- Характеристика акб 190, 90 и 100 а/ч: может ли варьироваться емкость используемой батареи?
- Технические характеристики аккумуляторных батарей
- Емкость аккумулятора
- Напряжение батареи
- Допустимая глубина разряда
- Срок службы аккумулятора
- Можно ли поставить аккумулятор большей емкости?
- Как определить, сколько весит аккумуляторная батарея – таблица в помощь
- Из чего складывается масса источника питания
- Таблица соотношения емкости к весу
- Подведем итоги
- Электролит в аккумуляторе – объем, правила заливки, плотность
- Объем электролита в аккумуляторных батареях 55 и 60 А/ч
- Сколько заливается электролита в аккумуляторы 75, 90 и 190 А/ч
- Правила заливки электролита
- Важность значений плотности
- Сухозаряженные аккумуляторы
- Если плотность ниже нормы
- Как выбрать аккумулятор — какой аккумулятор лучше купить
- Аккумуляторы для грузовиков и автобусов: что лучше выбрать? – Автоцентр.ua
- Как определить оставшийся срок службы (остаточный ресурс) аккумуляторной батареи (АКБ)?
- Как определить оставшийся срок службы АКБ исходя из внутреннего сопротивления?
- Стандарты проверки аккумуляторных батарей
- Выводы
- См. также:
Характеристика акб 190, 90 и 100 а/ч: может ли варьироваться емкость используемой батареи?
Категория: Поддержка по аккумуляторным батареямОпубликовано 23.06.
2015 13:56Автор: Abramova Olesya
Аккумуляторная батарея – важнейшая составляющая систем резервного и автономного электроснабжения отдельных электрических приборов или целых объектов промышленного и бытового назначения.
На сегодняшний день широкое применение получили аккумуляторы свинцово-кислотного типа (AGM VRLA и GEL VRLA), OPZS, OPZV, а также никель-кадмиевые (Ni-Cd) и литий-ионный типы (Li-ion, LiFePO4, Li-pol).
Возникновение химических источников питания началось еще в 1800 году, когда известный итальянский ученый Алессандро Вольта поместил пластины из меди и цинка в кислоту и получил непрерывное напряжение (Вольтов столб).
Современные свинцово-кислотные аккумуляторы, как понятно из названия, состоят из свинца и кислоты, где положительно заряженным элементом является свинец, а отрицательно заряженным – оксид свинца.
Самая распространенная аккумуляторная батарея состоит из шести банок по 2В и имеет общее напряжение 12В.
Технические характеристики аккумуляторных батарей
Качество аккумуляторов можно определить по нескольким важным свойствам:
- Емкость, Ампер/час;
- Напряжение, Вольт;
- Допустимая глубина разряда, %;
- Срок службы, лет;
- Диапазон рабочих температур, °С;
- Саморазряд, %;
- Габариты, мм;
- Вес, кг;
- Ток заряда, А;
Емкость аккумулятора
Данный параметр отражает количество энергии, которую может сохранить батарея, измерение производится в Ампер*часах. На текущий момент в Украине можно купить аккумуляторы емкостью от 0,6 до 4000Ач.
К примеру, батарея с емкостью 200Ач способна обеспечить электропитанием нагрузку током 2А в течение 100 часов, или током 8А в течение 25 часов и т. д.
Обязательно учитывайте, что при увеличении потребляемого тока будет происходить снижение емкость аккумуляторной батареи, именно по этой причине производители указывают емкость с дополнительным параметром – С.
Дополнительная, но очень важная характеристика маркируемая латинской буквой «C» с числовым параметром, как правило от 1 до до 48 часов и указывает на емкость аккумуляторной батареи при разряде в определенный промежуток времени (C1, C5, C10, C20 и т.д.).
Значение C10 принято считать стандартным значением и подавляющее количество производителей указывает емкость при 10-ти часовом разряде.
К примеру, емкость 100Ач при C10 означает, что батарея обеспечит данную емкость при 10-ти часовом разряде, эта же батарея при C5 будет иметь меньшую емкость – 80Ач при C5, а если разряд будет происходить с течение 20 часов, то емкость возрастет и составит около 115Ач при С20.
Таким образом, при выборе емкости аккумуляторной батареи необходимо обязательно учитывать время в течение которого будет осуществляется разряд, это имеет большое значение.
Рисунок №1. Зависимость емкости аккумулятора AGM VRLA от времени разряда.
Совет! Обратите внимание, что некоторые производители и торгующие организации могут указывать значение емкости при C20. Это сделано для искусственного завышение показателя при неизменной стоимости аккумулятора.
В процессе эксплуатации емкость будет постепенно снижаться, это естественный процесс «старения» батареи, который возникает из-за снижения плотности свинцовых пластин и частичной потери первичного свинца положительных и отрицательных пластин.
Высокая интенсивность использования и глубокие разряда приведут к быстрому износу положительных и отрицательных платин аккумулятора и выходу его из строя. Чтобы этого не происходило, необходимо предусматривать резервный запас емкости.
Для увеличения емкости батарейного кабинета применяются несколько аккумуляторов с параллельным соединением.
Напряжение батареи
Уровень напряжения – ключевая характеристика по которой происходит выбор аккумулятора. На сегодняшний день распространены элементы и аккумуляторы со следующими значениями напряжения: 1.2, 2.4, 6, 12В. Батарейной банк с более высоким напряжением (24, 48, 96В и т. д.) собирается при помощи нескольких 12В аккумуляторов с последовательным типом подключения.
При помощи измерения уровня напряжения можно оценить степень заряженности и степень износа необслуживаемых типов батарей (AGM и GEL VRLA) Измерение напряжения производится в течение нескольких часов, когда аккумулятор полностью бездействует и отключен от зарядного устройства. Нормальный уровень для AGM батарей считается от 13 до 13,2В.
Допустимая глубина разряда
Различные типы и подтипы аккумуляторов имеют рекомендованные параметры глубины разряда. Ниже приведена таблица №1 в которой указаны наиболее распространенные характеристики аккумуляторов допустимой и рекомендованной глубины разряда.
Тип батареи | Допустимый разряд, % | Рекомендованный разряд, % |
VRLA | 70 | 40 |
AGM VRLA | 80 | 50 |
GEL VRLA | 90 | 50 |
OPZV | 90 | 60 |
OPZS | 90 | 60 |
Li-ion | 100 | 90 |
Ni-Cd | 100 | 70 |
Таблица №1. Значения допустимых и рекомендованных значений разряда аккумуляторов.
Уровень разряда является ключевым фактором в сроке службы аккумулятора на ряду с интенсивностью эксплуатации. Даже самую дорогую и качественную свинцово-кислотную батарею можно вывести из строя за 7-10 дней, если производить полный 100% разряд до напряжения 9В несколько раз подряд.
Наиболее стойким к глубоким разрядам являются литий-ионные и никель-кадмиевые, а также специализированные свинцово-кислотные батареи, которые были оптимизированы разработчиками для глубоких разрядов. Обычно такие серии содержат в названии слово «Deep», что в переводе означает «Глубоко».
Разряды в пределах рекомендованных значений обеспечат существенное увеличения срока службы.
Срок службы аккумулятора
Современные свинцово-кислотные батареи оптимизированы для разнообразных режимов работы. Одни имеют меньший срок службы, но обеспечивают более высокую разрядную характеристику, другие – больший, но подходят для редких разрядов и работы в буферном режиме и т. д.
Поэтому если производителем указан срок службы 10 лет, это информация соответствует идеальному режиму эксплуатации, когда не превышается циклический ресурс и, что еще более важно, глубина разряда. Приведем пример: если производитель указал, что срок службы аккумулятора 10 лет и допускается число циклов заряд/разряд – 600 с глубиной 50%.
Аккумулятор может отслужить указанный срок при идеальных условиях эксплуатации и не более чем пяти циклах в месяц. Этот режим полностью соответствует буферному типу.
Срок эксплуатации целиком зависит от количества совершенных циклов заряда и разряда, а также зависит от окружающей среды, где установлена батарея.
Как уже отмечалось выше, чем сильнее разряжается аккумулятор и чем дольше он находятся разряженном состоянии, тем меньше он прослужит.
Чем выше окружающая температура, тем активнее проходит химическая реакция и тем сильнее поддаются разрушению свинцовые пластины.
В таблице №2 приведены примерные значения срока службы и циклического ресурса аккумуляторов в зависимости от их типов. Данные соответствуют для оптимальной температуры эксплуатации 20 – 25°С.
Тип аккумулятора | Циклический ресурс при глубине разряда | Срок службы, лет | |||
25% | 50% | 75% | 100% | ||
VRLA | 700 – 1000 | 350 – 500 | 230 – 400 | 150 – 300 | 3 – 5 |
AGM VRLA | 800 – 2100 | 500 – 1200 | 300 – 800 | 200 – 600 | 5 – 15 |
GEL VRLA | 2500 – 3000 | 1200 – 1750 | 800 – 1000 | 600 – 800 | 10 – 15 |
OPzV | 2500 – 3000 | 1200 – 1750 | 800 – 1000 | 600 – 800 | 10 – 15 |
OPzS | 5000 – 6000 | 3000 – 3500 | 1500 – 1750 | 1000 – 1200 | 20 – 25 |
Ni-Cd |
Можно ли поставить аккумулятор большей емкости?
Очень часто ко мне на сайт приходят письма, про аккумуляторы автомобиля. Особенно про емкость, один из самых популярных – можно ли ставить аккумулятор на машину большей емкости? ТО есть емкость вашего аккумулятора, например 55 А*ч (Ампер * час), а вы хотите поставить аккумулятор емкостью 70 Ач! Что будет и можно ли это делать? Давайте поговорим об этом …
Сразу скажу, что ходит много мифов в этом вопросе. Например – автомобилю положен аккумулятор в 60 Ач (по инструкции), если поставить на 50 Ач, то он закипит, а если поставить на 70 Ач он недозарядится!
Это не так! И тот и другой аккумулятор вы можете поставить на ваш автомобиль, ничего страшного не произойдет, самое главное, чтобы они поместились в штатное место вашего автомобиля. Ведь более емкие аккумуляторы имеют большие размеры.
Штатное место аккумулятора
А теперь подробнее
Если не уходить в глубокие технические подробности и говорить простым языком (да простят меня гуру электрики), автомобильная сеть имеет некую взаимосвязь: аккумулятор – генератор – стартер – бортовая сеть автомобиля.
Бортовая сеть автомобиля потребляет мало энергии (в идеале) если нет дополнительного энергоемкого оборудования. Остается генератор – аккумулятор – стартер.
Стартер потребляет энергию только при пуске двигателя (дальше не работает), нужно отметить, что за один пуск легкового автомобиля «усреднено» потребляется около 1 – 2 Ампер энергии из аккумулятора (в холодное время может быть гораздо больше).
После пуска, генератор должен восполнить потери тока аккумулятора при пуске двигателя, то есть подзарядить аккумулятор. Обычно напряжение в бортовой сети около (13.8 — 14.2 Вольта) оно практически постоянно, получается это из напряжения бортовой сети минус напряжение самого аккумулятора (которое практически постоянно).
Генератор также имеет свои характеристики мощности — есть и 40 А и 70 А и 80 А и т.д., но это не говорит о том, под какой аккумулятор этот генератор заточен. Эта характеристика говорит о максимальном токе, который может дать генератор в час. Но ток потребляемый аккумулятором (для подзарядки) в десятки раз ниже, чем выдает генератор.
Что это означает на практике?
Если поставить аккумулятор большей емкости, но с одинаковым напряжением, он просто будет дольше заряжаться, пусть не значительно, но дольше! Однако это и означает, что он будет и дольше разряжаться! Особенно актуально в морозы, тока «большего» аккумулятора хватит на большее количество «холодных» пусков!
Если вообще на пальцах …
Представьте – есть две бочки 55 литров и 70 литров (бочки это аккумуляторы).
Обе одинаково наполняются водой с одинаковой силой (напряжение в сети автомобиля), бочки нельзя сразу наполнить водой (то есть подать за одну секунду 55 и 70 литров, это просто не реально и сможет разрушить бочку, да это и не надо), а нужно наполнять на приличном (одинаковом) давлении воды, чтобы наполняемость бочки была равномерной (этот равномерный напор воды – равномерная зарядка аккумулятора), тогда одна бочка наполнится быстрее 55 литров, другая медленнее 70 литров. Но воды в другой бочке (70 литров) будет больше и ее на дольше хватит. Что получается – аккумуляторы как бочки, только их наполняют энергией, емкость измеряется в А/ч, у кого то 55, а у кого то 70 и т.д. При одинаковых токах (а сейчас практически на всех автомобиля ток одинаковый) один наполнится энергией быстрее, а другой дольше. ВОТ И ВСЯ РАЗНИЦА!
В заключении хочу сказать, многие хотят поставить аккумулятор не значительно большей емкости, например — заводской 55 Ач, а хотят поставить 60 или 63 Ач – ребята ничего страшного, ставьте! На бортовую сеть автомобиля, аккумулятор – генератор или стартер, это не окажет никакого влияния.
Сейчас небольшое видео, смотрим.
НА этом все, читайте наш АВТОСАЙТ.
Как определить, сколько весит аккумуляторная батарея – таблица в помощь
Мало кто из автомобилистов, в процессе эксплуатации машины, задумывается о том, какой вес у аккумулятора, установленного под капотом транспортного средства. Даже при покупке источника питания больше интересуют другие характеристики, напрямую влияющие на качество работы ДВС и бортового электронного оборудования.
Читайте также: Ремонт и обслуживание renault sandero своими руками
К вопросу же, сколько весит аккумулятор, приходят во время тюнинга автомобиля или при попытке сдать нерабочую АКБ в пункт приема металлолома. Самый просто способ определения массы аккумулятора – взвесить его. Но есть и другие способы.
В статье мы расскажем о влиянии емкости АКБ на ее вес и дадим таблицу, с помощью которой можно без труда узнать нужную информацию.
Из чего складывается масса источника питания
Некоторые производители добросовестно указывают все параметры источника питания на его корпусе, в том числе и его тяжесть. При желании можно просто найти наклейку с этой информацией.
Однако при серьезной доработке двигателя, например, можно столкнуться с трудностью. Дело в том, что на корпусной наклейке указана масса «сухой» АКБ, без электролита.
Разница может доходить до 20 %, а это существенное значение при тюнинге ДВС.
Чтобы не ошибиться в расчётах, нужно знать, что конечная масса будет складываться из трех составляющих:
- корпуса;
- объема электролитической жидкости;
- размера и количества свинцовых электродов.
Так, в АКБ с емкостью 55 А-ч (если российская батарея, то 6 СТ-55), пластиковый корпус вместе с перемычками между банками весит около 800 г, а электролитический раствор – 2,5 кг.
Если вы на корпусной наклейке видите значение 11 кг, тогда к этой цифре нужно прибавить 0,8 и 2,5. Итого общее значение составит 14,3 кг.
Мало кто захочет тратить время на подсчеты, поэтому есть другой способ вычислить, сколько весит ваш аккумулятор.
Таблица соотношения емкости к весу
Как вы уже поняли, львиная доля массы батареи приходится на свинцовые пластины. В процентном соотношении – около 80 %. Чтобы добиться определенного значения емкости производитель манипулирует с количеством и размером пластин. Поэтому, зная данный параметр АКБ можно легко вычислить ее тяжесть.
Емкость (А-ч) | Обозначение | Средний вес (кг) | ||
«Сухая» | Электролит | «Заправленная» | ||
55 | 6 СТ-55 | 12,1 | 2,5 | 14,6 |
60 | 6 СТ-60 | 13,2 | 2,2 | 15,4 |
66 | 6 СТ-66 | 14,3 | 2,6 | 16,9 |
75 | 6 СТ-75 | 15,5 | 3,5 | 19,0 |
90 | 6 СТ-90 | 20,5 | 2,6 | 23,1 |
100 | 6 СТ-100 | 21,8 | 2,6 | 24,4 |
190 | 6 СТ-190 | 47,9 | 1,2 | 49,1 |
По этой таблице вы сможете определить, насколько тяжела отечественная или импортная аккумуляторная батарея в считанные минуты.
Подведем итоги
Как видите, не обязательно идти за весами, чтобы узнать вес автомобильного аккумулятора, таблица в нашей статье поможет вам в этом, если данной информации не оказалось на самом изделии. С ее помощью вы быстро узнаете массу батареи с электролитом или без него.
Электролит в аккумуляторе – объем, правила заливки, плотность
Промышленностью производятся обычные и сухозаряженные автомобильные аккумуляторы, АКБ второго типа с завода поставляются пустыми, незаполненными раствором серной кислоты. Но в любом случае заливать электролит в аккумулятор нужно, без него аккумуляторная батарея работать не будет.
Так как аккумуляторы бывают различной емкости, для них требуется разное количество серного раствора. В этой статье мы рассмотрим, в каком количестве следует заливать электролит в батареи больших и малых размеров, как правильно использовать и разводить раствор серной кислоты.
Объем электролита в аккумуляторных батареях 55 и 60 А/ч
Емкость у АКБ бывает разная, накопитель электроэнергии может быть рассчитан и на 35, и на 230 Ампер-часов (Ampere-hours).
Но малоемкостные автомобильные аккумуляторы (от 35 до 45 А/ч) на практике применяются редко, они не обеспечивают нужный пусковой ток, быстрее садятся от нагрузки.
Наиболее распространенный стандарт для легковых авто – 55 и 60 Ampere-hours, батареи подобных типов обычно используются на машинах с двигателями объемом до 2 литров, с любым типом трансмиссии и небольшим количеством дополнительного оборудования.
Для полной заправки «55-го» аккумулятора требуется примерно два с половиной литра электролита, в зависимости от типа и производителя вес аккумуляторной батареи может несколько отличаться, но в среднем равен 15 килограммам. В пустую АКБ 60 А·ч следует заливать от 2,7 до 3 литров серного раствора (H2SO4), масса заправленного и готового к работе накопителя энергии равна приблизительно 17-18 кг.
Сколько заливается электролита в аккумуляторы 75, 90 и 190 А/ч
«Семьдесят пятые» и «девяностые» батареи считаются мощными для легковых авто, чаще применяются на внедорожниках и машинах премиум-класса с большим количеством дополнительного оборудования (климат-контроль, полный электропакет, круиз-контроль, омыватель фар и прочее). От аккумуляторов требуется достаточно большой расход энергии, поэтому они должны с запасом обеспечивать электропитанием все потребители.
Такие АКБ уже более солидно весят, заправленный «75-ый» аккумулятор – около 20, а «90-ый» – примерно 25 кг. Для заполнения пустого корпуса электролитом АКБ емкостью 75 Ампер-часов понадобится от 3,7 до 4 л раствора, в «90-ый» аккумулятор следует заливать примерно 4,4-4,8 литров.
Аккумуляторная батарея 190 А/ч на легковых автомобилях практически не применяется, она предназначена для грузовиков, автобусов типа ПАЗ или КАвЗ, различной спецтехники. Такая батарея без электролита может весить и 42 кг, а для заправки требуется до 10 литров серного раствора.
Также существуют АКБ емкостью 110, 132, 140, 215 А•ч, есть и другие номиналы, но они не так широко популярны и распространены.
Правила заливки электролита
Раствор серной кислоты льют в аккумулятор по определенным правилам, которые необходимо выполнять, если вы хотите, чтобы батарея прослужила долго:
- жидкость должна покрывать пластины и быть выше их уровня примерно на 10-15 мм, нельзя электролит лить «по самое горлышко», иначе он будет закипать и выливаться;
- плотность состава должна быть определенной, соответствующей сезону (зимой всегда плотность выше);
- добавлять в банки допускается только дистиллированную воду, сам электролит в качестве добавки использовать недопустимо, можно испортить аккумулятор;
- если плотность слишком мала, напряжение на клеммах ниже нормы, АКБ необходимо зарядить.
Работать с серной кислотой нужно обязательно в резиновых перчатках, не допускать попадания раствора в глаза и на кожу. Если все же электролит попал, следует сразу же промыть место контакта проточной водой. При этом использовать желательно специальную рабочую одежду – при попадании капель электролита ткань разъедается, вещи приходят в негодность.
Для переливания серного раствора необходимо пользоваться специальной посудой, стойкой к воздействию кислоты.
При смешивании воды с кислотой в большом количестве выделяется тепло, чтобы случайно не пострадать от брызг, всегда к воде добавляется концентрированный раствор, а не наоборот.
Исключением является доливка воды непосредственно в аккумулятор, но здесь электролит не настолько концентрированный, к тому же он находится внутри самого корпуса аккумулятора достаточно глубоко.
Важность значений плотности
Главным параметром, определяющим свойства электролита, является плотность. Части воды и серной кислоты в составе раствора должны содержаться в определенной пропорции: слишком плотный электролит способствует быстрому выходу из строя пластин, активизируется процесс сульфатации.
Если плотность меньше установленной нормы, зимой в мороз аккумулятор может замерзнуть, пониженная концентрация раствора способствует быстрой разрядке АКБ. Чтобы повысить плотность, аккумулятор заряжают, зимой концентрация электролита всегда должно быть выше, а в теплое время ниже, особенно в жару. Замеряют плотность в аккумуляторной батарее ареометром, значения находятся в пределах:
- для летнего сезона – 1,23-1,25 г/см³;
- зимой – 1,26-1,29 г/см³.
Для машин, эксплуатируемых в условиях Крайнего Севера, плотность может достигать и более высоких значений, но все эти показатели относительные, и воспринимать их можно только как общую рекомендацию. Если вы не представляете, какой концентрации должен быть раствор в АКБ, лучше посоветоваться со специалистом, в интернете и других средствах массовой информации сведения противоречивые.
Сухозаряженные аккумуляторы
Сухозаряженные аккумуляторные батареи – это те же самые обычные АКБ со свинцовыми пластинами, но отличаются отсутствием электролита.
Сначала такие аккумуляторы заряжаются на заводе, затем электролит из них выливается.
Подобный метод позволяет хранить накопитель электроэнергии без потери свойств на протяжении нескольких лет, при этом банки с пластинами надежно герметизируются – закрываются специальной упаковочной пленкой.
Перед эксплуатацией в аккумулятор заливается электролит, при этом обязательно проверяется плотность. При слабой концентрации раствора производится зарядка, и только после этого АКБ готова к работе.
Если батарея изготовлена недавно (с момента производства прошло не более одного года), его можно и не заряжать, важно только заправить электролитом нужной плотности.
Эксплуатировать пустую аккумуляторную батарею недопустимо, да и при всем желании не получится – разряженный и сухой аккумулятор не обладает какой-либо мощностью, он не сможет заставить стартер двигателя вращаться.
Если плотность ниже нормы
Когда плотность электролита в какой-нибудь из банок ниже нормы, аккумулятор нормально работать не будет, он не осилит запуск двигателя.
Бытует мнение, что следует вылить жидкость из АКБ и залить новый серный раствор, но именно так делать и не рекомендуется – при переворачивании АКБ частички свинцового осадка со дна могут замкнуть пластины, и тогда батарея выйдет из строя. Есть несколько проверенных способов восстановления плотности:
- зарядка аккумулятора с помощью зарядного устройства небольшим током;
- замещение электролита – с помощью груши выкачиваем из банки часть старый жидкости (которая находится сверху пластин), добавляем свежий раствор, можно по концентрации даже выше нормы;
- добавление чистой серной кислоты, но этот метод не популярен.
Если плотность все равно теряется, и восстановить ее невозможно, «оживлять» аккумулятор не имеет смысла, он подлежит замене.
Как выбрать аккумулятор — какой аккумулятор лучше купить
Каждого владельца собственного авто хотя бы раз в жизни беспокоил один очень важный вопрос: как выбрать или подобрать аккумулятор для автомобиля?
Выбор аккумулятора — ответственный шаг! И именно от выбранной Вами аккумуляторной батареи, будет зависеть надёжность пуска двигателя, работоспособность электрооборудования и системы зажигания вашего автомобиля.
Для того чтобы сделать грамотный выбор, при покупке аккумулятораследует руководствоваться тремя незыблемыми правилами:
- Электрическая ёмкость, (А/ч)
Электрическая ёмкость характеризует количество электричества, которое способна отдать аккумуляторная батареяпри длительном режиме разряда. Здесь необходимо заметить, что перезаряд столь же нежелателен, как и недостаточный заряд.
Многие автопользователи уверены, что чем больше ёмкость аккумуляторной батареи, тем надёжнее батарея.
Однако, рекомендуется менять автомобильный аккумулятор на батареи тех же емкостей, что уже были установлены на авто заводом-производителем.
- Пусковая мощность, (A,(EN))
Пусковая мощность аккумулятора — это величина максимальной выходной мощности, которую стартерные аккумуляторы могут выдавать в течение 30 секунд при температуре -18 С, что становится особенно актуально в наших географических широтах и наблюдающейся тенденции непостоянности и скачкообразности температур. Поэтому очень важно пытаться купить не самый дешёвый, а надёжный, качественный аккумулятор, который способен долгое время поддерживать эксплуатационные характеристики Вашего автомобиля при любых погодных условиях.
Читайте также: Инструкция по замене масла и маслянного фильтра на skoda octavia: инструменты, советы и описание с фото и видео
Стоит отметить, что при покупке аккумуляторной батареи для легкового автомобиля Вы непременно должны учитывать её тип, геометрические размеры и полярность, которые определяются отличительными особенностями автомобиля (площадка для АКБ, длина проводов). Не забывайте и о том, что различные автомобильные аккумуляторы имеют клеммы различных типов.
Мы решили помочь Вам в выборе аккумулятора, схематически представив табличный вариант подбора акб в зависимости от объема и типа двигателя вашего автомобиля.
Надеемся, что эта информация будет полезна при выборе аккумулятора для вашего автомобиля.
Тип двигателя | БЕНЗИН | Вам подойдёт аккумулятор: |
Объём двигателя | Ёмкость АКБ | |
0,9-1,41,2-1,71,5-1,82,02,0-2,42,4-3,53,5 и болееГАЗ 52, ГАЗ 53ЗИЛ | 45 50 Ah55 Ah60 Ah63-70 Ah70-77 Ah75-80 Ah90 Ah75-90 Ah90-100 Ah | |
Тип двигателя | ДИЗЕЛЬ | Вам подойдёт аккумулятор: |
1,2-1,41,6-1,92,0-2,22,3-2,83,0 и болееТрактора Т-16, Т-25Трактора Т-40, МТЗТягачи автопоезда | 63-70 Ah72-77 Ah75-80 Ah90 Ah100 Ah132-145 Ah3 ст-215 – 2 шт.; 90-100 Ah – 2 шт. Или 190-220 Ah – 1 шт.190-220 Ah |
Аккумуляторы для грузовиков и автобусов: что лучше выбрать? – Автоцентр.ua
Если на коммерческих автомобилях легкого класса – полной массой до 3,5 т – применяются, в принципе, те же аккумуляторы, что и на легковых моделях. А вот для среднетоннажных и магистральных грузовиков, автобусов, а также коммерческой и прочей спецтехники используются иные батареи.
К грузовым аккумуляторам, или батареям «тяжелой» группы относятся АКБ, имеющие емкость от 120 до 235 Ач. Выбрать оптимальный аккумулятор помогает потребителям классификации грузовых батарей. Эту продукцию можно условно разделить на три группы: HD, SHD и HDE.
Обозначение HD расшифровывается как Heavy Duty (англ. «тяжелый режим»). Аккумуляторные батареи этой группы относятся к среднему и низкому ценовым диапазонам. Они просты по конструкции.
Обычно – это обслуживаемые батареи, которые нуждаются в контроле, а при необходимости в доливе дистиллированной воды. Лучше всего их ставить на подержанных грузовиках, выпущенных до 2000 года и имеющих минимум стандартного и дополнительного электрооборудования.
Здесь главная задача АКБ – обеспечить надежный запуск двигателя в любых погодных условиях.
Обозначение SHD расшифровывается как Super Heavy Duty – «супертяжелый режим», а HDE как Heavy Duty Extra – «экстратяжелый режим» (т. е. батареи этой, последней группы, предназначены для работы в исключительно сложных условиях эксплуатации). Конструкция этих аккумуляторов улучшена.
Они дороже, но зато имеют больший срок службы и, как правило, не нуждаются в обслуживании. В них применены современные технологии, которые исключают или минимизируют расход воды. Они отличаются также большими пусковыми токами.
Выдерживают, по сравнению с батареями HD, большее количество циклов разряд-заряд.
Назначение этих АКБ – не только запускать двигатель в любых условиях, но и обеспечивать надежную работу всех энергопотребителей: обогревателя, кондиционера, видеоаппаратуры, электронных тормозных систем и т. д. при выключенном двигателе. Отметим, что многие из батарей групп SHD и HDE могут устанавливаться в кабине, если это предусмотрено конструкцией транспортного средства.
Еще одна особенность аккумуляторов типа SHD и HDE, которая важна при эксплуатации на грунтовых дорогах, на стройплощадках, на лесозаготовках и в карьерах: пластины дополнительно закреплены для повышения виброустойчивости.
Владельцы коммерческого автотранспорта при выборе «тяжелого» аккумулятора должны учитывать емкость батареи, ее габариты, пусковой ток, расположение клемм. Нужно сказать, что рабочие характеристики и надежность АКБ зависят от множества конструктивных и технологических факторов.
Поэтому аккумуляторы с одними и теми же номинальными характеристиками, но от разных производителей могут сильно отличаться друг от друга, когда дело доходит до сравнения реальных эксплуатационных свойств.
Важнейшим показателем качества аккумуляторов является большая или меньшая выносливость в условиях различных температур эксплуатации, в частности, его морозоустойчивость.
Обращаем внимание, что если на транспортном средстве установлено два аккумулятора, то при выходе одного из строя, рекомендуется заменять всю пару. Если этого не сделать, то новый аккумулятор будет отличаться по внутреннему сопротивлению от старого. И это может привести к выходу из строя одной, а то и сразу двух батарей.
Выбираем АКБ: хранители энергии
Оригинальный аккумулятор – неподдельная уверенность
TAB
Аккумуляторы этой марки для грузовиков выпускаются заводом компании TAB d.d. в Словении. Они производятся по гибридной технологии, плюсовые решетки пластин отливаются из сплава свинца, сурьмы и селена (Pb/Sb/Se), а минусовые из сплава свинца и кальция (Pb/Ca).
Электроды изготовлены по методу ExpandedMetalTechnology (перфорирование с последующей растяжкой), что позволяет получить тонкие электроды, увеличить количество пластин в аккумуляторе, а, следовательно – получить больший пусковой ток.
При изготовлении активной массы для пластин используются очищенный свинец со специальными добавками для увеличения пусковых характеристик и срока службы батарей. Сепаратор конвертного типа исключает возможность короткого замыкания, обеспечивает стабильную и надежную токоотдачу пластин.
Преимущества аккумуляторных батарей TAB PolarTruck : • Увеличенный ток холодного пуска; • Стабильные электрические параметры в экстремальных режимах эксплуатации; • Возможная эксплуатация в широком диапазоне температур от -400С до +600С; • Способность быстро восстанавливать заряд; • Высокая ударо и виброустойчивость; • Корпус изготовлен из морозостойкого и ударопрочного полипропилена, защищен колпачками для клемм; • Высокая безопасность эксплуатации обеспечивается системой фильтров-пламегасителей; • Залитые и заряженные с завода производителя; • Модельный ряд от 105 – 225 А/ч;
• Гарантия 18 месяцев.
Модель | Polar Truck | Polar Truck | Polar Truck |
Тип | малообслуживаемые | ||
Емкость | 135А/ч | 190А/ч | 225А/ч |
Расположение клемм | B3+L | B0+L | B0+L |
Размеры (ДхШхВ) | 509x175x182/206 | 512x223x194/220 | 518x273x213/237 |
Масса, кг. | 35,8 | 46,9 | 61,3 |
www.tab-ua.com
(093)924 3773, (095)616 4727, (096)770 3818
ISTA (Multi)
Одним из примеров аккумуляторов бренда ISTA являются батареи серии Multi. Как и все разновидности продуктов ISTA они кальцинированные, с повышенным стартовым потенциалом.
Аккумулятор ISTA 6СТ-190 Аз Multi объединяет высокое качество с оптимальной стоимостью. К его преимуществам можно отнести повышенный стартовый ток; высокую емкость и хороший пусковой потенциал.
ISTA 6СТ-190 Аз Multi | |
Емкость (Ач): | 190 |
Габариты (max) мм: | 518/240/242 |
Пуск. ток EN: | 1050 |
Вес кг: | 58 |
Схема выводов: | L+ |
Centra
Автомобильные аккумуляторы польского бренда CENTRA являются частью продукции французского концерна EXIDE. Примером могут служить батареи CENTRA CA1000. Изначально эти АКБ создавались для применения как на новых автомобилях, так и на машинах с пробегом.
Среди достоинств данных аккумуляторов стоит отметить высокие пусковые характеристики, стойкость к внешним воздействиям. Длительный срок эксплуатации обеспечивается т. н. кальциевой технологией «Ca/Ca».
Кроме того в корпусе всех батарей устанавливается специальный индикатор зарядки и система удаления газов.
Отдельно следует отметить, что в аккумуляторах СENTRA CA1000 использована оптимизированная конструкция верхней крышки, исключающая утечку электролита.
Centra Futura CA1000 | |
Емкость (Ач): | 100 |
Габариты (max) мм: | 353/175/190 |
Пуск. ток EN: | 900 |
Вес кг: | 23,3 |
Схема выводов: | R+ |
Varta
Аккумуляторы Varta у нас широко известны и хорошо себя зарекомендовали. Один из них – это батарея Varta I1 Silver dynamic.
Современная технология PowerFram, используемая в производстве решетки данной батареи гарантирует, что аккумулятор проработает долго. Эта технология включает в себя фиксирующую опорную рамку пластин, новую геометрию решетки и повышенную прочность. Специальная крышка-лабиринт со встроенными пламегасителями гарантирует, что аккумулятор не будет протекать даже при его переворачивании.
VARTA SILVER Dynamic 12V 610402092 | |
Емкость (Ач): | 110 |
Габариты (max) мм: | 393*175*190 |
Пуск. ток EN: | 920 |
Bosch
Грузовые аккумуляторы компании Bosch изготавливаются по новым технологиям с применением специальных сплавов. Батареи имеют защиту от коррозии и повышенную виброустойчивость.
На всех типах аккумуляторов Bosch предусмотрен индикатор заряда, что позволяет предотвратить возможные неприятности, вызванные внезапной разрядкой батареи. Кроме того в АКБ имеются специальные затворы, позволяющие исключить возможность утечки электролита из батареи, даже при опрокидывании на угол до 90 градусов.
Аккумулятор Bosch S5 015 создан с учетом совершенно новой технологии серебряного покрытия пластин – Bosch Silver Plus, что увеличивает его ресурс.
Эта батарея хорошо работает в условиях городского цикла, отличается увеличенным запасом энергии, значительным объемом электролита и усиленной решеткой.
При этом АКБ полностью герметична и предохранена от возгорания специальной крышкой с дополнительными элементами защиты.
Bosch S5 015 Silver Plus | |
Емкость (Ач): | 110 Ач |
Габариты (max) мм: | 393*175*190 |
Пуск. ток EN: | 920 А |
Схема выводов: | евро |
Как определить оставшийся срок службы (остаточный ресурс) аккумуляторной батареи (АКБ)?
Чтобы система бесперебойного питания не подвела в самый неподходящий момент, необходимо, чтобы все аккумуляторные батареи были в рабочем состоянии. Но как их проверить? Как убедиться, что установленные АКБ ещё не исчерпали свой остаточный ресурс? Как правильно оценить их оставшийся срок службы?
Строго говоря, самый правильный ответ вопрос, поставленный в такой форме – «никак». Ни один из приборов и методов не позволяет дать точный прогноз того, сколько еще проработает батарея и в какой именно момент она выйдет из строя.
Причем касается это как обслуживаемых батарей (хотя в их отношении диапазон принимаемых мер несколько шире), так и необслуживаемых.
При этом по всему миру обслуживаемые батареи используются все меньше, в то время как популярность необслуживаемых АКБ растет практически во всех областях применения.
Методом полного заряда/разряда батареи можно определить остаточную емкость аккумулятора в ампер-часах. Это достоверный метод, но даже он при однократном проведении не даст информации о том, сколько еще проработает батарея.
Составить прогноз «времени дожития» можно только в том случае, если измерения проводятся на регулярной основе, их результаты сопоставляются между собой – т. е. оценивается динамика изменений.
Однако полный заряд/разряд – процедура весьма продолжительная, и проводить ее регулярно (особенно при значительном количестве батарей) вряд ли возможно.
Однократный краткосрочный тест тем более не дает достоверной информации об остаточном ресурсе. Говорить о точном определении остаточной емкости в этом случае вообще не приходится – слишком разные существуют варианты аккумуляторов, чтобы существовала единая методика определения этого параметра.
Можно измерить напряжение, но как сделать выводы на основе этих показаний, если уже частично деградировавший элемент выдает такое же напряжение, что и соседние? Возникает вопрос, можно ли вообще что-либо сказать о текущем состоянии АКБ при помощи быстрых измерений, или остается примириться с тем, что со временем, неизвестно в какой момент батарея выйдет из строя и ее придется менять? А ведь последствия такого события могут оказаться очень тяжелыми. Для ряда объектов: ЦОДов, подстанций, аэропортов, предприятий нефтегазовой отрасли, энергетики, медицинских учреждений и других, работа которых должна быть бесперебойной – подобные аварии просто неприемлемы, их необходимо предотвращать, а не устранять последствия.
Существует несколько базовых стратегий в работе с АКБ:
- Менять батарею только тогда, когда она выйдет из строя или полностью утратит емкость. Средства на проверку состояния батарей не затрачиваются, однако весь риск неблагоприятных последствий в случае сбоя ложится на владельца объекта или предприятия. Потери от одного сбоя могут многократно превысить всю «экономию» на тестировании батарей.
- Менять батареи по истечении определенного времени эксплуатации, независимо от их состояния. Средства на проверочные мероприятия также не затрачиваются, однако остается риск сбоя, если батарея утратит рабочие свойства раньше ожидаемого срока. Кроме того, качественные батареи часто могут работать продолжительное время и после того, как заявленный производителем срок службы (гарантийный период) истек. При таком подходе даже исправные батареи будут изыматься из эксплуатации, вызывая неоправданный рост расходов.
- Проводить регулярное тестирование АКБ, идентифицируя батареи, которые демонстрируют начало деградации. Им заблаговременно заказывается замена, она производится тогда, когда скорость деградации увеличится, но до наступления сбоя дело не доходит.
Читайте также: Практические рекомендации по ремонту вариатора nissan x-trail t31
Наиболее экономически целесообразный подход, используемый сегодня в Европе и США состоит в том, чтобы при помощи тестов, не занимающих много времени и не требующих больших затрат, регулярно (раз в квартал, полгода, год) измерять доступные параметры, документировать результаты, сопоставлять их и отслеживать ситуацию в динамике – каждый блок, каждую батарею. В этом случае по любой из батарей можно заметить момент, когда началась деградация. Пока процесс развивается медленно, за ним можно просто следить, продолжая эксплуатацию, и заменить АКБ тогда, когда свой основной ресурс она выработала, но еще не пришла в полную негодность. Фактически, это скорее организационные меры, чем технические – комплекс мероприятий, нацеленный на максимально полное использование ресурса батарей, при том, что риск аварий и, соответственно, негативных последствий минимизируется.
Как определить оставшийся срок службы АКБ исходя из внутреннего сопротивления?
Деградации подвержены любые батареи.
Причины могут быть разными (повышенные температуры, истечение электролита, сульфатация в результате многократных перезарядок, понижение нагрузки и сеточная коррозия – в зависимости от типа и модели АКБ), но в любом случае это отражается на внутреннем сопротивлении элементов батареи. У штатно работающих батарей со временем из-за естественного износа внутреннее сопротивление начинает расти. Когда отклонение от базового уровня превышает 25%, батарею пора заменить (у некоторых батарей пороговый уровень выше – отклонение порядка 50% – но лучше проверить это значение по спецификациям производителя батареи). Существенное отклонение об нормы в меньшую сторону свидетельствует о явной неисправности, такую батарею необходимо заменить независимо от срока ее использования.
Строго говоря, полный импеданс включает в себя внутреннее сопротивление, индуктивную и реактивную составляющую. Однако с технологической точки зрения для оценки АКБ достаточно измерять только активную составляющую – внутреннее сопротивление адекватно отражает рабочее состояние батареи. Это вполне надежный индикатор деградации, к тому же на его измерение требуется всего несколько секунд.
Подобные тесты не требуют лабораторной точности, но важно проводить их регулярно и сопоставлять результаты, полученные в разное время. По этому критерию можно быстро определить, годна батарея к дальнейшему использованию или нет. Для подобных измерений существует не так много приборов.
Одни из самых популярных – семейство тестеров аккумуляторных батарей Fluke BT500 (модели BT510, BT520 и BT521).
Чтобы измерить внутреннее сопротивление тут используется 2 щупа. Приборы подают малый переменный ток, имеющий частоту 1000 Гц.
Сила тока настолько мала, а частота подобрана таким образом, что измерение можно проводить прямо в ходе нагрузки, на запитываемое оборудование это никак не повлияет. Можно проводить тесты и без нагрузки.
Прибор проводит измерение напряжения, производит расчет сопротивления и выводит результат на экран.
Поскольку внутреннее сопротивление исчисляется в миллиомах, для измерения используется 4-проводное подключение Кельвина, в отечественной электротехнической литературе более известное под названием двойного измерительного моста Томсона.
4 точки подключения обеспечиваются за счет конструкции щупов: каждый из них имеет двухконтактный наконечник, центральный контакт подпружинен и при надавливании утапливается внутрь.
В результате каждый щуп соприкасается с поверхностью двумя контактами, реализуя 4-проводную схему подключения и обеспечивая более точное измерение внутреннего сопротивления батареи.
В зависимости от модели прибора и доступных аксессуаров возможно одновременное определение температуры на отрицательной клемме аккумуляторной батареи – для этого используется выносной щуп BTL21 со встроенным ИК-датчиком (см.
таблицу «Функции и аксессуары», комплектация зависит от модели прибора). Все измерение занимает 4 секунды.
Результаты выводятся на ЖК-дисплей тестера, сохраняются в памяти для последующей загрузки на ПК через порт USB и подготовки отчета при помощи входящего в комплект программного обеспечения.
Тесты проводятся быстро не только за счет скорости измерения самого прибора, но и благодаря наличию удобных щупов, к которым предусмотрены удлинители различного размера.
Результаты можно не просто сохранять (в том числе автоматически), но и подразделять на группы в соответствии с количеством блоков и батарей в них, чтобы информация была представлена в четко структурированном виде.
Скриншот показывает экран прибора при последовательном измерении: три батареи из 32 уже протестированы, их результаты сохранены, по четвертой выполняются измерения (результаты на экране) и будут сохранены по нажатию кнопки Save, остальные ячейки пусты для последующих измерений.
Затраты времени на измерительные процедуры для всех 100% аккумуляторных батарей на объекте не выходят за рамки разумного, в результате сопоставление полученных в разное время данных позволит определить, в каких батареях деградация только началась, а в каких достигла уровня, когда их необходимо заменить, не дожидаясь фатального сбоя.
При массовых измерениях наконечники щупов изнашиваются, но все компоненты и измерительные провода могут быть своевременно заменены на аналогичные. Можно заменять только наконечники с подпружиненными контактами.
При замене тестового щупа необходимо провести калибровку нуля прибора, для этого в комплекте предусмотрена калибровочная пластина (кассета сопротивлений). Операция выполняется самим пользователем (в отличие от поверки, которая выполняется в сертифицированной организации.
Приборы Fluke BT500 внесены в Государственный реестр средств измерений, на них есть методика поверки и сертификаты установленного образца. Межповерочный интервал – 1 год).
Можно изначально держать в запасе дополнительный комплект щупов, а также измерительные провода для режима мультиметра и (в зависимости от модели) токовые клещи. Эти аксессуары позволят дополнить измерения внутреннего сопротивления другими тестовыми функциями.
Возможна оценка тока пульсации (присутствие переменной составляющей в постоянном напряжении более 5% может служить симптомом – высокое значение пульсации приводит к перегреву и потере энергии).
Можно отслеживать падение напряжения при разряде (измерения проводятся многократно в ходе процесса разрядки).
Сравнительные возможности тестеров АКБ серии Fluke BT 500
Функции и аксессуары
Fluke BT510
Fluke BT520
Fluke BT521
Измерение внутреннего сопротивления (активной составляющей, мОм)
Измерение напряжения батареи
Многократное измерение напряжения в ходе разрядки
Измерение пульсирующего напряжения (переменная составляющая в постоянном напряжении)
Температура отрицательного полюса АКБ
Режим однократных и последовательных измерений
Задание пороговых значений
Функция автоматического сохранения измерений
Интерактивный тестовый зонд BTL20 с ЖК-дисплеем и динамиком, длинные и короткие удлинители, без датчика температуры
Интерактивный тестовый зонд BTL21 с ЖК-дисплеем и динамиком, длинные и короткие удлинители, ИК-датчик температуры
Токовые клещи i420 переменного и постоянного тока
Калибровочная пластина (кассета сопротивлений)
Необходимо подчеркнуть – приборы Fluke BT500 не дают информацию об остаточной емкости батарей, в результатах не фигурируют ампер-часы.
Принципиальная позиция производителя состоит в том, что точно определить емкость можно только при полном заряде/разряде АКБ, а при быстром измерении точно сделать это нельзя в принципе, поскольку конструкции батарей и проходящие в них физико-химические процессы неодинаковы. Внутреннее сопротивление напрямую от остаточной емкости не зависит.
Однако оно служит надежным критерием, позволяющим отличить батареи, годные к дальнейшему использованию, от тех, которые необходимо заменить. При регулярном тестировании риск сбоя сводится к минимуму, а на объекте обеспечивается бесперебойное функционирование систем, в которых используются АКБ.
Стандарты проверки аккумуляторных батарей
Существует несколько стандартов, регламентирующих процедуры проверки АКБ в зависимости от их типа (IEEE 450 и IEEE 1188 для стационарных свинцово-кислотных батарей, IEEE 1106 для никель-кадмиевых, есть и другие), но в основных положениях они сходятся:
- При первоначальной установке батарей необходимо произвести испытания на разряд (проверка емкости батарей). Их может выполнять изготовитель на производственной площадке, предоставляя затем заказчику документацию, либо приемочные испытания проводятся на объекте. Чем детальнее предоставит информацию по батареям производитель, тем лучше – с этими данными можно будет сопоставлять результаты измерений, проведенных на различных этапах эксплуатации.
- В тот же период первоначальной установки проводится тестирование внутреннего сопротивления батарей, чтобы определить их базовые параметры. Данные фиксируются для каждой батареи, в каждом блоке, и хранятся в виде сводных отчетов для будущего сопоставления.
- Процедуры 1 и 2 необходимо повторять не реже 1 раза в 2 года для большинства систем, охватываемых гарантией – как правило, это одно из условий для продолжения действия гарантии.
- Для большинства АКБ тестирование внутреннего сопротивления следует проводить не реже, чем раз в квартал. В некоторых случаях, если так предусмотрено производителем, батареи проверяются по годичному циклу, но для большинства моделей и типов проверка имеет квартальный график. На объектах, работа которых особо критична, может быть принят свой внутренний регламент, предусматривающий тестирование чаще, каждые 1-2 месяца.
- В графике проверок учитывается заявленный производителем полный срок службы батарей: измерения должны проводиться как минимум по истечении каждых 25% срока службы АКБ.
- Если батарея выработала 85% от ожидаемого срока службы, необходимо не реже раза в год подвергать ее испытанию на остаточную емкость. С такой же периодичностью тест необходимо проводить, если емкость упала ниже 90% от заявленного производителем уровня (или разница в показаниях между предыдущими измерениями составила более 10%).
- Если проверка внутреннего сопротивления продемонстрировала большое расхождение с предыдущими результатами измерений, рекомендуется провести проверку остаточной емкости. При резком падении внутреннего сопротивления или превышении базового значения более чем на 25% батарею следует заменить.
- Результаты измерений необходимо сохранять в четком, упорядоченном виде. По отчетам отслеживается состояние каждой батареи, и если на протяжении последних измерений она демонстрирует признаки ускоряющейся деградации, АКБ подлежит замене. Грамотное ведение отчетов позволяет заранее заказать нужные наименования в нужном количестве, чтобы произвести замену вовремя.
Выводы
За состоянием аккумуляторных батарей необходимо следить. Делать это быстро и при этом получать содержательную информацию об остаточном ресурсе АКБ помогут специальные приборы, способные измерять внутреннее сопротивление, такие как семейство тестеров Fluke BT500.
См. также:
Материал подготовлен
техническими специалистами компании “СвязКомплект”.