Помимо текущих расходов на содержание автомобилей, ежегодно их владельцы обязуются уплачивать транспортный налог, размер которого напрямую зависит от эксплуатируемой модели.
Однако с 2014 года, после внесения определенных изменений в действующее законодательство, размер этого налога был увеличен, правда, не для всех автовладельцев, а только для тех, в распоряжении которых имеются элитные марки.
Что такое налог на роскошь и зачем он нужен
Вплоть до 2014 года транспортный налог (ТН) зависел только от двух показателей – места, где проходила регистрация автомобиля, а также характеристик его мотора (мощности, измеряемой в лошадиных силах). После корректировки для расчета этой величины стал использоваться еще один показатель – стоимость автомобиля.
А поскольку под эту статью подпадали ТС, стоимость которых стартовала от 3 миллионов рублей, то неудивительно, что в народе этот вид налогообложения граждан прозвали налогом на роскошь.
Что касается обоснований для введения повышенного коэффициента для владельцев дорогих авто, то он обусловлен не только желанием пополнить государственную казну за счет состоятельных граждан, но и большим объемом двигателей, устанавливаемых на таких авто.
А как известно, чем более внушительным является этот показатель, тем большим становится объем вредных выбросов в атмосферу со всеми вытекающими отсюда последствиями. Естественно, это всего лишь официальная версия, имеющая очень мало общего с реальной картиной, поскольку старые автомобили коптят небо еще сильнее.
Другое дело, что такое решение позволяет действительно неплохо пополнять казну, поскольку в стране немало автомобилей, стоимость которых переваливает за 3 миллиона, да и негласная поддержка отечественного автопрома также имеет место.
Как изменился транспортный налог в России Вопрос отмены транспортного налога не рассматривается правительством России. Напротив, в ближайшее время в порядок…
Превышение прописанного в законодательстве порогового значения вовсе не означает, что авто непременно подпадет под налог на роскошь. Почему? Да потому что этот вопрос корректируется специальным списком дорогих автомобилей, который подвергается ежегодной корректировке.
Официальный список Минпромторга РФ
И несмотря на то, что этот перечень регулярно обновляется, становясь все более внушительным, дорогой автомобиль в него может и не попасть, а вот модель подешевле – запросто. И в этом случае добиться справедливости будет невозможно, поскольку закон опирается именно на официальный перечень Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, а вовсе не на чек из автосалона.
Чтобы выставленный в конце года счет на уплату налога не застал врасплох, настоятельно рекомендуется заранее изучать список транспортных средств, подпадающих под повышенное налогообложение, после каждого его обновления.
Прежде всего следует искать свое авто, стоимость которого составляет 3 миллиона рублей и более, в перечне, опубликованном на сайте Минпромторга. Здесь представлены полные списки автомобилей, подпадающий под действие закона о повышенном налоге.
Пример списка “роскошных” авто, опубликованного на сайте Минпромторга, облагаемых повышенным налогом.
Сумма госпошлины за регистрацию автомобиля в 2020 году Госпошлина — это денежный сбор, который взимают государственные органы с физических и юридических лиц за выполнение…
Все модели, которые подпадают под повышенный ТН, по определению не могут иметь один и тот же коэффициент, используемый для пересчета процентной ставки для налогообложения. И в этом случае расчет надбавки будет производиться не индивидуально для каждого авто, а сразу для нескольких групп с учетом их стоимости и года выпуска.
Чем большими будут эти показатели, тем более внушительным окажется коэффициент, на который нужно будет умножить ТН при расчете.
В целом же этот показатель варьируется в диапазоне от 1,1 до 3, что делает разрыв между авто за 3 и за 20 миллионов довольно существенным, но вполне сопоставимым с теми доходами, которые условно имеют граждане, способные приобретать модели премиум-класса.
Сам алгоритм расчета достаточно прост и предполагает перемножение актуальной на момент его выполнения величины ТН на приведенный в таблице для конкретной модели добавочный коэффициент.
Для наглядности стоит рассмотреть универсальный пример для города Москвы. Так, владельцу седана BMW M5 2018 года выпуска, мощность бензинового двигателя которого составляет 286 литров, придется заплатить за него общий налог в размере 42 тыс. 900 рублей, исходя из того, что в столице каждая лошадиная сила для автомобиля не старше 3 лет обходится в 150 рублей (286*150=42,9 тыс.)
Но поскольку стоимость этой модели попадает в интервал от 3 до 5 миллионов, то полученную сумму придется проиндексировать, используя соответствующий ей коэффициент, который согласно приведенной выше таблице, имеет минимальное значение, равное 1,1.
То есть в конечном итоге владельцу немецкого седана придется заплатить 42,9*1,1=47,19 тыс., поскольку в действие вступает налог на роскошь. И так каждый год, вплоть до следующих изменений стоимости мощности мотора и роста индексации, избежать которых вряд ли удастся.
Стоит помнить, что хозяин обязан оплачивать только те месяцы эксплуатации ТС, которые выпадали на его фактическое владение им, включая период покупки и продажи. Эта правовая норма регулируется ст. 362 Налогового Кодекса Российской Федерации, поэтому в случае получения неправильно выставленного счета можно смело его оспаривать, при необходимости обращаясь в суд.
Отмена транспортного налога в 2020 году для легковых автомобилей в России Налог на транспортные средства – это взнос, регулирующийся федеральным законодательством, который вынуждены платить…
Оплата налога на роскошь производится вместе с ТН в конце года (до 1 декабря), причем не за истекший, а за отчетный период. Проще говоря, налог за 2018 начисляется в конце 2019, а за 2019 – в 2020 году. В случае если условный дедлайн выпадает на выходные, дата оплаты переносится на первый рабочий день после них, что прописано на законодательном уровне.
Транспортный налог включает надбавку за дорогое авто.
Сама оплата осуществляется на основании квитанции-уведомления из налоговой инспекции с прописанной в ней суммой платежа, с названием объекта, за который он начисляется, с указанием крайних сроков для погашения и сведений о предыдущих задолженностях, если таковые имеются.
В случае отсутствия такого уведомления, физическое лицо обязано обратиться в ИФНС для разъяснения обстоятельств, сделав это не позднее 31 декабря текущего года, при условии что речь идет о предыдущем ему отчетном периоде (ст. 23 НК РФ).
Если же говорить о юридических лицах, то они будут обязаны рассчитывать налог для имеющегося в распоряжении собственного предприятия транспорта самостоятельно, но уже без подачи декларации в ИФНС, поскольку в действующее налоговое законодательство были внесены соответствующие коррективы.
Оформление и цена ОСАГО 2020: что кардинально поменялось? В российской думе предлагают изменить систему тарификации ОСАГО. Тариф будет зависеть от стажа и рейтинга каждого…
Есть ли льготы на роскошное авто
В настоящее время существует ряд льгот в отношении применения налога на роскошь, но, как показывает практика, фактически они являются неприменимыми. Понять причину такой закономерности поможет одно только ознакомление с перечнем льготных категорий, в который входят:
- инвалиды всех групп;
- многодетные, имеющие официально оформленный статус;
- ветераны Великой Отечественной Войны и другие участники боевых действий;
- герои РФ и СССР, получившие соответствующие награды.
Но и здесь существуют определенные ограничения, затрагивающие все перечисленные категории льготников. И прежде всего речь идет об установленном лимите на стоимость автомобиля, а также его мощность, ограниченную 200 лошадиными силами, а это уже трудновыполнимая задача, поскольку отыскать на российском рынке премиальный транспорт с такими характеристиками будет не так уж просто.
Новые автоналоги 2020 — авто будет дешевле выбросить В ближайшее время автомобилистам нужно быть готовым к внедрению новых налогов. В апреле 2019 года Минфин добавил…
Кроме того, если речь идет об автомобилях, управляемых инвалидами, претендующими на льготы в виде полного или частичного освобождения от уплаты надбавки, то их автомобили должны быть переоборудованы с обязательным внесением сведений о всех проделанных изменениях в технический паспорт ТС.
Загрузка… Будьте в курсе АВТО-новостей – подписывайтесь на канал в Яндекс.Дзене
Минпромторг обсуждает повышение ценовой планки для автомобилей, попадающих под налог на роскошь
Сейчас в России роскошным считается автомобиль стоимостью больше трех миллионов рублей. С учетом роста цен за последние годы в категорию роскошных попадают автомобили среднего класса. Ситуацию необходимо исправить, считают в министерстве
depositphotos.com
Правительство может поднять ценовую планку для автомобилей, попадающих под налог на роскошь. В Минпромторге Business FM заявили, что профильные ведомства уже обсуждают этот вопрос.
Эксперты считают, что это стоило сделать уже давно, потому что по действующим правилам формально роскошными считаются уже такие автомобили, как Nissan Murano или Skoda Коdiaq.
Сейчас роскошными считаются автомобили, которые стоят больше трех миллионов рублей. Эта планка была установлена еще в 2014 году, и тогда это было близко к реальности. Но с тех пор машины подорожали вдове, а планка так и осталась на прежнем месте. А роскошная Skoda — это даже звучит абсурдно.
Повышенный транспортный налог начисляется с учетом коэффициентов и возраста машины. И в ряде случаев авто среднего класса уже через год перестает быть роскошным даже с формальной точки зрения.
Справедливости ради нужно отметить, что для автомобилей из ценового сегмента, близкого к действующей минимальной границе, и налог-то не то чтобы сильно растет.
Так, налог на мощный (по меркам линейки) 180-сильный Коdiaq в Москве составит 9900 рублей с применением «роскошного» коэффициента и девять тысяч рублей — без него. Разница 900 рублей — роскошь, которую владелец Skoda может себе позволить. Но все равно это абсурд.
Что предлагают в правительстве? По данным Autonews.ru, обсуждается повышение планки стоимости на два миллиона рублей.
То есть минимальный повышающий коэффициент будет применяться к машинам стоимостью уже от пяти до семи миллионов рублей. Дальше этот коэффициент будет еще выше.
Но пять-семь миллионов — это тоже мало, считает руководитель проекта «АвтоАвто.ру» Константин Абдуллаев, приводя в пример цены на обычный седан от Audi:
Константин Абдуллаев руководитель проекта «АвтоАвто.ру»
По словам экспертов, в следующем году автомобили могут подорожать еще на 15%. И в целом мы все ближе подходим к тому, что машина станет не средством передвижения, а реально роскошью. Причем чуть ли не любая.
Но, если серьезно, при том, что происходит с ценами, возникает вопрос — а нужно ли ориентироваться только на них? Ведь раньше при составлении списка роскошных автомобилей учитывалась не только их стоимость, но просто здравый смысл, продолжает автоэксперт Артем Бобцов:
Артем Бобцов автоэксперт Volkswagen
По словам эксперта, логичнее было бы просто составить список реально роскошных машин, с которым никто бы не спорил. И такой список не приходилось бы так часто переписывать. Но это с точки зрения логики, а с фискальной точки зрения — нет-нет, а 900 рублей с владельца Skoda — тоже деньги.
Добавить BFM.ru в ваши источники новостей?
Налог на дорогие автомобили в 2021 году
Все владельцы автомобилей платят транспортный налог. Для машин дороже 3 миллионов рублей сумма налога больше. Рассказываем, за какие авто придется доплатить, сколько и в какой срок.
Сколько платить налогов за машину, зависит от пяти факторов:
- регион регистрации авто;
- мощность;
- время владения в течение года;
- год выпуска;
- цена.
Цена машины влияет на сумму транспортного налога, если она выше 3 миллионов рублей. Тогда налоговики умножают сумму налога на повышающий коэффициент:
- 1,1 — если цена машин от 3 до 5 миллионов рублей и с момента выпуска не прошло 3 лет;
- 2 — 5–10 млн, с выпуска не больше 5 лет;
- 3 — 10–15 млн, возраст не больше 10 лет, или от 15 млн и возраст не больше 20 лет.
Как рассчитать налог на роскошь авто
Посчитаем итоговые суммы налога для трех дорогих авто в Москве за год.
1. VOLVO XC 90, мощностью 249 л. с. Ставка налога в Москве для такой мощности — 75 руб./л. с. Коэффициент — 1,1.
249 л. с. × 75 рублей × 1,1 = 20 542 рубля
2. Audi Q8, мощностью 340 л. с. Ставка налога в Москве для такой мощности — 150 руб./л. с. Коэффициент — 2.
340 л. с. × 150 рублей × 2 = 102 000 рублей
3. Mercedes Benz S 63 AMG, мощностью 612 л. с. Ставка налога в Москве для такой мощности — 150 руб./л. с. Коэффициент — 3.
612 л. с. × 150 рублей × 3 = 275 400 рублей.
Чтобы не считать сумму налога самостоятельно, воспользуйтесь калькулятором налоговой службы:
Нажмите кнопку «Рассчитать» — получите сумму транспортного налога.
Список автомобилей, которые облагаются налогом на роскошь
Минпромторг 28 февраля 2020 года опубликовал на своем сайте последнюю версию списка авто, которые облагаются налогом на роскошь. Вот некоторые из них:
- Audi A6 quattro,
- BMW 530i,
- Cadillac Escalade,
- Chevrolet Tahoe,
- Ford Explorer,
- JAGUAR F-PACE,
- Jeep Grand Cherokee,
- KIA K900,
- Land Rover Discovery,
- Toyota LC 200,
- Lexus RX300,
- Mazda CX-9,
- Mercedes Benz E 200,
- Porsche Cayenne,
- Subaru Outback.
Можно ли избежать налога на роскошь в отношении автомобиля
Некоторые водители просят оформить все опции свыше базовой комплектации дополнительным договором. Например, машина в базовой комплектации стоит 2,5 миллиона, а в полной — 4.
Они покупают машину за 2,5 миллиона, еще 1,5 доплачивают по другому договору. Так они хотят избежать налога на роскошь.
Но это не работает: Минпромторг в своем списке дорогих авто прописал все комплектации таких машин.
Единственный способ избежать переплаты — не покупать авто из списка дорогостоящих. Ищите машины и комплектации, которые облагаются повышенным налогом, в списке Минпромторга.
Налог платится постоянно или единожды
Налог на дорогие марки автомобилей платят так же, как и на любую другую машину. Налоговики исчисляют налог, в том числе умножают на повышающий коэффициент, с августа по ноябрь. После отправляют уведомления об уплате налога.
Транспортный налог за любой автомобиль необходимо уплатить до 1 декабря. Уплата идет за прошлый год: в 2021 году платим за 2020-й.
Как получать уведомления о налогах вовремя
Есть несколько вариантов не пропустить сообщение от налоговиков об уплате налога:
- получать обычные бумажные письма через Почту России;
- время от времени заглядывать в личный кабинет на сайте налоговой.
- подписаться на уведомления от «Автоналогов».
Первый вариант опасен тем, что в разгар налоговой кампании письмо легко могут потерять или даже не отправить. Если плательщик не получил письмо, это не освобождает от уплаты налога.
С личным кабинетом на сайте ФНС тоже бывают сбои — сообщение в кабинет может не придти.
Подписка на «Автоналогах» поможет не пропустить важный платеж. Если вы не успели до 1 декабря рассчитаться с государством — получите напоминание на электронный адрес.
Запомнить
- Если авто стоит дороже 3 миллионов, владельцу придется уплатить повышенный транспортный налог.
- В зависимости от стоимости и возраста дорогого авто, транспортный налог умножается на коэффициенты: 1,1; 2 и 3.
- Если не хочется платить налог на роскошь — покупайте авто дешевле 3 миллионов рублей.
- Транспортный налог на любой авто необходимо платить раз в год — до 1 декабря.
- Чтобы не пропустить сообщения от налоговиков, подпишитесь на уведомления «Автоналогов».
Как рассчитывается налог на роскошные автомобили в 2021 году и как его можно снизить?
В 2014 году в Налоговый кодекс внесли повышающие коэффициенты по транспортному налогу в отношении дорогих автомобилей. Границей выбрали сумму в 3 миллиона рублей – что сейчас уже не настолько много, как 7 лет назад. Тем не менее, повышенный налог до сих пор рассчитывается по старым правилам. Мы расскажем, как рассчитывается «роскошный» коэффициент к транспортному налогу, как определяется стоимость автомобиля, какие есть льготы и можно ли оспорить повышенный налог.
Автовладельцы в России обложены сразу несколькими видами обязательных платежей – начиная от периодического техосмотра (около 700 рублей) и покупки полиса ОСАГО (около 5 тысяч рублей) до ежегодной оплаты транспортного налога (от 300 рублей до сотен тысяч). И это не считая того факта, что в стоимости бензина и дизельного топлива значительная часть приходится на акциз. Плюс регулярное техобслуживание, шиномонтаж, штрафы с камер – и автомобиль из средства передвижение становится роскошью.
Но с роскошью не все так просто – многие знают, что на автомобили высокого ценового сегмента распространяется некий дополнительный налог. Однако в действительности специального налога нет – а дорогие автомобили облагаются транспортным налогом, хоть и на особых условиях.
Поправки, вводящие повышенный налог на дорогие автомобили, вступили в силу с 1 января 2014 года. Их суть заключается в следующем: если автомобиль не старше определенного возраста, а его средняя цена выше 3 миллионов рублей, владелец будет вынужден платить повышенный транспортный налог. А повышается он на специальный коэффициент:
- если авто стоит от 3 до 5 миллионов рублей и ему менее 3 лет – коэффициент 1,1;
- если автомобилю ценой от 5 до 10 миллионов рублей менее 5 лет – коэффициент 2;
- если авто стоит от 10 до 15 миллионов рублей и ему не больше 10 лет – коэффициент равен 3;
- если авто дороже 15 миллионов рублей и ему до 20 лет – коэффициент равен 3.
Коэффициент применяется к сумме транспортного налога, рассчитанного по обычным правилам. Сам налог, напомним, определяется в рублях, исходя из мощности двигателя (в л.с.) и региона регистрации автомобиля. Соответственно, если мощность двигателя менее 100 л.с., а регион регистрации – один из «недорогих», то и налог на роскошь не будет слишком высоким.
Но, как правило, дорогие автомобили имеют мощные двигатели – например, если это авто с двигателем мощностью в 220 л.с. и зарегистрировано в Москве, то только базовая ставка налога составит 14 300 рублей – а потом эту сумму придется умножить на соответствующий коэффициент.
Какие модели попадают под коэффициенты
Автомобили облагаются повышенным транспортным налогом по достаточно сложной схеме – есть формулы расчета средней стоимости автомобилей, но понять там что-то достаточно сложно.
Минпромторг упростил задачу, и каждый год обновляет перечень моделей автомобилей дороже 3 миллионов рублей, попадающих под надбавку.
В 2014 году (то есть, когда доллар стоил около 30 рублей), перечень состоял всего из 187 моделей – тогда в него попадали действительно дорогие автомобили (примерно от 100 тысяч долларов и выше).
Однако в 2021 году, как написали многие СМИ, перечень расширили – теперь он достигает 1387 моделей, многие из которых сложно отнести к категории роскошных (и это просто авто чуть выше среднего класса).
Перечислять все модели нет смысла – они есть в перечне на сайте Минпромторга. Документ из 63 страниц включает поочередно модели разных ценовых категорий, причем по одной модели указываются разные комплектации. Например, по достаточно близким моделям от компании Jaguar в перечне представлено сразу несколько комплектаций:
- F-PACE 2.0 i4D 180PS AWD AUTO TL2 Prestige (дизельный двигатель объемом 1999) – в возрасте от 1 до 3 лет;
- F-PACE 2.0 i4D 240PS AWD AUTO TL2 Prestige (дизельный двигатель объемом 1999) – в возрасте от 1 до 3 лет
- F-PACE 2.0 i4D 240PS AWD AUTO TL3 R-Sport (дизельный двигатель объемом 1999) – в возрасте от 1 до 3 лет;
- F-PACE 2.0 i4D 240PS AWD AUTO TL5 Portfolio (дизельный двигатель объемом 1999) – в возрасте от 2 до 3 лет
Поэтому тем, у кого есть автомобиль, который в теории может подпадать под налог, лучше просмотреть весь перечень (он построен по алфавитному порядку), и определить, есть ли конкретная комплектация в перечне роскошных авто.
Правда, в списке есть и достаточно спорные моменты, например:
- модель Nissan Murano попала в перечень, хотя в России продается от 2 299 000 рублей, а дороже 3 миллионов рублей стоит только топовая комплектация (причем она всего на 69 тысяч рублей дороже 3 миллионов);
- модель Volkswagen Teramont в комплектации Origin попала в перечень, хотя ее стоимость всего на 9 тысяч рублей больше, чем порог в 3 миллиона;
- некоторые относительно доступные модели массового сегмента тоже начали попадать под коэффициент – например, «богатые» комплектации микроавтобусов Citroen SpaceTourer и Peugeot Traveller, топовые комплектации Skoda Kodiaq, Kia Mohave, Volkswagen Amarok, Volkswagen Multivan и многие другие модели;
- редкие модели с высокой стоимостью не попали в рейтинг – например, Bentley Bentayga V8 за 16 миллионов рублей.
Всего в списке сейчас 635 автомобилей ценой от 3 до 5 миллионов рублей, 520 авто ценой от 5 до 10 миллионов рублей, 131 модель, которые стоят от 10 до 15 миллионов рублей, а машин дороже 15 миллионов – всего 101.
Что интересно, за последний год среди самых «дешевых» авто добавилось только 3 модели, но машин от 5 до 10 миллионов рублей стало больше на 34, примерно на столько же вырос список моделей от 10 до 15 миллионов рублей.
Расчет и уплата налога
Поскольку налог на роскошные авто – это тот же самый транспортный налог, который платят и другие автовладельцы, ничего принципиально нового в расчете нет. То есть, ФНС получает данные от ГИБДД и автоматически начисляет налог. Потом автовладелец получает бумажное или электронное уведомление о необходимости заплатить налог – он рассчитывается автоматически (все данные уже есть у ФНС).
Расчет самого налога прост – ставка налога (значение для региона, в рублях за л.с.) умножается на мощность двигателя (в л.с.) и на коэффициент, соответствующий возрасту и стоимости автомобиля. ФНС применяет коэффициент автоматически, если модель автомобиля есть в перечне Минпромторга и соответствует возрасту.
Но куда интереснее то, как рассчитывается средняя стоимость автомобиля. Это не та сумма, за которую владелец приобрел автомобиль в салоне или на вторичном рынке – ее рассчитывает соответствующий департамент Минпромторга. Есть две основные формулы для расчета:
- если автомобиль официально продается в России, а производитель представил рекомендованные розничные цены, то средняя стоимость определяется как среднее между ценами на 1 июля и 1 декабря отчетного года. То есть, если KIA Stinger на 1 июля 2020 года стоила 3 199 000 рублей, а на 1 декабря – 3 249 000 рублей, то в расчет идет 3 224 000 рублей – и авто попадает под коэффициент в 1,1;
- если автомобиль в России не продается, учитываются средние максимальные и минимальные цены по определенным каталогам на 31 декабря отчетного года. То есть, Минпромторг запрашивает минимальную и максимальную цену в российском каталоге ФГУП «НАМИ» или «Прайс-Н» (если авто младше 5 лет) или в зарубежном Audatex, DAT или Kelley Blue Book (если авто старше 5 лет). В случае с иностранными каталогами цену переводят в рубли по среднеарифметическому курсу.
Еще один важный момент – возраст автомобиля. Ведь если автомобиль выпущен в середине одного года, а куплен в следующий год, может возникнуть путаница.
Но ФНС четко разъясняет: в расчет идут целые календарные года от следующего за календарным годом выпуска.
Другими словами, если автомобиль выпущен в 2019 году, то при расчете налога за 2020-й будет считаться, что ему 1 год, а за 2021-й – что автомобилю 2 года.
Уплачивать налог нужно точно так же, как и транспортный налог в общем случае – можно через личный кабинет на сайте ФНС, можно по бумажному уведомлению в офисе банка или через интернет-банк. То есть, «роскошный» коэффициент никак не влияет на порядок уплаты.
Если не заплатить транспортный налог в срок (1 декабря года, следующего за отчетным), то автовладелец рискует получить штрафные санкции. Пеня составляет 1/300 от ставки рефинансирования за каждый день просрочки.
То есть, не заплатив в срок налог на 15 тысяч рублей, автовладелец будет платить по 2 рубля и 13 копеек за каждый день просрочки. К тому же ему могут назначить штраф в размере 20% от суммы неуплаченного налога.
И если пеню и штраф уменьшить будет практически невозможно, то сам налог вполне возможно снизить – ведь, как мы сказали выше, это обычный транспортный налог, на который распространяются все льготы по нему.
Какие есть льготы и как оформить
Транспортный налог должны платить все собственники транспортных средств, деньги от него поступают в бюджет региона. Налог, увеличенный на коэффициент для дорогих автомобилей, точно так же зачисляется в бюджет субъекта РФ. Соответственно, на него распространяются все те же льготы, что и на другие транспортные средства.
Поскольку условия начисления транспортного налога определяет регион, льготы по нему точно так же работают на уровне отдельного региона. Конечно, с точки зрения логики, льготы предоставляются социально незащищенным категориям населения (которым очень дорогой автомобиль явно не по карману), но все же формально можно законно не платить налог и на «роскошный» автомобиль.
Часть льгот по транспортному налогу гарантируется на федеральном уровне (например, это инвалиды в отношении автомобилей с двигателями до 100 л.с., полученных через органы социальной защиты), но все остальные – только по законам отдельных регионов. Перечислять эти льготы можно долго, вот только несколько примеров:
- Москва – транспортный налог не платят инвалиды, ветераны, многодетные родители и многие другие категории. Ограничение – мощность двигателя должна быть не более 200 л.с. А если мощность до 70 л.с., то на такие автомобили транспортный налог не начисляется вообще (хотя дорогой автомобиль с таким двигателем – скорее исключение, чем правило). Еще не нужно платить налог с электромобилей;
- Санкт-Петербург – ветераны ВОВ и боевых действий, инвалиды, «чернобыльцы», многодетные родители и пенсионеры. Льгота предоставляется при условии, что мощность двигателя не превышает 150 л.с.;
- Калужская область – инвалиды и родители детей-инвалидов, «чернобыльцы», ветераны, многодетные родители. От налогообложения для них освобождается транспорт с двигателем мощностью до 150 л.с. Еще от налога освобождаются электромобили;
- Ростовская область – ветераны, инвалиды, «чернобыльцы», многодетные семьи, и некоторые другие категории (причем без ограничения по мощности двигателя);
- Омская область – ветераны, «чернобыльцы», многодетные семьи (если мощность двигателя не выше 200 л.с.).
Уточнить льготы в своем регионе можно на сайте ФНС в специальном разделе. Там достаточно выбрать налог и регион, после чего открыть закон и выбрать «Региональные льготы».
Если в регионе льгота по транспортному налогу устанавливается для широкого круга автовладельцев (например, для пенсионеров или на все автомобили с двигателями до 70 л.с.
мощностью), то льготу ФНС «увидит» и применит автоматически.
Если же право на льготу связано с инвалидностью, статусом ветерана или родителя в многодетной семье – освобождение от налогов придется оформлять в заявительном порядке.
Сделать это можно в личном кабинете на сайте ФНС (но придется заранее получить электронную подпись – неквалифицированную подпись выдается прямо на сайте), или подать заявление в бумажной форме лично.
Бумажное заявление о предоставлении льгот по транспортному налогу имеет единую форму с другими имущественными налогами.
В заявлении потребуется указать реквизиты документа, дающего право на льготу (пенсионное удостоверение, удостоверение ветерана боевых действий, удостоверение члена многодетной семьи и т.д.).
Заявление рассмотрят в течение 30 дней, но если придется запрашивать дополнительные данные, срок продлевается еще на 30 дней.
Если автомобиль не очень дорогой, как оспорить коэффициент?
Когда в 2014 году вводили повышающие коэффициенты по транспортному налогу, сумма в 3 миллиона рублей соответствовала действительно дорогому авто. Сейчас цены на машины значительно выросли, и за эту сумму продаются автомобили вполне среднего сегмента.
А в некоторых случаях можно «отбиться» от повышающего коэффициента – это преимущественно относится к моделям, которые попадают в категорию от 3 до 5 миллионов рублей.
И хоть коэффициент там составляет всего 1,1, ради справедливости иногда можно постараться снизить сумму налога.
Все дело в том, что ФНС сравнивает информацию об автомобиле от ГИБДД с перечнем Минпромторга. И если обнаружит совпадение (необязательно полное), то может выставить повышенный налог. Ситуаций может быть несколько:
- автомобиль куплен в салоне со скидкой – и итоговая цена составила менее 3 миллионов рублей. При этом модель попала в список Минпромторга;
- автомобиль вообще не включен в список;
- автомобиль включен в список Минпромторга, но имеет иную комплектацию или версию, чем указанная в перечне, и т.д.
В случае со скидкой оспорить коэффициент будет сложно даже в суде – там будут проверять, если ли данная модель (марка, модель, мощность двигателя, год выпуска) в перечне Минпромторга. И если есть – суд не поможет.
Другое дело, если модели нет в списке или в ФНС «перепутали» ее с более дешевым вариантом. Бывает так, что в ГИБДД попадает сокращенная информация о комплектации – тогда машина действительно может попасть под высокий налог.
Если так и произошло, чаще всего достаточно направить в ФНС возражение – письмом или через личный кабинет на сайте. К нему можно приложить документы на автомобиль и договор купли-продажи. Например, в возражении можно указать, что стоимость разных комплектаций отличается очень существенно, из-за чего возникла путаница. И что купленный автомобиль не дороже 3 миллионов рублей.
И только если ФНС откажется скорректировать налог, остается обращение в суд. Дело это не самое простое, поэтому лучше подключить к нему юриста, имеющего опыт в подобных спорах.
Но стоит учитывать, что разница в налоге на авто до 3 миллионов рублей и от 3 до 5 миллионов – всего 10%, поэтому даже в случае победы в суде автовладелец окажется в минусе на много лет (тем более, что на не самые дорогие авто повышенный налог приходит только первые 3 года).
Налог «на роскошь»: автомобили – 2021 (список)
Повышенным транспортным налогом облагаются дорогостоящие автомобили, включенные в официальный список, который формируется органами власти. Рассмотрим особенности его применения на практике.
Налог на роскошь – автомобили (2021): нормативная база
Для начала определим, какой налог «на роскошь» в отношении автотранспорта устанавливает российское законодательство. В соответствии с положениями п. 2 ст. 362 НК РФ, по некоторым дорогостоящим легковым автомобилям транспортный налог исчисляется с учетом повышающего коэффициента:
- в значении 1,1, если автомобиль стоит 3 — 5 млн. рублей, и при этом его возраст не превышает 3 лет;
- в значении 2, если машина стоит 5 — 10 млн. рублей, и он выпущен не ранее, чем за 5 лет до момента расчета налога;
- в значении 3, если машина стоит 15 — 10 млн. рублей, и ее возраст — не более 10 лет, а также если она стоит более 15 млн. рублей, в то время как выпущена не ранее, чем за 20 лет до исчисления налога.
Во всех случаях в расчет берется средняя стоимость авто. Ее определяет Минпромторг в привязке к конкретной марке машины (Приказ Минпромторга России от 28.02.2014 № 316). Ведомство ежегодно, к 1 марта года, за который считается налог, составляет список марок машин, попадающих под налог с применением отмеченных выше коэффициентов.
Таким образом, повышенный транспортный налог по современному российскому законодательству — это и есть «налог на роскошь» на автомобили. При этом можно найти и иные трактовки соответствующего «люксового» налогообложения.
Так, «налогом на роскошь» называют повышенный НДФЛ по ставке 15% (в соответствии с п. 1 ст. 224 НК РФ). Такой НДФЛ платится с суммы общего годового дохода человека, превысившего 5 млн. рублей. Следует иметь в виду, что на доход от продажи автомобилей и иного имущества данная норма не распространяется, поскольку такая продажа попадает под исключение, установленное в п. 1.1 ст. 224 НК РФ.
Налог «на роскошь» 2021 г.: что нового?
Весной 2021 года многие российские СМИ писали о том, что с 1 января 2022 года в России может появиться новый налог на роскошь для владельцев дорогостоящих объектов недвижимости, машин, яхт, самолетов. Проект предусматривал, что дополнительным налогом будут облагаться автомобили с ценой от 8 млн. рублей.
В свою очередь, предусматривалось упразднение рассматриваемого повышающего коэффициента по ст. 362 НК РФ, как и, собственно, транспортного налога. Новый налог на роскошь должен был направляться в федеральный бюджет, и этим, как предполагалось, он будет отличаться от транспортного, который зачисляется в бюджеты регионов.
Но правительство не поддержало соответствующий законопроект: было отмечено, что принятие данного документа может обусловить двойное налогообложение.
Действующий список налога «на роскошь» 2021 года Минпромторг своевременно утвердил в соответствии со ст. 362 НК РФ. Он доступен на сайте ведомства, его также можно скачать по ссылке в конце нашей статьи. Перечень действует в равной мере для всех регионов РФ.
Рассмотрим, по каким основным принципам начисляется налог «на роскошь» (автомобили-2021) — список машин, утвержденный ведомством, имеет ряд нюансов в части практического применения.
Налог «на роскошь» – список автомобилей: особенности расчета
Транспортный налог физлицам начисляет ИФНС, а организации, которые также платят налог, рассчитывают платеж в бюджет самостоятельно. Поэтому, рассматриваемый список авто, которые под налог «на роскошь» попали в 2021 году, на практике может быть задействован:
- гражданами – для проверки корректности исчисления налога с повышенным коэффициентом;
- организациями – для выполнения самостоятельного расчета налога.
Ключевая задача для налогоплательщика в обоих случаях — определить, относится ли используемый автомобиль к тем, что поименованы в перечне. В нем машины классифицированы по следующим признакам:
- марка;
- модель;
- тип двигателя;
- объем двигателя;
- возраст машины с момента выпуска.