- Обсудить в Instagram
- Читать новости в Telegram канале
Южнокорейский производитель выпустил второе поколение водородного кроссовера Nexo с четкой позицией “передового автомобиля с нулевым выбросом CO2”. Новая система позволила компании Hyundai Motor существенно развить характеристики предыдущей версии. Обновленная модель Nexo на топливных элементах благодаря общей эффективности и экономии горючего завоевала место лидера в своем сегменте.
Новинку продемонстрировали на выставке потребительской электроники в Лас-Вегасе, где каждый год Hyundai Motor представляет последние наработки в мобильной отрасли.
Производитель считает, что водородная энергетика поможет создать более устойчивое общество.
Южнокорейская компания уже стала лидером в сфере внедрения технологий с топливными элементами для машинной промышленности после выхода первого серийного кроссовера Tucson/ix35 FCEV.
Технические характеристики Hyundai Nexo 2018
Водородный “кореец” получил новую платформу, которая превратила кроссовер в лучшую версию самого себя: легкий кузов, аккумулятор в багажнике и улучшенное строение системы топливных элементов.
Природа и водная стихия стали основными источниками вдохновения для дизайнеров, которые работали над моделью. Вода не просто так стала стилистической деталью, поскольку это единственное вещество, которое автомобиль отдает в окружающую среду.
Главные акценты в экстерьере и внутренней отделки поставлены на плавные линии и минимализм.
Двигатель
Специализированная силовая установка работает от электрического мотора с максимальной мощностью в 120 кВт или 163 л.с. Вращательный момент двигателя достигает 395 Нм. Такого движка вполне хватает, чтобы кроссовер мог потягаться с основными конкурентами “зеленого” сегмента.
Динамика
В плане разгона и набора скорости у водородного “жеребца” тоже все в порядке. Максимальная скорость автомобиля составляет 179 км/ч. Hyundai Nexo преодолевает первую сотню километров за 9,2 с.
Батарея и пробег
Экологически чистое транспортное средство работает на топливных элементах, поэтому у него есть некоторые особенности в системе: повышенная скорость утилизации производных компонентов и непосредственно углевода. Такие параметры положительно влияют на показатели трансмиссии.
По европейскому циклу автомобиль имеет дальность пробега почти 800 км — подобных цифр не показывают не только остальные водородные модели, а и многие электрокары. Такой запас хода можно сравнить с показателями агрегата с ДВС, который позволяет ездить на большие дистанции. С новой платформой удалось объединить три одинаковых бака, куда вмещается 52,2 л водорода.
Хотя резервуары и довольно-таки крупные, автомобиль заправляется всего за 5 минут.
Трансмиссия и подвеска
Этот элемент транспортного средства позволяет двигаться даже при экстремально низкой температуры. Модель специально тестировали за Полярным кругом для подтверждения слов производителя.
Испытания показали, что Hyundai Nexo запускается при температуре окружающей среды -30 по Цельсию в течение минуты.
Внешний вид
Кроссовер получил спокойный и чистый экстерьер, который подчеркивает плавную крышу и обтекаемый силуэт. Кузов напоминает стильный внедорожник за счет эффективных и покатых форм. На передней части корпуса по очерченной линии расположены горизонтальные светодиодные лампы дневного света.
Непрерывная тонкая линия дневных ходовых огней подчеркивает элегантность передней компоновки оптики. Прогрессивный характер Hyundai Nexo выдают треугольные фары, которые устроились под дневными огнями. Для увеличения воздухозаборника пришлось расширить каскадную решетку.
В итоге сформировалось сильное визуальное восприятие переднего бампера.
Бока и задняя часть конструкции абсолютно бесшовная. Крыша тонкая и немного наклонена, подчеркнута невысокой D-стойкой, переходящей в задний спойлер. На корме находится практически треугольное окно с интегрированным задним стеклоочистителем.
Габариты Hyundai Nexo: длина — 4671 мм, ширина — 1859 мм, высота — 1630 мм, колесная база — 2790 мм. Инженеры разместили резервуары для водорода под полом багажника в задней части, а полимерный литий-ионный аккумулятор расположился в багажном отсеке.
Интерьер
Водородный кроссовер — первый агрегат марки, который получил встроенные дверные ручки. Благодаря этой детали боковые стороны автомобиля обладают “чистым” дизайном, а также улучшилась аэродинамика. Опционально доступны автоматические дверные ручки не только для водительской двери, но и для всего ряда.
Приборная панель
В этой зоне находится крупный ЖК-дисплей и широкая черная панель на 7 дюймов, с помощью которой водитель может с легкостью управлять всеми необходимыми процессами в автомобиле.
Мультимедиа
На панели приборов нашел себе место и большой ЖК-экран на 12,3 дюйма под информационно-развлекательный комплекс — мультимедийный центр и навигационную систему.
Первый и второй ряд сидений
Для большей свободы внутри салона инженеры увеличили колесную базу на 150 мм по сравнению с предыдущей моделью. Теперь в машине могут комфортно расположиться 5 пассажиров — 4 взрослых и 1 ребенок. Над головой и в коленях достаточно свободного пространства для посадки и высадки людей с ростом выше среднего.
Багажное отделение
Отсек для груза в Hyundai Nexo вышел плоским, зато внушительных размеров. Такая ситуация сложилась из-за того, что в задней части кузова находятся баки с водородом, которые “съедают” приличное количество места. Багажник отлично подходит для перевозки вещей средних размеров. Немного увеличить отделение можно, если сложить задние кресла.
Безопасность
Водородный кроссовер второго поколения стал первой моделью южнокорейского производителя с инновационным комплексом систем помощи водителю ADAS.
Одна из особенностей технологии — устройство обнаружения предметов в слепых участках дороги BlindSpot View Monitor. На боках автомобиля установлены широкоугольные камеры, которые передают потоковые изображения на дисплей центральной консоли.
С помощью этих данных водитель безопасно перестраивается на дороге в любом направлении.
Полезную функцию выполняет и ассистент сопровождения в полосе Lane Following Assist. Система удерживает машину по центру полосы на скорости до 145 км/ч. Также кроссовер получил технологию автономной парковки Remote Smart Parking Assist. Устройство помогает припарковаться или вывести транспортное средство из паркинга дистанционно — водителю необходимо только нажать кнопку на брелке.
Комплектации и цены Hyundai Nexo 2018 года выпуска
Кроссовер на топливных элементах поступил в продажу пока только на внутреннем рынке Южной Кореи. Новинку так ждали в стране, что местный рынок получил за одну неделю 1061 предзаказ. К тому же почти 800 предзаказов поступило в первый день.
Скорей всего, Hyundai Nexo станет очень популярным на родине, особенно при помощи государственной инициативы.
Власти поддерживают стремление народа переходить на экологичный транспорт, поэтому предоставляют приличные льготы на покупку водородного автомобиля.
Модель Hyundai Nexo поможет компании выполнить план по внедрению 18 экологически чистых машин на международный рынок к 2025 году. В Южной Кореи базовая версия автомобиля продается по цене в 64 000$.
Комплектация подороже оценена в 67 000$. Государственная субсидия на “зеленый” транспорт позволит корейцам купить даже премиальный вариант всего за 34 500$. Стоимость Hyundai Nexo на мировом рынке пока не заявлена.
Цена станет известной перед началом официальных продаж.
Кому подойдет Hyundai Nexo 2018?
Кроссовер является одним из лучших транспортных средств, которые не приносят окружающей среде никакого вреда. Все, что выдает автомобиль — это вода после химических реакций. Агрегат отлично подходит для ежедневного использования тем, кто живет в мегаполисе и заботится о природе и экологии.
Главный конкурент
Еще один “водородник” уже японского производства впервые предстал перед обществом на токийском автосалоне в 2013 году — Toyota Mirai. Автомобиль поступил на американский и европейский рынки в 2015 году. Экологичный агрегат с нулевым выбросом углекислого газа — в атмосферу попадает только водяной пар из выхлопной трубы.
Под капотом установлена гибридная комбинация — двигатель на водороде FC stack мощностью 114 кВТ и синхронный электрический мотор переменного тока на 113 кВт или 154 л.с. и вращательным моментом 335 Нм. Также стоит и вторичный никель-металлогидридный аккумулятор на 21 кВт*ч.
В задней части кузова расположились 2 резервуара с водородом, которые предоставляют дальность пробега в 650 км. Для полной заправки 2 баков необходимо всего 3 минуты. На 1,61 км расходуется 100 мл топлива. Toyota Mirai заряжается от домашней розетки через специальное зарядное устройство, которое можно приобрести дополнительно.
Предельная скорость ограничена электронной системой на отметке в 175 км/ч. Первую сотню километров машина проходит за 9 с. Автопроизводитель заботится о безопасности пассажиров и водителя, поэтому в защитный комплекс входят:
- 9 подушек безопасности;
- система Star (набор систем для устойчивости, торможения и контроля тяги);
- технология предотвращения столкновений;
- мониторинг слепых участков.
Модель довольно габаритная из-за того, что под полом находятся резервуары с водородом и батарея. Размеры седана Toyota Mirai: длина — 4890 мм, высота — 1535 мм, ширина — 1815 мм, колесная база — 2780 мм, полный вес — 1850 кг.
Внутренняя отделка автомобиля понравится даже требовательным клиентам. В салоне свободно помещаются 4 пассажира. Интерьер выполнен в основном из кожи и пластика. Кресла водителя и пассажиров обустроены регулировкой на 8 позиций, компактный мультифункциональный руль, электронная приборная панель управления с настройками климат-контроля.
Отзывы владельцев Hyundai Nexo 2018
- особенно приятный автомобиль на вид. На радиаторной решетке необычные волнообразные рисунки. А утопленные ручки на дверях это нечто. Габаритами машина такая же как и Туксон. Хотя спереди оптика на два этажа. В целом очень классный дизайн, да и “начинка” неплохая.
- Ездил на Hyundai Nexo в сильную жару и в холод — в любой ситуации отлично заводится. Я живу на севере, так что такой автомобиль отлично подходит для моей местности. Внешне очень крутая машина. Особенно приятно думать о том, что максимум, что выдает агрегат — это вода. Вот это забота об экологии. Правда заправок практически нет. Приходится через друзей закупать водород, но машиной очень доволен.
Минусы
- очень мало заправок на водороде;
- слабовато набирает скорость.
Плюсы
- практичный кроссовер;
- хорошая дальность пробега;
- необычный дизайн;
- полная экологичность;
- быстрая заправка;
- адаптация к морозу и жаре.
Заключение
Автопроизводители не упускают момента удивить потребителей новыми достижениями в сфере “зеленых” технологий. Хюндай одна из таких компаний, которая впечатляет клиентов и специалистов в сфере машиностроения различными новшествами.
Южнокорейский концерн планирует развивать новый тип автомобиля на топливных элементах. Пока что на всеобщую популярность модели Hyundai Nexo вряд ли можно надеяться, поскольку и в Европе, и в Америке, еще очень мало специальных заправочных станций для таких машин.
Но если этот транспорт зарекомендует себя должным образом, то это будет хорошим толчком для создания подобных заправок.
Ставь лайк!
(2
Выхлопом водородного Hyundai Nexo можно дышать: доказано
Автопроизводители, в чьих закромах присутствуют передовые водородные модели автомобилей, очень любят показывать потрясающую экологичность своих машин самыми изощренными способами, используя рекламные трюки по полной программе.
Ровно четыре года назад один журналист не испугался испить конденсат с выхлопа Toyota Mirai. Выглядело это, как бы это помягче сказать, экстремально. Человек пьет жидкость, стекавшую из выхлопной трубы работающего автомобиля: Журналист пьет воду из Тойота Мирай
Как бы сказать, волновались мы за его здоровье тогда. Но все обошлось, а эксперимент удался на все 100%! Многие, кто видел ролик, вспоминают его с содроганием до сих пор.
Второй автокомпанией, чей видеоролик будут вспоминать еще очень долгое время, стал производитель Hyundai. Немного припозднились – на четыре года, если быть точным, – но, как говорится, лучше поздно, чем никогда.
Hyundai Nexo
Здесь уж видно, что реклама эта целенаправленная, профессиональная, с глубоким подтекстом и приглашенными знаменитостями. Смысл ее в том, что в рамках рекламной акции, снятой испанским филиалом Hyundai, было записано видео, показывающее олимпийскую чемпионку по плаванию Мирейю Бельмонте на беговой дорожке в прозрачной сфере.
Спортсменка бежала, водородная машина работала, а газы от выхлопа попадали непосредственно в купол. Ими, собственно, и дышала спортсменка, и в этом была суть ролика. Мол, посмотрите, вы можете дышать выхлопом нашего автомобиля и вам ничего не будет!
И это, конечно же, чистая правда. На выходе, действительно, из выхлопной трубы машины вылетает лишь водяной пар. Это вновь доказывает, что водород – самое чистое топливо в мире.
Напомним, что под капотом автомобиля нет привычного ДВС, в нескольких точках нижней части кузова установлены электродвигатели, которые получают энергию от топливных элементов, в которых «запечатаны» протоны водорода.
Смотрите также
Вот какие модели Hyundai выйдут к 2018-2020 году
Hyundai Nexo – это электромобиль, но не такой, как Tesla. Здесь энергия исходит не от сжигания угля, газа или от ветряков, а от водородных элементов. В них происходит химическая трансформация, в результате которой вырабатывается электричество. Еще раз повторим, побочным эффектом является пар, то есть вода и кислород.
И как видите, можно даже пить таким образом дистиллированную воду и дышать этим кислородом.
ВАЖНО!В Hyundai подчеркнули, что условия эксперимента были одобрены контролирующими органами и медиками. Во время забега на площадке дежурили сотрудники скорой помощи, а по финалу женщину обследовали на признаки возможного отравления. Все оказалось хорошо, но корейцы настоятельно НЕ рекомендуют ставить подобные опыты в домашних условиях.
Несмотря на свою «чистоту», водородный привод все еще является очень отдаленным топливом будущего для использования. Промышленность, как ни странно, мало что делает для его продвижения, а зарядные станции в Европе, по мнению экспертов, – не более чем фикция. И хотя ожидается, что автомобили на водороде станут дешевле, нет никаких признаков быстрого роста популярности в обозримом будущем.
Мощность двигателя Hyundai Nexo составляет 154 л. с., с 395 Нм крутящего момента
Корейцы уже порядка 10 лет не перестают наступать на пятки японцам по всем фронтам автобизнеса. Nexo в очередной раз доказывает, что скоро японцев их соседи перещеголяют и обгонят. Если уже этого не сделали…
Электромобили Hyundai и Kia: Езда без выхлопа
«Ведомости» протестировали три новых серийных электромобиля и сравнили их с более ранними моделями
Электромобили постепенно набирают популярность в мире. По прогнозу Bloomberg New Energy Finance, к 2040 г. доля электромобилей (EV), включая подзаряжаемые гибриды (PHEV), достигнет 35% от всех проданных в мире легковых машин. По данным EV-volumes.com, в 2018 г.
было реализовано 2,1 млн электромобилей (рост на 64%) и к концу года на них пришлось 3,8% всех продаж. В мире появилось уже несколько моделей по приемлемой цене и с запасом хода, сопоставимым с бензиновыми аналогами в классе.
На подходе в ближайшие год-два несколько десятков моделей от мировых лидеров.
В России рынок электромобилей пока микроскопический: в прошлом году продано 144 новых EV, а весь их парк составил 3600 шт.
Конструктивные особенности
Электромобили по конструкции делятся на два типа. Первые – с аккумуляторной батареей большой емкости (Battery electric vehicle, BEV), которая заряжается от бытовой электросети или специальной зарядной станции.
Дополнительно в них может устанавливаться генератор на базе небольшого двигателя внутреннего сгорания (ДВС) для подзарядки аккумулятора во время движения как резервный источник питания на случай отсутствия поблизости электросети.
Они отличаются от подзаряжаемых гибридов PHEV, в которых тоже есть ДВС, тем, что термический двигатель не соединяется механически с колесами, а от последовательных гибридов (где также нет прямой связи ДВС с колесами) тем, что ДВС не предусмотрен как обязательный элемент конструкции, т. е. может не устанавливаться.
Hyundai Kona Electric
Второй тип EV – с химическим генератором на водороде (топливными ячейками, FCEV), который питает тяговый электромотор (или электромоторы). В FCEV также есть батарея, но сравнительно небольшой емкости для сглаживания работы силовой установки и сбора энергии при торможении двигателем – рекуперации.
Такие машины заправляют топливный бак (их может быть несколько) жидким водородом под высоким давлением на специальных заправках, водород на заправки пока завозится с промышленных производств.
Но уже начинают появляться автономные установки для производства водорода путем электролиза из воды с помощью солнечной энергии – такую создала недавно Toyota Motor для снабжения своих FCEV-погрузчиков на заводе Мотомачи.
Устойчивые, но коварные
Из-за особенностей конструкции электромобилей их ходовые качества и управляемость отличаются от тех, к которым мы привыкли в автомобилях с ДВС. Аккумуляторная батарея, которую конструкторы предпочитают располагать в полу под пассажирским салоном, дает электромобилю необычно низкий для гражданской машины центр тяжести.
Например, субкомпактный кроссовер Hyundai Kona Electric, с которым я познакомился на полигоне под Веной, обладает достаточно большим дорожным просветом (158 мм), который не лучший помощник в скоростном маневрировании для автомобиля снаряженной массой в 1,5 т. Но из этого веса 450 кг занимают аккумуляторные батареи, размещенные в полу.
Они существенно снижают центр тяжести кроссовера, делают его более устойчивым в поворотах. Подвеска в электрической версии Kona точно такая же, как у Kona с ДВС, но с более жесткими пружинами и настройками (в том числе из-за увеличившейся массы машины). Поэтому в поворотах Kona Electric показывала, что скорее соскользнет с траектории, чем даст серьезный крен.
И особенно эта тенденция обострялась в дождь на мокром покрытии.
Вторая особенность EV – высокий крутящий момент электродвигателя, который доступен уже с самых низких оборотов. Его коварство я смог ощутить в переднеприводном Kona Electric на австрийском полигоне. Трасса – связка скоростных и медленных поворотов с крутыми подъемами и спусками – была скользкой после дождя.
Наиболее мощная 150-киловаттная версия Kona Electric (крутящий момент – солидные 395 Нм) тяжелее самой простой Kona с ДВС на 150 кг (за счет аккумулятора), т. е. сцепление колес с дорогой должно быть выше.
Но в крутом левом вираже я с непривычки чуть сильнее нажал на газ, и передние ведущие колеса на мокром асфальте моментально сорвались в пробуксовку, снося автомобиль наружу виража.
Выручила хорошая информативность руля, быстро давшего знать, что с траекторией движения что-то не так, и я успел еще до срабатывания ESP принять меры. Разгоняется с места до 100 км/ч Konа зa 7,6 с, но на мокром асфальте первые метры тяжело удержать колеса от пробуксовки.
Opel Ampera-e
Управляя Kona и e-Niro, я вспоминал Opel Ampera-e (его американский аналог называется Chevrolet Bolt), с которым я познакомился в Осло за два года до этого – еще когда Opel был частью General Motors. С тех пор пути компаний разошлись, но Ampera-e по-прежнему продается в ФРГ.
Хетчбэк Ampera-e одним из первых предложил альтернативу Tesla Model S по запасу хода – 500 км на электротяге, при этом по в 3 раза меньшей цене. Под капотом у Ampera-e схожий с корейскими электрокарами по мощности мотор (204 л. с.
) и с таким же по емкости и расположенным в полу блоком аккумуляторов – 60 кВт ч, весом 435 кг, с запасом хода 520 км (по европейскому циклу NEDC). И на ходу он был очень похож на корейские машины.
Передвижной источник воды
Машины на топливных элементах стоят дороже электромобилей (от 60 000 евро), но с потребительской точки зрения выглядят привлекательнее, хотя бы потому, что нет необходимости тратить время на подзарядку – время заправки водородом не более, чем у обычных машин с ДВС.
Процесс, происходящий внутри FCEV, объяснить просто: поступающий воздух (кислород) через передние воздухозаборники (оттого они такие большие) смешивается с водородом в топливных элементах, полученная в результате реакции электроэнергия питает электромотор.
Продуктом химической реакции является вода, которая выделяется в качестве выхлопа, и очищенный воздух, прошедший через фильтры и химическую систему машины.
Вода чистейшая – в ходе теста водородного электромобиля Toyota Mirai, который проходил несколько лет назад в Дании, мне пришлось выпить несколько стаканов из «выхлопной трубы» и никаких проблем с самочувствием у меня после этого не было.
На водительском сиденье Mirai меня не покидало ощущение рулевого яхты, плывущей по асфальту – плавно и тихо, слышен только шум ветра.
В управлении Mirai тоже – корабль, рулевую систему трудно назвать острой и информативной, и это очень заметно на виражах, особенно на круговых движениях, а перед поворотом желательно тормозить заранее, с запасом.
Система стабилизации Mirai срабатывала мгновенно – водородная «яхта» не любит активный драйв. Разгон до 100 км/ч – 9,6 с, а скоростной потолок – 180 км/ч.
Hyundai Nexo
Кроссовер с водородным питанием Hyundai Nexo, на котором я недавно ездил в Австрии, в отличие от Mirai управляется как привычный нам автомобиль, едет легко и прилично рулится.
Но при том что Nexo (с 163-сильным электромотором) почти равен по снаряженной массе (1814–1873 кг) Mirai, в сравнении с японским автомобилем потреблял водорода почти в 2 раза больше – 1,6 кг на 100 км при примерно той же средней скорости, да еще и в режиме Eco.
Это никак не объяснить, кроме как причудливыми, но эффективными с точки зрения аэродинамики формами Toyota Mirai.
Распугивающий эффект
У электромобилей есть интересная особенность – возможность использовать рекуперативное торможение двигателем, в процессе которого подзаряжается батарея.
Kia e-Niro
Я хорошо распробовал разные режимы рекуперации, когда ехал по французской автостраде на электрическом кроссовере Kia e-Niro – он примерно на 200 кг тяжелее и Kona Electric, и гибридных версий модели Niro, с которой у него общие шасси и кузов. E-Niro едет плавно, тоже с очень маленькими кренами, и бесшумно, управляется легко, разгоняется бодро – 8,5 с до 100 км/ч.
В e-Niro четыре режима рекуперации: в самом активном, вызывающем эффективное замедление (считай – торможение), уровень перегрузок 0,23g. Управлять рекуперацией нужно клавишами на руле – левая повышает уровень рекуперации, правая – понижает, т. е. снижает тормозящий эффект.
Этот процесс быстро превращается в игру, словно в руках джойстик от PlayStation.
Но проблема в том, что при каждом нажатии левой клавиши срабатывают стоп-сигналы, и, глядя в зеркало заднего вида, я заметил, что машины, следующие за мной, быстро меняют полосу движения, не понимая, зачем я так часто и хаотически «жму тормоз».
Рекуперацией оказалось полезней и эффективней пользоваться в городе – можно ехать, вообще не дотрагиваясь до педали тормоза. В таком стиле езды расход упал с 19 до 16,5 кВт ч на 100 км. Стартовал я с запасом хода в 412 км, приехал с остатком 289 км, пробег по одометру – 132 км, т. е. рекуперацией я накопил энергию еще на 9 км пути.
Колени на уровне ушей
Водительские места EV мало отличаются от привычного автомобиля, разве что больше цифровых экранов и органы управления трансмиссией – кнопки и джойстики – вынесены на необычные места или специальные панели.
Только в Hyundai Nexo мне удалось разместиться удобно сзади, пересев за собой: колени не торчали «на уровне ушей», потому что под полом в ногах задних пассажиров нет ни топливных элементов, ни батарей.
В Hyundai Kona Electric на втором ряду умеренно тесно с моими 192 см роста. Объем багажника – 332 л. Kia e-Niro, если не считать высокого пола, довольно просторный в салоне и с хорошим багажником – 451 л.
Ни Hyundai, ни Kia свои электрические новинки импортировать в Россию – как минимум в этом году – не собираются.
«При текущем курсе рубля, состоянии зарядной инфраструктуры и отсутствия льгот на покупку и эксплуатацию гибридных и полностью электрических автомобилей (в частности, e-Niro) они остаются прерогативой премиум-сегмента, а наша компания все-таки ориентирована на запросы массового потребителя», – прокомментировал это решение представитель Kia.
«Вдох-выхлоп». Как влияют выхлопные газы на окружающую среду и людей?
АиФ-НовосибирскАиФ-Новосибирск
Зачастую выхлопными газами называют все выбросы в городскую атмосферу, в том числе котельных, заводов и других промышленных предприятий. На самом деле этим термином правильно называть только транспортные выбросы, которые появляются в результате переработки топлива.
Такие газы также называют отходящими.
Выхлопные газы – продукт работы двигателей внутреннего сгорания, и, учитывая стремительный рост количества транспорта за последние 50 лет и, в частности, прирост личного автотранспорта в городах, выхлопные газы в воздухе городов обосновались всерьёз и надолго, и количество их только растёт. Сейчас именно отходящие газы – основная причина загрязнения воздуха в городе. Они постоянно оказывают влияние на здоровье человека.
«По мере увеличения общего объёма автопарка интенсивно растёт и уровень вредного воздействия автомобилей на окружающую среду, – поясняет эколог Дмитрий Марков.
– В начале 70-х годов учёные-гигиенисты определили, что доля загрязнений, которую вносят в атмосферу автомобили, в среднем равна 13%.
Сейчас она достигла уже 50% и продолжает расти, а для городов и промышленных центров доля выбросов от выхлопных газов в общем объёме загрязнений значительно выше – до 70% и более. Это создаёт серьёзную экологическую проблему».
Все автомобили выбрасывают в воздух канцерогены и токсичные вещества. Состав выхлопных газов автомобиля меняется в зависимости от типа двигателя, бензиновый или дизельный, однако основной набор остаётся одинаковым.
В состав автомобильных выхлопных газов входят как нетоксичные (азот, кислород, водяной пар, диоксид углерода), так и токсичные (оксид углерода, углеводороды, альдегиды, диоксид серы, сажа, бензапирен) химические вещества.
Мельчайшие частицы вредных соединений попадают в тело растения и отравляют его. Именно поэтому растущие у больших дорог или парковок газоны и деревья часто выглядят вяло, быстро желтеют и погибают.
Загрязнение воздуха выхлопными газами значительно повлияло на состав осадков. Из-за автотранспорта идут кислотные дожди, появляются цветные туманы, выпадает тёмный снег.
Конечно, осадки немного очищают воздух, но вся собранная грязь попадает в почву, что вызывает общее загрязнение окружающей среды выхлопными газами.
Те же соединения и тяжёлые металлы через почву распространяются дальше: попадают в корм животных, в сельскохозяйственные культуры.
Выхлопные газы могут нанести достаточно серьёзный вред здоровью человека, а канцерогены – сажа и бензапирен, которые содержатся в них, – способствуют развитию опухолей.
«Опасность оксида углерода или угарного газа заключается в том, что он не имеет вкуса и запаха, однако при высокой концентрации вызывает головокружение, головную боль, тошноту, может приводить к обморокам, – поясняет врач-терапевт Нина Копылова.
– Этилированные бензины обогащают воздух свинцом, который считается одним из самых известных отравляющих компонентов в атмосфере. Углеводороды в выбросах автомобилей окисляются при попадании под действие солнечных лучей и образуют токсичные соединения с резким запахом.
Они особенно сильно сказываются на работе верхних дыхательных путей и приводят к обострениям хронических заболеваний дыхательной системы».
Длительный контакт с выхлопными газами приводит к смерти, в частности – от отравления угарным газом. Наибольшая опасность этих выбросов состоит в их количестве, распространённости и мелком размере частиц, что позволяет выхлопам проходить через естественные барьеры организма и попадать в лёгкие.
При постоянном воздействии выхлопных газов на организм могут развиваться иммунодефицит, бронхиты, страдают сосуды головного мозга, нервная система и другие органы. Кроме того, большая часть токсичных веществ, входящих в состав выхлопных газов, может взаимодействовать друг с другом и с другими компонентами атмосферы, что способствует образованию смога.
Наибольший вред от выхлопных газов люди получают, находясь в пробках, где от автомобильных выбросов просто некуда бежать. В такой ситуации, если под рукой нет респиратора или противогаза, вдыхать выхлопы всё же придётся, однако можно закрыть нос и рот платком или шарфом. Полностью это от выхлопов не защитит, но хотя бы несколько сгладит ситуацию.
При постоянном воздействии выхлопов стоит разнообразить свое меню антиоксидантами, которые содержатся в ягодах, фруктах, зелёных овощах и зелёном чае, а также в семечках, также врачи советуют пить больше воды, так как она способствует детоксикации. Такой «допинг» помогает организму справляться с последствиями вдыхания химического коктейля и поддерживает здоровье.
Выхлопные газы снижают количество кислорода в крови и мешают нормальному газообмену. По этой причине стоит выезжать на полезные прогулки в пригород или в удалённый от дороги парк, чтобы подышать свежим воздухом.
Зачастую выхлопные газы проникают в дома, если под ними или вблизи есть дороги или парковки. Если нет возможности или желания переехать за город подальше от автодорог, можно создать в доме безопасные зоны.
«Чтобы понять, как защититься от выхлопных газов в квартире, нужно определить источник их появления, – говорит врач Алена Морозова. – В большинстве случаев выхлопы проникают через окна.
Лучшим решением будет установить герметичные окна, а проветривать помещение при помощи качественного бризера (компактная вентиляционная система).
Он наполнит комнату свежим воздухом, очищенным от пыли, грязи, выхлопов и других загрязнителей».
В последние годы учёные разрабатывают биологические виды топлива, электромобили и всевозможные модификации двигателя, что в будущем позволит отказаться от углеводородного «корма» для автомобилей и сократит количество вредных выхлопных газов.
Чем мы дышим в пробках?
Автомобиль выбрасывает тем больше выхлопных газов, чем больше его скорость или ускорение. Но выхлопные газы в основном состоят из безвредных паров воды, углекислого газа, азота и если говорить об опасных компонентов, то их выбросы тем больше, чем медленнее движется поток – такой вот странный парадокс.
Например, концентрация угарного газа достигает пика при работе автомобиля на холостом ходу, что особенно характерно для машин без каталитических нейтрализаторов.
Ведь холостой ход сопряжен с нестабильным горением топлива в цилиндрах даже отрегулированного мотора, а отсюда – выбросы продуктов неполного сгорания.
Даже в правилах техосмотра наиболее «вольные» допуски к концентрации СО и углеводородов в выхлопе предъявляются при работе мотора на холостых оборотах.
А с окислами азота наоборот: их количество тем больше, чем сильнее нагружен мотор. Увеличению выбросов NOx способствует даже включение кондиционера на стоящей машине. Так что плотный и быстрый поток также таит в себе угрозу.
И все же именно пробках воздух отравлен сильнее всего: помимо прочего, сказывается высокая концентрация автомобилей на единицу площади, а также слабое перемешивание воздуха из-за недостаточной скорости потока.
К примеру, по данным Мосэкомониторинга, строительство многоуровневой развязки, связывающей Нахимовский проспект, Варшавское и Каширское шоссе способно снизить площадь дорог, на которых достигает 10-кратное превышение ПДК, в 41 раз.
Поток автомобилей в этом случае только вырастет, и казалось бы, экология должна ухудшится, но эффект достигается за счет того, что эти автомобили будут работать на менее грязных режимах.
Так что большой вклад в экологию мегаполиса могут внести дорожные строители: виадуки и широкие улицы – это еще и наше здоровье.
Прогрев двигателя
Самый опасный выхлоп автомобили извергают в первые 5-10 минут после стоянки, причем касается это и старых экземпляров, и современных, с нейтрализаторами. Последние работают только при определенной температуре (500-600 градусов), поэтому в холодном состоянии пропускают всю «грязь».
Более того, прогрев автомобиля на холостом ходу обычно происходит дольше, чем в движении, и вокруг него образуется ядовитое облако. Поэтому претензии к соседу, который раскочегаривает свою «шушлайку» под вашими окнами, вполне обоснованны, хотя формально он ничего не нарушает.
Из экологических соображений в Европе запрещен прогрев машины на холостом ходу. Для России с ее суровыми зимами подобных требований нет, но, по крайней мере, делать это нужно не вплотную к жилым домам.
- Перспективы?
- Интересные данные нам предоставили в «Роспотребнадзоре», который проводит регулярные исследования качества воздуха как в промзонах, так и на автомобильных магистралях.
- Доля проб воздуха с превышением ПДК в разные годы