5 автомобилей советского автопрома, которыми можно гордиться

Первый серийный легковой автомобиль нового советского государства, выпускавшийся с 1932 по 1936 год. Машина изначально была представлена в кузове фаэтон, который со временем дополнился седаном и пикапом. Двигатель объемом 3.3 литра и мощностью 40 л.с.

разгонял ГАЗ А до 90 км/ч. Розничные продажи автомобиля были единичными (в общей сложности по частным рукам разошлось около 1000 автомобилей), а основными потребителями стали государственные службы, армия и таксопарки. Общий выпуск составил 41 917 машин.

5 автомобилей советского автопрома, которыми можно гордиться
5 автомобилей советского автопрома, которыми можно гордиться

По своей сути ГАЗ А представлял собой лицензионную копию американского Ford Model A (фото справа), который к началу производства в СССР уже был снят с производства в Штатах. В процессе адаптации советские инженеры и конструкторы на базе ГАЗ А создали ещё несколько модификаций, включая пожарную, бронированную и полугусенечную.

КИМ-10/Ford Perfect

По задумке советской власти, КИМ-10 должен был стать первым массовым автомобилем, предназначенным для продажи населению.

Основой для первой «народной» машины СССР стал технически простой и недорогой Ford Perfect образца 1938 года, производимый английским подразделением американской марки.

По проектам советских конструкторов в США были созданы штампы трех кузовов: купе, седан и кабриолет.

5 автомобилей советского автопрома, которыми можно гордиться
5 автомобилей советского автопрома, которыми можно гордиться

Первые серийные образцы КИМ-10 увидели свет в апреле 1941 года. А менее чем через три месяца производство было остановлено – началась Великая Отечественная война.

В общей сложности на заводе успели сделать менее 1000 автомобилей.

Москвич 400/ Opel Kadett K38

Идеологический последователь КИМ-10. Новый «народный» автомобиль было решено создать на базе одной из немецких «трофейных» машин, которых к окончанию войны на территории СССР скопилось немало.

Выбор пал на достаточно современный по тем временам Opel Kadett K38 образца 1937 года.

Правда воссоздавать автомобиль пришлось практически заново, поскольку большая часть документации и оборудования завода Opel были уничтожены, либо вывезены американцами (марка Opel с 1929 года принадлежала концерну General Motors).

5 автомобилей советского автопрома, которыми можно гордиться
5 автомобилей советского автопрома, которыми можно гордиться
5 автомобилей советского автопрома, которыми можно гордиться

В итоге в декабре 1946 года был выпущен первый «Москвич 400». В начале своего производства автомобиль оснащался 1.1-литровым мотором мощностью 23 л.с., трехступенчатой механической КПП и независимой передней подвеской. «Москвич» выпускался в нескольких типах кузова, включая седан, кабриолет, фургон, пикап и шасси с кабиной.

В общей сложности с 1946 по 1956 год был произведен 247 861 автомобиль.

ГАЗ-М20 «Победа»/Opel Kapitan

Первый серийный советский автомобиль с несущим кузовом. ГАЗ-20 оснащался слабым для своей массы четырехцилиндровым двигателем объемом 2.1 литра и мощностью 52 л.с. с трехступенчатой КПП без синхронизаторов (Позже синхронизаторы появились на 2-ой и 3-ей передачах). Ограниченная версия ГАЗ-М20Г с более мощным 90-сильным шестицилидровым мотором была создана специально для спецслужб.

5 автомобилей советского автопрома, которыми можно гордиться
5 автомобилей советского автопрома, которыми можно гордиться

ГАЗ-М20 не был создан методом прямого копирования, а являлся квинтэссенцией технических идей всей трофейной и поставленной по ленд-лизу техники, оказавшейся на территории Советского Союза после войны.

Однако значительную роль в создании «Победы» сыграл немецкий Opel Kapitan (на тот момент – флагман модельного ряда Opel) – именно его конструктивные особенности во многом были адаптированы для создания новой отечественной модели.

5 автомобилей советского автопрома, которыми можно гордиться

  • Кстати, модификация «Победы» (ГАЗ-М72) на полноприводном шасси ГАЗ-69 образца 1955 года является, по сути, первым в мире кроссовером – то есть полноприводным легковым автомобилем повышенной проходимости с несущим кузовом.

Всего с 1946 по 1958 год было выпущено 235 999 автомобилей.

ГАЗ-21 «Волга»/Ford Mainline/ Plymouth Savoy/Chevrolet 210 DeLuxe

Так же как и «Победа», ГАЗ-21 не является прямым советским аналогом какой-либо из западных моделей.

Причем, на начальной стадии разработки отечественные конструкторы действовали полностью самостоятельно, пытаясь модернизировать уже имеющийся ГАЗ-М20.

Уже по мере ходовых испытаний прототипа следующего поколения, заводом ГАЗ были взяты для изучения и сравнения иностранные образцы, среди которых значились модели  Ford, Plymouth, Chevrolet, Kaiser, Willys, Opel.

В итоге новый ГАЗ-21 «Волга» стилистически стал сильно напоминать все имеющиеся западные аналоги того времени, однако копией кого-либо из них не являлся.

Кроме того, у западных моделей были позаимствованы некоторые технические решения, которые нашими конструкторами были признаны удачными или в создании которых у наших специалистов не было опыта.

Так, ГАЗ-21 «Волга» стал первым серийным советским автомобилем, на который устанавливалась автоматическая коробка передач, созданная на основе трансмиссии Ford-O-Matic.

  1. За время производства ГАЗ-21 имел большое количество модификаций с разными кузовами и двигателями, включая, универсал, «парадный» кабриолет, автомобили спецслужб с двигателем V8, а также экспортные дизельные версии.
  2. Всего с 1956 по 1970 год было выпущено 639 483 автомобиля.

Заз 965/fiat 600

После выхода модели «Москвич 402», которая оказалась почти вдвое дороже своего «бюджетного» предшественника, вновь стал вопрос о создании дешевого автомобиля способного перевезти четырех человек.

Изучив западные аналоги, советские конструкторы выбрали модель для адаптации – им оказался Fiat 600 образца 1955 года. Компактный двухдверный хэтчбек заднемоторной и заднеприводной компоновки.

(Переднеприводные автомобили нашими конструкторами не рассматривались, так как отечественная промышленность была не в состоянии освоить производство шарниров равных угловых скоростей (ШРУС).

В итоге, Fiat 600 был значительно переработан на заводе МЗМА и изначально получил название «Москвич-444». Однако серийное производство было освоено на двух заводах в г. Запорожье и в г.

Мелитополь, после чего автомобилю было присвоено название «ЗАЗ-965». Машина длиной 3,33 метра получила трехобъемный кузов (в отличие от двухобъемного Fiat), четырехцилиндровый двигатель воздушного охлаждения объемом 870 «кубиков» (26 л.с.

) и переднюю подвеску на двух поперечных торсионах.

Всего с 1960 по 1969 год было выпущено 322 166 автомобилей всех модификаций.

Заз 966 (968)/nsu prinz 4

Следующее поколение «Запорожцев», получивших индекс 966 (после незначительной модернизации — 968), так же было скопировано с западного аналога. На этот раз внешность советской машины почти дословно повторяла экстерьер западно-германского NSU Prinz 4 образца 1961 года, который в свою очередь сам был стилистически близок, прежде всего, к Chevrolet Corvair 1959 года.

  • Немецкая машина не обладала передовой технической начинкой, однако пользовалась успехом благодаря дешевизне и простоте конструкции – изначально двухцилиндровый двигатель с воздушным охлаждением (позже мотор 1200 V4), синхронизированная коробка передач и дифференциал находились в едином корпусе в задней части автомобиля.

Все эти технические особенности были полностью воссозданы и на ЗАЗ 966 (968). Единственным «фирменным» отличием стали «уши» — воздухозаборники по бортам ЗАЗ, которые исчезли с выходом рестайлинговой версии ЗАЗ 968М. «Ушастный» не обладал высокой степенью надёжности, однако был очень «живучим» — способность передвигаться с сильными техническими неполадками легла в основу множества анекдотов.

В общей сложности модификации ЗАЗ 966 (968) продержались на конвейере с 1967 вплоть до 1994 год.

Газ 24/ford falcon/plymouth valiant

Самый массовый легковой автомобиль Горьковского автозавода. Как и предыдущая модель, «Двадцать четвертая» проектировалась не «под копирку», а на основе общих тенденций моделей американского автопрома тех лет. Стилистически в экстерьере и интерьере отчётливо угадываются черты таких автомобилей как Ford Falcon и Plymouth Valiant образца начала 1960-х годов.

Основной агрегатной составляющей был 2.5-литровый бензиновый двигатель (85 или 95 л.с.) и механическая четырехступенчатая КПП. На ограниченную партию машин устанавливался 5.5-литровый двигатель V8 в паре с «автоматом».

Кроме того, советские конструкторы пытались освоить установку под капотом ГАЗ-24 иностранных шестицилиндровых бензиновых двигателей, а также французский дизель для экспортных вариантов.

Конструктивно ГАЗ-24 находился на уровне своих американских аналогов, однако заметно уступал европейским автомобилям того же класса.

Так же как и ГАЗ-21, новая «Волга» имела множество кузовных модификаций и стала самой престижной массовой машиной своего времени в СССР.

Всего с 1970 по 1992 год было выпущено 1 481 561 автомобилей ГАЗ-24. Модернизированные версии ГАЗ-24 выпускались плоть до 2009 года.

Ваз 2101/fiat 124

Сегодня вряд ли кто-то не знает, что легендарная советская «Копейка» является лицензионной копией итальянского Fiat 124 образца 1966 года, который в том же году получил титул «Автомобиль года в Европе».

В общем-то, советский автопром стал по-настоящему массовым, начиная именно с ВАЗ-2101.

С появлением этой модели в Советском Союзе строится не только новый завод, но и дочерние предприятия по его обеспечению, а также развивается автомобильная инфраструктура для населения.

Несмотря на громкий титул, Fiat 124 не был передовым автомобилем для своего времени, но отличался хорошими потребительскими и ездовыми качествами при простоте конструкции и невысокой цене.

Технически ВАЗ-2101 точной копией Фиата не является, так как последний изначально создавался в расчёте на хорошие европейские дороги и теплый климат.

В ходе ездовых испытаний наши инженеры «перетряхнули» конструкцию почти всех узлов и агрегатов, сделав автомобиль надёжнее в условиях отечественных реалий.

Для советских же автовладельцев того времени ВАЗ-2101 стал настоящим технологическим прорывом по многим параметрам, главным из которых был комфорт, как ездовой, так и эксплуатационный.

Несмотря на то, что производство Fiat 124 было окончено в 1976 году, ВАЗ-2101 и все его последующие модификации просуществовали на конвейере почти 42 года (!) с 1970 аж до сентября 2012 года.

Москвич 2141/Simca-Chrysler 1307

Во второй половине семидесятых годов прошлого века по примеру АвтоВАЗа новое руководство завода АЗЛК начала поиск зарубежного партнера с готовой моделью, производство которой можно было наладить в Советском Союзе. По концепции и цене, «новый Москвич» должен был стать переднеприводным и занять место между массовыми «Жигулями» и престижной «Волгой».

Читайте также:  Инструкция по выбору и изготовлению проводов для прикуривания авто своими руками

Выбор пал на французский автомобиль Simca-1307 образца 1975 года, выпускавшийся дочерним подразделением концерна Chrysler Europe. Также как и Fiat 124 в своё время, Simca-1307 в 1976 году получил титул «Автомобиль года в Европе».

Конструкторы АЗЛК полностью переделали переднюю часть автомобиля под установку отечественного двигателя, заменили заднюю торсионную подвеску Simca полунезависимой балкой с витыми пружинами и изменили кузовные панели.

Однако каркас кузова и общий облик модели, названной «Москвич 2141», повторяли французский автомобиль.

Главными достоинствами машины были просторный и эргономичный для своего времени салон, а также неплохая курсовая устойчивость и легкость управления. Недостатки – слабые устаревшие двигатели от ВАЗ-2106 или Уфимского моторного завода. Откровенно низкое качество сборки, комплектующих и коррозийной стойкости, в конце концов, и погубившее автомобиль, а затем и весь завод АЗЛК.

За историю существования «Москвич 2141» было проведено несколько попыток модернизации, включая установку дизельного мотора Ford и бензинового мотора Renault. Так же было выпущено несколько модификаций в кузове седан, купе, пикап и проект универсала. Все они так и остались штучными или выставочными.

«Москвич 2141» выпускался с 1986 по 2003 год.

Volga Siber/Chrysler Sebring/Dodge Stratus

К концу «нулевых» годов, на предприятии ГАЗ очередной раз встал вопрос о замене архаичной по всем параметрам модели «Волга», конструкции которой стукнуло, ни много ни мало, 38 лет.

По сложившейся советской традиции новой моделью было решено сделать лицензионную копию уже снятого с производства в Штатах автомобиля Chrysler Sebring (Dodge Stratus) образца 2000 года, тем более, что у отечественного завода уже было соглашение с Chrysler на поставку двигателей.

В итоге в 2008 году с минимальными внешними и техническими изменениями автомобиль пошёл в производство под названием «Volga Siber». На машину устанавливался “родной” двигатель объемом 2.4 литра сначала с четырехступенчатой автоматической, а затем с пятиступенчатой механической трансмиссией. Были планы и по установке бензиновых двигателей 2.0 и V6 2.7 литра, но им не суждено было сбыться.

Спустя всего два года, в октябре 2010, из-за крайне низкого спроса производство Volga Siber было свёрнуто. Провал объсним: отечественные потребители ждали новую «Волгу» — то есть большой, конструктивно простой и дешевый автомобиль, а получили относительно современную «иномарку» соответствующей стоимости.

С окончанием выпуска Volga Siber история производства легковых автомобилей ГАЗ была закончена. На сегодняшний день на освободившихся мощностях налажена контрактная сборка автомобилей Skoda, Volkswagen и Chevrolet.

Всего с 2008 по 2010 год было выпущено 8 933 автомобиля Volga Siber.

Lada Largus/ Dacia Logan MCV

В 2009 году российские власти обратились к руководству альянса Renault-Nissan с просьбой о модернизации завода «АвтоВАЗ» (Франко-японскому концерну на тот момент уже принадлежало 25% акций российского предприятия).

Было принято решение о совместном производстве новой модели — универсала Lada Largus, который является лицензионной копией франко-румынского автомобиля Dacia Logan MCV. Специально для новой модели были созданы или переоборудованы новые производственные мощности. Кроме того, уровень локализации новой машины превысил 60%, а к 2014 году должен составить 72%.

Агрегатно Lada Largus ничем не отличается от своего европейского «аналога», который в ближайшее время будет представлен уже во втором поколении. Под капотом находится бензиновый двигатель 1.

6 мощностью 84 или 105 лошадиных сил, состыкованный с пятиступенчатой механикой.

Изменения отечественных инженеров свелись к «точечным» доработкам подвески, установке пластиковых и резинных пыльников, брызговиков и защитных накладок.

Lada Largus доступен только в кузове универсал, причем как в пяти, так и в семиместном исполнении. Также существует грузовая коммерческая модификация. Рассматривается установка автоматической трансмиссии. В любом случае, Lada Largus на сегодняшний день – самая современная модель, выпускаемая под российским брендом.

По плану производство автомобиля должно продлиться до 2023 года.

На текущий момент из всех предприятий, выпускающих отечественные легковые автомобили, «в живых» остался только гигант «АвтоВАЗ» со своим дочерним предприятием «ИжАвто», да и то, благодаря беспрецедентным финансовым вложениям со стороны государства. А также группа компаний «Соллерс», которая сумела сохранить производство внедорожников УАЗ.

Впрочем, «АвтоВАЗ» в ближайшее время должен полностью перейти под контроль альянса Renault-Nissan, который определённо сосредоточит усилия на выпуске в России собственных моделей (пускай и под брендом Lada). А «Соллерс» уже сейчас сконцентрирован на лицензионной сборке автомобилей Ford, SsangYong, Isuzu, а с конца 2012 года — Mazda.

Скорее всего, уже в ближайшие десятилетия история легкового отечественного автопрома придёт к своему логическому финалу. Оставив бесконечные попытки адаптировать и модернизировать устаревшие собственные и западные аналоги, российские предприятия просто станут производственными площадками мировых автомобильных брендов.

В материале использованы фотографии с сайтов nnm.ru, motor.net.pl, zp-avto.ru, dic.academic.ru, ned.ronet.ru, autowp.ru, telegraaf.nl, wwww.zaz.su, tempauto.su, lada-largus.com, cep.sabah.com.tr.

9 автомашин из СССР, которыми можно обоснованно гордиться и сегодня

В Советском Союзе делали огромное количество разнообразной техники. Конечно, далеко не все «творения» отечественного автопрома можно вспомнить добрым словом. Однако, среди всего многообразия сделанных автомобилей были и те, что вызывают только положительные эмоции.

Газ м20 «победа»

5 автомобилей советского автопрома, которыми можно гордиться

Данный автомобиль стал одним из первых сделанных после Второй мировой войны. Машина разрабатывалась силами отечественных конструкторов от и до. Примечательна «Победа» уже только тем, что стала первым советским автомобилем с несущим кузовом. Кроме того, ГАЗ М20 один из первых автомобилей в мире использующий кузов без выступающих крыльев (понтонного типа).

ГАЗ-21/22 «Волга»

5 автомобилей советского автопрома, которыми можно гордиться

Красивый и во всех отношениях совершенный автомобиль, который пришел на смену легендарной «Победе» в 1956 году. Превосходное сочетание комфорта и надежности, а также стиля и простоты эксплуатации. Машина была удостоена многих престижных оценок. «Волга» откроет целую эпоху в советском автопроме. Например, уже в 1962 году на Горьковском автозаводе будет выпущен унифицированный седан.

Москвич-408

5 автомобилей советского автопрома, которыми можно гордиться

Один из самых удачных автомобилей в истории Московский Завод Малолитражных Автомобилей. Сделали 408-ой в середине 60-х годов. На момент создания авто мало чем уступало своим европейским аналогам. На базе его конструкции впоследствии стали делать фургоны и универсалы. Нельзя не отметить и то, что сей «Москвич» неплохо продавался в других странах.

«Старт»

5 автомобилей советского автопрома, которыми можно гордиться

Пожалуй, самый красивый советский микроавтобус, который был создан в 1963 году. Над его созданием корпели инженеры Северодонецкой авторемонтной базы и Северодонецкого производственного объединения «Стеклопластик». Машина была мелкосерийной. При этом она была первым стеклопластиковым авто в СССР. Всего было выпущено с конвейера порядка 150 единиц.

ЗИЛ-118 «Юность»

5 автомобилей советского автопрома, которыми можно гордиться

Советский автобус, построенный на базе лимузина ЗИЛ-111. Есть в этой машине что-то иностранное в вопросе исполнения. У «Юности» были просто невероятные ходовые характеристики. Ездил ЗИЛ-118 плавно, а вел себя приятно. Единственным недостатком автомобиля можно считать высокую стоимость производства. Именно этом обстоятельство не позволило автобусу стать серийным.

ВНИИТЭ-ПТ

5 автомобилей советского автопрома, которыми можно гордиться

Советский концепт, который был создан инженерами «Всесоюзного научно-исследовательского института технической эстетики». Судя по всему, машина была вдохновлена аналогичными концептами, появившимися примерно в тоже время на Западе. Смелое и интересное с технической точки зрения такси было продумано до мелочей. Однако, как это часто бывает с разработками опередившими свое время, ВНИИТЭ-ПТ оказался слишком сложен для серийного выпуска.

ВАЗ-2121 «Нива»

5 автомобилей советского автопрома, которыми можно гордиться

Автомобиль, который можно смело считать первым советским кроссовером. Сделана «Нива» была в 1977 году. Впрочем, на момент появления машины, такого понятия – «кроссовер» в мире еще не существовало. Даже сегодня 2121-ая остается одной из наиболее удачных разработок отечественного автопрома.

ВАЗ-2108

5 автомобилей советского автопрома, которыми можно гордиться

Первая переднеприводная модель завода-производителя. Интересно, что автомобиль создавался при партнерстве с компанией Porsche, которая занималась доведением до совершенства ходовых характеристик советской машины. На момент создания «восьмерка» стала самым «драйверским» авто того времени в СССР.

УАЗ-452

5 автомобилей советского автопрома, которыми можно гордиться

Уникальное сочетание полного привода и цельнометаллического кузова. Выпуск фургона начался в 1965 году. Интересно, что первые модели этой машины комплектовались двигателем от ГАЗ-21. Пускай машина была не очень комфортной (мягко говоря), она все равно нашла место в сердцах отечественных водителей.

Новости в России и в мире — Newsland — информационно-дискуссионный портал. Новости, мнения, аналитика, публицистика

У нас принято ругать отечественный автопром за отставание от прогрессивного Востока и Запада, ненадёжность и ржавчину. Но далеко не все наши автомобили уступают заветным иномаркам.

К примеру, в СССР, когда почти все силы, деньги и мозги шли на военную промышленность, советские инженеры умели создавать такие гражданские легковушки, которые могли заткнуть за пояс иностранных конкурентов. Вот о таких моделях я и хочу рассказать в этой статье.

5 автомобилей советского автопрома, которыми можно гордиться

Как вам «Волга» с климатической системой, колёсной формулой 4×4 и электрическим приводом всех сидений из 1987 года? И это ещё только самые удивительные опции в комплектации модели.

А был ещё усилитель руля и регулировки самой колонки, электрические стеклоподъёмники и центральный замок. Под вытянутым покатым капотом стоял мотор V8 с карбюратором. За счёт покатых и обтекаемых линий, горьковским инженерам удалось добиться отличной аэродинамики.

5 автомобилей советского автопрома, которыми можно гордиться

В 1992 году на международных выставках в Брюсселе и немецком Лейпциге машина произвела впечатление. Она даже серийно выпускалась до 1996 года, но оказалась дороже иномарок и популярности не снискала.

НАМИ «Охта»

А этот прототип минивэна на базе ВАЗ-2108 удивлял своей формой, фарами в переднем бампере и салоном-трансформером. При езде на высокой скорости у него автоматически выдвигался спойлер. Панель приборов располагалась прямо на рулевой колонке и была электронной.

Читайте также:  Причины провала педали сцепления и эффективные методы устранения проблемы

5 автомобилей советского автопрома, которыми можно гордиться

Иллюстрация de.sputniknews.com

«Охта» тоже сильно понравилась иностранцам в Женеве. Тем временем, на родине во всю гремела Перестройка и начинался развал страны. Вместе с ней, исчез и этот автомобиль от ленинградского филиала НАМИ.

МАЗ-2000

Были уникальные разработки и коммерческой сфере. К примеру, как вам магистральный тягач МАЗ-2000? Он не просто выделялся смелым дизайном на фоне других советских грузовиков, но и обладал крайне необычной модульной конструкцией.

5 автомобилей советского автопрома, которыми можно гордиться

Машина так впечатлила американцев и японцев, что они выкупили технологию. А из двух реальных прототипов, один распилили на металл в 90-е годы, а второй сейчас красуется на стенде возле проходной Минского автозавода.

АЗЛК «Истра»

Среди моделей от столичного АЗЛК, самой поражающей является «Истра». Она проектировалась, как машина будущего и конструкторы умудрились впихнуть в неё всё, что вообще существовало в то время.

5 автомобилей советского автопрома, которыми можно гордиться

Иллюстрация auto-service.rapidly.ru

Кузов был дюралевым, а двери открывались вверх, что упрощало посадку пассажирам на задний ряд. Мотор работал на переработанном рапсовом масле и трудился в паре с уникальной советской автоматической коробкой передач.

Индикация приборов выводилась на лобовое стекло, в салон поставили систему ночного видения, а сам автомобиль проводил себе диагностику и выдавал возможные варианты устранения поломки.

Кроме «Истры» были и другие разработки. Может, не такие прогрессивные, но всё равно интересные. Скажем, минивэн «Арбат». Как вам его дизайн для конца 80-х? А салон трансформер с регулируемыми валиками для ног водителя и переднего пассажира?

5 автомобилей советского автопрома, которыми можно гордиться

  • Иллюстрация bigpicture.ru
  • Дело было в 1988 году.
  • Москвич-2139 «Арбат»

Кроме «Истры» были и другие разработки. Может, не такие прогрессивные, но всё равно интересные. Скажем, минивэн «Арбат». Как вам его дизайн для конца 80-х? А салон трансформер с регулируемыми валиками для ног водителя и переднего пассажира?

5 автомобилей советского автопрома, которыми можно гордиться

Иллюстрация i.wheelsage.org

Был ещё оригинальный руль с одной спицей и электронная комбинация приборов. Машину реально хотели выпускать и планировали делать это в Калужской области, на заводе города Сухиничи.

Топ-10 легендарных машин советского автопрома

ГАЗ М 20 не сразу заслужил репутацию надежной и качественной машины, первые годы выпуска были просто провальными, технические врожденные дефекты приводили к катастрофическим результатам. Все закончилось только временной остановкой конвейера в 1948 году, когда инженеры в авральном режиме устраняли причины массовых неполадок.

Автомобиль ГАЗ М 20 Победа имел множество модификаций, начиная от кабриолета и заканчивая спортивным вариантом с форсированным двигателем. Популярность в народе заставляла конструкторов улучшать машину, чем они с успехом занимались до 1958 года.

Авто для партийной элиты

Еще одной культовой советской машиной была Чайка (ГАЗ-14). Но в 1988 году вышло постановление ЦК КПСС, в котором было объявлено начало борьбы с привилегиями.

Чайки заменили Волгой ГАЗ-3102, а сам автомобиль не просто сняли с производства, но и уничтожили всю документацию по нему, кузовые штампы, сборочные линии и т.д. Это был единственный случай за всю историю автомобилестроения.

И именно по этой причине не удалось в 1996 году возобновить производство Чайки.

5 автомобилей советского автопрома, которыми можно гордиться

Чайка являлся советским автомобилем представительского класса. ГАЗ 14 сделали по последнему слову техники, ни на каких серийных машинах, предназначенных для массового потребителя (даже в экспортных вариантах) не предусматривались опции, которые присутствовали в Чайке второго поколения. Машина имела штатный кондиционер и эффективную систему отопления салона.

Но единственный советский автомобиль представительского класса, который мог бы конкурировать на международном рынке с западными гигантами, был безвозвратно погублен подписью глупого чиновника.

Запорожец

ЗАЗ 968М стал символом советской недорогой малолитражки. Получил популярность благодаря небольшой стоимости и удовлетворительным характеристикам.

ЗАЗ 968М получил популярность в сельской местности, потому что небольшие габариты позволяли ему проезжать практически везде, где был хоть какой-то намек на дорогу.

В отличие от машин более высокого класса (АЗЛК, ВАЗ) Запорожец без проблем преодолевал грязь, ведь небольшой вес и заднее расположение двигателя делали его едва ли не вездеходом.

Ему бы привод на четыре колеса ? и машина готова покорять любое бездорожье.

5 автомобилей советского автопрома, которыми можно гордиться

Разумеется, престиж Запорожца находился на довольно низком уровне, все же по комфорту он очень сильно уступал Москвичам и Жигулям. Да и на трассе более слабый двигатель не обеспечивал хороших динамических характеристик.

Автопром советского Союза нередко искусственно создавал дефицит на автомобили. Фактически ЗАЗ 968М был единственным авто, которое покупалось без очереди, он практически всегда находился в продаже, не приходилось месяцами ждать. Возможно, дело в непрезентабельности, а может быть, Запорожский автозавод успевал погасить спрос, не допускал появления очередей.

Уникальные идеи советского автопрома, которыми можно было гордиться

Тем более ценными оказались получившиеся разработки.

ВАЗ-2121. Этот автомобиль стал наибольшим успехом отечественной автомобильной промышленности, уровня которого больше достичь никому не удалось.

Самобытная машина, с увеличенной степенью проходимостью, с трехдверным вариантом кузова и очень комфортным салоном от «Жигулей», сумела превратиться в сенсацию автомобильного рынка.

По словам работников Внешторга, они демонстрировали готовность продажи за границу любого требуемого количества автомобилей. Выпуск машины осуществляется и по настоящее время.

«Победа». Для того, чтобы дать оценку нововведениям, используемым в этом автомобиле, следует просто сравнить его с довоенными образцами машин, такими как «эмка» и ее аналоги. Отличительными особенностями их были подножки, напоминавшие трамвайные, и расположение фар на крыльях.

В «Победе» же были реализованы передовые технические достижения того времени. В ее конструкцию входили и несущий тип кузова, и гидравлический привод тормозов, и ветровое стекло в форме буквы V. Да и сам салон оказался довольно большой вместимости. И она была первым автомобилем советского производства, который не был с чего-либо скопирован.

«Юность». Это был один из немногих, если не единственный, автобус, для производства которого использовались детали «членовоза». Выпущен он был в 1961 году, а местом его сборки был выбран завод имени Лихачева. Основой для него стал лимузин для перевозки членов правительства ЗИЛ-111.

Автомобиль, который вынуждены были делать практически в подпольных условиях, за короткое время получил признание не только в Кремле, но и за границей.

Его отличительными особенностями стало круговое остекление, полностью тонированные окна на скатах крыши, повышенное удобство при посадке и высадке, наличие индивидуального освещения, пепельницы, крючки для размещения верхней одежды и сдвижной люк большого размера в крыше.

Кроме того, на машину устанавливалась гидромеханическая коробка передач от лимузина, а сама она характеризовалась отличной плавностью хода, сиденьем водителя с возможностью регулировки сразу в двух направлениях и повышенной мощностью ГУР. Но с иностранными заказчиками соглашение подписано не было, а на запуск крупносерийного производства внутри страны средств не нашлось.

ГАЗ-21. В этом автомобиле действительно было на что посмотреть. Прекрасный уровень обзора, искривленные стекла в передней и задней части, и огромного размера сиденья-диваны. Размер багажника на порядок больше ЗИМа, с вертикальным расположением запасного колеса, которое практически не мешает.

Коробка передач вначале также была автоматической. В передней подвеске была предусмотрена централизованная смазка узлов, а также колеса, диаметром 15 дюймов, и бак для топлива, объемом 60 литров. Пиком формы этой машины стали 60-е годы, когда в комплектацию входили моторы, мощностью 80 и 85 л.с.

, чтобы достойно отправиться заграницу.

ЗИЛ-49061 «Синяя птица». Этот автомобиль с полным приводом и возможностью передвижения по воде был создан в 1971 году. В его салоне свободно размещались порядка 7 человек. Особенностями были: независимый тип подвески, два гребных винта, возможность управления передними и задними колесами. Эти вездеходы находятся на службе в Военно-космических силах и по настоящее время.

Итог. Подобные разработки имели высокую популярность и приобретали известность не только внутри страны, но и за рубежом.

Десять советских автомобилей, которыми можно гордиться — Селектор

Десять советских автомобилей, которыми можно гордиться16 января исполнилось 55 лет с того момента, как с конвейера Горьковского автомобильного завода сошел первый экземпляр люкс-седана ГАЗ-13 “Чайка”.

Один из самых красивых автомобилей в истории СССР подарил “Мотору” прекрасный повод вспомнить еще несколько серийных автомобилей Страны Советов, за которые не нужно было краснеть ни тогда, ни сейчас.

В четверг, 16 января, исполнилось ровно 55 лет с того момента, как с конвейера Горьковского автомобильного завода сошел первый экземпляр люкс-седана ГАЗ-13 “Чайка”. Один из самых красивых автомобилей в истории СССР подарил “Мотору” прекрасный повод вспомнить еще несколько серийных автомобилей Страны Советов, за которые не нужно было краснеть ни тогда, ни сейчас.

В народе ЗИС-5 называли “трехтонкой”, “Захар Иванычем” или просто “Захаром”. Позднее это прозвище досталось по наследству грузовику ЗИЛ-157

Поставь знаменитого “Захара” рядом с американским грузовиком Autocar Dispatch SA, и в голову сразу лезет привычное: “И этот слизали”. Слизали, конечно, но… не совсем.

Во-первых, американские машинокомплекты, положившие начало грузовику, поставлялись в СССР совершенно легально.

А главное, инженеры, создававшие ЗИС-5, сумели заметно упростить и удешевить заокеанскую конструкцию без существенных потерь в потребительских качествах. Именно это и сыграло решающую роль в героической судьбе “трехтонки”.

В годы Великой Отечественной войны ЗИС-5 уже выглядел устаревшим, однако простота и безотказность грузовика сделали его фигурой чуть ли не былинного масштаба. За надежность при самой жестокой эксплуатации ЗИС-5 любили все. Даже немцы, привыкшие к грузовым “Опелям” и “Мерседесам”, охотно использовали трофейные “Захары”, искренне восхищаясь неприхотливостью русской техники.

Читайте также:  Не работает прикуриватель ваз 2107 и 2106: замена и схема подключения, как подключить ап

centerГАЗ-М20 “Победа”/center

center ~ 1946-1958 ~/center

Полноприводный ГАЗ М72 появился в результате скрещивания кузова “Победы” и агрегатов ГАЗ-69. Всего с 1955 по 1958 год было выпущено 4677 машин

Первая послевоенная легковушка СССР и, возможно, одна из самых знаменитых. Разработка “Победы” началась еще в 1943-м, когда до победы оставалось долгих два года.

Это была действительно передовая разработка: один из первых в мире понтонных (то есть с интегрированными в боковины крыльями) кузовов, актуальная несущая силовая структура.

Не говоря уже о диковинных для советских машин поворотниках, стеклоочистителях с электроприводом и радиоприемнике в салоне.

Появившийся в 1946-м, ГАЗ-М20 – современный, красивый и передовой – стал символом советского триумфа в самой кровопролитной из войн. И хотя качество первых экземпляров хромало (за что, к слову, главный конструктор автомобиля Андрей Липгарт получил выговор с самого верха), “Победа” навсегда осталась в памяти народа легендарным автомобилем.

centerГАЗ-12 ЗИМ/center

center ~ 1950-1960 ~/center

Слайд, который я выбрал вместо рекламы.Листай дальше, еще много интересного

До появления микроавтобусов РАФ именно ГАЗ-12 исполнял роль маршрутных такси…

Даже попав в опалу, Андрей Липгарт продолжил работать и стал крестным отцом еще одной знаковой советской машины. ЗИМ уникален хотя бы тем, что это первый в мире шестиместный легковой автомобиль с тремя рядами сидений и несущей конструкцией кузова. Возможно, это звучит так же громко, как “занял первое место в своем классе”, но, тем не менее, заслуг машины не умаляет.

Седан длиной пять с половиной метров получился удачным во всех смыслах.

У ЗИМа была солидная внешность (с явным вкраплением “кадиллаковских” мотивов), довольно высокий уровень комфорта (печка с подводом воздуха к задним сиденьям, трехдиапазонное радио и завидная плавность хода), а также неожиданная… близость к народу.

Дело в том, что ГАЗ-12 стал первым и, как позже выяснится, единственным советским автомобилем высшего класса, который предлагался к продаже в частные руки. Правда, стоил ЗИМ почти в три раза дороже “Победы”, но это, как говорится, уже другой вопрос.

centerГАЗ-69/center

center ~ 1951-1972 ~/center

“Козлик” в версии с тремя дверьми отличался боковым расположением запасного колеса, из-за чего водительская дверь была еще и пассажирской

Если предшественника “козлика” – армейский ГАЗ-67 – еще можно считать развитием конструкции “лендлизовского” Willys MA/MB, то 69-й – совсем другая тема.

Разработку легкого выносливого внедорожника под условным, но весьма живописным обозначением “Труженик” начали сразу после войны. Конструктивно машина получилась скорее традиционная – мощная лонжеронная рама, балки-мосты по кругу, великолепные характеристики геометрической проходимости.

По долинам и по грязи “шестьдесят-девятый” ездил ничуть не хуже хваленых “ленд-роверов” и “джипов”. Важнее, что “козлик”, более чем на половину созданный из узлов и агрегатов других “газонов”, вышел простым в обслуживании и феноменально ремонтопригодным.

К тому же в свое время ГАЗ-69 активно шел на экспорт.

centerГАЗ-21 “Волга”/center

center ~ 1956-1970 ~/center

Вторая серия, она же “акулья пасть”. Именно так выглядел изначальный прототип “Волги”, забракованный маршалом Георгием Жуковым на госприемке. Машина стояла на конвейере с 1959 по 1962 годы. Общий тираж – 140 000 седанов

С этой машиной все просто. Не любить “волжанку” решительно невозможно, хотя никакой сенсацией в автомобильном мире она не стала. По сути основательно переработанная “Победа”, “Волга” даже для своего времени была набором стандартных технических решений.

Главной инновацией 21-й должна была стать автоматическая коробка передач, которой на ГАЗе планировали оснащать все машины, однако эта идея разбилась о твердь советских реалий.

Хорошего масла для “автоматов” в СССР было не сыскать, а специалистов по их ремонту не было и подавно.

Зато по части харизмы “Волга”, нарисованная Львом Еремеевым, заткнула за пояс и Ford Mainline, на который она походила своими ныне бессмертными обводами, и, конечно, все отечественные легковушки эпохи. Чего стоит только фигурка оленя на капоте!

centerГАЗ-13 “Чайка”/center

center ~ 1959-1981 ~/center

“Черный доктор” – уникальный универсал, следовавший за лимузинами престарелых членов политбюро с бригадой реаниматологов. Каковы вожди, таков и кортеж!

Красота – страшная сила. Пусть даже красота эта с сильнейшим американским акцентом. Глупо отрицать, что музой для дизайнеров “Чайки” (среди них был и создатель “Волги” ГАЗ-21 Лев Еремеев) стали заокеанские аналоги.

Вернее, один вполне конкретный аналог – невероятно элегантный, но при этом жутко несчастливый Packard Caribbean/Patrician.

Машина, ставшая последней в истории знаменитой американской фирмы, без существенных изменений перекочевала на кульманы газовских инженеров, после чего стала легендой в Советском Союзе.

Американизмами пронизана не только внешность “Чайки”. Вместо прогрессивной “зимовской” несущей конструкции ГАЗ-13 получил раму, а рядную шестерку под капотом заменил 5,5-литровый 195-сильный V8, который затем использовался на бронетранcпортере БРДМ-2. Плюс, конечно, автомат, плюшевые сиденья, гидроусилитель руля и даже электростеклоподъемники.

Красавицу “Чайку” не предлагали к продаже простым смертным. ГАЗ-13 стал эксклюзивным транспортом советских чиновников разного калибра. Зато обычные граждане, провожая кортеж черных “Чаек”, могли с гордостью за страну подумать: “Эх, ведь можем, ежели захотим!”.

centerМосквич-408/center

center ~ 1964-1975 ~/center

За годы производства 408/412 примерил массу разнообразных решеток радиатора и вариантов фар головного света. Перед вами, пожалуй, один из самых классических вариантов

Автомобиль, ознаменовавший собой короткую золотую эпоху АЗЛК. История “Москвичей”, начавшаяся с условно-лицензионных версий “Опель-Кадет”, продолжилась более современной, но так похожей на Ford Anglia моделью 403. И только затем на вершину производственной цепочки взгромоздился элегантный, современный и ни у кого в общем-то не “слизанный” 408-й.

Выпуск этого милого седана стартовал в сентябре 1964-го. Достаточно взглянуть на тогдашних европейских одноклассников “Москвича”, чтобы сразу проникнуться к машине уважением и симпатией.

Кроме шуток, Opel Kadett A, Volkswagen typ 3 или Renault 8 на фоне советского автомобиля смотрелись довольно бледно.

И именно 408-й проложил советским легковушкам тропинку на рынки не только Восточной, но и Западной Европы.

Эта модель, как и созданная на ее базе 412-я, успешно продавалась во Франции, Бельгии, Великобритании и в Скандинавских странах. В лучшие годы за границу уплывало свыше 50 процентов всех выпущенных на АЗЛК автомобилей! Жаль, что вся дальнейшая история завода на Волгоградском проспекте в Москве – лишь стремительное движение по наклонной плоскости.

centerБелаз-540/center

center ~ 1967 – настоящее время ~/center

Производство карьерных самосвалов в Жодино началось в 1958 году. До этого подобные машины выпускал МАЗ

На этом месте, в принципе, мог бы оказаться любой карьерный самосвал Белорусского автозавода. Многотонные исполины поражают воображение даже на фотографиях, а уж увидеть такого гиганта живьем – и вовсе незабываемо.

  • За полвека славной биографии предприятие из белорусского местечка Жодино выпустило свыше 130 тысяч грузовиков-монстров – значительно больше, чем американский Caterpillar, еще один авторитет в области крупногабаритного самосвалостроения.
  • “Белазы” разбирали престижные призы на международных специализированных выставках еще в советское время, а сегодня завод в Жодино является одним из главных добытчиков иностранной валюты для Белоруссии, выпуская полтора десятка моделей грузоподъемностью от 30 до 450 тонн.
  • centerВАЗ-2121/center
  • center ~ 1977 – настоящее время ~/center

“Нива” — один из немногих советских автомобилей, продававшихся в Японии

Многие патриоты из числа неравнодушных к автомобилям уверены – жанр легковых машин повышенной проходимости (или, проще говоря, комфортабельных внедорожников) придумали в СССР. В качестве аргумента часто приводят ГАЗ-72 – задранную “Победу” с приводом 4×4, что неизбежно порождает ожесточенные споры.

Оставаясь от них в стороне, заметим, что первым в мире компактным комфортабельным вездеходом имеет честь считаться ВАЗ-2121 “Нива”. Соединив в едином форм-факторе легковую управляемость и комфорт, отличную проходимость, постоянный полный привод и несущую конструкцию кузова, “Нива” еще в 1970-х показала, какими будут внедорожники следующих 20-30 лет.

Не хотелось бы устраивать хит-парад в хит-параде, но возможно именно ВАЗ-2121 справедливо считать самым удачным советским автомобилем в истории. И годы, не властные над машиной, это лишь подтверждают.

center ~ 1984-2013 ~/center

Трехдверный кузов, передний привод, мощный мотор, – “восьмерка” казалась настоящим спорткаром

Еще один автомобиль, стыдно за который ВАЗу может быть только по одной-единственной причине: на конвейере “зубило” во всех его версиях простояло аж тридцать лет! Слишком много даже для культового автомобиля: сборка “Самар” прекратилась лишь в конце 2013 года.

Вообще же оригинальная “восьмерка” – прорыв для своего времени. Первая отечественная переднеприводная машина для начала 1980-х – это вызов общественным устоям. Смелый агрессивный дизайн, нетрадиционный для СССР двухобъемный кузов типа хэтчбек, а главное – инженерия высокой пробы.

То, что в создании автомобиля принимали участие специалисты Porsche – отнюдь не красивая сказочка маркетингового отдела.

В музейных запасниках немецкой фирмы хранится одна из первых серийных “восьмерок” (бежевый колер, коричневый салон): как свидетельство сопричастности к рождению русского “Спутника”, ставшего затем “Самарой”.

С 1984 года «АвтоВАЗ» сумел продать более 5,2 миллиона экземпляров «Самары». Из них 70 процентов пришлось на машины первого поколения. “Самары” продавались не только в России, но и на экспортных рынках. А в девяностых сборку особой версии пятидверки наладили даже в Финляндии на заводе Valmet.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector