Ремонт системы смазки двигателя своими руками

Неисправности системы смазки двигателя и способы ремонта

Неисправности системы смазки двигателя и способы ремонта

Основными неисправностями системы смазки являются :

  • повышенное или пониженное давление масла,
  • подтекание масла через неплотности соединений,
  • засорение фильтров тонкой и грубой очистки,
  • нарушение герметичности сальников коленчатого вала,
  • нарушение работы системы вентиляции картера.

Причины неисправностей системы смазки двигателя и способы их ремонта весьма разнообразны. Следует иметь в виду, что нормальная работа системы смазки обусловливает долговечность двигателя в целом. Даже кратковременное нарушение бесперебойного снабжения маслом трущихся поверхностей неизбежно приводит к серьезной поломке.

Контроль за давлением масла осуществляется по масляному манометру. Новые автомобили, кроме манометра, имеют еще контрольную лампочку, которая загорается при падении давления в системе ниже допустимого предела.

Повышенное давление масла в системе может быть вызвано высокой вязкостью масла. Несмотря на целый ряд положительных моментов, повышенная вязкость масла оказывает и отрицательное влияние на работу двигателя, ибо увеличиваются механические потери, то есть увеличивается скорость износа деталей, расход топлива и снижается эффективная мощность двигателя.

Таким образом, система смазки должна быть заправлена маслом определенной вязкости, рекомендуемой заводом-изготовителем. В виде исключения для двигателей с повышенной степенью износа подшипников коленчатого вала допускается применение масла более высокой вязкости. Вязкость определяется при помощи полевого шарикового вискозиметра и может находиться в пределах 6—20 cст при температуре 20°.

Пониженное давление масла в двигателе обычно бывает следствием увеличения зазоров в подшипниках коленчатого вала. Установлено, что при этом масло, проходя под давлением через зазоры, образует в картере густой масляный туман, который удаляется системой вентиляции картера.

Кроме того, при нормальной эксплуатации двигателя одновременно возрастают зазоры и в цилиндро-поршневой группе. Поэтому понижение давления масла в системе сопровождается, как правило, повышенным расходом его на угар и унос. Отработанные газы приобретают синий оттенок.

По этим признакам- легко установить истинную причину понижения давления.

При разжижении масла топливом или водой снижается его вязкость и понижается давление в системе. Топливо попадает в масло при неработающей свече или форсунке, а также вследствие повышенных зазоров в цилиндропоршневой группе.

Если вода просачивается в систему смазки через неплотности прокладки головки блока, необходимо подтянуть гайки крепления головки блока динамометрическим ключом, соблюдая правила подтягивания. При нарушении уплотнения гильз цилиндров заменяют уплотнительные кольца или прокладки. Блоки цилиндров, имеющие трещины, как правило, выбраковываются, а иногда подвергаются ремонту.

Наличие в масле топлива можно определить простейшими физико-химическими анализами пробы масла. При попадании топлива в масло необходимо уточнить, каким путем это происходит. В неработающем цилиндре топливо стекает по стенкам в картер.

Неработающий цилиндр можно выявить способом последовательного отключения цилиндров. Если топливо попадает в систему смазки дизельного двигателя, необходимо снять крышки клапанных коробок и тщательно проверить места присоединения топливопроводов к форсункам.

Затем пустить двигатель и дать ему поработать 3—4 мин. при 1700—1900 об/мин. Место пропуска топлива определяется по каплям топлива, которые появляются в соединениях топливопроводов.

Если топливо не просачивается, но масло разжижается, необходимо снять форсунки и проверить их герметичность при помощи прибора.

В карбюраторном двигателе топливо может попадать в картер из-за разрыва диафрагмы топливного насоса. Обычно это сопровождается перебоями подачи топлива в карбюратор, поэтому по совокупности этих признаков неисправность нетрудно выявить.

Давление в системе смазки зависит также от сопротивления масляных фильтров.

При отклонении давления масла от нормы необходимо промыть фильтрующий элемент фильтра грубой очистки, сетку маслоприемника, жиклеры ротора центрифуги.

Следует проверить исправность клапанов системы: редукционного клапана нагнетательной секции масляного насоса, предохранительного клапана радиаторной секции и сливного клапана системы.

Утечка масла через неплотности соединения трубопроводов, сальники, прокладки устраняется подтягиванием соединений на резьбе, заменой сальников или прокладок и других изношенных деталей.

Если в системе смазки при наличии масла и исправном указателе вообще отсутствует давление масла, двигатель необходимо немедленно остановить. Наиболее вероятной причиной резкого падения давления может быть повреждение масляной магистрали или привода масляного насоса. После выяснения причины неисправности производится соответствующий ремонт.

http://avtolegko.ru

Источник: http://legkoe-delo.ru/remont-avtomobilya/automobile/96537-neispravnosti-sistemy-smazki-dvigatelya-i-sposoby-remonta

Техническое обслуживание и текущий ремонт системы смазки

Система смазки предназначена для подвода масла к трущимся поверхностям деталей двигателя, что уменьшает трение между ними и износ, способствует охлаждению нагретых поверхностей и удаляет продукты износа из зон трения.

Она состоит из масляного картера, масляного насоса, фильтров, масляного радиатора, масляных каналов, клапанов, датчиков давления (для двигателей с воздушным охлаждением и датчиков температуры масла), указателя уровня.

Основными неисправностями системы смазки являются: негерметичность системы, низкое или повышенное давление масла и его загрязненность (табл.2.3).

Диагностирование системы смазки осуществляется визуально (по наличию подтеканий) и переносными приборами. Места течи определяют по пятнам и подтекам масла на двигателе и под автомобилем при его стоянке.

Таблица 2.3 – Признаки неисправности системы смазки

Признак Неисправность Способ устранения
1. Давление масла превышает допустимые значения Неисправен датчик или указатель давления. Загрязнены каналы смазки. Используется вязкое масло. Загрязнение масляного фильтра. Заменить датчик или указатель давления   Промыть систему смазки.   Заменить масло в соответствии с рекомендациями. Замена или очистка фильтрующего элемента.
2. Низкое давление масла Низкий уровень масла. Разрегулирован или изношен редукционный клапан. Неисправен масляный насос. Износ коренных и шатунных шеек Засорена сетка маслозаборника Долить масло. Отрегулировать или заменить редукционный клапан.   Заменить шестерни или масляный насос в сборе. Произвести ремонт кривошипно-шатунного механизма. Очистить сетку маслозаборника
3. Загрязнение масла Засорены фильтрующие элементы. Заменить или очистить фильтрующие элементы.
4. Снижение уровня масла. Негерметичность системы смазки.     Угар масла. Заменить сальники коленвала и уплотнение поддона, клапанных крышек и т.д. Заменить маслосъемные колпачки и (или) провести ремонт цилиндро-поршневой группы.

Наличие утечек способствует снижению уровня масла в поддоне картера. При проверке уровня масла автомобиль должен находиться на ровной горизонтальной площадке.

После остановки двигателя должно пройти 3…5 минут, чтобы масло стекло в поддон картера. Затем вынимают и протирают щуп, замеряют уровень масла, который должен находится между метками «min» и «max».

При необходимости масло доливают через маслозаливную горловину.

Если давление масла занижено или завышено, его проверяют с помощью механического манометра, устанавливаемого на место масляного датчика, так как автомобильные указатели давления могут иметь значительную погрешность. Техническое состояние насоса можно определить только после его снятие на стенде (рис.2.25)

1 – всасывающая магистраль; 2 – испытуемый насос; 3 – манометр; 4 – двухходовой кран; 5 – расходомер; 6 – электромеханический привод насоса; 7 – расходный бак с маслом

Рисунок 2.25 – Схема установки для испытания насосов

При включенном приводе и закрытом кране 4 определяют давление начала открытия редукционного клапана, которое должно быть в пределах 0,35…0,45 МПа. Наиболее чувствительным параметром, комплексно оценивающим состояние насоса является его производительность.

Она характеризует степень износа шестерен и корпуса насоса. Включив привод 6 и открыв кран 4 с помощью расходомера 5 определяют производительность в л/мин.

Нормативное значение составляет 10…30 л/мин (большие значения соответствуют двигателям грузовых автомобилей).

Степень загрязненности фильтра можно оценить по его температуре. Если фильтр холодный, то он сильно засорен и масло проходит через редукционный клапан, минуя фильтр.

В процессе работы в системе смазки накапливаются осадки, состоящие из продуктов износа деталей и окисления масла. Они уменьшают проходные сечения, способствуя повышению давления масла, загрязняют само масло, снижая его смазывающие свойства. Поэтому периодически осуществляется замена масла, сопровождаемая промывкой системы и заменой либо очисткой фильтроэлементов.

Перед этим рекомендуется оценить степень загрязнения масла одним из существующих методов: капельной пробы, замера кинематической вязкости, ультразвуковым и др. Метод капельной пробы заключается в заборе из картера двигателя нескольких капель моторного масла, которые наносятся на фильтровальную бумагу.

Масляное пятно не будет иметь механических и абразивных включений, если масло не загрязнено. Кинематическую вязкость масла можно приближенно опре­делить с помощью полевого вискозиметра (рис. 2.26).

Метод ос­нован на визуальном сопоставлении скорости падения стального шарика в вертикально установленной пробирке, куда залито про­веряемое масло, со скоростью падения таких шариков в эталон­ных пробирках с маслами, вязкость которых равна 4, 6, 10, 16 и 22 мм2/с. Все пробирки помещены в металлическую оправу.

1 – оправка; 2 – эталонные пробирки; 3 – пробирка с испытуемым маслом

Рисунок 2.26 – Полевой вискозиметр

Перед началом испытаний вискозиметр выдерживают в по­мещении для выравнивания температуры масел во всех пробир­ках. Вискозиметр поворачивают на 180° и наблюдают за падени­ем шариков, определяя, какому из масел соответствует вязкость испытываемого масла.

Опыт необходимо провести 2…3 раза. Вязкость масел не всегда совпадает со значениями 4, 6, 10, 16, 22 мм2/с. Поэтому положение шарика соотносят с двумя ближайшими положениями шариков в эталонных пробирках и примерно оценивают вязкость испытываемого масла.

При ультразвуковом методе берут пробу моторного масла (примерно 50 миллилитров) и помещают в призматическую емкость, имеющую в верхней части вибратор и приемник ультразвуковых колебаний. Формируют единичный импульс частотой 25 кГц.

Ультразвуковая волна проходит через масло и, отражаясь от границы раздела двух сред (масла и дна емкости), возвращается к верхней крышке. Чем грязнее масло, тем больше ослабевает эхо – импульс, фиксируемый приемником. Можно фиксировать каждое отражение, можно выборочное, например 3-е, 5-е и т.д.

Многие современные автомобили имеют индикатор загрязненности моторного масла. В этом случае масло необходимо заменять при загорании соответствующей лампочки на панели приборов.

Замена масла в двигателе проводится при техническом обслуживании примерно через каждые 10…15 тыс. км пробега автомобиля или один раз в год (в инструкциях по эксплуатации каждой модели автомобиля указаны более точные значения пробегов). Если применяются синтетические или полусинтетические масла, то сроки их заме­ны могут быть увеличены.

Отработавшее масло сливают из системы смазки прогретого двигате­ля, так как в этом случае оно сливается быстрее, более полно и вместе с ним из системы удаляется большее количество загрязнений.

Большинство современных двигателей имеет два фильтра: полнопоточный (грубой очистки) и центробежный (тонкой очистки). У полнопоточных фильт­ров заменяют фильтрующие элемен­ты, а центробежные разбирают, осматривают и промывают.

Полнопоточный масляный фильтр меняют не только из-за его загрязненности, но и в связи с тем, что в фильтре остается до 0,3 л загрязненного масла.

В обычных условиях эксплуатации, когда центрифуга работает исправно, в колпаке ротора скапливается 150…200 г отложений, а в тяжелых условиях – до 600 г (4 мм толщины слоя отло­жений соответствует примерно 100 г).

Отсутствие отложений указывает, что ротор не вращался, и грязь вы­мыта циркулирующим маслом.

Это может быть либо из-за сильной затяжки барашковой гайки кожуха, либо в результате самопроизволь­ного отворачивания гайки крепления ротора.

У правильно собранного и чистого фильтра после остановки двигателя ротор продолжает вра­щаться 2…3 мин, издавая характер­ное гудение.

Перед заливкой свежего масла систему смазки необходимо промыть. Если в двигателе ис­пользовалось синтетическое масло, имеющее в своем составе моющие средства, то промывка не производится, если минеральное, то промывка осуществляется через 2…3 замены, если полусинтетическое – через 5…6 замен.

Читайте также:  Обзор доводчика стеклоподъемников на 2 и 4 стекла: особенности и описание

Промывка осуществляется следующим обра­зом. После сливания отработавшего масла, не снимая масляный фильтр, в двигатель заливают специальную промывочную жидкость или промывоч­ное масло (ВНИИНП-ФД, МПС-1, МПТ-2М, «Олиофиат Л-20» и др.).

При отсутствии такого масла можно использовать смесь, состоящую из 50 % моторного масла и 50 % дизельного топлива, или маловязкое масло типа веретенного (МГ-22А). Промывочное масло заливают до отметки «МIN» на щупе.

Запускают двигатель, оставляют его работать примерно 10 мин, потом глушат и сливают промывочное масло. По окончании промывки снимают масляный фильтр.

После замены фильтра в двигатель заливают свежее масло до середи­ны между отметками «МIN» и «МАХ». Двигатель запускают и оставляют его работать на минимальных оборотах примерно 1 мин. После выключения двигателя через 3…5 минут (чтобы все масло стекло в масляный картер) проверяют уровень масла и при необходимости пополняют его.

После длительной экс­плуатации или при недостаточной производительности масляный насос снимают и разбирают, все его детали промы­вают в керосине и продувают сжатым воздухом. При наличии трещин в корпусе или крышке насоса эти детали заменяют. Осматривают ведущую и ведомую шестерни насоса.

Измеряют диаметр шестерен и опре­деляют зазор между осью и ведомой шестерней, который должен нахо­диться в пределах 0,017…0,057 мм, а также зазор между валиком насоса и отверстием в корпусе, который дол­жен находиться в пределах 0,016…0,055 мм. При наличии значи­тельного износа их заменяют на новые.

Обе шестерни, установлен­ные в корпусе насоса, должны легко вращаться рукой при прикладывании усилия к ведущему валику. Щупом проверяют зазор между корпусом насоса и зубьями шес­терен (рис. 2.27).

Также проверяют зазор между зубьями шестерен, который не должен превышать 0,20 мм. С помощью линейки и щупа измеряют за­зор между торцами шестерен и плоскостью корпуса насоса. Предельно допустимый зазор составляет (в зависимости от марки насоса) 0,15…0,20 мм, номинальный – 0,05…0,16 мм.

Крышка насоса может иметь неплоскостность до 0,05 мм. Если она больше, то крышку фрезеруют или шлифуют; при этом толщина припуска на обработку не должна превышать 0,2 мм.

1 – щуп; 2 – ведущая шестерня; 3- корпус насоса; 4 – ведомая шестерня

Рисунок 2.27 – Измерение зазора между корпусом насоса и зубьями шестерен

При ремонте насосов с приводом от распределитель­ного вала дополнительно измеряют износ зубьев ведомой шестерни привода насоса зубомером. При уменьшении толщины более чем на 0,15 мм шестерню заменяют. Определяется также зазор между опорной шайбой и торцом корпуса привода (не должен превышать 0,25 мм).

Редукционный клапан при ремонте масляного насоса разбирают, промывают растворителем его гнездо. На клапане и гнезде не долж­но быть продольных рисок. Небольшие царапины и сколы плунжерных клапанов можно зашлифовать наждачной бумагой. Проверяют упругость пружины клапана. При нажатии на пружи­ну с усилием 40 Н ее длина должна уменьшиться не более чем на 11…13 мм.

После ремонта систему смазки заполняют свежим маслом соответствующей марки.

Дата добавления: 2016-07-05; просмотров: 4692;

Источник: https://poznayka.org/s29017t1.html

Неисправности системы смазки двигателя и способы их устранения

Каждая из систем силовой установки автомобиля выполняет определенную функцию. Но если более подробно рассмотреть конкретную из них, то понятно, что наиболее важной является система смазки.

К примеру, видов систем питания – несколько (карбюратор, инжектор, дизель) и каждый из них работает по-своему.

Бензиновый двигатель и вовсе способен работать без системы питания как таковой – достаточно обеспечить подвод топлива в цилиндры, которое будет туда поступать без дозировки, а самотеком и силовой агрегат будет работать, хоти и не эффективно.

Видов систем охлаждения и зажигания тоже несколько, и каждая из них имеет свои особенности.

И только система смазки на любом двигателе работает по одному принципу.

Безусловно возможна разница в некоторых технических особенностях, но в целом она функционирует на любом двигателе одинаково.

Если с неработающей системой охлаждения или нарушенной работой питания и зажигания двигатель будет работать, хоть и с перебоями, то неисправность системы смазки очень быстро приведет к серьезным поломкам силового агрегата.

Суть работы системы смазки

Суть работы системы смазки достаточно проста – создание пленки, которая будет снижать трение между элементами силовой установки, отвод тепла и продуктов износа с поверхности этих элементов.

Причем все функции этой системы взаимосвязаны – если не будет пленки, значительно повысится трение, в результате которого возрастет температура на поверхностях элементов, и начнется процесс интенсивного износа деталей двигателя.

Если же масло не будет отводить тепло, перегрев приведет к сжиганию масляной пленки, ну и далее – опять интенсивный износ.

Одной из самых серьезных неисправностей силовой установки, к которой может привести неработающая система смазки – это заклинивание коленчатого вала в результате перегрева, приводящее к расширению подшипников скольжения этого вала.

Восстановить двигатель после такой неисправности очень тяжело.

Выполняя столь важные функции, она включает в себя не так уж и много составляющих элементов:

  • поддон;
  • масляный насос с маслозаборником;
  • масляный фильтр;
  • каналы по которым происходит движение рабочей жидкости.

Давление в этой системе контролируется установленным датчиком. Также в систему может быть включен радиатор охлаждения масла.

На разных авто могут быть отличительные конструктивные особенности, к примеру, привод насоса, но в целом работа системы смазки одинакова для всех машин.

Смазка всех элементов силовой установки на большинстве автомобилей производится комбинированно – самые нагруженные элементы смазываются принудительно под давлением, остальные же – путем разбрызгивания или стека масла на них.

Простота конструкции обеспечивает ей надежность, но неисправности все же случаются.

В большинстве случаев для всех двигателей они идентичны, поскольку сама система на разных двигателях сходна.

Но более подробно разберем частые неисправности на примерах.

Неисправности системы смазки двигателей ВАЗ

Для начала рассмотрим неисправности системы смазки автомобилей производства ВАЗ (2106, 2107, 2108, 2110 и т. д.).

Одной из самых частых проблем на данных авто является несоответствие давления в системе – оно может быть завышено или занижено.

Высокое давление может быть из-за:

  • Заклинившего редукционного клапана насоса в закрытом положении, в итоге этот клапан не сбрасывает излишнее давление. Одним из признаков этой неисправности является появление течи масла в районе коленвала – высокое давление приводит к продавливанию сальника коленвала и масло выходит наружу;
  • Использования масла, не соответствующего по вязкости. Сильно вязкое масло будет значительно медленнее проходить по каналам, и масляный насос будет создавать избыточное давление;
  • Засорения продуктами износа масляных каналов, из-за чего их пропускная способность значительно снизится и будет возникать избыточное давление.

Такая неисправность, как сниженное давление, вплоть до полного отсутствия его в системе, встречается значительно чаще.

Причиной низкого давления может быть малый уровень масла, из-за чего насос попросту не может создать необходимое давление.

Виной также может стать и редукционный клапан. Его сильный износ или заклинивание в открытом положении приведет к недостаточному давлению в системе.

Низкое давление может и сигнализировать о значительном износе элементов двигателя (шеек и подшипников коленчатого и распределительного валов) или самой системы смазки (шестеренчатая пара масляного насоса).

Проблемы могут возникнуть и из-за сильно засоренной сетки маслоприемника или повреждения корпуса насоса.

Еще одной причиной низкого давления, сопровождающегося повышением уровня рабочей жидкости в поддоне является пробой прокладки ГБЦ. И хоть эта неисправность не относится к смазке, но повлиять на ее работу она может.

При появлении проблем в работе масляной системы лучше сразу же найти причину и устранить ее.

Как указано выше, зачастую причиной неисправности является нарушение работы масляного насоса, на него и в первую очередь нужно обратить внимание.

Поскольку доступ к насосу производится через поддон, то можно сразу оценить и состояние маслоприемника.

Сам насос снимается с авто, оценивается его состояние, а также состояние приводной шестерни, расположенной на коленчатом валу. При обнаружении сильного износа или повреждения он заменяется.

Сложнее устранить неисправность, если засорены каналы. Прочистить их порой бывает очень сложно. Для этого применяются как химические средства, так и механическая чистка.

А вот если причиной неправильной работы является сильный износ элементов двигателя, то устранить ее получится только капитальным ремонтом силовой установки.

-740.

У двигателя данного автомобиля смазка конструктивно сложнее и включает радиатор охлаждения. Поэтому помимо вышеописанных неисправностей системы смазки добавляется еще одна – подтекание масла на трубопроводах или в местах их соединения.

Если утечка масла происходит из-за повреждения трубопровода его следует сразу же заменить.

Утечка же в местах соединения зачастую устраняется обычной подтяжкой гайки штуцера.

Для удобного просмотра скачайте картинку

Установка Д-240.

На этом двигателе, применяемом на грузовых автомобилях ЗИЛ, а также тракторах МТЗ-80/82 старых моделей особенностью системы смазки является наличие центробежного фильтра очистки масла – центрифуги. Она также присутствует и системе смазки КамАЗ.

Причиной повышенного или пониженного давления в системе у этих двигателей может стать именно она.

Засорение сопел центрифуги, через которые выходит масло, может стать причиной повышенного давления. А сильный налет на стенках приводит к заклиниванию ротора центрифуги – масло не очищается, а просто вытекает с сопел и сразу возвращается в систему – это приводит к снижению давления.

Не стоит забывать и о механических неисправностях центрифуги – они могут привести к нарушению работы системы смазки.

Двигатели ЗМЗ.

У двигателей производства ЗМЗ, которые устанавливаются на «Волги», «Газели» и ГАЗ-53 неисправности идентичны вышеописанным.

Итог

Напоследок стоит указать, что лучше не «шутить» с системой смазки двигателя, игнорируя проблемы в ее работе, иначе они могут очень быстро привести к полному выходу из строя силовой установки и длительному трудоемкому, дорогостоящему ремонту.

Источник: http://PortalVAZ.ru/neispravnosti-sistemy-smazki-dvigatelya-i-sposoby-ix-ustraneniya/

Система смазки двигателя: охлаждает или смазывает?

Двигатель автомобиля – это сложный механический организм, в нём присутствует огромное количество трущихся деталей и элементов. Чтобы они не стирались и не нагревались до высоких температур, их необходимо обильно смазывать и охлаждать, и этот процесс сопровождает весь жизненный цикл силового агрегата. Эту наиважнейшую функцию в двигателе выполняет система смазки.

И сейчас наша цель сейчас разобраться, как устроена эта система.

И смажем и остудим…

Итак, система смазки двигателя первым делом должна бороться с негативными последствиями трения, а если точнее, то минимизировать само это явление.

Помимо этого, предусмотрительные инженеры возложили на неё ещё и функцию по охлаждению некоторых деталей мотора, а также своеобразного чистильщика от нагара и микроскопических частиц, которые, так или иначе, появляются вследствие износа металлических поверхностей. И это ещё не всё.

Масло, используется почти как гидравлическая жидкость в системе газораспределения, отыгрывает ключевую роль в гидрокомпенсаторах тепловых зазоров клапанов, воздействует на гидронатяжитель привода ГРМ и так далее.

Одним словом, система смазки автомобиля позволяет мотору жить долго и радовать нас достойной мощностью, которая не расходуется на лишние потери трения.

Читайте также:  Замена масла в акпп пежо 307 своими руками: инструкции, фото- и видеообзор

Как работает система смазки?

Давайте немного конкретизируем, что есть смазочная система двигателя, окунувшись в технические подробности.

Чтобы обеспечить качественное выполнение поставленных задач, инженеры разработали несколько вариантов систем. В частности, в зависимости от способа подачи масла, различают такие смазки:

  • с подачей масла под давлением;
  • с разбрызгиванием и подачей самотёком;
  • комбинированная.

Не трудно догадаться, что в первом случае смазка попадает к деталям по специальным магистралям под давлением, которое создаётся насосом.

Во втором – масло разбрызгивается форсунками и работающими элементами самого двигателя, что создаёт так называемый масляный туман. Но дело в том, что одним узлам мотора идеально подходит система смазки под давлением, а другим – самотеком или разбрызгиванием.

Поэтому инженерами была разработана третья по счёту в списке система – комбинированная, которая используется в подавляющем большинстве современных агрегатов.

Как устроена смазочная система

Основными деталями среднестатистической комбинированной смазочной системы двигателя являются такие:

  • поддон картера;
  • насос;
  • масляный фильтр;
  • радиатор (если он необходим конструктивно);
  • всевозможные каналы и магистрали.

Как правило, если не учитывать варианты с сухим картером, поддон служит мотору в качестве резервуара, где хранится масло.

Оттуда оно отбирается насосом, который подаёт смазку через фильтр, изымающий различный мусор, в магистрали и каналы, обеспечивающие её передачу под давлением к элементам коленчатого вала и распредвала, а также опорам шатунов.

К остальным узлам мотора смазка попадает разбрызгиванием или самотёком. Далее оно под действием силы тяжести вновь оказывается в поддоне картера, и цикл повторяется снова.

Стоит отметить, что смазочная система дизельного двигателя и бензинового агрегата идентична. И там и там используется комбинированная схема подачи масла.

От исправности системы смазки во многом зависит долговечность и работоспособность мотора машины.

Чтобы вовремя проинформировать нас с вами и электронный блок управления о проблемах, в моторы встраиваются датчики давления и температуры.

При падении напора ниже нормы, на приборной панели должен загореться соответствующий значок, а электронике в этот момент необходимо как можно быстрее выключит силовой агрегат, иначе его узлы могут прийти в полную негодность, а это сулит немалыми расходами на ремонт.

Надеюсь, дорогие читатели, вы поняли, насколько важна смазочная система двигателя. Теперь понимаете, что без неё мотор не проработал бы и нескольких минут, поэтому внимательно следите за показаниями давления в системе, уровнем и вовремя меняйте масло.

Источник: https://auto-ru.ru/sistema-smazki.html

Cистема смазки двигателя

Система смазки двигателя автомобиля, мотоцикла, или любой другой техники, выполняет важную функцию, которая заключается в подводе достаточного количества моторного масла к трущимся деталям, необходимого для уменьшения трения за счёт создания масляной плёнки между трущимися (сопряжёнными деталями), а так же для охлаждения их поверхностей, удаления частиц металла, которые образуются от износа деталей, ну и для защиты деталей от коррозии. В этой статье мы подробно рассмотрим устройство и основные детали смазочной системы современного четырёхтактного двигателя, возможные неисправности системы и другие нюансы.

В двигателях всех серийных современных автомобилей и мотоциклов (и другой современной техники) применяют комбинированную систему смазки, при которой наиболее нагруженные трущиеся детали смазываются под давлением масла, а остальные детали двигателя смазываются разбрызгиванием.

В систему смазки двигателя входят: масляный насос (как правило шестерёнчатый), масляный фильтр, маслозаливная горловина с крышкой, щуп (стержень) для измерения необходимого уровня масла в картере двигателя (точнее в поддоне), поддон картера, датчик и указатель давления масла, а так же датчик и указатель температуры масла (на некоторых автомобилях и мотоциклах с воздушно-масляным охлаждением), система вентиляции картера, ну и самая ответственная и важная деталь — датчик и контрольная лампа давления масла в системе.

Все эти детали показаны на принципиальной схеме устройства и работы системы смазки на рисунке чуть выше.

Принцип работы системы смазки двигателя.

После запуска двигателя масло из поддона 1 картера через маслоприёмник 2 снабжённый мелкой металлической сеткой засасывается масляным насосом 3 и далее подаётся через масляный фильтр и очищается в нём (подробнее о масляном фильтре и о том, как его правильно выбрать, что бы не навредить двигателю, я написал в отдельной статье вот здесь). Далее масло попадает в главный масляный канал 8, который просверлен вдоль блока цилиндров двигателя.

Затем моторное масло подаётся из главного масляного канала по каналам 9 к коренным подшипникам скольжения (вкладышам), а из них по сверлениям 16 в щёках и шейках коленвала масло подводится к шатунным подшипникам скольжения (вкладышам). Затем из шатунных подшипников через сверления в нижних головках шатунов масло выходит и разбрызгивается на другие детали двигателя (поршни, стенки цилиндров, поршневые пальцы и кольца), за счёт вращения коленвала на оборотах.

Ну и одновременно по каналам 15 в блоке двигателя и каналу 14 в головке цилиндров моторное масло из главной магистрали под давлением поступает во внутренний канал 12 распределительного вала, и далее по каналу через сверления к подшипникам скольжения распредвала, а также к кулачкам и осям 11, ну и для смазки коромысел 13 и других деталей привода клапанов механизма ГРМ.

На более современных моторах масло под давлением поступает также в гидрокомпенсаторы зазоров клапанов. Так же на многих двигателях под давлением дополнительно смазываются подшипники вала привода масляного насоса и распределителя зажигания и шестерни привода масляного насоса.

А у некоторых машин и мотоциклов (с цепью в приводе распредвала) также смазываются ведомая звёздочка и цепь привода распредвала, ну и натяжное устройство цепи.

На многих двигателях масло, вытекающее из зазоров опор (постелей) распределительного вала, попадает не регулировочные шайбы (если нет гидрокомпенсаторов), смазывает толкатели, стержни и направляющие втулки клапанов и заполняет в головке цилиндров масляные ванны для смазки кулачков распредвала. После всего моторное масло стекает в поддон картера, где масло вновь засасывается масляным насосом и цикл повторяется.

Остальные детали, механизмы и приборы двигателей большинства серийных машин смазываются разбрызгиванием моторного масла, которое вытекает из зазоров между вращающимися и трущимися деталями.

Детали системы смазки двигателя.

Ниже будут рассмотрены детали смазочной системы современных двигателей, их назначение и устройство, а также будут даны соответствующие ссылки на более подробное рассмотрение, или ремонт некоторых деталей.

Шестерёнчатый масляный насос предназначен для закачивания масла из поддона двигателя в систему, создания необходимого давления масла в системе и подачи моторного масла к трущимся поверхностям деталей мотора.

На большинстве машин он шестерёнчатый и состоит из корпуса 5 (см. рис 1) в котором устанавливаются две шестерни: ведомая и ведущая. Ведомая шестерня свободно вращается на оси 7, а ведущая шестерня жёстко крепится на валу 8 с шестерней, которая находится в зацеплении с винтовой шестерней 9 привода.

Также в корпусе масляного насоса установлен редукционный клапан 2. На некоторых машинах насосы могут несколько отличаться деталями привода и расположением шестерней (у более производительных насосов шестерни могут быть с внутренним зацеплением, как на рисунке 1 а), но принцип работы у них один.

Выработка или неисправности в масляном насосе могут стать причиной пониженного давления масла, и подробно о масляном насосе, его диагностике и ремонте можно почитать вот тут.

Масляный фильтр предназначается для очистки моторного масла от мелких частиц металла и других загрязнений, образующихся от износа трущихся деталей двигателя. На большинстве серийных автомобилей и мотоциклов устанавливается по одному масляному фильтру, через который проходит и фильтруется всё моторное масло, подаваемое масляным насосом. И такие фильтры называются полнопоточными.

На большинстве автомобилей и мотоциклов устанавливают неразборный полнопоточный фильтр (см. рис 2 а) который состоит из корпуса 1, в котором имеется фильтрующий элемент 6, а также имеется перепускной 4 и дренажный 3 клапаны.

Дренажный клапан представляет собой манжету изготовленную из маслостойкой резины, которая беспрепятственно пропускает масло в корпус фильтра, но не допускает вытекать маслу из корпуса фильтра в поддон неработающего двигателя. Это позволяет постоянно сохранять некоторый запас моторного масла внутри корпуса фильтра и каналах и это обеспечивает быструю подачу масла к трущимся деталям во время и после запуска двигателя.

Перепускной клапан обеспечивает подачу неочищенного масла к трущимся поверхностям минуя фильтр, если он слишком сильно загрязнён. Оба клапана, как дренажный, так и перепускной являются важными деталями системы смазки и при их неисправностях могут возникнуть неприятности — подробнее об этом советую почитать вот тут.

На некоторых автомобилях и мотоциклах (например автомобиль Москвич и мотоцикл Урал) фильтрующий элемент 11 сменный (см. рис 2 б) и его планово меняют после определённого пробега, а корпус 1 остаётся на двигателе.

Ну и на некоторых автомобилях и мотоциклах (например автомобиль Запорожец и мотоцикл Днепр) нет масляного фильтра, а роль маслоочистителя выполняет центрифуга. Во время работы мотора, масло заполняющее полость внутри центрифуги (которая закреплена на коленвалу), вращается вместе с ней и коленвалом с большой скоростью.

И под действием центробежной силы, твёрдые частицы и примеси, находящиеся в моторном масле, отделяются от него и оседают на стенках корпуса и крышки центрифуги, а очищенное масло поступает в главный масляный канал.

Вентиляция картера служит для поддержания нормального давления в картере двигателя и для удаления из него паров бензина и газов, прорывающихся из цилиндров мотора и вызывающих коррозию деталей, загрязнение и разжижение масла.

Кроме этого, прорывающиеся в картер мотора отработанные газы, могут повысить давление в картере и это приведёт к выдавливанию уплотнений (сальников) и появлению утечек масла при работающем двигателе.

Чтобы этого избежать и служит вентиляция картера, с помощью принудительного отсоса газов из картера мотора, через предназначенный для этого вытяжной шланг, воздухоочиститель, карбюратор и впускной коллектор в цилиндры.

На некоторых автомобилях отсос картерных газов в смесительную камеру карбюратора регулируется с помощью специального золотника 1 (см. рис 4), который расположен на оси дроссельных заслонок карбюратора. При работе мотора на малых оборотах на холостом ходу, картерные газы отсасываются в небольшом количестве через калиброванное отверстие 2 золотникового устройства.

А при открытии дроссельных заслонок, вместе с их оськой поворачивается золотник и через имеющуюся в нём канавку сообщает шланг 5 для отвода картерных газов непосредственно с задроссельным пространством карбюратора.

Но разряжение в задроссельном пространстве при этом уменьшается, а на входе в карбюратор возрастает и поэтому отсасывание картерных газов больше пойдёт через корпус воздушного фильтра (минуя фильтрующий элемент) и это увеличивает интенсивность вентиляции картера двигателя.

Н а более современных машинах при работе картерные газы по штуцеру и вытяжному шлангу 15 поступают в корпус маслоотделителя 14, где благодаря завихрению в сетке 13 происходит отделение масла от газов и последующее его возвращение в поддон двигателя.

Далее очищенные от масла картерные газы могут отсасываться двумя путями, первый из которых — это по шлангу 5 и трубопроводу 3, когда мотор работает на холостых оборотах и дроссельные заслонки закрыты.

Читайте также:  Ремонт и обслуживание ваз 2106 своими руками

Картерные газы из шланга 5 через калиброванное отверстие штуцера карбюратора поступают в задроссельное пространство, и там подмешиваются к горючей смеси и далее по впускному коллектору 3 попадают в цилиндры мотора.

А второй путь — это по шлангу 12, в момент когда дроссельные заслонки открыты, картерные газы поступают в воздушный фильтр и вместе с очищенным воздухом поступают в карбюратор, а роль пламегасителя выполняет сетка 13.

Об усовершенствовании системы вентиляции картера старых автомобилей можно почитать вот здесь.

Масляный радиатор служит для охлаждения масла и устанавливается как правило на автомобилях и мотоциклах с двигателями с воздушно-масляным охлаждением (моторы без жидкостной системы охлаждения).

Но масляный радиатор может устанавливаться и на машинах с жидкостным охлаждением и устанавливают его чаще всего на форсированные моторы, у которых обороты и температура масла может быть выше, чем у обычных серийных машин.

Неисправности и техобслуживание системы смазки.

О системе смазки и её неисправностях я уже писал и об этом можно почитать вот тут. А здесь будут затронуты только основные и важные моменты.

Самой распространённой неисправностью является подтекание моторного масла, которое обнаруживается очень легко внешним осмотром двигателя и по масляным пятнам на полу гаража или стоянки. А чтобы конкретно выявить места утечки масла на двигателе, его следует хорошенько отмыть (о правильной мойке мотора читаем тут).

После мойки заводим мотор и дав ему поработать несколько минут, осматриваем его в местах сальников и прокладок. Точные места утечки масла как правило сразу обнаруживаются. Устраняются утечки довольно просто — подтяжкой крепежа или заменой прокладок (если не помогает подтяжка) и сальников новыми.

Ещё одной распространённой, но очень важной неисправностью, которая может привести к серьёзным неприятностям (клину двигателя и его кап ремонту — шлифовке коленвала) — это пониженное или повышенное давление масла. О понижении давления масла подскажет датчик давления масла и подробно о нём читаем тут.

Как и чем точно проверить давление масла в системе смазки я уже писал вот в этой статье и в ней же подробно описаны причины недостаточного давления масла и методы их устранения.

Но основные методы устранения недостаточного давления масла — это ремонт масляного насоса (как его отремонтировать ссылка выше в тексте) и шлифовка коленвала, которая позволяет восстановить правильные зазоры в подшипниках коленвала и восстановить нужное давление масла.

Также недостаточное давление масла может быть и при износе подшипников (постелей) распределительного вала, а как их восстанавливают читаем здесь.

Также на любом моторе может быть наоборот повышенное давление и это тоже считается неисправностью, так как при повышении давления возникнут утечки от выдавливания сальников и уплотнений. Как правило повышение давления масла происходит из-за применения моторного масла большей вязкости, чем рекомендует завод изготовитель двигателя.

Также повышенное давление происходит от загрязнения масляных магистралей (маслопроводов) или от заедания редукционного клапана в закрытом положении. Эти неисправности как правило происходят от несвоевременного техобслуживания и наличия грязи в системе смазки двигателя.

На большинстве двигателей автомобилей и мотоциклов нормальное давление масла на прогретом моторе (при повышении оборотов коленвала близких к максимальным)  должно быть в пределах 3,5 — 4,5 кг/см².

Ещё одна распространённая неисправность — это повышенный расход масла (более 35 — 40 грамм на 100 км пробега). Такая неисправность возникает от повышенного уровня масла в картере, от сильных утечек, но чаще всего возникает от попадания масла в камеры сгорания мотора вследствие большого износа ЦПГ (цилиндропоршневой группы).

Устраняется эта неисправность проверкой и доводкой уровня масла в картере до нормы, заменой прокладок и сальников, ну и конечно же капитальным ремонтом двигателя. А как сделать именно правильный капремонт мотора, чтобы он стал лучше нового, очень советую почитать вот эту статью.

Техническое обслуживание системы смазки.

ТО смазочной системы заключается в проверке необходимого уровня моторного масла в картере (поддоне) двигателя с помощью щупа и доведения уровня до нормы.

А так же заключается в проверке нормальной герметичности уплотнений, очистке и промывке системы вентиляции картера, своевременной замене масла (лучше раньше установленного заводом срока), промывке центробежного фильтра (центрифуги) или своевременной замены фильтра (фильтрующего элемента).

В этой статье были затронуты основные моменты по устройству, неисправностям и техническому обслуживанию системы смазки двигателя, которые надеюсь будут полезны для новичков, успехов всем.

Источник: http://suvorov-castom.ru/cistema-smazki-dvigatelya/

Экология СПРАВОЧНИК

К признакам неисправной работы системы смазки, указывающим на недостаточную подачу масла к трущимся поверхностям, относится давление в системе смазки ниже или выше установленного.[ …]

Низкое давление в системе смазки указывает на наличие одной или нескольких следующих неисправностей: трещин в масляной магистрали; повреждений редукционного клапана; большого торцевого зазора вследствие износа опорной поверхности корпуса и торцов шестерен; неплотностей в резьбовых соединениях и т. д. Эти неисправности вызывают утечку масла из магистрали, что препятствует поступлению его к трущимся поверхностям.[ …]

Высокое давление в системе смазки указывает на неисправности, вызывающие сокращение проходных сечений. К таким неисправностям относятся помятости и загрязнения масляных магистралей, перекрытие каналов, засорение фильтров и т. д.[ …]

Трещины на маслопроводах устраняются наложением манжет, изготовленных из того же материала, что и маслопроводы, с предварительным обезжириванием внутренних поверхностей манжеты и мест наложения, с последующей пропайкой с торцов.[ …]

Манжета изготовляется из куска трубы, внутренний диаметр которой равен наружному диаметру маслопровода. При неисправности соединительных гаек, ниппелей и переходов их, как правило, не ремонтируют, а заменяют.[ …]

Ремонт масляного насоса определяется его состоянием, которое характеризуется радиальным д, и осевым д2 зазорами и величиной износа зубьев по толщине. Начальные радиальный и осевой зазоры должны быть 0,05-0,1 мм.[ …]

На рис. 22.5, а показано измерение осевого зазора , радиальный же зазор в процессе работы практически не изменяется, а осевой увеличивается вследствие износа торцов шестерен и опорной поверхности крышки насоса. Кривые на рис. 84, б характеризуют влияние осевого зазора на производительность насоса при различных угловых скоростях для определенной вязкости масла.

Из анализа приведенных кривых следует, что в целях поддержания производительности насоса на определенном уровне допустимый износ опорных поверхностей крышки и торцов шестерен определяется режимом работы, т. е. угловой скоростью и вязкостью масла.

Опытные данные показывают, что насосы с глубиной выработки опорной поверхности (для всех насосов) более 0,25 и осевом зазоре 0,5 мм требуют ремонта.[ …]

Допустимый износ приводного вала масляного насоса определяется величиной зазора. При зазоре между валом и направляющей втулкой более 0,25 мм необходим ремонт. Если зазор образовался только в результате разработки втулки корпуса, корпус растачивают и запрессовывают втулку, внутренний диаметр которой развертывают затем по шейке вала.

Если же зазор увеличился главным образом вследствие износа вала, последний в месте износа наращивают тем или иным способом и обрабатывают под номинальный или ремонтный (увеличенный) размер. Каждый последующий ремонтный размер отверстия в корпусе насоса увеличивается развертыванием до устранения износа.

На эту же величину увеличивается и диаметр приводного вала наплавкой с последующей обработкой.[ …]

Для устранения трещин на корпусе, срыва резьбы и других неисправностей механического происхождения применяют те же методы и способы, что и для устранения аналогичных неисправностей на корпусных деталях.[ …]

Неисправностями масляных фильтров в основном являются засорения, поэтому фильтры тонкой очистки, как правило, через определенный период работы заменяют.

Щелевые металлические фильтры грубой очистки промывают в специальных установках горячим мыльно-щелочным раствором с последующим прополаскиванием в струе горячей воды давлением 4-4,5 кг/см2 (0,39-0,49 Мн/м2) и проверяют на пропускную способность.[ …]

Рисунки к данной главе:

Измерение осевого зазора и влияние его на производительность
Детали смазочного насоса двигателя автомобиля ЗИЛ-431410.
Стенд для испытаний смазочного насоса двигателя автомобиля ЗИЛ-431410.

Источник: http://ru-ecology.info/post/100763404610008/

Ремонт деталей системы смазки

Установить автомобиль над смотровой ямой или на подъемник, отсоединить провода от аккумуляторной батареи.

2. Слить масло из масляного картера двигателя.

3. Отвернуть гайки, крепящие переходники с подушками передней подвески двигателя к поперечине, и слегка приподнять двигатель домкратом или талью, чтобы между поперечинои̌ и картером образовался достаточный зазор (около 150 мм).

4. Отвернуть болты крепления масляного картера и снять ᴇᴦο вместе с прокладкой. Отвернуть болты крепления масляного насоса и гайку крепления маслоприемника к кронштейну и снять масляный насос вместе с маслоприемником и прокладкой масляного насоса.

Операция по установке масляного насоса с маслоприемником на двигатель выполняется в обратной последовательности.

Ремонт масляного насоса двигателя 2106

Разборка и сборка масляного насоса. Перед разборкой масляного насоса следует снять маслоприемник с прокладкой. Разборку производить в следующем порядке.

1. Закрепить масляный насос в тисках.

2. Отвернуть болты крепления крышки масляного насоса и снять её вместе с прокладкой.

3. Вынуть из отверстия в корпусе валик насоса с ведущей шестерней и снять ведомую шестерню с оси.

4. Вывернуть из корпуса пробку редукционного клапана и вынуть пружину и клапан из проточки в корпусе.

Сборку масляного насоса производить в обратной последовательности.

Масляный насос. Перед разборкой насос проверяют на стенде.

Ввиду того, что специальных стендов для проверки масляного насоса двигателя ЯМЗ промышленность не выпускает, а проверяют и испытывают масляный насос на стендах собственного изготовления, необходимо, чтобы эти стенды обеспечивали число оборотов ведущего вала масляного насоса об мин и разряжение на всасывании рт. ст., т. е. чтобы бак для забора масла находился ниже всасывающей полости насоса на . Проверяют и испытывают масляный насос с применением дизельного масла Дп- (ГОСТ ) или ДС- (ГОСТ ). Температура масла должна быть.

При проверке на стенде производительность главной секции насоса должна быть мин при давлении масла на выходе.

Производительность радиаторной секции должна быть не менее при давлении масла на выходе,

Если при проверке на стенде масляный насос не соответствует указанным параметрам или при этом обнаружены стуки, заклинивания клапанов и течь масла в соединениях, масляный насос разбирают и ремонтируют.

Отвернуть болты крепления и снять всасывающую и отводящие трубки вместе с прокладками фланцев.

Вывернуть редукционный и предохранительный клапаны вместе с корпусами.

Отвернуть болт крепления упорного фланца , снять упорный фланец и промежуточную шестерню .

При помощи съемника снять ведомую шестерню привода масляного насоса и извлечь сегментную шпонку.

Отвернуть болт и снять ось промежуточной шестерни.

Отвернуть болты масляного насоса, сиять корпус радиаторной секции и осторожно снять ведущую шестерню, чтобы не потерять стопорный шарик снять ведомую шестерню .

Снять проставку, извлечь из корпуса ведущий валик и ось ведомых шестерен, спрессовать ведомую и ведущую шестерни нагнетающей секции.

Источник: http://referatwork.ru/lectionbase/sport/view/56237_remont_detaley_sistemy_smazki

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector