Какое масло заливать в гидроусилитель руля: советы и инструкции как слить жидкость в гуре, сколько ее потребуется и когда пора производить замену
В статье «Масло для гидроусилителя руля: выбираем правильное» мы подробно рассказали о составе и функции гидравлических жидкостей для ГУР. В этом материале – подробности о том, сколько служит рабочая жидкость и как правильно ее заменить.
Когда нужно менять масло в ГУР
Некоторые автомобильные дилеры уверяют, что гидравлическая жидкость, залитая в ГУР с завода, не подлежит замене на протяжении всего срока эксплуатации автомобиля (это, в основном относится к так называемым «зеленым» маслам). Это утверждение ошибочно.
Гидравлическая жидкость – расходный материал, для которого присущи такие понятия как старение в процессе эксплуатации.
Нужно понимать, что есть рекомендованные (плановые) производителем автомобиля сроки замены жидкости в ГУР (отмечаются в руководстве по эксплуатации), а есть специальные сроки замены – досрочные и аварийные.
Планово рабочую жидкость в ГУР рекомендуется менять один раз в 1-2 года в зависимости от марки и модели автомобиля, а также – от условий его эксплуатации. Чем суровее эти условия, тем срок плановой замены масла в гидроусилителе короче.
Досрочно гидравлическую жидкость в ГУР меняют вследствие выхода из строя элементов рулевого механизма (рейки, шестерни, тяг). Чтобы вновь установленные элементы рулевого управления работали слаженно, рекомендуется заменить жидкость в ГУР – особенно, если она эксплуатировалась без замены на протяжении нескольких лет.
Аварийная замена гидравлической жидкости в ГУР производится в случае разгерметизации системы гидроусилителя или выхода из строя его узлов и механизмов (гидравлического цилиндра, управляющего золотника, насоса, шлангов).
Нужно периодически, раз в полгода, проверять уровень и состояние гидравлической жидкости в расширительном бачке.
Уровень масла в бачке ГУР
Если уровень упал (а он должен находиться в бачке между отметками Min и Max), то, возможно, произошла разгерметизация системы и масло уходит. Тогда необходимо проверить состояние всех узлов системы гидроусилителя, выявить поломку и исправить ее.
Если этого вовремя не сделать, то последствия могут быть печальными: увеличенный износ рабочих частей помпы (как следствие – выход из строя корпуса механизма рулевого управления в районе компрессионных колец), снижение подвижности редукционного клапана помпы из-за недостаточного отведения тепла от узлов насоса, увеличенное изнашивание зубьев валов рулевой рейки и редуктора.
Как устроен ГУР
Состояние рабочей жидкости в ГУР проверяем просто: открываем расширительный бачок, при помощи щупа берем некоторое количество масла и наносим его на чистый лист бумаги. Если жидкость прозрачная, имеет стойки цвет – с ней все в порядке. Если мутная, с видимыми примесями – такое масло нужно заменить.
Появление осадка в гидравлической жидкости свидетельствует о том, что ее присадки уже не справляются со своими функциями вследствие разложения в процессе эксплуатации.
Если такую жидкость не заменить, то масло в ГУР может вспениться, окислиться, потерять свои смазочные и антикоррозионные свойства, что приведет к поломке системы.
Замена жидкости в ГУР: пять простых шагов
Для замены рабочей жидкости в гидроусилителе нам понадобится: домкрат, медицинский шприц, чистая ветошь, канистра с маслом для ГУР. В среднем для замены берут не более 1 литра жидкости. Рекомендованное количество можно узнать в руководстве по эксплуатации автомобиля.
Шаг 1. Устанавливаем автомобиль на подъемник. Если его нет, то используем два домкрата для вывешивания передних колес.
Вывешиваем передние колеса с помощью домкрата
Шаг 2. Открываем крышку расширительного бачка ГУР, при помощи медицинского шприца откачиваем отработанную жидкость.
Выкачиваем старую жидкость из ГУР
Оставшуюся в бачке жидкость можно слить, сняв последовательно шланги (основной, ведущий к помпе и обратный, идущий от нее) и опустив их в подготовленную емкость (подойдет пластиковая 1.5 литровая бутылка). Сначала снимаем основной шланг (как правило, расположен ниже), крутим рулем, добиваясь прокачки системы.
Сливаем оставшуюся жидкость. На примере Hyundai Accent
Двигатель при этом не включаем! Когда жидкость перестала капать, устанавливаем основной шланг на место, снимаем обратный и производим с ним те же действия.
Шаг 3. Заливаем свежую гидравлическую жидкость в расширительный бачок ГУР, следя за ее уровнем. Оптимальный уровень – между метками Min и Max. Отметим, что в некоторых расширительных бачках есть четыре метки: Min Cold и MinHot, Max Cold и Max Hot. Cold – это уровень «холодной» жидкости, Hot – «горячей», то есть, когда автомобиль эксплуатируется.
Заливаем свежую жидкость
Шаг 4. Вращаем руль вправо-влево для прокачки жидкости по системе ГУР. Снова отмечаем уровень масла по меткам – если его стало меньше, доливаем и так до тех пор, пока не установим оптимальный уровень. Закручиваем крышку расширительного бачка.
Шаг 5. Спускаем автомобиль с подъемника, убираем домкраты. Запускаем двигатель, проезжаем несколько километров и снова замеряем уровень жидкости в бачке ГУР.
Если она находится посредине меток Min Hot и Max Hot, то доливать масло больше не нужно.
Если жидкость превышает уровень Max Hot, то нужно отлить некоторое количество жидкости, так как в процессе работы (при нагреве), она может выплеснуться из бачка и залить расположенные поблизости узлы двигателя, что приведет к выходу из строя мотора.
Как видим, никакой особой сложности в процессе замены рабочей жидкости в гидроусилителе руля нет.
Тем не менее, важно помнить, что замена масла в ГУР должна производиться аккуратно, с использованием чистых подручных средств, так как попадание грязи в жидкость может привести к ухудшению ее эксплуатационных качеств.
Для тех, кто не уверен в собственных силах, советуем производить замену жидкости в ГУР на СТО – там эта операция проводится на специальном стенде, что гарантирует качественную замену масла.
Как заменить масло в гидроусилителе руля
Каждый агрегат и механизм автомобиля рано или поздно должен проходить соответствующее техническое обслуживание. Не является исключением и гидроусилитель руля, которым оснащаются большинство современных машин.
Далеко не все автомобильные производители указывают сроки ротации штатных жидкостей, однако, это не значит, что они вечны. После определённого периода интенсивной эксплуатации, масло темнеет или приобретает неприятный запах, что говорит об острой необходимости его скорейшей замены.
Работа ГУР
Задачей гидроусилителя руля является повышение комфорта и облегчение управления транспортных средств.
Ресурс и качество работы данной системы напрямую зависит от её качества, состояния и своевременного обслуживания, а также соблюдения элементарных правил эксплуатации.
Итак, настоятельно не рекомендуется:
- долго удерживать руль в крайнем положении, оставляя мотор на высоких оборотах, поскольку повышенное давление масла просто разорвёт сальники гидроцилиндра и шланги системы.
- усиленно давить на баранку во время парковки, если колесо автомобиля боковой поверхностью упирается в бордюр — предохранители электрического насоса наверняка «полетят».
- продолжать ездить с негерметичным гидроусилителем, из которого сочится масло. В случае значительной потери жидкости, насос ломается за 10-15 минут.
- использовать повреждённые пыльники, позволяющие микрочастицам песка и влаги проникать в гидроцилиндр и смешиваться с маслом, ускоряя износ механизма.
- отключать ГУР в системах с общим приводом генератора, помпы и насоса, что может вызвать поломку двигателя и/или электрооборудования.
Если замечена неисправность — отправляйтесь на СТО. Это сбережёт Вам нервы, время и деньги.
Причины смены масла
Краткое, но очень интересное видео, из которого вы узнаете, что такое гидроусилитель руля и зачем следует менять масло в нём.
Как уже упоминалось, производители автомобилей редко дают конкретных информацию по срокам смены масла в рулевом гидроусилителе. Многие водители лишь проверяют его уровень при довольно редких ТО и, если необходимо, то доливают.
Специалисты автомеханики к этому вопросу относятся значительно серьёзней. Они утверждают, что механизмы ГУР весьма чувствительны к качеству и «свежести» используемого состава, и рекомендуют его полную замену через каждые 25-30 тысяч миль пробега. При очень интенсивной эксплуатации это делают не реже раза в год.
Помимо профилактики, процедуру необходимо проводить при кардинальной смене цвета или замутнении жидкости (тёмный землистый оттенок), а также при возникновении запаха гари. При этом, вместе с маслом меняются и фильтры в бачке.
Использование жидкостей, исчерпавших свой ресурс и «полезность», приводит к интенсивному снашиванию деталей системы и выходу из строя насоса гидроусилителя, рейки руля и редуктора.
Самостоятельная замена жидкости
Процесс смены масла ГУР предусматривает слив использованного состава, удаление его остатков из системы, мойку бачка и фильтров, заливку, прокачку и доливку. Всё это выполняется на любом СТО в кратчайшие сроки.
Если же процедуру решено производить собственными руками, то Вам понадобится:
- новое масло в достаточном объёме, узнать который можно в документации к авто;
- большой шприц и посуда для отработанного состава (подойдёт пластиковая бутылка).
Из данного видео, вы узнаете, как можно заменить масло в гидроусилителе руля самостоятельно.
Идеальным вариантом для замены является масло, которое рекомендовано к использованию самим производителем транспортного средства. Если эта возможность отсутствует, проконсультируйтесь со специалистами. В любом случае, покупка дешёвой продукции может «выйти боком», поэтому скупиться не стоит.
Важно! В критических ситуациях, вроде существенной утечки жидкости, недостающий объём можно компенсировать добавлением состава для трансмиссий (автоматических) или же моторного масла. Но только на короткий временной отрезок, необходимый, чтобы добраться до мастерской и промыть систему, иначе смесь различных масел негативно скажется на функциональности.
Пошаговая инструкция
Замену масла в гидроусилителе рулевого управления можно осуществить путём полной или частичной замены. Частичная смена проста, однако получаемый эффект невысок:
- Сняв заглушку бачка ГУР, шприцем и трубкой опустошаем ёмкость;
- Заливаем приобретённый состав до требуемого уровня;
- Заводим автомобиль и производим движения рулём;
- Глушим двигатель и повторяем весь процесс несколько раз.
В итоге, Вы определяете качество конечного состава в системе «на глазок» и, если оно вас удовлетворяет, завершаете процедуру. Полное обновление более трудоёмко и продолжительно, однако, оно гарантирует результат, который близок к идеальному:
- Первым делом автомобиль необходимо «вывесить», чтобы можно было легко вращать рулевое колесо не заводя мотор.
- Действуя аналогично первому варианту, откачиваем отработанное масло из бачка гидроусилителя.
- Далее, ослабляем или снимаем хомуты, отсоединяем шланги, демонтируем ёмкость (бачок) и моем её.
- Шланг рулевой рейки («обратка»), который идёт вдоль трубки охладителя радиатора, направляем в бутылку.
- Вращая рулём, удаляем остатки старого масла из системы. Движения должны быть широкими и достаточно интенсивными.
- Когда поток в бутылку иссякнет, вставляем во второй шланг, идущий к насосу ГУР, подходящую воронку (лейку).
- Закрепив шланг и залив в него купленную жидкость «под завязку», возвращаемся в салон и повторяем манипуляции с «баранкой».
- Подливаем в шланг с воронкой жидкость до тех пор, пока из отверстия «обратки» не польётся новое масло, залитое с насосного патрубка.
- После этого одеваем трубки на место и надёжно фиксируем их с помощью штатных хомутов.
- Монтируем бачок ГУР на своё место и наливаем в него жидкость до указанного уровня.
- Повторяем манипуляции с рулём, сначала с заглохшим, а после — с заведённым силовым агрегатом.
- Глушим мотор, опускаем автомобиль на землю и доливаем масло в бачке до нужной черты.
Читайте также: Установка газобаллонного оборудования: стоит ли переходить на газ?
Вот таким нехитрым способом происходит замена жидкости в гидроусилителе Вашего автомобиля. Решившись проделать его самостоятельно вы сэкономите средства и лучше узнаете своего «железного скакуна». Сложностей возникнуть не должно.
Советы автолюбителей
Делясь опытом с новичками, мастера своего дела и бывалые автомобилисты советуют выполнять все работы с напарником, поскольку в процессе обязательно понадобятся «свободные руки».
Так:
- в пункте №5, если завести в это время мотор, то процесс пойдёт значительно быстрее;
- в пункте №7, один крутит руль, а второй держит шланг с воронкой и контролирует ситуацию;
- в пункте №8, напарник может следить за уровнем масла в системе пока Вы подливаете масло.
Стоит отметить, что в автосалонах данную процедуру выполняют опытные профессионалы, которые тщательно моют всю систему специальными средствами, не всегда доступными рядовому обывателю, а по завершению, качественно прокачивают и внимательно проверяют гидроусилитель руля.
Вам, «на всё про всё», понадобится несколько свободных от забот часов, а также от двух до пяти литров нового масла.
Так же советуем посмотреть
Как производится замена жидкости в гидроусилителе руля (ГУР) своими руками с видео, какое масло заливать и сколько
Рулевая система современных легковых машин оснащается гидроусилителем — устройством, благодаря которому вращение рулевого колеса не требует физических усилий от водителя.
Несмотря на заявления многих автопроизводителей, что жидкость ГУРа подлежит замене только в случае ремонта устройства, за состоянием системы следует внимательно следить и по мере необходимости менять загрязнённую техническую жидкость.
В каких случаях требуется замена
Жидкость в ГУР выполняет несколько функций:
- она является рабочим телом системы,
- обеспечивает её безопасную эксплуатацию,
- защищает элементы устройства от перегрева,
- коррозии и иных повреждений,
- снижает износ деталей рулевой системы.
Специально разработанное вещество рассчитано на функционирование в широком температурном диапазоне — от –40 до +120°С.
Схема гидроусилителя руля на автомомбилях концерна VAG (Volkswagen Aktiengesellschaft)
Можно выделить две ключевых ситуации, когда требуется её замена:
- В ходе ремонта гидроусилителя или после снятия и установки рулевой рейки жидкость в ГУРе загрязняется механическими частицами, которые способны повредить систему, стать причиной быстрой потери эксплуатационных свойств жидкости. В этом случае необходимо произвести полную замену жидкости в ГУРе, даже если масло является относительно свежим.
- После пробега в 20 000 км рекомендуется регулярно проверять состояние технической жидкости в расширительном бачке гидроусилителя руля. При помощи щупа немного вещества помещается на чистую светлую поверхность — салфетку или бумагу. Если жидкость прозрачная и сохраняет свой первоначальный цвет (красный, зелёный или жёлтый), то замена не нужна. Поводом для смены жидкости являются механическое загрязнение, помутнение, запах горелого.
Если пробег автомобиля не превышает 20 000 км в год, замена жидкости ГУРа необходима приблизительно раз в два-три года. Если своевременно этим не заниматься, загрязнённое синтетическое вещество теряет свои эксплуатационные свойства, что ведёт к перегреву и повреждениям элементов системы, выходу из строя гидроусилителя руля, насоса, рулевой рейки.
Как выбрать масло для гидроусилителя руля
В гидравлической системе используется синтетическое вещество, которое должно отвечать следующим параметрам:
- максимальная рабочая температура от 110°С;
- стабильная вязкость среды независимо от температуры и уровня нагрузки;
- наличие добавок, позволяющих повысить эффективность функционирования под давлением;
- устойчивость к пенообразованию;
- безопасность для материалов, из которых выполнены уплотнители и шланги.
Выбор жидкости осуществляется в строгом соответствии с требованиями производителя
Сегодня производители предлагают жидкости для ГУР, которые различаются:
- по типу базы (синтетические и минеральные);
- по вязкости;
- по характеристикам присадок;
- по эксплуатационным свойствам и т.д.
В продаже можно встретить жидкость для ГУР красного, жёлтого и зелёного цветов, причём красные и зелёные составы бывают минеральными и синтетическими, при этом:
- красный — только для автомобилей с АКПП;
- жёлтый — универсальный, для «механики» и «автомата»;
- зелёный — только для авто с МКПП.
При выборе жидкости для ГУР следует ориентироваться на рекомендации автопроизводителя и использовать тот же состав, что залит в систему, либо его аналог.
Часто бывает, что жидкости надо приобретать в комплекте. Одной бутылкой промывается система, вторая остаётся в ГУРе
Синтетические составы разрешается заливать только в систему, для которой они указаны производителем автомобиля. Применение синтетики взамен минерального масла приведёт к порче уплотнительных элементов и шлангов, в результате гидроусилитель потеряет герметичность и выйдет из строя. Даже предварительная промывка системы не избавит от этой проблемы.
Типы жидкостей для популярных автомобилей: таблица
Допускается смешивать жидкости для ГУР разных производителей между собой, если они совпадают по типу (минеральные — с минеральными, синтетические — с синтетическими), цвету и характеристикам.
Частичная замена своими руками
Упрощённый вариант замены допускается, только если автовладелец точно знает, состав какого типа в данный момент залита в бачок ГУРа, и имеет возможность использовать подходящий состав. Поводом для частичной замены служит загрязнение бачка, пятна или взвесь на поверхности жидкости после долгого неиспользования авто.
- Отвинтите пробку бачка ГУР, и используя шприц на 20 кубиков + эластичную трубочку, откачайте загрязнённое масло.
- Залейте новую жидкость, ориентируясь на верхнюю отметку, и поставьте пробку на место. Лучше лить через трубочку, чем расплёскивать драгоценную жидкость мимо
- Заведите двигатель, несколько раз поверните руль вправо и влево до упора.
- Остановите двигатель и проверьте при помощи щупа и белой бумаги уровень и состояние жидкости в бачке ГУР.
- При необходимости повторите процедуру — масло должно в итоге стать чистым.
Сколько лить жидкости в ГУР при полной заливке
Перед тем как приступить к полной замене, вам следует узнать не только тип жидкости, но и требуемый объём. Если информацию вы не нашли в инструкции к автомобилю, можно воспользоваться поиском в интернете.
- для Тойота RAV4 D4D требуется жидкость DEXRON II-D или DEXRON III, в объёме 1,1 литра.
- для Рено Логан используется жидкость Elf Elfmatic G3 в объёме 1 литр;
- для Форд Фокуса 2 требуется зелёная жидкость Форд WSA/M2C195/A либо аналоги, в том числе Ravenol-PSF в объёме 2 литра.
Полная замена будет рассмотрена на примере Ford Focus II.
Инструменты для работы
Для работ по полной замене жидкости в ГУРе, например, Форд Фокус 2 потребуется использовать:
- шланг длиной не менее 1,5 метров со штуцером на конце, его диаметр должен соответствовать возвратному шлангу системы;
- аналогичный по диаметру шланг длиной около метра, оснащённый заглушкой;
- тару объёмом в несколько литров и с широкими краями или горловиной;
- плоскогубцы с наконечниками изогнутой формы;Можно использовать обычные круглогубцы, но они менее удобны
- домкрат;
- новую жидкость для ГУР (с запасом, т.к. предусматривается промывка системы).
Как поменять: инструкция
- Приподнимите автомобиль при помощи домкрата, чтобы было легче вращать рулём. Двигатель должен быть заглушен.
- Открутите крепёж и снимите бачок ГУР. При помощи плоскогубцев отведите в сторону хомут, которым на нём закреплён возвратный шланг (он идёт от рулевой рейки). Со шланга «обратки» слейте старую жидкость в подставленную ёмкость. Установите вместо «обратки» шланг со штуцером. Вместо второго шланга (прямой подачи) поставьте шланг с заглушкой. Расположение шлангов
- Затем тонкой струйкой наполните бачок новой жидкостью. Один человек должен вращать руль до упора в обе стороны, второй — следить за качеством сливающихся отходов. Чистое масло отличается от загрязнённого цветом и запахом. Вращаем руль влево-вправо до упора несколько раз
- После того как вы убедитесь, что гидроусилитель очищен, установите штатные шланги на место, закрепите бачок, долейте новую жидкость по верхнюю отметку. Чтобы убрать воздушные пробки, запустите двигатель и плавно вращайте рулевое колесо до упора в обе стороны — двух-трёх повторений достаточно, чтобы жидкость заполнила всю систему. При помощи щупа проверьте уровень жидкости, если нужно — долейте.
- Если замена проведена правильно, рулевое колесо будет вращаться ровно и без усилий. Убедившись в этом, завинтите пробку бачка ГУРа. Проверьте герметичность подсоединения шлангов.
Видео о том, как заливать недостающее масло в гидроусилитель
Полную замену жидкости для ГУРа можно выполнить самостоятельно, потратив на это около получаса времени. Своевременно выполненная процедура поможет избежать проблем с управляемостью автомобиля на дороге.
Замена жидкости в гур автомобиля
Одним из этапов работ по обслуживанию автомобиля, который успешно можно выполнить самостоятельно, является замена жидкости в гидроусилителе руля. Сегодня подавляющее большинство легковых машин оснащаются рулевой системой с ГУР.
Благодаря гидроусилителю вращать рулевое колесо можно одним пальцем даже слабым дамам. Данная система расположена в моторном отсеке и представляет собой замкнутый контур, состоящий из специальной рулевой рейки, насоса, расширительного бачка и гибких трубопроводов.
Гидравлический усилитель рулевой системы приводится в действие от шкива коленвала благодаря ременной передаче.
Когда требуется замена жидкости в ГУР
Менять жидкость в гидроусилителе руля необходимо в нескольких случаях.
- Несмотря на отсутствие в некоторых мануалах по обслуживанию авто определенного срока замены масла в рулевой системе, жидкость не может сохранять свои качества бесконечно. Специалисты рекомендую придерживаться следующей формулы. Если в год машина «пробегает» от 10000 до 20000 км, то замену можно производить через 2-3 года. При этом лучше провести простой тест. Достаточно взять из расширительного бачка ГУР несколько капель рабочей жидкости и поместить их на светлую бумагу или салфетку. Если масло прозрачное с четко выраженным цветом, то оно может еще эксплуатироваться. А вот когда на поверхности салфетки видны механические частички, примеси, само масло мутноватое или имеется горелый запах, то жидкость подлежит немедленной замене.
- Производить полную замену жидкости приходится в таких неприятных случаях, как ремонт гидроусилителя или снятие рулевой рейки. Даже относительно свежее масло в процессе демонтажа, восстановления и последующей сборки загрязняется. Поэтому следует приобрести новую жидкость, чтобы заправить ее в отремонтированную систему.
Какое масло используется в ГУР
Чаще всего современные транспортные средства работают с техническими жидкостями типа PSF, которые предназначены для гидравлической системы усиления руля.
Некоторые автомобилисты с аналогичным успехом пользуются продуктом с обозначением Dexron 2, который является универсальным материалом для разных систем автомобиля. Какое масло заливать в гидроусилитель руля конкретной машины, можно узнать из рекомендаций производителя. Они изложены в руководстве по эксплуатации.
При замене необходимо заливать масло только одного вида, чтобы исключить образование сгустков и комочков, способных закупорить отверстия в рулевой рейке или насосе.
Жидкость для гидравлической системы должна обладать целым набором свойств:
- рабочая температура масла не менее 110°С;
- наличие добавок, улучшающих работу раствора под давлением;
- неизменная вязкость жидкости при разных нагрузках и температурах;
- отсутствие пенообразования;
- снижение износа деталей в рулевой системе;
- предотвращение появления коррозии;
- отсутствие эффекта набухания резиновых уплотнителей и шлангов;
- инертность масла к лакокрасочному покрытию кузова.
Технология замены масла ГУР
Автомобилисты применяют две схемы замены жидкости в гидроусилителе рулевой системы. Одна из них предусматривает частичное обновление масла, а при другом варианте требуется замена всего объема технической жидкости. От выбора способа обслуживания будет зависеть, как заменить жидкость в гидроусилителе руля. Полностью или частично.
Частичная замена допускается в тех случаях, когда автовладелец знает тип жидкости, которая залита в ГУР. Если бачок гидроусилителя загрязнился или на поверхности масла после стояния автомобиля появились подозрительные пятна или частички, то можно попробовать частичную замену жидкости. В этом случае понадобится большой шприц (20 кубиков) и подходящий по диаметру и длине шланг.
Сначала необходимо открутить пробку бачка ГУР, а затем, пользуясь шприцом и гибкой трубочкой, удалить из бачка все содержимое.
Новое масло доливается до верхней отметки, заводится мотор и поворачивается руль до упора в обе стороны несколько раз.
После этой процедуры двигатель останавливается и проверяется уровень жидкости по щупу. На этой стадии можно оценить и качество получившегося раствора.
Полная замена
Для полной замены жидкости в системе гидроусилителя необходимо подготовить емкость для сбора отработанного раствора объемом 2-3 л.
- Предварительно можно слить из бачка масло при помощи шприца, чтобы уменьшить загрязнение отработавшим раствором моторного отсека. Затем необходимо ослабить стяжной хомут на шланге, который крепится к бачку в нижней точке. После снятия конец трубопровода опускается в емкость для слива масла. Теперь остается завести мотор и повернуть руль до упора вправо и влево несколько раз. Когда жидкость полностью сольется, двигатель необходимо заглушить. Емкость убирается из-под машины, а шланг крепится обратно к расширительному бачку.
- Следующей важной стадией замены масла в ГУР будет заправка новой жидкости и удаление воздуха. При заливании свежего масла не следует торопиться. Необходимо добавлять раствор тонкой струйкой, давая возможность воздуху выходить наружу. Когда бачок будет заполнен по верхнюю метку, следует приступить к удалению воздуха из системы.
- Для этого необходимо запустить силовой агрегат и плавными движениями рулевого колеса из одной стороны в другую до упора выдавить воздушные пробки. Достаточно 2-3 повторений, чтобы система полностью заполнилась маслом. Остается заглушить мотор, проверить щупом уровень жидкости и добавить необходимый объем.
- При правильной замене жидкости рулевое колесо должно плавно вращаться во время работы двигателя. После проверки уровня следует плотно закрыть заливное отверстие пробкой, а также заглянуть под бачок, чтобы убедиться в герметичности присоединенного шланга.
Некоторые рекомендации по эксплуатации ГУР
Кроме своевременной замены масла, автомобилист должен поддерживать уровень жидкости гидроусилителя в заданном диапазоне. Если уровень ежедневно падает, значит, в системе произошла разгерметизация. Иногда течи происходят в насосе, изредка растрескиваются шланги, но чаще всего неисправность обнаруживается в рулевой рейке.
Есть еще один важный элемент ГУР, который соединяет насос со шкивом коленвала. При обрыве ремня гидроусилитель прекращает работу, однако доехать до гаража можно и своим ходом. Только руль будет вращаться значительно тяжелее.
При ослаблении натяжения ремня может отчетливо слышаться неприятный визг при повороте руля до упора, когда авто стоит на месте. Для устранения неполадки необходимо натянуть или заменить износившийся ремень.
Замена масла своими руками в гидроусилителе руля не является сложной операцией. Если последовательно выполнять все этапы, то справиться с работой удастся ранее, чем за 30 минут. Зато рулевая система будет долгие годы работать исправно.
Как часто нужно менять масло в гидроусилителе руля
Жидкость гидроусилителя руля, заливаемая в бачок ГУР на заводе-изготовителе, со временем теряет свои свойства. Изменение цвета, появление запаха прогара, ухудшение работы ГУР – всё это свидетельствует о том, что необходимо выполнить замену масла.
Далеко не все заводы-изготовители регламентируют сроки проведения замены. Отдельные водители меняют масло ГУР раз в 50-60 тыс. км пробега, другие – каждые 100 тыс. км. Узнать точно, требуется ли замена, можно, обратившись к мастерам специализированного автосервиса.
Рассмотрим подробнее, зачем необходимо менять масло в гидроусилителе, и какие жидкости существуют.
Причины неисправности в системе ГУР?
Основными неисправностями в системе гидроусилителя руля, вызванные нехваткой или засорением жидкости, являются:
- Повышенный шум. Появляется при нехватке жидкости ГУР и попадании в систему воздуха – необходимо доливание или замена жидкости.
- Увеличение усилия при повороте рулевого колеса. Свидетельствует о засорении системы – потребуется замена фильтрующих элементов и жидкости.
Появление масляных подтеков свидетельствует о нарушении герметичности в местах крепления трубопроводов или повреждении самих трубопроводов.
Виды жидкостей для ГУР
Жидкости (масла) для гидроусилителя руля бывают следующих видов:
- Синтетические. Применяются редко, в технической документации указывается, что использовать допустимо только синтетические жидкости.
- Минеральные. Используются в большинстве моделей ГУР.
Недопустимо смешивать синтетические и минеральные жидкости, доливать масло одного вида в бачок с другим, полностью заменять синтетическое масло на минеральное.
Как выбрать масло для системы ГУР: основные требования к жидкости
При выборе масла для гидроусилителя руля необходимо учитывать цвет, вязкость и другие свойства жидкости. По цвету различают следующие жидкости для ГУР:
- Красные. Это как синтетические, так и минеральные масла, чаще используемые для КПП. Изначально все жидкости для ГУР Dexron были именно красного цвета. Фактически, это та же жидкость для трансмиссии ASF, но с обозначением PSF. Отличия заключаются в присадках. Многие японские авто поставляются с маслом именно красного цвета.
- Зеленые. Жидкость, которая может быть как на минеральной, так и синтетической основе. В отличие от масла красного цвета в трансмиссии используется только в МКПП. В основном используется в бачках автомобилей немецкого концерна VAG.
- Желтые. Универсальная жидкость, используемая как в ГУР, так и в МКПП и АКПП. Чаще всего встречается в автомобилях Mercedes.
При выборе жидкости для гидроусилителя руля учитывают, что не все масла можно смешивать между собой. Например, при спешивании желтой и зеленой жидкости образуется пена. При этом желтые и красные жидкости смешивать можно.
Инструкция по самостоятельной замене масла ГУР
Замена жидкости ГУР может быть как полной, так и частичной.
- Частичная замена проще и не требует снятия шлангов. Для этого на выключенном двигателе откручивают крышку бачка, с помощью шприца и шланга малого диаметра старое масло откачивают. Потом заливают новое. На включенном двигателе проворачивают руль до упора в каждую из сторон по несколько раз. Затем процедура повторяется, и новая жидкость заливается до уровня.
- Полная замена подразумевает откачивание старого масла из бачка, снятия шлангов и самого бачка, его промывку. Также выполняют слив жидкости из системы, прокручивая рулевое колесо из стороны в сторону. После удаления старого масла из системы заливают новую жидкость.
Если у вас возникают трудности с выбором и самостоятельной заменой жидкости ГУР, то обращайтесь к специалистам нашего автосервиса.
Звоните по телефонам: 001 +7 (812) 300-10-01
Жидкость для гидроусилителя руля: как заменить ее самостоятельно :
Преимущественно во всех современных автомобилях имеется такой механизм, как ГУР – гидроусилитель руля. Поначалу он был создан для использования на большегрузных машинах с той целью, чтобы облегчить управление. Позднее его применение распространилось и на все остальные автомобили, что, безусловно, стало несомненным плюсом в повышении комфортности и безопасности вождения.
Значение ГУР в рулевом управлении
Прежде всего, несколько слов стоит сказать о значимости ГУР. Самая важная его функция, конечно же, заключается в облегчении управления рулем, соответственно, снижении усилий при повороте рулевым колесом. За счет уменьшения передаточного числа рулевого управления сокращается и количество оборотов руля.
Ко всему прочему, смягчаются удары при езде по плохому дорожному покрытию и обеспечивается чувство дороги.
Когда необходимо произвести замену масла?
Гидроусилитель руля работает за счет масла, поэтому важно следить за его состоянием. Производители оглашают разные сроки плановой замены: кто-то утверждает, что достаточно будет менять жидкость для гидроусилителя руля один раз в три года, другие же говорят о периоде в один год. В этом случае необходимо опираться на информацию, данную в инструкции по эксплуатации.
Периодически нужно проверять уровень масла, который должен соответствовать определенному объему, обозначенному соответствующей меткой на бачке.
Если объем масла ниже нормы, то в работе механизма начинают наблюдаться сбои. Это выражается в следующем: руль тяжелее поддается вращению, его становится трудно удержать в одном положении, а также слышны посторонние звуки. В этом случае необходимо сделать долив масла.
Также на сроки замены влияет активность эксплуатации автомобиля. Если жидкость для гидроусилителя руля потемнела, изменила цвет или же возник запах гари – это сигнал к тому, что пора ее заменить.
Какое масло выбрать?
Жидкость для гидроусилителя руля обозначается как PSF. Она бывает трех цветов: желтого, зеленого и красного. Раньше выпускали только красного. Оно схоже с маслом для АКПП, но разница заключается в наличии разных присадок.
Запрещается смешивать различные по составу средства. Так, зеленое масло не разрешается смешивать с другими. Красное допустимо соединить с желтым. При этом рекомендовано все же заливать жидкость одного вида во избежание образования комков и сгустков.
Важное условие: жидкость, заливаемая в гидроусилитель руля, должна соответствовать рекомендациям для конкретного автомобиля. Информация об этом находится в сервисной книжке, если же ее на руках нет, то можно обратиться к продавцу в магазине автозапчастей. По номеру VIN он может определить, какое масло подойдет в конкретном случае.
Синтетическое масло можно заливать, если в инструкции по эксплуатации разрешается это делать. В основном же используют минеральные. Нельзя смешивать синтетическое и минеральное масла.
Жидкость для гидроусилителя руля красного цвета (семейство Dexron) редко используются в ГУРе. В основном её используют для АКПП. Например, в “Мерседесах” часто применяют масло желтого цвета. В автомобилях “Пежо” зеленого цвета жидкость гидроусилителя руля. “Форд”, как и иные американские машины, преимущественно использует в системе ГУР масло красного цвета.
Необходимые инструменты для самостоятельной замены масла
Замена жидкости в гидроусилителе руля проводится с помощью следующих инструментов:
- Большой шприц или резиновая груша.
- Торцевой ключ на десять.
- Тара (подойдет пластиковая бутылка).
- Пассатижи.
- Гибкая трубка диаметром около 6 – 7 мм.
- Домкрат.
- Ветошь.
Полная замена
Как утверждают некоторые дилеры, масло, находящееся в системе гидроусилителя, благополучно должно прослужить на протяжении всей эксплуатации автомобиля. Но ведь оно является расходным материалом, а значит, подвергается старению в процессе своего использования и уже не может в полной мере выполнять свои функции.
Нередко водители задаются вопросом, как поменять жидкость в гидроусилителе руля? Чтобы произвести данную процедуру, вам потребуется помощник. Замена жидкости в гидроусилителе руля не представляет особой сложности, и каждому автолюбителю вполне по силам провести эту процедуру самостоятельно.
Порядок действий будет следующим:
- Прежде всего, необходимо поднять домкратом переднюю часть автомобиля так, чтобы передние колеса находились в воздухе, а также установить опоры. Это нужно для того, чтобы насос ГУРа не испытывал чрезмерных нагрузок, а также для свободного вращения колес при отключенном двигателе.
- Предварительно защитите от попадания масла ремни и прочие детали двигателя, закрыв их ветошью.
- Открутите заглушку бачка.
- Шприцем с присоединенной к нему гибкой трубкой удалите жидкость из бачка до фильтра.
- С помощью пассатижей ослабьте хомуты на патрубках и открутите торцевым ключом болты крепления.
- Шланги от бачка отсоедините, его снимите и при необходимости промойте.
- Далее, снимите возвратную трубку (обратку) и поместите свободным концом в заранее приготовленную пластиковую тару. Для того, чтобы жидкость вытекла из системы, необходимо медленно вращать рулевым колесом влево и вправо. Таким вот образом из системы удаляется жидкость. При этом включать двигатель не стоит, так как в противном случае, хоть процесс будет идти и в разы быстрее, в систему может попасть воздух.
- Теперь переходим к всасывающему шлангу, который идет на насос. Необходимо вставить воронку в шланг и налить через нее свежую жидкость. При этом нужно крутить рулем до тех пор, пока из обратки не пойдет чистая жидкость.
- После этого необходимо все вернуть на место: обратно установить бачок и прочие элементы. Перед этим по мере необходимости его нужно промыть и проверить его на наличие дефектов.
- Долить жидкость в бачок до необходимого уровня. Прокрутить рулем, затем завести двигатель и вновь вращать им. Необходимо следить за тем, чтобы пузырьки воздуха исчезли из бачка.
- После того, как заглушили мотор, опустите автомобиль и вновь долейте жидкость до отметки МАХ.
Частичная замена
Этот способ выполняется проще, но менее эффективен. Как поменять жидкость в гидроусилителе руля частично?
- Закрываем ветошью место под бачком, чтобы избежать попадания масла на детали.
- Аналогично первому способу поддомкрачиваем автомобиль.
- Снимаем крышку бачка, шприцем (грушей) высасываем жидкость.
- Заливаем новую жидкость до нужного уровня.
- Заводим двигатель и после этого медленно вращаем руль в обе стороны до упора.
- Снова необходимо долить масло и повторять процедуру до той поры, пока масло в бачке не станет чистым.
Таким образом, замена масла не является сложной процедурой, ее вполне можно провести без помощи специалистов. Весь процесс займет не более получаса.
Замена жидкости в ГУР: когда она нужна и как производится
Использование ГУРа на легковых автомобилях вызвано не только желанием конструкторов и покупателей уменьшить физическое усилие, прилагаемое к рулевому колесу при повороте.
Гидроусилитель повышает безопасность езды, позволяя водителю, например, быстро вывернуть руль в нужную сторону при попадании колеса в глубокую колею, яму. Еще один плюс в сторону безрискового вождения – меньшая утомляемость при длительных поездках, удобство при парковке.
Чтобы агрегат эффективно работал, его необходимо своевременно обслуживать, и один из этапов ухода – замена жидкости ГУР. Почему надо это делать, зачем, когда и как? Об этом – ниже.
Как работает жидкость в гидроусилителе руля
Циркулирующий в системе управления автомобилем состав не только обеспечивает функционирование всей системы. Жидкости ГУР отводят тепло от деталей, не допуская их перегрева, а также защищают от коррозии и снижают износ. Для этих целей разработано специальное вещество, нормально работающее в солидном температурном диапазоне: от минус 40 до плюс 120 градусов.
Конструкция ГУР
Гидравлический агрегат (бывают еще и электрические) включает в себя несколько частей, которые так или иначе связаны с перемещающейся в системе жидкостью. Как они функционируют?
- Насос. Устройство с лопатками, приводимое во вращение от коленвала двигателя через ременную передачу.
- Рабочая жидкость. Заливается в специальный бачок и выходит оттуда в два канала: один ведет к насосу, второй является «обраткой».
- Нагнетательный клапан. Он необходим, чтобы поддерживать постоянное давление в системе, т. к. число оборотов двигателя постоянно меняется.
- Распределитель с силовым цилиндром. Именно они «занимаются» перераспределением потока жидкости при повороте рулевого колеса.
- Пружинный торсион. Он стоит на входе в вал гидроусилителя и проходит внутри золотника. Когда руль вращается, торсион скручивается, золотник перемещается и открывает требуемый канал, в который протекает жидкость. На конце торсиона – шестерня, взаимодействующая с рулевой рейкой.
А если не менять жидкость в гур?
Состав, циркулирующий в конструкции, постоянно испытывает перепады температуры и поэтому постепенно теряет свои качества. Свою «лепту» в этот процесс вносят микрочастицы металла, образующиеся в результате естественного износа деталей управления. В итоге машина начинает плохо слушаться руля.
Когда нужно менять жидкость в ГУР: признаки
В первую очередь стоит опираться на инструкцию к конкретной модели авто и производить замену в соответствии с рекомендациями завода-производителя. Тем не менее, при появлении специфических признаков стоит это сделать раньше планируемого срока, если:
- уровень масла упал ниже метки на бачке;
- руль стал тяжелее поворачиваться и его сложно удержать в одном положении;
- в подкапотном пространстве в районе расположения ГУРа появились нехарактерные для его работы звуки;
- масло на щупе капнуть на белый лист бумаги: темный цвет и наличие инородный вкраплений (частиц износа) говорит о необходимости замены состава;
- есть запах гари от ГУРа: означает, что постоянное высокотемпературное воздействие на жидкость привело ее в полностью негодное состояние.
Вывод здесь можно сделать только один: необходимо как можно скорее заменить жидкость в гидроусилителе. Как это сделать?
Выбор масла для ГУРа
Любое средство для гидроусилителя в международной классификации маркируется как PSF. Жидкость может иметь один из трех цветов:
Это сделано специально, чтобы не допускать смешивания составов, содержащих «не терпящих друг друга» присадок. То есть: зеленую жидкость нельзя соединять с любыми другими. Желтое масло можно смешать только с красным.
Лучший вариант (эксперименты лучше не ставить!) – заливать одну и ту же жидкость, рекомендованную производителем, чтобы не допускать формирования сгустков, комков, что приведет к демонтажу, разборке и чистке ГУРа.
Вот некоторые ориентиры:
- для авто с АКПП – жидкость только красного цвета;
- для машин с «механикой» — только масло зеленого цвета;
- для коробок обоих типов – средство желтого цвета.
Еще один момент: производитель авто может рекомендовать несколько типов жидкостей. Здесь важно соблюдать правило, согласно которому не стоит смешивать минеральное масло с синтетическим. На какой жидкости система работала ранее, такую и следует заливать.
Как полностью поменять масло в усилителе руля
Поменять жидкость в Москве можно, обратившись в любой техцентр, но сделать это можно и самостоятельно. Перед тем, как залить свежий состав, проведите подготовительные работы и подготовить нижеследующие инструменты, приспособления:
- объемный одноразовый медицинский шприц либо резиновую грушу;
- ключ на 10 (лучше торцовый);
- подходящая емкость (можно обычную полуторалитровую бутылку из пластика);
- плоскогубцы;
- гибкий шланг диаметром 6-8 мм;
- домкрат и ветошь.
Еще понадобится помощник. Далее поставьте на домкрат передок машины, чтобы облегчить работу ГУРа и свободного вращения рулевого колеса. Закройте ветошью близлежащие детали двигателя, в т. ч. ремень привода насоса гидроусилителя, чтобы на них не случайно не попало масло. Далее:
- присоедините шланг к шприцу, открутите пробку бачка и опустите в него «конструкцию», чтобы удалить старую жидкость;
- снимите хомуты и отсоедините шланги для снятия бачка;
- вылейте остатки жидкости и промойте емкость, патрубки;
- чтобы масло полностью и быстрее вытекало из системы, попросите помощника повращать рулевое колесо в обе стороны (двигатель запускать не нужно);
- поднимите всасывающий шланг, присоединенный к насосу, в патрубок через воронку тоже нужно долить жидкость – одновременно крутите рулем, пока из обратки не покажется чистое и свежее масло;
- промойте бачок и установите его на место, присоединив шланги и затянув хомуты;
- долейте жидкость до максимальной уровневой отметки;
- повращайте рулевым колесом, заведите машину и повторите операцию;
- при появлении пузырьков воздуха в бачке крутите руль до тех пор, пока они не исчезнут;
- заглушите двигатель и опять долейте жидкость до максимального уровня.
Частичная смена жидкости
Здесь все значительно проще. На первом этапе выполните те же операции: поставьте машину на домкраты, чтобы поднять передок и закройте ветошью близлежащую «территорию». Потом:
- извлеките шприцем старую жидкость и долейте до уровня MAX новую;
- запустите мотор и не торопясь повращайте руль в обе стороны до конца;
- нужно сливать масло, и, если оно грязное, долить до нужного уровня: повторяйте операцию до тех пор, пока не пойдет свежая жидкость.
Регулярность замены масла в ГУРе
Есть плановая замена жидкости в ГУР и досрочная или аварийная.
Штатная заливка нового состава в систему осуществляется раз в 1-2 года (через 25-30 тысяч км пробега), что связано с маркой автомобиля, его моделью и годом выпуска.
Также имеет значение условия эксплуатации: чем они жестче (постоянная езда в городе или при сильной запыленности и т. д), тем раньше нужно производить замену состава.
Досрочно замена жидкости в гидроусилителе производится в случае поломки деталей рулевого механизма, в который входят рейка, тяги, шестерни и иные части, узлы.
Замену стоит провести, если произошла разгерметизация системы и жидкость для ГУР вытекает наружу. То же самое необходимо сделать, если заменяются вследствие выхода из строя узлы ГУР: цилиндра, золотника, насоса, патрубков.
Уровень гидравлической жидкости в бачке и ее состояние (цвет, наличие включений) проверяют раз в 6 месяцев.
Выводы
Как видно, особых сложностей замена масла в гидроусилителе обычно не возникает. Здесь главное – соблюдать аккуратность, применять только чистую ветошь и емкость: попадание малейших частиц грязи в механизм сокращает срок его службы и увеличивает периодичность замены состава.