Инструкция по смазке шаровой опоры в домашних условиях, признаки ее скрипа
За сто с лишним лет, прошедших с момента появления первых автомобилей, в их конструкцию было внесено тысячи изменений. В стремлении к совершенству, разработчики отвергали одни технические решения и заменяли их другими.
Постепенно, шаг за шагом, сформировался современный автомобиль, состоящий из множества узлов и агрегатов, надёжность устройства которых проверена годами. Одним из таких узлов является шаровая опора.
Эта деталь прижилась в конструкции шасси многих машин. Технологически простая и надёжная, она обеспечивает автомобильному колесу высокую степень подвижности. Её исправность одинаково важна для работы и подвески, и рулевого управления.
Что такое шаровая опора в машине
Устройство шаровой опоры легко понять, если посмотреть на размещённый для наглядности рисунок:
В наиболее часто встречающемся варианте исполнения шаровая опора состоит из следующих важных для её работы частей:
- Корпус шаровой опоры. Он выполняется из не слишком дорогостоящего металла, обладающего достаточной прочностью и вязкостью.
- Вставка из материала, обладающего высокой прочностью, способного выдерживать как ударные нагрузки и стойко противостоящего истиранию.
- Яблоко шаровой опоры. Именно эта деталь принимает на себя основные нагрузки.
- Стопорное кольцо, фиксирующее яблоко и прочную вставку внутри корпуса.
- Конической формы наконечник, через который опора соединяется с поворотной цапфой колеса. Он изготавливается заодно с яблоком.
- Пыльник, обеспечивающий защиту важных компонентов узла от попадания пыли и грязи. Внутрь пыльника помещается тугоплавкая смазка.
- Резьбовая часть конического наконечника, благодаря которой опора и поворотная цапфа надёжно соединяются.
- Фланец с отверстиями под болты. Он изготовлен заодно с корпусом и служит для фиксации всего узла на рычаге подвески.
В результате получается подвижный в трёх плоскостях шарнир. Он не требует обслуживания в процессе эксплуатации, в отличие от применявшихся ранее элементов шкворневой подвески, которые было необходимо регулярно смазывать.
Видео — что такое шаровая опора и для чего она нужна:
Изготовители крепят такой узел к рычагу с помощью специальных заклёпок. Технология ремонта предусматривает их высверливание, чтобы новую деталь можно было установить на болты.
Особенности отдельных конструкций
Как уже было сказано выше, это лишь самый распространённый вариант исполнения шаровой опоры. Но могут быть и, что называется, варианты.
- разборная шаровая опора.
- шаровая опора, изготовленная заодно с рычагом.
Для всех вариантов исполнения применяется одинаковая методика обнаружения неисправности.
Видео — как работает шаровая опора при движении автомобиля:
Признаки неисправности шаровой опоры
Основными признаками неисправности шаровой опоры принято считать:
- характерный стук, появляющийся при прохождении поворотов. В некоторых случаях может даже возникать ощутимое биение рулевого колеса;
- боковое биение колеса, приводящее к износу протектора. В этом случае шина изнашивается неравномерно, как бы клоками;
- нарушение параметров развала и схождения. Это приводит к равномерному одностороннему износу протектора;
- возрастание усилия на рулевом колесе;
- щелчки в подвеске и увод машины в сторону при торможении.
Но проблема в том, что аналогичные симптомы появляются при неисправности и других деталей подвески.
Видео — проверка шаровой опоры на Матизе:
Прежде чем приступать к ремонту, следует убедиться в необходимости замены именно шаровой опоры. Это поможет сберечь немало времени и средств.
Что потребуется для самостоятельной проверки
В ситуациях, когда специализированный сервисный центр по каким-то причинам недоступен, желательно знать, как можно самостоятельно проверить шаровые опоры на своём автомобиле.
Для этого понадобится следующее:
- подъёмник или смотровая яма. На худой конец можно обойтись и без них, но это серьёзно затруднит проведение обследования;
- домкрат. Он необходим в том случае, когда нет возможности воспользоваться подъёмником;
- монтировка. Плоский конец такого инструмента должен легко входить в пространство между поворотной цапфой и шаровой опорой;
- надёжный подпор. Его размер должен быть таким, чтобы подпор легко устанавливался в пространство между нижней точкой корпуса опоры и полом;
- комплект гаечных ключей. Их тип и размер выбирается с учётом варианта исполнения узла;
- съёмник шаровых опор. Его тип зависит от модели автомобиля.
В интернете можно найти информацию с прямыми указаниями на то, какого размера должны быть гаечные ключи и типы съёмников. Иногда такая информация вводит людей в заблуждение. Размер и характер крепежа может отличаться даже для деталей, устанавливаемых на автомобили одной модели. Всё зависит от конкретного производителя запасной части.
Как проверить шаровую опору самостоятельно
На сегодняшний день наибольшее распространение получила подвеска системы Мак-Ферсона. Шаровые опоры располагаются только в нижней её части. Такой вариант мы и возьмём для рассмотрения.
Для автомобилей, оснащённых подвеской на двух поперечных рычагах, следует применять тот же алгоритм поиска неисправности, с той лишь разницей, что придётся проверять не только нижние, но и верхние шаровые опоры.
Последовательность действий
Проверка шаровых опор производится в следующей последовательности:
1. Предварительно выполняется визуальный осмотр узла. Повреждение пыльника говорит о том, что деталь, скорее всего, придётся заменить. Ради экономии можно попытаться обойтись заменой пыльника.
Но такой ремонт не всегда даёт желаемый результат. Попавшая внутрь шарнира пыль губительна для его конструкции.
Если внешних признаков повреждений не обнаружено, следует перейти к следующему пункту диагностики.
2. С помощью подъёмника или домкрата автомобиль поднимают и размещают под корпусом опоры приготовленный заранее упор. Лучше всего использовать регулируемую по высоте подставку-треногу. После этого машину немного опускают вниз, создавая нагрузку на шаровую опору. Колесо при этом должно находиться в воздухе и свободно вращаться.
3. Взявшись за верхний и нижний края колеса, его покачивают в вертикальной плоскости. Лучше всего, если при этом кто-то будет осторожно и плавно поворачивать руль. Выработка может дать знать о себе только при определённом положении колеса.
Обнаружив люфт, не торопитесь с выводами. Он может быть вызван выходом из строя или слабой затяжкой ступичного подшипника, повреждением сайлентблоков рычага или иными причинами. Это лишь повод для того чтобы перейти к следующему этапу проверки.
4. Вставив плоский конец монтировки в щель между поворотной цапфой и рычагом, давим на рукоять и наблюдаем за деталями шаровой опоры. Если узел исправен, никакого люфта быть не должно. Щелчки или постукивание при нажатии, передающиеся на рукоять монтировки, также сигнализируют о неисправности.
Видео — как проверить шаровую опору и рулевые наконечники:
Окончательный диагноз
Чтобы окончательно убедиться в том, что деталь вышла из строя, придётся разобрать подвеску, отсоединив шаровую опору от поворотной цапфы. Это делается следующим образом:
- машина устанавливается на подъёмник или домкрат и поднимается;
- снимается колесо, чтобы обеспечить свободный доступ к узлу;
- отворачивается гайка, крепящая опору к цапфе. С этим могут возникнуть определённые трудности. Если на наконечнике нет захвата под ключ, он может проворачиваться вместе с гайкой. Приходится вставлять монтировку между рычагом и цапфой и, создавая давление, удерживать наконечник от вращения;
- с помощью специального съёмника конус извлекается из посадочного места на цапфе.
После того как опора извлечена, её состояние проверяют, взявшись за конический наконечник и пошевелив его из стороны в сторону. Шарнир может вращаться свободно, но при отсутствии люфта это не повод считать узел вышедшим из строя.
Видео — как проверить подвеску самому:
Особенно это касается элементов, изготовленных заодно с рычагом. Но если имеется даже незначительный люфт, узел необходимо заменить или, в случае с разборными шаровыми опорами, отремонтировать.
Научившись определять неисправность шаровых опор, автовладелец обезопасит себя от возможных поломок в дороге, и сможет перейти к освоению следующего этапа работ – замене вышедших из строя деталей.
Видео — замена шаровой опоры на Форд Фокус 2:
Может заинтересовать:
Смазывание (шприцевание) плавающих сайлентблоков
Легкое поскрипывание, которое автолюбители любят характеризовать как “едет как телега”, характерно для звука из области задней подвески. Это очень распространенное явление во всех автомобилях, которые имеют так называемое пассивное подруливание задней оси, достигается это применением в элементах рычагов подвески плавающих (шаровых) шарниров.
Изначально со сборки на заводе, часто бывает, что шаровые соединения очень скромно набиваются смазкой, особенно это актуально на запчастях, которые приобретаются отдельно, можно часто встретить, что на шаровой опоре всего полграмма смазки. Со временем эксплуатации автомобиля, смазка высыхает, меняет свои свойства, так как сквозь микроотверстия в местах соединения пыльника попадает пыль, влага, воздух.
В итоге закрытое шаровое соединение начинает работать “насухую” и первым признаком такого состояния будут скрипы во время работы рычага с несмазанным плавающим сайлентблоком, только потом от повышенного трения и отсутствия защиты от влаги и ржавчины, шарнир начинает разрушаться, появляется люфт и стук в подвеске.
Как правило, большая часть плавающих сайлентблоков в задней подвеске автомобиля имеют низкую несущую нагрузку, поэтому если выполнять определенные правила, такие компоненты могут исправно прослужить от 100 до 300 тыс.км при должном обслуживании, замене пыльников и смазке.
Самая распространенная причина, по которой например, через 5-15 тыс.км выходят из строя шаровые опоры китайского производства – это нарушение целостности пыльников.
Как правило резина на таких запчастях имеет низкое качество и не способна противостоять постоянному присутствию смазки в контакте с материалом пыльника, резина размягчается и рвется при механических и динамических нагрузках, такие пыльники, если их взять в руки, легко разрываются, резина как будто сырая и легко рвется. Это небольшое отступление я сделал для того, чтобы вы понимали насколько важен материал пыльника сайлентблока или шаровой и состояние пыльника.
Если пыльник и запчасть оригинальные, возникает другая ситуация – механическое разрушение или повреждения со временем или под действием факторов, например неаккуратный ремонт, последствия которого – порванный отверткой пыльник при диагностики подвески, при этом владелец об этом не знает и если не осматривает самостоятельно подвеску и состояние пыльников шаровых опор и плавающих сайлентблоков, владелец узнает уже постфактум в виде скрипов или стуков, что уже влечет за собой полную замену компонента).
Итак мы разобрались, что покупать дешевые китайски компоненты, недопустимо – в случае металла – он просто ломается (примеров отвалившихся шаровых и порванных тяг много со сводок ДТП), а в случае резины – она теряет все свои свойства, дубеет – теряет эластичность, рвется, поэтому поставленный китайский дешевый пыльник на оригинальную шаровую, через 5-15 тыс.
км убьет вам саму шаровую, которая часто меняется только вместе с рычагом, а это уже большие деньги на ремонт. Поэтому я не буду в этой статье рассматривать обслуживание дешевых китайских шаровых и сайлентблков – их просто не нужно ставить, если вы собираетесь ездить на автомобиле сами и вам не плевать на жизни пассажиров и других участников дорожного движения.
Смазывание (шприцевание) сайлентблоков глицерином
Это самый распространенный вариант, как спастись от скрипов “телеги” – быстро, дешево и самостоятельно, который представлен на многочисленных форумах. Но я крайне не разделяю такой подход, по нескольким причинам.
Во-первых, глицерин не предназначен для применения в качестве смазки для механических трущихся узлов и шарниров. По своему химическому составу глицерин это трехатомный спирт, который не имеет ничего общего с составом консистентных смазок.
Во-вторых, применение глицерина в качестве смазки шаровых – это по сути самообман, это скрытие симптомов, без устранения причины – пока вокруг шарнира есть жидкость (пусть даже вода) он не будет скрипеть, поэтому скрип можно убрать на определенный промежуток времени абсолютно любой жидкостью. Я правда не совсем понимаю, зачем советовать людям шприцевать глицерином, почему не взять трансмиссионное масло, оно также будет легко вытекать, через иглу как глицерин и каждый сможет наполнить пространство под пыльников смазывающим маслом предназначенным для высоких нагрузок.
Мой вердикт – ни в коем случае не применять глицерин, а если все же вам очень хочется, не советуйте это другим людям и не пишите на форумах хвалебные отзывы, что вы набили глицерином и полгода ничего не скрипит… лучше залейте себе в двигатель подсолнечное масло, оно тоже на ощупь скользкое, какая разница двигателю, неправда ли?
Читайте также: Infiniti уходит с Европейского рынка и изменяет стратегию своего развития
Смазывание (шприцевание) сайлентблоков литолом
Литол, шрус, вымпел, а также импортные смазки, многокомпонентные предназначенные специально для шаровых соединений, подшипников и узлов трения, которые содержат в своем составе металлоплакирующие составы, позволяющие максимально снизить трение между деталями и максимально защитить поверхность металла от коррозии и износа, достигается последнее применением в составе смазок мелкодисперсных порошков металлов, оксидов и других составов, которые покрывают поверхность металлов тончайшим защитным слоем, который стоек к износу и коррозии. Именно такие смазки применяются в шаровых опорах, шрусах, подшипниках и шаровых соединениях, к которым относятся и плавающие сайлентблоки задней подвески с пассивным подруливанием.
Возникает вопрос, почему в интернете все советуют глицерин, а не литол? Правильно, глицерин жидкий, а литол густой и из шприца его не выдавить, не выдавить на первый взгляд! Если взять шприц медицинский на 5 мл с тонкой иглой, ты вы действительно быстрее поломаете себе пальцы, чем выдавите каплю смазки, но что, если взять шприц на 20 мл с более толстой иглой?
На фотографии вы видите, как я набиваю пространство под пыльником смазкой Вымпел, она густая, но при сильном давлении на шток поршня шприца (думаю усилие 3-7 кг) смазка выходит небольшими количествами.
Хочу обратить внимание, что чем меньше в шприце будет смазки, тем легче будет выдавливать содержимое.
Можно попробовать нагреть шприц до 100 градусов, но сильно это не скажется на результатах, а корпус пластикового шприца начнет терять жесткость.
Иглу лучше всего приклеить на суперклей и ни в коем случае не давить на поршень шприца и делать обратное движение – 99% что игла соскочит и под давлением часть смазки у вас просто вытечет на элементы подвески.
Вам будет казаться, что вы давите со всей силы, но поршень стоит на месте – это только кажется, если вы проверили предварительно и видите как выходит смазка из иглы, а затем вставили иглу под пыльник, почувствовав упор в шарнир – знайте, верно, но медленно процесс восстановления работоспособности плавающего сайлентблока начался.
Использование медицинского 20мл шприца – это самый примитивный способ, восстановить работу шарнира и наполнить смазкой, для небольшого сайлентблока достаточно 0.2 – 0.4 мл на каждую сторону под пыльник и этого хватит до 50 тыс.
км и более, если пыльник будет целым без повреждений.
Прокол иглой не нарушает целостность пыльника, по крайне мере скрипящий сайлентблок можно смело прокалывать и пробовать восстановить его работу, так как ему по хорошему обычно грозит замена и вы ничего не теряете, как говорится хуже не будет.
Напоследок хочу сказать, что важно не пытаться накачать литолом обычные резиновые сайлентблоки, очень часто автовладельцы пытаются воткнуть иглу, а она не лезет вообще никак, помните это признак того, что сайлентблоки стоят обычные не плавающие, в шаровых сайлентблоках резинки пыльников тонкие, их край легко можно приподнять. Важно, когда вы покупаете новый плавающий сайлентблок, перед его установкой, приподнимите шприцом без иглы край пыльника и набейте его смазкой, не рассчитывайте на заводскую смазку! Также, если рычаг с сайлентблоком снят с автомобиля вам уже не нужно прокалывать иглой, просто шприцом как и в случае новой детали, набейте смазку под пыльники с двух сторон и ваш сайлентблок будет обильно смазан, а шарнир защищен от влаги и пыли, такое обслуживание позволит прослужить детали без стуков и люфтов более 100 тыс.км, а иногда и до 300 тыс.км пробега в зависимости от условий эксплуатации.
Чем смазать шаровые опоры в ваз 2101
ГлавнаяВаз 2110Чем смазать шаровые опоры в ваз 2101
Если при движении скрипят шаровые опоры, то зачастую это вызвано отсутствием или недостатком смазки под пыльником этого шарнирного соединения. Такое происходит из-за разрыва пыльника.
В редких случаях на производстве укладывают недостаточное количество смазки. Чтобы шаровые опоры и рулевые наконечники ходили весь свой ресурс, их необходимо обслуживать.
Начинающие автовладельцы часто не знают, как следить за ходовой частью, и какая смазка для шаровых опор нужна. Сегодня мы попытаемся ответить на этот вопрос.
А нужно ли смазывать шаровые опоры и рулевые наконечники?
Бытует мнение, что обрабатывать эти соединения нужно было раньше во времена классических моделей ВАЗов, «Москвичей» и прочего автопрома из СССР, а сейчас это делать необязательно. Чтобы выяснить, нуждаются ли эти детали в обслуживании, необходимо понять, как устроены шаровые.
Устройство может быть различным. Но в конструкции обязательно присутствует шаровой шарнир и палец. В качестве упора шарнира используется основание. Сверху опора прикрыта пыльником.
В процессе работы шарнир постоянно смещается и двигается. Это способствует ускоренному его износу. В процессе эксплуатации смазка вырабатывается. А если автомобиль долго стоит, то смазочный продукт может и высохнуть.
Кроме того, если в пространстве между основой узла и пыльником отсутствует смазка для шаровых опор, то там образуется грязь. Она не только ускоряет износ, но и является причиной неудовлетворительной работы шарнира.
Если в шаровых появились стуки и скрипы, это тревожный звонок.
Чтобы не подвергать ускоренному износу механизм шаровой опоры, нужно в свободное пространство под пыльником забивать смазочный материал. Но также необходимо знать, какую смазку использовать для шаровых опор, чтобы эти узлы работали максимально долговечно.
Когда нужно обрабатывать шаровые опоры и рулевые наконечники?
Шаровую опору смазывают на заводе, перед установкой на автомобиль. Но если речь идет об отечественных автомобилях, то это требование не всегда выполняют. Кроме того, в процессе эксплуатации автомобиля шарнир постоянно смещается. Соответственно, смазочный материал постоянно расходуется.
Поэтому обрабатывать узел необходимо постоянно, через определенные промежутки. Но как определить, что нужна новая смазка для шаровых опор?Все проблемы, связанные с шаровыми опорами, даже на ранних стадиях можно легко определить «на слух». Но при серьезных проблемах может помочь современная диагностика.
Первый сигнал, который говорит о том, что смазка выработалась – это скрипы и стуки в процессе движения автомобиля. Если эти звуки исходят из тех мест, где и установлены шаровые опоры, то эти узлы проверяют в первую очередь.
Если в шарнире нет серьезных люфтов, то регулярное обслуживание элемента поможет продлить срок эксплуатации.
Признаки выхода шаровой опоры из строя
О том, что выработалась смазка для шаровых опор, можно узнать по стукам при движении по неровностям. Также если нужно смазать рулевые наконечники, можно услышать скрип при повороте рулевого колеса.
Он может говорить о необходимости замены смазки в шаровых. Если машина не держит прямую траекторию и колеса постоянно виляют, это также говорит об изношенных шаровых.
Также о поломке или износе сообщает резина, которая изнашивается неравномерно.
Чем смазывать?
И вот, начинающий автовладелец слышит характерные скрипы и понимает, что пришло время обслуживать шаровые и рулевые наконечники. Но так как у начинающих особого опыта нет, их волнует вопрос о том, какая нужна смазка для шаровых опор и рулевых наконечников.
Попробуем ответить на этот вопрос. Зачастую для подобных шарнирных соединений применяют смазочные продукты на литиевой основе. Данные составы хорошо выдерживают высокие нагрузки, которые шарнир испытывает в процессе работы.
Также нужно уметь правильно подбирать продукт.
По своему составу материалы на литиевой основе – это вещества, производные от нефтяных масел. В процессе производства масла загущают, добавляя литиевое мыло. Это дает возможность получить нужную консистенцию.
При этом нефтяные масла в сочетании с жирными кислотами, содержащимися в литиевом мыле, тоже имеют дополнительный консервирующий эффект. Автовладельцы на практике применяют несколько видов смазок на данной основе.
Различаются они между собой процентным соотношением нефти и литиевого мыла, а также содержанием различных добавок. Что же, рассмотрим их более подробно.
“Литол-24”
Это самая распространенная смазка для шаровых опор и рулевых среди владельцев автомобилей. И для этого есть несколько оснований. Первая причина – этот смазочный материал работает в большем температурном диапазоне, что дает возможность использовать “Литол” в любых климатических зонах.
За счет наличия стабилизирующих добавок эта смазка может служить достаточно долгий период времени. Состав надежно защищает металлические трущиеся детали от негативных разрушительных воздействий. Также нужно отменить, что “Литол” не боится температурных перепадов.
Не стоит беспокоиться, что при движении по воде или снегу шаровая, смазанная “Литолом”, потеряет защиту.
“Циатим-201”
Если “Литол-24” является очень популярным продуктом, то “Циатим” используется для шаровых опор значительно реже. Если сравнить его с предыдущим, то здесь значительно ниже порог рабочих температур.
Эта смазка не замерзнет даже при температурах в -60 градусов. Поэтому этот продукт широко используют на Крайнем Севере.
Хоть эта смазка и отличается более низкими характеристиками по сравнению с “Литолом”, но устойчивость ее при низких температурах – это ее плюс. Также “Циатим-201” отличается более низкой ценой.
Альтернативные варианты
Кроме смазок на литиевой основе, которые являются классическими, используют и другие виды на кальциевой основе. Главным недостатком этих смазочных материалов является то, что они боятся низких температур.
При этом срок службы у них значительно дольше. Эксперты заявляют, что кальциевые смазки имеют более высокий уровень защиты металлических деталей от коррозии.
Но на практике считается, что лучшая смазка для шаровой опоры – это однозначно литиевый продукт.
Что выбрать?
В магазинах сейчас предлагается масса смазочных материалов для смазки шаровых и рулевых наконечников, но не стоит приобретать брендовые дорогие продукты. По техническим характеристикам они мало чем отличаются от более доступных аналогов.
Поэтому можно выбирать самый обыкновенный “Литол-24”, и это будет правильное решение. Но нужно смотреть на состав.Кальциевые материалы всегда будут дороже. Поэтому, если выбирать их, то придется заплатить немного больше.
При выборе смазки желательно обратить внимание на условия, в которых эксплуатируется автомобиль. Если машина ездит в условиях экстремальных температур, то лучше выбирать продукт, способный работать в таких условиях. Это поможет снизить износ деталей при зимней эксплуатации.
В остальном же никаких особенностей при выборе нет. Особой разницы нет в том, какая смазка в шаровых опорах должна быть. Главное, чтобы она там была, говорят автомобилисты.
Нейлон вместо смазки
Первые шаровые представляли собой шарнир с полукруглой опорной частью. Затем от такой конструкции отказались, и наконечник пальца делали в виде шара. Это полностью металлический узел. Уплотнение осуществлялось при помощи специального пружинного подпора.
Чтобы деталь была подвижной, она заправлялась смазкой.Прогресс оборудования позволяет производить корпус и палец с высокой точностью, а вместо пластикового вкладыша используют специальный нейлон.
Он позволял шарниру сохранять свои свойства и характеристики без обязательной смазки.
Смазка, которой опору заправляют на заводе, имеет специальный состав и отличается от той, которая продается в магазинах. Инженеры утверждают, что особой пользы от такого смазывания нет, и об этом пытались сказать еще в советские времена. Но в нашей стране не слишком доверяют пластику. Поэтому начинающие автовладельцы еще долго будут интересоваться, какая смазка лучше для шаровых опор.
Чем смазывать шаровые опоры ⋆ АВТОМАСТЕРСКАЯ
Разнообразные посторонние шумы, так раздражающие водителя при езде, часто имеют одну и ту же причину — недостаточно смазанные шаровые опоры (ШО).
Стоит ли относиться к этому как к досадной неизбежности, или опоры лучше всё-таки смазывать? Каждый водитель решает для себя сам, однако существуют проверенные рекомендации, основанные на практическом опыте.
Предпочтительнее им следовать, если не хотите тратить лишние деньги из-за проблем с такой важной деталью автомобиля, как шаровые опоры.
Смазывать или нет?
Нужно ли смазывать шаровые опоры перед установкой и в процессе эксплуатации? Чтобы дать правильный ответ, стоит понять принцип устройства любой из таких опор. Она может быть устроена по-разному, но в ней обязательно присутствие шарового шарнира, а также пальца. Для упора шарнира служит основание, сверху опору прикрывает пыльник.
Читайте также: Ремонт, замена и тюнинг задних фонарей автомобиля своими руками: как разобрать фары
При работе происходит постоянное смещение шарнира, что способствует быстрому его износу. Кроме того, в пустом пространстве между основой и пыльником часто скапливается грязь, которая мешает работе детали.
Тревожный признак в данном случае — появление стуков и скрипов. Чтобы этого не произошло, пространство под пыльником необходимо полностью забивать автосмазкой.
Очень важно знать, чем лучше смазать шаровые опоры для наиболее долговечного их функционирования.
Чем смазывать шаровые
Чем смазать шаровую опору перед установкой? Наиболее распространены следующие варианты:
- на литиевой основе;
- на кальциевой основе.
Из литиевых автосмазок популярны Литол-24 и ЦИАТИМ-201. В них нефть и литиевое мыло присутствуют в разных пропорциях, различаются они также составом дополнительных добавок.
Присутствующие в Литоле-24 стабилизирующие вещества обеспечивают хорошую сохранность шарнира и небольшой расход смазки в процессе его работы. Однако эта автосмазка плохо переносит низкие температуры. ЦИАТИМ-201 стабилизирует ШО в меньшей степени, зато лучше предохраняет их от мороза, да и стоит дешевле.
Дорогостоящие литиево-кальциевые и кальциевые смазки (различные виды Shell Gadus, Grease Calcium и др.) рекомендуются при повышенных нагрузках на детали, а также при их работе в экстремальных температурных условиях.
Так какой же смазкой смазывать шаровые опоры? Это зависит от следующих факторов:
- степени интенсивности нагрузки;
- температуры;
- цены.
Исходя из этих факторов, для рядового водителя, эксплуатирующего свой легковой автомобиль на асфальтовых дорогах в условиях средней полосы, лучше всего подойдут литиевые автосмазки как приемлемый компромисс цены и качества. В то время как в экстремальных условиях больше подходят кальциевые и пластичные литиево-кальцевые смазки.
Когда смазывать шаровые
ШО требуется смазывать перед установкой в заводских условиях. Однако в ряде случаев, особенно если речь идёт о машинах «отечественной сборки», это требование может не выполняться.
Кроме того, смещения шарнира в процессе эксплуатации автомобиля приводит к расходу смазочного материала. Уменьшается количество смазки и при простоях — она высыхает.
Вот почему добавлять смазку рекомендуют не только при установке, но и периодически, по прошествии некоторого периода эксплуатации. Но как определить, когда деталь необходимо вновь смазать?
Все неисправности ШО уже на ранних стадиях легко определяются на слух, хотя в дальнейшем может понадобиться современная диагностика.
Первым тревожным сигналом для водителя становятся стуки и скрипы во время езды. Если они слышатся именно в тех местах, где расположена ШО, то именно этот узел необходимо проверить прежде всего.
Если отсутствует заметный люфт, своевременное обновление автосмазки будет достаточной мерой.
Опыт показывает, что если «стучать» начала одна шаровая, лучше смазать их все, поскольку ресурс у них одинаков.
Как смазывать шаровые
Как смазать шаровые опоры самостоятельно? На большинстве современных моделей автомобилей смазка ШО производится при помощи специального шприца.
Цена этого инструмента невелика и быстро окупается, если учесть стоимость деталей, которые предохраняет его использование.
В этом случае процедура смазки является предельно простой и не требует не только специальных навыков, но даже элементарного владения дрелью. Однако этот процесс далеко не во всех случаях является настолько лёгким.
На целом ряде автомобилей внутренняя часть ШО при помощи одного лишь шприца недоступна. А это значит, что придётся нарезать на детали отсутствующие резьбовые фрагменты.
Тут не обойтись без дрели и соответствующей насадки для резьбы по металлу. Другим необходимым при этом инструментом являются обычные слесарные тиски, чтобы зафиксировать снятую деталь.
Однако и здесь нет ничего такого, что автовладелец не смог бы сделать самостоятельно, в домашних условиях.
Даже если можно смазывать шаровые опоры непосредственно на корпусе авто, делать так обычно не рекомендуется из-за того, что это работа грязная и можно испачкать корпус.
На каждой конкретной модели автомобиля снятие шаровых опор имеет свои особенности, но общий принцип везде одинаков. Снять ШО вполне возможно без соответствующих приспособлений, уперев лом, пока помощник выбивает её кувалдой.
Однако лучше воспользоваться специальным съёмником, так как это гораздо удобнее и не грозит физическими травмами из-за неосторожности.
Дальнейшее зависит от конструкции опоры. Если шарнир оснащён соском, в который можно добавить смазку, то при наличии шприца проблем не возникает. Необходима лишь выполнить следующие действия:
- зажать деталь с помощью тисков;
- отвинтить сосок при помощи ключа или пассатижей;
- в открывшееся отверстие ввести смазку шприцем;
- закрыть сосок, затянув защитную пробку.
Видео инструкция (случай, когда есть технологическое отверстие)
На тех автомобилях, где добавление смазки не предусмотрено, приходится использовать сверло и прибор для нарезки резьбы. При этом необходимо:
- зажать деталь в тисках;
- с помощью тонкого сверла просверлить в ней отверстие;
- нарезать в нём резьбу;
- залить шприцем в отверстие смазку;
- закрыть отверстие подходящим для резьбы болтом.
Иногда, если под рукой нет подходящих инструментов, всё же необходимо найти способ, как смазать шаровую опору, не снимая её. Последовательность действий при этом одна и та же:
- пыльник поддевается острым предметом;
- край образовавшейся щели отодвигается с помощью подручных средств;
- в щель при помощи шприца заливается смазка.
Видео (смазка с помощью шприца)
Если не хочется тратить время на самостоятельную смазку, можно воспользоваться услугой любого автосервиса.
Примеры из опыта автовладельцев
«Если у вас «Лада Гранта», смазывать шаровую опору не так просто. Всё дело в пыльнике, который обжимает снизу металлическое кольцо, отчего снимать его затруднительно.
Сначала мне понадобилась маленькая плоская отвёртка, которой я поддел пыльник. Затем пришлось воспользоваться двумя крестовыми отвёртками разных размеров, чтобы расширить щель.
Когда она стала достаточно широкой для носика шприца, я выдавил туда литол».
«Если шаровые опоры не оснащены заглушками, надо использовать тавотницы. Покупается тавотница, и при помощи шприца заливается литол до тех пор, пока смазка не начинает течь из-под пыльника».
«Если шаровую опору приходится разобрать, лучше забивать её светлой мазутой, в которой отсутствует графит. Это необходимо, поскольку заводская смазка может загустеть и без дополнительной порции мазуты под пыльником всё забьётся водой и грязью».
Как выявить неисправности шаровой опоры?
Шаровая опора – далеко не последний элемент в конструкции автомобиля. Будучи соединительным звеном между рычагом подвески и ступицей управляемого колеса, она призвана обеспечивать поворот ступицы, сохраняя само колесо в горизонтальной плоскости, несмотря на его вертикальное перемещение.
Шаровая опора обладает довольно-таки несложной конструкцией, но, несмотря на это, ее поломка чревата немалыми неприятностями.
В данной статье мы расскажем, какими бывают причины появления неисправностей в функционировании названного узла, как их правильно определить и что может случиться, если имеющуюся проблему вовремя не устранить.
1. Почему ломается шаровая?
Средний срок исправной службы шаровой составляет от 15 до 120 тысяч километров пробега автомобиля. Такая разница между значениями обусловлена рядом факторов, влияющих на деталь в процессе ее эксплуатации.
Так, например, данный элемент в большой степени подвержен негативному влиянию воды и грязи, но попадание внутрь их разрушающих частиц возможно лишь при повреждении защитной детали – пыльника.
Даже небольшая трещинка на корпусе такого колпачка может резко сократить «жизнь» шаровой опоры, так как именно сквозь нее вода, грязь или песок просачиваются в сам шарнир.
Повредить пыльник в ходе эксплуатации достаточно сложно, а все благодаря его расположению и конструкции. По сути, это обычный небольшой кусочек резины, который как бы закрывает собой деталь. Однако, не все так хорошо, как может показаться на первый взгляд.
Даже принимая во внимание удобство использования резины, со временем этот материал пересыхает и на нем образуются трещины, которые создают приличные бреши в защите шаровой опоры. Кроме того, неблагоприятные погодные условия или случайное повреждение при ремонте передней подвески также часто вызывают нарушения целостности пыльника, что влечет за собой проблемы с самой шаровой.
Для предотвращения ее поломки следует периодически проверять состояние резинового чехла и, лучше всего, проводить диагностику на эстакаде.
Своевременное определение места проблемы и ее оперативное устранение поможет избежать поломки описанной детали.
Если Вы вовремя не примете соответствующие меры, то передвижение с поврежденными пыльниками вызовет попадание внутрь опоры воды и грязи, из-за чего чрезмерное абразивное трение наконечника и полимерного наполнителя может повлиять на появление люфта, что является достаточно серьезной неисправностью, требующей неотложного ремонта.
Главной причиной нарушения работоспособности шаровой опоры есть сильный износ взаимодействующих поверхностей, что ведет к увеличению зазора между корпусом и пальцем. Как результат – палец не только вращается, но еще и болтается в корпусе.
В случае, когда износ слишком серьезный, то нагрузки на опору, вполне вероятно, приведут к тому, что палец вырвет из корпуса, а опора окажется не в состоянии удерживать колесо. На увеличение зазора влияют следующие факторы:
1) Естественный износ, совмещенный со старением материалов;
2) Увеличившиеся динамические нагрузки при передвижении на большой скорости по неровным участкам дороги;
3) Разрыв пыльника, вследствие чего внутрь попадает грязь, повышая коррозию и абразивный износ;
4) Отсутствие в шарнире смазки, при условии, что она вообще там должна быть.
К основным признакам износа шаровых опор, как правило, относят:
1) Отчетливый стук, который появляется при преодолении неровной дороги на небольшой скорости;
2) Скрип в передней части машины при повороте руля с увеличенным усилием;
3) Неустойчивое движение машины по прямой траектории, которое появляется из-за «вилянья» передних колес;
4) Неравномерный износ шин.
В ходе активного использования, шаровые опоры испытывают очень серьезные нагрузки и, в зависимости от места расположения или конструкции подвески, могут нести на себе большую часть всей массы транспортного средства, а также они вынуждены принимать на себя систематические удары при передвижении по неровным дорогам. Поэтому, если Вы хотите, чтобы шаровые Вашего автомобиля прослужили как можно дольше, постарайтесь ездить по разбитым дорогам с предельной аккуратностью, а также не забывайте осматривать пыльники и вовремя менять поврежденные детали.
2. Методы определения неисправностей шаровой опоры
Естественно, что самым правильным способом решения проблемы будет обращение к специалистам сервисного центра, где для этих целей имеется специальный стенд.
Однако такое приспособление для диагностики механизмов подвески не всегда дает возможность с точностью определить состояние шаровых опор, а в отдельных случаях у владельца транспортного средства (в силу разных причин) может просто не получиться подъехать в мастерскую.
В таких ситуациях, оценить состояние шаровых поможет старый, «дедовский» способ, предусматривающий выполнение задачи «на слух» и «на ощупь».
Для реализации задуманного, помимо соответствующего инструментария, Вам также понадобится помощник, который при проверке «на слух» будет раскачивать автомобиль, в то время как Ваша задача – прислушиваться ко всем стукам. Второй способ («на ощупь») уже несколько сложнее и, опять же, без помощи друга не обойтись.
Чтобы не ошибиться в поставленном «диагнозе», один человек должен до упора нажать педаль тормоза (таким способом исключают люфт подшипников), в то время как второй будет покачивать колесо руками, придерживая его в верхней и нижней точках.
Если люфт присутствует, и Вы его ощущаете, значит, зазор в шаровой опоре все же присутствует, и ее стоит заменить.
Для диагностики степени износа применяют более точные приспособления и инструменты. Так, к примеру, в классических моделях марки ВАЗ, в корпусе нижней опоры есть специальное отверстие, предназначенное для контроля ее состояния. Именно через него, при помощи штангенциркуля и под воздействием нагрузки, измеряют расстояние от наружной поверхности корпуса опоры до торца шарового пальца.
В верхней шаровой опоре люфт измеряют специальным приспособлением, оборудованным индикатором (показатели не должны превышать 0,8 мм).
Если же у Вас под руками совсем нет никаких инструментов и необходимых приборов, можно попробовать использовать третий метод.
Для его реализации положите руку на корпус опоры, но так, чтобы Вы одновременно могли чувствовать и корпус, и палец, а затем попросите товарища покачать колесо – если люфт присутствует, то он должен почувствоваться.
3. Чем грозит обрыв шаровой опоры?
Игнорируя проблему неисправности шаровой опоры, Вы рискуете довести ситуацию до крайности, получив неуправляемый автомобиль.
Читайте также: Размораживатель замков автомобиля, обзор, какой выбрать, отзывы, как сделать своими руками
Для того чтобы лучше понять, что происходит при обрыве шаровой, вспомните о ее основной функции, которая заключается в соединении поворотного кулака и рычага подвески (нижнего или верхнего).
Проще говоря, шаровая опора – это связь между двумя деталями, которая в случае обрыва исчезнет.
В результате, поворотный кулак останется лишь с одной точкой опоры, что позволит ему перемещаться в нескольких плоскостях, а это, в свою очередь, серьезно скажется на управлении транспортным средством, делая его практически невозможным. Внешне обрыв шаровой чаще всего проявляется в выворачивании колеса во внешнюю сторону с неизбежным повреждением крыла, а в некоторых случаях, еще и двери.
Радует только то, что благодаря особенностям конструкции указанных элементов их поломка зачастую происходит на небольших скоростях или в момент начала движения.
Правда, иногда обрыв шаровой случается и на достаточно высоких скоростях, когда колесо наскочило на яму, пусть даже не очень большую.
В такой ситуации избежать катастрофических последствий может помочь только опыт водителя, ведь, как мы уже отмечали, вывернутое колесо существенно сказывается на управлении машины.
Nothing found for >?>@0 H0@>20O =86=Oo
Езда по тротуару — довольно распространенная ситуация. В крупных городах с помощью такого маневра нерадивые водители пытаются объехать пробки, в небольших населенных пунктах она встречается из-за того, что тротуар и проезжая часть нередко не имеют разграничительного бордюра. Во всех случаях такое правонарушение влечет административную ответственность и наказывается штрафом.
Кому запрещено ездить по тротуару
Тротуар — специальная дорожка, предназначенная для передвижения пешеходов. Следовательно, движение по ней запрещается не только автомобилям, но и другим видам транспортных средств. К числу запрещенных средств:
- автомобили;
- мотоциклы;
- скутеры, мотороллеры, мопеды;
- электрические ТС, в том числе велосипеды, оборудованные электродвигателем мощностью более 0,25 кВ.
Формально по тротуарам нельзя передвигаться и на обычном велосипеде, ведь именно для таких видов транспортных средств и реализуются велосипедные дорожки. Велосипедистам старше 14 лет разрешается ехать по тротуару только в тех случаях, когда:
- отсутствует велосипедная дорожка;
- нет возможности ехать по правому краю дорожного полотна;
- нет возможности передвигаться по обочине.
Однако на практике штрафы велосипедистов за движение по тротуару — большая редкость. Сотрудники ГИБДД пока что не обращают пристальное внимание на такие случаи. Так что должно крупно не повезти, чтобы быть получить штраф за езду по тротуару на велосипеде. Кстати, штраф за подобное нарушение для велосипедистов более гуманный — всего 800 рублей.
Езда по тротуару предусматривает именно передвижение с заведенным двигателем, поэтому водители, ведущие свое ТС с заглушенным мотором, не могут быть наказаны штрафом. Так что вести вручную не заведенный мотоцикл, скутер или мопед по тротуару разрешается — в этом случае лицо приравнивается к обычному пешеходу.
Далеко не всегда водители, совершившие правонарушения, за него могут быть наказаны. К исключениям относятся следующие случаи.
- Водитель производил разгрузку товара в магазин или иное торговое объединение, при этом не имеется других подъездов к учреждению. Очень распространенный случай езды по тротуарам. Однако водитель может быть привлечен к ответственности, если у магазина имеется оборудованный подъезд, не пересекающий тротуар, который был проигнорирован нарушителем.
- Водитель проезжал к дому, при этом не имеется других подъездов к зданию. Распространенная ситуация в малых городах, не имеющих хорошей транспортной инфраструктуры.
- Путь к организованной парковке лежит через пешеходный тротуар, при этом другого проезда также нет. Самый сложный случай езды по тротуару, так как нередко в таких случаях водители все же штрафуются из-за неясности понятия в законодательстве.
- Автомобиль принадлежит к экстренным службам, в отношении которых действуют послабления в ПДД (скорая помощь, пожарные автомобили, спасатели, полиция и т. д.).
- Также не будет оштрафован и водитель коммунальной техники, если совершаемый им маневр был вызван производственной необходимостью.
Чем грозит езда по тротуару
Езда по тротуару — опасный для пешеходов маневр, именно поэтому она влечет административное наказание. Опасность заключается во многом в том, что пешеходы чувствуют себя расслаблено и не следят за дорожной обстановкой, на что имеют полное право. Поэтому случаи наезда на пешеходов во время езды по тротуарам, к сожалению, не редки. Особенную угрозу такие действия представляют для детей.
Для самих же горе-нарушителей, которые решили проехаться по тротуару, такие действия грозят административным штрафом. Другие меры административной ответственности пока что не предусматриваются, однако речь об ужесточении санкций за подобные нарушения заходит постоянно. Не исключено, что в дальнейшем к таким нарушителям может применяться и лишение прав.
Штрафы
Размеры санкций за нарушение ПДД указываются в КоАП РФ. Согласно Ч2 статьи 12.15 настоящего кодекса, размер штрафа за движение по тротуарам, пешеходным или велосипедным дорожкам составляет 2 тыс.
рублей. Также карается не только езда, но и парковка на тротуаре. Если сотрудник ГИБДД зафиксировал стоянку автомобиля на тротуаре, то его владельцу грозит штраф в размере 1 тыс. рублей (Ч3 ст. 12.
Как можно доказать нарушение
Редко когда нарушители попадаются сотруднику ГИБДД, что называется, по горячему следу.
Нарушающий правила маневр достаточно длительный по времени, поэтому у водителя всегда имеется запас времени, чтобы его прервать, если на горизонте появляется автомобиль ГИБДД.
Однако некоторые водители настолько беспечны, что попадаются на подобном нарушении напрямую, поэтому протокол об административном нарушении выписывается на месте сотрудником инспекции.
Обычный способ доказательств вины водителя в совершении подобного правонарушения — видеофиксация. Российские города буквально наводнены камерами видеофиксации, в том числе и принадлежащими ГИБДД. Разглядеть момент нарушения и номер автомобиля обычно не составляет труда.
Еще один способ привлечь нарушителя к ответственности — свидетельские показания очевидцев правонарушения.
Любой пешеход может сообщить о подобном нарушении по телефону ГИБДД, указав свои личные данные, марку и государственный номер автомобиля нарушителя и описав само деяние.
Нелишним будет и заснять маневр на телефон — при сочетании свидетельских показаний и видеосъемки вероятность наказания водителя приближается к 100-процентной.
Как оспорить
Если водитель не согласен со вынесенным наказанием, то он вправе обжаловать его. В первую очередь свое несогласие можно выразить в комментарии к протоколу о наложении административного штрафа.
В нем необходимо указать причины совершения такого маневра и аргументировано указать свои доводы.
Сам протокол нужно подписать, однако будет не лишним попросить его копию — в дальнейшем она поможет аргументировано оспорить наказание в вышестоящих инстанциях.
В дальнейшем водитель вправе обжаловать наложенный штраф двумя способами.
- Можно подать заявление на имя руководителя подразделения ГИБДД, сотрудник которого наложил штраф. В заявлении также нужно привести доводы в свою пользу, а при наличии нарушения сотрудником ГИБДД процессуальных норм во время вынесения штрафа, то следует указать и их.
- Второй способ оспаривания штрафа, к которому обычно прибегают тогда, когда жалоба в ГИБДД не возымела действие, это обращение в суд. Оно оформляется как исковое заявление, подаваемое в районный суд по месторасположению подразделения, от имени которого наложены штрафные санкции.
Зачастую суд идет на встречу водителю и отменяет штраф. Вызвано это тем, что к подобному способу оспаривания чаще прибегают водители, твердо уверенные в своей правоте. По статистике до 80-90 % наложенных штрафов за езду по тротуару отменяются.
Процедура и сроки оспаривания
Срок для подачи жалобы на имя руководителя подразделения ГИБДД — 14 суток с того момента, как было получено уведомление о наложенном штрафе. Если уведомление пришло по почте, то срок отсчитывается с момента вручения, если штраф был наложен сотрудником ГИБДД на месте — то с дня правонарушения. Срок для рассмотрения жалобы в ГИБДД — 10 рабочих дней с момента обжалования.
Обжаловать наложенный штраф в суде можно в течение 14 дней с момента, когда он был наложен, или с момента, когда был получен отказ в жалобе на имя начальника подразделения.
Судебное решение должно быть вынесено в 2-месячный срок с момента подачи иска. При отказе в удовлетворении иска можно в 10-дневный срок обжаловать постановление в апелляционном суде.
Жалоба должны быть рассмотрена в 3-месячный срок.
По возможности любому водителю следует избегать езды по тротуарам или велосипедным дорожкам. И дело даже не только в том, что такие действия грозят штрафом, но в первую очередь в том, что это влечет прямую опасность для пешеходов. Никто из водителей, совершающих подобное правонарушение, не хотел бы оказаться в этот момент на месте пешехода.
Качественная диагностика шаровой опоры автомобиля
Износ шаровой опоры может привести к тому, что она в определенный момент просто выскочит из посадочного места. Это может произойти в любое время, причем серьезных неровностей вовсе не нужно. Поскольку состояние наших дорог далеко от идеала, поломки шаровых опор случаются очень часто.
Наверное, вы неоднократно видели последствия поломки шаровой опоры в автомобилях ВАЗ. Очень часто все заканчивается довольно печально. В лучшем случае машина оказывается в кювете, в худшем – на встречной полосе.
Во избежание столь неприятных последствий поломки очень важно понимать, как проверить шаровую опору своими руками, ведь постоянно ездить в сервис просто надоест.
Иногда при вылете шаровой опоры необходимо восстановить работоспособность автомобиля прямо на дороге. А это значит, что придётся искать друзей/знакомых, которые готовы выделить время для того, чтобы помочь вам.
Второй вариант – оставить автомобиль на месте происшествия и отправиться в магазин за новой деталью. Если же вы ещё и не знаете, как происходит замена шаровой опоры, появятся дополнительные трудности.
Поэтому лучше четко понимать, как осуществляется диагностика шаровой опоры, и регулярно выполнять проверку.
Симптомы износа шаровой опоры:
- Появление стука во время движения на минимальной скорости по некачественному покрытию (если шаровая изношена, зазор между головкой пальца и внутренней поверхностью корпуса заметно увеличивается, из-за чего появляется своеобразный люфт).
- Неравномерный износ резины.
- Появление характерного скрипа во время поворота руля.
- Виляние во время прямолинейного движения.
Если вы планируете осуществить проверку шаровой опоры своими силами, необходимо поднять автомобиль на подъемнике (можно обойтись и домкратом). Определить износ шаровых опор без поднятия машины вы не сможете.
Первый этап диагностики шаровой заключается в проверке состояния пыльника. Даже небольшие повреждения, которые появились на этом защитном элементе, приводят к попаданию частиц грязи, песка и воды в шаровые опоры, в результате чего их эксплуатационный срок заметно сокращается.
После этого надо одной рукой взяться за верхнюю часть колеса, а второй – за нижнюю. Убедитесь в отсутствии люфта, раскачивая автомобильное колесо.
Этот способ используют для проверки радиального люфта шаровой. Необходимо также осуществить проверку осевого люфта шаровой опоры.
Для этого возьмитесь за поворотный кулак и попробуйте покачать данный элемент подвески вверх и вниз, прилагая значительное усилие.
Нужно понимать, что эти способы не могут помочь установить точный уровень износа шаровой опоры. Для достижения оптимального результата при проверке шаровой опоры её необходимо обязательно снимать. Правда, если уже во время «ручной» диагностики вы заметили существенный люфт, а во время движения проявляются вышеупомянутые факторы, шаровую в любом случае придётся менять.
Детальная диагностика шаровых должна осуществляться специалистами. Это один из этапов комплексной проверки подвески транспортного средства. Если вы вовремя не увидите износ шаровой опоры, это может привести к поломке верхней опоры стойки амортизатора, а также преждевременному износу подшипника ступицы.
Кроме этого, необходимо понимать, что появление существенного люфта делает почти невозможным ремонт шаровой опоры. В таких случаях их просто нужно менять. Если у вас нет желания вкладывать лишние деньги в ремонт автомобиля, советуем вам регулярно делать проверку шаровой и других элементов ходовой части автомобиля. Это поможет устранить проблемы на первых этапах развития.