У автовладельцев сегодня есть выбор: оставаться на бензине или поставить газобаллонное оборудование. Если решение принято в пользу более экономичного топлива, следующим шагом будет поиск ответа на вопрос, какое газовое оборудование поставить на автомобиль?
С каждой новой модификацией добавлялись новые узлы или заменялись старые. Кроме того, в постоянном развитии и автомобильная промышленность.
Эволюция ГБО: в чём разница?
Принципиальные различия поколений газобалонного оборудования нужно искать в системе питания. Автомобильная отрасль развивается, предлагаются новые способы подачи топлива, практически синхронно совершаются метаморфозы и с ГБО. Каждый следующий этап прогресса на этом пути маркетологи назвали «поколением».
К способам подачи топлива двигателя внутреннего сгорания приравнена адаптация газобаллонных установок: карбюраторного, инжекторного распределенного, затем непосредственного впрыска. Производители, выпуская очередной модуль переоснащения автомашин с бензина на газовую смесь, думали о своих потребителях и прислушивались к их пожеланиям.
Вот как в реальности эволюционировали шесть типов газобаллонных устройств, их принципиальное различие.
Первое поколение
Выпускалось для карбюраторных автомашин, где газ подавался при помощи впускного коллектора. Это была настолько простая система, что даже дозировка газа производилась краником подачи на магистрали, которая шла к смесителю впускного коллектора.
У редуктора в конструкции был вакуумный клапан. Он открывался в момент, когда во впускном коллекторе было пониженное давление, то есть вакуум. Поэтому этот тип ещё называют «вакуумный». Газ попадал в коллектор через карбюратор либо отдельно смонтированный смеситель. Конструкция оказалась не идеальной. Газу надо было преодолеть приличное расстояние, и это провоцировало различные проблемы.
Минус устройства автолюбители выявили в зимний период — появилась необходимость дополнительного монтажа электро обогрева на газовый редуктор. Вакуум был слабый, это осложняло запуск двигателя в холодном состоянии.
Отчасти спас ситуацию специальный «подсос», с его помощью можно было сделать подачу газа напрямую в двигатель, бензиновый канал отключался. Устанавливали первый тип на карбюраторные автомашины.
Второе поколение
Вместо краника подачи уже стоит шаговый двигатель. Блок, управляющий подачей газа, получает информацию с лямбда-зонда, поэтому эта версия подходит автомобилям не только с карбюраторами, но и машинам, где стоит моноинжекторный и инжекторный двигатель.
Запорный клапан редуктора здесь поставлен электромагнитный, и это реальный прорыв. Водитель теперь мог, не вставая с места, выбрать топливо одним нажатием кнопки. Электромагнитный клапан впускал малое количество газа перед стартом. Это упрощало запуск холодного двигателя. И у первого, и второго поколения газовый расход больше на 20% в сравнении с бензином в количественном выражении.
Третье поколение
Комплект не нашёл большого распространения в связи с существенным недостатком — отсутствием электронного блока управления двигателем. Все расчёты заложены в газовой аппаратуре. У каждого авто есть отклонения от заводских параметров, поэтому оборудование показало некорректную функциональность.
Четвертое поколение
Эта генерация нашла своих многочисленных почитателей за счёт равномерного впрыскивания газа в цилиндры благодаря вмонтированным форсункам. Подходит для автомашин, где injection с системой распределённого топливного впрыска.
Производители предусмотрели монтаж дополнительного газового инжектора с узлом управления, редуктором, а также газовыми форсунками. Если всё настроено правильно, то переход на газ незаметный.
На редкие модели машин, у которых от газа могут прогореть клапана, чаще устанавливают газобаллонный модуль brc.
Аппаратуру фирмы lpg Tech устанавливают на автомобили с 3, 4, 5, 6, 7, 8 цилиндровыми системами.
Пятое поколение
Можно использовать в случаях, когда четвертый поставить невозможно. Отличается тем, что газового редуктора здесь нет. На баллон вмонтирован насос, идентичный прибору на бензиновом баке. Он под давлением подаёт газ к форсункам, потом топливо отправляется в коллектор.
Поэтапно работу этой системы можно описать так: баллон — насос — мультиклапан — первый электромагнитный клапан 1 — газовый канал — второй электромагнитный клапан — форсунки — третий электромагнитный клапан — канал обратки — газовый датчик давления — обратный клапан — жиклёр.
Водители дождались лёгкого пуска на газовой смеси, отпала необходимость прогревания на бензине. Значительно снижен расход газа, по количеству приближен к бензину. Каналы, по которым движется топливо — пластиковые трубки высокого давления, со шлангами практически расстались.
При движении на газу увеличились мощностные характеристики. На жидкой подаче газа основано оборудование Vialle LiquidSI.
ГБО 5-ГО поколения
Шестое поколение
Это оборудование — значительно усовершенствованный вариант пятого, основанного на жидкой подаче газа. Но на этом сравнение практически и заканчивается. У ГБО 6 поколения нет редуктора и форсунок — это существенное отличие от всех предыдущих вариантов. Зато вставлен модуль согласования, с его помощью происходит переход с одного топлива на другое. Устройство исключает вторжение в блок охлаждения, благодаря чему сохраняются все конструктивные показатели силового агрегата.
В настоящее время для старых моделей автомашин востребовано второе поколение, среди инжекторных большую популярность имеет четвертое. У кого есть возможность, выбирают пятый вариант.
Конструкция нового оборудования
У газового устройства Liquid Propane direct injection (Lpdi), следующие главные конструктивные элементы:
- ёмкость с газовой смесью с встроенным газовым насосом высокого давления;
- два канала, которые идут из баллона: на подачу жидкого газа в двигатель, а также на обратку не нужного топлива;
- узел замещения топлива (модуль согласования Fuel Selection Unit), к нему подводятся бензиновый и газовый каналы;
- узел управления, который подключен к инжектору.
Работает ГБО 6 следующим образом: нажатие кнопки — поступает газ, нажатие следующей — пошёл бензин. Этот «комменсализм», существенно упрощает конструкцию газобаллонной установки. Производители уверяют, что все характеристики бензина остаются: мощность и расход.
У газового оборудования 6 поколения нет блока клапанов, которыми регулируется давление, и нет газовых форсунок, их замещает модуль согласования FSU. В этом заключается существенная разница между этими последними разработками.
Как оборудование работает
При переходе на газ 6 поколения используется принцип работы на основе жидкого впрыскивания, то есть газообразное состояние не применяется. В этом сходство с пятым типом.
Работа системы нового поколения включает следующие этапы:
- Оборудование запускается и насос сразу производит закачку жидкого газа, увеличивая давление и не давая ему перейти в газообразную форму.
- Баллонный газ подходит к модулю согласования. В момент переключения топлива блок перекрывает поступление бензина и даёт «зелёную» дорогу газовому потоку. Жидкий газ идёт по бензиновому каналу. Когда поток пропускается через бензиновый насос, уровень давления топлива корректируется до нужного уровня.
- Газ подходит к бензиновым форсункам, смазывает и охлаждают их. Это хорошая профилактика против загрязнения распылителей. Форсунки продолжают выполнять своё предназначение, но с новым топливом.
- Невостребованный газ самостоятельно возвращается по обратке в баллон.
Данный принцип подачи газа на авто, позволяет оборудованию 6 поколения задействовать в работу с газовым топливом штатные устройства, предназначенные для функционирования двигателя на бензине. Газовая электросхема управления лишь переводит магистрали в модуле согласования.
Достоинства шестого поколения
Главное преимущество ГБО 6 от всех предыдущих версий: максимальная интеграция в штатную магистраль подачи топлива автомобиля. Газ подаётся родными форсунками инжектора автомобиля. Именно этот фактор и является основополагающим качеством данной разработки газобаллонного оснащения.
Достоинства ГБО последнего поколения:
- Полный контроль дозирования топлива благодаря усовершенствованным элементам конструкции. Этим обеспечивается экономичный расход газа, высочайшая работоспособность устройства.
- Мощность силовой установки при переключении на газ не теряется. Добившись полного сгорания топлива, оснастив оборудование вариатором опережения зажигания, показатель мощности можно существенно повысить.
- Большой плюс — дополнительно прогревать двигатель в момент перехода на газ не требуется, так как машина остаётся монотопливной (газ и бензин жидкие).
- Шестой газобаллонный модуль позволяет постоянно ездить только на газу, причём на этом топливе машина заводится сразу.
- Отпадают сложности в обслуживании оборудования. Не нужно менять фильтр, так как он здесь не предусмотрен. Газового конденсата нет, все лишние механические примеси успешно утилизируются в камере сгорания.
- Минимум оборудования, процесс монтажа простейший. Выбросы в атмосферу сокращены на 20%, что соответствует Euro 5 и Euro.Последний пункт волнует не всех автолюбителей, однако следует признать, что установка ГБО 6 поколения решает сложности с обслуживанием и не идёт в ущерб мощности автомобиля.
Высокая цена — основной недостаток
Селектор топлива у газового оборудования последнего поколения — уникальная запатентованная технология, поэтому дешёвой такая установка точно не будет. И это основной минус.
Что в этом оборудовании не идеально:
- переход между двумя видами топлива очень медленный. Если в канале на пути к форсункам от модуля согласования остался бензин, он должен быть отработан;
- работает оборудование только с жидким газом, однако есть опасность его испарения, особенно летом. Могут возникать газовые пробки в магистралях на подаче топлива;
Для устранения этого недочёта в оборудование встроен насос, который прокачивает схему сразу при открывании двери автомобиля.
Таким образом, высокая цена — практически единственный существенный недостаток 6-ГО устройства.
Можно утверждать, что газ в ближайшем будущем займёт место альтернативного топлива. Использовать его в два раза дешевле. Тогда какой смысл платить больше, если не станет видно разницы?
Гбо 6 поколения
Системы газобаллонного оборудования не стоят на месте. На текущий момент маркетологи говорят уже о шестом поколении. Развитие Гбо 6 поколения напрямую связано с модификациями типов двигателей внутреннего сгорания. Сегодня мы поговорим о самом революционном поколении газобалонного оборудования на данный момент — ГБО 6.
Типы ДВС
В зависимости от способа сжигания и воспламенения силовые агрегаты подразделяются на следующие виды:
- Бензиновые (которые, в свою очередь, делятся на карбюраторные и инжекторные);
- Дизельные;
- Роторные;
- Гибридные.
Когда появились бензиновые двигатели внутреннего сгорания, имеющие технологию впрыскивания топлива сразу в камеру сгорания, появилась задача усовершенствования газобаллонного оборудования четвертого поколения.
Сложность состояла в том, что в таких моторах распылители форсунок в ожидающем режиме без смазывающего и охлаждающего потока топлива перегреваются.
В связи с этим происходит закоксовывание входного отверстия форсунки.
Это привело к созданию нескольких вариантов решения в системе ГБО.
История ГБО
Принцип подачи топлива оказывает влияние и на разработку оборудования на газе, потому что изначальная система питания нуждается в модификации для другого вида топлива.
Как результат, кардинальное отличие существует только в трех видах ГБО, которые основаны на карбюраторном, инжекторном и непосредственном впрыске топлива в цилиндры.
В ГБО первого поколения использовалась пропанобутановая газообразная смесь. Топливо располагалось в отдельном баке с запорным клапаном, через который оно поступало в отсек для испарения. Газ в состоянии пара двигался в редуктор, где дозировался впрыск в зависимости от давления на впускном коллекторе.
Технически такая система могла быть установлена только на карбюраторы.
Прорывом в газобаллонном оборудовании стало использование электромагнитного запорного клапана в редукторе. Второе поколение ГБО уже можно было устанавливать на инжекторных двигателях.
Появление датчиков температуры и кислорода, контроля объема подаваемой в двигатель газовой смеси характеризует системы третьего поколения, которые работают в основном для инжектора. Разумеется, установить ГБО 3 поколения на карбюраторный автомобиль также возможно, но наиболее эффективная работа этой истемы возможна на инжекторном двигателе.
На сегодняшний день самой распространенной и популярной является система ГБО четвертого поколения. Принципиальным отличием является то, что газ подается через форсунки. Впрыскивание топлива происходит непосредственно в цилиндры через распределительные клапаны. Есть контроллер, регулирующий открытие клапана на форсунках соответствующего цилиндра и выбор между газом и бензином.
Пятое поколение оборудования использует пропанобутановую смесь в жидком виде. Благодаря этому старт двигателя возможен сразу на газе без использования прогрева на бензине. В системе отсутствует редуктор. ГБО не связано с системой охлаждения двигателя. Так же снижается объем потребления газа и увеличение мощности.
Гбо шестого поколения
Первым вариантом Гбо 6 поколения было итальянское оборудование с использованием газовых форсунок во впускном коллекторе. Параллельно использовались и бензиновые форсунки, подающие топливо небольшими порциями.
Следующим этапом была разработка от голландской компании Vialle. Система основана на подаче форсунками сжиженного газа пропан – бутан.
Расположение форсунок во впускном коллекторе позволяет достигать тонкой струи топлива. Отсутствуют такие узлы, как редуктор-испаритель. Vialle пошли дальше.
Их ГБО Liquid Propan direct ingection осуществляет подачу газа в жидкой форме непосредственно через бензиновые форсунки.
Конструкция LPdi отличается от LPI отсутствием газовых форсунок и наличием Fuel selection unit – модуль, благодаря которому согласуется подача бензина и газа к бензиновым форсункам.
Газовый насос осуществляет закачку сжиженной газовой смеси под давлением от семи до двадцати пяти бар. Система запускает работу насоса при открытии двери со стороны водителя. Это необходимо для увеличения давления до запуска двигателя, что позволяет избежать пробок в газовых магистралях из-за перепада температур.
Для удержания смеси пропан – бутан в жидкой фазе необходимо несколько насосов. Как только начинается подача газа из баллона в топливную магистраль, то происходит первая ступень сжатия.
Следующий этап осуществляется насосом в подкапотном пространстве. Для обеспечения третьей ступени сжатия используются индивидуальные насосы перед каждой бензиновой форсункой.
Поэтому для впрыскивания жидкого газа не используются дополнительные впускные клапаны, а задействована оригинальная инжекторная система.
Изменился в Гбо 6 поколения и газовый баллон, теперь он поставляется вместе с насосом и носит название pump inside lpg tank.
Важной конструктивной особенностью является отсутствие фильтра. Изначально газ заправляется через керамический фильтр. При этом в результате впрыскивания топлива сразу в камеру сгорания примеси из газовой смеси не попадают в основную систему. Это увеличивает отказоустойчивость всей системы в целом, т.к. не происходит закоксованности других узлов.
Установка и цена Гбо 6 поколения
На данном этапе ГБО 6 требует значительных капиталовложений, хотя и не требует обслуживания в дальнейшем (нет необходимости очистки и проверки работы газовых форсунок из-за их отсутствия, их настройки и калибровки, замены фильтров). Цена за комплект Гбо 6 поколения вместе с установкой составляет около 2500 евро.
Установка Гбо 6 поколения и монтаж газобаллонной системы требует профессионализма и широких временных рамок. Установка оборудования предполагает вмешательство в заводскую проводку, поэтому необходимо во время таких работ обеспечить ее целостность. Это достигается путем использования термоусадочного кембрика для электропроводки с нанесением термоплавкого клея, обеспечивающего герметичность.
Жгуты проводки должны быть закрыты текстильной изолентой и гофрорукавом. Укладываются таким образом, чтобы не было ограничений во время обслуживания подкапотного пространства.
Места крепления, где требуется сверление или распил элементов кузова, должны быть обработаны антикоррозионным веществами: герметиком, грунтом и краской.
Для укладки трубок, проводов и шлангов рекомендуется использовать специальные хомуты.
Перспективы нового поколения
Благодаря конструктивным особенностям двигатели с Гбо шестого поколения могут быть монотопливными. Это означает, что запуск ДВС происходит сразу на газе без подачи бензина. При этом результаты test — drive подтверждают, что динамические характеристики не хуже старта на бензине – разница в долях секунд.
Максимальная мощность на газе идентичная работе на чистом бензине. Крутящий момент до 2250 об/мин выше при подаче газа. Далее в диапазоне до 3500 об/мин выигрывает бензин. Свыше этого значения крутящий момент одинаков для обоих видов топлива.
Эта система планируется как более экологичная с меньшим выбросом газа в окружающую среду до 20%. Газобаллонное оборудование 6-го поколения разработано по стандартам Euro 5 и Euro 6 (в них регулируется допустимый объем вредных веществ в выхлопных газах).
Оборудование данного типа обещает быть надежным и безопасным, с хорошим сроком службы и с сохранением заводских динамических показателей.
Газовое оборудование 6-го поколения на авто – есть ли предел совершенству
Последнее обновление – 12 октября 2019 в 03:51
Газобаллонное оборудование (ГБО) для автотехники продолжает совершенствоваться. За относительно небольшой промежуток времени оно претерпело шесть циклов модернизации. Российский рынок ещё не успел «переварить» пятое поколение, а в двери уже стучится ГБО 6 поколения, и будет ли оно последним – большой вопрос.
Краткая история автомобильных газовых систем
О первых двух поколениях можно сказать лишь одно: они безнадёжно устарели и лишь изредка встречаются, главным образом, на карбюраторных автомобилях преклонного возраста.
У третьего поколения появились механические форсунки в совокупности с различными датчиками и электронным блоком управления (ЭБУ).
Четвёртое поколение ГБО на сегодняшний день является самым распространённым и подходит для большинства инжекторных ДВС. Оно оснащено уже электромагнитными форсунками и более совершенным ЭБУ.
Однако со временем и этого оказалось мало – стали появляться автотранспортные средства с прямым впрыском топлива и достаточно сложной электронной схемой управления газораспределительным механизмом (ГРМ), что обусловило необходимость разработки очередного поколения газового оборудования.
В пятом поколении ГБО была реализован принципиально новый подход: вместо газо-воздушной смеси во впускной коллектор с помощью специального насоса впрыскивается жидкий газ, что позволило отказаться от традиционного редуктора-испарителя и свести к минимуму различия между работой мотора на бензине и газе.
Казалось, пик совершенства наконец-то достигнут.
Но нет, разработчики и конструкторы голландской фирмы Виалле (Vialle) продолжили исследования в данном направлении и пришли к выводу, что ресурсы модернизации далеко не исчерпаны.
В результате было создано газовое оборудование 6 поколения. Это оборудование в полной мере подходит для ДВС с непосредственным впрыском (TSI, FSI, SCTI, SIDI, DISI, GDI и др.).
Устройство газобаллонного оборудования шестого поколения и принцип его работы
Основными компонентами системы являются:
- Газовый баллон со встроенным газовым насосом.
- Топливный насос высокого давления (ТНВД).
- Модуль согласования FSU (выбора топлива).
- Газовый электронный блок управления (ЭБУ).
- Переключатель газ/бензин.
- Датчики давления и температуры.
- Газовый фильтр.
- Газовые трубопроводы (заправочный, подающий, возвратный).
Характерной чертой ГБО-6 является то, что оно не только лишено газовых форсунок, но и не нарушает алгоритм работы бензиновых форсунок (чем грешит ГБО-4).
Открытие водительской двери приводит к срабатыванию датчика, который передаёт сигнал ЭБУ на включение газового насоса. Последний поддаёт сжиженный газ из баллона в топливную магистраль и создаёт нужное давление. Двигатель готов к старту, причём сразу на газе даже при отрицательной температуре (что было нереально на 4-м ГБО).
ТНВД обеспечивает круговую циркуляцию газового топлива, что предотвращает избыточный нагрев газа в двигательном отсеке и, как следствие, угрозу его перехода в газообразное состояние.
ЭБУ управляет датчиками, отвечающими за правильную подачу газа, и контролирует работу модуля, который выборочно пропускает сквозь себя бензин или газ, а встроенный в него насос выравнивает перепад давлений в момент перехода с одного вида топлива на другой.
Также, для российских условий идеально подходит система впрыска от компании Айком (Icom jtg), поскольку модули европейских фирм (BRC Ldi, Vialle LPdi и др.) ориентированы на рынок ЕЭС и не допускают вмешательства в программное обеспечение, что исключает возможность перенастройки.
Таким образом, шестое поколение ГБО на сегодняшний день – самая прогрессивная система, позволяющая ДВС равнозначно работать на двух видах топлива в любом температурном и нагрузочном режиме.
Отличия от 4 и 5 поколений
По большому счёту ГБО-5 и ГБО-6 – родственные души. И то, и другое основывается на использовании жидкой газовой фракции.
Но разница всё-таки есть, и весьма существенная: если в пятом поколении пропан-бутановая смесь впрыскивается во впускной коллектор через собственные газовые форсунки (технология Lpi), то в шестом поколении этот впрыск осуществляется напрямую в «родные» бензиновые форсунки (технология lpdi). То есть одним важнейшим элементом становится меньше. Правда, добавляется новый элемент – модуль выбора топлива.
А вот отличие от ГБО-4 – радикальное. «Четвёрка» работает на газо-воздушной смеси, приготовляемой редуктором-испарителем, который, в свою очередь, интегрируется в систему охлаждения ДВС. Газобаллонное оборудование четвёртого поколения требует периодического серьёзного обслуживания и ремонта, а именно:
- ремонт/замена редуктора (от 4 000 до 6 000 руб.);
- ремонт/замена форсунок (может обойтись в 10 000 руб. и более);
- замена шлангов (от 1 000 до 2 000 руб);
- диагностика и замена фильтров в среднем через каждые 10 000 км (от 1 500 до 2 000 руб).
Если к деньгам приплюсовать потраченное время, то общие потери трудно недооценить. А вот обслуживание ГБО-6 сведено к минимуму. В нём присутствует только один большой фильтр, срок службы которого сопоставим с жизненным циклом всего оборудования. А стоимость профилактики бензиновых форсунок резонно отнести к общим расходам на ТО автомобиля.
Установка ГБО 6-го поколения
Технология LPdi разрабатывалась для современных двигателей с инжекторной системой прямого впрыска, поэтому устанавливать ГБО-6 на автомобили с распределённым и тем более с центральным впрыском не имеет смысла.
Схема подключения 6-го поколения ГБО предусматривает вмешательство в топливную систему и штатную электронику, поэтому монтаж/настройку оборудования следует доверять только профессионалам, получив при этом гарантийные обязательства от сервисного центра.
При выборе ГБО лучше ориентироваться на признанных мировых производителей. В подавляющем большинстве случаев это итальянские фирмы (BRC, Lavato, Landi Renzo и др.), имеющие в своём распоряжении НТЦ и испытательные полигоны и использующие комплектующие изделия проверенных поставщиков. Стоит также обратить внимание на голландскую Prins, особенно популярную на Украине.
На сегодняшний день стоимость комплекта ГБО последнего поколения вместе с установкой обойдётся недёшево – порядка 2500 евро. Поэтому есть смысл сделать предварительные расчёты и прикинуть экономическую целесообразность принятия такого решения.
В частности, если автомобиль «прожорлив» и эксплуатируется достаточно интенсивно (20 тыс. км в год и более), оборудование окупится года через 2,5-3 (при условии, если двукратная разница в цене бензина и газа не изменится).
Дальше наступит сплошная экономия и приятное ощущение от разумно потраченных денег.
Гбо 6 поколения преимущества и недостатки
Вступление:
Все чаще сегодня можно услышать разговоры о 6 поколении ГБО. Появление нового поколения неразрывно связано с различными модификациями двигателей: карбюраторные, инжекторные и дизельные.
В целом 6 ГБО – это усовершенствованная версия5 поколения. Обе эти версии основаны на подаче в камеру сгорания газа, находящегося в жидком состоянии.
Усовершенствование шестого поколения заключается в отсутствии редуктора и газовых форсунок. Здесь присутствует модуль согласования переключения между двумя видами топлива. При этом не производится врезка в систему охлаждения двигателя. Это позволяет оставить без изменений особенности конструкции.
В результате эволюции ГБО для более старых моделей авто остается востребованным 2 поколение, для инжекторов подходит четвёртое. Автовладельцы, имеющие техническую возможность, устанавливают пятое поколение.
Этапы появления 6 поколения ГБО:
Начальным этапом появления 6 ГБО считается газовое оборудование итальянских разработчиков. В этой версии газофорсунки встраивались во впускной коллектор. При этом работали и бензиновые форсунки, подававшие горючее малыми дозами.
Следующей ступенью разработки 6 поколения явилась система фирмы Vialle из Голландии. В основе работы лежал принцип впрыска форсунками находящегося в жидкой фракции пропан – бутана. Форсунки, расположенные во впускном коллекторе, способствовали созданию тонкой струи топлива. При этом функционирование всей системы осуществлялось без редуктора – испарителя.
Но на этом голландские разработчики не остановились и предложили, по сути, революционное решение. Они разработали ГБО Liquid Propane direct injection (Lpdi), где подача сжиженного газа в камеру сгорания осуществлялось непосредственно через бензиновые форсунки.
За регулировку очередности подачи бензина и газа отвечает так называемый модуль Fuel selection unit.
Принцип работы оборудования 6 поколения:
6 версия работает на принципе жидкого впрыска газа. То есть газ не преобразовывается в парообразное состояние. В этом есть некоторое сходство с 5 поколением.
Работа 6 ГБО состоит из следующих этапов:
-
как и в пятом поколении, работа шестого оборудования стартует с открытия водительской двери;
-
начинается нагнетание давления жидкого газа в магистрали;
-
газ подается на модуль согласования, который перекрывает бензин. По бензоканалу идёт газ. При этом бензонасос создает необходимое давление газа в системе.
-
достигнув бензиновых форсунок, жидкий газ, тем самым, охлаждает их и смазывают. Это препятствует засорению распылителей. Форсунки работают в штатном режиме, но не с бензином, а с газом.
Образующиеся при работе топливной системы остатки газа через обратку поступают в баллон.
Данный метод функционирования 6 поколения позволяет использовать для работы двигателя от газа штатное бензиновое оборудование. Бортовая электроника только контролирует переключение подачи видов топлива при помощи модуля согласования.
- Преимущества 6 ГБО:
- Самым важным преимуществом является способность жидкого газа подаваться в камеру сгорания двигателя через штатную топливную систему, включая бензиновые форсунки.
- Другими техническими достоинствами являются следующие:
-
Точная дозировка подачи газа благодаря его жидкому состоянию.
-
Бензиновая топливная система, по сути, становится универсальным оборудованием, способным работать с бензином и газом. Этот момент положительно влияет на работу форсунок.
-
Благодаря точной дозировке газа обеспечивается экономичный расход топлива и сохранение на нужном уровне мощности двигателя.
-
При наличии вариатора опережения зажигания происходит качественное сгорание газа и двигатель способен показать более высокую мощность, чем при работе от бензина.
- Недостатки 6 ГБО:
- Поскольку нет ничего совершенного, 6 версия газооборудования не лишена недостатков.
- Самым распространенным из них большинство автовладельцев считают высокую стоимость шестого оборудования.
- Среди технических недостатков можно выделить два основных.
- Поскольку для двух разных видов топлива используется одна магистраль, то переход с газа на бензин и обратно происходит постепенно.
С момента переключения на газ, в топливной системе имеются еще остатки бензина. Работать на газу двигатель начинает только после полной выработки бензина.
Еще один недостаток 6 поколения – это его способность работать только от жидкого газа. А жидкий газ, как известно, имеет способность преобразовываться в парообразное состояние. Особенно интенсивно этот процесс происходит летом.
Из-за этого в топливной системе могут образовываться “пробки”. Поэтому при монтаже 6 газового оборудования необходимо следить, чтобы в водительскую дверь был вмонтирован датчик включения топливного насоса.
Его предварительное включение позволяет заранее прокачать систему и выгнать все воздушные и газовые “пробки”.
В целом же газовое оборудование 6 поколения уже представляется неким совершенством. Сведены к минимуму технические сложности.
Возможность эксплуатации топливной системы с бензином и газом без потери мощности двигателя ставят 6 поколение ГБО в лидирующие позиции.
В чём главная фишка гбо шестого поколения
Журнал Газобаллонное оборудование – весьма популярная и распространённая в нашей стране система. С её помощью можно заставить автомобиль ездить не на привычном бензине, а на вдвое более доступном газе без потерь не только в характеристиках авто, но и в ресурсе мотора и даже в безопасности.
Рассказываем, как устроено самое совершенное на сегодня ГБО шестого поколения и чем оно на самом деле круто.
Переводить бензиновый автомобиль на газ специалисты научились давно. Первые системы ГБО были бесхитростными. В машину устанавливался резервуар для топлива (баллон) с клапаном подачи и газовый редуктор. Всё это соединялось газовыми магистралями с форсунками, врезанными во впускной коллектор. С годами система обросла множеством электромагнитных клапанов и датчиков, позволяющих максимально обезопасить и тонко настроить систему. Регулировку подачи газа поручили специальным “мозгам”. Работало ГБО по простому принципу: жидкий газ под естественным давлением поступал из баллона в газовый редуктор, где подогревался горячей охлаждающей жидкостью, испарялся и впрыскивался через газовые форсунки в каналы впускного коллектора.
И всё бы ничего, вот только конструкция моторов за последние годы сильно усложнилась: в моду вошли малообъёмные движки с системой непосредственного впрыска и топливным насосом высокого давления. Использовать старые системы ГБО на них стало попросту невозможно. Газовщикам пришлось искать выход из непросто ситуации, и они его нашли.
В ГБО пятого поколения газовый редуктор исчез. Для обеспечения должного давления в баллон вмонтировали насос, напоминающий тот, что стоит в бензиновом баке. Это позволило поднять давление в газовой магистрали до 15-16 атмосфер. Запуск мотора стал возможен прямо на газе. Однако этого успеха производителям газобаллонного оборудования показалось мало.
Они решили полностью избавиться и от отдельных газовых форсунок.
На ГБО шестого поколения впрыск газа и бензина осуществляется через стандартные бензиновые форсунки. Это позволяет минимизировать количество компонентов и повысить надёжность системы.
Единственное, что подвергается модернизации, – это бензиновая магистраль, в которую врезают специальный согласующий модуль. Размеры системы сопоставимы с размерами небольшого аккумулятора. Отдельный блок управления таким ГБО тоже не нужен.
Регулировкой высоты поднятия клапана, углом опережения зажигания, и другими параметрами заведуют штатные “мозги” автомобиля.
Блок согласования, установленный после штатного бензинового ТНВД, позволяет машине легко переходить с одного вида топлива на другое. Как бензин, так и газ идут по одним и тем же топливным магистралям.
При переходе автомобиля на альтернативное топливо газ из баллона нагнетается насосом в блок согласования в жидком виде. Там же блокируется подача бензина. Газ начинает идти к форсункам по бензиновому каналу. В момент пропуска газа через бензиновый насос происходит корректировка давления топлива.
Форсунки впрыскивают газ ровно так же, как и бензин, смазываясь и охлаждаясь жидким топливом. В системе предусмотрен обратный клапан, позволяющий невостребованному топливу возвращаться в баллон.
Такая система не просто позволяет подвести автомобили под жёсткие нормы Euro 5 и Euro 6, но и избавляет от ряда компонентов, в том числе от фильтрующего элемента (сгорание всех примесей происходит внутри двигателя).
Ухищрения разработчиков увенчались небывалым успехом. ГБО шестого поколения позволило сравнять экономичность и мощность работы мотора на бензине и газе, а также обеспечить высокую надёжность устройства.
Назвать ГБО 6-го поколения простым, разумеется, нельзя. Для удержания смеси пропан-бутан в жидкой фазе применяется несколько насосов. Как только начинается подача газа из баллона в топливную магистраль, происходит первая ступень сжатия. На следующем этапе газ накачивается в подкапотном пространстве. Перед каждой бензиновой форсункой также стоят дополнительные индивидуальные насосы.
Цена у такой установки получилась кусачей – в районе двух-трёх тысяч евро. Ещё одним недостатком стала полная неспособность ГБО работать на метане. Как бы то ни было, именно эта технология действительно может позволить любым машинам с непосредственным впрыском играючи конкурировать с набирающими популярность электрокарами. Встретить её сегодня можно даже на китайских авто.