Неисправности трансмиссии. Характерными неисправностями сцепления являются неполное его включение (пробуксовка ведомых дисков), неполное выключение (сцепление «ведет») и резкое включение сцепления.
Неполное выключение сцепления затрудняет переключение передач. При неполном включении ведомый диск нагревается и быстро отказывает в работе, а связь двигателя с ведущими колесами теряется, что может привести к аварии.
Неполное включение (пробуксовка) сцепления может быть вызвано отсутствием свободного хода педали (муфты выключения) сцепления, износом, короблением или замасливанием фрикционных накладок дисков, поломкой или ослаблением нажимных пружин и оттяжной пружины муфты выключения сцепления.
Свободный ход педали привода сцепления зависит от зазора между нижними концами рычагов выключения сцепления и опорным (выжимным) подшипником. При изнашивании фрикционных накладок ведомого диска этот зазор уменьшается, уменьшается свободный ход педали, и сцепление начинает пробуксовывать.
Неполное выключение сцепления возможно при увеличении свободного хода педали (муфты выключения) сцепления, короблении или перекосе дисков, заедании ведомых дисков, поломке фрикционных накладок.
Необходимый ход муфты выключения сцепления у автомобиля ЗИЛ-4331 может быть нарушен при попадании воздуха в гидросистему, утечке рабочей жидкости, разрушении резинового уплотнительного кольца толкателя поршня главного цилиндра.
Резкое включение сцепления происходит при заедании муфты выключения сцепления на ведущем валу коробки передач, потере упругости или поломке нажимных пружин, износе или задире рабочих поверхностей нажимного диска или маховика, износе фрикционных накладок ведомого диска или ослаблении заклепок.
Нагрев деталей, шумы, вибрация и рывки происходят из-за износа, разрушения или недостаточной смазки выжимного подшипника, ослабления заклепок накладок ведомого диска, увеличенного зазора в «сопряжении ступицы ведомого диска и шлицев ведущего вала коробки передач. Появление шипящего звука высокого тона свидетельствует о неисправности подшипника.
Неисправности коробок передач вызывают повышенный шум при их работе и переключении, самопроизвольное выключение или затрудненное включение передач, чрезмерный нагрев и вибрацию. У автомобиля ЗИЛ-4331 может не переключаться делитель.
- Повышенный шум возникает при износе шестерен, подшипников и синхронизаторов, увеличении осевого зазора ведомого и ведущего валов, недостаточном количестве или загрязнении масла.
- Самопроизвольное выключение передач вызывается износом зубьев шестерен, потерей упругости пружин фиксаторов, износом блокирующих колец синхронизатора или поломкой его пружины.
- Затрудненное переключение передач может быть при износе подшипников и шлицевых соединений, деформации рычага переключения передач или вилок привода переключения передач.
- Перегрев коробки передач возникает из-за недостаточного уровня масла, износа сальников, ослабления крепления крышек картера коробки передач или разрушения подшипников.
- Причинами отказа делителя могут быть неисправность блока клапанов механизма управления делителем, а также засорение воздухопроводов и клапанов.
Неисправности карданной передачи проявляются в вибрации и стуках. Вибрацию вызывают ослабления крепления деталей, деформации и дисбаланс карданных валов. Стуки в карданной передаче возникают из-за увеличения зазоров в шлицевых соединениях, между шипами крестовины и игольчатыми подшипниками, между обоймами игольчатых подшипников и отверстиями в вилках.
Неисправности главной передачи и дифференциала также сопровождаются вибрацией и стуками, возникающими при увеличении зазоров в зацеплении шестерен, в шлицевых соединениях, в подшипниках в результате их изнашивания. Скорость изнашивания увеличивается при несвоевременных регулировочных работах и смене масла.
Способы выявления неисправностей трансмиссии. Исправность сцепления проверяют при работающем двигателе. Выжав педаль сцепления, поочередно переключают передачи. Если включение передач затруднено и сопровождается скрежетом, сцепление полностью не выключается. Включение сцепления проверяют, затянув ручной тормоз.
Включают высшую передачу и плавно отпускают педаль сцепления, одновременно нажимая на педаль управления дроссельными заслонками. Если двигатель остановится, сцепление исправно. Продолжение работы двигателя указывает на неполное включение (пробуксовку) сцепления. Пробуксовка также проявляется при движении автомобиля.
При проверке сцепления также могут обнаружиться резкое его включение, чрезмерный нагрев деталей, шумы, вибрации и рывки при включении.
Исправность коробки передач проверяют на ходу автомобиля. При диагностировании определяют суммарный угловой люфт в кинематической цепи от ведущего до ведомого вала, замеряемый люфтомером.
Люфт увеличивается в результате изнашивания деталей коробки передач и увеличения зазоров в сопряжениях. У новых обкатанных автомобилей суммарный угловой люфт коробки на различных передачах составляет 2,5…6° (наибольший на прямой передаче).
Люфт от 5 до 15° свидетельствует о необходимости ремонта коробки передач.
Техническое состояние карданной передачи проверяют (рис. 7.11, а), поворачивая карданный вал руками в одну и другую стороны до выбора люфта или с помощью люфтомера. При наличии люфта карданная передача нуждается в ремонте.
Надежность затяжки болтов крепления фланцев карданов, кронштейна опоры промежуточного карданного вала к раме и крышек игольчатых подшипников карданов проверяют (рис. 7.11, б) при помощи гаечного ключа, одновременно подтягивая до отказа слабо затянутые болты.
Характерным признаком неисправностей карданной передачи являются стуки, хорошо прослушиваемые при трогании автомобиля с места и при резком изменении режима движения.
Рис. 7.11. Проверка технического состояния карданной передачи: а — опорного подшипника карданного вала и карданов; б — болтов крепления кронштейна опоры промежуточного вала к раме
Исправность главной передачи и дифференциала проверяют на ходу. При движении автомобиля со скоростью 30…60 км/ч с включенной передачей (но не накатом) прослушивают шум шестерен.
Наличие шума свидетельствует о неправильном зацеплении шестерен, когда пятно контакта смещено в сторону широкой части зубьев ведомой шестерни (рис. 7.12, б).
Если шум шестерен проявляется при торможении двигателем, это говорит о смещении пятна контакта зацепления в сторону узкой части зубьев ведомой шестерни (рис. 7.12, в).
Работа ведущего моста с непрерывным «воем» шестерен главной передачи может быть при большом износе или повреждении зубьев шестерен, ослаблении крепления, при износе подшипников, недостаточном уровне масла в картере главной передачи или малой вязкости масла. Износы могут быть определены при помощи приборов для измерения углового люфта и осевого перемещения ведущей шестерни.
Рис. 7.12. Смещение пятна контакта на зубьях ведомой шестерни главной передачи
Способы устранения неисправностей трансмиссии. При регулировании свободный ход педали сцепления измеряют линейкой с делениями, которую упирают в пол кабины и прижимают к педали на уровне середины площадки педали.
Нажимают рукой на педаль и при появлении ощутимого сопротивления перемещению педали определяют по делениям на линейке свободный ход. Он должен составлять 35…45 мм и для автомобиля ГАЗ-53-12, 35…40 мм для автомобиля ЗИЛ-431410 и 30…42 мм для автомобиля ЗИЛ-4331. При отклонениях от указанных значений проводят регулировку.
Содержание регулировочных работ различно для автомобилей с механическим и гидравлическим приводами выключения сцепления.
При механическом приводе выключения сцепления его регулируют (см. рис. 7.1, б), отвернув на несколько оборотов контргайку тяги 16. Затем поворотом гайки 17 изменяют длину тяги. Для увеличения свободного хода гайку отвертывают, а для уменьшения — завертывают. После регулирования, удерживая гайку 17, завертывают до отказа контргайку.
При гидравлическом приводе включения сцепления (у автомобиля ЗИЛ-4331) свободный ход педали складывается из свободных ходов в механической и гидравлической частях Привода.
Полный ход педали сцепления до упора в нижний неподвижный ограничитель должен составлять 180…185 мм.
Его регулируют, изменяя положение расположенного в верхней части педали подвижного упора, после чего упор фиксируют контргайкой.
Свободный ход толкателя поршня главного цилиндра должен быть 1…2 мм. При регулировке свободный ход педали должен составлять 5… 10 мм до того момента, когда толкатель коснется поршня главного цилиндра.
Для регулировки педаль устанавливают в крайнеее верхнее положение и, поворачивая эксцентриковый палец 5 (см. рис. 7.
2, а), соединяющий верхнюю проушину толкателя с рычагом педали сцепления, добиваются требуемых свободных ходов, после чего затягивают и зашплинтовывают гайку пальца.
Свободный ход муфты подшипника выключения сцепления должен быть 3,5±0,5 мм.
Его проверяют по перемещению рычага вилки выключения сцепления от регулировочной сферической гайки толкателя поршня исполнительного цилиндра при снятой оттяжной пружине рычага.
Перемещение рычага, замеренное на радиусе 92 мм, должно быть 4,5…6,0 мм. Его регулируют сферической гайкой, которую после регулировки фиксируют контргайкой.
Изношенные или поврежденные фрикционные накладки сцепления, поломанные или потерявшие упругость пружины заменяют. У автомобиля ЗИЛ-4331 проверяют герметичность гидравлической системы механизма управления сцеплением, ослабленные соединения подтягивают.
При попадании воздуха в гидросистему ее прокачивают, выполняя. следующие работы (удобно работать вдвоем). Отвернув пробку бачка главного цилиндра, вынимдют отражатель пробки и через сетчатый фильтр заполняют систему рабочей жидкостью до уровня не ниже 15…20 мм от верхнего края бачка.
С перепускного клапана, расположенного в верхней части корпуса исполнительного цилиндра, снимают резиновый колпачок и надевают на головку клапана шланг для прокачивания гидропривода. Свободный конец шланга опускают в стеклянный сосуд емкостью примерно 0,5 л, заполненный на 1/4… 1/3 высоты рабочей жидкостью.
Отвернув перепускной клапан на 1/2… 1 оборот, последовательно нажимают на педаль сцепления до упора с интервалами между нажатиями 1/2… 1 с до тех пор, пока не прекратится выделение пузырьков воздуха из рабочей жидкости, поступающей по шлангу в стеклянный сосуд.
При этом следят за тем, чтобы уровень рабочей жидкости в бачке главного цилиндра не опускался ниже 35 мм от края. При необходимости рабочую жидкость доливают.
После окончания прокачки системы при нажатой до упора педали сцепления плотно завертывают перепускной клапан, не снимая с него шланг, свободный конец которого опущен в рабочую жидкость.
Затем снимают с головки клапана шланг и надевают резиновый колпачок. В бачок главного цилиндра доливают рабочую жидкость до уровня не ниже 15…20 мм от верхнего края бачка, устанавливают отражатель пробки и завертывают пробку бачка.
Поверхность деталей гидропривода протирают.
Качество прокачки проверяют по полному ходу толкателя поршня исполнительного цилиндра, который при нажатии на педаль до упора должен составлять 27…28 мм. Давление воздуха в пневмосистеме автомобиля при этом должно быть 0,55 МПа.
Перед заменой масла в коробке передач (рис. 7.13) ее картер очищают от пыли и грязи. Вывернув пробку из маслоспускного отверстия 1, сливают масло в подставленную посуду (рис. 7.13, а). Магнит пробки очищают от металлических частиц и грязи, после чего пробку устанавливают на место. В картер через наливное отверстие 2 (рис. 7.
13, б) заливают индустриальное масло 12 или 20 до половины нормального уровня. Вывесив ведущую ось на домкратах, подводят под нее подставку .и пускают двигатель. После его работы в течение 3…5 мин на первой передаче при малой частоте вращения двигатель останавливают.
Отвернув пробку, промывочное масло сливают в посуду, завертывают пробку и заливают через наливное отверстие 2 трансмиссионное автомобильное масло до нижней кромки этого отверстия.
Рис. 7.13. Смена масла в коробке передач: а — слив масла; б — заполнение маслом
При отказе делителя, вызванном засорением воздухопроводов и клапанов, воздухопроводы и клапаны промывают и продувают.
Зацепление шестерен главной передачи регулируют по пятну контакта (см. рис. 7.12, а), изменяя число регулировочных прокладок.
При расположении пятна контакта в широкой части зуба (см. рис. 7.12, б), ведомую шестерню приближают к ведущей, а при расположении отпечатка в узкой части зуба (рис. 7.12, в).— удаляют от нее. При расположении пятна контакта у вершины зуба (рис. 7.12, г) ведущую шестерню приближают к ведомой, а при расположении у основания зуба (рис. 7.12,6) ведущую удаляют от ведомой.
Уровень масла в картере ведущего моста должен доходить до нижней кромки контрольного отверстия. У автомобиля ГАЗ-53-12 маслоналивное (оно же и контрольное) отверстие находится на правой стороне картера (рис. 7.
14), у автомобиля ЗИЛ-431410 маслоналивное — сверху картера, а контрольное — в задней части, у автомобиля ЗИЛ-4331 маслоналивное — с правой стороны картера, а контрольное — в задней крышке картера. Маслосливное отверстие у всех автомобилей находится в нижней части картера.
Порядок смены масла в картере ведущего моста такой же, как в коробке передач.
Рис. 7.14. Смена масла в картере ведущего моста автомобиля ГАЗ-ЗЗА: а — слив масла; б — заполнение маслом
Техническое обслуживание трансмиссии. При ЕО проверяют действие сцепления при трогании автомобиля с места и переключении передач при движении. У автомобиля ЗИЛ-4331 проверяют уровень жидкости в бачке привода сцепления. Работу коробки передач, карданной и главной передач проверяют при движении автомобиля.
При ТО-1 проверяют крепление и при необходимости закрепляют картер сцепления. Проверяют действие привода и свободный ход педали сцепления. При необходимости устраняют неисправности в приводе сцепления и регулируют свободный ход педали сцепления.
У автомобиля ЗИЛ-4331 проверяют герметичность привода механизма включения сцепления, крепление пневмоусилителя сцепления.
Проверяют состояние и герметичность коробки передач, обнаруженное нарушение герметичности устраняют. Проверяют крепление картера коробки передач к картеру сцепления, фланца на ведомом валу коробки передач. При необходимости подтягивают соединения.
Проверяют крепление и при необходимости закрепляют опорные пластины «подшипников крестовин, фланцы карданных валов, кронштейн опоры промежуточного вала. Проверяют люфт в шлицевом и шарнирных соединениях карданной передачи, обнаруженные неисправности устраняют.
Проверяют состояние и герметичность картера заднего моста, крепление крышки картера, фланца на ведущей шестерне главной передачи, гаек шпилек полуоси. Обнаруженную негерметичность картера устраняют, а ослабленные резьбовые соединения подтягивают.
При ТО-2 дополнительно к работам, выполняемым при ТО-1, проверяют крепление и при необходимости закрепляют верхнюю крышку коробки передач, крышки задних подшипников ведомого и промежуточного валов, доливают или заменяют масло в картерах коробки передач и ведущего моста (по графику смазки).
Характерные неисправности трансмиссии и способы их устранения
- При движении автомобиля в коробке передач могут возникнуть следующие неисправности:
- 1. Трудность переключения передач;
- 2. Самовыключение шестерен из зацепления;
- 3. Шум в коробке передач;
- 4. Повышенный нагрев коробки передач;
5. Утечка масла.
Рассмотрим в отдельности характерные признаки и способы устранения этих дефектов.
Передачи переключаются с трудностями по следующим причинам: загрязнены отверстия фиксаторов и ползунов; повреждены поверхности трения ползунов; износились подшипники, шлицы вала и шестерен, торцы зубьев шестерен включения; появились заусенцы на шлицах валов и зубцах муфты синхронизатора; погнулись или ослабли крепления вилок переключения передач.
Необходимо снять крышку и внимательно проверить коробку передач. Так, для проверки степени износа шлицев вала и шестерен необходимо рукой покачать шестерню в плоскости оси вала. Если при этом ощутим люфт, значит, изношены детали и требуют замены.
Чтобы убедиться в износе подшипников, нужно рукой покачать шестерню в осевом направлении либо поднимать и опускать вал с помощью шестерен. Свободное перемещение вала по оси и ощутимые удары в подшипниках будут указывать на неисправность последних. Неисправные детали необходимо заменить.
Погнутые ползуны, вилки переключения попытаться выправить, а ослабленные крепления вилок — надежно закрепить.
Нередко бывает так, что передача вообще не включается. Обычно это происходит из-за поломки замков либо фиксаторов. В этом случае следует разобрать крышку и устранить неисправность.
В легковых автомобилях иногда затрудненное переключение передач происходит (тугое перемещение вверх и вниз вдоль оси рулевой колонки вала управления) по причине нарушения регулировки механизма переключения передач.
Проверку и регулировку механизма переключения передач автомобиля М-21 «Волга» производят так: вначале включают третью передачу и проверяют, находится ли рычаг переключения в горизонтальном положении, полностью ли включаются все передачи, надежна ли фиксация рычагов во всех положениях включенных передач, в том числе и в нейтральном. Если же четкой фиксации нет, значит, происходит неполное включение шестерен.
Необходимо изменить длину тяг вывинчиванием или навинчиванием ее наконечников.
Регулировка длины тяги на автомобиле «Москвич-408» производится следующим образом: включается прямая передача, при этом внутреннее плечо рычага должно быть расположено перпендикулярно оси рулевого вала, затем длина тяги изменяется двумя контргайками, которые размещены по обеим сторонам рычага управления переключателем.
На неисправность коробки передач может указывать также самовыключение шестерен из зацепления, происходящее обычно под нагрузкой.
- Причины могут быть следующие:
- а) неравномерный износ зубьев шестерен и синхронизаторов;
- б) износ сухарей шариков фиксаторов и канавок ползунов;
- в) ослабление или поломка пружин фиксаторов;
- г) неполное включение шестерен;
- д) износ шлицев или подшипников валов.
Для выяснения причин неисправностей рекомендуется проверить крепление крышки подшипников вала привода переднего моста и при необходимости затянуть болты крепления.
Если это не помогло, необходимо снять механизм переключения и внимательно проверить фиксацию ползунов, состояние и надежность крепления вилок переключения. Если пружина исправная, то шарик фиксатора передает ползуну резкое движение в осевом направлении. Ползун при этом устанавливается в положение фиксации.
При ослабленной пружине ползун будет передвигаться медленно. Пружина требует замены. Когда изношены кромки канавки ползунов, ползуны необходимо заменить.
При выяснении причин самовыключения шестерен следует, передвигая шестерни рукой по шлицам вала, обратить внимание, нет ли осевого люфта в плоскости оси вала и заедания. Отметим, что качка шестерен на шлицах вала не допускается.
Иногда возникает самовыключение каретки прямой передачи из-за неправильного взаимного положения картеров коробки и сцепления. Следует равномерно затянуть болты крепления картера коробки.
Характерной неисправностью коробки передач является повышенный шум во время работы.
- Причины:
- а) недостаточный уровень масла в картере коробки или масло не соответствует вязкости;
- б) повышенный износ зубьев шестерен или выкрашивание зубьев;
- в) износ подшипников валов;
- г) перекос валов;
- д) ослабление затяжки фланца карданного вала.
Услышав шумы в коробке, нужно проверить наличие и качество смазки в картере, при необходимости долить масло до уровня контрольного отверстия. Проверить гайки крепления крышек подшипников, фланцев кардана.
Если шумы не исчезли, необходимо снять крышку коробки передач и найти дефекты. Изношенные детали по возможности заменить на исправные.
Шестерни следует заменять комплектно, так как замена только одной шестерни приведет к неравномерному износу поверхностей зубьев и к увеличению шума в коробке передач.
Шум шестерен может возникнуть из-за неполного выключения сцепления, а также от неумелого переключения передач. Нужно стремиться к тому, чтобы уравнять окружные скорости шестерен, которые должны войти в зацепление.
При совпадении частоты колебаний коробки и двигателя шум увеличивается. В таких случаях следует изменить обороты двигателя и перейти на другую передачу.
Желательно проверить и подтянуть крепление двигателя на опорах, картера коробки передач к картеру сцепления и т. д. Если же при переключении передач слышны удары, то вероятнее всего произошло разрушение зубьев шестерен.
При одновременном включении двух передач причиной неисправности является поломка замка.
- В процессе работы двигателя может наблюдаться повышенный нагрев коробки передач. Причинами могут быть:
- а) ненормальный уровень смазки;
- б) перекос в зацеплении шестерен;
- в) заедания валов в подшипниках.
Степень нагрева проверяется на ощупь. При смене смазки в коробке передач надо убедиться, нет ли в сливаемом масле крупных металлических частиц. Если они обнаружатся, следует выяснить причину их появления.
- Основной неисправностью коробки передач является течь масла из картера.
- Причины:
- а) ослабление крепления крышек;
- б) неплотности затяжки болтов и пробок;
- в) повреждение прокладок;
- г) увеличение уровня масла против нормы;
- д) загрязнение сапуна и спиральных канавок;
- е) трещины в картере.
Неисправности сцепления
Неполное его включение (пробуксовка ведомых дисков), неполное выключение (сцепление «ведет») и резкое включение. Неполное выключение сцепления затрудняет переключение передач. При неполном включении ведомый диск нагревается и быстро отказывает в работе, а связь двигателя с ведущими колесами теряется, что может привести к аварии.
Неполное включение (пробуксовка) сцепления может быть вызвано отсутствием свободного хода педали (муфты выключения) сцепления, износом, короблением или замасливанием фрикционных накладок дисков, поломкой или ослаблением нажимных пружин и оттяжной пружины муфты выключения сцепления.
Свободный ход педали привода сцепления зависит от зазора между нижними концами рычагов выключения сцепления и опорным (выжимным) подшипником. При изнашивании фрикционных накладок ведомого диска этот зазор уменьшается, уменьшается свободный ход педали и сцепление начинает пробуксовывать.
Неполное выключение сцепления возможно при увеличении свободного хода педали (муфты выключения) сцепления, короблении или перекосе дисков, заедании ведомых дисков, поломке фрикционных накладок.
Необходимый ход муфты выключения сцепления у автомобилей с гидравлическим приводом механизма выключения нарушается при попадании воздуха в гидросистему, утечке рабочей жидкости, разрушении резинового уплотнительного кольца толкателя поршня главного цилиндра.
Резкое включение сцепления происходит при заедании муфты выключения сцепления на ведущем валу коробки передач, потере упругости или поломке нажимных пружин, износе или задире рабочих поверхностей нажимного диска или маховика, износе фрикционных накладок ведомого диска или ослаблении заклепок.
Нагрев деталей, шумы, вибрации и рывки происходят из-за износа разрушения или недостаточной смазки выжимного подшипника, ослабления заклепок накладок ведомого диска, увеличенного зазора в сопряжении ступицы ведомого диска и шлицев ведущего вала коробки передач. Появление шипящего звука высокого тона свидетельствует о неисправности подшипника.
Неисправности редуктора Таблица 1
Причина неисправности | Способ устранения |
Повышенный шум со стороны задних колес | |
Ослабление крепления колеса | Затянуть болты крепления |
Износ или разрушение шарикового подшипника полуоси | Заменить подшипник |
Постоянный повышенный шум при работе заднего моста | |
Деформация балки заднего моста | Выправить балку |
Недопустимое биение полуосей вследствие деформации | Выправить полуоси; если они значительно повреждены, заменить новыми |
Износ шлицевого соединения полуосей с полуосевыми шестернями | Заменить изношенные или поврежденные детали |
Неправильная регулировка, повреждение или износ шестерен или подшипников редуктора | Определить неисправность и отремонтировать редуктор |
Недостаточное количество масла | Восстановить уровень масла и проверить, нет ли утечки через уплотнения или в балке заднего моста |
Неисправности редуктора Продолжение Таблицы 1
Шум при разгоне автомобиля | |
Износ или неправильная регулировка подшипников дифференциала | Снять редуктор, отремонтировать с заменой поврежденных деталей |
Неправильная регулировка зацепления шестерен главной передачи при ремонте редуктора | Отрегулировать зацепление |
Повреждение подшипников полуоси | Заменить подшипники |
Недостаточное количество масла | Восстановить уровень масла и проверить, нет ли утечки через уплотнения или в балке заднего моста |
Шум при разгоне автомобиля | |
Износ или неправильная регулировка подшипников дифференциала | Снять редуктор, отремонтировать с заменой поврежденных деталей |
Неправильная регулировка зацепления шестерен главной передачи при ремонте редуктора | Отрегулировать зацепление |
Повреждение подшипников полуоси | Заменить подшипники |
Недостаточное количество масла | Восстановить уровень масла и проверить, нет ли утечки через уплотнения или в балке заднего моста |
Шум при разгоне и торможении автомобиля двигателем | |
Износ или разрушение подшипников ведущей шестерни | Заменить поврежденные детали |
Неправильный боковой зазор между зубьями шестерен главной передачи | Проверить шестерни, при необходимости заменить их; восстановить нормальный боковой зазор между зубьями шестерен |
Шум при движении на повороте | |
Тугое вращение сателлитов на оси | Заменить поврежденные или изношенные детали |
Задиры на рабочей поверхности оси сателлитов | Небольшую шероховатость зачистить шлифовальной шкуркой; при невозможности устранить дефект – заменить ось сателлитов |
Заедание шестерен полуосей в коробке дифференциала | При незначительных повреждениях шестерен и сопряженных поверхностей в коробке дифференциала зачистить их шлифовальной шкуркой; поврежденные детали заменить новыми |
Неправильный зазор между зубьями шестерен дифференциала | Отрегулировать зазор |
Повреждение подшипников полуосей | Заменить подшипники |
Стук в начале движения автомобиля | |
Увеличенный зазор в шлицевом соединении вала ведущей шестерни с фланцем | Заменить фланец и шестерни главной передачи |
Износ отверстия под ось сателлитов в коробке дифференциала | Заменить коробку дифференциала |
Ослабление болтов крепления штанг задней подвески | Затянуть болты |
Утечка масла | |
Износ или повреждение сальника ведущей шестерни | Заменить сальник |
Износ сальника полуоси, определяемый по замасливанию тормозных щитов, барабанов и колодок | Проверить биение полуоси, прогиб балки; выправить или заменить поврежденные детали. Заменить сальник |
Ослабление болтов крепления картера редуктора заднего моста | Затянуть болты |
Повреждение уплотнительных прокладок | Заменить прокладки |
Технологический процесс восстановления вала
Напыление используется для получения износостойких, коррозионно- стойких, жаропрочных, теплоизоляционных и других покрытий. При газотермическом напылении для формирования покрытий используются цветные металлы и сплавы, стали, полимеры, оксиды, бориды, нитриды и др.
Газотермический метод формирования покрытий заключается в нагреве исходного материала покрытия до жидкого или пластичного состояния и его распылении газовой струей. Напыляемый материал поступает на обрабатываемую поверхность в виде потока жидких капель или пластифицированных частиц, которые при соударении закрепляются на поверхности детали, образуя покрытие.
При газотермическом напылении источником тепловой энергии является пламя, образующееся в результате горения смеси кислорода и горючего газа (ацетилена, метана и др.
) Исходный материал покрытия подается в высокотемпературный газовый поток в виде проволоки (прутка) или порошка.
Для электродугового напыления можно использовать только проволоку, для детонационного напыления – только порошок, для газопламенного и плазменного методов- как проволоку, так и порошок.
- Весь процесс восстановления вала проводится в три этапа:
- 1) Расточка и очистка всех неровностей напыляемой поверхности.
- 2) Нанесение напыляемого слоя на поверхность вала.
- 3) Шлифование нанесенного слоя металла до номинального размера детали.
Неисправности механической коробки передач: выявление и возможности устранения
Неисправности механической коробки передач: выявление и возможности устранения
Механическая коробка передач и трансмиссия в целом — одна из наиболее нагруженных систем автомобиля, работающая в сложных условиях, поэтому для нее очень высока вероятность поломок. О том, какие неисправности характерны для механической КПП, как их диагностировать и устранить, а также об эксплуатации и обслуживании трансмиссии читайте в данной статье.
Основные неисправности МКПП и их причины
Трансмиссия предназначена для изменения и передачи крутящего момента от двигателя на колеса, то есть — это одна из главных систем автомобиля, определяющая его динамические и скоростные характеристики. Ключевую роль в трансмиссии играет коробка переключения передач (КПП, или просто коробка передач, КП), при выходе из строя которой автомобиль теряет свои ходовые качества, или вовсе не может двигаться.
Как известно, на сегодняшний день в мире существует два основных типа трансмиссии — ручная (механическая) и автоматическая. Эти трансмиссии имеют разное устройство и принцип действия, поэтому для них характерны разные неисправности. Здесь мы поговорим только о неисправностях механической коробки передач, о проблемах автоматической коробки передач читайте в отдельной статье.
Для механической коробки переключения передач (МКПП) характерны следующие неисправности:
• Шум во время работы и при переключении передач; • Невозможность включения какой-либо передачи или всех передач; • Затрудненное включение передач; • Самопроизвольное выключение передач; • Утечка масла из коробки передач.
Эти неисправности могут возникать вследствие износа шестерен, валов, подшипников, муфт синхронизаторов, шлицевых соединений, из-за потери герметичности сальников, вследствие самопроизвольного отворачивания болтов и гаек, при поломках в механизме привода и т.д.
- Износ и поломки, в свою очередь, вызываются целым рядом причин:
- • Естественный износ или выработка ресурса деталей; • Использование некачественного трансмиссионного масла, или масла, отличного от рекомендованного производителем; • Применение во время ремонта неоригинальных запчастей низкого качества; • Нерегулярное техническое обслуживание или его отсутствие; • Неквалифицированное обслуживание трансмиссии; • Опасные и сложные для коробки передач режимы работы при спортивном и просто агрессивном стиле вождения.
- Каждая неисправность трансмиссии проявляется теми или иными внешними признаками, однако для точного выявления проблемы необходимо провести диагностику.
Самостоятельная диагностика механической коробки передач
Проблема самостоятельной диагностики МКПП заключается в том, что обойтись здесь без ее снятия и разбора невозможно.
Дело в том, что большинство неисправностей «механики» так или иначе происходит из-за износа деталей, а выявить и заменить изношенную шестерню или другую деталь можно только после разбора всей коробки.
И только проблемы с приводом переключения передач можно решить без снятия коробки — для этого достаточно провести визуальный осмотр частей привода (рычагов, тяг, тросов, шарниров и т.д.), попробовать их работу и при необходимости заменить.
Порядок снятия механической коробки передач примерно одинаков для всех автомобилей:
• Поддомкратить или подвесить автомобиль (его переднюю часть) и коробку передач — это застрахует от падения и повреждения коробки после ее отсоединения от двигателя; • Отсоединить от коробки все элементы управления, провода и все, что мешает ее демонтажу; • Слить масло из коробки; • На заднеприводном автомобиле — отсоединить карданный вал; • На переднеприводном автомобиле — снять колеса, отсоединить ШРУСы и некоторые детали подвески; • Открутить болты, удерживающие КПП на двигателе; • Демонтировать крепления подвесных опорных подушек; • Снять коробку передач; • Разобрать коробку передач и провести диагностику.
При разборке КПП проверяется состояние шестерен, муфт синхронизаторов, шлицевых соединений валов, подшипников и других деталей, целостность всех уплотнителей и т.д. При выявлении неисправной детали производится ее замена, после чего коробка устанавливается на двигатель и заполняется трансмиссионным маслом.
Далеко не каждый из нас может или имеет желание самостоятельно снять, разобрать и проверить коробку передач, поэтому при неуверенности в своих силах лучше обратиться в сервис. И, конечно, в сервис обязательно нужно обращаться владельцам новых автомобилей, у которых еще не истек срок гарантии.
Неисправности механической коробки передач и их устранение
Для всех неисправностей коробки передач характерны те или иные внешние признаки — именно по этим проявлениям можно судить о характере поломки. Однако многие неисправности проявляются одинаково, поэтому в представленной здесь таблице все поломки МКПП сгруппированы по их внешним признакам.
Коробка шумит при работающем двигателе и нейтральном положении рычага переключения передач | Падение уровня масла в КПП |
Загрязнение или попадание воды в трансмиссионное масло | |
Повреждение подшипника ведущей шестерни | |
Износ или разрушение подшипника ведущего вала | |
Шум при работающем двигателе на одной из передач | Поломка или износ синхронизатора |
Разрушение, износ или поломка зубьев шестерни данной передачи | |
Шум при работающем двигателе при включении всех передач | Те же причины, вызывающие шум на нейтральной передаче |
Износ или разрушение подшипника выходного вала или подшипника ведомой шестерни | |
Картер сцепления и коленчатый вал двигателя не соосны | |
Шум в момент переключения передачи | Не до конца выключенное сцепление, неисправности сцепления |
Износ или поломка муфт синхронизаторов | |
Поломка блокирующего устройства или его деформация | |
Самопроизвольное отворачивание болтов крепления коробки к двигателю | |
Вибрации при работающем двигателе | Нарушение режима работы двигателя на холостом ходу |
Самопроизвольное отворачивание болтов крепления коробки передач к двигателю или двигателя к кузову, разрушение опор крепления КПП и двигателя | |
Утечка масла из коробки | Износ или повреждение масляных уплотнительных колец, сальников, пробок |
Самопроизвольное отворачивание болтов крепления КПП к двигателю | |
Чрезмерное количество масла в коробке | |
Поломка или загрязнение сапуна | |
Нарушение геометрии привалочных поверхностей КПП и картера сцепления (появление вмятин, забоев или трещин в результате ударов) | |
Затрудненное или невозможное переключение передач | Не до конца выключено сцепление |
Поломка или износ муфт синхронизаторов, появление на их внутренних сторонах задиров или заусенцев | |
Просадка или поломка пружин синхронизаторов | |
Заклинивание шестерен | |
Нарушение в работе привода переключения передач (разрушение рычагов или тяг, поломка шарниров, заклинивание элементов и другие неисправности) | |
Поломка блокирующего устройства | |
Самопроизвольное отворачивание стопорных болтов на вилках | |
Низкий уровень масла | |
Загрязненное масло, попадание воды в масло | |
Залито трансмиссионное масло, не соответствующее рекомендациям производителя | |
Самопроизвольное выключение одной или нескольких передач | Износ или повреждение синхронизаторов |
Износ или поломка шестерен | |
Износ желобков на штоках вилок, шариков или пружин | |
Самопроизвольное отворачивание болтов крепления КПП к двигателю или двигателя к кузову | |
Износ или разрушение подшипников промежуточного или ведомого вала | |
Потеря эластичности уплотнения рычага переключения передач | |
Поломки в приводе переключения передач | |
Отворачивание фиксатора подшипника на ведущей оси, поломка фиксатора этого же подшипника | |
Износ шлицев на муфтах синхронизаторов | |
Разрушение или износ вилки или штока переключения | |
Просадка или повреждение пружин фиксаторов |
В данной таблице не указаны способы устранения неисправностей, так как они, в большинстве своем, требуют высокой квалификации и навыков ремонта автомобилей. Лишь некоторые операции может провести даже неподготовленный автовладелец — это замена и заливка масла, а также замена деталей привода включения передач. При обнаружении других неисправностей МКПП имеет смысл обратиться в автосервис.
Рекомендации по эксплуатации и обслуживанию МКПП
Долговечность и качество работы трансмиссии во многом зависит от того, как эксплуатируется коробка передач и сцепление. Продлить срок службы КПП, а значит — повысить комфорт, управляемость и безопасность автомобиля, несложно, для этого достаточно соблюдать несколько простых рекомендаций.
Главное в эксплуатации МКПП — плавное переключение передач с полным выжимом педали сцепления. Ни в коем случае не допускается переключение передач с неполным выключением сцепления, так как это приводит к ускоренному износу шестерен и повышает вероятность их поломки.
Также очень важно двигаться на той передаче, которая наилучшим образом соответствует текущей скорости, а по возможности переключаться на прямую (обычно четвертую) передачу — в этом случае в передаче момента занято минимальное количество шестерен и два вала (в обход промежуточного), поэтому уменьшается износ деталей КПП.
При переключении на пониженную передачу следует снижать скорость автомобиля, что также необходимо для снижения нагрузок на детали КПП и самого мотора.
Ни в коем случае нельзя включать заднюю передачу даже при незначительной скорости движения автомобиля вперед — это обязательно приведет к повреждению КПП.
И, наконец, если первая скорость не включилась сразу, то нужно сначала выжать сцепление (можно дважды), и лишь потом снова включить первую передачу. Далее переключение передач нужно выполнять плавно и с обязательной паузой между переключениями.
Механическая коробка передач имеет и особенности эксплуатации, о которых многие люди даже не догадываются.
Например, в зимнее время года, особенно при значительных отрицательных температурах, не рекомендуется ставить автомобиль на стоянку с включенной передачей — в этом случае велик риск смерзания кольца синхронизатора, и при последующем пуске двигателя даже после выключения передачи автомобиль может тронуться. Также это чревато некоторыми неисправностями.
Большое значение для надежной работы коробки передач имеет и ее обслуживание. Во-первых, периодически после длительных и активных поездок нужно осматривать коробку передач на предмет появления потеков масла.
Обычно потеки могут появляться в области заливной и сливной пробок, по периметру стыковки коробки к двигателю, между картером и крышкой КПП, а также (в случае зеднеприводного автомобиля) на фланце выходящего их коробка карданного вала.
Во-вторых, следует проверять уровень масла и при необходимости доливать его. Обычно проверка уровня масла проводится каждые 10-15 тысяч км пробега, а полная замена масла производится каждые 50-75 тысяч км пробега.
Межсервисный интервал зависит от возраста автомобиля, в большинстве новых автомобилей в первые два-три года (а то и первые пять лет) масло вовсе не доливается, но далее проверку и долив масла нужно производить не реже, чем через каждые 20 тысяч км пробега (то есть, не реже одного раза в год).
Очень важно использовать рекомендованное производителем КПП трансмиссионное масло, и нельзя смешивать масла с разными характеристиками. В противном случае возможен интенсивный износ деталей коробки и ее выход из строя.
При правильной эксплуатации и грамотном обслуживании механическая трансмиссия будет работать долго и надежно, не доставляя проблем водителю.
Другие статьи
#Уплотнитель стекла
Уплотнитель стекла: прочная установка автомобильного стекла
17.11.2021 | Статьи о запасных частях
Для монтажа автомобильных стекол в кузовные элементы используются специальные детали, обеспечивающие уплотнение, фиксацию и демпфирование — уплотнители. Все об уплотнителях стекол, их типах, конструктивных особенностях и характеристиках, а также о подборе и замене этих элементов — читайте в статье.
#Переходник ключа карданный
Самостоятельная диагностика и ремонт автомобильной трансмиссии
Трансмиссия – система автомобиля, по важности сопоставимая с двигателем. Ведь именно она является связующим звеном между силовым агрегатом и ходовой частью.
Трансмиссия – система автомобиля, по важности сопоставимая с двигателем. Ведь именно она является связующим звеном между силовым агрегатом и ходовой частью, передавая крутящий момент от коленвала мотора на ведущие колеса. Без этого узла авто не тронется с места, даже если с двигателем все в полном порядке.
Передача крутящего момента – основное назначение трансмиссии, также она изменяет его величину и направление и перераспределяет между ведущими колесами. Трансмиссия автомобиля состоит из ряда взаимосвязанных систем, а те, в свою очередь, из множества деталей.
При износе, поломке, заклинивании некоторых из них возникают неисправности в работе трансмиссии, которые отражаются на динамике автомобиля.
Основные элементы трансмиссии и их назначение
Люди, слабо разбирающиеся в автомобилях, обычно ставят знак равенства между трансмиссией и коробкой передач. На самом деле механическая или автоматическая коробка переключения передач (МКПП и АКПП) является лишь одним из элементов автомобильной трансмиссии. Конструкция трансмиссий в автомобилях с передним и задним приводами имеет свои особенности.
Конструкция трансмиссии на примере автомобиля ВАЗ
В заднеприводном она состоит из следующих элементов:
- сцепление – обеспечивает плавное соединение двигателя с трансмиссией и их кратковременное разъединение;
- коробка передач обеспечивает длительное разъединение, а ее основное назначение – изменение крутящего момента. Именно этот узел отвечает за выбор скорости и направления движения авто;
- карданная передача передает крутящий момент между двумя валами – вторичным валом КП и валом главной передачи;
- главная передача увеличивает крутящий момент и передает на полуоси задних колес;
- дифференциал его распределяет.
Основное отличие конструкции трансмиссии переднеприводного автомобиля – наличие промежуточного элемента между дифференциалом и передними (ведущими) колесами.
Это шарниры равных угловых скоростей (ШРУСы), передающие крутящий момент на полуоси.
В разных моделях полноприводных авто, где ведущими являются и задние, и передние колеса, используются трансмиссии с незначительными различиями конструкции и сходными принципами работы.
Диагностика трансмиссии
Неисправности различных узлов трансмиссии можно определить по характерным признакам – возникают рывки при переключении передач, нарушается управляемость автомобиля. Случается, что не происходит переключения передач, первая передача после остановки вообще не включается или включенная передача самопроизвольно соскакивает в нейтральное положение.
Посторонние звуки при переключении или работе на нейтральной передаче, запах гари, протечки трансмиссионного масла, тряска, вибрация – все эти внешние признаки могут указывать на неисправность коробки передач или других элементов трансмиссии.
При появлении хотя бы одного из них необходимо выполнить диагностику, чтобы выявить неисправность и произвести требуемый ремонт.
При отсутствии эстакады автомобиль можно поднять домкратом
Диагностику трансмиссии удобнее производить, когда авто находится на эстакаде или над смотровой ямой, поскольку доступ к ряду элементов осуществляется снизу. Но некоторые неисправности можно выявить только в движении, для этого нужно выбрать участок дороги, где отсутствует интенсивное движение.
Адекватная работа трансмиссии достигается при правильной балансировке колес. Так что, если вы запланировали проведение диагностики трансмиссии, начните с визита в шиномонтаж.
Этапы диагностики:
- в первую очередь проверяется отсутствие протечек рабочей жидкости, снаружи коробка передач должна быть сухой, без потеков масла;
- затем нужно оценить звук, сопровождающий работу сцепления (оценка производится при включенном двигателе и выжатом сцеплении). Тихое шипение свидетельствует об износе или о разрушении выжимного подшипника;
- шум и скрежет при переключении передач указывают на то, что сцепление не обеспечивает полного отсоединения трансмиссии от двигателя;
- необходимо проконтролировать положение педали сцепления при начале движения на первой передаче. При исправном сцеплении достаточно слегка отпустить педаль, чтобы автомобиль двинулся с места, а при его сильном износе педаль приходится отпускать почти до предела;
- еще один способ проверки – проехать несколько метров задним ходом и при выжатом сцеплении начать движение вперед на первой передаче. Щелчок, сопровождающий этот маневр, указывает на износ деталей;
- большой люфт при вращении полуосей взад-вперед, хруст на поворотах свидетельствует о неисправности ШРУСов;
- выраженный металлический стук на поворотах и при движении по неровной, с выбоинами, дороге указывает на сильный износ дифференциала, а также проблемы с ходовой.
Довольно информативный маневр, позволяющий оценить состояние трансмиссии, выполняется на спуске:
- Переключить авто на нейтральную передачу.
- На короткое время выключить зажигание.
- Снова включить и выставить передачу, соответствующую текущей скорости.
Если автомобиль без проблем заводится на ходу, трансмиссия работает нормально.
Если в авто есть блок самодиагностики и он выдает сообщения об ошибках, необходимо их расшифровать, соответствующая информация обычно есть в руководстве пользователя к конкретной модели автомобиля.
Ремонт трансмиссии
Если в ходе диагностики подозрения о неисправности трансмиссии подтвердились, необходимо осуществить ее ремонт. С серьезными поломками лучше обратиться в автосервис, а мелкие неисправности можно устранить своими руками.
В современных автомобилях появляется все больше «наворотов», из-за которых их обслуживание и ремонт лучше выполнять в авторизованном СЦ, самостоятельное вмешательство может привести к блокировке важнейших систем.
А вот старое авто с механической коробкой передач вполне реально и продиагностировать, и отремонтировать самостоятельно.
Основные этапы ремонта:
- демонтаж КПП и других узлов трансмиссии со стоящего на подъемнике или над смотровой ямой автомобиля;
- разборка, промывка и внимательное исследование (осмотр, ощупывание) деталей;
- замена расходных материалов и поврежденных, сильно изношенных деталей. При критичных повреждениях рентабельней может быть замена узла целиком. Новая коробка передач стоит дорого, но можно подобрать контрактную КПП с разборки;
- сборка и установка на места отремонтированных узлов;
- тестирование системы.
При наличии протечек масла меняются уплотнители. Шланги и трубки с трещинами и вмятинами также подлежат замене. Если масло сильно загрязненное, мутное, с запахом гари, его необходимо сменить, а заодно установить новый фильтр. Не ремонтируется, а меняется вакуумный корректор, неисправность которого демонстрирует синеватая окраска выхлопа.
При износе сцепления, в зависимости от его масштабов, можно ограничиться заменой накладки (ее необходимо переклепать) или выполнить замену сцепления в сборе – диска, корзинки и выжимного подшипника. Чтобы заменить сцепление, нужно демонтировать коробку переключения скоростей.
Ремонт сцепления трансмиссии
Довольно часто нуждается в замене или регулировке трос сцепления. Если он разорван или перемещается слишком туго, необходима замена. Трос сначала отсоединяется от блока сцепления, а потом от педали, а крепление нового производится в обратном порядке.
Новый или старый ослабленный вследствие износа дисковых накладок трос необходимо отрегулировать путем подкручивания гайки на наконечнике при ослабленной контргайке.
Существуют храповые тросы сцепления с функцией саморегулировки и компенсации длины, такой трос регулируется только после установки.
Если в замене нуждается ШРУС, необходимо открутить гайку ступицы и болты колес, вывернув руль в крайнее положение в сторону, с которой расположен неисправный шарнир.
При оттянутом кулаке вытягивается наружная часть шарнира и демонтируется внутренняя, а также пыльники и хомуты. Вал в процессе демонтажа должен быть зажат в тисках. Затем на вал устанавливается новый пыльник, заправленный смазкой ШРУС и стопорное кольцо.
Шарнир устанавливается в нужное положение ударами молотка через деревянную прокладку.
Это основные неисправности трансмиссии, которые можно устранить своими руками. Если выявлены более серьезные поломки или в ходе самостоятельной диагностики не удается установить причину некорректной работы трансмиссии, нужно обращаться к специалистам.