Все наверняка слышали слово «кроссовер», все видели такие автомобили, а некоторые на них ездят. Многие приблизительно знают, что такое кроссовер – это такой автомобиль, который «вроде бы джип, но и не совсем джип».
Характеристика, прямо скажем – растяжимая, под которую могут попасть и полноприводный VW Golf, и армейский внедорожник Humvee, например (не говоря уже о том, что Jeep – это вообще прежде всего торговая марка, а не тип автомобиля). Более того, классификация автомобилей вообще довольно условна.
К примеру, четырёхдверный Nissan Skyline мог быть семейным седаном, если б не мощность двигателя и динамика спорткара. Однако существует ряд признаков, по которым можно понять, что это кроссовер, а не что-то иное. Не считаете же вы внедорожником Mitsubishi Outlander? Ну вот.
Сейчас кроссовером считают самостоятельную модель комфортабельного универсала на легковом шасси с несущим кузовом, большим клиренсом и преобладанием в ряду модификаций моделей с полным приводом.
Или, по выражению The Wall Street Journal, «автомобиль, который выглядит, как внедорожник, но ездит, как легковой автомобиль».
По сути, кроссовер – это машина, созданная для разнообразных городских условий.
Само название «кроссовер» (от английского cross over пересекать) говорит об его задаче – быть первым в современном динамично развивающемся городе, где дорожная инфраструктура может не успевать за ростом населения.
История создания
Отечественные автомобили
Идея совмещения в одной машине комфортабельности легкового автомобиля и внедорожных качеств приходила в голову многим автопроизводителям, особенно после Второй мировой войны. Более того, на Горьковском автомобильном заводе в годы войны выпускался первый в мире полноприводной седан ГАЗ-61 на базе легендарной «Эмки» (М1).
Затем советская промышленность производила малыми сериями полноприводные «Победы» (ГАЗ М-72) и «Москвичи» (Москвич-410) с повышенным дорожным просветом на базе их серийных заднеприводных моделей. Они оказались как нельзя кстати на некачественных советских дорогах, но «детские болезни» в условиях советской административно-командной системы оказались неизлечимы.
Единственный раз система не помешала, а в годы косыгинских реформ и помогла, так это с выпуском, как многие считают, первого в мире кроссовера «Нива» (1970-е гг.
) тогда самого комфортабельного автомобиля с колёсной формулой 4х4. Это был единственный советский автомобиль, уходивший на экспорт в Японию.
С небольшими модернизациями он выпускается и поныне, в то время как зарубежные производители ушли далеко вперёд.
Иномарки
Можно считать первым зарубежным кроссовером американский AMC Eagle (конец 1970 гг.), но он использовал кузов от легкового AMC Concord.
Он имел повышенный клиренс, постоянный полный привод с вискозной муфтой, позволявший перераспределять крутящий момент между мостами и блокировать межосевой дифференциал при пробуксовке.
Первыми полноценными кроссоверами за рубежом принято считать японские Honda CR-V и Toyota RAV-4.
Также на концепцию кроссовера сильно повлияли SUV американские тяжёлые полноприводные универсалы (тот же Jeep Cherokee). К тому же и традиционные внедорожники шли по пути увеличения комфорта для водителя и пассажиров и улучшения дорожных качеств.
Что такое кроссовер и его отличие от внедорожника и паркетника
Прежде всего – это автомобиль с кузовом типа универсал и увеличенным дорожным просветом, что его роднит с внедорожниками.
Кузов – несущий, что было в своё время главным отличием кроссовера от внедорожника, конструкции которых были рамными. Можно сказать, водораздел был по линии – «рама – внедорожник, несущий кузов – паркетник».
Что такое паркетник, скажем чуть ниже, а сначала заметим, что граница отличий кроссовера от внедорожника постепенно стирается.
Рекомендуем также прочитать информативную статью о самых надёжных и недорогих внедорожниках от нашего специалиста.
Развитие технологий и автомобильного рынка на месте не стоит, и, к примеру, Mitsubishi Pajero Pinin с несущим кузовом относится к внедорожникам. Туда же «отправили» и считавшийся первым в мире кроссовером Lada 44, то есть знакомая нам всем «Нива».
Причинами стали не только появление внедорожников с несущим кузовом, но и постоянный полный привод, потому что у кроссоверов он может быть и отключаемым, а главный ведущий мост у кроссоверов передний, как и на среднестатистическом легковом автомобиле.
Более того, существуют даже кроссоверы с колёсной формулой 4х2. Возможно, сказал своё слово и аскетичный салон российского автомобиля.
По иронии судьбы, именно «Нива» во время своего создания была самым комфортабельным полноприводным универсалом в мире и фактически породила этот класс.
А вот SsangYong Actyon с кузовом лифтбэк считается кроссовером, хотя и обладает рамной конструкцией и не является универсалом. «Виновато» городское назначение автомобиля.
С конструкцией в основном определились, тогда можно перейти к назначению. Кроссовер предназначен для тех, кто использует все городские дороги, но в теории может и заехать на бездорожье.
Бессмысленно ждать от кроссовера «джиперского» поведения в грязи, но по крайней мере, шансов застрять у него гораздо меньше, чем у городского седана.
А вот внедорожник с удовольствием поездит по грязи, но для города он недостаточно экономичен, а для высокоскоростного режима и недостаточно устойчив на трассе.
Что же такое «паркетник»? Вообще же, это не тип автомобилей, а прозвище недостаточно «внедорожного» автомобиля с претензией на «джиперскость». В эту классификацию может попасть и SUV (особенно с низкопрофильной резиной), и кроссовер. Так называли даже Jeep Grand Cherokee и Ford Explorer.
Иногда так могут обозвать даже Hummer с «городскими» наворотами. Что общего у Хаммера с паркетниками, неизвестно, но что есть – то есть. С другой стороны, Renault Sandero Stepway тоже называют паркетником, хотя это скорее городской хэтчбек с «расширенными полномочиями», такими как увеличенный дорожный просвет.
Полного привода у этой модели пока нет.
Примеры представителей кроссоверов
Классическими современными кроссоверами являются такие автомобили, как: Toyota RAV4, Honda CR-V, Kia Sorento, Hyundai Creta, Skoda Yeti, Renault Duster, Hyundai ix35, Chery Tiggo, BMW X3, Mitsubishi ASX, Subaru Forester, Nissan Qashqai, Ford Kuga, Mitsubishi Outlander, Honda Pilot, Bentley Bentayga, Porsche Cayenne, Range Rover Sport и т.д.
Более подробную информацию о технических характеристиках автомобиля Субару Форестер вы сможете узнать из статьи нашего специалиста.
Самые популярные
Самыми популярными кроссоверами в мире и России являются японские пионеры кроссоверного цеха Honda CR-V и Toyota RAV4, а также их извечный конкурент Nissan X-Trail.
Немало поклонников и у автомобилей Kia, особенно в России, где уважают Sportage и Sorento, а вот полноразмерный Mohave пока что не нашёл своих почитателей. Зато утверждаются как на мировом, так и на российском рынке производители из КНР.
Китайский Haval H6 является одним из самых популярных кроссоверов в мире.
Очень на постсоветском пространстве уважают продукцию Volkswagen AG – особенно Volkswagen Touareg, Audi Q7 и Porsche Cayenne, построенные на общей платформе.
Самые доступные
Самым дешёвым кроссовером в России можно считать Renault Duster, в начале продаж он стоил менее полумиллиона рублей, а сейчас – от 619.000 и даже в самой дорогой комплектации стоит дешевле миллиона.
Не так далеко от него ушёл и Ford Ecosport, который продаётся по цене от 890.000 рублей.
Многочисленные китайцы всё дальше уходят из ультрабюджетного сегмента в просто экономичный, но на них также стоит обратить внимание Lifan X60 можно приобрести от 590.000 рублей.
Для патриотов выбор не столь велик – классические кроссоверы российской разработки пока не выпускаются.
Однако от 600 до 800 тысяч рублей можно, не пожалев, отдать за Lada x-Ray (переднеприводная модель, которая ближе к обычным легковым автомобилям) или Chevrolet Niva с претензиями на истинную «внедорожность».
Есть также выбор – Vortex Tiggo, это российская марка и российская сборка, но конструктивное происхождение автомобиля из Поднебесной.
Самые надёжные
Считается, что такими являются автомобили, произведённые в Японии и Южной Корее. Однако следует помнить, что автомобиль автомобилю рознь и у разных поколений одной модели могут быть диаметрально противоположные характеристики.
По отзывам российских автолюбителей, наивысшие оценки получают Renault Duster, Nissan Juke и Nissan Qashqai. К тому же эти автомобили ещё и недорого стоят, и немного потребляют топлива. По-прежнему уважают «немцев» Mercedes M и GL-серий, BMW X-серий, и тройку VW-Audi-Porsche.
Мало негативных отзывов и об автомобилях Skoda.
Немаловажна также доступность автозапчастей. «Рено» и «Ниссан» к этому вопросу относятся тщательнее остальных.
Самые экономичные
Небольшой расход топлива свойственен малолитражным автомобилям, но не только. У тех же Renault Duster, Nissan Juke и Nissan Qashqai средний расход топлива не превышает 7 литров на 100 км.
Но, пожалуй, самым экономичным можно назвать Peugeot 3008 HYbrid4, с дизель-электрической гибридной силовой установкой. Его расход топлива не превышает 4 л на 100 км пути, да и заряжаться может и от генератора, и от сети.
Одно «но» в России он не продаётся, как и большинство «гибридов».
Заключение
Кроссовер – отличный выбор для тех, кто хочет чувствовать себя отлично за рулём своего автомобиля на любой дороге. Главное – помнить, что «на любой дороге» это не «на бездорожье».
Загрузка…
В чём разница между кроссовером и внедорожником
Автовладельцы нередко путают кроссоверы с внедорожниками, что затрудняет их выбор при покупке автомобиля. Нам предстоит ответить на вопрос, в чём же именно состоит отличие кроссоверов от внедорожников и привести примеры моделей автомобилей обоих видов.
Кроссоверы
Итак, кроссоверы (иногда их называют паркетники) — это фактически легковые автомобили, имеющие большой дорожный просвет, а также, функцию подключаемого полного привода.
Кроссоверы подходят главным образом для повседневного использования в черте города или за городом и для периодических выездов на природу, пикники, рыбалку и т.п.
Следует отметить, что преимуществом паркетников является платформа лёгких автомобилей, серьёзно снижающая вес и повышающая точность управления транспортным средством. Примерами таких автомобилей являются Volkswagen Tiguan, Toyota RAV 4, Nissan Quasquai.
Внедорожники (или джипы) — автомобили, цель которых — эксплуатация на бездорожье и на асфальте, но в приоритете для — именно бездорожье. В качестве наиболее известных представителей класса внедорожников можно назвать Land Rover Defender, УАЗ Patriot, Jeep Grand Cherokee.
В чем же разница?
Основные критерии для выявления разницы между паркетником и внедорожником имеют прямую связь с технической стороной их конструкции, а именно — конструкцией кузова, подвески, шасси, . Рассмотрим их подробнее.
Джипы имеют рамную конструкцию кузова, когда все узлы машины устанавливаются на раму, тогда как конструкция кузова у кроссоверов — несущая.
Что касается шасси, для джипов характерны принудительно подключаемые мосты и полный привод, причём, в раздаточной коробке есть две передачи — прямая и понижающая, а также, для усиления проходимости внедорожники должны иметь межколёсные дифференциалы с принудительной блокировкой. Конструкция шасси паркетников куда более простая — в стандартных условиях автомобиль переднеприводный, а полный привод включается только при пробуксовке колёс.
Подвеска внедорожников и кроссоверов также серьёзно отличается — у первых она зависимая, а у вторых — независимая. Что характерно, зависимая схема подвески у джипов делает проходимость выше, но снижает удобство для пассажиров, а запас прочности у такой подвески — высокий. У паркетников же запас прочности подвески ниже, а комфорт пассажиров — выше.
- Отличаются у джипов и кроссоверов и колёса — у внедорожников их диаметр значительно больше.
- И, наконец, при разработке паркетников важное место занимает внешний вид и дизайн автомобиля, комфорт пассажиров, тогда как у джипов — показатели проходимости.
- Стоимость внедорожников обычно значительно выше, чем кроссоверов, поэтому мы рекомендуем всем, кто выбирает между покупкой кроссовера или джипа тщательно обдумать свой выбор и понять, каковы их основные требования к своему будущему автомобилю.
Чем кроссовер отличается от внедорожника
Когда я слышу или читаю в рекламе об очередном «легендарном внедорожнике» от мирового лидера в производстве бюджетных пузотеров, то тяжело вздыхаю и переключаю свое внимание на что-нибудь менее убогое нежели попытки маркетологов продать наивному обывателю прищепку под видом пассатижей.
И вот я решил расставить точки над «i» дабы не отвечать в сотый раз на один и тот же вопрос, а просто отсылать к данному тексту. Я не стану расписывать внедорожные возможности машин тех или иных классов, а просто опишу обычную для российской зимы ситуацию на трассе, включив в нее в качестве действующих лиц основные категории ныне продаваемых полноприводных автомобилей. Итак, приступим…
Зима. Суббота. Морозное утро после снегопада. Дорога местного значения вдали от трассы. Полотно дороги покрыто десятисантиметровым слоем снега с прокатанной в нем грузовиками колеей. По этой красоте бодро ползет переднеприводный пузотер на скорости сорок километров в час.
К нему стремительно приближается кроссовер известного производителя, уже названный маркетологами «революцией полного привода» (дорогие читатели, не пытайтесь определить марку по слогану, потому как его вариации использует целая плеяда производителей 😉 ). За рулем кроссовера менеджер среднего звена, рядом его подруга помощник менеджера.
Оба мчат на дачу, торопятся чтобы успеть к началу трансляции «Формулы-1». Приблизившись к пузотеру водитель кроссовера резко берет влево и вжимает газ в пол, в этот момент он сам себе напоминает главного героя фильма «Форсаж». Он уверен в своем полноприводном автомобиле, которому, по мнению журналиста из околоавтомобильного журнала нет равных на заснеженной дороге.
И вот кроссовер выскакивает из накатанной колеи и начинает мотыляться в глубоком снегу, раскидывая его во все стороны.
Теоретик автоспорта прикладывает максимум усилий к тому чтобы вернуть машину на курс, но поскольку кроме уверенности в том что он водитель ас, других навыков контраварийного вождения не наблюдается, машину все больше таскает и в результате она делает полтора оборота вокруг своей оси и задом вперед вылетает в кювет за мерно едущей легковушкой и её ни о чем не подозревающим водителем, который за все время езды так ни разу и не взглянул в зеркало.
И вот кроссовер лежит в кювете, слегка припорошенный снегом. Неподалеку расположился его передний бампер, оторвавшийся при первом намеке на контакт со снегом. В салоне два человека с равномерно белыми лицами. Вокруг обычный зимний пейзаж. Снег и холодно.
Следующим на месте водительского фиаско оказывается паркетник. Он останавливается у места крушения кроссоверных амбиций и из него вылезает дядечка средних лет с настороженным выражением лица.
В кроссовере открывается окно и между водителями происходит диалог в ходе которого паркетниковод предлагает помощь, а кроссоверцы её с радостью принимают.
После этого паркетник начинает разворачиваться, чтобы дернуть вылетевшую машину, заезжает задними колесами в рыхлый снег и застревает. Нажимает на газ посильнее – машина буксует.
Водитель нажимает все кнопочки связанные, по его мнению, с увеличением проходимости, снова нажимает на газ, машина, теперь вооруженная разными электронными примочками для борьбы с бездорожьем, начинает буксовать значительно увереннее. Водитель паркетника грустнеет, говорит что-то не разборчивое и выходит на улицу покурить.
Тем временем к паре прилипших приближается современный внедорожник, на независимой подвеске и низкопрофильных шинах. Он тоже останавливается, из него выпрыгивает молодой энергичный парень, который заявляет собравшимся, что немедленно их спасет.
Но достает из багажника буксировочную стропу с надписью 3 тонны и железными крючочками, цепляет паркетник и вытаскивает его на дорогу. Затем дает второй конец троса водителю кроссовера и тот начинает барахтаться в снегу пытаясь понять, за что тут вообще можно зацепить трос.
Через пару минут к нему приходит понимание, что нужно ввернуть буксировочную петлю. Еще несколько минут уходят на поиск оной петли в багажнике и попытки ввернуть шпильку с обратной резьбой традиционным способом.
Петлю все же удается закрепить на автомобиле и водитель современного внедорожника, стосковавшийся по активным действиям, рвет с места… причем исключительно трос, сам кроссовер неподвижен и скорбен.
Все выходят из машин и некоторое время смотрят на две половинки троса. Затем связывают их бантиком и повторяют попытку (в точности). Вязать второй бантик они не торопятся. Стоят, курят, звонят по телефонам, нецензурно бранят зиму и дорожников, в общем, пытаются как-то отвлечь себя от действительности.
И вот к ним приближается мостовой внедорожник, на нем даже есть лебедка.
Водитель пытается затормозить у флешмоба но грязевые шины, в которые машина обута потому что зимняя резина в таком размере очень дорогая а М/Т зимой по-любому лучше гребет, радостно скользят по накатанному снегу, и внедорожник начинает тащить в сторону кювета.
Машина цепляет двумя колесами обочину, но выравнивается и выезжает обратно на дорогу, после чего водитель решает продолжать движение не останавливаясь, вложив все свои измышления в емкое и короткое словосочетание: «ДАНУНАХ!».
Проходит некоторое время. Паркетник и современный внедорожник давно уехали по своим делам, бросив на прощание: «тут трактор нужен», оно и понятно – помощь-помощью, а выходной проходит.
В кроссовере сидят усталые мокрые люди, а по дороге неспешно приближается большой экспедиционный внедорожник прошлого поколения. Из него выходят два мужика средних лет со следами вчерашнего праздника на лицах и задают привычный вопрос: «Страховую ждете или вытащить?».
В кроссовере как-то вяло реагируют на предложение, мол, пробовали уже, не вытащить нас, тут трактор нужен.
Мужики спускают зимние колеса своего внедорожника, затем съезжают в кювет к кроссоверу и накатывают перед ним колею, затем выезжают обратно на дорогу и, зацепив лебедкой за погнутую буксировочную петлю, вытаскивают кроссовер обратно на дорогу. В кювете остается лишь утрамбованный днищем кроссовера снег, валяющийся в стороне передний бампер и бампер задний, оставшийся лежать на том месте, где кроссовер закончил свой высокий полет.
Мужики из экспедиционника, накачивают колеса, вяло отмахиваясь от денег, которые им предлагает за помощь водитель кроссовера. Затем все разъезжаются по своим делам.
Дядьки на внедорожнике катят на лесную поляну, где их со вчерашнего вечера ждут друзья, а лишенцы на кроссовере в сервис с примотанными к крыше скотчем бамперами и размышлениями о том, что автомобильный маркетинг есть неприкрытое вранье и обманулово.
Чем кроссовер отличается от хэтчбека:описание и отличие типов авто
Что такое джип?
Если джипы были созданы изначально, как транспортные средства высокой проходимости, то кроссоверы имеют иные корни. Они – прямые потомки полноприводных универсалов, очень популярных в своё время.
Чем отличается кроссовер от джипа в реальных «боевых» условиях? Кроссовер, каким бы хорошим он ни был, в грязи рано, или поздно застрянет намертво. И достать его сможет только трактор. А джип, с помощью подручных средств, полного привода и мощного мотора, способен выбраться самостоятельно.
В России есть собственные машины, которые принято считать джипами. Это УАЗ и Нива.
Регулировка света фар Шевроле Круз
Среди кроссоверов есть и настоящие модели – ветераны, пережившие не один рестайлинг, и продающиеся уже десяток-другой лет.
К таким пионерам-первопроходцам относятся Toyota RAV4, которая недавно отмечала двадцатилетие. Ох уж, и до чего часто этот автомобиль становится незаменимым участником наших размышлений.
Кажется ещё вчера, когда писали, чем отличаются паркетники от кроссоверов, брали её в качестве одного из примеров.
Тойота – компания, которая производит несколько моделей внедорожников и кроссоверов. Каждая из них достаточно популярна и неплохо продаётся. Это Ленд Крузер, Ленд Крузер Прадо, FJ Cruiser, Venza, Vanguard и 4Runner.
С таким составом, компания вполне спокойно себя чувствует в большинстве классов. Конкуренция в лице Мицубиси и других земляков, конечно же, есть. Существует она и со стороны южно-корейских компаний. И никто этого не отрицает.
Почти все все джипы и кроссоверы из Японии отлично продаются в России.
А тот же RAV4 здесь продаётся не хуже какой-нибудь Шевроле-Нива.
В Европе всё несколько иначе. Там есть кроссоверы для среднего класса, топовая техника и небольшие автомобили, которые покупаются той же целевой аудиторией, что и хэтчбэки. Это те же Пежо и Ситроены.
При этом на европейский рынок ворвались японские и южнокорейские машины. Nissan Juke создал настоящий фурор в Европе. Не хуже ситуация с Mitsubishi. От этой компании Outlander и ASX постепенно расширяют сферу владения азиатских автопроизводителей.
Единственная страна, которая так и не смогла покорить автомобильную Европу, это Китай. Их новые джипы и кроссоверы здесь особого восторга не вызывают. Причин тому много. За те же деньги можно купить что-то проверенное. Плюс, далеко не каждая китайская машина пройдёт Euro NCAP.
Первый в мире кроссовер, или история создания Matra Rancho
Кто изобрел первый в мире кроссовер? Японцы наверняка ответят, что родоначальником одного из самых популярных нынче классов стала компания Toyota, представившая в середине 90-х годов модель RAV4.
В постсоветских странах ответ будет иным. Автолюбители, наверное, укажут на Ниву, которая появилась задолго до «рафика». Оба ответа, впрочем, все равно будут далеки от истины.
А все потому, что первый в мире кроссовер выпустила компания Matra Automobile.
Это сейчас название Matra большинству автолюбителей не говорит ровным счетом ни о чем. В середине же прошлого века французская компания была на слуху.
Появившееся во время Второй мировой войны предприятие сначала специализировалось на производстве авиабомб, а чуть позже начало изготавливать и комплектующие для авиационной техники.
К 60-м годам инженеры Matra освоили производство стеклопластиковых кузовов, после чего французы задумались о кооперации с каким-нибудь автопроизводителем. Таковым стала небольшая частная компания Automobiles Rene Bonnet.
Совместные усилия принесли неплохие плоды — 660-килограмовый спорткар Djet, приводимый в движение 1,1-литровым двигателем Renault. Примечательно, что автомобиль имел независимую подвеску и дисковые тормоза, что в 60-е годы было редкостью.
Вот только стоил Djet довольно дорого, что не лучшим образом отразилось на спросе. Тем не менее, в Matra Automobiles решились не останавливаться на достигнутом. Следом за Djet появилась модель Matra 530, спрос на которую был гораздо выше.
Хотя, учитывая, что за несколько лет французам удалось выпустить всего 9 тысяч автомобилей, о массовом производстве речь все равно не шла.
В 1971 году автомобильное подразделение Matra перешло под контроль Chrysler, благодаря чему объемы производства существенно возросли. Мало того — кроме автомобилей Matra стала делать двигатели V12 для формульных болидов, что только подтверждает высокий инженерный потенциал компании. А в 1977 году мир увидел первый кроссовер.
Естественно, что тогда о создании подобного класса автомобилей никто даже не задумывался, но факт остается фактом. Взяв за основу легковую платформу от невзрачного переднеприводного хэтчбека Simca 1100, инженеры Matra водрузили на нее брутальный кузов.
Технически являясь обычным легковым автомобилем, Matra Rancho внешне выглядела как настоящий внедорожник.
Полный привод для Rancho не предлагался в принципе, но многих потенциальных покупателей это вполне устраивало.
К тому же автомобиль получился очень легким (примерно 1130 килограммов), благодаря чему возможностей 1,4-литрового двигателя Simca Poissy хватало для спокойной езды.
Что касается потребления топлива, то в загородном цикле Rancho требовал около 8 литров бензина на 100 километров. Показатель, кстати, вполне сравнимый с таковым у большинства современных кроссоверов.
Как убрать шпаклевку с машины?
Наверняка Matra Rancho мог бы стать одним из самых массовых европейских автомобилей, если бы не одно «но». Кроссовер с пластиковым кузовом отличался очень плохой коррозионной стойкостью.
Сам пластик, естественно, ржаветь не мог, чего не скажешь о металлической раме автомобиля. Как итог — с 1977 по 1984 год с конвейера сошло всего лишь 56 тысяч автомобилей. Свою негативную роль сыграло и то, что в конце 70-х компания Matra перешла к другому собственнику.
Начавший испытывать финансовые трудности концерн Chrysler продал ненужный актив концерну Peugeot-Citroen.
Новые владельцы, к сожалению, к специалистам Mantra особо не прислушивались. В начале 80-х, когда инженерами компании была озвучена идея большого однообъемного автомобиля, руководство Peugeot-Citroen сочло ее бесперспективной. А вот в Renault за развитие концепции минивена, базирующегося на стальном каркасе и имеющего кузов из пластиковых панелей, взялись всерьез.
И вскоре представили Renault Espace, заставивший европейцев надолго забыть о кроссоверах. Вторую попытку разработать кроссовер специалисты Matra предприняли лишь в 2000 году. Но, как это часто бывает, хотели одно, а получили… Renault Avantime. Вот только к этому времени покупатели вовсю приценивались уже не только к Toyota RAV4.
Опередив время, свой шанс компания Matra использовать не смогла.
Отличия внедорожников от кроссоверов
Справедливости ради, следует заметить, что сейчас кроссоверами называют паркетники – машины для хороших городских дорог. То есть красивый джип не для грязи. Изредка такие машины специально дорабатываются под страны, вроде России, или Индии, где с дорогами всё плохо, или очень плохо.
Дорожный зазор джипа (внедорожника), почти всегда больше. Это сделано намеренно, чтобы уменьшить вероятность застревания в грязи, или снегу. Особенно на примере Форда Рейнджера 2020 видно какой должен быть дорожный просвет у внедорожника.
Кроссоверы бывают компактные, среднеразмерные и полноразмерные. Плюс, временами выпускают модели с дополнительным рядом сидений. Для этого колёсную базу могут увеличить.
Джипы произошли от одноимённых военных автомобилей, созданных для езды по пустыням, джунглям и другим труднодоступным местам и бездорожью. Они изначально имеют мощный двигатель и надёжную подвеску.
Почти всегда внедорожник имеет полный привод, либо вариант полноприводной комплектации.
Среди кроссоверов же полный привод – скорее приятная опция, которая далеко не всегда меняет дело.
Популярны среди автолюбителей всего мира дизельные джипы и кроссоверы. Эта техника, временами, может показывать отличные характеристики, особенно в паре с полным приводом и хорошей трансмиссией. Чаще всего трансмиссия в таких машинах идёт автоматическая, либо роботизированная.
Поговорим о кроссовере
Это микс-авто «2 в 1». Автомобиль взял в себя частички хэтчбека и внедорожника. Имеет повышенную проходимость, конечно, не такую, как джипарь, но всё же… Дизайн больше напоминает внедорожник, в некоторых случаях они имеют одинаковую стоимость.
Современный производительный кроссовер очень сложно отличить от некачественного джипика.
В русском языке у кроссоверов есть второе неофициальное название – «паркетный внедорожник». Так что кроссовер = паркетник.
Особенности конструкции кроссовера
А рамы нет – рамы не будет! Отсутствие рамной конструкции легко объяснимо – машина не рассчитана на серьёзное бездорожье. Поэтому бросить off-road-вызов не по зубам такому транспорту.
Кузов «недовнедорожника» необязательно большой, некоторые называют его «большим братом хэтчбека», обладает высокой крутильной жёсткостью.
Движок. Обычно в таких машинах установлены моторы объёмом от 2 до 3,5 л, исключение – турбомоторы.
Система привода. Чаще всего в кроссоверах установлен полный привод, но в базовых комплектациях встречается и передний.
Клиренс. Автомобиль больше ориентирован на город, поэтому дорожный просвет оставляет желать лучшего (по сравнению с внедорожником). Как правило, он находится в диапазоне 16—20 см.
Подвеска. Здесь авто скорее относится к хэтчбеку, нежели к джипу.
Подведём промежуточный итог. Кроссоверу под силу лёгкое бездорожье (грунтовые дороги, городская мяша-каша), но заезжать в дремучие леса и болота – не советую.
Представители семейства «кроссоверовых»: Skoda Kodiaq, Hyundai Tucson, Mazda CX-5, Toyota RAV4, Renault Duster и др.
Лучшие джипы мира
Дать однозначный ответ, какой джип лучше невозможно. Даже в разных странах, где эксплуатируются одни и те же автомобили, ответ будет разным. Кто-то в восторге от Гранд Чероки, а кому-то по душе Лэнд Ровер.
Но есть своеобразный топ-лист, который примерно похож везде. И мы расскажем, кто в него входит. Принципиально – никаких цифр-номеров. Просто список отличных автомобилей. Есть машины, популярные в нашей стране и несколько таких, что здесь и не встретишь:
- Ленд Крузер 75;
- Ford Bigfoot;
- Ford Ranger;
- Jeep Grand Cherokee 2011;
- Фольксваген-Туарег V10TDI;
- Мерседес-Бенц G500;
- Рэндж-Ровер Спорт Суперчарджед;
- Нисан-Патрол;
- Hummer H1;
- Toyota FJ Cruiser;
- Land Rover Freelander;
- Mitsubishi Pajero/Pajero Sport;
- Lambordgini LM002;
- Ford Explorer;
Конечно, вы можете считать лучшими совсем другие машины, и основываться на реальном опыте использования сразу нескольких автомобилей. Именно потому, наш список не претендует на официальность.
- Тем не менее, тот же Гранд Чероки не раз побеждал в различных серьёзных рейтингах от уважаемых автомобильных изданий мира.
- Посмотрев характеристики этих автомобилей, можно догадаться в чём же основное отличие джипа от кроссовера.
- А теперь настоящее столкновение джипов-чемпионов и гигантов в своем весе! Оцените видео:
Отличительные признаки классического внедорожника
Итак, начнем с внедорожников. Этим термином принято называть транспортные средства, обладающие повышенной проходимостью, основным назначением которых является эксплуатация в условиях различного вида, в том числе на участках бездорожья и пересеченной местности.
Если быть до конца точными, автомобили подобного рода правильнее было бы называть вседорожниками, так как ездить им приходится больше по дорожному покрытию (хотя его качество может быть весьма относительным).
В свою очередь, на участках, на которых это покрытие полностью отсутствует, используется совсем другая техника, вроде вездеходов или карьерных самосвалов.
Тем не менее, это уточнение нисколько не умаляет превосходных технических характеристик и проходимости данного вида авто.
Согласно распространенному мнению на звание внедорожника могут претендовать автомобили, обладающие исключительно внушительными размерами и габаритами, однако это не совсем так. Современный автопром выпускает немало миниатюрных моделей, которым присущи все основные характеристики внедорожников. В качестве примера можно привести Jeep Wrangler или Suzuki Jimny.
Помимо габаритов, к отличительным признакам внедорожника относятся:
- особое строение кузова, где в качестве несущего элемента задействуется рамная конструкция;
- обязательное присутствие полноприводной системы;
- наличие функций блокировки межосевых и межколесных дифференциалов;
- присутствие возможности подключения осей в принудительном порядке;
- наличие раздаточной коробки, входящей в экипировку авто.
Кстати, именно особенности конструкционного решения, с использованием рамы, обладающей достаточной жесткостью и прочностью, позволяют внедорожникам иметь высокую устойчивость и проходимость.
Так же, как и их высокий дорожный просвет, колесные диски увеличенного диаметра и подвеска зависимого типа. Хотя, из правила, согласно которому автомобиль с внедорожными характеристиками обязан иметь исключительно зависимую подвеску, имеются исключения.
Например, известный всем Хаммер, имеющий подвеску независимого типа.
Из внушительных технических характеристик, надежности и мощности внедорожников «вытекает» их достаточно высокая цена. Что же касается комфортности таких автомобилей, то здесь она не имеет особого значения, поэтому довольно часто модели, имеющие солидную техническую оснастку, в своем распоряжении имеют достаточно скромный пакет опционных функций.
«Лицом» данной категории являются такие яркие представители класса, как Nissan Patrol, Land Rover Defender, Jeep Grand Cheroke, UAZ Hunter и т.д..
Как выбрать автомобиль повышенной проходимости
Багажник внедорожника имеет большую вместимость
Внедорожник для асфальта – не лучшая идея. Тяжелая, дорогая и неэкономичная машина не сможет тут похвастаться почти ничем, кроме вместимости салона и багажника.
Иногда “вездеходы” используются для дальних путешествий в слабо заселенную местность.
Но если нужна машина, позволяющая надёжно и постоянно служить там, где нет дорог с твёрдым покрытием, то альтернативы таким машинам нет.
Чем паркетник и кроссовер отличаются от внедорожника
Сегодня классификация различных типов автомобилей значительно расширилась за счет появления городских паркетников, компактных и субкомпактных кроссоверов, а также универсалов с увеличенным дорожным просветом и повышенной проходимостью. В результате четкие границы между привычным внедорожником и легковым автомобилем фактически были стерты.
На практике:
- внешне брутальный и мощный автомобиль с большим клиренсом вполне может оказаться простым паркетником;
- относительно небольшая машина, больше похожая на универсал, оказывается полноценным внедорожником.
При этом, подбирая автомобиль, важно знать, к какому типу он относится, а также какие особенности имеет паркетник и внедорожник, отличия данных типов авто и т.д. Подробнее читайте в нашей статье.
Внедорожник или парктеник: в чем разница
Традиционно внедорожником принято считать автомобиль, который имеет большой клиренс, полный привод и понижающую передачу.
Такие машины обычно имеют раму, к которой отдельно крепится кузов. Ходовая часть также усилена и имеет особые элементы, которые не используются в устройстве подвески легковых авто.
Кроссовер также может иметь увеличенный дорожный просвет и полный привод (постоянный или подключаемый), при этом зачастую имеет несущий кузов (по аналогии с легковыми авто) и обычную «легковую» подвеску. Однако допускается использование отдельных элементов.
Получается, кроссовер – это сочетание легкового (несущего) кузова и подвески, а также увеличенного дорожного просвета и полного привода. При этом часто особыми внедорожными качествами кроссоверы не обладают, благодаря чему их принято называть городской паркетник или городской кроссовер.
Как правило, машина-паркетник визуально может быть похожей на полноценный внедорожник и даже иметь набор похожих опций, однако на этом сходство заканчивается.
Сравнение кроссоверов и внедорожников
Важно понимать, что паркетник — это фактически легковая машина с увеличенным дорожным просветом и полным приводом (часто автоматически подключаемым).
Набор таких опций позволяет съехать с асфальта на легкое бездорожье, однако для серьезного оффроудинга и экстремальных задач такие машины абсолютно не приспособлены.
Чтобы понять, что такое паркетник-кроссовер, достаточно представить легковую машину, которая имеет полный привод и увеличенный клиренс. При этом инженеры стараются максимально сохранить комфорт, устойчивость и управляемость, так как кроссоверы преимущественно эксплуатируются на трассах и в городах, ездят с высокой скоростью и т.д. Отдельный упор также делается на безопасность. Паркетники оснащаются большим набором опций и функций, как и легковые авто.
- Если же рассматривать возможности на бездорожье, сегодня большинство кроссоверов только условно полноприводные. Фактически, они заднеприводные или переднеприводные. Подключение полного привода может быть автоматическим и срабатывать только при пробуксовке колес.
Еще один вариант – принудительное включение на низких скоростях. Однако при разгоне полный привод обычно автоматически отключается. Обратите внимание, понижающей передачей кроссоверы обычно не оснащаются. Другими словами, встретить на них привычную настоящим «джиперам» раздатку можно только в редких случаях.
Также добавим, что паркетники плохо подготовлены для езды по настоящему бездорожью. Это касается как геометрии и компоновки узлов и агрегатов под днищем, так и передних и задних свесов и т.д.
Как правило, даже возможность регулировки дорожного просвета не сильно меняет ситуацию при проезде серьезных препятствий, так как короткоходная «легковая» подвеска все равно сдается при диагональном вывешивании.
Кроссовер или внедорожник: что лучше
Разобравшись с тем, что такое кроссовер, необходимо определиться, какой автомобиль лучше выбрать. Важно понимать, что целевое назначение кроссоверов и внедорожников абсолютно разное. Если первые делят платформу с обычными легковыми машинами, то вторые зачастую являются отдельной разработкой.
При этом важно понимать следующее:
- рамные внедорожники плохо подходят для города и трассы;
- кроссоверы не годятся для серьезного бездорожья.
Например, при езде по трассе настоящий «джип» отличается плохой устойчивостью на высоких скоростях, динамические характеристики даже с мощным мотором весьма посредственные.
При этом владелец также должен будет смириться с валкостью, не самым высоким уровнем комфорта и полным отсутствием должной остроты рулевого управления. Естественно, для повседневной эксплуатации на асфальте такая тяжелая рамная машина не нужна, особенно с учетом не малых расходов на топливо, запчасти и содержание.
Рекомендуем также прочитать статью о том, что такое раздатка. Из этой статьи вы узнаете о назначении и принципах работы раздаточной коробки, а также для чего данная коробка устанавливается на автомобили с повышенной проходимостью.
В свою очередь, паркетник представляет собой достаточно практичный кузов, по управляемости и динамическим характеристикам намного ближе к легковым авто, может оснащаться достаточно экономичным мотором.
При этом владелец получает больше свободы, так как на подобной машине намного комфортнее передвигаться по плохим дорогам в черте города, а также при необходимости вполне можно съехать с асфальта на легкое бездорожье. В результате кроссовер можно считать универсальным автомобилем, чем и объясняется сильная популярность автомобилей данного типа.
Что в итоге
При выборе авто важно учитывать конкретные цели и задачи. Также нужно помнить, что настоящие внедорожники считаются более надежными, чем другие авто.
Это объясняется использованием простых и «мощных» решений (неразрезные мосты, понижающая передача, преимущественно дизельные моторы в паре с выносливыми КПП).
Однако такие авто труднее и дороже обслуживать, а также ремонтировать в случае поломки.
В случае с кроссоверами ситуация несколько отличается. В плане надежности, по ходовой части и другим узлам и агрегатам такие машины ближе к легковым автомобилям, однако запчасти стоят на 15-30% дороже.
Рекомендуем также прочитать статью о том, какой мотор лучше, бензиновый или дизельный. Из этой статьи вы узнаете об основных отличиях бензиновых и дизельных моторов, а также об основных плюсах и минусах данных силовых агрегатов.
Также добавим, что сегодня сложно однозначно классифицировать те или иные модели, так как все чаще встречаются кроссоверы, имеющие серьезный потенциал для езды по бездорожью.
Также есть внедорожники, которые теряют отдельные особенности, однако все еще не считаются паркетниками. По этой причине важно также отдельно изучать характеристики и спецификации перед принятием решения относительно покупки той или иной модели.