Вождение в сложных дорожных условиях требует от водителя опыта, выдержки и максимальной концентрации внимания. И даже это не гарантирует того, что получится добраться из пункта «А» в «Б» без приключений и проблем.
Лучший совет, который можно дать на этот случай, звучит банально и просто: «Оставайтесь дома». Но следовать такому совету всю жизнь не удастся. Плюс, погода — штука динамичная, видимость и состояние дороги могут измениться в любой момент.
Поэтому необходимо знать как вести себя в пути, чтобы не подвергать опасности свою жизнь, ни своих пассажиров, ни других участников движения.
Что такое сложные дорожные условия
К данным факторам вождения относятся причины, которые ухудшают управляемость автомобиля или ограничивают видимость.
Их делят на три категории:
- Неблагоприятная погода. Снегопад и дождь одновременно ухудшают обзор и управляемость автомобиля. Гололед — подчиняемость авто. Туман крайне опасен из-за очень ограниченной видимости. В яркий солнечный день можно не заметить угрозы, если солнце будет светить прямо в глаза.
- Дорожно-транспортная обстановка. Наличие придорожных строений и кустов, припаркованных и движущихся рядом крупногабаритных автомобилей мешает вовремя заметить опасность. Кроме того, большегрузные фуры могут представлять угрозу сами по себе из-за ограниченной видимости из кабины. Особенно их необходимо опасаться мотоциклистам.
- Состояние автомобиля и груза. Неисправность стеклоочистителя, омывателя или отопителя салона могут ухудшить видимость до нуля. Крупные вещи в кабине препятствуют обзору. Опасность представляют перевозимые домашние животные, которые могут отвлечь водителя или залезть под педали. Кошка или, тем более, черепаха, забившаяся под педаль тормоза, могут стать для незадачливого водителя билетом в мир иной.
Полностью избежать вождения автомобиля в сложных дорожных условиях невозможно. Поэтому нужно к нему подготовиться.
Основы безопасного движения
Независимо от погоды, трафика и состояния транспортного средства, можно обеспечить безопасность за счет соблюдения трех параметров:
- Дистанция. «Отпустить» автомобиль, движущимся впереди, на такое расстояние, чтобы при изменении ситуации вы успели остановиться. Рассчитывать на маневрирование не стоит: в экстремальных условиях может просто не остаться места для маневра. Проще всего рассчитать безопасную дистанцию по «правилу трех секунд». Независимо от скорости движения, у вас должно оставаться 3 сек. на то, чтобы остановиться. Одна секунда уходит на реакцию водителя, следующая — на срабатывание тормозной системы, последняя — про запас. Отметьте на дороге элемент рельефа (дорожный знак, дерево, столб), мимо которого проезжает автомобиль, который едет спереди. Вы должны сравняться с ориентиром не ранее, чем через три секунды.
- Соответствующая скорость. Остановочный путь должен быть меньше расстояния видимости. Это особенно важно при движении в тумане или ночью. Кроме того, скорость должна соответствовать состоянию дорожного покрытия и автомобиля. Если выпал снег, а вы не успели «переобуть» шины, просто езжайте как можно медленнее. Это касается и случаев ограниченной видимости из-за поломки «дворников», отопителя или омывателя.
- Боковой интервал. Двигаясь «впритирку» к соседям, вы рискуете оказаться в «мертвой зоне» обзора и ограничиваете возможность маневра себе и другим. Особенно часто «грешат» несоблюдением интервала мотоциклисты, вклиниваясь между полос движения. В результате они становятся жертвами своих же ошибок.
Отдельной статьи заслуживает описание безопасного вождения мотоцикла. Рекомендации, сокращенные до одной фразы, выглядит так: «Не рассчитывайте на то, что вас заметят. Относитесь к другим транспортным средствам так, будто их водители желают вас убить».
Движение в тумане
Скопление в воздухе частичек конденсированного пара называется туманом. Нередко он формируется в низинах, где большая влажность может быстро проявить себя и почти мгновенно исчезнуть.
Это же касается горной местности, где дороги в буквальном смысле проходят сквозь облака. Вы можете ехать по трассе с отличной видимостью и внезапно оказаться в «молочной пелене».
Там может скрываться все что угодно: от дорожных ям до припаркованных грузовиков или поворотом дороги перед обрывом.
Туман опасен не только за счет сверхмалого расстояния видимости. Он обманывает зрение и «отдаляет» объекты. В результате скорость транспортного средства кажется ниже, а расстояние до препятствий больше. Вот что надо делать, оказавшись в такой ситуации:
- Сбавьте скорость, с «запасом». Не рассчитывайте на свою блестящую реакцию и орлиное зрение.
Включите противотуманные фары. Их лучи светят под туманом, поближе к земле, где концентрация водяного пара ниже. Это позволяет не только обозначить себя на дороге, но и хоть что-нибудь рассмотреть. При отсутствии «противотуманок» обязательно включите ближний свет. Не пытайтесь ехать «на дальнем», это только навредит. Дальний свет ярко подсветит капли тумана на линии обзора водителя места и сильно ухудшит видимость. - Откройте окно. Акустические волны в тумане распространяются лучше, чем в чистом воздухе. При необходимости подайте звуковой сигнал, чтобы предупредить о вашем месторасположении. Лучше ориентироваться на слух, чем вовсе не осознавать дорожной обстановки.
- Отпустить машину, которая едет перед вами, как можно дальше. Не забывайте об опасной способности тумана искажать расстояния. Оптимально сделать так, чтобы впереди идущее авто было на пределе видимости. Тогда вы сможете ориентироваться по нему, сохраняя возможность вовремя затормозить.
- Если туман слишком густой или вы не уверены в своих силах — остановитесь и переждите, заехав подальше на обочину или в подходящий «карман». Поставьте знак аварийной остановки, чтобы более смелые водители, движущиеся в кромешном тумане, смогли вовремя заметить ваше авто. Лучше опоздать на несколько часов, чем не приехать вовсе, встретившись со столбом или, что еще опаснее, залетев под кузов припаркованного грузовика.
Движение в дождь
В отличие от тумана, которого можно избежать, не выезжая ночью или рано утром, уберечься от дождя не получится. При этом он таит в себе сразу два угрожающих фактора: ухудшает дальность обзора и увеличение тормозного пути.
Крайне опасны первые капли дождя. На сухой дороге имеется слой пыли, который при попадании воды превращается в смазку, снижающую сцепление шин с дорогой. Проблема в том, что это происходит неожиданно, а скользкие участки невозможно определить на глаз. При этом машина ведет себя также, как в гололед.
Если дождь достаточно сильный и долгий, грязь смывается. Однако это не снимает проблемы скользкой дороги. Даже самые лучшие шины держат машину на мокром асфальте намного хуже, чем на сухом. Если же резина «лысая», то опасность возрастает в геометрической прогрессии. Вода из-под колес отводится по канавкам в покрышках, которые образуются за счет наличия ламелей.
Это обеспечивает надежное сцепление с дорогой в «пятне контакта». Изношенный протектор е в состоянии отвести воду, в результате чего возникает крайне опасный эффект аквапланирования, когда машина начинает буквально плыть по лужам, теряя сцепление с асфальтом.
Соответственно, траектория движения оказывается крайне непредсказуемой и нередко заканчивается больничной койкой или более грустным финалом.
Советы по безопасному вождению в дождь просты: если не уверены в качестве покрышек, то не спешите и сбавьте скорость, особенно перед поворотами и лужами. Если же уверены — все равно не спешите.
Движение в гололед
При недостаточном опыте вождения лучше попросту не выезжать на дорогу, покрытую льдом. Особенно это касается знаменитого «дня жестянщика», когда наледь на асфальте появляется впервые еще осенью. Этот тот день, когда «если не ты, то тебя».
Одни водители не успевают перестроить поведение на дороге в соответствии с ее состоянием, другие — сменить летнюю резину на зимнюю «липучку» или «шиповку».
Третьих ненастье застает врасплох и они, не успев поставить свое авто в гараж до весны, вынуждены добираться по ледяной дороге, не имея навыков.
Главные опасности скользкого покрытия: увеличение тормозного пути и высокая вероятность заноса. С первым можно бороться, снизив скорость. Нарушение движения автомобиля требует активных действий от водителя (если он не фаталист и не предпочитает наблюдать за хаотичным движением своего авто, оставаясь в водительском кресле).
Помните: вождение в гололед на переднем приводе сильно отличается от езды на заднеприводной машине. В обоих случаях нужно выкручивать руль в сторону заноса. Но без «фанатизма»: установите передние колеса точно в желаемом направлении движения.
Порядок работы с педалью газа радикально отличается. На переднем приводе нужно чуть добавить обороты, чтобы ведущие колеса вытащили машину. На заднем — отпустить газ, чтобы задние колеса начали притормаживать, выравнивая траекторию.
Полный привод требует не менять положения акселератора.
Самое важное — не поддаться панике и не пытаться остановить машину, нажав на тормоз. В этом случае вы полностью утратите контроль над ситуацией и сможете рассчитывать лишь на свою удачу. Важно отметить: везет в таких случаях крайне редко.
В остальном правила езды в гололед те же, что в любых сложных условиях: сбавьте скорость, держите дистанцию и не паникуйте.
Движение в сильный снегопад
Проблема состоит в плохой видимости, наличии снежного наката и наледи. Более того, свежий снег может скрывать под собой лед, который станет крайне неприятным сюрпризом при попытке остановиться перед перекрестком. Если рассматривать ненастье с этой стороны, то советы по вождению в снегопад будут те же, что для гололеда.
Длительный снегопад несет в себе дополнительную опасность: появление снежных заносов. Толстый покров сложно преодолеть даже на полноприводных машинах с блокировкой дифференциала. Для обычных городских легковушек уже небольшие сугробы могут стать непреодолимым препятствием.
Особенно это опасно на трассе, где придется долго дожидаться помощи и нет возможности бросить машину и согреться в помещении. Поэтому планировать загородные поездки нужно с учетом прогноза погоды.
Лучше перенести путешествие, чем застрять в снежном плену и не добраться до места назначения.
Если поездка в снегопад неизбежна или он застал вас врасплох, поможет следующее:
- хорошие зимние покрышки и цепи противоскольжения;
- удобная совковая лопата.
На заднеприводных машинах можно положить в багажник мешок с песком. Это улучшит сцепление ведущих колес с дорогой и даст просто и эффективный инструмент борьбы с гололедом. Багажник переднеприводной машины при возможности лучше не загружать, но захватить с собой немного песка тоже не помешает.
Перед началом движения дождитесь, пока обогреватель справится с запотевшими или заледеневшими стеклами и обеспечит хорошую видимость.
Алгоритм
Зимнее вождение требует соблюдения следующих правил, которые позволят справиться с заснеженной дорогой:
- Если не удается тронуться на скользком покрытии, попробуйте стартовать со второй передачи (на автоматической коробке включите «2» или «L»).
- Выехать из снега помогает «раскачка» — попеременное переключение первой и задней скорости. Можно просто «поиграть» сцеплением, выжимая его в крайней точке траектории, чтобы машина откатилась назад. На АКПП такой фокус не пройдет.
- Чтобы выбраться из сугроба, нужно очистить снег под ведущими колесами, особенно под тем, что буксует. Насыпьте песок или щебень под колеса.
- Попросите прохожих или пассажиров подтолкнуть машину. Это самый простой метод, эффективность которого зависит лишь от количества физической подготовки помощников.
- Если машина сидит на днище, придется лопатой удалить снег из-под него. Процедура нелегкая, но неизбежная.
- Никогда не выезжайте зимой за город с полупустым баком. Если вам не удастся самостоятельно выбраться из снежных заносов, запас горючего поможет не замерзнуть в машине, дожидаясь подмоги.
- Ни в коем случае не стойте в низине или в окружении сугробов с заведенным двигателем. Нужно, чтобы выхлопные газы не скапливались возле автомобиля. Иначе угарный газ может проникнуть в салон. Эффект будет не хуже, чем в закрытом гараже. Но оценить его смогут лишь те, кто потом найдет автомобиль. Постарайтесь выехать на бугор или холм, очистить снег вокруг машины. Иначе вы будете поставлены перед грустным выбором: замерзнуть или угореть.
Движение при сильном ветре
На небольших скоростях поток воздуха не несет никакой опасности автомобилисту. Исключение составляют лишь ураганы, которые способны сдвинуть или поднять машину вверх. Для мотоцикла, который обладает худшим соотношением парусности и массы, порывы ветра несут серьезную угрозу. Они могут заставить потерять равновесие или изменить траекторию движения.
На больших скоростях порывы ветра опасны для машин и мотоциклов. Особенно непредсказуемые последствия в сочетании со скользкой дорогой.
Пыль и мелкие предметы, поднятые ветром, могут попасть в глаза. Поэтому первое что надо сделать — закрыть окна в машине и опустить визор мотошлема.
Есть и другие крайне опасные моменты:
- Порыв ветра может сбить под колеса авто велосипедиста и даже вытолкнуть на дорогу пешехода, пропускающего транспорт.
- Ветер ломает столбы и деревья, которые внезапно падают на машину или перед ней.
- Поэтому при движении по дороге, возле которой растут крупные деревья, сбавить скорость до безопасной. Крыша машины может защитить от падения веток. Да и вероятность того, что дерево упадет точно на авто, невысока. Зато итог столкновения с толстым стволом на большой скорости предсказуем и крайне печален. Поэтому, как во всех предыдущих случаях, лучший совет — не торопитесь.
Поведение в критических ситуациях
Если аварии избежать не удается, позаботьтесь о том, чтобы выжить и минимизировать ущерб здоровью и имуществу. Правила поведения в аварийной обстановке таковы:
- Не пытайтесь выпрыгнуть из машин. Статистика говорит, что это уменьшает шансы на выживание в 10 раз. Лучше доверьтесь прочности металла и системам безопасности вашей машины.
- Никогда не отпускайте руль.
- Старайтесь избежать фронтальных столкновений. Забор, кусты или мелкие деревья намного безопаснее, чем лобовое со встречным автомобилем. Особенно если его массы превышает вес вашей машины. По поводу мотоцикла и говорить нечего.
- Скользящий удар снижает тяжесть последствий. До конца старайтесь свернуть.
- Перед ударом упритесь в руль руками, а ногами в пол. Напрягите тело и опустите голову.
- После аварии есть опасность возгорания машины. Поэтому необходимо быстро покинуть транспорт и помочь это сделать другим.
- По возможности убедитесь в отсутствии утечек топлива и отключите зажигание (лучше — аккумулятор).
- Если машина упала в реку (озеро, море и т.д.), необходимо дождаться пока вода заполнит салон и после этого открывать дверь. Иначе обратный вашему движению поток воды с силой утащит внутрь, усугубит положение и не даст выбраться. Машина с закрытыми окнами заполняется неторопливо. Это дает время на то, чтобы сориентироваться в ситуации и набрать в легкие запас воздуха.
Вождение автомобиля в сложных условиях: резюме
- Лучший способ выкарабкаться из неприятностей — не попадать в них. Поэтому по возможности старайтесь не выезжать в снег, дождь или гололед. Если пришлось выехать, держитесь в потоке. Большая скорость или обгон в сложных дорожных условиях — неоправданные факторы риска. Никогда не спешите. Горячка, как и паника, могут стоить вам жизни.
- Следите за состоянием шин и наличием достаточного количества топлива.
- И соблюдайте правила дорожного движения. Все пункты из них подкреплены реальными печальными событиями, поэтому нарушить ПДД — значит повторить чужие ошибки. Если есть время, пройдите в сертифицированной автошколе курс контраварийного вождения. Однажды это спасет жизнь.
Экстремальные ситуации на дороге при вождении в сложных условиях Ссылка на основную публикацию
Вождение при неблагоприятных погодных условиях | Автошкола
Зима – время неблагоприятных условий. Коммунальные службы стараются всеми силами обеспечить водителям комфортную дорогу, но это не всегда им удается. Особенно утром, когда дороги еще не расчищены от снега или не посыпаны. Автошкола «Формула-Авто» дает полную инструкцию о том, как сохранить жизнь и автомобиль во время неблагоприятных условий и как происходит вождение в гололед.
Что в себя включает экстремальное вождение
В неблагоприятных условиях крайне полезным будет навык контраварийного вождения. И это далеко не прихоть водителя показать всем свои умения и возможности машины.
Экстремальное вождение прежде всего применяется для обеспечения водителя навыками контроля над транспортным средством в неординарных условиях, которые зачастую влекут за собой опасность для его жизни.
Подобные навыки вождения помогут сохранить жизнь.
К экстремальной езде относят:
- Вождение в гололед:
- Преодоление препятствий;
- Уклонение от столкновений;
- Съезд с крутых склонов.
В нестандартных условиях машина теряет стабильный контроль и не имеет возможности регулироваться привычными методами. Обычная езда дает лишь 50% навыков в управлении машины, в то время как экстремальная – 100%.
Вождение автомобиля зимой
Каковы особенности вождения автомобиля зимой? Вождение в снежную погоду, а именно его особенности таковы —нужно обратить внимание на повышенный тормозной интервал и соблюдать дистанцию до впереди идущего автомобиля.
Под запретом резкое ускорение, торможение и перестроение. Эти приемы, осуществляемые в условиях гололеда или снегопада, неминуемо приведут к утрате соединения с дорожным покрытием и срыву транспортного средства в занос.
Выбор скоростного режима должен основываться на индивидуальных свойствах автомобиля и на типе установленных автомобильных покрышек.
Нужно обращать внимание на работу двигателя и держать обороты двигателя на значении, близком к началу уровня предельной тяги двигателя.
При непредвиденном заносе, резкое нажатие на педаль газа увеличит тягу двигателя до максимального уровня, что поможет мгновенно выйти из начинающего заноса.
Советы при вождении в дождь
При передвижении в автомобиле во время дождя, рекомендуется понизить скорость и нарастить расстояние до следующего автомобиля.
Нужно постараться не допустить резкие перестроения, ускорения и торможения. Предельно прямолинейное управление автомобилем – главное условия езды в дождь.
Теория вождения объясняет базовые основы поведения на дороге в непогоду, поэтому повторите ее на всякий случай.
В случае возникновения эффекта аквапланирования из-за резкого ухудшения содействия колес с дорогой, требуется плавно и поэтапно отпускать педаль газа. Мягкое торможение возобновит контакт автомобильных покрышек с дорожным покрытием.
К основным рекомендациям при дожде относится подключение дополнительного источника света. В условиях усиленного дождя нужно дополнительно включить аварийную сигнализацию.
Опасность вождения ночью
Ночь – это то время суток, когда от водителя требуется особое внимание к дороге. Из-за уменьшенного угла обзора, водителю виден лишь тот участок, что освещен фарами.
При ночной езде скорость визуально кажется меньшей, чем в действительности. Обгоняя других транспортные средства, водители нередко допускают существенные ошибки. Самой серьезной из них считается лобовое столкновение.
Поэтому рекомендуется следить за скоростью и не предпринимать необдуманные поступки.
Ночью наиболее вероятен риск ослепления дальним светом от автомобиля, движущегося на встречу. Когда машина слепит водителя своим светом, рекомендуется отвести взгляд на правую сторону дороги.
Самым действенным методом в данной ситуации будет кратковременное переключение света своих фар с ближнего на дальний.
Подобным действием водитель дает понять водителю встречного транспортного средства, что, возможно, тот забыл переключить дальний свет фар на ближний.
В ночное время суток не исключено появление животных на дороге. Чтобы избежать столкновения, рекомендуется внимательно смотреть как за ситуацией на дороге, так и на обочине.
Управление автомобилем в туман
В условиях ограниченной видимости — вождение в тумане — требуется снизить скорость до того уровня, когда можно будет экстренно затормозить из-за непредвиденного препятствия.
В подобных условиях всегда требуется включение дополнительных световых приборов или противотуманных фар. Если потребуется, можно включить аварийную сигнализацию для привлечения внимания остальных участников дорожного движения.
При вождении в туман не следует переключать ближний свет фар на дальний. Данная мера направлена на сокращение утомляемости водителя при длительном передвижении с использованием дальнего света.
Советы по соблюдению мер безопасности при вождении в иных неблагоприятных условиях
Дорога в плохую погоду (дождь) становится особенно скользкой из-за намокшей пыли и вытекшего масла с автомобилей. При таких условиях дорога становится чрезвычайно скользкой, так что вождение в дождь требует особой бдительности.
При сильном дожде рекомендуется выезжать заранее и ограничить скорость до 50 км/ч. В случае вынужденной остановки при дожде торможение должно осуществляться заранее и плавными движениями.
Перед лужами требуется снижать скорость. Данное действие поможет не въехать в возможную яму и избежать попадание воды на тормозные диски.
При вождении по грязи водитель рискует попасть в накатанную колею, выбраться из которой будет нелегкой задачей. В подобной ситуации рекомендовано осуществлять медленное движение вперед, одновременно усиленно крутя руль. В один из моментов передние колеса зацепятся за стенки колеи и вытянут транспорт.
Если выбраться так и не получилось, рекомендовано попробовать поднять передние колеса при помощи домкрата и уложить под них ветки. Такая манипуляция поможет протектору приобрести достаточное сцепление. Затем необходимо осторожно нажимать на педаль газа и машина выедет из препятствия.
Соблюдение несложных правил вождения в неблагоприятных погодных условиях обеспечит сохранность водителя, его машины и гарантирует безопасность другим участникам дорожного движения.
Управление автомобилем в гололед, на скользкой дороге
В России осенью и весной заморозки на почве не такая уж редкость, а о зиме и говорить нечего. Суровые погодные условия не только приводят к проблеме холодного пуска двигателя, но и увеличиваются вероятность возникновения опасных ситуаций на дороге, которые требуют от водителя немедленного принятия решений и хороших навыков вождения автомобиля в гололед. На что требуется обратить внимание, если вам предстоит управление автомобилем в условиях скользкой дороги? Читаем.
Какие шины выбрать для гололедицы
В сильный мороз сцепление шин с дорогой далеко от идеального, оно всё же намного лучше, чем при подтаявшем верхнем слое льда. Именно водяная пленка придаёт льду чрезвычайную скользкость. Некоторые автолюбители считают, что шины с крупным рисунком протектора лучше держат автомобиль на льду. Это заблуждение.
Для скользкого покрытия лучше выбирать шины с мелким, насыщенным рисунком протектора. Особенно хороши на зиму шины радиального типа.
Но даже при таком выборе коэффициент сцепления резины с ледяным покрытием не сможет обеспечить безопасность автомобиля. Когда обычная езда сменяется скольжением по льду, коэффициент сцепления, соответственно, уменьшается в полтора раза. При блокировке колёс, даже с очень глубоким или мелким рисунком протектора, автомобиль просто не реагирует на движения руля.
Вывод: Противоскользящие свойства протектора необходимо дополнительно усилить с помощью шипов. Шипованные шины — это то, без чего не обойтись в гололед.
Как тормозить на льду
Следует быть особенно внимательным и аккуратным при нажатии на педаль тормоза в гололед.
При управлении автомобилем, оснащённым антиблокировочной системой тормозов (АБС), компьютер сообщит вам, что следует разблокировать колёса, если при движении по льду произошла их блокировка.
Однако, не следует возлагать большие надежды на электронику, лучше справляться своими силами.
Нажим на педаль должен происходить прерывисто, тогда и автомобилем можно управлять уверенно. Если профессионал, управляя машиной, тормозит прерывисто, этого можно и не заметить. Работать педалью тормоза следует быстро, на грани блокировки колёс, однако не следует чересчур увлекаться этим приёмом.
Некоторые водители, которые уже имеют стаж управления автомобилем, отключают АБС в гололедицу. Делать этого всё-таки не следует, можно и ошибиться при торможении.
В гололед принято применять торможение двигателем, не выключая зажигание и передачу. Это следует делать таким образом:
а) сбрасываем подачу топлива, не выключая сцепления,
б) выжимаем сцепление, включаем низшую передачу
в) снова включаем сцепление.
Двигатель увеличит обороты и скорость автомобиля будет постепенно уменьшаться. При этом можно плавно нажать на педаль тормоза. Такое общее торможение довольно удобно. При управлении полноприводным автомобилем, торможение обеими способами даёт почти одинаковые результаты.
Однако, если тормозить на льду обеими способами одновременно, то скорость автомобиля не особо снизится. Большинство водителей при торможении на льду всё-таки отдают предпочтение торможению двигателем.
Эффективным приёмом зимой является торможение в снег. Использование сугробов для торможения можно использовать примерно до декабря. Сугробы в это время ещё не очень твёрдые — машина не пострадает, да и остановка её происходит довольно быстро, в противовес остановке на дороге. Инерция при торможении в снег практически равна нулю.
Важно: Ездить по глубокому снегу необходимо без остановок и переключения передач. Если застрянете в снегу, не допускайте, чтобы колёса длительное время буксовали.
Как маневрировать на льду
Маневрировать на льду возможно, но очень аккуратно, не совершая резких движений. Всякое резкое маневрирование, особенно вне наезженной колеи на дороге, грозит тем, что машину может начать крутить. Возникнет аварийная ситуация, которая в условиях напряженного городского движения нередко приводит к серьёзным ДТП.
Важно: На дороге, покрытой наледью, расстояние между автомобилями должно соответствовать скорости автомобиля, умноженной на два. Соблюдайте дистанцию!
Следуя этим простым советам, вы сможете обезопасить своё передвижение на автомобиле в гололёд.
Удачи на дорогах!
Водители БМВ могут быть спокойны — отличный выбор запчастей БМВ имеется в интернет-магазине «Зип-Эксперт». Скидки и бонусы всем зарегистрированным клиентам. Выгодные цены на запчасти BMW для автосервисов и оптовиков.
ВАМ ПОНРАВИЛАСЬ ЭТА СТАТЬЯ? ТОГДА ПОДЕЛИТЕСЬ ССЫЛКОЙ С ДРУЗЬЯМИ!
Внимание! Полное копирование материалов запрещено! Возможно копирование 1-2 абзацев статьи с указанием прямой, открытой ссылки на источник материала.
10 важных советов о вождении в гололед – Интенсив Школа вождения
Лед требует к себе уважения – это покрытие, где автомобиль может вести себя непредсказуемо. Водителю стоит максимально сконцентрироваться и постараться не допускать ошибок при управлении на льду.
ГДЕ СКОЛЬЗКО:
- Мосты – они промерзают быстрее и риск проявления льда на них выше.
- Продуваемые участки дороги. В таких местах, при наличии льда, боковой ветер может буквально «стащить» машину с дороги.
- В тени риск появления льда выше.
А здесь ОЧЕНЬ скользко:
- Накатанная полоса движения.
Там где ездит большинство машин — там и лёд блестит больше.
Там очень скользко! Ищите шершавый не блестящий лёд.
Обледеневший подъем вы не преодолеете, а на обледеневшем спуске — не остановитесь!
Если подъем скользкий, но короткий — его можно преодолеть с разгона, т.е. практически закатится на него за счет инерции от набранной скорости.
Планируйте маршрут в обход крутых подъёмов или спусков.
- В местах остановки и торможения транспорта (перед перекрёстками, светофорами, пешеходными переходами, выездом на главную дорогу, остановками общественного транспорта).
Не нужно надеяться, что удастся остановиться непосредственно перед местом остановки. Снижайте скорость заранее!
- Скользкие ледяные участки на прямой дороге преодолеваем без каких либо торможений, разгонов или поворотов руля — просто прокатываем.
- Тормозной путь в гололед намного выше ожидаемого!
- Тормозной путь может увеличиться в 10 раз!
- Выбирайте скорость меньше той, которая кажется вам достаточной.
- Соблюдайте дистанцию намного больше той, которая кажется вам достаточной.
- Если тормозим или разгоняемся — руль прямо.
- Рулить нужно скупо.
Чем меньше, тем лучше. Рулить плавно. Руль не перекручивать. Хорошо написано у Горбачёва: «Нужно уметь направлять машину по дуге требуемого радиуса одним движением руля». Это без тренировок не достижимо. Большинство водителей этого не умеют.
- Скорость снижать до поворота и проходить его с постоянной скоростью.
В повороте тормозить уже поздно, а разгоняться ещё рано!
На льду попытка совместить поворот с разгоном или торможением скорее всего приведет к выскальзыванию машины наружу поворота.
- Самым лучшим способом торможения на льду является ПЛАВНОЕ торможение без блокировки колёс.
Если автомобиль оснащён АБС, то тормозим без вмешательства антиблокировочной системы тормозов.
Если по каким-то причинам плавное торможение не получается, то можно прибегнуть к прерывистому торможению, а на машинах с АБС просто давим на тормоз очень сильно.
Суть прерывистого торможения не в том чтобы просто нажимать и отпускать педаль тормоза. Тормоз не отпускается частично или полностью (на льду как правило полностью) только в случае блокировки колеса (прекращения его вращения). И нажимается вновь сразу после возобновления колесом вращения. Лучше отработать торможение на специальной площадке для вождения.
- Не подпускайте к себе близко других водителей.
Они могут не понимать всю сложность ситуации.
Особенно водителей больших грузовиков.
- Не надейтесь только на чудесные свойства резины.
Никакой резины-липучки не существует. Зимняя резина просто сохраняет свою эластичность при низких температурах, а летняя резина дубеет на морозе.
- Не заучивайте рецепт поведения – будьте внимательны, думайте и анализируйте дорожную обстановку, действуйте на опережение.
Как и что делать, если машина начала скользить и вращаться объяснить и предвидеть все — сложно. Тем более, что люди, как правило, хотят просто заучить рецепт, а не вникнуть в суть. Нужно ориентироваться по обстановке. Делать свои выводы, руководствуясь знаниями основ и своим хорошим пониманием происходящего с машиной. ПРЕДВИДЕТЬ дальнейшее развитие ситуации и ДЕЙСТВОВАТЬ на ОПЕРЕЖЕНИЕ.
Для "экстремалов": некоторые приемы контраварийного вождения зимой
Казалось бы, приемы контраварийного вождения в современных авто с массой электронных помощников постепенно становятся ненужными. Но это не совсем так. Скорее, это справедливо для обычных дорожных условий.
Электронные помощники хорошо страхуют в городских условиях и тем более актуальны при движении по трассе, когда высокая скорость оставляет водителю совсем мало шансов на то, чтобы исправить допущенную ошибку в управлении.
В тоже время, зимой, а особенно в наших дорожных условиях, электронные помощники не всегда достаточно эффективны. В некоторых ситуациях навыки контраварийного вождения будут весьма кстати. Характерный пример – торможение в условиях гололеда на крутом спуске.
Казалось бы, что может еще сделать водитель, если он уже выжал педаль тормоза до упора, ABS лихорадочно трещит, а скорость не только не падает, а наоборот, нарастает? Именно в такой ситуации неожиданно для себя оказался один мой знакомый во время зимнего отдыха в Карпатах.
Пару занятий на автодроме помогли бы ему, справиться с этой, достаточно стандартной ситуацией. Но, он продолжал отчаянно давить на тормоз, упершись остекленевшим взглядом в снежный бруствер, являющийся последней преградой, отделяющей его от обрыва. Раллисты, в таких случаях, смотрят туда, куда собираются направить машину. Говорят, что моторная память сделает все остальное сама.
В данном случае, приятель тоже въехал туда, куда был направлен его взгляд, а отсутствие каких-либо навыков не позволило что-либо предпринять в этой ситуации. К сожалению, снежный бруствер не выдержал удар тяжелого внедорожника, и тот повис над пропастью передней осью.
Можно сказать, что всем пассажирам очень повезло. Ведь машина покачивалась над высоким обрывом, как в эффектном голливудском фильме. А в ожидании местного спасателя на лесовозе ее пришлось страховать всеми подручными средствами (в основном члены семьи держали машину руками за задний бампер).
Торможение
Так почему же хваленая ABS не справилась в этой ситуации? На самом деле ABS была придумана не столько для того, что бы уменьшить тормозной путь, а с целью сохранить управляемость автомобиля в экстремальной ситуации. Ведь часто бывает так, что водитель, начав экстренное торможение, вдруг понимает, что препятствие лучше объехать. Для такой ситуации и была создана ABS.
На голом льду, да еще и с горы, универсальная настройка антиблокировочной системы не очень эффективна. Но, если ей немного помочь старым дедовским способом, ритмично нажимая на педаль тормоза с интервалом примерно два раза в секунду, эффективность замедления существенно возрастает.
Хорошим подспорьем будет и последовательное переключение передач вниз. В данном же случае особо актуальна проблема в психологической неготовности к таким действиям. То есть можно знать обо всех этих способах замедления, но быть не готовым к их практическому применению в экстремальной ситуации.
Для тех же, у кого в автомобиле нет современных электронных помощников, без этих простых приемов зимой просто не обойтись.
Достаточно подкрепить теорию хотя бы несколькими часами самостоятельного обучения на подходящей площадке, и вождение зимой начнет приносить удовольствие.
Работа на площадке
Для тренировок подойдет любая ровная заснеженная площадка, еще лучше что-то вроде катка (финны любят замерзшие озера). На ней отмечаем границу начала торможения и коридор. Выбираем скорость движения, например, 40 км/ч, и просто тормозим, нажав педаль в пол. Отметьте место, где остановился капот вашего авто.
Теперь пробуем прерывистое торможение с равномерной частотой, когда мысленно можно отсчитать «раз-два». Этот интервал отсчитывается и для пауз, и для циклов нажатий. В зависимости от погодных и прочих условий, вы выиграете несколько метров, относительно первого результата. При условии, конечно, что удастся все сделать правильно.
Опытные инструкторы контраварийной подготовки могут держать тормозную педаль на грани блокировки колес – это еще эффективнее. Но чем более скользко под колесами, тем сложнее правильно это сделать. Так что в экстремальной ситуации лучше применять прерывистое торможение.
Еще один вид торможения, которому учат в школах контраварийной подготовки – торможение с разворотом машины под углом в 45-90 градусов к направлению движения. Этот вид торможения еще более эффективен, но воспользоваться этим приемом и психологически, и практически сложнее.
«Забрасывая» заднюю ось под углом к движению, мы получаем большую площадь контакта шин с дорожным покрытием. А в условиях зимы, задние колеса работают еще и как лопата бульдозера, собирая перед собой небольшой снежный бруствер. Это еще больше замедляет движение автомобиля.
Применительно к нашему примеру в горах, это выглядело бы так. Водитель, осознав всю опасность ситуации, принимает решение, во что бы то ни стало снизить скорость и вписаться в изгиб дороги. Для этого рулем следует чуть качнуть нос машины (понятно, что в сторону виднеющегося поворота, а не пропасти) и тянет за «ручник». Машину начинает разворачивать боком.
Тут надо рулем быстро корректировать направление ведущих колес, педалью тормоза работать, как при прерывистом торможении, а ручником можно корректировать степень заноса задней оси. В крайнем случае, если скорость не удалось погасить до безопасной, в таком положении можно «заправить» машину в поворот «по раллийному», то есть боком.
Опасность повреждения машины в этом случае остается, но это будут скорее мелкие повреждения, а никак не вылет с дороги в многометровую пропасть. Оценить эффективность всех описанных методов можно относительно результатов нашего первого торможения «в пол».
Поворот с боковым скольжением
Для того, кто уже научился тормозить, развернув машину боком, совершить в таком положении поворот уже совсем не сложно. Опять же, нужно смотреть туда, куда собираешься повернуть. Затем направляем туда управляемые колеса и дергаем ручник. Другие педали трогать пока не надо, разве только для заднеприводных авто – следует выжать сцепление.
Ручник нужно именно дергать, выжав кнопку его блокировки. «Хвост» понесло, сразу отпускаем ручной тормоз и быстро корректируем рулем управляемые колеса. Они все время должны быть направлены по траектории поворота. На выходе из заноса можно помочь передним колесам газом. Но нажимать на акселератор следует плавно, дабы не сорвать их в опасный букс.
Если в вашей машине стоит ESP (система стабилизации автомобиля), для отработки приема поворота с боковым скольжением, ее нужно отключить.
И, конечно же, не применяйте эти навыки на обычных дорогах. Другие участники движения вас, мягко говоря, не поймут. А вот быть готовым правильно применить приемы контраварийного вождения в экстремальной ситуации, нужно стремиться каждому водителю.
На нашем сайте можно узнать актуальные цены на:
Вождение в гололед. Главные «зимние правила» для водителя
Зима преподносит автомобилистам свои сюрпризы, поэтому правила вождения в гололед в это время года как никогда актуальны. Водитель всегда должен быть аккуратен, внимателен и не создавать на дороге потенциально опасных ситуаций. Это аксиомы, которым необходимо следовать неукоснительно.
Зима преподносит автомобилистам свои сюрпризы, поэтому правила вождения в гололед в это время года как никогда актуальны. Водитель всегда должен быть аккуратен, внимателен и не создавать на дороге потенциально опасных ситуаций. Это аксиомы, которым необходимо следовать неукоснительно.
Правило первое: Никакого лихачества!
Выполнение трюков на льду могут позволить себе только спортсмены и только на специальных площадках. И если автомобилист не является таковым, то о каких-либо «выкрутасах» ему следует забыть, как и о попытках проскочить, например, на желтый свет.
Нужно помнить, что на скользкой дороге машину может легко занести или начать «крутить».
Запомните, что демонстрация своего «мастерства» на деле является банальным неуважением к другим участникам дорожного движения, и подвергает опасности как их жизнь, так и жизнь самого лихача.
Правило второе: Безопасная дистанция.
Любой автомобилист знает, что на скользкой дороге тормозной путь значительно увеличивается, поэтому дистанция до впереди идущей машины должна быть увеличена, по меньшей мере, вдвое.
Внимание! Необходимо внимательно просматривать дорогу с нерегулируемыми пешеходными переходами, сразу же как они попадают в зону видимости. При приближении к ним и следует уменьшить скорость движения. Не забывайте, что резкое торможение в гололед может породить массу проблем, вплоть до гибели.
Правило третье: Плавное торможение
Снежная «каша» покрывающая гололед, не менее опасна для водителя, чем дорога похожая на «каток». Даже переобувшись в зимнюю резину, водитель не может быть уверенным в том, что он обезопасил свое передвижение.
Такая резина благодаря шипам и «липучкам» неплохо цепляется за корку льда, но поскольку при заснеженном гололеде полного контакта колес с твердой поверхностью нет, то и эффективность зимней резины значительно уменьшается. В такую погоду торможение должно быть плавным и состоять из нескольких подходов.
Наиболее распространенной ошибкой является резкое нажатие на педаль тормоза. В результате, колеса резко перестают вращаться, и автомобиль по инерции двигается дальше.
Правило четвертое: Как ездить по колее
Большие проблемы для водителей создает и образовавшаяся колея. По такой дороге ехать очень сложно, поскольку даже при небольшой скорости автомобиль ведет в сторону. При езде по испорченной колеей дороге не следует напрягаться «цепляясь» за руль. Нужно слегка расслабиться и позволить машине немного “шататься», разумеется, не забывая о том, что за рулем все-таки Вы.
Важно отметить, что когда у переднеприводной машины заносит заднюю часть, необходимо немного прибавить газ. Если же машина с задним приводом, то скорость нужно, наоборот, сбросить.
Правило пятое: Что делать, если занесло
«Заносом» называется ситуация, когда задняя часть машины норовит обогнать переднюю. Совладать с машиной при этом очень сложно.
Тем не менее, в таком случае необходимо выполнять действия, которые могу показаться неопытному водителю нелепыми. Руль следует держать прямо или поворачивать его в сторону заноса.
Если машина вращается, быстрее «укротить» вертящийся кузов помогут прямо выставленные колеса.
Важно! В гололед, прежде чем развернуть автомобиль нужно повернуть руль в сторону, в которую заносит машину. После этого нужно несильно нажать на педаль тормоза.
Благодаря слабому торможению вес машины перемещается на переднюю ось. В результате сцепление колес с поверхностью дороги заметно улучшается.