Зис 115 история создания, где находится последний экземпляр

ЗиС 115 история создания, где находится последний экземпляр

Модификация ЗиС-110 с кузовом фаэтон появилась в 1949 году

Наш первый 6-местный бронированный лимузин ЗиС-115 создавался, прежде всего, для Сталина. Хотя в основу был положен американский Packard, в конструкции было много своего, а главная изюминка — бронекорпус — стопроцентное отечественное ноу-хау. Бронекорпус выпускали на военном заводе в Подольске, он назывался «изделие №100».

Каждая броневая панель кузова проходила военную приемку и подвергалась испытательному обстрелу на соответствие высшей категории защиты. Производство этих корпусов было индивидуальным, и на каждой, даже самой маленькой детали стояло клеймо с номером машины.

Боковые стекла имели толщину 75 мм и при этом выполнялись опускными (привод осуществлялся устройством, напоминающим гидравлический домкрат). Выборочно автомобили ЗиС-115 оборудовались кондиционерами. Компрессор ставили под капот, а сама установка располагалась в багажнике. При этом воздуховоды шли прямо в салон и монтировались по обе стороны от заднего стекла.

На ЗиС-115 впервые в СССР использовался задний мост с полуосями полностью разгруженного типа. В отличие от базового ЗиС-110 «бронелимузин» комплектовался шинами увеличенного размера — 7,50-17”. Кроме того, на ЗиС-115 был более мощный (126 л. с.) двигатель с увеличенной степенью сжатия.

Для лучшего охлаждения силового агрегата применяли сдвоенный масляный насос и дополнительный масляный радиатор. Машины собирались в спеццехе с отдельной пропускной системой и вооруженной охраной. По разным оценкам из ворот спеццеха в 1949-1958 гг. вышло 30-38 автомобилей, до наших дней сохранилось не больше 10.

ЗиС 115 история создания, где находится последний экземпляр

В сталинскую эпоху ГАЗ М-1 был служебным автомобилем НКВД

В постсталинскую эпоху наступила пора «открытости». В 1956 году для Никиты Хрущева собрали полноприводной автомобиль ЗиС-110П с кузовом фаэтон. Он использовался для поездок по целине, по колхозным полям и на охоту.

Хрущевский фаэтон имел оригинальную раму, а некоторые агрегаты ходовой части были заимствованы у грузовика ГАЗ-63. Помимо полного привода характерной особенностью этих машин была независимая подвеска передних колес. Всего было выпущено два полноприводных фаэтона.

Один из них использовался в спортивной лаборатории ЗиЛа и до наших дней не сохранился.

ЗиС 115 история создания, где находится последний экземпляр

Полноприводной фаэтон ЗиС-110П на агрегатах от ГАЗ-63

В 1956 году ЗиС был переименован в завод имени Лихачева, а на следующий год был выпущен первый экземпляр нового лимузина ЗиЛ-111.

В его конструкции было воплощено много новых технических решений: V-образный силовой агрегат, 2-ступенчатая АКП с кнопочным управлением, электропривод стеклоподъемников, бескамерные шины низкого давления. Новый ЗиЛ, как и предшественник, оставался рамной машиной, но при этом стал значительно ниже.

За счет увеличившейся ширины кузова и перепланировки салона места в машине стало больше, соответственно пассажиры смогли разместиться значительно удобнее, чем в ЗиС-110.

В 1959 году в серию пошла модификация ЗиЛ-111 с полностью отечественной установкой для кондиционирования, названная ЗиЛ-111А, а чуть позже появился и кабриолет с индексом «В». Несколько экземпляров ЗиЛ-111В были выпущены в специальном парадном исполнении со светлым тентом и дополнительным оборудованием: поручнями и микрофоном. Они сменили на парадах фаэтоны ЗиС-110Б.

ЗиС 115 история создания, где находится последний экземпляр

Модель ЗиС-110 (1944-1958 гг.) являлась базовой в семействе

В декабре 1962 года в мелкосерийную сборку пошла еще одна модификация «сто одиннадцатого» — лимузин ЗиЛ-111Г. Четырехфарная система освещения делала этот автомобиль более монументальным и тяжеловесным на вид.

По сути это был тот же 111А с кондиционером, но с измененными внешними формами кузова и совершенно другим художественным решением хромированного декора.

Внешне ЗиЛ-111Г уже не копировал какой-то конкретный автомобиль, а был полностью создан заводскими дизайнерами, хотя и с оглядкой на американские тенденции автомобилестроения. На 111Г полностью была изменена передняя и задняя часть машины.

Центральная же осталась прежней, за исключением наружных панелей дверей, соответственно стилизованных под произошедшие внешние изменения. Прописная надпись «ЗиЛ сто одиннадцать» на заднем крыле уступила место лаконичной «ЗиЛ-111».

Из примерно 26 изготовленных автомобилей достоверно известно о 9 сохранившихся. Открытой версией автомобиля ЗиЛ-111Г стал автомобиль ЗиЛ-111Д с кузовом кабриолет. В период с 1964 по 1967 гг. было построено около 12 автомобилей. Серо-голубые ЗиЛ-111Д неизменно участвовали в военных парадах до середины 70-х годов, когда были заменены более современными ЗиЛ-117В.

ЗиС 115 история создания, где находится последний экземпляр

Версия ГАЗ-21 для спецслужб имела заводской индекс ГАЗ-23

К 50-летию Октябрьской революции на ЗиЛе изготовили новый лимузин ЗиЛ-114. На самом деле работы по созданию нового автомобиля ЗиЛ-114 велись параллельно с разработкой ЗиЛ-111Г. Проекты ЗиЛ-114 и ЗиЛ-117 входил в список мероприятий, утвержденных постановлением Совмина.

Внешняя форма ЗиЛ-114 впервые в истории создания представительских автомобилей ЗиС-ЗиЛ была самостоятельной, т.е. не имела прототипа или элементов прямого заимствования. Хотя, как и прежде, для завода постепенно приобретались зарубежные представительские автомобили для изучения.

Утверждение формы происходило осенью 1963 года. Принятая форма оказалась устойчивой, стабильной, даже несколько консервативной. Если внешность семейства 114-х всегда оставалась строгой, то интерьер был многовариантен по исполнению, от серого сукна до бордового бархата с золотым шитьем.

Впервые на автомобиле были применены следующие конструктивные решения: передние и задние дисковые тормозные механизмы с вентилируемыми дисками; алюминиевый блок двигателя; 3-скоростная гидромеханическая АКП; торсионная передняя подвеска. Три опытных образца ЗиЛ-Э114 были построены в 1966 году.

Базовая модель семейства находилась в производстве с 1967 по 1976 гг. и со всеми модификациями была изготовлена в 120 экземплярах.

ЗиС 115 история создания, где находится последний экземпляр

Этот бронированный лимузин до 80-х гг. числился в ГОНе как резервный

В 1967 году увидела свет в металле еще одна новая разработка — 7-местный представительский лимузин ЗиЛ-114. Машина оснащалась 6-литровым V-образным двигателем мощностью 300 л. с.

и имела X-образную раму из лонжеронов объемного сечения, обладавших повышенной жесткостью на кручение. Поскольку особое внимание уделялось комфорту пассажиров, длина лимузина возросла до 6,3 м.

Почти все пространство внутри салона принадлежало пассажирам: водителю оставалось так мало места, что даже рулевую колонку пришлось сделать откидывающейся. Всего было собрано 113 экземпляров. Автомобиль имел строгие и гармоничные формы.

Большие габариты по длине и малая высота делали машину вытянутой, стремительной. Именно с серии «114» начался отход ЗиЛа от прямого копирования американского стиля, элементы которого можно было видеть на предшествующих моделях.

Впоследствии ЗиЛ-114 трансформировался в куда более прогрессивную конструкцию ЗиЛ-4104. Пройдя две глубоких модернизации, она завершила историю создания представительских автомобилей на ЗиЛ.

ЗиС 115 история создания, где находится последний экземпляр

ГАЗ-13 «Чайка» (1959–1978 гг.) оснащался электрическими стеклоподъемниками и кнопочным управлением гидромеханической трансмиссией

Известно, что автомобили представительского класса в то время создавались и на Горьковском автозаводе. Первый среди них — 7-местный лимузин ГАЗ-13 «Чайка» выпускался с 1959 по 1978 гг. Он оснащался электрическими стеклоподъемниками и кнопочным управлением гидромеханической трансмиссией. Небольшое количество машин (менее 20 экземпляров) было построено с перегородкой в салоне.

Этот кузов получил обозначение ГАЗ-13А. Также на базе ГАЗ-13 выпускался кабриолет ГАЗ-13Б. К середине 60-х годов конструкция «Чайки» ГАЗ-13 начала устаревать, и завод начал работу над созданием нового автомобиля ГАЗ-14, проект которого утвердили в 1969 году.

Перед дизайнерами стояла задача создать гармоничный внешний облик, не подвластный влияниям моды, учитывая высокие затраты на технологическую оснастку и малый объем выпуска автомобиля. Для военных церемониальных целей — командования парадами войск в округах создали специальную открытую модификацию ГАЗ 14-05. Таких машин построили примерно 15 штук.

Во время «борьбы с привилегиями» в перестроечное время производство автомобилей свернули, а всю оснастку уничтожили. Всего было изготовлено 1120 автомобилей.

ЗиС 115 история создания, где находится последний экземпляр

ЗиЛ-111 увидел свет в металле в 1957 г.

Прежде чем подвести итог, несколько слов еще об одном интересном экспонате. В 1988 году на ЗиЛе была предпринята попытка создания принципиально нового базового автомобиля (проект ЗиЛ-4102). Этот лимузин был выполнен по схеме с несущим кузовом.

С целью обеспечения самых высоких требований по вибродемпфированию крепление силового агрегата и разрезного заднего моста (задняя подвеска стала независимой) осуществлялось с помощью специальных подрамников, что позволило ввести дополнительный каскад демпфирования между кузовом и дорогой.

Конструкция кузова предусматривала возможность существенного увеличения программы выпуска автомобиля за счет применения принципиально новой схемы узловой сборки и обеспечения штампуемости панелей.

К сожалению, по времени реализации проект совпал с проведением реформ в СССР и экономическим спадом, что не позволило его завершить. Дальше двух опытных образцов работа не пошла.

Читайте также:  Мигающий зелёный – ускориться или остановиться?

ЗиС 115 история создания, где находится последний экземпляр

Кабриолет ЗиЛ-111В в парадном исполнении

История представительских лимузинов ЗиЛа и ГАЗа развивалась вплоть до краха СССР. Многие наработки наших компаний были вполне прогрессивными и в духе времени. Но главный заказчик — Кремль — пересел на машины Mercedes-Benz. Потом предпринимались слабые попытки восстановить уникальное производство, но ни к чему они так и не привели.

ЗиС 115 история создания, где находится последний экземпляр

  • Кабриолеты ЗиЛ-111Д часто дарились лидерам дружественных стран
  • Этот ЗиЛ-114 предназначался для обслуживания Дмитрия Устинова, для которого специально изготавливали желтые салоны. Серийно же передние сиденья «сто четырнадцатых» всегда обивались черной кожей, а салон сзади — серо-зеленым сукном

Производство ГАЗ-14 «Чайка» началось в 1977 году. Во время «борьбы с привилегиями» выпуск автомобилей свернули, а всю оснастку уничтожили. Всего было изготовлено 1120 автомобилей

  1. Проект ЗиЛ-4102 в серию не пошел
  2. Автомобиль охраны и сопровождения ЗиЛ-41072 «Скорпион»
  3. Парадный ЗиЛ-410441 — самая последняя версия представительского ЗиЛа
  4. ВСТРЕЧА С ЮНОСТЬЮ

В 1959 году молодые конструкторы ЗиЛа в инициативном порядке решили создать проект малогабаритного автобуса.

К тому времени было свернуто производство автомобилей ЗиС-110, и чтобы загрузить высвободившиеся производственные мощности, а также удешевить производство дорогостоящих лимузинов ЗиЛ-111, было предложено выпускать на его агрегатах небольшой комфортабельный автобус. С 1961 по 1970 гг.

было построено 7 таких машин. После проведенной модернизации в 1970 году автобус стал называться ЗиЛ-118К, и до 1994 года их изготовили еще 86 штук различных модификаций. Несколько автомобилей ЗиЛ-118К работали в ГОНе.

Было построено четыре автомобиля связи ЗиЛ-118К с высокой радиопрозрачной крышей, под которой размещалось специальное оборудование. Кроме того, для четвертого главного управления при Минздраве СССР были созданы специальные санитарные автомобили для обслуживания высших партийных руководителей.

КАК ВЕЗДЕХОД

Известно, что Леонид Брежнев был страстным автомобилистом. Меньше известен факт: на ГАЗе генсеку создали автомобиль специально для охотничьих выездов. Экспериментальный образец полноприводной «Волги» получил заводской индекс ГАЗ-24-95.

В ходовой части этого автомобиля применялись узлы и агрегаты ГАЗ-69. Брежневская «Волга» на самом деле отличалась завидной проходимостью, на ней без труда можно было перемахнуть через поваленное дерево и выбраться из небольшого лесного болота.

Ничего подобного в мире в середине 70-х годов не было.

Где сейчас машина Сталина

?

Oadam (oadam) wrote, 2013-04-29 09:03:00 Oadam oadam 2013-04-29 09:03:00 Categories:    С подачи Сталина среди советских руководителей высшего ранга одно время были модны автомобили марки Packard Twelve 14-й серии. Было их в СССР по разным подсчетам от 12 до 15 машин, и некоторые экземпляры дожили до наших дней, будучи раскиданы историей по постсоветским просторам (в итоге, в основном уйдя за рубеж). Причем все их нынешние владельцы в один голос уверяют, что именно на этом автомобиле ездил Сталин.     Чёрт его знает, может и не врут, но и доказать не могут. А вот путь одного из сталинских «Паккардов» установить можно, и очень достоверно. Он сейчас в Киеве.ЗиС 115 история создания, где находится последний экземпляр.     Но давайте по порядку. Ровно 77 лет назад, 29 апреля 1936, два первых опытных образца советского автомобиля класса «люкс» ЗИС-101, въехали в ворота Кремля и были представлены на одобрение Сталину и членам Политбюро. Он им понравился, и с ноября 1937 года автомобиль был поставлен на сборочный конвейер.

     ЗИС-101 был копией американского «Бьюика-8» серии «90» плюс разработки советских конструкторов. Кузов был спроектирован тоже на американской фирме Badd, и вполне естественно, что его стиль получился чисто американским, похожим сразу на несколько популярных в то время американских автомашин (а в основном – на Packard).

ЗиС 115 история создания, где находится последний экземплярСталин и члены Политбюро у первого экземпляра ЗИС-101.      Выпускали ЗИС-101 штук по 4-5 в день, и с 3 ноября 1936 по 7 июля 1941 года было произведено 8752 автомобиля. В основном все эти машины поступили в пользование советским партийным и хозяйственным работникам, но около сотни автомобилей были переданы в таксопарки Москвы, Киева и Минска.     Стоила эта машина 40 тысяч рублей (при средней зарплате в 1936-1940 гг. в 207-339 руб. в месяц), и многие ученые, писатели и артисты с удовольствием бы их купили. Но населению ЗИСы продавались лишь по особому разрешению, и среди счастливчиков были только люди уровня Алексея Толстого, Любовь Орловой и Алексея Стаханова.

     Хотя этот автомобиль и создавался как машина Сталина, ему лично был подарен первый образец ЗИС-101, сам вождь этой машиной не пользовался. На нем возили в школу его дочь – Светлану Аллилуеву.

ЗиС 115 история создания, где находится последний экземплярЗИС-101 1936 года выпуска из музея киностудии «Мосфильм». Снимался в кинофильмах «Старые клячи», «Московская сага» и пр..     Сам же Сталин с 1936 года, и вплоть до появления ЗИС-115, продолжал ездить на Packard Twelve (он вообще тяжело расставался со старыми вещами). Это был 7-местный лимузин 14-й серии 1935-1937 модельных годов с колесной базой 144 дюйма (серии 1408) с V-образным двенадцатицилиндровым двигателем мощностью 175 л.с.

     Базовая модель стоила тогда в США $3580, а за броневую доводку в мастерских Derham в Пассадене было заплачено еще $5000. Чуть позже, в 1939 году, на заводе ЗИС, советские рабочие дополнительно усилили защиту автомобиля забесплатно.

ЗиС 115 история создания, где находится последний экземпляр.     Существует легенда, что этот автомобиль подарил Сталину президент США Рузвельт в 1936 году через посла США Гарримана. Изначально, чкобы, он был белым, но Сталин приказал перекрасить его в черный цвет. Легенда о рузвельтовском подарке ничем не подтверждена, и ставится многими под сомнение – в честь чего бы это Рузвельт стал одаривать Сталина подарками, если США признали СССР лишь за три года до этого? Да и послом в СССР Аверелл Гарриман стал лишь в 1943 году.

     Но не так уж и важно, был ли этот Packard Twelve подарком или советское руководство его попросту купило, но Сталину машина очень понравилась.

А то, что нравилось Сталину – нравилось всем, и несколько таких же машин было еще докуплено СССР для Гаража Особого Назначения, который обслуживал правительство.

Со своим «Паккардом» вождь не расставался и в путешествиях, в том числе на конференции глав стран антигитлеровской коалиции в Тегеране, Ялте и Потсдаме.

ЗиС 115 история создания, где находится последний экземплярОбратите внимание: на «Паккарде» Сталина нет фирменной эмблемы Packard – орлицы.     После появления в 1949 году первой советского бронированного лимузина «ЗИС-115», Сталин пересел на него, но время от времени продолжал пользоваться и «Паккард Твелв». И именно на этом автомобиле 19 февраля 1953 года Сталина в последний раз отвезли из Кремля на Ближнюю дачу в Кунцево.     После смерти вождя огромный лимузин остался на Ближней даче, но уже в качестве экспоната организованного там Музея Сталина. Для народных масс музей так и не заработал, и сразу после ХХ съезда КПСС опять стал спецдачей ЦК.

     Экспонаты были переданы что куда, а «Паккард» отправился в одну из военных частей КГБ в Подмосковье.

О лимузине вспомнили лишь в 1968 году, когда начались съемки киноэпопеи «Освобождение», и в ней актер, игравший Сталина, пользовался настоящим сталинским автомобилем.

После окончания съемок Packard Twelve остался на «Мосфильме», где каждый желающий мог спокойно отвинтить с него себе «что-нибудь на память».

ЗиС 115 история создания, где находится последний экземпляр..    В 1987 году по ходатайству клуба «Следопыты автомотостарины» практически полностью раскуроченный сталинский «Паккард», как памятник истории, был за символическую плату передан Юрию Алехину. Последний всю жизнь занимался реставрацией американских машин именно этой марки, но на полное восстановление сталинского Packard Twelve, у него не хватило ни сил, ни средств.     В конце 90-х Алехин стал искать на машину покупателя и нашел в лице криминального авторитета международного уровня Хорхе Портилья-Сумина. Тот коллекционировал автомобили ретро, и его коллекция и сейчас хранится на территории Климовского патронного завода. В ней около 20 старинных машин, среди которых «Майбах» из гаража Бормана и кабриолет, якобы возивший Еву Браун. В настоящее время Хорхе Портилья-Сумин где-то скрывается (а по слухам убит).     Но та сделка не состоялась – осенью 1997 года сталинский «Паккард» у мексиканского гражданина с русскими корнями перехватил один украинский олигарх с корнями еврейскими. Он просто перебил цену, а чтобы выгадать время для перечисления денег, эмиссары от украинского олигарха напоили тогда эмиссаров от международного авторитета до беспамятства.

Читайте также:  Что такое спидометр автомобиля и как он работает на машине: бывает ли погрешность, когда показывает скорость, фото и видео об устройстве

     Через таможню лимузин перевезли тоже каким-то хитроумным способом, чуть ли не под видом реквизита киносъемочной группы.

ЗиС 115 история создания, где находится последний экземпляр.     Так что в настоящее время сталинский «Паккард Твелв» находится в особняке украинского олигарха в Конча-Заспе, идеально отреставрирован, полностью на ходу, но на всеобщее обозрение не выставляется. Обладание им тоже почему-то не афишируется (может быть потому, что из России он был вывезен, по сути, контрабандным путем).

     И имени этого олигарха я вам не назову, ибо чёрт его знает, куда и почему пропал Хорхе Портилья-Сумин…

Автомобиль ЗИС-115 – бронированный лимузин Сталина

Эра бронированных автомобилей для первых лиц Советского Союза стартовала в 1935 году. В это время из США для товарища Сталина был доставлен подарок – бронированный Packard белого цвета.

Не номенклатурная окраска сразу не пришлась вождю по вкусу и была изменена на черную, заложив тем самым стандарт для последующих автомобилей первых лиц.ЗиС 115 история создания, где находится последний экземпляр Цвет – это, пожалуй, единственное, что не устроило Сталина, и в течение нескольких лет в СССР было поставлено несколько партий бронированных Packard для обслуживания высших чинов ВКП(б). И все же, как истинный «отец народа», Иосиф Виссарионович посчитал плохим примером, что высшие чины ездят на иностранных автомобилях. В 1942 году было принято заключение разработать собственный бронированный лимузин. Так началась история ЗИС-115.

Броневик для вождя

Несмотря на несколько опытных образцов, успешно прошедших тестирование в 46-47 годах, первый бронированный автомобиль премиум-класса был выпушен в эксплуатацию в 1948 году. Автомобиль ЗИС-115 производился Московским автозаводом имени Сталина, впоследствии имени Лихачева.

Из сборочного цеха вышло ограниченное число экземпляров, согласно спецзаказу правительства Советского Союза, по некоторым данным, общее количество не превышает 32 единиц.

ЗИС-115 – бронированный лимузин Сталина получил свое название во многом благодаря тому, что сам вождь был одной из первых персон, которой предназначался этот автомобиль.

Правительственный автомобиль времен только что окончившейся войны был просто обязан олицетворять всю силу и мощь Советской страны.

Согласно рекомендациям руководства, ЗИС-115 должен был стать не просто комфортабельным транспортным средством, достойным высших чинов, а неприступной крепостью, способной обеспечить максимальную степень безопасности.

Одной из главных задач конструкторов было сделать так, чтобы представительский бронированный автомобиль не выделялся из общей массы транспорта, привлекая к себе излишнее внимание.

ЗиС 115 история создания, где находится последний экземпляр

Обычный ЗИС с секретом

Так ЗИС-115 внешним видом практически ничем не отличался от серийного автомобиля ЗИС-110. Отличительными чертами служили: дополнительная противотуманная фара-искатель на переднем бампере, крепление для флага, увеличенные шины без белых боковин, выпячивающиеся колпаки и мутные стекла.

В остальном транспортные средства идентичны, за исключением специального оборудования для обеспечения безопасности, с которым конструкторы постарались. Толщина брони ЗИС-115 составляла от 4,0 до 8,6 мм и способна обеспечить надежную защиту от пуль и осколков.

Дверь автомобиля не удалось пробить ни из одного стрелкового оружия. По поводу общей массы автомобиля бытуют разные мнения, в различных источниках указываются значения в диапазоне от четырех до семи тонн.

Силовым агрегатом для этого тяжеловеса служил форсированный 160-сильный двигатель от ЗИС-110, который разгонял этот легковой броневик до 120 км/ч при расходе топлива почти 30 л на 100 км.

Особенности

На машинах, предназначенных для работы на скоростных режимах в средней полосе союза, устанавливалась система охлаждения смазки. Контроль осуществлялся при помощи выведенного на приборную панель термометра с сектором предельных значений.

На автомобилях ЗИС-115, предназначенных для эксплуатации в горной местности, устанавливались усиленные системы водяного охлаждения, обеспечивающие повышенную работу водяного насоса при увеличенных оборотах вентилятора.

Система включала в себя модифицированные шкивы, особые вентиляторы и дополнительные генераторы.

ЗиС 115 история создания, где находится последний экземпляр

Безопасность

Сталинский лимузин ЗИС-115 обладал уникальной на свое время системой бронирования, которая делала его ближе к боевой машине, чем к легковому автомобилю. Капсульная система бронирования представляла собой цельную оболочку, обшитую кузовными деталями.

Такой подход позволял внешне особо не отличаться от обычных автомобилей, не выделяясь в транспортном потоке, мощнейшая бронировка скрывалась от глаз простых обывателей. Бронекапсула выпускалась отдельно на подмосковном военном заводе под маркировкой «Изделие №100».

Каждый бронекорпус выпускался индивидуально для определенного экземпляра ЗИС-115, о чем свидетельствовал особый номер принадлежности, и проходил проверку на армейском полигоне на предмет пробиваемости.

Сборка бронированных автомобилей осуществлялась в отдельном цеху с особой индивидуальной пропускной системой.

ЗиС 115 история создания, где находится последний экземпляр

Пуленепробиваемое стекло толщиной 75 мм. Из-за огромного веса (около 100 кг) для подъема стекол использовался специальный гидроподъемный механизм, а для спуска специальный барашек, причем стекло опускалось максимум наполовину. Для предотвращения случайного или нежелательного открытия дверей на ходу они снабжались специальными цепочками.

ЗИС-115 Сталина не оборудовался перегородкой между водительским местом и салоном. Эта отличительная особенность от базового автомобиля ЗИС-110 делала бронированный автомобиль скорее большим седаном, а не лимузином.

По некоторой информации отсутствие перегородки было желанием самого Иосифа Виссарионовича, мотивируемым тем, что у него нет секретов от народа.

Комфорт

Автомобили ЗИС-115, хотя и выборочно, оснащались кондиционерами. Установка размещалась в багажном отсеке, воздуховоды находились с двух сторон задних сидений. Для набивки кресел использовался гагачий пух, дорогая тканевая обивка, передние сиденья обшивались вручную кожей.

ЗиС 115 история создания, где находится последний экземпляр

Одна машина – хорошо, но береженого бог бережет

Не было случая, чтобы для поездок Сталин использовал один и тот же автомобиль два раза подряд.

Номерные знаки, которые в том числе и из-за дополнительной фары устанавливались исключительно сзади, всегда менялись после каждой поездки.

Никто из работников кремлевского гаража и даже охрана до последнего момента не знали, на каком из автомобилей будет выезд. То же касалось и маршрута, который по обыкновению мог измениться практически в последнюю минуту.

ЗиС 115 история создания, где находится последний экземпляр

Легендарный автомобиль

Эпоха советских бронированных автомашин для членов правительства завершилась со смертью Сталина. Легендарный автомобиль Сталина ЗИС-115 стал неактуален. Его выпуск был прекращен.

Несколько экземпляров сталинских броневиков было подарено партийным лидерам стран соцлагеря, остальные уничтожены под надзором особых комиссий и с подписанием необходимых актов.

Причины, по которым было принято решение об утилизации ЗИС-115, доподлинно не известны, но по некоторым оценкам в различных коллекциях сохранилось лишь восемь этих уникальных автомобилей.

Самым распространенным мнением об основаниях для уничтожения сталинских броневиков является то, что интерес к этим автомобилям со стороны нового партийного руководства был нулевым, а передача такой техники третьим лицам была невозможна, поскольку находилась под грифом «секретно».

ЗИС-115

30.12.2020

ЗиС 115 история создания, где находится последний экземпляр

ЗИС-115 («ЗИС-110СО») — советский бронированный автомобиль высшего класса. Выпускался несколькими сериями в 1949-1955 годах на автомобильном заводе имени Сталина на единой с ЗИС-110 платформе.

Всего было произведено 56 штук. Машина имела несколько производственных индексов: в сборе – ЗИС-115, шасси – ЗИС-110С, кузов с сборе – ЗИС-145. Бронекорпус выпускали на Подольском заводе им. С.Орджоникидзе.

Поагрегатно и в сборе ЗИС-115 являлся секретным изделием.

Автомобиль предназначался для высших руководителей коммунистической партии СССР — членов Политбюро ЦК ВКП(б), в первую очередь для Председателя Совета Министров СССР И.В. Сталина.

Большая часть автомобилей эксплуатировалась в Гараже особого назначения (ГОН). Позднее эта модель имелась в гаражах лидеров многих европейских и азиатских стран, дружественных Советскому Союзу.

Последний автомобиль был списан из системы Гаража особого назначения в 1994 году.

История создания

Разработка нового автомобиля началась в 1943 году по персональному заданию И.В. Сталина. И гражданская, и бронированная версии нового ЗИСа проектировались одновременно с одинаковой внешностью. В первую очередь разрабатывался автомобиль со специальной защитой. Легковой броневик являлся засекреченным и собирался в спеццехе ЗИСа, отдельно от гражданской версии ЗИС-110.

В 1944 году появился первый прототип бронированного автомобиля, а в 1946-1948 годах была собрана первая партия таких машин под названием ЗИС-110С. Гараж особого назначения и И.В. Сталин эти автомобили не приняли ввиду избыточного веса машин и, соответственно, невозможности эксплуатировать автомобили на имеющихся типах покрышек.

Читайте также:  Toyota corolla xii, старт продаж в России, обзор

После модернизации бронекорпуса и облегчения автомобиля на 400 кг. появилась новая модель ЗИС-115, которая и пошла в серию с декабря 1949 г.

Первоначальное ее обозначение — ЗИС-110СО, буквы “СО” означали “специальный, облегченный”. В дальнейшем по заводской номенклатуре изделий “Шасси-кузов” модель обозначалась как ЗИС-115-145.

После 1950-х годов СССР не производил бронированные легковые автомобили вплоть до 1983 года.

В СССР после выработки ресурса все машины подлежали возвращению в полной комплектации на завод изготовитель для последующей утилизации.

По оценке Дмитрия Дашко, автора книги о сталинских броневиках, в наши дни сохранилось не менее двух десятков автомобилей ЗИС-115, большинство из которых являются музейными экспонатами в музеях России, Китая, КНДР, Вьетнама, Ирака, Афганистана и других стран, где эксплуатировались эти автомобили.

Описание конструкции

Кузов автомобиля — 4-дверный 6-местный лимузин. Задние двери открывались против хода автомобиля. На ЗИС-115 устанавливался стандартный для ЗИС-110 бензиновый карбюраторный 8-цилиндровый двигатель с рабочим объемом 6005 см3 и мощностью 140 л.с.

Заднее пассажирское сиденье набивалось (а точнее, накачивались специальным насосом) гагажьим пухом и обтягивалось дорогим сукном.

Кроме обычных дверных замков, обе задние и правая передняя дверь снабжались цепочками, гарантирующими невозможность их случайного открытия на ходу.

Форточки в передних дверях открывались вращающимися рукоятками через редуктор. Окна дверей, а также стекло внутренней перегородки были опускными.

Внешнее декоративное оформление автомобиля практически полностью имитировало ЗИС-110. Основные внешние отличия ЗИС-115 от ЗИС-110: выпуклые колпаки колес, замутненные стекла с желтоватым отливом, толстые стекольные рамки.

Бронезащита

Модель ЗИС-115 получила уникальный для своего времени капсульный тип бронирования (аналогичный использованному на самолётах-штурмовиках Ильюшина), т.е. стальную, сварочно-клепанную коробку вокруг которой собирался кузов автомобиля.

Корпус, включая крышу, двери и борта изготавливался из авиационной стальной брони марки ХГСМ (КВК-2). Бронекапсулы собирались на Машиностроительном заводе им. Орджоникидзе в Подольске.

Ранее, в конце 1930-х годов на этом заводе было освоено изготовление бронекорпусов самолёта-штурмовика Ил-2.

Требованиями к прозрачной и непрозрачной броне ЗИС-115 предусматривалось обеспечение защиты от простой (свинцовой) винтовочной пули 7,62 мм с дистанции 25 метров. Как и при разработке бронированных модификаций правительственных лимузинов ЗИС-101Э (1940), ЗИС-110С (1946) в качестве материала бронекорпуса была выбрана авиационная броня, отличавшаяся повышенной противопульной стойкостью.

Прозрачная броня (бронестекло «Три»), разработанная ВНИИ Стекла, отличалась повышенной живучестью. Общая масса комплекта бронестёкол составляла 291,9 кг. При её поражении несколькими пулями сохранялась частичная видимость, что позволяло вывести автомобиль из зоны обстрела при попаданиях в стекла шофера. Для сравнения бронестекла «Паккарда» выдерживали попадание пули с 50 метров.

Днище ЗИС-115, рассчитанное на действие взрывной нагрузки, сваривалось из танковой стальной брони марки 43ПСМ, толщина днища 3 мм. Оно должно было выдерживать подрыв по ним гранаты РГД-33. Каждый изготовленный заводом Орджоникидзе бронекорпус перед отправкой на ЗИС проходил полигонные испытания в присутствии представителя МГБ – обстрел винтовочными пулями и подрыв гранатой.

Бронированный ЗИС-115 Сталина: 300-килограммовые стекла и роскошный салон

На Youtube-канале «Автомобильная Россия» появился видеоролик, посвященный оригинальному экземпляру ЗИС-115. Речь идет о бронированной машине, на которой ранее передвигался сам Иосиф Сталин.

Столь примечательный автомобиль находится в распоряжении Музея техники Вадима Задорожного. Снаружи он практически ничем не отличается от обычного ЗИЛ-110, при этом его главной особенностью является мощная броня.

  • ЗиС 115 история создания, где находится последний экземпляр
  • Фото speedme.ru
  • Работая над необычным ЗИС-115, советские конструкторы не стали просто закреплять бронированные листы под панелями кузова, а создали для модели уникальную монолитную бронекапсулу, вокруг которой затем и создавался сам автомобиль.

Из-за подобного подхода машина для вождя оказалась почти в два раза тяжелее стандартной модели. Столь существенной прибавке веса поспособствовала не только упомянутая капсула, но и толстые (7,5 см) стекла. К слову, полный комплект последних суммарно весит аж 292 кг.

► Подпишитесь на наш канал в Telegram

Отделанная черной кожей передняя часть салона также во многом повторяет таковую на ЗИС-110, а вот задний ряд здесь оформлен уже иначе. Сиденья в пассажирской части обшиты бежевой кожей, а на полу имеет бордовый ковер. Облицовка перегородки и рамки стекол машины выполнены из натурального дерева.

Из-за возросшей массы советским специалистам пришлось пересмотреть конструкцию ходовой части, и если переднюю подвеску они просто усилили, то заднюю изменили куда более существенней. Что касается мотора, то бронекапсула получила 6,0-литровую рядную «восьмерку» мощностью 140 л.с. от обычного ЗИС-110.

  1. На данный момент автомобиль хоть и является полноценным музейным экспонатом, но находится в полностью исправном техническом состоянии, то есть пригоден для эксплуатации.
  2. Находящийся на реставрации ЗиС-101 пытаются продать за 75 млн рублей

Подпишитесь на наш канал в Instagram Самые ожидаемые новинки авто 2022

Свидетель раскрыл подробности кражи машины Сталина в Москве – МК

27 декабря стало известно о краже из московского гаража бронированного автомобиля ЗиС-115.

Эта модель, пулевзрывозащищенная версия лимузина ЗиС-110, выпущена по личному заказу Иосифа Сталина мизерным тиражом в 56 экземпляров и является одним из самых редких и ценных авто отечественного производства.

Поразительно, но хранили лимузин в самом обычном гараже без охраны. Эксперт по автомобилям марки ЗиС/ЗиЛ Владимир Киреев, свидетель происшествия, рассказал «МК» о краже и этом автомобиле.

– Я только что вышел из отделения полиции, где занимался оформлением машины в розыск, – сообщил «МК» Киреев, представитель РФ в исторической комиссии Международной автомобильной федерации.

– Владелец контролировал машины из своей коллекции при помощи видеокамер, установленных на гараже. Сегодня утром он увидел, что было вскрытие гаража, попросил меня посмотреть, на месте ли машина.

Я ее не обнаружил и заявил об этом в полицию с согласия владельца.

Эксперт подтвердил, что владелец угнанного автомобиля — украинский предприниматель и коллекционер Руслан Тарпан. У нынешнего хозяина ЗиС находился около 15 лет, машина не проходила реставрацию, а досталась коллекционеру в хорошей сохранности. На выставках авто никогда не появлялось.

– Автомобиль из гаража Совета министров, – отметил Владимир Киреев. – Ее назначением было сопровождать лидеров страны в зарубежных визитах. В частности, она была направлена в Венгерскую народную республику.

Что касается самого Сталина, то он физически не мог ездить на этой машине, поскольку выпущена она была уже после его смерти, в 1955 году. Ее порядковый номер шасси — 48, а всего было выпущено 56 автомобилей, с номерами от 0 до 55.

На сегодняшний день известно 26 сохранившихся и отреставрированных автомобилей, а также одно шасси.

По словам специалиста, найти автомобиль могут, если повезет, в течение двух дней. Киреев не исключает, что преступники сами выйдут на него, как на эксперта и представителя владельца, чтобы предложить возврат машины за выкуп. «Если бы в прессе сейчас не было шума, через неделю, думаю, они бы вышли на связь», – предполагает он.

Продать ЗиС-115 на рынке коллекционных авто довольно сложно, полагает коллекционер и эксперт по классическим автомобилям Глеб Рачко. Первая сложность заключается в том, что каждая деталь этого автомобиля имеет личный номер, по которому можно установить ее происхождение. Вторая — в том, что рынка как такового у столь штучной машины не существует.

Если ориентироваться на последние совершенные сделки в России, то ЗиС-115 можно оценить примерно в 2 млн евро. Другой вопрос, что в России криминальное происхождение машины будет всем очевидно, а за границей эти автомобили — не более чем клоны европейских и американских представительских машин.

Высокие цены и интерес к «автомобилям Сталина» есть только на российском рынке.

– Впрочем, если ворам удастся вывезти машину из страны по частям, она может найти своего покупателя, – уверен Рачко. – Эти машины уважают в Китае, к тому же нельзя сбрасывать со счетов и наших соотечественников, живущих за границей. Многие из них купили бы эту машину за, скажем, одну десятую ее рыночной цены. И никому не показывали бы, как миллионер из фильма «Как украсть миллион».

 СМИ сообщили о краже в Москве лимузина Сталина

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector