Графитовая смазка для автомобиля: характеристики и применение
Графитовая смазка и ее использование в узлах автомобиля
Графитовая смазка — неорганическое смазочное вещество, черного или темно-коричневого цвета, обладающее плотной и высоковязкой консистенцией. Внешне напоминает всем известный солидол.
Смазка изготавливается на основе жиров растительного происхождения с использованием нефтяных цилиндровых масляных жидкостей и литиевых или кальциевых мыл, а также графита. В качестве последнего используется графитовый порошок.
В соответствии с ГОСТ 3333-80, по которому она изготовлена, оптимальная температура использования составляет от -20°С до +60°С, однако на самом деле она выдерживает и более критические температуры.
Графитовая смазка широко применяется в промышленности, а также в автомобильном транспорте. В частности, ею мажут рессоры, элементы подвески, тяжелонагруженные подшипники, открытые зубчатые передачи и так далее.
Состав графитовой смазки
В первую очередь необходимо знать, что в технической литературе под понятием «графитовая смазка» могут пониматься различные составы.
Дело в том, что изначально под этим определением понимается неорганическая смазка, для которой в качестве загустителя используют графит, но в широком понимании так называют и смазочные вещества, где графит используется в качестве присадки. Таким образом, под понятием «графитовая смазка» может подразумеваться:
- обычный графитовый порошок, который может использоваться в качестве твердой смазки;
- смазочный материал на основе мыла, в составе которого имеется графит;
- графитовая суспензия в масляном растворе (смазка неорганического типа).
Именно последний состав чаще всего и называют графитовой смазкой и о ней пойдет пойдет речь далее.
Технология ее изготовления подразумевает загущение вязкого органического или синтетического масла, которое получают из нефтепродуктов, кальциевым мылом и графитным порошком.
Другими словами можно сказать, что в классический солидол добавляют графитовый порошок, который и придает смазке ее свойства.
Графитовый порошок, представляющий собой измельченный уголь, сам по себе имеет мягкую консистенцию. Поэтому в составе смазки он заполняет неровности на рабочих поверхностях деталей, снижая таким образом трение.
В настоящее время в продаже можно встретить также медно-графитовую смазку. В ее состав добавлена медная пудра. Она способна выдерживать высокие температуры. Обычно медно-графитовая смазка выпускается в виде аэрозолей. Забегая наперед скажем, что зачастую этот состав наносят на направляющие суппортов. Так можно избежать прикипания тормозных барабанов и/или дисков к фланцам ступиц.
Свойства графитовой смазки
Сам по себе графит хорошо проводит тепло, электричество, не разрушается под воздействием влаги, не подвержен воздействию статического электричества, а также термически устойчив (может выдерживать высокую температуру). Все эти свойства, хоть и в меньшей мере имеет и соответствующий смазочный материал.
Чем хороша графитовая смазка? К ее преимуществам относят:
- химическая стойкость (при нанесении смазки на рабочие поверхности, ее элементы не вступают с ней в химическую реакцию);
- термическая стойкость (не испаряется до температуры +150°С, так как концентрация летучих веществ в ее составе минимальна, при высокой температуре не теряет своих эксплуатационных характеристик);
- защищает рабочие поверхности от воздействия влаги;
- обладает повышенной коллоидной стабильностью;
- взрывобезопасна;
- обладает отличными смазочными свойствами;
- повышает износостойкость, механические показатели и срок эксплуатации механизма, где используется;
- минимизирует количество заеданий;
- не подвержена влиянию масла, то есть, остается на поверхности даже при его наличии;
- графитовая смазка отлично прилипает к любым поверхностям;
- устойчива к статическому электричеству;
- имеет высокие адгезионные и антифрикционные свойства.
Еще одним немаловажным преимуществом графитовой смазки является ее низкая цена при удовлетворительных эксплуатационных характеристиках. Хотя, справедливости ради, нужно отметить, что в настоящее время существует множество других, более совершенных смазочных материалов, которые хотя и дороже стоят, но обладают лучшими показателями.
Однако есть у графитовой смазки и недостатки. В частности, ее нельзя использовать в механизмах с высокой точностью работы, так как твердые примеси, имеющиеся в графите, будут способствовать повышенному износу деталей;
Характеристики
В действующем ГОСТ 3333-80, а также соответствующих технических условиях указаны технические и эксплуатационные характеристики графитовой смазки.
Температурный интервал применения | от -20°С до +60°С (однако допускается применять смазку при температуре ниже -20°С в рессорах и аналогичных устройствах) |
Плотность, г/см³ | 1,4…1,73 |
Температура каплепадения | не ниже +77°С |
Пенетрация при +25°С с перемешиванием (60 двойных тактов) | не менее 250 мм/10 |
Коллоидная стабильность, % выделившегося масла | не более 5 |
Массовая доля воды | не более 3% |
Предел прочности на сдвиг при +50°С | не менее 100 Па (1,0 гс/см²) |
Вязкость при 0°С в среднем градиенте скорости деформации 10 1/с | не более 100 Па•с |
Предел прочности при +20°С, кг/см² | |
на растяжение | 120 |
на сжатие | 270…600 |
Электрическое сопротивление | 5030 ом•см |
Температура, °С | |
разложения | 3290 |
максимально допустимая эксплуатационная | 540 |
средняя допустимая эксплуатационная | 425 |
Продукты окисления смазки | СО, СО2 |
Класс NLGI | 2 |
Обозначение по ГОСТ 23258 | СКа 2/7-г2 |
При работе со смазкой необходимо помнить и соблюдать приведенные ниже правила безопасной эксплуатации графитовой смазки.
При работе со смазкой соблюдайте следующие правила техники безопасности и пожаробезопасности:
- Графитовая смазка взрывобезопасна, температура ее вспышки составляет +210°С.
- При разливе на поверхность смазку следует собрать в емкость, место разлива вытереть насухо ветошью, которую в дальнейшем необходимо поместить в отдельный, желательно металлический, ящик.
- При возникновении пожара применяются основные средства пожаротушения: тонкораспыленная вода, химическая, воздушно-химическая пена, высокократная пена и соответствующие порошковые составы.
Гарантийный срок хранения смазки — пять лет со дня изготовления.
Область применения графитовой смазки очень широка. На производстве ею смазывают:
- рессоры спецтехники;
- тихоходные подшипники;
- открытые и закрытые валы;
- различные зубчатые передачи;
- запорные арматуры;
- подвески в крупногабаритных механизмах, спецтехнике;
- опоры буровых установок.
Теперь вкратце перечислим узлы и механизмы автомобиля, которые можно смазывать этим составом (с учетом некоторых особенностей):
- рулевые шарниры;
- рулевая рейка (в частности, корпус рейки разбирается, и смазывается рабочая шестерня);
- элементы рулевого механизма (исключение составляют те из них, где в качестве смазки используют трансмиссионные масла);
- шаровые опоры;
- противоскрипные шайбы в рессорах;
- пыльники рулевых наконечников и тяг;
- опорные подшипники;
- подшипники поворотных кулаков (для профилактики смазку также набивают в защитный колпак);
- троссовый привод стояночного тормоза;
- автомобильные рессоры;
- на заднеприводных автомобилях ее можно использовать для крестовин карданного вала.
Также графитовую смазку можно использовать в качестве профилактического средства. В частности, ею можно смазывать резьбовые соединения, обыкновенные и автомобильные замки летом и особенно зимой.
Многих автолюбителей также интересует вопрос о том, можно ли «графиткой» смазывать ШРУСы (шарниры равных угловых скоростей). Однозначного ответа в данном случае нет.
Если речь идет о дешевой отечественной смазке, то не стоит рисковать, она может испортить внутренний механизм шарнира.
Если же вы используете импортную дорогую смазку (например, Molykote BR2 plus, Molykote Longterm 2 plus, Castrol LMX и другие материалы, имеющие в своем составе графит), то можно попробовать. Однако помните, что существуют специальные смазки для ШРУСа.
Не забывайте, что графитовая смазка предназначена для работы в тихоходных механизмах, и там, где не требуется большая точность работы.
Стоит отдельно остановиться на вопросе, можно ли смазывать графитовой смазкой клеммы аккумулятора.
Да, ее состав проводит электрический ток, однако возникает риск их перегрева из-за того, что она обладает высоким удельным сопротивлением. Поэтому «графитку» использовать для смазки клемм можно, но нежелательно.
Смазка будет предотвращать поверхность от коррозии. Поэтому для смазки клемм аккумулятора лучше использовать другие средства.
Чем отстирать графитовую смазку
Используя смазочный материал без осторожности запросто можно испачкать себе одежду. А удалить её будет уже не просто, ведь это не только жир, но и графит, который тяжело оттереть. Поэтому возникает очень интересный вопрос: чем можно отстирать или оттереть графитовую смазку.
В интернете существует много различных споров и мнений на этот счет.
Предлагаем вашему мнению несколько средств, которые должны помочь в этом (дело в том, что в каждом отдельном случае могут помочь разные средства, все зависит от степени загрязнения, типа ткани, продолжительности загрязнения, дополнительных примесей и так далее). Итак, вам помогут:
- бензин (лучше 98-й, или чистый авиационный керосин);
- очиститель от смазок (например, «Антипятин»);
- «Сарма гель» для посуды;
- бесконтактный шампунь для мойки автомобиля (аэрозоль побрызгать на загрязнения, после чего попытаться аккуратно оттереть);
- горячий мыльный раствор (если загрязнение не сильное, то можно замочить одежду на некоторое время в растворе из хозяйственного мыла, а потом оттереть вручную);
- «Ваниш» (аналогично, нужно предварительно замочить одежду, и дать ей постоять несколько часов, стирать можно вручную или в стиральной машинке).
Некоторые автовладельцы рекомендуют стирать одежду в стиральной машине при максимальной температуре. Помните, что для некоторых видов тканей это неприемлемо! Они могут потерять структуру, и одежду невозможно будет восстановить. Поэтому читайте, что указано на соответствующем ярлыке на одежде, в частности, при какой температуре изделие можно стирать.
Как сделать графитовую смазку своими руками
Графитная смазка своими руками
В связи с популярностью графитной смазки среди автомастеров, а также простотой ее состава, существует несколько народных методов, с помощью которых можно изготовить это смазочное средство в домашних условиях.
Необходимо взять графитовый порошок, солидол и машинное масло. Их соотношение может быть разным.
Основу составляет жидкое масло, к которому добавляется солидол, а потом и графит (в его качестве можно использовать перетертый грифель карандаша или изношенные щетки электродвигателя или токосъемника).
Далее эту массу необходимо размешать до получения консистенции, похожей на сметану. Вместо машинного масла можно использовать трансмиссионное.
Однако необходимо понимать, что самодельные смеси не будут отвечать заявленному ГОСТу, поэтому такие смазки не будут соответствовать его нормам. Кроме этого, срок хранения самодельных графитовых смазок будет значительно ниже заводской.
Медно-графитовая смазка
Как было указано выше, улучшенным вариантом классической графитовой является медно-графитовая смазка. Из названия ясно что, в ее состав добавлен порошок меди, который значительно улучшает эксплуатационные свойства. К особенностям состава медно-графитовой смазки относят:
- способность работать при высоких температурах (в данном случае четких диапазон указать невозможно, так как на рынке представлены разные составы с разными свойствами, некоторые из них способны работать при температуре около +1000°С и выше, подробности читайте в описании средства);
- способность выдерживать высокие механические нагрузки (аналогично предыдущему пункту);
- повышенный уровень адгезии и липкости;
- полное исключение коррозионных образований на защищаемых поверхностях;
- устойчивость к воздействию масла и влаги;
- в состав смазки не входят свинец, никель и сера.
Таким образом, медно-графитовая смазка отлично защищает рабочие поверхности даже в экстремальных условиях эксплуатации. Зачастую этим средством обрабатывают резьбовые соединения перед тем, как соединить их. Это дает возможность в дальнейшем без проблем открутить соединение.
Читайте также: Датчики (заднего хода, коленвала и другие) на renault megane1 и 2: описание и нюансы замены
Популярные производители
Напоследок вкратце остановимся на некоторых отечественных производителях, выпускающих графитовую смазку. Сразу стоит сказать, что их изделия во многом похожи между собой, поэтому большой разницы, смазочное средство какой торговой марки вы купите, — не имеет большого значения. Отечественная графитовая смазка отвечает ГОСТ 3333-80, поэтому все товары будут приблизительно одинаковы.
По старым советским стандартам графитовая смазка имела обозначение «УСсА».
Итак, на постсоветском пространстве изготовлением графитовой смазки занимаются:
- ООО «Коллоидно-графитовые препараты». Это предприятие изготавливает графитовые смазки для производств. Выполняет поставки оптом.
- Oil Right. По состоянию на осень 2017 года тюбик массой 100 граммов стоит 30 рублей. Каталожный номер товара — 6047.
- ТПК «РадиоТехПайка». Баночка объемом 25 грамм стоит 26 рублей, тюбик массой 100 грамм — 65 рублей, а баночка массой 800 грамм — 260 рублей.
Что касается зарубежных производителей, то их изделия имеют более совершенный состав.
Как правило, кроме графита в состав средств входят современные присадки и элементы, которые повышают их эксплуатационные средства.
В данном случае их описание не имеет смысла, во-первых, потому что выбор необходимо делать на основе стоящей перед потребителем цели, а во-вторых, количество смазок и производителей просто огромно!
Вместо заключения
Графитовая смазка — дешевое и эффективное средство для защиты рабочих поверхностей от коррозии, увеличения эксплуатационных характеристик рабочих пар, а также увеличения их рабочего ресурса.
Однако при ее использовании помните, что смазку нельзя использовать в высокоскоростных механизмах и там, где от рабочих поверхностей требуется высокая точность.
Поэтому используйте ее в упомянутых выше узлах, и при условии своей низкой цены она сослужит вам хорошую службу в защите деталей вашего автомобиля.
Не нашли ответ на свой вопрос?
Спрашивайте в комментариях. Ответим обязательно!
Графитовая смазка: описание,характеристики,производители
Смазывающие свойства графита известны давно: еще в 18 веке его использовали для обеспечения плавной и бесшумной работы механизмов подъемных устройств.
Широкое применение графита в наше время связано с развитием различных отраслей промышленности, включая ядерную энергетику.
Прогресс в области машиностроения обусловил появление большого ассортимента смазочных материалов, в том числе высоковязких и пластичных смазок с добавлением графита.
Графитную смазку изготавливают путем загущения нефтяного масла кальциевым мылом и графитом. Получившимся в результате составом, по внешнему виду напоминающим однородную мазь от темно-коричневого до черного цвета, обрабатывают стальные и медные поверхности, склонные к окислению.
Хорошая связь графитных пленок с окислами металлов (но не с благородными металлами) обусловлена структурными особенностями графита: его молекулы слабо связаны друг с другом, между слоями всегда присутствуют молекулы воды и кислорода.
По этой же причине графит утрачивает свойства хорошего смазочного материала в вакууме.
Графитная смазка — описание
Характеристики графитовой смазки определяются компонентами, из которых она состоит. Состав графитовой смазки (устаревшее название «графитная УСсА») в советское время устанавливал ГОСТ 3333-80.
Упрощенное описание её изготовления выглядит примерно так: синтетическое или органическое вязкое масло (полученное из нефти) загущается добавлением в него кальциевого мыла и графитового порошка. Если максимально упростить – солидол перемешивается с толчёным графитом.
Толченый графит Графит (измельченный уголь), составляющий основу графитовой смазки, способен заполнять микроскопические неровности в деталях, снижая при этом трение.
Применение в составе смазки такого материала, как графит, не случайно – его использовали для уменьшения трения между деталями ещё 300 лет назад.
Графит, как известно – это не что иное, как углерод (уголь), но в более «рыхлом» состоянии, в результате чего он способен заполнить микроскопические неровности в деталях (царапины, раковины, следы от режущего и обрабатывающего инструмента и т.д.). Такое «заглаживание» поверхностей значительно снижает коэффициент трения.
Солидол же обеспечивает жидкостное трение деталей – в общем, работает, как любая другая смазка, но в сочетании с графитом, позволяет последнему удерживаться в зоне трения деталей – валов, шестерён и т.д.
Характеристики
В действующем ГОСТ 3333-80, а также соответствующих технических условиях указаны технические и эксплуатационные характеристики графитовой смазки.
Температурный интервал применения | от -20°С до +60°С (однако допускается применять смазку при температуре ниже -20°С в рессорах и аналогичных устройствах) |
Плотность, г/см³ | 1,4…1,73 |
Температура каплепадения | не ниже +77°С |
Пенетрация при +25°С с перемешиванием (60 двойных тактов) | не менее 250 мм/10 |
Коллоидная стабильность, % выделившегося масла | не более 5 |
Массовая доля воды | не более 3% |
Предел прочности на сдвиг при +50°С | не менее 100 Па (1,0 гс/см²) |
Вязкость при 0°С в среднем градиенте скорости деформации 10 1/с | не более 100 Па•с |
Предел прочности при +20°С, кг/см² | |
на растяжение | 120 |
на сжатие | 270…600 |
Электрическое сопротивление | 5030 ом•см |
Температура, °С | |
разложения | 3290 |
максимально допустимая эксплуатационная | 540 |
средняя допустимая эксплуатационная | 425 |
Продукты окисления смазки | СО, СО2 |
Класс NLGI | 2 |
Обозначение по ГОСТ 23258 | СКа 2/7-г2 |
При работе со смазкой необходимо помнить и соблюдать приведенные ниже правила безопасной эксплуатации графитовой смазки.
При работе со смазкой соблюдайте следующие правила техники безопасности и пожаробезопасности:
- Графитовая смазка взрывобезопасна, температура ее вспышки составляет +210°С.
- При разливе на поверхность смазку следует собрать в емкость, место разлива вытереть насухо ветошью, которую в дальнейшем необходимо поместить в отдельный, желательно металлический, ящик.
- При возникновении пожара применяются основные средства пожаротушения: тонкораспыленная вода, химическая, воздушно-химическая пена, высокократная пена и соответствующие порошковые составы.
Можно ли сделать «графитку» самостоятельно?
Порошок не является дефицитом. Его можно было найти даже 30-40 лет назад. А вот смазка на его основе не всегда была на прилавках магазинов. Поэтому автолюбители добавляли в солидол немного моторного масла (разумеется, минералку), сыпали в емкость графитовую пыль (порошок), затем долго и тщательно размешивали.
Получался самый качественный состав: на основе растительного солидола, без синтетических загустителей.
Характеристики пластичной графитовой смазки:
- Рабочий диапазон температуры окружающего воздуха: от -20℃ до +60℃ (речь идет о продолжительной работе). Допускается кратковременный нагрев до +120℃, однако каплепадение начинается уже при +80℃. При использовании в трущихся частях типа рессор, нижний предел может выходить за рамки -20℃.
- Допустимая массовая доля воды не более 3%, после чего начинает образовываться эмульсия.
- Предел прочности на сдвиг от 100 Па. Температура измерения параметра: +50℃.
- Предел прочности на сжатие: 400 (+/- 200).
- Предел прочности на растяжение: 120.
- Пенетрация более 250 мм/10. Температура измерения: +50℃.
- Электрическое сопротивление не более 5 кОм на см длины.
Свойства графитовой смазки
Сам по себе графит хорошо проводит тепло, электричество, не разрушается под воздействием влаги, не подвержен воздействию статического электричества, а также термически устойчив (может выдерживать высокую температуру). Все эти свойства, хоть и в меньшей мере имеет и соответствующий смазочный материал.
Чем хороша графитовая смазка? К ее преимуществам относят:
- химическая стойкость (при нанесении смазки на рабочие поверхности, ее элементы не вступают с ней в химическую реакцию);
- термическая стойкость (не испаряется до температуры +150°С, так как концентрация летучих веществ в ее составе минимальна, при высокой температуре не теряет своих эксплуатационных характеристик);
- защищает рабочие поверхности от воздействия влаги;
- обладает повышенной коллоидной стабильностью;
- взрывобезопасна;
- обладает отличными смазочными свойствами;
- повышает износостойкость, механические показатели и срок эксплуатации механизма, где используется;
- минимизирует количество заеданий;
- не подвержена влиянию масла, то есть, остается на поверхности даже при его наличии;
- графитовая смазка отлично прилипает к любым поверхностям;
- устойчива к статическому электричеству;
- имеет высокие адгезионные и антифрикционные свойства.
Еще одним немаловажным преимуществом графитовой смазки является ее низкая цена при удовлетворительных эксплуатационных характеристиках. Хотя, справедливости ради, нужно отметить, что в настоящее время существует множество других, более совершенных смазочных материалов, которые хотя и дороже стоят, но обладают лучшими показателями.
Однако есть у графитовой смазки и недостатки. В частности, ее нельзя использовать в механизмах с высокой точностью работы, так как твердые примеси, имеющиеся в графите, будут способствовать повышенному износу деталей;
Где применяется?
Ниже разберем, где используется и для чего предназначена смазка. Сфера применяемости вещества достаточно распространенная. Средство находит свое назначение не только в автомобиле, но и в быту, а также промышленности.
В быту
Расходным веществом смазывают велосипедные цепи, замки, дверные петли квартир, гаражей, а также тросовые приводы тормозных систем. Благодаря густоте смазку можно смешивать с растворителями.
В результате этого вещество попадает в труднодоступные места. После нанесения растворитель испаряется, а смазка остается.
Средство можно использовать в обработке резиновых и пластиковых деталей, а также поверхностей, пропитанных лакокрасочным покрытием.
В производстве
В промышленности смазка нужна для обработки:
- запорной арматуры;
- тихоходных подшипниковых устройств на лентах и промышленных конвейерах;
- подвесок и ходовых частей оборудования, спецтехники, а также крупногабаритных агрегатов;
- открытых либо закрытых валов, шкивов и зубчатых передач;
- рессоров строительной техники и крупногабаритных механизмов;
- долот и буровых агрегатов.
Пользователь Антон КПД Гомель в своем ролике рассказал о разных смазочных средствах, в том числе графитовой смазке.
В автомобиле
Где применяется смазочное вещество в авто:
- обработка рулевых механизмов и узлов, помимо тех, в которых используются трансмиссионные жидкости, поскольку такие продукты обладают высокими противозадирными характеристиками;
- смазывание шаровых опор;
- обеспечение защиты контактов электрической цепи от воздействия коррозии;
- обработка шайб в рессорах.
Автовладельцы часто используют вещество для обработки направляющих суппортов. Если имеется аэрозольное средство, то им можно смазать тормозные диски, барабаны и фланцы ступиц, это позволит предотвратить возможное прикипание материала. Благодаря спрею вещество эффективно попадет в труднодоступное место и обработает поверхность обезжиривающим составом.
При сборке механизмов смазку можно нанести на резьбовую часть деталей, это позволит обеспечить более упрощенное выкручивание винтов и гаек при дальнейшем выполнении ремонтных работ.
Что касается подшипников, то на данный момент при производстве устройств закрытого типа вещество не используется.
Но производители регулярно работают над изготовлением новых составов, поэтому в скором будущем возможно появление на рынке специального средства, предназначенного для подшипниковых деталей. На данный момент для этой цели лучше использовать Литол.
Производители графитовой смазки
На сегодняшний день графитный смазочный материал выпускают почти все изготовители моторных жидкостей:
- Феликс. Производитель предлагает потребителям высокотемпературный продукт, а также средство общего пользования. Разница в том, что первые предназначены для обработки сильно нагруженных поверхностей, а вторые можно использовать в быту.
- Ойлрайт. Продукция этого производителя поступает на рынок в разных упаковках — от 100 грамм до 180 килограмм. Смазка отечественного изготовления позволяет эффективно защитить трущиеся узлы, механизмы машины и предотвратить их разрушение в результате воздействия коррозии.
- Агринол. Средство характеризуется высоким уровнем морозостойкости, хорошо справляется со своими функциями при повышенных нагрузках. Возможно использование для обработки рессоров и других аналогичных механизмов. Вещество Агринол устойчиво к омыванию водой и обладает хорошей адгезией.
- Юкойл. Качественная смазка, предназначенная для использования в высоконагруженных узлах и агрегатах. Своевременная обработка поверхностей этим средством позволит избежать множества проблем.
- VAG. Продукция одного из самых крупных автомобильных производителей. Допускается к применению как в машинах, так и в быту.
Читайте также: Меняем моторное масло в nissan almera classic: инструкции, фото и видео
Проводит ток или нет графитная смазка
На силовых электрических контактах графитка не создаёт дополнительного сопротивления.
При защите электрических соединений она не создаёт дополнительного сопротивления, в отличие от других смазок, поэтому ею можно защищать даже силовые контакты – например, при подсоединении «плюсового» провода к стартеру.
Это очень важный момент – защита контакта плохо проводящим ток покрытием может привести к его нагреву и возгоранию проводки.
Что лучше графитовая или медная смазка?
Эти два состава имеют очень схожие характеристики. Та-же основа, тот же способ введения мелкодисперсного порошка. Так же, как и медная, графитовая смазка проводит ток. Еще одно общее качество: форма выпуска. Есть пластичная паста, менее вязкий гель и аэрозоль.
Однако у медных составов есть неоспоримое преимущество: высокая температурная стабильность. Свойства не меняются даже при кратковременном нагреве до +1000℃. А нормальный диапазон применения предусматривает постоянную температуру до +300℃.
Поэтому медная смазка, в отличие от графитовой, успешно применяется в тормозных суппортах.
Справедливости ради стоит отметить, что медная смазка не так хорошо «держит» высокую нагрузку при давлении трущихся частей. Высокодисперсная медь просто выдавливается вместе с носителем, а частицы графита остаются на поверхности металла, даже при полном высыхании смазывающей основы. При этом, медная смазка существенно дороже графитовой.
Что лучше графитовая смазка или «Литол»?
Если говорить о пластичной консистенции, принципиальной разницы нет. Та же область применения, схожие характеристики. К тому же, многие автолюбители делают «графитку» в том числе из «Литола-24», вводя в нее графитовый порошок. При этом понижается температурный диапазон.
Так зачем это делается? Литол накапливает в себе загрязняющие частицы, графитовая смазка избавляет от этого недостатка. К тому же, сухой компонент «графитки» лучше работает в местах плотного прилегания двух металлических частей.
При высоком давлении, литол может быть вытеснен, вплоть до сухого пятна контакта. А графит остается между деталями трения в любых условиях. Кроме того, если нужна электропроводность, у графита неоспоримое преимущество: «Литол-24» — 100% диэлектрик.
Графитовая смазка и ее применение
С увеличением количества автомобилей состав стал использоваться гораздо активнее, чем во время своего открытия на заре автомобилестроения. Помимо выбора между разными лицензионными марками, существует возможность ее самостоятельного изготовления.
Характеристики смазки
Внешне графитовая смазка напоминает густой крем коричневого или темного цвета.
Характеристики разных типов смазки отличаются, что касается в первую очередь минимальной температуры, при которой она начинает замерзать. В большинстве случаев это происходит при минус 20 градусах по Цельсию.
При достижении этого порогового значения она начинает густеть, в связи с чем в автомобиле увеличивается трение между отдельными элементами.
Существует и другой порог – максимальная положительная температура, которая равна в среднем 70 градусам.
Графитная смазка фирмы Азмол
Необходимо обратить внимание на то, что графитная смазка хорошо контактирует только с металлами, подверженными окислению. В отдельных случаях она может использоваться для обработки благородных металлов.
Такое ее применение является нетипичным и не принесет желаемого результата. Если рассматривать взаимодействие вещества с металлами в автомобиле, то в этом случае уменьшение трения достигается за счет наличия молекул воды между отдельными слоями графита.
Слабая связь элементов уменьшает трение деталей друг с другом, благодаря чему смазка и получила такое широкое распространение в промышленности.
Готовая к использованию графитная смазка
Применение смазки
Впервые вещества на основе нефти были использованы для обработки отдельных частей подъемных устройств. Впоследствии, с развитием техники и появлением новых способов переработки нефти, ее применение стало более активным.
В любом автомобиле значительная часть энергии топлива идет на преодоление силы трения. Помимо того, слишком сильный контакт деталей увеличивает их износ, а соответственно, увеличиваются и расходы на обслуживание машины.
Используя один из представленных на рынке типов смазок, автовладелец снижает расход топлива и износ механизма.
Схема велосипеда, где применяется смазочная смесь
С применением графитной уменьшается трение между листом рессор, а также улучшается движение троса стояночного тормоза.
Помимо того, автомобилисты используют вещество для смазывания петель и улучшения работы радиоприемника.
Последнее достигается смазыванием места контакта – благодаря этому удается отсечь лишние помехи и восстановить прежний уровень приема сигнала.
При отсутствии лицензионных смазывающих материалов иногда бывают использованы их заменители, однако, точка их замерзания зачастую находится выше 20 градусов, что не всегда приемлемо. Поэтому за самостоятельное изготовление смазывающих веществ берутся не все.
Одним из важных условий здесь всегда было соблюдение верной пропорции исходных материалов. Так, на 500 граммов солидола приходится по 100 граммов трансмиссионного масла и графитного порошка. Перед смешиванием солидол необходимо нагреть до 50 градусов.
Нагрев необходим для быстрого растворения в солидоле прочих компонентов.
Видео «Тестирование смазки»
На видео можно увидеть процесс нанесения графитового масла и оценить приносимую им пользу.
Если у вас есть свои варианты способов применения графитовой смазки в автомобиле либо советы по выбору конкретных масел, оставляйте к статье свои отзывы.
Область применения графитовой смазки
Главная » Гараж » Область применения графитовой смазки
Графитная смазка среди остальных смазывающих материалов занимает не последнее место. В номенклатурных документах на производствах данная смазка обозначается ГОСТ-3333-80.
Для производства данного смазывающего материала используются коллоидно-графитные компоненты. В сущности, смазка графитовая – это нефтяное масло, для сгущения которого применяется кальциевое мыло.
Самого графита в ней всего 10%.
Отличительные характеристики смазки графитной
- Защищает смазанные ею детали от ржавчины, так как не подвергается коррозии.
- Не испаряется при Т = +150º (низкая концентрация летучих веществ).
- Обладает повышенной коллоидной стабильностью.
- Концентрация воды в смазке составляет менее 3% (водостойкая).
- Рекомендуемые температурные пределы ее применения – «-30º» – «+120º».
- Взрывобезопасна.
Можно ли смазывать подшипники графитовой смазкой?
Сфера использования графитной смазки
Графит обладает хорошей электро- и теплопроводностью, не боится высоких температур, является антистатичным веществом. Все эти характеристики позволяют его использовать в разнообразных производственных областях.
Молекулы графита слабо притягиваются между собой, но прекрасно соединяются с окисями металлов. Это способствует прекрасной несущей способности пленки, предупреждению фрикционного трения.
Смазка графитная имеет повышенную стойкость к воздействию температур, поэтому прекрасно подходит для защиты металлических деталей, устранения скрипов.
Графитовая смазка согласно ГОСТу применяется в разнообразных тяжелогруженых механизмах, например: рулевое, подвеска.
Смазка чаще используется на тяжелых тихоходных устройствах:
- в рессорах;
- для подвесок тракторов;
- на опорах буровых долот.
Подвеска
Смазка обеспечивает защиту шаровым опорам от преждевременного износа. При нанесении смазывающего материала работа шарнира становится максимально комфортной, выработка существенно уменьшается.
При монтаже подвески смазочный материал используется в резьбовых соединениях, что дает возможность уменьшить коррозию, улучшить их сочленение.
В данном случае можно использовать любую смазку с графитом для опорных подшипников, смонтированных в стойках.
Рулевое управление
Графитная смазка применяется для смазывания подшипников поворотных кулаков. Чтоб увеличить эксплуатационный период подшипников, смазывающий материал дополнительно набивают в защитный колпак.
Графиткой смазывают рулевую рейку (смазкой набивается корпус, смазывается шестерня).
- Графитовую смазку можно использовать также в целях профилактики. К примеру, зимой ей можно обрабатывать обыкновенные замки, в результате чего они не замерзнут, будут хорошо открываться. В состав графитной смазки входят присадки против ржавчины и обледенения.
- Многие автомобилисты используют графитовую смазку для аккумуляторных клемм. На заднеприводных транспортных средствах ее применяют для крестовин кардана, что увеличивает их срок эксплуатации. Для замедления коррозионного процесса смазывающий материал с графитом также используют в резьбовых соединениях.
Современные технические средства сегодня невозможно представить без применения для них различных видов смазочных материалов, которые способствуют продлению эксплуатационного периода различных механизмов. Поэтому применение графитной смазки обусловлено технологически. Именно она помогает замедлить изнашивание самых уязвимых узлов, механизмов транспортного средства.
Графитовая смазка область применения в автомобиле, применение
Автомобиль представляет собой оду из самых сложных технических конструкций. В современных моделях сосредоточены тысячи подвижных частей и конструкций.
Сила трения как постоянное физическое воздействие преследует все эти механизмы на протяжении их работы. Это не только снижает коэффициент полезного действия, но и негативным образом сказывается на износе деталей. Для увеличения эффективности работы некоторых механических узлов автомобиля применяются различные смазочные материалы. Одним из лучших на рынке является графитовая смазка.
Состав
Графитовая смазка представляет собой продукт конечной переработки нефти в виде побочных материалов от перегонки. Некоторые автолюбители, зная точный состав заводских смазок, пытаются (и в некоторых случаях довольно успешно) собственноручно изготовить такой материал.
Для этого необходим графит в чистом порошковом виде, солидол и трансмиссионное масло (моторое масло не подойдет из-за своей вязкости). Эти ингредиенты смешиваются в определенной пропорции, что приводит к появлению графитовой смазки.
Таким способом активно пользовались во времена СССР, когда легче было достать все недостающие компоненты, чем целое изделие.
На видео- область применения в автомобиле графитовой смазки:
Ранее графитовая смазка активно применялась для смазывания рессор автомобилей. Однако от такой технологии постепенно отказались – абсолютное большинство моделей перешло на стойки, поэтому промышленное применение такого рода смазки сократилось.
Использование в современных авто
В автомобиле чаще всего применяют такую смазку для обработки подвижных частей, подверженных коррозии.
Для чего нужна графитовая смазка. По своим свойствам такая смазка хорошо взаимодействует с поверхностью металла защищая таковой от воздействия коррозии (однако применение такого материала как антикоррозионного средства неэффективно ввиду наличия более распространенных и действенных средств).
- Чаще всего графитовую смазку применяют для обработки троса стояночного тормоза автомобиля. В данном случае все полезные свойства графита приходятся «ко двору». Данный элемент в автомобиле постоянно подвергается усиленному воздействию механических повреждений от окружающей среды. Также на трос в сильной степени влияет сила трения, которая со временем приводит с ослабеванию натяжения и выходу элемента из строя. Применение графитовой смазки позволяет продлить жизнь узлу в целом и защитить его от губительного воздействия силы трения.
- Также популярным применением такого вида смазки является нанесение ее на дверные петли автомобиля. Многие машины со временем теряют в ходе эксплуатации заводскую маслянистую пленку и начинают скрипеть. Также побочным свойством является тугой ход дверных петель и соответственно дверь трудно открыть. В данном случае применение графитовой смазки является самым актуальным решением. Надежно защищая петли от появления очагов коррозии смазка уменьшает силу трения позволяя петлям свободно ходить, тем самым облегчая жизнь водителю и пассажирам.
Читайте также: Почему акпп не переключает скорости и как можно решить проблему своими силами?
По своей консистенции такая смазка представляет собой густое желеобразное вещество темного цвета (чаще коричневого или черного). Такой состав обусловлен способом изготовления путем добавления в продукты перегонки нефти графита и других веществ.
Нанесение происходит с помощью кисти, валика или другого инструмента. На приобретение смазкой своих основных свойств необходимо несколько часов. За это время состав успевает затвердеть покрыть толстой пленкой деталь и начать эффективно работать.
Поэтому сразу после нанесения на деталь смазки нежелательно использовать ее по прямому назначению, а подождать некоторое время (не рекомендуется сразу разрабатывать петли открывая и закрывая двери или натягивать трос ручника несколько раз подряд).
Смазка продается в пластмассовых баллонах по весу в кг.
Производители
На рынке присутствует несколько основных производителей данной продукции, которая все еще пользуется определенной популярностью у автолюбителей:
- Азмол (Azmol) – отечественный производитель смазочных материалов. На протяжении многих лет пользуется высокой популярностью и сохраняет лидирующие позиции на рынке графитовых смазок. Продукция отличается стабильно высоким качеством и хорошими антикоррозионными свойствами. Также состав смазки от данного производителя отличается достаточно удобным способом нанесения благодаря полужидкой консистенции. Стоимость продукта зависит от линейки и модели в среднем составляя порядка 800 рублей;
- ST— компания профессионально занимается производством графитовых смазок. Имеет в своем ассортименте несколько производных от основной линейки с различным набором характеристик.
Продукция компании отличается отличными температурными качествами (минимальный порог температуры ограничен 20 градусами ниже 0, максимальный 70 градусами выше 0). Стоимость порядка 700 рублей.
+ Графитной Смазки! — DRIVE2
Что такое графитная смазка и где она применяется
Графитная смазка по составу напоминает солидол и содержит порошок графита. Она изготовляется путем загущения цилиндрового минерального масла или растительных жиров кальциевыми мылами и графитом.
В эксплуатации отличается работоспособностью при температуре -20… +70°С По внешнему виду напоминает однородную мазь от темно-коричневого до черного цвета.
Графитная смазка предназначена для смазки особо нагруженных узлов и механизмов автомобильной техники и промышленного оборудования, в частности, в рессорах, подвесках тракторов и машин, открытых зубчатых передач, опор буровых долот и пр.
Идеальное средство для устранения скрипов и защиты металлов. Графитные смазки не оказывают негативного воздействия на лакокрасочное покрытие, резину и пластмассу.
В повседневной жизни графитную смазку можно использовать в качестве смазочного материала для цепей велосипедов. Правда сама по себе графитная смазка достаточно густая — в цепь просто так не зальешь. Пойдем на хитрость. Надо взять немного графитной смазки, развести с уайт-спиритом. Полученную жидкость капнуть шприцом на цепь.
Уайт-спирит со временем испарится, а густая смазка останется внутри цепи. Причем даже когда сама смазка вырабатывается, остается графит, который сам по себе неплохо скользит. Также есть народные рецепты подготовки графитной смазки для применения в цепях.
Например, можно взять ненужную кастрюлю положить туда графитную смазку и цепь, затем кастрюлю поставить на огонь. графитная смазка станет жидкой и затечет во все нужные места цепи. Потом когда цепь остынет надо убрать излишки смазки, протерев тряпкой. Еще один способ, услышанный автором этих строк, называется «выварка цепи».
Составляется смесь из графитовой смазки или порошка графита, солидола и машинного масла, с консистенцией жидкой сметаны, греется на водяной бане. в смесь добавляется цепь (которую перед этим желательно отчистить тряпкой) и варится 30-60 мин. Звучит убедительно, а сами байкеры поясняют, что графитная смазка состоит не только из графита, но и из смазки.
Вот она и разводится до состояния моторного масла, чтобы можно было залить в цепь, порошок графита сам залезет, а потом растворитель испаряется и остается густая смазка с графитом внутри цепи, а снаружи все насухо вытирается.
При нагреве воздух в зазорах расширяется и выходит наружу, а при последующем охлаждении в кастрюльке вместо него засасывается разогретая смазка. Только этот замечательный метод больше подходит старым цепям и не лучшим образом сказывается на современных о-ринг и х-ринг цепях.
В автомобилях может использоваться для уменьшения трения между листами рессор и смазывания тросового привода стояночного тормоза. Сгодится для дверных петель (ворота гаража).
При отсутствии готовой смазки ее можно изготовить, смешав 0,5 кг слегка нагретого солидола (не выше 50С) со 100 г графитного порошка и 100 г любого трансмиссионного масла.
Недавно для графитной смазки найдено совершенно неожиданное применение — для улучшения работы…радиоприемника. Беда наружных выдвижных автомобильных антенн — «разбалтывание» контактов, что проявляется при движении в виде шороха или треска.
Треск исчезает, если место контакта чуть-чуть смазать графитной смазкой, ведь графит — хороший проводник тока. Для этого нужно слегка смазать основание штыря антенны и несколько раз вдвинуть и выдвинуть его.
В качестве заменителей графитной смазки можно использовать Солидол С, Солидол Ж или Литол-24 с добавлением 10 % графита.
Графитовая смазка
Графитовая смазка – один из наиболее эффективных видов смазочного средства, содержащий в своем составе графит и по консистенции напоминающий обыкновенный солидол.
Именно благодаря содержанию порошка графита средство такого рода используется при достаточно широком диапазоне температур, который может подниматься до +130 °С! Также, благодаря своим уникальным свойствам, такой смазочный материал активно используется в местах, где нагрузка достигает своего пика, например, в особо нагруженных узлах промышленной техники, работающей под большим напряжением, или на высокой скорости, а также в рессорах, подвесках автомобилей, в открытых зубчатых передачах и других подобных механизмах.
Область применения графитовой смазки
Смазочные средства с графитом используются для:
-смазывания движущихся механизмов;
-хорошей притирки металлических деталей;
-защиты деталей от нагара;
Кроме того, графитная смазка может использоваться и для менее специфических деталей.
Ее активно используют в профессиональном и любительском велоспорте для смазывания велосипедных цепей и в картинге – для обработки металлических деталей карта.
Важной особенностью средств с графитовым порошком является то, что они не вступают в химическую реакцию с пластмассой и другими материалами, поэтому не оказывают на них негативного воздействия.
Графитовая смазка, цена на которую совсем не кусается, благодаря простоте процесса изготовления, является одним из лучших вариантов для использования в строительной и сельскохозяйственной технике, а также – при экстремальных условиях работы, особенно тогда, когда температура окружающей среды составляет больше +30 градусов по Цельсию. Кроме того, купить графитовую смазку можно практически везде, в том числе и в нашем магазине divinoloil.ru, так как она не является каким-то особенным и профессиональным видом смазывающего вещества и доступна широкому кругу населения.
В машинах использование смазки с графитом также довольно популярно – она используется для уменьшения силы трения между листами, из которых изготовлены автомобильные рессоры, для смазки тросового привода парковочного тормоза.
Что примечательно, для смазки контактов также может использоваться графитовая смазка.
Применение в автомобиле такого смазочного материала очень распространено, благодаря его универсальности и возможности использования практически для любой детали машины, где необходимы уменьшение силы трения, защита от физических повреждений и химического воздействия.
Наиболее популярной на сегодняшний день разновидностью смазочных средств является графитная смазка Mehrzweckfett Graphitiert от Дивинол – смесь минеральных масел с графитовой составляющей и разнообразными присадками, добавляющими смазке различных свойств типа морозостойкости, антизадирных свойств и т.д. Использование марки Divinol позволено при температуре от -30 градусов до +130°С, как на открытом воздухе, так и в закрытых механизмах, на шестеренках, лебедках, болтах и других деталях, требующих свободного движения.
Благодаря своей универсальности, применение графитной смазки возможно практически во всех сферах нашей жизнедеятельности, этим она и заработала популярность во всем мире.
Кроме того, она показала, что использование густых типов смазочных материалов является гораздо более выгодным, чем использование текучих смазочных масел.
Ее густота позволяет наносить небольшое количество смеси на требуемую деталь, и она остается там очень долго, а благодаря удаленности от жидкого состояния не испаряется даже при сильном нагревании.
Полезный совет: из-за достаточно плотной и густой консистенции смазка графитная не может использоваться для некоторых деталей так же эффективно, как и смазочные масла, которые легко проникают в любые щели.
Но это неудобство легко обойти – нужно всего лишь подогреть смазку, и тогда она станет достаточно жидкой и более удобной для применения.
А еще более эффективным вариантом (особенно для самых мелких и мелкоячеистых деталей, таких как велосипедная цепь) будет проварить требуемую деталь в котелке со смазкой – тогда она точно смажется на все 100 процентов.
Как и любой другой смазочный материал, графитная смазка, характеристики которой не вызывают нареканий, должна иметь большое количество специальных свойств, каждое из которых будет полезно в определенной ситуации и позволит смазке четко выполнять свою работу.
В первую очередь среди ее особенностей стоит выделить, как упоминалось выше, очень широкий рабочий диапазон температур, при которых смазки с графитом максимально хорошо выполняют свои функции.
Кроме того, в зависимости от требований, в смазку могут быть добавлены различные присадки и добавки для придачи дополнительных свойств.
Помимо этого, к смазочным материалам для тяжелонагруженных механизмов применяются особые требования даже на законодательном уровне. Так, смазка графитная ГОСТ 3333-80 должна иметь температуру каплепадения >77 °С,