- Ремонт и замена система отопления и кондиционирования своими руками
- Ремонт, замена и доработка печки «Нивы Шевроле» своими руками
- Устройство системы отопления автомобиля «Нива Шевроле»
- Система отопления без кондиционера
- Система отопления с кондиционером
- Диагностика неисправностей
- Печка не обогревает пространство для ног
- Утечка охлаждающей жидкости
- Печка плохо прогревает воздух
- Ремонт узлов системы отопления
- Замена тросиков управления заслонками
- Замена патрубков отопителя салона
- Замена электродвигателя печки
- Замена блока управления печкой
- Замена радиатора печки
- Видео: замена радиатора печки «Нивы Шевроле»
- Замена крана печки
- Замена блока отопителя целиком
- Доработка системы отопления «Нивы Шевроле»
- Ремонт, обслуживание и замена радиатора кондиционера своими руками
- Назначение и устройство системы кондиционирования
- Основные неисправности
- Заправка радиатора кондиционера
- Виды хладагентов
- Объём заправки
- Оборудование и инструмент для заправки
- Как происходит замена теплоносителя в системе отопления разных отопительных систем
- Причины заполнения и сброса системы
- Запуск отопления многоквартирного дома
- Как запустить открытую гравитационную отопительную систему
- Заполнение и запуск закрытой отопительной системы
- Расчет объема теплоносителя
- Заключение
- Печка Нива Шевроле: устройство системы отопления, замена отопителя, как заменить тросик, блок управления и патрубки своими руками + видео
- Устройство печки автомобиля «Нива Шевроле»
- Без кондиционера
- С кондиционером
- Основные неисправности печки
- Тёплый воздух не поступает в нижнюю часть салона
- Утечка тосола из печки
- Печка плохо греет
- Видео: замена предохранителя печки на «Ниве Шевроле»
- Ремонт отопителя салона
- Замена тросика печки
- Замена блока управления отоплением салона
- Замена патрубков печки
- Видео: демонтаж патрубков печки на «Ниве Шевроле»
- Замена вентилятора печки
- Ремонт вентилятора системы отопления
- Ремонт радиатора печки
- Видео: замена радиатора системы отопления
- Ремонт и замена крана печки
- Демонтаж печки
- Доработка системы отопления «Нивы Шевроле»
- Как своими руками отремонтировать систему отопления в частном доме
- Капитальный и текущий ремонт систем отопления
- Как отремонтировать радиаторы отопления
- Особенности диагностики и ремонта
- Течи в трубах – что делать
- Порядок работ и рекомендации специалистов
- Как действовать при поломке котла
Ремонт и замена система отопления и кондиционирования своими руками
Ремонт, замена и доработка печки «Нивы Шевроле» своими руками
Печка «Нива Шевроле» является одним из наиболее капризных узлов автомобиля. Поэтому знание алгоритма диагностики неисправностей, ремонта и замены отопителя салона, а также доработки системы отопления является актуальным для любого автовладельца, особенно в холодное время года.
Устройство системы отопления автомобиля «Нива Шевроле»
Автомобиль «Нива Шевроле» оснащён системой отопления жидкостного типа, объединённой с радиатором охлаждения двигателя. Такая конструкция, основной функцией которой является обогрев салона, позволяет при необходимости увеличить интенсивность охлаждения мотора. Кроме этого, в комплектациях LC и GLC в систему входит кондиционер.
Система отопления без кондиционера
Большая часть элементов системы отопления находится в салоне автомобиля. Исключениями являются кран печки, встроенный в перегородку моторного отсека, и патрубки, соединяющие отопитель с радиатором охлаждения двигателя.
Система отопления «Нива Шевроле» устроена довольно просто: 1 — вентиляционный воздуховод; 2 — воздуховод обогрева стекла; 3 — промежуточный корпус; 4 — промежуточный воздуховод; 5 — корпус фильтра воздухозаборника; 6 — мотор печки и вентилятор; 7 — центральный салонный дефлектор; 8 — накладка панели контроллера; 9 — фронтальный салонный воздуховод; 10 — задний салонный воздуховод; 11 — воздуховод обогрева ног; 12 — корпус блока отопителя; 13 — боковой салонный дефлектор
Радиатор и заслонки печки объединены в блок, скрытый общим пластиковым корпусом. При необходимости этот узел можно заменить целиком.
Радиатор и заслонки печки объединены в единый блок: 1 — радиатор печки; 2 — левый кожух блока; 3 — рычаг заслонки отопителя; 4 — промежуточный рычаг; 5 — винт; 6 — рамка рычагов; 7 — рычаг заслонки распределения воздушных потоков; 8 — заслонка управления отопителем; 9 — патрубки крана печки; 10 — хомут; 11 — экран патрубков; 12 — кронштейн; 13 — заслонка распределения воздушных потоков; 14 — уплотнитель; 15 — правый кожух блока; 16 — воздуховод обогрева ног; 17 — прокладка радиатора
Охлаждающая жидкость (ОЖ), нагретая двигателем, поступает из радиатора системы охлаждения в радиатор печки через патрубки и кран. Воздух, нагнетаемый вентилятором отопителя, попадает в систему отопления через воздухозаборник, расположенный под ветровым стеклом. В зависимости от положения заслонки воздушный поток идёт либо через радиатор печки, либо прямо в воздуховоды. За распределение потока между воздуховодами отвечает заслонка распределения. Выбор режима работы печки, температуры и направления воздушных потоков производится с помощью блока управления печкой, расположенного на центральной консоли.
Система отопления с кондиционером
Принцип работы печки автомобиля с кондиционером аналогичен описанному выше. Однако её конструкция существенно отличается. Вместо промежуточного корпуса отопителя установлен испаритель кондиционера, скрытый пластиковым кожухом. При включении кондиционера воздух подаётся в салон через испаритель с помощью заслонки.
Конструкция печки автомобиля с кондиционером несколько отличается: 1 — корпус отопителя; 2 — подводящий патрубок радиатора печки; 3 — отводящий патрубок радиатора печки; 4 — корпус испарителя; 5 — отводящий патрубок испарителя; 6 — подводящий патрубок испарителя; 7 — корпус электромотора печки; 8 — трос управления заслонкой подачи воздуха
Диагностика неисправностей
Печка «Нивы Шевроле» является одним из наиболее проблемных узлов автомобиля. Для проведения качественного ремонта в первую очередь необходимо разобраться в причинах и выявить неисправный элемент системы.
Печка не обогревает пространство для ног
Причин того, что печка не направляет воздух в ноги, может быть несколько. Сначала следует выяснить, правильно ли включается этот режим. Из-за конструктивных особенностей системы заслонок направление воздуха в ноги осуществляется следующим образом:
- Прогрейте двигатель.
- Установите четвёртую скорость вращения вентилятора печки.
- Установите переключатель режимов отопителя в верхнее вертикальное положение.
- Переключите контроллер режимов на одно положение влево.
После этого воздух должен начать поступать в ноги. Если этого не произошло, процедуру следует повторить ещё несколько раз. Если же режим так и не включился, следует проверить следующие узлы:
- электродвигатель печки (если он неисправен, печка работать не будет);
- радиатор и патрубки печки на предмет утечки ОЖ;
- заслонку, распределяющую воздушные потоки;
- всю систему воздуховодов на предмет герметичности.
Утечка охлаждающей жидкости
При утечке тосола из системы охлаждения без видимых подтёков на радиаторе и патрубках необходимо обратить внимание на состояние системы отопления. Основными признаками утечки ОЖ через печку являются:
- снижение эффективности обогрева;
- запах ОЖ при работе печки;
- лужи антифриза на ковриках и под ними;
- маслянистый налёт на внутренней стороне стёкол.
Обычно утечка происходит через радиатор отопителя. Чтобы убедиться в этом, необходимо снять нижнюю часть центральной консоли. При обнаружении следов влаги в области корпуса печки рекомендуется заменить радиатор.
При обнаружении утечки ОЖ через радиатор печки его следует заменить
Перед заменой радиатора печки следует проверить герметичность патрубков печки и мест их соединений.
Печка плохо прогревает воздух
Часто печка недостаточно эффективно прогревает салон. Из дефлекторов вместо горячего поступает слегка тёплый или даже прохладный воздух. Обычно это происходит по следующим причинам:
- недостаточный уровень ОЖ в системе;
- выход из строя заслонки управления печкой или обрыв тросика её привода.
Таким образом, при диагностике неисправности сначала проверяют уровень ОЖ в системе охлаждения. Если он недостаточный, начинают искать места утечек.
Если печка не может растопить наледь на ветровом стекле, она неисправна
Если с количеством тосола всё в порядке, а печка не реагирует на изменение положения регулятора температуры, неисправна заслонка.
Ремонт узлов системы отопления
Несмотря на довольно сложное устройство системы отопления автомобиля «Нива Шевроле», большую часть проблем можно решить самостоятельно. При грамотно проведённой диагностике это не составит большого труда.
Замена тросиков управления заслонками
Тросики управления заслонками выходят из строя довольно часто. Обычно повреждённой оказывается оплётка троса, что приводит к необходимости замены всей детали. Приобрести подходящие тросики можно практически в любом магазине автозапчастей.
При выборе нового тросика печки следует обращать внимание на его длину
Для замены тросиков потребуются лишь отвёртки с плоским и крестообразным лезвиями. Процесс замены осуществляется следующим образом:
- Снимите боковую панель нижней части центральной консоли. Она находится под рулём справа от педального узла и закреплена саморезами.
- В образовавшейся нише вы обнаружите два тросика. Открутите все доступные винты их крепления.В нише под консолью находятся нижние крепления тросиков заслонок
- Снимите ручки переключателя блока управления печкой. Затем, открутив четыре винта, снимите и сам блок.
- Отсоедините оставшиеся крепления тросиков.
- Установите новые тросики. Соедините их с блоком управления и заслонками.
Замена патрубков отопителя салона
Для замены шлангов печки понадобятся следующие инструменты:
- крестообразная отвёртка с длинным лезвием;
- длинная плоская отвёртка или монтировка с приплюснутым концом;
- трещотка с удлинителем и набор шестигранных головок.
Перед демонтажем необходимо слить ОЖ, открутив крышку сливного отверстия в нижней части радиатора системы охлаждения. Для этого потребуется ёмкость объёмом не менее 10 литров, так как в охлаждающей системе «Нивы Шевроле» в нормальном режиме содержится около 9 литров антифриза.
После слива ОЖ можно приступать к замене патрубков в следующем порядке:
- Откройте капот и ослабьте хомуты патрубков печки, находящихся в районе перегородки моторного отсека.Патрубки в моторном отсеке соединены со шлангами системы охлаждения с помощью хомутов
- С помощью плоской отвёртки или монтировки снимите патрубки с контура системы охлаждения.
- Снимите нижнюю часть передней панели напротив пассажирского сиденья. Откроется доступ к соединению шлангов с радиатором.Шланги печки протянуты через разъём в перегородке моторного отсека
- Ослабьте хомуты крепления и отсоедините внутренние патрубки.
- Извлеките шланги и замените их на новые.Патрубки печки обычно продаются без хомутов
- Соедините новые шланги с системой охлаждения со стороны моторного отсека и с радиатором печки в салоне.
- Залейте ОЖ через расширительный бачок.
- Включите зажигание и печку. Проверьте соединения на предмет утечек.
Замена электродвигателя печки
Моторчик печки «Нивы Шевроле» можно снять, не разбирая полностью переднюю панель. Достаточно снять нижнюю накладку панели в районе бардачка с помощью крестообразной и плоской отвёрток. Первая нужна для выкручивания винтов крепления, а вторая — для того, чтобы поддеть и извлечь сам узел.
Снимается электродвигатель отопителя салона следующим образом:
- Отсоедините клеммы от аккумулятора.
- Снимите бардачок и нижнюю накладку передней панели в районе пространства для ног переднего пассажира.Для снятия левой нижней части передней панели нужно демонтировать бардачок
- Демонтируйте воздуховод пространства для ног пассажира, закреплённый шурупами и пластиковыми защёлками.
- Отсоедините провода питания электродвигателя, обеспечив к нему доступ.
- Открутите три самореза крепления электродвигателя к крыльчатке.Электродвигатель прикреплен к крыльчатке тремя саморезами
- Плоской отвёрткой отделите моторчик от крыльчатки и извлеките его.Отсоединить моторчик от крыльчатки можно с помощью плоской отвертки
Замена блока управления печкой
Замена блока управления печкой требует особой внимательности и аккуратности, так как пластиковые детали легко повредить.
Внешний блок управления печкой включает в себя три вращающихся контроллера и один ползунок
Демонтаж осуществляется в следующем порядке:
- Во избежание короткого замыкания и удара током отсоедините клемы от аккумулятора.
- Очень осторожно потяните на себя и снимите каждую из ручек переключения режимов печки.
- Демонтируйте рычаг управления рециркуляцией воздуха, аккуратно поддев его плоской отвёрткой.
- С помощью той же отвёртки снимите декоративную панель контроллера.Под декоративной панелью блока управления печкой находятся лампочки подсветки
- Открутив два шурупа крепления, извлеките блок управления.Вынимать блок управления печкой следует очень аккуратно, чтобы не повредить тросики и проводку
- Отсоедините от контроллера все провода. При наличии кондиционера дополнительно отключите шланги вакуумного выключателя.
- Установите и подключите в обратном порядке новый блок управления.
Замена радиатора печки
Радиатор печки на «Ниве Шевроле» расположен внутри центрального блока системы отопления салона. Для его демонтажа необходимо снять всю переднюю панель и рамку, на которой она установлена.
Для замены радиатора нужно разобрать практически всю переднюю часть салона
После разборки передней панели и снятия её каркаса будет обеспечен доступ к блоку отопителя, внутри которого находится радиатор.
Перед его демонтажем необходимо слить охлаждающую жидкость, а после этого отсоединить патрубки. После этого снять радиатор печки будет довольно просто. Монтаж нового радиатора и снятых ранее узлов производится в обратном порядке.
Перед сборкой передней панели следует залить антифрияз. Это позволит проверить качество соединения шлангов.
Видео: замена радиатора печки «Нивы Шевроле»
Замена крана печки
Кран печки «Нивы Шевроле» отличается от большинства отечественных автомобилей. Его конструкция представляет собой заслонку, управляемую тросиком.
Открутив боковую панель центральной консоли, появится доступ к крану печки и тросику его привода
Добраться до троса можно через нишу для ног водителя. Сами же патрубки крана вмонтированы в перегородку моторного отсека.
Трубки крана печки устанавливаются на перегородку между моторным отсеком и салоном
Для демонтажа экрана патрубков крана печки необходимо отсоединить шланги с внутренней и внешней сторон, предварительно слив ОЖ. После этого откручиваются два винта крепления и экран снимается.
Замена блока отопителя целиком
В центральный блок отопителя входят заслонки и тросики их привода, радиатор печки и внутренние патрубки. При неисправности сразу нескольких узлов целесообразно поменять весь блок целиком. Это потребует демонтажа передней панели, центральной консоли и кронштейнов, на которых они держатся. Пошагово процесс выглядит следующим образом:
- Обесточьте автомобиль, сняв клеммы с аккумулятора.
- Слейте антифриз.
- Демонтируйте блок управления печкой, отсоединив от него все провода и тросики. Если есть магнитола, снимите и её.
- Снимите бардачок.
- Отсоедините облицовку тоннеля КПП. Её можно не снимать полностью, а лишь приподнять, открутив два самореза с водительской и пассажирской сторон.
- Снимите руль, облицовку рулевой колонки и открутите винты крепления передней панели. Снимая торпеду, промаркируйте все провода, чтобы в дальнейшем было проще присоединить их на свои места.Без снятия всей передней панели при демонтаже блока отопителя можно повредить некоторые элементы кондиционера и самой печки
- Снимите каркас передней панели, присоединённый к кузову винтами.Корпус отопителя невозможно снять без демонтажа каркаса передней панели
- За каркасом вы обнаружите кожух блока отопителя, соединённый с промежуточным корпусом печки или с секцией испарителя на авто с кондиционером. Открутите кожух.
- Извлеките блок отопителя.
Читайте также: Что делать, если ваз 21099 при торможении скрипит: советы, фото и видео
Установка нового блока производится в обратной последовательности.
Доработка системы отопления «Нивы Шевроле»
Учитывая конструктивные недоработки системы отопления «Нивы Шевроле», многие автовладельцы модернизируют печку своими руками. Наиболее распространённой целью подобного тюнинга является улучшение подачи воздуха в область ног водителя и переднего пассажира. Для этого устанавливают дополнительные воздуховоды и корректируют форму планки привода заслонок. Для такой доработки потребуется:
- две пластиковые трубки (сантехнические или кабель-каналы);
- две пластиковые муфты, соответствующие внутренним диаметром внешнему диаметру трубок;
- тонкая листовая пластмасса (нарезанная пластиковая карта);
- суперклей;
- напильник;
- дрель и набор пильных коронок;
- отвёртки;
- канцелярский нож.
Работать с пластиком корпуса отопителя необходимо очень осторожно, так как он довольно хрупкий. Действия выполняются в следующем порядке:
- Подберите трубки, подходящие на роль дополнительных воздуховодов.В качестве дополнительных воздуховодов можно использовать сантехнические трубки
- Снимите с обеих сторон боковые накладки на центральную консоль.
- Снимите планку привода заслонок, находящуюся на левой боковине отопителя.
- Расточите верхний изогнутый проём планки примерно на 2 миллиметра.
- Нижний изогнутый проём необходимо уменьшить на 2 миллиметра, наклеив пластмассовые пластины.Нарастить нижнюю направляющую прорезь можно склеенными обрезками пластиковой карты
- С помощью дрели и пильных коронок, совпадающих по диаметру с внешним диаметром муфты, просверлите в корпусе отопителя два отверстия, нижние края которых должны быть на 10 миллиметров выше заводских воздуховодов.Отверстия в корпусе печки следует сверлить очень аккуратно
- В высверленные проёмы вставьте и закрепите муфты. При этом можно использовать санитарный герметик.Пластиковая муфта обеспечит надёжную фиксацию трубки нового воздуховода
- Вставьте в муфты и закрепите трубки новых воздуховодов.
- Установите модернизированную планку управления заслонками. Перед её закреплением важно правильно выставить сами заслонки.
- Проверьте эффективность обдува ног при разных режимах работы печки.
В результате выполненных действий интенсивность подачи тёплого воздуха в нижнюю часть салона должна заметно возрасти.
Таким образом, ремонт и замену большинства элементов системы отопления «Нивы Шевроле» можно осуществить самостоятельно. Доработать печку и устранить её конструктивные недостатки также можно своими руками. Для этого потребуется минимальный набор инструментов и тщательное следование рекомендациям специалистов.
Ремонт, обслуживание и замена радиатора кондиционера своими руками
Радиатор кондиционера (конденсор) является центральным элементом системы кондиционирования любого современного автомобиля. Диагностика его неисправностей, обслуживание, ремонт и замена вышедшего из строя радиатора по силам практически любому автолюбителю.
Назначение и устройство системы кондиционирования
Большинство современных автомобилей оборудованы системой кондиционирования (СК) воздуха, которая представляет собой комплекс устройств, создающих и поддерживающих в салоне транспортного средства комфортный микроклимат. Если кондиционер отсутствует, его можно установить как дополнительную опцию.
СК выполняет следующие основные задачи:
- охлаждение воздуха, циркулирующего в салоне авто, до комфортной для водителя и пассажиров температуры;
- предотвращение запотевания лобового и боковых стёкол машины;
- поддержание в салоне оптимального уровня влажности;
- предотвращение проникновения в салон выхлопных газов и запахов с улицы.
СК, как и любой другой узел авто, необходимо поддерживать в работоспособном состоянии. С этой целью следует периодически проводить её техническое обслуживание, а в отдельных случаях — и ремонт. Кроме этого, через определённые промежутки времени требуется дозаправка кондиционера хладагентом, функции которого выполняет фреон.
Любая СК состоит из следующих основных элементов:
- радиатор системы кондиционирования (конденсор);
- ресивер-осушитель;
- расширительный клапан;
- испаритель;
- датчик давления;
- компрессор.
Радиатор кондиционера (РК) состоит из множества сверхтонких каналов, благодаря которым оптимизируется теплоотдача и происходит конденсация хладагента. Чаще всего он изготовлен из алюминия, однако могут использоваться и другие сплавы.
В радиаторе происходит переход фреона из газообразного состояния в жидкое, то есть его конденсация. Принудительная циркуляция хладагента, в процессе которой происходит теплоотдача, происходит с помощью насоса компрессора.
Радиатор кондицинера обычно изготавливается из алюминия
Для повышения эффективности обдува РК может быть оборудован дополнительными вентиляторами, установленными перед ним. Радиатор является довольно уязвимым узлом, подверженным механическим повреждениям и коррозии.
Принцип действия РК основан на физико-химических свойствах фреона и состоит в следующем:
- Фреон принудительно циркулирует по замкнутому герметичному контуру системы кондиционирования.
- Газообразный фреон сжимается компрессором, и его температура существенно повышается.
- Компрессор направляет кипящий газообразный фреон под давлением в РК.
- В РК фреон охлаждается и конденсируется.
- Жидкий фреон направляется в контур высокого давления к расширительному клапану.
- Фреон распыляется и направляется в испаритель.
- Жидкий фреон испаряется, благодаря чему происходит охлаждение салона.
- Холодный газ направляется в компрессор по контуру низкого давления.
- Процесс повторяется.
СК состоит из герметичных замкнутых контуров с высоким и низким давлением
Основные неисправности
Для поддержания работоспособности СК необходимо:
- своевременно проводить ремонт и обслуживание её составляющих;
- периодически проверять её герметичность;
- дозаправлять РК при необходимости хладагентом (фреоном).
В процессе эксплуатации возможна утечка фреона. Нормальным считается снижение его количества в системе не более, чем на 15% в год. Специалисты рекомендуют заправлять кондиционер каждые три года. В автомобилях с большим пробегом дозаправку следует делать чаще. Технология этого процесса для всех автомобилей практически одинаковая.
Утечка фреона из СК возможна по следующим причинам:
- негерметичность соединений в магистралях СК;Все соединения в системе кондиционирования должны быть герметичными и надёжными
- механические повреждения трубок системы;Повреждённые трубки СК могут привести к утечке фреона
- коррозия или механические повреждения РК.Пробоины в радиаторе кондиционера приводят к полной утечке фреона и выходу из строя СК
Заправка радиатора кондиционера
При необходимости РК радиатор кондиционера можно заправить самостоятельно. Перед этим следует проверить систему на предмет утечки фреона и устранить обнаруженные неисправности как в радиаторе, так и в трубопроводах.
Виды хладагентов
Ранее автокондиционеры заправлялись фреоном марки R-12. Однако с середины 1992 года R-12 был запрещён по причине негативного влияния на озоновый слой. Поэтому с 1992 года стали использовать фреон R-134а.
Фреон R12 применяется в качестве хладагента лишь в старых автомобилях
Проблема марки фреона актуальна лишь для автомобилей, изготовленных на рубеже 1992/93 годов, так как автопроизводители не сразу стали использовать R-134а. В этом случае следует посмотреть на наклейку с внутренней стороны капота, на которой указан тип хладагента. Кроме этого, фреон R-134а заправляется через штуцер большего диаметра.
Объём заправки
Количество необходимого для СК фреона также указано на наклейке с внутренней стороны капота.
Рекомендуется в радиатор кондиционера заправлять указанное количество фреона
Если такая наклейка отсутствует, необходимую информацию можно получить у дилера или найти в интернете. Отечественные автомобили, как правило, оснащаются кондиционерами с количеством фреона от 750 до 1000 г.
Жидкость для заправки содержит не только фреон, но и специальное масло для смазки рабочих частей компрессора
Оборудование и инструмент для заправки
Перед заправкой необходимо проверить давление в СК. Для этого потребуется:
- метрологическая станция (МС);
- набор шлангов;
- переходник с краном для подключения баллона с фреоном к СК;Для соединения баллона с фреоном и кондиционера используется специальный переходник
- фреон (R-12 или R-134а) в специальном баллоне.
Как происходит замена теплоносителя в системе отопления разных отопительных систем
При обустройстве отопительной системы и ее ремонте рано или поздно возникает необходимость заполнения контура теплоносителем. Кроме того, порой приходится выполнять и обратную операцию, т.е. сливать теплоноситель.
Ситуации возникают разные, и существует ряд факторов, в зависимости от которых заполнение системы водой может выполняться по-разному.
О том, как выполняется замена теплоносителя в системе отопления, и пойдет речь в этой статье.
Причины заполнения и сброса системы
В первую очередь нужно разобраться, в каких ситуациях возникает необходимость слива теплоносителя из отопительного контура. Первый случай очевиден – систему нужно опустошать перед проведением ремонтных работ. Отопление полностью сбрасывается при необходимости ремонта и замены запорной арматуры, а также плановых и аварийных замен участков магистрального трубопровода.
Второй случай – это сброс системы на все лето и последующая замена теплоносителя. Вся проблема в том, что уплотнительные прокладки, расположенные между секциями чугунных радиаторов, в какой-то момент полностью теряют эластичность. При наличии горячей воды в радиаторе секции увеличиваются в размере и давят на прокладки, но когда температура падает, из-за уменьшения давления начинается течь.
Конечно, это явление не возникает сразу – течь возникает через несколько лет после ввода батарей в эксплуатацию. Бороться с этим в большинстве случаев не получается, поскольку протекать начинает не один радиатор, а почти все отопительные приборы, подключенные к системе. Для избавления от этой проблемы вода из системы сливается сразу после окончания отопительного сезона.
У такого решения есть ряд недостатков:
- Когда будет выполнена заливка теплоносителя в систему отопления, придется избавляться от воздуха, попавшего в контур. Обычно эту операцию выполняют жильцы верхних этажей, но при их отсутствии устранить воздушные пробки будет невозможно. При наличии нижнего розлива эта проблема решается путем перевода стояка в режим сброса, но в остальных случаях решить проблему будет сложно.
- Вывести всю влагу из отопительного контура невозможно, а в сочетании с воздухом она многократно ускоряет процесс коррозии батарей. Очевидно, что все это приводит к уменьшению срока службы отопительных приборов и всей системы.
Чтобы разобраться, зачем нужно постоянное заполнение теплоносителем закрытой системы отопления частных домов, стоит отталкиваться от двух факторов:
- Материал изготовления труб и батарей. Если в системе используются элементы из черного металла, то сливать контур надолго крайне нежелательно. Другое дело, если в доме установлены алюминиевые радиаторы и полимерные трубы – эти материалы совершенно не поддаются воздействию коррозии, поэтому отсутствие теплоносителя в системе никак им не повредит.
- Суммарный объем теплоносителя в системе. Сливать воду из системы, имеющей большой объем, попросту невыгодно – в частных домах за воду приходится платить по счетчику. Впрочем, этот фактор редко оказывается решающим, поскольку в большинстве случаев требуемый для отопления объем теплоносителя не настолько велик, чтобы его влияние на затраты стало заметным.
Запуск отопления многоквартирного дома
В многоэтажном доме с нижним розливом отопительная система запускается следующим образом:
- При закрытой подаче и закрытом сбросе на обратке открывается сброс подающего трубопровода;
- Задвижка обратного трубопровода очень плавно открывается. Резкое открытие задвижки с большой вероятностью приведет к гидроудару, который способен серьезно повредить радиаторы, вплоть до разрыва;
- Через некоторое время из сброса пойдет вода без воздуха. Когда это произошло, сброс закрывается, а задвижка подающего трубопровода открывается;
- Остается стравить воздух из всех участков системы, где имеется такая возможность.
Как запустить открытую гравитационную отопительную систему
С открытыми системами особых сложностей не возникает.
Заполнение системы отопления теплоносителем в данном случае выполняется очень просто: достаточно залить определенное количество воды прямо в расширительный бак.
Читайте также: Самые экономные автомобили по расходу топлива в россии или автомобили с низким расходом топлива на 7 мест
Когда вода покажется на дне бака, нужно прекратить ее заливание. Чрезмерно усердствовать с количеством воды не стоит – при тепловом расширении ее излишки выльются через бачок.
Заполнение и запуск закрытой отопительной системы
Система отопления с принудительной циркуляцией теплоносителя имеет пару ключевых особенностей:
- При работе системы, оборудованной отопительным котлом и циркуляционным насосом, всегда возникает давление, превышающее атмосферное.
- Перед вводом системы в эксплуатацию система проходит опрессовку, при которой величина давления превышает рабочую в полтора раза. Опрессовка особенно важна для теплых полов, которые укладываются в стяжку.
Перед тем, как заливать теплоноситель в закрытую систему отопления, нужно учесть эти факторы и продумать технологию проведения работ.
В зданиях с центральным водоснабжением проблема с опрессовкой решается очень простым способом. Для этого отопление соединяется с водоснабжением посредством перемычки и заполняется с постоянным отслеживанием давления по манометру. Когда система опрессована и проверена на предмет герметичности, излишки воды сливаются через вентиль или воздушный клапан.
Совсем иное дело, если вода в отопительный контур заливается вручную, или же если в качестве теплоносителя используются различные варианты незамерзающих составов.
Перед тем, как залить теплоноситель в закрытую систему отопления, в большинстве случаев достаточно взять насос, позволяющий залить теплоноситель и опрессовать контур.
Подключение насоса осуществляется посредством вентиля, который перекрывается при достижении необходимого давления.
Впрочем, заполнение системы можно провести и без насоса. Для нагнетания 1,5 атмосфер в системе можно воспользоваться тем фактом, что данная величина соответствует 15 метрам водяного столба.
Учитывая это знание перед тем, как заполнить теплоносителем закрытую систему отопления, можно решить проблему простейшим способом – подключить к вентилю сброса армированный шланг, поднять его на высоту 15 метров и заполнить водой.
Замена теплоносителя в системе отопления загородного дома может выполняться при помощи расширительного бачка. Данный элемент предназначен для приема избытка жидкости при температурном расширении.
Мембранный бак представляет собой конструкцию, в которой имеется две полости, разделенные подвижной мембраной. Одна часть бака принимает теплоноситель, а во второй находится воздух.
Также любой бак оснащается ниппелем, при помощи которого можно поднять или снизить давление воздуха.
Заполнение отопительной системы водой при помощи бака осуществляется так:
- Сначала из бака полностью убирается весь воздух, для чего нужно попросту выкрутить ниппель. Давление в стандартных баках составляет 1,5 атмосферы.
- В систему заливается вода. Полностью заполнять бак не требуется – объем воздуха должен составлять около 1/10 от суммарного объема теплоносителя в системе.
- Воздух в бак накачивается любым ручным насосом. Давление отслеживается постоянно по манометру.
Расчет объема теплоносителя
Жильцам многоквартирных домов знать об объеме теплоносителя в системе необязательно, а вот в частных домах это знание очень важно:
- Во-первых, расширительный бачок подбирается в зависимости от объема отопительной системы. Превышение необходимых размеров ничем особенным не грозит, а вот слишком маленький бак приведет к постоянному переливанию теплоносителя, и его придется регулярно доливать.
- Во-вторых, в загородных домах поддерживать стабильный температурный режим отопления очень трудно, а при использовании твердотопливных котлов – невозможно. Оставить же отопительную систему в заполненном состоянии при морозах нельзя, поэтому единственным решением проблемы будут незамерзающие теплоносители. Поскольку их стоимость напрямую зависит от объема теплоносителя, то и объем системы нужно знать.
Определить объем отопительной системы, не используя сложные методики расчетов и нормативные документы, можно двумя способами:
- Первый способ возможен в том случае, если перед тем, как заправить систему отопления закрытого типа, устанавливается соединение с водоснабжением через перемычку. Полностью опустошенный контур (без теплоносителя и воздуха) заполняется водой при закрытых кранах и вентилях. Количество воды, потраченной на заполнение отопительной системы, можно будет определить по счетчику, установленному на систему водоснабжения.
- Второй способ заключается в том, чтобы сбросить систему через соответствующий клапан, и подставить под выливающуюся воду любую емкость, объем которой известен. При таком измерении объема теплоносителя нужно открыть воздушники на каждом отопительном приборе, чтобы вода в них не осталась и не привела к погрешности измерений.
Заключение
Данная статья отвечает на вопрос о том, как провести своими руками заполнение системы отопления теплоносителем. Эта задача не отличается сложностью, поэтому, имея представление о технологии выполнения работ, вполне можно выполнить их своими руками с минимумом оборудования.
Печка Нива Шевроле: устройство системы отопления, замена отопителя, как заменить тросик, блок управления и патрубки своими руками + видео
Печка является центральным элементом системы отопления салона любого автомобиля. Любая её неисправность, особенно в холодное время года, приводит к весьма неприятным ощущениям. Хорошо работающая печка является залогом комфортного климата в салоне автомобиля.
Устройство печки автомобиля «Нива Шевроле»
Автомобиль «Нива Шевроле» оснащён отопителем жидкостного типа. Он обеспечивает подачу тёплого воздуха в салон и охлаждение двигателя, перегрев которого может привести к печальным последствиям и дорогостоящему ремонту.
Без кондиционера
Система отопления «Нивы Шевроле» состоит из следующих элементов:
- вентиляционный воздуховод;
- воздуховод обогрева лобового стекла;
- промежуточный корпус;
- фильтр воздухозаборника;
- вентилятор;
- воздуховод обогрева салона;
- воздуховод обогрева ног;
- радиатор отопителя.
Интенсивность подачи горячего воздуха регулируется с помощью заслонок. Система воздуховодов распределяет поток тепла на различные участки салона: ветровое стекло, боковые стёкла, ноги, двери и пр. Кроме этого, имеется четырёхскоростной переключатель подачи воздуха.
Система отопления салона автомобиля «Нива Шевроле», где 1 — воздуховод бокового дефлектора; 2 — воздуховод ветрового стекла; 3 — промежуточный корпус; 4 — промежуточный воздуховод; 5 — корпус фильтра очистки наружного воздуха; 6 — корпус вентилятора системы отопления и вентиляции; 7 — центральный дефлектор; 8 — воздуховод обдува ног переднего пассажира; 9 — облицовка блоков управления; 10 — передний воздуховод обдува ног пассажиров заднего сиденья; 11 — задний воздуховод обдува ног пассажиров заднего сиденья; 12 — отопитель в сборе; 13 — воздуховод обдува ног водителя; 14 — боковой дефлектор
С кондиционером
Система кондиционирования позволяет регулировать температуру и влажность воздуха в салоне.
Перед включением кондиционера запускается включается вентилятор отопителя, а рукоятка регулятора температуры устанавливается на минимум. Практически вся система кондиционирования расположена в подкапотном пространстве.
В салон между отопителем и электромотором выведен лишь испаритель, обеспечивающий теплообмен между поступающим воздухом и хладагентом.
Схема отопителя и кондиционера, где 1 — корпус отопителя; 2 — подводящий патрубок радиатора отопителя; 3 — отводящий патрубок радиатора отопителя; 4 — корпус испарителя кондиционера; 5 — отводящий патрубок испарителя; 6 — подводящий патрубок испарителя; 7 — корпус вентилятора; 8 — трос управления заслонкой подачи внешнего воздуха
Хладагент при движении по трубкам испарителя поглощает тепло и переходит в газообразное состояние. Рёбра испарителя охлаждаются, и холодный воздух вентилятором направляется в салон и снижает температуру.
Газообразный хладагент из компрессора под давлением поступает в конденсатор, охлаждается и переходит в жидкое состояние.
После этого жидкость подаётся в ресивер, а из него — в редуктор испарителя, где снова переходит в газообразное состояние. Начинается новый цикл.
Основные неисправности печки
Неисправности печки могут быть самыми разными. Наиболее часто причиной выхода её из строя является:
- неисправность крана отопителя;
- повреждение патрубков радиатора;
- выход из строя добавочного резистора;
- повреждение радиатора;
- неполадки блока управления.
В результате любой из перечисленных ситуаций печка перестаёт работать в штатном режиме.
Тёплый воздух не поступает в нижнюю часть салона
Перед началом ремонта печки следует проверить температуру охлаждающей жидкости (ОЖ). Возможно, проблема не в отопителе салона, а в системе охлаждения. Если же двигатель прогревается до рабочей температуры (90˚С), то причину неисправности следует искать в печке.
С помощью регуляторов положения заслонок тёплый воздцх направляется в разные части салона
Сначала следует отрегулировать заслонки. Для подачи горячего воздуха в ноги следует выполнить следующие действия.
- Двигатель прогревается до того момента, когда тёплый воздух можно будет ощутить рукой.
- Переключатель скоростей вентилятора отопителя устанавливается в положение 4.
- Ручка направления обдува поворачивается в положение «12 часов» и сразу возвращается на «10 часов». Воздух должен начать поступать в нижнюю часть салона.
- Если результат не достигнут, процедура повторяется.
Такая последовательность действий обусловлена погрешностями сборки. Из-за зазоров и люфтов создаются помехи распределению воздуха и установке заслонки в нужное положение с первого раза. Если после выполненных действий тепло в ноги так и не поступает, требуется доработка системы отопления.
Утечка тосола из печки
У автомобилей с пробегом из печки часто начинает течь ОЖ. Причиной этого обычно является износ патрубков или неисправность крана печки. Так как тосол циркулирует под давлением, все соединения должны быть герметичными.
Однако в процессе длительной эксплуатации шланги и прокладки теряют свою эластичность и лопаются. После осмотра системы отопления и обнаружения места утечки изношенная деталь меняется на новую.
При ремонте не следует использовать хомуты китайского производства по причине их низкого качества.
Из-за потери эластичности патрубки печки со временем трескаются и пропускают тосол
ОЖ может вытекать и из самого радиатора отопителя. В этом случае его придётся заменить на новый.
Печка плохо греет
Для диагностики неисправности включают зажигание, запускают печку и пробуют изменить интенсивность подачи воздуха. Если на первых трёх скоростях воздух не подаётся или подаётся холодным, причиной этого является неисправный резистор, который нужно заменить.
Причиной невозможности переключить скорости является выход из строя резистора
Если резистор исправен, диагностика продолжается. Проверяют уровень ОЖ. Если он низкий, антифриз доливают до нормы и проверяют через несколько дней. Если уровень заметно снизился, следует обратить внимание на шланги и патрубки, износ которых обычно и является причиной утечки ОЖ.
Одной из причин плохого обогрева салона отопителем может быть низкий уровень ОЖ в системе
При неисправности блока управления его придётся демонтировать. Ремонт блока в домашних условиях возможен только при наличии соответствующего инструмента — проще обратиться в автосервис. Другой причиной остановки печки может стать забитый пылью салонный фильтр. В этом случае нагрузка на электродвигатель увеличивается, что, в свою очередь, приводит к выходу из строя предохранителя печки.
Видео: замена предохранителя печки на «Ниве Шевроле»
Тёплый воздух также может плохо поступать или совсем не поступать в салон из-за загрязнения системы отопления. Её в этом случае следует промыть. Это актуально при покупке и эксплуатации подержанных автомобилей.
Ремонт отопителя салона
Печка в «Ниве Шевроле» считается одним из наиболее надёжных узлов автомобиля. Однако и она может иногда выйти из строя.
Замена тросика печки
Иногда не удаётся изменить положение заслонки печки. Причиной этого является обрыв тросика. Для его замены потребуется стандартный набор инструментов и налобный фонарик. Замена тросика осуществляется следующим образом.
- Сиденье водителя отодвигается назад.
- С панели управления заслонками снимаются ручки и откручиваются саморезы.
- Панель демонтируется с левой стороны в месте расположения ног водителя. Для доступа к тросику потребуется снять механизм управления отопителем
- Снимаются защёлки крепления тросиков.
- Демонтируется механизм заслонки рециркуляции, и тросик вынимается.
- Устанавливается новый тросик. Каждый его конец должен быть закручен в кольцо и надёжно зафиксирован. С помощью тросика изменяется поожение заслонки подачи воздуха
- Сборка осуществляется в обратном порядке.
- Проверяется работоспособность механизма.
Замена блока управления отоплением салона
Неисправный блок управления тоже может стать причиной некорректной работы системы отопления салона. Его демонтаж, необходимый при ремонте или замене, предполагает следующий порядок действий.
- От аккумулятора отсоединяется минусовая клемма.
- Демонтируются все ручки с механизма управления отопителем. Для этого их нужно аккуратно потянуть на себя. Демонтируются все ручки с механизма управления отопителем
- Плоской отвёрткой снимается рычаг циркуляции воздуха. Плоской отвёрткой снимается рычаг циркуляции воздуха
- Отвёрткой поддевается и затем снимается облицовка блока. Отвёрткой поддевается и затем снимается облицовка блока
- Под облицовкой крестообразной отвёрткой отворачиваются два самореза. Под облицовкой отворачиваются два самореза
- Вынимается блок управления.
- Снимается разъём с проводами, идущими к переключателю скоростей.
- Отсоединяется колодка проводов, обеспечивающих подсветку блока. С блока управления снимается разъем с проводами
- При наличии кондиционера отсоединяются все шланги, идущие от вакуумного выключателя.
- Отвёрткой снимается скоба, удерживающая оплётку тросика заслонки, и другие аналогичные элементы.
- От блока управления отсоединяются все тяги.
- Новое или отремонтированное устройство устанавливается в обратном порядке.
Читайте также: Руководство по ремонту subaru forester
После демонтажа блок управления ремонтируют или меняют на новый
Замена патрубков печки
Если обнаружилась утечка ОЖ, патрубки вместе с хомутами следует заменить. Работы выполняются в следующей последовательности:
- Из системы сливается ОЖ.
- Выкручиваются саморезы крепления бардачка, он снимается.
- Крестообразной отвёрткой откручивается хомут нижнего патрубка. Шланг снимается аккуратно — тосол не должен попасть на открытые участки кожи. Если возникают затруднения, патрубок следует покрутить вокруг своей оси.
- Аналогичным образом снимается второго патрубок.
- Устанавливаются и затягиваются хомутами новые шланги. При утечке тосола патрубки печки меняются на новые
Видео: демонтаж патрубков печки на «Ниве Шевроле»
Замена вентилятора печки
Если вентилятор не включается или при его включении появляются посторонние шумы, то, скорее всего, неисправен электродвигатель.
Перед снятием электродвигателя печки нужно убедиться в его неисправности
Наиболее часто встречаются следующие причины его выхода из строя:
- Отсутствие напряжение на электродвигателе из-за плохого контакта.
- Видимые повреждения проводов электродвигателя из-за перетирания.
- Выход из строя предохранителя вентилятора на 25 А, расположенного в блоке предохранителей под номером F18.
- Выход из строя одного из резисторов, проявляющийся в виде отсутствия одного из режимов скоростей.
- Отсутствие зажигания.
- Выработка якоря и щёток электродвигателя в результате длительной непрерывной эксплуатации.
При неисправности элктродвигателя потребуется его демонтаж
В любой из перечисленных ситуаций электродвигатель потребуется снять.
Ремонт вентилятора системы отопления
Для диагностики неисправности электромотор подключается напрямую к аккумулятору. Если он заработал, проблему следует искать в другом месте. В противном случае электродвигатель снимается для ремонта или замены. Он расположен под панелью бардачка в салоне. После демонтажа электромотор разбирают и осматривают.
Электромотор отопителя может не работать из-за внутренних загрязнений
Конструкция электромотора довольно проста. Причиной его остановки могут быть загрязнения, выработка якоря, втулок или щёток.
Причиной выхода из строя электродвигателя может стать выработка щеток или якоря
Электродвигатель чистится и устанавливается на место или меняется на новый.
Ремонт радиатора печки
Основные признаки неисправности радиатора печки следующие:
- под ковриком на полу со стороны водителя скапливается ОЖ;
- в салоне присутствует запах ОЖ;
- при обогреве на стёклах образуется жирная плёнка, которую не удаётся смыть водой;
- печка плохо обогревает салон;
- снижается уровень ОЖ в расширительном бачке.
Утечка ОЖ из радиатора печки должна быть немедленно устранена
При обнаружении любого из признаков проводится диагностика печки, по результатам которой принимается решение о ремонте или замене радиатора. Чаще автовладельцы устанавливают новый радиатор. При этом система полностью освобождается от ОЖ.
При выходе из строя радиатора печки обычно производится его замена
Замена радиатора на автомобиле с кондиционером — довольно сложный процесс, требующий специального оборудования и соответствующих навыков.
Видео: замена радиатора системы отопления
Ремонт и замена крана печки
Необходимость в ремонте крана печки возникает при появлении течи или невозможности закрыть или открыть его полностью. Дело в том, что летом кран закрыт, и его элементы прикипают друг к другу. При попытке его отвернуть кран ломается. Обычно его меняют на новый.
При выходе из строя кран печки меняется на новый
Замена крана производится следующим образом:
- На остывшем двигателе при полностью открытом кране печки сливается ОЖ.
- Снимается тяговый тросик и бардачок. Для снятия тягового тросика рожковым ключом ослабляются гайки
- Ослабляются и снимаются хомуты крепления патрубков.
- Кран снимается.
При замене рекомендуют устанавливать керамический кран с увеличенным сроком службы. Стоимость такого изделия находится в пределах 900 руб.
Демонтаж печки
Печку демонтируют следующим образом.
- С аккумулятора снимается минусовая клемма.
- Снимают приборную панель, выполняя те же действия, что и при замене блока управления.
- Откручиваются винты крепления печки к поперечине панели приборов.
- Печка вытаскивается из места установки.
Снять печку с автомобиля «Нива Шевроле» довольно просто
Доработка системы отопления «Нивы Шевроле»
При снижении интенсивности подачи в салон воздуха, нагретого отопителем, возникает необходимость доработки системы отопления. Связано это с погрешностями сборки системы. Основной проблемой является отсутствие герметичности в воздуховодах и заслонках. Это приводит к некорректному распределению тёплого воздуха по салону. Доработка производится следующим образом.
- Демонтируется кожух рулевой колонки и консоль со стороны водителя.
- Со стороны отопителя снимается плашка, задающая направление подачи воздуха. В доработке нуждается плашка, расположенная со стороны отопителя
- Прорезь в верхней части плашки делается прямолинейной при сохранении начальной и конечной точек. Для придания нужной траектории движения заслонки к плашке можно приклеить пластиковую карточку. Для придания нужной траектории движения заслонки к плашке можно приклеить пластиковую карточку
- Жёстко крепится нижняя заслонка, отвечающая за подачу воздуха в ноги. Для этого вырезается самодельный кронштейн. Последним этапом доработки печки является жесткая фиксация нижней заслонки
В результате тёплый воздух будет распределяться по салону строго в соответствии с положением регулятора направления потока.
Таким образом, обеспечить комфортный микроклимат в салоне автомобиля «Нива Шевроле» под силу даже неискушённому автолюбителю. Для этого нужно лишь строго следовать инструкциям и рекомендациям профессионалов.
Как своими руками отремонтировать систему отопления в частном доме
Отопление – самая затратная статья расходов при проживании в частном доме. Монтаж, обслуживание, эксплуатация систем обходятся очень дорого. Срок службы труб и приборов отопления довольно велик, но не бесконечен.
Рано или поздно какие-то элементы системы выходят из строя. Можно вызвать специалистов или самостоятельно сделать ремонт отопления в частном доме.
В нем нет ничего особенно сложного, поэтому имеет смысл рассмотреть основные типы неисправностей и обдумать, как решить проблему с минимальными денежными затратами.
Схематическое изображение системы отопления в частном доме
Капитальный и текущий ремонт систем отопления
Текущий ремонт – это починка и замена изношенных элементов систем. Как правило, это устранение протечек, мелкий ремонт котлов и т.д. Такое мероприятие обычно не требует длительной остановки работы всей системы и обходится в небольшие суммы. В капитальном ремонте возникает необходимость в периоды капремонтов и реконструкции зданий, в случаях износа всех или многих деталей и узлов:
- замена котла, печи или теплоаккумулятора;
- полная или частичная замена труб отопления;
- установка новых радиаторов или систем теплого пола.
Потребность в капремонте возникает нечасто, иногда системы служат по нескольку десятилетий без серьезных поломок. Частота замены и переоборудования системы зависит от качества отопительных приборов и труб, которые выбирают владельцы для конкретных зданий. Поэтому при выборе стоит обращать внимание на продукцию фирм с хорошей репутацией и на технические характеристики моделей.
Замена изношенных радиаторов отопления на более современные и теплоэффективные
Как отремонтировать радиаторы отопления
Причин поломок батарей бывает несколько:
- радиаторы изначально некачественные или плохо смонтированы;
- низкокачественный теплоноситель и жесткие условия эксплуатации батарей (например, высокое рабочее давление);
- коррозия, появление налета на стыках радиаторов и труб;
- износ межсекционных прокладок и/или резьбовых ниппелей.
Бывает, что причин, по которым потекли батареи, несколько, и они связаны с «преклонным возрастом» приборов отопления. В этом случае частичные ремонты станут бесконечным и бессмысленным занятием. Лучше один раз потратиться на приобретение нового оборудование, чем постоянно латать старое. Если же батареи еще относительно новые, то следует установить точное место протечки и ликвидировать ее.
Если батареи потекли не впервые, замена – насущная необходимость
Особенности диагностики и ремонта
Чаще всего место течи очевидно, но бывает, что его сложно установить. Простой способ: проведите сухой белой салфеткой по участку батареи, где предполагаете неисправность. В зоне, где влага пропитала салфетку, находится течь. Если и так не получилось найти, то необходимо выключить систему, снять радиатор и погрузить в ванну с водой. Где пойдут пузырьки воздуха – там и течет.
Завершив диагностику, подготовьте инструменты для ремонта:
- замазку или сварочный аппарат;
- герметик;
- тонкий стальной трос;
- белила;
- металлический хомут, болты и гайки к нему;
- небольшое количество бензина;
- клеенку и тряпку для защиты пола от влаги.
- Зачистите место течи до металла, тщательно промойте бензином.
- Обработайте замазкой: нанесите состав на полоску ткани и намотайте на стык в 2-3 слоя.
- Установите хомут на замазку и зафиксируйте болтами. Загерметизируйте, дождитесь высыхания всех материалов и подкрасьте.
Иногда возникает необходимость в промывке батарей
Течи в трубах – что делать
Причины появления протечек в трубах – те же, что и в радиаторах: износ «от старости», химически агрессивный теплоноситель, скачки давления, нарушение герметичности на стыках.
Обычно отремонтировать или заменить трубу несложно, но если разводка скрытая, то проблемы действительно могут возникнуть.
Именно поэтому при скрытом монтаже обязательно предусматривают возможность свободного доступа к коммуникациям.
Так выглядит труба, разорванная гидроударом
Порядок работ и рекомендации специалистов
Для срочного ремонта нужно остановить работу системы: отключить котел, насосы, перекрыть все вентили, слить воду. Чтобы устранить протечку, понадобится хомут с уплотнителем. Далее следует действовать так:
- Разберите соединение.
- Нанесите слой подмотки.
- Установите хомут.
Если труба стальная, и течь образовалась не на стыке, а на теле трубы, придется использовать сварку. При ремонте медных изделий тоже используют сварку, но этот процесс сложнее, поэтому придется обратиться к специалисту.
Альтернатива сварке – капиллярная пайка. К сожалению, она не всегда оказывается эффективной, и труба снова дает течь. Если это происходит повторно, замените поврежденный участок. Это потребует меньше сил, нервов и денег, чем новый ремонт изношенного металла. Трубы из металлопластика не ремонтируют, а сразу заменяют.
Срочный ремонт трубы с использованием подручных средств – схема
Как действовать при поломке котла
Специалисты настоятельно не рекомендуют самостоятельно чинить отопительные котлы. Этим должны заниматься профессионалы, т.к. халатная или неумелая работа может привести к непредсказуемым последствиям. После установки котла сохраните инструкцию по эксплуатации. В ней четко написано, что и как владелец может сделать сам:
- отрегулировать температуру;
- включить подачу газа;
- удалить воздух.
Остальные работы доверьте людям, которые хорошо разбираются в отопительной технике. Не рискуйте жизнью и имуществом.
Конструкционные особенности отопительных котлов
Если с ремонтом труб и радиаторов больших проблем не возникает, все можно сделать своими руками, то котлы и циркуляционные насосы лучше не пытаться чинить самостоятельно. Неисправный котел пожароопасен, а насосы зачастую «не выживают» после вмешательства дилетантов в их работу. Для ремонта этих элементов систем отопления вызывайте мастеров.