Предназначение смазки, инструкция, как смазать подшипник ступицы колеса своими руками
Сегодня трудно представить любой вращающийся механизм, в котором не было бы подшипников. Эти детали призваны уменьшать трение и обеспечивать опору для некоторых частей агрегатов, машин. В автомобиле подшипников достаточно много: они есть в трансмиссии, силовой установке, коробке передач, генераторе, помпе и т. д.
Сегодня распространено мнение, что современные ступичные подшипники достаточно долго служат и без смазки: однако так рассуждать крайне опасно: заклинившее на скорости колесо – совсем не шутки.
Чтобы быть уверенным в надежности и безопасности своего авто, необходимо знать, как смазать ступичный подшипник, а так же что для этого можно использовать, а что нет.
Смазки, которые не подходят
Здесь необходимо отметить тяжелые рабочие условия узла: большая скорость вращения неизбежно связана с сильным нагревом. Это обстоятельство заставило отказаться от целого ряда смазок:
- Вазелиновые и силиконовые. Материалы, в основе которых синтетические углеводороды, теряющие свои смазывающие качества при температуре 50-60 градусов.
- Графитовые. Их нельзя использовать из-за большого количества абразивных частиц, входящих в состав материала. Подшипник, набитый этим средством, не даст проехать и 30 тыс. км.
- Натриевые и кальциевые. Хорошо противостоят нагреву, но не защищают от коррозии, а в ступичный подшипник влага попадает очень часто.
- Цинковые и железные. Эти смазки предназначены для промышленного оборудования.
Рекомендуемые смазочные составы
Что же можно использовать, чтобы защитить подшипник не только от высокой температуры, но и от коррозии, обеспечить минимальный коэффициент трения? Есть целый ряд хорошо себя зарекомендовавших составов.
Дисульфитмолибденовые средства
Считаются одними из самых лучших. В составе смазки – соль молибдена, уменьшающая коэффициент трения. Помимо этого, материал способен формировать плотную защитную пленку, «спасающую» узел от коррозии.
Есть и еще одно важное достоинство: эксплуатационный ресурс смазки совпадает со сроком службы самого подшипника, т. е. беспроблемная эксплуатация ступицы на протяжении 100 тыс. км пробега гарантируются. Есть и минус – относительно быстрое загрязнение.
Но если не допускать разгерметизации ступицы, все будет в порядке. Имеется еще один момент: стоит регулярно проверять состояние смазки, если вы постоянно передвигаетесь с высокой скоростью. Сигналом к замене будет являться синеватый оттенок средства.
Из производителей состава наиболее известны такие компании, как Mobil, Castrol (British Petroleum),ESSO, Liqui Moly. Из российских брендов стоит выделить «Фиол» и более дорогой «ШРУС-4».
Литиевые смазки
Характеризуются высокой сопротивляемостью трению, что гарантирует продление эксплуатационного срока. Также литиевые средства отличаются длительным сроком службы: продукт не теряет своих качеств и при пробеге автомобилем 110 тыс. км.
Из отрицательных сторон стоит отметить среднюю устойчивость к коррозийным процессам, если сравнивать со смазками на иной основе. Еще один минус – способность вещества растворять некоторые полимеры, это связано с тем, что в составе имеется органическая кислота.
Поэтому прежде чем воспользоваться литиевой смазкой, прочитайте рекомендации автопроизводителя о допустимости применения подобного продукта.
Литиевую смазку производит несколько зарубежных фирм, наиболее известные из которых – Renolit, British Petroleum, Very Lube. Но можно воспользоваться и российским аналогом, известным на рынке под брендом «Литол 24». Это состав, успешно справляющийся с повышенной температурой, трением и активно борющийся с коррозией. Еще один серьезный плюс – доступная стоимость.
Прежде всего, надо до него добраться. Для этого:
- установите машину на ровное место;
- под задние колеса поставьте противооткатные упоры;
- ослабьте болт ступицы;
- снимите колесо;
- выверните болты, удерживающие суппорт;
- на некоторых моделях авто придется снять стойку, шаровую опору, а иногда извлекать полуось.
На следующем этапе придется разобрать ступицу, для чего нужны металлические оправки. Вот теперь уже можно приступить к извлечению подшипника при помощи тех же приспособлений, но поменьше размером.
Важный момент: необходимо запомнить, в каком положении находились две части подшипника (они несимметричны). Проверьте ступицу: возможно, там находятся выпавшие шарики.
Затем бензином тщательно промойте полость и протрите ее чистой ветошью.
Смазка
Здесь нет ничего сложного: ступичный подшипник смазывается руками. Внутрь набивается 30-40 г материала: его нужно равномерно наносить и тщательно уплотнять. Обе составляющие части устанавливайте поочередно. При монтаже подшипника пользуйтесь аналогичной старой деталью: она будет играть роль идеальной оправки, которая не повредит защитной кожух, сделанный из пластика.
Смазка для ступичных подшипников – выбор и применение
Периодическая смазка ступичных подшипников существенно продлевает их эксплуатационный срок. Проблема в том, что в продаже встречается очень много разных продуктов для реализации этой задачи, поэтому необходимо понять, какой из них лучше выбрать и как правильно смазывать подшипник ступицы.
Сегодняшняя статья поможет вам узнать следующую информацию:
- какие бывают автомобильные смазки;
- что нельзя использовать для ступичных подшипников;
- как правильно использовать смазывающее вещество и др.
Какой продукт нам подходит
Ступичные подшипники рекомендуется обрабатывать исключительно с помощью качественных смазочных материалов. В противном случае деньги и время будут потрачены впустую, так как подшипник попросту придётся менять.
Какой должна быть смазка:
- Она не должна менять свою консистенцию при повышении температуры. Подшипники ступицы испытывают серьезную нагрузку, они работают при высоких температурах, этот узел может нагреваться до 100-200 градусов. Поэтому смазочный материал должен сохранять свои характеристики в столь непростых условиях эксплуатации.
- Материал должен хорошо работать при минусовых температурах. Если смазка будет очень густой в морозную погоду, это будет создавать препятствие свободному вращению роликов либо шариков подшипника, что несомненно приведет к формированию задиров. В итоге срок службы ступичного подшипника не продлится, а наоборот сократится. Смазывающее средство должно выполнять свои задачи даже при температуре 35-40 градусов ниже нуля.
- В идеале подобрать продукт, консистенция которого меняется, но делает это правильно. Когда температура узла существенно повышается смазка должна быть более жидкой, но не растекаться. Это будет гарантировать достаточное смазывание элементов. При снижении нагрузки смазывающее вещество должно становиться более густым.
- Смазка для применения в ступице не должна бояться контакта с водой. Колеса автомобиля нередко работают во влажных условиях, поэтому выбранное вами средство должно обеспечивать высокий уровень защиты деталей от влияния коррозии.
- В составе продукта не должно быть компонентов, которые могут повредить детали из полимеров и резиновые изделия. Иначе вы продлите срок службы подшипника, но в то же время потратите средства на преждевременную замену сальников и пыльников.
Консистентные смазки, которые используются в автомобилях
Производители предлагают огромное количество смазок, которые подходят для продления эксплуатационного срока подшипников качения. Цветовая палитра очень широкая, но этот показатель в нашем случае абсолютно не важен. Необходимо уделить внимание характеристикам и наименованию вещества.
Электропроводящие смазки
В большинстве случаев такие вещества применяют для работы с электрическими компонентами автомобилей. Например, они позволяют смазывать различные соединения и клеммы. Особенность таких продуктов – высокий уровень защиты деталей из металла от негативного влияния коррозионных процессов. В связи с этим их также иногда применяют для смазки подшипников ступицы.
Консервирующие смазки
Это один из простейших продуктов, обеспечивающий неплохую защиту. Такой тип смазок хоть и рекомендуют для использования с подшипниками, он отличается непродолжительным сроком использования. При контакте с водой эти смазывающие вещества легко смываются. Уже из названия понятно, что они гораздо лучше справляются с обычной консервацией элементов.
Литолы (литиевые смазки)
Основной компонент всех продуктов этой группы – литий, к которому добавляют органические кислоты. Также используется загуститель, способствующий удобному нанесению смазки.
Преимущества литолов для ступичных подшипников:
- Большой срок эксплуатации. Отзывы свидетельствуют о том, что смазка хорошо справляется со своими задачами даже после внушительных пробегов (свыше 80-100 тыс. км). Но мы советуем не экономить и менять её чаще.
- Снижение нагрузок на узел. Смазывающие вещества этого типа заметно уменьшают нагрузки на детали, что продлевает срок их эксплуатации до максимального показателя.
Недостатки литолов:
- Органические кислоты. Наличие этих компонентов может привести к преждевременному износу полимерных деталей.
- Средний уровень защиты от коррозии. По сравнению с иными группами смазывающих продуктов литиевые смазки не гарантируют надёжную защиту в этом плане. В случае разгерметизации корпуса желательно как можно быстрее заменить литол.
В любом случае перед покупкой внимательно прочитайте советы и предостережения производителя товара. Нередко в инструкции сообщается о том, какие элементы автомобиля не рекомендуется обрабатывать выбранным продуктом.
Производителей литиевых смазок существует немало. Один из самых популярных вариантов – Литол-24, он есть во всех автомобильных магазинах. Конечно, можно приобрести и аналоги иностранных производителей, но такая покупка не всегда оправдывает себя. Литол-24 способен существенно продлить эксплуатационный срок узлов.
Молибденовые смазки
В основе таких веществ лежит дисульфид молибдена, именно их рекомендуют применять специалисты.
Преимущества молибденовых средств:
- Отлично справляются с силами трения, продлевая срок службы подшипниковых механизмов.
- Срок службы продукта – около 100 000 км, а это примерно столько же, как и у подшипников. Одноразовая обработка поможет надолго забыть о проблеме.
- Качественная защита от коррозии. Применение смазки формирует на поверхности детали пленку, в результате чего сводится к минимуму риск контакта механизма или узла с окислителями.
Недостатки смазок на основе дисульфида молибдена:
- Серьезный минус – низкая устойчивость к воздействию влаги. Корпус ступичного подшипника должен сохранять герметичность, в противном случае смазку придётся заменить.
- Быстрое загрязнение смазывающего вещества.
- В составе смазки присутствуют абразивные вещества, которые негативно влияют на её качество. В итоге через некоторое время продукт уже не может преодолевать трение.
Из российских вариантов стоит упомянуть Фиол и ШРУС-4, они отличаются низкой ценой и неплохими характеристиками. Среди иностранных производителей хочется выделить разработки компаний Mobil, Texaco, Esso и Liqui Moly.
Высокотемпературные смазки
Особенность этих продуктов в том, что они изначально разработаны для использования при высоких температурах и серьезных нагрузках. В основе смазывающих веществ этого сегмента лежат никелевые и медные порошкообразные соединения.
Плюсы:
- Обработка подшипников такой смазкой позволяет использовать их в экстремальных температурных режимах.
- Средство отлично справляется в случаях экстренного торможения.
- Обладает устойчивостью к воздействию воды.
- Защищает механизмы от окисления и формирования коррозии (этому способствуют специальные присадки в составе смазки).
Специалисты и реальные пользователи отмечают, что высокотемпературные смазки не имеют явных недостатков. Один из самых интересных продуктов на рынке – МС BLUE 1510. Мы решили даже сделать небольшой обзор этой замечательной отечественной разработки.
Обзор смазки МС BLUE 1510
Смазывающее средство российского производителя ВМПАВТО имеет высокий показатель окислительной стабильности и обеспечивает качественную защиту узлов трения при резких перепадах температур. Температура подшипников и тормозных дисков достигает сотен градусов.
В такие моменты смазка должна удерживаться в механизме и не вытекать. МС 1510 BLUE может работать в диапазоне температур от -40°С до 180°С. Заявленная производителем температура каплепадения достигает 350°С, а это примерно на 100 градусов больше, по сравнению с основными конкурентами.
Читайте также: Дистанционный, первый, экстренный запуск двигателя, руководство по запуску
Специалисты провели тесты, которые доказали, что смазка может работать более 300 000 километров пробега.
Для того чтобы показать, насколько существенно МС 1510 BLUE отличается от аналогичных продуктов, на сайте производителя даже опубликовали специальную страничку, имитирующую работу смазок при нагреве.
Ниже мы публикуем скриншот, на котором изображено поведение разных продуктов при максимальной температуре 350°С. Видно, что МС 1510 BLUE фактически стоит на месте, чего не скажешь об иных вариантах.
Кроме сохранения функциональности при высоких температурах это вещество обладает устойчивостью к воздействию воды, имеет высокую адгезию и хорошо работает при низких температурах. Советуем также посмотреть официальный видеоролик об этом продукте.
Чем нежелательно смазывать ступичные подшипники?
Не стоит думать, что выполнять обработку подшипников можно любыми смазками. Например, знакомый с детства солидол вообще не подходит для нашей задачи. Он не может защитить металлические трущиеся детали при резком росте или снижении температуры.
Специалисты не советуют применять такие варианты смазывающих веществ:
- Графитные смазки. Их опасность заключается в наличии абразивных компонентов, которые негативно влияют на состояние металлических деталей подшипников.
- Смазки на основе соединений кальция и натрия. Они действительно компенсируют трение деталей, но при этом не способны защитить от появления ржавчины.
- Силиконовые или вазелиновые вещества. Уже при достижении температуры механизмы до 50-60 градусов такие продукты теряют свои свойства, а подшипники ступицы работают в гораздо более экстремальных режимах.
- Шрус-4. Хотя применять эту смазку можно, многие эксперты все же советуют отказаться от этой идеи. Реальные отзывы свидетельствуют о том, что она больше подходит для более грубых механизмов.
- Смазывающие вещества с железом и цинком также не стоит применять. Они созданы для подшипников качения, но не для ступицы автомобиля. Их лучше использовать в промышленном оборудовании.
- Смазки, в составе которых преобладает углеводород. Это сегмент продуктов, которые подходят для консервации, а не активного использования узлов и механизмов. Спрогнозировать их работу при высоких нагрузках достаточно сложно.
Дополнительные советы
Срок эксплуатации смазки обычно составляет от 35 до 45 тыс. пройденных километров. Но очень важно брать во внимание условия и интенсивность использования транспортного средства. Перед покупкой не лишним будет ознакомиться с рекомендациями производителя автомобиля.
Во время выбора смазки для ступичных подшипников, надо брать во внимание следующие факторы:
- Тип стали. Огромное значение имеет железо, из которого изготовлен элемент.
- Интенсивность эксплуатации авто. Если автомобиль используется постоянно, смазка должна выдерживать стабильные нагрузки.
- Уровень нагрузки. Если речь идет об узлах и механизмах, которые подвержены максимальной нагрузке, необходимо выбирать соответствующие смазывающие вещества.
- Тип подшипника, скорость и частота его вращения.
- Уровень защиты механизма от попадания грязи и влаги.
Опыт свидетельствует о том, что оптимальным решением для многих станет покупка высокотемпературной смазки. В противном случае вещество быстро вытечет, и подшипник будет работать на сухо.
Перед использованием нового продукта обязательно удалите из узла остатки старого вещества.
Смазывать подшипник надо с умом – экономия рано или поздно приведет к клину, а при избытке вещества оно начнет выдавливаться наружу.
Как смазать ступичный подшипник
Хочется очень коротко рассказать о правильной обработке механизма.
Для этого нам понадобится следующее:
- смазка;
- сальники;
- гаечные ключи;
- гайки ступицы;
- молоток;
- плоская отвертка или съемник;
- жидкость для промывки (подойдёт бензин);
- WD-40;
- ветошь.
Выполнение работ по смазке подшипников:
- Установить автомобиль на ровную поверхность и затянуть ручник.
- Поддомкратить передок либо заднюю часть кузова, в зависимости от того, где расположен нуждающийся в смазке подшипник. Откручиваем колесо и снимаем его.
- С помощью подходящего инструмента ослабить ступичную гайку.
- Снять тормозной диск и отсоединить ступицу от поворотного кулака, выкрутить до конца ступичную гайку.
- Выбить ступицу из полуоси с помощью молотка.
- Снять обойму с подшипником. Не помешает жидкость WD-40, так как часто детали в этом месте закисают.
- Удалить старую смазку с подшипника с помощью жидкости для промывки. Промыть подшипник и его посадочное место. Вытереть остатки жидкости насухо, воспользовавшись тряпкой.
- Нанести смазку на сепаратор подшипника.
- Установить подшипник на место и отцентрировать его обоймой. Выполнить сборку в обратной последовательности. Если на автомобиле установлены барабанные тормоза, снимать ступицу необязательно.
У некоторых автомобилистов возникают трудности со смазкой подшипников в неразборных ступицах. В них подшипник и фланец соединены в общем корпусе. В таких ситуациях вещество наносится с помощью шприца. Для этого надо сделать несколько отверстий с помощью дрели. После выполнения процедуры необходимо закрыть отверстия с помощью герметика либо холодной сварки.
Смазка для подшипников ступицы — как правильно выбрать и смазывать
Одним из важнейших условий безопасного управления автомобилем является техническое состояние ступичного узла передних колёс. Каждый водитель обязан следить, чтобы смазка для подшипников ступицы была своевременно заменена. Мало кто знает, что снимать ступицы и проводить замену смазочного материала подшипников следует после каждых 20-30 тыс. км. пробега.
Подавляющее большинство автолюбителей ездят от поломки до поломки, не понимая, что зачастую они сами виноваты в необходимости незапланированной покупки дорогостоящих запасных частей. Любой из автомобилей ВАЗ, отличаясь простым техническим устройством, позволяет каждому водителю самостоятельно проводить проверку состояния ходовой части и менять смазку.
Какой должна быть смазка для ступицы?
Смазка ступичного подшипника
Как известно, все вращающиеся узлы оборудованы подшипниками. Ступица переднего колеса любого из классических автомобилей ВАЗ имеет по два роликовых конических подшипника.
Конусы подшипников направлены в разные стороны, что позволяет с помощью регулировочной гайки контролировать степень затяжки.
Если подшипники слегка износились, и на колесе обнаружился чрезмерный люфт, устранить его можно подкрутив гайку.
В ступице подшипники находятся в своеобразной закрытой с двух сторон обойме, которая всегда должна быть заполнена смазкой. Для обеспечения работоспособности подшипников используют смазку типа Литол-24 или её аналоги, коих в настоящее время в продаже имеется множество. Любая из выбранных смазок подходит для подшипников, только если отвечает некоторым требованиям.
Основные параметры смазки, которые подлежат оценке, таковы:
- прочность и вязкость – эти параметры характеризуют текучесть материала и способность удерживаться на поверхности рабочих частей;
- смазочная способность – необходимое качество, которое обеспечивает максимальное снижение силы трения между деталями;
- термоустойчивость – способность смазки сохранять свои качества при значительном изменении температуры;
- механическая, физико-химическая стабильность – свойство материала позволяющее сохранять свойства, структуру и состав при значительной механической деформации в контакте с разнородными деталями;
- противоизносные и противозадирные свойства – характеризуют способность смазки уменьшить износ деталей и противостоять появлению задир;
- антикоррозионные качества – любая смака должна защищать детали от коррозии.
Как снять ступицу для замены смазки подшипников
Замена смазки в подшипниках полуосей
Порядок разборки и сборки ступицы должен быть знаком каждому автолюбителю. Для выполнения этого задания необходимо иметь стандартный набор автомобильных инструментов, домкрат, верстак с тисками. На случай замены подшипников полезно обзавестись набором съёмников для подшипников, но вполне можно обойтись и подручными средствами.
Перед началом работ следует приобрести расходные материалы:
- смазка Литол-24;
- бензин или керосин для промывки;
- новые сальники и гайки ступиц;
- ветошь.
Снятие передней ступицы происходит в следующем порядке:
- автомобиль фиксируется стояночным тормозом;
- часть автомобиля, где будет производиться замена, поднимается домкратом;
- снимается колесо и металлический колпак ступицы;
- откручивается и подвешивается суппорт тормозного механизма;
- откручивается гайка ступицы, снимается упорная шайба, а за ней сепаратор наружного подшипника;
- удерживая тормозной диск, снимается ступица.
На этом этапе снятие ступицы завершено, оба подшипника становятся доступными и дальнейшую работу необходимо проводить на верстаке.
Так как ресурс работы сальников, установленных за внутренними подшипниками, значительно меньше, чем у подшипников, их следует менять после каждого технического обслуживания.
Цена этих деталей невелика, но от их состояния зависит качество и наличие смазки в ступице.
После того, как будет извлечён старый сальник, можно доставать сепаратор внутреннего подшипника.
- полость ступицы, наружные обоймы и сепараторы подшипников с помощью ветоши освобождаются от старой смазки, всё тщательно промывается бензином, протирается.
- необходимо внимательно осмотреть поверхность рабочих частей обойм и роликов подшипников. Они должны быть чистыми и гладкими.
- если обнаружены раковины, заусеницы, царапины – подшипник подлежит замене.
- если повреждений не обнаружено, то можно приступать к смазке подшипников.
- обильно смазанные сепараторы с роликами устанавливаются на штанное место, запрессовывается сальник.
В полость между подшипниками необходимо заложить около 40 гр. смазки. Сборка ступицы происходит в порядке, обратном разборке. На этом этапе важно правильно отрегулировать гайку ступицы для того, чтобы не допустить чрезмерной затяжки или большого люфта.
Как правильно выбрать смазку для подшипников ступицы?
Достаточно частыми среди автолюбителей стали споры о том, какую лучше использовать смазку для ступичных подшипников. В любом из автомагазинов на полках всегда можно найти до нескольких десятков видов смазок от разных производителей.
Приведённая в статье смазка Литол-24 является базовой, которая способна гарантировать работу ходовой части на достаточно хорошем уровне. Покупая новую смазку необходимо отталкиваться от рекомендаций производителей подшипников.
На упаковке часто можно найти указание на то, какой смазкой пользоваться.
Эксперименты со смазочными материалами для ШРУС или деталей, работающих под повышенной нагрузкой, проводить не стоит. Все эти смазки рассчитаны для совершенно других условий эксплуатации. Очередной раз, снимая ступицу, следует обратить внимание на качество старой смазки. Если она скаталась комками, пересохла и потрескалась, а ролики сухие – необходимо выбрать смазку другого производителя.
Подбор смазки для подшипников ступицы
Обычное моторное масло имеет жидкую консистенцию, из-за чего не сможет обеспечить необходимый коэффициент трения деталей подшипника и не удержится внутри этого механизма.
Для подобных целей необходимы специальные консистентные (пластичные) смазки.
Они обладают однородной относительно плотной структурой, что не только уменьшает трение, но и предотвращает посторонние вибрации деталей подшипника.
Качественная смазка для подшипников ступицы удовлетворяет следующим требованиям:
- Подходящая консистенция. Слишком густой материал спровоцирует блокировку подшипника. Слишком жидкий вызовет сильную вибрацию, что приведет к поломке механизма.
- Надежность. За 50000 км пробега (рекомендуемая автопроизводителями периодичность обслуживания ступицы) каждая деталь подшипника совершает десятки миллионов вращений. Смазка должна выдерживать подобные нагрузки и при этом не засыхать и не распадаться на составные компоненты.
- Температурная стойкость. Даже при наличии качественной смазки все детали подшипника из-за высокого трения нагреваются примерно до 100 °С. В таких условиях неподходящий смазочный материал быстро распадается на отдельные составные компоненты и полностью теряет свои свойства. Также он не должен полностью застывать, когда автомобиль долго стоит без движения на морозе. Не смешивайте старую и новую смазку
Читайте также: Российские моторные масла, рейтинг, отзывы
Виды смазок для подшипников
Пластичные смазки производятся из 3 компонентов:
- непосредственно смазочного материала — машинного масла подходящей марки;
- модификаторов — добавок, уменьшающих износ подшипника и обеспечивающих другие необходимые условия надежной работы механизма;
- загустителя — вещества, обеспечивающего нужную консистенцию смазки.
В зависимости от использованных модификаторов и загустителей существует 3 вида смазок:
- литиевые, или литолы. Их основу составляет смесь нефтяного масла и литиевого мыла. Материал сохраняет свои свойства при температуре от -50 до +120 °С (диапазон рабочих температур варьируется в зависимости от конкретного состава). Такая смазка не растворяется в воде и в течение долгого времени выдерживает огромные нагрузки;
- молибденовые. Производятся на основе дисульфида молибдена. Сохраняют свои свойства примерно в том же температурном диапазоне, что и литолы. Выдерживают большие нагрузки и долговечны. Помимо этого молибденовые смазки формируют тонкую защитную пленку на поверхности металла и тем самым уменьшают его износ;
- высокотемпературные. В качестве добавок и загустителей используются различные эфирные соединения, а также соединения никеля и меди. Смазки этого типа сохраняют свойства при температуре от нескольких сотен до 1000 °С, из-за чего их использование оправдано в скоростных и спортивных автомобилях. Как правило, они более надежны, чем литиевые и молибденовые, но стоят в несколько раз дороже.
Некоторые производители, стремясь улучшить эксплуатационные характеристики своей продукции, выпускают смазки из смеси литиевого мыла и дисульфида молибдена.
Как выбрать?
Плановая замена смазки подшипника ступицы проводится через каждые 50000 км пробега.
На необходимость внеочередного обслуживания указывают ухудшение динамики движения, управляемости автомобиля, появление постороннего гула и вибрации.
В автомобилях простой конструкции (прежде всего старых отечественных марок) эту операцию легко провести самостоятельно. В остальных случаях замену смазки лучше доверить профессионалам.
Независимо от того, кто именно обслуживает подшипник, автовладелец должен лично участвовать в выборе смазки. Практика показывает, что в противном случае вероятность использования неподходящей или низкокачественной продукции возрастает.
Все рабочие параметры подшипника ступицы тщательно просчитываются на этапе конструирования автомобиля. Изменение свойств смазочного материала мгновенно сказывается на функционировании передаточного механизма. По этой причине главный критерий выбора новой смазки — рекомендации производителя автомобиля. Как правило, они касаются конкретной разновидности материала.
Плановая замена смазки подшипника ступицы проводится через каждые 50000 км пробега
Также перед походом в магазин стоит внимательно осмотреть сам подшипник. Если периодичность обслуживания не нарушена, но смазка распалась на составные компоненты, поменяла свою консистенцию (засохла или наоборот, стала жидкой), следует подобрать более качественный материал другой марки.
Внимание! Нельзя смешивать старую и новую смазку, а также материалы разного типа. Так, литиевые и высокотемпературные смазки вступают в химическую реакцию и образуют плотный творожистый осадок, который, помимо всего прочего, плохо счищается с металла.
При обслуживании подшипник нужно тщательно очистить от загрязнений и прежнего смазочного материала, а затем обезжирить (для этого деталь можно несколько раз прополоскать в емкости с чистым бензином).
Старая смазка содержит частички металла и имеет плотную консистенцию, поэтому увеличивает износ подшипника и может спровоцировать блокировку колес.
Качественные высокотемпературные смазки продаются в небольших емкостях (значительно меньшего объема по сравнению с традиционным литолом). Однако этого обстоятельство не должно смущать. Расход такого смазочного материала меньше в отличие от аналогов.
Выбор между продукцией отечественных и зарубежных производителей не имеет принципиального значения. Российские компании в основной своей массе специализируются на выпуске литола и молибденовых смазок, тогда как их иностранные конкуренты — высокотемпературных материалов.
Надежная работа ступицы напрямую зависит от качества смазочного материала подшипника. Плановое обслуживание этого механизма осуществляется через каждые 50000 км пробега. При выборе новой смазки нужно обращать внимание на ее тип и рекомендации производителя автомобиля. В процессе замены нельзя смешивать разные смазочные материалы.
Смазка подшипника ступицы — видео
Какая смазка для подшипников ступицы лучше
Выбор смазки для ступичных подшипников
Подшипники, изобретённые более ста лет назад, стали незаменимой деталью в любом вращающемся механизме — они способны существенно уменьшать трение по сравнению со своими аналогами, а также обеспечивают надёжную опору для отдельных компонентов.
В автомобиле также применяется множество подшипников — среди них нужно отметить детали в двигателе и трансмиссии, а также в ступицах колёс. Последним обычно уделяют меньше всего внимания, считая их практически «вечными». Однако от такого подхода лучше отказаться, поскольку заклинивший на огромной скорости ступичный подшипник может стать причиной серьёзной аварии.
Чтобы избежать таких проблем и обеспечить надёжность ходовой части автомобиля, следует знать, какая смазка для подшипников ступицы лучше.
Какие смазки нельзя использовать?
Прежде всего, нужно сказать, что далеко не каждая смазка станет хорошим вариантом для уменьшения трения ступичных подшипников. Это связано с особенными условиями эксплуатации такого узла — он движется с очень большой скоростью и нагревается до высокой температуры.
Именно последнее обстоятельство является причиной для отказа от смазок на основе синтетических углеводородов — они начинают разрушаться уже при нагреве до 45–60 градусов. К этой группе принадлежат силиконовые и вазелиновые составы, которые широко представлены на российском рынке.
Каждому автомобилисту следует запомнить, что углеводородные смазки являются консервационными и не подходят для обработки таких высоконагруженных деталей, как ступичные подшипники.
Также лучше не приобретать смазку на графитовой основе, поскольку она содержит достаточно большое число абразивных частиц, приводящих к ускоренному износу корпуса подшипника.
Графитовые смазки применяются для обработки малоподвижных соединений либо для защиты от коррозии креплений рессор.
При набивке такого средства в ступичные подшипники ремонт ходовой части предстоит делать уже через 25–30 тысяч километров, хотя номинальный срок службы таких деталей достигает 100–120 тысяч километров.
Быстро разрушить ступичные подшипники способна и смазка на основе кальция либо натрия. Такие средства способны эффективно бороться с трением, однако они не могут предотвратить распространение коррозии.
Вместе с тем эксплуатация ступичных подшипников осуществляется в очень сложных условиях, поэтому они могут быстро выйти из строя без должной защиты.
Также стоит отказаться от применения смазок с железом и цинком, даже если они предназначаются именно для подшипников — скорее всего, такие средства необходимо использовать в промышленном оборудовании.
Лучшие средства
На основе дисульфида молибдена
Одним из лучших средств, защищающих ступичные подшипники от разрушения, является смазка, содержащая большое количество дисульфида молибдена. Эта соль металла способна существенно уменьшать силу трения, снижая скорость износа всего узла.
Кроме того, смазки, изготовленные с применением такой технологии, способны останавливать распространение коррозии за счёт образования очень плотной неразрушимой плёнки на поверхности обработанной детали.
Срок службы смазывающего вещества равен продолжительности эксплуатации самих ступичных подшипников — более 100 тысяч километров, поэтому при грамотной установке детали никаких проблем с ходовой частью автомобиля возникать не будет.
Конечно, даже такая высокотехнологичная смазка не может обойтись без определённых недостатков — в первую очередь, они представлены чувствительностью к воздействию влаги.
Если корпус ступицы будет разгерметизирован, смазку лучше поменять, внимательно проверив при этом состояние подшипника, который может подвергнуться необратимым повреждениям.
Кроме того, смазки на основе дисульфида молибдена достаточно быстро загрязняются, и при появлении в них абразивных частиц эффективность борьбы с трением существенно снижается.
Смазка, созданная с применением дисульфида молибдена, также способна разрушаться при особенно высоких температурах, хотя для неё эти показатели значительно больше, чем для упомянутых ранее углеводородных синтетических средств.
Поэтому после длительной езды с большой скоростью желательно регулярно откидывать крышки корпусов подшипников, чтобы проверить их состояние — первым индикатором их чрезмерного износа станет синеватый цвет, после чего поломанная деталь начнёт проявлять себя сильным гудением.
Для обработки подшипников ступицы можно использовать смазку отечественного производства, например, Фиол, а при её отсутствии можно купить более дорогое средство ШРУС-4, хотя оно несколько уменьшит срок службы узла.
Если вы предпочитаете пользоваться смазками зарубежных производителей, обратите особенное внимание на следующие бренды:
На основе лития
Уже достаточно давно была разработана универсальная консистентная смазка, в основу которой положен литий, растворённый в органических кислотах.
При вспенивании и добавлении загустителя получается желтоватая субстанция, которая легко зачерпывается пальцем или специальным инструментом, однако самостоятельно не выливается из банки.
Литиевые смазки считаются идеальным вариантом для борьбы с трением — они обеспечивают существенное снижение нагрузок, что приводит к уменьшению скорости износа отдельных деталей.
Благодаря этому срок службы подшипника при обработке таким составом возрастает до максимума, что позволяет получить уверенность в надёжности ходовой части автомобиля. К сильным сторонам средств на основе лития относится и долговечность — смазка не теряет свои свойства и к 100–110 тысячам километров пробега, хотя ради безопасности деталь лучше заменить.
Благодаря этому литиевые смазки считают идеальным вариантом для обеспечения безопасности подшипников, хотя в некоторых других областях достигающийся с их помощью результат не столь хорош.
Минусом этих средств считается средняя коррозионная устойчивость в сравнении с альтернативными составами, поэтому при нарушении герметичности корпусов подшипников смазывающий материал также стоит поменять. Кроме того, минусом является способность органических кислот в основе литиевых смазок растворять некоторые полимерные соединения.
Поэтому, прежде чем приобретать такие средства, обратите внимание на инструкцию по эксплуатации автомобиля — вполне возможно, что в ней вы найдёте указание о недопустимости их применения.
Сейчас смазка на основе лития производится лишь несколькими зарубежными компаниями, среди которых нужно назвать British Petroleum, Very Lube и Renolit. Однако вы можете использовать для защиты ступичных подшипников и относительно недорогой отечественный аналог, представленный средством под названием Литол-24.
В отличие от прочих составов, Литол отлично справляется с повышенными нагрузками и высокими температурами, обеспечивая максимальную долговечность деталей. Кроме большой долговечности и невысокой цены.
преимуществом отечественной смазки можно назвать широкую распространённость — её можно приобрести в любом автомобильном или строительном магазине.
Как смазать ступичный подшипник?
Чтобы нанести смазку на ступичный подшипник, нужно вначале добраться до него. Перед разборкой следует поставить автомобиль на ровное место и зафиксировать его, чтобы не допустить случайного перемещения.
Перед снятием колеса не забудьте ослабить ступичный болт, повернув его против часовой стрелки — если забыть сделать это, придётся потратить много лишнего времени.
Когда болт будет ослаблен, поднимите автомобиль на домкрат и аккуратно демонтируйте колесо, стараясь не сорвать резьбу его болтов.
Аккуратно открутите болты крепления тормозных суппортов и, придерживая колодки руками, снимите эту деталь со ступицы колеса.
Чтобы добраться до подшипников, вам также может понадобиться демонтировать шаровую опору и стойку — при этом нужно выкрутить 2–4 болта, которые удерживают такие компоненты и аккуратно отвести их в сторону, не допуская сильных ударов и колебаний.
Читайте также: Каких изменений ожидать от обновленной Шкоды Фабиа
В некоторых случаях приходится выбивать полуось — поставив на неё деревянную накладку или широкую металлическую оправку, нанесите несколько несильных ударов и затем потяните за край ступицы руками.
Вам также предстоит разобрать саму ступицу — это также производится при помощи широких металлических оправок, хотя здесь удары уже могут быть несколько сильнее. Добравшись до подшипника, выбейте его, используя оправку размером поменьше — будьте аккуратными, чтобы не повредить корпус ступицы.
Обратите внимание на то, что ступичный подшипник состоит из двух несимметричных частей — запомните их положение, чтобы впоследствии правильно собрать узел. Достав старые части подшипника, проверьте, чтобы в ступице не оставалось выпавших шариков, а также старой смазки — для этого нужно будет промыть полость бензином.
а затем тщательно вытереть крупными бумажными салфетками.
Смазка ступичных подшипников обычно производится руками — специальные инструменты при этом применяются крайне редко. Всего вам нужно будет набить в одну деталь примерно 30–40 граммов густого материала, тщательно уплотняя его и следя за равномерностью нанесения.
Поочерёдно устанавливайте две части подшипника, попутно смазывая их при недостатке набивки. Чтобы значительно ускорить процесс и не повредить пластиковый защитный кожух детали, используйте вместо оправки старый подшипник и ударяйте по нему молотком.
Сборку ступицы производите в обратном порядке.
Максимальная надёжность ходовой части
Чтобы решить, какая смазка будет оптимальным вариантом для защиты ступичных подшипников, обязательно уделите внимание чтению инструкции по эксплуатации автомобиля. Как правило, производитель указывает разновидность состава, который разрешён к применению или даже конкретное наименование продукции.
Если же таких указаний не имеется, можно использовать литиевую смазку, которая обеспечивает превосходную защиту от ускоренного износа и коррозии. Отечественный состав Литол-24 и зарубежные аналоги имеют практически одинаковую эффективность применения, поэтому на торговую марку при покупке можно не обращать внимания.
Кроме того, альтернативным вариантом является смазка на основе дисульфида молибдена, хотя она не столь устойчива к воздействию влаги и имеет некоторые другие особенности.
Лучшие цены и условия на покупку новых авто
Hyundai Creta
Смазка для ступичных подшипников (высокотемпературная, консистентная, литиевая)
Смазка для ступичных подшипников – это такая вещь, о которой большинство водителей вспоминает только тогда, когда в районе колеса появились «какие-то странные, нездоровые шумы».
Легкомыслие это или отсутствие времени, но факт остается фактом – как результат, наш «железный конь» чувствует себя не совсем «железно», а нам приходиться толпиться в общественном транспорте, опаздывать на роботу и, ко всему прочему, оправдываться перед начальником, почему ты, «такой-сякой», не пришел вовремя. Дабы избежать таких нежелательных исходов, оставьте все свои дела и присоединяйтесь к нам! В сегодняшней статье мы попытаемся разобраться, почему смазка подшипников чрезвычайно важна, подскажем, какой смазкой смазывать подшипники ступицы, а также рассмотрим все её основные типы и особенности применения. Ну что ж, поехали!
То, что смазывающие средства для подшипников ступицы являются весьма важными конструкционными элементами, наверное, вы уже поняли, но для чего именно они нужны, какие функции им присущи? Итак, не секрет, что колесо – это неотъемлемая составляющая автомобиля, которая должна всегда находиться в идеальном рабочем состоянии (вращаться без биений, с минимально допустимыми трением, шумом). Здесь одну из главных ролей играет ступица, соединяющая колеса автомобиля и его оси. Именно она гарантирует бесперебойное функционирование не только колёс, но и самой машины. Но здесь никак не обойтись без подшипников, которые выполняют работу так называемого «серого кардинала» – они невидимы, но именно от них многое зависит.
Подвергаясь всякий раз экстремальным нагрузкам, высоким перепадам температур или влиянию окружающей среды, ступичные подшипники могут «переживать» самые разнообразные повреждения.
Поломка тел качения, изменение геометрии дорожек наружного или внутреннего кольца, наличие неотрегулированных осевых люфтов – каждая из этих неисправностей может впоследствии приостановить работу вашего автомобиля.
Учитывая данные обстоятельства, необходимо осуществлять регулярный осмотр сборочного узла (идеальный вариант – каждые 20 тысяч км), при необходимости менять смазку. Но здесь все не так просто, смазочное вещество должно быть специальное. Вы спрашиваете “смазка для подшипников какая лучше”, ответ на этот вопрос вы получите в данной статье.
Консистентная смазка для подшипников ступицы
Консистентная (пластичная) смазка для подшипников – это средство, предназначенное для смягчения процесса соприкосновения металлических деталей друг с другом.
Создавая масляную пленку, пластичная смазочная консистенция снижает уровень трения в подшипнике, предотвращает его быстрое истирание, улучшая тем самым рабочие характеристики. Но на этом преимущества вещества не заканчиваются.
Еще одной особенностью является отвод тепла от сборочного узла и защита от коррозии.
Как правило, консистентная смазка для подшипников изготавливается путем уплотнения базового масла разными типами загустителей, а для того, чтобы она имела возможность эффективно выполнять свои функции, в её состав добавляют необходимые присадки или наполнители.
Что касается загустителей, то, как уже было сказано ранее, их существует несколько, но наиболее эффективными принято считать загустители на основе мыла, но не «банного» или хозяйственного», как вы могли подумать, а, разумеется, специального литиевого, кальциевого или натриевого мыла.
Загуститель создаёт своеобразную стенку, которая большей частью будет вести себя как твердое тело, а при высоких нагрузках – течь как обычная жидкость.
Кальциевая смазка знакома тем, кто хотя бы раз в жизни имел дело с солидолом. Солидолы весьма водостойки, однако в условиях работы при температуре до 80°C средство на основе кальциевого мыла начинает разбиваться на отдельные части. Такой неприятный момент сводит к минимуму вероятность его использования в нагруженных узлах машины.
Если натриевое мыло выступает в качестве загустителя, то такое смазочное средство будет называться «консталином». Его можно применять при температуре более широкого диапазона, но он достаточно легко растворяется с водой, именно поэтому большинство отдает предпочтение более усовершенствованным продуктам – литолам.
Литиевая смазка для подшипников ступицы
Что это такое? Литолы – это специальная масляная жидкость, которая отличается наличием литиевого мыла. Литиевая смазка для подшипников обладает безупречными характеристиками солидолов и консталинов, при этом ей не свойственны их недостатки.
Говоря иными словами, ей характерны хорошие антикоррозийные и противоизносные характеристики, влаго- и термостойкость.
Такое смешанное сочетание положительных качеств кальциевой и натриевой жидкостей, делает литиевую смазку для подшипников универсальным веществом, которое можно применять почти во всех узлах авто, где требуется пластичное масляное покрытие.
Выбирая консистентную смазку для подшипников ступицы (не важно, какой именно тип загустителя входит в ее состав), первостепенно необходимо учитывать скорость, объём, рабочую температуру в подшипниковом узле.
При невысоких температурах, небольших нагрузках, высокоскоростной работе подойдет средство маловязкой консистенции. В условиях повышенной нагрузки и температуры смазочное вещество должно обладать большими вязкостными характеристиками.
В этой ситуации на помощь приходит высокотемпературная смазка для подшипников.
Высокотемпературная смазка для подшипников ступицы
Не трудно догадаться, что высокотемпературная смазка для подшипников предназначена для автомобилей с предполагаемыми высокими температурными и механическими нагрузками. Если говорить точнее, то главная задача высокотемпературной смазки для подшипников ступицы – обеспечить эффективное функционирование узлов трения при температуре 80–100°С (возможно даже выше).
Работая в условиях повышенной сложности, характеристики технического средства также должны быть повышенными. Именно поэтому к высокотемпературной смазке предъявляться особый ряд требований.
Согласно этим требованиям она не должна вытекать из узлов трения, а всегда оставаться стабильной при повышенном температурном режиме. Кроме того, если смазочное вещество претендует на название «лучшая высокотемпературная смазка для подшипников», оно должно обладать хорошей механической прочностью, коллоидной и химической стабильностью, а также низким уровнем испаряемости.
Особенности применения
Перед тем, как использовать консистентную смазку для ступичных подшипников поверхность необходимо предварительно очистить от загрязнений. Кроме того, не рекомендуется смешивать два разных типа смазок. Ведь смазочное вещество одного производителя может существенно отличаться от вещества другого.
Что касается самого процесса смазывания, то при стандартных условиях работы подшипникового узла возможно смазывание на весь срок службы, тяжелые рабочие условия – смазку нужно менять периодически.
Наносить консистентную смесь на ступичный подшипник следует с помощью специального приспособления, известного как «шприц для смазки подшипников».
Закладывая смазку в подшипниковый узел, необходимо правильно установить дозировку. Как правило, только пять процентов вещества находиться в самом сборочном узле, а на беговой дорожке – один процент. Однако этого количества хватает на обеспечение длительного срока службы подшипника.
Почему так происходит? С момента эксплуатации смазочное средство вытесняется с поверхности дорожек качения. К примеру, если узел забит смазкой достаточно плотно, маловероятно, что излишнее количество вытиснится в период эксплуатации. Но существует «обратная сторона медали». В таком случае повысится температура деталей и увеличатся энергетические потери.
Дальше все идёт своим чередом: увеличивается объем нагревшейся смазки, уплотнение, выдавливание наружу.
Смазка для ступичных подшипников от Дивинол
Сегодня на рынке автомасел имеются смазки для подшипников ступицы от самых разных производителей. Но как определиться: какая из них лучшая? Ведь все мы хотим, чтобы качество не подкачало и цена порадовала. Выход есть – это только немецкое качество, только доступные цены, только Дивинол!
Не удивляйтесь, когда посетите каталог пластичных жидкостей Divinol. Да, он огромный. Немецкому изготовителю есть что предложить своим клиентам. В ассортименте интернет-магазина http://divinoloil.ru насчитывается огромное количество товарных позиций. Увидев такое изобилие, вы не сможете уйти с пустыми руками.
Водоотталкивающие литиевые смазки для подшипников (Divinol Fett L 2, Divinol Fett L 3, Divinol Fett L 283), высокотемпературные средства (Divinol Langzeitachsenfett HT 260, Divinol Kupferpaste), водоотталкивающая полусинтетическая консистентная смазка на базе кальция (Divinol Fett Top 2003), водостойкие биоразлагаемые вещества (Divinol Fett E 00, Divinol Fett R2) – и это далеко не весь перечень «пластичной» продукции Дивинол.
«Количество не определяет качество»? Только не в случае с Divinol! Выбирая продукцию производителя, вы обеспечите своим колёсам эффективную и бесперебойную работу на длительное время, поскольку каждый продукт – это сочетание высоких технологических решений и тщательной работы передовых специалистов Германии. Высокая механическая прочность, хорошая защита от коррозии, отлично подобранные добавки, которые защищают от пригорания и термального окисления, выдающиеся антизадирные характеристики – все это готов предложить своим клиентам немецкий эксперт с автомасел.
Не сомневайтесь, с Дивинол ваш любимый автомобиль прослужит вам долгие годы, исправно выполняя свои обязанности!