Взорвался аккумулятор в автомобиле, причины, что делать

Возможные причины взрыва аккумуляторной батареи автомобиля, вероятные последствия, профилактические меры. Видео о взрыве аккумулятора.

Взорвался аккумулятор в автомобиле, причины, что делать

Чего не скажешь об обслуживаемых аккумуляторах, которые требуют постоянного контроля за уровнем электролита. Емкости для размещения жидкости у них открыты – и, как следствие, эти батареи обладают способностью чаще выходить из строя, а в самых критических ситуациях – взрываться.

Взрыв аккумуляторной батареи – вещь неприятная. Если разрушение произошло при зарядке, то опасности подвергаются люди, оказавшиеся в непосредственной близости от аккумулятора. А также может пострадать ваше имущество в результате возгорания или разбрызгивания кислоты.

Если взрыв случился во время работы автомобиля, то само транспортное средство может быть разрушено, иногда очень сильно. К эксплуатации и восполнению истощенной энергии батареи необходимо подходить с предельной осторожностью и внимательно следить за состоянием АКБ и процессом ее полной подзарядки.

Почему аккумулятор способен взорваться

Взорвался аккумулятор в автомобиле, причины, что делать

Даже новую и качественную батарею можно довести до полной некондиции, если ее несвоевременно обслуживать, допускать полный разряд, не обращать внимания на сильное перегревание ее полимерного корпуса. Или при зарядке батареи допустить ее перезаряд с кипением электролита. Если повезет, такие батареи просто тихо умрут, но иногда происходит ЧП, и они взрываются. Самыми распространенными предпосылками разрушения батареи являются:

  • слишком долгая зарядка аккумулятора;
  • очень низкий уровень электролита;
  • закупоривание батареи чехлами;
  • возникновение искры на клеммах;
  • неисправность автомобильного генератора;
  • загрязнение вентиляционных отверстий.

Давайте разберем причины взрывов более подробно.

Вероятные причины взрыва АКБ

Взорвался аккумулятор в автомобиле, причины, что делать
Слишком долгая зарядка аккумулятора

Почему, если оставить батарею заряжаться на длительное время, забыв про нее, появляется опасность взрыва? Потому что внутри происходит химическая реакция, при которой электролит разлагается на водород и кислород.

Свинцовые пластины окисляются и начинают разрушаться. Когда при зарядке АКБ восстанавливает свой заряд, что означает, что расходуется сульфат на пластинах, то начинает кипеть и разлагаться вода. Как кислород, так и водород относятся к самым взрывоопасным газам.

Они скапливаются внутри батареи под крышками банок.

Когда батарея стоит на зарядке длительное время, полностью зарядившись и с закипевшим электролитом, то, если срочно не отключить зарядное устройство, появившийся газ в значительном количестве скопится под крышкой. Любое попадание тепловой энергии может спровоцировать взрыв аккумулятора. Поэтому опытные автолюбители знают, что перезаряд батареи может привести к чрезвычайной ситуации.

Очень низкий уровень электролита

Батарея – небольшая коробка, под крышкой которой за одну минуту могут происходить десятки химических реакций. Самая потенциально опасная из которых – это выделение чистого водорода. Лишь самая малая искра может привести к непредсказуемым и разрушительным последствиям. Эта вероятность тем выше, чем ниже оказывается уровень электролита в АКБ.

Дистиллят выкипает со временем, и если нерадивый водитель не побеспокоится о том, чтобы вовремя долить воды, то не за горами и ЧП. Если воды останется на самом дне, то пластины оголятся, а при самом незначительном препятствии по ходу автомобиля они могут соприкоснуться, отчего проскочит искра. Прямо во время движения может произойти «разрыв гранаты» под капотом.

Закрытие батареи чехлами для утепления

Водители стремятся в зимнее время укрыть аккумулятор, чтобы поддержать уровень тепла. Но при этом они закрывают отверстия для выхода скопившегося под крышкой батареи взрывоопасного газа. В итоге повышается вероятность того, что аккумулятор в какой-то момент взорвется.

Возникновение искры на клеммах

Взорвался аккумулятор в автомобиле, причины, что делать

Неисправность автомобильного генератора

Если есть неисправность в генераторе, и регулятор напряжения дает сбои, то увеличивается поступающее от него зарядное напряжение. Процессы образования взрывчатых газов становятся все более интенсивными, что значительно повышает вероятность взрыва аккумуляторной батареи.

Если подаваемое от генератора напряжение превышает 14,2 В, что может случаться при неисправности, то произойдет перезаряд аккумулятора. Как следствие – водород и кислород в больших объемах скапливаются под крышкой и могут привести к воспламенению и взрыву.

Вентиляционные отверстия отводят излишки наружу, но иногда этого может быть недостаточно.

Загрязнение вентиляционных отверстий

За батареей необходимо ухаживать, очищать ее от грязи. Если водитель должным образом не будет следить за чистотой корпуса, то вентиляционные отверстия со временем забиваются грязью и закупориваются, не давая выхода образующимся внутри газам.

Помимо прочего, некоторые водители могут не снять с корпуса аккумулятора заглушки, закрывающие выходы.

Это пара маленьких пластмассовых колпачков, не снятых по незнанию или по забывчивости еще до начала эксплуатации АКБ, могут впоследствии послужить причиной такой крупной неприятности, как взрыв батареи.

Газ скопится и, не находя выхода, будет давить на стенки пластикового корпуса, что в конце концов приведет к разрыву стенок и всему последующему негативу.

Последствия взрыва автомобильной батареи

Взорвался аккумулятор в автомобиле, причины, что делать

Если взрыв произошел при закрытом капоте, двигатель и все электрическое оборудование будут выведены из строя кислотой. Иногда автомобиль бывает настолько поврежден, что восстановить его не представляется возможным. Если рядом люди, то им могут быть нанесены травмы и химические ожоги, при этом чаще всего страдают лицо и глаза.

По своей мощности взрыв батареи сопоставим с выстрелом из крупнокалиберного стрелкового оружия. Чтобы не допустить этого, нужно стараться обеспечивать аккумулятору должный уход и своевременное обслуживание.

Как предотвратить разрушение АКБ

Взорвался аккумулятор в автомобиле, причины, что делать

Выводящие излишки газа отверстия держите в чистоте и не закрывайте ни крышками, ни чехлами. Если вы живете в северных районах и утепления не избежать, то используйте чехол с прорезями и тоже содержите его в чистоте.

Не оставляйте разряженную батарею на холоде, так как ее пластины будут быстрее разрушаться, а вода внутри банок будет замерзать, что сокращает жизнь аккумулятора.

Во время зарядки не допускайте кипения электролита. Для этого необходимо контролировать напряжение заряда, которое не должно быть больше 14,1 В.

Клеммы не должны окисляться, во избежание этого смазывайте их периодически такими составами, как литол или солидол. Окислившиеся клеммы перед смазкой тщательно зачистите.

Электрическая проводка автомобиля должна быть в полном порядке. Следите за ее работоспособностью и неисправные элементы сразу заменяйте новыми. Контакты плотно закрепляйте на клеммах батареи.

Нельзя допускать перезарядки АКБ. Поэтому внимательно следите за процессом зарядки или приобретите автоматическое зарядное устройство, которое само отключит батарею, когда она полностью будет заряжена.

Проверяйте уровень электролита и доливайте воду, когда в этом будет необходимость. При этом недопустимо проверять, сколько осталось воды в банках, освещая себе обзор зажигалкой или горящей спичкой.

Во время зарядки не допускайте размещения АКБ возле открытого огня. Рядом нельзя курить или зажигать спички. Проводите зарядку в вентилируемых помещениях и подальше от людей.

Отслужившую свой срок аккумуляторную батарею заменяйте новой, не испытывая судьбу. Все эти несложные превентивные меры помогут избежать такого неприятного события, как взрыв батареи на вашем автомобиле.

Видео о взрыве аккумулятора:

Взорвался аккумулятор — почему и что делать

Работа АКБ связана с постоянно протекающей химической реакцией. Если она происходит с нарушением, аккумулятор в машине может взорваться. Это происходит нечасто, как правило, связано с нарушением правил эксплуатации, заводским браком.

Взорвался аккумулятор в автомобиле, причины, что делатьАвтомобильный аккумулятор может взорваться при нарушении условий его эксплуатации.

Может ли аккумулятор взорваться

Конструкция батареи, технология, по которой проходит химическая реакция, постоянно совершенствуются. Учёные стараются минимизировать вероятность возгорания. Тем не менее, аккумуляторы взрываются.

Если батарея взорвалась при движении с закрытым капотом, водитель услышит лишь небольшой хлопок. В этом случае произошел взрыв газа от статического напряжения, либо от повреждённой электропроводки.

Основные причины взрыва

Для понятия причин взрыва необходимо рассмотреть процессы, происходящие внутри АКБ. При зарядке свинцово-кислотной батареи вода разлагается на кислород и водород.

Часть газа оседает на катодах, но некоторый процент накапливается под защитной крышкой. Данная смесь крайне взрывоопасна, достаточно малейшей искры, чтобы она загорелась.

Искра может возникать между катодами и анодами, а также в местах их последовательного соединения.

Чтобы взорвался аккумулятор, должны одновременно сыграть несколько негативных факторов:

Читайте также:  Стреляет в глушитель при нажатии и сбросе газа, причины

Взорвался аккумулятор в автомобиле, причины, что делатьВзрыв АКБ при прикуривании авто.

  • падение уровня электролита в банках АКБ;
  • длительный перезаряд, когда ИП подключён к зарядному устройству более 12 часов;
  • несвоевременное обслуживание;
  • продолжительная нагрузка, сменяемая зарядом током с большим значением, например, когда автомобиль пытаются завести методом прикуривания от другого автомобиля.

По статистике чаще всего причина взрыва аккумулятора – человеческий фактор, нарушение техники безопасности, рекомендаций производителя по зарядке источника питания. Среди неправильных действий, в результате которых может воспламениться аккумулятор:

  • подача на клеммы высокого тока, не предусмотренного производителем АКБ;
  • продолжительная зарядка элемента питания с закрученными крышками. Пробки на банках обеспечивают герметичность, предотвращают испарение электролита во время эксплуатации. При зарядке их необходимо выкручивать, это исключит накопление чрезмерных испарений электролита при его кипении, соответственно аккумулятор не взорвётся;
  • ещё одна причина возможного возгорания – перезаряд батареи. Не все зарядно-восстановительные устройства оборудованы системой автоматического контроля, пользователь должен контролировать уровень потребления тока, общее время зарядки. Если используется зарядка старого типа, не всегда можно корректно установить силу тока, уровень напряжения, соответственно, восполнение ёмкости будет происходить с нарушением технологического процесса.

Меры безопасности

Взрыв аккумулятора – опасное, неприятное явление, при котором поломка батареи – наиболее благоприятный исход.

В момент взрыва происходит разрушение корпуса, его частицы разлетаются на большой скорости, способны повредить детали двигателя, кузова, посечь кожу, если взрыв произошёл при открытом капоте.

Также при деформации происходит выброс электролита, он способен нанести глубокие химические ожоги.

Что делать, если аккумулятор загорелся

При возгорании аккумулятора ни в коем случае не стоит тушить его водой, это только усугубит ситуацию, ускорит химическую реакцию. Для тушения необходимо использовать порошковый огнетушитель, который, как правило, есть в автомобиле.

Взорвался аккумулятор в автомобиле, причины, что делатьАвтомобильный огнетушитель.

Также можно накрыть место возгорания плотной тканью, например, покрывалом.

Как устранить последствия

Электролит – химически активная жидкость. После возгорания, взрыва следует как можно быстрее удалить его следы с двигателя, кузова авто, пола гаража. Для этого используется раствор соды.

Как предотвратить взрывание

Взрыв аккумулятора – проблема, которую можно избежать, если соблюдать рекомендации:

Взорвался аккумулятор в автомобиле, причины, что делатьСмазка клемм аккумулятора.

  • Поддерживать корпус аккумуляторной батареи в чистоте. Главное – чтобы не забились вентиляционные отверстия, отводящие газ. Также необходимо контролировать состояние клемм. Удалять следы окисления, ржавчины, обрабатывать поверхность специальным составом.
  • Некоторые водители утепляют зону двигателя, в том числе аккумулятор. Утеплитель не должен полностью закрывать батарею, необходимо проделать специальные вентиляционные отверстия, обеспечивающие отток газа.
  • Не рекомендуется «прикуривать» автомобиль. Если в этом есть необходимость, используйте качественные зажимы, провода.
  • Пользоваться качественными клеммниками. Они должны плотно обживать клеммы аккумулятора, не допуская образования статического электричества.

При обслуживании АКБ водитель должен придерживаться нескольких правил:

  • не проводить работы вблизи открытого огня;
  • заряжать аккумуляторную батарею в хорошо проветриваемом помещении;
  • не оставлять заряжаемый элемент питания без присмотра;
  • следить за временем зарядки, уровнем подаваемого тока;
  • контролировать уровень электролита, особенно в северных регионах;
  • при зарядке обязательно выкручивать пробки на всех банках.

Взрыв аккумулятора – неприятность, от которой никто не застрахован. Но если соблюдать правила эксплуатации, зарядки АКБ, вероятность воспламенения испарений электролита будет минимальной.

Почему взрываются аккумуляторы в машине?

Спровоцировать взрыв автомобильного аккумулятора может несоблюдение условий зарядки и отсутствие должного обслуживания батареи. Какие АКБ могут взорваться под капотом, при зарядке,  и как уберечь себя от подобной ситуации?

Аккумуляторная батарея используется в качестве источника электропитания стартера, системы зажигания, питания двигателя и прочих вспомогательных систем автомобиля.

Взорвался аккумулятор в автомобиле, причины, что делать

Основы химических реакций внутри АКБ

Взорвался аккумулятор в автомобиле, причины, что делать

Автомобильная аккумуляторная батарея состоит из корпуса, который разделен на 6 изолированных секций (банки). Каждая ячейка состоит из набора отрицательных и положительных пластин. Пластины отделены сепараторами, погруженными в раствор серной кислоты и дистиллированной воды, называемый электролитом.

При разряде аккумулятора активная масса положительных и отрицательных пластин взаимодействует с электролитом. В результате химической реакции образуется сульфат свинца, оседающий на поверхности пластин и вода.

Плотность электролита при этом уменьшается. При зарядке АКБ от внешнего источника в результате обратной химической реакции образовывается кислота, на отрицательных электродах восстанавливается чистый свинец, а на положительных – диоксид свинца.

Плотность раствора при этом повышается.

Физико-химические предпосылки для взрыва

При зарядке свинцово-кислотного аккумулятора на молекулярном уровне вода разлагается на водород и кислород. Часть газов оседает на поверхности положительных пластин.

Вторая часть представляет собой гремучую смесь, скапливающуюся под крышкой корпуса АКБ. Смесь крайне взрывоопасна, а поэтому даже малейшей искры достаточно для ее поджога.

Такие искры могут возникать между пластинами с положительным и отрицательным потенциалом, а также в местах их последовательного соединения.

Чтобы взорвался аккумулятор автомобиля, в цепочку должны сложиться сразу несколько из негативных факторов:

  • снижение уровня электролита в банках;
  • продолжительный перезаряд батареи;
  • забитый перепускной клапан, который в необслуживаемых аккумуляторах предназначен для аварийного сброса скопившегося взрывоопасного газа;
  • несвоевременное обслуживание аккумуляторной батареи;
  • продолжительная высокая нагрузка на АКБ, сменяющаяся зарядом большим током. Если вы безуспешно пытались запустить холодный двигатель, а после под капотом взорвался аккумулятор при прикуривании, вероятнее всего, действия развивались как раз по такому сценарию.

Человеческий фактор

В печальной статистике чаще всего значится взрывы аккумуляторов при зарядке от внешнего устройства. Возможные причины:

  • слишком высокий ток заряда АКБ;
  • продолжительный заряд большим током с закрученными крышками. Пробки предназначены для контроля уровня и плотности электролита и для выхода газа при плановом обслуживании аккумулятора. При зарядке для предотвращения риска взрыва производители рекомендуют выкручивать пробки;
  • перезаряд батареи. Если зарядное устройство не имеет функции автоматической зарядки, необходимо следить за уровнем потребления тока и общим временем зарядки. Больше всего риск взрыва при использовании старых зарядных устройств, в которых невозможно адекватно настроить уровень напряжения и силу тока.

Простые правила зарядки АКБ

  1. Перед зарядкой открутите пробки.
  2. Установите силу тока, равную 1/10 емкости аккумулятора. К примеру, для АКБ с емкостью 72 а/ч. зарядка током 7,5-8 А будет наиболее безопасной и щадящей в плане сохранения батареи.

  3. Не оставляйте надолго заряженный аккумулятор подключенным к зарядному устройству (особенно, при ускоренной зарядке, когда принудительно выставлена большая сила тока).

Помните о том, что при длительном заряде через пробки выходит взрывоопасный газ.

Поджечь его может как поднесенная вплотную сигарета, так и искра, возникающая при снятии/одевании крабов зарядного устройства.

Взорвался аккумулятор в машине

Взорвался аккумулятор в автомобиле, причины, что делать

Как и в предыдущем случае, взрыв АКБ происходит из-за совокупности форм-факторов, среди которых можно выделить следующие:

  • слишком высокое напряжение бортовой сети. Причина в неисправном реле-регуляторе напряжения. Так называемая «шоколадка» в конструкции генератора дозирует подачу напряжения на обмотку возбуждения статора. Таким образом, напряжение зарядки поддерживается на заданном диапазоне, вне зависимости от количества включенных потребителей;

Система бортовой самодиагностики современных авто способна отреагировать на неадекватную работу генератора сигнальной лампой на приборной панели. На авто с отсутствующей функцией лампочка «АКБ» в случае перезаряда не загорается.

  • низкий уровень электролита;
  • утепление аккумулятора;
  • неисправность клапана сброса газов;
  • резкая повышенная нагрузка на батарею.

Какие последствия от взрыва аккумуляторной батареи?

Если взорвался аккумулятор под капотом, когда автомобиль был в движении, в салоне вы услышите лишь небольшой хлопок. При этом в качестве источника поджога может выступить как искра внутри корпуса АКБ, так и внешний источник пламени.

Выходящие через негерметичную пробку газы способна поджечь даже искра от статического электричества, не говоря уже о той, которая возникает при подключении аккумулятора к бортовой сети авто или при подключении проводов для прикуривания автомобиля.

Если взрыв произошел при запуске машины или в движении, для авто самые печальные последствия, скорее всего, ограничатся риском повреждения ЛКП. Электролит крайне ядовит к лакокрасочным материалам, поэтому если в ближайшее время не удалить его остатки с кузова, краска вспучится, оголив кузов влаге и реагентам.

Читайте также:  Gps-трекер для машины: рейтинг лучших устройств для автомобиля 2018 года, как работает и отзывы покупателей

Видео: Может ли взорваться аккумулятор автомобиля? Просто о сложном

Как обезопасить себя и автомобиль?

  1. Следите за количеством электролитической жидкости в АКБ. Большинство малосурмянистых батарей подвержены выкипанию воды из электролита. Поэтому производители делают их обслуживаемыми. Открутив пробки, вы можете визуально оценить уровень, который на 10-12 мм должен быть выше пластин.
  2. Очищайте клеммы и область вокруг них от грязи. Плотный грязевой слой в условиях повышенной влажности может привести к саморазряду и ускоренному выкипанию воды из электролита.
  3. Следите за креплением корпуса к площадке. Возникающая в движении вибрация – один из основных факторов преждевременного выхода батареи из строя. Это может стать и причиной нарушения контактов внутри АКБ.
  4. Периодически проверяйте уровень напряжения в бортовой сети автомобиля. Для этого подойдет простейший мультиметр. Исправный генератор на холостых оборотах должен выдавать заряд в диапазоне 13,8-14,6 В. При одновременном включении нескольких мощных потребителей уровень зарядки не должен снижаться ниже 13,7 В.
  5. При наличии пробок не поленитесь проверить уровень электролита даже в новом аккумуляторе. Электролит в корпус заливается роботами, а поэтому при сбоях в калибровке возможен перелив или недолив. Особенно это касается аккумуляторов из бюджетного сегмента.

Загрузка…

Может ли аккумулятор взорваться или это миф?

Почему батареи взрываются

Важнейшей причиной взрыва аккумуляторной батареи считается скопление горючих газов, которые воспламеняются при возникновении конкретных условий.

Газы начинают выделяться после полного расхода сульфата свинца, образовавшегося во время разряда. Другими словами, после восстановления заряда, вода начинает разлагаться.

Следовательно, если взорвался аккумулятор, значит, происходил сильный перезаряд АКБ.

https://www.youtube.com/watch?v=-1GVOpCzFzY

Причиной перезаряда считается несколько факторов:

• Высокое напряжение заряда. • Длительная зарядка. • Неправильное функционирование генератора.

Если для заряда используется автоматическое зарядное устройство, взрыв аккумулятора автомобиля невозможен, так как после полной зарядки устройство отключиться, подача напряжения прекратиться.

Самым распространенным случаем, отчего может взорваться аккумулятор, считается нарушение работы генератора. Он обязан подавать напряжение 14,2 вольта. Если это значение выше, внутри аккумулятора начинается кипение электролита, как следствие, происходит взрыв.

Причины взрыва кислотных аккумуляторов

Свинцовый кислотный аккумулятор считается пожаробезопасным устройством, но иногда взрываются. Причиной является полное пренебрежение к требованиям эксплуатации.

В процессе электролиза внутри банки постоянно идут окислительно – восстановительные реакции. Одним из продуктов происходит образование воды. На катоде она диссоциируется на кислород и водород. Водород в свободном виде выделяется из банки через пробку, вода частично тоже. В этот момент в ячейке на катодах идут и паразитные химические реакции с выделением сероводорода.

Газы должны выделяться и отходить через пробки. Если лабиринты забиты, банки кипят при зарядке, внутри скапливается гремучая смесь, которая является причиной взрыва аккумулятора.

Признаком кипения банок в подкапотном пространстве автомобиля становится запах сероводорода (тухлые яйца), кислотный запах и белый налет на корпусе АКБ. Не создать опасную концентрацию поможет правильная работа генератора и регулятора напряжения.

Большое скопление газов и случайная искра могут привести к взрыву автомобильного аккумулятора.

Забитые отверстия для отвода газов

Иногда возникает скопление водорода внутри батареи. В этом случае аккумулятор взрывается от любой пробежавшей искры. А может ли взорваться аккумулятор без нее? Причиной может стать забитая пробка. Окись углерода вступает в соединение с накопившимся водородом. Происходящая реакция выделяет много тепловой энергии. В результате, непосредственно внутри батареи разрывается две — три банки.

Если автомобиль не заводится, неопытный водитель гоняет стартер, пока тот не сгорит. Заметим, что стартер постоянно подает огромный ток.

Аккумулятору приходится отдавать большую величину стартерного тока. В это время происходит закипание электролита, поднимается температура. В результате выделяется большой объем сероводорода.

Как следствие, взорвался аккумулятор в автомобиле, придется покупать новый.

Теория взрыва, или почему кипит электролит

Аккумуляторная батарея на авто постоянно работает в режиме разряда-заряда. К примеру, при запуске, стартер потребляет большое количество энергии, но после пуска, в работу включается генератор, который восстанавливает расходованный батареей заряд, и так происходит постоянно.

  • При этом во время отдачи заряда в АКБ проходят окислительно-восстановительные химические процессы, в результате которых из обычного свинца происходит образование сульфата свинца.
  • При этом на положительных электродах осуществляется восстановление оксида свинца, а на отрицательных – окисление свинца.
  • Все эти процессы сопровождаются расходом серной кислоты, из-за чего плотность электролита падает (массовая часть кислоты снижается относительно дистиллята).

При заряде происходят те же процессы, но в обратном порядке. По мере заряда, образованный в результате реакций при разрядке сульфат свинца, распадается на составные части.

  1. И когда он полностью расходуется, реакция не останавливается, но в ней уже участвует другая составная часть электролита – дистиллят.
  2. После полного получения заряда, когда сульфата не осталось, начинается процесс электролиза дистиллированной воды, сопровождающийся разделением ее на составные компоненты – водород (выделяется на отрицательном электроде) и кислород (образуется на положительном электроде).
  3. А вот эти компоненты уже являются взрывоопасными, и их воспламенение и является следствием взрыва АКБ.

Визуально процесс электролиза выглядит как закипание электролита. Многие автомобилисты как раз и ориентируются поэтому – если батарея бурлит, значит, она заряжена.

Но на самом деле кипение электролита – это активное выделение горючих газов. От этих процессов никуда не деться, они нужны для нормальной работы АКБ. И если соблюдать все меры безопасности, то выделение горючих газов ничем не грозит.

Понижение уровня электролита

Опытные водители отлично знают, что АКБ требует повышенного внимания. Требуется регулярно следить, чтобы уровень электролита постоянно находился в норме. Если недоливать дистиллированную воду, происходит усиление реакции газообразования. Банки опустошаются, в освободившихся местах скапливаются газы.

При заниженном уровне электролита, увеличивается риск, взрыва батареи. Электролит должен полностью закрывать свинцовые пластины. Современные аккумуляторы оборудованы специальными метками, по которым определяется уровень электролита.

Важно! Категорически запрещается доливать электролит. Разрешается использовать только дистиллированную воду. Долив можно проводить после зарядки, подождав три часа.

Как происходит взрыв АКБ

Внутри аккумулятор автомобиля состоит из свинцовых пластин, которые погружены в кислоту для выработки энергии.

Подобная технология стала применяться примерно с XVIII века и считается не слишком результативной в плане соотношения электрической энергии на единицу массы АКБ.

Однако аккумуляторы, изготавливаемые сегодня, отличаются более высокими характеристиками, позволяющие обеспечивать необходимое напряжение.

Среди недостатков АКБ свинцово-кислотного типа можно выделить, помимо неэффективного хранения энергии, ещё и то, что в составе их находятся весьма опасные компоненты.

Наличие в АКБ свинца – это основная причина, по которой аккумулятор полагается утилизировать определённым способом, а серная кислота в составе батареи приводит к тому, что Вам приходится соблюдать повышенную осторожность, иначе это может закончиться весьма печально.

И всё же — почему и, главное, как аккумуляторные батареи автомобиля взрываются? Во время, например, зарядки АКБ, может быть образовано незначительное количество водорода, который, находясь в газообразном состоянии, достаточно легко воспламеняется (иногда это может произойти от малейшего толчка). Может случиться и так, что концентрация водорода будет намного выше – это происходит при избыточной зарядке АКБ, когда напряжение намного больше рекомендуемого.

Как избежать взрыва аккумулятора

Что делать, если взорвался аккумулятор в автомобиле, что необходимо предпринять? Ответ достаточно прост, всегда занимайтесь профилактикой узлов, а также агрегатов и важнейших механизмов автомобиля чтобы такого не произошло.

  • Напряжение заряда, которое генератор подает на аккумулятор, должно не превышать 14,7 вольта. Если оно будет больше, батарея начнет кипеть, сильно нагреется, возможен сильный взрыв.
  • Разряженную батарею нельзя хранить в холодном помещении. Пластины очень быстро станут негодными, так как плотность электролита при сильном морозе резко снижается. Внутри аккумулятора начинается процесс кристаллизации воды.
  • Батарею нужно постоянно держать в чистоте. Ее необходимо регулярно протирать чистой тряпкой, удалять пыль, тщательно смывать следы электролита.
  • Обязательно следите за вентиляционными отверстиями. Они должны постоянно быть открытыми и чистыми.
  • Регулярно проверяйте уровень электролита. Если его меньше нормы, добавляйте дистиллированную воду.
  • Чтобы на клеммах не возникало окисления, их лучше всего смазать литолом. Можно также использовать технический вазелин, подойдет солидол.
  • Электропроводка машины должна находиться в исправном состоянии, контакты тщательно зачищены и плотно закреплены. Детали, пришедшие в негодность, необходимо заменить.
  • Окислившиеся контакты нужно тщательно зачистить, особенно это касается токовыводящих клемм аккумулятора.
Читайте также:  Обзор генератора газель 406 и 402: схема подключения, замена ремня и проверка регулятора напряжения

Важно! Любая возникшая искра рядом с АКБ, может быть причиной взрыва.

  • Чехол, надетый на батарею, должен иметь прорези, чтобы оставить открытыми газоотводящие отверстия.
  • АКБ должна содержаться в чистоте. В особенности это касается отверстий, через которые выходят выделяющиеся газы.
  • Рядом с батареей не допускается никакого искрения, запрещается прикуривать и чиркать спичкой. Проверку уровня электролита требуется выполнять стеклянной трубочкой. Категорически запрещается подсвечивать банки зажигалкой.
  • Требуется постоянно поддерживать нормальный уровень электролита. При необходимости выполнять доливку дистиллированной водой.

Причины взрыва автомобильного аккумулятора

Опасность подстерегает владельца автомобильного аккумулятора при зарядке. Если не откручены пробки с обслуживаемой батареи перед подключением ЗУ, взрыв становится неотвратим.

Другая причина взрыва – неправильно выставленное напряжение на ЗУ. Если идет интенсивное газовыделение при зарядке, это может привести в воспламенению смеси в воздухе мастерской. Поэтому требуется обеспечить хорошую вентиляцию.

Воздушные каналы нельзя прикрывать утеплительным кожухом АКБ.

Если в банках мало электролита, во время зарядки объем взрывоопасной смеси может стать критическим, стать причиной взрыва батареи. Поэтому следить за уровнем электролита нужно систематически, доливая дистиллированную воду.

Для предотвращения искрения, причины взрыва газовой смеси в подкапотном пространстве авто, необходимо чистить налет, окисление, плотно подтягивать контакты, чистить клеммы АКБ.

Из-за чего может замкнуть банку аккумулятора

Если эксплуатируемый аккумулятор уже прослужил рекомендованный заводом-изготовителем период, то замыкание банки – это просто одна из причин «смерти» батареи. В новой батарее подобная неполадка случиться чаще всего из-за брака. При наличии чека на товар и действующего гарантийного периода можно обратиться в магазин, где был приобретён аккумулятор.

Замкнуть банку можно и в результате неправильной эксплуатации АКБ. Например, если он не было надёжно закреплено на штатном месте, но при этом автомобиль эксплуатировался на высокой скорости по бездорожью, то от постоянных ударов и тряски активная масса пластин может осыпаться, и произойдёт короткое замыкание.

Если аккумулятор уронили при переноске, то в этом случае могут повредиться внутренние элементы, из-за чего также закоротит одну или несколько секций. Боковые удары не менее опасны, поэтому следует проявлять максимальную осторожность, ведь кроме выхода из строя при разгерметизации корпуса может вытечь кислота.

Чаще всего замыкание банок происходит из того, что не успевают вовремя заливать электролит. Ведь если он упадет слишком низко, то пластины оголятся и осыпятся. Случайно соединённых положительных контактов с массой, также могут проявляться в виде разрушения и осыпания пластин, что рано или поздно приведёт к короткому замыканию.

В зимнее время такая проблема может образоваться при хранении разряженного аккумулятора в неотапливаемом помещении или на улице. Замёрзший электролит с большим усилием сожмёт решётки, которые, не выдержав нагрузки, полностью разрушатся. Осыпавшийся или смещённый металл вызовет короткое замыкание.

Техническое обслуживание

Много неисправностей аккумуляторной батареи появляется в результате неправильного использования и техничного обслуживания. Очень важным моментом является обслуживание после покупки, первое ТО.

Дабы поломки не преследовали владельца постоянно, не пришлось тратить лишние деньги, необходимо проводить правильное обслуживание АКБ. Ниже приведено несколько полезных советов, что увеличат срок службы и не приведут к неисправностям свинцово-кислотной батареи:

  1. Нужно постоянно убирать грязь, масло и прочий мусор с корпуса батареи.
  2. Проводить проверку, по необходимости подтягивать крепеж для АКБ под капотом.
  3. Время от времени пробки для отвода газов нужно очищать, но процедура проводится аккуратно. В домашних условиях можно использовать иголку или зубочистку.
  4. Проверять провода, которые выходят от аккумулятора. На них не должно быть повреждений, окислений. Фиксация проводов делается надежной.
  5. Ведется контроль уровня электролита внутри с помощью стеклянной трубки. Если нужно, проводят долив дистиллированной воды.
  • Последующая проверка заключается в тех же правилах, но добавляется еще контроль плотности жидкости в АКБ, его корректировка.
  • Обязательным условием долговечности свинцово-кислотных АКБ является проверка уровня и плотности электролита
  • Теперь необходимо разобраться какие бывают неисправности аккумуляторной батареи и способы по их устранению.

Электролит

В каждом аккумуляторе его различное значение — в больших батареях его больше, в малых меньше – это закономерно. Но вот состав у него практически один и тот же. Это вода + серная кислота, если вспомнить школьную формулу, то примерно:

Нужно отметить, что воды примерно – 65%, а вот кислоты около – 35%, эта смесь и является токопроводящей жидкостью – электролитом. Без него если хотите не будет накопления энергии, он является универсальным проводником.

По сути, это соединение невзрывоопасно, подумаешь вода и кислота, это же не бензин. Вроде конструкция безопасная, но почему же происходят взрывы при зарядке?

Взрыв аккумулятора: причины и способы предупреждения

Иногда аккумулятор в автомобиле взрывается. Часто это связано с неправильным уходом или несоблюдением условий эксплуатации. Существует несколько основных причин взрывов.

Перезаряд АКБ

Накопление газов в аккумуляторе и их воспламенение может стать причиной взрыва. Газы образуются, когда происходит полный расход сульфата свинца. Во время перезаряда уровень электролита снижается, свинцовые пластины оголяются, а заряд продолжает идти. Происходит сульфатация. В результате нее и образуется сульфат свинца. Причин для перезаряда несколько:

  • Высокое напряжение;
  • Длительная зарядка;
  • Неправильная работа генератора.

Последняя причина является самой распространённой. Генератор должен подавать напряжение в 14,2 В. Поэтому внимательно следите за данным показателем.

Забитые отверстия

АКБ может взорваться от избытка водорода. В таком случае взрыв произойдет от искры или из-за забитых пробок. Во втором случае окись углерода начинает взаимодействовать с водородом. В ходе взаимодействия веществ выделяется много тепловой энергии. В результате взрываются несколько банок батареи.

Некоторые автовладельцы привыкли долго гонять стартер, если машина не заводится. Стартер подает большой ток и аккумулятору приходится его возвращать. В этот момент электролит закипает, температура возрастает. Сероводород активно выделяется. Следовательно, аккумулятор взрывается.

Неисправность генератора

Генератор производит различное напряжение (вал работает с разными оборотами). Когда отметка в 14,1 вольт превышена, происходит электролиз воды. Когда напряжение превышается постоянно, газы образуются интенсивно. Поэтому неисправность электрооборудования приводит к взрывам.

Нехватка электролита

В норме электролит закрывает свинцовые пластины полностью. Когда его уровень снижается, банки опустошаются, а в свободных местах начинают скапливаться газы. Риск взрыва увеличивается. Следите за уровнем электролита и при необходимости подливайте дистиллят, чтобы избежать поломки.

Чехол

Некоторые автомобилисты накрывают аккумулятор чехлом, чтобы не попадала грязь. Чехол также служит хорошим утеплителем. Но если он закроет газоотводные отверстия, то газ накопится и произойдет взрыв.

Искра

Если клеммы плохо закреплены, на них скопилась грязь или они окислились, контакт будет плохим. Как следствие появится искра. Это провоцирует взрыв.

Советы специалистов

Проверяйте важные механизмы в автомобиле регулярно. Следуйте простым советам, чтобы избежать взрыва АКБ.

  • Напряжение, которое дает генератор, не должно превышать 14,7 вольта.
  • Не храните разряженную батарею в холоде. В таких условиях плотность электролита снижается и начинается кристаллизация воды.
  • Следите за чистотой батареи.
  • Держите вентиляционные отверстия открытыми.
  • Проверяйте уровень электролита и при необходимости доливайте дистиллированную воду.
  • Смазывайте клеммы литолом, солидолом или техническим вазелином для защиты от окисления.
  • Тщательно зачищайте и плотно закрепляйте контакты электропроводки.
  • Не допускайте появления искры рядом с аккумулятором.

Регулярный уход и проверка АКБ позволят продлить ее срок службы и сделать работу автомобиля надежнее.

А если нужен новый аккумулятор, тогда за аккумулятором − в Delmex!

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector