Обзор вкладышей коленвала: понятие, функции, особенности проверки и замены

Вкладыши коленвала – все нюансы

Вкладыши коленвала коренные и шатунные являются важнейшими деталями любого двигателя, несмотря на свои небольшие размеры. В этой статье, больше рассчитанной на новичков, будет подробно описано об этих деталях, о их установке, зазорах, стуках, о том, когда их следует менять и многое другое.

Вообще долговечность подшипников скольжения, именуемых вкладышами, как коренных, так и шатунных, очень сильно зависит от состояния и зазоров между вкладышами и сопрягаемыми с ними деталями, а именно коренных и шатунных шеек коленчатого вала. О правильных (допустимых) рабочих зазорах вкладышей и шеек коленвала мы поговорим чуть позже, а сначала рассмотрим что из себя представляют такие детали, как вкладыши коренные и шатунные и какую роль они играют.

Не для кого не секрет, что двигатель внутреннего сгорания работает от горения топлива в камерах сгорания и расширения появляющихся в процессе горения газов, которые под высоким давлением толкают поршни двигателя, а те в свою очередь с большой силой толкают шатуны.

Ну а шатуны своими нижними отверстиями (нижними головками) упираются и толкают с огромной силой шейки коленчатого вала, имеющего форму кривошипа и коленчатый вал при этом преобразует возвратно-поступательное движение поршней и шатунов во вращательное движение маховик, который через трансмиссию передает вращение на ведущие колёса автомобиля (мотоцикла и т.д). Нетрудно догадаться, что при этом между отверстиями в нижних головках шатунов и шейками коленвала возникают огромные нагрузки и трение.

И именно вкладыши коренные и шатунные, являющиеся подшипниками скольжения шатунов и шеек, установлены между отверстиями в головках шатунов и шейками коленвала и они обязаны снизить трение и выдержать огромные нагрузки между шатуном и шейкой коленчатого вала.

Чтобы снизить трение, (кроме подачи моторного масла под давлением с помощью системы смазки) вкладыши современных двигателей имеют антифрикционное покрытие и к тому же изготовлены из пластичных сплавов (чаще алюминиевых), чтобы противостоять большим нагрузкам и при этом не разрушиться.

К тому же пластичный и антифрикционный материал вкладышей не позволяет быстро износиться шейкам коленчатого вала.

Вкладыши постепенно изнашиваясь сами, не дают быстро износиться шейкам коленчатого вала, ведь вкладыши мягче самих поверхностей шеек.

Конечно же при работе двигателя на поверхностях шеек коленвала не даёт образоваться задирам, прихватам (или вообще разрушиться) создаваемая системой смазки масляная плёнка, но и сам качественный материал вкладышей тоже имеет огромное значение.

Вкладыши бывают коренными и шатунными.

Коренные вкладыши  — место их установки в блоке мотора в специальных местах (постелях), и места установки и трения их с коренными шейками коленвала на чтырёхцилиндровых двигателях имеются в пяти местах (опорах) в нижней части блока двигателя.

Коренные вкладыши коленвала как правило имеют канавки и отверстия для лучшего подвода смазки (см. фото) и по сути они являются опорами для коленчатого вала при укладке его в блок двигателя ну и разумеется являются опорами и подшипниками скольжения коленвала при вращении коленвала в блоке мотора.

И конечно же коренные вкладыши являются подшипниками скольжения для коренных шеек коленчатого вала. Вообще на коренных вкладышах держится и вращается весь коленчатый вал двигателя и от этого вполне понятна важность этих деталей и их технического состояния.

Шатунные вкладыши место их расположения понятно из названия и конечно же устанавливаются они в нижние головки шатунов, а шатуны в свою очередь крепятся через шатунные вкладыши на шатунных шейках коленвала.

Шатунные вкладыши как правило имеют более простое устройство и  являются опорами и подшипниками скольжения для нижних головок шатунов и шатунных шеек коленвала. Через шатунные вкладыши передаются большие нагрузки от шатунов (их нижних головок) на шатунные шейки коленчатого вала. И естественно важность этих деталей вполне понятна.

Разумеется после определённого пробега двигателя, даже при самом качественном моторном масле и исправной системе смазки, как коренные так и шатунные вкладыши постепенно изнашиваются и их следует менять ( о замене чуть позже). Об износе вкладышей как правило водителя оповещают стуки и потеря давления масла.

Стуки шатунных и коренных изношенных вкладышей отличаются по звуку и опытный водитель или механик легко может определить какой из вкладышей застучал.

Стук коренных вкладышей обычно металлический, глухого тона. Легко обнаруживается когда мотор работает на холостых оборотах при резкой подаче газа (резком увеличении оборотов коленвала). И частота стуков увеличивается при повышении оборотов коленвала.

Стук шатунных вкладышей резче стука коренных и он так же хорошо прослушивается на холостых оборотах двигателя при резкой подаче газа и резком увеличении оборотов коленвала.

А вкладыши какого шатуна изношены и стучат, легко определить отключая по очереди свечи зажигания или форсунки дизельного двигателя (если при отключении какого то цилиндра стук пропадёт, значит именно в этом цилиндре и изношены шатунные вкладыши).

Что касается падения давления масла, то это происходит не только от износа вкладышей, но и по другим причинам, например от износа масляного насоса, или от износа постелей распредвала, ну или от износа сопряжения редукционного клапана.

Поэтому прежде чем менять вкладыши, сначала следует убедиться в точной причине падения давления, возможно причиной падения давления масла являются не вкладыши коренные и шатунные (особенно если они работают без шумов и стуков).

Замена вкладышей коленвала ремонтными.

Как было сказано выше, с ростом общего пробега двигателя, вкладыши постепенно изнашиваются, зазоры между ними и шейками коленвала увеличиваются, появляются шумы (стуки), давление масла падает и требуется замена изношенных вкладышей на новые. Кроме вкладышей постепенно изнашиваются и шейки коленвала, при этом требуется шлифовка коленвала и требуются уже ремонтные вкладыши, которые имеют бóльшую на 0,25 мм толщину.

Обо всём этом (а также о замерах и подборе ремонтных вкладышей, шлифовке шеек и другие нюансы) я уже очень подробно написал в статье «Шлифовка коленвала» вот здесь. Но и в этой статье следует описать основные важные моменты, касающиеся вкладышей коленвала, как коренных, так и шатунных.

Для начала следует сказать, что ремонтные вкладыши для большинства автомобилей и мотоциклов выпускают с увеличенной на 0,25 мм толщиной (0,25; 0,5; 0,75; и 1 мм) и это позволяет для большинства двигателей сделать четыре ремонта.

Однако в некоторых случаях, например когда после халатной эксплуатации двигателя появляются прихваты, задиры, глубокие царапины на шейках коленвала, после устранения этих дефектов с помощью шлифовки шеек, иногда приходиться перескакивать через ремонтный размер.

То есть после более глубокой шлифовки шеек коленвала (чтобы избавиться от дефектов на шейках) приходится устанавливать ремонтные вкладыши которые толще не на о,25 мм, а уже на 0,5 мм.

Или бывает наоборот, что при небольшом пробеге мотора и профилактическом ремонте двигателя (например замене поршневых колец) кто то решает заменить и вкладыши, и при нормальном состоянии шеек коленвала, вкладыши заменяют не ремонтными, а всего лишь новыми стандартного размера.

Все эти нюансы и какого размера вкладыши коленвала установить, следует определить замерами шеек кленвала и замерами рабочего зазора между вкладышами и шейками коленвала. Вообще рабочий зазор (который имеет определённые допустимые значения, которых следует придерживаться) и является главной отправной точкой при решении, что делать с двигателем (точнее с коленвалом и вкладышами) при ремонте.

Поэтому после разборки двигателя, первым делом следует осмотреть шейки коленвала и произвести их замеры , а также замеры рабочего зазора между вкладышами и шейками коленвала. Но сначала, при осмотре шеек, убеждаемся в отсутствии на них царапин, рисок, следов прихватов.

Далее следует с помощью микрометра замерить диаметр шеек в двух диаметрально противоположных плоскостях, чтобы выявить овальность шейки и если имеется овальность превышающая допуск, то необходимо обязательно устранить её с помощью шлифовки шеек (о допусках овальности шеек я напишу чуть ниже).

Овальность коренных шеек коленвала можно легко выявить не только с помощью микрометра, но и с помощью индикатора часового типа, при этом уложив коленвал на две призмы (см. фото) и прокручивая его рукой.

Вообще две призмы и индикатор часового типа позволяют полностью проверить коленвал на биение, допуски которого показаны на рисунке слева и которое не должны превышать:

  • коренных шеек и посадочной поверхности коленвала под ведущую шестерню масляного насоса — не более 0,03 мм.
  • посадочная поверхность на коленвале под маховик — не более 0,4 мм.
  • посадочная поверхность коленвала под шкивы и поверхности трения кромок сальников коленвала — не более 0,05 мм.

Все вышеописанные допуски поаказны на рисунке 1.

Ещё (как было сказано выше) необходимо с помощью микрометра измерить диаметры шеек коленвала, как коренных, так и шатунных. И если при замерах выяснится, что износ шеек более чем 0,03 мм (стандартный размер новых шеек ищите в мануале вашего двигателя), а также если на шейках имеются задиры, риски, царапины, то шейки обязательно следует шлифовать до ближайшего ремонтного размера.

Также замеряем микрометром шейки в диаметрально противоположных местах и если при замерах выяснится, что овальность шеек превышает допуск в 0,03 мм, то необходимо избавиться от овальности шеек с помощью их шлифовки до ближайшего ремонтного размера.

Овальность и конусность шатунных и коренных шеек коленвала после их шлифовки не должна превышать 0,005 мм. А смещение осей шатунных шеек от плоскости, проходящей через оси шатунных и коренных шеек, после шлифовки должно быть в пределах ±0,35 мм. — имейте это в виду, забирая свой коленчатый вал из шлифовальной мастерской.

Для проверки выше описанных допусков на грамотную шлифовку, опять же устанавливаем коленчатый вал крайними коренными шейками на две призмы и выставляем коленвал так, чтобы ось шатунной шейки первого цилиндра была в горизонтальной плоскости, проходящей через оси коренных шеек. После этого индикатором часового типа проверяем смещение в вертикальном направлении шатунных шеек второго, третьего и четвёртого цилиндров относительно шатунной шейки первого цилиндра двигателя.

Основные размеры для ремонтной шлифовки коленвала ВАЗ 2108-09

После шлифовки шеек коленчатого вала до ближайшего ремонтного размера, можно устанавливать новые ремонтные вкладыши коленвала.  Для большинства двигателей изготавливают сталеалюминиевые тонкостенные вкладыши.

И как правило верхние вкладыши (для отечественных переднеприводных вазовских машин) первой, второй четвёртой и пятой опор имеют канавку на внутренней поверхности, а нижние вкладыши не имеют канавок. А верхние и нижние вкладыши третьей опоры не имеют канавки.

Ну и все шатунные вкладыши (как верхние, так и нижние)  не имеют канавок.

Следует помнить, что на вкладышах коленвала нельзя производить никаких подгоночных работ. А если ваши бэушные вкладыши имеют задиры, риски, или отслоения антифрикционного слоя, то разумеется такие вкладыши следует заменить новыми.

Рабочий зазор между вкладышами и шейками коленвала можно проверить расчётом после промерки деталей микрометром. Но гораздо легче проверить зазор с помощью специально предназначенной для этого пластиковой калиброванной проволоки (наподобие рыболовной лески).

Купив проволоку и сняв крышки подшипников скольжения, перед проверкой тщательно очищаем рабочие поверхности вкладышей и шеек коленвала и укладываем кусочек проволоки между проверяемой шейкой и вкладышем.

 Далее устанавливаем шатун с крышкой или крышку коренного подшипника скольжения (зависит от того, зазор какой шейки вы проверяете) и затем остаётся затянуть гайки илиболты крепления крышек подшипников.

Гайки шатунных болтов следует затянуть с моментом 51 Н•м (5,2 кгс•м). Ну а болты крышек коренных подшипников следует затянуть с моментом 80,4Н•м (8,2кгс•м). Это данные требуемого момента затяжки для вазовских переднеприводных машин, а для двигателей иномарок и других машин следует уточнить данные в мануале конкретного (вашего) двигателя.

После затяжки вышеописанным моментом, крышка опять снимается, сплющенная проволока изымается и с помощью специальной шкалы, показанной на фото 3 слева (шкала имеется в комплекте с проволокой) проверяется рабочий зазор между вкладышем и шейкой коленвала.

Для большинства двигателей с объёмом не более 1,5 литра номинальный расчётный рабочий зазор должен быть в пределах 0,02 — 0,07 мм для шатунных шеек, и 0,026 — 0,073 мм для коренных шеек коленвала. Однако эти данные советую уточнить в мануале конкретного (вашего) двигателя.

Читайте также:  Замена сцепления на авто uaz patriot, какое сцепление лучше поставить

Если зазор меньше предельно допустимого 0,1 мм для шатунных и 0,15 мм для коренных шеек, то можно снова использовать эти вкладыши.

Если же замеренный с помощью проволоки рабочий зазор больше предельно допустимого, то вкладыши на этих шейках можно установить стандартные новые.

Однако если зазор больше предельно допустимого, то советую промерить на износ шейки, возможно их пора шлифовать. Вообще шейки по любому сперва следует проверить на износ и овальность.

Если же шейки коленвала изношены (допуски были описаны выше) то их следует шлифовать до ближайшего ремонтного размера и вкладыши соответственно устанавливаются новые ремонтные, увеличенной толщины.

Разумеется перед снятием шатунов и крышек (как шатунных, так и коренных), вы пометили где какая деталь стояла и теперь остаётся установить все детали на свои места, но уже с новыми вкладышами (старые изношенные вкладыши разумеется вытащены).

Следует помнить, что шатуны на автомобильных заводах обрабатываются вместе с зажатой крвшкой и поэтому нельзя менять местами крышки и шатуны, а также не рекомендуется менять и крышки коренных подшипников (они тоже обрабатываются совместно с блоком). Поэтому перед разборкой помечаем все детали маркером или чертилкой и при сборке устанавливаем строго на свои места.

вкладыши коленвала — места установки замка

Ещё следует обратить внимание, что в посадочных местах имеются выемки — так называемые замки (они указаны жёлтыми стрелками на фото слева). Эти выемки служат для укладки замков вкладышей и позволяют не ошибиться при сборке и также не допускают проворота вкладышей.

При установке все шейки коленвала и новые вкладыши смазываем новым моторным маслом и устанавливаем на свои места. Ну и останется затянуть все крышки подшипников с требуемым моментом, с помощью динамометрического ключа и можно устанавливать на место другие детали двигателя (о разборке и сборке двигателя я уже писал, например вот тут).

Ну а замену вкладышей наглядно можно посмотреть в видеоролике ниже, на примере автомобиля Форд Транзит.

Надеюсь эта статья о вкладышах коленвала будет полезна начинающим водителям и ремонтникам, а если кому то что-то непонятно, то задавайте вопросы в комментариях, успехов всем.

Источник: http://suvorov-castom.ru/vkladyshi-kolenvala/

Как подобрать и заменить вкладыши коленвала своими руками

Для бесперебойной работы двигателя автомобиля важна каждая деталь. Особое положение в системе кривошипно-шатунного механизма занимают вкладыши коленвала. Тонкие полукруглые сталеалюминевые пластинки, окружающие коренные и шатунные шейки, являются наружными обоймами подшипников скольжения, и от их состояния зависит общая работоспособность мотора.

Когда необходима замена вкладышей коленвала?

Расточка и фрезеровка вкладышей

В условиях тех физических и температурных нагрузок, которые доводится переносить коленчатому валу, удержать его на оси и обеспечить работу кривошипно-шатунного механизма могут только подшипники скольжения.

Коренные и шатунные шейки выполняют функцию внутренних обойм, а вкладыши, соответственно, наружных. В системе блока мотора предусмотрена сеть маслопроводов, по которым под большим давлением к вкладышам подается моторное масло.

Оно создаёт тонкую масляную плёнку, которая снижает силу трения и позволяет коленвалу вращаться.

Физический износ – это первое и основное условие, из-за которого приходится менять вкладыши. Как бы ни хотелось нам избежать износа, но поверхности шеек и вкладышей постепенно стираются, зазор между ними увеличивается, коленвал получает свободный ход, давление масла резко снижается. Всё это приводит к поломкам моторов.

Другая причина вынужденного ремонта – это ситуация, когда вкладыши коленвала проворачиваются. Каждому автовладельцу доводилось слышать о подобных неисправностях, но, как и почему это происходит, знают далеко не все.

Тонкая пластина вкладыша укладывается в, так называемую, постель. На наружных стенках полуколец предусмотрены специальные усики (выступы), которые после сборки упираются в торцевые части блока или крышки подшипников.

Иногда при наступлении определённых условий, усики не способны удержать вкладыш и он, прилипая к шейке коленвала, проворачивается. Если провернуло вкладыши коленвала, мотор работать не может. Типичные причины подобной поломки:

  • слишком вязкая смазка, её отсутствие, попадание абразива;
  • слишком малый натяг при установке крышек подшипников;
  • недостаточно вязкая смазка и эксплуатация мотора в режиме перегрузок.

Подбор вкладышей коленвала

Замена вкладышей коленвала

Каковы бы ни были причины, по которым автовладелец вынужден разбирать мотор и производить смену вкладышей, без шлифовки коленвала не обойтись. Новые вкладыши устанавливаются либо на новый коленвал, либо после его шлифовки. Даже если повреждена или изношена только одна шейка – шлифовку до общего размера проходят все.

На заводе при сборке мотора устанавливаются стандартные вкладыши. Для ВАЗовских моторов выпускаются вкладыши 4-х ремонтных размеров. Соответственно шлифовку коленвала можно проводить не более 4-х раз. Шаг между размерами составляет 0,25 мм.

Соответственно после первой шлифовки необходимо покупать вкладыши с маркировкой «0,25», после второй – 0,5, после третьей – 0,75, после четвёртой – 1,0.

Моторам, которые устанавливаются на автомобили «ГАЗ» и «Москвич» доступны ещё две расточки до 1,25 и 1,50 мм.

Размеры вкладышей коленвала, которые необходимо приобрести, вычислить может только специалист, который проводит шлифовку коленвала. Иногда случается так, что повреждения шеек требуют шлифовки не до следующего размера, а через один. Вкладыши продаются только в комплекте для всех коренных или шатунных шеек.

Как заменить вкладыши коленчатого вала своими руками

Учитывая, что для доступа к коленчатому валу придётся разбирать мотор полностью, приступать к такому ремонту можно только, если автовладелец имеет необходимые знания и навыки в этом вопросе.

Первым делом, необходимо извлечь и полностью разобрать мотор. Это можно сделать и в гараже, но для этого необходим полный комплект автомобильных ключей и других инструментов, а также механическая лебёдка.

Для изъятия мотора необходимо выполнить следующее:

  • снять капот и аккумуляторную батарею;
  • слить масло и охлаждающую жидкость;
  • освободить двигатель от навесного оборудования: карбюратор, стартер, генератор, топливный насос и насос системы охлаждения, распределитель зажигания, снимаем радиатор и головку блока цилиндров;
  • далее откручиваем кожух сцепления, гайки подушек и извлекаем блок;
  • уложив мотор на верстак, следует снять: маховик, шкив, крышку привода распределительного вала, цепь и шестерню привода маслонасоса, валик привода вспомогательных агрегатов, маховик, а также держатель задней манжеты;
  • после того, как будут откручены 14 болтов поддона, нам станет доступен и сам коленвал;
  • для того, чтобы снять его потребуется открутить болты пяти крышек коренных подшипников и болты четырёх крышек шатунов.

Снимая крышки подшипников можно сразу заметить, где произошло прокручивание вкладышей. Настоятельно рекомендуется не снимать крышки и не извлекать коленвал до того, как его не увидит специалист. По характерным признакам неравномерного износа специалист сможет определить, где произошло смещение или искривление. Для этого необходимо, чтобы каждый вкладыш оставался на своём месте.

Стоит ли браться за установку коленвала самостоятельно?

Мотор автомобиля – устройство достаточно сложное и специфичное. Многие автолюбители успешно проводят его полную разборку и ремонт.

Однако для того, чтобы правильно установить вкладыши коленвала, необходимо иметь определённые навыки. Лучше, если эту работу выполнит опытный моторист.

Это необходимо в первую очередь для того, чтобы избежать чрезмерного или недостаточного натяга, что может послужить причиной проворачивания вкладышей.

Источник: http://CarTore.ru/2781-zamena-vkladyshej-kolenvala.html

Коленчатый вал: устройство, неисправности и правильная установка

Коленчатый вал находится в блоке цилиндров двигателя и позволяет преобразовать возвратно-поступательное движение поршней с шатунами во вращение. Это вращение посредством трансмиссии передаётся на ведущие колёса автомобиля.

Изготавливается коленвал ковкой из высоколегированной стали, либо отливкой из высокопрочного чугуна, с последующим упрочнением и механической обработкой.

Поскольку моменты он передаёт не шуточные, то требования к прочности на изгиб и кручение коленчатого вала очень высоки.

Содержание

Как устроен коленвал

Коленчатый вал, это кривошип. Отсюда и название «кривошипно–шатунный механизм». В него входит коленчатый вал вместе с поршнями, их кольцами, пальцами и шатунами. А также маховик с венцом и шкив привода вспомогательных механизмов.
Из названия ясно, что вал не прямой, а имеет такие элементы конструкции, как колена. Называются они шатунными шейками.

  • В рядных моторах, их количество равно количеству цилиндров – каждый поршень с шатуном воздействует на свою шейку.
  • У V-образных и оппозитных двигателей, одна шатунная шейка может быть предназначена для восприятия нагрузки от двух шатунов с поршнями из соседних рядов цилиндров.

Центром вращения коленвала являются коренные шейки. Между коренными и шатунными шейками находятся щёки, на которых выполнены элементы, называемые противовесами. Переход от каждой шейки на щеку выполнен не под прямым углом, а имеет радиус — галтель. Галтель нужна для предотвращения появления усталостных трещин, так как в этом месте вала наибольшая концентрация напряжения металла.

  • Коренные шейки имеют диаметр больший чем шатунные. Шатунные шейки чередуются с коренными и количество последних больше — полноопорный коленвал.
  • Коленчатые валы, у которых нет коренных шеек с обеих сторон шатунных – неполноопорные, в последнее время почти не применяются. Связано это с увеличением требований к жёсткости коленвалов из-за возросшей степени сжатия современных двигателей.

В качестве подшипников в которых вращаются шейки коленчатого вала, используются вкладыши. Вкладыши, это подшипники скольжения. Они изготавливаются из стальной полосы, согнутой по радиусу шейки коленчатого вала и покрытой тонким слоем сплава алюминия, или бронзы, имеющим низкий коэффициент трения. На вкладышах имеются замки, предотвращающие их проворачивание в своих пастелях.

Между шейкой коленвала и поверхностью вкладыша предусмотрен зазор. При работе двигателя в этом зазоре всё время находится масляная плёнка — масляный клин. По сути, коленчатый вал вращается на этом масляном клине, а не на вкладыше.

Для подвода масла в места контакта шеек и вкладышей, в коленчатом вале имеются масляные каналы, соединённые с главной масляной магистралью и масляным насосом.

У мотоциклетных двухтактных моторов, а также промышленных и сельскохозяйственных дизелей с большим рабочим объёмом цилиндров, в качестве подшипников для коленвалов могут применяться:

  • шариковые подшипники качения;
  • роликовые подшипники качения;
  • игольчатые подшипники качения.

Для передачи крутящего момента на трансмиссию, на заднем конце коленчатого вала болтами крепится маховик. За счёт своего большого веса и инерции, он сглаживает толчки от поршней при их рабочем ходе.

В последнее время получают распространение двухмассовые маховики, выполняющие ещё и роль демпфера крутильных колебаний.

В трансмиссиях с механическими коробками передач, маховик является ведущим диском сцепления. В трансмиссиях с автоматическими коробками передач на маховике крепится корпус насосного колеса гидротрансформатора.

На переднем конце коленчатого вала, как правило, на шпоночном соединении, крепятся шестерня – зубчатый шкив привода ГРМ и шкив привода вспомогательных механизмов.

Из-за мировой тенденции моторостроения к уменьшению веса и размеров деталей кривошипно–шатунного механизма, а также увеличению номинальных оборотов и степени сжатия двигателей, появилась проблема возникновения резонансных колебаний, приводящих к поломке коленчатых валов. Для её устранения, в шкивы коленвалов стали встраивать демпферы, гасящие крутильные колебания. Как уже отмечалось, на это же нацелены двухмассовые маховики.

Наверх

Неисправности коленвала

К основным неисправностям коленчатых валов относятся:

  • износ шеек, их сплавление с антифрикционным покрытием вкладышей;
  • трещины в шейках;
  • изгиб коленвала;
  • поломки щёк.

Самой распространённой неисправностью, является износ шеек. Признаком предельного износа шатунных шеек коленчатого вала и их вкладышей, является металлический стук, частота которого вдвое меньше частоты вращения коленвала.

После прогрева мотора и под нагрузкой стук усиливается.

Если отключить форсунку, или подачу напряжения на свечу зажигания в цилиндре, шатун которого взаимодействует с изношенной шейкой, стук значительно уменьшается, или совсем пропадает.

Глухой металлический стук, равный частоте вращения коленчатого вала, усиливающийся под нагрузкой и после прогрева двигателя, является признаком аварийного износа коренных шеек и их вкладышей. Такой стук может говорить и о деформации коленвала из-за перегрева шеек при разрушении вкладышей.

Пониженное давление в системе смазки, особенно на холостом ходу прогретого мотора, и быстро пропадающий стук после запуска двигателя, тоже являются косвенными признаками износа вкладышей и шеек коленчатого вала. При поломке щеки коленчатого вала рядом с коренной шейкой, также будет слышен металлический стук, кратный оборотам вала.

Трещины на шейках выявляются на снятом с мотора коленвале.

Читайте также:  Что делать, если автомобиль с акпп не движется назад: совет автоэксперта

Наверх

Последствия использования неисправного коленвала

Если продолжать эксплуатировать двигатель с явными признаками сильного износа коленчатого вала, то последствиями такой эксплуатации может быть:

  • срыв масляного клина в паре вкладыш-шейка;
  • сухое трение;
  • перегрев и сплавление шейки с алюминиевым покрытием вкладышей и последующим заклиниванием коленвала.

Если всё это происходит на больших оборотах, то проворот вкладышей в своих пастелях, с последующим дорогостоящим ремонтом этих пастелей, или заменой блока цилиндров и шатунов, также весьма вероятны.

Последствиями эксплуатации мотора, коленвал которого имеет трещины, также может быть его поломка и деформация пастелей вкладышей в блоке.

После заклинивания застучавшего двигателя, не нужно пытаться провернуть его коленчатый вал большим воротком, или с буксира. Последствием этого обязательно будет проворот вкладышей, приварившихся к шейкам КВ, в своих пастелях.

Наверх

Как правильно установить коленвал

При самостоятельной «укладке» коленчатого вала в мотор своего автомобиля, нужно помнить простые правила:

  1. между поверхностями шеек коленчатого вала и вкладышей обязательно должен быть зазор для масляного клина. Величину этого зазора устанавливает производитель конкретного мотора. Зазор не должен выходить за эти допуски;
  2. коленвал, его каналы, блок цилиндров, вкладыши и руки сборщика должны быть идеально чистыми;
  3. диаметр шеек коленвала должен соответствовать заводским допускам и размерам вкладышей. Нельзя с шейками номинального размера применять вкладыши ремонтных размеров и наоборот. С коленвалом номинального размера использовать только номинальные вкладыши. Если шейки коленчатого вала прошлифованы под ремонтный размер, то и вкладыши надо использовать соответствующего ремонта.
  4. перед укладкой коленвала в блок цилиндров нужно убедиться в качестве шатунных вкладышей и самих шатунов. Если перед ремонтом, в каком то из шатунов были разрушены, или провёрнуты вкладыши, нужно затянуть крышку шатуна моментом, предписанным изготовителем и проверить внутренний диаметр нижней головки шатуна на соответствие заводским размерам. При несоответствии этим размерам шатун заменить.

Если с шатуном всё в порядке, надо вставить вкладыши в шатуны, смазать их маслом, лучше трансмиссионным, и затянуть положенным моментом. Каждый на своей шатунной шейке.

Провернув шатун на несколько оборотов вокруг шейки, снимаем его и проверяем поверхность вкладышей. На них не должно быть никаких следов от контакта с шатунной шейкой.

Если есть следы касания, а шатун тяжело проворачивается вокруг шейки, вкладыш придётся заменить.

Нужно помнить, что крышка на заводе растачивалась заодно со своим шатуном, в положении, когда пазы под замки вкладышей находятся с одной стороны. Поэтому путать между собой крышки и шатуны нельзя. При установке крышки на шатун, замки вкладышей должны находиться с одной стороны.

Проверив шатуны и их вкладыши, приступаем к укладке коленчатого вала в блок цилиндров. Требования к пастелям коренных вкладышей в блоке цилиндров такие же, как у шатунов. Кроме того, пастели в блока цилиндров должны быть строго сосны. Несоосностью и износом пастелей особенно подвержены блоки цилиндров из лёгких сплавов.

Если с размерами и соосностью пастелей всё в порядке, вставляем в них вкладыши. Как правило, коренные вкладыши, вставляемые в блок цилиндров, имеют проточку посредине для лучшего подвода масла, а вкладыши в крышках, на которые приходится основная нагрузка при работе двигателя – сплошные. Путать их при сборке нельзя.

Установив в свои пастели упорные кольца, смазываем вкладыши маслом и укладываем в них коленчатый вал. Устанавливаем на свои места крышки коренных подшипников и затягиваем их положенным моментом. Затяжку начинаем от средней крышки к крайним, в шахматном порядке.

Крышки нельзя путать между собой, так как отверстия под коленвал в блоке цилиндров растачивают за один проход, с затянутыми болтами крепления крышек. При этом пазы под замки вкладышей в пастели блока цилиндров и её крышке, находятся с одной стороны. В таком положении их и нужно устанавливать при сборке коленчатого вала с блоком.

После затяжки всех крышек, проворачиваем коленвал на несколько оборотов. Он должен свободно, без заеданий проворачиваться от руки. Замеряем осевой зазор между упорными полукольцами и щекой и снимаем коленвал.

Осматриваем все вкладыши. На них не должно быть следов касания с шейками. Если это так и замеренный осевой зазор упорных полуколец соответствует норме, окончательно укладываем коленчатый вал в блок цилиндров и затягиваем его крышки от центральной к крайним положенным моментом.

Если какие то вкладыши зажимает, а с геометрией коленвала и пастелей блока цилиндров всё в порядке, такие вкладыши придётся заменить.

Вот собственно и всё о коленчатом вале.

Наверх

Источник: http://dranduleti.com/reviews/kolenval/

Вкладыши коленвала — все нюансы

Вкладыши коленвала коренные и шатунные являются наиболее значимыми деталями любого двигателя, не обращая внимания на собственные маленькие размеры. В данной статье, больше рассчитанной на новичков, будет детально обрисовано об этих подробностях, о их установке, зазорах, стуках, о том, в то время, когда их направляться поменять и другое.

По большому счету долговечность подшипников скольжения, именуемых вкладышами, как коренных, так и шатунных, очень во многом зависит от зазоров и состояния между вкладышами и сопрягаемыми с ними подробностями, в частности коренных и шатунных шеек коленчатого вала. О верных (шеек) рабочих коленвала и допустимых зазорах вкладышей мы поболтаем чуть позднее, а сперва разглядим что из себя воображают такие подробности, как вкладыши коренные и шатунные и какую роль они играются.

Общеизвестно, что двигатель внутреннего сгорания трудится от горения горючего в камерах расширения и сгорания появляющихся в ходе горения газов, каковые под большим давлением толкают поршни двигателя, а те со своей стороны с большой силой толкают шатуны.

Ну а шатуны собственными нижними отверстиями (нижними головками) упираются и толкают с огромной силой шейки коленчатого вала, имеющего коленчатый вал и форму кривошипа наряду с этим преобразует возвратно-шатунов и поступательное движение поршней во вращательное перемещение маховик, что через трансмиссию передает вращение на ведущие колёса автомобиля (мотоцикла и т.д). Нетрудно додуматься, что наряду с этим между отверстиями в нижних головках шатунов и шейками коленвала появляются трение и огромные нагрузки.

И как раз вкладыши коренные и шатунные, являющиеся подшипниками скольжения шатунов и шеек, установлены между отверстиями в головках шатунов и шейками коленвала и они обязаны снизить трение и выдержать огромные нагрузки между шейкой и шатуном коленчатого вала.

Дабы снизить трение, (не считая подачи моторного масла под давлением посредством совокупности смазки) вкладыши современных двигателей имеют антифрикционное покрытие и к тому же изготовлены из пластичных сплавов (чаще алюминиевых), дабы противостоять громадным нагрузкам и наряду с этим не разрушиться.

К тому же пластичный и антифрикционный материал вкладышей не разрешает скоро износиться шейкам коленчатого вала.

Вкладыши неспешно изнашиваясь сами, не дают скоро износиться шейкам коленчатого вала, поскольку вкладыши мягче самих поверхностей шеек.

Конечно же при работе двигателя на поверхностях шеек коленвала не позволяет образоваться задирам, прихватам (либо по большому счету разрушиться) создаваемая совокупностью смазки масляная плёнка, но и сам качественный материал вкладышей также имеет огромное значение.

Вкладыши бывают коренными и шатунными.

Коренные вкладыши  — место их установки в блоке мотора в особых местах (постелях), и трения и места установки их с коренными шейками коленвала на чтырёхцилиндровых двигателях имеются в пяти местах (опорах) в нижней части блока двигателя.

Коренные вкладыши коленвала в большинстве случаев имеют отверстия и канавки для лучшего подвода смазки (см. фото) и по сути они являются опорами для коленчатого вала при укладке его в блок двигателя ну и очевидно являются подшипниками и опорами скольжения коленвала при вращении коленвала в блоке мотора.

И конечно же коренные вкладыши являются подшипниками скольжения для коренных шеек коленчатого вала.

По большому счету на коренных вкладышах держится и вращается целый коленчатый вал двигателя и от этого ясна важность этих подробностей и их состояния .

Шатунные вкладыши место их размещения ясно из заглавия и конечно же устанавливаются они в нижние головки шатунов, а шатуны со своей стороны крепятся через шатунные вкладыши на шатунных шейках коленвала.

Шатунные вкладыши в большинстве случаев имеют более простое устройство и  являются подшипниками и опорами скольжения для нижних головок шатунов и шатунных шеек коленвала. Через шатунные вкладыши передаются громадные нагрузки от шатунов (их нижних головок) на шатунные шейки коленчатого вала. И конечно важность этих подробностей ясна.

Очевидно по окончании определённого пробега двигателя, кроме того при самом качественном исправной системе и моторном масле смазки, как коренные так и шатунные вкладыши неспешно изнашиваются и их направляться поменять ( о замене чуть позднее). Об износе вкладышей в большинстве случаев водителя оповещают потеря и стуки давления масла.

Стуки шатунных и коренных изношенных вкладышей отличаются по звуку и умелый шофер либо механик легко может выяснить какой из вкладышей застучал.

Стук коренных вкладышей в большинстве случаев железный, глухого тона.

Легко обнаруживается в то время, когда мотор трудится на холостых оборотах при резкой подаче газа (резком повышении оборотов коленвала). И частота стуков возрастает при увеличении оборотов коленвала.

Стук шатунных вкладышей резче стука коренных и он так же прекрасно прослушивается на холостых оборотах двигателя при резкой подаче газа и резком повышении оборотов коленвала.

А вкладыши какого именно шатуна изношены и стучат, легко выяснить отключая попеременно свечи зажигания либо форсунки дизельного двигателя (в случае если при отключении какого именно то цилиндра стук пропадёт, значит как раз в этом цилиндре и изношены шатунные вкладыши).

Что касается падения давления масла, то это происходит не только от износа вкладышей, но и по вторым обстоятельствам, к примеру от износа масляного насоса, либо от износа постелей распредвала, ну либо от износа сопряжения редукционного клапана.

Исходя из этого перед тем как поменять вкладыши, сперва направляться убедиться в правильной обстоятельстве падения давления, вероятно обстоятельством падения давления масла являются не вкладыши коренные и шатунные (особенно если они трудятся без стуков и шумов).

Замена вкладышей коленвала ремонтными.

Как было сообщено выше, с ростом неспециализированного пробега двигателя, вкладыши неспешно изнашиваются, зазоры между шейками коленвала и ними возрастают, появляются шумы (стуки), давление масла падает и требуется замена изношенных вкладышей на новые. Не считая вкладышей неспешно изнашиваются и шейки коленвала, наряду с этим требуется шлифовка коленвала и требуются уже ремонтные вкладыши, каковые имеют бoльшую на 0,25 мм толщину.

Обо всём этом (и о подборе и замерах ремонтных вкладышей, шлифовке шеек и другие нюансы) я уже весьма детально написал в статье «Шлифовка коленвала» вот тут. Но и в данной статье направляться обрисовать главные серьёзные моменты, касающиеся вкладышей коленвала, как коренных, так и шатунных.

Для начала направляться заявить, что ремонтные вкладыши для мотоциклов и большинства автомобилей производят с увеличенной на 0,25 мм толщиной (0,25; 0,5; 0,75; и 1 мм) и это разрешает для большинства двигателей сделать четыре ремонта.

Но в некоторых случаях, к примеру в то время, когда по окончании халатной эксплуатации двигателя появляются прихваты, задиры, глубокие царапины на шейках коленвала, по окончании устранения этих недостатков посредством шлифовки шеек, время от времени приходиться перескакивать через ремонтный размер.

Другими словами по окончании более глубокой шлифовки шеек коленвала (дабы избавиться от недостатков на шейках) приходится устанавливать ремонтные вкладыши каковые толще не на о,25 мм, а уже на 0,5 мм.

Либо не редкость напротив, что при маленьком профилактическом ремонте и пробеге мотора двигателя (к примеру замене поршневых колец) кто то решает заменить и вкладыши, и при обычном состоянии шеек коленвала, вкладыши заменяют не ремонтными, а всего лишь новыми стандартного размера.

Все эти нюансы и какого именно размера вкладыши коленвала установить, направляться выяснить замерами шеек кленвала и замерами рабочего зазора между шейками коленвала и вкладышами.

Читайте также:  Стоимость замены ремня грм на ваз 2112, как сэкономить на замене?

По большому счету рабочий зазор (что имеет определённые допустимые значения, которых направляться придерживаться) и есть основной отправной точкой при ответе, что делать с двигателем (правильнее с вкладышами и коленвалом) при ремонте.

Исходя из этого по окончании разборки двигателя, в первую очередь направляться осмотреть шейки коленвала и произвести их замеры , и замеры рабочего зазора между шейками коленвала и вкладышами. Но сперва, при осмотре шеек, убеждаемся в отсутствии на них царапин, рисок, следов прихватов.

Потом направляться посредством микрометра замерить диаметр шеек в двух диаметрально противоположных плоскостях, дабы распознать овальность шейки и в случае если имеется овальность превышающая допуск, то нужно в обязательном порядке устранить её посредством шлифовки шеек (о допусках овальности шеек я напишу чуть ниже).

Овальность коренных шеек коленвала возможно легко распознать не только посредством микрометра, но и посредством индикатора часового типа, наряду с этим положив коленвал на две призмы (см. фото) и прокручивая его рукой.

По большому счету две призмы и индикатор часового типа разрешают всецело проверить коленвал на биение, допуски которого продемонстрированы на рисунке слева и которое не должны быть больше:

посадочной поверхности и коренных шеек коленвала под ведущую шестерню масляного насоса — не более 0,03 мм. посадочная поверхность на коленвале под маховик — не более 0,4 мм. посадочная поверхность коленвала под поверхности и шкивы трения кромок сальников коленвала — не более 0,05 мм.

Все вышеописанные допуски поаказны на рисунке 1.

Ещё (как было сообщено выше) нужно посредством микрометра измерить диаметры шеек коленвала, как коренных, так и шатунных.

И в случае если при замерах выяснится, что износ шеек более чем 0,03 мм (обычный размер новых шеек ищите в мануале вашего двигателя), и в случае если на шейках имеются задиры, риски, царапины, то шейки в обязательном порядке направляться шлифовать до ближайшего ремонтного размера.

Кроме этого замеряем микрометром шейки в диаметрально противоположных местах и в случае если при замерах выяснится, что овальность шеек превышает допуск в 0,03 мм, то нужно избавиться от овальности шеек посредством их шлифовки до ближайшего ремонтного размера.

конусность и Овальность шатунных и коренных шеек коленвала по окончании их шлифовки не должна быть больше 0,005 мм.

А смещение осей шатунных шеек от плоскости, проходящей через оси шатунных и коренных шеек, по окончании шлифовки должно быть в пределах ±0,35 мм. — имейте это в виду, забирая собственный коленчатый вал из шлифовальной мастерской.

Для проверки выше обрисованных допусков на грамотную шлифовку, снова же устанавливаем коленчатый вал крайними коренными шейками на две призмы и выставляем коленвал так, дабы ось шатунной шейки первого цилиндра была в горизонтальной плоскости, проходящей через оси коренных шеек. Затем индикатором часового типа контролируем смещение в вертикальном направлении шатунных шеек второго, третьего и четвёртого цилиндров довольно шатунной шейки первого цилиндра двигателя.

Главные размеры для ремонтной шлифовки коленвала ВАЗ 2108-09

По окончании шлифовки шеек коленчатого вала до ближайшего ремонтного размера, возможно устанавливать новые ремонтные вкладыши коленвала.

 Для большинства двигателей изготавливают сталеалюминиевые тонкостенные вкладыши.

И в большинстве случаев верхние вкладыши (для отечественных переднеприводных вазовских автомобилей) первой, второй четвёртой и пятой опор имеют канавку на внутренней поверхности, а нижние вкладыши не имеют канавок.

А верхние и нижние вкладыши третьей опоры не имеют канавки. Ну и все шатунные вкладыши (как верхние, так и нижние)  не имеют канавок.

направляться не забывать, что на вкладышах коленвала нельзя производить никаких подгоночных работ. А вдруг ваши бэушные вкладыши имеют задиры, риски, либо отслоения антифрикционного слоя, то очевидно такие вкладыши направляться заменить новыми.

Рабочий зазор между шейками коленвала и вкладышами возможно проверить расчётом по окончании промерки подробностей микрометром. Но значительно легче проверить зазор посредством специально предназначенной для этого пластиковой калиброванной проволоки (наподобие рыбацкой лески).

Приобретя проволоку и сняв крышки подшипников скольжения, перед проверкой шепетильно очищаем рабочие шеек коленвала и поверхности вкладышей и укладываем кусочек проволоки между контролируемой вкладышем и шейкой.

 Потом устанавливаем шатун с крышкой либо крышку коренного подшипника скольжения (зависит от того, зазор какой шейки вы контролируете) и после этого остаётся затянуть гайки илиболты крепления крышек подшипников.

Гайки шатунных болтов направляться затянуть с моментом 51 Н•м (5,2 кгс•м). Ну а болты крышек коренных подшипников направляться затянуть с моментом 80,4Н•м (8,2кгс•м).

Это эти требуемого момента затяжки для вазовских переднеприводных автомобилей, а для двигателей иномарок и других автомобилей направляться уточнить данные в мануале конкретного (вашего) двигателя.

По окончании затяжки вышеописанным моментом, крышка снова снимается, сплющенная проволока изымается и посредством особой шкалы, продемонстрированной на фото 3 слева (шкала имеется в наборе с проволокой) проверяется рабочий зазор между шейкой коленвала и вкладышем.

Для большинства двигателей с количеством не более 1,5 литра номинальный расчётный рабочий зазор должен быть в пределах 0,02 — 0,07 мм для шатунных шеек, и 0,026 — 0,073 мм для коренных шеек коленвала.

 Но эти сведенья рекомендую уточнить в мануале конкретного (вашего) двигателя.

В случае если зазор меньше предельно допустимого 0,1 мм для шатунных и 0,15 мм для коренных шеек, то возможно опять применять эти вкладыши.

В случае если же замеренный посредством проволоки рабочий зазор больше предельно допустимого, то вкладыши на этих шейках возможно установить стандартные новые.

Но в случае если зазор больше предельно допустимого, то рекомендую промерить на износ шейки, вероятно их пора шлифовать.

По большому счету шейки по любому вначале направляться проверить на овальность и износ.

В случае если же шейки коленвала изношены (допуски были обрисованы выше) то их направляться шлифовать до ближайшего ремонтного размера и вкладыши соответственно устанавливаются новые ремонтные, увеличенной толщины.

Очевидно перед снятием шатунов и крышек (как шатунных, так и коренных), вы пометили где какая подробность стояла и сейчас остаётся установить все подробности на собственные места, но уже с новыми вкладышами (ветхие изношенные вкладыши очевидно вытащены).

направляться не забывать, что шатуны на автомобильных фабриках обрабатываются вместе с зажатой крвшкой и исходя из этого нельзя менять местами крышки и шатуны, и не рекомендуется поменять и крышки коренных подшипников (они также обрабатываются совместно с блоком).

Исходя из этого перед разборкой помечаем все подробности маркером либо чертилкой и при сборке устанавливаем строго на собственные места.

вкладыши коленвала — места установки замка

Ещё направляться обратить внимание, что в посадочных местах имеются углубления — так именуемые замки (они указаны жёлтыми стрелками на фото слева). Эти углубления помогают для укладки замков вкладышей и разрешают не совершить ошибку при сборке и кроме этого не допускают проворота вкладышей.

При установке все шейки коленвала и новые вкладыши смазываем новым моторным маслом и устанавливаем на собственные места. Ну и останется затянуть все крышки подшипников с требуемым моментом, посредством динамометрического ключа и возможно устанавливать на место другие детали двигателя (о сборке и разборке двигателя я уже писал, к примеру вот тут).

Ну а замену вкладышей наглядно возможно взглянуть в видеоролике ниже, на примере автомобиля Форд Транзит.

Сохраняю надежду эта статья о вкладышах коленвала будет нужна ремонтникам и начинающим водителям, а вдруг кому то что-то неясно, то задавайте вопросы в комментариях, удач всем.

Источник: http://www.shatak.ru/vkladyshi-kolenvala-vse-njuansy/

Как подбирать вкладыши на коленвал

Вам понадобится

  • – набор гаечных ключей для разборки двигателя;
  • – штангенциркуль;
  • – калибровочная пластиковая проволока.

Инструкция

Сначала необходимо демонтировать двигатель и установить его в положение, удобное для дальнейшей разборки.

Далее нужно снять поддон, масляный насос и открутить коренные, шатунные крышки, закрывающие вкладыши, по сути, являющиеся подшипниками скольжения.

В этом процессе желательно участие специалиста, который с помощью штангенциркуля определит, какая шейка коленчатого вала стала «виновницей» неправильной работы двигателя.

На следующем этапе необходима расточка коленвала до ближайшего размера. Приобретать вкладыши необходимо лишь после того, как шлифовка шеек уже произведена, – слесарь-моторист сообщит вам необходимый размер вкладышей. Вкладыши продаются в комплекте, предназначенном для шатунных или коренных шеек.

Вкладыши устанавливаются на новый или на прошедший шлифовку коленчатый вал. Для двигателей, выпущенных на ВАЗе, существует 4 ремонтных размера вкладышей с шагом в 0,25 мм: 0,25 мм, 0,5 мм, 0,75 мм, 1,0 мм. Для моторов, выпускаемых на ГАЗе и АЗЛК (плюс Ижевский завод), есть еще 5-й, 6-й размер расточки коленвала: 1,25 мм и 1,5 мм; размер вкладыша указывается на его поверхности.

Расточенный коленчатый вал необходимо продуть сжатым воздухом, чтобы удалить оставшуюся после обработки детали стружку. При установке вкладышей последние необходимо смазать моторным маслом. Элементы кривошипно-шатунного механизма монтируются “замок к замку”. Если у вас отсутствует опыт ремонта двигателя, то работы лучше поручить специалисту.

Обратите внимание

При расточке коленчатого вала необязательно будет соблюдаться последовательность: при большом износе шеек коленвала возможна их шлифовка через размер.

Вкладыши продаются в комплекте, предназначенном для шатунных или коренных шеек.

Коленчатый вал является одной из наиболее дорогих деталей двигателя; поэтому своевременная расточка и шлифовка шеек значительно продлевает срок службы мотора в целом.

Полезный совет

Определение необходимости замены вкладышей производится с помощью специальной калиброванной пластмассовой проволоки, которая устанавливается на коренной или шатунной шейке коленвала. Далее ставится крышка с вкладышем и затягивается с усилием примерно 51 Н/м (понадобится динамометрический ключ). Зазор можно определить по уровню сплющевания проволоки.

Источники:

  • Балансировка коленчатого вала

Чем занять малыша? Этот вопрос встает достаточно регулярно. Даже любимые игрушки порой приедаются. Со вкладышами маленький ребенок может возиться довольно долго, к тому же подобное занятие приносит немалую пользу. Малыш учится сравнивать предметы по форме и размеру, одновременно развивая мелкую моторику. Сделать вкладыши можно и самим.

Вам понадобится

  • – плитки ПХВ разного цвета или фанера;
  • – острый нож;
  • – шило;
  • – лобзик;
  • – масляные краски;
  • – лак;
  • – наждачная бумага;
  • – чертежные принадлежности;
  • – картинки с изображением фигурок животных, птиц, рыбок, цветов.

Инструкция

Вкладыш представляет собой пластину с прорезями, в которые вставляются фигурки. Начните с самых элементарных геометрических фигур. Лучше всего такую игру делать из самой обыкновенной плитки ПХВ, она довольно легко режется обычным острым канцелярским ножом.

Существуют и специальные ножи для линолеума, такой можно купить в любом строительном магазине. Выберите плитки двух цветов. В одной вы сделаете прорези. Другая послужит материалом для фигурок.

С помощью циркуля начертите на второй плитке окружности. Они должны быть разного размера.

Чтобы легче было их вырезать, проделайте в нескольких местах отверстия шилом или сверлом. Вырежьте окружности. Постарайтесь, чтобы они получились ровными. Аккуратно обработайте шкуркой края, чтобы не осталось зазубрин.

Конечно, во время игры с игрушками, сделанными из подобного материала, ребенок не рискует посадить занозу. Но любая игра должна выглядеть красиво.

Разложите кружочки на плитку, предназначенную для поля. Обведите их. Это легче всего сделать шариковой ручкой. Сделайте прорезь для каждого кружочка, а затем обработайте срезы шкуркой.

Точно таким же способом можно сделать вкладыши с квадратиками и другими геометрическими фигурами. Вместо плитки можно использовать фанеру, но тогда вам понадобится лобзик.

Все детали фанерной игры лучше всего покрасить в яркие цвета или покрыть лаком.

Фигурки могут быть любыми. Например, подберите картинки с силуэтами животных. Желательно, чтобы они были примерно одного размера. Их можно найти в интернете, масштабировать в любом графическом редакторе, распечатать и перевести на плитку или фанеру. Постарайтесь выбрать фигурки с минимальным количеством мелких деталей, их будет легче вырезать.

Полезный совет

Материал для таких игр можно использовать самый разный. Например, пенофол и другие мягкие пеноматериалы. Подойдет и жесткий картон, но игру нужно будет покрыть сначала водоэмульсиной краской, затем гуашью и лаком.

Источник: https://www.kakprosto.ru/kak-873554-kak-podbirat-vkladyshi-na-kolenval

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector