Любой двигатель внутреннего сгорания имеет в своем составе блок цилиндров и головку блока, между которыми устанавливается прокладка головки блока.
Прокладка выполнена из армированного паронита или тонкого металла и имеет уплотнительные кольца по краям отверстий для цилиндров. Помимо этого, в ее теле выполнены отверстия для каналов прохода охлаждающей жидкости и подачи масла.
В задачу уплотнителя входит выполнять герметизацию камер сгорания и цилиндров, а также соединений каналов.
Пробило прокладку ГБЦ
При пробое прокладки блока нарушается рабочий режим двигателя, он начинает плохо заводится, увеличивается расход топлива, теряется динамика и мощность силовой установки.
Признаки:
• Резкое повышение температуры охлаждающей жидкости (кипение антифриза);
• Масло в расширительном бачке, либо запах выхлопных газов, следы эмульсии на щупе моторного масла;
Масло попало в расширительный бачок ОЖ
- • Двигатель троит;
- • Появление «Джеки Чан» на щитке приборов;
- • Белый дым из выхлопной трубы;
Белым дым из выхлопной трубы
• Уходит антифриз, без признаков течи в соединениях;
• Повышенный уровень моторного масла. Дело в том, что охлаждающая жидкость, попадая в масляную магистраль, поднимает уровень масла.
• Каша на крышке заливной горловины;
Эмульсия на маслозаливной крышке
Причины
- • Перегрев охлаждающей жидкости;
- • Коробление плоскости головки блока цилиндров;
- • Ослабление затяжки головки блока;
- • Неправильная схема затяжки болтов крепления головки блока;
- • Эксплуатационный износ прокладки;
- • Установка некачественной прокладки;
– перегрев двигателя может быть вызван неисправностью водяного насоса или термостата, а также при недостатке охлаждающей жидкости из-за течи в соединениях. Также повышение температурного режима может провоцировать забитый грязью радиатор охлаждения или ослабление, или разрыв приводного ремня принудительного вентилятора.
На фото: очень грязный радиатор
- Отказ электровентилятора, в свою очередь, может произойти из-за перегорания предохранителя, разрыва цепи или отказа электродвигателя, а также при неисправности датчика температуры охлаждающей жидкости. При оснащении вентилятора вискомуфтой, его отказ вызван неисправностью муфты;
- – плоскость головки блока может получить коробление при сильном перегреве мотора, а также при ослаблении болтов ее крепления;
- – не соблюдение схемы затяжки крепления головки блока (всегда указывается заводом с аннотацией к прокладке) или не соответствие указанного момента затяжки, также провоцирует пробой прокладки головки блока;
Последовательность затягивания болтов крепления головки блока цилиндров ВАЗ 2114
– прокладка, выполненная из дешевых материалов с нарушением изготовления, как правило, быстро выходит из строя и требует замены.
Как определить, что прокладка пробита?
Большинство современных автомобилей оснащены замкнутой охлаждающей системой без крышки радиатора и определить неисправность прокладки можно по расширительному бачку. При пробое прокладки в бачок начинают поступать газы, наличие которых можно определить с помощью надувного шарика, резиновой перчатки или изделием №1 (благо по ПДД презерватив должен быть в каждой аптечке).
Схема проверки
Снимается пробка расширительного бачка и на горловину надевается одно из указанных резиновых изделий. Запускается двигатель (должен быть предварительно прогрет) и если в охлаждающей жидкости присутствуют газы, то они начнут надувать резину, что покажет о не герметичности прокладки головки блока.
Проверка прокладки ГБЦ с помощью шарика
Если же при снятии крышки бачка внутри будет присутствовать пар, двигатель еще не вышел на рабочую температуру.
После запуска мотора при нажатии на педаль газа, пар начинает облаком выходить из горловины расширительного бачка, а при наборе температуры, жидкость начнет кипеть и выплескиваться наружу, все это покажет, что прокладка блока пробита. При этом сам антифриз может иметь следы моторного масла.
Плюс к этому из выхлопной трубы будет выходить густой белый дым, а после запуска двигателя окончание трубы глушителя будет иметь жирноватую окантовку и под низом трубы будут видны следы жидкости. Если попробовать их на вкус (без фанатизма), то жидкость будет сладковатой.
Можно также при работе мотора прижать ладонь к выходу трубы глушителя, после чего на ладони появится след жидкости, который на вкус будет сладковатым, что тоже подтвердит о не герметичности прокладки.
Определить неисправность уплотнения можно и по масляному щупу, крышке заливной горловины и патрубку вентиляции картера (внутри следы эмульсии), а также и после снятия крышки клапанов, где масло будет иметь вид эмульсии, то есть смесь масла с антифризом.
Что делать?
При обнаружении вышеперечисленных признаков, прокладку ГБЦ необходимо заменить, других вариантов в подобной ситуации нет. При замене уплотнения нужно учитывать несколько моментов.
1)Внимательно осмотреть снятую прокладку, чтобы определить, где именно произошел ее разрыв, либо где она не полностью прилегала к плоскости головки.
На фото: ГБЦ ВАЗ 21099
2) Проверить плоскость головки на прогиб. Обычно образуется «яма» в средней части плоскости и при обработке фреза берет только начало и конец плоскости, не задевая среднюю часть. На практике, практически 90% головок требуют фрезеровки, не зависимо от пробега, так как после перегрева коробит плоскость.
На фото: фрезеровка ГБЦ
3) В случае, когда после пробоя прокладки масло пошло в охлаждающую жидкость, то необходимо слить весь антифриз, промыть систему и заправить новой жидкостью. То же самое, при обнаружении эмульсии в поддоне двигателя, также необходимо перед заменой масла, выполнять промывку масляной магистрали, промывочным маслом.
Резюме
При обнаружении любых из перечисленных признаков неисправности уплотнения головки блока, не откладывая на спасительное потом, сразу принимайте меры к решению проблемы, так как длительная езда с подобной неисправностью может закончится сложным и дорогостоящим ремонтом мотора или его заменой.
Как определить, что пробита или прогорела прокладка ГБЦ
Образование эмульсии, перегрев двигателя и картерные газы в расширительном бачке – первые признаки того, что на автомобиле пробило прокладку ГБЦ. Поскольку эксплуатировать машину с этой неисправностью нельзя, рассмотрим, что делать в таком случае и по каким признакам определить причину пробоя.
Разница между пробитой и прогоревшей прокладкой ГБЦ
Под прогаром следует понимать неисправность, при которой выхлопные газы прорываются в соседние цилиндры, масляные каналы или рубашку охлаждения ДВС. Чаще всего прогар происходит между цилиндрами, так как уплотнение в этом месте принимает наибольшую термическую нагрузку.
Понятие пробоя более обширное и включает в себя также случаи, когда каналы циркуляции масла и охлаждающей жидкости (ОЖ) сообщаются между собой. Из-за смешивания в расширительном бачке и/или поддоне образуется эмульсия кофейного цвета. При пробое наружу первым признаком будут следы масла/тосола на двигателе.
Признаки прогара
- Двигатель троит, падение мощности, черный дым из выхлопной трубы (несгоревшее топливо). Сообщение соседних цилиндров приводит к нарушению газообмена. На такте сжатия газы перетекают в соседний цилиндр, вследствие чего не создается достаточное давление в конце такта сжатия, нарушается либо и вовсе отсутствует горение смеси. Из-за этого двигатель работает неустойчиво, на кузов передаются сильные вибрации.
- Повышенное давление в системе охлаждения двигателя. Поскольку система наполняется отработанными газами, все резиновые патрубки будут раздуты, что можно проверить на ощупь. Нередко последствием пробитой прокладки становится утечка антифриза. Из-за повышенного давления в системе течь возникает в наиболее ослабленных участках: места обжатия патрубков хомутами, незатянутые подводы к штуцерам, потрескавшиеся из-за старости резиновые шланги.
Если на вашем автомобиле начались регулярные проблемы с утечкой ОЖ, сосредоточьтесь на поиске причины, а не постоянном устранении последствий неисправности.
- Маслянистые пятна на поверхности антифриза в расширительном бачке. Причина в несгоревшем бензине и примесях масла, которые просачиваются в охлаждающую жидкость вместе с газами.
- Двигатель перегревается. Раскаленные отработавшие газы нагревают антифриз, поэтому система охлаждения не справляется с теплоотводом.
- Белый дым из выхлопной трубы. Причина в прогоревшей прокладке между каналом циркуляции ОЖ и цилиндром, из-за чего антифриз попадает в камеру сгорания. Нередко проблема начинает проявлять себя после длительного простоя, когда в цилиндре накапливается тосол. В придачу ко всему в такой ситуации вы заметите затрудненный запуск двигателя. Естественно, что в таком случае уровень антифриза в бачке будет постоянно снижаться.
С ремонтом прогара затягивать не стоит, так как скопление большого количества антифриза в камере сгорания может привести к гидроудару и, как следствие, дорогостоящему капитальному ремонту.
Как понять, что пробило прокладку головки блока цилиндров?
При пробое прокладки между каналами с маслом и антифризом не всегда происходит взаимное смешивание жидкостей. Эмульсия может появиться только в поддоне или в расширительном бачке. Если на авто пробита прокладка ГБЦ, ездить на нем запрещено.
Охлаждающая жидкость разжижает масло, меняя его консистенцию и ухудшая смазывающую способность. Эксплуатация машины на эмульсии чревата задирами на цилиндрах, шейках распредвала, коленвала, проворотом вкладышей, поломкой турбины и т.п.
Шумная работа двигателя – один из первых признаков эмульсии.
Появление масла в антифризе меняет его вязкость, из-за чего снижается прокачиваемый помпой объем. Смесь масла и тосола забивает радиатор и каналы рубашки двигателя, вследствие чего нарушается теплоотвод. Эксплуатируя авто с такой поломкой, вы рискуете перегреть двигатель.
Гораздо реже прокладку пробивает наружу, из-за чего на блоке цилиндров появляются маслянистые пятна, подтеки охлаждающей жидкости. В таком случае вы заметите снижение уровня масла в поддоне и антифриза в бачке.
Последствие некачественного ремонта
Если прокладка ГБЦ была пробита после ремонта двигателя, скорее всего, причиной поломки стал один из факторов некачественного ремонта.
- Неправильное усилие затяжки болтов головки блока цилиндров (около 80% всех случаев). В технической документации двигателя указывается не только момент, но и последовательность затяжки каждого из болтов. В некоторых случаях после определенного пробега следует переобжать прокладку. Чаще всего уплотнение остается недостаточным либо, наоборот, чрезмерно сжатым, из-за человеческого фактора. На усилие влияет и степень вытяжки болтов и состояние резьбы в ГБЦ. Перед затягиванием убедитесь в чистоте витков, отсутствии в колодцах масла, воды.
Некоторые болты изготавливают по особой технологии и не требуют предварительного смазывания перед закручиванием. Не стоит пренебрегать этим моментом, так как всего 10% усилия уходит на обжатие самой прокладки, оставшаяся доля идет на преодоления силы трения при закручивании.
- Несоответствие привалочных плоскостей блока цилиндров и ГБЦ. При этом учитывается известный многим параметр деформации плоскости и чистота поверхности сопрягаемых деталей. Слишком высокая чистота обработки способствует скольжению прокладки, тогда как грубая чистота не позволяет прокладке плотно прилегать к сопрягаемым поверхностям.
- Повреждение прокладки, которая является хрупким и чувствительным к деформациям изделием.
- Неправильное применение герметизирующих составов. Герметик требуется лишь на некоторых типах «Т-образных» соединений. Перебор может привести к попаданию герметика в глухие отверстия и стать причиной недостаточного момента затяжки.
Почему прогорает прокладка ГБЦ?
Чаще всего причина прогоревшего уплотнителя в перегреве двигателя, из-за которого деформируется плоскость ГБЦ. Наиболее чувствительны к такой деформации вследствие теплового расширения 6-цилиндровые рядные двигатели.
К пробою приводит и нарушение процесса горения в цилиндре (детонационное и/или калильное зажигание). При калильном зажигании смесь поджигается не от искры, а от перегретой части свечи зажигания. Возникает при неправильном подборе свечей. При детонационном сгорании смесь воспламеняется до возникновения искры на электроде. Основные причины детонации:
- Несоответствие октанового числа бензина и степени сжатия двигателя. Столь общее определение включает в себя как случаи, когда заявленный на АЗС показатель октана не соответствует действительности, так и неучтенное повышение степени сжатия после ремонта либо вследствие образования в цилиндрах нагара.
- Слишком бедная смесь.
Детонационное сгорание характеризуется сверхвысокой скоростью распространения фронта пламени, из-за чего стенки камеры сгорания переживают экстремальные термические и механические нагрузки.
Прокладка может прогореть не только из-за повышения температуры, но и из-за дополнительного вытягивающего усилия, которое воздействует на болты. Возникает вследствие повышенного давления в камере сгорания до момента преодоления поршнем верхней мертвой точки (ВМТ).
Видео: Пробита прокладка гбц признаки и последствия
Дефектовка после разборки мотора
К появлению эмульсии в масле/антифризе приводит не только пробой прокладки ГБЦ, но и трещина между каналами в блоке цилиндров или головке блока. Провести дефектовку своими руками вам помогут следующие признаки пробитой прокладки ГБЦ:
- отсутствие частей уплотнителя;
- появление нагара (говорит о прохождении выхлопных газов);
- отвердение материала, обесцвечивание металлических усилительных колец, поверхностные трещины (признаки перегрева);
- расплющивание отдельных зон прокладки, деформация колец, усиливающих отверстия, – явные признаки игнорирования требования повторной обтяжки;
- трещины перегородок;
- зоны без следов обжатия. Определяются по толщине прокладки до сжатия и после.
Если толщина осталась неизменной, усилие в этой зоне было недостаточным.
Вам также может понравиться
Основные признаки пробитой прокладки головки блока цилиндров (ГБЦ)
Прокладка ГЦБ обеспечивает надежную герметизацию блока цилиндров и головки блока цилиндров. Она изолирует камеру сгорания от жидкости системы охлаждения и смазки. Изготавливается из тонкого металла или армированного паронита с металлической окантовкой отверстий под камеру сгорания.
Неисправность в виде прогара или пробоя прокладки ГБЦ довольно распространена. И в случае такого дефекта требуется срочный ремонт.
Конечно при незначительной потере герметичности передвижение на авто возможно, но только в случаях крайней необходимости.
Но по каким признакам определить, что прокладка головки блока цилиндров пробита? Для лучшего понимания дефектов стоит разобраться в его особенностях и причинах появления.
Особенности прокладки ГБЦ
Как всем известно у двигателя есть две основных части – это блок цилиндров и головка блока цилиндров. Головкой закрывается камера сгорания, которая имеет вмонтированные клапанный механизм с клапанами и распредвалы. Поверх нее устанавливается крышка клапанного блока. Как уже упоминалось прокладка обеспечивает герметизацию между блоком цилиндров и головкой.
В четырехцилиндровых моторах прокладка ГБЦ имеет 4 больших круглых отверстия, и несколько небольших для крепежных болтов, а также каналы для циркуляции охлаждающей жидкости и смазки. Помимо распространенных паронита и тонкого металла, иногда встречаются медные, многослойные композитные из металла с эластомером и асбестографитовые изделия.
Стоит отметить, что прокладки ГБЦ сами по себе не относятся к дорогим товарам автопромышленности. Значительно дороже стоит работа по их замене, так как для этой цели приходится разбирать мотор, а после настроить механизм газораспределительной системы.
Основные функции прокладки ГБЦ:
- обеспечивает герметичность камеры сгорания;
- предотвращает утечку газов из двигателя;
- предотвращает попадание масла и ОЖ в камеру сгорания;
- препятствует смешиванию жидкостей.
А так как на большинство автомобилей установлены асбестовые прокладки, они чаще прогорают, что приводит к попаданию газов из камеры сгорания в систему охлаждения, а ОЖ попадает в мотор. Главная опасность такого процесса заключается в том, что смывается защитная масляная пленка. Это приводит к ускоренному износу деталей, охлаждение узлов ухудшается и может вызвать даже заклинивание поршней.
Для чего нужна прокладка ГБЦ
Прокладка головки блока цилиндров работает в наиболее жестких условиях из всех уплотнителей машины и выполняет одну из самых сложных задач.
Первое что требуется от прокладки ГБЦ – это изоляция каналов для масла и антифриза от камеры сгорания и предотвращение появления внутренних и внешних течей. Второе – она должна спокойно переносить постоянные колебания экстремальных температур и давления.
Температурный режим ее работы порядка 200 °С между цилиндрами и блоком, а также от 1 000 до 2 200 °С в камере сгорания.
Давление, которое приходится на прокладку во время прохождения всех циклов работы цилиндра, колеблется от полного вакуума до 6 700 кПа, а временами и больше.
Третье – прокладка должна противостоять проявлениям коррозии и агрессивной среде, а также уменьшать силу трения от головки цилиндров во время разогрева двигателя, особенно в холодное время года (больше касается алюминиевых изделий). Помимо всего прокладка ГБЦ устраняет незначительные неровности поверхности головки и блока, а также вибрации при работе автомобиля.
Суровые условия эксплуатации этого элемента привели к тому, что в последние годы конструкция прокладки претерпела значительного улучшения. Увеличился показатель выдерживаемого давления и температуры. Однако, несмотря на это, все же случаются пробои, которые ведут к нестабильной работе двигателя, а возможно и полному выходу его из строя.
Как узнать, что прокладка головки пробита
Признаки, указывающие на пробой довольно очевидны. Это может быть появление примеси моторного масла в расширительном баке системы охлаждения или образование пузырьков газа.
Помимо этого, ОЖ может попасть в моторное масло, что приводит к возникновению эмульсии, которую видно с обратной стороны крышки масляной системы.
Хотя появление такого налета (в народе «майонеза») может быть вызвано длительной ездой без прогрева двигателя.
Пробитая прокладка ГБЦ
Наличие густого белого дыма из выхлопной трубы при работающем моторе тоже указывает на дефекты прокладки ГБЦ. Однако такой симптом характерен при работе с прожженным сажевым фильтром. Ко всему этот признак легко спутать с банальным испарением конденсата, собравшегося в выхлопной трубе.
В идеале для проверки воспользоваться тестером, который замеряет содержание СО2 в системе охлаждения. Купить его можно в интернет-магазинах, либо обратиться в автосервис или СТО, у которых он есть в наличие.
Однако следует помнить, что по одному признаку судить о проблеме не верно. И если вы обнаружили большую потерю антифриза наряду с густым белым дымом, то это уже может указывать на дефекты прокладки ГБЦ либо самой головки блока цилиндров.
В случае возникновения подозрения на это, лучше обратиться в автосервис, ведь диагностика неисправности, связанной с системами смазки или охлаждения, как и с прокладкой ГБЦ требует наличие опыта работы.
Признаки пробитой прокладки головки блока цилиндров
Наиболее явным признаком пробитой прокладки ГБЦ будет «прострел» – когда из-под головки блока вырываются газы. Определить это очень просто по характерному звуку.
Иногда встречается разгерметизация между двумя цилиндрами. Определить такой дефект значительно сложнее – необходимо мерить компрессию. Однако в таком случае мотор все равно будет «троить».
И хорошо если причина этого – пробитая прокладка, а не что похуже.
Наличие выхлопных газов в радиаторе тоже может указывать на возможный пробой. Однако это не всегда так, иногда газ может проходить через небольшую трещину в головке либо на стенке гильзы.
В таком случае мотор работает довольно стабильно, правда постепенно будет уменьшаться количество антифриза, а система выхлопа немного дымить.
С таким дефектом можно ездить довольно долго, однако рано или поздно он превратится в полноценный «прострел».
То есть симптомы пробитой прокладки ГБЦ могут проявляться по-разному. Выделим основные признаки:
- Пробой окантовки камеры сгорания ведет к увеличению рабочей температуры двигателя. Это происходит из-за попадания горячих отработанных газов в охлаждающую жидкость, что ведет к более быстрому ее нагреву. В таком случае в расширительном бачке можно наблюдать обильное появление пузырьков с газом.
- Смешивание смазочных материалов и охлаждающей жидкости, наличие топлива в антифризе или масле также указывают на пробитую прокладку ГБЦ. В случае появления масляного пятна в расширительном баке стоит задуматься.
- Пробой между цилиндрами выявить непросто. При прогоревшей прокладке ГБЦ между камерами сгорания в топливную смесь может попадать отработанный газ из соседнего цилиндра. Это усложняет запуск двигателя, а после прогрева он работает в нормальном режиме.
- В редких случаях можно наблюдать разрыв внешнего корпуса прокладки головки блока цилиндров. При этом на поверхности мотора в месте стыка можно увидеть масляные подтеки.
- Если из выхлопной трубы даже после хорошего прогрева двигателя идет белый дым – это явный признак пробитой прокладки ГБЦ. В случае разрыва между каналом охлаждения и цилиндром, антифриз будет попадать в камеру сгорания, что ведет к появлению белого дыма.
Стоит помнить, что перегрев мотора, вызванный пробоем прокладки, может повлечь искривление плоскости ГБЦ. Это характерно к алюминиевым головкам блока цилиндров, у чугунных такая проблема не встречается.
Подведем итог. Прогорела прокладка – необходим ремонт. Такой дефект очень распространен и встречается на всех типах двигателей.
Причины возникновения пробоя прокладки ГБЦ
Для повреждения этого элемента достаточно незначительного дефекта в системе охлаждения. Сюда относится неполадки термостата, появление утечки ОЖ, воздух в системе, забитый пухом радиатор или отказ вентилятора. Это ведет к локальным перегревам, а в результате прогара прокладки ГБЦ или выходу из строя самой головки.
В дизелях прокладка ГБЦ прогорает из-за увеличения температур горения топливовоздушной смеси, чаще это вызвано неполадками в работе форсунок. Такие же проблемы и у двигателей с газовыми установками. К тому же на некоторых моделях автомобилей прокладка быстро изнашивается из-за просчетов в конструкции.
По мнению большинства механиков, прокладка ГБЦ быстро выходит из строя после длительных простоев машины. Возникновение пробоя после проведения ремонта может быть следствием нарушений технологии при затяжке болтов головки.
Помимо всего выше перечисленного повреждение прокладки возможно из-за безответственной эксплуатации авто – работа при повышенных нагрузках ведет к частым и длительным перегревам двигателя.
Неисправности ведущие к повреждению прокладки ГБЦ
В случае пробития прокладки головки блока цилиндров, перед заменой ее на новую, важно понять причину, вызвавшую этот дефект. Иначе пробой может сразу же произойти и на новой идеально установленной и качественной прокладке ГБЦ.
Ниже приведены наиболее распространенные причины, приводящие к выходу из строя прокладки ГБЦ. При обнаружении в своем авто одного или нескольких указанных условий до пробоя, вовремя устранив их, можно предотвратить выход из строя прокладки.
Перегрев мотора
Наиболее распространенной причиной пробоя прокладки ГБЦ является именно перегрев, особенно частые и резкие повышения температуры.
Помимо того, что перегрев двигателя подвергает прокладку ГБЦ влиянию высоких температур, так это еще и ведет к резкому расширению алюминиевой головки, что может привести к ее разрушению.
Даже если она не сломалась сразу, постоянные перегревы ослабляют металл и впоследствии она рано или поздно выйдет из строя.
Причины перегрева двигателя:
- утечка жидкости из системы охлаждения;
- не работает вентилятор радиатора;
- сбой системы отвода отработанных газов;
- засор в радиаторе;
- неполадки в термостате;
- неисправная помпа;
- ослаблен ремень ГРМ;
- давно не обслуживалась система охлаждения;
- применение не того типа ОЖ;
- крышка радиатора закрыта неплотно;
- повреждение шланга радиатора.
Неправильное сгорание топливной смеси
Ранее воспламенение топливной смеси в камере сгорания также очень распространенная проблема. В нормальных условиях топливо сгорает равномерно. Однако детонация может быть нарушена из-за обедненной смеси, перегрева либо низкооктанового горючего.
Неправильное сгорание выражается детонацией либо ранним воспламенением. Первый возможен в случае медленно развивающегося воспламенения в цилиндре.
Это ведет к тому, что возрастающее давление запускает второй фронт воспламенения на краю смеси, в итоге они сталкиваются и происходит детонация.
Из-за ударной волны возникает внутренняя вибрация, что в итоге может привести к повреждениям мотора, в том числе прокладки ГБЦ.
Причины неправильного сгорания топлива:
- обедненная топливная смесь;
- плохо распространено топливо внутри камеры сгорания;
- неправильно отрегулировано зажигание;
- неисправности клапана EGR;
- некачественное горючее.
Второй вариант – это опережающее зажигание. В этом случае весь процесс начинается до зажигания свечи. При этом также возникает два фронта возгорания, которые в итоге сталкиваются. Такая неисправность сопровождается звенящим звуком. Исходящий из моторного отсека легкий постукивающий шум – это легкая форма такого дефекта.
Причины:
- нагар в камере сгорания;
- перегрев выпускного клапана;
- неисправная свеча зажигания;
- неисправности в системе охлаждения;
- недостаточная смазка мотора.
Горячие точки
Часто выход из строя прокладки ГБЦ обусловлен низким качеством материалов, из которых она изготовлена.
Особенности конструкций мотора некоторых моделей, ведут к образованию горячих точек. Например, выпускные отверстия расположены на маленьком расстоянии, в этом месте и будет зона горячих точек. Если эти отверстия на прокладке не будут дополнительно усилены, тогда она быстро выйдет из строя.
Некоторые виды прокладок ГБЦ уплотняют небольшие неровности поверхности, допущенные при производстве, а также защищают детали от коррозии. Однако в процессе установки могут возникнуть некоторые сложности, а именно:
- повторно использовались старые болты;
- у одного или нескольких болтов повреждена резьба;
- болты недотянуты или перетянуты;
- поверхность блока цилиндров перед установкой головки не очистили, либо очистили плохо;
- нарушена последовательность затяжка болтов;
- неправильно использовался герметик;
- при очистке и шлифовке поверхностей блока применялись абразивные материалы.
Своевременное выявление условий, при которых может прогореть прокладка ГБЦ, поможет вам избежать дополнительных растрат на ее замену.
Заключение
Главное не паниковать. Даже в случае обнаружения одного из признаков — это еще не стопроцентная гарантия того, что прокладка ГБЦ пробита. Но если все же требуется ремонт, то помните ремонт или дешевый, или хороший.
Пробило прокладку ГБЦ: симптомы, причины и последствия неполадки
Основная задача прокладки ГБЦ – это обеспечение герметизации цилиндров и головки блока. Помогает создать изоляцию для камеры сгорания и защитить от попадания охлаждающей жидкости. Как правило, ее изготавливают из тонкого, но прочного материала. Это может быть металл или армированный паронит. Отверстия, предназначенные для камеры сгорания, также имеют металлическую окантовку.
Если пробило прокладку гбц, не стоит переживать, так как данное явление довольно распространено. Однако обратиться за ремонтом нужно как можно быстрее.
Если герметичность потеряна незначительно, то какое-то время передвигаться на ТС возможно, но не продолжительное время и только в экстренных ситуациях.
Чтобы заметить поломку как можно быстрее, важно понимать, какие признаки говорят о том, что пробило прокладку гбц.
Характерные особенности
Двигатель состоит из двух частей: головки и цилиндров. Камеру сгорания защищает головка, которая прикрывает конструкцию. Камера оснащена специальным клапанным механизмом, распредвалом. Сверху фиксируется крышка для клапана.
Рассматривая двигатель с 4 цилиндрами, столько же будет присутствовать отверстий округлой формы, а также несколько болтов для крепления. Специальные каналы помогают циркулировать воздушной массе, а также охлаждающей жидкости. На практике встречаются изделия, изготовленные из меди, из асбеста с графитом.
Важно отметить, что прокладки не относятся к особой категории комплектующих. Дороже обойдется не покупка нового изделия, а процесс установки. Это связано с тем, что специалисту придется делать разбор мотора, а потом заниматься настройкой системы, отвечающей за распределение газа.
- К основным функциям ГБЦ можно отнести следующие аспекты:
- • обеспечение герметичного состояния для камеры сгорания;
- • предотвращение утечки газа;
- • снижение риска попадания масел и жидкостей в камеру сгорания;
- • исключается вероятность смешивания жидкостей.
На практике чаще всего устанавливают недорогие варианты из асбеста. Поэтому они прогорают намного быстрее. В результате охлаждающие жидкости и другие вещества попадают в камеру сгорания. Основная опасность заключается в том, что масляная пленка, выступающая в качестве защитного барьера, начинает постепенно смываться. В результате срок эксплуатации резко снижается, поршни могут заклинить.
Для чего нужна ГБЦ прокладка
Головка цилиндрического блока функционирует в сложных условиях и в сравнении с другими уплотнителями выполняет самую сложную задачу.
Основным требованием к прокладке является создание качественной изоляции каналов, предназначенных для незамерзайки, масла, камеры сгорания.
Кроме того, элемент должен стойко переносить температурную разницу и давление, работать в экстремальных условиях.
В камере сгорания присутствует диапазон 1000 – 2000 градусов, между блоком и цилиндром – 200 градусов. Давление может изменяться от полного вакуума до 6700 Па.
Также прокладка должна стойко защищать конструкции как от появления коррозии, так и от агрессивных воздействий окружающей среды. Нужно снижать силу трения во время разогрева с наступлением холодного сезона. Кроме того, элемент может ликвидировать небольшие неровности, вибрации в процессе работы транспортного средства.
Эксплуатация в сложных условиях стала основной причиной ее технического улучшения и оснащения. Также должен увеличиваться показатель давления и температурного режима. Чтобы постараться спасти двигатель, важно узнать, какие существуют признаки пробитой прокладки гбц.
Симптомы неисправности
Как говорилось ранее, основной задачей прокладки является полная герметизация камеры сгорания и исключение попадания антифриза в блоки масла и топлива. Сложность заключается в том, что нередко происходит разгерметизация конструкции. Поэтому если пробило прокладку гбц, симптомы могут быть самыми неоднозначными:
- • температурный режим двигателя начинает увеличиваться без весомых причин;
- • компрессия снижается, двигатель начинает троить, могут проявиться воспламенения;
- • в картере увеличивается уровень масла, появляется эмульсия, загорается аварийная лампочка, говорящая о давлении масла;
- • шланги системы охлаждения раздуваются, начинает срабатывать защитный клапан бачка. Антифриз становится мутным;
- • не срабатывает отопительная система салона автомобиля;
- • из выхлопной трубы появляется белый и густой дым;
- • масло или антифриз начинает подтекать.
Если пробило прокладку гбц какие признаки существуют, рассмотрено выше. Каждый симптом имеет высокую опасность.
Сколько можно ездить на машине с пробитой ГБЦ
- Когда у водителя возникают подозрения касательно работы прокладки, лучше заглушить машину, чтобы избежать последующих негативных изменений. Если ездить на машине с пробитой прокладкой, то постепенно из строя выйдут иные функциональные узлы, которые еще продолжают нормальную работу:
- • из-за стыковки горячего газа происходит постепенный прорыв раскаленных газов. Так как теплоотвода становится недостаточно, то легкий сплав головки и блока разрушается;
- • если масло попадает на рубашку, то теплообмен начинает ухудшаться. Это связано с тем, что на стенках начинают образовываться отложения, которые нелегко вывести из полости;
- • когда антифриз начинает попадать в масло, происходит образование эмульсии, а смазывающие свойства постепенно теряются. Давление начинает снижаться, смазка теряет эффективность, подшипники начинают сильно греться и постепенно плавиться;
• из-за стремительного роста температуры крупные головки начинают деформироваться. Иногда деталь не поддается фрезеровке, а значит, не подлежит восстановлению.
Если водитель продолжает активно использовать ТС, то очень скоро головки блоков приходят в негодность. Постепенно придется менять масляный насос, коленчатый вал, в скором времени перестает работать должным образом двигатель.
Основные причины появления неисправности
Довольно редко причиной неисправности прокладки становится естественное старение конструкции двигателя. На практике самыми распространенными причинами являются ошибки при проведении ремонтных работ, а также нарушение правила эксплуатации.
Перегревание двигателя
Блок и головки изготавливаются из материалов, которые обладают высоким коэффициентом теплового расширения. Тяжелые детали в процессе работы начинают вести себя как единая система. Однако подобная работа возможна только при равномерном прогреве. При этом должны быть соблюдены допустимые пределы.
Практика знает случаи, когда двигатель начинает перегреваться локально. Тогда самым эффективным способом является отвод тепла от определенного участка. В результате появляются деформации из-за нестабильной температуры.
Самый тяжелый удар принимает на себя головка из алюминия. Постепенно первоначально идеальная поверхность начинает деформироваться до неузнаваемости.
Если прокладка прижата неравномерно, то с таким дефектом практически нереально справиться. Постепенно произойдет прорыв газов и жидкостей. Деформации появляются именно при повышенном температурном режиме, так как в конструкции уже заложен определенный температурный режим, который способна выдержать прокладка.
Блок из алюминия отличается минимальным весом и жесткостью, поэтому открыт к механическим воздействиям. Детали из чугуна уже давно не производят. Как конечный результат, геометрические формы элементов претерпевают изменения, в результате прокладка не способна выполнять первоначальные задачи.
Неправильно приложенное усилие при затягивании болтов у блочной головки
Для грамотного прижатия прокладки между двумя плоскостями, нужно использовать специальные правила для затягивания болтов.
Крепежные элементы нужно тянуть с определенной последовательностью и в несколько раз. Стык постепенно обжимается. В результате происходит внешняя деформация, поэтому важно не доводить данную процедуру до необратимых последствий.
Чтобы сохранить необходимый натяг болтов, процедуру выполняют по специальной технологии. Сначала элементы выводят на порог текучести в период расчетов продольного усилия.
Затягивать болты нужно постепенно с нарастающей силой. Далее болты доводят до определенного угла. Стержень постоянно начинает подтекать, а новый доворот не спровоцирует рост на ключе.
При попадании в данную зону болт уже не даст слабину, когда двигатель начнет работу.
Использование некачественного материала
На развивающемся рынке всегда остается высокий риск покупки контрафакта, который обойдется дешевле. Однако качество используемых материалов оставляет желать лучшего.
Особенно данный аспект касается новых моделей двигателей, где прокладки состоят из нескольких металлических слоев.
Дополнительно в комплектации нередко идут компоненты из устаревших материалов, которые прогорят максимально быстро. Остается вопрос во времени.
Чтобы позаботиться о нормальном состоянии автомобиля, не рекомендуется экономить на покупке качественных комплектующих.
Смешивание антифриза с маслом
Еще одна популярная причина, по которой прокладка ГБЦ выходит из строя. В результате происходит нарушение функционирования двух систем: охлаждения и смазки. Постепенно это может привести к тому, что кольца и поршни начинают изменять первоначальную форму, а эффективность двигателя начнет снижаться.
- В результате смешивания жидкостей могут наступить следующие последствия:
- • система охлаждения начинает забиваться маслом, что в результате приводит к спаду эффективности;
- • механические повреждения элементов, выполненных из резины и пластика;
- • мотор начинает перегреваться даже с наступлением холодного сезона, ресурсность уменьшается.
Когда жидкости начинают смешиваться, получается желтоватого цвета эмульсия. Это один из важных признаков, говорящих о срочной необходимости менять прокладку совместно с проведением ремонтных работ.
В обязательном порядке нужно сделать чистку поддонов, СО и каналов. Самым неприятным последствием является ситуация, когда двигатель начинает постепенно клинить. Основной причиной является появление коррозии или ржавчины на стенках.
Чаще всего появляется подобная проблема у машин, работающих на дизельном топливе.
Когда жидкость начинает остывать, то она попадает в камеру сгорания. А когда двигатель снова запускают, то ее уже недостаточно для СО. Если водитель своевременно не отследит данный момент на панели управления, то двигатель просто заклинит.
Существует еще один неприятный нюанс: увеличивается концентрация сажи. Постепенно она начинает оседать на различных элементах в двигателе. Масляный фильтр берет на себя максимальную нагрузку. Поэтому чаще всего нуждается в замене. Однако замену нужно выполнять только после того, как причина протечки будет ликвидирована.
Методы определения неисправности
Если у водителя появляются хотя бы минимальные подозрения о том, что прокладка вышла из строя, стоит как можно быстрее обратиться в техцентр. Однако провести быструю диагностику можно в самостоятельном порядке. Достаточно подготовить самые простые средства и инструменты. Главное обладать хотя бы минимальными познаниями в физике.
Выше были перечислены основные признаки, которые свидетельствуют о поломке. Остается только правильно определить локализацию неисправности.
Использование перчатки или воздушного шарика
Если газ попал в систему охлаждения, то данную неисправность можно узнать по специфическому запаху. Однако на фоне других возможных запахов его не всегда возможно определить.
Можно попробовать надеть на горловину резиновое приспособление. Если газ действительно выходит, он будет надувать перчатку или детский шарик, что станет основным признаком для автовладельца. Подобный эксперимент дает возможность быстро установить пропускание газов. Эксперимент ставить без включенного двигателя, иначе антифриз закипит.
Использование бутылки
Применение бутылки осуществляется по идентичному принципу. Бутылку наполнить водой и сделать отверстие, в которое будет вставлен шланг. Второй конец нужно герметично присоединить к отверстию в бачке. Если газы присутствуют, то жидкость это обязательно проявит.
Самостоятельный ремонт
Каждый автовладелец должен максимально контролировать, чтобы не произошло никаких неприятных мелочей. К примеру, чтобы не испортить новую деталь, не нужно снимать ее с головки цилиндра. Если автовладелец обратился к опытным специалистам, важно проследить, чтобы они устранили причину:
• когда прокладка будет снята, нужно понять точную причину появления неисправности и что именно произошло. Если последовательность не будет найдена, то не стоит начинать сборку мотора. Только после полного понимания ситуации можно переходить к сборке конструкции;
• головка и блоки должны быть максимально очищены от возможных загрязнений и расположены в максимально идеальной плоскости. Определить ее местоположение можно при помощи измерительных инструментов либо станочного оборудования при необходимости. Не стоит надеяться, что неровная прокладка решит все существующие проблемы;
• сделать замену на новые крепежи. Элементы, которые работали в зоне текучести, не отличаются высокой надежностью. Важно проследить, чтобы резьба была чистой;
• выполнение монтажа осуществляется в соответствии с правилами технологии. Поэтому не нужно проделывать никаких экспериментов или изобретать новые способы;
• тщательно промывать системы охлаждения. Нужно проверить, чтобы вещества не оставляли никаких следов. Обязательно заменить масло, антифриз.
Нередко возникают ситуации, когда мастера допускают минимальные оплошности, что приводит к неисправной прокладке. Использовать прокладку нужно не только во время прокатывания, но и при ежедневной эксплуатации авто.
Критерии выбора нового материала
Если в спецификации к двигателю есть информация о прокладке из металлического материала, в таком случае нужно покупать новую из идентичного материала. Оптимальным решением поставленной задачи станет эксплуатация оригинальной запчасти, купленной у официального производителя. Проводя эксперименты, важно учитывать возможные условия и безопасность.
Некоторые компании постепенно завоевывают надежность и укрепляют позиции на конкурентном рынке. К ним также можно обратиться за покупкой нового элемента.