Рулеове управление, устройство, неисправности, ремонт

Рулевое управление – сложный и сбалансированный комплекс взаимосвязанных агрегатов и элементов. Если в рулевом управлении автомобиля что-то вышло из строя или работает некорректно, водителю сложнее управлять транспортными средством и растет риск попасть в ДТП.

Нас обеспокоил тот факт, что в Украине неисправности рулевого управления ежегодно становятся причиной 7% дорожно-транспортных происшествий. Корень зла – в незнании водителями признаков, которые сигнализируют о поломках в рулевом управлении.

Чтобы исправить ситуацию и обезопасить вас от неожиданных проблем в дороге, в данной статье мы расскажем:

  • как понять, что рулевое управление автомобиля неисправно;
  • как по признакам определить тип неисправности и найти сломанный агрегат или деталь;
  • что нужно делать, если рулевое управление автомобиля работает некорректно.

Классификация поломок по характерным признакам

  1. Полностью пропало усилие на руле:
  • износилась роторная пара насоса ГУР – заменить роторную пару или агрегат;
  • в бачке низкий уровень жидкости – проверить гидравлическую систему на течь, заменить изношенные элементы, долить жидкость в бачок до оптимального уровня (между отметками MIN и MAX);
  • кольцевая выработка корпуса распределителя – расточить и загильзовать корпус распределителя;
  • износилась катушка золотникового механизма – заменить катушку или золотниковый механизм.

Рулеове управление, устройство, неисправности, ремонт

Оптимальный уровень жидкости в бачке ГУР

  1. Пропадает усилие, когда руль находится в центральном положении.

Признак сигнализирует о гидроударе в силовом цилиндре рейки. Гидроудар – процесс, во время которого от езды по пересеченной местности и ухабистой дороге поршень штока рейки бьет по корпусу цилиндра и образует кольцевую выбоину на внутренней стенке корпуса.

Каталог рулевых реек

Перейти

Решение – заменить корпус рейки или агрегат.

  1. Колеса с запозданием реагируют на повороты руля:
  • выработались центральные зубья штока рейки или износился червячный вал распределителя – заменить изношенный шток/”червяк” или рейку в сборе;
  • нарушилось положение передающего механизма рулевой рейки (шток-”червяк”), некорректная регулировка передающего механизма – отрегулировать положение элементов передающего механизма;
  • износилась крестовина рулевого вала колонки – заменить крестовину или рулевой вал в сборе.

Рулеове управление, устройство, неисправности, ремонт

Износ червячного вала и штока рейки

  1. Руль “закусывает” и стопорит, водитель слышит скрип при повороте в одну из сторон:
  • деформировался (изогнулся после ДТП) шток рейки – заменить шток или рейку;
  • износился редукционный клапан насоса ГУР, задиры в посадочном месте клапана – заменить клапан или насос в сборе;
  • поршень бокового поджима перетянут и слишком сильно прижимает шток к червячному валу распределителя – отрегулировать положение элементов.
  1. Пропадает усилие на руле при повороте в одну из сторон.

Признак сигнализирует о кольцевой выработке в корпусе золотникового механизма. Проблема появляется в рейках в результате естественного износа корпуса распределителя. Решение – расточить и загильзовать корпус распределителя.

Рулеове управление, устройство, неисправности, ремонт

Загильзованный корпус распределителя

  1. Руль не возвращается в нейтральное положение или возвращается с опозданием.

Проблема появляется, когда передающий механизм отрегулирован неправильно, а точнее – перетянут и элементы передающего механизма рейки слишком сильно прижаты друг к другу. Чтобы решить проблему, нужно ослабить поршень бокового поджима, а затем отрегулировать положение штока и “червяка” золотникового механизма.

  1. Руль самопроизвольно поворачивается и болтается из стороны в сторону:
  • если рулевое управление с гидроусилителем, то значит вышел из строя торсион золотникового механизма – заменить торсион или золотниковый механизм;
  • если рулевое управление с электроусилителем, то проблема с датчиками ЭУР – откалибровать или заменить датчики электроусилителя;
  1. Руль тяжелеет при быстром вращении:
  • в систему попал воздух – проверить целостность уплотнений и соединений, сальников и уплотнительных элементов, заменить непригодные элементы;
  • насос не создает нужное давление – если проблема в рабочей паре, заменить ротор и статор, а если неисправность затронула весь насос, то заменить агрегат в сборе;
  • приводной ремень плохо натянут – отрегулировать натяжение ремня и положение приводных роликов (шкивов).

Рулеове управление, устройство, неисправности, ремонт

Износ лопастей ротора – причина, из-за которой насос не создает нужное давление

  1. Водитель слышит посторонний шум, визг, свист, гул:
  • в систему попал воздух – проверить целостность уплотнений и соединений, сальников и уплотнительных элементов, заменить непригодные элементы;
  • износилась роторная пара или опорный подшипник насоса ГУР – заменить изношенные элементы или узел в сборе;
  • засорился фильтр бачка ГУР – заменить бачок;
  • деформировались шланги – заменить непригодные элементы;
  • насос не создает нужное давление – если проблема в рабочей паре, заменить ротор и статор, а если неисправность затронула весь насос, то заменить агрегат в сборе;
  • приводной ремень слабо натянут или износился – отрегулировать или заменить ремень;
  • в бачке ГУР снизился уровень жидкости – проверить рулевое управление на течь, заменить изношенные элементы, долить жидкость в бачок до оптимального уровня (между отметками MIN и MAX).
  1. Уровень жидкости в бачке ГУР постоянно уменьшается:
  • износились сальники и уплотнительные элементы в рулевой рейке или насосе – заменить непригодные элементы;
  • разгерметизировалась одна из гидравлических магистралей – заменить уплотнительные элементы и элементы неисправной магистрали.
  1. Руль вибрирует во время езды по неровностям:
  • нарушилась балансировка колес – сбалансировать колеса автомобиля;
  • нарушился развал/схождения – отрегулировать развал/схождение.
  1. Руль люфтит и/или стучит.
  • износились элементы ходовой – заменить непригодные комплектующие и узлы;
  • износилась крестовина рулевого вала – заменить изношенный элемент или вал в сборе;
  • некорректная регулировка рейки – отрегулировать положение штока и червячного вала.
  1. Рулевая рейка стучит и одновременно вибрирует руль.
  • некорректная регулировка рейки – отрегулировать положение штока и червячного вала;
  • износились элементы ходовой – заменить непригодные комплектующие и узлы;
  • выработались зубья передающего механизма – заменить шток рейки и “червяк” распределителя, при серьезных повреждениях заменить рейку в сборе;
  • разболтались или износились рулевые тяги и наконечники – заменить изношенные и неисправные детали.

Рулеове управление, устройство, неисправности, ремонт

Изношенный и новый рулевые наконечники

ВАЖНО! Первое действие водителя, который обнаружил неисправность или заметил характерные признаки поломки рулевого управление, – обратиться в специализированное СТО по ремонту рулевого управления. Преимущества СТО “Мастер Сервис”:

  • профессиональные, квалифицированные и опытные специалисты узкого профиля. Каждый механик специализируется на определенном типе агрегатов и знает все о поломках конкретной группы узлов;
  • специализированное и высокоточное оборудование для диагностики и ремонта;
  • полный спектр услуг по ремонту и диагностике рулевого управления;
  • гарантия качества. Гарантийный срок любой услуги – полгода или 20 тысяч километров пробега.

Рассмотрим подробнее как ремонтируют самые распространенные неисправности в специализированных СТО “Мастер Сервис”.

Ремонт золотникового механизма (распределителя)

Если вышел из строя золотниковый механизм рейки, в первую очередь неисправный агрегат дефектуют (проверяют) на диагностическом оборудовании. Мастер находит причину неисправности, разбирает агрегат и меняет комплектующие. Элементы золотникового механизма мастер меняет по необходимости.

Если вал распределителя поржавел, но глубина коррозии незначительная, токарь шлифует элемент. Если ржавчина глубоко въелась в вал или элемент сильно износился, мастер меняет червячный вал на новый.

Если в корпусе распределителя есть кольцевой износ, токарь на координатно расточном станке растачивает внутреннюю стенку корпуса распределителя, а затем с помощью пресса запрессовывает гильзу. Процесс называют “гильзовка корпуса рейки”.

Реставрация вала рулевой рейки

Ржавчина на рулевой рейке – частая проблема украинских автомобилей, которая связана с повышенной влажностью и невнимательностью водителей. Влага и грязь попадает на шток рейки через трещины в пыльниках. В результате шток ржавеет и агрегат выходит из строя.

Перед ремонтом мастер разбирает и проверяет состояние всех элементов рейки, после чего меняет комплектующие агрегата. Если повреждения на штоке незначительные, токарь шлифует элемент на станке. При глубокой коррозии, шток меняют на новый. Если ржавчина повредила корпус рейки и другие элементы, выгоднее заменить агрегат в сборе.

Рулеове управление, устройство, неисправности, ремонт

Ржавчина на штоке рейки

Капитальный ремонт рулевой рейки

Капремонт рейки нужен, когда зубья передающего механизма износились, а между штоком и “червяком” распределителя образуется существенный люфт. В этом случае мастер:

  • разбирает агрегат с помощью специализированных инструментов;
  • меняет комплектующие;
  • меняет изношенный шток и “червяк” распределителя;
  • проверяет состояние золотникового механизма, при необходимости – меняет изношенные элементы или распределитель в сборе;
  • собирает и проверяет отремонтированный агрегат на диагностическом стенде.

Регулировка рулевой рейки

Если передающий механизм рулевой рейки люфтит, но шток и “червяк” распределителя в порядке, скорее всего причина в неправильной регулировке рейки. Мастер проверяет состояние агрегат и, если остальные элементы не повреждены, регулирует положение штока рейки с помощью поршня боковой поджимки. В конце агрегат проверяют на люфт и отсутствие течи с помощью специализированного оборудования.

Читайте также:  Обзор мягких промывок двигателя hi-gear: характеристики, виды и отзывы

Ремонт насоса ГУР

Неисправности насоса гидроусилителя отражаются на работе всего рулевого управления. Если сломался насос, агрегат снимают с автомобиля, разбирают и проверяют состояние всех элементов насоса – роторной пары, редукционного клапана, опорного подшипника, верхней и нижней маслозаборных пластин насоса, уплотнительных элементов.

Изношенные детали меняют, затем насос собирают и проверяют на гидравлическом стенде, который имитирует работу автомобиля. Если повреждения серьезные и агрегат неремонтопригодный, мастер предложит заменить насос на новый.

Рулеове управление, устройство, неисправности, ремонт

Что-то насос стучит, с чего бы это?

Большой выбор рулевых реек

Перейти в магазин

Надеемся, это руководство поможет вам вовремя заметить неисправности рулевого управления и своевременно их устранить. Со своей стороны советуем внимательно следить за состоянием рулевого управления автомобиля, регулярно проходить техобслуживание и покупать только сертифицированные запчасти и агрегаты. Безопасных и спокойных вам поездок!

Диагностика и ремонт рулевого управления

Рулеове управление, устройство, неисправности, ремонт

Ремонт рулевого управления автомобиля напрямую зависит от правильно проведенной диагностики. Профессиональное обследование машины позволит точно выявить неисправную деталь, которая привела к выходу всей системы из строя.

Чаще всего при диагностике обнаруживаются проблемы со следующими деталями:

  • рулевые рейки;
  • рулевые колонки и наконечники;
  • рулевая тяга.

Несколько реже из строя выходят усилитель руля, оснащенный электроприводом, или же гидроусилители. Однако эти детали обычно легко заменяются, в отличие от других запчастей.

О том, что в системе рулевого управления произошла поломка, свидетельствуют следующие признаки:

  • при повороте руля он движется с заеданием или же с резкими рывками;
  • во время стоянки машины при работающем двигателе и при вращении колес появляется странный гул, который доносится из капота;
  • во время движения автомобиля на большой скорости при вращении руля в большую сторону появляются щелчки. Они слышны в период вращения колеса;
  • поворот в одном направлении осуществляется в разы легче, чем в противоположную сторону (наблюдается ведение руля в одну из сторон);
  • реагирование колес транспортного средства при повороте осуществляется с опозданием. При этом возможно появление вибрации рулевого колеса;
  • в рулевой колонке при покачивании руля появляется стук. Его можно услышать при невключенном двигателе;
  • в баке гидроусилителя уровень гидравлической жидкости определяется как ниже необходимой отметки.

Это признаки наиболее распространенных поломок. Однако могут встречать и другие свидетельства выхода из строя данной системы. Поэтому необходимо внимательно следить за своей машиной и искать поломки при выявлении любых, даже самых незначительных отклонений от нормы.

Видео «Диагностика системы рулевого управления»

Из этого видео вы узнаете, как проводится диагностика системы рулевого управления автомобиля.

Как снять

Ремонт рулевого механизма всегда начинается с его снятия с машины. Для этого необходимо проделать следующие действия:

  1. Снимается кнопка сигнала и отворачивается гайка рулевого вала. После этого необходимо снять рулевое колесо.
  2. Затем отворачиваем гайку и снимаем рулевую сошку.
  3. Далее нужно отвернуть болты, удерживающие боковую крышку и вал сошки. При этом из картера следует слить смазку.
  4. Отворачиваем болты и можно убрать нижнюю крышку. Также необходимо вынуть рулевой вал из картера. Одновременно с этим снимаются подшипники и червяк.

Особенности ремонта деталей

Ремонт автомобиля при неисправности рулевого управления зависит от того, какая именно деталь вышла из строя. Рассмотрим часто встречаемые поломки более детально.

Ремонт рейки

Рулеове управление, устройство, неисправности, ремонт

Выполнять исправление поломки рейки рекомендуется в автосервисе. Дело в том, что эта деталь включает в себя много различных элементов (валы, сальники, уплотнительные кольца и т. д.), что значительно усложняет задачу, так как поломаться может любая деталь.

Но если было принято решение о самостоятельной починке, тогда рекомендуется выполнять следующие действия:

  • вначале рейка разбирается и ее детали анализируются на предмет работоспособности;
  • когда проблема была выявлена, неисправная запчасть заменяется на новую;
  • после этого выполняется обратная сборка рейки. Главное, вернуть все детали на их законное место, и чтобы ничего лишнего не осталось после сборки.

Когда рейка собрана, необходимо проверить ее работу. Для этого понадобится специальный стенд. На нем выполняется полноценная имитация работы системы рулевого управления. Если все было собрано правильно, тогда данная часть системы устанавливается обратно на автомобиль.

Рейку перед использованием необходимо отрегулировать. Здесь важно правильно выставить угол для схождения передних колес транспортного средства. Для регулировки используется компьютер.

Ремонт колонки

Рулеове управление, устройство, неисправности, ремонт

Ремонт этой части системы управления является одним из самых сложных. Здесь также в состав колонки входит огромное количество деталей. Поэтому без необходимых познаний в устройстве автомобиля человек не сможет выполнять качественный ремонт.

Опытный автомеханик разбирает колонку до составных частей и внимательно их изучает, чтобы определить точную причину поломки. Принцип действия работы здесь такой же, как и у рулевой рейки. Однако здесь стоит отметить, что не все детали можно заменить. При выявлении серьезных поломок обычно приходится заменять всю рулевую колонку.

Ремонт рулевых наконечников

Рулеове управление, устройство, неисправности, ремонт

Износ этих элементов часто имеет прямую зависимость от качества и состояния дорог, а также особенностей езды самого водителя. Проблема замены этой детали осложнена тем, что наконечники в процессе эксплуатации сильно нагреваются и прилипают к другим запчастям. Поэтому извлечь их порой бывает очень сложно. По этой причине их замена должна выполняться при помощи специальных съемников.

Как видим, очень часто ремонт системы рулевого управления представляет собой довольно сложный процесс, который требует от человека не только определенных знаний об устройстве машины, но и наличия специального оборудования и инструментов.

Сборка и регулирование механизма

Выполнять сборку и дальнейшее регулирование отремонтированного механизма системы управления автомобиля следует в чистоте и при полном порядке в гараже. При этом сама сборка должна осуществляется с учетом следующих правил:

  • все детали нужно хорошо промыть и просушить. Особое внимание следует уделить отверстиям и внутренним каналам. Здесь влага высыхает гораздо дольше, чем на внешней поверхности запчастей. Поэтому для сушки лучше использовать продувку с помощью сухого и сжатого воздуха. Запрещено протирать все элементы системы тряпками и ветошью, которая оставляет после себя ворс, нитки и т. д. Связано это с тем, что ворс и грязь могут послужить причиной следующей поломки системы;
  • все поверхности деталей, которые соприкасаются друг с другом перед сборкой, обязательно смазываются маслом марки Р или турбинное ТП-22 (по ГОСТу 9972-74);
  • замене подлежат все резиновые уплотнители. Дело в том, что это самые быстроизнашиваемые детали и их нужно заменять при любом удобном случае;
  • любые манжеты необходимо плавно запрессовывать, чтобы не появлялись перекосы;
  • все гайки и болты должны закручиваться на свои места, которые они занимали до ремонта. В противном случае существует риск появление зазоров. В будущем они могут привести к новым проблемам в работе транспортного средства;
  • после сборки части системы, которая должны свободно вращаться, проверяется правильность сочленения деталей. Также нужно проверить, насколько свободно они двигаются по отношению друг к другу.

Стоит отметить, что в процессе сборки не должны возникать трудности с соединением запчастей друг с другом. Детали должны хорошо входить в отверстия. Если нужно приложить силу, значит, элемент находится не на своем месте.

После завершения сборки ремонтируемой части системы выполняется ее регулирование на специальном оборудовании с использованием компьютера.

Это позволит оценить, насколько правильно была выполнена сборка, а также идеально выстроить детали в пространстве по отношению друг к другу.

Только так можно избежать поломок машины, которые происходят из-за непрофессионального ремонта и человеческого фактора.

Рулевая система является очень важной частью любой машины. Поэтому ее ремонт должен выполняться качественно, так как от этого напрямую зависит жизнь и здоровье водителя транспортного средства.

Рулевое управление грузового автомобиля

Рулевое управление – это важнейшая система в конструкции любого транспортного средства, представляющей совокупность узлов, необходимых для того, чтобы синхронизировать угол поворота руля и ведущих колес. 

Назначение этой системы сводится к обеспечению точности поворота и соблюдению требуемого направления движения. Рулевое управление грузового автомобиля, принцип его действия и классификация – это и многое другое станет темой нашей сегодняшней беседы. 

Система рулевого управления

Рулеове управление, устройство, неисправности, ремонт

В конструктивном плане в состав системы рулевого управления автомобиля входит несколько важнейших деталей:

  •  Руль, именуемый также рулевым колесом. Его роль – указание направления движения автомобилем, делегация действий оператора на другие узлы и агрегаты. 
  •  Рулевая колонка – та часть конструкции, которая в ответе за передачу усилий от руля на другие части механизма. Внешне она выполнена в виде вала, оснащенного шарнирами. Чтобы гарантировать безопасность езды, колонку оборудуют системами складывания и блокировки, привод которых может быть механическим либо электрическим. На рулевой колонке находится замок зажигания, а также рычаги управления стеклоочистителями и фарами. 
  •  Рулевой механизм, выполняющий изменение усилия, которое создается водителем путем поворота руля, и его передачу на ведущие колеса. 
  •  Усилитель – часть конструкции, повышающая усилие, которое передается от рулевого колеса на привод, и заметно упрощающая процесс управления транспортным средством. 
  •  Дополнительные элементы, такие как амортизатор или демпфер и пр. 
  • Это продольные и поперечные тяги и сошки, поперечные рычаги, рычаг поворотной цапфы и прочие элементы конструкции. 
  • Водитель поворачивает управляемые колеса, а надо отметить, что у многих моделей грузовых авто управляемыми, то есть ведущими являются все колеса, в таком случае радиус поворота минимален, что особенно актуально, когда ТС эксплуатируется в условиях ограниченного пространства.
  • Говоря о схеме рулевого управления, его устройстве более детально, необходимо упомянуть такие конструктивные составляющие:
  •  поперечная тяга;
  •  рычаг (нижний);
  •  рычаг (верхний);
  •  поворотная цапфа;
  •  рулевая передача;
  •  продольная тяга;
  •  сошка рулевого привода;
  •  рулевой вал;
  •  рулевое колесо.
Читайте также:  Как расшифровывается грм и что это такое: описание, фото- и видеообзор

Принцип работы

Тормозная система грузового автомобиля: назначение, устройство и принцип работы

Каждое ведущее колесо базируется на поворотном кулаке, который соединен с передней осью с помощью так называемого шкворня. Когда водитель крутит руль, усилие от этого при участии рычагов и тяг передается на поворотные кулаки. Они оборачиваются под требуемым углом и таким образом влияют на направление движения. 

Рулеове управление, устройство, неисправности, ремонт

Для исключения риска бокового скольжения колес в процессе поворота важно, чтобы у описываемых ими окружностей был общий центр, где пересекаются продолжения осей всех приборов транспортного средства. Его называют центром поворота. По этой причине ведущие колеса поворачиваются на разные углы: внешние – на меньший, внутренние – на больший. 

Поворачивая руль, водитель поворачивает колеса, то есть посредством рулевого механизма он передает усилие на тяги и рычаги рулевого привода, которые оказывают прямое воздействие на угол поворота ведущих колес. Учитывая тот факт, что рулевой механизм представляет собой устройство, которое повышает крутящий момент и при этом снижает обороты, он, помимо всего прочего, в разы увеличивает усилие воздействия. 

Фактически значение рулевого управления сводится к выполнению им следующих функций:

  •  Увеличение приложенного к рулю усилия.
  •  Передача этого усилия на рулевой привод.
  •  Самостоятельный возврат руля в исходное положение после снятия нагрузки.

По сути, рулевой механизм представляет собой механическую передачу, основным параметром которой следует считать передаточное число. 

Классификация систем рулевого управления

Существует 3 типа рулевых механизмов – реечный, винтовой и червячный. Поговорим о каждом из них детальнее.

Реечный

Этот тип механизма получил наиболее широкое распространение, но используется он преимущественно на легковых авто. В состав такой системы входит установленная на валу шестерня и рулевая рейка, с которой она находится в постоянном сцеплении. 

Функционирует устройство следующим образом. В процессе вращения руля рейка двигается вправо или влево, приводя к перемещению соединенных с ней тяг привода, которые поворачивают управляющие колеса.

Преимуществом такого механизма является простота конструкции, жесткость и высокий КПД, но есть и недостаток, это чувствительность к ударам, полученным в результате езды по неровным покрытиям, а также склонность к вибрациям. 

Винтовой

В состав таких систем входит установленный на валу руля винт, гайка, которая по нему перемещается, зубчатая рейка и сектор, рулевая сошка.

Главная особенность данной разновидности – гайка и винт соединены шарнирами, что, во-первых, снижает уровень вибраций, а во-вторых, способствует более продолжительному износу.

Винтовые системы способны реализовать большее усилие, их используют на грузовиках, автобусах, реже – на легковых авто премиум-класса.

Червячный

Рулеове управление, устройство, неисправности, ремонт

Механизм состоит из соединенного с рулевым валом червяка с переменным диаметром и ролика. На валу ролика находится рычаг, который еще называют сошкой, он связан с тягами рулевого привода.

Червячные системы более устойчивы перед ударными нагрузками, угол их поворота больше, следовательно, лучше и управляемость ТС. Главный недостаток – сложность производства, отсюда и дороговизна, а также потребность в регулярной регулировке. 

Требования к рулевому управлению грузовика

Зависимая и независимая подвеска грузового автомобиля

В ходе эксплуатации рулевого управления к нему предъявляется целый ряд требований, а именно:

  •  Способность поддерживать нужное передаточное число.
  •  Надлежащая жесткость деталей.
  •  Необходимое соотношение углов поворота наружных и внутренних колес.
  •  Согласованные движения рулевого привода и устройства, которое управляет подвеской.
  •  Оптимальный стабилизирующий момент.
  •  Минимальный крутящий момент, необходимый для поворота руля.
  •  Отсутствие зазоров в сочлененных деталях.

Основные неисправности рулевого управления

Чаще всего на грузовых транспортных средствах возникают следующие поломки системы рулевого управления:

  •  Выход из строя шестерни и рейки.
  •  Нарушение герметичности механизма.
  •  Износ подшипника рулевого вала.
  •  Разрушение шарнира на наконечнике рулевой тяги.

Причинами перечисленных выше проблем является низкое качество дорожного покрытия, нарушение правил эксплуатации автомобиля, несвоевременность замены рабочих жидкостей и отслуживших свое деталей, неправильное техобслуживание и некачественный ремонт, использование системы по истечению предельно допустимого срока ее эксплуатации. 

Спровоцировать преждевременный износ узлов и механизмов рулевого управления способны даже изношенные покрышки, неправильное давление в них и ненадлежащая балансировка. 

О том, что система функционирует с нарушениями, свидетельствует целый ряд признаков: появление стука и прочих посторонних звуков, ощущение биения в руле, наличие люфта в рулевом управлении, необходимость прикладывать серьезное усилие для поворота руля, протекание рабочей жидкости.

Особенности правостороннего и левостороннего руля

В подавляющем большинстве стран, включая Россию, осуществляется правостороннее движение, следовательно, руль в транспортных средствах устанавливается слева. Отличие лево- и правосторонних механизмов кроется как в месте расположения рулевого колеса, так и в редукторе, адаптированном под ту или иную сторону подключения. 

Рулеове управление, устройство, неисправности, ремонт

В определенных видах спецтехники, как, например, некоторые модели грузовиков и тракторов, применимо так называемое гидрообъемное рулевое управление, благодаря которому положение рулевой колонки не зависит от компоновки прочих конструктивных элементов. Особенностью системы является отсутствие механической связи руля и привода. 

Насос рулевого управления в таком случае управляет силовым цилиндром, отвечающим за угол поворота колес. Преимущество заключается в отсутствии люфтов и в том, что для разворота транспортного средства нужно прикладывать меньше усилий. Как правило, ГОРУ используется на снегоуборщиках, а также на машинах, задействованных во время дорожного строительства.

Заключение

Как следует из описанного выше, существует несколько разновидностей систем рулевого управления. Они рознятся друг от друга устройством и конструктивными особенностями. 

Но, несмотря на это, функция узла сводится к выбору направления движения ТС. Для того, чтобы она выполнялась надлежащим образом, гарантируя безопасность всем участникам процесса, необходимо своевременно проводить техобслуживание и замену деталей.

Поиск запроса “рулевое управление” по информационным материалам и форуму

Основные неисправности рулевого управления и способы их устранения — расписываем суть

Основные признаки неисправности рулевого управления:

  • увеличенный свободный ход (люфт) рулевого колеса,
  • тугое вращение рулевого колеса или заедание в рулевом механизме,
  • стуки в рулевом управлении,
  • течь смазки из картера рулевого механизма.

Особенности системы управления транспортных средств

Рулеове управление, устройство, неисправности, ремонт

Его наличие помимо дополнительного комфорта во время вождения автомобиля, обуславливается еще и появлением дополнительных неисправностей в рулевом управлении, в случае некорректной работы или выхода усилителя из строя. Главной проблемой гидроусилителя руля является потеря герметичности его системы. Поэтому очень важно постоянно контролировать этот узел.

Почему возникают неисправности в рулевом?

Основная причина — неудовлетворительное состояние дорог. Подвеска авто сглаживает основную массу ударов, приходящихся на колёса, но часть из них все же передаётся на узлы рулевого управления.

Стоит отметить, что любители низкопрофильной резины рискуют значительно больше, нежели приверженцы использования стандартных колес — низкие шины не способны сгладить удары, и это существенно снижает срок службы как подвески, так и рулевой.

Но автовладельцы должны помнить, что даже при предельно аккуратной езде по идеально ровным дорогам все же придётся менять отдельные элементы рулевой. Срок их службы ограничен, а некоторые детали и вовсе относятся к расходным материалам.

Компоненты рулевого управления

Автопроизводителями используется стандартная схема рулевого управления, в целом не меняющаяся с 1898 года. Различия заключаются в расположении руля (справа или слева), а также в типе используемого усилителя (электрического или гидравлического).

Читайте также:  Speedback gt ретро-спорткар в новом кузове на базе jaguar xkr

Выпуск автомобилей с «пустой» рулевой рейкой, не оснащённой усилителем, практически прекращён, и также в последнее время автопроизводители отходят от практики использования ГУР, предпочитая более простой в обслуживании и экономичный электроусилитель.

Рулевое управление состоит из  следующих компонентов:

  • рулевое колесо. На большинстве авто оснащается подушкой безопасности;
  • рулевая колонка. В зависимости от марки машины, она может регулироваться как по высоте, так и по выносу;
  • рулевая рейка. Оснащается либо гидроусилителем, либо электроусилителем;
  • рулевые тяги. Связующие элементы между рейкой и наконечниками;
  • рулевые наконечники. Соединяют колёса и тяги, являются расходным материалом.

Тяги и наконечники устанавливаются в авто попарно, по разным бортам. В случае выхода их из строя необходима попарная замена элементов, даже если повреждённым оказался только один из них.

Рекомендации по эксплуатации

  1. Чтобы вовремя выявить неисправность, проверяйте работоспособность системы не только при включенном, но и при выключенном двигателе.
  2. Всегда следите за тем, сколько масла находится в системе. Ни в коем случае нельзя допускать того, чтобы узел функционировал при минимальном уровне расходного материала в бачке.

  3. Время от времени производите диагностику патрубков и магистралей, в частности,мест соединений, на предмет наличия утечек. Это позволит вовремя предотвратить протечку жидкости.
  4. Не менее важным моментом является проверка натяжения ремешка.

    Если натяжение будет слишком слабое, то ремешок износится гораздо быстрее, если очень сильное — то это может привести к необходимости ремонта насоса.

  5. Время от времени производите замену фильтрующего элемента.

  6. Любой специалист скажет, что эксплуатация авто с вышедшим из строя усилителем допускается только до гаража или ближайшего СТО, где проблема будет устранена.

Извините, в настоящее время нет доступных опросов.

Неисправности рулевого управления с гидроусилителем и способы их устранения

Признак неисправности Причины неисправности Способы устранения
Неустойчивое движение автомобиля на дороге (требуется регулярная корректировка заданного направления движения рулевым колесом) и стук в рулевом механизме 1. Наличие зазора в зацеплении ‘”гайка -поршень – зубчатый сектор вала сошки” 2. Люфт в шлицевом соединении сошки с валом сошки. 3. Ослабления крепления рулевого механизма к лонжерону. 1. Отрегулировать зазоры в зацеплении. 2. Затянуть гайку крепления сошки.
3. Подтянуть детали крепления.
Повышенное усилие на рулевом колесе 1. Недостаточное натяжение ремня привода насоса. 2. Неисправен насос. 1. Подтянуть ремень. 2. Заменить насос.
Скачкообразное изменение усилия на рулевом колесе при его вращении или заедание рулевого колеса при изменении направления его вращения 1. Наличие воздуха в гидросистеме (мутное масло, пена в бачке) рулевого усилителя. 2. Засорение клапанов насоса. 1. Прокачать гидросистему. 2. Промыть клапана.
Повышенный шум в гидросистеме рулевого усилителя 1. Недостаточный уровень масла в бачке 2. Наличие воздуха в гидросистеме. 1. Долить масло. 2. Прокачать гидросистему.
Увеличение шумности работы гидросистемы в крайних положениях рулевого колеса, когда упоры на сошке касаются лонжеронов Насос частично потерял работоспособность (задраны рабочие торцы деталей качающего комплекта) Заменить насос.
Заклинивание насоса или снижение эффективности работы рулевого усилителя (постоянное повышенное усилие на рулевом колесе) 1. Попадание абразивных или металлических частиц в насос. 2 Разрушение фильтрующего элемента Слить из гидросистемы загрязненное масло, заменить насос и бачок, заправить и прокачать гидросистему.

Внешние признаки и соответствующие им неисправности рулевого управления

Признаки Неисправности
стуки в рулевом управлении
  • износ шарнира наконечника рулевой тяги;
  • ослабление крепления шаровой опоры
биение на рулевом колесе
  • износ шарнира наконечника рулевой тяги;
  • износ или разрушение подшипника рулевого вала;
  • отклонения от рабочих характеристик колеса
увеличенный люфт рулевого колеса
  • износ шарнира наконечника рулевой тяги;
  • износ передающей пары;
  • износ подшипника рулевого вала
тугое вращение рулевого колеса
  • нарушение угла установки колес;
  • пробуксовка ремня привода;
  • низкий уровень рабочей жидкости;
  • засорение элементов привода
шум в усилителе рулевого управления
  • износ подшипника вала насоса;
  • пробуксовка ремня привода;
  • низкий уровень рабочей жидкости
подтекание рабочей жидкости
  • нарушение герметичности рулевого механизма (износ пыльника рулевой тяги);
  • ослабление крепления или повреждение шлангов

Люфт рулевого колеса

Основные неисправности рулевого управления довольно легко определить — автомобиль заметно теряет управляемость, появляются посторонние звуки в передней части авто, возникает люфт рулевого колеса.

Люфтом называется холостое движение руля, при котором поворот колёс не осуществляется.

Правила дорожного движения устанавливают максимальное значение люфта для легковых авто не более 10 градусов — при его превышении эксплуатация автомобиля невозможна.

Люфт может возникнуть по нескольким причинам:

  • увеличенный зазор в разбитых рулевых наконечниках;
  • выработка на рулевых тягах;
  • сильный износ рулевой рейки;
  • выход из строя крестовины рулевого вала;
  • износ подшипника, расположенного на рулевом валу;
  • поломка ЭУР или ГУР.

Сильный люфт чреват значительной потерей управляемости авто. Дело в том, что при люфте передние колёса автомобиля теряют устойчивость, и начинают «болтаться» в пределах, равных люфту рулевого колеса.

При движении на высокой скорости автомобиль будет заметно «плавать» по дороге, и водителю придётся постоянно подруливать, чтобы удержать авто в своей полосе.

В условиях гололёда люфт колеса чреват полной потерей управления авто, со всеми вытекающими из этого последствиями.

Неисправности лопастного насоса

При изготовлении насосов ГУР производители закладывают большой ресурс их службы. Поэтому при правильной эксплуатации насоса автовладельцем, он прослужит довольно долго. Для этого достаточно следить за количеством и состоянием жидкости в системе, обеспечивать герметичность соединений, контролировать натяжение приводного ремня, а также беречь насос от перегрева.

Таблица 1. Основные поломки насосов ГУР

Неисправность Причины Признаки Устранение
Потеря подвижности, повреждение и износ перепускного клапана Неисправность возникает в случае использования загрязненного масла или попадания в систему частиц и посторонних примесей, перегрева насоса, удержания руля в крайних положениях более 5-10 секунд.

На прогретом двигателе и высокой температуре окружающей среды усилие, прикладываемое к рулевому колесу, возрастает. Слышен гул насоса в крайнем положении руля. Заменить поврежденный клапан. Если задиры, повреждения существенные и дублируются внутри посадочного места клапана, то замене подлежит и корпус агрегата.
Течь насоса в результате истирания или повреждения сальников, прокладок и уплотнительных манжет Отмечается снижение уровня рабочей жидкости в бачке насоса и ее недостаток в системе, перегрев гидронасоса или «завоздушенность» системы. Зачастую это происходит вследствие коррозии на валу насоса или неправильного монтажа. Следы течи, гул, нехарактерные цвет и запах масла в бачке. Поменять все сальники, прокладки и уплотнительные манжеты на новые.
Изношена втулка или подшипник насоса Износ подшипников возникает в том случае, если на него действуют нехарактерные нагрузки, удары, вибрации, издаваемые насосом, неравномерное давление на одну из сторон. Причиной может быть люфт в крепеже насоса, чрезмерное натяжение приводного ремня. Гул, также возможна течь, вспенивание рабочей жидкости в бачке. Заменить подшипник; если износилась втулка, то замене подлежит корпус.
Износ вала Гул при работе, возможна течь. Замена вала.
Выработка в паре: ротор-статор Подобная выработка встречается на насосах, которые сильно перегрелись, либо эксплуатировались на загрязненном масле или при его недостаче.

Повышенное усилие на руле, недостаточное давление масла в системе, гул насоса, потемнение и вспенивание масла. Замена рабочей пары.
Износ верхней и нижней рабочей плиты, а также ротора Типичная выработка одной из плит насоса, в случае, когда он был перегрет или продолжительное время работал с недостаточным количеством масла.

Низкое давление масла в системе ГУР, потемневшее масло, либо с запахом гари. Замена верхней и нижней плиты; если изношен ротор, тогда он тоже подлежит замене.
Залипание лопаток ротора «Залипание» лопаток имеет место на новых установленных насосах, но также случается из-за использования грязной рабочей жидкости. Повышенное усилие на руле – «тяжелый» руль. Нажатием на педаль газа автомобиля повысить обороты двигателя до 3000 об/мин. Проверить состояние масла, при необходимости – заменить.
Недостаточное или избыточное натяжение приводного ремня насоса, износ ремня Свист, гул, а также пульсация давления в системе ГУР. Ослабить натяжение ремня до нормы либо заменить его.

Все вышеперечисленные неполадки являются следствиями небрежной эксплуатации авто, а потому – лучший способ сохранить рулевое управление исправным – правильный и своевременный уход за его составляющими.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector