Инструкция по осуществлению демонтажа рулевого механизма на ниве

Рулевое управление

           

Рулевое управление на “Ниве” может быть с гидроусилителем (начиная с 2009 г.) , без гидроусилителя, а так же оснащённое подушкой безопасности. С ноября 1998 года для повышения пассивной безопасности на автомобили устанавливают телескопический промежуточный вал вместо цилиндрического промежуточного вала, а рулевое колесо крепят самоконтрящейся гайкой.

Рулевой механизм в сборе с приводом (без гидроусилителя)

Верхний вал рулевого управления

11 – подшипник верхнего вала; 12 – кронштейн крепления вала рулевого управления; 13 – втулка замка; 14 – труба кронштейна крепления вала руля; 15 – верхний вал рулевого управления;

Устройство рулевого управления с гидроусилителем (с 2009 г.)

Вид снизу автомобиля на элементы рулевого управления

Расположение элементов рулевого управления на автомобиле: 1, 7 – наружные наконечники рулевых тяг; 2, 6 – регулировочные муфты; 3, 5 – внутренние наконечники рулевых тяг; 4 – насос гидроусилителя; 8 – рулевой механизм; 9 – средняя тяга; 10 – маятниковый рычаг

В систему гидравлического усилителя входят лопастный насос, бачок для рабочей жидкости, шланги подвода и отвода жидкости и рулевой механизм.

Система гидроусилителя рулевого управления: 1 – насос гидроусилителя рулевого управления; 2 – прокладка; 3 – болт-штуцер; 4 – шланг высокого давления; 5 – подводящий шланг; 6 – пробка бачка с указателен уровня жидкости; 7 – бачок; 8 – хомут; 9 – рулевой механизм; 10 – шланг низкого давления

См. так же Рулевое управление оснащённое подушкой безопасности

Описание рулевого управления

Рулевое управление – с механической связью, без усилителя. Рулевой механизм – «глобоидальный червяк – двухгребневой ролик», передаточное число редуктора – 16,4.

В вариантном исполнении автомобиль оборудуют гидроусилителем рулевого управления значительно снижающим усилие на рулевом колесе.

Если гидроусилитель рулевого управления не функционирует (например, при буксировке автомобиля с неработающим двигателем), возможность управлять автомобилем сохраняется, но для этого требуется прикладывать к рулевому колесу значительно большее усилие.

Рулевая трапеция образована тремя рулевыми тягами (одна средняя и две боковых), сошкой, маятниковым рычагом и рычагами поворотных кулаков. Боковые тяги состоят из двух наконечников, соединенных резьбовой разрезной муфтой. На внутреннем (коротком) наконечнике – правая резьба, на наружном – левая.

На соединительной муфте резьба также разного направления, поэтому при ее поворачивании длина боковой тяги может увеличиваться или уменьшаться, что нужно для регулировки схождения колес. Муфта фиксируется на наконечниках стяжными хомутами.

На концах рулевых тяг находятся шаровые шарниры. Их пальцы имеют конусную посадку в рычагах и зафиксированы в них гайками со шплинтами. Шаровая головка пальца вращается в пластмассовом вкладыше, поджимаемом пружиной к корпусу шарнира. Другим концом пружина упирается в стальную заглушку, завальцованную в корпус шарнира.

Благодаря конусности наружной поверхности вкладыша и внутренней поверхности корпуса шарнира при поджатии вкладыша выбирается люфт между вкладышем и шаровой головкой пальца. Чтобы убедиться, что вкладыш не заклинен в корпусе, рукой или монтажной лопаткой нажимают на корпус шарнира в направлении пальца – при этом палец должен уйти внутрь корпуса на 0,5–1,5 мм.

При заклинивании шарнира или ощутимом люфте в нем заменяют рулевую тягу (рулевой наконечник). От влаги и грязи шарнир защищен резиновым чехлом, напрессованным на корпус. При повреждении чехла немедленно замените его, удалив с поверхности шарнира старую смазку и добавив новую (ШРБ-4).

Кронштейн маятникового рычага прикреплен к правому лонжерону двумя болтами с самоконтрящимися гайками. Корпус кронштейна – литой, из алюминиевого сплава. В нем установлены две пластмассовые втулки, в которых вращается ось маятникового рычага. Сверху и снизу на ось надеты шайбы, которые поджимают втулки к корпусу кронштейна.

Нижняя шайба упирается в маятниковый рычаг, закрепленный на оси самоконтрящейся гайкой, верхняя – в гайку со шплинтом. Эту гайку затягивают на снятом кронштейне так, чтобы маятниковый рычаг не проворачивался под собственным весом, а лишь под нагрузкой 1–2 кгс. На рабочие поверхности втулок и в пространство между осью и корпусом закладывают смазку Литол-24.

Для защиты от грязи служат два резиновых уплотнительных кольца, установленных между шайбами и корпусом рычага. При износе втулок их заменяют, при износе корпуса или оси заменяют кронштейн.

Рулевой механизм прикреплен тремя болтами с самоконтрящимися гайками к левому лонжерону. Его корпус – литой, из алюминиевого сплава. В его нижней (удлиненной) части запрессованы две бронзовые втулки, в которых вращается вал рулевой сошки.

На нижнем шлицевом конце вала гайкой закреплена рулевая сошка (она устанавливается на вал только в определенном положении). На верхней части вала выполнен прилив с вырезом; в нем расположен двухгребневой ролик, вращающийся в шариковых или игольчатых подшипниках.

В Т-образный паз на верхнем торце вала входит головка винта, которым регулируется зазор между роликом и червяком (см. ниже). Осевой люфт головки в пазу не должен превышать 0,05 мм; это достигается подбором толщины надеваемой на винт регулировочной пластины.

Винт перемещается по резьбе в крышке рулевого механизма и стопорится гайкой и фигурной шайбой.

Возможны два варианта установки ролика вала сошки: на игольчатом или на шариковом подшипнике.

Червяк рулевого механизма вращается в двух шариковых радиально-упорных подшипниках, зазор в которых регулируется подбором прокладок между корпусом и нижней крышкой (при этом из механизма выливается масло, по окончании регулировки его уровень необходимо восстановить).

При правильно отрегулированном зазоре момент проворачивания вала червяка (со снятым валом сошки) должен быть в пределах 20–49 Н.см. Если он меньше, уменьшают толщину пакета прокладок, если больше – увеличивают.

После установки вала сошки регулируют зазор в зацеплении ролика с червяком: момент сопротивления проворачиванию вала червяка при повороте на 30° вправо-влево от среднего положения должен быть 88–118 Н.см, а при больших углах – не более 69 Н.см.

На практике простейший контроль заключается в следующем: на снятом рулевом механизме вал червяка должен проворачиваться от руки с заметным возрастанием усилия вблизи среднего положения, осевого люфта вала быть не должно. Для заливки масла в картер рулевого механизма в верхней крышке предусмотрено отверстие, закрываемое резьбовой пробкой.

Трансмиссионное масло заливают до кромки этого отверстия (0,215 л), по нему же контролируют уровень. Утечка масла возможна из-под нижней крышки подшипника вала червяка (из-за ее деформации) или через сальниковые уплотнения валов сошки и червяка.

Ремонт редуктора в домашних условиях (за исключением регулировки зазоров и замены сальников) не рекомендуется. Рулевой вал – двухзвенный, состоит из верхнего и промежуточного валов. Верхний вал вращается в двух подшипниках с резиновыми втулками, завальцованных в трубе кронштейна вала. В нижней части к валу приварено кольцо с пазом, в который входит запорный ригель противоугонного устройства. На верхнем шлицевом конце вала закреплено рулевое колесо, гайка его крепления закернена. Промежуточный вал имеет на концах карданные шарниры с разрезными шлицевыми наконечниками, стягиваемыми болтами; нижний соединен с валом червяка, верхний – с верхним рулевым валом.

Травмобезопасность рулевого управления обеспечивается складыванием рулевого вала за счет карданных шарниров и особого крепления кронштейна рулевого вала.

Последний прикреплен к кронштейну кузова в четырех точках: сверху – на приварных болтах с гайками и шайбами, снизу – специальными отрывными болтами с фиксирующими пластинами. При столкновении края фиксирующих пластин деформируются и проскакивают через прямоугольные отверстия кронштейна рулевого вала.

При этом за счет складывания рулевого вала рулевое колесо перемещается не назад, а вверх и вперед, уменьшая вероятность травм грудной клетки водителя.

Видео

Источник: http://lada-niva.ru/niva/19.html

Рулевое управление с электромеханическим усилителем Нива Шевроле

Главная • Нива • Шевроле • Рулевое управление

На автомобилях в некоторых комплектациях предусмотрена возможность установки электромеханического усилителя рулевого управления Нива Шевроле.

Главные отличия такого усилителя от гидравлического: не отбирается часть мощности двигателя для привода насоса; есть возможность дифференцирования усилия на рулевом колесе в зависимости от скорости движения автомобиля.

Электромеханический усилитель установлен на рулевой колонке и воздействует непосредственно на вал рулевого управления. Для совместной работы с электромеханическим усилителем на автомобиль устанавливают рулевой механизм, аналогичный по конструкции механизму автомобиля Ваз 2123 Нива, но имеющий ряд усовершенствований, повышающих его надежность и точность работы.

Снятие и установка рулевой колонки Нива Шевроле

Устройство рулевой колонки Шеви Нива: 1 – промежуточный вал с шарниром; 2 – карданный шарнир; 3 – электромеханический усилитель; 4 – верхний кожух; 5 – выклю чатель зажигания; 6 – рулевое колесо; 7 – вал рулевого управления; 8 – рычаг регулировки наклона рулевой колонки; 9 – уплотнительное кольцо; 10 – нижний кожух; 11 – места крепления рулевой колонки.

В моторном отсеке отверните гайку стяжного болта крепления нижнего конца промежуточного вала к валу червяка рулевого механизма и извлеките стяжной болт. В салоне автомобиля выверните винты крепления уплотнителя вала рулевой колонки и снимите его. Снимите облицовочные кожухи рулевой колонки.

 Отсоедините колодки с проводами от подрулевых переключателей Шевроле Нива, выключателя зажигания и электромеханического усилителя. Отверните болты и гайки крепления рулевой колонки и снимите ее в сборе с валами и рулевым колесом.

 При необходимости снимите электромеханический усилитель с рулевой колонки и проверьте его работу согласно отдельному руководству на усилитель, прикладываемому к автомобилю. Установка рулевой колонки Нива Шевроле выполняется в порядке, обратном снятию.

Снятие и установка рулевого механизма Нива Шевроле

Рулевую машинку — редуктор Шеви Нива снимают для замены или ремонта. Однако разборка и сборка механизма требуют применения специального инструмента и наличия навыков работы у исполнителя. При отсутствии этих условий рекомендуем ремонтировать рулевой механизм в специализированной мастерской.

Читайте также:  Классификация трансмиссионных масел: характеристики, фото и видео

https://www.youtube.com/watch?v=aZOKMAgyJOg

Установите автомобиль на подъемник или смотровую яму. Отсоедините минусовой провод от клеммы аккумуляторной батареи. Отверните гайку стяжного болта крепления нижнего конца промежуточного вала к валу червяка рулевого механизма и выньте стяжной болт.

 ыньте шплинты гаек крепления пальцев шаровых шарниров к сошке и отверните гайки. С помощью съемника выпрессуйте шаровые пальцы из отверстий сошки. Отверните гайки болтов крепления рулевого механизма к лонжерону кузова и снимите рулевой механизм.

 Установка рулевого механизма Шевроле Нива выполняется в последовательности, обратной снятию, при этом выполните следующее:

Схема установки рулевого механизма на Шеви Нива: 1 – болты крепления рулевого механизма; 2 – рулевой механизм; 3 – сошка; Х – контрольное расстояние от центра нижнего отверстия сошки до опорной поверхности рулевого механизма при среднем положении сошки; а – контрольный угол.

– установите сошку рулевого механизма в среднее положение, при этом метка на торце вала червяка должна быть расположена горизонтально справа (по ходу движения автомобиля) и расстояние Х от центра нижнего отверстия сошки до опорной поверхности на лонжероне кузова должно быть (33,1+5) мм; – перед тем как затянуть гайки болтов 1, сориентируйте рулевой механизм так, чтобы угол а был 32°;

– проверьте и при необходимости отрегулируйте углы установки передних колес.

Разборка и сборка рулевого механизма Нива Шевроле

Устройство рулевого механизма Нива Шевроле: 1 – картер; 2 – сошка; 3 – нижняя крышка картера; 4 – регулировочные прокладки; 5 – наружное кольцо подшипника вала червяка; 6 – сепаратор с шариками; 7 – вал сошки; 8 – опорная пластина; 9 – регулировочный винт; 10 – опорная шайба; 11 – опорная гайка; 12 – гайка регулировочного винта; 13 – червяк; 14 – уплотнительная прокладка; 15 – верхняя крышка картера; 16 – пробка; 17 – подшипники вала сошки; 18 – сальник вала червяка; 19 – сальник вала сошки.

Слейте масло из рулевого механизма, вывернув пробку маслозаливного отверстия и перевернув механизм пробкой вниз. Отверните гайку крепления рулевой сошки и, сняв пружинную шайбу, специальным съемником снимите сошку. Выверните болты крепления и снимите крышку картера рулевого механизма вместе с валом сошки.

 Отверните гайку и, вворачивая в крышку регулировочный винт, разъедините крышку и вал сошки. Выверните болты крепления и снимите крышку упорного подшипника вала червяка вместе с регулировочными прокладками. Червяком вытолкните из картера наружное кольцо подшипника и выньте вал вместе с сепаратором подшипника.

 Извлеките из картера сальник вала червяка и сальник вала сошки. Подходящей по размеру оправкой выпрессуйте из картера наружное кольцо верхнего подшипника вала червяка. Извлеките подшипники из картера и крышки. Тщательно осмотрите, нет ли на рабочих поверхностях ролика и червяка следов износа, заедания или рисок.

Изношенные и поврежденные детали замените. Шариковые подшипники червяка и ролика должны вращаться свободно, без заедания; на поверхности колец и шариков не должно быть износа и повреждений. Поврежденные подшипники замените новыми.

Если ролик вращается на оси с заеданием или имеет люфт, замените вал сошки в сборе с роликом.

Сборка рулевой машинки Нива Шевроле выполняется в порядке, обратном снятию, соблюдая следующие условия:

– после установки червяка в картер рулевого механизма и закрепления нижней крышки проверьте динамометром момент трения червяка, он должен быть 19,6–49,0 Н·см (2–5 кгс·см).

Если момент окажется меньше указанного, уменьшите количество регулировочных прокладок, а если больше – увеличьте; – после установки вала сошки убедитесь в отсутствии зазора в зацеплении ролика с червяком в положениях вала, повернутого вправо или влево на 30 ° от нейтрального положения сошки. Если зазор есть, устраните его регулировочным винтом;

– после регулировки зазора в зацеплении ролика и червяка проверьте динамометром момент трения вала червяка, который должен быть равен 68,7–88,3 Н·см (7–9 кгс·см) при повороте вала червяка на 30° как влево, так и вправо от среднего положения и должен плавно снижаться до 49 Н·см (5 кгс·см) при повороте от угла 30° до упора.

Залейте в рулевой механизм Шеви масло.

Проверка и регулировка червяка рулевого  механизма Нива Шевроле

Установите передние колеса в положение прямолинейного движения. Поворачивая рулевое колесо в ту и другую сторону, проверьте, нет ли осевого перемещения вала червяка относительно картера 1 рулевого механизма. Наличие осевого перемещения вала червяка является признаком зазора в подшипниках червяка.

 Если ощущается осевое перемещение, поверните рулевое колесо в левую сторону на 1–1,5 оборота. Выверните болты крепления нижней крышки и слейте масло из картера рулевого механизма. Снимите нижнюю крышку, удалите одну из регулировочных прокладок или замените ее более тонкой. Закрепите нижнюю крышку и проверьте, нет ли осевого перемещения червяка в подшипниках.

 При отсутствии перемещения залейте в рулевой механизм трансмиссионное масло.

Проверка и регулировка зазора в зацеплении ролика с червяком рулевого механизма Шеви Нива

Проверьте, нет ли осевого перемещения червяка в подшипниках. С помощью съемника выпрессуйте пальцы шаровых шарниров рулевых тяг из отверстий в сошке. Отсоедините рулевые тяги от сошки, сохраняя при этом прямолинейность передних колес. Покачивая сошку, проверьте, нет ли зазора в зацеплении ролика и червяка.

 В пределах поворота рулевого колеса на 30° в каждую сторону от нейтрального положения не должно быть зазора, то есть ощутимого свободного хода сошки. Если ощущается свободный ход сошки, ослабьте гайку регулировочного винта. Заверните регулировочный винт до устранения зазора. Придерживая регулировочный винт отверткой, затяните гайку.

 Убедитесь, что сошка не перемещается, и присоедините к ней рулевые тяги.

Источник: http://remocars.ru/nivaman/shevrole/rulevoe-upravlenie/rulevoe-upravlenie-s-elektromehanicheskim-usilitelem-niva-shevrole.html

Снятие рулевого механизма и регулировка зазора в подшипниках червяка Ваз 21213, 21214 Нива

19.10. Снятие рулевого механизма и регулировка зазора в подшипниках червяка

Работу проводим на смотровой канаве или подъемнике.

Вынимаем болт крепления вилки нижнего карданного шарнира промежуточного вала рулевого управления к валу червяка рулевого механизма (см. Снятие рулевой колонки). Вывешиваем и снимаем левое колесо.

Выпрессовываем из отверстий сошки шаровые пальцы тяг: средней (см. Снятие средней тяги) и боковой (см. Снятие боковой тяги).

Отводим тяги вниз.
Головкой «на 17» отворачиваем гайку болта крепления картера рулевого механизма к левому лонжерону,…
…удерживая болт от проворачивания ключом той же размерности.
Вынимаем болт.

Аналогично отворачиваем и вынимаем два других болта крепления картера рулевого механизма.

Снимаем рулевой механизм.
В отверстие в щитке передка, через которое проходит вал червяка, вставлена резиновая уплотнительная втулка.

Зазор в подшипниках червяка определяется по изменению расстояния…

…между торцем картера рулевого механизма…
…и меткой на валу червяка…

…при поворачивании вала в разные стороны.
Для регулировки зазора в подшипниках червяка зажимаем картер в тиски…

…и ключом «на 13» отворачиваем четыре болта крепления нижней крышки.
Снимаем крышку…
…и регулировочные прокладки.

Зазор в подшипниках червяка уменьшаем удалением прокладки или заменой на более тонкую.
Устанавливаем рулевой механизм в обратной последовательности, не затягивая полностью гайки болтов крепления картера.

Закрепляем рулевые тяги и промежуточный вал рулевого управления. Помощник поворачивает рулевое колесо два-три раза вправо и влево до упора. При этом проверяем самоустановку узлов рулевого управления на штатных местах.

Затягиваем гайки болтов крепления картера окончательно.

Источник: http://carmn.ru/vaz/21213-niva/19-10-snyatie-rulevogo-mekhanizma-i-regulirovka-zazora-v-podshipnikakh-chervyaka.html

Все про рулевое управление

Краткая характеристика конструкции рулевого управления

Диагностика и устранение неисправностей рулевого управления

Регулировка зацепления червяк-ролик(или величины свободного хода рулевого колеса)

Замена рулевых тяг и наконечников

Заливка масла в рулевой механизм

Неисправности рулевого управления

Краткая характеристика конструкции рулевого управления

Система рулевого управления современных отечественных легковых автомобилей включает в себя три основных узла: рулевую колонку с рулевым колесом, рулевой механизм и рулевой привод (трапецию).

Рулевые колонки автомобилей бывают цельные – с одним рулевым валом (например, ВАЗ-2101; -2103; -2106; -2108) или составные – с промежуточным карданным валом (ВАЗ-21213; ВАЗ-2105).

В состав рулевой колонки встраиваются элементы пассивной безопасности, деформирующиеся при ударе и повышающие травмобезопасность. На ВАЗ-2121 и его модификациях применяется рулевой механизм типа “червяк-ролик”.

Червячные рулевые механизмы всегда имеют две регулировки. 

Рулевые приводы представляют собой набор из нескольких рулевых тяг с шарнирными соединениями. При червячном рулевом механизме в состав рулевого привода входит маятниковый рычаг.

Диагностика и устранение неисправностей рулевого управления

Выход рулевого управления из строя чреват, как известно, весьма нехорошими последствиями. Между тем, регулярно проводя некоторые работы по элементарной диагностике, можно оценить состояние рулевого управления, спрогнозировать возможный отказ и вовремя принять меры.

Задача диагностики – определить места, в которых имеются люфты. Для начала вы должны провести внешний осмотр деталей и узлов системы рулевого управления на эстакаде или смотровой канаве в следующем порядке:

  • Прежде всего, проверьте перемещение наконечников тяг вдоль оси пальцев. Осевое перемещение наконечника относительно пальца должно быть 1…1,5 мм. Поворачивая рулевое колесо в обе стороны, наощупь проверьте отсутствие свободного хода в шарнирах рулевых тяг. При обнаружении люфта и постукиваний наконечник тяги вместе с шарниром подлежит замене.
  • Проверьте затяжку хомутов регулировочных муфт на боковых тягах. Хомуты должны быть крепко стянуты болтом с гайкой.
  • Проверьте отсутствие люфта маятникового рычага. Возьмитесь за сошку и покачайте её вверх-вниз. При обнаружении люфта устраните его подтяжкой гайки или заменой втулок.
  • Проверьте состояние резиновых защитных чехлов шаровых шарниров рулевых тяг. Если защитные колпачки в хорошем состоянии и обеспечивают чистоту внутри шарниров, то срок службы последних практически неограничен. При наличии на нём трещин и разрывов в шаровой шарнир попадает грязь, песок, влага и т. д. Происходит преждевременный износ его деталей. Такой чехол необходимо заменить. Так же он подлежит замене, если смазка проникает наружу при сдавливании его пальцами. 
  • Проверьте отсутствие подтекания масла. Если есть следы утечки, подтяните верхнюю крышку картера рулевого механизма и/или замените сальники валов червяка и сошки.
  • Проверьте крепление рулевой колонки. Попробуйте подергать рулевое колесо на себя. Оно не должно перемещаться в осевом направлении. Если же такое перемещение есть – проверьте, затянуты ли гайки на соединительной муфте рулевого вала, не раскрутился ли стяжной болт клеммного соединения рулевого вала с рулевым механизмом, не болтается ли подшипник рулевого вала. Затем проверьте крепление рулевого механизма к кузову автомобиля. При необходимости затяните болты требуемым усилием.
  • Проверьте величину свободного хода рулевого колеса, это наиболее часто встречающийся дефект – увеличенный свободный ход, “люфт” рулевого колеса. Он не должен превышать 5 градусов. Вызывается люфт увеличенными зазорами между деталями рулевого управления, появляющимися в результате износа в процессе эксплуатации. Проверить его элементарно просто, для этого не нужно никаких сверхточных угломеров, а достаточно линейки и полоски липкой ленты. Установите автомобиль на ровной площадке с сухим асфальтовым покрытием. Колеса должны находиться в прямолинейном положении. На верхней части рулевого колеса налепите метку. Сверху закрепите или неподвижно держите линейку или рулетку. Поворачивая рулевое колесо из стороны в сторону, определите его свободный ход в пределах зазора. Если он не превышает 18…20 мм – все в порядке, если больше – устраните люфт, который обычно возникает в двух местах. Во-первых, это осевое перемещение червяка в подшипниках при износе их беговых дорожек. Этот дефект возникает при значительных пробегах. Обнаруживается следующим образом. Нужно, чтобы кто-то покрутил рулем на машине, стоящей на асфальтовой площадке. В это время вы должны взяться двумя пальцами за вал червяка в месте его входа в корпус рулевого механизма. При возникновении люфта в подшипниках вы ясно почувствуете осевое перемещение вала червяка относительно торца корпуса. Во-вторых, возникновение люфта в зацеплении червяк-ролик. Происходит чаще, чем предыдущий дефект. Для обнаружения этого люфта вы должны быть твердо уверены в правильной регулировке подшипников и отсутствии люфта в шаровых шарнирах. Пусть ваш напарник крутит рулем, а вы, взявшись рукой за сошку, попробуйте удержать ее. При наличии люфта в зацеплении вы ясно и четко почувствуете толчки и стуки. 
Читайте также:  Свечи зажигания chevrolet niva инжектор: какие лучше ставить и как произвести замену

Регулировка зацепления червяк-ролик (или величины свободного хода рулевого колеса)

В процессе работы этой пары вращения происходят износ и выработка их рабочих поверхностей. В первую очередь это касается витков червяка. Образуются зазоры, которые необходимо ликвидировать.

Сущность регулировки необходимого зазора в зацеплении “червяк-ролик” (а без зазора они работать не будут – заклинят) состоит в следующем. Оси вращения ролика и червяка находятся не на одном уровне.

Ось ролика находится выше, а вал сошки, в вырезе которого установлен ролик, имеет возможность перемещаться вверх-вниз в осевом направлении. Опуская вал, вы приближаете ролик к червяку, зазор уменьшается. Поднимая его, вы увеличиваете зазор.

В верхней части вала сошки имеется прямоугольный паз, в который входит плоская головка регулировочного винта, завёрнутого в верхнюю крышку рулевого механизма. Заворачивая или отворачивая этот винт, вы, поднимая или опуская вал сошки, производите регулировку необходимого зазора в зацеплении.  

Порядок проведения операции следующий (на примере ВАЗ-“классика”) (см. рис.). Вы должны убедиться, что в подшипниках червяка установлен необходимый натяг. Отверните контргайку 2 регулировочного винта 3 и снимите фасонную стопорную шайбу 5. Ваш помощник должен покачивать рулем, как при проверке люфта.

Г-образной отверткой 4 заворачивайте регулировочный винт 3 до устранения люфта. Проверьте легкость вращения рулевого колеса, как это было описано выше. Если все отрегулировано правильно, наденьте фасонную шайбу 5, закрутите и затяните контргайку, удерживая от проворачивания регулировочный винт 3.

 

Замена рулевых тяг и наконечников

Перед снятием боковых тяг обратите внимание на то, как она установлена. Длинный наконечник – внешний – присоединяется к поворотному кулаку, а короткий – внутренний – соединяется с сошкой. Средняя тяга выпуклой стороной обращена к двигателю. 

Расшплинтуйте и отверните гайки, которыми шаровые пальцы боковых тяг крепятся к рычагам на поворотных кулаках. Съемником (см.рис.) выньте шаровые пальцы из конических гнезд на рычагах. Расшплинтуйте и отверните гайки крепления шаровых пальцев средней и боковых тяг к сошке и к маятниковому рычагу.

Пользуясь съемником, выньте пальцы из соответствующих гнезд на рычагах и снимите тяги. Устанавливайте тяги рулевого управления в порядке, обратном снятию. Все гайки шаровых пальцев затягивайте динамометрическим ключом с последующей шплинтовкой.

Если вырез гайки не совпадает с отверстием под шплинт, то гайку доверните на угол, меньший 60 градусов для обеспечения шплинтовки.

Не забудьте, что после замены рулевых тяг или наконечников необходима обязательная регулировка углов установки (схождение и развал) колес.

Посмотрите также отсканированный буклет, прилагаемый к рулевым наконечникам “Кедр”.

Заливка масла в рулевой механизм

Рулевые механизмы типа “червяк-ролик” работают в масле. Дело в том, что в контакте витков червяка с гребнями ролика возникают большие усилия. При недостатке или отсутствии смазки в этом месте из-за очень большого трения будет происходить усиленный износ деталей.

Кроме того, требуют смазки подшипники червяка и игольчатые подшипники, на которых вращается ролик. Для смазки деталей рулевого механизма используется обычное трансмиссионное масло. В настоящее время выпускаются много этих масел, все они годятся для рулевого механизма.

Рулевой механизм, как запчасть, может поставляться в торговую сеть как снаряженным и заправленным маслом, так и без него. В последнем случае требуется обязательная заливка масла. Заливать масло можно как после установки рулевого механизма на машину, так и до этого. 

Отверните пробку 1 (см. рис. в пункте “Регулировка зацепления червяк-ролик”), закрывающую заливное отверстие в верхней крышке. Вставьте в отверстие воронку с тонким шлангом, через которую будете производить заливку. Масло перед заливкой желательно предварительно подогреть до температуры 60-80 градусов – тогда оно менее вязкое и лучше течет.

Если вы заливаете масло в рулевой механизм, установленный на машине, необходимый объем масла определяется просто: заливаете до среза заливного отверстия. Если же заливка производится в снятый механизм, нужно достаточно точно отмерить мензуркой необходимый объем масла, указанный в инструкции на автомобиль (например, для автомобиля ВАЗ это 0,215 л). Не больше и не меньше.

Перелив в данном случае гораздо опаснее недолива. Рулевой механизм установлен на машине в наклонном положении. Залитое в него масло занимает не весь внутренний объем. Верхняя часть полости картера содержит воздух, который служит компенсатором температурного расширения масла и корпуса редуктора.

Ведь рулевой механизм расположен в подкапотном пространстве, где возможны очень большие перепады температуры.  

Если вы заполните картер полностью, то масло, нагреваясь от двигателя, начнет выдавливать уплотнительные манжеты. Так что – не переливайте. Лишним маслом только кашу не испортишь.

Неисправности рулевого управления

Увеличенный свободный ход рулевого колеса

Ослабли болты крепления картера рулевого механизма.

Затяните гайки.

Ослабли гайки шаровых пальцев рулевых тяг.

Проверьте и затяните гайки.

Увеличенный зазор в шаровых шарнирах рулевых тяг.

Замените наконечники или рулевые тяги.

Увеличенный зазор в подшипниках ступиц передних колес.

Отрегулируйте зазор.

Увеличенный зазор в зацеплении ролика с червяком.

Отрегулируйте зазор.

Слишком большой зазор между осью маятникового рычага и втулками.

Замените втулки или кронштейн в сборе.

Увеличенный зазор в подшипниках червяка.

Отрегулируйте зазор.

Ослабли болты крепления промежуточного вала рулевого механизма к валу червяка или к верхнему валу рулевого механизма.

Затяните болты.

Тугое вращение рулевого колеса 

Низкое давление в шинах передних колес.

Установите нормальное давление.

Неправильная установка углов передних колес.

Проверьте установку колес и отрегулируйте.

Нарушен зазор в зацеплении ролика с червяком.

Отрегулируйте зазор.

Перетянута регулировочная гайка оси маятникового рычага.

Отрегулируйте затягивание гайки.

Деформация деталей рулевого привода.

Замените деформированные детали.

Повреждение деталей шаровых шарниров.

Проверьте и замените поврежденные детали. 

Отсутствует масло в картере рулевого механизма.

Проверьте уровень масла и залейте. При необходимости замените поврежденный сальник.

Повреждение подшипников верхнего вала рулевого управления.

Замените подшипники.

Шум (стуки) в рулевом управлении 

Увеличенный зазор в подшипниках ступиц передних колес. 

Отрегулируйте зазор.

Ослабление гаек шаровых пальцев рулевых тяг.

Проверьте и затяните гайки.

Увеличенный зазор между осью маятникового рычага и втулками.

 Замените втулки или кронштейн в сборе.

Ослаблена регулировочная гайка оси маятникового рычага. 

 Отрегулируйте затягивание гайки

Нарушен зазор в зацеплении ролика с червяком или в подшипниках червяка.

 Отрегулируйте зазор.

Увеличенный зазор в шаровых шарнирах рулевых тяг.

Замените наконечники или рулевые тяги.

Ослабление болтов крепления картера рулевого механизма или кронштейна маятникового рычага.

Проверьте и затяните гайки болтов.

Ослабление гаек крепления поворотных рычагов.

Затяните гайки.

Ослабление болтов крепление вала рулевого управления.

 Затяните гайки болтов.

Самовозбуждающееся угловое колебание передних колёс

Давление в шинах не соответствует норме.

 Проверьте и установите нормальное давление.

Нарушены углы установки передних колес.

 Проверьте и отрегулируйте углы установки колес.

Увеличенный зазор в подшипниках ступиц передних колес.

Отрегулируйте зазор.

Читайте также:  Датчик включения вентилятора: как он устроен, где находится и при какой температуре срабатывает, как проверить устройство и заменить его в случае неисправности

Дисбаланс колес.

Отбалансируйте колеса.

Ослабление гаек шаровых пальцев рулевых тяг.

Проверьте и затяните гайки.

Ослабление болтов крепления картера рулевого механизма или кронштейна маятникового рычага.

Проверьте и затяните гайки болтов.

Нарушен зазор в зацеплении ролика с червяком.

Отрегулируйте зазор.

Увод автомобиля от прямолинейного движения в какую-либо сторону

Неодинаковое давление в шинах.

Проверьте и установите нормальное давление.

Нарушены углы установки передних колес.

Проверьте и отрегулируйте углы установки колес.

Различная осадка пружин передней подвески.

Замените непригодные пружины.

Деформированы поворотные кулаки или рычаги подвески.

Проверьте кулаки и рычаги, негодные детали замените.

Неполное растормаживание одного или нескольких колес.

Проверьте состояние тормозной системы.

Неустойчивость автомобиля

Нарушены углы установки передних колес.

Проверьте и отрегулируйте углы установки колес.

Увеличенный зазор в подшипниках передних колес.

Отрегулируйте зазор.

Ослабление гаек шаровых пальцев рулевых тяг.

Проверьте и затяните гайки.

Слишком большой зазор в шаровых шарнирах рулевых тяг.

Замените наконечники или рулевые тяги.

Ослабление болтов крепления картера рулевого механизма или кронштейна маятникового рычага.

Проверьте и затяните гайки болтов.

Увеличенный зазор в зацеплении ролика и червяка.

Отрегулируйте зазор.

Деформированы поворотные кулаки или рычаги подвески.

Проверьте кулаки и рычаги, деформированные детали замените.

Утечка масла из картера

Износ сальника вала сошки или червяка.

Замените сальник.

Ослабление болтов, крепящих крышки картера рулевого механизма.

Замените болты.

Повреждение уплотнительных прокладок.

Замените прокладки.

В нашем сервисном центре вы можете заказать диагностику двигателя.

Главная | Написать отзыв о статье

Email: volodushka@tochka.ru     тел: 8-916-611-16-59

©Чипмастер. Перепечатка материалов без согласия автора запрещена.

Источник: http://www.chipmaster.ru/stati/rulevoe-upravlenie/rulevoe-upravlenie/

Рулевое управление ВАЗ 2121

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Рис. Рулевое управление. 1. Боковая тяга; 2. Сошка; 3. Средняя тяга; 4. Маятниковый рычаг; 5. Регулировочная муфта; 6. Нижний шаровой шарнир подвески; 7. Поворотный кулак; 8. Верхний шаровой шарнир подвески; 9. Подшипник верхнего вала рулевого управления; 10. Кронштейн крепления вала рулевого управления; 11. Верхний вал рулевого управления; 12.

Кронштейн маятникового рычага; 13. Правый лонжерон кузова; 14. Нижнее контактное кольцо; 15. Держатель нижнего контактного кольца; 16. Держатель включателя сигнала; 17. Верхнее контактное кольцо; 18. Пружина включателя сигнала; 19. Включатель звукового сигнала; 20. Облицовка крышки включателя сигнала; 21. Провод; 22. Верхняя шайба; 23. Уплотнитель; 24.

Втулка оси маятникового рычага; 25. Нижняя шайба; 26. Пробка маслоналивного отверстия; 27. Защитный колпачок; 28. Картер рулевого механизма; 29. Уплотнитель вала рулевого управления; 30. Промежуточный вал рулевого управления; 31. Фиксирующая пластина передка кузова; 32. Верхняя часть облицовочного кожуха; 33. Рычаг переключателя стеклоочистителя и омывателя; 34.

Рулевое колесо; 35. Рычаг переключателя указателей поворота; 36. Рычаг переключателя света фар; 37. Нижняя часть облицовочного кожуха; 38. Стяжной болт вилки карданного шарнира; 39. Левый лонжерон пола кузова; 40. Нижняя крышка картера рулевого механизма; 41. Регулировочные прокладки; 42. Ось ролика вала сошки; 43. Упорная шайба ролика; 44. Ролик; 45.

Пластина регулировочного винта; 46. Стопорная шайба; 47. Регулировочный винт; 48. Контргайка; 49. Верхняя крышка картера рулевого механизма; 50. Червяк; 51. Подшипник червяка; 52. Вал червяка; 53. Сальник вала червяка; 54. Втулка вала сошки; 55. Сальник вала сошки; 56. Вал сошки; 57. Защитный чехол шарового пальца; 58. Вкладыш шарового пальца; 59.

Шаровой палец; 60. Пружина вкладыша; 61. Заглушка.

Различают две основные части рулевого управления: рулевой механизм и рулевой привод.

Рулевой механизм включает в себя червячный редуктор, вал рулевого управления с кронштейном крепления и рулевое колесо.

Редуктор, передаточное число которого 16,4, собран в картере 28, отлитом из алюминиевого сплава. Картер крепится к левому лонжерону 39 пола кузова тремя болтами. Червяк 50, напрессованный на вал 52, опирается на два шариковых радиально-упорных подшипника 51, зазор в которых регулируется прокладками 41, расположенными под нижней крышкой 40.

Правильность регулировки подшипников червяка проверяется динамометром по величине момента трения вала червяка. Он должен быть в пределах 10-50 Нсм (2-5 кгссм) в положении, когда ролик не входит в зацепление с червяком (при сборке рулевого механизма). Выступающий из картера конец вала червяка уплотнен сальником 53.

На шлицах червяка при помощи стяжного болта закреплен карданный шарнир.

Двухгребневой ролик 44 вращается на оси 42 в игольчатом или двухрядном шариковом подшипнике. Ось ролика расположена в отверстиях вала 56 сошки, и концы ее после сборки расклепаны с применением электроподогрева. Зацепление ролика с червяком происходит со смещением на 5,5 мм, что позволяет регулировать зазор в зацеплении червячной пары.

Вал сошки 56 установлен в двух бронзовых втулках 54, запрессованных в картер рулевого механизма. Конец вала 56 на выходе из картера уплотнен сальником 55. Зазор в зацеплении ролика с червяком регулируется винтом 47, головка которого расположена в Т-образном пазе верхнего торца вала сошки 56. Осевой зазор между головкой винта и пазом вала устраняется установкой пластины 45.

В запасные части эти пластины поставляются толщиной от 1,95 до 2,20 мм.

Регулировочный винт 47 ввернут в крышку 49 и фиксируется от проворачивания фигурной шайбой 46 с усиком, входящим в паз винта, и контргайкой 48.

Зазор между роликом и червяком устраняется при завертывании регулировочного винта 47 в крышку 49.

При регулировке зазора сошка должна занимать среднее положение, что соответствует движению автомобиля по прямой (метки на валу червяка и на картере 28 должны совпадать).

На нижнем конце вала сошки имеются конические шлицы, на которых в определенном положении, при совмещении сдвоенного паза сошки” со сдвоенным шлицем вала, крепится гайкой сошка 2.

Вал рулевого управления состоит из верхнего 11 и промежуточного 30 валов. Промежуточный вал имеет два карданных шарнира, одним из которых он соединяется с валом червяка, другим – с верхним валом рулевого управления.

Чтобы предотвратить перемещение промежуточного вала, наружные вилки шарниров стянуты болтами, которые проходят через кольцевые проточки валов. Опорами для верхнего вала 11 служат два игольчатых подшипника, расположенных в трубе кронштейна 10 крепления вала рулевого управления.

На верхний конец вала 11 в строго определенном положении, которое обеспечивает сдвоенный паз в ступице колеса и сдвоенный шлиц на валу, устанавливается рулевое колесо 34 и крепится гайкой. Гайка после затягивания моментом 50 Нм (5 кгсм) кернится в одной точке.

На верхней части трубы кронштейна 10 хомутом закреплен трехрычажный переключатель света фар, указателей поворота, стеклоочистителя и омывателя ветрового стекла.

Травмобезопасность рулевого управления обеспечивается особенностью крепления кронштейна вала рулевого управления и применением промежуточного вала с карданными шарнирами. Кронштейн 10 крепится четырьмя болтами к кронштейну кузова автомобиля. Передняя часть кронштейна 10 крепится через две фиксирующие пластины 31.

Края этих пластин при определенной нагрузке сгибаются и проскакивают через прямоугольные отверстия кронштейна, т.е. происходит поворот кронштейна 10 относительно задних точек крепления за счет деформации кронштейна кузова.

При этом, если происходит столкновение автомобиля с каким-либо препятствием, то верхняя часть рулевого вала и рулевое колесо перемещаются назад незначительно, а сила воздействия рулевого управления на туловище водителя резко уменьшается, что обеспечивает безопасность водителя при аварийных ситуациях.

Вал рулевого управления вместе с кронштейном 10 закрываются облицовочным кожухом 37, который состоит из верхней и нижней частей, скрепленных между собой винтами.

Рулевой привод состоит из средней поперечной тяги 3, двух боковых поперечных тяг 1, поворотных рычагов, маятникового рычага 4 и сошки 2. Средняя тяга 3 цельная, на концах имеет шаровые шарниры, которыми она соединяется с маятниковым рычагом и рулевой сошкой. Каждая боковая тяга имеет два наконечника с резьбой, соединенных между собой регулировочной муфтой 5.

Муфта фиксируется на наконечниках тяги двумя стяжными хомутами. Вращением муфты 5 изменяется длина боковой тяги при регулировке схождения передних колес.

Наружные наконечники боковых тяг 1 шаровыми шарнирами соединены с поворотными рычагами, каждый из которых крепится болтами к поворотному кулаку 7; внутренний наконечник правой боковой тяги соеди нен с маятниковым рычагом, а левой боковой тяги – с сошкой.

Шаровой шарнир тяги состоит из стального пальца 59, сферическая головка которого опирается на конусный вкладыш 58, изготовленный из пластмассы с высокими противозадирными свойствами.

Пружина 60, поджимая вкладыш к сферической головке пальца 59, создает необходимый натяг в шаровом шарнире.

Конусная часть пальца заходит в коническое отверстие поворотного рычага (сошки или маятникового рычага) и крепится корончатой гайкой.

Шаровые шарниры при сборке заполняют смазкой ШРБ-4 и герметизируют с одной стороны заглушкой 61, завальцованной в наконечнике тяги, а с другой – армированным защитным колпачком 57. Пополнение или замена смазки при эксплуатации не требуется.

Кронштейн 12 маятникового рычага закреплен с внутренней стороны правого лонжерона двумя болтами с самоконтрящимися гайками. В отверстии кронштейна 12 расположены две пластмассовые втулки 24, на которых поворачивается ось маятникового рычага. К торцам втулок поджаты шайбы. Верхняя шайба 22 насажена на лыски оси и поджата корончатой гайкой.

Нижняя шайба 25 поджата к втулке самоконтрящейся гайкой. Этой же гайкой на оси неподвижно закреплен маятниковый рычаг 4. Между торцевыми поверхностями шайб и корпуса кронштейна маятникового рычага установлены резиновые уплотнительные кольца 23. При сборке полость между втулками заполняется смазкой Литол-24, а втулки смазываются этой же смазкой.

Источник: https://works.doklad.ru/view/JK3kgny1kzY.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector