- Устройство стартера ваз 2109 (бендикс, втулка, щетки), какой узел лучше: редукторный или обычный?
- Устройство редукторного стартера, характеристики, способы ремонта привода стартера своими руками, какой лучше выбрать?
- Назначение редукторного стартера
- Конструктивные отличия
- Плюсы и минусы редукторного стартера
- Ремонт редукторного стартера
- Отказ втягивающего реле
- Проблемы старта
- Отсутствие реакций на ключ зажигания
- Выпадение/залипание магнитов
- Редукторный стартер
- Чем редукторный стартер лучше обычного?
- В чем преимущества редукторного стартера?
- Устройство и принцип работы стартера редукторного типа
- Как установить редукторный стартер на ВАЗ 2107?
- Замена стартера на автомобилях ВАЗ
- Устройство
- Неисправности стартеров ваз
- Ремонт и замена стартера ВАЗ
- Замена втягивающего стартера
- Замена стартера ВАЗ 2110
- Замена бендикса на стартере
- Замена щеток стартера
- Замена втулок стартера
- Замена реле стартера
- Замена стартера цена
- Самостоятельная замена втулок стартера
- В каких случаях требуется замена втулок?
- Технология замены
- Резюме
- Замена щёток на стартере на ваз 2109 своими силами
- Что такое стартер и его особенности
- Замена щеток
- Замена втулок стартера ВАЗ 2109. Фото, инструкция как поменять втулки стартера ВАЗ 2109
- Симптомы выхода из строя втулок стартера ВАЗ 2109
- Ремонт Бендикса Стартера Ваз 2109
- Ремонт бендикса стартера ВАЗ. Сделай Сам!
- РЕМОНТ СТАРТЕРА БЕНДЕКСА- ЛЕКГО СВОИМИ РУКАМИ
- Как поменять бендикс на стартере ваз 2109
- Определение
- Выход детали из строя: причины
- Подготовительный этап
- Основной этап
- Процесс замены бендикса ВАЗ 2109
- Самостоятельная замена бендикса ВАЗ-2109
- Что нужно для работы
Устройство стартера ваз 2109 (бендикс, втулка, щетки), какой узел лучше: редукторный или обычный?
Устройство редукторного стартера, характеристики, способы ремонта привода стартера своими руками, какой лучше выбрать?
Устройство редукторного стартера отличается зубчатой передачей между якорем и обгонной муфтой. Запас надежности обеспечивается за счет усиления в редукторе крутящего момента, подаваемого на маховик ДВС.
По аналогии с обычным стартером, редукторный вариант использует постоянные магниты вместо обмоток, упрощающие конструкцию, снижающие ее вес и размеры. Ремонтопригодность практически не снижается, основные причины поломок, и методы ремонта рассмотрены ниже.
Назначение редукторного стартера
Основные проблемы в момент запуска ДВС – густое масло при отрицательных температурах, «посаженный» аккумулятор, экстремальные нагрузки на систему бортовой электрики, полностью решает редукторный стартер с передачей планетарного типа.
Обычный стартер заводит авто в несколько этапов:
- ключом зажигания автолюбитель замыкает цепь на тяговом реле;
- в это же время муфта обгонная (бендикс) зацепляется с маховиком;
- замыкается следующая цепь, на электродвигатель поступает напряжение;
- мотор запускается до тех пор, пока его вал не наберет скорость вращения больше, чем у стартера;
- при этом обгонная муфта автоматически разорвет зацепление вала электродвигателя и приводной шестерни.
В стартере редукторного типа валы бендикса и якоря смещены относительно друг друга в пространстве, но остаются параллельными друг другу. Шестернями с разным числом зубьев скорость вращения бендикса снижается, зато резко возрастает крутящий момент на маховике, обеспечивающий гарантированный всесезонный запуск ДВС.
Конструктивные отличия
Плюсы и минусы редукторного стартера
Поскольку редукторный стартер имеет улучшенную конструкцию, основными достоинствами этого пускового узла являются:
- напряжение не просаживается при раскручивании маховика, его хватает для ЭБУ;
- обороты понижаются, но возрастает крутящий момент;
- увеличение эксплуатационного ресурса щеток за счет меньшего пускового тока на обмотках якоря;
- за исключением бендикса все детали служат минимум вдвое дольше;
- размеры узла запуска меньше, его легче обслуживать и ремонтировать.
Недостатками редукторного стартера являются:
- сложный ремонт из-за большего количества деталей и сложной конструкции;
- залипание магнитов на якоре (только у белорусского производителя);
- интенсивный износ планетарного кольца, которое ради снижения веса стартера и себестоимости узла запуска изготавливается из полимерных материалов, а не из стали.
Низкий предел мощности редукторных модификаций стартера обуславливает его установку на легковые авто. Для грузовиков и, даже мощных внедорожников он не пригоден.
Ремонт редукторного стартера
Поскольку узел запуска ДВС имеет детали трения, оснащен электрической частью, поломки все же случаются. Сложное устройство редукторного стартера в некоторых случаях делает экономически невыгодным ремонт, производится полная замена этого узла. Однако в некоторых случаях автолюбитель может выявить и устранить неисправность на месте.
Отказ втягивающего реле
В данном случае ремонт редукторного стартера требует полной разборки этого узла запуска ДВС. Специалисты рекомендуют сфотографировать втягивающее реле перед разборкой, чтобы затем не перепутать полярность контактов. Если реле разборное, визуально осматриваются «пятаки», при подгорании их можно зачистить наждачной бумагой, при значительном износе лучше заменить целиком.
Проблемы старта
Если при включении зажигания ключом слышен характерный звук сработавшего реле втягивающего, но маховик не раскручивается, скорее всего, произошла выработка бендикса. В этом случае привод стартера следует менять целиком, лучше в специализированном сервисном центре.
Отсутствие реакций на ключ зажигания
Данная неисправность стартера редукторного чаще всего обусловлена прерыванием цепи. Для восстановления работоспособности пускового узла необходимо:
- подтянуть гайки крепления клемм;
- зачистить окислившиеся клеммы при необходимости для восстановления контакта;
- проверка зарядки АКБ, зарядка по мере необходимости;
- ревизия бендекса и его замена при необходимости, реставрации эта деталь не подлежит.
Эта поломка в принципе не требует посещения СТО, легко устраняется своими силами.
Выпадение/залипание магнитов
При разборке отказавшего стартера очень трудно сохранить первоначальный порядок расположения постоянных магнитов. В принципе, сваленные в кучу вставки проблемой для автовладельца не являются при наличии компаса. Методом «тыка» поставить их в необходимой последовательности можно с 30 – 50% вероятностью, поэтому следует подойти к ремонту своими руками системно:
- для нормальной работы стартера используется 3 магнита с вектором намагниченности, направленным наружу, и столько же, с противоположным направлением вектора намагниченности, но есть внутрь;
- их необходимо чередовать между собой при монтаже в обойму;
- определяется вектор намагниченности компасом, для этого вставка устанавливается на ребро возле прибора, у трех магнитов стрелка повернется к ним северной стороной, у оставшихся – южной;
- к корпусу обоймы они прилипают самостоятельно, взаимное расположение в стартере достигается за счет дистанционных полимерных колец по обоим краям вставок.
Чтобы работа якоря (вращение) происходила в нужном направлении, необходимо поставить стартер вертикально, надеть на него нижнее кольцо дистанционное, а затем и корпус, расположив со стороны реле втягивающего прорезь провода «+».
Затем корпус снимается вместе с нижним кольцом дистанционным, магниты устанавливаются поочередно север/юг, и фиксируются кольцом дистанционным верхним с учетом отверстий под стягивающие шпильки.
Щеточный узел в виде ремкомплекта монтируется после установки картонной изоляции в паз плюсового провода.
Таким образом, некоторые неисправности редукторного стартера можно устранить собственными силами. Однако для обеспечения гарантий лучше посетить СТО, где профессионалы не допускают ошибок и консультируют пользователя по выбору стартера или ремкомплекта конкретного производителя для их авто.
Редукторный стартер
Тюнинг различных частей автомобиля может коснуться почти всего. Одним из направлений можно считать установку редукторного стартера. Рассмотрим, что такое редукторный стартер и сравним его с обычным классическим стартером. В конце статьи, мы дадим руководство по его установке.
Почти каждому владельцу «Жигулей» известно, что ВАЗ не имел возможности выпускать более современные и практичные автомобили, а потому смог «посадить» всю страну на классическое семейство автомобилей.
Такое транспортное средство было очень надежным и простым в эксплуатации, а взаимозаменяемость запчастей многих моделей просто поражала. Не удивительно, что владельцы многих «Жигулей» не хотят расставаться со своим автомобилем, который прожил уже не один десяток лет.
Ведь повышенная ремонтопригодность и широкие возможности к тюнингу для такого дешевого автомобиля являются огромным плюсом.
Чем редукторный стартер лучше обычного?
Изначально, все классическое семейство оснащалось стартерами стандартного типа, технология которых была придумана почти 50 лет назад.
По тем временам, такая технология казалось значительной роскошью, в то время, как более старые автомобили заводили с помощью кривого стартера.
В настоящее время, в процессе эксплуатации, наблюдаются следующие неисправности, которые не позволяют нормально запустить двигатель автомобиля:
1. Вполне исправный стартер не запускается, так как не срабатывает втягивающее реле. Как известно, цепь якоря имеет зависимость от цепи тягового реле.
2. Втягивающее реле срабатывает, но якорь либо не вращается, либо вращается, но с очень низкой скоростью.
3. Стартер работает, но не раскручивает коленчатый вал двигателя.
4. Стартер не отключается после успешного запуска двигателя.
Все эти неприятности случаются всегда внезапно и серьезно портят планы водителя. Решить данную проблему можно было только двумя способами – поменять автомобиль или поменять пусковое устройство. Последний вариант больше всего понравился владельцам «Жигулей». Более рациональным решением данной проблем стала установка редукторного типа стартера.
В чем преимущества редукторного стартера?
- Двигатель запускается намного быстрее. Эту особенность отметили многие, в связи с чем, появилась даже фраза «двигатель не запускается, а включается».
- Поломки стали случаться значительно реже. Это связано с новым конструктивным исполнением устройства, которое снизило износ рабочих частей.
- Редукторный стартер обладает достаточно малым весом и габаритами, по сравнению с обычным. При этом, его мощность и энергоемкость заметно возросла, что является довольно большим плюсом.
Таким образом, двигатель запускается с одинаковой скоростью, даже если уровень заряда аккумулятора заметно снизился. Это означает, что он очень хорошо экономит заряд батареи и мало влияет на состояние бортовой сети автомобиля.
Последним преимуществом можно отметить то, что такой стартер одинаково хорошо работает при низких и высоких температурах и имеет большой срок службы.
Устройство и принцип работы стартера редукторного типа
В отличие от обычного стартера, между якорем и бенедиксом располагается зубчатый передаточный механизм. Кроме того, в стартере редукторного типа применяются рабочие детали, изготовленные из пластмассы. Такой подход позволил снизить стоимость производства устройства, а значит, снизить цену на него.
Коротко, работа редукторного стартера заключается в следующем. При повороте ключа в замке зажигания, на специальный электромагнитный выключатель подается ток.
После этого, шестерня передвигается по валу и входит в механическое зацепление с маховиком двигателя.
После апуска мотора, муфта свободного хода исключает зацепку шестерни, а после полного выключения стартера, шестерня отодвигается в исходное положение.
Главная особенность редукторного стартера основывается на том, что передача вращающего момент от вала якоря к маховику двигателя осуществляется при помощи специального редуктора. Такой способ пуска повышает эффективность работы стартера на 50 процентов и избавляет от долгих и мучительных запусков двигателя.
Как установить редукторный стартер на ВАЗ 2107?
К счастью для автолюбителей, завод отечественных автомобилей сделал новую деталь вполне заменяемую со старой. Таким образом, крепления редукторного стартера имеют такие же отверстия, что и обычный стартер.
Порядок действий:
- Перед началом проведения работ, необходимо поставить автомобиль на ровную поверхность и при необходимости немного приподнять. Данное требование обуславливается тем, что на многих «Жигулях» откручивать болты крепления стартера лучше снизу. Помимо этого, отключите клемму аккумулятора, чтобы не допустить возникновения случайных коротких замыканий, которые могут появиться при отключении электрических штекеров от стартера.
- Открутите от старого стартера провод «массы» и вытащите штекер красного провода.
- Выкрутите два болта, предназначенные для крепления стартера к коробке передач. Луше всего, делать это с помощью маленьких ключей, так как подобраться к этим болтам, особенно на инжекторном автомобиле, достаточно трудно. После того, как вы их выкрутите, демонтируйте старый стартер, потянув его в противоположную сторону от коробки и подняв вверх.
- Установите на место старого стартера пусковое устройство редукторного типа. Еще раз напомним, что редукторный стартер имеет такое же крепление, как у обычного, и не должен вызывать каких-либо затруднений при монтаже. Закрепите его при помощи тех же болтов и проведите их затяжку.
- Подключите электрическую составляющую к стартеру нового типа. Вначале прикрутите провод «массы», затем вставьте штекер с «плюсовым проводом». После этого, можно подключать клемму аккумулятора и запускать двигатель при помощи нового пускового устройства.
Это все, что необходимо знать о редукторном стартере. Такое устройство подходит на все модели «Жигулей» отечественной сборки и заметно улучшит пусковые характеристики двигателя. Смело устанавливайте редукторный стартер и забудьте о проблемах с пуском двигателя. Желаем вам удачи на дорогах!
Замена стартера на автомобилях ВАЗ
Стартер на автомобиле служит для запуска двигателя, если пусковое устройство неисправно, заводить автомобиль будет проблематично – придется использовать буксир или толкать его.
Пуск двигателя осуществляется за счет вращения ротора и передачи вращающего движения от бендикса стартера к маховику двигателя внутреннего сгорания маховика (ДВС).
На автомобилях ВАЗ в зависимости от модели устанавливаются различные типы стартеров, но все они устроены практически одинаково, имеет только конструктивные различия.
Устройство
Любой стартер автомобилей ВАЗ работает по принципу электродвигателя и состоит из следующих деталей:
- корпуса – он выполнен в виде пустотелого металлического цилиндра, в нем размещаются детали электромотора;
- статора с обмоткой – неподвижная часть электрической машины, располагается в корпусе вдоль его стенок;
- ротора (по-другому называется якорем) – является движущейся частью стартера, представляет собой вал, на котором собраны металлические пластины, внутри них расположена обмотка. Якорь крутится во втулках, которые ему служат опорой, на валу якоря так же располагается коллектор, состоящий из наборных пластин;
- втягивающего реле – оно служит для выполнения сразу двух задач: соединяет и разъединяет электрическую цепочку, за счет сердечника передвигает бендикс, позволяя ему зацепится с маховиком ДВС;
- бендикса – шестеренки, располагающейся на валу ротора. Она сцепляется с маховиком, передавая ему вращение от ротора при запуске двигателя;
- щеточного узла – представляет собой четыре щетки в корпусе, каждая щетка контактирует с якорным коллектором, за счет чего и создается электромагнитное поле в электродвигателе.
Помимо стандартных пусковых механизмов для автомобилей промышленностью также производятся редукторные стартеры, они отличаются наличием дополнительного редукторного устройства.
Неисправности стартеров ваз
Любой механизм автомобиля имеет свойство рано или поздно ломаться, не являются исключением и стартеры Волжского автомобильного завода. Есть характерные поломки, которые чаще всего встречаются:
- при запуске ДВС вращения двигателя не происходит;
- при попытке запустить мотор в районе стартера слышны щелчки, но двигатель при этом не крутится;
- бендикс вращается, но не зацепляется с маховиком ДВС;
- втягивающее реле щелкает, но стартер не прокручивается;
- ротор пускового устройства крутится очень медленно, двигатель запустить не удается;
- мотор запускается со скрежетом.
Не всегда, когда стартер прокручивает медленно и еле тянет, виноват именно он – дело может быть в разряженном аккумуляторе, в плохой массе двигателя с кузовом.
Прежде чем снимать стартерный механизм, необходимо убедиться в исправности АКБ, а также следует проверить надежность массы.
Ремонт и замена стартера ВАЗ
При возникновении трудности с запуском двигателя необходим ремонт или замена стартера. Если стартерный узел не подает признаков жизни, а в самом стартере чувствуется горелый запах, по всей вероятности, сгорела якорная или статорная обмотка. Если в стартерном узле вышли из строя сразу несколько дорогостоящих деталей, разумнее полностью заменить стартер, чем заниматься его ремонтом.
Ремонт стартера целесообразно производить, когда выходит из строя втягивающее реле, бендикс, изнашиваются втулки якоря, щетки в щеточном узле. Если необходимо производить замену одновременно статорной и роторной обмотки, выгоднее купить новый стартер – он по стоимости может получиться даже дешевле.
Замена втягивающего стартера
Основная проблема втягивающего реле (ВР) – подгорание контактов (пятаков). Подгорают контакты из-за большого пускового тока во время запуска ДВС, еще нередко контакты окисляются под воздействием окружающей среды. На многих моделях автомобилей ВАЗ втягивающее реле можно поменять, не снимая самого стартера.
Замену втягивающего реле стартера без снятия всего пускового механизма рассмотрим на примере ВАЗ 2112. Ремонт удобнее производить на яме или автомобильном подъемнике, но можно обойтись и без них, поставив автомобиль на ровную сухую площадку.
Меняем ВР следующим образом:
- открываем капот и отсоединяем массовую клемму;
- сдергиваем красный провод с фишкой, который идет на ВР;
- ключом на 13 демонтируем гайку крепления питающего провода, и отводим провод в сторону;
- отворачиваем на ВР нижнюю гайку на 13, снимаем с клеммы провод статорной обмотки;
- берем плоскую отвертку (или ключ, если установлены болты) и сзади втягивающего реле откручиваем два винта (болта) его крепления;
- снимаем старое ВР и устанавливаем на место другое, производим сборку в обратном порядке.
Замена стартера ваз 2109
На моделях ВАЗ 2108-09-099 стартер заменить совсем несложно, для этого даже не обязательно потребуется яма или автоподъемник. Замену производим следующим образом:
- открываем капот и в первую очередь снимаем клемму аккумулятора (массу);
- с втягивающего реле отсоединяем верхний провод с фишкой, он просто сдергивается;
- отворачиваем крепление плюсовой клеммы с ВР (ключ13), отводим провод сторону;
- тем же ключом на 13 отворачиваем три гайки крепления самого стартера, самое трудное – добраться до нижней гайки, но если очень постараться, подобраться к ней можно;
- освободив узел от всех креплений, демонтируем его, и на место ставим новый стартер, все собираем в обратной последовательности.
Все, на этом замена стартера ВАЗ 2109 завершена, при определенной сноровке работа занимает не более двух часов.
Замена стартера ВАЗ 2110
На автомобиле ВАЗ 2110 стартер меняется точно так же, как и на других переднеприводных моделях вазовский серии (ВАЗ 2108-09-14-15, ВАЗ 2111-12). От замены на «девятке» отличие состоит только в том, что стартерный корпус ВАЗ 2110 крепится не тремя, а двумя гайками. Замена стартера ВАЗ 2110 производится также быстро, никаких трудностей она не представляет.
Замена бендикса на стартере
Характерным признаком неисправности бендикса является его прокручивание вхолостую – при запуске двигателя он не входит в зацепление с маховиком.
Для того чтобы заменить бендикс на переднеприводных автомобилях ВАЗ, стартер в любом случае необходимо снимать.
Следует отметить, что между собой стартерные корпуса моделей ВАЗ 2108-09-14-15 и ВАЗ 2110-11-12 отличаются, на корпусах «девятки» бендикс открытого типа, а задний конец ротора устанавливается во втулке коробки передач (на рисунке ниже – под номером 5).
У стартеров ВАЗ 2110-11-12 бендикс закрыт корпусом, который отливается из алюминия.
Замену бендикса на стартере ВАЗ 2109 (2114-2115) производим следующим образом:
- на снятом с автомобиля узле отворачиваем заднюю крышку (установлены болты под ключ на 10);
- на роторном валу сбиваем стопор, вынимаем пружинное кольцо;
- демонтируем алюминиевую переднюю крышку в сборе с бендиксом и вилкой;
- отворачиваем два крепления ВР и снимаем реле;
- извлекаем старый бендикс с вилкой и монтируем новый, при этом необходимо установить правильно вилку;
- собираем все обратно.
Можно несколько изменить ход разборки (сначала снять втягивающее), но от этого ничего особенно не меняется.
Замена щеток стартера
Плохо запускаться двигатель на автомобилях ВАЗ может из-за изношенных щеток. На стартере меняется сразу весь щеточный узел, он находится под задней крышкой. Чтобы сменить щеточный узел, стартер необходимо снять и разобрать:
- откручиваем крепления задней крышки;
- здесь же, на крышке, скручиваем два винта крепления щеточного узла;
- снимаем крышку, поддевая резиновый уплотнитель, вынимаем щеточный узел, можно его слегка поддеть отверткой;
- устанавливать новый щеточный узел, необходимо заправить щетки, чтобы они смогли установиться на коллекторе ротора;
- затем производится сборка стартера в обратном порядке, и он устанавливается на место.
На этом замену щеток стартера можно считать законченной.
Замена втулок стартера
Если втулки изношены, стартер он начинает медленно крутить, в некоторых случаях совсем не заводится.
Также есть различия между стартерами типа ВАЗ 2109 и ВАЗ 2110 и в расположении втулок ротора – передняя втулка на «девятке» или «четырнадцатой» модели находится в переднем корпусе коробки передач.
Для замены этой втулки необходимо только снять стартер, разборка самого пускового устройства не понадобится. Втулка в КПП 2109 сидит плотно, вытащить ее можно попробовать с помощью метчика на 14 мм.
Передняя втулка стартера запрессовывается на место плотно, для этого следует использовать оправку, а чтобы вал ротора на стартере вошел во втулку, перед установкой следует пройти по внутреннему ее диаметру разверткой на 12 мм. Замену втулки стартера в КПП следует проводить аккуратно, недопустимо попадание стружки и каких-либо деталей под маховик.
Задняя втулка расположена в крышке стартера, и чтобы заменить ее, необходимо снять крышку. В некоторых случаях удобнее заменить крышку целиком, чем мучиться с перепрессовкой втулки.
Замена реле стартера
Если стартер совсем отказался крутить, торопиться снимать его не следует. Когда при попытке запустить ДВС раздается слабый щелчок, и двигатель не прокручивается, возможно, причиной проблемы является дополнительное реле стартера. Замена реле стартера производится очень просто, но сначала его необходимо обнаружить, не все автовладельцы знают, где его местонахождение.
На автомобилях ВАЗ 2114 до 2005 г. в. реле могло находиться в моторном отсеке, неподалеку от вакуумного усилителя тормозов. В каждой модели ВАЗ это реле может быть расположено в разном месте, его лучше найти по электрической схеме.
Если схемы под рукой не оказалось, можно пойти другим путем – посмотреть, куда идет провод, подающий питание от замка зажигания на стартер.
Еще один способ проверки – поставить автомобиль на нейтральную передачу, включить зажигание и из-под капота замкнуть металлическим стержнем (отверткой) на втягивающем реле контакт подачи напряжения на ВР с плюсовой клеммой (на которую подается плюс с аккумулятора). Если стартер начинает крутить, нужно проверять провода и реле.
Замена стартера цена
Работу по замене стартера ВАЗ можно произвести как самостоятельно, так и доверить ее автосервису. В основном такая операция стоит недорого, к тому же занимает немного времени, особенно, если за это дело берутся опытные специалисты.
Цена замена стартера на вазовских автомобилях зависит от региона, от сложности самой модели. Например, в Москве или Санкт-Петербурге работа будет стоить дороже, чем в каком-нибудь районном центре.
Также на карбюраторной «девятке» стартер несколько проще заменить, чем на Ладе Гранте с 16-клапанным инжекторным двигателем – до пускового устройства двигателя на Гранте добраться сложнее.
Самостоятельная замена втулок стартера
Как же выполняется замена втулок стартера? Прежде чем приступать к сути вопроса необходимо хотя бы в общих чертах познакомиться с устройством агрегата. Автомобильный стартер по своей сути является миниатюрным четырехполосным электродвигателем, обеспечивающим начало вращения коленчатого вала.
Он обеспечивает такую начальную частоту вращения, которая необходима для того, чтобы завелся двигатель внутреннего сгорания. Стартер является электрическим двигателем постоянного тока, берущим энергию от аккумуляторной батареи.
Получая электрическое напряжение от аккумулятора, он увеличивает мощность посредством четырех щеток, являющихся его неотъемлемой частью. Стартеры бывают:
- Редукторные;
- Безредукторные.
И первые и вторые имеют как свои преимущества, так и недостатки.
Кроме того, сильной стороной редукторных вариантов является присутствие постоянных магнитов, за счет которых проблемы с обмоткой статора сводятся к минимуму. Хотя при длительной эксплуатации такого стартера возможен выход из строя вращающей шестерни. Справедливости ради стоит отметить, что к этому чаще всего приводит низкое качество производства или брак.
Эти устройства имеют более простую конструкцию. Их проще ремонтировать самостоятельно, не прибегая к помощи специалистов из автосервиса. Они достаточно надежны, а вероятность выхода их из строя из-за электрического воздействия стремится к нулю. Однако при низких температурах безредукторные стартеры все же могут работать нестабильно.
В каких случаях требуется замена втулок?
В жизни любого автомобилиста могут быть ситуации когда по различным причинам не удается запустить двигатель. Одной из причин могут быть изношенные втулки. Представим такую ситуацию. Во время заводки стартер с заметным трудом пытается проворачивать коленчатый вал то и дело заедая и останавливаясь.
Непосвященный автомобилист при этом недоумевает из-за чего это может происходить, ведь аккумуляторная батарея исправна и полностью заряжена. Причиной в этом случае является задевание якоря за статор.
Зазор между первым и вторым всего десятые доли миллиметра, за счет этого даже самый небольшой перекос вала якоря относительно статора обязательно приведет вышеуказанным проблемам. Этот перекос появляется за счет выхода из строя подшипников скольжения в которых и вращается якорь.
Как правило, более изношенным является передний подшипник, так как основная нагрузка ложится именно на него. Подшипниками в данном случае являются втулки из латуни. Передний встраивается в специальное отверстие, которое расположено в картере сцепления. Задний же подшипник расположен на крышке стартера.
Технология замены
Прежде всего необходимо отсоединить хотя бы один из проводов от аккумуляторной батареи, а также все провода от стартера. Затем нужно вывернуть нижний болт, который крепит стартер, и ввернуть его с обратной стороны для фиксации двигателя к своей передней опоре. В противном случае мотор может податься вперед.
После этого требуется вывернуть остальные два болта, которые крепят стартер, и снять его с автомобиля. Как говорилось ранее, втулка встроена в картер сцепления. Для ее извлечения необходим метчик М12, а также патрон от дрели. Метчик придется вставить в патрон, затем зажать, после чего необходимо с осторожностью ввернуть его во втулку, одновременно нарезая тем самым резьбу.
Большая аккуратность требуется вследствие того, что сталь метчика весьма хрупкая и даже небольшой перекос с приложенным усилием может привести к его поломке. При этом хвостовик останется в руках, а режущая часть внутри втулки. Казалось бы, ситуация безвыходная. Однако это не так.
Длина втулки равна примерно 14 миллиметрам, а это означает, что на руках имеется примерно 10 или 20 мм режущей части метчика. Нужно взять обычную гайку с точно такой же резьбой М12 и навернуть ее на сломанный метчик.
В ситуации когда метчик обломан так, что навернуть на него гайку не получается, можно взять соответствующей резьбы болт длиной около 10 сантиметров и выточить на нем канавки, аналогичные канавкам метчика. А можно поступить более радикально, но в то же время проще. Отправиться в магазин за новеньким метчиком.
Метчик снабжен тремя канавками в которые необходимо вставить гвозди подходящего размера. Это нужно сделать таким образом, чтобы их концы выпирали за торец метчика примерно на 10 мм. Получившуюся конструкцию необходимо постараться вставить во втулку с поломанным концом метчика. Получиться может не сразу, однако при должном упорстве операция легко выполнима.
После этого можно пробовать выкручивать обломок и снова пытаться вывернуть втулку. Как правило, после нескольких оборотов втулка начнет проворачиваться, и ее можно будет аккуратно выкрутить. Если же втулка сильно прикипела, то придется нарезать в ней резьбу приблизительно на 6 или 8 оборотов. После этого вынуть метчик, а на его место ввернуть подходящего размера болт и уже с его помощью вынимать втулку. Когда на ее место вставляется новая, то слегка запрессовывается.
Если замена происходит уже не в первый раз, то втулку можно довольно легко вставить рукой. Но в процессе длительной эксплуатации это может привести к тому, что она провернется в посадочном отверстии. С течением времени посадочное отверстие будет разбиваться, образуя так называемый эксцентриситет, и может произойти перекос вала стартера.
Это означает, что стартер будет заедать, и двигатель завести не получится. Однако это довольно легко устраняется. Для этого необходимо определить размер так называемого эксцентриситета. Затем надо выточить либо заказать у специалиста втулку большего наружного диаметра как раз на размер эксцентриситета. Сбоку этой втулки следует напаять немного припоя.
После этого втулка будет входить с маленьким натягом.
Резюме
Стоить отметить, что у стартера без редуктора зазор между якорем и статором больше нежели у редукторного аналога По этой причине допустимый перекос вала у него также больше.
И еще один совет. Если стартер все равно разобран, то неплохо было бы заменить и щетки. Детали ведь копеечные, поэтому ждать их отказа, чтобы потом заниматься с ними отдельно не стоит. Конечно, для всех операций, о которых рассказывалось выше необходим хотя бы небольшой опыт. А он, как известно, дело наживное. В конце концов, чтобы его получить надо пробовать. Дерзайте!
Была ли Вам данная статья полезной?
Замена щёток на стартере на ваз 2109 своими силами
Щетки стартера ВАЗ
Вполне обычная ситуация — машина не заводится больше с полуоборота. Теперь вместо привычного рева мотора из-под капота слышатся лишь жалобные скрипы и повизгивания стартера. Необходимо, вне зависимости от вашего желания, приступить к диагностике стартера. Наша инструкция в этом поможет. Не стоит сразу снимать и разбирать сам стартер.
Возможно, произошел обрыв электрической цепи либо нарушился контакт, поэтому проверьте элементы цепи и замок зажигания, а так же заряд аккумулятора. Если проводка исправна и аккумулятор в норме, только тогда снимайте стартер. Возможно, замена щеток стартера ваз 2109 решит проблему, поэтому начните с них и не торопитесь разобрать стартер полностью.
Важно знать, как определить неисправность, поэтому все по порядку.
Что такое стартер и его особенности
Агрегат представляет собой простой электрический двигатель, дающий постоянный ток. Он имеет четыре полюса и аналогичное количество щеток, привод его подсоединен к зубчатому венчику маховика.
Иногда вам может понадобиться выполнить ремонт стартера (фото ниже) и в таком случае, необходимо знать его устройство.
Стартер ваз 2109
- На машинах модели ваз 2109 устанавливаются агрегаты 5712.3708, либо 29.3708 или 423.3708
- Все эти модели являются электрическими двигателями постоянного тока, имеющими электромагнитное двух обмоточное тяговое реле и смешанное возбуждение
- Также они имеют одинаковые установочные размеры и различаются лишь особенностями устройства привода либо коллекторного узла
- Например, агрегат 29.3708 имеет коллектор торцевого типа, а агрегат 423.3708 цилиндрического, в остальных деталях оба агрегата практически одинаковые
- Стартер же 5712.3708 имеет планетарный редуктор в приводе
- Главное отличие между перечисленными моделями агрегатов, которые применяются на других автомобилях, состоит в отсутствии в крышке привода опоры конца вала
- Вместо опоры кончика вала используется втулка, запрессованная в картер сцепления(см.Ваз 2109: ремонт сцепления в домашних условиях)
- В корпусе стартера непосредственно находятся четыре фиксированных полюса
- Все они обладают обмотками возбуждения
- Причем три обмотки выпускаются серийно, а последняя обмотка, является шунтовой
- Рекомендуем так же внимательно присмотреться к корпусу и крышкам
- Они стягиваются двумя шпильками, а якорь имеет цилиндрический коллектор
- Внутри металлокерамической втулки вращается задний конец якорного вала
- Эта втулка запрессована в крышку
- А передний конец якорного вала помещен в запрессованную в картер сцепления втулку
- Настоятельно рекомендуем запомнить схему подключения стартера и соединения его деталей, поскольку это может вам пригодиться, если решите отремонтировать его своими руками
- На разбираемой в нашем примере модели агрегат начинает функционировать через свое тяговое реле
- Эта деталь прикреплена на корпусе и обладает специальным защитным экраном, который нужен, чтобы предотвратить любой контакт реле с выхлопной трубой и защитить от температурного воздействия
- Размеры и масса стартера весьма небольшие, а его основное предназначение во вращении маховика двигателя
- А, следовательно, он служит для приведения в движение всего кривошипно-шатунного механизма двигателя
- С учетом значительных нагрузок, которые воздействуют на его устройство, агрегат рассматриваемой нами модели способен исправно работать на протяжении около шести лет
- Чтобы увеличить срок эксплуатации стартера до максимально возможного, включайте его при запуске мотора не более десяти секунд
- Лучше включить его еще раз, если вдруг мотор не успел запуститься за десять секунд
- К тому же, учтите обязательно, что перерывы между повторными попытками должны быть не менее тридцати секунд, чтобы восстановилась работоспособность аккумуляторной батареи
- Иначе вы рискуете разрядить аккумулятор, тогда запуск двигателя станет невозможным без подзарядки либо замены батареи
- Если не работает стартер вашей машины, возможно, вы не уделяли достаточно времени на его профилактику и тогда неполадки неожиданно могут застать врасплох, такова цена небрежности
Не торопитесь до основания разобрать на ваз 2109 стартер, как всегда сначала важно правильно выявить неисправность.
Поэтому начинать следует с проверки:
- Отсоединяем проводок от клеммы, и подключаем его к «плюсу» напрямую
- Если двигатель заработал, это означает, что, неисправно реле включения
- Если мотор молчит, то вероятная причина – износ щеток
- Простой способ поможет вам выявить перекос либо износ щеток
- Снимаем агрегат с машины, и проверяем его, запускаем его, снятый с машины
- Когда выполняем проверку стартера отдельно от машины, следует обратить внимание на функционирование его двигателя
- Часто случается так, что двигатель работает отлично лишь в одном положении
- Стоит только повернуть его набок, и контакт сразу пропадет
- Такое странное явление легко объяснимо
- Когда щетки у стартера имеют нормальную длину, они плотно прижаты, посредством пружинок щеткодержателя
- Когда щетки изнашиваются сильно, усилия пружин может не хватать, тогда щетка прижимается лишь собственным весом
- Поэтому при смене положения агрегата контакт исчезает
- Подобное же явление наблюдается при «зависании» щеток, имеющих нормальную длину, либо при перекосе щеток
Замена щеток
Замена щёток стартера ваз 2109 простая процедура. Любому начинающему автомеханику или автолюбителю под силу самостоятельная замена щеток.
Вам важно лишь выполнить простые действия, чтобы справиться с этой задачей:
- Берем снятый с машины агрегат
- От клеммы пускателя, отсоединяем кабель, снимаем винты, соединяющие крышки вала и коллектора
- Снимаем уплотнительное колечко, крышку, прокладку, затем кольцевой зажим и находящееся за ним второе уплотнительное колечко
Выкрутив винты, снимаем крышку, прокладку зажим и все уплотнительные кольца
- После этого приступаем к снятию задней крышки стартера, отвернув для этого гайки со стяжных шпилек
Снимаем со стяжных шпилек гайки
- Извлекаем сборку щеткодержателя
Вынимаем сборку щеткодержателя
- После этого щетки выпадут под действием пружин, но будут удерживаться проводами
- После разборки, приступаем к осмотру, а при необходимости, к замене щеток
- Разбирая, стартер не забудьте аккуратно разложить детали в последовательности их снятия, чтобы не запутаться при сборке.
- Появление «лишних» деталей означает, что вы, что-то забыли прикрутить
- Осматриваем и при необходимости заменяем щетки ваз 2109 стартера либо всю сборку полностью
- Прежде чем выполнить сборку, проводим его техническое обслуживание – зачищаем все его элементы
- Пластинки щеток ставим на коллектор, выполняем их центровку, а затем надеваем пружины и держатели щеток
- Устанавливаем сборку держателей щеток на якорь коллектора, и вставляем в вырез на корпусе уплотнительную втулку
- Надеваем на якорь крышку коллектора, затем уплотнительное кольцо с прокладками
- После этого устанавливаем прокладки, уплотнительное кольцо, кольцевой зажим, надеваем крышку вала на крышку коллектора, затягиваем болты
- Подсоединяем к электро магнитному пускателю питающий кабель и затягиваем гайку
- Осталось прикрутить агрегат к двигателю и подключить к нему провода
Теперь замена щетки стартера ваз 2109 для вас плевое дело, вы убедились, что операция простая и доступная каждому, дополнительно вы всегда можете посмотреть обучающее видео.
Замена втулок стартера ВАЗ 2109. Фото, инструкция как поменять втулки стартера ВАЗ 2109
Безотказная работа стартера обеспечивается слаженной работой всех узлов и механизмов, выход из строя которых влияет на работу автомобиля.
Более всех подвержены износу детали, на которые воздействует механические нагрузки, к таким относятся: бендикс, якорь и подшипники.
Подвижная часть якоря состоит из вала, который вращается в двух металлокерамических втулках, пропитанных маслом. Одна из втулок запрессована в заднюю крышку стартера, другая вмонтирована в картер сцепления.
Симптомы выхода из строя втулок стартера ВАЗ 2109
Главным признаком, дающим знать о неисправности втулок стартера при включении зажигания является пронзительный шум, доносящийся со стороны моторного отсека, затем перерастающий в визг и резко затухающий.
Не исключена возможность выхода из строя втулок и если вращение якоря происходит рывками или очень медленно.
При возникновении данных проявлений необходимо как можно скорее приступить к диагностическим и ремонтным процедурам, в противном случае проблема может усугубиться.
Если при проведении диагностики обнаружились следы износа, металлическая стружка, задиры, трещины, то повреждённые детали необходимо заменить. Чаще всего ломается втулка в картере сцепления (передняя), реже — втулка задней крышки.
При выходе из строя втулки задней крышки, втулку рекомендуется заменить в сборе.
Замена втулок стартера ВАЗ 2109, несмотря на кажущуюся простоту, достаточно сложная процедура, требующая специального инструмента и знания устройства стартера, но её можно осуществить при помощи данной инструкции и навыков ремонта автомобиля.
На автомобили ВАЗ 2108, ВАЗ 2109 предусмотрена установка стартера 29.3708. На часть автомобилей идущих на экспорт были установлены другие стартеры, но по своим характеристикам и установочным размерам практически одинаковы.
При изготовлении автомобиля втулка запрессовывается в картер, что создаёт дополнительные трудности при извлечении детали из гнезда. Чтобы это проделать, необходимо воспользоваться специальным съёмником или правильно выбрать метчик. Далее необходимо ввинтить метчик во втулку, дойдя до дна отверстия, он вытолкнет втулку в наружу.
Другим способом вытащить втулку из картера можно при помощи заточенной под шило отверткой или просто раскрошить деталь зубилом и вытащить обломки. Как в первом, так и во втором случае нужно соблюдать осторожность, чтобы не разворотить посадочное место.
При замене задней втулки понадобится разобрать весь стартер, так как элемент находится в задней части стартера.
Существует мнение, что перед установкой новой втулки в стартер, ее следует доработать. Для свободного проворачивания якоря, нужно втулку расширить специальной развёрткой диаметром 12 миллиметров. После этого втулку можно ставить на место.
Для проведения работ по замене втулки стартера ВАЗ 2109 понадобится:
- отвертка и зубило;
- метчик или съёмник;
- пробоец;
- рожковые ключи «на 10», «на 13»;
- молоток;
- комплект втулок стартера ВАЗ 2109.
Цена комплекта втулок ВАЗ 21080160122000 составляет 65 рублей.
Стоимость актуальна для Москвы и области на лето 2017.
Ремонт Бендикса Стартера Ваз 2109
Бендикс стартера ВАЗ 2109
На сегодня самой возлюбленным и экономным авто у населения Украины и государств постсоветского места с уверенностью можно именовать модель ВАЗ 2109. Разглядим самую ординарную деталь этого уникального автомобиля – бендикс стартера – и ответим на вопрос – вправду ли необходимо подменять его?
Т.е. когда вы пытаетесь завести машину, а она не заводится либо, скажем, заводится не «гладко» и доносятся странноватые звуки, будто бы этот элемент не успевает выйти из маховика. Попробуем узнать либо вспомнить, что все-таки представляет собой бендикс стартера ВАЗ 2109?
Для того чтоб работа электродвигателя стартера не совпадала во времени с работой двигателем автомобиля, количество оборотов которого существенно выше, чем число оборотов в стартерном устройстве, применяется шестерня привода с обгонной муфтой.
Обгонная муфта привода и её шестеренки проворачиваются сообща с валом якоря исключительно в одну сторону, а в другую сторону шестеренки крутятся свободно вне зависимости от якоря. Ремонт рулевой рейки на ваз 2109 своими руками. Этот привод и называют бендиксом.
Муфты бендикса стартера ВАЗ роликового типа основаны по принципу клина. При включении устройства, вращение вала якоря передаётся внешней обойме обгонной муфты. Наружняя обойма начинает вращение по отношению к внутренней обойме, выполненной вместе с шестеренками бендикса.
Ремонт бендикса стартера ВАЗ. Сделай Сам!
Ремонт стартеров включает разные варианты, один из них это ремонт бендикса (обходной муфты). Так как устройс.
РЕМОНТ СТАРТЕРА БЕНДЕКСА- ЛЕКГО СВОИМИ РУКАМИ
Когда стартер работает, но двигатель не крутиться, не спешите бежать в магазин за новым бендексом. Отремонт.
Внутренняя обойма ВАЗ остается неподвижной, так как шестеренки находятся в соединении с маховиком неработающего мотора. Ролики под воздействием силы трения перемещаются к узкой части клиновидного пространства, разделяя обоймы между собой. Таким образом, вращается якорь, параллельно приводя в движение маховик в двигателе.
Для того чтобы бендикс вышел из соединения с венком маховика, существует обратная пружина втягивающего реле и наклонные шлицы, установленные на валу якоря, по которым ходит ступица этой детали навстречу вращению двигателя.
Если данная часть неисправна, это также может проявляться в прогонке якоря при включении агрегата. Это может происходить из-за износа и замасливания расклинивающих роликов. Также она может «давать знать о себе» при вращении двигателя, когда непосредственно уже внутри нее происходят срыв роликов и существует вероятность что будет слышно, как якорь крутится, а маховик уже остановился.
Втягивающее реле предназначается для дистанционного включения электродвигателя стартера и приводит в действие бендикс с венком маховика. Работа реле всегда сформирована с помощью работы электромагнита. На сердцевину намотана катушка.
При доступе к катушке электрического тока в ней образовывается электромагнитное поле, под воздействием которого происходит перемещение якоря внутрь сердцевины. Поэтому после рассмотрения и выявления такой проблемы, можно с уверенностью заявить о необходимости замены бендикса стартера и проверки авто на втягивающие элементы.
Рассмотрим ещё один пример поломки и необходимости замены этой детали: заменил втягивающее реле, а подключил-то правильно? А ещё на втягивающем порой отламывается сам зацеп на вилке. В итоге имеем следующее: втягивающее реле работает, а ничего не тянет — вилка сломана.
Кроме того, бывает при установке ломают крышку втягивающего реле, результат – щёлкает, а не работает. Вывод таков: замена на новый агрегат обычно не сопровождается подобными ошибками при установке.
Как поменять бендикс на стартере ваз 2109
Бендикс стартера ВАЗ 2109 играет важнейшую роль в запуске двигателя внутреннего сгорания и его выход из строя не проходит безболезненно для всего автомобиля в целом.
Что же делать в случае неисправности бендикса на автомобиле отечественного производства − ВАЗовской «девятке»? Ответ, казалось бы, простой − замена. Однако сначала нужно разобраться в терминологии.
Определение
Бендикс стартера ВАЗ-2109 состоит из обгонной муфты, шестерни и механического элемента, в задачу которого входит защита стартера от зубцов вращающегося маховика. Шестерня передает вращательный импульс на маховик, тогда как сама муфта вращает эту самую шестерню в одном направлении. Бендикс подавляет шумы при пуске силовой установки и продлевает ресурс (службу) стартера.
Выход детали из строя: причины
Бендикс относительно надежен и зачастую не доставляет особых хлопот автолюбителям, но поломку исключать не стоит. Износиться могут шестерня, а также ролики − эти детали испытывают серьезные нагрузки при запуске мотора и при трогании с места автомобиля.
Основные признаки того, что деталь неисправна:
- мотор не запускается − стартер не крутится, тогда как присутствуют щелчки;
- при запущенном силовом агрегате бендикс не разъединяется с маховиком, то есть стартер продолжает крутиться;
- из подкапотного пространства появляется дым с запахом гари;
- при попытке завести мотор слышно жужжание стартера. Двигатель удается запустить лишь после нескольких попыток.
Данные симптомы могут свидетельствовать о том, что необходима замена бендикса на новый.
Подготовительный этап
Прежде чем приступить к процедуре замены детали, необходимо подготовить нужные инструменты:
- ключи на 10, 13;
- отвертка с крестовой и плоской насадками;
- плоскогубцы;
- молоток.
Основной этап
Необходимо придерживаться следующего алгоритма действий:
- Открыть капот автомобиля.
- Снять с аккумуляторной батареи клемму «-». Это необходимо во избежание поражения током, так как работы будут связаны с силовыми проводами.
- Демонтировать вывод «+» с верхнего болта втягивающего реле стартера ключом размерностью на 13.
- Отсоединить рядом идущий тонкий провод − потянуть его влево, к крылу. В задачу данного проводка входит запитывание обмотки реле в момент поворота ключа зажигания на положение «Пуск».
- Открутить ключом размерностью на 13 гайки на стартере. Три гайки располагаются на передней части детали: снизу, посередине, сверху.
- Демонтировать стартер.
Чтобы заменить бендикс стартера (ремонт его невозможен), нужно разобрать сам стартер, а эта задача не из легких. Но нет ничего невозможного:
- Открутить с помощью отвертки два крепежных болта крышки и корпуса.
- Открутить болты фиксатора, который крепит втягивающее реле к стартеру.
- Открутить гайку, контактирующую с проводом питания.
- Демонтировать стопорное кольцо с ротора моторчика.
- Отвинтить две шпильки при помощи ключа на 10.
- С помощью отвертки открутить болты, соединяющие щетки с контактами.
- Разобрать стартер на три части.
Процесс замены бендикса ВАЗ 2109
Данный этап работ является заключительным и самым ответственным. Перед началом необходимо знать, как правильно заменить бендикс стартера. Фото разборки всего узла в целом (стартера) помогут разобраться в сложностях процедуры, так как наглядно демонстрируют тонкости процесса. Вам предстоит осуществить следующие действия:
- Осторожно сбить маленьким молотком шайбу с роторного вала.
- Разжать и снять отверткой с плоской насадкой обнажившееся кольцо.
- Снять бендикс.
Важно не растерять мелкие комплектующие и элементы детали. Можно попытаться диагностировать неисправный бендикс путем вращения шестерни в противоположные стороны. При свободном проворачивании либо частичном можно констатировать неисправность узла.
каждый владелец отечественного автомобиля должен знать, как устанавливается новый бендикс стартера ВАЗ-2109. В этом нет ничего сложного.
Достаточно лишь нанести небольшое количество смазки на роторную ось, после чего установить кольцо. Далее следует сборка стартера в обратном порядке.
После завершения установки втягивающего реле стартера можно проверить на работоспособность новую деталь, подключив клеммы к аккумулятору.
Самостоятельная замена бендикса ВАЗ-2109
Бендикс – это устройство, без которого вы не сможете завести свой ВАЗ-2109 или любой другой автомобиль. Его задачей является передача крутящего момента от ротора стартера на венец маховика.
Он включает в себя всего две детали: шестерню, необходимую для передачи момента, а также обгонную муфту, которая не позволяет первому элементу вращаться в обратную сторону.
Если происходит какое-либо нарушение в данной системе, завести автомобиль вы уже не сможете и потребуется замена бендикса на ВАЗ-2109. Сегодня разберем ход процедуры для стартеров КЗАТЭ, которые используются АвтоВАЗом.
Что нужно для работы
Сразу же обратим ваше внимание, что бендикс ремонту не подлежит. Соответственно, если он сломался, то вам однозначно придется потратить время и деньги, чтобы установить новый.
К счастью, его стоимость не так высока, поэтому нет никакого смысла пытаться восстановить невосстановимое. Тем более что процедура установки нового устройства не так сложна.
Главное, чтобы под рукой были необходимые детали и инструменты. Для работ вам понадобятся:
- плюсовая и минусовая отвертки;
- рожковые ключи на 13 и 10;
- молоток;
- плоскогубцы;
- запасная деталь.
Обратите внимание, что не всякий бендикс подойдет к конкретному стартеру. Поэтому нужно будет купить подходящую деталь.