое внимание следует уделить отверстиям и внутренним каналам. Здесь влага высыхает гораздо дольше, чем на внешней поверхности запчастей. Поэтому для сушки лучше использовать продувку с помощью сухого и сжатого воздуха. Запрещено протирать все элементы системы тряпками и ветошью, которая оставляет после себя ворс, нитки и т. д. Связано это с тем, что ворс и грязь могут послужить причиной следующей поломки системы;
  • все поверхности деталей, которые соприкасаются друг с другом перед сборкой, обязательно смазываются маслом марки Р или турбинное ТП-22 (по ГОСТу 9972-74);
  • замене подлежат все резиновые уплотнители. Дело в том, что это самые быстроизнашиваемые детали и их нужно заменять при любом удобном случае;
  • любые манжеты необходимо плавно запрессовывать, чтобы не появлялись перекосы;
  • все гайки и болты должны закручиваться на свои места, которые они занимали до ремонта. В противном случае существует риск появление зазоров. В будущем они могут привести к новым проблемам в работе транспортного средства;
  • после сборки части системы, которая должны свободно вращаться, проверяется правильность сочленения деталей. Также нужно проверить, насколько свободно они двигаются по отношению друг к другу.

После завершения сборки ремонтируемой части системы выполняется ее регулирование на специальном оборудовании с использованием компьютера.

Это позволит оценить, насколько правильно была выполнена сборка, а также идеально выстроить детали в пространстве по отношению друг к другу.

Только так можно избежать поломок машины, которые происходят из-за непрофессионального ремонта и человеческого фактора.

Рулевая система является очень важной частью любой машины. Поэтому ее ремонт должен выполняться качественно, так как от этого напрямую зависит жизнь и здоровье водителя транспортного средства.

Рулевой механизм ВАЗ 2107

Автомобили ВАЗ, которые относятся к классическим моделям, отличаются приятной надежностью. Это относится и к рулевому механизму.

Он устроен достаточно сложно, однако его конструкция позволяет маневрировать и обеспечивать надежное управление автомобилем даже с самых сложных дорожных условиях.

Процесс модернизации привел к тому, что был установлен составной вал и травмобезопасная колонка. За счет размера рулевого колеса, водитель без проблем совершает необходимые маневры. От упора до упора для полного поворота руля требует 3,5 оборота. Усилие от рулевой колонки передается на привод по средствам составного вала.

Актуальный рулевой механизм на ВАЗ 2107, продукте Волжской автомобильной компании, достаточно информативен, не позволяет водителю утомляться при длительных поездках. Имеются определенные трудности при поворотах на стоянке, однако как только начинается движение автомобиля, сопротивление слабеет, поворачивать руль становится проще.

Есть еще один нюанс — при исправном механизме рулевого управления наблюдается небольшой люфт. Но его предельное значение соответствует правилам дорожного движения. Это обусловлено тем, что имеются рулевые тяги на ВАЗ 2107 и внушительное количество элементов в редукторе.

Вообще же рулевое управление семерки можно считать надежным.

Устройство механизма

Чтобы выполнить ремонт рулевой колонки на автомобиле ВАЗ 2107, сначала необходимо разобраться в его устройстве, а также принципе работы.

Семерка во многом схода с «копейкой». Потому устройство и конструкция получили незначительные изменения. В состав конструкции входят:

  • Механизм, который передает усилие водителя на исполнительные составляющие;
  • Рулевой привод, который осуществляет поворот на заданный водителем угол.

В свою очередь, механизм рулевого управления состоит из:

  • Составного вала с карданной передачей;
  • Руля (рулевая колонка вместе с рулевым колесом диаметром 520 мм);
  • Червячного редуктора рулевого механизма ВАЗ 2107.

Система управления имеет следующие компоненты:

  • Сошка;
  • Маятниковый рычаг;
  • Поворотные рычаги;
  • Рулевые тяги на ВАЗ 2107 (одна средняя, две боковые).

Наружные тяги включают в себя две части, что позволяет менять их размер, регулируя угол схождения.

Комплект рулевых тяг/наконечников для ВАЗ 2107

Принцип действия рулевого механизма выглядит так:

  1. Водитель начинает вращение рулем, размер колеса которого обеспечивает достаточно простое выполнение этой задачи;
  2. По средствам составного вала активизируется червячный редуктор, который понижает число оборотов;
  3. Рулевой механизм смазывается специальным маслом (ТАД 17), залитым в редуктор;
  4. Червячные шестерни вращаются, что вызывает перемещение двухгребневого ролика;
  5. От этого, в свою очередь, поворачивается вторичный вал;
  6. Насаженная на вторичный вал солка совершает поворот, тянет за собой систему тяг;
  7. Эти компоненты оказывают воздействие на рычаги, осуществляющие синхронный поворот колес на необходимый, заданный водителем угол.

Детали картера рулевого механизма

1 — картер; 2 — сошка; 3 — нижняя крышка картера; 4 — регулировочные прокладки; 5 — наружное кольцо подшипника вала червяка; 6 — сепаратор с шариками; 7 — вал сошки; 8 — регулировочный винт; 9 — регулировочная пластина; 10 — стопорная шайба; 11 — вал червяка; 12 — верхняя крышка картера; 13 — уплотнительная прокладка; 14 — втулка вала сошки; 15 — сальник вала червяка; 16 — сальник вала сошки.

1 — картер рулевого механизма; 2 — уплотнитель вала; 3 — промежуточный вал; 4 — верхний вал; 5 — фиксирующая пластина передней части кронштейна; 6 — кронштейн крепления вала рулевого управления; 7 — верхняя часть облицовочного кожуха; 8 — втулка подшипника; 9 — подшипник; 10 — рулевое колесо; 11 — нижняя часть облицовочного кожуха; 12 — детали крепления кронштейна

Ремонт и техническое обслуживание

Годами эксплуатации было доказано, что рулевое управление на автомобилях ВАЗ 2107 обладает внушительной надежностью. Однако это не отнимает тот факта, что машине требуется периодический осмотр и ремонт.

  1. При проведении технического обслуживания важно проверить увеличение люфта, а также повышенный износ шаровых шарниров. Для этого нужно повернуть из одной стороны в другую руль. Если колеса не реагируют, когда руль поворачивается на 5 градусов относительно своего начального положения, это говорит о сильном износе. Здесь потребуется ремонт рулевой колонки на ВАЗ 2107.
  2. Чтобы не потребовался срочный и достаточно дорогой ремонт рулевого редуктора на автомобиле ВАЗ 2107, необходимо менять в картере червячного редуктора масло. Делается это с периодичностью в 60 тысяч километров. Через сальники может наблюдаться течь, потому их тщательно проверяют 2-3 раза за год. Это одно из слабых мест системы.
  3. Маятниковый рычаг следует осмотреть путем медленного вращения рулевого колеса из стороны в сторону. Если детали перемещаются в вертикальной плоскости, значит, требуется оперативное вмешательство.

При обнаружении любых неисправностей, поломки следует немедленно устранить.

Для этого привод и механизм рулевого управления демонтируют полностью, либо частично. Все зависит непосредственно от характера поломки.

Проверьте, какие детали имеют дефекты, что вышло из строя. Инспекция требуется для каждого составляющего элемента механизма. Если детали износились, пытаться их отремонтировать не имеет смысла. Выход только один — выполнение полноценной замены износившихся компонентов рулевой системы на автомобиле волжской компании.

При возникновении проблем с рулевым управлением, желательно обратиться на профессиональные станции технического обслуживания.

Фото редуктара рулевого механизма ВАЗ 2107

Своими руками допускается замена редуктора, но процесс сложный и требует хотя бы минимального опыта и навыков.

Еще информация:  Инструкция по проверке акпп mazda 6 и замене в ней масла инструментарий и этапы

ВАЗ «семерка» — это настоящая классика отечественного автомобилестроения. В отличие от современных LADA, они более надежные и долговечные, что доказано огромным присутствием этих автомобилей на наших дорогах.

Конечно, ВАЗ 2107 уже давно устарел, он не имеет гидроусилителя, для поворотов и маневров приходится прикладывать достаточное усилие. Но для ценителей это не проблема.

Диагностика неисправностей системы рулевого управления своими руками

Статья обращена к владельцам автомобилей, привыкшим относиться бережно к своей технике, и в случае возникновения каких-либо неисправностей не надеяться в дороге на авось.

Читайте также: Мотор стеклоочистителя ваз: не работают дворники (бачок, насос) и как заменить двигатель омывателя

В данном случае речь идёт о рулевой системе управления, её самостоятельной диагностике и методах устранения выявленных дефектов. Одним из следствий диагностики становится вопрос о необходимости ремонта, его срочности и объёмах.

Возможные временные и материальные затраты здесь не рассматриваются.

Диагностика неисправностей системы рулевого управления

Отлаженность рулевой системы — показатель не только комфорта в управлении, но в большей степени — безопасности.

Худший вариант — авария. Она может произойти в любой момент, и привести к самым неприятным результатам. Причём и с другими людьми, может, самыми дорогими и близкими. Не только с вами.

Как этого избежать?

Очень просто. Нужно следить за техническим состоянием своего автомобиля. Прислушиваться ко всем сбоям и делать соответствующие выводы. То есть проводить регулярную диагностику.

Диагностика рулевой рейки

Внешние симптомы неисправностей
При движении: -утяжелённое, по сравнению с нормой, вращение рулевого колеса; -гул в моторном отсеке, в районе гидроусилителя руля; -масляные пятна на стоянке под рулевой рейкой (это особенно тревожный симптом). По сути– это первый «звонок». Нужна более детальная диагностика!

На смотровой яме:

-стуки и люфт в шлицах кардана, стыкующего валы руля и рулевой рейки — определяются в момент поступательного вращения руля вправо-влево; -стуки в крестовине кардана — выявляются специальным рычагом, зажимающим крестовину в месте локализации и одновременным вращением руля (с помощью напарника); отсутствие стука при зажатии крестовины и возобновление при ослаблении давления рычага свидетельствует об износе крестовины;

-стуки и люфт в шарнирах рулевых тяг — определяются рукой при одновременном вращении рулевого колеса напарником (кисть обхватывает рулевую тягу, большой палец упирается в шарнир).

Все люфты и стуки в указанных узлах рулевой системы говорят о значительном износе шлицов. Возможно также несоответствие числа зубцов и шлицов в каком-либо из соединений. Вывод — без ремонта не обойтись.

Риск в данном случае — дело не благородное, а глупое и опасное.

Инструментальная диагностика
Основной прибор — динамометр-люфтомер: -металлический (или пластиковый) корпус с монтажным узлом для крепления на руле; -вертикальная рукоятка для вращения динамометра; -пружина, соединённая с рукояткой или резиновый жгут (в зависимости от модели); -шкала измерения параметров люфта и трения; -стрелка в плоском корпусе с креплениями для рулевой колонки.

1. Ведущий мост автомобиля приподнимается на двухстоечном подъёмнике. 2. Колёса устанавливаются в направлении «прямо». 3. Прибор со шкалой винтом фиксируется на рулевой колонке.4. Исследуются: -сила трения во всех узлах рулевого управления. Руль поворачивается по часовой стрелке и против, за специальную ручку динамометра. Стрелка на шкале прибора показывает уровень прилагаемого усилия.

Примечание: если имеется гидроусилитель руля, трение проверяется без подъёмника, на заведённом двигателе при средних оборотах коленвала.

-люфт руля. Руль также поворачивается вправо и влево, но уже быстрей и резче, с усилием 1 кГ по шкале динамометра.

Особенности
Это касается автомашин с гидроусилителем рулевого управления. Уровень масла в системе при диагностике должен быть постоянно на максимальной отметке. Важно при доливке не допускать возникновения воздушных пузырей!

Неисправности рулевой рейки

1. Механический дефект (износ, поломка зубцов и шлицов в системе рулевого управления). Стук — первый симптом поломки.
Основные причины: — неаккуратная езда по плохим дорогам; — резкие повороты, увеличивающие нагрузку на рулевой редуктор, гидроусилитель и другие детали.

2. Протекание масла (износ сальников, штока гидроусилителя, разрыв защитного резинового кожуха). Внешнее проявление — масляные пятна под авто, в районе рулевой рейки. Причины те же, что указаны выше. А также выработанный ресурс элементов рулевой системы.

Дифференциальная диагностика неисправностей. Внешние признаки тех или иных дефектов рулевой рейки иногда очень схожи с неисправностями других узлов автомобиля.

Так, масляные пятна под днищем могут быть следствием протекания сальников коленчатого вала, а стук исходить, например, от передних стоек-амортизаторов или изношенных тормозных колодок о ступицу колеса.

Самый очевидный показатель проблемы в рулевой рейке — стук при езде по кочкам, который усиливается при резком повороте руля. Если точно определить источник неисправности не удаётся, лучше обратиться к специалисту.

Другой вариант — разобрать рулевую рейку полностью самостоятельно. Это сложный, долгий, но при должном усердии вполне преодолимый процесс.

Диагностика систем рулевого управления

Вся процедура, в сущности, сводится к выявлению основных неисправностей. К ним относятся: -износ контактной пары «рейка-шестерня»; -износ подшипника вала руля или его разрушение; -износ шарниров в наконечниках рулевых тяг;

-разгерметизация рулевого механизма.

Кроме того, нарушение управляемости автомобилем может быть вызвано: -недостаточным или неравномерным распределением давления в шинах; -дисбалансом колёс (особенно передних); -дефектами отдельных элементов рулевой коробки;

-изношенностью или повреждением подвески машины;

-недостатком или отсутствием масла в гидроусилителе руля или рулевом редукторе.

Отсюда исходят основные задачи диагностики: 1. Определение источника люфта в рулевом механизме. 2. Установление причины затруднённой управляемости автомобиля.

3. Выявление дефектов, влекущих за собой утечку масла из системы гидроусилителя руля и рулевого редуктора.

Методы диагностики -визуальный (внешний осмотр); -тактильный («на ощупь» — вращение руля, проверка люфтов в наконечниках с помощью покачивания в разных плоскостях, подвешенных на домкрате колёс и т.п.);

-инструментальный (с использованием динамометра-люфтомера).

Особенности Главное — гидроусилитель руля. Измерение люфтов в машинах с этой системой рулевого управления производится только на оборотах, на включенном двигателе.

Важна и величина зазоров в подшипниках, и в шарнирах рулевых тяг. Если они чрезмерны и вызывают слишком большой люфт, ремонт этих узлов невозможен и требуется полная замена.

Ремонт Возможность и качество восстановления эффективной управляемости автомобилем зависят, прежде всего, от двух факторов: 1. Характера неисправности. 2. Мастерства человека, взявшегося эту неисправность устранить.

Если неисправность не так велика и не требует вмешательства профессионалов из специализированного автоцентра, то каждый, кто чувствует в себе решимость и имеющий знания, может попробовать выполнить ремонт своей машины своими руками.

Вывод

Он только один — всё нам по силам. Машину свою надо беречь! Для этого и предназначены бережное вождение и диагностика.

Андрей Гончаров, Эксперт рубрики «Ремонт двигателей»

Эксперт рубрики “Ремонт автомобилей”

Ремонт рулевого управления и его техническое обслуживание

Ремонт рулевого управления и его техническое обслуживание

Данная статья предлагает рассмотреть возможные дефекты рулевого управления и способы их исправления, а также виды ТО.

При ТО-1 проверяется состояние стопорных шайб и шкворней:

  • крепление и шпилинговка гаек сошек;
  • рычаг поворотной цапфы и шаровых пальцев;
  • затяжка клиньев и гаек карданного вала рулевого управления;
  • свободный ход шарниров рулевых тяг и рулевого колеса;
  • герметичность в системе усилителя рулевого управления и уровень смазки в бачке гидроусилителя (кроме работ по ЕТО).

При ТО-2 проверяют зазоры рулевого управления, шкворневых соединений и шарниров рулевых тяг:

  • углы постановки передних колес;
  • состояние упорных подшипников и цапф поворотных кулаков;
  • крепление картера рулевого устройства и клиньев шкворней, а также рулевого колеса и колонки;
  • герметичность деталей и узлов гидроусилителя;
  • крепление и/или состояние карданного вала.

Основными дефектами рулевого управления являются:

  • износ ролика вала сошки и вала винта (или, как говорят, “червяка”);
  • износ подшипников, втулок и мест их посадки;
  • изнашивание отверстия в картере и поломка фланца крепления картера (появление трещин);
  • погнутость тяг;
  • ослабление крепежа рулевого колеса на валу;
  • износ составляющих шаровых соединений рулевых тяг.

При ремонте ролика вала сошки (винта), как правило, обнаруживается, что его рабочая поверхность сильно изношена, а ролик вала сошки имеет трещины. В данном случае их заменяют на новые (поскольку ремонту как таковому они не подлежат).

При износе подшипников, втулок и мест их посадки, восстанавливают их хромированием и последующей подгонкой под необходимый размер. Благодаря постановке втулки можно восстановить изношенные места посадки подшипника. Втулка запрессовывается в предварительно расточенное отверстие в картере, после чего шлифуется под необходимый размер.

Все поломки фланца крепления картера устраняются заваркой газовым пламенем, а изношенное отверстие в картере подгоняется под нужный размер. Погнутость тяг можно устранить выправлением в холодном состоянии.

Причина ослабление крепления рулевого колеса на валу – неисправность гидравлических усилителей. Она выражается в отсутствии усиления, а также недостаточным или неравномерным усилением при повороте в разные стороны.

Изношенные, а тем более имеющие сколы и задиры детали шаровых соединений рулевых тяг, заменяются новыми и ремонту не подлежат. Сломанные и ослабевшие пружины также заменяются новыми.

Из выше перечисленного можно сделать вывод, что произвести ремонт не так уж и просто.

Рассмотрим способы контроля технического состояния:

  1. детали рулевого управления осматривают для выявления дефектов, заметных глазу, а при невозможности осмотреть
  2. рулевое управление сверху используется смотровая яма;
  3. контроль крепления колонки и рулевого колеса производят приложением к нему физической силы, качание и
  4. перемещение рулевого колеса не допускаются;
  5. покачивая рулевое колесо на 40-50 градусов около нейтрального положения, работники проверяют крепление рычагов
  6. поворотных цапф и картера рулевого механизма;
  7. прилагая усилия к деталям привода, можно определить надежность крепления соединений;
  8. работу ограничителей поворота можно оценить визуально — для этого достаточно поворачивать колеса до упора в каждую из сторон;
  9. проверка рулевого управления осуществляется путем проверки давления в системе гидроусилителя — замеры производят с помощью манометра, установленного в нагнетательную магистраль, при включенном на малых оборотах двигателе, поворачивая колеса в разные стороны до полного упора;
  10. герметичность соединений рулевого привода проверяется при свободном положении рулевого колеса, а также путем удержания колеса в крайних положениях (при этом двигатель должен быть включен);
  11. пределить состояние шарниров рулевых тяг можно, прилагая переменные усилия к рулевому колесу.

Видео сюжет расскажет, как сделать ремонт рулевого управления

Ремонт деталей рулевого механизма – Техническое Обслуживание и Ремонт Автомобилей

§ 70. Ремонт деталей рулевого механизма

Для установления степени износа и харак­тера ремонта деталей рулевой механизм раз­бирают. При этом для снятия рулевого коле­са и сошки руля применяют съемники.

Основ­ными дефектами деталей рулевого механизма являются износ червяка и ролика вала сошки, втулок, подшипников и мест их посадки; обло­мы и трещины на фланце крепления картера; износ отверстия в картере под втулку вала ру­левой сошки и деталей шаровых соединений рулевых тяг; погнутость тяг и ослабление креп­ления рулевого колеса на валу.

Червяк рулевого механизма заменяют при значительном износе рабочей поверхности или отслоении закаленного слоя. Ролик вала сош­ки бракуют при наличии на его поверхности трещин и вмятин. Червяк и ролик заменяют одновременно.

Изношенные опорные шейки вала сошки восстанавливают хромированием с последую­щим шлифованием под номинальный размер. Шейка может быть восстановлена шлифовани­ем под ремонтный размер бронзовых втулок, устанавливаемых в картере.

Изношенный резьбовой конец вала рулевой сошки восста­навливают вибродуговой наплавкой. Предва­рительно на токарном станке срезают старую резьбу, затем наплавляют металл, обтачива­ют под номинальный размер и нарезают новую резьбу.

Вал сошки со следами скрученных шлицев бракуют.

Изношенные места посадки подшипника в картере рулевого механизма восстанавливают постановкой дополнительной детали. Для это­го отверстие растачивают, затем запрессовы­вают втулки и обрабатывают их внутренний диаметр под размер подшипников.

Обломы и трещины на фланце крепления картера устраняют заваркой. Применяют га­зовую сварку и осуществляют общий подогрев детали. Изношенное отверстие в картере под втулку вала рулевой сошки развертывают под ремонтный размер.

В рулевом приводе более быстрому износу подвергаются шаровые пальцы и вкладыши поперечной рулевой тяги, меньшему износу — наконечники. Кроме этого, наблюдается износ отверстий на концах тяг, срыв резьбы, ослаб­ление или поломка пружин и погнутость тяг.

В зависимости от характера износа уста­навливают годность наконечников (в сборе) поперечной рулевой тяги или отдельных дета­лей. При необходимости шарнирные наконеч­ники разбирают. Для этого расшплинтовывают резьбовую пробку, вывертывают ее из от­верстия головки тяги, снимают детали.

Еще информация:  Ремонт и обслуживание автомобилей audi своими руками

Из­ношенные шаровые пальцы, а также пальцы, имеющие сколы и задиры, заменяют новыми. Одновременно устанавливают новые вклады­ши шаровых пальцев. Слабые или сломанные пружины заменяют новыми. Разработанные отверстия на концах рулевых тяг заваривают. Погнутость рулевой тяги устраняют правкой в холодном состоянии.

Читайте также: Инструкция по замене трапеции стеклоочистителей дворников в авто daewoo lanos

Перед правкой тягу за­полняют сухим мелким песком.

Характерными неисправностями гидрав­лических усилителей руля являются отсутствие усиления при любых числах оборо­тов двигателя; недостаточное или неравномер­ное усиление при повороте руля в обе стороны.

Для устранения дефектов разбирают насос, сливают масло, а детали тщательно промыва­ют. При разборке, сборке и ремонте насоса не должны обезличиваться крышка насоса и пе­репускной клапан в сборе, статор, ротор и ло­пасти насоса. Разбирают и собирают насос в приспособлении с поворотной плитой.

Разборку производят в такой последова­тельности: снимают крышку бачка и фильтра; бачок с корпуса насоса; крышку насоса, удер­живая предохранительный клапан от выпадания технологической чекой (вал насоса распо­лагают вертикально, а шкив внизу), затем снимают со штифтов распределительный диск, статор, ротор в сборе с лопастями, надев на не­го технологическое резиновое кольцо и отме­тив положение статора относительно распре­делительного диска и корпуса насоса.

Шкив, стопорное кольцо и вал насоса с пе­редним подшипником снимают только при не­обходимости замены или ремонта.

После разборки детали промывают в ван­не с раствором, обмывают горячей водой и об­дувают сжатым воздухом. Для промывки реко­мендуется следующий состав раствора на 1 л воды: тринатрийфосфата 30—35 г, органиче­ского полупродукта (ОП-7) 3—15 г, кальцини­рованной соды 10—15 г.

При контроле устанавливают свободное перемещение перепускного клапана в крышке насоса, затяжку седла предохранительного клапана, отсутствие задиров или износа на торцовых поверхностях ротора, корпуса и рас­пределительного диска.

Не допускаются задиры, риски или нерав­номерный износ торцовой рабочей поверхности у корпуса насоса и у распределительного дис­ка. Данная поверхность должна быть плоской и перпендикулярной оси отверстия под шари­ковый и игольчатый подшипники. Допустимые отклонения устанавливаются техническими ус­ловиями.

После сборки рекомендуется насос прира­ботать на стенде. Режим приработки указан в технических условиях.

После приработки насос гидроусилителя рулевого механизма испытывают на произво­дительность и предельное давление, развивае­мое им. Режим и последовательность испыта­ний указаны в технических условиях.

Во вре­мя испытания насоса устанавливают, нет ли вибраций, толчков и резких шумов. Давление должно нарастать плавно.

Масло в бачке не должно пениться, а также подтекать через мес­та соединений и уплотнительный сальник.

После ремонта и контроля деталей рулевой механизм собирают, регулируют и испытывают с гидравлическим усилителем в сборе

Рулевое управление автомобиля — регулировка, возможные неисправности и ремонт

Здравствуйте, уважаемые автомобилисты! Неисправное или неотрегулированное рулевое управление – это одна из тех причин, по которой следует отказаться от поездки, какой бы она важной не была.

Неполадки органов управления являют одной из самых распространенных причин, по которым случаются дорожно-транспортные аварии. Незначительные, на первый взгляд, изменения жесткости рулевого колеса или другие непривычные (нештатные) проявления в управлении однозначно указывают на то, что необходимы регулировка или ремонт рулевого управления.

Несмотря на то, что каждый автолюбитель, беспокоящийся о состоянии своего авто и собственной безопасности, старается устанавливать только качественные запчасти, рано или поздно проблема возвращается.

Мы ведь прекрасно понимаем – нет деталей и запчастей «на всю жизнь». С этим надо смириться, ведь неисправности рулевого управления провоцируются такими факторами, как:

  • отвратительное состояние дорожного покрытия;
  • неправильная эксплуатация в агрессивном режиме,
  • пренебрежение проведением периодических технических осмотров;
  • неквалифицированный ремонт и использование некачественных запчастей;
  • превышение максимально допустимого срока эксплуатации деталей, узлов и механизмов рулевого управления.

Регулировка рулевого управления

Рулевое управление автомобиля

Далеко не все тревожные симптомы, которые получает водитель, контактируя с рулевым управлением, указывают на его неисправность. Как и у множества других узлов, при условии использования исправных деталей, у рулевого управления некоторые показатели работы подлежат регулированию.

Один из самых первых показателей необходимости ТО, на которые следует обращать внимание – люфт в рулевом управлении.

В правилах дорожного движения можно найти указание, что суммарный люфт в рулевом управлении должен быть в пределах 10 градусов. Данное утверждение вызывает много вопросов о том, что есть «суммарный люфт» и как определить его размеры.

Как известно, рулевое управление настраивается таким образом, чтобы при повороте руля колёса начинали поворачиваться не сразу. Движение руля до того момента, пока не начнётся поворот колёс, называется свободным ходом.

Наличие этого явления обусловлено естественными рабочими зазорами между разными деталями рулевого управления, особенно червяком и роликом или рейкой и шестернёй для разных типов систем.

Люфт в рулевом управлении – это, по сути, такой же холостой ход руля, но его причина – неисправности рулевого управления. В результате эксплуатации автомашины происходит износ деталей, и угол холостого хода руля увеличивается, при этом на этот параметр оказывают влияние уже одновременно свободный ход и люфт, что и называется суммарным люфтом в рулевом управлении.

Люфтомер рулевого управления подскажет, как регулировать

Свободный ход руля – параметр, который поддаётся регулировке. Для этого на червячно-роликовом механизме и рейке предусмотрены специальные винты.

Определить, каков люфт в рулевом управлении и величину свободного хода можно с помощью специального прибора – люфтомера.

Принцип его работы прост: на рулевой колонке закрепляется градусная шкала, а на рулевом колесе – стрелка.

При повороте руля фиксируется начальное положение и показания стрелки, когда колёса начинают приводиться в действие. Разница между показаниями и есть искомая величина в градусах.

Основные неисправности рулевого управления

Если люфт в рулевом управлении не устраняется путём настроек рулевого механизма, значит налицо очевидный износ или поломка деталей. Кроме винта на механизме, который регулирует прижатие рабочих частей рулевого механизма друг к другу, иных настроек не предусмотрено.

В связи с этим при появлении тревожных симптомов, указанных ниже, неизбежен ремонт рулевого управления. Судя по вешним признакам, можно диагностировать некоторые поломки:

  • стук в рулевом управлении при движении может указывать на износ шарниров наконечников рулевых тяг или ослабление креплений шаровой опоры;
  • биение в рулевом колесе возможно при нарушении настроек колёс, износе деталей рулевых тяг или выходе из строя подшипника рулевой колонки;
  • люфт в рулевом управлении сверх установленного предела может свидетельствовать об износе рабочих деталей рулевого механизма, передающей пары и наконечников рулевых тяг.

В любом из перечисленных случаев ремонт рулевого управления может производиться, как на автосервисе, так и своими руками. Для этого вам будет необходимо: правильно диагностировать неисправность, приобрести ремкомплект для той или иной части рулевого механизма, и заменить вышедшую из строя деталь.

Ремонт рулевого управления

Рулевое управление ВАЗ – это механизм, с помощью которого осуществляется изменение направление движения автомобиля в горизонтальной плоскости. В состав рулевого управления входят: рулевое колесо (руль), система деталей, который преобразуют угол поворота руля в пропорциональное изменение положение колес, с помощью которых осуществляется поворот.

Основная составляющая рулевого управления – это усилитель. На автомобилях с задним приводом колес в качестве усилителя применялся червячный редуктор, который передавал вращающий момент на рулевые тяги. Такая система отличалась высокой надежностью, однако, чтобы осуществить поворот на маленькой скорости, требовались достаточно большие усилия для поворота руля.

В автомобилях с передним типом привода начали применять более современные, реечные усилители. На конце рулевого вала устанавливается зубчатое колесо, которое воздействует на зубчатую рейку. Рейка, в свою очередь, перемещалась и тем самым, изменяла положение колес. Реечный тип управления значительно снизил усилия, которые нужно прилагать на руль при повороте на малых скоростях.

Рулевая рейка получила дальнейшее развитие, путем ее модернизации. Ее, вначале, усилили гидронасосом, который срабатывал при повороте руля и толкал специальные поршни, воздействующие на поворот колес. А более современным этапом развития рулевой рейки стал электропривод.

Диагностика неисправностей рулевого управления ВАЗ

Чтобы определить неисправности рулевого управления, необходимо обратить внимание на поведение автомобиля при осуществлении различных маневров: перестроение, поворот, обгон.

Появляется вибрация в рулевом колесе, стук при изменении положения колес, а также тугой возврат руля, люфт и непрямолинейное движение автомобиля.

Все эти симптомы указывают на плохую защиту механизма от воздействий окружающей среды, износ различных частей: подшипники, шарниры рычагов, а также, в целом, редукторной передачи или пары «шестерня-рейка». В гидравлическом усилителе это может быть еще и неисправность гидронасоса: утечка жидкости или заклинивание.

Обнаруженные неисправности устраняются путем проведения ремонтных работ в рулевом управлении. К ним относятся: замена изношенных элементом новыми исправными запчастями или восстановление неисправных частей. Однако, существуют элементы рулевого управления, которые не подлежат ремонту.

К ним относятся почти все механические части при их переломе или сильной деформации. Это могут быть шестерни, рейки, элементы редуктора, рулевые рычаги, их шарниры, рулевой вал и расходные материалы, такие как: пыльники, сальники, а также смазочные вещества, которые также подлежат замене.

К частям, которые разрешено ремонтировать могут относиться: электрический привод рулевого управления и небольшие деформации механических частей: изгибы. Ремонт электрического привода заключается в замене неисправных частей обмоток, контактов и электропроводки. Деформации устраняются восстановлением первоначальной формы механических частей, например, рычагов.

Как отремонтировать рулевую колонку на ВАЗ 2109 – Видео

Рулевая колонка – это совокупность частей, которые осуществляют связь рулевого колеса и рулевого механизма автомобиля. Различные виды неисправностей рулевой колонки ВАЗ 2109 устраняются по-разному. Внизу перечислены самые распространенные неисправности и способы их решения.

Шум в рулевой колонке

1. Неправильный монтаж промежуточного вала по отношению к шарниру рулевой колонки или неправильная установка болтов. Устраняется затяжкой соединений или заменой промежуточного вала и соединительных болтов.

2. Отсутствие смазки на валу и шарнирах. Устраняется смазкой соответствующих механизмов.

3. Неверная соосность рулевой колонки. Устраняется заменой центровочной втулки.

4. Неправильно размещено стопорное кольцо вала. Устраняется регулировкой размещения или его заменой.

Большое усилие на рулевой вал

1. Опять же, неверная соосность рулевой колонки. Устраняется так же, как и при возникновении шумов.

2. Ограничение свободного хода шарнира рулевого вала. В этом случае, целесообразна замена вала целиком.

Подведем итоги. Ремонт рулевого управления ВАЗ очень важная процедура. Ее необходимо проводить при первых признаках неисправностей, так как от этого зависит жизнь и здоровье водителя и пассажира. Удачи на дорогах!

Ремонт рулевого управления авто, Обслуживание рулевого управления автомобиля

Компания «Агрегат-Сервис» предлагает весь основной набор операций по профессиональной диагностике и ремонту ключевых элементов рулевого управления. Производится работа с автомобилями всех основных марок мира.

С применением наиболее продвинутого оборудования осуществляется полная и подробная диагностика рулевой и выявление всех характерных особенностей каждого отдельного узла. Быстро и качественно здесь будет произведён ремонт рулевых реек.

Специалисты профессионально и аккуратно реализуют замену повреждённых или износившихся компонентов гидроусилителя, выполнят ремонт рулевых редукторов.

Благодаря современным инструментам и полному набору необходимых компонентов и материалов доступен качественный ремонт насосов ГУР.

Наш подход и методы уже доказали полезность и практическую применимость, поэтому мы берёмся за восстановление даже когда другие сервисы оказались бессильны.

Лучшее оборудование, квалифицированные мастера в области рулевого управления и бесценный опыт позволяют вернуть автомобилям наших клиентов комфортное, приятное и отзывчивое управление, которое станет залогом уверенного и безопасного вождения на любой дороге и трассе.

Причинами неисправностей рулевого управления могут быть поломки при эксплуатации, а также некорректная езда и отсутствие контроля за уровнем жидкости. Грамотная диагностика позволит определить причины неисправностей, а ремонт их устранит.

«Агрегат-Сервис» специализируется на неисправностях рулевого управления. Мы располагаем самым передовым оборудованием, богатым опытом для того, чтобы решить любые проблемы с рулевым управлением.

Заменить рулевую рейку можно везде, а вот ремонт этой детали требует большого опыта и специального оборудования из-за своей специфичности и сложности. Именно поэтому редкая мастерская возьмётся за восстановление или ремонт рейки, в то время как специалисты «Агрегат-Сервис» каждый день сталкиваются с ремонтом рулевой рейки.

Работа рулевого редуктора неразрывно связана с другими составными частями рулевого управления, вследствие чего поломки редуктора иногда влекут за собой повреждения этих узлов. Чтобы избежать дорогостоящего ремонта нужно периодически производить диагностику редуктора и в случае необходимости ремонтировать его.

Читайте также: Какое масло заливать в гидроусилитель руля: советы и инструкции как слить жидкость в гуре, сколько ее потребуется и когда пора производить замену

Еще информация:  Определение причины течи масла на стыке двигателя и акпп toyota avensis

Когда гидроусилитель руля требует ремонта, это очень заметно — руль станет тугим, и повернуть его, когда машина стоит на месте, практически невозможно. «Агрегат-Сервис» осуществляет как замену, так и ремонт гидроусилителей.

Ремонт ГУР в нашей компании — самый надёжный вариант решения этой проблемы!

Если насос ГУР вышел из строя — всё рулевое управление перестаёт нормально работать, поэтому состоянию этого элемента всегда нужно придавать серьёзное значение.

Ремонт насоса гидроусилителя — довольно сложная задача, с которой, однако, мы успешно справляемся.

Кроме того, после ремонта мы предоставляем гарантию на проведенные работы, подтверждая этим свою репутацию профессионалов, уверенных в собственных силах.

«Агрегат-Сервис» — верный помощник в ремонте рулевого управления!

Рулевое управление, его обслуживание и неисправности

Наряду с тормозной системой, рулевое управление относится к самым важным механизмам автомобиля.

И часто осознавая эту важность, водители услышав посторонний стук или почувствовав люфт в механизме рулевого управления, испытывают вполне оправданное волнение, но не знают с какой стороны подступиться к механизму.

Можно конечно поехать в автосервис, но существует огромное число водителей (особенно в глубинке), которые и «сами с усами», любящие делать всё своими силами. Может быть двигатель или ещё что то они перебирали, а вот с ремонтом рулевого управления не сталкивались. Надеюсь таким людям поможет данная статья.

Изменение направления движения автомобиля осуществляется поворотом управляемых колёс относительно его продольной оси. На большинстве автомобилей управляемыми являются передние колёса.

Чтобы совершить поворот машины без бокового скольжения колёс, все они должны двигаться по дугам, описанным из центра поворота О (смотрим рисунок слева), расположенного в точке пересечения оси задних колёс и осей обоих управляемых колёс.

Так как радиусы поворота наружного и внутреннего управляемого колеса различны, то для исключения проскальзывания колёс необходимо, чтобы угол поворота внутреннего управляемого колеса был больше, чем у наружного.

На рисунке буква В — расстояние между осями поворотных цапф; Rн — радиус поворота наружного колеса; Rв — радиус поворота внутреннего колеса; ªн — угол поворота наружного колеса; ªв — угол поворота внутреннего колеса.

Рулевое управление автомобиля — это совокупность механизмов машины, обеспечивающих её движение в заданном направлении путём раздельного и в тоже время согласованного поворота управляемых колёс.

Устройство рулевого управления.

Рулевое управление большинства автомобилей состоит из рулевого механизма и рулевого привода. Рулевой механизм служит для увеличения и передачи на рулевой привод усилия, прикладываемого водителем к рулевому колесу.

Рулевой механизм состоит из рулевого колеса 1 (см рисунок 103), рулевого вала 2 (рулевой вал современных машин часто дополняют карданным сочленением для изменения угла вала) и редуктора 3. Рулевой привод передаёт усилие от рулевого механизма на управляемые колёса машины и обеспечивает поворот их на разные углы.

Рулевой привод состоит из рулевой сошки 4, маятникого рычага 11, двух рычагов 7, поперечной тяги 10, двух боковых тяг 9 и четырёх шаровых шарниров 8. Каждое управляемое колесо автомобиля устанавливается на оси 6 поворотной цапфы 12.

Поворот управляемых колёс машины осуществляется вращением рулевого колеса 1, от которого вращение передаётся через вал 2 на редуктор 3 и далее через рулевую сошку 4 на рулевой привод.

Редуктор преобразует и усиливает вращение рулевого колеса во вращение вала рулевой сошки и замедляет его, что приводит к уменьшению усилия, прикладываемого водителем к рулевому колесу. Редукторы бывают червячного типа, например как на Жигулёвской классике, или реечного типа, как на Ваз 2108 — 09 или многих иномарках(см рис.).

Далее рулевая сошка 4 через поперечную тягу 10 передаёт усилие боковым тягам 9, откуда это усилие через рычаги 7 поступает на поворотные цапфы 12, поворачивая их относительно стоек.

Балка передней подвески машины, поперечная тяга с боковыми тягами и поворотные рычаги образуют трапецию, две стороны которой жёстко соединены с поворотными цапфами, чем и достигается необходимое соотношение между углами поворота управляемых колёс.

Разница в углах поворота определяется величиной угла наклона левого и правого рычагов 7 рулевой трапеции.

Детально рассмотрев устройство рулевого управления, я надеюсь это поможет быстрей разобраться с его неисправностями.

Неисправности рулевого управления.

Неисправности рулевого управления затрудняют управление автомобилем и создают угрозу безопасности движения. Основными признаками неисправностей рулевого управления являются увеличенный свободный ход рулевого колеса, тугое вращение рулевого вала, осевой люфт рулевого вала, течь масла из картера редуктора рулевого механизма, стук в рулевом управлении.

Увеличенный свободный ход рулевого колеса (люфт рулевого колеса).

Он может быть вызван ослаблением креплений или износом шарнирных соединений (шаровых наконечников) рулевых тяг — для их замены требуется специальный съёмничек и обзор таких съёмников можно посмотреть в этой статье.

Так же увеличенный свободный ход рулевого колеса может быть из-за ослабления крепления картера редуктора рулевого механизма, рулевой сошки или кронштейна маятникого рычага, износом ролика и червяка (шестерни и рейки) редуктора рулевого механизма или их подшипников (втулок) — как правильно выбрать подшипник читаем здесь. Увеличенный ход может быть ещё и от нарушения регулировок (рабочих зазоров между шестернями) в самом рулевом редукторе, разрушения резинометаллических шарниров (сайлентблоков), ослабления гайки упора рейки, а так же из-за износа втулок эластичной муфты.

Для проверки свободного хода (люфта) рулевого колеса, существует специальный прибор, называемый люфтометром. Но у кого его нет, можно измерить свободный ход простым способом.

Для этого передние колёса машины устанавливаем в среднее положение, соответствующее движению машины по прямой, затем поворачиваем руль влево до упора, но не нарушая положения передних колёс (то есть не сдвигаем передние колёса с места).

Далее отмечаем положение руля по какой нибудь точке на панели приборов(можно отметить маркером). Потом поворачиваем руль вправо, тоже не нарушив (не сдвинув с места)положение передних колёс, и тоже отмечаем положение руля.

Остаётся измерить расстояние между двумя отмеченными точками по ободу рулевого колеса — это и есть величина свободного хода, которую измерив сверяем с данными вмануале своего автомобиля.

Но хочу отметить, что до замера свободного хода (люфта) рулевого колеса, необходимо сначала проверить и при необходимости отрегулировать зазор в подшипниках ступиц передних колёс и довести давление воздуха в шинах до нормы.

Искать причины, вызывающие люфт руля, лучше начинать с шаровых шарниров. Для проверки люфта в шарнирных соединениях, помощник делает резкие повороты рулём, а вы осматриваете снизу при этом поочерёдно все шарниры.

Сопряжённые вместе детали рулевого привода при резких поворотах должны перемещаться одновременно (без люфтов). Устранение люфтов устраняется подтяжкой гаек крепления конусов шаровых пальцев или заменой изношенных шаровых шарниров и втулок.

Далее необходимо проверить затяжку крепежа картера рулевого редуктора, надёжность крепления рулевой сошки на валу, затяжку болтов крепления корпуса маятникового рычага к балке кузова.

На автомобилях с реечным управлением (смотрим рис. 106)кроме того нужно проверить затяжку болта 8, соединяющего фланец эластичной муфты 7 с шестерней 2, и крепление гаек 5 упора рейки.

Если в рулевом приводе неисправностей не обнаружено, а свободный ход рулевого колеса больше нормы, то необходимо проверить регулировку зацепления ролика с червяком (рабочие зазоры) или отрегулировать рабочий зазор между шестерней и зубчатой рейкой(на реечном рулевом управлении).

Тугое вращение рулевого вала бывает при неправильной регулировке зазора червяка с роликом или шестерни и рейки (маленький зазор), а так же при разрушении или излишней затяжке подшипников червяка, или гайки упора рейки, увеличенном износе ролика и червяка редуктора, погнутости рулевых тяг, недостатка смазки в картере рулевого редуктора, а так же при неправильной установке углов передних колёс. Как и с помощью чего правильно установить углы передних колёс можно почитать в этой статье. Проверка и доливка масла в картер рулевого редуктора производится через специальное отверстие, закрываемое пробкой. Остальные неисправности устраняются регулировкой и заменой изношенных деталей.

Осевой люфт рулевого колеса чаще всего возникает из-за износа подшипников червяка. На классических Жигулях и иномарках с червячным редуктором осевой люфт устраняется путём установки более тонкой прокладки между крышкой и картером рулевого редуктора (см. рисунок 105)

Течь масла из картера редуктора рулевого механизма определяется наружным осмотром и устраняется подтяжкой болтов крепления крышки картера, заменой прокладок или сальников.

Стук в рулевом управлении прослушивается при наличии повышенного люфта в маятниковом рычаге, разрушении рабочих поверхностей ролика и червяка, повышенных люфтах в шарнирах рулевых тяг, ослаблении крепления картера редуктора.

Для устранения отсоединить маятниковый рычаг от рулевых тяг, проверить и устранить его люфт. Разрушение рабочих поверхностей ролика и червяка могло произойти при отсутствии или малом количестве смазки, плохом качестве залитого в редуктор масла. В этом случае стук сопровождается затруднённым управлением.

Изношенные детали редуктора и шаровых шарниров требуется заменить , а болты крепления картера редуктора подтянуть.

Техническое обслуживание рулевого управления заключается в следующем.

Ежедневно перед выездом необходимо проверить величину свободного хода рулевого колеса.

После первых 2…3 тыс. км, а затем через каждые 10000 км пробега — на отечественных автомобилях ( а у иномарок — через 15000 км пробега) проводится проверка состояния рулевого управления в целом.

Для проверки (выполняемой с помощником) автомобиль ставят на осмотровую канаву или эстакаду, очищают детали рулевого механизма и привода от загрязнения и устанавливают передние колёса в положение, соответствующее движению по прямой.

Проворачивая рулевое колесо в обе стороны, необходимо снизу проверить: отсутствие стуков в шарнирах, соединениях и редукторе рулевого механизма; надёжность крепления картера редуктора рулевого механизма, рулевой сошки и кронштейна маятникового рычага; отсутствие свободного хода в шарнирах тяг и кронштейне маятникового рычага; отсутствие осевого перемещения вала червяка; с помощью динамометра величину усилия, необходимого для поворота рулевого колеса ( усилие не должно превышать 25 кгс при установке передних колёс на гладкой плите); крепление регулировочных муфт боковых тяг. Внешним осмотром проверяется шплинтовка гаек шаровых пальцев, состояние защитных резиновых чехлов, отсутствие течи масла из картера рулевого механизма. Резинометаллические шарниры надо заменить, если резиновые втулки имеют выпучивание, разрывы или свободный ход. Кроме того, проверяется состояние чехлов рейки, защитного колпачка редуктора рулевого механизма и защитных колпачков наконечников рулевых тяг. Защитные колпачки наконечников проверяются визуально и сдавливанием пальцами рук. Если обнаружены трещины или при нажатии смазка из них выступает наружу, колпачок необходимо заменить, предварительно заложив в него свежую смазку ШРУС-4.

Через 60000 тыс. км необходимо проверить уровень масла в картере редуктора рулевого механизма и при необходимости долить масло.

Для проверки количества масла на автомобиле ВАЗ-2105 вывёртывают пробку наливного отверстия картера редуктора и, поворачивая рулевое колесо, наблюдают за обволакиванием нарезки червяка маслом; если средняя часть червяка не обволакивается , масло заливают.

На автомобиле «Москвич» для проверки уровня масла вывёртывают пробку 16 (см. рис. 105,б) наливного отверстия, вращая её по часовой стрелке, так как она имеет левую резьбу, при этом надо удерживать от вращения регулировочную втулку 15 вала сошки.

Затем в это отверстие вставляют протёртый маслоизмерительный стержень контроля уровня масла в картере двигателя (щуп) до упора в углубление головки вала сошки, располагая щуп по центру отверстия. Уровень масла должен доходить до отметки «МИН». Если он окажется меньшим, то масло необходимо долить до этой отметки.

На автомобиле ЗАЗ-968М для проверки уровня масла в картере редуктора рулевого механизма необходимо вывернуть болт 23 (см. рис. 105,в) крепления картера. Уровень масла должен доходить до нижней кромки резьбового отверстия под болт. Доливку масла производят через отверстие в крышке, закрытое пробкой 19.

На автомобиле ВАЗ-2105 в случае ремонта или разборки узла оси маятникового рычага в верхние и нижние втулки закладывается смазка Литол-24.

В шарнирах рулевого привода многих автомобилей применяется смазка ШРБ-4, которая заменяется только при ремонте шарнира или порыве его чехла.

Вот вроде бы и все премудрости, и я надеюсь ваш автомобиль, после переборки механизма рулевого управления, будет чётко реагировать на малейшее движения руля и вы получите удовольствие от вождения машины.

Оцените статью