Дизельный скандал с volkswagen

Дизельный скандал с volkswagen

Скандал, вспыхнувший 18 сентября с дизельными моторами VW, далеко не затих и даже наоборот – разгорается с новой силой. Поспешные выводы и статьи не могли включить в себя ряд факторов, которые стали известны только сейчас. Поэтому в данном материале мы постарались еще раз все проанализировать, чтобы дать ответы на вопросы заголовка.

Дизельный скандал VW: что случилось?

Все началось 18 сентября, когда Агентство по охране окружающей среды в США (US EPA, US Environmental Protection Agency) заявило, что 2-литровые дизельные моторы VW серии EA 189 не соответствуют заявленному уровню выбросов выхлопных газов. В зависимости от условий движения, модели автомобиля, и пр., расхождение заявленных и реальных результатов по чистоте выхлопа могло достигать 10-40 раз!

И проблема оказалась очень велика, поскольку, во-первых: количество проданных в США автомобилей с таким мотором составляло около 500 тыс. экземпляров, но во всем мире общий тираж автомобилей с мотором EA 189 составлял уже около 11 млн. экземпляров.

А проблема таки грозит стать мировой: спустя несколько дней, после заявления ЕРА о подобных расследованиях и тестах на токсичность заявили Франция и Южная Корея; в конце сентября Швейцария просто запретила продажу автомобилей группы VW с дизельными моторами объемом 1,2 л, 1,6 л, 2,0 л и с нормой токсичности «Евро-5».

Дизельный скандал с volkswagen

Первый и самый громкий удар пришелся по массовому и популярному 2-литровому турбодизелю семейства ЕA 189. Сейчас уже объявлено, что будут исследовать и токсичность дизельных моторов V6

Для решения первого этапа проблемы (только авто в США) VW заложил в бюджет около 6,5 млрд. евро (или около 7,5 млрд. долларов).

Хотя независимые аналитики рассчитали, что общий штраф VW только в США может составить более 18 млрд. долларов (если за каждый автомобиль назначат наиболее высокий штраф в 37,5 тыс. долларов).

В мировых масштабах данная проблема будет стоить VW еще больше. Плюс добавьте частные иски людей…

Во-вторых, максимальные штрафы вполне возможны, т.к., по утверждениям ЕРА, руководство VW знало о проблеме и намеренно скрывало ее. Это подтверждают и поспешные заявления VW с принятием проблемы.

Обычно автомобильные компании начинают внутренние расследования, тесты, проверки; начинаются обсуждения со второй стороной (в данном случае, ЕРА) текущей проблемы; поиск ее причин, и т.д. Здесь же реакция была очень быстрой: «мы признаем свою вину, глава VW уходи в отставку».

Вполне возможно, что VW получил отчет ЕРА ранее, и он был столь детальным, что спорить с ЕРА, при условии американского правосудия, могло выйти себе дороже.

Электроника – всему виной?

Так о чем могли знать в руководстве VW и что стало явным миру? Агентство ЕРА заявило, что в блоке управления дизельным мотором серии АЕ 189 заложено некое устройство, которое определяет, что автомобиль находится не на трассе, а в тестовой лаборатории – и переводит мотор в особый тестовый режим.

В таком случае снижается расход топлива и выбросы выхлопных газов, двигатель кажется более «эко-френдли». Но при выезде на трассу двигатель возвращается в обычный режим: становится более мощным и более грязным. Подобные утверждения ЕРА могли кому-то показаться заявлениями «экологов-любителей Боба Марли» против «сумрачных немецких гениев».

Однако ЕРА все-таки уважаемая и серьезная организация, да и сказано все было на очень высоком уровне с обвинения в сторону руководства VW.

Причем в целом идея-то возможна: блок управления двигателем может быть связан с системой ESP, которая связана с датчиками скорости вращения колеса, угла поворота руля, педалью газа; плюс измерение атмосферного давления, данные о длительности работы двигателя и циклах его нагрузки… В результате автомобиль косвенным образом мог определить, что находится не в городе с массой поворотов и не на скоростной трассе, а в стерильных лабораторных условиях. Ведь замеры расхода топлива и токсичности выхлопных газов проводятся по определенным циклам и стандартам, условия которых хорошо известны. Достаточно лишь запрограммировать их в блок управления мотором и…

Дизельный скандал с volkswagen

Сегодня многие компоненты автомобиля выпускает не сам производитель, а его партнеры на стороне. К примеру, Bosch делает топливные системы: форсунки, топливный насос, блок управления и ПО к нему. В связи со скандалом VW, компания Bosch сделала и свое заявление

И все это выглядело лишь догадками да подтверждалось косвенными уликами, если бы не заявление компании Bosch, которое прогремело 28 сентября как еще один выстрел в спину VW. Не секрет, что сегодня практически любой автомобильный завод – это лишь сборочный конвейер, а большую часть комплектующих производят «на стороне» у поставщиков.

Компания Bosch занимается, среди прочего, и топливной системой для двигателей: насос, форсунки, блок управления, соответствующий софт.

В заявлении Bosch сказано, что в блоках управления дизельными моторами действительно был предусмотрен автоматический перевод двигателя в тестовый режим! Но это было сделано исключительно для облегчения внутренних тестов автопроизводителей, с которыми работала компания Bosch.

Подобная информация была передана и VW, причем еще в 2007 году и с заявлением, что использование данного режима в других целях противозаконно.

Согласно последней информации, этот тестовый режим встречается в двигателях ЕA 189 начиная с 2009 года, а немецкая газета Frankfurter Allgemeine Sonntags утверждает, что один из инженеров VW в 2011 году обращал внимание руководства на использование спорного ПО, но его обращение осталось без внимания.

В итоге получается такая картина: Bosch разработала топливную систему, где предусмотрела автоматическое переключение мотора в тестовый цикл, об этом в 2007 году было направлено обращение в VW; компания VW обратила на него внимание в 2009 году, изменив ПО под свои требования и для прохождения автомобилями всех необходимых тестов; в 2011 году руководству VW еще раз указали на проблему, но она осталась без внимания. Возможно, компания Bosch сделала удар на опережения, понимая до каких масштабов разгорается скандал. Но даже если это так, то на VW все равно лежит огромная вина как на конечном производителе продукта. Тем более, что существует ряд свидетельств о том, что VW мог знать о проблеме ранее, но ничего не предпринял для ее решения.

Также следует рассмотреть причины подобного шага VW, для чего нужно общее понимание автомобильного мирового рынка. Дизельные двигатели в конце 1990-х и в начале 2000-х годов становились настоящим хитом продаж, постепенно выдавливая бензиновые моторы на рынке: меньше расход топлива, больше крутящего момента.

Однако проблемой дизелей, среди прочего, была токсичность выхлопных газов: если по уровню углекислого газа (СО2) дизели можно было привести примерно к уровню бензиновых моторов, то уровень сажи и оксида азота (NOx) были настоящей проблемой.

С первым вопросом – уровень сажи – справились на стыке тысячелетий с помощью сажевого фильтра DPF, который сегодня присутствует практически в каждом дизельном автомобиле. Нормы токсичности «Евро-3» и «Евро-4» не были проблемой.

Но внедрение норм токсичности «Евро-5» (2008-2009 год) требовало сделать дизельные двигатели более чистыми: и если вопрос сажи решался с помощью DPF-фильтра, то вопрос оксидов азота NOx решался намного сложнее. Наилучшим вариантом решения данной проблемы являлся т.н.

SCR-катализатор или «впрыск мочевины»: когда при добавлении химической мочевины оксиды азота разлагаются на воду (Н2О) и обычный азот (N2). Причем это решение столь эффективно, что при правильных настройках позволяет двигателю даже выдержать нормы токсичности «Евро-6».

Дизельный скандал с volkswagen

Технология BLUETEC (впрыска мочевины AdBlue и SCR-катализатор) на современных моделях Mercedes используется уже несколько лет; это эффективно, хотя и дорого. Вот только для Mercedes цена системы не играет большой роли, а вот в случае с более доступными моделями VW…

Решение эффективное, но дорогое. Говорят, что SCR-катализатор, в сумме со всеми необходимыми доработками двигателя, обходится примерно в 1 000 евро.

Плюс нужно постоянно доливать жидкость типа «AdBlue» (химическая мочевина), иначе дизельный мотор в лучшем случае выполнит нормы токсичности «Евро-3».

Теперь добавьте к этом фильтр сажи DPF, который сегодня обходится в 200-300 евро; более сложную (и дорогую) систему впрыска топлива под высоким давлением; распространение малообъемных бензиновых турбо-моторов…

В последние годы дизельные моторы получили массу угроз со всех сторон, что грозило их популярности. И заметный рост цены (+1 000 евро) дизельного автомобиля над аналогичной бензиновой моделью мог вообще поставить на них крест, по крайней мере, в B-C-D-классах, где 1 000 евро – заметная сумма для покупателя.

А теперь соберем все воедино: возможно, VW хотел сэкономить и выполнить нормы токсичности «Евро-5» без SCR-фильтра; тогда и пришлось «ко двору» специальное ПО, которое максимально «зажимает» двигатель и переводит его в «чистый режим»; проблема возникла в 2009 году (время ввода «Евро-5») и не коснулась двигателей с нормами токсичности «Евро-6» с SCR-катализатором (Швейцария – под ограничение попали только авто «Евро-5»).

А что если… разборки в семье или политика?

Итак, надеюсь, ситуация немного прояснилась с технической точки зрения.

А что с бизнесом и экономикой? Интересно, что первой «полетела голова» директора всего концерна VW – Мартина Винтеркорна – об отставке которого было объявлено 23 сентября, всего через 5 дней после начала скандала.

Потом последовали организационные перетасовки, отставки ведущих инженеров и руководителей групп, которые как раз могли знать (и скрыть) проблему с моторами. Но первым ушел главный руководитель VW. Почему?

Дизельный скандал с volkswagen

Мартин Винтеркорн даже попал на обложку Forbes! И совсем не зря: именно он в 1990-х поднял марку Audi до высот, где мы наблюдаем ее сейчас. Только за подобное достижение он заслуживает титула «Гуру Автомобильного бизнеса». Вот только…

Многие связывают дизельный скандал VW и отставку Винтеркорна с известным «серым кардиналом» Фердинадом Пихом. Для понимания подобных рассуждений нужно знать историю группы VW в целом и этих двух людей в частности.

Фердинанд Пих является родственником основателей VW и Porsche. Он работал на благо VW еще с 1970-х годов, объединив в себе лучшие качества инженера и управляющего директора.

На счету Пиха: полный привод quattro для легковых моделей Audi и победы это марки в ралли; мощные 5-цилидровые моторы с турбиной; динамичное развитие всей группы VW в конце 1990-х и начале 2000-х; покупка компании SKODA, когда ее уже хоронили; мега-проекты в виде гиперскоростного Bugatti Veyron и гиперэкономичных автомобилей VW (Lupo 3L, XL1); разработка алюминиевых кузовов для Audi. Примерно в 2007-2008 году семьи Пих и Порше занялись интересной операцией: скупкой акций VW для возможности полного контроля концерна. Дело в том, что совет директоров VW в то время включал в себя около 20 человек, причем половина мест принадлежала ставленникам из профсоюзов и выросшим руководителям различных отделений. А для них Пих был как отец – они росли вместе с ним и явно видели, как во время его правления поднялся и весь VW. Фактически эти места были за Пихом. Оставалось скупить определенную долю акций, чтобы занять несколько дополнительных мест в совете – и контроль обеспечен. Однако в Германии работает жесткое антимонопольное законодательство, часть акций VW принадлежит земле Нижняя Саксония – и тогда холдингу Porsche SE (бизнес-холдинг, а не только производитель авто) начали ставить «палки в колеса», что закончилось разбирательством на высшем политическом уровне и взаимной покупкой концерном VW компании Porsche (тут – производитель авто). Однако в 2011-2013 годах холдингу Porsche SE (за которым стояли Вольфаган Порше и Фердинанд Пих) все-таки удалось увеличить свою долю акций VW до 50-51%.

Читайте также:  Парижский автосалон 2016, премьеры и новинки

Как это было: «дизельгейт» — самый дорогой скандал XXI века

Наша редакция решила вспомнить о самом крупном скандале нового тысячелетия.

Дмитрий Новиков, редактор

09 июня 2020

Дизельный скандал с volkswagen

В 2009 году Volkswagen Jetta Diesel получила премию «Зелёный автомобиль года» за малое количество вредных выбросов в атмосферу, а спустя 6 лет выяснилось, что это не так.

В сентябре 2015 года специалисты исследовательской группы Университета Западной Вирджинии получили распоряжение об исследовании выбросов дизельных моделей Volkswagen и Audi на ходу.

Результаты первых замеров показали, что количество выбросов оксидов азота в атмосферу превышает заявленные в десятки раз! После получения таких показателей было принято решение о том, что в ходе исследования были допущены какие-то ошибки и тесты провели по новой.

В ходе дальнейших разбирательств было выяснено, что дизельные двигатели серий EA 188, 189 и 288 оснащались специальным программным механизмом, который определял, едет ли автомобиль по дороге или проверяется на специальном стенде, и, в зависимости от этого, регулировал мощность, подачу топлива и, как следствие, количество вредных выбросов. Стоит отметить, что тайна работы этого механизма до сих пор полностью не раскрыта. После таких обличающих результатов тестирования Volkswagen пришлось признать свою вину в искусственном занижении показателей.

В США очень трепетно относятся к экологии и из года в год ужесточают требования к дизельным автомобилям.

Нужно ли говорить, что именно американские власти первыми предъявили к немецкому концерну претензии? По состоянию на 2016 год Volkswagen пришлось выкупить около полумиллиона дизельных автомобилей, проданных на североамериканском рынке с 2008 года.

В то время интернет полнился снимками с открытыми стоянками, на которых ровными рядами были расставлены дизельные Golf, Passat, Jetta и Audi A3.

Дизельный скандал с volkswagen
Снимки “кладбищ” дизельных автомобилей Volkswagen в США

Разумеется, разбирательствами с США дело не закончилось! Европейский, российский и азиатский рынки являлись едва ли не самыми крупными рынками по сбыту дизельных машин. По итогам расследований было выяснено, что в период с 2008 по 2015 годы в мире было продано более 11 миллионов таких авто, и только около 500 000 — в США.

Таким образом, скандал с дизельными моделями обошёлся Volkswagen в 31,3 миллиарда евро на весну 2020 года.

Также известно, что выплаты по «дизельгейту» продолжатся вплоть до 2021 года и в итоге превысят отметку в 35 миллиардов евро! Здесь стоит отметить, что на текущий момент капитализация всего концерна VAG составляет 48,5 миллиардов евро.

Дизельный скандал с volkswagen
Такой автомобиль пытался вернуть житель США дилеру Volkswagen

Но, как говорится и это ещё не всё. Осенью 2015 года с поста директора Volkswagen AG был уволен Мартин Винтеркорн, занимавший эту должность на протяжении восьми лет.

Кроме этого своих постов лишились глава отдела исследований и разработок Хайнц-Якоб Нойсер, ответственный за техническое развитие бренда Audi Ульрих Хакенберг и глава отдела исследований и разработок Porsche Вольфганг Хатц.

По данным The Wall Street Journal, последние двое были авторами идеи с махинациями. Кроме того после начала «дизельгейта» похожие претензии были выдвинуты в адрес двух других немецких концернов — BMW и Daimler.

Как оказалось, при тестах на выбросы автомобилей этих марок также были допущены некоторые нарушения, что привело к снижению показателей вредных выбросов.

Вслед за этим руководство Европейского союза выразило желание проверить поголовно всех производителей дизельных двигателей, на что многие из них выпустили упреждающие заявления о том, что не применяют при производстве какие-либо обманные устройства. Стоит ли говорить об обрушении стоимости акций на рынке ценных бумаг на 35%?

Дизельный скандал с volkswagen
Руководитель концерна Volkswagen AG в перод с 2007 по 2015 годы Мартин Винтеркорн

В глобальном плане «дизельгейт» заставил большинство автопроизводителей пересмотреть свои планы на выпуск дизельных моделей.

Евросоюз ввёл более изощрённый способ проверки уровня вредных выбросов и расхода топлива, известный нам как WLTP.

Японские и корейские производители вообще заявили об отказе от выпуска автомобилей на тяжёлом топливе. Вместе с тем в мире возрос интерес к гибридным и полностью электрическим автомобилям.

Но не будем только о грустном. В 2016 году Volkswagen AG получил Шнобелевскую премию за «изобретённый хитроумный способ обманывать тесты на содержание в выхлопных газах окиси азота».

Отметим, что наряду с VAG в том году были получены премии за написание трёхтомного труда об удовольствии от коллекционирования живых и мёртвых мух, а также исследование на предмет того, какие части мозга человека отвественны за отвращение к сыру.

Дизельный скандал: Volkswagen после суда обещает клиентам компенсацию

В центре скандала оказались модели с дизельными двигателями типа EA189, выпущенными на протяжении 10 лет — с 2008 по 2018 годы.

Дизельный скандал с volkswagen

Сначала они говорили, что их дизели безопасны для водителей и не наносят ущерба окружающей среде, но после коллективного иска поменяли мнение.

2 января администрация Volkswagen заявила о начале мирных переговоров с защитниками прав потребителей о возможной компенсации для владельцев «опасных» авто.

Дизельный скандал Volkswagen начался в октябре 2019 года — его начало Федеральное объединение центров защиты прав потребителей Германии (VZBV).

: Дизельный скандал: 300 тысяч водителей Германии подают в суд на Volkswagen.

«Совместная цель VZBV и Volkswagen – прагматичное решение в интересах клиентов. Вопрос, удастся ли достичь урегулирования, остается открытым», – так звучит совместное заявление для прессы обеих сторон дела.

Примечательно, что до самого конца декабря VW недвусмысленно намекали, что компенсаций не будет, так как не считают, что их продукция наносила кому-либо ущерб и вообще — речь идёт об «отдельных случаях индивидуального характера». В то же время председательствующий судья ещё с первых заседаний рекомендовал VZBV и представителям автоконцерна поскорее начать переговоры.

Дизельный скандал с volkswagen

В центре скандала оказались модели с дизельными двигателями типа EA189, выпущенными на протяжении 10 лет — с 2008 по 2018 годы. В число проштрафившихся попали машины, сошедшие с конвейера под брендом не только Volkswagen, но также Audi, Skoda и Seat (дочерних компаний VW). 

В ходе расследования экологов выяснилось, что на этих автомобилях стояло оборудование, которое занижало показатели выбросов No2 в атмосферу. В результате автомобилисты думали, что покупают «железных коней», соответствующих экологическим стандартам. 

Первыми расследование начали американские специалисты ещё в 2015 году — кстати, тогда руководство автоконцерна признало факт нестыковок с показателями, впрочем, списав всё на техническую ошибку, а не намеренную манипуляцию.

Особенное разочарование испытали покупатели в Германии — особенно заметно это стало в 2019 году, когда города один за другим стали принимать решения о запрете дизелей в самых оживлённых зонах. Ещё бы, ведь все эти планы чистоты выглядят примерно одинаково: сначала запретим автомобили класса ниже Euro‑4, а где-то через год — Euro‑5.

В итоге получалась путаница: насколько чистым считать дизель, если по документам машина относится к одному стандарту, а воздух загрязняет по факту как другой, низший класс. Таким образом, к коллективному иску против автоконцерна только в Германии присоединилось 470 тысяч человек. Все они требуют финансового возмещения ущерба. И теперь, очевидно, его получат.

Впрочем, о конкретных суммах для каждого покупателя пока что говорить не приходится: переговоры топ-менеджеров Volkswagen с правозащитниками находятся на ранних стадиях.

Volkswagen: история дизельного скандала

Дизельный скандал с volkswagenВ сентябре 2015 г. американское Агентство по охране окружающей среды уличило Volkswagen, второго автопроизводителя в мире, в установке на дизельные автомобили специального программного обеспечения для обхода строгих экологических стандартов в США и в фальсификации данных о выбросах вредных веществ в атмосферу. По предварительным оценкам концерну может грозить штраф в размере $18 млрд с учетом примерной компенсации в размере $37500 за каждый проданный в Штатах автомобиль. Фольксваген, возможно, также вынужден будет взять обязательства по отзыву всех проданных забракованных автомобилей и замене вычислительных устройств по выбросам. Очевидно, что последствия скандала не лучшим образом скажутся не только на дальнейшей деятельности Фольксваген, но и на всей дизельной отрасли: пострадавшие потребители есть и в Европе, и в Азии. Расследования начались в Великобритании, Италии, Канаде, Южной Корее, Франции и Германии.

Истоки скандала

История скандала берет свое начало еще с 2014 года, когда ряд студентов под руководством сотрудников Университета Западной Виргинии выиграли грант в размере $50 000 для изучения и тестирования на вредные выбросы на примере трех дизельных автомобилей: Фольксваген Пассат, Фольксваген Джетта и BMW X5.

Летом 2014 года молодые ученые обнародовали итоги своих исследований, выявив нарушения норм на допустимые выбросы со стороны Фольксвагена. Данные о превышении допустимых выбросов были направлены в Агентство США по охране окружающей среды. В результате Агентство инициировало расследование в отношении дизельных турбодвигателей автомобилей Фольксваген, поставляемых в США с 2009 года.

По итогам расследования было выявлено 48200 забракованных автомобилей в США и еще 11 миллионов по всему миру.

О правовом регулировании и стандартах на выбросы

В соответствии с американским законодательством любое транспортное средство, проданное в США, должно пройти жесткое тестирование на соответствие нормам на вредные выбросы. Для успешного прохождения тестирования уровень выбросов оксида азота в автомобиле должен быть не более 07 грамм на милю.

Автомобили Volkswagen, проданные в Штатах, превышали норму почти в 40 раз. Вопрос в споре встал в связи с установленными Фольксваген вспомогательными/аннулирующими устройствами (англ. defeat devices).

Это программное обеспечение встраивалось в автомобиль, считывало, когда он тестируется на выбросы, и регулировало работу двигателя и объемы выбросов для успешной сдачи теста. Формальный запрет на использование таких устройств отсутствует.

Проблема в другом: устройства могут быть установлены только с предварительного согласия Агентства по охране окружающей среды. В противном случае это будет считаться нарушением.

О правовой квалификации и судебных исках

Изначально Фольксваген был обвинён в нарушении американского законодательства о защите окружающей среды. С точки зрения Агентства по защите окружающей среды и с позиции ряда американских штатов было совершено административное правонарушение.

В свете недавно завершившейся конференции по климату в Париже, где на глобальном уровне решался вопрос о принятии необходимых мер для сокращения выбросов парниковых газов (см.

мои посты здесь и здесь), скандал с Фольксваген грянул как гром среди ясного неба.

4 января 2016 года министерство юстиции США подало против Фольксваген иск от имени Агентства по охране окружающей среды. Результатом рассмотрения судебного дела могут стать многомиллионные штрафы Фольксвагена.

Звучат мнения, что правонарушение, совершенное разработчиками «забракованного» оборудования и программного обеспечения для автомобилей Фольксваген, может быть квалифицировано и как компьютерное преступление.

В таком случае разработчики должны нести ответственность за нарушения авторских прав и уголовную ответственность за совершение компьютерного преступления.

В частности, ответственность за компьютерные преступления установлена законом США о компьютерном мошенничестве и злоупотреблении, принятом в 1986 г., и статутами отдельных штатов.

Пострадавшие в результате махинаций Фольксвагена уже начали подавать групповые иски к нарушителю.

Основания исков, которые указываются заявителями, самые разные: от мошенничества и нарушения обязательств по договорам до нарушения законодательства о защите прав потребителей, со ссылками на ложную рекламу и понесенные потери в связи с резким уменьшением рыночной стоимости приобретенных автомобилей. Вместе с потребителями иски подают и дилеры, понесшие убытки в результате скандальных событий. Так, например, в американском штате Алабама потребители совместно с дилерами подали групповой иск против Volkswagen of America, Inc. В октябре 2015 г. дилер Serra Nissan/Oldsmobile Inc. подал иск, обвинив Volkswagen в мошенничестве, в результате которого дилеры неосознанно осуществляли продажи автомобилей, не соответствующих нормам выбросов.

Читайте также:  Пылесос для автомобиля, как выбрать

Согласно законодательству США в ситуации с однородными коллективными исками (амер.

multidistrict litigation, MDL) на федеральном уровне запускается специальная процедура для ускорения процесса разрешения комплексных споров, затрагивающих интересы большого числа заявителей в различных федеральных судах.

В этом случае окончательное решение об объединении однородных исков и месте их рассмотрения будет принимать судейская панель из семи федеральных судей.

Последствия для дизельного рынка

Последнее десятилетие производители дизельных автомобилей инвестировали огромные средства в производство транспортных средств на дизеле при активной поддержке правительства. Причиной послужили проведенные исследования о якобы минимальном, по сравнению с бензиновыми, воздействии дизельных двигателей на окружающую среду.

Однако за последнее время выводы исследования были благополучно опровергнуты новыми данными о негативном влиянии дизельных автомобилей на экологию, что послужило толчком к постепенному снижению ряда стран и целых городов использования автомобилей с дизельным двигателем. На этом фоне продажи дизельных авто резко замедлились.

В США дизельный авторынок давно перестал конкурировать с бензиновыми автомобилями, в Европе же в скором времени ожидается резкий скачок и переход на бензиновые и электромобили. Возможно, такая ситуация на европейском рынке связана с относительно низкими и лояльными, по сравнению с американскими, стандартами на выбросы для автомобилей.

А тут еще и скандал с Фольксваген, одним из крупнейших производителей дизельных автомобилей.

О последствиях для Фольксвагена

Для немецкого концерна – это даже не столько финансовые потери и штрафные санкции, сколько удар по репутации. Удар ниже пояса. Восстановление репутации, доверия потребителей и дилеров займет длительное время.

Возможно, единственным выходом для Фольксваген будет мирное урегулирование споров с компенсацией ущерба и взятием определенных правовых обязательств. С другой стороны, дизельный скандал может дать толчок развитию электромобилей, гибридов и других инноваций в этом секторе.

Возможно, именно на это сделает ставку Фольксваген, чтобы вернуть себе имя и восстановить запачканную репутацию. 

Volkswagen на родине оштрафовали на 1 млрд евро из-за дизельного скандала

Прокуратура германского города Брауншвейг в Нижней Саксонии оштрафовала автоконцерн Volkswagen AG на 1 млрд евро в связи с “дизельным скандалом”, сообщается на сайте автопроизводителя.

Расследование связано с делом о манипуляциях с программным обеспечением (ПО) дизельных двигателей VW.

По данным прокуратуры, в результате ненадлежащего надзора концерна за отделом по развитию двигателей с середины 2007 года по 2015-й в мире было продано около 10,7 млн автомобилей этого бренда с дизельными моторами (типа EA 288 в США и Канаде и типа EA 189 в Европе) и ПО, занижающими реальные показатели вредных выхлопов.

  • Прокуратура Мюнхена предъявила обвинения главе Audi в связи с “дизельгейтом”
  • Руководство BMW призналось в занижении уровня вредных выхлопов дизельных машин этой марки
  • Автоконцерн заявил, что признает свою вину, отказывается от каких-либо дальнейших правовых шагов и обязуется в течение шести недель со дня принятия решения прокуратуры перевести всю сумму штрафа в бюджет федеральной земли Нижняя Саксония, на территории которой, в городе Вольфсбург, находится штаб-квартира и головной завод Volkswagen, пишет DW.
  • В концерне указали, что тем самым процесс по этому делу в Германии будет прекращен, и выразили надежду на то, что это окажет “положительное влияние на иные юридические процедуры, проводимые в Европе в отношении Volkswagen и его предприятий”.
  • “Дизельгейт”

Так называемый дизельный скандал, прозванный прессой “дизельгейтом”, разгорелся 19 сентября 2015 года, когда экологическое ведомство США проинформировало общественность о недопустимых манипуляциях в автоконцерне Volkswagen. 22 сентября VW признал факт нарушения, уведомив об этом акционеров.

В результате инициированных властями США расследований VW вынужден был признать, что во всем мире было продано 11 млн автомобилей, на которые было установлено ПО, позволявшее манипулировать тестами на соответствие моторов экологическим стандартам. В действительности загрязнение отработанными газами дизельных автомобилей VW в 40 раз превышало допустимые нормы.

Скандал вызвал массовый отзыв продукции концерна с рынка для устранения технических фальсификаций. VW достиг с властями США соглашения о штрафных и компенсационных выплатах на общую сумму более 18 млрд долларов в рамках урегулирования скандала.

Однако Министерство юстиции США не намерено отказываться от судебного преследования экс-менеджеров автоконцерна. Так, в мае этого года прокуратура Восточного округа американского штата Мичиган предъявила обвинения бывшему гендиректору Volkswagen Мартину Винтеркорну.

Что касается Германии, то власти этой страны ведут сразу три уголовных разбирательства в связи с нарушениями Volkswagen, и во всех трех также фигурирует другой немецкий автопроизводитель – Audi. Общие убытки Volkswagen в связи с “дизельгейтом”, по оценкам концерна, превысили 25 млрд евро.

Volkswagen ответит за «дизельгейт» в суде

Сегодня в городе Брауншвейг начался один из крупнейших судебных процессов в истории современной Германии. Автоконцерн Volkswagen ответит на претензии примерно 400 тыс.

немецких автомобилистов, недовольных тем, что компания в течение многих лет скрывала информацию о реальных выбросах вредных газов в продаваемых ею дизельных моделях автомобилей.

Суд по скандалу, который получил название «дизельгейт» и обошелся VW в $30 млрд штрафов и компенсаций, может продлиться до 2023 года.

Первое судебное заседание по делу Volkswagen началось сегодня в городе Брауншвейг, который находится в 20 км от штаб-квартиры Volkswagen в Вольфсбурге. Для Германии это дело станет одним из первых, в которых будет опробована схема, похожая на американские «коллективные иски» — когда одна юридическая фирма или потребительская организация представляет интересы большого числа потерпевших.

В интервью “Ъ” европейские эксперты отмечали, что по мере разработки в ЕС (.pdf) более совершенных юридических механизмов можно ожидать всплеска похожих претензий.

В конце июля в Великобритании был подан крупный коллективный иск от инвесторов, обвиняющих банки Barclays, JP Morgan, RBS, UBS и Citigroup в манипуляциях с курсами валют.

Претензии к ним могут составить в общей сложности до £1 млрд.

В случае с Volkswagen речь идет о примерно 400 тыс. немецких автовладельцев, присоединившихся к коллективному иску против компании. Ранее десятки тысяч автовладельцев уже подали индивидуальные иски в более чем 100 региональных судов страны. По данным Страхового союза Германии, на которые ссылается FT, общая сумма компенсаций по таким искам уже превысила €380 млн.

Помимо компенсаций автовладельцам, Volkswagen выплатила властям Германии по трем штрафам в общей сложности еще €2,3 млрд.

Гораздо больше — $25 млрд — VW уже заплатила американским потребителям и регуляторам в виде штрафов и компенсаций.

Интересы автовладельцев по коллективному иску представляет Немецкое общество защиты прав потребителей.

Его глава Клаус Мюллер заявил: «Мы считаем, что Volkswagen обманывал потребителей и должен понести за это ответственность».

Впрочем, даже если суд признает правоту истцов, это может не означать автоматическую выплату им компенсаций, а лишь то, что они имеют право подавать для получения компенсации индивидуальные иски.

В свою очередь, компания Volkswagen отрицает доводы истцов, что ее дизельные автомобили опасны для здоровья. «Каждый день тысячи этих машин ездят по дорогам, они безопасны и надежны, поэтому мы не видим оснований под требованиями о выплате компенсаций по этому иску».

Компания также не считает в данный момент досудебное урегулирование одним из вариантов завершения дела.

«Совершенно непонятно, кто именно подписал этот иск: переговоры о досудебном урегулировании с таким большим числом неизвестных факторов и аргументов пока абсолютно неприменимы»,— считает автоконцерн.

Евгений Хвостик

Хроника «Дизельгейта»: Volkswagen начнет массовый отзыв в январе :

Самый громкий скандал в истории мирового автопрома уже затронул около 11 миллионов автомобилей, проданных в Европе, Северной Америке и странах Азии. Проблемные дизельные двигатели, которые из-за некорректного ПО обманывали экологов, обнаружили у 5 млн автомобилей Volkswagen, 2,1 млн Audi, 1,2 млн Skoda, 1,8 млн коммерческих Volkswagen и 700 тыс. Seat.

Росстандарт провел экологические тесты дизельных моделей Volkswagen и не обнаружил нарушений. Об этом журналистам сообщил глава Минпромторга Денис Мантуров. По его словам, исходя из полученных Росстандартом данных, проблем с нарушением российских экологических норм на текущий момент нет. Тем временем в некоторых странах уже начались первые отзывные кампании.

Autonews.ru ведет хронику «Дизельгейта».7 октября09:22Концерн Volkswagen начнет кампанию по отзыву автомобилей из-за скандала о занижении вредных выбросов дизельных двигателей в январе 2016 года. Как рассказал в интервью изданию FAZ глава компании Маттиас Мюллер, всего сервисная акция должна затронуть 11 млн машин по всему миру.

Большинство из отзываемых автомобилей, по словам топ-менеджера, находится в Европе. Ремонт машин с корректирующим ПО планируется завершить до конца следующего года.«Мы передаем свои технические предложения Федеральному автотранспортному ведомству на этой неделе. Если их примут, мы закажем детали.

Если все пойдет по плану, мы сможем начать ремонт в январе», – пояснил Мюллер.6 октября12:19

Власти Мексики могут оштрафовать концерн Volkswagen на 7 миллиардов долларов. Такому наказанию концерн может подвергнуться из-за скандала о занижении вредных выбросов дизельных двигателей.

Об этом со ссылкой на главу федеральной прокуратуры латиноамериканской страны по защите прав потребителей Лорену Мартинес, сообщают РИА «Новости».

«Это будет прямая санкция, исходящая из очевидного предположения, что автомобили не соответствовали нормам, а продавали их с обманом потребителя в части характеристик и условий, которыми они не обладали», – объяснила Мартинес.5 октября13:44

Аналитики финансового агентства Credit Suisse оценили ущерб концерна Volkswagen из-за скандала о занижении вредных выбросов дизельных двигателей в 78 млрд евро, сообщает CNN Money. Как говорится в отчете экспертов, который был направлен клиентам, этот вариант является наихудшим из всех возможных. Согласно более оптимистическому сценарию, ущерб от «Дизельгейта» составит 23 миллиарда евро.

2 октября18:32

Экологический скандал Volkswagen не коснется России. Об этом журналистам заявил глава Volkswagen Group Rus Маркус Озегович в кулуарах Международного инвестиционного форума в Сочи, передает РИА «Новости».

«Рынок (дизельных двигателей — прим. ред.) в России очень маленький, у нас по-прежнему действуют нормы Евро-4 и обсуждается Евро-5, а американское законодательство совершенно другое, поэтому я не думаю, что будут какие-либо проблемы в России», — рассказал Озегович.

15:49

Прокуратура Франции начала расследование о мошенничестве в крупных размерах со стороны концерна Volkswagen, сообщает агентство «Франс Пресс». Данное решение было принято после публичных слушаний и доклада местных властей.

09:28

Английское подразделение концерна Volkswagen объявило о первом отзыве автомобилей в связи с экологическим скандалом.

Под действие сервисной акции попадет 508 276 машин бренда Volkswagen, 393 450 автомобилей Audi, 131 569 Skoda, 76 773 Seat и 79 838 коммерческих автомобилей Volkswagen.

Читайте также:  Lexus ux300e 2021 представлен для Европейского рынка

Таким образом, концерн отзывает в общей сложности порядка 1,2 млн машин, реализованный в Великобритании, сообщает The Guardian. Все автомобили, попавшие под сервисную акцию, оснащены 2,0-литровым турбодизелем под индексом ЕА 189.

1 октября16:11

Немецкая прокуратура не ведет расследование против бывшего главы Volkswagen Мартина Винтеркорна, сообщает РИА «Новости», ссылаясь на официального представителя ведомства ФРГ. По его словам, дело заведено на ответственных за манипуляции с программным обеспечением. Ранее Bloomberg сообщал, что уголовное расследование начато именно против Мартина Винтеркорна.

12:01

Volkswagen отзовет 120 000 автомобилей в Южной Корее, сообщает информационное агентство Ренхап со ссылкой на собственный источник.

Около 90 000 машин из этого списка – модели Volkswagen, еще порядка 30 000 – Audi. В числе транспортных средств, которые подлежат отзыву, Golf, Jetta, Beetle, Passat, A3, A5 и Q5.

Этот отзыв станет крупнейшим в истории Южной Кореи в отношении иностранного автопроизводителя.

30 сентября14:27

Министерство транспорта Германии получило информацию о нарушениях экологических норм со стороны концерна Volkswagen еще в 2011 году. Об этом сообщает РИА «Новости» со ссылкой на заявление исполнительного директора немецкого Союза защиты окружающей среды Юргена Реша. По его словам, для решения проблемы со стороны правительства сделано ничего не было.

9:23

Росстандарт провел экологические тесты дизельных моделей Volkswagen и не обнаружил нарушений. Об этом журналистам сообщил глава Минпромторга Денис Мантуров. По его словам, исходя из полученных Росстандартом данных, проблем с нарушением российских экологических норм на текущий момент нет.

29 сентября16:29

Seat сообщил, что около 700 000 автомобилей оснащены некорректным ПО. Речь идет о машинах с дизельными двигателями 2,0 TDI, передает Reuters.

На данный момент известно, что в экологическом скандале, помимо Seat, замешано 5 млн автомобилей Volkswagen, 2,1 млн Audi, 1,2 млн Skoda и 1,8 млн коммерческих Volkswagen.

15:00

Около 1,8 млн коммерческих автомобилей концерна Volkswagen оснащены программным обеспечением, искажающим результаты экологических тестов, сообщает Reuters со ссылкой на источник в компании. В число моделей, замешанных в скандале, вошли Transporter и Caddy. В ближайшие дни представители Volkswagen объявят точный список всех автомобилей и объявят, как будет решена проблема.

11:29

Вслед за Швейцарией продавать дизельные автомобили Volkswagen запретила и Италия, сообщает Carscoops. Впрочем, если в Швейцарии это коснулось порядка 180 000 машин, то в Италии – только 2 500 экземпляров, находящихся у дилеров.

09:19

Скандал с показателями выбросов двигателей концерна Volkswagen затронет 1,2 млн автомобилей Skoda, сообщает «Радио Прага». Всего в этой истории замешано около 11 млн автомобилей Volkswagen AG.

28 сентября17:07

Audi назвала количество автомобилей, которые могут попасть под отзыв в связи с экологическим скандалом. Как сообщает Automotive News, сервисная акция может затронуть 2,1 млн автомобилей по всему миру.

Порядка 1,24 млн машин были реализованы на территории стран Западной Европы, около 577 тыс. приходится на рынок Германии и еще 13 тыс. машин были проданы дилерами США.

Во всех случаях речь идет о моделях A1, A3, A4, A5, A6, TT, Q3 и Q5.

15:28

Наблюдательный совет концерна Volkswagen принял решение изменить структуру руководства, сообщает пресс-служба. В частности, была утверждена новая организация деятельности концерна в Северной Америке. Рынки США, Мексики и Канады будут объединены в новый регион Северная Америка. Отвечать за этот сегмент с 1 ноября 2015 года будет проф.

д-р Винфрид Фаланд, который ранее занимал должность председателя правления марки Skoda. Преемником Фаланда на посту председателя правления чешской марки станет Бернхард Майер – бывший член правления Porsche AG.

Что касается Михаэля Хорна, то он продолжит свою деятельность в качестве президента и генерального директора Volkswagen Group of America.

Porsche, Bentley и Bugatti, которые сосредоточены на выпуске спортивных автомобилей, решением наблюдательного совета были объединены в отдельную группу. Что касается группы марок Audi, Lamborghini и Ducati, то она сохранится, равно как и холдинг «Коммерческие автомобили» и подразделения Power Engineering и Financial Services.

14:12

Прокуратура Германии начала уголовное расследование в отношении бывшего главы автоконцерна Volkswagen Мартина Винтеркорна. Он покинул свой пост на прошлой неделе на фоне скандала с дизельными автомобилями Volkswagen.

О начале уголовного расследования в отношении Винтеркорна передает Bloomberg со ссылкой на сообщение прокуроров города Брауншвейга.

В сообщении прокуратуры указывается, что следствие попытается установить виновного в манипуляциях с результатами тестов на выбросы выхлопных газов у дизельных автомобилей Volkswagen.

  • 12:51
  • Наблюдательный совет концерна Volkswagen принял решение отстранить от работы руководителей департаментов исследований и разработок (R&D) бренда Volkswagen, а также Audi и Porsche – Хайца-Якоба Нойссера, Ульриха Хакенберга и Вольфганга Хатца.
  • 09:21

Власти Швейцарии запретили продажу автомобилей концерна Volkswagen с дизельными двигателями. В общей сложности это коснется порядка 180 тыс. машин, которые уже находятся у дилеров, сообщает агентство AFP.

25 сентября 20:30

Пресс-служба концерна Volkswagen назвала имя преемника Мартина Винтеркорна. Им стал председатель совета директоров компании Porsche Маттиас Мюллер. Первое время Мюллер будет совмещать две должности.

16:36

Министр транспорта Германии Александр Добринт заявил, что манипуляции концерна Volkswagen с показателями выбросов затронули около 2,8 млн автомобилей на территории Германии.

Речь идет об автомобилях с 1,6- и 2,0-литровыми дизельными моторами.

По словам министра транспорта Германии, в данный момент идет изучение того, могло ли оборудования, влиявшее на результаты тестов, устанавливаться на двигатели объемом 1,2 литра.

11:56

Скандал вокруг Volkswagen дошел до России: Росстандарт потребовал от концерна информации об экологических стандартах. «По результатам анализа полученных материалов будут приняты решения в соответствии с действующим законодательством», — заявил корреспонденту РБК заместитель генерального директора по техническому регулированию ФГУП «НАМИ» Борис Кисуленко.

24 сентября18:07

Появилась первая информация о преемнике Мартина Винтеркорна. По информации издания Bild, им должен стать Матиас Мюллер, руководитель Porsche. Официальное заявление от Volkswagen должно поступить в пятницу, 25 сентября.

15:03

Министр транспорта Германии Александр Добринт заявил, что концерн Volkswagen признался в манипуляциях с показателями выбросов не только в США, но и в Европе. «Нас проинформировали, что и в Европе машины с 1,6- и 2,0-литровыми дизельными двигателями вовлечены в эти манипуляции с показателями выбросов», – рассказал Добринт Reuters.

Кроме того, он отметил, что в ближайшее время пройдут строгие тесты случайных моделей не только Volkswagen, но и других автопроизводителей.

11:56

Выяснилось, что еще в апреле 2015 года Volkswagen of America отправлял письма с предупреждением о возможных проблемах с уровнем выхлопа владельцам дизельных Volkswagen и Audi. Клиенты получили сообщение, что должны отвезти свои машины к дилерам для установки нового программного обеспечения, которое позволит системе выхлопа работать «более эффективно».

Компания не объяснила, что она принимает меры в надежде удовлетворить требование правительства США, которое уже занималась вопросом расхождения результатов экологических тестов на дорогах общего пользования и в лабораториях.

23 сентября18:49

Глава концерна Volkswagen Мартин Винтеркорн объявил об уходе в отставку.

В заявлении, размещенном на сайте VW, Винтеркорн говорит о своей ответственности как главы компании за все нарушения, которые были обнаружены в работе дизельных двигателей.

«Конечно, как руководитель концерна я чувствую всю ответственность за те нарушения, которые были допущены в наших дизельных моторах. Я сразу согласился с просьбой наблюдательного совета Volkswagen покинуть пост. Все это происходит исключительно в интересах компании, но я до сих пор не уверен, что с моей стороны были допущены какие-то ошибки», – заявил Винтеркорн, добавив, что Volkswagen навсегда останется частью его жизни.

14:49

"Дизельный скандал" вокруг автоконцерна Volkswagen. Досье

ТАСС-ДОСЬЕ. 18 июня 2018 года в Германии был арестован глава автоконцерна Audi Руперт Штадлер.

Ранее стало известно о том, что прокуратура Мюнхена возбудила дело в отношении него по подозрению “в мошенничестве и опосредованном подлоге”.

Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила материал о “дизельном скандале” вокруг немецкого концерна Volkswagen, в который входит Audi, а также Bentley Motors, Porsche, Seat, Skoda, Lamborghini и др.

Начало скандала

18 сентября 2015 года Агентство по охране окружающей среды США опубликовало сообщение, в котором обвинило Volkswagen в махинациях при сертификации своих автомобилей на уровень экологической безопасности. Было установлено, что турбодизельные двигатели, которые устанавливались на машинах моделей VW Golf, Passat, Jetta, Audi A3 и др.

, имели специальное программное обеспечение, которое занижало показатели выброса вредных веществ. Бортовой компьютер “распознавал”, что машина проходит проверку и включал специальный режим очистки сгоревшего топлива от вредных выбросов.

При этом при нормальной эксплуатации объем выбрасываемых в воздух вредных газов (оксидов азота) был больше в десятки раз, чем требовалось по стандартам “Евро 5”, о соответствии которым заявлял Volkswagen.

Выяснилось, что с 2009 года корпорация продала более 11 млн машин, снабженным программным обеспечением, позволяющим обойти действующие в США и ЕС экологические нормативы.

20 сентября 2015 года руководство концерна признало факт махинаций, что привело к обвалу курса акций компании, ее капитализация потеряла более $20 млрд США.

23 сентября 2015 года подал в отставку генеральный директор Volkswagen Мартин Винтеркорн. В июне 2016 года в Германии против него было возбуждено уголовное дело о введении в заблуждение акционеров концерна.

3 мая 2018 года американский суд заочно предъявил ему обвинения в мошенничестве.

Основные иски

В США, ЕС (всего в 55 странах мира) были инициированы проверки Volkswagen, запрещались продажи его автомобилей с дизельными двигателями. Руководство Volkswagen признало вину. 25 октября 2016 года суд утвердил соглашение концерна с властями США. Концерн согласился выкупить дефектные автомобили (по цене от $12 тыс.

до $44 тыс.) или бесплатно их отремонтировать с выплатой компенсации в размере от $5 тыс. до $10 тыс. каждому владельцу. Общая сумма выплат составила около $10 млрд.

Также $2,7 млрд компания обязалась внести в фонд компенсации экологического ущерба и $2 млрд – потратить на внедрение в производство технологий для нулевого выхлопа.

Кроме того, в январе 2017 года Volkswagen согласился выплатить США $4,3 млрд в виде штрафов за предоставление ложных сведений при импорте машин и попытках воспрепятствовать расследованию. Главный представитель концерна в Соединенных Штатах, Оливер Шмидт, 6 декабря 2017 года был приговорен к семи годам тюрьмы и штрафу в $400 тыс.

Всего же Volkswagen по итогам проверок выплатил к настоящему времени более €27 млрд в виде штрафов и возмещений.

В ЕС и других странах разбирательство еще продолжается. 29 сентября 2017 года в Германии был арестован руководитель подразделения Volkswagen по производству двигателей в 2007-2011 годах. Вольфганг Хатц.

Его подозревают в непосредственной причастности к созданию механизмов манипуляций при проверках экологичности двигателей.

13 июня 2018 года прокуратура немецкого Брауншвейга постановила, что Volkswagen обязан выплатить компенсацию в €1 млрд.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector