- В аккумуляторе замерз электролит, причины и что делать
- Замерз электролит в аккумуляторе, что делать?
- Может ли замерзнуть электролит в аккумуляторе
- Почему замерзает аккумулятор зимой
- Зарядка замерзшего аккумулятора
- Признаки, когда замерзает одна банка в аккумуляторе
- Как предотвратить условия, когда аккумулятор замерзает
- Почему замерзает электролит в аккумуляторе автомобиля
- Снижение плотности электролита
- Как не допустить замерзание электролита
- Видео: Замерз аккумулятор автомобиля. Почему? Что делать? Просто о сложном
- Заключение
- Почему замерзает аккумулятор в автомобиле и что с этим делать
- Причины замерзания электролита
- Как спасать замерзшую батарею
- Зарядка размороженной АКБ
- Как предупредить замерзание электролита в АКБ
- Заключение
- Что делать, когда замёрз аккумулятор и причины этого явления
- Причины замерзания аккумулятора
- Что делать, если замёрз аккумулятор автомобиля?
- Что делать, чтобы не замёрз электролит в аккумуляторе?
- Опрос
- Замерз электролит в аккумуляторе — почему и что делать
- Почему замерзает электролит в АКБ
- Таблица замерзания электролита
- Реанимация аккумулятора
- Профилактика замерзания электролита в аккумуляторе
В аккумуляторе замерз электролит, причины и что делать
Даже в средней полосе России зимой нередки морозные ночи. Что делать, когда в аккумуляторе замерзает зимой электролит? Не всегда прибор безнадежно испорчен.
В начале, когда жидкость замерзла не полностью, еще можно спасти аккумулятор от деформации, вызванной увеличением объема льда.
Причины замерзания электролита, предупреждение проблемы и способы реанимации батареи должен знать каждый автолюбитель.
Замерз электролит в аккумуляторе, что делать?
Самое неприятное, что может ждать владельца авто зимним утром, не открывается дверь в салон, не заводится машина. Оказывается, замерз электролит в аккумуляторе, он сел. Такое случается при низком заряде АКБ. Если с вечера автомобиль оставлен с малым зарядом аккумулятора, который за ночь еще сядет – жди беды.
Признаками того, что аккумулятор замерз, служат выпуклые стенки корпуса, покрытые инеем. Что делать, если в стужу замерз аккумулятор в машине?Чтобы добиться полного промораживания банок нужно постараться:
- оставить разряженный старенький аккумулятор на морозе на сутки и больше;
- создать большую утечку тока в цепи, которая станет причиной, когда даже новый аккумулятор замерзнет, посадив заряд на ноль;
- обеспечить длительный простой машины с аккумулятором на морозе.
АКБ предназначены для работы при температуре от +60 до – 40 градусов, но при этом должны соблюдаться условия, от которых зависит работоспособность батареи.
Что делать, если случилась авария, замерз аккумулятор? Самой грубой ошибкой считается подключение прибора к заряднику тотчас. Возможно, произошла внутренняя деформация пластин и сепаратора, появились трещины в корпусе.
Все зависит, до какой степени промерз электролита в авто аккумуляторе.
- извлечь аккумулятор из автомобиля;
- произвести наружный осмотр на наличие трещин, подтеков;
- поместить аккумулятор в эмалированную посуду и оставить, пока лед растает, бока «сдуются», иней на корпусе сойдет;
- при отсутствии явных признаков деформации замерзшего аккумулятора, его можно заряжать по особому графику.
Прежде нужно удостовериться с помощью лакмусовой бумажки, что влага на корпусе безвредна. Не покраснела ли индикаторная полоска? Микротрещины могут быть незаметными глазу, но электролит их найдет. Если аккумулятор с крышками, возьмите пробу электролита на прозрачность.
Если по каким либо причинам замерзший аккумулятор необходимо быстро реанимировать, как его зарядить? Для того чтобы ускорить таяние можно включить тепловую пушку, но нельзя замерзший аккумулятор сразу помещать в горячую воду. Можно поместить корпус в прохладную среду и поднимать температуру, постепенно подливая воду. Делать это нужно в эмалированной посуде и защитной одежде.
Предлагаем посмотреть видео, где специалист объясняет, что делать, если замерз аккумулятор.
Может ли замерзнуть электролит в аккумуляторе
Чистая вода замерзает при 0 0 С. В растворах солей и кислот температура замерзания зависит от концентрации и вида вещества. В аккумуляторах в качестве электролита используется раствор серной кислоты. От его концентрации зависит накопление энергии в элементах, и при какой температуре происходит замерзание жидкости.
Для того чтобы вода в аккумуляторе замерзла до состояния монолитного куска льда необходимо его полностью разрядить, охладить до температуры окружающей среды. Расширяющийся лед порвет корпус, банки вздуются, пластины изогнутся. Можно ли ставить на зарядку глубоко замерзший аккумулятор? Нет. Деформированный прибор годится только на утилизацию.
Почему замерзает аккумулятор зимой
В любом аккумуляторе идет непрерывная окислительно-восстановительная реакция. Когда прибор разряжается, на его пластинах оседает нерастворимый осадок сульфата свинца. И тогда электролит становится менее концентрированным.
Если это происходит зимой, возникают условия для замерзания электролита в аккумуляторе. Вот почему на зиму устанавливают новый АКБ, без признаков сульфатирования и следят за уровнем заряда.
Предлагаемая таблица реально показывает состояние прибора, в зависимости от плотности электролита
Все больше автолюбителей пользуются одноразовыми кальциевыми батареями. Их герметичность не позволяет проверить состояние электролита. Значит, контроль следует вести по напряжению разомкнутой цепи. Если замерзли банки в кальциевом аккумуляторе, его следует разморозить в щадящих условиях, подзарядить и протестировать. Зачастую такой прибор не восстанавливается.
Физико-химические процессы всегда происходят в отведенных параметрах. Если замерз аккумулятор автомобиля, значит, нарушены условия эксплуатации. Почему замерзает электролит – его концентрация ниже точки образования кристаллов.
Аккумулятор замерзает зимой, так как летом температура окружающего воздуха больше -7 0, самой низкой концентрации электролита, соответствующей плотности 1,11 г/см3.
Может ли аккумулятор замерзнуть весной или осенью? Может, если создать соответствующие условия для разрушения устройства.
Зарядка замерзшего аккумулятора
После того как вода, которая замерзла внутри корпуса аккумулятора растаяла, видимых деформаций и утечек не обнаружено, его нужно реанимировать. При этом соблюдаются щадящие условия.
Как нужно заряжать замерзший аккумулятор автомобиля? Специалисты советуют использовать только автоматическое зарядное устройство. Именно этот инструмент может обеспечить полный заряд батареи.
На первом этапе используется импульсный ток, который снимет сульфатный осадок с пластин. Основная зарядка проводится бережно, используется 5 % зарядного тока от емкости батареи. Так, АКБ на 60 А должна подзаряжаться током 3 А в течение 8-10 часов.
В дальнейшем сила тока еще понижается, и зарядка доводится до нормы 12,6 В.
Если есть возможность, необходимо убедиться что электролит прозрачный, без признаков осыпания пластин. Мутная жидкость свидетельствет о присутствии внутренних изменений. В банках возможно короткое замыкание, пластины осыпаются. Аккумулятор не пригоден к дальнейшей эксплуатации.
Давать излишний заряд аккумулятору, который только что замерз, не следует. В дальнейшем, на морозе батарея может создать новые проблемы, для летней эксплуатации годится.
Признаки, когда замерзает одна банка в аккумуляторе
Итак, установлено, замерзли все банки в авто аккумуляторе. Что делать? Необходимо дождаться, когда пройдет оттаивание и зарядка аккумулятора.
При полной зарядке всех элементов общий заряд аккумулятора составит 12,6 В. При этом каждая, из соединенных последовательно банок дает 2,1 В. Заряд 10,5 В? Не работает один элемент.
И это является поводом для признания аккумулятора негодным по причине замерзания.
Определить в автомобильном аккумуляторе с пробками, какая именно батарея пришла в негодность от того, что замерзла, можно ареометром. Плотность электролита в бракованной банке будет намного ниже, чем в других. У вас есть выбор, заменить негодную банку или утилизировать батарею.
Как предотвратить условия, когда аккумулятор замерзает
Подготовка автомобиля к работе в зимних условиях связана с утеплением тем или иным способом АКБ. Это важно для автомобилей с малым пробегом и частыми длительными стоянками. Для зимы нужно использовать электролит большей плотности, который замерзает при более низкой температуре. В северной местности актуально купить зимний аккумулятор с емкостью на 20% больше стандартной.
Более частые замеры утечек в бортовой системе, проверка работоспособности генератора, заботливое отношение к АКБ позволят даже в сильный мороз заводить авто с легкостью.
Почему замерзает электролит в аккумуляторе автомобиля
С наступлением зимы автовладелец может обнаружить, что морозным утром автомобиль не заводится, а дальнейшее исследование покажет, что в аккумуляторе замерз электролит.
Такое может случиться и не в самый сильный мороз, хотя при минимальной плотности с завода 1,27 г/см³ замерзание электролита происходит при температуре около -68 С°, а такие условия встречаются редко.
Чтобы не попасть в такую ситуацию, необходимо знать причины, по которым электролит может замерзнуть в аккумуляторной батарее.
Снижение плотности электролита
Проблеме замерзания электролита подвержены свинцово-кислотные аккумуляторные батареи, которые устанавливают на большинство современных автомобилей с двигателем внутреннего сгорания. В них используется жидкий электролит, вода в котором и превращается в лед при низких температурах.
В новом аккумуляторе плотность электролита находится в пределах 1,27-1,30 г/см³, чего вполне достаточно для наших климатических условий. Зависимость температуры замерзания от плотности электролита можно увидеть в таблице:
Из таблицы видно, что с увеличением плотности снижается температура, при которой электролит замерзает. Но данная зависимость не является пропорциональной, поскольку при избыточной плотности 1,40 г/см³, температура замерзания скачкообразно повышается. При этом среда в аккумуляторе становится более агрессивной, а это приводит к его ускоренному износу.
Откуда же берется низкая плотность электролита в АКБ? Большинство автолюбителей винят в этом производителя, поэтому пытаются сдать аккумулятор назад, требуя гарантийной замены. Но такие случаи встречаются редко и чаще всего проблема неправильном обслуживании аккумулятора.
Дело в том, что продавец предлагает полностью заряженный аккумулятор, а это значит, что плотность его электролита находится в допустимых пределах, и он не может замерзнуть на обычных морозах.
Читайте также: Как снять и заменить противотуманки на lada kalina: установка противотуманных фар по схеме
Но при его разрядке часть кислотного компонента оседает на пластинах в виде сульфатов, соответственно, плотность электролита уменьшается, а это приводит к повышению температуры, при которой он может замерзнуть.
При этом прослеживается простая закономерность, если у электролита снижена плотность, значит, АКБ разряжена и его нужно зарядить. Большой ошибкой при этом будет доливка электролита, поскольку, повысив морозостойкость, мы никак не улучшаем электротехнические свойства батареи.
Отсюда делаем вывод: если в аккумуляторной батарее появился лед, значит, она была разряжена и ее нужно немедленно зарядить.
Важно знать, что, если АКБ слегка разряжается в теплое время года и плотность электролита при этом снижается, обнаружить это без замера плотности невозможно, поскольку она спокойно запускает двигатель, справляясь со своей непосредственной задачей. При наступлении же морозов батарея может замерзнуть в лед.
Как не допустить замерзание электролита
Чтобы не стать жертвой замерзшего аккумулятора, необходимо провести определенные операции, которые позволят отследить его состояние. Прежде всего, периодически нужно проверять заряд аккумулятора при помощи мультиметра. Заряженный аккумулятор будет выдавать приблизительно 12,6-12,7 вольт при заглушенном моторе.
При выходе из автомобиля недопустимо оставлять включенными габариты и нужно закрывать двери авто, поскольку горящая лампочка-индикатор, сигнализирующая о незапертой двери может разрядить аккумулятор в течение нескольких суток при длительной стоянке, и этом случае при сильных морозах в аккумуляторе может образоваться лед.
Чтобы не допустить преждевременной разрядки, перед зимой аккумулятор необходимо обслужить. Первое — тщательно вымыть его корпус, поскольку осевшая пыль и грязь проводит электрический ток, а это уменьшает заряд. Если есть доступ к банкам аккумулятора, нужно проверить плотность электролита. Далее нужно полностью зарядить АКБ, после чего установить его в автомобиль.
Если в результате неправильной эксплуатации в АКБ образовался лед, подкуривать его нельзя. Батарею нужно снять с машины, отогреть в теплом помещении и полностью зарядить.
Известно, что при замерзании жидкость расширяется, поэтому лед, образовавшийся в банках, может разорвать корпус аккумулятора, замкнуть или повредить цепи внутри.
Поскольку такие поломки не относятся к гарантийным случаям, такую батарею никто заменять не будет.
После проведения поточного обслуживания и установки аккумулятора, необходимо проверить утечку тока, что позволит избежать преждевременной разрядки.
Не нужно допускать длительных простоев автомобиля, даже если планируется длительная стоянка, автомобиль желательно заводить и прогревать, чтобы аккумулятор подзаряжался.
Если это невозможно, специалисты советуют отключить минусовую клемму АКБ, чтобы разорвать цепь аккумулятора и воспрепятствовать его разрядке. Если планируется оставить автомобиль на всю зиму, аккумуляторную батарею нужно снять, зарядить и поместить в сухое прохладное место, например, в погреб.
Видео: Замерз аккумулятор автомобиля. Почему? Что делать? Просто о сложном
Заключение
Чтобы не допустить ситуации, когда электролит замерзает в банках аккумулятора, достаточно тщательно следить за его состоянием.
Даже лучшие аккумуляторы не смогут выдержать неправильной эксплуатации, работать без дополнительного ухода и подзарядки при необходимости.
Важно периодически тестировать состояние установленной на машину АКБ, что позволит существенно продлить срок ее эксплуатации и избежать ненужных финансовых трат.
Почему замерзает аккумулятор в автомобиле и что с этим делать
Причины замерзания электролита АКБ и способы профилактики, методы спасения замерзшей батареи, ее зарядка. Видео об утеплении аккумулятора зимой.
Замерзание происходит при минусовых температурах, а сам аккумулятор при этом выходит из строя.
Какие АКБ больше подвержены замерзанию? Чаще с проблемой сталкиваются автовладельцы, в машины которых установлены обслуживаемые аккумуляторные батареи. Замерзнуть электролит может как в старом аккумуляторе, срок службы которого скоро подойдет к концу, так и в совершенно новом.
Причины замерзания электролита
Что представляет собой электролит? Это растворенная в воде серная кислота. Соотношение в процентах: кислоты – 35%, воды – 65%. Полностью заряженная АКБ может выдерживать температуры до -40 градусов С. Когда аккумулятор постепенно разряжается, кислота переходит в сульфат свинца, оседая на пластинах аккумулятора. Поэтому, когда заряд батареи падает, плотность электролита снижается.
В полностью разряженной батарее плотность составляет 1,11 г/см3. При такой плотности электролит замерзает, когда температура достигает -7 градусов по С. Следовательно, достаточно небольшого морозца, чтобы разряженная полностью батарея замерзла. При этом в полностью заряженной АКБ плотность электролита составляет 1,27 г/см3.
Встречаются аккумуляторы, у которых электролит имеет плотность 1,20-1,22 г/см3 в состоянии полной зарядки. При этом в процессе эксплуатации водителю приходится часто делать короткие пробеги с частыми запусками двигателя.
Зимой включено гораздо больше приборов, чем в теплое время года: работает печка, сиденья и руль с подогревом, навигатор, сигнализация и прочее. Как следствие, батарея разряжается.
Если оставить машину на несколько дней стоять на улице даже в легкий мороз, то произойдет замерзание электролита.
Ведь при низкой плотности он будет представлять собой почти одну воду, которая внутри батареи превращается в лед.
Если машина работает и регулярно совершает пробеги, то у аккумуляторной батареи не случится глубокого разряда, потому что АКБ получает подзарядку от генератора.
Пара дней простоя не будут так уж страшны.
Но если в цепи есть утечка тока, а такое возможно при неправильном подключении оборудования – сигнализации, автомагнитолы или видеорегистратора, то всего лишь за одни сутки батарея будет разряжена.
Постояв даже на не самом крепком морозе, разряженная АКБ рискует промерзнуть. Бывает, что водитель оставляет свою машину стоять на холоде месяц или два. В этом случае, даже если электрическая система в порядке и все подключено правильно, аккумулятор все равно разрядится, и риск его замерзания усилится.
Как спасать замерзшую батарею
Батарею нужно поместить в какую-то емкость с тем расчетом, что, если она протечет, то электролит не испортит пол или ковровое покрытие. Если при осмотре не обнаружилось трещин на корпусе, это не значит, что их вообще нет. На батарее могли образоваться микротрещины, которые будут при оттаивании пропускать жидкость, содержащую кислоту, наружу. В случае, если корпус получил повреждения и утратил свою герметичность, с такой батареей лучше всего сразу распрощаться.
Даже если попытаться заклеить или запаять трещины, далеко с такой батареей в дальнейшем не уедешь. Поэтому лучше испорченную АКБ утилизировать и приобрести новую.
К тому же, свинцовые пластины внутри, скорее всего, деформировались и потеряли активную массу. Поврежденный сепаратор, который разделяет пластины с разной полярностью, станет причиной короткого замыкания.
Не теряйте время и замените аккумулятор, который получил деформацию и целостность корпуса которого нарушена.
Батарея должна полностью разморозиться, а для этого требуется время. Заряжать АКБ, пока внутри находится лед, нельзя, это может вызвать короткое замыкание.
Когда аккумулятор нагреется, и температура внутри будет плюсовой, а стенки корпуса приобретут свой первоначальный вид, снова нужно осмотреть батарею, чтобы убедиться, что не пропустили трещинку. Не должно быть потеков или проступившей влаги на корпусе.
Протечку электролита можно спутать с выступившим при размораживании конденсатом или попавшей на пластиковые стенки влагой.
Чтобы определить, что на стенках – влага от конденсата или вытекший электролит, используют полоску лакмусовой бумаги в качестве индикатора. При контакте с кислотой лакмус приобретет красный цвет, поэтому, если заметите этот признак, смело выбрасывайте батарею – она протекает и к дальнейшей эксплуатации уже не пригодна.
Зарядка размороженной АКБ
Лучше комбинировать силу тока при зарядке. Вначале использовать импульсный высокий ток – АКБ будет заряжаться более эффективно, так как произошла сульфатация пластин. Далее зарядку делать на пониженных токах, а в конце дозарядить низкими прерывающимися токами. Так удается максимально накопить заряд с восстановлением пластин. Правда, для такого способа зарядки потребуется автоматическое зарядное устройство. Если в наличии простое зарядное устройство, то нужно заряжать на пониженных токах длительное время.
Когда АКБ полностью зарядится, следует произвести проверку плотности электролита с помощью ареометра, а также прозрачности электролита, что определяется визуально.
В случае, если обнаружится помутнение электролита, то это плохой признак – это означает осыпание пластин.
При работе такой батареи возможно замыкание пластин, поэтому остается отнести ее в утилизацию и идти в магазин за новой АКБ.
Читайте также: Совет автоэксперта, как расшифровать код ошибки на volkswagen golf?
Чтобы убедиться в том, что батарея точно готова к работе, желательно измерить напряжение на выходах – оно должно быть 12,6 В. Если обнаружится, что мультиметр показывает меньше – например, 10,5 В, то это признак того, что одна из банок не работает.
При полностью заряженной батарее каждый ее элемент – банка, имеет напряжение 2,1 В. Измеряя общее напряжение, можно убедиться, все ли банки исправны, или одна или несколько вышли из строя. Ареометром измеряем плотность электролита в каждой из банок.
В той банке, которая неисправна, показатель плотности резко отличается от других.
Прошедшая испытание заморозкой и размораживанием аккумуляторная батарея будет иметь плотность электролита 1,27 г/см3, а общее напряжение – от 12,6 до 12,9 В. Если показатели в норме, значит, АКБ успешно отогрета и может быть установлена в автомобиль. Плотность можно немного повысить до показателей от 1,29 до 1,3 г/см3 для более безопасной эксплуатации в зимнее время.
Как предупредить замерзание электролита в АКБ
- Периодически проверяйте аккумулятор в зимний период времени. Чтобы даже в самые крепкие морозы электролит не превратился в кусок льда, стоит поднять плотность, достаточно 1,29 к/см3.
Нельзя допускать разряда АКБ, который может ускориться в холодное время, когда приходится включать дополнительные приборы – например, обогрев. Зима для аккумулятора – наиболее сложное время, особенно при езде в городе с частыми остановками и стартами. Аккумулятору может не хватать зарядки от автомобильного генератора, поэтому лучше всего время от времени снимать АКБ и заряжать от зарядного устройства. - В северных регионах, где зимой низкие температуры держатся долго, а сами морозы крепче, целесообразно воспользоваться специальным чехлом для батареи, которые бывают даже с подогревом. Эти специально предназначенные для обогревания аккумуляторов термокейсы выступают как дополнительная защита и средство улучшения запуска двигателя после стоянки зимой.
Если мороз сильный, аккумулятор лучше снять на ночь и занести его домой, где можно поставить на зарядку. Наутро установить его на свое место и тем самым избежать проблем с замерзанием и включением двигателя. - Зимой нужно не допускать сильного разряда АКБ, ведь это становится причиной замерзания электролита. Чтобы не произошло глубокого разряда, тщательно проверить всю электрическую систему автомобиля – нет ли где-то утечки тока.
- Иногда приходится оставлять машину на улице в морозы на долгое время. Лучше снять аккумулятор и держать его дома, чтобы он полностью не разрядился и не замерз. С этой же целью можно батарею оставить, но снять минусовую клемму, чтобы разорвать цепь питания и сохранить заряд батареи.
- Если нет возможности подзаряжать батарею зимой от зарядного устройства, то нужно периодически совершать поездки на полчаса-час, чтобы дать возможность аккумулятору получить заряд от генератора. В этом случае электролит не будет замерзать, ведь главная причина заморозки – долгие простои с разряженной батареей.
Заключение
Батарея не замерзнет даже в самые лютые морозы, если не оставлять на холоде аккумулятор на целые сутки и дольше. Если не создавать утечек тока в цепи, при которых заряд сядет до нуля, и даже новая АКБ через некоторое время замерзнет при оставлении машины стоять на морозе длительное время.
Перед зарядкой надо обязательно разморозить батарею, растопив весь лед, и никогда не ставить на зарядку еще не оттаявшую и не проверенную на повреждения батарею.
При обнаружении повреждений на корпусе или внутри АКБ, ее нужно заменить на новую, а вышедшую из строя утилизовать.
Если относиться к батарее внимательно и следовать советам, то можно избежать замерзания электролита зимой и тем самым продлить время работы аккумулятора.
Видео об утеплении аккумулятора зимой:
Что делать, когда замёрз аккумулятор и причины этого явления
В зимнее время года с аккумулятором может приключиться следующая напасть. После холодной ночи можно прийти к машине и обнаружить, что электролит в банках аккумуляторной батареи замёрз.
Нельзя сказать, что это массовое явление, но в северных широтах случается довольно часто. Такие сообщения часто можно найти на форумах автомобильной тематики. Причём случиться это может как со старой, так и с новой АКБ.
В чём причина этого явления и как его избежать?
Причины замерзания аккумулятора
Для некоторых неопытных владельцев автомобилей замерзание аккумулятора становится настоящим шоком. Многие потом пишут сообщения на форумах о том, как такое может случиться. В то же время, это явление объяснимо и часто происходит в сильный мороз на разряженном аккумуляторе. Ниже можно посмотреть таблицу, в которой указана плотность электролита в зависимости от степени его зарядки.
Плотность электролита, г/см. куб. (+15 гр. Цельсия)Напряжение, В (в отсутствии нагрузки)Напряжение, В (с нагрузкой 100 А)Степень заряда АКБ, %Температура замерзания электролита, гр. Цельсия
Плотность электролита, г/см. куб. (+15 гр. Цельсия)Напряжение, В (в отсутствии нагрузки)Напряжение, В (с нагрузкой 100 А)Степень заряда АКБ, %Температура замерзания электролита, гр. Цельсия
1,11 | 11,7 | 8,4 | -7 | |
1,12 | 11,76 | 8,54 | 6 | -8 |
1,13 | 11,82 | 8,68 | 12,56 | -9 |
1,14 | 11,88 | 8,84 | 19 | -11 |
1,15 | 11,94 | 9 | 25 | -13 |
1,16 | 12 | 9,14 | 31 | -14 |
1,17 | 12,06 | 9,3 | 37,5 | -16 |
1,18 | 12,12 | 9,46 | 44 | -18 |
1,19 | 12,18 | 9,6 | 50 | -24 |
1,2 | 12,24 | 9,74 | 56 | -27 |
1,21 | 12,3 | 9,9 | 62,5 | -32 |
1,22 | 12,36 | 10,06 | 69 | -37 |
1,23 | 12,42 | 10,2 | 75 | -42 |
1,24 | 12,48 | 10,34 | 81 | -46 |
1,25 | 12,54 | 10,5 | 87,5 | -50 |
1,26 | 12,6 | 10,66 | 94 | -55 |
1,27 | 12,66 | 10,8 | 100 | -60 |
Как видно из этих данных, на полностью заряженной батарее электролит имеет плотность 1,27 гр./см3. В таком состоянии он не замёрзнет даже в очень сильный мороз. А вот при падении плотности до значения 1,10─1,15 гр./см3 электролиту для замерзания хватит и небольшого морозца.
Как многие из вас знают, электролит в автомобильном аккумуляторе – это водный раствор серной кислоты. В процессе разрядки аккумулятора на пластинах отрицательной и положительной полярности идёт процесс образования сульфата свинца (PbSO4). Этот процесс идёт с расходом серной кислоты (H2SO4).
В результате при падении заряда батареи плотность электролита падает. В идеальной ситуации этот процесс должен идти до тех пор, пока электролит не превратиться в воду. Но в реальных условиях плотность электролита на полностью разряженной АКБ составляет 1,11 гр./см3.
Но и этого вполне достаточно для замерзания электролита в холодное время года.
Сейчас в продаже довольно часто можно встретить аккумуляторы с электролитом, плотность которого составляет 1,20─1,22 гр./см3 в заряженном состоянии. Плюс к этому при эксплуатации аккумулятора зимой в городских условиях не добавляет ему «здоровья». Обычно это частые запуски мотора при коротких пробегах между ними.
Плюс к этому постоянно включено множество потребителей тока: печка, подогрев сидений, руля, магнитола, навигатор и т. п. В результате аккумулятору перепадают крохи электроэнергии, вырабатываемой генератором. Есть и другие причины быстрой разрядки АКБ. Читайте о них в статье о том, почему быстро садится аккумулятор на машине.
И в один прекрасный момент уровень заряда падает до критичного и накладывается холодная ночь. В результате приходим утром к машине, а у неё замёрз аккумулятор автомобиля, точнее, электролит в нём. Вот вам и замёрзший аккумулятор в средней полосе России. Поэтому, если у вас замёрз электролит в АКБ, удивляться нечему.
Вернуться к содержанию
Что делать, если замёрз аккумулятор автомобиля?
Для начала снимите аккумулятор с автомобиля. Как это правильно сделать, можно прочитать в статье о замене автомобильного аккумулятора.
После этого, отнесите АКБ домой, и поставьте в какую-нибудь пластиковую ёмкость. Например, в таз.
Это делается на случай, если в корпусе аккумулятора есть незаметная трещина и при оттаивании из неё польётся электролит. В результате на пол выльется едкое вещество, и он будет испорчен.
Затем ждёте до тех пор, пока аккумулятор и электролит в нём не нагреются до комнатной температуры. Пока проведите визуальный осмотр батареи.
Если видны на корпусе видны следы деформации и трещины, то аккумулятор придётся выбросить и купить новый. И дело не в трещинах на корпусе. Их можно было бы запаять или заделать мастикой.
Читайте также: Генератор 2121 (21214, 21213) на ниву: подключение, перенос наверх и решение неисправностей
Но проблема в том, что если аккумулятор замёрз до разрушения корпуса, то его пластины практически наверняка покоробились и с них осыпалась активная масса.
В банках, где произошло коробление пластин, скорее всего, будет короткое замыкание. Ведь при деформации они повредят сепаратор, разделяющий пластины разной полярности. Это приведёт к короткому замыканию, которое устранить очень сложно и не оправдывает затрат времени и сил.
Если видимых следов повреждения нет, то дождитесь полного оттаивания АКБ и ставьте её на зарядку. После прохождения полного цикла заряда измерьте напряжение на выводах аккумулятора. Оно должно составлять не менее 12,6 вольта.
Если напряжение, к примеру, 10,5 вольт, то этого говорит о том, что вышла из строя одна из банок. Напряжение одного элемента батареи (банки) равно 2,1 вольта (при полной зарядке).
Так, что по общему напряжению батареи вы сможете определить, сколько банок вышло из строя.
Определить какой именно элемент батареи вышел из строя можно, измерив плотность во всех банках. В неисправной банке плотность электролита будет резко отличаться. Измерения проводятся прибором, который называется ареометр. Подробнее о характеристиках электролита и измерении его плотности можно прочитать в статье «Какая кислота в аккумуляторе автомобиля и для чего нужен электролит».
Если после зарядки плотность электролита во всех АКБ составляет 1,27 гр./см3 и общее напряжение 12,6─12,9 вольт, то в этот раз аккумулятор замёрз без последствий. Он готов к дальнейшей эксплуатации. Здесь можно только рекомендовать немного поднять плотность до 1,29─1,3 гр./см3. В зимнее время это уместно.
Вернуться к содержанию
Что делать, чтобы не замёрз электролит в аккумуляторе?
Чтобы аккумулятор автомобиля не замёрз достаточно периодически следить за его состоянием и вовремя обслуживать. Рекомендации можно дать следующие:
- в холодное время года поднимите плотность электролита в аккумуляторной батарее до 1,29 гр./см3. Этого должно хватить для того, в самые лютые морозы не замёрз аккумулятор автомобиля;
- держите аккумулятор в заряженном состоянии. Это актуально в любое время года, но зимой особенно. Для батареи самый сложный режим эксплуатации наступает зимой при езде в городском цикле. Чаще заряжайте АКБ от сетевого зарядного устройства, поскольку заряда от генератора в таких условиях эксплуатации не хватает;
- если вы живете в северных широтах, где зимы долгие и суровые, то можно приобрести чехол для аккумулятора автомобиля или сделать его самостоятельно. Сегодня можно даже найти модели с подогревом. Подробности читайте по ссылке выше;
- в некоторых случаях, когда морозы особенно сильные, можно отнести аккумулятор домой. Заодно подзарядите его. Утром поставите его на место и поедете без проблем.
Вернуться к содержанию
Опрос
Примите участие в опросе!
Вот такие простые действия позволят вам уберечься от неприятностей с замерзанием электролита и выхода из строя аккумулятора. Если у вас есть дополнения к статье, пишите их в х.
Вернуться к содержанию
Замерз электролит в аккумуляторе — почему и что делать
Перед наступлением зимы необходимо должным образом подготовить автомобиль, чтобы все узлы и агрегаты исправно функционировали в условиях сниженной температуры.
К подготовительным процедурам относятся: замена масла, фильтров топлива, резины, проверка качества антифриза и тосола, зарядка аккумулятора. Последний, как источник питания, требует правильного подхода.
Бывает, водитель обнаруживает, что замерз электролит в аккумуляторе. Что это значит, как устранить явление и больше не допустить – в статье.
Замерзание электролита в аккумуляторе возможно при понижении температуры.
Почему замерзает электролит в АКБ
Электролит – токопроводящая среда, находящаяся в так называемых «банках» аккумуляторной батареи. Это жидкая смесь серной кислоты с дистиллированной водой. Параметр плотности «химии» – 1.27 – 1.28 г/см3. При таком значении температура замерзания – около -70°.
Если компания, подготавливающая электролит, придерживалась технологии производства и не допускала ошибок, можно быть уверенным, что замерзать он не будет даже в лютый мороз, свойственный северным регионам. Если параметр плотности иной, даже новый источник питания покроется льдом.
Плотность падает в таких случаях: батарея глубоко разряжена или в нее часто доливалась дистиллированная вода.
Обычно глубокий разряд наступает из-за перегрузки потребителями, но и простой машины к этому ведет. Так, эксплуатируемая, то есть не новая АКБ, в состоянии простоя может «сесть» за 1 – 2 недели.
Только что купленная батарея теряет примерно 0.1% заряда в сутки. А зима только ускоряет этот процесс.
Что до добавления воды, в этом случае интенсивность падения плотности электролита иная. Если токопроводящая жидкость испарилась, то добавив воды получится вернуть изначальную плотность. Если же причина добавления – повреждение корпуса или разбрызгивание «химии», плотность заметно упадет.
Таблица замерзания электролита
В большинстве автомобилей стоят свинцово-кислотные АКБ с жидким электролитом, вода в которых может замерзнуть на морозе и превратиться в лед. Как температура замерзания зависит от плотности смеси – отразит таблица.
Плотность (г/см3) | Температура замерзания (°С) |
1.14 | -14 |
1.15 | -16 |
1.16 | -18 |
1.17 | -20 |
1.18 | -22 |
1.19 | -25 |
1.20 | -28 |
1.21 | -34 |
1.22 | -40 |
1.23 | -42 |
1.24 | -50 |
1.25 | -54 |
1.26 | -58 |
1.27 | -68 |
1.28 | -74 |
1.29 | -68 |
1.30 | -66 |
1.31 | -64 |
1.32 | -57 |
Если с АКБ все в порядке, эксплуатировалась она с соблюдением правил, вовремя и правильно подзаряжалась, последствия в виде замерзшего электролита не застанут. Опытные водители придерживаются такой закономерности – если упала плотность электролита, пора заряжать аккумулятор.
Реанимация аккумулятора
АКБ – довольно капризный прибор. При должном обращении источник питания легко прослужит 3 – 5 лет, не вызывая нареканий. Но случается разное.
Заметив, что на корпусе образовался лед, а электролит замерз, первое, что делают – извлекают аккумулятор из посадочного гнезда, отсоединяя от контактов.
После относят в теплое помещение и ставят в подходящую емкость, например, тазик. Для чего это делается: если корпус из-за замерзания повредился и образовалась микротрещина, из нее потечет электролит.
АКБ без «химии» эксплуатировать не получится, то есть реанимация не принесет результата.
Процесс реанимации АКБ.
Если ничего не потекло, стоит дождаться, пока батарея и электролит прогреются до комнатной температуры. Сразу заряжать замерзший автомобильный аккумулятор нельзя — надо опять оценить состояние корпуса.
Если все же заметны трещины, неровности – такую АКБ только утилизировать. Кто-то скажет, что маленькие трещины легко заделываются той же мастикой, но дело в другом. Источник питания так сильно замерз, что его корпус начал разрушаться.
Если дошло до этого, то металлические пластины точно испортились.
В тех «банках», где покоробились пластины, с большой вероятностью произойдет короткое замыкание. Если сепаратор, разделяющий полярности, поврежден, КЗ не миновать. Оно устраняется, но это отнимает много времени и сил.
Если визуальные повреждения не обнаружены, остается дождаться, когда она полностью оттает, и зарядить зарядным устройством. Силу тока устанавливают 10% от реальной энергоемкости. На полную зарядку потребуется порядка 10 часов.
По окончании замеряют напряжение на выводах АКБ. Минимум должно показать 12.6 В. Если цифра, например, 10.5 В, значит одна из «банок» испортилась (параметр для одного элемента составляет 2.1 В). Замер плотности каждой банки поможет отыскать «отжившую свое».
Для этого нужен прибор ареометр.
Если после восстановления заряда плотность каждого элемента на уровне 1.27 г/см3, а напряжение в пределах 12.6 – 12.9 В, значит «заморозка» не привела к негативным последствиям, и батарея еще поработает. Единственное, зимой рекомендуется слегка повышать плотность, до 1.3 г/см3.
Профилактика замерзания электролита в аккумуляторе
Рекомендация – своевременное обслуживание:
Чехол для аккумулятора.
- в регионах с суровой зимой можно поднять плотность до 1.3 г/см3;
- батарея всегда должна быть заряженной. Зимой ей туго приходится, от генератора не успевает подзаряжаться, поэтому понадобится зарядное устройство;
- практикуются чехлы для АКБ, и такую защиту можно сделать самому;
- кто-то предпочитает заносить аккумулятор домой на ночь.
Замерзшая аккумуляторная батарея – неприятное для водителя явление. Первое – надо дать ей оттаять, затем замерить уровень плотности электролита. Если в норме – ставят на зарядку и пользуются дальше. Но лучше до этого не доводить, придерживаться правил эксплуатации, проводить регулярное обслуживание.