Классификация автомобильных масел

Диагностика
Содержание
  1. Классификация автомобильных масел
  2. Классификация
  3. Различие по области применения
  4. Пояснения API (бензин)
  5. Пояснения API (дизель)
  6. Группировка по свойствам вязкости/температуры
  7. Стандарт ACEA
  8. Классификация моторных масел
  9. Моторные масла, их виды и описание
  10. Виды моторного масла по составу
  11. Виды масел по сезону применения
  12. Классификация моторного масла
  13. Классификация по SAE
  14. Классификация моторного масла по API
  15. Классификация масел по ACEA
  16. Рекомендации по выбору масла в двигатель
  17. Классификации моторных масел – полное руководство
  18. Как выбирать моторное масло?
  19. Классификации масел ДВС
  20. Классификация моторных масел SAE (по вязкозти): что выбрать?
  21. Классификация моторных масел по API
  22. Классификация моторных масел по ACEA
  23. Классификация моторных масел по ILSAC
  24. Основные виды автомобильных масел и их применение
  25. Классификация автомобильных масел
  26. Различия в области применения автомобильных масел
  27. Разъяснения API (бензиновый двигатель)
  28. Разъяснения API (дизельный двигатель)
  29. Систематизирование по свойствам вязкости/температуры
  30. Существуют следующие температурные пределы:
  31. Вязкость при высоких температурах будет иметь следующие ограничения:
  32. Стандарт ACEA

Классификация автомобильных масел

Есть множество видов масел для двигателя и выбрать нужное порою нелегко. Но для конкретного ДВС требуется автомобильное масло, соответствующее требованиям автопроизводителя. О параметрах, влияющих на классификацию, поговорим ниже.

Классификация

  1. Все масло для двигателя выделяется в три основных группы по основе:
    • синтетическое. Такое масло для двигателя на банке (коробке) обозначается надписью «Fully Synthetic». Основу составляют химические вещества, синтезирующиеся посредством химических процессов. Хорошо сочетается с различными присадками, улучшающими состав продукта. Обладает свойствами защиты/ очищения ДВС. Синтетическое масло для двигателя не густеет при низких температурных режимах (в пределах указанных). Сохраняет рабочие свойства даже при воздействии высоких температур;
    • полусинтетическое («Semi-Synthetic»). Некий компромисс между «минералкой» и синтетикой. Однако основа – минеральная, с большим количеством присадок. Такой состав имеет сходства с синтетическим, отсюда – похожие эксплуатационные показатели при более низкой цене;
    • минеральное («Mineral»). Минеральная основа – это продукт, получающийся в процессе перегонки нефти. Технические и эксплуатационные характеристики уступают синтетике. Работа при высоких температурах неустойчивая в связи с наличием в своем составе природных компонентов. При отрицательной температуре густеет. Взаимодействует с воздухом в ходе химических реакций, из-за чего на двигателе образуются шлаки при вскипании;
  2. Моторное масло делится и классифицируется по типам силовых агрегатов:
    • бензиновые моторы;
    • дизельные;
    • турбированные.
  3. Вязкостно-температурное свойство;
  4. Цена.

Классификация автомобильных масел

Различие по области применения

Классификация по области применения, изложенная выше имеет 3 типа (дизельные, бензиновые, турбированные).

Однако тенденция последнего времени привела к появлению подгруппы собственных типов масел. Это связано с массовым производством двигателей с турбонаддувом (бензин, дизель).

Данная классификация масла для двигателей различает между собой составы, у которых применены различные присадки. Они создают условия для эффективной работы масла на моторах с определенным типом топлива.

Эти присадки предотвращают загустение и вспенивание масляного состава в турбо-моторах.

Соответствующий показатель указан в регламенте международного стандарта API (разработка 1947 года американским нефтяным институтом).

Две буквы на латинице после названия стандарта указывают на масло для определенного типа мотора:

  • буква S («Service») – бензиновые моторы;
  • С («Commercial») – дизельные.

Вторая после данных буква отвечает за наличие турбины, а также указывает на период времени производства силовых агрегатов — для них и предназначено масло.

Еще в дизельных маслах присутствует цифра 2 либо 4, обозначающая двух/четырехтактный мотор.

Универсальное моторное масло применяется на бензине, и дизеле – классификация при таком раскладе имеет двойной стандарт. Пример: SF/CC, SG/CD и так далее.

Пояснения API (бензин)

Классификация по стандарту API с небольшими пояснениями:

Бензиновые автомобильные двигатели:

  • SC — разработка автомобилей (двигателей) до 1964 года;
  • SD — до 1964-68 годов;
  • SE — до 1969-72 годов;
  • SF — до 1973-88 годов;
  • SG — до 1989-94 года (суровые условия эксплуатации);
  • SH —до 1995-96 года (суровые условия эксплуатации);
  • SJ — до 1997-2000 года (модернизированные энергосберегающие свойства);
  • SL — до 2001-03 года (срок эксплуатации продолжительный);
  • SM — машины (моторы) с 2004 года;
  • SL+: усиленная сопротивляемость к окислительному процессу.

Прежде, чем залить масло другой марки в двигатель следует знать: показатель API используется исключительно по нарастающей. Класс не рекомендовано изменять свыше двух уровней.

Пример: ранее использовалось моторное масло SH, тогда следующая марка будет – SJ, ибо масляный состав классом выше обогащен всеми присадками предыдущего.

Не рекомендуется: замена эксплуатируемого масляного состава с маркировкой SD (машины с архаичными ДВС) на SL (современные авто). Это чревато неполадками (повышенным износом) частей двигателя.

Пояснения API (дизель)

Классификация для дизельных силовых установок:

Классификация автомобильных масел

  • CB — машины (моторы), спроектированные до 1961 года (высокая концентрация серы);
  • CC — до 1983 года (тяжелые условиях эксплуатации);
  • CD — до 1990 года (топливо содержит H2SO4 в большом количестве; суровые условия эксплуатации);
  • CE — до 1990 года (турбонаддув);
  • CF — до/с 90 года, (турбонаддув);
  • CG-4 — до/с 94 года (турбонаддув);
  • CH-4 — до/с 98 года (высокие нормы по выбросу вредных веществ в атмосферу; для рынка США);
  • CI-4 — машины (силовые агрегаты) с турбонаддувом, с клапаном системы EGR;
  • CI-4+ (plus) — идентично предыдущему (+адаптация под высокие экологические нормы США).

Группировка по свойствам вязкости/температуры

На данный момент широко используется международный стандарт типа SAE для большинства масленых составов. SAE регламентирует густоту масла, что влияет на то, какое выбрать моторное масло.

Масло для двигателя, в основном, имеет универсальные качества: летняя и зимняя эксплуатации. Данный тип масел (стандарт SAE) имеет обозначение: цифра-латинская буква-цифра.

  • Пример: масляный состав 10W-40
  • W – адаптация к низким температурам (зима).
  • 10 – предельная отрицательная температура, при которой гарантировано сохранение маслом все своих свойств в исходном виде.
  • 40 – максимальная положительная температура, гарантирующая сохранение полезных свойств масляного состава.
  • Эти цифры являются показателями вязкости: низкий/высокий температурный режим.

В случае предназначения масла эксплуатации летом, присутствует маркировка «SAE 30». Цифра является обозначением максимально допустимого температурного режима, при котором существует гарантия сохранения свойств.

Вязкость (отрицательные температуры)

Температурные границы следующие:

  • 0W – моторное масло эксплуатируется при низких температурах до -35 градусов по Цельсию;
  • 5W –до -30о C;
  • 10W – до -25o C;
  • 15W – до -20o C;
  • 20W – до -15o C.

Вязкость (высокие температуры)

  • 30 — использование масла до +25/30o C;
  • 40 — до +40o C;
  • 50 — до +50o C ;
  • 60 — свыше 50o C.

Классификация автомобильных масел

Стандарт ACEA

Это классификация распространена в Европе. Аббревиатура расшифровывается в качестве наименования организационной структуры «Европейской ассоциации автопроизводителей». Стандарт введен в 1996 году.

Классификация моторных масел

Необходимо тщательно подбирать моторное масло, которое можно без опаски залить в мотор своего авто. Рассмотрим технические показатели автомобильных моторных масел и найдем подходящий вариант для каждого транспортного средства согласно требованиям sae, api и acea.

Классификация автомобильных масел

Предназначение автомобильных масел – надежная защита и охлаждение двигателя, удаление продуктов неполного сгорания топлива, износа, уменьшение коэффициента трения. Их виды, а также густота должны соответствовать конструктивным особенностям двигателя, благодаря чему обеспечивается устойчивая и бесперебойная работа.

Моторные масла, их виды и описание

Виды моторного масла по составу

По составу различают такие виды моторного масла:

  1. Автомасло на минеральной основе является конечным результатом переработки сырой нефти, которую предварительно очищают от всевозможных примесей. Имеет густую консистенцию. Лучший вариант для моторов, автопрогон которых превышает 100 тыс. км. Среди недостатков минерального масла можно отметить низкий эксплуатационный температурный диапазон. Отличается дешевизной и простотой изготовления, если сравнивать с аналогами на синтетической либо полусинтетической основе.
  2. Полусинтетическое моторное масло изготавливается путем растворения специальных присадок, составляющих 30–50 % общего объема. Благодаря своим характеристикам моторное полусинтетическое масло намного лучше минерального и поэтому оно является оптимальным вариантом.
  3. Синтетическое масло для двигателя получается после переработки сырой нефти. Этот процесс позволяет получить такой материал, который будет соответствовать требуемым свойствам и качеству. Хорошая текучесть, возможность применения в различных диапазонах температур – вот отличительные черты масел на синтетической основе. К тому же в процессе эксплуатации они не теряют своего первоначального состава, соответственно срок службы у них больший, нежели у минеральных либо полусинтетических аналогов.

Большинство водителей уверены, что течь появляется из-за негативного влияния синтетики на уплотнения и сальники. Это не так. Не имеет значения, какое масло вы используете, но если какое-либо уплотнение изношено, течь вскоре проявит себя. Если отдельно рассматривать конкретный вариант, то синтетика начнет протекать быстрее, чем минералка и полусинтетика. Всему виной – хорошая текучесть.

Виды масел по сезону применения

От показателя густоты зависит, в каком температурном режиме его нужно применять. Классификация автомасла плотно связана с этим параметром. Показатели вязкости влияют на запуск мотора, надежно защищая его детали от перегрева. Поэтому все моторные масла делятся на летнее, зимнее и всесезонное.

Летнее моторное масло должно быть достаточно густым, чтобы обеспечить сохранность мотора машины во время работы при повышенной температуре. Нежелательно применять подобное автомобильное масло, если мотор эксплуатируется в зимнее время, при морозе. Такому режиму соответствуют различные минеральные и синтетические смазки.

Зимнее отличается текучестью благодаря снижению показателя густоты. Такое масло легко движется по каналам, обеспечивая необходимую смазку и пуск двигателя в зимний период. Однако зимний вариант категорически не рекомендуется применять в жаркий период, при высокой температуре окружающей среды, так как смазка просто не сможет выполнять заданные функции. Синтетика – вот описанная категория.

Спектр использования всесезонных автомобильных масел для двигателя широк. Сюда входят материалы на полусинтетической и синтетической основе. В зависимости от температурных перепадов окружающей среды, изменяется и показатель вязкости. Со временем всесезонные аналоги могут вытеснить летний и зимний варианты, потому что отпадет необходимость менять их каждый сезон.

Еще информация:  Что делать если нет давления масла в двигателе советы и инструкции

Классификация моторного масла

Сегодня имеется несколько систем классификации масел. Они маркируются по-своему. Ниже будут описаны самые распространенные.

Классификация по SAE

Разделение по требованиям сообщества автомобильных инженеров (sae) является самым распространенным и плотно связано с показателем вязкости. Это самый важный параметр. Именно от густоты зависит нормальный запуск мотора, а также надежная защита всех деталей и механизмов.

На сегодняшний день действует классификация SAE J 300 APR 1997-го года. Она определяет значение максимальной вязкости для зимних видов масел при низких температурах. А минимальные берутся для 100 градусов. У летних смазок пределы вязкости приняты для 100°С, а минимальные показатели – для 150°С.

Сегодня широко распространены всесезонные моторные смазки. Зимние и летние аналоги встречаются значительно реже. Наверное, каждому водителю приходилось встречаться с такими обозначениями: 5W–40, 5W–30. Что же обозначает эта маркировка моторного масла?

Так маркируются всесезонные нефтепродукты по sae. Буква W, от слова Winter (зимний), означает низкотемпературный индекс вязкости (вязкость при температуре -40). Он показывает, с какой скоростью движется по каналам нефтепродукт при минимальных температурах, и чем этот показатель ниже, тем лучше:

  • 20W – масло используется при температуре до -15 -10 градусов;
  • 15W – до -20 -15 градусов;
  • 10W – до -25 -20 градусов;
  • 5W – до -30 -25 градусов;
  • 0W – до -35 -30 градусов.

Всё это зимние классы. А летних, по SAE, существует пять – 20, 30, 40, 50 и 60. Именно их обозначает второе число, стоящее после тире в маркировке всесезонного масла. Высокое значение этой величины по sae обозначает способность мотора транспортного средства работать на предельных температурах и оставаться защищённым именно этой смазкой.

Максимальное значение индекса вязкости – 60. Поэтому маркировка sae 5W–40 обозначает, что всесезонная смазка можно использовать летом при температуре окружающей среды до +35 +40 градусов, а зимой – до -30 -25 градусов.

Глядя таблицу квалификации автомобильных масел по SAE, которая приведена ниже, проще выбрать то, которое будет соответствовать вашим климатические условия.

Следует обратить внимание на бытующее среди большинства автомобилистом мнение, что у синтетического нефтепродукта вязкость 5W–40, полусинтетического – 10W–40, у минерального – 15W–40. Это неверно, так как производители изготавливают синтетику таких классов: 20W–60, 10W–40 и 15W–50. При этом качество будет 100 %-е. Итак, вязкость не влияет на его состав.

Стоит отметить, что, руководствуясь классификацией SAE, стоит выбирать всё же те масла, которые предлагаются автопроизводителем.

Многие бренды указывают все нужные сведения по этому поводу в инструкциях по эксплуатации и сервисных книжках.

И при техобслуживании стоит требовать, чтобы в вашу машину заливали только то масло, которое соответствует рекомендациям компании по SAE и другим показателям.

Классификация моторного масла по API

Классификация по api делится на две категории: S и C. В первой категории находятся все смазки, используемые бензиновыми двигателями легкового транспорта, микроавтобусов и легких грузовых машин. Ко второй относятся смазки, используемые дизельными моторами тяжелых грузовиков, автобусов и специальной техники.

Классификация автомобильных масел

Стоит отметить, что для дизельных двигателей легковых автомобилей категория api не определена. Зачастую такие смазки обозначаются C/S и могут использоваться как в дизельных, так и в бензиновых двигателях.

При этом какая буква стоит в числителе, а какая в знаменателе имеет значение: первая считается основной, второй говорит о возможности использования материала для моторов и других типов – например, API SM/CF. И всё же категории типа api S/C рекомендуются для применения в бензиновых моторах, а C/S – в дизельных.

Также есть разделение по классам качества, подходящим для автомобилей разного года выпуска. Например, бензиновые двигатели могут использовать следующие виды масел с классификацией по API:

  • SN, подходящий для авто выпуска позже 2010 года;
  • SM – стандарт, утвержденный в 2004 году и рекомендуемый для современных силовых агрегатов;
  • SL, подходящий для моторов с 2000 года;
  • API SJ – продукт для двигателей не старше 20 лет;
  • SH – для использования в моторах с 1994 года;
  • SG, применяющийся для ещё более старых автомобилей, выпущенных в 1980-х годах. Является последним из ещё выпускающихся масел по классификации API.

Для силовых агрегатов, работающих на дизтопливе – своя классификация:

  • Один из новейших классов API СJ-4, подходит для двигателей с высокой нагрузкой машин, выпущенных после 2007 года;
  • CI-4, класс с повышенными требованиями к качеству (в особенности, к содержанию сажи и высокотемпературному окислению). Предназначен для современных дизельных агрегатов;
  • CH-4, применяется в четырёхтактных двигателях, работающих в высокоскоростных режимах;
  • API CG-4, рекомендуемый для грузовиков и автобусов;
  • CF-2 – смазки для двухтактных двигателей;
  • API CF-4, для моторов, выпускаемых с 1990 года.

Классификация масел по ACEA

ACEA представляет собой ассоциацию европейских автопроизводителей, выдвигающих особые требования к экологической составляющей использования масел.

В её состав входят такие известные компании как БМВ, «Даймлер», «Пежо», «Ситроен», «Рено», «Фольксваген», «Тойота» и «Форд».

Поэтому, покупая один из автомобилей этой марки, вы можете столкнуться с требованием пользоваться конкретным видом смазки.

Классификация моторных масел, действующая на сегодняшний день, создана ACEA ещё в 2004 году. Она объединяет смазки для всего легкового транспорта, работающего на бензине или дизтопливе, в одну категорию.

Однако, специально для старых авто, которым могут не подходить новые материалы, их производители иногда ставят дополнительно старые классы по ACEA, 2002 года. И, имея в своём распоряжении старую машину, стоит обращать внимание на обе маркировки.

Обозначения в классах АСЕА нужны для того, чтобы определить, к какому двигателю они лучше подходят. На сегодняшний день таких категорий всего три:

  • А/В – для дизельных и бензиновых агрегатов легкового транспорта (A – для моторов, работающих на бензине, B – для дизтоплива);
  • С – новый класс по ACEA, предназначенный для автомобилей, созданных для соответствия самым последним нормам по выхлопам Euro-4 и более поздних редакций;
  • Е – масла для тяжелого транспорта.

Если расписать смазки по категориям, которые могут встретиться водителю обычного легкового авто, стоит отметить следующие классы:

  • ACEA A1/B1, для автомобилей с возможностью использования смазочных материалов, снижающих трение и маловязких при высоких скоростях сдвига и температурах. Подходят далеко не всем автомобилям;
  • A3/B3 – серия, стойкая к механическому разрушению и использующаяся в форсированных моторах, а также в обычных двигателях при превышении интервала замены масел или эксплуатации в тяжёлых условиях (например, постоянных поездках);
  • ACEA A3/B4, для моторов высокой мощности с системой непосредственного впрыска;
  • A5/B5 – продукт для высокопроизводительных силовых агрегатов, где допускается применение снижающих вязкость масел.
  • ACEA С1, стойкие к разрушению и используемые в машинах с трёхкомпонентными катализаторами и сажевыми фильтрами. Обладают пониженной зольностью и содержанием фосфора, что повышает эксплуатационный срок фильтров и экономит топливо;
  • C2, продукция с теми же характеристиками, что и C1, но подходящая для транспорта с мотором, где возможно применение снижающей трение смазки;
  • ACEA C3, для экологичных моторов, укомплектованных сажевыми фильтрами и агрегатами нейтрализации;
  • C4 – масла для силовых агрегатов, соответствующих повышенным требованиям Euro для выхлопов и требующих пониженной концентрация фосфора, золы и серы.

Рекомендации по выбору масла в двигатель

Прежде чем правильно подобрать моторное масло необходимо ознакомиться с техническими характеристиками транспортного средства. На что необходимо обратить внимание при выборе качественного моторного масла?

О качестве автомобильного нефтепродукта не судите по его консистенции. Цвет может изменяться зависимо от входящих в него добавок. Кстати, добавление присадок сказывается на свойствах описываемого нефтепродукта. Можно улучшить одни свойства, но в то же время ухудшить другие. В нем уже содержится набор присадок, необходимых для нормальной работы мотора.

Потемнение материала говорит о прекрасных моющих способностях. При этом он прекрасно удерживает продукты неполного сгорания топлива.

  • На упаковке указываются лишь наставления по режиму температурного использования, а не наставления.
  • Нельзя смешивать автомобильные нефтепродукты на разных основах.
  • Если необходимо заменить масло – промойте двигатель.

Сегодня изготавливается большое количество моторных нефтепродуктов отечественного и зарубежного производства. Опасайтесь подделки! Приобретайте материал у производителя или его официальных представителей.

Допустим, если самостоятельный выбор описанного материала для автотранспорта невозможен, то можно воспользоваться специальными службами, которые специализируются на его подборе по марке авто. Таких служб на просторах Интернета огромное количество.

Также помните, что современные моторы очень чувствительны к нефтепродуктам, поэтому к их подбору следует отнестись со всей ответственностью.

Классификации моторных масел – полное руководство

Правильное моторное масло – основа долгой и стабильной работы двигателя. В главном механизме автомобиля оно выполняет важные функции:

  • герметизация – заполняет промежутки и предотвращает утечку газов;
  • охлаждение – образует масляную пленку и отводит часть тепла;
  • защита от коррозии – защищает от кислорода, влаги и кислот;
  • смазывание – снижает трение и износ, повышает КПД;
  • очищение – обеспечивает чистоту механизма.

Почему важно использовать правильное моторное масло, рекомендованное производителем автомобиля? Только оно обеспечивает три ключевых параметра – улучшенные рабочие характеристики, высокую надежность и увеличенный срок службы.

Видео о том, как работате масло в двигателе:

Как выбирать моторное масло?

Основными критериями при выборе технические показатели:

  • тип – синтетические, полусинтетические и минеральные;
  • сертификация моторных масел по степени вязкости (SAE);
  • классификация по эксплуатационным качествам (API и ACEA);
  • классификация по стандартам качества ILSAC.
Еще информация:  Замена масла в двигателе skoda octavia scout ii

В нашей статье вы подробно узнаете об особенностях и преимуществах жидкостей различных категорий и научитесь читать этикетку смазочного материала правильно.

«Синтетика», «полусинтетика» или «минералка»?

Синтетические моторные масла считаются одними из лучших, а минеральные – более доступными. Полусинтетические сочетают в себе сильные стороны масел двух предыдущих категорий. Но при выборе важно учитывать не известность бренда и стоимость, а другие, более важные технические параметры.

Сравнительная таблица классификации смазочных материалов поможет разобраться, какой вариант подходит именно вашему автомобилю:

Минеральные Полусинтетические Синтетические
Получены из базовых масел, обогащены химическими присадками для повышения производительности двигателя. Смесь минеральных и синтетических материалов с повышенной стойкостью к окислению. Работают в сложных температурных условиях. Получены в результате переработки или в условиях лабораторий с добавлением присадок высокого качества.
Подходят для автомобилей, которые используются ежедневно для регулярных поездок за пределы города на умеренной скорости. Подходят автомобилям и всем типам транспортных средств, работающих в городской среде и в условиях скоростной езды. Разработаны для улучшения защиты и продления срока службы двигателя. Снижают трение и понижают расход топлива.

У синтетических масел однородные молекулы, а у минеральных – неоднородные. В случае с первыми трение умеренное, а в случае со вторыми – повышенное. Вот как работает синтетическое моторное масло в двигателе и какие преимущества обеспечивает механизму:

Классификация автомобильных масел

Особенности Свойства Преимущества
Повышенный индекс вязкости Оптимальная толщина масляной пленки при высоких и при низких температурах. Снижение преждевременного износа деталей ДВС даже при экстремальных температурах.
Низкотемпературные эксплуатационные характеристики Сохранение текучести при пуске ДВС в условиях максимально низких температур. Быстрое поступление смазочного материала к важным частям ДВС. Снижение износа при пуске.
Низкая испаряемость Минимальный расход масла. Экономия на доливках смазочного материала.
Низкий коэффициент трения Равномерная молекулярная структура. Снижение внутреннего коэффициента трения. Повышение эффективности ДВС и снижение температуры смазочного материала.
Усиленное термоокисление Замедление процесса старения масла при контакте с молекулами кислорода. Стабильные параметры вязкости и температуры. Минимальное образование нагара и отложений.

Также, для примера приведены сравнительные графики, с учетом течения времени в моточасах, некоторых параметров для синтетических и минеральных масел (кинематическая вязкость, щелочное и кислотное число):

Классификация автомобильных масел

Перечисленные особенности, свойства и преимущества синтетических смазочных материалов делают их наиболее востребованными как для новых, так и для б/у двигателей автомобилей разных производителей. Выбирать полусинтетические либо минеральные масла следует в том случае, если они рекомендованы производителем.

Классификации масел ДВС

У каждого моторного масла, даже если речь идет о линейке одного бренда, есть свои отличительные параметры. Чтобы автовладельцам было проще подобрать материал для определенного двигателя, экспертами были разработаны три официальные классификации:

  • по классу вязкости, SAE – утверждена обществом инженеров автомобилистов;
  • по эксплуатационным качествам, API – введена американским институтом нефти;
  • по эксплуатационным качествам, ACEA – разработана ассоциацией европейских производителей.

Чтобы подбирать смазочный материал правильно, нужно разобраться в каждой из перечисленных спецификаций подробнее.

Классификация моторных масел SAE (по вязкозти): что выбрать?

Это классификация по классу вязкости в зависимости от температуры внешней среды. О чем идет речь? Об аббревиатуре, которая есть на любой этикетке. Например, вы видите надпись: 15w40. Это температурный диапазон, при котором жидкость будет работать оптимально.

Вот что обозначает эта аббревиатура:

  • Первая цифра (15) указывает на границу использования в зимний период. Подсчитать эту границу можно самостоятельно: 15 – 40 = -25. При более низкой температуре заводить автомобиль не рекомендуется, поскольку жидкость не прокачается через масляные каналы.
  • Разделительная буква W между двумя числами говорит о всесезонности применения.
  • Вторая цифра – технический параметр, который обозначает высокотемпературную вязкость. В случае с маслом, приведенным в качестве, примера, это +40 градусов. При высоких температурах оно должно оставаться густым, а при низких – текучим.

По стандартам SAE все моторные масла делят на 17 классов с обозначениями от 0W до 60W. Восемь разработаны для эксплуатации зимой, девять – для летнего периода. В этой таблице представлены самые распространенные индексы вязкости для использования зимой и летом в условиях нашего климата:

  • 0W ниже -35°C;
  • 5W до -30°C;
  • 10W до -25°C;
  • 15W до -20°C;
  • 20W до -15°C.
  1. 0W до +30°C
  2. 5W до +35°C,
  3. 10W до +35°C,
  4. 15W до +45°C
  5. 20W выше +45°C

Также при выборе масла нужно обратить внимание и на такие факторы, как пробег автомобиля и климатические условия:

  • если пробег авто менее 25% от гарантированно заявленного производителем, то можно использовать жидкость с вязкостью 5W30 или 10W30 как летом, так и зимой;
  • при пробеге 25-50% выберите летнее масло с SAE 10W40/15W40, а зимой использовать масло стандарта 5W30/10W30;
  • в случае износа двигатели от 75% рекомендуются летние масла 15W40/20W40 и зимние жидкости 5W40/10W40;
  • если зимой температура воздуха не опускается ниже -20°С, то подойдут многие из предложенных на авторынке масел;
  • «проблемные» аккумуляторы и стартеры в морозы работают стабильнее с маслом 0W30, нежели с жидкостью 15W40.

Классификация моторных масел по вязкости SAE позволяет быстро подобрать масло на лето и на зиму с учетом основных параметров двигателя, состояния автомобиля и климатических условий.

Классификация моторных масел по API

Эту классификацию по качеству создал Американский институт топлива в 1969 году. Она разделяет все смазочные материалы на несколько категорий:

  • для бензиновых двигателей;
  • для дизельных моторов;
  • для двухтактных ДВС;
  • для трансмиссий.

Для каждой категории предусмотрены классы качества с фиксированным набором свойств. А на этикетке классы представлены в виде буквенно-цифрового кода, в котором первая буква кодировка обозначает вид масла:

  • «C» — для дизельных двигателей;
  • «S» — для бензиновых двигателей;
  • «T» — для двухтактных двигателей.

Многие жидкости применяются в нескольких типах ДВС и имеют два класса. Буквы в кодировке в таком случае разделяются чертой. Например, API SJ/CF-4. Первым ставится класс с предпочтительным применением. Например, разработанное для бензиновых моторов масло может использоваться и в дизельных ДВС.

Вторая буква в кодировке с учетом международной классификация моторных масел API обозначает уровень эксплуатационных качеств в зависимости от года выпуска. Буквы используются по возрастанию от начала латинского алфавита. Чем дальше буква, тем выше класс.

Вот как выглядит классификация API для бензиновых ДВС:

Класс Год выпуска ДВС Требования и особенности
SE* 1972 Аналогичные с классом SD, но защита двигателя лучше.
SF* 1980 Аналогичные с категорией SE, улучшенная защита от износа и окислительная стабильность.
SG* 1988 Аналогичные с категорией SF, улучшенная защита от износа, окисления и образования шлама.
SH* 1993 Аналогичные с категорией SG, обозначается символом API для подтверждения соответствия уровню SH.
SJ 1996 Аналогичные с категорией SH, защита от окисления при высоких температурах и от забивания катализатора улучшена.
SL 2001 Улучшенные моющие свойства, защита от низкотемпературных отложений и окислений, увеличенный интервал между заменами.
SM 2004 Улучшены общие свойства для максимального расширенного интервала замены, надежная защита от окисления и низкотемпературных отложений.
SN 2010 Повышенная защита от сажи и высокотемпературных отложений на поршнях.

А вот спецификация моторных масел API для 2-тактных ДВС:

Класс Год выпуска, особенности эксплуатации ДВС Требования и особенности
CD-II 1988, работающие в сложных условиях. Высокая защита от отложений и износа. Отвечает требованиям класса CD
CF-2 1994, работающие в сложных условиях. Усиленная защита от преждевременного износа поршневых колец и цилиндров.
CE** 1987, требовательные и высоконагруженные коммерческие ДВС. Усиленная защита от отложений и высокотемпературных отложений, контроль за расходом и окислением.
CF-4** 1991, требовательные коммерческие ДВС. Улучшенная защита против высокого расхода масла и отложений на поршнях.
CF 1994, моторы с непрямым впрыском. Оптимальны для использования в карьерной и строительной технике. Подходят для топлива с высоким содержанием серы.
CG-4 1995, коммерческие ДВС, работающие под тяжелыми нагрузками. Предназначены для ДВС с содержанием серы в количестве от 0,05 до 0,5%.
CH-4 1998, моторы под высокими нагрузками и пониженным уровнем выхлопов. Защищают от коррозии, износа, сажи и окисления, обладают высокой устойчивостью к вспениванию и сдвиговой стабильностью.
CI-4 2002, оборудование на топливе с низким содержанием серы. Увеличивают срок службы мотора и интервалы замены масла в 2 раза.

Действующие классы подходят для большинства дизельных и бензиновых моторов как для новых, так и для старых автомобилей. Новые классы поглощают старые.

Жидкости классов SM и SN можно использовать в турбированных моторах. Специфический класс масел API CF-2/4 разработан специально для двух- и четырехтактных дизельных двигателей, работающих в тяжелых условиях.

Таблица классификации моторных масел по API включает основные классы жидкостей. Но часто случается так, что на этикетке нет информации о соответствии какому-либо из классов API. В таких случаях масло либо не имеет данного сертификата, либо класс качества устарел.

Классификация моторных масел по ACEA

Данная классификация представляет собой европейский аналог API и во многом пересекается с ее требованиями. Но требования к ряду параметров у европейских экспертов оказались более строгими. АСЕА учитывает практически все конструктивные особенности ДВС и режимы их эксплуатации в европейских условиях.

Перечень требований обновляется каждые несколько лет в ходе испытаний АСЕА. Последняя редакция 2012 года делит ДВС на несколько категорий:

  • A/B для бензиновых (А) и дизельных (В) моторов;
  • C для дизелей и бензиновых ДВС с высоким экологическим классом, сажевыми фильтрами и каталитическими нейтрализаторами;
  • E для дизельных моторов тяжелого автотранспорта.
Еще информация:  Обзор видов моторного масла motul 8100 5w-30 характеристики и особенности

Вот как распределены классы и основные параметры в таблице классификации моторных масел по ACEA:

Класс моторного масла Тип двигателя Свойства моторного масла
A1/B1 Бензиновые и дизельные ДВС легковых авто. Обеспечивают увеличенный интервал для замены и низкий коэффициент трения.
A3/B3 Высокофорсированные бензиновые и дизельные ДВС легковых авто. Обеспечивают увеличенный интервал для замены, подходят моторам в тяжелых условиях, всесезонные.
A3/B4 Высокофорсированные бензиновые и дизельные моторы. Гарантируют уменьшение расхода топлива.
A5/B5 Высоконагруженные бензиновые и дизельные ДВС легковых авто. Позволяют заменять масло реже даже при интенсивной эксплуатации машины.
C1 и С2 Высокофорсированные бензиновые и дизельные ДВС легкового транспорта с сажевыми фильтрами и трехкомпонентными нейтрализаторами. Обеспечивают низкий коэффициент трения, помогают экономить топливо, продлевают ресурс сажевых фильтров и катализаторов, могут содержать различные присадки.
C3 и С4 Высокофорсированные бензиновые и дизельные ДВС легкового транспорта с сажевыми фильтрами и трехкомпонентными нейтрализаторами. Продлевают ресурс катализатора и сажевого фильтра, варьируются по количеству присадок.
E6 Дизельные ДВС грузового транспорта, работающие в тяжелых условиях, с нейтрализаторами и сажевыми фильтрами. Увеличивают интервал между заменами масла.
E7 Дизельные ДВС грузового транспорта, работающие в тяжелых условиях, с системами рециркуляции нейтрализаторами, без сажевых фильтров. Увеличивают интервал между заменами масла.
Е9 Инновационные дизельные ДВС с высокой нагрузкой и жесткими требованиями к экологичности, с сажевыми фильтрами и без. Увеличивают интервал между заменами масла.

Представленная спецификация моторных масел по API и ACEA отражает базовые требования к этим техническим жидкостям. Но каждый производитель вправе выдвигать дополнительные требования к маслам, которые он рекомендует для своих автомобилей.

Классификация моторных масел по ILSAC

Эту классификацию предложил Международный комитет по стандартизации и сертификации смазочных материалов. Система разработана специально для ДВС легковых автомобилей производства США и Японии. ILSAC также осуществляет контрооль за соблюдением действующих норм и сертифицирует масла совместно с API.

У автомасел, сертифицированных по ILSAC, есть ряд отличительных особенностей:

  • позволяют экономить топливо и энергию;
  • стойкие к вспениванию и стабильные к сдвигу;
  • обладают низкой вязкостью и малой испаряемостью;
  • обладают фильтруемостью в условиях низких температур;
  • защищают системы снижения токсичности выхлопных газов.

В таблице классификации моторных масел по ILSAC представлены пять классов жидкостей, существующих на данный момент:

Класс Дата утверждения Особенности и плюсы
ILSAC GF-5 22.12.2009 г. Повышают эффективность всех узлов автомобилей, обеспечивают высокую защиту поршней и турбокомпрессоров от отложений, совместимы с уплотнительными материалами, защищают моторы с этанол-содержащим биотопливом, экономят топливо, увеличивают интервал замены масла.
ILSAC GF-4

Основные виды автомобильных масел и их применение

Классификация автомобильных масел

Без применения моторного масла не получится запустить ни один двигатель внутреннего сгорания. Моторное масло считается смазывающей жидкостью, защищающей от коррозии металл, покрывающей комплектующие двигателя, которые трутся друг об друга, в тоже время образовывая на них пленку для защиты. А также к задачам, которые выполняет моторное масло можно отнести и равномерное распределение тепла непосредственно по всему двигателю.

К числу отличительных качеств моторного масла относят: состав, вязкость, назначение, температурный режим, эксплуатация и т.п. Смазочным материалом считается совокупность базового масла и присадки (специализированная добавка, способствующая улучшение параметров). А про типологию и разновидность моторного масла вы узнаете из нашей статьи.

Классификация автомобильных масел

Для систематизации процесса, и упрощения процедуры подбора масла при покупке, мировые производители разработали специальную классификацию и систему стандартов. Благодаря чему стало легко подбирать смазочную жидкость под марку автомобиля и тип двигателя.

1) Любое моторное масло можно разделить на три класса, основываясь на базе его основы:

  • Синтетическое (“Fully Synthetic”). Базовыми элементами считаются химические составляющие, которые синтезируют с помощью процессов химии. Обладает сочетаемостью с разними присадками, которые способствуют улучшению составу конечного продукта. Имеет защитные свойства и очищение ДВС. Не способствует загустению при минимальной температуре, конечно, в заданных границах. При высоком температурном режиме поддерживает рабочие свойства;
  • Полусинтетическое (“Semi-Synthetic”). Компромиссное решение между синтетическим и минеральным маслом. И тем не менее основой служит «минералка», с использование большого числа присадок. Данный состав схож с синтетическим маслом, из чего следует, что аналогичные эксплуатационные данные вы получите по заниженной стоимости;
  • Минеральное (“Mineral”). Состоит из минерального основания, которое произведено на стадии обработки нефти. Эксплуатационные и технические качества проигрывают синтетическому маслу. Из-за наличия природных элементов в его составе, работа при высоких температурах проходит нестабильно. А вот при минусовой температуре имеет свойство густеть. В процессе химических реакций вступает в контакт с воздухом, что приводит к образованию нагара на двигателе при закипании.

2) Моторное масло разделяются на виды двигателей:

  • бензиновый;
  • дизельный;
  • турбированный.

3) Вязкостно-температурное свойство;

Различия в области применения автомобильных масел

Перейдем к более подробному описанию каждого из классов применения. Уже из вышесказанного ясно, что существуют три вида двигателей: дизельный, бензиновый и турбированный. Но за последнее время появились подгруппы масел собственных видов. Это взаимосвязано с широким производством бензиновых и дизельных двигателей с турбонаддувом.

Что различает данную классификацию масел друг от друга? К отличительным качествам можно отнести химсостав, который обладает разнообразием присадок в своем составе.

Благодаря им образуются специальные условия, которые способствуют продуктивной работе масла на двигателе с конкретным видом топлива. С помощью присадок устраняется вспенивание и загустение масла в турбо-моторах.

В регламенте международного стандарта API указываются соответствующие показатели.

Тип масла для конкретного двигателя указывается в названии стандарта, точнее после него в виде двух латинских букв:

  • S (“Service”) – бензиновый мотор;
  • С (“Commercial”) – дизельный мотор.

Вторая по счету буква говорит о наличии турбины, и описывает дату производства двигателя для них, и подходящее масло.

На этикетках дизельного масла ещё имеются цифры 2/4, которые обозначают 2-х или 4-х тактный двигатель.

Стандартное автомобильное масло используется на бензиновом двигателе, и дизельном, только классификация во втором варианте имеет двойной стандарт. Например, SF/CC, SG/CD и т.д.

Разъяснения API (бензиновый двигатель)

SC производство моторов до 1964 года
SD до 1964-68 годов
SE до 1969-72 годов
SF до 1973-88 годов
SG до 1989-94 года (суровые условия эксплуатации)
SH до 1995-96 года (суровые условия эксплуатации)
SJ до 1997-2000 года (модернизированные энергосберегающие свойства)
SL до 2001-03 года (срок эксплуатации продолжительный)
SM машины (моторы) с 2004 года
SL+ усиленная сопротивляемость к окислительному процессу

Мы рекомендует, перед тем как использовать масло иной марки от вашего двигателя ознакомитесь с показателями API. Он применяется только по возрастающей, не стоит использовать выше 2-х уровней.

Например: вы использовали масло SH, а следующее марка, которую можно использовать будет SJ, т. к. состав масла аналогичен составу класса выше.

Мы не советуем осуществлять замену используемого масла с маркировкой SD (машины с архаичными ДВС) на SL (современные авто). Это может привести к неисправностям частей двигателя, и особому его износу.

Разъяснения API (дизельный двигатель)

CB двигатели, разработанные до 1961 года (с высокой концентрацией серы)
CC до 1983 года (тяжелые условиях эксплуатации)
CD до 1990 года (топливо с высоким содержанием серной кислоты; суровые условия эксплуатации)
CE до 1990 года (турбонаддув)
CF до/с 90 года, (турбонаддув)
CG-4 до/с 94 года (турбонаддув)
CH-4 до/с 98 года (завышенные параметры по выбросу вредных веществ в атмосферу; для рынка США)
CI-4 авто (силовые агрегаты) с турбонаддувом, с клапаном системы EGR
CI-4+ (plus) идентично предыдущему (+адаптация под высокие экологические нормы США)

Систематизирование по свойствам вязкости/температуры

В настоящее время массово применяется международный стандарт SAE в большом количестве составов масляных жидкостей. SAE регулирует густоту масла, что является критерием выбора при покупке.

Автомасло обладает двумя видами эксплуатации — зимний и летний. Стандарт SAE использует обозначение в виде цифра-латинская буква-цифра.

Числа считаются показателем вязкости (высокий/низкий режим температуры).

Например: масляной состав 5W-40, где W означает оптимизацию под низкую температуру зимой; 5 — максимально низкий температурный режим, который сохранит исходные свойства моторного масла; 40 – предельная плюсовая температура, при которой сохранятся полезные свойства состава масла.

В ситуациях использования масла в летний период, маркировка будет иметь значение “SAE 40”. Число имеет значение самого высокого температурного режима, при котором сохранятся полезные свойства смазочной жидкости.

Существуют следующие температурные пределы:

0W моторное масло используется при низких температурах до -35о C
5W до -30о C
10W до -25o C
15W до -20o C
20W до -15o C

Вязкость при высоких температурах будет иметь следующие ограничения:

30 использование масла до +25/30o C
40 до +40o C
50 до +50o C
60 свыше 50o C

Из вышесказанного следует, что: чем меньше цифра, тем масло будет иметь более жидкую консистенцию; выше-гуще. Например, моторное масло 10W-30 возможно использовать при температуре от -20o C до +25o C.

Стандарт ACEA

ACEA — это стандарт, часто встречающийся в странах Европы. Его аббревиатуру можно расшифровать как название организационной структуры “Европейской ассоциации автопроизводителей”. Данный стандарт был введен в 1996 г.

Оцените статью