Устройство кпп зил-130 и схема переключения передач автомобилей данной марки

Что представляет собой КПП ЗИЛа 130?

Автомобиль ЗИЛ – это мощный грузовой автотранспорт, который отлично подходит для эксплуатации по пересеченной местности. Со стороны владельца данного транспортного средства, механика требует минимального обслуживания, независимо от условий эксплуатации ЗИЛа.

Машину актуально использовать для строительно-монтажных работ. Популярность данной техники объясняется тем, что она прекрасно адаптирована к отечественным условиям.

Приемлемая стоимость машины, возможный ее дешевый ремонт делают приобретение данного автотранспорта выгодным. Продолжительный период времени данная марка авто выпускалась на заводе им. Лихачева.

Коробку передач на ЗИЛ 130 данный завод начал выпускать в первой половине 1960-х гг.

Технические характеристики ЗИЛ 130 гласят, что грузоподъемность авто равна 6000 кг, полная масса машины превышает 10000 кг. Двигатель включает 8 цилиндров, мощность может доходить до 150 лошадиных сил. На автомобилях ЗИЛ скоростей может быть 9. Все это дополняется синхронизато­рами инерционного типа.

Особенности строения коробки ЗИЛ

Транспортное средство оснащается механической КПП (5 ст.). Особенность данной коробки передач на ЗИЛ 130 в том, что она позволяет совершать передвижения без помех при переключении передач. Эффективно происходит маневрирование на проезжей части.

В состав КПП на авто ЗИЛ 130 входят два синхронизатора. Они обеспечивают выравнивание возникающих угловых скоростей соединяемых зубьев. В их основу легли: муфта, конусное кольцо, блокирующий и фиксирующий палец, пружина. Роликовые подшипники отлично переносят приходящиеся нагрузки. На них установлен блок реверсивного движения. Машина поддерживает установку первичного вала на 24 зуба.

Присутствует ведущий вал, который дополнен шестеренкой, зубчатым венцом. В нижнем отсеке картера КПП ЗИЛ 130 расположен промежуточный вал. Вторичный вал имеет шестеренки, работа которой обеспечивает оперативное включение 2,3 и 4 передачи.

Скоростная КПП на ЗИЛ обеспечивает комфортные условия для перевозки грузов. Такая машина будет отлично перемещаться по бездорожью или строительным площадкам. Коробка отбора мощности ЗИЛ имеет прямые зубья. В чугунном картере автомобиля присутствует главный вал, неподвижные оси. Именно на осях размещен блок зубчатых колес.

При включении первой скорости присутствующее колесо в системе начинает перемещаться по канавкам, далее оно вступает во взаимодействие с шестерней на промежуточном валу.

Для включения 2, 3, 4 режима необходимы шестеренки вторичного вала. При активации 3-х скоростного режима, имеющийся диск синхронизатора перестает воздействовать на детали 2-й передачи.

Периодически на коробке отбора мощности ЗИЛ 130 необходимо проверять надежность гаек крепления.

Из основных расходников выделяется сальник. Данный элемент не допускает попадания смазки на сцепление. Он подлежит замене, если стало отмечаться подтекание масла или происходит ремонт КПП (по мере надобности).

Система не включает установку раздаточной коробки на ЗИЛ 130. Такая коробка встречается на автомашинах с двумя и более ведущими мостами, например, ЗИЛ 131. Устройство зафиксировано за коробкой передач к двум продольным балкам.

Необходимость ремонта трансмиссии

Все составляющие узлы системы трансмиссии подвергаются естественному износу. Доверять ремонт коробки передач на ЗИЛ 130 следует профессионалам, работающим в автосервисе, который предлагает данные услуги, где можно заказать, например, ремонт редуктора.

Признаки поломки коробки ЗИЛ 130:

  • появление характерного гула во время езды. При этом нужно осмотреть состояние подшипников, шестерни передач;
  • слышны посторонние звуки из МКПП. Как правило, из-за износа стопорных колец;
  • отмечается затрудненное переключение передач. Данное проявление может указывать на пониженное количество трансмиссионного масла.
  • отказ включения передачи. При этом нужно проверить состояние сцепления, шестеренки;
  • стала чувствоваться вибрация на конкретной скорости (целесообразно проверить крепление КПП, кардана, осмотреть подшипник).

Рабочая жидкость заливается во внутреннюю часть картера. Когда происходит разборка коробки передач важно не допускать попадания в нее грязи. В противном случае может появиться заедание зубчатых колес, относящихся к ведомому валу.

Проверку уровня масла и его доливку следует во время прохождения ТО-2. Для промывки КПП нельзя применять керосин, следует использовать специальную промывочную жидкость. Только после этого в картер заливается свежее масло.

Источник: https://prokpp.ru/pro-korobku-peredach/kpp-zil-130.html

Коробка передач ЗИЛ-130: устройство, характеристики и принцип работы

На автомобильном заводе имени Лихачева выпущено много легендарных грузовиков. К ним относится и 130-я модель. Обратим внимание на один из самых важных механизмов в конструкции авто.

Коробка передач ЗИЛ-130 – это сложный агрегат, который конструктивно и функционально отличается от большинства других аналогов.

Для правильного управления и продления рабочего ресурса узла необходимо иметь представление о его конструкции и схеме функционирования. Эти нюансы, а также способы ремонта и ухода рассмотрим ниже.

Устройство коробки передач ЗИЛ-130

Автомобиль оснащается трехходовым трансмиссионным механическим узлом с несколькими рабочими диапазонами. Пять скоростей предназначены для движения вперед, один режим – назад. В блоке предусмотрена пара синхронизаторов инерционной конфигурации. В картере коробки монтируется первичный (ведущий) вал, агрегирующий с косозубой шестерней и зубчатым венчиком, отвечающим за активацию передачи.

В расточной части указанного элемента устанавливается роликовый подшипниковый механизм цилиндрического типа. На него помещается фронтальной стороной вторичный шкив. В нижнем отсеке корпуса имеется промежуточный вал с шестеренкой. Еще три аналогичных детали монтируются на вторичном шкиве.

Вал КПП ЗИЛ-130

На шлицах рассматриваемого узла предусмотрена прямозубая шестерня, служащая для включения первой и задней передачи. В этом же районе размещается блок кареток для синхронизирующего механизма.

На вторичном валу предусмотрены косые шестеренки, предназначенные для включения второй, третьей и четвертой скорости.

Они расположены таким образом, чтобы входить в постоянное зацепление с аналогичными элементами промежуточного валика. В нижней части картера узла жестко закреплена ось.

На ней установлено устройство задней скорости с прямозубыми шестернями. Они агрегируют с цилиндрическими подшипниками роликового типа.

Большая шестерня входит в стабильное зацепление со специальной деталью на промежуточном валу. Внутри картер наполнен рабочей жидкостью (трансмиссионным маслом). Этот отдел защищен крышкой, в которую вмонтирована система переключения скоростей.

Принцип работы

Переключение передач на ЗИЛ-130 основано на кинематической схеме с работой синхронизаторов и шестерен.

При выжимании первой скорости соответствующий шестеренчатый элемент перемещается по шлицам, входя во взаимодействие с элементом первой передачи на промежуточном валике.

От первичного аналога крутящий момент трансформируется на вторичный шкив при помощи шестеренок постоянного зацепления. Показатель передаточного числа – 7,44.

При включении второй скорости на КПП ЗИЛ-130 муфта синхронизатора попадает в зацепление с внутренними зубцами рабочей шестерни. После этого на промежуточном валу осуществляется передача крутящего момента посредством первичного аналога и блока шестеренчатых механизмов. На вторичный вал усилие оказывается при помощи синхронизатора. Передаточный показатель – 4,1.

Во время активации третьей передачи, соответствующая муфта теряет зацепление с шестеренкой, передвигается по шлицам, начиная агрегировать с рабочими зубцами.

При этом она уже находится во взаимодействии с элементом третьей скорости промежуточного блока.

От первичного шкива усилие трансформируется при помощи шестерен и зубчатых элементов, передаваясь далее на первичный вал посредством муфты. Рабочее число составляет 2,29.

Активация остальных скоростей

Вкратце дальнейшую работу коробки передач ЗИЛ-130 можно описать так:

  • При активации четвертой скорости работает синхронизатор, муфта которого передвигается, зацепляясь с соответствующими зубцами шестерни. Усилие передаточного числа (1,47) осуществляется посредством шестеренок промежуточного на вторичный вал.
  • Включение пятой передачи сопровождается аналогичной процедурой действия зубцов, синхронизаторов и их элементов соответствующей части. При этом оба вала образуют единую конструкцию, позволяющую передать усилие на карданный элемент.
  • При активации задней передачи КПП ЗИЛ-130 в работу вступает специальная каретка. Передача крутящего момента производится посредством шестеренчатого механизма, при этом меняется направление вращения.

Схема работы

Ниже приведено схематическое отображение функционирования рассматриваемого узла с пояснениями:

  • а – устройство передачи;
  • б, в, г, д, е, ж – первая/вторая/третья/четвертая/пятая/задняя скорость;
  • 1, 4, 6, 7, 8, 10, 11, 14, 15, 16, 18, 19 – косозубые шестерни;
  • 2 – ведущий вал;
  • 3 – вторичный вал;
  • 5, 9 – каретки синхронизаторов;
  • 12 – блок прямозубых шестеренок;
  • 13 – ось;
  • 17 – шестеренка промежуточного плана;
  • 20 – картер.

Ремонт своими руками

Для починки указанного узла и регулировки сцепления ЗИЛа-130 потребуется специальный стенд.

Сборка узлов трансмиссии осуществляется в следующем порядке.

  1. Производится монтаж шарикового подшипникового механизма, для чего стопорное кольцо помещается в предусмотренную канавку блока.
  2. Подшипник монтируется в специальное гнездо на ведущем валу, при этом выточка элемента должна быть обращена наружу.
  3. После размещения основного вала на стендовом столе, производят запрессовку подшипникового устройства при помощи специального станка. Кроме того, потребуется оправка, посредством которой элемент забивается в шейку вала до упора.
  4. При помощи динамометрического ключа затягивают гайки с усилием 20 кГм. Бортик должен помещаться в пазу первичного валика.
  5. Солидолом или его аналогом обрабатывают внутренние части шестеренок, затем устанавливают роликовые подшипники. Последний элемент следует монтировать без натяга. После проведения процедуры выполняют диагностику на предмет свободного вращения деталей, без выпадения из своих гнезд.
  6. Монтируется стопорное кольцо.
  7. Перед сборкой синхронизаторов второй и третьей скорости коробки передач ЗИЛ-130 в механизм помещают три фиксирующие опоры, фрезерной частью наружу.
  8. Далее потребуется совмещение отверстий указанных выше деталей. Затем производится запрессовка колец.
  9. Выполняют сборку трех креплений при помощи пружин и шариков, которые монтируются в предусмотренные гнезда каретки. Аналогичные работы проводят со вторым кольцом, устанавливаемым на блокировочные пальцы.

Сборка промежуточного вала

Данная запчасть ЗИЛа собирается в такой последовательности:

  • производится запрессовка шестерен;
  • на шлицы наносят слой смазки;
  • осуществляется установка шпонки и шестеренчатого механизма второй скорости в соответствующий паз;
  • фиксация вала производится на специальном стенде;
  • требуемое усилие обеспечивается посредством штока тормозной камеры, регулируемой рукояткой на пневматическом кране.

Ремонт ведущего вала

Указанную деталь коробки передач ЗИЛ-130 собирают на столе. При этом резьба должна смотреть вниз. На шлицы наносят смазку. Далее устанавливают шестерню первой скорости, паз ступицы направляют в сторону фронтальной части первичного вала. Правильность сборки определяют путем проверки наличия ее свободного хода по шлицевым элементам.

На шейку также наносят смазку, монтируют шестеренку второй скорости, при этом зубчатый венец обращают в сторону переднего края вторичного шкива.

Солидолом обрабатывают упорную шайбу, которую помещают в посадочное гнездо с кольцом стопорного типа. Зазор между боковой частью ступицы и указанной деталью не должен превышать 0,1 мм.

Шестеренка при правильной установке будет свободно вращаться от руки.

Установка синхронизирующих и других деталей

Дальнейшая сборка запчасти ЗИЛа (ведущего вала) продолжается в следующем порядке.

  1. Синхронизаторы второй и третьей скорости ставятся на вал так, чтобы боковая выточка каретки смотрела в сторону шестерни передачи №2.
  2. На шейку наносят смазочный материал, после чего на первичный вал монтируют шестеренку третьей скорости. При этом шлицевое отверстие направляют к синхронизатору.
  3. Обрабатывают солидолом упорную шайбу, устанавливают ее на вал. Она должна быть плотно зажата между втулкой и бортом ведомого валика (используют напрессовку).
  4. Смазывают шейку, монтируют шестеренку четвертой передачи, правильность положения проверяют посредством вращения детали вокруг собственной оси.
  5. Зазор между боковиной фланца и шайбой выдерживается не более 0,1 мм.
  6. Монтаж выполнен корректно, если каретка по шлицам перемещается свободно.
Читайте также:  Описание моторного масла elf, разнообразие и отзывы автовладельцев

Механизм переключения КПП

Характеристики ЗИЛ-130 предусматривают проведение сборки узла переключения при помощи специального приспособления, которое можно найти на СТО.

Схема выполнения процесса выглядит так.

  1. В устройстве фиксируется крышка трансмиссии. На торцевой части инструмента имеется отверстие, в которое помещается заглушка при помощи оправки и молотка, ударами по центру элемента.
  2. Собирают сапун, затем закручивают его в крышку.
  3. Запрессовывают пару установочных втулок.
  4. В специальные канавки монтируют фиксирующие пружины.
  5. В левое гнездо помещают шарик, используя бородок.
  6. Монтируют шток активации первой и задней передачи, предварительно нанеся на деталь трансмиссионную смазку.
  7. Устанавливают шток во внутреннюю часть крышки, при этом отверстие крепления должно перекрываться. Далее ставят головку и вилку первой и второй скорости. Ступицу направляют в сторону отверстий с заглушками.
  8. Передвигают шток до совмещения между собой шара фиксации и гнезда нейтрального диапазона. Перед этим монтируют парами блокировочные элементы.
  9. Поскольку размеры ЗИЛ-130, как и масса, довольно внушительные, предохранительные головки следует закреплять надежно, дополнительно фиксируя их стопорными болтами. Затем ставятся шплинты и заглушки.

Рычаг трансмиссии

Это последний узел в сборке коробки передач (ее характеристики от ЗИЛ-130 рассмотрены выше). Порядок действий таков.

  • Корпус селектора устанавливают на специальном станке либо в тисках.
  • Стопорную деталь ставят в гнездо на картере агрегата, на селектор надевают чехол, помещают его на свое место.
  • Слоем смазки обрабатывают шаровую поверхность. За картерные шпильки заводят пружину, которая устанавливается вместе с опорой шарового элемента.
  • Собирают промежуточный рычаг первой и второй скорости.
  • При помощи гайки фиксируют рукоятку, а на крышке КПП посредством герметика фиксируется прокладка.
  • В финале проводят монтаж промежуточной детали в специальную прорезь на головке штока. Второй аналог помещают в паз вилки. На корпусе рычаг крепится посредством специальных фиксаторов с шайбами пружинного типа.

Источник

Дмитрий созерцательДмитрий созерцатель

Источник: https://drive.temaretik.com/1400084009439201538/korobka-peredach-zil-130-ustrojstvo-harakteristiki-i-printsip-raboty/

Коробка передач автомобиля ЗИЛ-130

Как устроена коробка передач автомобиля ЗИЛ-130?

На автомобиле ЗИЛ-130 установлена механическая трехходовая пятиступенчатая коробка передач, имеющая пять передач для движения вперед и одну для движения задним ходом. В коробке (рис.128, а) имеется два синхронизатора инерционного типа для включения II и III (9), IV и V (5) передач.

В картере 20 на подшипниках смонтирован первичный (ведущий) вал 2, изготовленный заодно с косозубой шестерней 4 и зубчатым венцом для включения V (прямой) передачи. В расточке вала установлен роликовый цилиндрический подшипник, на который передним концом опирается вторичный вал 3.

В нижней части картера имеется промежуточный вал 14, на котором жестко закреплена косозубая шестерня 1, находящаяся в постоянном зацеплении с шестерней 4 первичного вала, а также косозубые шестерни II 16, III 18 и IV 19 передач. Кроме того, на валу выполнены прямозубые шестерни 17 для передачи заднего хода и 15 I передачи.

На шлицах вторичного вала смонтирована прямозубая шестерня-каретка 11 для включения I передачи и заднего хода, а также зубчатые каретки синхронизаторов 5 и 9.

Свободно установлены на вторичном валу косозубые шестерни: 10 – для включения II, 7 – III и 6 – IV передач, находящиеся в постоянном зацеплении с соответствующими шестернями промежуточного вала.

В нижней части прилива картера жестко закреплена ось 13, на которой на роликовых цилиндрических подшипниках установлен блок прямозубых шестерен 12 заднего хода. Большая его шестерня 12 находится в постоянном зацеплении с шестерней 17 промежуточного вала. Внутренняя полость картера заполняется жидким трансмиссионным маслом и закрывается крышкой, в которой находится механизм переключения передач, устроенный так же, как и в автомобиле ГАЗ-53А.

Рис.128. Коробка передач автомобиля ЗИЛ-130:
а – устройство передачи; б – первая; в – вторая; г – третья; д – четвертая; е – пятая; ж – задний ход.

Как работает коробка передач автомобиля ЗИЛ-130?

При включении I передачи шестерня-каретка 11, перемещаясь по шлицам, войдет в зацепление с шестерней 15 I передачи на промежуточном валу. Крутящий момент будет передаваться от первичного вала через шестерни постоянного зацепления 4 и 1 и далее шестерни 15 и 11 на вторичный вал (рис.128, б). Передаточное отношение UК1 = 7,44.

При включении II передачи зубчатая муфта синхронизатора 9 входит в зацепление с внутренними зубьями шестерни 10 II передачи, а так как эта шестерня уже находится в зацеплении с шестерней 16 промежуточного вала, то крутящий момент будет передаваться от первичного вала через шестерни 4 и 1, 16 и 10, зубчатую муфту синхронизатора 9 на вторичный вал (рис.128, в). Передаточное отношение UК2 = 4,1.

При включении III передачи муфта синхронизатора 9 выходит из зацепления с шестерней 10 II передачи и, передвигаясь по шлицам, входит в зацепление с внутренними зубьями шестерни 7 Ш передачи, которая уже находится в зацеплении с шестерней 18 III передачи промежуточного вала. Крутящий момент будет передаваться от первичного вала через шестерни 4 и 1 постоянного зацепления, 18 и 7 III передачи, зубчатую муфту синхронизатора 9 на вторичный вал (рис.128, г). Передаточное отношение UК3 = 2,29.

С включением IV передачи в работу вступает синхронизатор 5.

Его муфта, передвигаясь, входит в зацепление с внутренними зубьями шестерни 6 IV передачи, которая находится в зацеплении с шестерней 19 IV передачи промежуточного вала.

Крутящий момент будет передаваться от первичного вала через шестерни 4 и 1, 19 и 6, зубчатую муфту синхронизатора 5 на вторичный вал (рис.128, д). Переда точное отношение UК4 = 1,47.

При включении пятой передачи муфта синхронизатора 5 выходит из зацепления с шестерней 6 IV передачи и, передвигаясь, входит в зацепление с внутренними зубьями, выполненными на шестерне 4 первичного вала, и соединяет первичный и вторичный валы в единый вал, который и передает крутящий момент непосредственно на карданную передачу автомобиля (рис.128, е). Передаточное отношение UК5 = 1,0.

При включении передачи заднего хода шестерня-каретка 11, передвигаясь по шлицам вправо (рис.

128, ж), входит в зацепление с меньшей шестерней 12 блока шестерен заднего хода, большая шестерня которого уже находится в зацеплении с шестерней 17 промежуточного вала.

Крутящий момент будет передаваться от первичного вала через шестерни 4 и 1, 17 и 12’, 12’’ и 11 на вторичный вал, изменив при этом направления вращения. Передаточное отношение UКЗХ = 7,09.

***
Проверьте свои знания и ответьте на контрольные вопросы по теме «Коробка передач. Раздаточная коробка»

вал, включение, зацепление, коробка передач автомобиля ЗИЛ-130, синхронизатор, шестерня

Источник: http://avtomobil-1.ru/korobka-peredach-avtomobilya-zil-130.html

Грузовые автомобили газ, зил, камаз, урал, маз, краз

Конструкция коробки передач ЗИЛ-130 показана на рис.2. Она имеет ведущий вал 1, установленный на подшипнике 2, который фиксируется в осевом направлении стопорным кольцом 3. Заодно с валом изготовлено зубчатое колесо 4, которое входит в постоянное зацепление с колесом 34, укрепленном на промежуточном валу 33. На нем, также неподвижно, расположены зубчатые колеса 25, 26, 28, 29 и 31.

Промежуточный вал КПП ЗИЛ-130 установлен в подшипниках качения 22 и 35. Ведомый вал 24 вращается в подшипниках 17 и 37.

На нем расположены зубчатые колеса 16, 14, 8 и 7, соответственно первой, второй, третьей и четвертой передачи.

Колесо 16 установлено на шлицах вала, что обеспечивает его осевое перемещение не только для включения первой передачи, но и для передачи заднего хода.

Остальные зубчатые колеса коробки передач ЗИЛ-130 размещены в подшипниках скольжения и находятся в постоянном зацеплении с колесами промежуточного вала.

Кроме зубчатых колес на ведомом валу посредством шлицевых соединений размещены две зубчатые сцепные муфты с синхронизаторами 5 и 13.

Муфта с синхронизатором 5 служит для включения четвертой и пятой передачи, а муфта с синхронизатором 13 – второй и третьей передачи.

Для передачи заднего хода в КПП ЗИЛ-130 включается блок зубчатых колес 41 через зубчатые колеса 28 и 16.

Зубчатые передачи и подшипники смазываются разбрызгиванием масла, которое заливается в коробку передач до некоторого контролируемого уровня. Выравнивание (синхронизация) угловых скоростей соединяемых деталей коробки передач необходимо при переключении зубчатых зацеплений с целью изменения скорости автомобиля.

Переключение силового потока в коробке передач ЗИЛ-130 с одного зубчатого зацепления на другое при высокой разности их угловых скоростей сопровождается ударными нагрузками, шумом и приводит к быстрому выходу из строя зубчатых колес.

Поэтому, для наиболее часто используемых передач, применяют синхронизаторы фрикционного типа, которые выравнивают угловые скорости соединяемых деталей за счет трения на их конических поверхностях. Момент трения на этих поверхностях уравновешивает соответствующий момент инерции вращающихся масс в течение заданного времени (менее 1 с) при отключенном двигателе.

Конструкция для проверки синхронизатора КПП ЗИЛ-130 состоит из передвижной муфты 1 с диском, на который воздействует вилка переключения передач, и двух наружных зубчатых венцов 6. Муфта 1 из нейтрального положения (рис.

3, б) перемещается влево или вправо на шлицах ведомого вала коробки передач и тогда венцы 6 входят, после синхронизации скоростей, в зацепление с внутренними зубчатыми венцами соответствующих колес, например, на рис.3, в, г показано перемещение муфты влево и вхождение в зацепление венца 6 с внутренним зубчатым венцом 8 на колесе 7.

Предварительная синхронизация скоростей для муфты 1 и колеса 7 обеспечивается прижатием конусного кольца 2 к конусу колеса 7.

Надежность работы синхронизатора КПП ЗИЛ-130 обеспечивают шесть пальцев, которые соединяют конусные кольца 2 и диск муфты 1.

Три из них – блокирующие пальцы 3, которые жестко связывают конусные кольца 2, а три остальные – фиксирующие 5, которые упруго связывают муфту 1 и конусные кольца 2 посредством пружин 4.

Упругое смещение муфты 1 и конусных колец 2 ограничивает величина кольцевого зазора между конусными поверхностями диска муфты и блокирующего пальца.

Возвращение в исходное положение конусных колец 2 относительно муфты 1 в тангенциальном направлении осуществляется фиксирующими пальцами 5 (после выключения передачи). Они же осуществляют осевую фиксацию муфты в нейтральном положении. Механизм переключения передач ЗИЛ-130 (рис.

2) расположен в крышке коробки. Переключение осуществляется от руки водителя посредством качающегося рычага 51, который установлен в сферическом гнезде крышки.

Рис.2. Пятиступенчатая коробка передач ЗИЛ-130

1 – ведущий вал; 2, 17, 22, 35, 37, 39 – подшипники; 3, 21, 23, 36 – стопорные кольца; 4 и 34 – зубчатые колеса постоянного зацепления ведущего и промежуточного валов; 5 – синхронизатор четвертой и пятой передач; 6 – втулка зубчатого колеса четвертой передачи; 7 и 31 – зубчатые колеса четвертой передачи; 8 и 29 – зубчатые колеса третьей передачи; 9 – шарик фиксатора; 10 – пружина фиксатора; 11 – штифт замка стержней переключения передач; 12 – шарик замка; 13 – синхронизатор второй и третьей передачи; 14 и 26 – зубчатые колеса второй передачи; 15 – вилка переключения первой передачи и передачи заднего хода; 16 – зубчатое колесо первой передачи и передачи заднего хода; 18 – кронштейн стояночного тормозного механизма; 19 – фланец карданного шарнира; 20 и 38 – манжеты; 24 – ведомый вал КПП ЗИЛ-130; 25 – ведущее зубчатое колесо первой передачи; 27, 30 и 32 – стопорные шайбы; 28 – зубчатое колесо передачи заднего хода промежуточного вала; 33 – промежуточный вал КПП ЗИЛ-130; 40 – распорная втулка; 41 – блок зубчатых колес передачи заднего хода; 42 – установочная втулка; 43 – пробка контрольно-заливочного отверстия; 44 – крышка люка отбора мощности; 45 – зубчатое колесо привода передач; 55 спидометра; 46 – сливная пробка с магнитом; 47 – сапун; 48 – предохранитель включения первой передачи и передачи заднего хода; 49 – ось промежуточного рычага; 50 – фиксатор; 51 – рычаг переключения передач; 52 – промежуточный рычаг; 53 – ползун переключения первой передачи и передачи заднего хода

Читайте также:  Электросхема автомобиля lada kalina: поиск поломок и замена электрооборудования

Рис.3. Конструкция синхронизатора КПП ЗИЛ-130

1 – муфта; 2 – конусное кольцо; 3 – блокирующий палец; 4 – пружина; 5 – фиксирующий палец; 6 – зубчатый венец муфты; 7 – зубчатое колесо; 8 – внутренний зубчатый венец зубчатого колеса Нижний конец рычага 51 входит в паз одной из вилок, закрепленных на ползунах. Под действием рычага та или другая вилка перемещает муфту с синхронизатором, включая нужную передачу. Для уменьшения хода рычага, при включении первой передачи и передачи заднего хода, предусмотрен промежуточный рычаг 52, который установлен на оси 49. Тем самым достигается примерно одинаковый ход рукоятки рычага для переключения всех передач КПП ЗИЛ-130. Фиксация ползунов в нейтральном и рабочих положениях осуществляется с помощью шариков 9 и пружин 10, которые размещены в приливах крышки.

Шарики 9 входят в фиксирующие углубления на ползунах, обеспечивая с одной стороны отсутствие самовключения и самовыключения передачи и с другой стороны – возможность переключения передач с небольшим усилием руки водителя.

При включении первой передачи или передачи заднего хода в КПП ЗИЛ-130 необходимо предварительно сжать рычагом 51 до упора пружину предохранителя 48.

После этого рычаг переводится в положение, которое позволяет переместить вилку 15 и ползун 53.

Для предотвращения одновременного включения двух передач предусмотрено замыкающее (блокирующее) устройство, состоящее из штифта 11 и двух пар шариков 12.

При перемещении одного из ползунов, два других оказываются запертыми в нейтральном положении с помощью шариков и штифта. Запирание осуществляется за счет подбора длины штифта 11 и диаметра шариков 12 в соответствии с расстояниями между ползунами, которые имеют стопорящие углубления в горизонтальной плоскости.

Техническое обслуживание коробки передач ЗИЛ-130 заключается в периодической проверке крепления ее к картеру сцепления и поддержания нормального уровня масла (до заливной пробки).

При смене масла, при сборке коробки передач нельзя допускать попадания в нее грязи, песка.

Это может вызвать заедание колес на вторичном валу, повышенный износ синхронизаторов и подшипников. Необходимо периодически очищать магнит сливной пробки и промывать сапун на крышке коробки передач или продувать вентиляционную трубку.

В случае засорения сапуна или трубки повышается давление в коробке передач, что может привести к течи масла через уплотнительные манжеты.

При разборке коробки передач ЗИЛ-130 нужно проверять надежность стопорения и затяжку гаек крепления подшипников.

Момент затяжки должен быть не менее 250 Нм. Стопорятся гайки вдавливанием их края в паз вала. Вдавливание производят оправкой, которая может быть изготовлена из зубила с затуплением его острого конца для предотвращения разрыва края гайки.

Отворачивать гайку следует ключом с длинным плечом без предварительного выправления вдавленного края. Для снятия рычага переключения передач с крышки коробки необходимо вывернуть корпус предохранителя на восемь—десять оборотов, чтобы его сухарь вышел из отверстия в промежуточном рычаге.

В крышке коробки передач необходимо проверять затяжку болтов крепления вилок и головок на стержнях и надежность стопорения их проволокой. Момент затяжки болтов должен составлять 13 … 20 Нм.

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

Источник: http://spezz.ru/zil_130_korobka_peredach.html

Кпп зил

   На многие годы, начиная с 1961-го, для автомобилей завода им. Лихачева штатной стала Кпп зил 130-ой модели. Достаточно распространенными были и 157К, и 131, но это, по сути, просто модификации КП-130…

   Коробка пятиступенчатая, трехходовая. На всех передачах кроме первой и заднего хода шестерни находятся в постоянном зацеплении. 2, 3, 4, и 5-я передачи оснащены инерционными синхронизаторами.

В месте с основными трансмиссионными элементами в коробке установлен тормоз барабанного типа (без такого тормоза, это как раз КПП 131 и -157К).

На 131-ой также присутствует дополнительный резиновый чехол для уплотнения места входа рычага в картер, а из внутренней полости герметичного картера выведена вентиляционная трубка – коробка предназначалась для машин, которым часто приходится преодолевать броды.

   Кроме этого коробки трехосных модификаций отличаются отсутствием привода спидометра, на них его помещали в раздаточную коробку. При этом сами Кпп зил 130 тоже различались шестернями привода спидометра. Здесь все зависело от конкретики установленного моста и передаточного числа главной пары.

В 1965 году в коробке появился усовершенствованный механизм переключения, с предохранителем включения первой и задней передач и функцией блокировки рычага на нейтральной передаче. С 1967 года конструкция базовой модели была еще немного изменена.

Вместо игольчатого подшипника ведомого вала стали использовать подшипник с сепаратором, для чего изменили шейку ведомого вала, гнездо подшипника на ведущем валу и убрали стопорное кольцо.

  Несмотря на достаточно большую массу эту Кпп зил завод и потребитель ценили за простоту, надежность и ремонтопригодность.

Она использовалась на многих дальнейших модификациях ЗИЛов, например, на «Бычках» стоит практически такой же по конструкции узел, но с немного другими габаритами отдельных деталей.

Также эту коробку поставляли для грузовиков других отечественных марок, например для ряда машин Миасского и Горьковского (Урал и ГАЗ) заводов.

Консультация по техническим вопросам , приобретению запчастей      8-916-161-01-97      Сергей Николаевич

   Торговый дом «СпецМаш» специализируется на производстве (и продаже) комплектующих для тяжелой техники, так что если у вас какие-то проблемы с Кпп зил, то открывайте наш каталог и находите нужное. Все запчасти сертифицированы, купить их можно, как оптом, так и в розницу. Если вы не в Москве (области), ничего страшного – организуем пересылку в любой российский регион.

1 130-1701030-Б Вал коробки передач первичный

2 306516-П Подшипник

3 307767-П Кольцо стопорное

3 307767-П Кольцо стопорное

4 308186-П Кольцо стопорное

5 307742-П Кольцо стопорное

5 809827-П Манжета в сборе

6 130-1701040-Б Крышка подшипника первичного вала

7 306621-П Подшипник

8 201499-П8 Болт

8 201499-П8 Болт

9 252136-П2 Шайба пружинная

9 252136-П2 Шайба пружинная

9 252136-П2 Шайба пружинная

9 252136-П2 Шайба пружинная

9 252136-П2 Шайба пружинная

9 252136-П2 Шайба пружинная

10 130-1701082 Блок шестерен заднего хода

11 120-1701180 Подшипник роликовый блока шестерен

11 120-1701180 Подшипник роликовый блока шестерен

12 130-1701086-А Пружина

13 306026-П Заглушка

14 308173-П Кольцо упорное

15 306893-П Подшипник роликовый

16 307751-П Кольцо стопорное

17 130-1701056 Шестерня постоянного зацепления промежуточного вала

18 130-1701050-А Втулка

19 130-1701185 Шестерня четвертой передачи промежуточного вала

20 130-1701051 Шестерня третьей передачи промежуточного вала

21 130-1701054 Шестерня заднего хода промежуточного вала

22 130-1701049 Шестерня второй передачи промежуточного вала

23 304918-П Шпонка сегментная

24 130-1701151-А Синхронизатор четвертой и пятой передач в сборе

25 130-1701199 Кольцо стопорное шестерни 3-й и 4-й передач вторичного вала

26 130-1701187 Шайба упорная

27 130-1701181 Шестерня четвертой передачи вторичного вала

28 130-1701182 Втулка шестерни четвертой передачи вторичного вала в сборе

29 130-1701130 Шайба упорная шестерни третьей передачи

30 130-1701131 Шестерня третьей передачи вторичного вала

31 130-1701150-А Синхронизатор второй и третьей передач в сборе

32 307771-П Кольцо стопорное шестерни второй передачи

33 130-1701128 Шайба опорная шестерни второй передачи вторичного вала

34 130-1701127 Шестерня второй передачи вторичного вала

35 130-1701112 Шестерня первой передачи и заднего хода вторичного вала

36 130-1701105-Б2 Вал коробки передач вторичный

37 130-3802088 Штуцер ведомой шестерни привода спидометра

38 130-3802031 Стопор штуцера

39 252135-П2 Шайба пружинная

40 201456-П8 Болт

41 306551-П Подшипник шариковый

42 130-1701145 Крышка заднего подшипника вторичного вала

43 201501-П8 Болт

44 309825-П Манжета крышки заднего подшипника

45 130-1701147-10 Фланец с отражателем в сборе

46 305745-П Шайба

47 130-1701259 Гайка крепления фланца вторичного вала

48 200321-П8 Болт длинный

49 130М-3802034-А1 Колесо зубчатое

50 130М-3802033 Червяк привода спидометра

51 130-1701048-Б Вал коробки передач промежуточный

52 306515-П Подшипник шариковый

54 130-1701075 Прокладка задней крышки промежуточного вала

55 130-1701061 Гайка заднего подшипника промежуточного вала упорная

56 130-1701074 Крышка заднего шарикоподшипника промежуточного вала

57 130-1701092 Ось блока шестерен заднего хода

58 150Б-1701098 Стопор

59 201499-П8 Болт

59 201499-П8 Болт

60 305070-П Пробка коническая

61 130-1701015-Б2 Картер коробки передач

62 130-1701146 Прокладка крышки заднего подшипника вторичного вала

63 305040-П Пробка коническая магнитная в сборе

64 130-1701021 Прокладка крышки люка коробки передач

65 130-1701020 Крышка люка картера

66 130-1701042 Прокладка крышки подшипника первичного вала коробки передач

67 306647-П Подшипник роликовый

1 130-1702060 Стержень переключения первой передачи и заднего хода

2 258254-П Шплинт-проволока

3 130-1702030 Вилка включения четвертой-пятой передач в сборе

4 130-1702074-Б Стержень переключения четвертой и пятой передач

5 130-1702064-Б Стержень переключения второй и третьей передач

6 130-1702028 Пилка включении второй -третьей передач в сборе

7 260310-П Заглушка

8 130-1702014 Прокладка крышки коробки передач

9 130-17021115-Б Крышка

10 252136-П2 Шайба пружинная

10 252136-П2 Шайба пружинная

10 252136-П2 Шайба пружинная

10 252136-П2 Шайба пружинная

11 201497-П8 Болт

12 130-1702225 Втулка установочная

13 130-1702223 Прокладка картера рычага переключения передач

14 130-1702130 Пружина рычага переключения передач

15 130-1702125 Опора рычага переключения передач

16 130-1702120-А Рычаг переключения передач

17 130-1702221-А Картер рычага переключения передач

18 130-1702017 Стопор рычага переключения передач

19 130-1702155-А Чехол рычага переключения передач

20 250513-П8 Гайка

21 130-1702159 Рукоятка рычага переключения передач в сборе

22 201501-П8 Болт

23 130-1702162-Б Рычаг промежуточный переключения первой передачи и заднего хода

23 130-1702165-Б Рычаг промежуточный переключения первой передачи и заднего хода

24 130-1702169 Ось промежуточного рычага первой передачи и заднего хода

25 250512-П8 Гайка

26 130-1702173 Сухарь промежуточного рычага

27 130-1702175 Кольцо замочное сухаря

28 307913-П Сапун в сборе

29 130-1702171-А Болт крышки установочный

30 260303-П Заглушка

31 130-1702057-Б Корпус предохранителя

32 130-1702056-Б Сухарь предохранителя

33 130-1702061-Б Пробка корпуса предохранителя

34 130-1702058-Б Пружина предохранителя

35 120-1702106 Пружина фиксатора стержня переключения передач

36 306203-П Шарик

37 130-1702024 Вилка включения первой передачи и заднего хода

38 305453-П Штифт

39 306205-П Шарик

40 258260-П Шплинт-проволока

41 120-1702040 Болт стопорный вилок и головок коробки передач

42 130-1702053 Головка стержня переключения первой передачи и заднего хода

Источник: http://www.kspecmash.ru/kpp-zil.php

Коробка передач ЗИЛ 130

Содержание

Введение……………………………………………………….. стр.………

1. Технологическая часть………………………………………… стр……….

1.1.Назначение, устройство и работа коробки передач….……….стр.……….

1.2. Неисправности, ремонт и Т.О. коробки передач……………. стр………

1.3. Технологическая карта разборки коробки передач…………. стр.………

1.4.Новинки техники…………………………………………….…стр……….

2. Охрана труда при ремонте и Т.О. автомобиля…………….. стр.………

Заключение………………………………………………………… стр.………

Литература…………………………………………………………. стр.………

Введение

Автомобиль самое распространенное в современном мире механическое транспортное средство.

Коробка передач механизм, преобразующий крутящий момент, передающийся от двигателя через сцепление, по величине и направлению. Дает возможность автомобилю двигаться вперед или назад, а также позволяет отключать двигатель от ведущих мостов на длительное время.

На большинстве легковых и грузовых автомобилей устанавливают механические ступенчатые коробки передач с зубчатыми шестернями.

КПП используемые на автомобилях-тягачах, работающих с прицепным составом имеют четырех-, пяти- и шестиступенчатую трехвальную схему конструкции расположенную в общем картере с которой размещен повышающий редуктор (делитель) или понижающий редуктор (демультипликатор), а иногда и оба вместе.

В большинстве случаев переключение ступенчатых коробок передач осуществляет водитель. В последнее время появляются конструкции ступенчатых коробок передач с автоматизированным переключением на базе микропроцессорной техники.

Бесступенчатые передачи фрикционного типа (вариаторы с гибкой связью) получили некоторое распространение на автомобилях малого класса, например Фиат Уно.

Наиболее широкое применение из всех типов бесступенчатых передач получили гидродинамические коробки передач (гидротрансформаторы), которые применяются в сочетании с автоматической управляемой ступенчатой коробкой гидромеханической передачи. На отечественных автомобилях гидромеханические передачи устанавливаются на легковых автомобилях высшего класса ГАЗ-14, ЗИЛ-4104, автобусах ЛиАЗ-677, автомобилях-самосвалах БелАЗ-548А и некоторых специальных автомобилях.

Электромеханические передачи применяются в основном на автомобилях большой грузоподъемности, в частности на всех автомобилях БелАЗ грузоподъемностью 75 тонн и выше.

В настоящее время происходит интенсивное совершенствование конструкций транспортных средств, повышение их надежности и производительности, снижение эксплуатационных затрат, повышение всех видов безопасности. Осуществляется более частое обновление выпускаемых моделей, придание им более высоких потребительских качеств, отвечающих современным требованиям.

Своевременно проведенный Т.О. и ремонт продлевает срок службы агрегата и автомобиля в целом.

Читайте также:  Признаки необходимости замены амортизаторов и исправности устройства

1. Технологическая часть

1.1. Назначение, устройство и работа коробки передач.

Назначение коробки передач.

Коробка передач служит для изменения крутящего момента по величине и направлению и длительного отсоединения двигателя от трансмиссии.

Необходимость изменения крутящего момента возникает в связи с изменением условий движения. При трогании с места или при движении на подъем к ведущим колесам, должен быть подведен большой крутящий момент, чем при равномерном движении по горизонтальному участку дороги.

Изменение крутящего момента достигается при помощи зацепления пар шестерен различным числом зубьев. Отношения числа зубьев ведомой шестерни к числу зубьев ведущей шестерни, называется передаточным числом пары шестерен.

Если в передаче участвовали несколько пар шестерен, то передаточное число такой передачи определяется как произведение передаточных чисел каждой пары шестерен.

Для получения заднего хода, между ведущей и ведомой шестернями вводится промежуточная, изменяющая направление вращения ведомой шестерни. Разъединение двух участвующих в передаче шестерен ведет к выключению передачи и отсоединению двигателя от трансмиссии.

Устройство коробки передач

Устройство коробки передач автомобиля ЗИЛ-130. Коробка передач с синхронизатором на третьей-четвертой передачах. Передаточные числа: на первой передаче 6,55; на второй 3,09; на третьей 1,71; на четвертой 1,0; на передаче заднего хода 7,77. Коробка передач крепится к картеру сцепления шпильками.

Основные части коробки: картер с крышкой, первичный вал с шестерней и подшипниками промежуточный вал с шестернями и подшипниками, вторичный вал с шестернями и подшипниками, муфта включения третьей и четвертой передач, блок шестерен заднего хода с осью, механизм переключения передач.

Чугунный картер сверху закрывается крышкой, а в боковых стенках имеет люки подсоединения коробки отбора мощности, при ее отсутствии люки закрываются крышками. На левой стенке картера имеется пробка контрольно-заливного отверстия, а внизу пробка для слива масла. На дне картера установлен грязеуловитель, а в крышке заднего подшипника вторичного вала сапун. Первичный вал изготов�

Источник: https://www.studsell.com/view/68236

Коробка передач автомобиля ЗИЛ-131

Коробка передач механическая, трехходовая, имеет пять передач для движения вперед и одну — для движения назад. Пятая передача прямая. Коробка передач снабжена двумя синхронизаторами инерционного типа для включения второй и третьей, четвертой 11 пятой передач.

Передаточные числа:

  • Первая передача – 7,44
  • Вторая передача – 4,10
  • Третья передача – 2,29
  • Четвертая передача – 1,47
  • Пятая передача – 1,00
  • Задний ход – 7,09

Коробка прикреплена к картеру сцепления на четырех шпильках, ввернутых в тело картера сцепления.

Центрирование коробки осуществляется по фланцу крышки 4 заднего подшипника первичного вала. –

Первичный вал 1 установлен на двух шарикоподшипниках.

Передний подшипник 53 установлен в расточке фланца коленчатого вала, задний 2 — в передней стенке картера коробки передач.

Задний подшипник имеет защитную шайбу и от осевых перемещений закреплен стопорным кольцом 3, установленным в канавке его наружного кольца.

Передний конец вторичного вала 34 опирается на роликовый подшипник 51.

Задний конец вторичного вала опирается на шарикоподшипник 22, закрепленный стопорным кольцом 29 в стенке картера.

Промежуточный вал 44 установлен на двух подшипниках. Передний подшипник 46 роликовый, без внутреннего кольца; ролики катятся непосредственно по шейке вала.

Стопорное кольцо 48 ограничивает возможность перемещения наружного кольца подшипника.

Отверстие под подшипник в картере закрывается заглушкой 47, которую устанавливают на краске; при установке коробки на картер сцепления это место дополнительно уплотняется резиновым кольцом 49.

Задний подшипник 31 шариковый, с защитной шайбой и с полным заполнением шариками для увеличения срока его службы; подшипник закреплен стопорным кольцом 32.

Блок 57 шестерен заднего хода вращается на двух роликоподшипниках 54, установленных на неподвижной оси 56.

Подшипники коробки передач регулировки не требуют. Шестерня первичного вала1 и шестерня 45 привода промежуточного вала, шестерни четвертой 7 и 41, третьей 8 и 39 и второй 18 и 35 передач имеют косые зубья и находятся в постоянном зацеплении между собой, остальные шестерни имеют прямые зубья.

Шестерни четвертой 7, третьей 8 и второй 18 передач вторичного вала свободно вращаются на соответствующих шейках вторичного вала. При этом соприкасающиеся поверхности шестерен второй и третьей передач и вала, а также шестерни четвертой передачи и втулки 6 работают сталь по стали. Втулка 6 стопорится от проворачивания на валу штифтом.

Для предотвращения заедания и обеспечения надежной смазки при работе деталей сталь по стали шейки вала и внешняя поверхность втулки имеют специальную форму в виде чередующихся выступов и впадин; поверхность этих деталей фосфатирована, а фосфатный слой пропитан специальным составом, предотвращающим заедание в период приработки.

При такой установке шестерен на вторичном валу необходимо строго соблюдать соответствие применяемого масла требованиям карты смазки.

Применение других масел или загрязненное масло может вызвать заедание шестерен на шейках вторичного вала и втулке.

Шестерни на шейках вала закреплены в осевом направлении замочными кольцами 37 и 43. Опорные шайбы 36 и 42 шестерен четвертой и второй передач имеют шлицевые соединения с валом.

Для безударного включения второй и третьей, четвертой и пятой передач в коробке передач установлены два синхронизатора инерционного типа; шестерни имеют конусы для работы с синхронизаторами.

Наличие синхронизаторов облегчает переключение передач и увеличивает срок службы коробки передач.

В правой стенке картера имеется резьбовая пробка 59 контрольно-наливного отверстия, через которое производится заправка коробки передач маслом при отсутствии коробки отбора мощности.

При наличии коробки отбора мощности масло заливается через пробку в коробке отбора мощности. В обоих случаях масло заливается до уровня контрольно-заливного отверстия в коробке передач.

В левой стенке картера внизу имеется спускное отверстие, закрываемое резьбовой пробкой 60, которая снабжена магнитом, притягивающим мелкие частицы металла из масла.

В картере с обеих сторон сделаны два люка с фланцами для крепления коробок отбора мощности.

По особому требованию на автомобиле может быть установлена тяговая лебедка. В этом случае для ее привода на правом люке коробки передач устанавливают коробку отбора мощности.

Отбор мощности производится от переднего венца блока шестерен 57 заднего хода.

Механизм переключения передач размещен в крышке 11 коробки передач. Верхняя часть крышки 64 с рычагом 68 переключения передач, промежуточным рычагом 69 включения первой передачи и заднего хода съемная, устанавливается по втулкам 12.

Дополнительное усилие, которое требуется для включения синхронизированных передач, обеспечивается соотношением плеч рычага переключения передач.

Наличие промежуточного рычага 69 уменьшает ход рычага переключения передач при включении первой передачи и заднего хода, вследствие чего ход рычага для включения всех передач одинаков.

Промежуточный рычаг 69 блокируется в нейтральном положении пальцем предохранители 62, размещенного в стенке крышки 64 коробки передач.

Чтобы включить первую передачу или задний ход, необходимо рычагом 68 через палец промежуточного рычага и палец предохранители сжать пружину предохранители до упора, затем перевести рычаг 68 в положение, соответствующее положению рычага при включении первой передачи или заднего хода. Чтобы снять верхнюю часть крышки 64 коробки передач, необходимо сначала вывернуть корпус предохранители 62 на 8—9 оборотов.

Стержни 71, 72 и 73 переключения передач удерживаются в требуемом положении фиксаторами, состоящими

из шарика 14 и пружины 13; на стержнях имеются канавки под шарик.

Для предохранения от случайного включения одновременно двух передач имеется замочное устройство, состоящее из штифта 15 и двух пар шариков 16; при перемещении какого либо стержня два других запираются шариками, которые входят в соответствующие канавки на стержнях.

Работа синхронизаторов

Конусные кольца 3 синхронизатора жестко связаны между собой с помощью трех пальцев 1, концы которых развальцованы.

Эти пальцы в средней части имеют конические поверхности, являющиеся блокирующими. Отверстия в диске каретки 2, через которые проходят блокирующие пальцы, также имеют блокирующие поверхности в виде фасок с двух сторон отверстия.

Конусные кольца 3 не имеют жесткой связи с кареткой 2 и могут быть смещены относительно нее; они связаны с кареткой через три фиксирующих пальца 7, внутри которых размещены пружины 6 и по два шарика 5.

В кольца 3 запрессованы опоры 4 для шариков фиксатора.

При передвижении каретки, например, вилкой 10 (см. рис. 2) конусное кольцо 3, двигаясь вместе с кареткой, подводится к конусу 8 шестерни.

Вследствие разности чисел оборотов каретки, связанной с вторичным валом, и шестерни, связанной через промежуточный вал с первичным валом, происходит сдвиг конусного кольца 3 относительно каретки 2 до соприкосновения блокирующих поверхностей пальцев 1 с блокирующими поверхностями каретки 2, препятствующими дальнейшему продвижению каретки.

Как только числа оборотов каретки и шестерни станут равными (произойдет синхронизация), блокирующие поверхности не будут препятствовать продвижению каретки и передача включится без шума и удара.

Для нормальной работы синхронизаторов и предупреждения преждевременного износа колец необходимо правильно и своевременно регулировать свободный ход педали сцепления.

Если сцепление ведет, переключение передач становится затруднительным. В случае включения синхронизированных передач с шумом следует немедленно выяснить причину неисправности и устранить ее во избежание преждевременного выхода из строя синхронизаторов.

Для предотвращения вытекания масла из коробки передач место выхода вторичного вала уплотнено самоподжимным резиновым сальником 28 (рис. 1), дополнительно защищенным отражателем, а на первичном валу имеется маслоотгонная канавка (шнек).

Для того чтобы вода не попадала в коробку передач при преодолении бродов, место входа в коробку рычага переключения уплотнено резиновым чехлом со стяжными хомутами, а поверхность стыка картера коробки передач с картером сцепления, а также крышка коробки, крышки люков и крышки подшипников уплотнены специальной уплотняющей пастой.

Для предотвращения повышения давления в коробке передач или появления в ней разрежения при колебаниях температуры внутренняя полость коробки сообщается с атмосферой через вентиляционную трубку 21, установленную на задней стенке кабины.

Уход за коробкой передач.

При уходе за коробкой передач необходимо проверять крепление коробки к картеру сцепления, а также крепление коробки отбора мощности (при ее наличии), поддерживать нормальный уровень масла в коробке передач и своевременно менять его согласно карте смазки.

Масло применять только того сорта, который указан в карте смазки.

При смене масла необходимо очищать магнит сливной пробки и промывать вентиляционную трубку, засорение которой может вызвать повышение давления в картере коробки передач, что приводит к течи масла.

При разборке коробки нужно проверять надежность стопорения и затяжку гаек 27, 30 и 52 (см. рис. 1); момент затяжки должен быть не менее 25 кГм.

Стопорение указанных гаек осуществляется вдавливанием утоненного края гайки в паз вала.

Вдавливание края гайки в паз вала должно производиться бородком с закругленным концом для предотвращения разрыва края гайки.

Отвертывать гайки нужно ключом с длинным плечом без предварительного выправления вдавленного края гайки.

Источник: http://autoruk.ru/marka-avto1/zil-131/transmissiya/korobka-peredach-zil-131

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector