Описание контроллера заряда акб детальное руководство по изготовлению

Другое
Содержание
  1. Описание контроллера заряда акб, детальное руководство по изготовлению
  2. Описание работы контроллера заряда SOLARMASTER. Режим зарядного устройства
  3. Заботливый контроллер заряда 12 В свинцового аккумулятора – новости
  4. Схема включения контроллера заряда SCD0049
  5. Регулировка напряжения контроллера заряда SCD0049
  6. Встречайте наши новинки!
  7. Улучшенный контроллер заряда аккумуляторной батареи
  8. Новая схема контроллера заряда аккумуляторной батареи
  9. Изготовление и тестирование обновленного контроллера заряда аккумуляторной батареи
  10. Контроллер заряда аккумулятора
  11. Настройка
  12. Список радиоэлементов
  13. Контроллеры заряда для солнечных систем
  14. Контроллер заряда
  15. Схема индикатора заряда аккумулятора на светодиодах
  16. Зачем следить за состоянием аккумулятора?
  17. Какие существуют индикаторы
  18. Виды индикаторов заряда аккумуляторной батареи
  19. Как сделать индикатор заряда аккумулятора на светодиодах?
  20. Контроллер зарядки АКБ
  21. Солнечный контроллер заряда
  22. Что это такое
  23. Виды контроллеров
  24. Принцип действия
  25. Инструкция по применению
  26. Как сделать своими руками

Описание контроллера заряда акб, детальное руководство по изготовлению

Как бы ни была прекрасна загородная жизнь, рано или поздно придется столкнуться с плохим качеством сетевого напряжения. Отчасти избавить себя от таких нежелательных явлений можно посредством стабилизаторов напряжения. В этой статье мы дадим некоторые рекомендации по выбору стабилизатора, способного решить именно вашу задачу.

Начать следует с выбора мощности прибора. Мощность стабилизатора нужно подбирать не «впритык», а добавляя некоторый запас к максимальной мощности нагрузки.

Также следует учесть пусковые мощности электроприборов, например, пусковая мощность кондиционера или холодильника может быть в 10 раз больше номинальной.

Если вы планируете стабилизировать напряжение для всего дома или только для одной фазы, мощность прибора следует подобрать исходя из номинала вводного автомата, чтобы не занижать отведенную мощность.

Следует четко понимать спектр решаемых проблем, т. е. с чем мы боремся. Если вы наблюдаете постоянно пониженное или постоянно повышенное напряжение, без резких скачков, то вам не нужен быстродействующий стабилизатор напряжения для дома, достаточно, допустим, электромеханического.

Ситуация намного хуже, если в сети наблюдаются резкие скачки напряжения. В этом случае нужен быстродействующий стабилизатор релейный, электронный или инверторный. Электромеханический прибор в этом случае не подойдет.

Рассмотрим пример: В доме имеется электрокотел, от работы которого напряжение просаживается до 180В (управление котла релейное, 1 ступень). Сеть стабилизируется электромеханическим стабилизатором со скоростью стабилизации 40В/сек.. Когда котел включен, стабилизатор работает с коэффициентом 1,23.

Когда выключается котел, входное напряжение резко выравнивается до линейного 220В, и, в начальный момент времени потребители получат 271В (220*1.23), от чего вполне могут выйти из строя.

Вывод следующий: если скорость работы стабилизатора значительно превышает скорость изменения входного напряжения, то вреда от него может быть больше, чем пользы.

При выборе стабилизатора учитывайте Ваш диапазон входных напряжений. Большинство моделей отключаются при выходе напряжения за допустимые пределы.

Обратите внимание на точность выходного напряжения. В большинстве случаев высокая точность не нужна, т. к. большинство электроприборов по ГОСТ должны работать при напряжении 185-245В. Проблемы могут быть с чувствительным импортным оборудованием, например, мерцание ламп освещения, фоновый шум в звуковой аппаратуре.

Перед тем как купить стабилизатор напряжения обязательно выясните, допускает ли прибор искажение выходного сигнала? Если искажение синусоиды имеет место, то такой прибор лучше не использовать в бытовых сетях, потому как подавляющее большинство электроприборов требуют чистый, неискаженный синус. Исключением могут быть электронагревательные приборы и лампы накаливания.

Быстродействующие стабилизаторы CH-LCD «Энергия» имеют типовое время срабатывания 12 мс. Среди прочих особенностей стабилизаторов «Энергия» следует отметить:

  • Широкий диапазон входного напряжения 115-285 Вольт;
  • Повышенная точность 2,5%, при том, что по ГОСТ допускаются отклонение до 10%;
  • Возможность выбора выходного напряжения в диапазоне 190-230 Вольт;
  • Встроенный фильтр электромагнитных помех;
  • Высокий КПД, не менее 96%;
  • Стойкость к перегрузкам, двойная защита по току.

Для работы в трёхфазный сетях рекомендуется установка трёх стабилизаторов, соединенных по схеме «звезда». Если необходимо обеспечить не только стабильную сеть, но и её наличие при исчезновении 220 Вольт, кроме стабилизаторов используют еще и источники бесперебойного питания.

Описание работы контроллера заряда SOLARMASTER. Режим зарядного устройства

В данной записи представлено описание работы контроллера заряда АКБ SolarMaster в режиме зарядного устройства.

Если читатель увидел в заголовке некоторую неоднозначность (“масло-масляное”), ибо в каком еще режиме работать контроллеру заряда, если не в режиме зарядного устройства, напомним, что наш контроллер заряда может работать в двух режимах: режим интеллектуального зарядного устройства АКБ с отключаемым выходом питания нагрузки и режим стабилизированного источника электропитания.

Подключение АКБ, панели / источника питания и нагрузки производится в строгом соответствии со схемой, приведенной на рисунке. Не соединяйте выводы солнечной панели и АКБ с цепями нагрузки (как общего провода, так и «плюса питания») с целью обеспечения питания узлов, измерения зарядных токов и проч.

При необходимости параметры зарядного и разрядного токов, напряжений на АКБ, на солнечной панели запрашиваются у контроллера заряда по протоколу Modbus RTU (линия RS485, USB 2.0). Недопустимо подключение нагрузки без подключения АКБ (с подключенной солнечной панелью).

Параметры подключаемых блоков (напряжение АКБ, мощность нагрузки, источника питания / солнечной панели) должны строго соответствовать рекомендуемым (см. запись о технических параметрах контроллера заряда АКБ). В противном случае устройство будет функционировать некорректно.

На любые поломки, вызванные работой устройства в экстремальных режимах (предельные и завышенные мощности нагрузки, напряжение источника питания), гарантия не распространяется.

При подключении устройства тщательно проверяйте полярность подключаемых блоков (соответствующие клеммы на устройстве помечены как «+» и «–»).

Неправильное подключение клемм аккумулятора или источника питания приведет к выходу контроллера из строя.

На любые повреждения, вызванные переполюсовкой АКБ и/или источника питания, не распространяется гарантия, поскольку данная поломка является следствием некорректной эксплуатации устройства.

Перед эксплуатацией зарядного устройства скачайте программное обеспечение SolarMaster Control с сайта для настройки работы контроллера заряда. Настройка контроллера осуществляется с помощью ПО SolarMaster Control записью соответствующих регистров, отвечающих за подлежащие настройке параметры, по протоколу Modbus RTU.

Для настройки работы контроллера SolarMaster подключите устройство к ПК (если устройство подключается к ПК впервые, дождитесь установки драйвера). Запустите приложение SolarMaster Control. Устройство автоматически подключится к программе. Если приложение было запущено до подключения контроллера заряда к ПК, нажмите кнопку «Подключить» в окне SolarMaster Control программы.

Если программа выдает сообщение: «Устройство SolarMaster не подключено к этому компьютеру либо порт занят другой программой», нужно убедиться в подключении устройства к ПК, проверить исправность соединительного кабеля, попробовать подключить контроллер заряда к другому USB разъему ПК. Если контроллер не опрашивается после проверки выше указанных моментов, свяжитесь с техподдержкой (см.

При успешном подключении устройства программа начнет отображать данные измерений на мнемосхеме зарядного устройства (вкладка «Мнемосхема ЗУ», см. рисунок). На мнемосхеме схематически изображено подключение солнечной панели, АКБ и нагрузки к контроллеру заряда SolarMaster, а также измеряемые устройством значения контролируемых параметров.

Обозначения на рисунке (пояснения к мнемосхеме программы):

1 значения напряжения питания МК, температуры в корпусе устройства, времени непрерывной работы с момента перезагрузки
2 принудительное включение/отключение нагрузки
3 автоматическое включение нагрузки в темное время суток (имитация работы фотореле)
4 сила тока в цепи нагрузки, напряжение на нагрузке, мощность, потребляемая нагрузкой, энергия, потребленная нагрузкой
5 напряжение на солнечной панели (источника питания), сила тока, потребляемого от солнечной панели (источника питания), мощность, отбираемая от солнечной панели, энергия, потребленная от панели
6 напряжение на АКБ, сила тока заряда АКБ, мощность заряда/разряда АКБ (в зависимости от знака)
7 энергия заряда и энергия разряда АКБ

Бегущими стрелочками на мнемосхеме представлен заряд АКБ и/или разряд на нагрузку.

Настройка параметров заряда АКБ осуществляется на вкладке «Конфигурирование ЗУ».

На вкладке «Быстрая настройка для свинцово-кислотных АКБ» нужно выбрать номинальное напряжение АКБ (12/24В), емкость в А-ч, тип аккумулятора (абсорбированный, гелевый, заливной), а также режим эксплуатации АКБ (максимальная емкость либо максимальный срок службы).

При выборе максимального срока службы параметры цикла заряда/разряда будут ниже предельно-допустимых для заданного типа аккумуляторов. В случае, когда необходимо максимальное использование емкости, будут записаны предельно-допустимые параметры эксплуатации АКБ.

После выбора настроек нажмите кнопку «Применить». В зависимости от выбранных вами настроек в контроллер заряда будет записан набор установок (зарядный ток, напряжение начала и окончания заряда и т.д.

), которые приведены на вкладке «Подробная настройка зарядного устройства».

На вкладке «Подробная настройка зарядного устройства» вы можете вручную откорректировать параметры заряда АКБ (в соответствующем поле введите требуемое значение параметра и нажмите кнопку «Записать»).

Параметры заряда аккумулятора выбираются только исходя из технических характеристик используемых АКБ. Не записывайте произвольные значения, не соответствующие рекомендуемым для заданного типа аккумуляторов, в устройство. Некорректные параметры заряда и разряда приведут к быстрому невосстановимому разрушению электродов АКБ. Строго следуйте технической документации на аккумулятор.

Напряжение окончания заряда

Напряжение окончания заряда задается с целью недопущения недозаряда и перезаряда аккумулятора.

Если напряжение на АКБ выше предельно-допустимого значения, начинается интенсивный электролиз электролита и ускоряется коррозия решеток положительных пластин, что приводит к уменьшению срока службы аккумулятора.

Недозаряд сопровождается деградацией активного материала отрицательных пластин и также сокращает срок службы АКБ.Напряжение окончания заряда определяется следующим образом:

Напряжение окончания заряда = Напряжение циклического заряда элемента x Кол-во элементов

Для свинцово-кислотных аккумуляторов напряжение циклического заряда лежит в диапазоне 2,35 … 2,45 В/эл. В англоязычной документации данный параметр указан как Recommended charge voltage. Для AGM свинцово-кислотных аккумуляторов напряжение окончания составляет 2,4 x 6 = 14,4В.

Напряжение начала заряда

Напряжение начала заряда обычно выбирается на 0,5В меньше, чем напряжение поддержания заряда (напряжение постоянного подзаряда при капельном методе).

К примеру, если напряжение поддержания заряда составляет 13,6В (типично для свинцово-кислотных аккумуляторов), то напряжение начала заряда: 13,6В – 0,5В = 13,1В.

Максимальный ток заряда

Максимальный ток заряда должен быть ограничен на уровне 0,1 x Емкость АКБ (А-ч) – 10% от номинальной емкости аккумулятора.

Напряжение отключения нагрузки

Глубокий разряд АКБ приводит к необратимой сульфатации пластин, росту внутреннего сопротивления (и как, следствие, значительному снижению емкости), внутреннему короткому замыканию и досрочному выходу из строя. С целью предотвращения глубокого разряда АКБ необходимо задать напряжение отключения нагрузки, которое определяется следующим образом:

Напряжение отключения нагрузки (В) = Конечное напряжение (В/эл) x Кол-во ячеек.

Конечное напряжение обычно приводится в технической документации на весь ряд АКБ производителя в величине, приведенной на один элемент (ячейку) АКБ. Количество последовательно соединенных элементов задается для конкретного типа аккумуляторов.

В англоязычной документации данный параметр указан как cut-off voltage, absolute minimum discharge voltage в единицах измерения Vpc (Voltage per cell). Например, для AGM аккумулятора SBS30 производства Enersys конечное напряжение составляет 1.80 В/эл, в АКБ входит 6 элементов.

Напряжение отключения нагрузки в этом случае составляет 1,80 В/эл x 6 эл.= 10,8 В.

Напряжение включения нагрузки

Напряжение включения выбирается исходя из типа АКБ и мощности нагрузки. Необходимо убедиться, что при выбранном значении напряжения включения аккумулятор заряжен достаточно для питания нагрузки. В противном случае подключение нагрузки «просадит» напряжение АКБ, и нагрузка будет отключена контроллером.

Коэффициент температурной коррекции

Вследствие наличия выраженной температурной зависимости активности электрохимических процессов при работе АКБ, необходимо производить термокомпенсацию параметров заряда.

Еще информация:  Описание схема демонтаж и тюнинг панели приборов автомобиля ваз 2106

Все параметры работы АКБ на вкладке «Подробная настройка зарядного устройства» задаются для номинальной температуры 250С! Поскольку зачастую эксплуатация аккумуляторов проводится при температуре, отличной от номинального значения, необходимо задавать коэффициент температурной коррекции.

В некоторых случаях в технической документации коэффициент термокомпенсации не указывается. В этом случае обычно присутствует таблица с рекомендуемыми параметрами для ряда температур; рассчитайте коэффициент, согласно следующему выражению:

Коэффициент ТК = (Напряжение заряда (Т1) – Напряжение заряда (Т2)) / (Т1 – Т2)/ Напряжение заряда (Т1),

где Т1 и Т2 – значения температур, при которых заданы напряжения заряда АКБ.

Собственно говоря, на этом описание работы контроллера заряда АКБ в режиме зарядного устройства закругляем. Про режим стабилизированного источника питания читаем дальше.

Заботливый контроллер заряда 12 В свинцового аккумулятора – новости

Контроллеры заряда SCD0049 позаботятся о безопасном заряде Вашего аккумулятора, прощают ошибки при подключении, миниатюрные и мощные.

Недорогой и простой в эксплуатации контроллер разработан специально для встраивания в аккумуляторные системы.

Контроллер “прощает” ошибки при подключении, переполюсовка питания и аккумулятора не выведут из строя как сам аккумулятор, так и контроллер, минимум органов управления и индикации позволяет использовать контроллер даже любителю.

Контроллер имеет два клеммника для удобства подключения источника питания и аккумулятора и два светодиода статуса для отображения состояния.

Схема включения контроллера заряда SCD0049

Напряжение питания 16..25 В
Диапазон регулировки напряжения окончания заряда 13,4..13,9 В
Защита от переполюсовки аккумулятора Да
Защита от переполюсовки питания Да

Контроллер работает в режиме постоянной подзарядки (буферный режим), подстроечный резистор на плате контроллера позволяет выставить напряжение окончания заряда в диапазоне от 13,4 до 13,9 вольт. Буферный режим заряда наиболее оптимален для продления срока эксплуатации аккумулятора, так как аккумулятор большую часть времени находится в максимально заряженном состоянии.

Регулировка напряжения контроллера заряда SCD0049

Для максимального срока эксплуатации аккумулятора цикл заряда должен длиться не менее 8-16 часов. Как правило, эта информация указывается производителями на аккумуляторе. Время заряда контроллером зависит от ёмкости аккумулятора.

Контроллер заряда имеет два светодиода. Зеленый светодиод информирует о том, что в данный момент происходит заряд аккумулятора. Контроллер автоматически определяет необходимый ток заряда.

В процессе заряда, с приближением напряжения аккумулятора до установленного, ток заряда снижается. При снижении зарядного тока менее определённого уровня (см.

параметр “Отключение индикации заряда при токе менее” в таблице Технические характеристики), зелёный светодиод отключается.

Красный светодиод информирует о том, что аккумулятор подключен в обратной полярности, заряд при этом не происходит.

При отключении питающего напряжения разряд аккумулятора через модуль не происходит.

Подключенный к зарядному устройству аккумулятор, с остаточным напряжением менее 10 В, контроллер определяет как неисправный и заряд не происходит.

При питании модуля от низкочастотного трансформатора с диодным мостом, на выход диодного моста необходимо установить конденсатор емкостью не менее 1000 мкФ.

С использованием нескольких модулей SCD0049 можно конструировать системы заряда для группы последовательно включенных аккумуляторов, без дополнительной схемы балансировки, при условии питания модулей от отдельных гальванически развязанных источников питания.

Встречайте наши новинки!

Выберите свой контроллер заряда для свинцовых 12 В аккумуляторов в нашем каталоге в разделе -Модули – Контроллеры

Цены указаны на дату публикации новости 02.12.2017.

Улучшенный контроллер заряда аккумуляторной батареи

Для накопления энергии, полученной от ветрогенераторов и солнечных батарей, используются аккумуляторные батареи (чаще всего на 12В). Когда аккумулятор заряжен, контроллер заряда переключает источник электроэнергии с аккумулятора на нагрузочный балласт.

Весь представленный ниже материал является свободным переводом англоязычной страницы Майка Дэвиса (Mike Davis) о новом улучшенном контроллере заряда, спроектированном на таймере 555 серии.

Этот проект занял первое место в конкурсе Utility (категория 555 Design Contest)!

Майк Дэвис рассказывает.

Новая схема контроллера заряда аккумуляторной батареи

Контроллер заряда аккумуляторной батареи является неотъемлемой частью любой ветрогенерующей или солнечной системы.

Он контролирует напряжение на батарее, переключает батареи от заряда, когда они полностью заряжены, (заряд идет на эквивалент нагрузки – балласт) и подсоединяет их, когда они достигают предварительно заданного уровня разряда. Это новая, улучшенная реализация контроллера заряда на базе цифровой микросхемы 555 серии.

Начальная реализация контроллера заряда много лет использовалась в полевых условиях, многие люди во всем мире ее повторили (этот вариант контроллера можно найти на странице самодельного ветрогенератора).

Проблема в том, что людям без опыта работы с электроникой трудно его изготовить и заставить работать (схема достаточно сложна и запутана для начинающих в электронике, кроме того были проблемы с поиском необходимых деталей).

Поэтому я поставил перед собой цель значительно упростить схему контроллера заряда, сделать его, если это возможно, на одной микросхеме и уменьшить количество других компонентов. Один из моих друзей предложил мне заменить все аналоговые схемы микроконтроллером.

Однако это было бы слишком сложно для желающих изготовить такой контроллер заряда.

Вот моя оригинальная схема контроллера заряда (схема 100%). Сердце схемы контроллера заряда состоит из делителя напряжения, двух компараторов и SR флип-флоп.

Сначала я хотел перепроектировать его с помощью микросхемы компаратора LM339 Quad.

Я некоторое время пытался эту идею реализовать, и даже сделал несколько пробных вариантов, однако возникли некоторые проблемы, вследствии чего я отложил проект на некоторое время и работал над другими вещами.

Блок-схема таймера NE555. В это время я работал над ШИМ – контроллером двигателя насоса, в котором регулятор скорости использует микросхему таймера 555 серии.

Глядя на рисунок внутренней структуры микросхемы 555 серии, я был поражен тем, насколько сильно она напоминает мою оригинальную схему контроллера заряда.

Вдруг я понял, что, использовав чип 555 серии, смогу перестроить схему контроллера заряда, значительно упростить ее и уменьшить количество деталей.

Моя оригинальная схема контроллера заряда с выделенными секциями.

Блок-схема чипа таймера NE555.

Сравните эти диаграммы, и вы также увидите сходство между моей оригинальной схемой контроллера заряда и структурной схемой таймера NE555. Цветные прямоугольники представляют подобные секции. Таймер 555 серии может заменить 7 компонентов в исходной схеме и намного упростить ее. Это очень нетрадиционное использование чипа 555, ведь я его не буду использовать как таймер вообще.

Для продолжения щелкните на кнопке с цифрой 2

Изготовление и тестирование обновленного контроллера заряда аккумуляторной батареи

Я приступил к работе и за очень короткое время изготовил рабочий макет. Он заработал с первой попытки, что является редкостью для меня (я почти всегда допускаюсь ошибок при реализации).

Вот показана схема нового контроллера заряда (полноразмерная схема).

Я использовал только распространенные компоненты. NE555 – это, вероятно, самая популярная микросхема в истории радиоэлектроники. Миллиарды их производились ежегодно.

Транзистор может быть 2N2222, NTE123, 2N3904, или другой подобный общего назначения (небольшой NPN транзистор). MOSFET является IRF540 или аналогичный.

У меня остались от других проектов много IRF540s, поэтому я использовал один из них, а не покупал то еще. Используйте то, что вы можете найти.

Все резисторы 1/8 Вт. Резисторы 1/4 Вт или выше их могут заменить, если у вас нет 1/8 Ватт резисторов. Два регулируемых резисторы, R1 и R2 (10K точные переменные резисторы), я использовал потому что уже имел их под рукой. Любые номиналы между 10K и 100K должны работать нормально, 10% допуск достаточен для всех пассивных компонентов. Схема не требует прецизионных деталей.

Обновление. Я изменил выше приведенную схему, добавив дополнительные резисторы R8 * и R9 *. Эти 330 Ом резисторы не нужны для работы схемы, но они помогут защитить ее от случайных коротких замыканий (например, когда Кнопки нажимаются). Начальная схема была намеренно минималистичной.

Реле. Я использовал автомобильные реле, рассчитанные на 40 Ампер. Их очень легко найти. Я включил реле для удобства подключения. 40 Ампер могут показаться лишними, но они позволят расшириться в будущем. Вы можете начать с одной небольшой солнечной панели, а затем добавить несколько, позже ветряк и больший банк батарей. Все остальные части указаны ниже.

Перечень деталей контроллера заряда

IC1 – 7805 – регулятор напряжения 5 Вольт

R3, R4, R5 – 1K Ом 1/8 Вт 10%

IC2 – NE555 – таймер

R6 – 330 Ом 1/8 Вт 10%

PB1, PB2 – контактные Кнопки без фиксации

R7 – 100 Ом 1/8 Вт 10%

LED1 – зеленый светодиод

Q1 – 2N2222 или похожий NPN транзистор

LED2 – желтый светодиод

Q2 – IRF540 или похожий Power MOSFET

RLY1 – 40 Amp SPDT автомобильные реле

C1 – 0.33uF 35V 10%

D1 – 1N4001 или аналогичный

С2 – 0,1 мкФ 35В 10%

R1, R2 – 10K – многооборотные потенциометры

R8 * -R9 * – дополнительные 330 Ом 1/2 W резисторы (см. текст)

Рабочий макет. Макет для испытания в полевых условиях заработал с первого раза.

Обратите внимание, я решил использовать 78L05 версию регулятора 5 Вольт в крошечном TO-92 корпусе, такого же размера, как транзистор 2N2222. Это небольшой черный прямоугольник в верхнем левом углу платы.

Такое решение экономит много места на плате, позволяет обрабатывать только 100 мА, но этого достаточно для питания этой схемы.

Если вы не можете найти 78L05, можно использовать в корпусе TO-220 версию 7805, которая является гораздо более распространенной (это немного увеличит плату).

Если у вас схема изготовлена, пришло время ее настраивать. Я использую 11.9V и 14.9V как нижнюю и верхнюю границу напряжения для контроллера.

Это точки, где он переходит от заряда батарей к демпингу на эквивалент нагрузки, и наоборот (эквивалент нагрузки нужен в том случае, если вы используете ветряк, при работе только с солнечными батареями, линия эквивалента нагрузки может остаться открытой).

Наверное, лучший способ настроить схему – подсоединить источник питания постоянного тока к клеммам аккумулятора. Установите электропитания 11.9V. Измерьте напряжение на испытательной точке 1.

Отрегулируйте R1 напряжение на контрольной точке, сделайте ее как можно ближе к 1.667V. Теперь устанавливаем 14.

9V и измеряем напряжение на испытательной точке 2, регулируем R2, пока напряжение на контрольной точке будет как можно ближе к 3.333V.

Проверьте работу контроллера заряда, подав на вход напряжение несколько большее и меньшее (между 11,7 и 15,1 Вольт). Вы должны услышать, как реле закрывается около 14,9 вольт и открывается примерно в 11,9 Вольт. Кнопки PB1, PB2 могут быть использованы для изменения состояния контроллера, когда входное напряжение находится между двумя заданными точками.

Готовый контроллер заряда. После того, как контроллер был настроен, я установил его в полу-всепогодный корпус. Реле находится на левой стороне. Для проводки я использовал провод для сильно-токовых соединений (он разработан для переключения до 40 ампер). Я также включил предохранитель на входную линию с солнечной батареи / ветряка.

Вот еще одно фото контроллера заряда с крышкой. В нем мне нравится то, что я вижу светодиоды сквозь полупрозрачную крышку и с первого взгляда понятно, в каком состоянии контроллер заряда находится (удобно при тестировании).

Еще информация:  Описание импульсного зарядного устройства для автомобильного аккумулятора

На этой фотографии показаны все соединения с внешней стороны контроллера: есть соединение для плюса батареи, положительный вход от солнечной панели или ветрогенератора, плюс дополнительного эквивалента нагрузки (балласта) и три соединения на землю.

При подключении контроллера заряда, аккумулятор должен присоединяться первым (таким образом электроника сможет отдавать получаемую энергию). Если солнечные панели или ветрогенератор присоединить первыми, контроллер будет находиться в нестабильном состоянии.

Я должен сказать об эквиваленте нагрузки (балласте): когда контроллер заряда чувствует, что батареи (аккумулятор) полностью заряжены, он переключается на эквивалент нагрузки (просто большой внешний банк резисторов с высокой номинальной мощностью), чтобы выбрать выходную мощность ветрогенератора и держать его под нагрузкой . Если вы используете коммерчески изготовленный ветряк со встроенной защитой, или используете только солнечные батареи, то эквивалент нагрузки не нужен, и вы можете оставить эту линию не подключенной. Вы можете узнать больше о эквиваленте нагрузки (балласте) на моей странице ветряных турбин.

Вот еще один вид сбоку: кнопки зарядки и балласта. Контроллер заряда автоматически переключается между зарядом и балластом, когда напряжение батареи достигает низкого и высокого предела. Эти кнопки позволяют мне вручную переключать контроллер заряда между двумя состояниями.

Вот фото испытания нового контроллера заряда. Одна из моих самодельных 60-ваттных солнечных панелей была установлена ​​за пределами моей мастерской и использована для зарядки в батареи глубокого цикла с помощью нового контроллера заряда. Все сработало отлично. Контроллер заряда, когда батарея была полностью заряжена, переключил на балласт.

Вот фото тестирования крупным планом. Вольтметр показывает 12,64 вольт на батарее, которая по сути является полностью заряженной. Понадобился лишь короткое время для завершения заряда солнечной батареи, и контроллер заряда переключил на балласт. Единственная проблема, которую я имел во время тестирования – трудно было увидеть в ярком солнечном свете, который из светодиодов горит.

Вот короткое видео, которое я снял во время выполнения теста, показывает, как контроллер заряда автоматически переключается с зарядки на балласт, когда превышена верхняя граница напряжения.

Схема типичной системы солнечных батарей и ветрогенераторов (полноразмерная схема). Несколько солнечных панелей и / или ветровые турбины могут быть подключены одновременно. Источники тока могут быть соединены параллельно.

Каждая солнечная панель или ветрогенератор должны иметь свой собственный блокирующий диод. Здесь представлена ​​схема типичной системы с ветровой турбиной и двумя панелями солнечных батарей, питающих контроллер заряда.

Обычно преобразователь переменного тока входит в систему для питания нагрузки от переменного тока.

Люди пишут мне и спрашивают, зачем нужен контроллер заряда и аккумулятор. Почему просто не подключать солнечные панели или ветряк непосредственно к преобразователю и использовать ток, который они производят? Ну, дело в том, что солнце не всегда светит, а ветер не всегда дует, а людям энергия нужна в любое время. Батареи сохраняют ее доступной для использования, когда это необходимо.

Обновление. Мой друг Джейсон Маркхэм (Jason Markham) создал макет печатной платы для этого проекта.

Обновление. Люди спрашивают меня, может ли этот контроллер заряда использоваться с системами на 24 Вольта, и какие изменения для этого будут необходимы. Схема должна работать нормально в 24-вольтовых системах.

Реле нужно будет заменить для 24В напряжения катушки, и нужно будет повторно откалибровать контроллер для новых высоких и низких пределов для более высокого напряжения батареи.

Регулятор 7805 напряжения рассчитан на работу в режимах до 35 Вольт входного напряжения, поэтому в других изменениях в схеме нет необходимости.

Обновление. Стремясь создать компактную, аккуратную и портативную солнечную энергосистему, я установил контроллер заряда на верху батарейного блока. Я также установил инвертор тока на коробку – аккумуляторный ящик промышленной мощности.

Вот еще одно фото установки. Здесь включен прикуриватель для питания 12V нагрузки. Это полная солнечная электрическая система в одном небольшом (но тяжелом) пакете, нужно лишь подключить солнечную батарею.

Контроллер заряда установлен на новый батарейный блок. Мой старый банк батарей я получил почти бесплатно, но он был очень тяжелым и громоздким.

Наконец я купил одну большую батарею примерно такого же размера и веса, как автомобильный аккумулятор (это дизайн глубокого цикла), она идеально подходит для солнечных / ветряных систем. Она имеет примерно такую ​​же мощность как мой старый банк батарей, но намного меньше и легче.

Это стоило около $ 200, но моя спина будет постоянно благодарить за это, ведь не нужно будет больше поднимать старый банк 14 батарей.

Обновление. Этот проект контроллера заряда на основе микросхемы 555 серии занял первое место в конкурсе Utility, категория 555 Design Contest . Yahooooo!

Оригинальный текст Майка Дэвиса можно прочитать на англоязычном сайте www.mdpub.com

Контроллер заряда аккумулятора

Данный контроллер заряда подойдет для заряда аккумулятора как от ветрогенератора, так и от солнечной батареи. В схеме используется операционный усилитель TL-084, реле и небольшое количество других радиоэлектронных компонентов. Схема используется для отсоединения источника заряда от аккумулятора, после его полной зарядки. Подойдет как для 12В, так и для 24В аккумуляторов.

В схеме зарядного устройства используется 2 подстроечных резистора для установки верхнего и нижнего предела напряжения. Когда напряжение аккумулятора превышает заданное значение, то на обмотки реле подается напряжение и оно включается. Реле будет включено, пока напряжение не понизится ниже заданного уровня.

Обычно, для ветряков и солнечных батарей используются аккумуляторы 12В, тогда верхний предел напряжения устанавливается на 15В, а нижний – 12В. Источник электроэнергии (ветрогенератор, либо солнечная панель) подключаются к аккумулятору через нормально замкнутые контакты реле.

Когда напряжение аккумулятора превышает заданные 15В, контроллер замыкает контакты реле, тем самым переключая источник электроэнергии с аккумулятора на нагрузочный балласт (который не рекомендуется ставить для солнечных панелей, но который обязательно нужен для ветрогенераторов).

Когда напряжение падает ниже 12В (задается подстроечным резистором), контроллер отключает реле и источник подключается к аккумулятору для его заряда.

В устройстве используется 2 светодиода, один показывает наличие питания, второй светодиод (Dump On) загорается когда аккумулятор полностью заряжен и ток протекает через нагрузочный балласт.

Настройка

Для настройки устройства вам понадобится регулируемый источник питания и вольтметр. Последовательность действий: – подстроечный резистор Low V установите на минимум (выкрутите его до конца против часовой стрелки).

Подстроечный резистор High V установите на максимум (выкрутите его до конца по часовой стрелке) – подсоедините блок питания и установите на нем выходное напряжение, при котором реле будет отключать аккумулятор от источника электроэнергии. При 12В аккумуляторе, рекомендуется установить около 15В.

– медленно вращайте подстроечный резистор против часовой стрелки, пока не загорится светодиод Dump On и не переключится реле. Т.о. установлен верхний предел напряжения – в регулируемом источнике питания установите нижний предел напряжения. Рекомендуется 12В.

– вращайте подстроечный резистор Low V по часовой стрелке, пока не погаснет светодиод и не переключиться реле. Нижний предел установлен.

– еще раз проверьте срабатывание контроллера. Настройка закончена.

Диапазон регулирования напряжения подстроечными резисторами составляет 11.5 – 18 Вольт.

Если планируется использовать 24В, то резистор R1 необходимо заменить на 22 кОм. Диапазон регулирования в таком случае будет 21 – 32 В. Катушку реле, также необходимо будет подобрать на 24В.

Список радиоэлементов

Скачать список элементов (PDF)

Контроллеры заряда для солнечных систем

Дополнительное оборудование → Контроллеры заряда

Каталог солнечных контроллеров заряда находится здесь

Контроллер заряда-разряда аккумуляторной батареи (АКБ) несомненно является одним из важнейших компонентов солнечной электростанции(СЭС). Он выступает своеобразным связующим звеном между солнечной батареей и аккумуляторной батареей. В его основные функциональные обязанности входит:

— автоматическое подключение солнечной батареи на заряд АКБ; — многостадийный заряд аккумуляторной батареи; — автоматическое отключение солнечной батареи при полном заряде АКБ; — автоматическое отключение нагрузки при установленном уровне разряда АКБ;

— переподключение нагрузки при восполнении заряда АКБ;

Все эти функции необходимы для сохранения ресурса аккумуляторной батареи, преждевременный выход из строя которой повышает расходы на обслуживание системы. Систематический перезаряд приводит к кипению электролита и вспучиванию герметичных АКБ.

Глубокий же разряд опасен для аккумуляторов тем, что ведет к сульфатации пластин и гибели АКБ. Особенно чувствительны к перезаряду и переразряду свинцово-кислотные аккумуляторы, наиболее часто применяемые в фотоэлектрических системах.

Подробнее об аккумуляторных батареях, их типах, особенностях применения и многом другом читайте в разделе «Аккумуляторы». Сейчас популярны контроллеры двух типов: технологии ШИМ (PWM) – широтно-импульсная модуляция(Pulse-width modulation) и МРРТ – поиск точки максимальной мощности(Maximum Power Point Tracking).

Существовавшие ранее модели контроллеров отключали солнечный модули при полной зарядке АКБ путем их закорачивания. Это ограничивало область применения подобных контроллеров лишь солнечными батареями, которые не боятся короткого замыкания.

Контроллер с ШИМ – это последовательный контроллер и он отключает зарядку не закорачивая солнечные модули. Его алгоритм работы позволяет достигать 100% уровень зарядки аккумулятора. Происходит это в 4 стадии, которые выполняются автоматически в зависимости от фактического уровня заряда АКБ:

1) Стадия Основной заряд/Накопление/Bulk. Когда АКБ получает полностью весь ток солнечной батареи;

2) Стадия Поглощающий заряд/Насыщение/Absorbtion/ШИМ заряд. Когда напряжение на АКБ достигает определенного уровня, контроллер начинает поддерживать постоянное напряжение за счет ШИМ тока заряда. Это позволяет избежать перегрева и газообразования в аккумуляторе. Ток уменьшается по мере заряда АКБ;

3) Стадия Поддерживающий заряд/Равновесие/Float. Когда АКБ полностью заряжена, зарядное напряжение уменьшается для предотвращения дальнейшего нагрева или газообразования в батарее. АКБ поддерживается в заряженном состоянии;

4) Стадия Уравновешивающий заряд(выравнивание/equalization).Только для АКБ открытого типа. Многие батареи с жидким электролитом улучшают свою работу при периодическом заряде до газообразования, при этом выравниваются напряжения на различных банках АКБ и происходит очищение пластин и перемешивание электролита.

Зарядка аккумуляторов уравнительным зарядом – это метод контролируемой перезарядки, который предусматривает перемешивание электролита и восстанавливает неиспользуемые зоны материала пластин, что полностью восстанавливает емкость аккумуляторов. Процесс стадии выравнивания сопровождается большим газовыделением – образуются газообразные водород и кислород.

Во избежание взрыва необходимо предусмотреть достаточную вентиляцию и устранить все источники зажигания.

Большинство контроллеров имеют неизменные пользовательские (заводские) настройки режимов заряда. Наиболее правильный же заряд АКБ обеспечивают контроллеры, позволяющие настройку типа, емкости АКБ, напряжений заряда рекомендованных производителем АКБ.

ШИМ-контроллеры обычно применяются в небольших система от 100 Вт до 2 кВт, где нужна зарядка аккумуляторов небольшой емкости и установлено немного модулей.

Некоторые из них имеют как светодиодную индикацию, так и LCD-экраны, на которые выводится вся текущая информации о работе системы.

Ниже приводятся в виде таблицы сокращенные технические характеристики ШИМ-контроллера на примере Steca PR3030:

Напряжение 12/24В
Максимальный входной ток 30А
Максимальный ток нагрузки 30А
Максимальное собственное потребление 12ма
Напряжение ударного заряда 14.4/28.8В
Напряжение поддержки

Контроллер заряда

Схема индикатора заряда аккумулятора на светодиодах

Индикатор заряда аккумулятора – нужная штука в хозяйстве любого автомобилиста.

Актуальность такого устройства возрастает многократно, когда холодным зимним утром автомобиль, почему-то, отказывается заводиться.

Еще информация:  Описание приборной панели и значков на chevrolet lanos и других моделях замена ламп

В этой ситуации стоит определиться, то ли звонить другу, что бы тот приехал и помог завестись от своей батареи, либо аккумулятор приказал долго жить, разрядившись ниже критического уровня.

Зачем следить за состоянием аккумулятора?

Автомобильный аккумулятор состоит из шести последовательно соединённых аккумуляторных батарей с напряжением питания 2,1 — 2,16В. В норме АКБ должен выдавать 13 — 13,5В. Нельзя допускать значительного разряда аккумуляторной батареи, поскольку при этом падает плотность и, соответственно, повышается температура промерзания электролита.

Чем выше износ аккумулятора, тем меньшее время он удерживает заряд. В тёплое время года это не критично, а вот зимой забытые во включённом состоянии габаритные огни к моменту возвращения способны полностью «убить» аккумулятор, превратив содержимое в кусок льда.

В таблице можно увидеть температуру промерзания электролита, в зависимости от степени заряженности агрегата.

Критическим считается падение уровня заряда ниже 70%. Все автомобильные электроприборы потребляют не напряжение, а ток. Без нагрузки даже сильно разряженный аккумулятор может показывать нормальное напряжение. Но при низком уровне, во время запуска двигателя, будет отмечаться сильная «просадка» напряжения, что является тревожным сигналом.

Своевременно заметить приближающуюся катастрофу возможно лишь в том случае, когда непосредственно в салоне установлен индикатор. Если во время работы автомобиля он постоянно сигнализирует о разрядке – пора ехать на СТО.

Какие существуют индикаторы

Многие АКБ, особенно необслуживаемые, имеют встроенный датчик (гигрометр), принцип работы которого основан на измерении плотности электролита.

Этот датчик контролирует состояние электролит и ценность его показателей относительна. Не очень удобно по несколько раз залазить под капот автомобиля, что бы проконтролировать состояние электролита в разных режимах работы.

Для контроля состояния АКБ значительно удобнее электронные приборы.

Виды индикаторов заряда аккумуляторной батареи

В автомагазинах продаётся множество таких устройств, различающихся дизайном и функционалом. Фабричные приборы условно делятся на нескольких типов.

По способу подключения:

  • к разъёму прикуривателя;
  • к бортовой сети.

По способу отображения сигнала:

Принцип работы у них одинаков, определение уровня заряда АКБ и отображение информации в наглядном виде.

Принципиальная схема индикатора

Как сделать индикатор заряда аккумулятора на светодиодах?

Существуют десятки разнообразных схем контроля, но результат они выдают идентичный. Подобное устройство возможно собрать самостоятельно из подручных материалов. Выбор схемы и комплектующих зависит исключительно от ваших возможностей, фантазии и ассортимента ближайшего магазина радиотоваров.

Вот схема для понимания как работает индикатор заряда аккумулятора на светодиодах. Такую портативную модель можно собрать «на коленке» за несколько минут.

Д809 – стабилитрон на 9В ограничивает напряжение на светодиодах, а на трёх резисторах собран сам дифференциатор. Такой светодиодный индикатор срабатывает на силу тока в цепи. При напряжении 14В и выше сила тока достаточно для свечения всех светодиодов, при напряжении 12-13,5В светятся VD2 и VD3, ниже 12В — VD1.

Более продвинутый вариант при минимуме деталей можно собрать на бюджетном индикаторе напряжения — микросхеме AN6884 (KA2284).

Схема led индикатора уровня заряда АКБ на компараторе напряжения

Схема работает по принципу компаратора. VD1 – стабилитрон на 7,6В, он служит в качестве эталонного источника напряжения. R1 – делитель напряжения.

При первоначальной настройке он выставляется в такое положение, чтобы при напряжении 14В светились все светодиоды.

Напряжение, поступающее на входы 8 и 9, сравнивается через компаратор, а результат дешифруется на 5 уровней, зажигая соответствующие светодиоды.

Контроллер зарядки АКБ

Что бы отслеживать состояние аккума во время работы зарядного устройства, делаем контроллер заряда АКБ. Схема устройства и используемые компоненты максимально доступны, в то же время обеспечивают полный контроль над процессом подзарядки батарей.

Принцип работы контроллера следующий: пока напряжение на аккумуляторе ниже напряжения заряда – горит зелёный светодиод. Как только напряжение сравняется, открывается транзистор, зажигая красный светодиод. Изменение резистора перед базой транзистора меняет уровень напряжения, необходимого для открытия транзистора.

Это универсальная схема контроля, которую можно использовать как для мощных автомобильных аккумуляторов, так и для миниатюрных литиевых батареек-аккумуляторов.

Оцените, пожалуйста, статью. Мы старались:) (Пока оценок нет)
Загрузка…

Солнечный контроллер заряда

Солнечный контроллер заряда – это электронный прибор, отвечающий за заряд аккумуляторной батареи. Устройства различаются по конструкции, мощности, номинальному напряжению, силе тока заряда и принципу действия.

Что это такое

Контроллер заряда является одним из электронных устройств в схеме управления солнечных электрических станций.

Устройство осуществляет контроль за параметрами заряда аккумуляторной батареи и регулирует процесс его выполнения.

Устройство выполняет следующие функции:

  • Отключает аккумуляторную батарею при достижении ею полного заряда;
  • Отключает потребителей при снижении заряда до минимальных значений;
  • Осуществляет повторное подключение потребителей в случае восстановления заряда;
  • Контролирует ход процесса зарядки;
  • Подключает, в автоматическом режиме, источники энергии для выполнения заряда накопителями энергии.

Использование контроллеров позволяет продлить срок службы аккумуляторных батарей и автоматизировать работу электрических станций.

Для автоматической и безопасной работы аппараты оснащены различными режимами, при которых способны работать в соответствии с заданными параметрами, а также оснащены средствами и элементами защиты.

К таким элементам относятся:

  1. От неправильной полярности на источнике тока и на нагрузке;
  2. От коротких замыканий на входящих и исходящих линиях;
  3. От различных видов перегрева и высоких напряжений.

Виды контроллеров

Существует три принципиально разных по принципу работу, но одинаковых по назначению

видов контроллеров заряда аккумуляторных батарей, это:

  1. On/Off контроллеры. Устройства данного вида применяются редко. Малое распространение данного вида устройств обусловлено тем, что при их использовании происходит неполный заряд АКБ, что в свою очередь отрицательно отражается на их состоянии и может привести к их полному выходу из строя.
  2. ШИМ (PWM) – контроллер. Аппараты данного вида после заряда АКБ не отключают солнечные батареи, это позволяет полностью зарядить АКБ. Устройства данного вида используются в установках мощностью до 2,0 кВт.
  3. МРРТ контроллер МРРТ – контроллер. Это наиболее сложные устройства. Данный аппараты эффективны в работе, обладают большим набором настроек и элементам защиты. Использование устройств данного вида позволяет сократить сроки окупаемости солнечных электрических станций.

Принцип действия

Для разных видов контроллеров, приведенных выше, принцип действия следующий:

  • Для «On/Off» вида устройств – работа заключается в следующем: при достижении максимальногонастроенного значения напряжения на клеммах АКБ, устройство отсоединяет солнечные панели, зарядка АКБ приостанавливается.
  • Для «ШИМ (PWM)» вида устройств – принцип действия основан на использовании широтно-импульсной модуляции.
  • Для «МРРТ» вида устройств – принцип действия основан на управлении пиками, выходящими на максимальный энергетический уровень.

Инструкция по применению

Прежде чем изучить инструкцию по применению контроллера, необходимо запомнить три параметра, которые необходимо соблюдать при эксплуатации данных электронных устройств, это:

  1. Входное напряжение устройства должно превышать на 15 – 20% напряжение «холостого хода» солнечной панели.
  2. Для ШИМ (PWM) аппаратов — номинальный ток должен превышать на 10% ток короткого замыкания в линиях подключения источников энергии.
  3. MPPT — контроллер должен соответствовать мощности системы, плюс 20% от этого значения.

Для успешной эксплуатации прибора необходимо изучить инструкцию по его эксплуатации, которая всегда прилагается к подобным электронным устройствам.

Инструкция информирует потребителя о следующем:

  • Требования техники безопасности – в данном разделе определяются условия при которых эксплуатация прибора не приведет к поражению потребителя электрическим током и прочим негативным последствиям.

Вот основные из них:

  • Перед установкой и настройкой контроллера, необходимо отключить солнечные панели и аккумуляторные батареи от прибора посредством коммутационных аппаратов;
  • Исключить попадание воды на электронный прибор;
  • Контактные соединения должны быть плотно затянуты, дабы избежать их нагрева в процессе работы.
  • Технические характеристики устройства – этот раздел позволяет выбрать прибор по предъявляемым к нему требованиям в конкретной схеме и месте установки.

Как правило, это:

  • Виды регулировок и настроек прибора;
  • Режимы работы прибора;
  • Описываются элементы управления и индикации устройства.
  • Способы и место монтажа – каждый контроллер монтируется в соответствии с требованиями завода – изготовителя, что позволяет эксплуатировать устройство продолжительное время и с гарантированным качеством.

Дается информация по:

  • Месту и пространственному размещению устройства;
  • Указываются габаритные размеры до инженерных сетей и устройств, а также элементов строительных конструкций, по отношению к монтируемому прибору;
  • Даются установочные размеры для мест крепления устройства.
  • Способы включения в систему – данный раздел объясняет потребителю к какой клемме и как, следует выполнить подключение, для запуска в работу электронного прибора.
  • В какой последовательности следует выполнять включение прибора в рабочую схему;
  • Указываются недопустимые действия и мероприятия при включении прибора.
  • Настройка прибора – важная операция, от которой зависит работа всей схемы солнечной электростанции, ее надежность.

В данном разделе сообщается о том как:

  • Какие индикаторы и как сигнализируют о режиме работы прибора и его неисправностях;
  • Дается информация как настроить нужный режим работы устройства по времени суток, режимам нагрузок и иным параметрам.
  • Виды защиты – в этом разделе сообщается от каких аварийных режимов защищено устройство.

Как вариант это может быть:

  • Защита от короткого замыкания в линии соединяющей прибор с солнечной панелью;
  • Защита от перегрузки;
  • Защита от короткого замыкания в линии соединяющей прибор с аккумуляторной батареей;
  • Неправильное подключение солнечных панелей (обратная полярность);
  • Неправильное подключение аккумуляторной батареи (обратная полярность);
  • Защита от перегрева устройства;
  • Защита от высокого напряжения вызванного грозой или иными атмосферными явлениями.
  • Ошибки и неисправности – этот раздел разъясняет как действовать, если по какой-то причине прибор работает неправильно, или вообще не работает.

Рассматривается связь: неисправность – возможная причина неисправности – способ устранения неисправности.

  • Поверка и обслуживание – в этом разделе дается информация какие профилактические мероприятия необходимо выполнять, для обеспечения безаварийной работы устройства.
  • Гарантийные обязательства – указывается срок, в течение которого прибор может быть отремонтирован за счет производителя устройства, при условии правильной эксплуатации, в соответствии с инструкцией по эксплуатации.

Как сделать своими руками

При необходимости имея представление об электронных приборах, умея работатьпаяльником и способность изготовить печатную плату для монтажа комплектующих, можно изготовить контроллер заряда самостоятельно. Это будет простейший из видов контроллеров, который обладает незначительной мощностью и малым набором регулировок и настроек.

В основу работы подобного устройства заложен принцип – когда напряжение на аккумуляторной батарее достигает установленного уровня, зарядка прекращается, и при снижении напряжения на клеммах аккумуляторов – зарядка возобновляется.

Подобный прибор может быть собран по следующей схеме:

Контроллер заряда собранный по данной схеме будет обладать следующими характеристиками:

  • Напряжение заряда аккумулятора регулируется, номинальная величина – 13,8 В;
  • Отключение потребителя настраивается, номинальное значение – 11 В;
  • Включение нагрузки при напряжении на аккумуляторе в 12,5 В.

Электронные компоненты схемы могут быть заменены на аналоги, без изменения физических свойств.

Оцените статью