На рынке бензина в октябре наблюдалась типичная тенденция – сезонное замедление динамики цен на топлива вслед за снижающейся транспортной активностью населения, заявили в Минэнерго, комментируя свежую статистику Росстата за прошлую неделю.
Кирилл Каллиников/РИА Новости
Данные Росстата показали, что темпы роста цен на бензин и дизельное топливо постепенно снижаются. Бензин подорожал за прошлую неделю на 0,14% против 0,24% неделей ранее. Дизельное топливо – 0,72% против 1,06% неделей ранее.
ФАС зафиксировала снижение оптовых цен на бензин и дизель
В Минэнерго считают, что благодаря действующим мерам поддержки топливного рынка ценовая ситуация в рознице остается под контролем. Средние ежедневные продажи АИ-92 через биржу в ноябре составляли около 24,9 тыс.
тонн, что на 29,6 % выше, чем в аналогичный период 2019 года, а поставки АИ-95 достигали 14,3 тыс. тонн, что на 34,3 % выше уровней в аналогичный период 2019 года. Как итог, повышение ликвидности торгов снизило биржевые оптовые цены.
По марке АИ-92 в октябре они сократились на 6,6%, а по марке АИ-95 – на 8,6%.
По дизельному топливу в октябре происходил переход на морозостойкие межсезонные и зимние сорта, что отразилось на ценах в опте и в рознице. В ноябре нефтебазы активно выбирали товар для запасов. На бирже в среднем за сутки реализовывалось около 38,4 тыс.
тонн зимних сортов дизельного топлива (16,2 тыс. тонн межсезонного и 19,3 тыс. тонн зимнего, а также 2,9 тыс.
тонн арктического), что на 32,3 % превышает уровень аналогичного периода 2020 года и на 67,0 % – допандемийного периода 2019 года, подчеркнули в ведомстве.
Рост цен также сдерживается наращиванием объемов производства зимних сортов дизельного топлива – суточное производство в ноябре оставалось на уровне 113 тыс.
тонн, что на 7,6% выше уровня аналогичного периода 2019 года.
По актуальным данным ЦДУ ТЭК, текущие запасы дизельного топлива превышают 2,4 млн тонн и находятся почти на 0,2 млн тонн (или на 9,6%) выше, чем в аналогичный период прошлого года.
В Минэнерго также подчеркнули, что продолжают анализ достаточности системных экономических мер, а для сохранения стабильных поставок топлива в Дальневосточный федеральный округ, а в правительстве ведётся проработка механизма субсидирования перевозок нефтепродуктов, который должен заработать в 2022 году, его введение позволит снизить давление на розничные цены со стороны оптового рынка.
Подорожал за неделю: что происходит с ценами на бензин в России
По всей стране этот процесс становится заметен, особенно сейчас, когда уже близко новогодние праздники и число перевозок растет. © Скриншот видео
В России стоимость топлива растет. Особенно бензин и дизель дорожают на Дальнем Востоке, там за последние месяцы топливные цены повышали уже девять раз. Но и по всей стране этот процесс становится заметен, особенно сейчас, когда уже близко новогодние праздники и число перевозок растет. Все подробности – в материале РЕН ТВ.
У топлива только один путь – наверх. В этом в который раз убедились жители Казани.
“Бензин дорожает и дорожает вся наша жизнь. Только единственное, что у нас не дорожает, – зарплата”, – говорят они.
А в Иркутске, глядя на ценник, готовы перейти на альтернативные источники.
“Да ну, на газ наверно надо переходить. А если серьезно, то что еще поделать. Ну на всех заправках он подорожал”, – говорит Александр Ламберт, местный житель.
Топливо снова подскочило по всей стране. Жителей Камчатки такой новостью не удивить. Там цены на бензин повысили уже девять раз за год. Слетав в отпуск, люди возвращаются в новую экономическую реальность.
Рост цен сильнее всего бьет по отдаленным уголкам России – Сибири и Дальнему Востоку. Приморье – традиционно дефицитный регион по топливу. Везти бензин по железной дороге сюда все ещё невыгодно. Край едва справляется своими силами.
Все потому, что в регионе лишь два НПЗ – Комсомольский и Хабаровский. Их максимальная мощность вдвое меньше нужд макрорегиона. Возить далеко и дорого. Каждый год тарифы на транспортировку нефтепродуктов все выше.
Скачок биржевых цен оставил независимые АЗС без прибыли. Они вынужденно подняли цены в рознице, лишь бы выжить. Разница с сетевыми заправками порой достигает 5-7 рублей. В итоге потребитель уходит на крупные сети. Чтобы помочь Дальнему Востоку, вмешалось Министерство энергетики.
“Для сохранения стабильных поставок топлива на рынки ДФО России в Правительстве РФ прорабатывается механизм субсидирования перевозок нефтепродуктов, который должен заработать в 2022 году. Его введение позволит снизить давление на розничные цены со стороны оптового рынка”, – сообщили в пресс-службе министерства энергетики России.
Цена на бензин складывается из транспортировки нефти, ее переработки, расходов АЗС. Но 70% – это налоги. НДС, акцизы, налог на добычу. Себестоимость нефти занимает всего 7%. Именно поэтому ее котировки не сильно сказываются на цене.
Поставщик топлива каждый раз перед дилеммой, куда продавать – внутри или на экспорт. Как правило, за рубеж выгоднее. Меньше платить налогов.
“Экспортные пошлины снижаются год от года. С 2014 они упали более чем на 95%, а акцизы, которые платим мы на внутреннем рынке, когда поставляем товар непосредственно на внутренний рынок, они, наоборот, растут. Растут они на 4% в год”, – поясняет Григорий Баженов, руководитель аналитического центра независимого топливного союза.
С 2019 года работает демпферный механизм. Если цена внутри страны слишком низкая по сравнению с той, что на экспорт, государство доплачивает нефтяным компаниям. Иначе им невыгодно продавать внутри России.
“Если мы посмотрим рост оптовых цен, в этом году его величина превысила 30% в годовом отчислении относительно прошлого года, а розничные цены выросли, на сегодняшний день на те же самые 6,5%. Демпфер работает, конечно, постоянно. Если бы не было демпфера, у нас цены были бы еще выше”, – отмечает Евгений Аркуша, президент Российского топливного союза.
Впереди – новогодние каникулы, время подарков и долгих поездок. Без топлива никак, и ожидается, что спрос на него будет только расти. А значит, и цена. Постепенный выход из пандемии лишь ускоряет процесс.
(function() { var sc = document.createElement('script'); sc.type = 'text/javascript'; sc.async = true; sc.src = '//smi2.ru/data/js/89437.js'; sc.charset = 'utf-8'; var s = document.getElementsByTagName('script')[0]; s.parentNode.insertBefore(sc, s); }()); (function() { var sc = document.createElement('script'); sc.type = 'text/javascript'; sc.async = true; sc.src = '//smi2.ru/data/js/89437.js'; sc.charset = 'utf-8'; var s = document.getElementsByTagName('script')[0]; s.parentNode.insertBefore(sc, s); }()); if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { var params = { p1: 'bzorw', p2: 'fulf', puid2: '229103', puid8: window.localStorage.getItem('puid8'), puid12: '186107', puid21: 1, puid26: window.localStorage.getItem('puid26'), extid: (function(){var a='',b='custom_id_user';if(!localStorage.getItem(b)){var c='ABCDEFGHIJKLMNOPQRSTUVWXYZabcdefghijklmnopqrstuvwxyz0123456789';for(var i=0;i { Ya.adfoxCode.createScroll({ ownerId: 264443, containerId: 'adfox_151870620891737873_904916', params: params }, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); }
Эксперты рассказали, какую цену на бензин ждать россиянам к концу года – Газета.Ru
Губернатор Камчатки Владимир Солодов заявил о «галопирующих» темпах стоимости бензина в России. По его словам, негативная тенденция развивается по всей стране.
Для исправления ситуации Солодов даже обратился в Федеральную антимонопольную службу с целью проведения проверки крупнейших нефтетрейдеров. Опрошенные «Газетой.
Ru» эксперты разошлись в мнении: часть из них настроена пессимистично, другие считают, ситуация на внутреннем рынке не столь драматична, как ее описывает губернатор.
У российских властей есть целый арсенал необходимых сдерживающих рычагов давления как на вертикально интегрированные компании (ВИНКи), так и на частные заправочные станции.
Среди инструментов — демпферный механизм, который служит материальной компенсацией разницы топливных цен между внутренним и внешним рынками, а также потенциальный запрет на экспорт бензина за границу.
Более того, важным противовесом остается относительно жесткая налоговая база, считают эксперты.
С начала года цены на бензин в среднем по стране выросли на 7%, что уступает среднегодовой инфляции, которая на данный момент составляет чуть более 8%. Сохранение роста топливной стоимости в пределах 7-9% к концу декабря будет считаться приемлемой планкой, подчеркнул старший научный сотрудник Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович.
«Галопирующего роста цен к концу декабря не будет, однако риск относительного удорожания топлива остаются велики. Не исключено, что к началу 2022 года стоимость ключевых марок бензина достигнет рубежа 50-52 рубля за литр, тот же АИ-95 уже преодолел критическую отметку 50 рублей. Но это вполне нормально с учетом высоких цен на нефть, поэтому устраивать паникерские настроения не стоит»,
— подчеркнул эксперт.
С ним согласился главный директор по энергетическому направлению Института энергетики и финансов Алексей Громов. По его словам, сценарий резкого взлета цен на бензин в России сейчас практически невозможен из-за структурных особенностей ценового формирования на внутреннем рынке.
«В России налоги и топливные акцизы составляют 70% стоимости бензина. Только 7-8% цены зависят напрямую от роста мировых нефтяных котировок. Поэтому угрозы «галопирующих» скачков цен на бензин я не вижу. Однако к концу декабря возможен относительный рост топливной стоимости до 50-51 рублей за литр основных марок»,
— отметил Громов.
Логистическая специфика
Эксперт добавил, что высказывание губернатора Камчатки оправдано с точки зрения специфики Дальнего Востока.
Он по-прежнему остается проблемным регионом России, учитывая географическую удаленность от основных нефтеперерабатывающих заводов.
В итоге логистические издержки напрямую включаются в завышенную стоимость бензина для конечных потребителей. В то же время перекладывать этот фактор на всю остальную территорию страны было бы ошибочно, заключил Громов.
«Камчатка — регион, куда топливо доставляется извне. Важно понимать, что за счет этого там могут вырасти транспортные издержки. Однако это проблема касается в основном отдаленных российских территорий, к которым можно отнести и Хабаровский край с Приморьем. В рамках же всей страны роста цен на бензин к концу декабря стоит ожидать в пределах инфляции»,
— объяснил эксперт.
Схожее мнение в беседе с «Газетой.Ru» высказал ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков. Он отметил, что логистическую проблему Дальнего Востока усиливает небольшое число нефтеперерабатывающих заводов, которые к тому же периодически закрываются на ремонт.
«Цены на нефть уже пару месяцев держатся в коридоре $80-85 за баррель. В этих условиях российским ВИНКам становится выгоднее экспортировать нефтепродукты за рубеж, а не выкладывать дополнительные объемы на внутреннюю биржу. От этого в большей степени страдает Дальний Восток. Однако там проблемы во многом связаны с дефицитом топлива»,
— резюмировал Юшков.
Волна бензинового контрафакта
При достижении бензином критической отметки 53-55 рублей за литр внутренний рынок России может столкнуться с ростом объемов некачественного топлива.
Это связано с демпферным механизмом, предполагающим выплату государством денежной компенсации в случае резкого удорожания мировых нефтяных котировок.
Однако он не затрагивает небольших частных производителей, часто связанных с независимыми АЗС, подчеркнули эксперты.
По словам Митраховича, при серьезном росте внутренних цен на бензин частники будут вынуждены идти на экстренные меры, чтобы компенсировать собственные издержки. Среди наиболее вероятных вариантов — использовать собственные небольшие НПЗ с целью производить нефильтрованный бензин.
«У государства есть три способа борьбы с ростом цен на бензин. Первое — это уменьшение налогов для крупных поставщиков, из-за чего бюджет может лишиться миллиардов рублей.
Второй вариант ударит по доходам самих компаний, что приведет к ухудшению качества нефтепереработки. Третий подразумевает возможность поступиться интересами конечных потребителей, что может привести к росту социальных протестов.
В итоге правительство пока выбирает вторую схему, перекладывая всю ответственность на ВИНКи»,
— подчеркнул аналитик.
Эксперт также добавил, что наиболее реальным выходом из кризисной ситуации станет смягчение налоговой нагрузки на компании. В противном случае Россию может накрыть волна контрафакта.
«Проблема заключается в том, что власти страны продолжают считать доходы нефтегазового сектора одними из ключевых статей бюджета. К ним относятся и поступления от продажи бензина.
Поэтому ФАС резко контролирует розничные топливные цены, которые могут позволить себе только ВИНКи.
В итоге с начала 2021 году рост биржевой стоимости составил порядка 20%, а розница поднялась только на 8-10%, в результате чего частники все больше рискуют разориться»,
— предостерег Митрахович.
Демпфер придется пересматривать
В последний раз демпферная надбавка в России пересматривалась в мае 2021 года. С тех пор нефть марки Brent поднялась в цене на биржах с $60-65 до $80-85 за баррель. Такое серьезное увеличение рано или поздно заставит правительство пересмотреть демпферный механизм с учетом нынешней конъюнктуры, считают эксперты.
«В ближайшее время следует ожидать очередную поправку в работу демпфера с учетом нефтяных котировок выше $80 за баррель. Эта мера поможет дополнительно стабилизировать внутренние цены. Но даже в этих условиях стоимость бензина будет расти как в конце 2021-го, так и в начале 2022 года», — подчеркнул Юшков.
Так же думает и Алексей Громов. По его мнению, российский внутренний рынок в настоящее время находится в более безопасном положении, чем рынок США.
Американские рекорды топливной стоимости (в октябре внутренние цены на бензин в Штатах достигли семилетнего пика $3,22 за галлон – «Газета.Ru») во многом связаны с жесткой привязкой внешних нефтяных котировок.
В России же стоимость бензина искусственно контролируется государством, что защищает внутренние цены от резких скачков.
«В России стоимость сырья составляет менее 10% от конечной цены бензина на внутреннем рынке. К тому же у властей есть демпферный механизм.
В экстренном случае можно использовать и экспортный запрет, однако он только охладит конкуренцию среди ключевых поставщиков в долгосрочной перспективе, ведь при заниженных ценах стимул вкладываться в нефтепереработку резко уменьшится», — заключил эксперт.
Ртс предупредил о росте стоимости топлива в 2022 году
Российский топливный союз (РТС, объединяет розничных операторов топливного рынка) во второй раз за год обратился к правительству в связи со сложной ситуацией в ценообразовании на топливном рынке, указав на возможное усугубление текущих проблем в 2022 году. Об этом сообщает «Интерфакс» со ссылкой на обращение союза к премьер-министру Михаилу Мишустину во вторник, 12 октября.
https://www.youtube.com/watch?v=esnxoeG0_j4
Союз считает, что нужно создать условия, чтобы демпфер для нефтепродуктов максимально устранял дисбаланс оптовых и розничных цен, при этом параметры налогового маневра не должны способствовать росту экспортного паритета.
В обращении говорится, что за январь–сентябрь 2021 года оптовые цены на топливо выросли на 27–30% в зависимости от марки, что в несколько раз больше величины, на которую увеличились розничные цены. Топливные операторы считают, что это привело к «хронической отрицательной рентабельности розничного ритейла», но ситуация может ухудшиться в 2022 году из-за изменений в законодательстве.
Отмечается, что с 1 января планово вырастут на 4% ставки акцизов на легковые автомобили, а также на бензины, дизельное топливо и моторные масла. Увеличится индикативная цена (оптовая цена, которую устанавливает правительство) в формуле демпфера для бензина и дизельного топлива, а экспортные пошлины на светлые нефтепродукты снизятся.
- Рост налоговой нагрузки перенесется на оптовые цены, а снижение экспортных пошлин при одновременном росте акцизов приведет к повышению уровня экспортного паритета, влияющего на увеличение оптовых цен, считают в РТС.
- «Для приведения оптовых цен в соответствие с розничными и предотвращения банкротства предприятий топливного ритейла считаем необходимым внести изменения в Налоговый кодекс, откорректировав параметры демпфирующего механизма и налогового маневра, а также решить ряд других давно назревших проблем», — добавили в союзе.
- В РТС подчеркнули, что если не скорректировать этот механизм и параметры налогового маневра, цены на оптовом рынке бензина могут вырасти в начале 2022 года и многие АЗС станут банкротами.
В РТС дали рекомендации для приведения оптовых цен в соответствие с розничными.
Так, правительству предложили с 1 января 2022-го вернуться к формуле расчета демпфера по автобензинам, действовавшей во второй половине 2019-го, и для дизтоплива, действовавшей в 2020-м.
Также там предлагают повысить экспортные пошлины на светлые нефтепродукты, уменьшить процент роста цены на нефтепродукты, при которой демпфер обнуляется, и увеличить нормативы биржевых продаж минимум до 15% для бензинов и до 10% — для дизтоплива.
- Также в союзе заявили о необходимости субсидировать железнодорожные перевозки нефтепродуктов в регионы Дальневосточного федерального округа и не учитывать в объемах биржевых продаж нефтяных компаний объемы, приобретенные на бирже в интересах вертикально интегрированных компаний и аффилированных с ними предприятий в основную торговую сессию через третьих лиц.
- Помимо прочего, РТС предлагает уменьшить для автозаправок ставки эквайринга при расчетах за топливо с 1,5% до 0,9% и разрешить продавать на АЗС слабоалкогольные напитки, а также уменьшить ставки при оплате топлива на заправках безналичными средствами.
- Согласно прогнозу отдельных показателей инфляции Минэкономразвития, который изучили «Известия» 8 октября, к концу года сильнее всего вырастут цены на непродовольственные товары (инфляция в этом секторе составит 7,2%), в эту группу входит и бензин.
Биржевые цены на бензины растут с лета этого года. На Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ) на 12 октября бензин марки Аи-95 стоит 58,2 тыс. рублей за тонну по европейскому территориальному индексу. В конце сентября биржевая цена на бензин этой марки побила несколько рекордов, в том числе 24 сентября его стоимость поднялась до 60 570 рублей за тонну.
В начале сентября независимые АЗС предложили ФАС принять меры для стабилизации внутреннего топливного рынка.
Предприниматели попросили решить проблему несоответствия оптовых и розничных цен на бензин, сообщали «Известия» со ссылкой на письмо Независимого топливного союза (НТС) главе ФАС Максиму Шаскольскому.
Объединение предложило в том числе увеличить нормативы биржевой торговли — до 25% по бензину и 15% — по дизелю, внести корректировки в механизм демпфера и рекомендовать нефтяным компаниям привести розничные цены в соответствие с оптовыми.
Рост цен на бензин: на сколько подорожает топливо в 2022 году в России?
Часто граждане связывают рост стоимости бензина исключительно с повышением цены на нефть. Но, просмотрев статистические данные, например, за последние 10 лет, можно обнаружить, что бензин в России непрерывно дорожает.
Стоимость нефти за указанный промежуток времени претерпевала значительные колебания как в сторону уменьшения, так и возрастания. Очевидно, что не наблюдается прямой взаимосвязи между ценами на бензин и нефть.
Существуют несколько причин для непрерывного повышения стоимости топлива. Рост цен на бензин 2022 года можно спрогнозировать, зная «тайные» механизмы ценообразования.
От чего зависит цена на бензин?
Как ни парадоксально звучит, но цена на бензин слабо коррелируется со стоимостью барреля нефти. По мнению экспертов, черное «золото» влияет на итоговый ценник литра топлива лишь на 5-7%.
Если разложить цену на составляющие, то получится следующий список:
- налоги;
- расходы на добычу и переработку;
- стоимость сырья;
- затраты АЗС;
- прибыль нефтяных компаний.
На 65%-75% цена состоит из налогов, в том числе НДПИ, НДС, акциз. НДПИ — налог на добычу полезных ископаемых, платится недропользователями, в рассматриваемом случае — нефтяными компаниями.
С 1 января 2019 года произошло повышение НДС с 18% до 20%, рост акцизов был более существенен — за тонну бензина он поднялся с 8213 до 12374 рублей. Ниже представлена диаграмма составляющих стоимости топлива.
Получается, что цена на бензин, в основном, зависит от налоговой политики государства. Данная ситуация не уникальна для России — во многих развитых странах налоговое бремя является определяющим.
Но условия налогообложения в России таковы, что стоимость горючего растет вне зависимости от изменения цены на нефть. Поэтому, с большой долей вероятности, можно предсказать в 2022 повышение цен на бензин. Причем рост будет больше величины инфляции.
Тенденция изменений цен на бензин за последние 10 лет
Чтобы понять подорожает ли бензин в 2022 году в России, следует проанализировать статистические данные. На протяжении 10 лет цена на топливо постоянно повышается. В августе 2008 года перед началом глобального кризиса стоимость горючего была равна 25,14 рублям за литр.
После обвала рынков литр бензина упал в цене до 19,77 рублей, но возобновил рост в мае 2009 года. Далее последовало непрерывное увеличение стоимости, и в конце 2012 года был преодолен рубеж в 30 рублей.
После начала кризиса в 2014 году, несмотря на резкое падение котировок на нефть со 100$ до 45$ за баррель, топливо немного прибавило в цене — до 35 рублей.
Дальнейшее удешевление нефти до 27,5 $ за баррель в 2015-2016 годах привело к незначительному снижению стоимости с 37,5 до 36,5 руб./литр. Но затем продолжилось возрастание, достигнув в 2017 планки в 40 руб./литр.
В мае 2018 года АИ-95 стал стоить 45 руб./литр. Были предприняты попытки снизить цену, для чего снизили акцизы и разработали демпферный механизм, веденный в действие в 2019 году.
Цены на бензин
Более подробный график и таблицы с ценами на бензин за 20 лет представлены на сайте Росстата. Данные официального органа власти подтверждают тенденцию к постоянному возрастанию цены ГСМ. Поэтому желательно знать на сколько подорожает бензин в 2022 году.
Цены на дизель
Стоимость дизельного топлива следовала по тому же пути, что и цена бензина. С 2008 года стоимость ГСМ возросла почти на 100%, что выше суммарных показателей инфляции за это же время. Чтобы определить сколько будет стоить бензин в 2022 году, необходимо изучить влияние составляющих в цене на бензин.
Зависимости цены топлива от цены на нефть
По мнению экспертов розничные цены на ГСМ практически не изменяются при любых колебаниях стоимости нефти. Связано это с тем, что доля черного «золота» не превышает 7% в итоговой цене горючего в России. Лучшим подтверждением этому является рассмотрение изменения стоимости двух объектов на одном временном графике.
Даже при очень больших падениях цены за баррель, ГСМ продолжали расти. Поэтому стоимость бензина в 2022 году будет мало зависеть от изменений котировок «черного золота».
Акциз на топливо
Без учета акциза на топливо невозможно правильно спрогнозировать сколько будет стоить бензин в 2022 году в России. Акциз является одним из видов налогов, устанавливается на переработку нефти в различные виды топлива.
Так для бензина ниже 5 класса в 2021 году был установлен акциз в размере 13620 рублей за тонну, для 5 класса — 13260 руб./тонна. Дизель облагается налогом в размере 9200 руб./тонна.
В 2022 году акцизы будут подняты на 4% или в абсолютных значениях:
- бензин ниже 5 класса — 14169 руб./тонна;
- бензин 5 класса — 13793 руб./тонна;
- дизель — 9556 руб./тонна.
До 2018 года доля акцизов в стоимости топлива находилась на уровне 15%. Ежегодное увеличение производилось не выше уровня инфляции. Однако, в январе 2018 года акцизы были подняты на 10,7%, что спровоцировало резкое поднятие цены на топливо и повышение доли налога в ценообразовании — до 22-23%.
Данные выплаты направляются государством на дорожное строительство. Резкое увеличение акцизов в 2018 году было вызвано строительством двух крупных объектов: «Таврида» в Крыму и «Приморское кольцо» в Калининграде. Значит, цена бензина в 2022 году поднимется, как минимум, на 3-4%.
Почему подорожание бензина неизбежно?
Помимо акцизов существуют еще 2 налога, которые влияют на прогноз роста цен на бензин в 2022 году. НДС и НДПИ — вносят значительный вклад в цену топлива. Также имеется демпферный механизм, способствующий росту стоимости горючего. НДС равен 20%, НДПИ будет повышаться согласно налоговому маневру.
В 2021 году коэффициент кратности НДПИ будет равен 3,5. Налоговый маневр был начат в 2019 году, предусматривает постепенное снижение до нулевого значения экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты, с одновременным увеличением НДПИ. Процесс должен завершиться к 2024 году.
Увеличение НДПИ позволит государству собирать больше средств с нефтяных компаний, так как НДПИ выплачивается, исходя из объема добытой нефти, а экспортные пошлины платятся только за реализованную за рубеж.
Власти объясняют данный маневр стремлением принудить компании к модернизации производства и повышению производительности. Увеличение НДПИ и акцизов приведет к повышению стоимости топлива.
Еще одним инструментом, стимулирующим повышение, является демпфер. Демпферный механизм был разработан в 2018 году на фоне резко увеличивающихся цен на бензин, ввели его в действие с 1 января 2019 года. Демпфер служит для недопущения резких колебаний цен на топливном рынке России, но способствует плавному повышению стоимости горючего.
Перед рассмотрением принципа функционирования механизма необходимо определить термин «нетбэк». Нетбэк — это ценовая граница, ориентируясь на нее, можно определить, где выгодней продавать топливо — в России или за рубежом.
Вычисляется величина в РФ путем вычитания из мировой цены на топливо затрат на транспортировку, экспортной пошлины, а затем — добавление акцизов. Полученная цифра в рублях служит для определения внутрироссийской цены.
Нефть, покупаемая нефтеперерабатывающим предприятием, стала в 2018 году подакцизным товаром. Если компания производит из приобретенного сырья не менее 10% бензина 5 класса от общей продукции или тратит на модернизацию производства не менее 60 млрд. рублей в течении нескольких лет, то ей снижаются налоги, путем вычета обратного акциза.
Рассчитывается размер выплат с помощью демпфера. Для этого вычисляют разницу между рублевым нетбэком и внутренней ценой, устанавливаемой правительством на год. Полученную разницу умножают на коэффициент 0,68 для бензина и 0,65 для дизеля. Итоговая величина и есть скидка за каждую переработанную тонну.
Правило работает когда демпфер положительный, то есть нетбэк выше, чем внутренняя цена. В этом случае государство выплачивает компенсацию компаниям в виде снижения налогов. Но если демпфер становится отрицательным, то уже производители топлива должны платить дополнительные налоги, что повышает цену литра горючего.
Причем оговорено, что механизм перестает действовать при изменении продажной цены на 10% вверх или вниз от условной внутренней, устанавливаемой государством. Поэтому в случае отрицательного демпфера компании поднимают цены выше 10% порога и перестают выплачивать дополнительные налоги.
Даже при положительном демпфере, когда государство компенсирует компаниям недополученную прибыль от экспорта, производителям выгодно держать цену вблизи 10% максимума. Тогда будет получена максимальная прибыль в виде снижения налогов и повышенной стоимости топлива. Также много претензий к назначению внутренней цены.
В 2021 году она равна 56300 руб./тонна и повышается каждый год на 5%, не реагируя на возможные резкие изменения в течении года. Если мировые цены будут снижаться, то будет возрастать отрицательное сальдо демпфера, что приведет к повышению цен на внутреннем рынке. Получается, что оснований для снижения стоимости литра горючего не наблюдается.
На сколько подорожает топливо в 2022 году
Узнав прогноз цен на бензин на 2022 год, свежие прогнозы экспертов, можно подготовиться к возможным потрясениям семейного бюджета, создать денежную «подушку» безопасности.
По мнению экономистов в 2022 году следует ожидать среднюю цену за бензин в размере 50,2 руб./литр.
Некоторые эксперты пророчат, что стоимость ГСМ на 2022 год будет еще выше из-за несовершенства демпферного механизма. Указывается превышение на 4% — 10% от существующих цен.
Источник
К 1 декабря увеличатся темпы роста цен на бензин: на чём основан такой прогноз и сколько будет стоить топливо на заправках
В течение всего года на фоне роста биржевых оптовых цен на бензин и дизель росли убытки розничных продавцов — АЗС, которые продавали топливо без прибыли. В среднем с одного литра бензина АЗС теряли 1,5 рубля, на дизеле — 0,7 рубля.
— Потому что оптовые цены стали слишком высокими, а вслед за ними в рознице стоимость поднималась в рамках инфляции. Сейчас наверняка АЗС будут навёрстывать убытки, постепенно цены увеличивая.
Если во время нерабочих дней цены замедлили рост (АЗС опасались падения спроса), то сейчас, когда многие россияне вернулись к работе и активность передвижений возрастает, продавцы будут повышать цены постепенно, — отметил руководитель аналитического департамента AMarkets Артём Деев.
По его мнению, вероятнее всего, что к концу года стоимость бензина и дизеля останется в рамках инфляции. Но этот показатель растёт — на конец октября инфляция составила уже 8%, а стоимость топлива выросла в среднем на 5,4–5,6%. Соответственно, есть потенциал для ускоренного роста цен перед Новым годом.
— Цены на топливо в рознице отчётливо пошли вверх. Это может быть связано с увеличением ценника в опте, а также с повышенным спросом на топливо среди населения.
Бизнес-сезон и снятие коронавирусных ограничений на передвижение возвращают людей в привычный ритм жизни.
В среднем за год бензин и дизель в рознице дорожают примерно на 8–10%, — рассказала старший аналитик ИАЦ “Альпари” Анна Бодрова.
По её мнению, для России это нормальная цифра. В 2021 году ценник поднимется на 9–11% за счёт ускорения глобальной инфляции и увеличения цен на отдельных участницах логистики, роста затрат на рабочую силу.
Анна Бодрова считает, что в декабре цены на топливо, в частности дизель и бензин, могут расти параллельно с инфляцией, то есть на 0,5–0,7%. Премиальные марки топлива дорожают медленнее.
— Наверное, можно сказать, что на российском топливном рынке продолжается борьба правительства с внешними факторами роста цен на бензин.
Если посмотреть на рублёвое выражение экспортных цен на российский бензин, так называемый Netback, то после некоторой стабилизации и снижения летом они вновь начал расти, прибавив с сентября 2021 года уже 7%, — пояснил старший аналитик компании Esperio Антон Быков.
То есть, по сути, российские внутренние цены на бензин с некоторым отставанием тоже должны были бы вырасти вслед за внешними. Однако оптовые цены на бензин в России, напротив, снизились с сентября-октября в зависимости от марки бензина на 8–9%.
— То есть демпферный механизм и жёсткое ручное регулирование Минэнерго достаточно эффективно сдерживают проинфляционные внешние факторы. Это, конечно, не может полностью остановить рост внутренних розничных цен на бензин. С начала сентября 2021 года они в среднем по России выросли на 0,5–1%.
Но это и не такой сильный рост, как наблюдается за рубежом.
Поэтому, если правительство продолжит регулирование топливного рынка в том же ключе, то умеренное подорожание бензина до конца 2021 года продолжится — и к декабрю АИ-92 может подорожать ещё на 0,5–0,7% до 46,35–46,45 за литр, а АИ-95 ещё на 0,2–0,3% до 51,60–51,70 за литр, — считает Антон Быков.
Главный аналитик TeleTrade Марк Гойхман отметил, что цена бензина повышается в России в рознице неуклонно, как и стоимость других товаров. Поэтому предсказывать её изменение достаточно легко. С ноября 2020 года до 11 ноября 2021 года средняя цена АИ-95 поднялась с 47,7 рубля до 51,5 рубля. Повышение составило 8% — практически как у всей потребительской инфляции, по данным Росстата.
По мнению аналитика, до конца года увеличение не остановится. Но, поскольку цена бензина — важнейший социальный и производственный параметр, правительство использует достаточно действенные меры для её рыночного регулирования. Основной механизм в данном плане — демпфер.
Это гибкое реагирование изменением налоговых параметров на динамику внешних цен углеводородов. Он показывает свою эффективность на практике. Минэнерго утверждает, что если бы не демпфер, то при наблюдаемом росте нефтяных цен бензин стоил бы на 15 рублей дороже, чем сейчас.
— И судя по тому, насколько послушно ценники на заправках следуют в режиме общей инфляции, можно предполагать и схожее с ней движение цен бензина в предстоящие недели. В начале 2021 года АИ-95 стоил 48 рублей.
Прогнозируемый уровень инфляции на год — 7,7–8%. Добавление данной динамики к январским ценам даёт примерный ответ на вопрос о новогодней цене топлива.
Это уровень примерно 51,8–52 рубля за литр АИ-95, — добавил Марк Гойхман.
Для комментирования авторизуйтесь!
«Без мата не могу говорить». Цена дизеля пробила отметку 60 рублей — почему это происходит и как дешевеет 95-й бензин
4 дек 2021 в 09:48
В статье явно запамятовали добавить, что в цене топлива только 15% сырья. 73%налогов и акцизов а остальное прибыль и доставка.
Ща продукты опять подорожают.
4 дек 2021 в 10:03
ДЕНЬГИ НУЖНЫ ДЛЯ ВОЙН.
4 дек 2021 в 11:17
На примере Казахстана очень хорошо видно отношение к людям в нашей стране.Мне только одно не понятно, неужели правда есть люди которые голосуют за это десятилетиями? Дизель это грузоперевозки всего и по всей стране, видать всех жителей решили поздравить повышением цен на все.А объявят об этом торжественно у главной ёлки страны.
4 дек 2021 в 09:44
Просто президент пока не курсе ….вот будет скоро прямая линия, независимые журналисты с первого, второго каналов , а других там просто нет, зададут острые вопросы ему и расскажут, что его подчиненные устроили с ценами на солярку.
Ох не завидую я им тогда, как даст кулаком по столу , полетят с должностей и вернуться цены на прежнее место и отменяться законы и постановления вредные, ведь топливо это кровь экономики и он это знает , а они нет видимо нет, или знают но вредят…
ой – мировые цены/биржи….
если страна хочет – в ней нет наркотиков/преступников,
народ живёт сыто и богато – именно НАРОД…
Бензин подорожал потому, что подорожала транспортировка бензина, потому что подорожал бензин…
4 дек 2021 в 09:40
Только мне не понятно – две недели назад заправлялся в Шерегеше по 52,70 на том же Лукойле. На вьезде в Новосибирск дизель был 58,70. Мы что в разных государствах живём, как может быть разница между соседними регионами в 6 рублей. Про Казахстан и стоимость бензина вообще молчу. Россиян разводят как обычно.
4 дек 2021 в 09:43
Лукойл в наших краях не может быть топовым по определению – это франшиза, причём лить могут даже прямогонный бензин под видом 100, но на рубль дороже конкурентов.
Спрос создаётся искусственно и целью его является поднятие цен. Поскольку дизель в большинстве своем используют коммерческие структуры, то по цепочке рост цен уходит и в стоимость работ, товаров. В конечном счёте платит за этот банкет покупатель в рознице.
В итоге рост ВВП, рост инфляции не довольный ростом цен потребитель, так как именно он не получил надбавку к зарплате, а его работодатель желая сократить издержки и сохранить прибыль отложил этот вопрос ещё на год.
Так и живём без индексации заработных плат до того момента пока работодатель не схлопнется в погоне за прибылью.
В Европе солярка всегда дешевле бензина. Там закон что налог с дизеля меньше берется чтобы поддержать коммерческий транспорт и логистов. У нас же страна наоборот, все плохое камеры, штрафы, копируем с Европы игнорируя при этом все хорошое что там есть.
А в чем смысл указания на эти “психологические отметки”? 98ой давно уже пробил 50, теперь 95 уже близко. Что дает этот пробой? После пробоя психологической отметки взойдет зведа пленительного счастья и Россия вспрянет ото сна?
4 дек 2021 в 09:46
Как только поняли, что на отходах нефтепереработки можно заработать. Дизель стал дороже 95 бензина.
Это как скорлупу от яиц продавать дороже белка и желтка
Лукойл топовый??? Франшиза сплошная с бодягой!!!
У нас цены растут независимо ни от чего. Просто тупо поднимают по кругу и всё.
4 дек 2021 в 10:37
Странное какое-то снижение. Ежедневно хожу возле заправки Газпрома, которая на Альянсе и наблюдаю рост цены на 95-й (фотаю). Вчера с утра он стоил 48,25, а вечером уже 48,55. Рост на 30 копеек. И где снижение?
В следующем году будет уже 10 лет как постоянно снижаются реальные доходы населения. И 10 лет закручивания гаек после Болотной площади. Совпадение? Не думаю.
яяяяяяя
4 дек 2021 в 09:52
Вот как ударит Владимир Владимирович кулаком по столу, когда узнает! Стол затрясётся, а соляра вернётся к ценам 1982 года
В опросе вопрос -“На лошади” добавьте, сто процентов наберёт.
В октябре заправлялся по 53.55р. на том же Лукойле.
Месяц назад перед первыми морозами заехал заправиться ДТ. цена была 57.85р. за “типо зимнее” топливо со снежинкой. Через несколько дней цена уже была 60.85р.
Но точно знаю, что у них есть “типо зимнее премиум” топливо по 63.85р. на некоторых заправках.
Фишка в том, что при -16 градусах на улице хваленое зимнее топливо Лукойл замёрзло так, что Бинар не запустился, так как парафин просто забил фильтр в нем. Хотя цена – как за АРКТИКУ.
4 дек 2021 в 11:30
Каждый раз всё происходит по одному сценарию:
цены на топливо растут, президент, правительство, депутаты помалкивают, и вот – очередной порог приблизился – пора! Начинается возня в СМИ: президент, правительство, депутаты начинают блажить, махать, кто пальчиком, кто кулаком на топливную мафию, задействуются инструменты ценообразования, принимаются заградительные пошлины – опа! вроде цены остановили, порадели интересам народа! Хотя очередной порог достиг уже своего максимума! И так каждый раз!
Анонимно из Канады*
4 дек 2021 в 09:53
Интересное кино. В статье о стоимости бензина пишут, что рост цен связан с недостаточных производством. А в статье о росте цен на квартиру пишут. .. тоже самое.
Я даже не знаю как это комментировать. Такое впечатление, как у барыги на рынке “бери дорого потому что завтра ещё дороже будет”. Грамотность.
Бункерный дед
4 дек 2021 в 09:41
95-й бензин за шесть последних лет подорожал с 35 рублей до 50 рублей за литр! Стабильность же.
Дизтопливо по 60 – ни это ли прорыв, которого мы все так долго ждали
Вовкина стабильность: 1 Рост ЖКХ
2 Рост налогов, акцизов, поборов
3 Рост пенсионного возраста
4 Рост цен на топливо
5 Рост цен на продукты
6 Рост ОСАГО
7 Рост безработицы
8 Рост мигрантов
9 Рост коррупции
10 Рост вывода капитала заграницу
11 Рост мертности у насиления
12 Рост количества опричников и охранников режима
13 Рост преступности 14 Рост оттока умных людей из страны
15 Рост зарплат у чиновников
16 Падение доходов населения
С такой стабильностью нам внешний враг не страшен.
Да уж…
4 дек 2021 в 09:59
Как же завидуешь странам,не имеющих и не добывающих углеводороды…
КОВИДАРИЙ ЛАПТЕСТАНА
4 дек 2021 в 10:42
главное чтобы ни как в Украине!))
Виталий Витаминов
4 дек 2021 в 10:18
На лошади дешевле
Житель Новосиба
4 дек 2021 в 11:06