Обзор зубчатых ремней: какие бывают, чем отличаются и где используются
Продолжаем тему: Клиновый и зубчатый ремень – большая разница
Главная страница » ТехЗона » Продолжаем тему: Клиновый и зубчатый ремень – большая разница
Практически каждый двигатель автомобиля имеет клиновый ремень, или как его еще называют поликлиновый (от др.-греч. πόλι — много) или ручейковый. По сути — все это одно и тоже.
Обычно, клиновым называет ремень у которого до трех «клиньев» — полос, а поликлиновым — тот у которого больше трех.
Если, как мы говорили раньше, зубчатый ремень устанавливается не на все автомобили (в зависимости от конструкции), то ручейковый – есть у всех.
Эти ремни отличаются конструктивно и функционально.
Клиновый ремень используется для привода вспомогательных элементов, таких как насос гидроусилителя, компрессор кондиционера и генератор, а ремень газораспределения, в первую очередь синхронизирует и приводит в движение распределительный вал. Правда, бывает, что вместо зубчатого ремня водяная помпа может приводиться в движение поликлиновым – это одна из общих особенностей этих ремней.
Ремень привода газораспределения изготовлен из специального композитного материала и на рабочей (внутренней) части имеет поперечные зубья, так что он работает абсолютно без скольжения. Это необходимо для того, чтобы время открытия клапанов не выходило из определенного ритма.
А вот клиновый ремень частенько проскальзывает, причем это тоже не очень хорошо, но не критично. Вы, наверное, слышали, как под капотом, проезжающей мимо машины что-то громко свистит? Да-да, это ремень. Чтобы избегать подобных вещей, нужно регулярно проверять натяжку ремней.
На фирменных станциях технического обслуживания даже есть такая регламентная процедура, как проверка натяжки.
Как проверить натяжку ремня самостоятельно?
В отличии от ремня ГРМ, доступ к поликлиновому обычно не ограничен. По крайней мере, проверить его состояние по внешнему виду и натяжку не сложно. Не забывайте, что для этой процедуры мотор должен быть не запущен. Ну, это так, на всякий случай, а то мало ли что. В общем, клиновый ремень не должен оттягиваться более чем на два сантиметра, если вы его потянете.
Кстати, сильная натяжка тоже не вариант. Если чрезмерно натянуть ремень, то увеличивается нагрузка на подшипники роликов, что уменьшит их ресурс. У многих автомобилей есть натяжитель, который автоматически создает натяжение.
Кстати, если клиновой ремень начинает неприятно скрипеть, это может быть связано также с дефектом шкива, который тоже следует заменить вместе с клиновым ремнем.
Больше материалов из рубрики «ТехЗона» здесь
Зубчатые ремни: особенности и области применения
Приводной ремень является важным элементом многих механизмов и двигателей. С его помощью удается передать крутящий момент.
Существует множество различных видов этого изделия, один из них — это зубчатый ремень. Он представляет собой надежное изделие, выполненное из прочного материала.
Обычно он имеет округлый или трапецеидальный профиль, а также более высокий срок службы (если сравнивать с обычным гладким ремнем).
Отличия от других видов ремней
От других видов приводных ремней зубчатый вариант отличается следующими параметрами:
- высокой прочностью;
- невероятно долгим сроком службы;
- простотой обслуживания.
Простота обслуживания достигается за счет того, что установить его нужно только один раз, после можно надолго забыть о его замене. Благодаря высокой прочности он может использоваться в дорогостоящих станках и в сложных механизмах.
Помимо этого, зубчатый вариант обладает высоким КПД и сопротивляемостью неблагоприятным условиям. Его очень часто используют на различных станках и схожих механизмах, расположенных в суровых местах. В этой сфере он демонстрирует все свои преимущества.
Как выбрать изделие?
Подбор изделия выполняется так же, как и покупка других видов приводного ремня. Чтобы его правильно выбрать, необходимо изучить информацию о той модели, которая в данный момент используется в устройстве. Рекомендуется приобретать вариант как минимум не хуже старого. Зубчатый приводной ремень купить можно в любом специализированном магазине запчастей.
Стоит отметить, что данный элемент является расходной деталью, поэтому он подлежит регулярной замене. Независимо от того, какой вид был приобретен, необходимо через определенное время заменить его.
Срок зависит от качества используемого изделия, а также многих других факторов. Нужно проводить замену не в последний момент, а в рекомендованное время. Обычно рекомендации дает производитель техники.
Подбор может быть осуществлен непосредственно в магазине. Если магазин специализированный и в нем работают консультанты, человек может попросту прийти туда, назвать марку и модель устройства, на котором требуется заменить изделие, и ожидать ответа.
Преимущества применения
Преимущества изделия вытекают из его особенностей. Можно выделить следующие плюсы:
- невысокая стоимость;
- использование уникальных технологических решений при создании;
- невероятно длительный срок эксплуатации;
- широкий выбор на рынке.
Именно этот вид ремня обладает наиболее длительным сроком эксплуатации. Чтобы получить все преимущества, следует сделать выбор в пользу товара от именитых компаний. Можно приобрести дешевый и некачественный продукт без сертификации, который не будет соответствовать заявленным требованиям. Позже это может привести к разрыву и нанесению серьезного ущерба технике.
Качественные зубчатые ремни купить в Москве можно во множестве организаций. Перед покупкой желательно ознакомиться с отзывами о магазине. Необходимо проверять сертификаты, и делать выбор в пользу производителей с хорошей репутацией.
Новости
Среди многообразия конструктивных решений, используемых для приведения в движение каких-либо частей механизма в устройствах различного назначения, одним из вариантов выступают зубчатые ремни.
Наиболее часто в промышленных и бытовых целях используются односторонние ремни зубчатые, представляющие собой многослойную вулканизированную ленту, где наружная сторона – плоская, а внутренняя выполнена с выступами (зубьями), расположенными друг от друга на равном расстоянии.
Принцип работы механизма с использованием зубчатых ремней основан на зацеплении зубьев ремня и шкива, что и обуславливает основные преимущества такой передачи.
Ремни зубчатые обеспечивают равномерный плавный ход передачи практически без проскальзывания или рывков, при этом нагрузка на валы и подшипники механизма значительно ниже, нежели создают приводные ремни другого типа.
Зубчатые ремни не чувствительны к изменению интенсивности нагрузки, то есть даже при частом переходе от максимальной нагрузки к минимальной износ ремня не усиливается. Ремни зубчатые не нуждаются в дополнительном смазывании, таким образом, при эксплуатации зубоременная передача, обладая достаточно высокой надежностью и долговечностью, не требует дополнительного обслуживания.
Соответственно, широкий спектр достоинств зубчатой ременной передачи предусматривает их обширную область применения.
Такие ремни приводные используются и в металлорежущих и ткацких станках; в качестве линейного механизма автоматических дверей или ворот; в автомобилях; в подъемно-транспортных механизмах в качестве ленты транспортера; в офисной технике (принтерах, сканерах, плоттерах, печатных машинках и видеокамерах).
Естественно, что столь широкая номенклатура использования требует различных технических характеристик ремней зубчатых. Зубчатые ремни изготавливаются из различных материалов, с разным шагом и формой зуба.
Ремни зубчатые с трапецеидальными или полукруглыми зубьями применяются наиболее часто. Лучшие технические характеристики показывают ремни с закругленными зубьями – они способны передавать большие мощности и крутящие моменты, обеспечивают наиболее плавное зацепление и более равномерное натяжение ремня.
Однако зубчатые ремни с трапецеидальными зубьями выполняются с большим диапазоном модулей, к тому же технологии их изготовления гораздо проще. И те и другие зубчатые ремни применяются в механизмах для замены цепей или редукторов.
Выбор формы зуба ремня производится в зависимости от эксплуатационных и технических требований, предъявляемых к механизму.
Прямое влияние на свойства ремня оказывает в первую очередь материал, из которого он изготовлен.
Так для передачи больших крутящих моментов и мощностей при высоких скоростях используются зубчатые ремни усиленные металлокордом.
Читайте также: Шины бу, стоит ли покупать
Такой ремень практически не растягивается в процессе эксплуатации, он отличается повышенной прочностью и износостойкостью и способен передавать нагрузки в 2 раза большие, нежели ремень клиновой ГОСТ 1284-80.
Для работы в силовых приводах промышленных агрегатов используются зубчатые ремни из полиуретана, которые при компактных размерах показывают отличные прочностные характеристики, передавая большие мощности и работая в условиях передачи до 1000 оборотов в минуту.
Ремни зубчатые изготовленные из современных композитных материалов работают на передачу значительных крутящих моментов в приводах с большими угловыми скоростями. Они могут работать с применением верхнего натяжного ролика, таким образом, полностью заменяя цепную передачу.
Такие зубчатые ремни масло- и влагостойки, не меняют своих свойств при значительных перепадах температур, поэтому могут применяться как в пищевой или химической промышленности, так и в тяжелом машиностроении или горнодобывающей промышленности. Такие зубчатые ремни также могут работать в условиях малых и средних мощностей.
Ремни из композитов обеспечивают экономичный режим работы и практически бесшумную передачу.
Большое практическое применение имеют конечные зубчатые ремни, которые незаменимы в системах автоматического открывания дверей. В процессе эксплуатации они сохраняют стабильную длину, даже при постоянно меняющихся нагрузках, а, следовательно, показывают стабильную, эффективную работу без дополнительного техобслуживания в течении длительного периода эксплуатации.
В последнее время широкое распространение получили двухсторонние зубчатые ремни (зубья имеются как на внутренней, так и на наружной стороне ремня).
Двухсторонние ремни зубчатые применяются в приводах противоположного реверсивного хода при передаче больших мощностей и высоких скоростей вращения, а также больших крутящих моментов.
Такие ремни выполняются из эластомера, усиленного арамидным кордом и дают возможность менять направление вращения при высоком числе оборотов и значительном крутящем моменте.
Также двухсторонние ремни могут изготавливаться в компактном исполнении для приводов малых и средних мощностей, обеспечивая уменьшение габаритов и массы привода, не уменьшая при этом эффективность механизма.
Одним из наиболее часто применяемых механизмов, где неизменно используется ременная передача, является вариатор. Вариатор служит для бесступенчатого регулирования скорости вращения, передаваемой от двигателя к рабочим узлам машины.
Для передачи вращения применяются вариаторные ремни. Область применения вариаторов – сельскохозяйственная техника и промышленное оборудование.
При этом ремни вариаторные применяемые в той и другой области имеют принципиальные различия и не могут заменять друг друга.
К вариаторным ремням предъявляют следующие требования: – обеспечение плавности и равномерности хода; – стабильная длина; – большая жесткость в поперечном направлении и высокая гибкость; – высокая нагрузочная способность при передаче различных мощностей; – высокая прочность на разрыв; – износостойкость и долговечность; – влаго-, маслостойкость;
– диапазон рабочих температур от -30°C до +80°C.
В качестве вариаторного ремня может использоваться клиновой ремень или зубчатый. Вариаторные ремни с зубьями могут работать в повышенном температурном режиме, а также использоваться при работе с ведомыми шкивами малых диаметров. Зубчатый ремень вариатора обеспечивает высокий КПД устройства, экономичность и безотказную работу в течение длительного периода эксплуатации.
Таким образом, зубчатые ремни являются хорошей альтернативой в случаях, когда использование клинового ремня (ГОСТ 5813-93) или другого типа ременной передачи нецелесообразно. Явные преимущества, которые демонстрирует передача при помощи зубчатых ремней, делает их незаменимыми во многих механизмах как промышленного, так и бытового назначения.
Количество показов: 15197
Зубчатые ремни. Виды и особенности. Сфера применения и преимущества
Зубчатые ремни применяются для поддержки мощности в приводах различных механизмов. Их применяют в конвейерных лентах, системах линейного перемещения и других разновидностях механизмов.
Он уменьшают уровень вибрации при движении механизма и обеспечивают максимально эффективную передачу мощности.
Это сделало их востребованными во многих отраслях промышленности, в связи с чем купить зубчатые ремни необходимо для промышленного и бытового оборудования.
Назначение и преимущества конструкции
Назначение зубчатых ремней – передача крутящего момента на механизм благодаря зацеплению зубцов ремня с зубцами шкива. Зубчато-ременные передачи активно применяются в машиностроении, пищевой промышленности, автотранспорте и многих других отраслях благодаря нескольким важным преимуществам:
- Полная синхронность при передаче энергии. Прочные ремни способны передавать высокие нагрузки без проскальзывания и потери мощности. КПД зубчатого привода достигает 98%.
- Возможность использования привода на высоких скоростях, в некоторых механизмах они способны достигать 50 метров в секунду.
- Невысокий уровень шума при работе механизмов с зубчато-ременными передачами. Это обеспечило им широкое распространение на предприятиях различных отраслей, они создают минимальный дискомфорт для персонала.
- Простая конструкция отличается долговечностью, не требуется регулярная смазка привода.
- Широкий размерный ряд. Зубчатые ремни могут использоваться в больших и малых механизмах.
Разновидности зубчатых ремней
Приспособления для зубчато-ременной передачи классифицируются по нескольким признакам:
- Материал изготовления. Различают резиновые и полиуретановые ремни, первый тип отличается высокой химической стойкостью. Полиуретановые изделия более прочные, благодаря гибкости их можно использовать для работы шкивов небольшого диаметра.
- По технологии изготовления различают открытые и бесконечные ремни, вторая разновидность представляет собой стыкованную полиуретановую цепь. Бесконечные ремни широко применяются при создании конвейерных и транспортных лент.
- Односторонние и двухсторонние приводные ремни отличаются конструкцией и возможностями использования.
Продукция различается и по типу профиля зуба. При прямом расположении зубьев шкив должен иметь специальные реброды, предотвращающие соскальзывание. Ремни с шевронным расположением зубьев считаются самонаправленными, не соскальзывают и не требуют дополнительных защитных приспособлений. Цепи комплектуются зубьями с прямым, трапециевидным или полукруглым профилем.
Заказ зубчатых ремней от производителя
Компания Полимер МК работает на рынке с 2001 года, мы специализируемся на изготовлении и поставке зубчатых ремней. За 16 лет работы мы зарекомендовали себя как надежный партнер. Мы сотрудничаем с такими компаниями как «Danone», «IKEA», «L’Oréal», «Nestle», «Coca-Cola» и другие.
Характеристики зубчатых ремней
ООО С-Агросервис > Информация > Полезная информация > Характеристики зубчатых ремней
Зубчатые ремни являются одной из наиболее востребованных разновидностей ремней для эффективного передачи момента силы от ведущего вала к различным ведомым элементам и механизмам.
Характеристики зубчатых ремней позволяют подобным резинотехническим изделиям выдерживать достаточно высокие нагрузки и агрессивные воздействия из внешней среды, обеспечивая стабильную и надежную работу устройства, в котором они установлены.
Как правило, зубчатые ремни используют в машиностроении и станкостроении для оснащения приводных механизмов ременного типа. Кстати говоря, существуют еще и цепные передачи, где заместо ремня используются цепи.
Собственно, сами приводные механизмы предназначены для изменения скоростного режима ведущего вала и для перераспределения полученной от их работы энергии на различные вспомогательные рабочие органы устройств.
Существует мнение, что зубчатые ремни включают в себя абсолютно все полезные качества и особенности ременных и цепных передач.
В действительности, характеристики зубчатых ремней позволяют им достигать при работе КПД в 98%, что является невероятно высоким показателем.
Объясняется это, в первую очередь, уникальной конструкцией, которая помогает избежать проскальзывания, и его материалом изготовления, среди которых бывают:
- Резинотехнические изделия
- Полиуретановые изделия
Зубчатые ремни проявляют хорошую степень устойчивости к озону, маслам и топливу. Кроме того, они способны выдержать высокую нагрузку и поддерживать скорость вращения вплоть до 50 метров в секунду.
Температурный режим эксплуатации этих ремней составляет от -20°С до +100°С при, практически, любых погодных условиях.
Данные изделия способны достаточно долгосрочно сопротивляться износу, фрикционному воздействию и старению.
Параметры зубчатых ремней
Параметры зубчатых ремней очень компактные, что позволяет установить их даже в небольших передачах.
Тем не менее, модельный ряд подобных изделий позволяет подобрать необходимые габариты практически под любой приводной механизм.
Определить размеры зубчатых ремней позволяет профиль сечения, исходя из обозначения которого возможно без каких-либо проблем быстро определить значения ширины, длины и высоты данного изделия.
Если рассматривать параметры зубчатых ремней, то можно увидеть подразделение их на несколько различных категорий, которые часто именуются группами.
Так, например, по форме зубцов различают полукруглые и трапециевидные зубчатые ремни, которые считаются стандартным вариантом изготовления.
При сравнении их эксплуатационных свойств можно заметить, что полукруглые зубчатые ремни обладают немного большими преимуществами.
В частности, они способны распределять напряжение по своей конструкции наиболее равномерно, что, в свою очередь, позволяет им существенно повысить уровень восприятия предельных нагрузок — практически на 40%.
Более того, этот вариант конструкции зубцов в ремнях зубчатого типа обеспечивает максимально плавно сцепление зубов, благодаря чему их можно считать почти что бесшумными.
В целом же, оба этих вида могут функционировать в течение длительного времени, позволяя выполнять высокие передаточные отношения.
Производство зубчатых ремней
Для того, чтобы зубчатые ремни могли без проблем выдерживать высокие нагрузки, они должны иметь высокопрочную и надежную конструкцию.
Исходя из непосредственного предназначения и условий рабочей среды, производство зубчатых ремней происходит либо из резинотехнических материалов, либо же из полиуретана.
При этом конструкция зубчатых ремней состоит, в основном, из трех специальных слоев скрепленных под вулканизацией.
Первый слой изделия принято считать несущим. Все основные показатели прочности, которые имеют зубчатые ремни, обеспечивает первый слой.
Состоит этот слой, как правило, из железного, стекловолоконного или кевларового корда.
Второй же слой при производстве зубчатых ремней выполняют из гибких материалов — каучука или полиуретана, которые во многом влияют на эластичность, а также на физико-химические свойства зубчатых ремней.
Третий слой изготавливают из различных материалов синтетического происхождения, в том числе из нейлона.
Собственно, функции по устойчивости к износу, трению, старению и множеству других параметров, пролонгирующих эксплуатационный срок данного изделия, обеспечивает именно третий слой.
В совокупности, каждая из трех составляющих и придает зубчатым ремням те самые характеристики и особенности, которые в них сильно ценятся.
Часто задаваемые вопросы к ИП Губайдуллин Н. В
- Во многих моделях электрических рубанков и ленточных шлифмашин в качестве приводного ремня используются поликлиновые полиуретановые ремни, в народе именуемые “ручейковыми”. Такими ремнями комплектуются практически все электроинструменты с ременным приводом, поставляемые в Россию и страны СНГ из Китая. Основным недостатком таких ремней является их невысокая термостойкость, т.е. невозможность работы при высокой температуре выше 100С, появляющейся при работе ремня по шкиву в результате трения. Если внимательно почитать инструкции к инструменту, то в рекомендациях всегда указывается, что время непрерывной работы инструмента на должно превышать 20 минут, после чего инструменту нужно дать “отдохнуть”.К сожалению, не всегда удаётся следовать таким рекомендациям, и производственный азарт берёт верх. В результате от приводного ремня, зачастую, остаются только кордовые нити с висящим на них оплавившимся пластиком. Не остаётся даже образца ремня, по которому можно было бы найти подобный для замены.Как быть в такой ситуации, и где найти информацию по комплектации инструмента? Информации о комплектации на сайтах производителей, практически, нет.Но есть довольно простой способ “поймать” типоразмер ремня при помощи несложных измерений.По диаметру шкивов и межосевому расстоянию “поймать” типоразмер, конечно, можно. Но есть более простой способ. Необходимо накинуть мерное полотно узкой рулетки на оба шкива, сымитировав, таким образом, ремень в натянутом рабочем состоянии. Сделав такой замер, и прибавив к полученной длине 4-5мм, Вы сможете узнать типоразмер ремня.Наиболее распространённым типом поликлиновых ремней, применяемым в электроинструменте, являются ремни типа PJ, шаг ручья которых равен 2,34мм. Количество продольных выступов на ремне, либо продольных борозд под посадочные места на шкивах, означает количество ручьёв в маркировке типоразмера ремня. Например, в используемом во многих электрорубанках мощностью 600 Вт, замер по шкивам даёт 240мм, и шкивы имеют 3 бороздки под посадочное место, и после несложного математического расчёта приводит нас к цифре 245, как и у ремней с типорахмером 245 PJ 3.[ К списку вопросов ]
- В случае неполучения Заказчиком (Клиентом) продукции, отправленной по почте, Интернет-магазин несёт двойной убыток: расходы на почтовое отправление и расходы за возврат почтового отправления.Заказчик (Клиент), заранее не поставивший в известность об отмене Заказа, и не получивший отправленную продукцию на почте в установленные регламентом Почты России сроки хранения отправлений (30 дней), заносится в “Чёрный Список Недобросовестных Покупателей”, что в дальнейшем, с большой вероятностью, не позволит Ему пользоваться услугами других Интернет-магазинов, как в Российскими, так и Зарубежными.черный список покупателей[ К списку вопросов ]
- Да, такая замена, зачастую, практикуется фирмами-производителями. Так, на сайтах таких известных производителей, как Bosch, DeWalt, Black&Dacker, в аннотациях к оборудованию обращают внимание, что “фирма оставляет за собой право изменять комплектацию оборудования”. В последнее время, когда на российский рынок вышли китайские производители, такие замены происходят всё чаще и чаще. Понять, какие комплектующие идут к данному оборудованию, можно только по патрномеру оборудования, который указывается на металлических табличках, расположенных на наружной части корпуса. В условиях фабричного промышленного производства такая замена не представляет большого труда для производителя, и обусловлена ни столько заботой об улучшении качества эксплуатационных характеристик оборудования, сколько отсутствием на складе предприятия необходимых по техническим рекомендациям разработчика комплектующих.[ К списку вопросов ]
- Метрические и дюймовые ремни не взаимозаменяемы. Дюймовые ремни типа XL имеют трапециевидный профиль зуба, тогда как, метрические ремни типа HTD скруглённую форму зуба. Также метрические и дюймовые ремни отличаются по шагу зуба, и метрический ремень не будет работать на шкивах под дюймовый профиль зуба. Единственный вариант – заменить шкивы, т.е., если родной ремень был метрическим, а заменить его необходимо на дюймовый, то и шкивы, соответственно, нужно менять на дюймовые. В некоторых случаях такая замена может быть целесообразна, но требует точных расчётов при подборе нужного диаметра шкивов и межосевого расстояния между шкивами.[ К списку вопросов ]
- Метрические зубчатые ремни типа НТD и RPP, как и дюймовые зубчатые ремни типа XL, имеют широкое применение в бытовых и профессиональных деревообрабатывающих машинах и станках, таких, как электрорубанки и ленточные шлифмашины. Наибольшее применение в комплектации полчили метрические зубчатые ремни HTD3M и их аналоги RPP3 и MR3, имеющие шаг зуба, равный трём миллиметрам, а также HTD5M и их аналоги RPP5 и MR5, имеюие шаг зуба, равный пяти миллиметрам. В отличии от дюймовых ремней, типоразмеры метрических ремней указываются в метрической системе мер в миллиметрах, что значительно упрощает задачу с определением правильного типоразмера при подборе аналога оригинального ремня, утратившего маркировку в процессе эксплуатации. Для этого достаточно пересчитать зубья на ремне, и перемножить их количествотна шаг зуба. Например, рассмотрим метрический зубчатый ремень с типоразмером 225-HTD3M-12, где число 225 – длина ремня, HTD – профиль зуба, шаг зуба – 3мм, ширина – 12мм. Наиболее востребованными по применяемости в деревообрабатывающих профессиональных и бытовых электрорубанках и шлифмашинах являются зубчатые и поликлиновые (т.н. “ручейковые”) ремни длиной от 150мм до 400мм.[ К списку вопросов ]
- Часто у покупателей возникает вопрос, касающийся расшифровки типоразмера ремня. Например, буквенно-цифровая маркировка “дюймового” ремня 130 XL 075, ошибочно трактуется так: ремнь длиной 130мм и шириной 75мм. Визуально можно увидеть, что ремень гораздо длинее. Ошибка состоит в том, что ремень профиля XL дюймовый, и промаркирован также в дюймах, в соответствии с международным стандартом DIN/ISO. Таким же образом маркируются ремни дюймовых профилей L, H, XH, XXL. Ремень профиля XL имеет шаг зуба 5,08мм. Ремень 130 XL 075, взятый для примнра, имеет 65 зубцоа. Посчитав зубцы и умножив их на шаг зубца, получем метричскую длину ремня, равную 330,2 мм. На самом деле, вся информация о типе профиля ремня, его рабочей длине и ширине уже заложена в типоразмере ремня. Число 130 в типоразмере означает, что рабочая длина ремня составляет 13 дюймов, что составляет в метрической системе мер 330,2мм. Буквенное обозначение XL означает профиль ремня с шагом зуба 5,08мм, а цифровое обозначение 075 означает, что ширина ремня составлет 0,75 дюйма, что в метрической системе мер составляет 19,05мм. Таким образом, по буквенно-цифровой маркировке типоразиера ремня можно узнать его точные параметры, не пребегая к самостоятельным измерениям, которые, зачастую, бывают неточными.[ К списку вопросов ]
Читайте также: Практичные рекомендации автоспециалиста по устранению проблем с автомобилем
Зубчатые передачи. Механизм и виды зубчатых передач :
Зубчатые передачи широко распространены и в промышленных агрегатах, и в бытовых приборах.
Они выступают промежуточным звеном между источником вращательно-поступательного движения и узлом, выступающим конечным потребителем этой энергии.
Причем передаваемая мощность может исчисляться как ничтожно малыми единицами (часовые механизмы и измерительные приборы), так и огромными усилиями (турбины электростанций).
Виды передачи движения
Двигатель, генерирующий энергию, и конечный агрегат, ее потребляющий, часто отличаются по таким характеристикам, как скорость вращения, мощность, угол приложения усилия.
Кроме того, один источник вращательной энергии может служить для приведения в действие сразу нескольких различных узлов или агрегатов.
Чтобы обеспечить доставку крутящего момента в таких условиях, необходимы промежуточные модули, которые бы передавали это усилие с минимальными потерями.
Если в результате такой раздачи или преобразования обороты ведущего вала становятся больше, чем у ведомого, то принято говорить о понижающей передаче.
В этом случае потеря скорости компенсируется увеличением нагрузки на ведомой оси и приростом мощности потребляющего узла. В случае, когда в конечном итоге наблюдается увеличение количества оборотов, такая передача будет повышающей.
Соответственно, это будет сопровождаться снижением усилия на ведомом валу.
Особенности зубчатого механизма
Ременная передача предполагает наличие между шкивами на связанных валах промежуточного звена – гибкого ремня. Зубчатый механизм от такого соединения отличается наличием на поверхности сопряженных деталей зубьев зацепления. По профилю и размеру они идентичны.
Головка зуба колеса входит в зацепление с повторяющей ее профиль впадиной на шестерне. При вращении ведущего вала ведомый проворачивается в противоположную сторону.
Между ними конструктивно предусмотрен минимально возможный зазор, обеспечивающий скольжение, тепловое расширение и смазку для недопущения заклинивания.
При этом ведущая часть парного механизма называется колесом, а ведомая – шестерней.
У ременной передачи плоскость зацепления ремня со шкивом составляет не менее трети длины окружности. В зубчатом механизме между ведущим колесом и ведомой шестерней под нагрузкой в постоянном контакте находится одна пара зубьев. Колеса и шестерни на валах обычно монтируются на шпоночном соединении.
Преимущества
Зубчатые передачи имеют широкое распространение. Они долговечны и надежны в работе при соблюдении допустимых уровней нагрузок и надлежащем уровне обслуживания. Малогабаритный механизм обеспечивает высокий коэффициент полезного действия и может применяться для широкого круга изменения скоростей.
Наличие зубьев зацепления позволяет добиваться постоянства передаточных отношений между сопряженными валами из-за отсутствия возможности их проскальзывания. При этом нагрузки на валы не превышают допустимых пределов.
Недостатки
Зубчатые передачи имеют и ряд особенностей, которые могут быть отнесены к их недостаткам. В плане эксплуатации – такой механизм шумит при высокой скорости вращения. Он не может гибко реагировать на изменяющуюся нагрузку, так как представляет собой жесткую конструкцию с точной регулировкой.
В технологическом плане – это сложность изготовления пар колес зацепления. Для такого вида передач требуется повышенная точность, так как зубья находятся в зацеплении при постоянно изменяющемся напряжении. В таких условиях возможны усталостные разрушения материала.
Это происходит при превышении допустимых нагрузок. Зубья могут выкрашиваться, частично или полностью ломаться. Отколовшиеся осколки попадают в механизм, повреждают соседние сопрягающиеся участки, что приводит к заклиниванию и выходу из строя всего узла.
Виды
Наибольшее распространение получила цилиндрическая зубчатая передача. Ее применяют в узлах и механизмах с параллельным расположением валов. По конструктивным особенностям различают зубья с прямым, косым и шевронным профилем.
Для перекрещивающихся валов используют червячную, винтовую цилиндрическую передачи, а для пересекающихся – коническую. Реечная передача отличается тем, что шестерня в общем парном механизме заменяется рабочей плоскостью. При этом на ней нарезаны зубья, идентичные по профилю колеса. В итоге вращательное движение преобразуется в поступательное.
Также разделяют передачи по скорости вращения: тихоходные, средние и скоростные. По назначению их делят на силовые и кинематические (не передающие значительной мощности).
Кроме того, зубчатые передачи могут классифицироваться по величине передаточного числа, подвижности осей (рядовые и планетарные), числу степеней, точности зацепления (12 классов), способу изготовления.
По форме профиля зуба могут быть эвольвентные, циклоидальные, цевочные, круговые.
Применение
Все виды зубчатых передач широко используются в различных отраслях промышленного производства. Годовое производство различных колесных пар исчисляется миллионами. Сфера их применения настолько обширна, что редкий прибор, механизм или агрегат, использующий в работе вращательное движение, не имеет в своем составе того или иного вида зубчатого подвижного соединения.
Цилиндрическая зубчатая передача используется для преобразования вращательного движения с понижающим или повышающим коэффициентом. Примеры: двигатели внутреннего сгорания, коробки перемены передач в подвижном составе, станкостроении, буровом, металлургическом, горнодобывающем производстве и всех видах промышленности.
Коническая зубчатая передача используется в меньшей степени из-за сложности в процессе изготовления колесных пар.
Применяется в сложных и комбинированных механизмах, где присутствует вращательное движение с переменными углами и изменением нагрузок. В специальных редукторах обычно используются конические зубчатые передачи.
Примеры: ведущие мосты автомобилей, сельхозтехники, локомотивов, колесные пары конвейеров, приводы различного промышленного оборудования.
Цилиндрические передачи
Применяются наиболее широко, так как технология изготовления колесных пар сравнительно проста и отработанна.
Цилиндрическая зубчатая передача используется для передачи крутящего момента между валами, расположенными в параллельных плоскостях. Различаются по форме зубьев: с прямым расположением, косым и шевронным.
В редких случаях при перекрещении валов и незначительных нагрузках используется винтовой профиль.
Зубья прямого расположения используются больше всего. Их применяют для передачи крутящего момента с незначительной или средней нагрузкой, а также в случаях, когда есть необходимость смещения колес в процессе работы вдоль оси вала.
Читайте также: Пособие по замене, регулировке и тюнингу фонарей на skoda octavia а7 и других моделях
Косые зубья применяют для плавности хода. Их используют для ответственных механизмов и при повышенных нагрузках.
Шевронный профиль (два ряда косых зубьев по краям, расположенных в форме елочки) отличается высокой уравновешенностью осевых сил смещения, которые являются недостатком косозубых колесных пар.
Прямозубые цилиндрические передачи могут быть открытого и закрытого типа. В последнем случае зубья одного из колес располагаются не на наружной, а на внутренней поверхности окружности.
Коническая передача
В условиях, когда крутящий момент от источника к потребляющему узлу нужно доставлять с угловым смещением, используют пересекающиеся валы. Их оси чаще всего находятся под углом 90 градусов. В таких случаях обычно применяется коническая зубчатая передача.
Называется так из-за конструктивных особенностей пар шестерен. Они имеют форму срезанного конуса и сопрягаются своими боковыми плоскостями, на которых нарезаются зубья. По профилю они выше у основания и уменьшаются по направлению к вершине.
Зубчатый венец может иметь прямую, тангенциальную или криволинейную нарезку. Если по профилю он выполнен в виде винтовой спирали, и валы кроме пересечения еще имеют и осевое смещение, то такая коническая передача называется гипоидной. Она обладает плавностью хода и низким уровнем шума, но имеет повышенную склонность к заеданию, поэтому для нее используются специальные смазочные материалы.
В сравнение с цилиндрическими передачами конические могут обеспечить лишь 85% их несущей способности. По технологии изготовления и сборки они являются самыми сложными. Однако возможность передачи крутящего момента с угловым смещением делает их незаменимыми в сложных узлах и механизмах.
Реечная и ременная зубчатая передача
Когда нужно преобразовать вращательное движение в поступательное или наоборот, одно из колес заменяется плоскостью с нарезанными зубьями.
Реечная передача отличаются простотой изготовления и монтажа, надежностью и хорошими нагрузочными характеристиками.
Применяется в станкостроении и для приводов, где используется поступательное движение: долбежные станки, транспортеры с попеременной подачей.
Зубчато-ременная передача – это гибридная модель, вобравшая положительные качества обеих видов. Отличается постоянством передаточного числа из-за отсутствия проскальзывания. Тихая работа при высоких оборотах и нагрузках достигается путем использования гибких ремней с сердечником. Часто используются в приводах электродвигателей.
На парных шкивах узла агрегата и на эластичном ремне, их связующем, имеются идентичные по профилю зубья. Передача работает не по принципу трения, а используется механизм зацепления. При этом с одной стороны отпадает необходимость сильного натяжения между шкивами и точной регулировки, с другой – смазки между сопрягающимися металлическими деталями.
Материал
Зубчатые передачи должны обладать надежностью в роботе при разных скоростях и нагрузках, прочностью зубьев, их износостойкостью и способностью противостоять заеданию.
В качестве основного материала для колесных пар выступает сталь. Она может подвергаться термообработке или иметь в своем составе легирующие добавки и примеси.
Как материал для тихоходных механизмов, имеющих большие габариты и открытый тип конструкции, может выступать чугун.
Для предотвращения заедания парные колеса изготавливают из различного по крепости материала. Если для колеса и шестерни используется высокоуглеродистая сталь, то используют различную степень их термообработки. Также применяется бронза, латунь, капролон, текстолит, пластики и формальдегиды.
Изготовление
Заготовки для колесных пар зубчатых передач могут быть изготовлены методом литья или штамповкой. В дальнейшем они подвергаются дополнительной обработке, и производится нарезания зубьев. Используют для этого дисковые и пальцевые фрезы, фасонные шлифовальные круги.
Механизм зубчатой передачи конического типа нельзя изготовить методом чистовой прорезки фрезой или шлифовкой, так как профиль выступов и впадин не постоянен. Это можно делать лишь на начальном этапе черновой обработки.
Дальнейшая доводка производится на станках в процессе обкатки с зацеплением. Для этого используется парное колесо из высокопрочного материала, повторяющего основной профиль. Оно выступает в роли режущего инструмента.
Углеродистые стали подвергают закалке, цементации, азотированию или цианированию. Для неответственных узлов термообработка может проводиться после нарезания зубьев. Для колесных пар высокой точности требуется дополнительная финишная шлифовка или обкатка.
Обслуживание
При нормальной работе зубчатый механизм работает плавно, а процесс сопровождается монотонным умеренным шумом. Наличие посторонних звуков и неравномерность вращения свидетельствуют об износе поверхностей, входящих в зацепление, или нарушении регулировки.
Во время проведения технического обслуживания при осмотре проверяют отсутствие трещин, поломок зубьев или их сколов. Особое внимание обращается на правильность зацепления колесных пар и отсутствие зазоров. При работе проверяют торцевое биение и контролируют поверхности трения.
Правильность зацепления определяют нанесением краски на зубья передачи. Пока она не засохла, валы проворачивают несколько раз и осматривают места соприкосновения рабочих поверхностей. По форме отпечатка (он должен быть в форме эллипса) определяют общее состояние передачи.
Обращают внимание на точки касания. Они должны быть приблизительно в средней части высоты зуба. Пятно краски должно занимать 70 – 80% его длины. Регулировка в основном сводится к увеличению или уменьшению толщины прокладок под подшипниками.
В зависимости от типа узла смазка открытого механизма может проводиться периодически вручную пластичным материалом. Для закрытых конструкций она осуществляться принудительно разбрызгиванием или окунанием части венца рабочего колеса в ванну со смазкой.
Параметры зубчатой передачи
Для характеристики механизма зацепления определяют диаметры делительной и основной окружности, межосевое расстояние и возможное смещение валов. Взаимосвязь количества зубьев ведущего и ведомого колеса определяет передаточное отношение. Оно по исходным данным позволяет вычислить обороты для пары зацепления.
Колесо зубчатой передачи изначально характеризуется числом зубьев и модулем. Он стандартизирован и отображает длину делительной окружности, приходящейся на один зуб. Определяют диаметры выступов и впадин. Рассчитывают общую длину, высоту и толщину зуба, а также отдельных его частей – головки и ножки.
Рассчитывается делительный диаметр. Используется коэффициент ширины зубчатого венца. В случае с косыми зубьями определяются с углом их наклона. Нужно учитывать, что в конических и цилиндрических передачах он разный.
Кроме перечисленного еще используется угол профиля, коэффициент торцевого перекрытия и смещения, линии зацепления. Для червячных передач рассчитывают число витков, диаметр и вид червяка.
Расчет зубчатой передачи
Перед проектированием следует изучить исходные данные и определиться с условиями планируемой эксплуатации механизма. Учитывается исходный контур, тип и вид передачи, ее расположение в узле, допустимые нагрузки, материал для колесных пар и их термообработка. На этом этапе берется во внимание частота вращения валов и их диаметры, крутящий момент, передаточное число.
Чтобы произвести расчет зубчатой передачи, нужно определиться с общим модулем зацепления, числом зубьев для шестерни и колеса, их профилем, углом наклона и расположением. Определяют межосевое расстояние, выбирается ширина зубчатых венцов пары.
Рассчитываются геометрические показатели станочного зацепления, для которого проектируется зубчатая передача. Чертеж должен отображать не менее двух проекций: фронтальный и боковой вид слева с нанесенными промерами. Дополнительно составляется таблица основных геометрических и конструктивных параметров, строятся графики.
Значения рассчитывают по формулам, таблицам, применяют коэффициенты и соотношения, при этом используются исходные данные колеса и шестерни. В алгоритме расчетов для отдельных передач может присутствовать до пятидесяти и более шагов и логических этапов. Оптимальным решением вопроса детального проектирования является использование специализированной компьютерной программы.
Размеры пазов под шпонки или шлицы подбирают по стандартам. На общем плане чертеж монтажа колес на валах разрабатывают отдельно.
Стандарты
Нормируются ли зубчатые передачи? ГОСТ, действующий в настоящее время, определяет допустимые отклонения для готовых колесных пар. Точность заготовок устанавливается в зависимости от технологических особенностей и может регулироваться для каждой отрасли или завода-изготовителя отдельно.
Для каждого вида зубчатых передач существуют нормы взаимозаменяемости. Отдельные стандарты утратили актуальность вообще, некоторые действуют лишь в отдельных регионах. Тем не менее, нормы, разработанные ранее, используются для общей терминологии, обозначений, порядка разработки документации и построения чертежей.
ГОСТы регулируют параметры расчетов геометрии зубчатых колесных пар, их модули, исходные контуры, степени точности и виды сопряжений. Другие нормативы устанавливают стандарты на отдельные элементы деталей, а третьи – на уже готовые узлы и агрегаты.
Приводные ремни – разновидности и сфера применения
Приводные ремни – это одна из важнейших частей всего ременного механизма.
Приводные ремни бывают множества разновидностей и форм. Данная градация обусловлена разной спецификой их использования и функционального предназначения. В промышленной сфере выделяют клиновые, поликлиновые, вариаторные, зубчатые резиновые и полиуретановые, а также секционные приводные ремни. Специфика применения этих изделий самая разнообразная.
Какие-то наименования используются крайне узконаправленно. Другие же распространены более. Плоские ремни, к примеру, активно применяются в сфере деревообработки и пищевой промышленности. Здесь они незаменимы. Другая разновидность приводных ремней – это ремни клиновые, и отличаются они от остальных своей необычной формой.
Таковая позволяет им наиболее оптимально контактировать с поверхностью шкива, благодаря чему обеспечивается хороший крутящий момент. Ремни клиновые также бывают нескольких видов. Одним из наименований их являются ремни поликлиновые плоские. Они отличаются от остальных наличием на поверхности нескольких специальных бороздок.
Именно эти бороздки позволяют использовать данные ремни на особо ответственных участках работы. К примеру – в том же машиностроении, где поликлиновые ремни используются на высокооборотных моторах.
Еще одни ремни приводные применяются в технике для сельскохозяйственных назначений. В основном это – плоские вариаторные ремни. Они располагаются между двигателем и рабочими узлами, обеспечивая максимально эффективную связь внутри них.
С их помощью происходит регулирование процесса подачи вращения от двигателя ко всем остальным механизмам.
Таким образом, ремни приводные в машиностроении играют очень важную роль – от них также зависит качество работы двигателя и возможность резкого переключения с одного режима на другой.
Что же касается зубчатых резиновых моделей, то таковые предназначаются для максимально плотного прилегания к поверхности шкива, тем самым усиливая мощность вращательных движений внутри двигателя или любого другого механизма, где используются эти ремни.
Контакт этот обеспечивают сами зубья, которые одновременно и удерживают связь между самими ремнями и шкивом. Резина же обеспечивает динамичность и подвижность ремня. И последними из самых распространенных наименований приводных ремней являются ремни плоские полиуретановые.
Но они не слишком отличаются от зубчатых резиновых как своим предназначением, так и характером эксплуатации.
К достоинствам ременных передач следует отнести:
конструктивная простота, относительно малая стоимость, плавность и бесшумность работы; способность к смягчанию сильных изменнений нагрузки и гашению колебаний (за счёт упругих свойств ремня и его способности пробуксовывать по шкивам); возможность работы с высокими частотами вращения; высокий КПД (до 98%); не требуют специального обслуживания; быстрая и легкая замена приводного ремня; мало чувствительны к недостаткам взаимоустановки валовых осей; малая стоимость.
Ременные передачи распространены практически во всех отраслях промышленности, а также в приводах машин, применяющихся в сельском хозяйстве.