Как проверить датчик температуры охлаждающей жидкости мультиметром, не снимая с машины

Стоит ли лишний раз напоминать о том, насколько опасным является  выход из строя температурного датчика, контролирующего охлаждающую мотор жидкость? И ведь недаром такие приборы измерения присутствовали даже в старых представителях отечественного автопрома, поскольку поломка датчика и, как следствие, отсутствие сведений о температуре антифриза чреваты перегревом двигателя, а при худшем развитии событий – выходом из строя всей поршневой группы.

Как проверить датчик температуры охлаждающей жидкости мультиметром, не снимая с машины

Симптомы неисправности

А что же делать, если датчик уже поломался, но в силу разных обстоятельств в ближайшее время не получится его отремонтировать? К слову, подобные ситуации не являются редкостью, ведь в этот момент водитель может находиться в пути, передвигаясь по многокилометровому маршруту.

Как проверить датчик температуры охлаждающей жидкости мультиметром, не снимая с машины

Конечно, можно путешествовать и без подобных контроллеров, но без потери бдительности. В этом случае приходится ориентироваться на симптомы неисправности. Среди главных признаков этой поломки стоит выделить:

  • утрату функциональных возможностей указателей моторного нагрева;
  • произвольный запуск или отсутствие включения охлаждающего вентилятора, даже если рабочая жидкость начинает кипеть, нагреваясь до 100 градусов Цельсия;
  • появление антифризной протечки.

Важно помнить, что закипание и течь являются поводом для того, чтобы как можно быстрее поставить автомобиль «на прикол» до полного устранения неисправности.

  • Насторожить автомобилиста должны и такие потенциально опасные проявления, как затрудненный запуск двигателя после простоя с последующим его выключением, спровоцированным повреждением термоэлемента, а также перебои в работе мотора при движении на холостом ходу, дополнительной причиной чего может стать неисправность свечей.
  • Как проверить датчик температуры охлаждающей жидкости мультиметром, не снимая с машины
  • Кроме того, не стоит верить приборной панели, если кипение антифриза становится очевидным и лучше всего в этом случае ориентироваться на собственный слух.

Демонтаж датчика

В настоящее время существует множество приспособлений, позволяющих в считанные секунды определить неисправность контроллера. И прежде всего речь идет о Bluetooth и Wi-Fi-адаптерах, которые подключаются прямо к бортовой системе автомобиля.

  1. Если же такого универсального прибора не окажется под рукой, то водителю не останется ничего, кроме как самостоятельно демонтировать температурный датчик.
  2. Как проверить датчик температуры охлаждающей жидкости мультиметром, не снимая с машины
  3. В частности, для этого придется придерживаться следующей инструкции:
  1. Прежде всего, необходимо подождать охлаждения двигателя хотя бы до 50 градусов Цельсия.
  2. Далее необходимо по максимуму слить антифриз, что позволит не обжечь руки.
  3. Следующий этап предполагает отключение АКБ от электросети транспортного средства, для чего необходимо отсоединить «минусовую» клемму.
  4. После этого производится отключение всего термоэлемента с проводами.
  5. На финишном этапе производится выкручивание детали, для чего придется подобрать подходящий ключ.

При этом следует помнить, что в случае верхнего размещения прибора в общей электросистеме автомобиля, в полном сливе охлаждающей жидкости теряется всякая необходимость. А вот при нижнем размещении поступать следует с точностью наоборот, сливая весь антифриз.

Инструкция по проверке

Итак, датчик демонтирован, но что с ним делать дальше, если поблизости не окажется опытного мастера? Выход один – проводить самостоятельную диагностику, тем более что существует не менее двух способов того, как это сделать, доступных даже самым неопытным автомобилистам.

Как проверить датчик температуры охлаждающей жидкости мультиметром, не снимая с машины

В кипящей воде

Одна из таких методик заключается в погружении демонтированного датчика в воду, для чего необходимо подготовить термометр, демонстрирующий измерения без малейших погрешностей. Далее этот градусник погружается в холодную жидкость, тогда как к самому датчику подводится мультиметр для измерения сопротивления.

Как проверить датчик температуры охлаждающей жидкости мультиметром, не снимая с машины

Следующий шаг предполагает постепенное нагревание воды с обязательным снятием приборных показаний после каждого повышения на 5 градусов.

Кроме того, допускается погружение датчика в кипящую воду, сопротивление которой должно соответствовать 190-210 Ом.

И если будут замечены серьезные отклонения от эталонных показаний, то придется констатировать неисправность.

В остывающей воде

К слову, можно провести аналогичные манипуляции, только в обратном порядке, контролируя соответствие выдаваемых прибором показателей с фактическими. Что же касается дальнейших действий, то рекомендации все те же – наблюдается значительная разбежность, значит, впору менять датчик на новый.

Как проверить датчик температуры охлаждающей жидкости мультиметром, не снимая с машины

Если же прибор меняет показания, то очевидной становится его исправность. То есть для восстановления полноценного функционирования датчика вовсе не обязательно проводить его замену, и обычно вполне достаточно просто проверить подводящие провода и прочистить контакты, которые также могут мешать корректной работе.

Способы проверки датчика температуры охлаждающей жидкости

Датчик температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ) по сути является терморезистором или термосопротивлением. В зависимости от температуры среды в которую он погружен, сопротивление в цепи изменяется в большую или меньшую сторону.

Процесс проверки датчика температур охлаждающей жидкости довольно прост, сделать это можно несколькими способами. Однако следует разбираться в основных аспектах его работы, а для выявления дефекта знать распространенные причины и признаки поломок. Чаще для проверки применяется мультиметр.

Ниже мы приведем наиболее популярные варианты диагностирования датчика.

Принцип работы датчика

Как проверить датчик температуры охлаждающей жидкости мультиметром, не снимая с машины

Вкратце рассмотрим как работает терморезисторный датчик, это поможет правильно провести его диагностику. Датчик состоит из двух выводных контактов и измеряющей головки в которой располагается термистор. Контакты подключаются посредством проводов к электронному блоку управления (ЭБУ). Головка погружается в измеряемую жидкость.

Так как ДТОЖ имеет отрицательный температурный коэффициент, с повышением температуры ОЖ падает показатель сопротивления на термисторе, а при понижении температуры сопротивление увеличивается.

Информацию считывает блок управления и основываясь на ней дает определенную команду, а термостат открывает или закрывает поток антифриза через радиатор.

Исходя из показаний датчика температуры антифриза ЭБУ во время пуска двигателя выставляет нужное количество шагов регулятора холостого хода (РХХ), угол опережения зажигания и время впрыска форсунок, чем корректирует подачу горючего. На датчик подается постоянное напряжение 5 В с ЭБУ через резистор имеющий постоянное значение сопротивления, который расположен в управляющем контроллере. То есть управляющий блок реагирует на изменение напряжения на датчике.

Основные признаки и характеристика неисправностей ДТОЖ

О выходе из строя датчика температуры ОЖ, можно судить по нескольким признакам. Однако стоит понимать, что названые ниже типичные проявления могут быть причиной и иных дефектов двигателя автомобиля. Следовательно для уверенности нужно провести дополнительную проверку.

Основные признаки указывающие на неисправность датчика:

  • На приборной панели загорелась лампа Check Engine. Если Вы увидели этот значок, отсканируйте код ошибки, он может указывать и на другие неисправности.
  • Увеличился расход топлива. Вследствие того, что электронный блок получает неверные данные с датчика, он не может правильно их считать и определить требуемую команду. А именно, сколько необходимо горючего для образования топливной смеси и поддержки оптимальной температуры мотора.
  • Неустойчивая работа двигателя. Сюда относятся сбои на холостых оборотах, трудности при запуске мотора (чаще в зимние периоды) либо полная остановка на малых оборотах.
  • Авто глохнет при разогретом двигателе. Как только температура антифриза доходит до определенной отметки, мотор самопроизвольно останавливается. Независимо от того какая жидкость использовалась в системе (хороший антифриз или обычная вода).
  • Нестабильная работа вентилятора. Бывает несколько проявлений – иногда совсем не работает, а в других случаях не переключается на аварийный режим. Здесь важно дополнительно проверить термистор на исправность.
  • Машина плохо заводится когда двигатель холодный.

Чаще такие датчики изготавливают с неразборным корпусом, поэтому при дефектах их заменяют на новые. Это относится к автомобилям любых производителей и отечественных, и зарубежных.

Где найти датчик на машине

Как проверить датчик температуры охлаждающей жидкости мультиметром, не снимая с машины

Для проверки датчика необходимо знать, где он находится. Естественно, его расположение будет отличаться в разных марках и моделях авто. Однако существует несколько признаков по которым можно определить где он установлен.

Чаще датчик температуры охлаждающей жидкости располагается на выпускном патрубке головки блока цилиндров. В его конструкции предусмотрена резьба, при помощи которой он монтируется в соответствующее место. Важным требованием является прямой контакт головки датчика непосредственно с охлаждающей жидкостью. Это обеспечивает наиболее точные показания датчика.

Также следует учитывать, что некоторые модели автомобилей имеют сразу два датчик температуры охлаждающей жидкости. В таких случаях первый снимает и передает показания температуры антифриза на выходе из двигателя, а второй – на выходе из радиатора. Это дает более точную информацию о состоянии двигатели и системы охлаждения.

Читайте также:  Представлен новый volkswagen golf r 2021 года, объявлена цена и дата продаж

Всю информацию о количестве и расположении датчиков можно найти в техпаспорте авто.

Причины неисправности датчик температуры охлаждающей жидкости

Конструкция датчика предельно проста, а соответственно и поломки его случаются очень редко. Наиболее частыми причинами бывает изношенность либо механическое повреждение. Например, появление коррозии может быть вызвано тем, что в системе охлаждения, вместо антифриза, использовалась обычная вода.

Самые распространенные причины выхода из строя ДТОЖ:

  • Поврежденный корпус. Выражается по-разному, но чаще это заметное подтекание ОЖ из резьбы датчика либо его корпуса. Также возможно повреждение самого терморезистора или его контактов, что ведет к выдаче им некорректного сигнала.
  • Окисленные контакты. Под воздействием высокой влажности или просто из-за старости датчика, на его контактах может появиться окисление, что мешает прохождению электрического тока через них (или значительно увеличивает сопротивление цепи).
  • Поврежденная группа контактов (фишки). Чаще вызвано механическим повреждением проводов у основания разъема.
  • Нарушенный контакт внутри датчик температуры охлаждающей жидкости. Может быть вызвано его старением, сильным ударом или под воздействием вибраций. Ведет к обрыву контактов. В таких случаях ремонт невозможен, так как датчики изготавливаются с запаянным корпусом, поэтому подлежит замене.
  • Повреждена изоляция провод. Относится к питающим проводникам идущих от ЭБУ к датчику. Возникает от механического воздействия, старости, из-за использования некачественных изоляционных материалов и т.п. Особенно важно для автомобилей эксплуатируемых в условиях высокой влажности окружающей среды.

Во многих случаях, чтобы восстановить нормальную работу датчика температуры, достаточно удалить с его корпуса, резьбы и контактов нежелательный налет, следы коррозии и возможного окисления. Если это не помогло его проще заменить на новый.

Стоимость датчика невысокая, а сложности в установке не возникнет даже у начинающего автолюбителя.

Проверка исправности ДТОЖ

Датчик температуры антифриза проверяется двумя основными способами: не снимая с автомобиля либо демонтируя с его посадочного места. Второй метод также разделен на два варианта диагностирования: с применением термометра и без него.

Если датчик не прикипел к резьбе, то его довольно просто снять рожковым ключом подходящим по размеру. Важно перед откручиванием отсоединить разъем контактов. Следующим шагом нужно проверить приходит ли питание от ЭБУ на датчик.

Сделать это довольно просто имея универсальный тестер (мультиметр):

  1. отсоедините разъем от датчика;
  2. переведите режим измерения мультиметра на «20 В постоянное напряжение»;
  3. присоедините щупы к контактам клемм приходящим от ЭБУ.

При нормальных условиях напряжение должно составлять 5 В. Ели это условие выдержано, тогда можно приступать к дальнейшей проверке датчика.

Если мультиметра у вас под рукой нет исправность ЭБУ и проводки до него можно проверить просто сняв разъем с датчик температуры охлаждающей жидкости во время работы двигателя, автоматически включится вентилятор радиатора. Это произойдет потому что блок управления увидит разрыв цепи и перейдет в аварийный режим. Если этого не произошло то либо неисправен ЭБУ либо вентилятор охлаждения.

Проверка не снимая с автомобиля

Самый удобный способ, ведь не нужно проводить демонтаж с последующим монтажом. Проверка выполняется при помощи тестера, путем замера показаний на контактах датчика.

Чтобы обеспечить доступ к контактам, потребуется отсоединить клеммник от датчика. При выполнении работ на горячем двигателе будьте осторожны, ведь можно не только обжечься самому, но и оплавить корпус или щупы мультиметра.

Затем тестер переводится в положение измерения сопротивления и присоединяется к выходным контактам датчика. Стоит заметить, что у холодного двигателя значение показаний будет высоким, у горячего – значительно ниже.

Для общего понимания какие значения выдает датчик при разных температурах, как пример, ниже приведены данные для ВАЗ-2110. Показания других легковых машин сильно отличаться не будут.

Как проверить датчик температуры охлаждающей жидкости мультиметром, не снимая с машины

Показания датчика в зависимости от изменения температуры

Температура жидкости, °С Сопротивление проводника, Ом Температура жидкости, °С Сопротивление проводника, Ом
5 7 280 45 1 188
10 5 670 50 973
15 4 450 60 667
20 3 520 70 467
25 2 796 80 332
30 2 238 90 241
40 1 459 100 177

Стоит отметить, что датчик ломается крайне редко, чаще встречаются ситуации, когда он выдает неверную информацию. Поэтому следует сравнить показания температуры на приборной панели с данными полученными от датчик температуры охлаждающей жидкости в соответствии с таблицей. Если данные отличаются тогда есть смысл снимать датчик и проводить его дальнейшую диагностику.

Проверка ДТОЖ с термометром

Для такой диагностики, необходимо снять датчик с его посадочного места. Как упоминалось выше, сделать это можно при помощи соответствующего гаечного ключа. Заодно можно почистить сам датчик, с резьбы на патрубке удалить налет и смазать ее, осмотреть контакты на наличие окислений и при необходимости удалить.

Затем набрать воду в электрочайник или в другую емкость, но в таком случае придется воспользоваться кипятильником. Помимо этого для измерения нужно взять мультиметр и перевести его переключатель в положение измерения сопротивления проводника.

Головка датчика опускается в воду, а к его контактам присоединяются щупы тестера. Также в емкость с датчиком помещается и термометр, для удобства измерений желательно электронный, но можно и ртутный.

Затем постепенно повышая температуру жидкости сравнивать показания датчика и электронного термометра в соответствии с таблицей. Для большей точности фиксировать показания лучше через каждые 5 градусов.

В итоге Вы получите данные которые можно занести в таблицу. Их впоследствии можно сравнить с информацией предоставленной в технической документации к конкретной модели авто.

На крайний случай можно сравнить с таблицей приведенной выше.

При проведении проверки допускаются небольшие отклонения от значений. Небольшие погрешности могут зависеть от разных условий и от самого датчика. Часто даже у датчиков температуры охлаждающей жидкости одной модели есть незначительные различия в показаниях при одинаковых условиях измерения.

Проверка без термометра

Такой метод не сильно отличается от предыдущего, только здесь не применяется термометр и показания снимаются одни раз.

Для проверки датчика его следует погрузить в емкость с водой и довести ее до кипения. Затем присоединить к выходным контактам щупы мультиметра и посмотреть, что он покажет.

Если ДТОЖ полностью исправен, то его сопротивление должно быть 177 Ом. Однако следует учитывать погрешности. К тому же щупы мультиметра тоже имеют свое сопротивление, да и температура воды может быть чуть ниже 100 градусов, а соответственно и сопротивление будет чуть больше.

Как проверить ДТОЖ на примере ВАЗ 2110

В целом датчик температуры охлаждающей жидкости на разных ВАЗах проверяется теми же методами и в такой же последовательности, как описано в предыдущих разделах. Наиболее часто на «Ладах» 2110, 2112, «Приора», «Калина» и других установлены датчики с артикулом 23.3828 и 405213, либо его аналоги – 423.3828.

Чтобы провести проверку, необходимо знать какое у него сопротивление при разных температурах:

— 15 °С – от 4 033 до 4 838 Ом;

— 128 °С – от 76.7 до 85.1 Ом;

— напряжение на выходе при 15 °С – от 92.1 до 93.3 % от подаваемого с ЭБУ;

— напряжение на выходе при 128 °С – от 18.1 до 19.7 %.

Перед демонтажем ДТОЖ для последующей проверки или замены на новый из системы охлаждения, необходимо немного слить антифриз. Делается это на остывшем двигателе во избежание травмирования и повреждения деталей двигателя либо инструментов.

Откручивается датчик гаечным ключом на 19 мм. Для этого следует отвернуть его и снять вместе уплотнительным кольцом.

Измерения проводятся с шагом по 10 °С от точки кипения и до комнатной температуры. Значения сопротивления записываются, а по окончанию сверяются с таблицей.

Вывод

Датчик температуры охлаждающей жидкости довольно простое устройство и проверка его целостности не требует особых знаний и опыта. Для этого достаточно только наличие инструмента для его демонтажа и проверки, а именно гаечный ключ и мультиметр. Если датчик неисправен, его лучше сразу заменить, ремонт не стоит потраченного времени.

Читайте также:  Технические характеристики моторного масла газпромнефть 10w 40 полусинтетика: виды (супер, премиум и другие), цена и отзывы

Способы проверки датчика температуры охлаждающей жидкости

Датчик температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ) по сути представляет собой термистор или терморезистор. В зависимости от температуры окружающей среды, в которую он погружен, сопротивление в цепи изменяется в большую или меньшую сторону.

Процесс проверки датчика температуры охлаждающей жидкости довольно прост, это можно сделать несколькими способами. Однако следует понимать основные аспекты его работы и, чтобы выявить дефект, знать частые причины и признаки поломок. Чаще всего для проверки используют мультиметр.

Ниже мы перечислим наиболее популярные варианты диагностики датчиков.

Принцип работы датчика

Как проверить датчик температуры охлаждающей жидкости мультиметром, не снимая с машины

Кратко рассмотрим, как работает термисторный датчик, это поможет правильно его диагностировать. Датчик состоит из двух выходных контактов и измерительной головки, в которой расположен термистор. Контакты подключены к электронному блоку управления (ЭБУ). Головка погружается в измеряемую жидкость. Поскольку ДТОЖ имеет отрицательный температурный коэффициент, при повышении температуры теплоносителя показатель сопротивления на термисторе уменьшается, а при понижении температуры сопротивление увеличивается. Информация считывается блоком управления и на основании нее выдает определенную команду, а термостат открывает или закрывает поток антифриза через радиатор.

Основываясь на показаниях датчика температуры антифриза, ЭБУ во время запуска двигателя устанавливает необходимое количество проходов регулятора холостого хода (IAC), угол зажигания и время впрыска форсунки, тем самым регулируя подачу топлива. Датчик питается постоянным напряжением 5В от ЭБУ через резистор с постоянным значением сопротивления, который находится в контроллере управления. То есть блок управления реагирует на изменение напряжения на датчике.

Основные признаки и характеристика неисправностей ДТОЖ

О выходе из строя датчика температуры охлаждающей жидкости можно судить по нескольким признакам. Однако следует понимать, что названные ниже типичные проявления могут быть причиной других неисправностей двигателя автомобиля. Поэтому, конечно, необходимо провести дополнительные проверки.

Основные признаки, указывающие на неисправность датчика:

  • На приборной панели загорелся индикатор Check Engine. Если вы видите этот значок, отсканируйте код ошибки, он может указывать на другие неисправности.
  • Увеличился расход топлива. Из-за того, что электронный блок получает неверные данные от датчика, он не может правильно их прочитать и определить требуемую команду. То есть сколько топлива необходимо для образования топливной смеси и поддержания оптимальной температуры двигателя.
  • Нестабильная работа двигателя. К ним относятся неисправности на холостом ходу, трудности с запуском двигателя (чаще в зимние месяцы) или полное отключение на низких оборотах.
  • Автомобиль останавливается, когда двигатель горячий. Как только температура антифриза достигает определенного значения, двигатель самопроизвольно останавливается. Независимо от типа жидкости, используемой в системе (хороший антифриз или обычная вода).
  • Нестабильная работа вентилятора. Есть несколько проявлений: иногда он вообще не работает, а в других случаях не переключается в аварийный режим. Здесь важно дополнительно проверить работоспособность термистора.
  • Автомобиль плохо заводится при холодном двигателе.

Чаще всего такие датчики изготавливаются с неразборным корпусом, поэтому при дефектах их заменяют на новые. Это касается автомобилей любого производителя, как отечественного, так и зарубежного.

Где найти датчик на машине

Как проверить датчик температуры охлаждающей жидкости мультиметром, не снимая с машины

Чтобы проверить датчик, нужно знать, где он находится. Конечно, его расположение будет отличаться в разных марках и моделях автомобилей. Однако есть несколько признаков, по которым можно определить, где он установлен.

Чаще всего датчик температуры охлаждающей жидкости располагается на выпускном патрубке ГБЦ. В его конструкции предусмотрена резьба, с помощью которой он крепится в соответствующем месте. Важным требованием является прямой контакт головки датчика с охлаждающей жидкостью. Это обеспечивает наиболее точные показания датчика.

Также следует учитывать, что некоторые модели автомобилей имеют одновременно два датчика температуры охлаждающей жидкости. В таких случаях первый определяет и передает значения температуры антифриза на выходе из двигателя, второй – на выходе из радиатора. Это дает более точную информацию о состоянии двигателей и системы охлаждения.

Всю информацию о количестве и расположении датчиков можно найти в свидетельстве о регистрации транспортного средства.

Причины неисправности датчик температуры охлаждающей жидкости

Конструкция датчика предельно проста, и, как следствие, его отказы очень редки. Наиболее частые причины – износ или механическое повреждение. Например, появление коррозии может быть вызвано тем, что в системе охлаждения вместо антифриза использовалась обычная вода.

Наиболее частые причины выхода из строя ДТОЖ:

  • Поврежденный случай. Выражается по-разному, но чаще это значительная потеря теплоносителя с резьбы датчика или его корпуса. Также возможно повреждение самого термистора или его контактов, что приводит к выдаче неверного сигнала.
  • Окисленные контакты. Под воздействием повышенной влажности или просто из-за старения датчика на его контактах может появиться окисление, которое мешает прохождению через них электрического тока (или значительно увеличивает сопротивление цепи).
  • Плохая контактная группа (токен). Чаще всего вызвано механическим повреждением проводов у основания разъема.
  • Нарушен контакт внутри датчика температуры охлаждающей жидкости. Это может быть вызвано старением, сильными ударами или вибрацией. Приводит к разрыву контактов. В таких случаях ремонт невозможен, так как датчики выполнены с герметичным корпусом, поэтому их необходимо заменить.
  • Изоляция провода повреждена. Относится к проводам питания от ЭБУ к датчику. Возникает от механических нагрузок, старости, из-за использования некачественных изоляционных материалов и т.д. Особенно важно для автомобилей, эксплуатируемых в условиях повышенной влажности.

Во многих случаях для восстановления нормальной работы датчика температуры достаточно удалить нежелательные отложения, следы коррозии и возможного окисления с его корпуса, резьбы и контактов. Если это не поможет, его проще заменить новым.

Стоимость датчика невысока, и установить его не составит труда даже начинающему автолюбителю.

Проверка исправности ДТОЖ

Проверка датчика температуры антифриза в основном осуществляется двумя способами: не снимая его с автомобиля или не разбирая с сиденья. Второй метод также делится на два варианта диагностики: с термометром и без него.

Если датчик не прикреплен к проводу, его довольно легко снять гаечным ключом подходящего размера. Перед откручиванием важно отсоединить контактный разъем. Следующим шагом является проверка, подается ли питание от блока управления двигателем на датчик.

сделать это достаточно просто, имея универсальный тестер (мультиметр):

  1. отсоединить разъем от датчика;
  2. переключить мультиметр в режим измерения «Напряжение 20V DC»;
  3. подключите щупы к выводам клемм, идущих от компьютера.

В нормальных условиях напряжение должно составлять 5 В. Если это условие соблюдено, можно провести дополнительную проверку датчика.

Если у вас под рукой нет мультиметра, вы можете проверить ЭБУ и его проводку, просто отсоединив разъем от датчика температуры охлаждающей жидкости при работающем двигателе, вентилятор радиатора включится автоматически. Это произойдет потому, что ПКП увидит обрыв цепи и перейдет в аварийный режим. Если этого не происходит, неисправен ЭБУ или охлаждающий вентилятор.

Проверка не снимая с автомобиля

Самый удобный способ, так как нет необходимости разбирать его с последующей установкой. Проверка осуществляется тестером, измеряя показания на контактах датчика.

Чтобы разрешить доступ к контактам, необходимо будет отсоединить клеммную колодку от датчика. При работе на горячем двигателе будьте осторожны, ведь можно не только обжечься, но и расплавить корпус или щупы мультиметра.

Затем тестер переводят в положение измерения сопротивления и подключают к выходным контактам датчика. Стоит отметить, что показания будут высокими для холодного двигателя и намного ниже – для теплого.

Для общего понимания, какие значения дает датчик при разных температурах, например, ниже приведены данные для ВАЗ-2110. Показания других автомобилей не будут сильно отличаться.

Как проверить датчик температуры охлаждающей жидкости мультиметром, не снимая с машины

Показания датчика в зависимости от изменения температуры

Температура жидкости, ° С Сопротивление проводника, Ом Температура жидкости, ° С Сопротивление проводника, Ом
5 7 280 45 1 188
10 5670 50 973
15 4450 60 667
ветры 3520 70 467
25 2796 80 332
тридцать 2238 90 241
40 1459 100 177
Читайте также:  Подключение розетки прицепа и фаркопа легкового и грузового автомобиля, схема по цветам, распиновка

Следует отметить, что датчик выходит из строя очень редко, чаще бывают ситуации, когда он дает неверную информацию. Поэтому необходимо сравнить показания температуры на приборной панели с данными, полученными с датчика температуры охлаждающей жидкости по таблице. Если данные различаются, имеет смысл снять датчик и провести дальнейшую диагностику.

Проверка ДТОЖ с термометром

Для этой диагностики необходимо снять датчик с места. Как упоминалось выше, это можно сделать с помощью соответствующей клавиши. Заодно можно почистить сам датчик, снять пластину с резьбы на патрубке и смазать, осмотреть контакты на предмет окисления и при необходимости снять.

Затем наберите воду в электрочайнике или другой емкости, но в этом случае придется использовать бойлер. Также для измерения нужно взять мультиметр и повернуть его переключатель в положение измерения сопротивления проводника.

Головка датчика опускается в воду и к ее контактам подключаются щупы тестера. Термометр также помещается в емкость с датчиком; для удобства измерений желателен электронный, но можно и ртутный.

Затем, постепенно увеличивая температуру жидкости, сравните показания датчика и электронного термометра по таблице. Для большей точности лучше записывать показания каждые 5 градусов.

В результате вы получите данные, которые можно будет ввести в таблицу. Позже их можно будет сравнить с информацией, приведенной в технической документации на конкретную модель автомобиля.

В крайнем случае, вы можете сравнить его с таблицей выше.

При проверке допускаются небольшие отклонения от значений. Незначительные ошибки могут отличаться в зависимости от условий и самого датчика. Часто даже датчики температуры охлаждающей жидкости одной модели имеют небольшие различия в показаниях при одинаковых условиях измерения.

Проверка без термометра

Этот метод мало чем отличается от предыдущего, здесь используется только градусник, а показания снимаются один раз.

Чтобы проверить датчик, погрузите его в емкость с водой и доведите до кипения. Затем подключите щупы мультиметра к выходным контактам и посмотрите, что он показывает.

Если ДТОЖ полностью исправен, его сопротивление должно составлять 177 Ом. Однако следует учитывать неточности. Кроме того, щупы мультиметра тоже имеют свое сопротивление, а температура воды может быть чуть ниже 100 градусов, и в результате сопротивление будет немного выше.

Как проверить ДТОЖ на примере ВАЗ 2110

В целом датчик температуры охлаждающей жидкости на разных ВАЗах проверяется теми же методами и в той же последовательности, что и в предыдущих разделах. Чаще всего на «Ладакх» 2110, 2112, «Приора», «Калина» и др. устанавливаются датчики с артикульными номерами 23.3828 и 405213 или его аналоги – 423.3828.

  • Для проверки необходимо знать, какова его устойчивость к разным температурам:
  • – 15 ° – от 4033 до 4838 Ом;
  • – 128 ° – от 76,7 до 85,1 Ом;
  • – выходное напряжение при 15 ° С – от 92,1 до 93,3% от подаваемого ЭБУ;
  • – выходное напряжение при 128 ° С – от 18,1 до 19,7 %.

Перед тем как разобрать ДТОЖ для последующего осмотра или замены на новый из системы охлаждения, необходимо немного слить антифриз. Это делается при холодном двигателе, чтобы избежать травм и повреждения деталей двигателя или инструментов.

Датчик откручивается ключом на 19 мм. Для этого открутите его и снимите вместе с уплотнительным кольцом.

Измерения выполняются с шагом 10 ° C от точки кипения до комнатной температуры. Значения сопротивления записываются и, наконец, сверяются с таблицей.

Вывод

Датчик температуры охлаждающей жидкости – довольно простое устройство, и проверка его исправности не требует особых знаний и опыта. Для этого достаточно иметь инструмент для его разборки и проверки, а именно гаечный ключ и мультиметр. Если датчик неисправен, лучше сразу заменить его, ремонт не стоит потраченного времени.

Признаки неисправности датчика температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ)

Датчик температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ) не так прост, как может показаться на первый взгляд.

Многие думают, что он отвечает только за включение/выключение вентилятора охлаждения и отображение температуры ОЖ на приборной панели. Поэтому, при неисправностях двигателя, не обращают на него особого внимания.

Именно поэтому я решил написать эту статью и рассказать в ней о всех признаках неисправности ДТОЖ.

Но для начала небольшое пояснение. Датчиков температуры ОЖ два (в некоторых случаях 3) — один дает сигнал стрелке на приборной панели, второй (2-х контактный) — контроллеру. Далее будет идти речь только об втором датчике, который передает информацию ЭБУ.

Как проверить датчик температуры охлаждающей жидкости мультиметром, не снимая с машины

И так, первый признак — плохой запуск двигателя на холодную. Как это происходит — двигатель запускается и сразу же глохнет. Более-менее работает только с подгазовкой. После прогрева эта проблема уходит.

Почему это может происходить? Датчик температуры ОЖ может подавать в контроллер не верные показания. К примеру, что двигатель уже прогрет (температура 90+ градусов). Для запуска холодного двигателя, как известно, нужно больше топлива, чем для горячего.

А так как ЭБУ «думает», что двигатель горячий, то и дает ему мало топлива. От этого и плохой запуск на холодную.

Второй признак — плохой запуск двигателя на горячую. Здесь все с точностью наоборот. ДТОЖ может все время подавать заниженные показания, т.е. «говорить» контроллеру, что двигатель холодный.

Для холодного запуска это нормально, а вот для горячего — плохо. Горячий мотор попросту будет заливать бензином. Здесь, кстати, может появляться ошибка P0172 — богатая смесь.

Проверьте свечи зажигания — они должны быть в черном нагаре.

Третий признак — повышенный расход топлива. Это последствие, которое вытекает из 2-го признака. Если двигатель заливает бензином, то естественно вырастет и расход.

Четвертое — хаотичное включение вентилятора охлаждения. Т.е. двигатель работает вроде бы нормально, только иногда ни с того, ни с сего может включиться вентилятор. Это уже прямой признак неисправности датчика температуры охлаждающей жидкости. Датчик может давать скачкообразные показания. Т.е.

если реальная температура ОЖ повысилась на 1 градус, датчик может «сказать», что она повысилась на 4 градуса или же вообще не среагировать.

Так вот, если температура включения вентилятора 101 градус, а реальная температура ОЖ 97 градусов (рабочая), то, перескочив на 4 градуса, датчик «скажет» ЭБУ, что температура уже 101 градус и пора включать вентилятор.

Хуже, если происходит наоборот — датчик иногда может занижать показания. Температура ОЖ может уже дойти до температуры кипения, а датчик будет «говорить», что температура в норме (к примеру, 95 градусов) и поэтому ЭБУ не будет включать вентилятор. Таким образом вентилятор может включится, когда двигатель уже закипел или же вообще не включиться.

Проверка датчика температуры охлаждающей жидкости

Я не буду показывать таблици со значениями сопротивлений датчика на определенной температуре, так как считаю этот способ проверки не совсем точным.

Самая простоя и быстрая проверка ДТОЖ — просто снять с него фишку. Двигатель перейдет в аварийный режим, включится вентилятор, топливная смесь будет приготавливаться на основе показаний других датчиков.

Если при этом двигатель стал работать лучше, то однозначно нужно менять датчик.

Как проверить датчик температуры охлаждающей жидкости мультиметром, не снимая с машины

Для следующей проверки датчика температуры ОЖ понадобится диагностическое оборудование. Первое — нужно проверить показания температуры на холодном двигателе (к примеру утром). Показания должны соответствовать температуре окружающей среды.

Допускается небольшая погрешность в 3-4 градуса. И после запуска двигателя температура должна плавно подниматься, не перескакивая между показаниями. Т.е.

если температура была 33 градуса, а потом резко стала 35 или 36 градусов, это говорит о неисправности датчика.

Дтож видео

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector