Выхлопная система автомобиля, устройство, неисправности, диагностика, ремонт

Многие автолюбители даже не представляют, насколько важна выхлопная система автомобиля в безаварийной работе силового агрегата, и не уделяют её обслуживанию должного внимания, в результате чего, может произойти выход из строя двигателя. Именно по этой причине, стоит внимательно ознакомиться с принципом работы выхлопной системы, её конструктивными особенностями, и знать, из чего состоит выхлопная система.

Выхлопная система автомобиля, устройство, неисправности, диагностика, ремонт

В работе двигателя внутреннего сгорания важная роль отводится своевременному выводу наружу отработавших газов, начинающих скапливаться в камере сгорания головки блока цилиндров сразу после воспламенения топливной смеси.

Данную задачу призваны выполнять выхлопные системы, или как говорят автолюбители, глушители, которыми оснащаются все современные машины.

Должная работа выхлопной системы, направленная на отвод из мотора остатков отработанной топливной смеси, целиком зависит от исправности всех её составных элементов, имеющих некоторые конструктивные отличия в зависимости от типа двигателя.

Принцип работы выхлопной системы

Современная автомобильная выхлопная система состоит из нескольких частей, в отличие от первых устройств, имеющих вид механического клапана, который принудительно открывался водителем автомобиля вручную. Все элементы выхлопной системы, которые соединяются между собой с помощью крепёжных болтов через расположенные на их концах фланцы, предназначены для:

  • отвода из камеры сгорания двигателя выхлопных газов и прочих не сгоревших остатков топливной смеси;
  • уменьшения выделяемого мотором во время работы шума;
  • уменьшения количества токсичных веществ находящихся в выхлопе автомобиля;
  • предотвращения попадания в салон транспортного средства токсичных газов.

Устройство выхлопной системы автомобиля обладает довольно простым принципом работы, которая подразумевает отвод отработанных газов из камеры сгорания, проводя их через трубы к задней части транспортного средства, понижая при этом, за счёт герметичности всей конструкции и соединений через фланцы с термоустойчивыми уплотнителями, выделяемый мотором шум.

Уменьшение количества токсичных веществ в выхлопных газах достигается за счёт применения в конструкции выхлопной системы каталитических нейтрализаторов (катализаторов), работоспособность которых контролирует специальный датчик, называемый лямбда-зонд. В современных дизельных автомобилях, для повышения показателя экологичности выхлопа, производители используют сажевый фильтр, которым также оснащается выхлопная система дизеля.

Выхлопная система автомобиля, устройство, неисправности, диагностика, ремонт

В конструкции дизельного мотора, а также современного бензинового агрегата, довольно часто используется турбонагнетатель, который использует для подачи в камеру сгорания воздушную смесь из кислорода и отработавших газов, забираемых из выпускного коллектора. Количество попадающих в турбину выхлопных газов, регулирует датчик, расположенный на корпусе выпускного коллектора.

Устройство конструкции и назначение её составных частей

Детали, составляющие данную конструкцию, имеют различную функциональную нагрузку и собственные обозначения, отражающие этапность их работы. Сама схема выхлопной системы и наименования её частей, выглядят следующим образом:

Коллектор выпускной, представляет собой навесной тип оборудования силового агрегата, и предназначен для поступления в него отработавших частиц и газов топливной смеси с камер сгорания каждого из цилиндров, и изготавливается в основном из керамики, сплавов чугуна или нержавеющей стали, обладающих повышенной термоустойчивостью.

Выхлопная система автомобиля, устройство, неисправности, диагностика, ремонтКонструкция выхлопной системы

Приёмная труба, именуемая автолюбителями как «штаны», из-за схожего внешнего вида, предназначена для объединения нескольких потоков выхлопных газов в один, и для дальнейшего их продвижения к каталитическому нейтрализатору (катализатору). Труба зачастую оснащается так называемой гофрой, с помощью которой происходит гашение вибрации, передаваемой на всю конструкцию выхлопной системы работающим мотором.

Катализатор, представляет собой керамические соты, поверхность которых покрыта слоем сплава из платины и иридия, что позволяет вступить в химическую реакцию с ними выхлопным газам, в результате чего происходит их разделение на кислород и оксид азота.

Выделенный кислород в катализаторе помогает более эффективно сгорать остаткам топливной смеси, в результате чего к глушителю подаётся исключительно азотно-диаксидноуглеродная смесь. Работу каталитического нейтрализатора контролирует специальный датчик лямбда зонд, передавая сигнал на блок управления силового агрегата автомобиля.

Аналогичный датчик, устанавливается и на выпускной коллектор, для анализа показателей токсичности поступающих в катализатор отработанных газов.

Резонатор или пламегаситель, предназначен для понижения высокой температуры отработанных выхлопных газов, что достигается с помощью его ячеистого внутреннего строения. Последней деталью в конструкции, является глушитель, задача которого заключена в понижении шума работающего двигателя за счёт перфорированной трубы внутри его корпуса.

Все составные части выхлопной системы соединены друг с другом через фланцы с помощью крепёжных болтов и термостойких уплотнителей, отвечающих за герметичность данной конструкции, без которой невозможна полноценная работа двигателя современного автомобиля.

Выхлопная система автомобиля, устройство, неисправности, диагностика, ремонт

Возможные неисправности, методы их устранения и варианты тюнинга

Конструкция выхлопной системы является идеальным вариантом для проведения тюнинга легкового автотранспортного средства, благодаря простате монтажа её составных частей и наличием большого ассортимента различных деталей. Самым частым вариантом тюнинга глушителя является установка так называемого прямоточного выхлопа, когда из системы убирается резонатор.

Выхлопная система автомобиля, устройство, неисправности, диагностика, ремонт

Наиболее частые неисправности выхлопной системы связаны с потерей герметичности деталей или их соединений, уплотнители в которых могут сильно износиться. Для замены уплотнительных элементов, необходимо приобрести ремонтный комплект выхлопной системы, и открутив крепёжные болты, поменять их на новые.

Выхлопная система автомобиля, устройство, неисправности, диагностика, ремонт

Сделанные из различных сплавов металла детали выхлопной системы, подвергаются значительному нагреву, резкому перепаду температур, и работают в условиях повышенных нагрузок, в результате чего подвержены сильному износу и прогаранию внутренних частей.

Определить данные поломки позволит громкий шум работающего мотора и визуальная диагностика выхлопной системы, после проведения которой, повреждённую деталь конструкции необходимо либо заменить на новую, в случае внутренних неисправностей, либо отремонтировать её корпус с помощью электро/газосварки.

Выхлопная система автомобиля, устройство, неисправности, диагностика, ремонт

В современных автомобилях работа силового агрегата контролируется блоком управления, который получает определённые сигналы от многочисленных датчиков, расположенных на всех его конструктивных узлах.

В конструкции выхлопной системы расположен датчик, именуемый лямбда-зондом, замеряющий количество токсичных веществ в отработанных газах.

Его неисправность или некорректную работу способен выявить только диагностический стенд, после чего датчик необходимо заменить.

Эксплуатировать автомобиль с неисправной выхлопной системой нельзя, это может привести, как к поломке силового агрегата, на клапанах образуется закоксование рабочей поверхности, приводящее к потере мощности мотора, так и к возможному нанесению вреда здоровья водителя и всех пассажиров, из-за попадания в салон токсичных выхлопов.

Если у вас возникли вопросы – оставляйте их в х под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Что указывает на проблемы с выхлопной системой

Здравствуйте, друзья! Среди автомобилистов есть те, кто до последнего игнорирует сигналы машины о неисправностях. Включая выхлопную систему.

Некоторые поломки кажутся несущественными. Но не обращать на них внимания нельзя.

За маленькой проблемой последуют серьезные неприятности. Это дорогой, а также длительный ремонт.

Еще одна опасность — это отравление водителя и пассажиров ядовитыми выхлопными газами. Не раз неисправности выхлопа вели к возгоранию машины.

Выхлопная система автомобиля, устройство, неисправности, диагностика, ремонт

Конструктивные особенности

Выхлопная система имеет сложное устройство. Даже бывалый автомобилист всех нюансов знать не может.

Здесь нужен опыт, соответствующая квалификация, а также постоянная практика в работе с разными моделями и марками автомобилей.

Из-за этого браться за ремонт своими руками не стоит. Это опасно.

Правильное решение — обратиться к проверенным специалистам. Таким как CataNet (КатаНет). Кому интересно, оставлю ссылку на их сайт https://catanet.ru/service/. Хорошие ребята, а также настоящие профессионалы в своем деле. Сам обращался. Нареканий нет. Еще и гарантию дают на выполненную работу.

Почему разобраться в проблемах выхлопной системы самостоятельно сложно? Причина в ее многокомпонентности.

Выхлопная система автомобиля, устройство, неисправности, диагностика, ремонт

Основные узлы такие:

  • Выпускной коллектор. В него поступают продукты сгорания, которые образуются в цилиндрах двигателя;
  • Гофра. Или сильфон. Нужна для снижения вибраций, а также защиты кузова от резонанса. Защищает систему от износа. Незаменимый элемент;
  • Катализатор. Есть и другое название. Это каталитический нейтрализатор. Требуется для снижения токсичности выхлопа. Позволяет машине соответствовать экологическим стандартам. Окисляет и дожигает выхлоп;
  • Резонатор. С его помощью уменьшается температура выхлопа, а также снижается скорость его выхода;
  • Глушитель. Способствует снижению уровня шума.
  • Добавьте сюда различные датчики, контроллеры, проводку и прочие компоненты.
  • Не каждый специалист может по косвенным признакам понять, что не так с машиной.
  • Здесь нужна диагностика, профессиональное оборудование, а также грамотный подход.
  • Выхлопная система автомобиля, устройство, неисправности, диагностика, ремонт

Признаки неполадок

Основная задача водителя заключается в том, чтобы следить за поведением машины, а также реагировать на изменения.

Да, не все способны качественно и своими руками отремонтировать выхлоп. Но в их силах заметить, что начались изменения.

Выделяют 7 характерных признаков неполадок системы выхлопа.

  • Изменение звука выхлопа. Неполадки мотора на акустику не влияют. Только если это капитальные проблемы. Если система выпуска неисправна, то по звучанию из выхлопной трубы это становится сразу заметно;
  • Появляется запах в салоне. Это происходит даже при минимальном нарушении герметичности узла. Принюхайтесь и к запаху за пределами машины. Если дым стал густым, белым или черным, а также появились признаки аромата бензина из трубы, нужно ехать в сервис;
  • Глушитель гремит и стучит. Он наверняка контактирует с днищем или рамой. Это происходит при наезде на неровности. Причина — сломанные подвесы;
  • Греется пол в салоне. Для компенсации нагрева используют тепловые экраны. Если система греется выше нормы, они не спасают. Проблему нужно решать быстро. Иначе есть риск возгорания автомобиля;
  • Выхлоп сечет. Так называют характерный звук. Он меняется в зависимости от оборотов двигателя, а также скорости движения. Причина в трещинах на глушителе, в местах соединения, а также в прогоревших прокладках. Внутри системы снижается давление. Газы стремятся проникнуть в салон;
  • Забитая система. Загрязнения возможны на любых участках. Часто это катализатор. Двигатель теряет в мощности, а также появляется глухой звук из трубы;
  • Внешние дефекты. Их можно определить визуально. Обращаться к специалистам для диагностики не нужно. Необходимо сразу приступать к ремонту.
Читайте также:  Новый чери тигго 7 2021, комплектации и цены, характеристики, тест драйв, отзывы, фото, видео

Даже одного из признаков достаточно, чтобы приступить к решению возникающей проблемы, а также восстановлению авто.

Выхлопная система автомобиля, устройство, неисправности, диагностика, ремонт

Подводим итоги

Выхлопная система — одна из самых сложных, а также важных в составе автомобиля. За ее состоянием нужно следить.

Незначительные симптомы — это весомое основание провести диагностику. За простыми неполадками следуют серьезные и опасные поломки. Некоторые из них заканчиваются возгораниями. Шутить с этим нельзя.

Правильное решение — обратиться к профильным специалистам. Не пытайтесь сэкономить. Самостоятельный ремонт тут опасен. Без должного опыта, а также знаний влезать в этот узел не стоит.

С какими неполадками сталкивались? Как решали проблемы? Что не так было с машиной? Как поняли, что появились неисправности со стороны системы выхлопа?

Жду ответов в х, а также вопросов.

У меня все. Будем прощаться. Спасибо за внимание!

Подписывайтесь, оставляйте отзывы, а также задавайте вопросы и рассказывайте о проекте друзьям!

Основные неисправности глушителя: что делать ???? avtoshark.com

Поломки машины водители часто определяют по внешним признакам. Падение мощности и повышенный шум заведенного двигателя могут свидетельствовать о неисправности глушителя автомобиля.

Неисправности глушителя автомобиля

Выхлопная система представляет собой герметичную конструкцию. Поэтому причиной большинства проблем становится разгерметизация или закупоривание. В обоих случаях происходит потеря тяговой силы двигателя и резкое увеличение расхода топлива. Неисправности глушителя автомобиля могут привести как минимум к дорогостоящему ремонту.

Определение неисправностей

Сломанный глушитель шумит намного громче исправного. Внутри устройства многих моделей имеются перегородки для снижения звукового фона. При ослаблении или поломке этих переборок появляется грохот, возрастает уровень шумового загрязнения.

В салоне может ощущаться запах выхлопных газов. В таких случаях следует проверить глушитель на авто.

Признаки неисправности глушителя автомобиля

Неисправности глушителя автомобиля можно определить по следующим признакам:

  • в салоне ощущается запах гари;
  • уменьшается мощность и тяга;
  • наблюдается плотный, нависающий дым за кузовом во время езды;
  • увеличивается расход топлива;
  • из-под днища раздается дребезжание, причина которого – нарушение подвески выхлопной трубы;
  • двигатель работает громче обычного, появляется рев, секущие и другие неприятные звуки.

Выхлопная система автомобиля, устройство, неисправности, диагностика, ремонт

Даже внешне новый глушитель может быть проблемным

При выявлении этих признаков поломки глушителя следует срочно организовать его ремонт.

Дефекты глушителя автомобиля

Повышенный шум автомобиля и стуки могут появиться от соприкосновения выхлопной трубы с днищем. Это происходит обычно из-за забитой между глушителем и кузовом грязи. Причиной бывают и прижатие трубы к машине после заезда в колею или канаву. Такой же шум возникает, если оборваны резиновые крепления.

Может нарушиться герметичность одного из элементов выпуска. Происходит это из-за прогорания металла, в результате чего наружу начинают выходить громкие звуки, ощущается запах газа.

Отрицательно воздействует на металл коррозия. Выхлопная труба постоянно нагревается и охлаждается. При этом на нее влияют влага и дорожные компоненты. Разъедаются сварные швы, появляются дыры, особенно на изгибах выхлопной трубы.

Выхлопная система автомобиля, устройство, неисправности, диагностика, ремонт

Коррозия глушителя авто

Источником повреждений может стать механическое воздействие. Стены трубы разбиваются от наездов на бордюры, камни, пни и другие препятствия. Из-за развивающейся коррозии или абразивного износа происходит поломка крепежа или элементов подвеса.

Ремонт системы выхлопа автомобиля удаление катализатора

Для очищения выхлопа от газов предназначен каталитический конвертер, или катализатор. Он выходит из строя после 80-100 тыс. км пробега. Тогда для ремонта системы выхлопа автомобиля необходимо катализатор удалить.

На место детали большинство автолюбителей устанавливает пламегаситель. Делают это с целью избежать крупных расходов, поскольку цена запчасти довольно высокая.

Удаление забитого катализатора приводит к улучшению динамики и нормализации расхода топлива.

Выпрямить глушитель на машине

Выправлять погнутую при ударе выхлопную трубу можно при помощи молотка обратного действия. Сделать инструмент несложно самостоятельно. Для этого:

  1. Возьмите стержень толщиной 5-10 мм и отрезок трубы.
  2. К нижней части стержня приварите ограничитель. Трубу, служившую грузом, наденьте на штырь. Должно быть обеспечено свободное возвратно-поступательное движение утяжелителя.
  3. Верхнюю часть приспособления присоедините с помощью сварки к середине вмятины. Если искривление большое, то выпрямлять его нужно с краев. Погнутую поверхность выстукивайте скользящими движениями.
  4. Если металл не поддается выравниванию, прогрейте обрабатываемый участок, например, паяльной лампой, соблюдая правила пожарной безопасности.

Выхлопная система автомобиля, устройство, неисправности, диагностика, ремонт

Ремонт глушителя

Выпрямить глушитель на машине таким образом получится качественно и быстро.

Может ли машина глохнуть из-за глушителя

Причины, по которым машина глохнет на ходу, могут быть разными:

  • отказ бензонасоса;
  • проблемы с электрооборудованием;
  • неисправность воздушного фильтра и пр.

На вопрос о том, может ли машина глохнуть из-за глушителя, ответ будет положительным.

Нарушения в работе отводящих газы трубок приводят к тому, что на полном ходу двигатель начинает терять обороты, захлебывается и в итоге глохнет.

Причина такого явления – загрязненность и забитость выхлопа. Может отказать и катализатор. Разберите и прочистите трубки. А неисправный каталитический конвертер замените.

Из-за чего глушитель взорвался на машине

Многим водителям знакомо такое явление, как выстрелы в глушителе. Резкие, неприятные хлопки возникают в результате неисправностей силового агрегата автомобиля. Недогоревшая в двигателе топливная смесь попадает в коллекторную систему и выхлопную трубу. Под действием высокой температуры газы воспламеняются. Происходит своеобразный микровзрыв, похожий на выстрел.

Выхлопная система автомобиля, устройство, неисправности, диагностика, ремонт

Последствия взрыва глушителя

От водителей можно услышать истории о том, как на машине взорвался глушитель. Избыток горючей смеси, попавший в выхлопную трубу, действительно может взорваться. Поврежденный выпускной механизм в таких случаях подлежит замене.

Можно ли ездить с неисправным глушителем на машине

По внешним признакам иногда сложно определить дефекты в узлах автомобиля. Эксперты советуют не реже одного раза в месяц заглядывать под машину. Заезд на смотровую яму и проверка подкузовных узлов поможет выявить различные неисправности, в том числе и проблемы с выхлопной системой.

Владельцы часто задумываются о том, можно ли ездить с неисправным глушителем на машине. Практически это возможно, но влечет за собой ряд неприятных последствий:

Проверка кондиционера в автомобиле на утечку своими руками

  • выпускные газы, просачиваясь через пол в салон автомобиля, могут вызвать различные заболевания водителя и пассажиров;
  • неисправный выхлоп увеличивает выброс вредных токсичных газов в атмосферу;
  • не проведенный вовремя ремонт системы обойдется еще дороже: оттягивание работ приведет к повреждению других узлов автомобиля.

За езду на машине с неисправным выхлопом предусмотрен штраф по ст. 8.23 КоАП РФ, поскольку повышенный шум нарушает покой окружающих.

Может ли машина плохо ехать из-за глушителя

Неисправная система выпуска может послужить причиной снижения мощности автомобильного мотора. Как следствие, ухудшается динамика, уменьшается максимальная скорость. Наглядное свидетельство тому – вялый разгон при старте с места и во время обгона. Обороты могут самопроизвольно уменьшаться или увеличиваться. Автомобиль начинает плохо заводиться как с холодного, так и горячего двигателя.

На вопрос, может ли машина глохнуть из-за глушителя, ответ однозначен: при сильном засорении системы возможен даже полный отказ силового агрегата. Чаще всего в этом повинен катализатор. Поэтому при проведении технического обслуживания автомобиля следует обязательно проверять состояние выхлопной системы.

Неисправности выхлопной системы автомобиля

Большинство современных автомобилей оборудовано бензиновым или дизельным двигателем внутреннего сгорания.

Работа этого двигателя основана на сгорании топлива со взрывом, а взрыв – это громкий хлопок, взрывная волна, высокая температура, образование большого количества продуктов сгорания.

Читайте также:  Jac t6 для России: обзор, характеристики, комплектации, плюсы и минусы по отзывам владельцев

Движение первых примитивных автомобилей сопровождалось страшным шумом и чадом, а современные машины могут двигаться практически бесшумно и незначительно загрязняют окружающую среду. И все это благодаря выхлопной системе.

Большинство современных автомобилей оборудовано бензиновым или дизельным двигателем внутреннего сгорания.

Работа этого двигателя основана на сгорании топлива со взрывом, а взрыв – это громкий хлопок, взрывная волна, высокая температура, образование большого количества продуктов сгорания.

Движение первых примитивных автомобилей сопровождалось страшным шумом и чадом, а современные машины могут двигаться практически бесшумно и незначительно загрязняют окружающую среду. И все это благодаря выхлопной системе.

Конструкция и назначение выхлопной системы

Выхлопную систему часто называют глушителем, это не совсем правильно, поскольку глушитель является лишь одним из узлов этой довольно сложной конструкции. Обычно она состоит из следующих элементов:

  • выпускной коллектор, в который из цилиндра ДВС выводятся продукты сгорания;
  • гофра (сильфон), снижающая вибрации, защищающая кузов от резонанса и предотвращающая преждевременный износ всей системы;
  • катализатор (каталитический нейтрализатор), понижающий токсичность выхлопных газов путем их окисления и дожигания несгоревших частичек;
  • резонатор, снижающий температуру выхлопных газов и скорость их движения;
  • глушитель, сводящий к минимуму уровень шума.

Схема выхлопной системы

Внутри катализатора находятся благородные металлы – родий, платина, иридий, которые контактируют с токсичными частицами, содержащимися в отработанных газах, и окисляют их.

Металлы располагаются внутри корпуса в виде скрученной ленты или покрытия многочисленных керамических ячеек, так что площадь их поверхности максимально большая, поэтому контакт происходит активно.

Нейтрализатор – самый дорогостоящий элемент выхлопной системы.

Снижение уровня шума начинается в резонаторе, где подавляются пульсации потока, и заканчивается в глушителе. В активных глушителях снижение уровня шума обеспечивается шумопоглощающей начинкой, а в реактивных (резонаторных) – системой камер и перегородок, заставляющих поток газов менять направление.

В турбированных двигателях в состав выхлопной системы включается дополнительный элемент – турбина.

Еще одним важным элементом является лямбда-зонд (датчик кислорода), регулирующий состав топливно-воздушной смеси. Обычно их устанавливают парами, на входе в каталитический нейтрализатор и на выходе из него.

В некоторых системах, в основном в отечественных автомобилях, вместо катализатора используется пламегаситель.

Пламегаситель – более дешевый прибор в сравнении с катализатором. Он разбивает поток газа на несколько отдельных потоков. При этом уменьшается скорость потока, его энергия и температура. Подобную функцию выполняет резонатор, так что использование пламегасителя снижает нагрузку на него и риск его оплавления горячими газами. Но этот элемент, в отличие от катализатора, не осуществляет окисления выхлопных газов, поэтому токсичность выхлопа не снижается.

Выхлопная система предназначена для решения следующих задач:

  • вывод продуктов сгорания из цилиндров ДВС;
  • защита водителя и пассажиров от их проникновения в салон – выхлопные газы выбрасываются за корму автомобиля, достаточно далеко от салона;
  • снижение шума;
  • уменьшение вибраций, которые при передаче на кузов вызывают его ускоренный износ;
  • повышение экологичности двигателя.

Признаки неисправности выхлопной системы

Заподозрить поломку выхлопной системы в первую очередь позволяют характерные звуки:

  • рев, доносящийся из-под днища или капота автомобиля, свидетельствует о том, что какие-то детали прогорели, образовалась трещина, нарушилась герметичность гофры, износились прокладки, оборвались эластичные крепления;
  • металлическое дребезжание из-под капота указывает на разрушение внутренней структуры резонатора, а в районе заднего бампера – реактивного глушителя;
  • прерывистый стук из-под днища характерен для износа опор глушителя.

Прогоревший резонатор

Снижение мощности двигателя также может указывать на поломки системы отвода, оно обусловлено разными причинами, приводящими к увеличению сопротивления потоку газов:

  • поврежден каталитический нейтрализатор;
  • произошло разрушение внутренней структуры резонатора;
  • неисправен кислородный датчик;
  • выхлопная труба помята, сузился ее просвет.

Другие признаки неисправности выхлопной системы – на деталях появляется копоть, в салоне систематически ощущается запах сероводорода (характерно для неисправностей нейтрализатора). О неполадках каталитического нейтрализатора и лямбда-зонда может сигнализировать система самодиагностики.

Виды и причины поломок

В выхлопной системе поломкам и повреждениям подвержены все элементы, но чаще всего выходят из строя каталитический нейтрализатор, глушитель и датчик кислорода (лямбда-зонд). Поломки делят на:

  • механические, обычно возникающие вследствие наезда на препятствие – деформация, вмятины, трещины, обрыв металлических ячеек внутри резонатора или реактивного глушителя. В первую очередь страдает гофра, трубы прогорают или трескаются, обычно в местах изгибов;
  • коррозионные, вызванные воздействием воды, конденсата, соли – повышенная хрупкость металла, разрушение металлических элементов;
  • эксплуатационные – естественный износ, прогорание, достижение предельного срока службы.

Также поломки могут быть связаны с тем, что изначально использовались некачественные компоненты, которые сами быстро выходят из строя и провоцируют разрушение связанных с ними элементов.

При неправильной эксплуатации происходит преждевременный износ и отказ элементов системы, особенно уязвим нейтрализатор:

  • при использовании некачественного бензина (этилированного, с металлсодержащими добавками) его каналы быстро забиваются;
  • попадание масла в топливо приводит к коксованию ячеек нейтрализатора продуктами его сгорания;
  • в ряде ситуаций часть топливно-воздушной смеси сгорает не внутри двигателя, а уже в нейтрализаторе, вызывая оплавление его сот. Такое происходит при неисправностях датчиков, пропусках зажигания, запуске машины в процессе буксировки;
  • механические повреждения при неаккуратной езде или резкое охлаждение горячего корпуса при въезде в лужу приводят к разрушению корпуса.

Засорившийся каталитический нейтрализатор

В глушителе, помимо повреждений и износа корпуса, может случиться:

  • обрыв внутренних перегородок, разрушение металлических секций – в реактивном;
  • коксование шумопоглощающего наполнителя – в активном;
  • повреждение подвески.

Кислородные датчики могут выходить из строя попарно или по отдельности. Им вредят те же факторы, что и нейтрализатору – некачественное топливо, примеси масла в продуктах сгорания, неполадки системы зажигания. К основным поломкам лямбда-зондов относятся:

  • неисправность нагревателя;
  • нарушение контакта, обычно вследствие окисления;
  • прогорание или загрязнение керамического наконечника.

Ремонт выхлопной системы

При неисправности одного из элементов выхлопной системы все остальные работают с повышенной нагрузкой, кузов может страдать из-за вибраций, громкий звук выхлопа пугает и нервирует, серьезный дискомфорт причиняет запах тухлых яиц в салоне, да и вообще появляется риск отравления выхлопными газами. Так что чинить поврежденную систему нужно незамедлительно. В большинстве случаев нет необходимости прибегать к слесарному ремонту в автосервисе, устранить повреждения можно самостоятельно.

  • Обычно для ремонта необходимо полностью демонтировать выхлопную систему, это довольно продолжительный процесс, хотя ее удерживает относительно небольшое количество крепежных элементов.
  • Сварка выхлопной системы
  • иногда проблемы связаны с тем, что между корпусом выхлопной системы и днищем автомобиля набилась грязь. Если в результате не произошло механических повреждений и коррозии, грязь достаточно просто вычистить;
  • прогоревшие уплотнительные прокладки между элементами необходимо заменить;
  • небольшие трещины, отверстия в трубах завариваются. При крупных повреждениях проблемный участок вырезается и закрывается заплаткой из листового металла, которую приваривают по периметру. Перед началом сварки обрабатываемый участок нужно тщательно очистить от ржавчины и загрязнений;
  • при засорении, оплавлении, разрушении корпуса каталитического нейтрализатора его необходимо менять полностью. Ремонту и восстановлению эта деталь не подлежит;
  • гофра с нарушенной герметичностью также подлежит замене;
  • если оборвались, ослабли эластичные крепления, их необходимо заменить, если такое происходит в дороге, можно временно зафиксировать глушитель подручными средствами;
  • при отрыве разделительной перегородки внутри глушителя его необходимо вскрыть болгаркой или фрезой, приварить отвалившиеся элементы и заварить шов на корпусе.

Если нет возможности обратиться в автосервис или воспользоваться сварочным аппаратом, при внешних повреждениях корпуса возможен временный ремонт с применением эпоксидного клея и термостойкого бинта или стеклоткани. Но таких мер хватит максимум на месяц.

Контроль состояния штатных подвесов, использование качественного топлива, своевременный ремонт системы зажигания продлят срок службы выхлопной системы.

При появлении первых подозрительных признаков нужно ее обследовать и произвести необходимый ремонт. Если возникают затруднения с самостоятельной диагностикой и ремонтом этой системы, можно обратиться к специалистам компании JapZap.

Также здесь можно приобрести контрактные запчасти для замены пришедших в негодность.

Глушитель автомобиля: схема глушителя, неполадки и ремонт

Выхлопная система автомобиля представляет собой комплекс элементов, которые в совокупности выполняют следующие функции:

  • снижение шума;
  • отвод отработавших газов;
  • очистка выхлопа;

Современные выхлопные системы, в отличие от подобных решений на старых автомобилях, не просто отводят выхлоп, эффективно фильтруют отработавшие газы и повышают мощность двигателя. Что касается глушителя, данный элемент за счет особой конструкции позволяет снизить шум во время работы мотора. Подробнее читайте в нашей статье.  

Читайте также:  2 способа, как почистить кондиционер в автомобиле самостоятельно, видео

Выхлопная система: конструкция и принцип работы

Отработанные газы выходят из двигателя с большим шумом. Также на выходе температура может достигать 300  градусов Цельсия и выше. По этой причине нужно гасить шум, а сами газы охлаждать.

Еще для снижения токсичности выхлопа выхлопные газы дополнительно «фильтруются», после чего через выхлопные трубы выбрасываются в атмосферу.

Со всеми этими задачами справляется выхлопная система автомобиля. Состоит такая система из следующих элементов:

  • выпускной коллектор (отводит газы из двигателя);
  • приемная труба;
  • катализатор (очистка выхлопа);
  • резонатор глушителя;
  • глушитель.

После того, как выпускные клапана открываются, газы выталкиваются из цилиндра и попадают в выпускной коллектор. Выпускной коллектор соединен с катализатором благодаря приемной трубе.

В этой трубе установлен виброгаситель (гофра), которая уменьшает вибрации и препятствует их передаче на другие части выхлопной системы. Катализатор отвечает за очистку выхлопа, снижая концентрацию вредных веществ.  

После катализатора выхлопные газы попадают в резонатор и глушитель. Данные элементы распределяют потоки потоком газов и снижают шум, а также снижают температуру. При этом резонатор стоит перед глушителем. Окончанием глушителя является труба выхлопная.

Устройство глушителя и резонатора

Сразу отметим, разные производители автомобилей и выхлопных систем используют различные конструктивные решения. Это значит, что на разных авто даже одного производителя устройство глушителя может отличаться. Дело в том, что глушитель должен не только поглощать звук, но и не отнимать мощность двигателя.

На практике, можно установить несколько глушителей разного объема и резонаторов, что сделает авто бесшумным. Однако мощность двигателя также будет значительно снижена. Даже стандартные и относительно простые системы отнимают до 6-7% процентов. По этой причине автопроизводители постоянно разрабатывают различные конструкции, чтобы получить оптимальный баланс.

Резонатор

По конструкции резонатор представляет собой несколько перфорированных труб, которые находятся внутри металлического корпуса. Трубы размещены на разном уровне, при этом параллельны. Когда общий поток выхлопных газов попадает в резонатор, он ударяется об стенки, что позволяет снизить давление и частично погасить шум.

Волна после удара об стенку отражается, сталкивается с потоком поступающих газов и происходит «самогашение». Далее поток попадает в параллельную трубу и переходит в следующую камеру, где процесс повторяется.  Это позволяет в резонаторе снизить давление и уменьшить уровень шума на 40%.  Преимущественно в резонаторе «гасятся» низкочастотные шумы.

В нижней части имеется еще одна труба, через которую газы далее проходят в глушитель. При этом резонатор можно сделать более эффективным, однако для этого нужно увеличивать его объем. С учетом того, что резонатор установлен в средней части под машиной, возникнут проблемы с установкой. Также повышение эффективности резонатора приведет к снижению мощности двигателя.

Глушитель

Глушитель обычно ставится в задней части автомобиля, так как там достаточно места для его установки. Глушитель — самый большой по размеру элемент выхлопной системы и конструктивно похож на резонатор. В его устройстве также используются камеры и стенки.

Однако в глушителе также есть особая камера с поглотителем. После выхода из перфорированной трубы газы проходят через поглотитель, где дополнительно гасится их энергия и звук. Фактически, перфорированная трубка обложена таким поглотителем.

Сам материал пористый и мягкий, хорошо устраняет колебания звука.  В качестве поглотителя используют: стекловату, минвату, могут добавлять металлическую стружку и т.д. Главное, чтобы материал был пористым и не горючим:

  • для эффективного поглощения звука;
  • отсутствия рисков возгорания при нагреве;

Еще добавим, что в выхлопной системе может использоваться два глушителя. Обычно такое решение используется на моторах V6 или V8 (по одному глушителю на 3 или 4 цилиндра с каждой стороны V-образного двигателя).

Прямоточный глушитель

С учетом того, что любой стандартный глушитель обеспечивает акустический комфорт, но отнимает мощность, в некоторых случаях глушитель и резонатор дорабатывают.

С одной стороны, автомобиль в этом случае работает шумно, однако с другой можно получить прибавку мощности.

Если просто,  прямоточные глушители или прямотоки не имеют перегородок (стенок). В результате выхлопные газы не встречают сопротивления, мотору легче «дышать», лучше вентилируются цилиндры и т.д.  Кстати, если дополнительно вырезать катализатор, установить тюнинговый выпускной коллектор или поставить пламегаситель, в целом можно получить 7-10% прибавки мощности.

Конечно, такие доработки во многих странах запрещены, так как автомобиль становится шумным, заметно повышается токсичность выхлопа. Однако частичная модернизация, когда ставится всего лишь негромкий прямоток, вполне допустима. Это позволяет сделать звук выхлопа «богаче», хотя на увеличение мощности рассчитывать после установки такой «банки» глушителя не стоит.

Основные причины неисправностей глушителя

Рано или поздно замена глушителя потребуется на любом автомобиле. Причина — глушитель и другие элементы выхлопной системы находятся в крайне неблагоприятных условиях.

Металлические элементы выхлопной системы страдают от механических нагрузок (удары и вибрации), постоянных перепадов температур (высокий нагрев и охлаждение). Также не следует забывать о химических реагентах с дорог, скоплении конденсата внутри глушителя или резонатора.

Как правило, качественный оригинальный глушитель обычно прогорает или разрушается от коррозии через 5-7 лет активной эксплуатации. Всевозможные бюджетные и средние по цене аналоги, которые затем ставятся на замену, служат еще меньше (обычно не более 3-4 лет).

Хотя производители хорошо знают о проблемах, модернизируют устройство глушителей и используют различные устойчивые к износу сплавы, любой глушитель неизбежно прогорает и ржавеет. При этом снаружи банка может быть целой, однако, проржавевшие и разрушенные внутри перегородки все равно выводят глушитель из строя. 

Признаки неисправности глушителя

Изменение звука выхлопа является четким признаком  возникших проблем. При этом  игнорировать такие проблемы крайне нежелательно, так как ремонт глушителя обычно целесообразен только на ранней стадии.

Обычно глушитель:

  • сечет;
  • пробит;
  • прогорает;
  • разрушился изнутри.
  • отваливается.

Когда глушитель сечет, это указывает на потерю герметичности (часто в местах соединений).  В этом случае звук стрекочущий.  Если пробит глушитель, звук выхлопа резкий, запах выхлопных газов в салоне чувствуется отчетливо.

Если глушитель прогорел или насквозь прогнил, шум напоминает  звук работы прямотока. При этом дым будет выходить не из трубы, а где-то на поверхности самой банки. Если же глушитель отвалился, его корпус  попросту качается на подвесах, из выхлопной трубы дым не идет,  при запуске двигателя звук резкий, достаточно громкий.

Бывает и так, что визуально глушитель в порядке, однако нарушена его внутренняя структура. В этом случае можно услышать изменения звука выхлопа, газы выходят неравномерно,  тональность может меняться при езде по неровностям, когда банка качается (звук изменяется от звонкого до низкого).

Ремонт глушителей

Как правило, под ремонтом глушителя многие понимают обычную сварку, которую можно выполнить в обычном гараже. Обратите внимание, такой подход  позволяет устранить проблему только на короткое время! То же самое можно сказать об использовании холодной сварки для глушителя или применении керамического герметика.

  1. С учетом высоких температурных и вибронагрузок, ремонт глушителя автомобиля  должен выполняться с использованием специальных материалов и применением особой технологии сварки.
  2. Сварка глушителя должна производиться в среде инертных газов, чтобы избежать перегрева прилегающих поверхностей. В случаях повреждения перегородок  или внутренних трубок,  необходимо вскрыть корпус,  выполнить замену поврежденных элементов, произвести замену  термостойкого наполнителя.
  3. При этом для ремонта прогаров, очагов коррозии и дыр в глушителе в обязательном порядке должна использоваться сталь для выхлопных систем.
  4. Также по окончании всех работ глушитель изнутри и снаружи должен быть обработан защитным составом, а также покрашен особой термостойкой краской.

Такой подход позволяет не только вернуть акустический комфорт и нормализовать работу выхлопной системы, но и заметно увеличить срок службы отремонтированной детали. В свою очередь, игнорирование основных правил приводит к тому, что соседние участки в местах установки латок или наложения швов быстро поражаются коррозией.
Рекомендуем также прочитать статью о том, что такое обманка лямбда-зонда. Из этой статьи вы узнаете, для чего нужна такая обманка, какие виды обманок лямбды существуют, а также какой вариант лучше использовать при возникновении проблем с катализатором или кислородным датчиком.

Также сами латки из обычного металла снова прогорают. Результат — глушитель повторно приходит в негодность и обычно требует полной замены. При этом ремонтировать сильно поврежденный элемент попросту нецелесообразно. 

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector