- Банки Сегодня Лайв
- Статьи, отмеченные данным знаком всегда актуальны. Мы следим за этим
- А на комментарии к данной статье ответы даёт квалифицированный юрист а также сам автор статьи.
Закон Развития Технических Систем, неумолим: “любая механическая система будет заменена на электрическую, либо электромагнитную”. Так что, в этом направлении развивается любая система, в т.ч. электротранспорт: сначала началось с электровелосипедов, потом электро-скутеров и электро-мотоциклов, и последние 4-5 лет массово стали появляться электросамокаты и электромобили. Сейчас уже проектируют и тестируют грузовой электротранспорт, происходят полёты электросамолётов. В крупных мегаполисах начали курсировать электробусы.
Историческая справка: первые электромобили были ещё более чем 100 лет назад, но двигатель внутреннего сгорания (ДВС) вытеснил электротранспорт. Их выпускал даже Генри Форд и Эдиссон.
В 1899 году российский инженере-изобретатель Ипполит Владимирович Романов тоже сконструировал электромобиль, но производство утонуло в бюрократических проволочках.
Так что, это уже не что-то новое, а хорошо забытое старое.
В наше время, одной из первых электродвигатели стала использовать Toyota, в серии Prius, и это был гибрид электрического привода и ДВС. Массово электрокары стал производить Илон Маск, основатель компании TESLA.
Крупные автопроизводители отнеслись сначала скептически, но TESLA стала набирать обороты и стала технологическим лидером, и маститые автопроизводители теперь стали догоняющими.
Осенью 2019г даже немецкий автоконцерн-гигант Daimler (владеем маркой Mersedes Benz) решил перестать разрабатывать новые двигатели внутреннего сгорания и направить все ресурсы на усовершенствование электромоторов.
Статистика продаж электромобилей и подзаряжаемых гибридов в 2018 году (в США и по всему миру)
- 1 место: Китай — продано более 1 000 000 единиц, рост продаж более 80%.
- 2 место: Европа — продано более 400 000 единиц, рост продаж более 30%.
- 3 место: США — продано более 360 000 единиц, рост продаж более 80%.
По итогам 2019г, доля электрокаров составила всего 2,5%, что на 0,4% больше, чем в 2018-м.
Норвегия планирует отказаться от автомобилей с ДВС в 2025 году. Кстати, в Норвегии в 2018г продажи электромобилей обогнали продажи автомобилей на ДВС. Швеция в 2030 году запретит продажу автомобилей с двигателями внутреннего сгорания.
Кроме того, отказаться от ДВС к 2030 году намерены Дания, Израиль, Ирландия, Исландия, Нидерланды, а также Париж. Этот же срок называет Китай, мировой лидер по числу продаваемых электромобилей, и Индия.
Но у Китая большие экологические проблемы, и возможно, они раньше введут запрет, либо локально в мегаполисах.
Что стимулирует распространение электромобилей в разных странах?
Налоговые и иные преференции. Владельцы электрокаров свободны от ввозных пошлин (но не в России), и дорожных налогов, могут пользоваться выделенной полосой для общественного транспорта, платными магистралями (бесплатно) и зарядными станциями. Есть программы аренды электромобилей.
Дешёвая эксплуатация. Исследование Мичиганского университета установило, что в год транспорт на электрическом топливе владельцам обходится дешевле почти в 2,3 раза ($485), чем автомобиль на бензине или дизеле ($1117).
Доступная зарядная инфраструктура. Серьезную поддержку рынку электротранспорта оказывают в Европе.
Только в Норвегии сегодня вложения в комплекс мер по развитию «зелёного» транспорта со стороны государства достигли $5 млрд, и там электрокары уже составляют более 50% от общего числа покупаемых автомобилей.
Daimler, BMW, Ford и VW создали компанию Ionity, цель которой – покрыть Европу сетью зарядных станций, расстояние между которыми будет не более 120 км. В России сеть зарядных станций слабо развита. Пока покупатели ограничиваются медленной зарядкой у себя в гараже — для поездок по городу этого достаточно.
Законодательный запрет эксплуатации ДВС. Многие мегаполисы слишком сильно загазованы из-за смога, люди болеют и просто не видят прямого солнечного света. Чтобы выправить ситуацию может помочь запрет на эксплуатацию транспорта на ДВС.
Очень сильно этим страдает Пекин, да и Москву можно уже отнести к этому числу (яркие солнечные дни можно пересчитать по пальцам). Многие страны уже анонсировали запретит на продажу автомобилей с двигателями внутреннего сгорания в период 2025-2030г.
А это сильный сигнал для автопроизводителей. Подробнее – ниже.
В данный момент у меня автомобиль на ДВС c механической КПП, полный подключаемый привод. Основная проблема в России для рынка электротранспорта — дороговизна электромобилей.
Дорого из-за курсовой стоимости доллара и таможенной пошлины на ввоз, составляющих 30% от стоимости (в апреле этого года обнулили, на долго ли?). По этому, в 2018г было ввезено всего новых 144 электромобиля и 2239 подержанных электрокаров.
В 2019г официально завезено аж целых 353 новых автомобиля и более 2500 подержанных… Так что, Россия рискует стать кладбищем подержанных электромобилей.
Вторая проблема — в отсутствии развитой зарядной инфраструктуры, и самое главное — потребных мощностей для зарядки всего планируемого автопарка. Мне 4-6 раз в год приходиться на своём автомобиле преодолевать расстояние до 1400км за раз. Зарядной инфраструктуры нет, даже если бы и было, заряжая аккумулятор, я не смог бы преодолеть его за раз, за сутки непрерывной езды.
По данным исследования «Автостата», на начало 2019 года в России насчитывалось всего 3600 электромобилей. Для сравнения: легковых авто на бензиновом и дизельном топливе у нас около 43,5 млн. единиц.
Если в среднем один электромобиль потребляет 3-4 квт при 10 часовой зарядке, то в случае замещения всех бензиновых авто на электрические потребуются электрические мощности в 3 раза превышающие существующие, и это без учета бытового и производственного потребления электроэнергии! То есть, пока ни о каком массовом переходе на электромобили в текущей ситуации не может быть и речи. В начале необходимо нарастить производственно-распределительную сеть до требуемых параметров, а уже только потом приступать к электроавтомобилизации населения. Либо параллельно упрощать и делать доступным автономное производство электроэнергии (ветро- и солнечная энергетика и т.п.).
Третья проблема: сложность регистрации и постановки на учёт переоборудованого автомобиля с ДВС в электрический. Текущие законы смотрят на переоборудованный автомобиль как на совершенно новый автомобиль, самоделку. Пару испытаний встанет сразу в круглую сумму, превышающую 0,5 млн.руб.
Так как мы сами продаём комплектующие, мне ничего не стоит переоборудовать – проблема встанет в узаконивании переделки. А вот установка газомоторного оборудования — всё очень легко и просто. Вот и думайте, кому это выгодно… В Украине и Белоруссии нет таких проблем – там за вполне вменяемые деньги (10-15 тыс.руб).
можно за 1-2 месяца зарегистрировать переоборудование.
Каких либо переживаний по поводу ДВС не испытываю, я бы даже сказал, что приближаю эру электротранспорта.
Использовать невозобновляемые ресурсы – это тупик, который из экологической проблемы перерастёт в социальный, как только будет выкачана большая часть нефти, газа.
Нефть и газ – это не только топливо, но и многие синтетические материалы, в т.ч. одежда, бытовая техника, гаджеты и другие товары.
Чтобы электротранспорт стал по настоящему экологически чистым, необходимо заряжать от дополнительной энерго-инфраструктуры, основанной на возобновляемых источниках энергии, таких как ветряная, солнечная и тд.
К примеру, в Норвегии, на деньги ФНБ (Фонда Национального Благосостояния, в основном это нефтяные деньги) была построена сеть гидроэлектростанций в горных районах и она даёт более 40% всей электроэнергии страны, что и питает электромобили.
Что было построено на наши ФНБ?
В противном случае, если электроэнергия по-прежнему будет вырабатываться с помощью ТЭЦ, то никакого эффекта от электромобилизации в действительности не произойдет — дым просто будет валить не из сонма выхлопных труб, как сейчас, а из одной огромной трубы электростанции в городе.
Перспективы электромобилей в РФ
В России были и есть попытки производства электромобилей. Первой ласточкой был АвтоВАЗ с электромобилем LADA Ellada. Ряд компаний заявили о начале производства, но они пока не начали продаваться, чтобы говорить о каком-то прорыве. Конкуренция российских автопроизводителей с ведущими иностранными автоконцернами пока бесперспективна: нет уникальности ни в разработке, ни в комплектующих.
Теоретически, ничего не стоит подвести дополнительные мощности и добавить в АЗС услугу зарядки электрических автомобилей. Но электро является поглотителем, дизраптором (от слова disruptor – разрушитель) бензоколонок и ДВС. Так что тут – конфликт интересов.
Когда же в России число продаваемых электромобилей превысит число проданных новых авто с ДВС? С таким подходом (см.проблемы выше), даже к доле рынка в 1% идти будем очень долго, пока не кончатся легко-извлекаемая нефть в старых нефтеносных районах. К слову, из нефтяных скважин Татарстана и Башкортостана добывается уже 97% воды и 3% нефти.
В Западной Сибири месторождения работают более 45 лет, и находятся на 4-ом, последнем этапе добычи и добывают до 80-85% воды и 15-20% нефти.
Если продавать нефть ниже себестоимости (по моим подсчетам продажная оптовая цена Европе была минимум ~9рл нефти, причём стоимость бутылки воды в магазине 30рл) – долго это не продлиться, экономика не сойдётся.
Резюме
Хотят в России развития электромобилей или нет, я знаю одно – прогресс не остановить! Для развития в России я вижу решении в объединении крупных производителей и потребителей комплектующих в консорциумы, для совместного решения проблем и задач: R&D, производства комплектующих и готовых решений внутри страны. Иначе рискуем остаться кладбищем для подержанных электромобилей, а детям и внукам оставим страну с заброшенными бензоколонками и распроданными ресурсами.
Половина проданных автомобилей в Норвегии — электромобили
striver 5 ноября 2018 в 22:41 Jaguar I-PACE — занял 5-е место среди всех электромобилей в октябре 2018-го года.
По данным InsideEVs продажи электрокаров в Норвегии в октябре 2018 года составили 55,5% рынка (2-й показатель за всё время). В целом, было продано 6466 единиц (20,8% рост по сравнению с октябрем 2017-го года). Также отмечено, что идет смещение предпочтений покупателей с гибридов в сторону электромобилей на аккумуляторных батареях:
- электромобили на аккумуляторных батареях: 4496 (рост 69,1%; 38,6% — доля продаж всех автомобилей) + 1094 с вторичной регистрацией + 146 фургонов (131 новых и 15 «б/у») + 4 электромобилях на топливных ячейках;
- подключаемые гибриды: 1970 (падение 26,8%; 16,9 — доля продаж всех автомобилей).
Лидер рынка электромобилей остается неизменный — Nissan LEAF (1292 единиц, 10 375 — за год на сегодня). Новичок рынка the Jaguar I-PACE (441 регистрация) занял 5-е место. После Nissan LEAF идут такие автомобили Volkswagen e-Golf, BMW i3 и Volvo XC60. В прошлом месяце Тесла доставила 201 автомобиль, хотя месяцем ранее было 2016 (так называемый рывок Теслы в конце квартала и последующий отдых в начале следующего).
Регистрация новых автомобилей на в Норвегии (20 лучших моделей), с начала 2018-го года
В дополнение к этой статье хочется отметить отдельно сентябрь месяц этого года. Данные снова с InsideEVs. В том месяце, как раз был рекорд по соотношению проданных электромобилей к автомобилям на ДВС, и составил 60,1%. Да, было общее падение продаж автомобилей по сравнению с прошлым годом на 22,3%, но продажи электромобилей упали лишь на 2,1%. Так же, ниже в графике отмечена динамика рынка автомобилей в Норвегии.
5 лет назад — 60% всех проданных, это автомобили на ДВС с дизельным топливом. Просто немыслимо. Да, по ВВП на душу населения Норвегия входит в десятку мировых лидеров и может себе позволить. Но, не каждая страна захочет. Однако, стоит понимать, что численность страны чуть более 5 миллионов человек и на таком фоне она выделяется.
Это я так подвожу к тому, почему был сделан перевод статьи. Согласно InsideEVs, по официальным данным этой страны, по состоянию на сентябрь 2018-го было зарегистрировано порядка 178,5 тыс.
электромобилей — что составляет 6,5% от общего числа автомобилей 2,7 миллиона единиц. В дополнение к этому — 3% подключаемых гибридов (примерно 80 тыс. единиц). Почти 10% всех автомобилей — это уже электро. Для некоторых стран, такой нет даже динамики в месяц.
Например, среди лидеров общих продаж, по данным за сентябрь, США — 3,1% (всего регистраций 1,441(1,44) миллионов единиц, а общие продажи и электро 44 589 — рекордное число общих продаж за месяц) и КНР — 5,2% за счет общего снижения продаж автомобилей в стране, но общее число составило 104 900 (тоже рекордное число общих продаж за месяц для КНР).
*Update
Политика Норвегии касательно электромобилей
Основные положения стимулирования развития электротранспорта (год внедрения):
- отсутствие налогов при покупке или импорте (1990);
- освобождение от 25% НДС (2001);
- низкие дорожные сборы (1996);
- нет платы на платных дорогах и при паромной переправе (1997 и 2009);
- бесплатная стоянка на муниципальных парковках (1999);
- возможность ездить по дорогам для общественного транспорта (2005);
- 50% снижение налогов для транспортных компаний (2000);
- освобождение от 25% НДС при лизинге (2015).
Указанная программа стимулирования будет пересматриваться и дорабатываться в зависимости от развития рынка. Налоговые послабления будут до 2018-го, после этого будут пересмотрены. С 2017-го года местная власть пересматривает следующие вопросы: доступ к дорогам для общественного транспорта и бесплатная стоянка на муниципальных парковках. Бесплатный доступ к платным дорогам скорее всего будет заменен новой системой скидок с дифференцированными ценами, основанных на выбросах СО2 и оксидов азота. Также политики ставят за цель экономические поощрения для автомобилей без выбросов и с низкими выбросами путем низких налогов, а для автомобилей с высоким уровнем выбросов, соответственно — высокие. Парламент Норвегии определил цель — все новые автомобили, проданные с 2025-го должны быть электрокары без (на аккумуляторных батарейках или топливных ячейках) или с низкими (подключаемые гибриды) выбросами. Это амбициозная цель, но досягаемая, если проводить правильную политику. Эта цель будет достигаться путем увеличения налогов для автомобилей с выбросами, а не полным их запретом.
Не маловажная экономическая составляющая отказ от ДВС, цены на топливо — самые высокие в мире. С другой стороны, относительные низкая цена на электроэнергию 16 евроцентов за 1 кВт*ч . К тому же 96% вырабатываемой энергии поступали с ГЭС.
Норвегия стала первой страной, где электромобили обогнали по продажам все остальные авто
Страна северных нефтяников стремится к цели прекратить в 2025 году продажи любых новых автомобилей кроме электрических. Прошлый год в этих планах стал критическим, когда в Норвегии продали больше электромобилей, чем автомобилей с ДВС и гибридных вместе взятых и, что интересно, самым покупаемым электромобилем оказалась вовсе не Tesla.
Электромобили на улицах Осло. Источник изображения: Jonathan Nackstrand/AFP/Getty Images
Согласно отчёту Норвежской дорожной федерации (OFV), в 2020 году в стране доля электромобилей среди всех приобретённых новых автомобилей составила 54,3 %. Это мировой рекорд.
В 2019 году, для сравнения, доля электромобилей достигла 42,4 %, а десять лет назад составляла призрачные 1 %.
Прогнозируется, что в 2021 году доля электромобилей среди всех купленных новых авто в Норвегии достигнет 65 % и эта северная страна станет первой в мире, где за год не будет продано ни одной машины на ископаемом топливе.
В Норвегии очень надеются, что поставленная цель будет выполнена. На это намекает очень положительная динамика продаж электромобилей. Спрос на них рос месяц за месяцем, что подняло в декабре долю продаж «машин на батарейках» до 66,7 % на рынке страны.
Всего в 2020 году в стране было продано 141 412 новых автомобилей, из которых 76 789 были полностью электрическими.
Интересно отметить, что электромобиль Tesla Model 3, занимавший в 2019 году первое место по уровню спроса, в 2020 году уступил главную позицию электромобилям Volkswagen.
Спектр электромобилей Audi e-tron в виде спортивных внедорожников и спортивных автомобилей в ушедшем году оказался самой востребованной у норвежцев позицией.
Audi e-tron Sportback: купе-кроссовер с полным электрическим приводом
Добавим, в 2020 году в Европе продано более 500 тыс. полностью электрических автомобилей.
Во всём регионе также отмечается растущий спрос на электромобили, что заставляет норвежских продавцов волноваться о недопоставках новой техники.
Власти Норвегии избавили владельцев электрокаров от всех налогов, собираемых с владельцев машин с ДВС, и норвежцы разбирают электромобили как горячие пирожки зимой.
Если вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
Норвегия первой в мире вошла в эру электрокаров: спрос на бензин в стране упал
Норвегия стала первой страной мира, где распространение электромобилей привело к сокращению потребления моторного топлива. За минувший год продажи бензина в стране упали на 2,9%, а дизтоплива — на 2,7%, сообщает Electrek.
Норвегия — это по сути площадка для эксперимента мирового масштаба. Жители североевропейской страны должны дать ответ на вопрос: действительно ли электрический транспорт способен сократить спрос на ископаемое топливо и, соответственно, решить часть экологических проблем планеты?
Продажи электромобилей в Норвегии растут темпами, невиданными ни в одной другой стране мира. В 2017 году электрокары впервые составили более половины проданных новых автомобилей.
Тем не менее, до сих пор в общем автопарке Норвегии машины на электротяге занимают менее 10%. Впрочем, по сравнению с прочими развитыми странами, где доля электрокаров едва дотягивает до 1%, это очень много.
Однако до сих пор сторонники электрификации транспорта терпели поражение в споре с традиционалистами.
В Норвегии, несмотря на рост продаж электромобилей, также рос спрос на бензин и дизельное топливо. Выходило, что электрокары никак не способствуют решению экологических проблем.
По данным нового правительственного отчета о рынке углеводородного топлива (такие отчеты выходят раз в несколько лет), в 2014 году потребление моторного топлива в Норвегии не изменилось по сравнению с предыдущим годом. У «зеленых» появилась надежда, что электромобили начинают выполнять свою экологическую миссию.
Но в 2015 году норвежцы купили бензина и дизтоплива на 1% больше. 2016 год принес сильнейшее разочарование сторонникам ускоренной электрификации транспорта. Продажи углеводородного топлива выросли на целых 3,6%.
Только в 2017 году явно наметился перелом: продажи автомобильного бензина в Норвегии упали на 2,9%, а дизтоплива — на 2,7%. Главное, что связано это именно с увеличением числа электромобилей в стране. Спрос на мазут, авиационный керосин и прочие виды топлива, которые не используются в автотранспорте, напротив, вырос.
Эксперты в итоге пришли к выводу: именно преодоление планки в 50% электромобилей среди всех продаж новых машин ведет к падению спроса на углеводородное топливо.
О скором наступлении эры электрокаров говорит и то, что даже производители сверхмощных спорткаров все активнее ведут разработки электрических аналогов своих дорожных монстров.
Например, в Lamborgini нашли способ развить скорость электромобиля до 300 км/ч и удерживать ее продолжительное время. В итальянской компании предложили превратить в аккумулятор весь автомобиль, собрав его кузов из углеродных заряжаемых панелей.
«Зеленая» жизнь: как Норвегия оказалась впереди планеты всей по переходу на электромобили
В стремлении добиться снижения выбросов парниковых газов власти многих европейских стран готовятся ввести запреты на продажу новых бензиновых и дизельных машин.
На переднем краю борьбы с двигателями внутреннего сгорания уже несколько лет находится Норвегия, где к 2025 году в продаже должны остаться только экологически чистые автомобили и городские автобусы.
Сегодня эта цель выглядит вполне достижимой.
Норвежские власти и большинство жителей страны ставят заботу об экологии во главу угла, поэтому неудивительно, что о стимулировании продаж электромобилей в Норвегии задумались еще 30 лет назад, когда о массовом их производстве еще не было и речи.
В 1990 году в стране были отменены пошлины на ввоз экологически чистых машин. С тех пор покупатели и владельцы электрокаров получили целый ряд существенных льгот. Среди прочего они избавлены от уплаты транспортного налога и уплаты НДС при покупке автомобиля.
Кроме того, водители электромобилей получают большие скидки на платную парковку, проезд по платным дорогам и использование паромов (до 2018 года все это было полностью бесплатным).
Наконец, экологически чистые машины могут выезжать на полосы для общественного транспорта, хотя стремительный рост числа электромобилей на дорогах грозит скорой отменой этой льготы.
Стимулирующие меры оказались успешными: за счет налоговых льгот новые электрокары в Норвегии стали стоить дешевле бензиновых аналогов. Если в 2010 году в Норвегии насчитывалось больше трех тысяч электромобилей, то за прошедшие 10 лет этот показатель вырос в 100 раз.
На электромобиле к «зеленому» будущему
В 2020 году в Норвегии:
- Более 54% продаж новых автомобилей пришлось на электрокары;
- Общее количество электромобилей в стране превысило 330 тысяч;
- Доля электромобилей в автопарке Норвегии достигла 12%. С учетом гибридных машин, оснащенных электромотором вдобавок к бензиновому двигателю, этот показатель составил 20%.
Ахиллесовой пятой электромобилей до недавнего времени оставались сравнительно низкий запас хода и продолжительное время зарядки батарей. Производители электрокаров исправляли и продолжают исправлять эти недостатки, создавая модели с бо́льшим запасом хода и возможностью быстрой зарядки, а власти Норвегии планомерно создают в стране сеть зарядных станций.
В 2020 году количество зарядных станций на дорогах страны превысило 16 тысяч. Государственная программа по созданию зарядной инфраструктуры предусматривает обустройство зарядных станций по меньшей мере двух разных стандартов на каждые 50 километров главных дорог страны.
Долгое время рост норвежского рынка электромобилей сдерживал скромный выбор электрокаров. По мере того как свои электромобили разной степени доступности представляли все новые производители, ситуация менялась.
Несколько лет назад на норвежском авторынке властвовали электромобили Tesla, но теперь конкуренцию им успешно составляют электрокары других производителей, например Audi, Volkswagen и Polestar.
И если в 2020 году продажи новых машин в Норвегии сократились примерно на 1% по сравнению с 2019-м на фоне подкосившей авторынок по всему миру пандемии коронавируса, то продажи электромобилей и гибридов выросли почти на треть.
Выбор электрокаров в Норвегии растет
Споры о пользе электромобилей для окружающей среды ведутся уже много лет: противники электротранспорта справедливо указывают, что отсутствие вредных выбросов самих электромобилей не решает проблемы выбросов при их производстве и, что важнее, при производстве батарей для них.
Сами батареи также сложно назвать безопасными для экологии: их утилизация пока что представляет серьезную проблему для ученых и инженеров.
Кроме того, переход на электрокары означает рост выработки электроэнергии для их зарядки, в том числе за счет электростанций, работающих на ископаемом топливе.
Однако для отдельно взятой Норвегии отказ от машин с двигателями внутреннего сгорания однозначно полезен и напрямую ведет к снижению общего объема вредных выбросов в стране. В Норвегии практически не выпускают легковые автомобили, а почти 100% производимой в стране электроэнергии приходится на солнечные, ветряные и гидроэлектростанции.
Опыт Норвегии в деле отказа от бензиновых и дизельных машин, безусловно, выглядит вдохновляющим, но брать в этом пример с нее сложно.
Текущий норвежский успех во многом обеспечен высоким уровнем благосостояния страны, которая является одним из крупнейших в мире экспортеров нефти, многолетней привычкой заботиться об окружающей среде и целенаправленной политикой по стимулированию перехода на электромобили и созданию необходимой инфраструктуры.
Вполне вероятно, что уже через три года в Норвегии перестанут продавать автомобили с двигателями внутреннего сгорания, а еще через несколько лет такие машины станут редкостью на местных дорогах.
Большинству других стран будет намного сложнее повторить это достижение, и пока нельзя с уверенностью сказать, что оно принесет им такую же заметную пользу.
Норвежский отрыв: как потомков викингов пересаживают на электромобили
Каждый третий проданный новый автомобиль в стране является электрическим, общее количество электромобилей достигло 5% парка, использование электротранспорта растёт по экспоненте.
Светлое будущее? Нет, реальное настоящее. Добро пожаловать в Норвегию. Эта скандинавская страна сейчас является безусловным мировым лидером по использованию транспорта на электротяге.
Какой ценой достигается это лидерство?
Деньгами и пряниками
В Норвегии сейчас рекордное количество инициатив по пересадке граждан на электромобили (далее – EV, Electric Vehicle). Здесь покупатели освобождены от ввозной пошлины (составляющей вплоть до 100% от цены автомобилей с ДВС) и дорожных налогов.
Парковка и зарядка электромобилей бесплатна, использование платных магистралей тоже, помимо этого, EV на законных основаниях могут передвигаться по выделенным полосам для общественного транспорта.
Инициативы распространяются как на чистые электромобили, так и на PHEV (Plug-in Electric Vehicle).
Это приводит, например, к тому, что EV при прочих равных стоят столько же, или даже порой дешевле, чем их одноклассники с ДВС. Для примера, Tesla Model X ($110 000 — $170 000 в эквиваленте) в сопоставимой комплектации дешевле чем BMW X5, несмотря даже на то, что Tesla позиционирует свой SUV классом выше.
В сегменте небольших автомобилей, Nissan Leaf стоит столько же, как и дизельный Volkswagen Golf. Для покупателя, тем самым, приобретение EV становится банально лучшим выбором, в имеющемся бюджете.
Для государства же, исходя из недополученных налогов и пошлин, объем прямого стимула примерно равен половине цены авто.
Покупатели PHEV также получают возможность использовать все блага от обладания «электрическим» автомобилем (платные парковки, магистрали, выделенные полосы), сохраняя привычный паттерн эксплуатации бензинового автомобиля и избавляясь от присущих EV недостатков (необходимость ежедневно или еженощно заряжать автомобиль, продолжительные остановки на подзарядку при движении на большие дистанции, сильный саморазряд батарей при длительной стоянке в холодном климате).
Итого стимул покупки, за 2016 год, исходя из статистики проданных в Норвегии автомобилей, оценивается чуть более чем в миллиард долларов, или примерно в $20 000-25 000 на каждого покупателя EV. Совокупный стимул накопленным итогом с 2010 года, за время действия программы стимулирования, находится в диапазоне $3-3,5 млрд.
Дорожный налог, в среднем, составляет примерно $350 в год за автомобиль с ДВС. Совокупный стимул для не платящих налог владельцев электромобилей, накопленным итогом, можно оценить примерно в $100 млн.
Простимулированное государством (сэкономленное для владельцев) бесплатное использование платных магистралей и парковки варьируются в очень широких пределах для каждого владельца.
Достоверная статистика отсутствует, в различных источниках приводятся цифры вплоть до умопомрачительных средних $1000 в месяц на работающего в центре Осло автовладельца.
Консервативно усредним примерно к $2000-3000 в год в среднем на каждый EV, что накопленным итогом к сегодняшнему дню составит порядка $500-800 млн.
Организация процесса зарядки электромобилей — еще одна значительная часть расходов на содержание EV, и она так же субсидируется. Зарядная инфраструктура может быть поделена на три вида:
- Персональная зарядная станция (на выделенном парковочном месте; в собственном доме). Согласно отчету Norwegian Electric Vehicle Association, практически все (96%) владельцы EV имеют персональные зарядные станции. В большинстве крупных городов предоставляются единовременные гранты на организацию персональных зарядных станций. Государственный стимул оценивается в $15-25 млн.
- Публичная зарядная станция стандартной мощности, 10-20кВт. На сегодняшний день в Норвегии эксплуатируется чуть более 7000 станций (колонок) стандартной мощности. Средние затраты, в комплексе (выделение электрической мощности, строительно-монтажные работы, стоимость оборудования), на организацию каждой колонки можно консервативно оценить в $10 000. На круг выходит порядка $70 млн. Зарядка электромобилей на публичных станциях бесплатна для пользователей, что эквивалентно стимулу еще в несколько миллионов долларов в год или порядка $10-15 млн за время существования стимула.
- Станция быстрой зарядки (мощность выше 40кВт). Специальная программа правительства Норвегии предусматривает финансирование строительства станций быстрой зарядки на каждых 50 км всех основных дорог страны. На сегодняшний день эксплуатируется 236 колонок Tesla Supercharger (мощность 120-150кВт), строительство которых берет на себя Tesla Motors, а также чуть более 800 менее мощных станций CHAdeMO и CCS (40-50кВт), возведением которых занимаются частные компании. Норвежское министерство окружающей среды частично компенсирует возведение станций быстрой зарядки, через гранты их операторам. Совокупный стимул через прямые гранты с 2010 года составил примерно $40 млн.
Оценить стимул от косвенных (движение по выделенным полосам) и нематериальных преимуществ обладания EV можно лишь используя сложные, и спорные, модели. В нашем, не ставящим цель получить абсолютно точные цифры, анализе этими стимулами можно пренебречь.
Результат и его цена
В 2016 году в Норвегии было продано 150 000 автомобилей, 50 000 из них – с электрической тягой. Но для начала небольшая поправка к этой оптимистичной статистике. Примерно половина продаваемых «электромобилей» является подключаемыми гибридами PHEV.
Типовой PHEV имеет совсем небольшую батарею и ДВС, начинающий работать по мере истощения её заряда. Характеризуется весьма небольшим «электрическим» пробегом (порядка 30-40 км в реальных условиях). Сторонники упирают на то, что ежедневный пробег среднестатистического владельца крайне редко превышает эти цифры.
Противники и скептики же напирают на то, что в реальной эксплуатации PHEV могут большей частью использоваться как обычные бензиновые автомобили. Достоверных данных по распределению фактически используемой энергии PHEV нет, в разных оценках звучат числа в диапазоне «плюс-минус пополам».
Но в любом случае, включать их в «электрическую» статистику стоит с серьезными оговорками, как минимум потому что в фактор «чисто бензиновой» эксплуатации никто не отменял.
Главным аргументом всех сторонников электрификации транспорта является снижение объема вредных выбросов в атмосферу. Действительно, передвигающийся по дорогам EV не выбрасывает в атмосферу абсолютно ничего.
Однако, противники и скептики небезосновательно считают, что совокупный объем выбросов при производстве электромобилей, включая весьма вредное производство литий-ионных батарей, частично (а по некоторым оценкам – и полностью) перекрывает экономию от выбросов при эксплуатации.
Тема совокупных выбросов является источником бесконечных споров и экологическо-экономический консенсус в ней крайне далёк.
В конкретном нашем случае, Норвегия является чистым импортером EV, автомобильное производство в стране отсутствует. Соответственно, экология страны от перехода на электротранспорт однозначно улучшается.
Однако несмотря на всю оптимистичную статистику по общему росту количества EV, даже их покупатели демонстрируют весьма консервативное поведение.
Более 75% покупателей приобретают EV в дополнение к имеющимся бензиновым или дизельным автомобилям. Лишь 25% владельцев EV, по состоянию на конец 2016г, оказались готовы к полной смене парадигмы и переходу на эксплуатацию исключительно авто на электротяге. Количество адептов «чистого электро» постепенно растёт, но не очень высокими темпами.
При этом для подавляющего количества владельцев EV ключевым элементом к выбору является в первую очередь наличие стимула (нулевые пошлины, освобождение от налогов, бесплатные магистрали).
И лишь совсем небольшое, менее 20%, количество владельцев ставит в первый приоритет интересы экологии и причастность к технологическому прогрессу, при этом не забывая упомянуть и о финансовых преимуществах от обладания электромобилем.
Из проблем роста также можно отметить, к примеру, регулярно возникающие затруднения в работе общественного транспорта, вынужденного делить свои выделенные полосы с частными электромобилями.
Сбой расписания общественного транспорта вызывает справедливое возмущение «не электрифицированной» общественности и жаркие дискуссии о необходимости пересмотра политики допуска EV на выделенные полосы.
С дальнейшим увеличением доли электромобилей, очевидно, проблема будет лишь усугубляться.
Периодически возникающие «пробки» на станциях быстрой зарядки также сильно отличаются от привычных очередей на бензоколонках.
Вместо традиционных 3-5 минут на заправку бензином, зарядка электромобиля занимает в среднем 30-60 минут, соответственно время ожидания свободной «колонки» растёт в разы или даже на порядок.
Тем более, что в отличие от традиционных заправок, владелец электромобиля обычно не освобождает колонку мгновенно, а спокойно досиживает еще несколько десятков минут в близлежащем кафе.
Исходя из модели Роджерса о диффузии инноваций, Норвегия успешно прошла этап использования EV «инноваторами» (наиболее падкой к новым технологиям частью общества, примерно 2,5%) и вступила в этап использования «первопроходцами» (следующие 10-15%). Ни одна другая страна в мире пока не преодолела этап «инноваторов» и даже не близка к тому.
Сохранению динамики роста использования EV в Норвегии способствует несколько факторов.
Повышение количества доступных моделей на рынке (в 2010 – менее 5 моделей; в 2017 – более 30; модели EV сегодня присутствуют в каждом сегменте авторынка).
Стоимость EV с годами постепенно снижается, как в силу снижения стоимости компонент (батареи, электромоторы, электроника), так и в силу увеличения объема мирового производства.
И, безусловно, ведущую роль играет государственный стимул.
Перспективы
Совокупно, на сегодняшний день, все «электрические» инициативы в Норвегии составляют примерно $5 млрд.
Даже для одного из богатейших государств мира это весьма ощутимая сумма (примерно 0,2% ВВП за указанный период), при том что количество EV на дорогах всё еще весьма мало, примерно 5-6% от общего автопарка (из них всего 3% — «настоящие» электромобили, а остальные – «условные электромобили» PHEV).
И, даже в наиболее оптимистичных сценариях, движение к «тотальной электрификации» потребует сохранения совокупного стимула как минимум на текущих уровнях в течение многих лет, при неизбежном отказе от одних стимулирующих мер (упомянутый выше пример с выделенными полосами) и соответствующем смещении акцентов на другие.
Даже самые завзятые оптимисты не рассчитывают на взрывной рост парка электромобилей и измеряют время десятилетиями. Наиболее оптимистичные государственные инициативы предполагают полный запрет на ввоз (не использование!) бензиновых и дизельных авто лишь к 2025 году. Вопрос запрета использования автомобилей с ДВС пока не поднимается даже на далекую перспективу.
Тем не менее, являясь одним из самых высокоразвитых, богатых и экологически ориентированных государств мира, а также учитывая уникальное географическое расположение (сквозной трафик через страну отсутствует), Норвегия безусловно может себе позволить быть пионером в строительстве светлого электрического будущего. Несмотря на огромные финансовые издержки, а также неизбежные «прелести» первопроходства, страна однозначно и бесповоротно выбрала свой путь развития. А наблюдение за опытом потомков викингов позволит точнее планировать развитие электротранспорта во всём мире. В том числе и в России.