Как управлять авто в осеннюю погоду, особенности торможения на скользкой дороге

Метель, снежная кашица и гололед на дорогах приводят в нервную дрожь даже опытных водителей, а автолюбители-новички часто в такую погоду пользуются общественным транспортом.

При обучении в автошколе инструкторы не могут научить езде по заснеженным дорогам. Водитель учится сам, попадая в нестандартные ситуации.

Опытные автомобилисты дают новичкам советы, как правильно водить автомобиль по гололеду.

Все знают, что длина тормозного пути на скользкой автостраде увеличивается в несколько раз, но не все хотят это помнить. Зимой, выезжая на дорогу, необходимо соблюдать дистанцию.

Расстояние до автомобиля, который движется впереди, должно быть в 2 раза больше, чем в летний период. Только при такой дистанции можно безопасно затормозить, не причинив вреда впереди остановившейся или движущейся машине.

Как управлять авто в осеннюю погоду, особенности торможения на скользкой дороге

Также нужно быть предельно внимательным и по отношениям к пешеходам, переходящим дорогу или идущим по обочине.

Как управлять авто в осеннюю погоду, особенности торможения на скользкой дороге

Как легко выехать, если застрял в снегу Снежная погода всегда усложняет жизнь водителям. Снегопад ухудшает видимость, а снег на дороге делает ее поверхность…

Не следует по заснеженной дороге слишком сильно газовать. Трогаться лучше медленно и плавно.

На скользкой дороге не стоит передвигаться со скоростью больше 40-50 км/ч, потому что в другом случае существует высокий риск заноса или же машина становится неконтролируемой при торможении.

Трамвайные пути также необходимо переезжать медленно, чтобы не занесло машину.

Водители на авто с КПП в гололед держат ногу над тормозом, а не над педалью газа, как в летний период. В нестандартной ситуации нога инстинктивно опускается на педаль.

Хуже гололеда может быть скользкий асфальт, присыпанный тонким слоем снега.

Шипованная резина предназначена для улучшения сцепки колес со льдом, но когда ледяная корка присыпана снегом, шипы неэффективны, потому что снег налипает на них и резина сильно скользит по асфальту.

Как управлять авто в осеннюю погоду, особенности торможения на скользкой дороге

Тормозить на такой трассе необходимо импульсивно, не допуская полной блокировки колес.

4-5 секундных нажатий на тормоз не дает срабатывать ABS, которая на ледяной корке увеличивает путь торможения машины в 2 раза.

Не следует резко давить на тормоз, чтобы избежать длительного скольжения по дороге.

Как управлять авто в осеннюю погоду, особенности торможения на скользкой дороге

Какие ошибки совершают водители, когда шипы вылетают из шин Многие водители меняют зимнюю резину не из-за того, что она сильно износилась. Чаще всего причиной становится вылет…

Езда по колеям

На зимней дороге наибольшая проблема – это колея. Когда машина движется даже на небольшой скорости по колее, ее может занести.

В этих условиях водитель должен постоянно держать руки в напряжении, чтобы позволить автомобилю немного раскачиваться (уступающее руление), но контролировать скорость и положение руля.

Если на переднеприводном авто заносит заднюю часть, нужно прибавить скорость, а на заднеприводном – немного снизить, но не тормозить.

Очень сложно контролировать машину, которую начало крутить и уже заносить. Такие танцы машины на льду часто заканчиваются серьезными ДТП. Если авто начинает кружиться, необходимо поставить колеса ровно – это останавливает кружение.

Как управлять авто в осеннюю погоду, особенности торможения на скользкой дороге

При заносе руль держат прямо или проворачивают в сторону заноса и слегка тормозят. При торможении вес машины переместится на ее перед, и сцепление колес с асфальтом увеличивается, что поможет выровнять автомобиль.

Как управлять авто в осеннюю погоду, особенности торможения на скользкой дороге

Какая зимняя резина самая худшая — советы автомеханика Чтобы максимально обезопасить себя на дороге, водитель должен подбирать автопокрышки по сезону, учитывая основные…

Опытные водители рекомендуют придерживаться ПДД на перекрестке, но советуют не забывать о негласном правиле ДДД – «дай дорогу дураку».

Подъезжая к перекрестку, необходимо убедиться, что нет автомобиля, который намеревается успеть перед вами. В этом случае лучше подождать, чтобы он завершил маневр и только после этого продолжить движение.

Как управлять авто в осеннюю погоду, особенности торможения на скользкой дороге

Также не стоит пытаться проехать перекресток на желтый свет светофора, потому что с поперечной стороны, также найдется любитель быстрой езды, что неизбежно приведет к столкновению.

Как управлять авто в осеннюю погоду, особенности торможения на скользкой дороге

Негласное правило «через одного»: почему его важно соблюдать О взаимоуважении на дороге нужно помнить всегда. Это помогает избежать аварийных ситуаций и решает многие дорожные…

Контроль за другими участниками движения

На трассе не стоит думать только о себе – нужно контролировать движение на дороге, чтобы быть во всеоружии в нестандартной ситуации. На зимней дороге лучше не включать в салоне громкую музыку, а внимательно наблюдать и слушать звуки за окном – может кого-то заносит в вашу сторону.

Соблюдение правил вождения по скользкой и заснеженной трассе не только сохранит в целостности ваш автомобиль, но и здоровье и жизнь всех участников движения. Не пренебрегайте правилами безопасности в зимнее время.

Загрузка… Будьте в курсе АВТО-новостей – подписывайтесь на канал в Яндекс.Дзене

Как правильно и безопасно ездить по скользким дорогам?

С наступлением холодов у автовладельцев прибавляется хлопот. На дороге гололед и снежная каша, что существенно усложняет использование автомобилей.

Необходимо напомнить о том, что в снежную кашу и гололед следует максимально аккуратно водить автомобиль, что и станет залогом безопасности эксплуатации машины в зимнее время года.

Расскажем вам поподробнее о том как правильно ездить в снежную кашу и гололед.

Как управлять авто в осеннюю погоду, особенности торможения на скользкой дороге

Обязательно меняем резину

Каким был опытным водителем вы бы не были, помните о том, что необходимо в обязательном порядке переобуть автомобиль в соответствующую шипованную или зимнюю резину. Это станет обязательным условием безопасной эксплуатации машины в холодное время года.

Экономить на качестве такой зимней резины не следует. Необходимо подбирать такие покрышки, которые по результатам многочисленных тестов и отзывам автовладельцев обеспечивают качественное сцепление с зимней, заснеженной и обледенелой дорогой.

Как управлять авто в осеннюю погоду, особенности торможения на скользкой дороге

Соблюдаем безопасную дистанцию

Первое, что рекомендуют автоинструкторы начинающим водителям, это соблюдать дистанцию до впереди идущего автомобиля. На зимней заснеженной дороге, в гололед и в снежную кашу важно соблюдать правильную дистанцию, помните, что на такой скользкой дороге тормозной путь может увеличиваться в разы.

Если летом в плотном потоке транспорта можно держать дистанцию в 10-20 метров, то зимой лучше всего увеличить ее до 50 метров. В любой момент вы можете в зоне торможения оказаться на гололёде, что существенно затрудняет остановку автомобиля, приводя к увеличению тормозного пути, а, следственно, и к дорожно-транспортным происшествиях.

Как управлять авто в осеннюю погоду, особенности торможения на скользкой дороге

Важно тормозить правильно

В гололёд и снежную кашу у автомобиля увеличивается тормозной путь, а колёса достаточно часто блокируются, после чего автомобили уходят в неконтролируемое скольжение. Даже с качественной зимней шипованной резиной зачастую сложно бывает затормозить на гололёде, в особенности если такое торможение проводится водителем неправильно.

Тормозить на скользкой дороге рекомендуется импульсно. Необходимо 4-5 раз кратковременно нажать на тормоз, что позволит одновременно снизить скорость, при этом предотвращается блокировка колес. При таком правильном торможении ABS, если такая система имеется в автомобиле, не будет срабатывать, но при этом автомобиль будет эффективно замедляться.

Почему же не следует допускать срабатывания антиблокировочной системы. Дело в том, что тормозной путь при срабатывании ABS на скользкой дороге увеличивается в разы.

Действительно, машина не уходит в неконтролируемое скольжение, но дистанция тормозного пути значительно увеличивается.

Тогда как, нажимая несколько раз кратковременно на педаль тормоза, вы можете предупредить скольжение, но при этом существенно повышается эффективность замедления автомобиля.

Распространённой ошибкой новичков при торможении в зимнее время года является резкое нажатие на педаль газа. Это приводит к полной блокировке колес, автомобиль начинает катиться по скользкой дороге, практически не замедляясь, что и приводит к дорожно-транспортным происшествиям.

Как управлять авто в осеннюю погоду, особенности торможения на скользкой дороге

Правильно выбираем скорость

Именно правильный выбор скоростного режима станет залогом безопасности управления автомобилем в снежную кашу и гололед.

Если летом по сухому цепкому асфальту в городе можно с легкостью ездить 50-60 и даже 70 км/ч, то зимой на скользком покрытии выбор такого скоростного режима может привести к резкому заносу и аварии.

Не позволяйте себе делать опасные и резкие маневры на льду и в снежную кашу.

Оптимальный скоростной режим в зимнее время года по такой скользкой дороге – это скорость в 40 км/ч. Причём разгоняться следует максимально плавно. Не допускайте пробуксовки колес при разгоне и смене передач. Помните о том, что даже на минимальной скорости любое резкое ускорение приведет к пробуксовке колес и заносу.

Как управлять авто в осеннюю погоду, особенности торможения на скользкой дороге

Эта опасная и коварная колея

Зимой на дорогах появляются колеи, то есть проезжие автомобилями участки с выраженным гололедом и настилом снега посередине.

Стоит нам съехать с такой колеи, как даже на минимальной скорости появляется выраженный занос.

Определённые сложности также представляют собой съезд с такой колеи, когда автомобили может заносить, колёса будут вновь съезжать внутри колеи, а машина не будет поворачивать.

Автоинструкторы не рекомендуют при движении по колеи держать руки на руле в напряжении. Можно даже позволить машине слегка болтаться в колее, при этом исключаются резкие движения и заносы автомобиля.

А вот съезжать с колеи, например, если вам необходимо запарковаться на обочине или съехать на проселочную дорогу, необходимо на малой скорости и с выраженным резким движением руля выехать с колеи и припарковать автомобиль.

А вот если пытаться съехать с колеи плавным поворотом руля, это приведет к тому, что колёса будут съезжать внутрь такого ледяного жёлоба.

Читайте также:  Описание приборной панели и значков на hyundai solaris и других марках, ремонт панели

Если в колее на переднеприводном автомобиле у вас начинает заносить заднюю часть, следует прибавить газу, но никак не тормозить. А вот с заднеприводными машинами необходимо наоборот убрать ногу с педали газа.

Как управлять авто в осеннюю погоду, особенности торможения на скользкой дороге

Правильно выходим из заноса

Как бы правильно и аккуратно мы не управляли машиной на скользкой заснеженной дороге, полностью исключить вероятность заноса будет невозможно. Впрочем, при правильном алгоритме действий водитель может выйти из такого заноса буквально за секунду, и автомобиль продолжит правильное прямолинейное движение.

Паника при заносе автомобиля должна быть полностью исключена, в противном случае автомобиль окажется в кювете и это в лучшем случае, а в худшем – вас ожидает серьёзное ДТП. Алгоритм действий при заносе напрямую зависит от того, переднеприводная или заднеприводная у вас машина.

Для начала определимся с тем, что же принято понимать под заносом. Фактически, эта ситуация, при которой задняя часть автомобиля начинает скользить и пытается, словно, обогнать перед машины.

На переднеприводном автомобиле необходимо повернуть руль в сторону заноса и слегка поддать газу. Это и позволит переднему приводу вытянуть автомобиль из заноса, и машина продолжит прямолинейное движение.

С заднеприводном авто необходимо также повернуть руль в сторону заноса, но при этом следует снять ногу с педали газа. Как только машина выровняется можно аккуратно нажимать на газ.

Как управлять авто в осеннюю погоду, особенности торможения на скользкой дороге

Как правильно ездить в глубокой снежной каше?

Самый главный совет в особенности владельцам легковых автомобилей, это вовсе не ездить по глубокому снегу. Как бы правильно вы не управляли автомобилем, всё же существует опасность полностью завязнуть в снегу, и вытянуть автомобиль можно будет только на тросе.

И всё же, если вам необходимо преодолеть препятствие с таким глубоким снегом, то лучше всего заранее снизить давление в покрышках до полутора атмосфер. Зимняя резина с таким пониженным давлением отличается лучшими цепными свойствами, что и позволит преодолеть снежную кашу или глубокий снег.

Не забудьте лишь в последующем подкачать покрышки до стандартных величин.

Как управлять авто в осеннюю погоду, особенности торможения на скользкой дороге

12.12.2017

Особенности вождения автомобиля в осенне зимний период

Осень – самое романтичное, красивое и… Самое мокрое, тоскливое, непредсказуемое время года. Лишь только в ее начале мы радуемся красотами опадающей желто-красной листвы.

А чуть позже приходит она – настоящая осенняя промозглая погода, с частыми перепадами температур, ранним потемнением и первыми заморозками. Затем наступает зима, верной спутницей которой являются гололедица и снегопады.

Все это создает значительные трудности для пешеходов, а уж для автолюбителей и вовсе наступает тревожное время, требующее усиленного внимания на дороге.

Дело в том, что вождение автомобиля в осенне-зимний период имеет некоторые отличия от особенностей управления машиной в сухую теплую погоду. Необходимо знать, на что обращать внимание перед выездом в ненастье и как управлять машиной на скользком покрытии или в тумане, чтобы не попасть в аварию. Об этом и не только мы и хотим рассказать накануне холодов.

Как управлять авто в осеннюю погоду, особенности торможения на скользкой дорогеМокрый асфальт и опавшая листва – очей очарование

Все любуются осенним листопадом, это действительно завораживающее зрелище, несравнимое ни с одним природным явлением. Золотая осень прекрасна и придает романтичное настроение каждому, навевая ностальгические мысли.

Но, терять бдительность за рулем в это время года – чревато опасными последствиями, которые подстерегают водителя на каждом шагу.

Мокрая дорога, рельсы, разметка и запотевшее стекло – еще не весь перечень мелких, но важных неудобств, на которые следует обратить внимание перед поездкой и во время нее, а именно:

  • Не торопитесь за руль, даже если на улице совсем неприятная погода. Вначале хорошо прогрейте авто, направьте печку на лобовое стекло, чтобы оно не потело, а резинки дворников протрите тряпочкой. Ведь грязные, они оставляют разводы, пятная, которые иногда сильно мешают;
  • Опавшая листва, прилипшая к подошве, сильно скользит на педалях, отряхните ее перед тем, как сесть в салон;
  • Кроме этого, мокрые листья опасны и на дороге. Пробовали когда-нибудь на них резко остановиться? Машина едет по ним, как по маслу, теряя управление. Снижайте скорость заблаговременно, увидев покрытый листьями асфальт;
  • И разметка в мокрую погоду превращается в каток. Не делайте на ней резких маневров;
  • Рельсы – на политых дождем, замерзших, старайтесь быть более внимательным, чтобы не попасть в ситуацию, требующую экстренного торможения, так как осуществить его будет проблематично.

И не забывайте о коварности, которую таят в себе обычные лужи. Вы не видите, какие ямы и выбоины находятся под ними.

Можно повредить колесо или даже спровоцировать аварию, потеряв управление, ведь эффект аквапланирования никто не отменял – когда протектор колеса не успевает выдавить влагу из-под себя и теряет сцепление с дорогой, двигаясь хаотично по образовавшейся пленке. Чтобы этого избежать, в сырую погоду передвигайтесь без резких маневров.

Как управлять авто в осеннюю погоду, особенности торможения на скользкой дорогеВождение автомобиля ночью

В осенне-зимний период резко увеличивается количество аварий, связано это и с погодными явлениями и с тем, что на улице, по большей части, темно. Даже днем сохраняется легкий сумрак. Видимость в такой обстановке значительно снижена, искажается восприятие окружающих объектов, глаза быстрее устают.

А в комплекте со скользким или мокрым асфальтом такая обстановка является напряженной. Поэтому необходимо подготовить машину к осеннему сезону и после смены резины обратить внимание на исправность осветительных приборов.

Габариты, поворотники, стоп-сигналы, повторители и сами фары – все должно быть в рабочем состоянии и протерто перед каждым отправлением. Самому водителю необходимо также быть начеку:

  1. Если едете далеко, придерживайтесь правила «один через 10» – один час едем, 10 минут отдыхаем. Таким образом, при современных скоростях за час вы сможете преодолеть около 100 км по трассе и не накопите усталость;
  2. Не гоняйте и соблюдайте дистанцию, чуть большую, чем при вождении днем, так как в темное время суток и, особенно в сумерках, велика вероятность ошибки в определении расстояния до машины, которая движется впереди. Поэтому держите запас.

Самое главное – не садитесь за руль невыспавшимся, если днем еще можно заставить себя сконцентрироваться, то вечером уставший организм берет свое – внимание рассеяно, вы расслаблены и уже можете не заметить выскочившего на дорогу пешехода или нужного сигнала светофора, эффективно оттормозиться в темноте и на скользком покрытии может не получиться.

Заносы на скользкой дороге и пробуксовка в глубоком снегу

Это основные неприятности, подстерегающие водителей зимой. В них лучше не попадать, а предугадывать и знать, что делать:

  • Если вы попали в глубокую колею из снега – не газуйте, быстро крутящееся колесо шлифует снег, делает его скользким. Выезд из сугроба осуществляется раскачиванием машины – плавно работайте педалями сцепление-газ двигая авто назад и вперед. Можно попробовать разгрести снег, находящийся на пути следования автомобиля и положить под колеса коврики для лучшего сцепления протектора с дорогой. И помните, что при выезде на скорости из колеи, машину иногда заносит на скользкой дороге, будьте к этому готовы;
  • При попадании в занос, первое и главное правило – не тормозите, как не хотелось бы. Поворачивайте руль в сторону заноса и выравнивайте авто потихоньку. Если управляете передним приводом – прибавьте немного газу, это поможет направить траекторию. На заднем приводе часто отпускайте и нажимайте педаль тормоза, выкручивайте руль постепенно.

Еще одна проблема, характерная для вождения зимой – заезд в горку. Чтобы преодолеть подъем, требуется разгон, если его не хватает, на машине с передним приводом можно попробовать подняться задним ходом.

Как управлять авто в осеннюю погоду, особенности торможения на скользкой дорогеКак правильно тормозить зимой?

Остановить машину на скользкой обледенелой дороге – задача не из легких, особенно для водителя неподготовленного.

Однако это необходимо научиться делать, возможно, данный навык когда-нибудь спасет вам жизнь. Основная задача здесь – сохранить управляемость авто, и не допустить блокировки колес.

Хорошо, если у автомобиля имеется ABS – она сделает половину работы, не допустив заноса. А если такой системы нет?

  • На прямой дороге используйте импульсное торможение. Название данного приема говорит за себя, работайте педалью короткими импульсами – нажал-отпустил и так до полной остановки. Таким образом, вы избежите заносов и вращений;
  • Или тормозите двигателем. Для этого плавно отпускаете педаль газа и выжимаете сцепление, затем включаете пониженную передачу, после замедления, включаете следующую вниз передачу и, так, до остановки. Данный способ один из безопасных и хорошо подходит для заднего привода.

Но лучшим вариант – комбинировать обозначенные приемы. Выглядит это следующим образом: необходимо перейти на пониженную скорость, а закончить процесс импульсными нажатиями на педаль тормоза.

И, конечно, не забудьте подготовить тормозную систему к зиме. Если ваш автомобиль имеет проблемы с тормозами и даже летом им не хватало производительности – замените их на более совершенные, усиленные с составными вентилируемыми дисками и многопоршневыми суппортами.

High Performance Brakes – разрабатывает тюнинговые тормоза для авто разных марок, под решение любых задач. Диски, колодки и, другие комплектующие от HPB – лучшая альтернатива штатным механизмам.

Читайте также:  Мазда 626 , как выбрать советы при покупке

Ведь вождение автомобиля в осенне-зимний период – это не только соблюдение определенных правил, но и усовершенствование транспортного средства для безопасной эксплуатации в суровых условиях.

Осторожно, скользкая дорога

Что такое скользкая дорога Чем опасно движение по скользкой дороге Начало движения на скользкой дороге Движение по скользкой дороге Въезд на скользкий участок дороги Как тормозить на скользкой дороге Как тормозить на поворотах на скользкой дороге

Что такое скользкая дорога

  • Первое, что приходит в голову, когда вы слышите выражение «скользкая дорога», это дело происходит зимой, вокруг лежит снег, а на дороге гололед.
  • Еще возникает ассоциация с поздней дождливой осенью с ночными заморозками, либо с дневной оттепелью ранней весной, когда сверху асфальта — вода, а под ней — лед.
  • В холодные времена в природе именно так и происходит, но, на самом деле, на скользком участке дороги можно оказаться в любое время года.

Дождь, туман, утренняя роса покрывают дорожную поверхность тонкой водяной пленкой, которая способна в определенных условиях, пусть, не надолго, превратить дорогу в «каток».

Только это будет летний «каток», ничего общего с его зимним вариантом.

  1. Это явление объясняется тем, что вода для резины (из чего изготовлены шины) является лучшим смазочным материалом.
  2. Таким образом, атмосферные осадки в виде дождя, снега, тумана, росы делают дорогу скользкой и, соответственно, в какой-то степени опасной.
  3. Степень опасности зависит от того, на сколько ваш автомобиль подготовлен к движению в этих условиях, а также от ваших умений управлять автомобилем на скользкой дороге.

Ниже приведены обстоятельства, при которых на дороге становится скользко. Соответственно, оказавшись в этих или похожих условиях, есть смысл быстро перестроить стиль вождения, и подготовиться к движению по скользкой дороге.

Дорожная пыль и грязь с дождевой водой образуют что-то вроде скользкой прослойки, которая снижает сцепление колес с дорожным покрытием. Особенно опасны первые капли дождя на асфальте.

В местах пересечения асфальтированной дороги с грунтовой очень часто остаются глина, песок, земля. Во время дождя эта дорожная «смесь» раскисает, и приобретает свойства смазывающей консистенции. На таких участках всегда есть шанс «подскользнуться».

Поздней осенью, когда температура воздуха держится около нуля, лужи на дороге еще не успевают замерзнуть — их постоянно «раскатывают» колесами проезжающие машины. Но за лужами, где остаются мокрые следы от шин, образуется наледь, порой, очень длинная.

Такие места также являются довольно опасными участками, особенно, если наледь образовалась на повороте дороги.

Ранней весной ситуация почти аналогичная. Днем на солнце снег и лед начинают таять — на дорогах появляются лужи. К ночи или к утру опять наступают заморозки, и вода на дороге снова превращается в лед.

Подобных примеров можно привести множество, но их объединяет одно — на таких участках дороги, хоть и непродолжительное время, но скользко.

Ну и конечно же зимой, когда устанавливается стабильная минусовая температура, и дороги покрываются снегом. Снег раскатывается колесами, тает, снова замерзает и т.д.

Возможно вам известно природное явление под названием «ледяной дождь». Это когда на границе нулевой температуры воздуха идет дождь, и все вокруг почти сразу замерзает и покрывается слоем льда — на дорогах образуется сплошной гололед.

Несмотря на то, что почти повсеместно зимнюю дорогу обильно посыпают реагентами, это не делает ее «сухой» и безопасной. По такой дороге, бесспорно, ехать намного легче, чем по голому льду, но, как говорят, внешность обманчива.

На обработанной дороге также скользко, как и на необработанной, только грязи в несколько раз больше. И вообще, от обработки реагентами «минусов» больше, чем «плюсов», но это уже другая тема.

Чем опасно движение по скользкой дороге

Слово «опасно» в данном контексте как бы не совсем уместно, ведь, транспорт ездит круглый год, и ничего, все нормально. Опасно становится тогда, когда вы к ситуации оказываетесь НЕ готовы, и она «выходит» из-под вашего контроля. Дальше станет понятно, почему это так.

Автомобиль контактирует с дорогой через колеса, шины обеспечивают сцепление колес с дорожным покрытием. Благодаря хорошему сцеплению колес с дорогой автомобиль движется и остается управляем. В таком случае говорят: колеса катятся.

Когда сцепление у колес с дорогой ослабевает или вовсе теряется, то либо возникает вероятность их срыва в скольжение, либо срыв в скольжение происходит. Другими словами, вы поворачиваете руль, а автомобиль продолжает ехать по инерции, не реагируя на повороты руля.

Про такое говорят: колеса заскользили, и перестали слушаться руля. В результате потери сцепления колес с дорогой автомобиль становится неуправляем.

Движение автомобиля по скользкой дороге без возможности управления может привести к любому финалу, даже если потеря сцепления кратковременная. Финал зависит от ситуации, и от вашей готовности действовать в данной ситуации.

Необходимые действия — это принять меры для того, чтобы восстановить сцепление колес с дорогой, соответственно, вернуть потерянную управляемость. Но чтобы ничего не пришлось восстанавливать, целесообразно не допускать срыва колес в скольжение.

Каким образом обеспечить себе безопасное движение по скользкой дороге — ответ ниже.

Автомобиль ведет себя совершенно одинаково и на сухом асфальте, и на любом скользком покрытии дороги. Одинаково в том смысле, что колеса имеют одно и то же хорошее сцепление (если установлены соответствующие шины по сезону).

Автомобиль разгоняется, тормозит, поворачивает, он одинаково устойчив и на летней, и на зимней дороге. Разница лишь в том, что на скользкой поверхности дороги колеса теряют сцепление при гораздо меньшей скорости, чем на сухой и не скользкой дороге.

Машину очень легко пустить в занос (скольжение задней оси) на абсолютно сухой дороге, но для этого придется как следует разогнаться.

На скользком покрытии контакт колес с дорогой потеряется при значительно меньшей скорости движения автомобиля, чем на сухой дороге. Т.е. решающий фактор в разных условиях — скорость.

Более подробно эта тема рассмотрена в статье Пришли холода – меняем стиль вождения.

Главная ваша задача на скользкой дороге – не допускать скольжения колес. Это относится и к началу движения (старту), и непосредственно к движению, и к замедлению (торможению) автомобиля.

Все, что изложено ниже по тексту, имеет прямое отношение к движению на зимней скользкой дороге, когда под колесами автомобиля утрамбованный снег или обледенелая поверхность дороги.

Рассмотрены ниже приемы вождения целесообразно использовать круглый год, независимо от состояния дороги. Тогда вам не придется перестраиваться с летней (расслабленной) езды на зимнюю (сосредоточенную).

Начало движения на скользкой дороге

Как трогаться с места на скользкой дороге?

До начала движения необходимо выровнять передние колеса автомобиля. На «прямых» передних колесах значительно легче тронуться с места, тем более, если колеса «стоят в снежной колее».

Первый оборот ведущих колес должен произойти без серьезной пробуксовки (легкая пробуксовка на льду допускается, это почти естественно). Серьезная пробуксовка на льду может «отбросить» автомобиль в сторону, а на рыхлом снегу поможет «закопать» ведущие колеса.

Трогание с месте «внатяг» достигается на минимальных устойчивых оборотах с обязательной задержкой педали сцепления в точке схватывания, для того, чтобы обеспечить плавный старт.

Если ведущие колеса пробуксовали, то это значит, что вы поторопились. Нужно будет выключить сцепление и повторить попытку заново.

В процессе начала движения (по скользкой дороге — особенно) необходимо учитывать механизм загрузки-разгрузки автомобиля по осям. Этот механизм описан в статье Вождение автомобиля зимой. Физика движения автомобиля.

Если коротко. На заднеприводном автомобиле при первом импульсе (включении сцепления) загружаются задние колеса (задок «приседает»), затем происходит их разгрузка из-за реакции подвески (задок «приподнимается»). Этот момент чаще всего способствует пробуксовке. Поэтому, чем плавне отпускаете сцепление, тем лучше.

На автомобиле с передним приводом первым включением сцепления разгружаются передние колеса (передок «приподнимается»), тем самым ослабляя контакт передних (ведущих) колес с дорогой. В этот момент, как раз, и происходит пробуксовка.

На автомобиле с передним приводом во время старта на скользкой поверхности есть смысл делать двойной выжим сцепления.

При первой попытке тронутся (отпуская сцепление) автомобиль чуть качнется вперед, затем еще раз быстро выжимаете педаль и снова отпускаете до момента схватывания — теперь на колеса поступит тяга именно в тот момент, когда автомобиль уже качнулся, и он тронется с места.

Движение по скользкой дороге

Во время движения по скользкой дороге, как только автомобиль наберет необходимую скорость, следует (по возможности), поддерживать ее постоянной. Для чего это нужно?

Если вы находитесь на относительно свободной дороге, то скорость незачем менять просто так. Чем меньше манипуляций за рулем вы делаете, тем стабильнее и безопаснее движение вашего автомобиля.

Срыв колес в скольжение происходит, в основном, во время разгона или торможения. А если в это время еще резко качнуть руль, то уход автомобиля с линии движения будет обеспечен.

Поэтому лучше всего ехать с постоянной скоростью и не допускать резких движений рулем. Это правило относится к движению как по скользкой дороге, так и по обычной сухой.

Другое дело, если изменение скорости или направления движения требуют ПДД или дорожная обстановка. В таком случае нужно действовать очень внимательно и осторожно. Есть смысл заранее плавно снизить скорость, приготовиться к маневру и выполнить поворот на ровном «газу».

Читайте также:  Замена сальника коленвала ваз 2110 своими руками: инструкции с фото

Въезд на скользкий участок дороги

  • Если, например, на пути движения внезапно сухой участок дороги сменился ледяной коркой (в начале текста оговорен подобный случай при выезде из лужи), следует продолжать движение с той же скоростью, как ни в чем не бывало.
  • Торможение и руление в данном случае могут привести к скольжению колес.
  • Если же скользкий участок располагается на повороте дороги (на ее изгибе, на перекрестке), и вам необходимо будет повернуть, то к повороту следует подготовиться заблаговременно.
  • Целесообразно плавно, замедлить автомобиль, по необходимости перестроиться, и переключиться на нижнюю передачу, если этого требует дорожная обстановка.

Как целесообразно работать «рычагами» на изгибе дороги или как правильно осуществить поворот — в статье Управление автомобилем. Часть 7. Выполнение поворота.

Как тормозить на скользкой дороге

Основное правило торможения на скользкой дороге — это не допустить блокировки колес и тем самым сохранить управляемость автомобиля.

Во время движения «прямо» наиболее рациональный способ торможения — это импульсное торможение на включенной передаче.

Если этого недостаточно, можно переключиться на низшую передачу, и помочь торможению работой двигателя. Процесс торможения двигателем описан в статье Управление автомобилем. Часть 6. Замедление и остановка.

Переключить передачу необходимо так, чтобы этот процесс не вызвал рывок автомобиля (требование для МКПП).

В реальных дорожных условиях не бывает идеально однородного покрытия, одинакового срабатывания всех колес, одинаковых по качеству шин. Следовательно, на автомобилях без АБС почти всегда процесс торможения сопровождается рысканьем передних колес и скольжением задних.

При высокой интенсивности торможения (экстренном торможении) этот процесс может перейти в снос, занос и вращение автомобиля.

Поэтому начинать тормозить нужно коротким импульсом, а затем  постепенно увеличивать тормозное усилие. В момент растормаживания колес (когда педаль тормоза не нажата) необходимо рулем стабилизировать направление движения (на авто без АБС).

При экстренном торможении на скользкой дороге на автомобиле с АБС увеличивается тормозной путь, но колеса при этом не блокируются. Это позволит рулить, и хоть как-то объехать препятствие.

Как тормозить на поворотах на скользкой дороге

Как правильно тормозить на повороте дороги, если на ней скользко? Любой способ можно считать правильным, если достигнута цель, и при этом никто не пострадал.

На дуге поворота на автомобиль действует центробежная сила, которая стремится за пределы дуги, по которой движется автомобиль. Подробности — в статье Как автомобиль поворачивает.

Если в момент торможения на повороте произойдет блокировка колес, то эта центробежная сила направит скользящий автомобиль по прямой (за пределы дороги или на соседнюю полосу).

Поэтому, на скользкой дороге скорость автомобиля нужно гасить ДО начала поворота, а скользкий поворот целесообразно проехать с постоянной скоростью, не меняя положения «газа». Непосредственно на дуге поворота нужно постараться избегать торможения.

В повороте целесообразно только подтормаживать легким и постоянным нажатием на педаль тормоза. Но лучше вообще не тормозить.

Вот такие неприятности таит при себе скользкая дорога. Это, пожалуй, необходимый минимум, который нужно знать для того, чтобы безопасно двигаться по любым дорогам — заснеженным, мокрым после дождя или в гололед.  Любую ситуацию лучше всего предупредить, чем потом исправлять ее последствия.

Будьте внимательны за рулем.

Торможение на снегу и льду. Работа ABS

Год назад мы уже писали об основах безопасной зимней езды: борьбе с паникой, осмотрительности и чтении дорожной ситуации, контроле за пассажирами. Но торможение на скользкой дороге вызывает у водителей наибольшие трудности. Потому что на гололёде тормоза работают совсем не так, как вы привыкли и ожидаете.

Один из факторов, существенно влияющих на торможение — система ABS, порождающая множество споров и мифов. «Машина с АБС — как корова на льду!» — все автомобилисты слышали такую фразу от старших товарищей. И, в подтверждение, красочное описание аварии, к которой якобы привела эта система. «Вот без АБС я бы…» Что ж, давайте разберём это «бы».

Меняя давление в тормозной системе и не давая колёсам блокироваться, ABS делает торможение более эффективным и предсказуемым. Последнее даже важнее: скользящая юзом машина становится неуправляемой, в то время как ABS даёт возможность стабильно ехать по прямой, оставаясь в своей полосе, и даже обруливать препятствия прямо во время торможения.

На старых машинах без ABS водители имитировали её работу с помощью прерывистого торможения, отпуская педаль в момент, когда чувствовали блокировку колёс. Но даже самый опытный в мире водитель не сравнится с ABS в эффективности, ведь она умеет распускать колёса отдельно друг от друга — для этого человеку нужны четыре педали тормоза и четыре ноги.

Откуда же берутся противники ABS? Как правило, это водители с негативным личным опытом, сделавшие из него неправильные выводы.

Представьте: вы переборщили со скоростью на скользкой дороге, нажали на тормоз, а ожидаемого замедления нет — есть только беспомощный стрёкот ABS и приближающийся задний бампер чьей-то машины.

В такой момент действительно кажется, что ABS не даёт машине затормозить, предательски вибрируя педалью. Но это иллюзия: автомобиль замедляется ровно так, как позволяет дорожное покрытие — с заблокированными колёсами было бы так же или хуже.

Почему про ABS все вспоминают именно зимой? Потому что летом система редко себя проявляет — как правило, сцепления с дорогой хватает, чтобы колёса не блокировались и ABS не вступала в работу. Всё меняется с первым снегом.

Адепты торможения с блокировкой колёс (юзом) приводят несколько доводов против работы ABS на снегу. Например: распуская колёса, система не даёт им нагребать перед собой валики снега, помогающие остановиться. Также при резком торможении без ABS есть шанс прочертить снег до грунта, зацепившись за него.

И действительно, в глубоком и рыхлом снегу такой эффект «плуга» есть. Но актуально это разве что при гонках по заснеженному полю. На городских дорогах мы имеем дело с совсем другими условиями: скользким снежным накатом, небольшим количеством рыхлого снега и ледяной коркой под ним.

А ещё — с плотным трафиком, в котором тормозить юзом с риском заноса совсем небезопасно.

Торможение на снегу наглядно демонстрирует Марат Салахутдинов — опытный раллист и преподаватель контраварийной подготовки. Сперва автомобиль тормозит с ABS, затем с отключенной системой, а в третий раз — прерывистым способом старой школы. Уловки не срабатывают: наиболее эффективным остаётся торможение с помощью ABS.

Торможение на льду дарит бурю эмоций — автомобиль может проехать десятки метров, почти не сбавляя скорость.

А случившиеся под стрёкот АБС аварии вызывают у водителей праведный гнев и желание вытащить предохранитель ABS, «оптимизировав» машину.

Почему виноватой оказывается именно антиблокировочная система, а не, например, плохие зимние шины, нечищеные дороги или собственные неверные действия — загадка.

Между тем, прямое сравнение торможения с ABS и юзом в одинаковых условиях даёт чёткий ответ, почему автопроизводители делают эту систему неотключаемой. На льду ситуация для машины без ABS ещё сложнее, чем на снегу: цепляться почти не за что (особенно на фрикционных шинах), снег перед собой тоже не нагрести. В итоге автомобиль с отключенной ABS останавливается намного позже.

Почему нельзя самостоятельно отключать ABS

Но допустим, мы вас не убедили, и вам очень хочется ездить по старинке: тормозить прерывисто, а если нужно — юзом. Долой предохранитель ABS до весны? Не спешите.

Искусственно вызвать ошибку системы ABS, вытащив предохранитель или разомкнув цепь одного из датчиков — распространённый способ отключить её. Но сделав это, вы лишь превратите свой автомобиль в неисправный, а не в автомобиль без ABS.

Водители, ездившие на старых автомобилях, где АБС не было с завода, помнят о детали под названием «колдун» — распределитель тормозных усилий. Этот механический регулятор давления тормозов не давал задней оси заблокироваться раньше передней, препятствуя резкому и опасному срыву машины в занос.

На современных автомобилях «колдуна» нет — распределение тормозных усилий осуществляет гидроблок ABS. А если система неисправна, то должным образом не работает и распределение.

Ездить с горящей ошибкой ABS опаснее, чем вы думаете — при экстренном торможении машина может неожиданно сорваться в занос или уйти на встречную полосу.

Экстренное торможение и срабатывание ABS — ситуация сама по себе неприятная, до которой лучше не доводить. Чтобы реже слышать стрёкот АБС зимой, замедляйте машину заранее с помощью торможения двигателем.

Торможение двигателем — эффективный контраварийный приём, актуальный на затяжных спусках и скользких участках дороги. Выбирая в трансмиссии более низкую передачу и повышая таким образом обороты мотора, водитель физически (передаточным числом) ограничивает скорость, до которой автомобиль может разогнаться. Это резко снижает риск заноса — машина едет стабильнее и безопаснее.

Торможение двигателем доступно на любых трансмиссиях: механических, классических АКПП, вариаторах — достаточно перевести селектор на одну-две ступени ниже. Даже гибриды эффективно тормозят двигателем, особенно в режиме принудительной зарядки батареи. Используйте этот приём на опасных участках дороги.

А вот торможение (классическое, с помощью педали) в повороте, особенно на скользкой дороге — пример плохой водительской подготовки и недостаточного опыта. С зажатым в повороте тормозом может быстро развиться снос передней оси или занос задней, причём задолго до блокировки колёс — ABS здесь никак не поможет.

После каждого снегопада в Youtube появляются ролики, где можно услышать вскрики, обращённые к водителю: «Отпусти тормоз!» Но тормоз обычно не отпускают — психологически это трудно, когда машина скользит по льду. В итоге очередная машина становится жертвой Дня жестянщика.

Правильная техника торможения на скользкой дороге — заранее, до поворота, что требует от водителя правильно оценить нужную скорость. Сам поворот проходится под небольшим газом — в этом случае машина ведёт себя предсказуемо, не пытаясь соскользнуть с намеченной траектории. Этот принцип работает как на малых, так и на больших скоростях.

Зима — идеальное время для повышения водительского мастерства. Тренируйтесь, проверяйте теорию на практике и анализируйте отклик машины на ваши действия — так вы повысите шансы на безаварийную зиму.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector