Как ездить по бездорожью, полезные лайфхаки

Изначально у Марии Вашкевич была идея узнать, какая коробка передач лучше справляется с бездорожьем. Взяли две машины одной модели – тестовую в топ-комплектации и “пожившую “у хозяина, но тоже на “фарше”. Резина и там и там обычная, все честно.

Но все пошло не так. Несмотря на то что среди приглашенных испытателей были люди с опытом участия во внедорожных соревнованиях, многие правила были ими нарушены. О них и пойдет речь, раз тест-драйв провалился.

Как ездить по бездорожью, полезные лайфхаки

Проверяй, потом езжай

Первым испытанием должна была стать грязь в торфяниках, но все высохло. Поэтому перешли к следующему – броду в болотистой местности. Вот тут-то мы и наткнулись на первое правило внедорожной езды – проверить почву, по которой придется ехать, ногами или палкой.

Как ездить по бездорожью, полезные лайфхаки

Прошлись – вроде под водой все твердо, палками потыкали – остались довольны. Первым поехал примкнувший к нам Hover на “механике”, взял чуть-чуть мимо брода –  и все, стал, заглох. Хорошо, что уехать далеко не успел, поэтому выбрался легко и быстро.

Пока решали, стоит ли ехать остальным, водитель “Патриота” с “автоматом” помчал вперед. И отлично справился!

Как ездить по бездорожью, полезные лайфхаки

Но потом, не будучи профи во внедорожных гонках, нарушил второе правило – поехал обратно по непроверенной поверхности. Поэтому запоминаем всем, кто не в курсе: не стоит прокладывать новый путь и разворачиваться в неизвестном месте – лучше вернуться по своей же колее задним ходом.

Да, визуально впереди может быть твердый луг, но на деле – болото. Вот и “Патриот” уселся в жижу по самые пороги, а это реально глубоко. Выехать в такой ситуации самостоятельно невозможно.

Поэтому пригодится еще одно правило внедорожной езды – лучше не ездить на внедорожные “покатушки” в одиночестве. Если все же приходится, проверьте, есть ли в этой местности связь, хватает ли у вас заряда батареи для экстренного вызова.

Что же до наших приключений, то длины даже двух тросов не хватало, чтоб вытянуть застрявшего товарища с суши. Начали тянуть с полутвердой поверхности и, разумеется, “закопали” второй УАЗ.

Кстати, в процессе стало ясно, почему в “Патриоте” с “автоматом” педальный узел не справа, а скорее посередине. Очень удобно раскачивать машину двумя ногами. Тем не менее вдогонку еще одно правило – вытягивать застрявшую машину другим автомобилем нужно только с надежной поверхности.

Как ездить по бездорожью, полезные лайфхаки Как ездить по бездорожью, полезные лайфхаки

Без трактора никуда

А у нас началось веселье: копать – раскачивать! В какой-то момент уперлись не туда –  и на втором УАЗе образовалась вмятина. Впрочем, так же легко ее и вытолкнули обратно. Поэтому важно убедиться в прочности элементов, в которые вы упираетесь при выталкивании машины.

Как ездить по бездорожью, полезные лайфхаки Как ездить по бездорожью, полезные лайфхаки

Через некоторое время один УАЗ достали сами, а для второго позвали погрузчик “Амкодор”, в народе именуемый “тэошкой”. Обязательно имейте под рукой телефон ближайшего тракториста, если специально хотите проверить, на что способна ваша машина.

Водитель погрузчика оказался благоразумным и не стал подъезжать ближе, мол, если он засядет, его уже никто не достанет. Съездили за еще одним тросом, потянули – и он лопнул.

Как ездить по бездорожью, полезные лайфхаки Как ездить по бездорожью, полезные лайфхаки

И тут у нас еще одно важное правило – в радиусе длины троса от обоих автомобилей не должно быть ни одного человека, так как это смертельно опасно! К счастью, данное правило мы соблюдали, но часто трос разбивает машины.

Нам повезло – трос лопнул ровненько у “Патриота” и улетел в ковш погрузчика. Поэтому лучше всего использовать тросогаситель – если нет специального, можно на трос накинуть куртку, плед или что есть под рукой.

Ну а мы поехали за еще одним тросом, после чего смогли выбраться.

Как ездить по бездорожью, полезные лайфхаки

В итоге времени на полноценное сравнение автомобилей не осталось. Зато мы отлично показали все ошибки на бездорожье новичков и не только.

Любите заехать куда подальше? Внедорожники в базе объявлений Автобизнеса

Зажечь на бездорожье: истории и лайфхаки от профи офф-роуда

21.02.2019 Категория: Статьи о снаряжении Просмотров: 10577

О своем опыте и о том, какие технические средства помогают в путешествии, рассказали профи офф-роуда Удмуртии: глава клуба «Баркос» Дмитрий Дресвянников и покоритель перевала Дятлова из «Внедорожного движения» Анатолий Чураков.

Как ездить по бездорожью, полезные лайфхаки Как ездить по бездорожью, полезные лайфхаки

В одиночку или с командой

В одиночку устраивать покатушки опасно: сломался или застрял, никто не вытащит.

О поездках договариваются в общих чатах во «ВКонтакте» или через приложение по навигации BurnsOffroad, где можно составлять маршруты, делиться треками и собирать команду единомышленников.

К покатушке может присоединиться любой желающий. Так что, если вы одиночка, достаточно найти публичную вылазку и заявиться участником.

Как ездить по бездорожью, полезные лайфхаки

В приложении детально описывают маршрут, дату старта, какой транспорт приветствуется. Если что-то непонятно, в чате можно задать вопрос организатору, – например, узнать, подойдет ли машина для трека.

Дмитрий: «К нам неоднократно присоединялись ребята не из клуба. Но большие поездки ограничены примерно 10 участниками, иначе тяжело, больше вероятность поломок и увеличивается время в пути».

Подготовка

Как ездить по бездорожью, полезные лайфхаки

«Внедорожное движение» – джиперы. Анатолий ездит на УАЗ Hunter, есть в клубе и Mitsubishi Pajero, Toyota Land Cruiser – все полноприводные, 4×4. Желающим участвовать в серьезных покатушках нужно обязательно задуматься о тюнинге.

Анатолий: «Стоковые машины тяжелы для офф-роуда, их приходится тащить на лебедке в сложных местах. Поэтому машины заранее лифтуют: поднимают кузов, ставят “злую” резину с большим протектором, увеличивают радиус».

Как ездить по бездорожью, полезные лайфхаки

Баркосовцы устраивают вылазки на квадроциклах и cайд-бай-сайдах. Тут важнее всего приготовить сменные детали.

Дмитрий: «Раз у нас официальный клуб от салона мототехники “Форт-Баркос”, основную нагрузку по запчастям я беру на себя. А так, подготовка к поездке начинается недели за две.

Обсуждаем, где собираемся, что с собой берем: запчасти, провизию, спальники и палатки – в зависимости от поездки. Литров пять бензина на технику.

Если по треку водные препятствия, берем с собой моторное масло, масляные фильтры, ремкомплекты для колес (если вдруг пропороло), ну, и набор инструмента. Берем стяжки, армированный скотч и пищевую пленку для починки пыльника».

«Пищевая пленка – лайфхак. Когда пыльник прокалывается, из него уходит смазка, а внутрь попадают песок, глина. Узел разваливается. Чтобы такого избежать, на пыльник наматываем несколько слоев пищевой пленки и закрепляем все армированным скотчем. До сервиса такого ремонта хватит».

Построение маршрута

Джиперы

Анатолий: «Когда возникает идея, мы списываемся и договариваемся. Например, кто-то съездил в одно место и говорит: “Я не закончил, застрял, жесть, там непроходимо”. А для офф-роудера это самое интересное, – чем непроходимее, тем лучше. Джиперам же как, найти грязь да застрять до вечера. Бывает, и всю ночь сидишь и копаешься, например в торфяниках, где машина топится».

Бывает, трек не составляют заранее, а ориентируются по офлайн-картам на месте. Кстати, все карты в BurnsOffroad отрисованы картографами вручную.

«Летом ездили до заброшенной деревни Лумпово. Теперь на месте деревни поле с еле виднеющимся забором. Пруд зарос тиной, а последний жилой дом покинут еще в 60–70-х годах. В дороге застряли, невозможно проехать. Сориентировались по картам, видим, посреди леса насыпь – раньше там была узкоколейка. Насыпь вся размытая, но все равно проехали прямо по кустарникам.

Заранее не знаешь, что тебя ждет. Например, едешь, а дороги нет: поваленное дерево. Поэтому с собой всегда бензопила. Распилили, проложили себе путь и поехали».

Как ездить по бездорожью, полезные лайфхаки

В навигаторе двухслойная карта: топографическая и спутниковая. На топографической видно старые дороги, которые помечены пунктиром.

Допустим, цель доехать от точки А до определенного населенного пункта. Можно посмотреть старые дороги на топографической карте, а потом свериться с картой спутника — есть ли возможность проехать.

Квадроциклисты

«Мы стараемся выезжать за пределы республики, в соседние регионы, к друзьям клуба», – как глава клуба, Дмитрий сам определяет, куда ехать. В течение года приходит информация о новых интересных местах: в соцсетях, смежных сайтах, от джиперов.

Как ездить по бездорожью, полезные лайфхакиКонструктор маршрута BurnsOffroad

«Самое главное – это трек. Если у меня мероприятие, я знаю точку старта и финишную точку. Это основное. Остальной путь осваиваем сами, мы же квадроциклисты. Готовлюсь так: сажусь за компьютер, открываю карты – либо спутника, либо гибрид спутника с картами топографическими – и рисую трек.

А может быть поездка по азимуту. Просто выбираем точку и без трека идем по координатам».

Как ездить по бездорожью, полезные лайфхаки

«На карте отмечен трек, транспорт – точкой, и она двигается. Поэтому я понимаю, когда приближается поворот, например. Трек работает в автономном режиме, если до этого телефон синхронизировался с программой».

Читайте также:  Какую выбрать охлаждающую жидкость для автомобиля lada priora?

Навигатор ведет по треку, который сохраняется в телефоне. Для этого нужно скачать оффлайн-карты. Конструктор автоматически замеряет расстояние, чтобы рассчитать бензин, примерное время. Хотя по времени сориентироваться сложно, всё-таки бездорожье.

Чем отличается однодневная вылазка от экспедиции

Поездки отличаются подготовкой. Есть дневные, а есть двух-трехдневные и даже недельные.

Экспедиции

Как ездить по бездорожью, полезные лайфхаки

Начинаются сроком от двух дней. Например, Дмитрий в основном устраивает экспедиции в интересные места и к удмуртским достопримечательностям:

«В последний раз с друзьями из Набережных Челнов ездили на заброшенную атомную электростанцию. Станция уже была готова к запуску, реакторы только завезли, а потом случился Чернобыль, и всё, жители запротестовали и станцию забросили.

А ближайшая поездка у нас на вторые майские праздники. Будет двухдневная экспедиция. Пойдем на священную для удмуртов гору Байгурезь, а оттуда уже на Кулигу, на исток реки Камы».

Как ездить по бездорожью, полезные лайфхакиФото горы Байгурезь Министерства культуры Удмуртской Республики

Это знаковые места для Удмуртии. Байгурезь – природный памятник региона высотой 251 метр над уровнем моря. Гора стоит у реки Чепцы, окруженная еловым лесом. По поверьям, ее охраняет добрый дух Бай, а название переводят как «богатая» или «немая гора».

Однодневки

Вылазки выходного дня – спонтанные. Как правило, спонтанные вылазки из пары часов превращаются в многочасовые поездки до утра.

«Подумал, что на два часа, а там грязь. Засел и вызываешь помощь, чтобы вытащили. Техника в лесу работает на износ», – делится Анатолий.

Поломки в пути, непроходимые места, экстренные ситуации

Дмитрий: «В прошлом году поехали до заброшенной деревни Тутыль, уперлись в мост за 40 километров до конечной точки. Какое-то поле вдалеке, одинокий дом, появилась бабка и говорит: “Не едьте туда, там дороги нет”.

Но мы, естественно, поехали. Одна машина сдохла через 10 минут. Потом, когда оттуда вырвались, на поле, на ровном месте, два переворота. Вся поездка состояла из поломок.

В итоге до места добрались с задержкой в 4–5 часов».

Застрявших вытаскивают лебедками, а поломанных чинят сразу на месте. Если не помогло, вывозят на ближайшую трассу и вызывают эвакуатор или прячут в лесу и возвращаются за квадроциклом позже.

Анатолий: «В дороге на Лумпово нужно было преодолеть две речки. У товарища в реке сломался мост. Мы два дня жили в лесу у машины. Разобрали её, на пеньки поставили. Один из нас сходил километров за 40, чтобы поймать связь и позвонить – ушел утром и пришел к обеду, часам к 15. Попросил, чтобы знакомые привезли детали.

Весь клуб не выбирается в каждую поездку. Поэтому мы знаем, в случае чего, наши одноклубники приедут, выручат. Либо запчасти привезут, либо горючее».

Джиперы берут машину на веревку, дотаскивают до асфальта или до ближайшего населенного пункта. Либо оставляют на месте, а потом приезжают с нужными запчастями и ремонтируют. Как правило, офф-роудеры с детства дружат с техникой и сами справляются с ремонтом.

«Или поездка к Лумпово, а потом до города Игры. До Лумпово два дня непроходимой грязи, через речки – строили мост, чтобы проехать. Доехали до Лумпово и не смогли проехать болото. А чтобы проехать дальше, нужно стелить дорогу бревнами. В итоге развернулись, не доехали до Игры. Но в дальнейшем все равно планируем пробить туда дорогу».

В BurnsOffroad можно поставить на карте метку, даже если нет подключения к интернету. Нажимаешь на экран, высвечиваются координаты. Их можно заскринить и отослать позже, когда будет связь. К меткам в труднодоступных или красивых местах прикладывают фотографии и описания. 

Анатолий: «Весной засели в торфянике под снегом. Машины разворошили, не проехать никак. Остались до утра ночевать, сварили суп. В 4 утра кое-как поймали интернет, заскринили место, отправили в приложении скрин с местоположением. Утром приехали товарищи, привезли пирожков, веревки, вытащили нас».

Делимся опытом

Офф-роудеры делятся опытом в соцсетях, в группах, в чатах. После поездки выкладывают треки, фотографии и небольшие отчеты в приложении.

Полезные советы о том, как ездить по раскисшей жиже

Правила езды по глине на грязевой резине. Как эффективно использовать рисунок протектора для надёжного сцепления на скользкой и липкой поверхности. Манипуляции с давлением в шинах для увеличения проходимости

Обитатель средней полосы России чаще всего представляет себе бездорожье как раскисшие в межсезонье просёлочные дороги, изрезанные глубокими и кривыми колеями. Именно колеи и налипшая мокрая скользкая глина становятся непреодолимыми препятствиями для большинства автомобилей на стандартной резине.

Протектор дорожных покрышек мгновенно забивается грязью, и колеса беспомощно буксуют на месте. Казалось бы, в такой ситуации проще всего поставить на внедорожник «злые» грязевые колёса MT, и проблема исчезнет сама собой. Однако это не совсем так (хотя во многих случаях такой ход действительно срабатывает).

Существует опасность, что МТ-протектор дотянет до места, где колея и слой глины станут ещё глубже, после чего ситуация превратится в безвыходную. Потому что идти за трактором, как принято говорить, придётся гораздо дальше.

Так что даже если вы выезжаете на бездорожье на лифтованной машине, оснащённой большими колёсами с покрышками MT, всё равно следует заранее подготовить некоторые полезные аксессуары.

  • Как ездить по бездорожью, полезные лайфхаки  Как ездить по бездорожью, полезные лайфхаки
  • Чем грунт слабее, тем глубже в него проваливается колесо. При этом перед ним образуется «ступенька» из грунта
  • Как ездить по бездорожью, полезные лайфхаки
  • Грамотное снижение давления в шинах превращает их в настоящее оружие против серьёзной грязи

Во-первых, обязательно нужно прихватить с собой лопату. Кроме того, memento tractor, как говорили древние джиперы, поэтому возьмите с собой динамический (рывковый) трос (стропу). У трактористов обычно в наличии только стальные тросы, которые искалечат вашу машину, а может быть, и вас самих.

Ну и самое эффективное оружие, превращающее колёса в боевые, – это шинный манометр и компрессор. Без них ваши шины – как патроны без капсюля.

Вроде и ружьё, но не стреляет! Запомните, ключевой инструмент, который вы можете использовать против липкой, скользкой глины и глубоких колей, – это снижение давления.

КАК ЭТО РАБОТАЕТ?

Шина с высоким внутренним давлением, подобно стальному колесу поезда, вращаясь, катится по поверхности дороги с минимальным сопротивлением на продавливание покрышки. Когда она проваливается в слабый грунт (например, раскисшую глину), то перед ней образуется ступенька, на которую она каким-то образом должна закатиться.

Чем слабее грунт, тем глубже колесо проваливается, и тем выше перед ним ступенька. Как только колесо начинает закатываться на ступеньку, как на подъём, сцепление с грунтом резко уменьшается, и колесо начинает буксовать. И чем круче подъём, тем сильнее проявляется этот эффект.

На вертикальную стенку круглое колесо отказывается ехать в принципе.

  1. Как ездить по бездорожью, полезные лайфхаки
  2. Разница в площади сцепления покрышки Toyo OC MT при давлении 2,5 атм и 0,8 атм. Хорошо видно, для чего нужны грунтозацепы на боковине – при низком давлении они становятся плечом шины
  3. Как ездить по бездорожью, полезные лайфхаки

Совсем иначе работает, например, гусеница. При возникновении препятствия в виде ступеньки она начинает частично заезжать на неё, двигаясь вверх, но в тоже время большая её часть остается на горизонтальной поверхности в отличном сцеплении с грунтом и успешно препятствует пробуксовке.

Вес вездехода равномерно распределён по длине гусеницы и, в отличие от упирающегося в уступ колеса, переносится на препятствие постепенно. Если высота стенки не слишком велика, то гусеница способна вскарабкаться и на неё.

Таким образом, гусеницы легко преодолевают препятствия, на которых колёса только беспомощно буксуют. А в мягком грунте передние колёса машины, как мы уже говорили, проваливаются, и перед ними образуется подобие стенки. Пока зацепа задних колёс хватает, машина едет.

Как только грунт становится слишком скользким, а сопротивление ступеньки перед передними колёсами – слишком большим, они начинают беспомощно буксовать. И машина застревает.

  • Как ездить по бездорожью, полезные лайфхаки  Как ездить по бездорожью, полезные лайфхаки
  • КАК БЫТЬ?

Оказывается, можно превратить покрышку в подобие гусеницы. Для этого достаточно снизить давление в ней до такой степени, чтобы она, деформируясь под весом машины, распласталась по грунту. Рассмотрим этот эффект на примере покрышки Toyo Open Country MT. Рисунок протектора этой шины очень агрессивный, его плечевая зона напоминает шестерёнку. Но с давлением 2,4 атм, предназначенным для нормального движения по асфальту, даже эта покрышка закапывается. Теперь снизим давление до 0,8 атм. Что при этом происходит?

Шина заметно проседает, слегка сплющиваясь по бокам. И вместо трёх шашек, на которые она опиралась при шоссейном давлении, она стоит уже на восьми. То есть площадь опоры шины увеличилась в несколько раз! Причём в основном она увеличилась в длину, сделав зону контакта шины с грунтом длинной и плоской. Это уменьшило давление на слабый грунт, и теперь покрышка не проваливается так глубоко.

Читайте также:  Выбор оборудования для автомойки, ошибки, которые не стоит совершать

А главное, она способна забираться на небольшие препятствия, подобно гусенице. Кроме того, в точке, где протектор отрывается от грунта, он значительно деформируется, выкидывая из ламелей комья грязи. Тем самым снижается эффект «замыливания», когда глина полностью забивает даже самый агрессивный протектор.

Более того, теперь, распластавшись по грунту, работают и грунтозацепы боковины!

РАСПЛАСТАННЫЕВыехать из глубокой колеи вам поможет низкое давление в шине. Сминаясь, покрышка как бы обхватывает острый высокий бортик колеи и позволяет колесу накатиться на него, работая как агрессивным плечом грязевой покрышки, и как в данном случае, ещё и грунтозацепами боковины покрышки Toyo OC MT

ЧТО НАДО ЗНАТЬ И УМЕТЬ?

Если колёса не оснащены устройствами, предотвращающими разбортирование, не опускайте давление ниже 1,0–0,8 атм. Избегайте движения на высокой скорости, особенно с сильно вывернутыми колёсами, и не газуйте резко, чтобы не разбортировать покрышки. Старайтесь не вращать рулём при неподвижных колёсах.

Кроме того, лучше избегать глубоких колей, двигаясь вразрез, пропуская одну из них между колесами. Потому что в очень глубоких колеях автомобилю может не хватить дорожного просвета, и он застрянет. Если нет возможности двигаться вразрез, можно опустить в колею только одну сторону машины. Это оставит запас дорожного просвета.

Ну а если вы всё же свалились в колею полностью, двигайтесь либо очень осторожно, не допуская полного застревания машины, либо ходом, давая возможность инерции помочь машине проскочить наиболее глубокие колеи. При этом обязательно дорабатывайте рулём на полоборота влево-вправо. Это позволяет резине «расталкивать» грязь и лучше вгрызаться в неё агрессивной боковиной протектора.

В совсем уж крайних случаях сверхглубоких колей, которые невозможно объехать (например, в густом лесу), можно двигаться по колее, вывернув руль в одну сторону. Это не даст передним колёсам полностью провалиться, оставляя запас по клиренсу.

Но в таком случае надо быть очень внимательным – машина может внезапно зацепиться вывернутым колесом за твёрдый фрагмент бровки или корень, выскочить из колеи, развернуться на 90 градусов и врезаться в ближайшее дерево. Нужно всегда быть наготове, чтобы успеть вывернуть руль обратно.

  1. Как ездить по бездорожью, полезные лайфхаки
  2. Вывернутые вбок передние колеса все время пытаются заехать на бортик, что позволяет пройти наиболее глубокие участки за счет проподнятия передней части машины
  3. Как ездить по бездорожью, полезные лайфхаки
  4. Глубокие колеи предпочтительнее преодолевать «вразрез», не позволяя машине в них сваливаться

Для эффективного использования возможности шин нельзя забывать и о правильном выборе передачи. На скользком грунте всегда действует один и тот же закон – чем выше передача и ниже обороты двигателя, тем лучше.

Езда с бешеной пробуксовкой тоже иногда срабатывает, но, скорее, на легковых машинах с асфальтовыми покрышками, когда их протектор забит и его надо очистить от грязи центробежной силой. Серьёзная резина не любит пробуксовки.

Если давление в шине правильное, а обороты колеса слишком велики, оно закопается по ступицу за два оборота, как хороший роторный экскаватор. Поэтому вторая, а то и третья пониженная – это лучший выбор. Другое дело, если глина тяжёлая и мотор глохнет – тогда можно и передачу пониже, и газу побольше.

Что очень важно: буксуя, не забывайте о безопасности. Из-под серьёзных грязевых шин, таких, как те же Toyo Open Country, при пробуксовке может вылететь очередь из камней, как из хорошего пулемета. Даже просто «шприц» грязи может нанести человеку увечья.

Будьте внимательны и не допускайте пробуксовок, если в плоскости вращения колёс находятся люди или другие машины. Выехав из грязи, не забудьте не только снова накачать шины, но и почистить их. Во-первых, при движении на дорожных скоростях комья грязи с колёс полетят в другие машины, а во-вторых, налипшая грязь заметно разбалансирует ваши покрышки, вызывая на скорости сильную вибрацию и биение руля.

В общем, отправляясь покорять бездорожье, помните, что ваше техническое вооружение гарантирует не более половины успеха. Гораздо важнее здесь вооружаться знаниями, правильными навыками и периодически шлифовать своё умение практическими тренировками.

Грязное дело

Осень в разгаре, льют дожди, грунтовые дороги раскисают и проехать по ним на обычном, не полноприводном автомобиле, становится всё труднее. Тем более, если автомобиль имеет низкий клиренс*, который в народе ещё зовут «посадкой».

Клиренс – то же, что и «Дорожный просвет». Это расстояние между опорной поверхностью дороги и самой нижней точкой центральной части автомобиля.

Мне приходится периодически ездить в деревню к родственникам. Беда в том, что последние пять километров проходят по грунтовой дороге без какого-либо покрытия.

После сильных дождей дорога раскисает так, что проехать по ней могут только полноприводные грузовики, гусеничные и колёсные трактора.

Понятно, что в раскисшем грунте они пробивают глубокие колеи, проехать по которым порой затрудняются даже водители полноприводных внедорожников.

Что уж говорить про обычные, моноприводные легковые автомобили? Попадая в эти, полные грязи, колеи они застревают и «садятся на брюхо». В такой ситуации приходится рассчитывать только на помощь трактора. Так ежегодно мучился и я, пока не придумал для себя две хитрости, которые позволяют мне на обычном легковом седане гораздо легче преодолевать эти коварные километры.

Многие водители имеют загородные дома, дачи, родственников в деревнях, любят ездить на природу, на шашлыки и т.п. Уверен, что они тоже нередко сталкиваются с проблемой недостаточной проходимости своих автомобилей и мои советы могут быть им полезны.

Долой из колеи!

Движение в глубокой колее может быть очень опасно для автомобиля. Даже не важно, что это за колея: грязная в раскисших чернозёме или глине, сухая, или зимняя ледовая. Дело в том, что под днищем находятся множество важных узлов и деталей: картер двигателя, элементы подвески, электропроводка, трубки топливной и тормозной систем.

Как ездить по бездорожью, полезные лайфхакиДвижение в колее опасно для картера двигателя и деталей подвески

Попав в колею и задевая «пузом» за грунт или лёд, можно легко повредить важные детали, что чревато поломкой и долгим, дорогим ремонтом. Удивительно, но даже зная это, большинство водителей упорно ползут в колее, рискуя «сесть на брюхо» или повредить автомобиль.

Однажды мне пришла в голову идея, которую я проверил в одной из поездок по раскисшей, грунтовой дороге с глубокими колеями. Что я сделал? Я просто не стал въезжать в колею.

Я поехал по «площадкам» между колеями. Эти площадки всегда бывают суше и твёрже чем сами колеи, в которых обычно скапливается много грязи и воды.

Кроме того, отсутствует риск повредить всё, что находится под днищем автомобиля.

Как ездить по бездорожью, полезные лайфхакиДвижение между колеями безопасно для автомобиля

Однако хочу предупредить сразу. Этот способ требует от водителя уверенного владения автомобилем, чувства габаритов, чёткого понимания где находятся колёса и некоторого самообладания.

При движении между колеями не стоит пытаться ехать быстро – можно ошибиться и соскользнуть как в колею, так и в кювет.

Всё же стоит помнить, что покрытие является скользким от дождя, а летняя резина плохо цепляется за раскисшую поверхность.

Если вы никогда не ездили таким способом советую в свободное время найти подходящую дорогу и попробовать поездить по ней между колеями. Главное, чтобы это был сухой день и дорога. Не пытайтесь сразу ехать быстро. Начинайте с небольших скоростей. Такая тренировка окажется очень полезной, когда вы попадёте в реальную грязь.

Летом зимняя?

Как-то, в очередной раз собираясь в деревню, я посмотрел прогноз погоды с содроганием подумал, что мне опять придётся нелегко. Как я уже писал чуть выше, летняя резина на раскисшей грунтовке очень сильно скользит, автомобиль плохо управляется и грозит соскользнуть в кювет.

Мне очень не хотелось опять рисковать, и я решил попробовать поступить не стандартно. Я положил в багажник два диска с зимней резиной завёрнутые в полиэтилен. Я решил перед выездом на раскисшую грунтовку поменять резину на ведущей оси на зимнюю надеясь, что развитые грунтозацепы шин помогут мне более уверенно держаться на дороге и проезжать грязные ямы, не застревая в них.

Почему я сразу не переобул автомобиль в зимнюю резину? Потому, что вначале мне предстояло проехать 350 км. по отличным асфальтовым дорогам, а проблемными были только последние пять километров. Так что, не было никакого смысла гонять зимние покрышки по сухому асфальту.

Эффект от использования зимней резины на грязной грунтовке превзошел все мои ожидания. Последний отрезок пути я проехал в сильный дождь без каких-либо проблем с буксованием и боковым скольжением, полностью и уверенно контролируя поведение автомобиля. С тех пор я использую эту хитрость всегда, когда еду в места, где возможно придётся ехать по плохой, раскисшей грунтовке.

Несколько советов тем, кто решит последовать моему примеру:

  • Упаковывайте покрышки в водонепроницаемые чехлы. После грязи вам вряд ли удастся их сразу помыть.
  • Укладывайте покрышки так, чтобы можно было их легко достать, не вытаскивая из багажника другие вещи. Рядом кладите домкрат и «баллонный» ключ.
  • Если у вас в багажнике лежит полноразмерное запасное колесо – уберите его. В дорогу на его место положите одну из зимних покрышек. Этим вы сэкономите место в багажнике, так как там будет лежать только одна покрышка, а вторая будет находиться на месте «запаски».
Читайте также:  Инструкция по установке и подключению противотуманных фар на ваз 2114

Эти полезные хитрости при правильном использовании могут существенно облегчить жизнь водителя обыкновенной легковушки на плохой дороге. Если у вас есть свои хитрости и идеи – пишите в х. Я их добавлю к этой статье не забыв упомянуть ваше авторство.

«Узелки» на память:

  • Бездорожье можно обмануть
  • Не будь рабом колеи
  • Зимняя резина и летом полезна

    Как ездить по бездорожью, полезные лайфхаки

Езда по бездорожью — как правильно ездить чтобы избежать проблем

Как ездить по бездорожью, полезные лайфхакиЕсли вы водите машину, то рано или поздно вам придется свернуть с асфальтированной трассы на проселочную дорогу или вообще оказаться в месте, где дорог нет. И дело даже не в том, что российские дороги – притча во языцех, просто имея автомобиль, всегда хочется разнообразить свой досуг, расширить горизонты – выехать за город, на речку, на дачу или на пикник. Как правило, в этих местах хороших дорог нет.

Поэтому каждому водителю за рулём необходимо иметь навыки езды по плохим дорогам и даже по бездорожью.

Главное правило в таких ситуациях – это оценить технические возможности своего автомобиля, чтобы принять верное решение: искать объезд или рискнуть и поехать по плохому пути дальше. Вы должны быть уверенны в своей машине, но не самоуверенны – иначе все может кончиться как в известной поговорке: «чем мощнее автомобиль, тем дальше бежать за трактором».

Бездорожье требует от автомобиля повышенной мощности, большей тяги. Этого можно достичь, двигаясь на низкой передаче. Поэтому, если у вас «механика» — не переключайтесь на самые высокие скорости, а если «автомат» — установите принудительное ограничение максимальной передачи (D2, D3).

Как правильно ездить по грунтовой дороге

Грунтовые дороги отличаются неровным покрытием, наличием различных ям, ухабов и кочек, машину может в любой момент резко бросить в сторону при попадании в яму или наезде на препятствие, поэтому руль надо держать как можно крепче, желательно двумя руками. Дорогу приходится выбирать особенно тщательно, объезжая плохие места, поэтому вам понадобится хороший обзор. Если видимость недостаточная — подложите что-нибудь на сиденье, чтобы сидеть повыше и лучше видеть дорогу перед собой.

На грунтовой дороге часто машинами наезживается колея. Передвижение по ней тоже имеет несколько секретов.

При езде в колее обычно возникают сильные боковые толчки, поэтому не набирайте высокую скорость, иначе вы рискуете опрокинуться. Пассажирам лучше держаться крепче, например, за специальные поручни и крепления, чтобы не получить травму.

Часто бывает трудно выехать из колеи, особенно, если она глубокая – автомобиль отбрасывает обратно. В таком случае нужно применить маятниковое движение рулем, раскачать автомобиль, а затем с резким поворотом в сторону выезда нажать на газ. Пересекать колею лучше не перпендикулярно, а наискосок под углом 45-60°.

Если на дороге встречаются крупные камни, то лучше их объехать. Ведь камень может повредить шины, рулевые тяги, привод, тормозные шланги, и даже пробить поддон картера двигателя с маслом. Если объезд невозможен, то подъехав вплотную к камню замерьте его размеры – сможет ли он безопасно пройти между колес? В любом случае, лучше не полениться и убрать камень с дороги.

Секреты езды по грязи

Как ездить по бездорожью, полезные лайфхаки

Если колея, по которой вы едете, переходит в грязь или лужу, то лучше продолжать движение прямо и ехать в грязь, потому что дно колеи обычно неплохо утрамбовано. Однако, если лужа большая, то сперва надо проверить ее глубину и плотность грунта какой-нибудь палкой, а затем осторожно въехать в лужу только передними колесами. Если вы почувствуете, что машина начинает погружаться в грязь, то давайте задний ход и ищите объезд. Так будет безопаснее.

Грязь и распутицу лучше преодолевать с разгону и, ни в коем случае не останавливаясь, иначе вы можете застрять посреди размытого участка и больше не тронуться.

Но слишком давить на газ тоже не следует – могут забуксовать колеса, поэтому необходимо держать немного повышенные, но стабильные обороты.

Если же колеса все-таки забуксовали, то давить сильнее на газ тем более не следует – машина зароется в грязь еще сильнее, и тогда самой вы точно выбраться не сможете. Можно попробовать осторожно выехать назад по собственным следам.

Если и это не удалось, то придется откапывать колеса, подкладывать под них плотный материал: хворост, доски, ножной коврик, а в некоторых случаях чехлы от сидений или даже одежду.

Если вы едите с пассажирами, то иногда может помочь пересадка пассажиров: надо перераспределить вес в сторону ведущих колес.

Отдельно надо сказать про езду по косогору, особенно влажному. Неопытным водительницам может показаться, что их машина вот-вот опрокинется, но такое вряд ли случится, особенно с легковым автомобилем. Максимум чем это грозит — машина сползет, причем как боком, так и задом. Поэтому, если есть такая возможность, по косогору лучше вообще не ехать.

Буксировка застрявшего автомобиля

Если вы застряли, и справиться с проблемой самостоятельно не получается, то вам остается приготовить буксирный трос и ждать, пока вас вытянут.

Некоторые автолюбители часто допускают одну ошибку — цепляют трос за бампер своей машины вместо специальных креплений. Этого делать нельзя ни в коем случае: помнете бампер или даже повредите крылья. Рулевые тяги, стабилизатор, рычаги-подвески, задний мост — тоже не лучшие места для крепления троса, для этого необходимо использовать штатные крюки.

При движении на буксире нужно заранее договориться о сигналах. Наример, один длинный гудок – «двигаемся медленнее», два коротких – «останавливаемся». Поворачивать при буксировке следует особенно осторожно, следите, чтобы трос не перехлестнуло и он не повредил облицовку.

Форсирование водных препятствий

Небольшую речку с невязкими и некрутыми берегами можно вполне спокойно переехать. Нужно только замерить глубину и определить, не вязкое ли дно.

Максимально допустимая глубина для форсирования ручья или реки – не более половины высоты колеса вашего легкового автомобиля.

Также следует внимательно осмотреть противоположный берег – насколько он крутой, возьмет ли его машина и не застрянет ли ваша машина в воде. Выгоднее в этом отношении иметь переднеприводной автомобиль, ему будет легче взобраться на берег.

Форсируя речку, осторожно подкатитесь к воде и плавно, слегка увеличив газ (чтобы вода не попала в глушитель), переезжайте брод. Спешить, а тем более заезжать в воду с разгона, не стоит. Вы поднимите высокую волну, которая заглушит двигатель. А снова запустить его в воде у вас вряд ли получится.

Снег и песок: секреты движения по рыхлым поверхностям

В песке или глубоком снегу автомобиль часто вязнет, а колеса легко срываются в прокрутку и буксуют. Идеально – двигаться по уже накатанной колее, иначе вы рискуете завязнуть.

Если у вас нет цепей на колесах, и к тому же установлены обычные шины, то шансов проехать нет почти никаких. Не помогут даже шипы – в рыхлом снегу от них нет никакой пользы.

От езды по такой поверхности лучше отказаться сразу.

Есть один секрет, связанный с шинами.

Некоторые водители повышают проходимость своих автомобилей при движении по рыхлым дорогам, спуская наполовину (а то и более) давление в шинах. В результате давление воздуха падает, шины расплющиваются и, словно лыжи, не дают автомобилю сильно утопать в песке или снегу. Если других вариантов нет, то можно применить и такой способ.

Мар.17.2012        
Статьи        
Отзывы (0)        

Другие статьи по теме

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector