Как избежать заносов зимой на скользкой дороге, и как управлять машиной в ситуации, когда это уже произошло

С появлением гололеда на дорогах количество ДТП увеличивается в разы. И чем меньше у вас навыков вождения в зимних условиях, тем выше риски попасть в аварию. Как же правильно подготовить себя и автомобиль к опасному сезону?

Как избежать заносов зимой на скользкой дороге, и как управлять машиной в ситуации, когда это уже произошло

Готовим машину

Для многих водителей зима «наступает неожиданно», поэтому они встречают ее совершенно неподготовленными. Чтобы не попасть в подобную ситуацию, лучше всего ориентироваться на календарь и прогноз погоды. Примерно в конце осени или за несколько дней до обещанного похолодания следует «пройтись» по нижеуказанным пунктам и проверить свое авто.

Как избежать заносов зимой на скользкой дороге, и как управлять машиной в ситуации, когда это уже произошло

  • Зимняя резина. Можно, конечно, ездить на всесезонной резине, но зимние покрышки все же лучше подходят для суровых погодных условий. Особый рисунок на них обеспечивает лучшее сцепление с дорогой, покрытой снегом и/или льдом. И ездить получается более уверенно и безопасно.
  • Шипованные колеса. Они нужны не для всех. Если в вашем регионе зима «формальная», и ездить приходится по сухому, чистому асфальту с редкой наледью по утрам, то шипованная резина будет больше помехой, чем помощью. Но при езде по заснеженным и обледенелым дорогам шипование пригодится.
  • Стеклоочистительная жидкость. Зимой в стеклоомывателе должна быть незамерзающая жидкость. Кстати, на ее расход влияет состояние дворников, поэтому их тоже необходимо проверить заранее.
  • Дополнительные средства. В зимний период в автомобиле желательно иметь небольшую лопату, скребок для льда и щетку, чтобы очистить машину от снега. Желательно обработать замки водоотталкивающими средствами (чтобы они не покрылись снегом/льдом и не замерзли), а резиновую часть дверных проемов — силиконовой смазкой.

Как избежать заносов зимой на скользкой дороге, и как управлять машиной в ситуации, когда это уже произошло

Как правильно и безопасно ездить зимой

Поездки по заснеженным и/или замерзшим дорогам должны быть максимально аккуратными и плавными. Инструкторы по вождению часто сравнивают такие дороги с водоемом — движения и маневры должны быть такими же мягкими, как и в воде. Следует забыть о лихачестве, особенно о резких торможениях, сбросах газа, переключениях передачи, поворотах и обгонах.

Как избежать заносов зимой на скользкой дороге, и как управлять машиной в ситуации, когда это уже произошло

Для безопасности поездок рекомендуется соблюдать следующие правила:

  • На скользкой дороге следует увеличивать дистанцию при движении. В среднем, она должна быть примерно в 8 раз больше, чем при езде по сухой дороге. Это поможет безопасно тормозить, так как в гололед увеличивается тормозной путь, особенно если в авто установлена антиблокировочная система.
  • Неопытным водителям лучше не рисковать и, по возможности, ограничить поездки во время снегопадов и гололеда.
  • Тормозить следует не педалью тормоза, а двигателем или ездой по инерции, сбрасывая газ. Заранее потренируйтесь делать это плавно на сухой дороге или спецплощадках.
  • Набирать и переключать скорость также следует без рывков и мягко. Водителям машин с автоматической коробкой в этом плане легче, так как смена передач происходит постепенно, не нагружая привод.

Как избежать заносов зимой на скользкой дороге, и как управлять машиной в ситуации, когда это уже произошло

Что делать, чтобы избежать заноса

Машину не занесет при гололеде, если придерживаться следующих правил:

  • Сбрасывать скорость перед поворотом заранее. Если поворачивать на высокой скорости, то занос практически неизбежен.
  • Выбрать скорость для подъема или спуска и не переключать ее. Причем спуск требует пониженной передачи.
  • Учитывать возможное поведение других участников движения. Например, пешеходов, которым «вдруг» понадобится побежать за автобусом или перебежать переход. Поэтому желательно снижать скорость, подъезжая к перекресткам, переходам, остановкам общественного транспорта.
  • Газовать плавно, без повышенных оборотов двигателя, если старт предполагается на скользком и раскатанном участке дороги.

Как избежать заносов зимой на скользкой дороге, и как управлять машиной в ситуации, когда это уже произошло

Важно! Если заноса избежать не удалось, и автомобиль переднеприводный, то газ и сцепление следует выжать до упора, затем дождаться полной остановки машины.

В заднеприводном автомобиле рекомендуется резко повернуть руль в сторону заноса, затем сразу же выкрутить его в противоположном направлении и резко отпустить газ. Как только авто выровняется, можно прибавить газа и ехать дальше.

Если машина полноприводная, то в случае заноса необходимо вращать руль в его направлении, постепенно добавляя газа.

Как избежать заносов зимой на скользкой дороге, и как управлять машиной в ситуации, когда это уже произошло

Вывод

Все вышеуказанные советы помогут вам водить автомобиль зимой более уверенно и безопасно. Но потренироваться необходимо заранее, на сухих участках дороги, а лучше всего — на полигонах. Для большей уверенности можно взять несколько уроков у инструктора.

Будьте в курсе последних автомобильных новостей.
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Как правильно водить машину зимой: 10 вопросов преподавателю автошколы

Как избежать заносов зимой на скользкой дороге, и как управлять машиной в ситуации, когда это уже произошлоАлександр Снопкин преподает теорию в автошколе ДОСААФ. Говорит, впервые провести занятие его попросил военком: нужно было «натаскать» одну группу военкоматовских ребят. Потом пошло второе занятие, третье — так прошли 15 лет. Фото// Владимир Коцюба-Белых, Ревда-инфо.ру

С приходом зимы, как это обычно бывает, резко увеличилось количество ДТП. Только в пятницу, 11 ноября, как сообщали ревдинцы, у НСММЗ из-за снежной колеи на дороге столкнулись три машины. Как действовать, если попал в колею, как экстренно тормозить на зимней дороге, если поздно увидел пешехода, что делать в случае заноса — на эти и восемь других вопросов отвечает преподаватель теории автошколы ДОСААФ Александр Снопкин, сам опытный водитель.

1. С какими опасностями, кроме скользкой дороги и плохой видимости, может столкнуться водитель на зимней дороге?

Главная опасность, я считаю, в том, что водитель сам забывает, на какой он машине: легковушке или кроссовере. Легковая машина приземистая, ее труднее перевернуть, чем кроссовер. У кроссовера же повышенный клиренс, то есть дорожный просвет, и центр тяжести у него выше.

А чем выше центр тяжести и клиренс, тем больше шансов, что машина перевернется. Водители таких больших современных машин думают, что на на них им ничего не грозит, но в зимних условиях при прохождении поворотов их, наоборот, легче завалить на бок, чем нашу легковушку.

Таким образом, водителю нужно понять, какая под ним машина, привыкнуть к ней, как к женщине, и следить за скоростью. При этом и водителям легковушек, и водителям кроссоверов необходимо зимой менять стиль вождения. Я своим ученикам говорю так: в два раза снизить скорость разгона, торможения и прохождения поворотов.

Если летом поворачивать можно на скорости 50 км/ч, то зимой такой поворот нужно проходить при 30-ти. Потому что вероятность заноса — 100%.

2. В каких случаях автомобиль уходит в занос и как этого избежать?

По моей практике, чаще всего в занос уходят из-за резкого поворота руля на поворотах, также в занос можно уйти на крутых и пологих длинных спусках. Это бывает так: пошел на скоростной передаче, держал газ, отпустил — получил толчок, и машину понесло.

Кстати, на занос может повлиять даже неправильная посадка водителя. Когда водитель нагибается вперед, он не чувствует машину, его спина должна примыкать к спинке сиденья.

Только тогда можно почувствовать начало заноса — когда движок пошел в сторону — и предотвратить его.

Как избежать заносов зимой на скользкой дороге, и как управлять машиной в ситуации, когда это уже произошлоРеклама

3. Как быть, если случился занос?

Если занос все-таки случился, вспомните, на какой машине вы едете. Если это заднеприводная машина, во время заноса плавно (!) сбрасывайте газ, вежливо и ласково поворачивайте руль в сторону заноса.

Если же машина переднеприводная, немножко надавите на газ, плавно: резко даванете — передние колеса резко закрутятся и вас бросит в сторону заноса.

На полноприводных я обычно говорю своим ученикам поступать так, как на переднеприводных. 

4. Попал в колею. Что делать?

Попали в колею — ничего не делайте, так и двигайтесь и думайте, в какую сторону вам лучше выехать. Решили? Полегоньку прижимайте колеса к бортику, и где-то машина сама найдет место выхода. Не газуйте! И чувствуйте этот момент выхода! Иначе вас может повернуть поперек дороги.

5. Где в Ревде научиться выходить из заноса? Здесь есть курсы экстремального вождения?

Я считаю, что в каждой автошколе инструкторы по вождению должны уметь водить машину в экстремальных случаях и условиях. Специальных курсов нет, но договориться, чтобы вас научили экстремальному вождению, не школьным азам, я думаю, можно. 

Как избежать заносов зимой на скользкой дороге, и как управлять машиной в ситуации, когда это уже произошлоРеклама

6. В машине есть режим зимнего вождения. Он безопасен?

Режим зимнего вождения — кнопка возле рычага переключения передач на машинах с коробками-автоматами. Он нужен, чтобы машина смогла тронуться на льду.

На механической коробке передач, когда тяжело тронуться в гололед на первой скорости, включаем вторую тяговую передачу и трогаемся; педаль сцепления при этом должна идти внатяжку, не каждый так сможет сделать.

А при режиме зимнего вождения сама коробка в таком случае включает вторую-третью передачи. Вот для этого и нужна эта кнопка — чтобы тронуться с места в гололед. Люди ездят и с постоянно включенным режимом.

7. В чем разница между управлением автомобилем с механической и автоматической коробкой передач зимой?

Разницы никакой. Ну, за исключением того, что принудительно на автомате переключаться на пониженную передачу, как и летом, не нужно. Машина сама переключается.

8. Правда ли, что зимой не стоит ездить на нейтралке? Многие едут до перекрестков «накатом»

Уже доказано, что за сутки интенсивной езды при включении нейтральной передачи, чтобы доехать до перекрестка, автомобилист сэкономил пол-литра. Ну разве это реальная экономия? Нет. Двигаться на нейтралке вообще не желательно ни зимой, ни летом.

Так вы разрываете связь двигателя с колесами. То есть машина уже как бы неуправляемая. Представьте, что до перекрестка вы докатились по нормальной дороге, а дальше — гололед. Машину может просто выкинуть на перекресток или вообще с дороги.

Не знаю, кто учит ездить на нейтралке, это неправильно.

Как избежать заносов зимой на скользкой дороге, и как управлять машиной в ситуации, когда это уже произошло

9. Как правильно тормозить зимой, чтобы машину не развернуло?

В зимних условиях самое эффективное торможение — многократное нажатие на педаль тормоза. Не получается блокировки колес, то есть вы на грани этого. А когда блокировка происходит, это может привести и к заносу, и к сносу.

10. А как тормозить экстренно?

Смотрите по ситуации и думайте головой. А нужно ли вам тормозить в момент, когда пешеход уже выскочил на дорогу? Может, лучше уйти от столкновения, выйдя на встречку, если там нет транспорта? В любом случае при резком торможении машину будет тащить, она мертво не встанет. Так что думайте. И будьте аккуратны на дорогах!

Читайте также:  Mitsubishi eclipse cross 2018, обзор, комплектации, характеристики, стала известна цена

Скользкая дорога: как ездить в таких условиях (и что делать при заносе)

Весна календарная обернулась четвертым месяцем зимы. Всплеск ДТП, неуправляемые заносы и проверка водителей на мастерство – что делать, чтобы доехать без приключений? Мы собрали лучшие советы экспертов контраварийного вождения.

Как избежать заносов зимой на скользкой дороге, и как управлять машиной в ситуации, когда это уже произошло

Выбираем оптимальную скорость

Основная причина ДТП зимой – даже не сложное покрытие, а выбор безопасной скорости.

Посмотрите типичные видео с регистраторов: если скорость и дистанция выбраны правильно, даже в критичной ситуации, когда прямо перед вами заносит и разворачивает автомобиль, вы успеете среагировать и оттормозиться. Как минимум, снизитесь до минимальных последствий, даже если избежать столкновения не удастся.

Скорость нужно выбирать исходя из четырех факторов:

  • мастерство водителя: умение читать дорожную обстановку, прогнозировать развитие ситуации
  • дорожное покрытие: сухой асфальт, снежная каша, лед, колея;
  • особенности автомобиля: габариты, привод, электронные системы и ассистенты и пр.
  • видимость дороги: туман, осадки и пр.

Правильно «обуваемся»

Некоторые водители в попытке сэкономить решают поставить на переднеприводной автомобиль хорошие покрышки на переднюю ось, плохие – на заднюю, и совершают тем самым роковую ошибку. В любом повороте при таких исходных начнется снос задней оси, и даже при скорости 30-40 км/ч справиться с этим будет практически невозможно.

Нормальная зимняя резина с минимум 4 мм остаточного протектора на всех колесах – самое простое, что можно сделать для собственной безопасности. Простое, но важное. Если же ситуация с финансами критическая, ставьте лучшие покрышки на заднюю ось, как это делают владельцы заднеприводных авто.

Сидим прямо, смотрим в цель

Большое значение имеет правильный хват руля, особенно зимой. Две руки крепко держат руль – так вы не только сохраните управляемость, но и лучше будете чувствовать приближение заноса.

Привычка сидеть, сильно откинувшись назад или чересчур близко к рулю, он не сможет ни адекватно распознать начало скольжения, ни правильно отреагировать на него. Посадка, близкая к вертикальной, позволит вестибюлярному аппарату понимать и чувствовать спиной, что происходит с автомобилем, и вовремя принять меры.

Полезно будет потренироваться на специализированных площадках, понять, как ведет себя именно ваш автомобиль на разных покрытиях, сколько составляет тормозной путь, попробовать разные способы торможения, эффективные выходы из заноса.

Как избежать заносов зимой на скользкой дороге, и как управлять машиной в ситуации, когда это уже произошло

Едем по льду, снегу, в колее

При движении в снежной бугристой колее важно правильно оценить свои силы и параметры автомобиля – можно легко «сесть на пузо» и забуксовать.

Если решили ехать, руками – надежно держим руль, большие пальцы внутри. По неглубокой колее едем как и предполагается, глубокую же лучше объехать как бы поверху. Если скорость выбрана неправильно, автомобиль будет раскачиваться в колее, поэтому помимо снижения скорости многие советуют как бы прижаться к одной стороне колеи.

При выезде из оледеневшей колеи можно использовать прием раскачки: взять в другую сторону от выезда, как бы удариться о колею и с добавлением газа (немного!), и на основе этого толчка и помогая рулем уже в нужную сторону, выехать. Это позволит избежать ситуации, когда передняя часть авто выезжает из колеи сразу, а задняя буксует или уходит в занос.

Бывает сложно понять, что именно под колесами – почищенный асфальт или уже лед. Тут важно учитывать:

  • снежный покров может оказаться лучшим решением, чем почищенная раскатанная колея сбоку: после растворения снега химикатами образуется пленка воды, которая застывает уже при -5. Снег в данном случае более предсказуемое покрытие.
  • чтобы проверить, асфальт или тонкая наледь под колесами, коротко нажмите на тормоз – если срабатывает ABS, это лед.
  • имейте в виду, что там, где автомобили постоянно тормозят и разгоняются – лежачие полицейские, пешеходные переходы, перекрестки и т.п., образуются блестящие накатанные полосы. На таких участках адекватно затормозить или повернуть вы не сможете.
  • помните, что куда направлен взгляд водителя – туда и едет автомобиль. Поэтому не увлекайтесь рассматриванием дорожных препятствий. Чтобы машина следовала заданной траектории, смотрите туда, куда планируете привести ее. Это верно и для прямой, и в повороте.

Маневрируем безопасно

Все маневры – перестроения, повороты, разгон и торможение – нужноосуществлять на асфальте или укатанном снегу, чтобы обеспечить сцепление колес. Снижать скорость нужно заранее. Категорически нельзя маневрировать с одновременным торможением.

При совершении обгона на трассе зимой приходится преодолевать снежный барьер, разделяющий встречку. Делать это нужно на ровной тяге, выбрав скорость таким образом, чтобы не пришлось разгоняться по встречной полосе. Замедляться для возвращения в свою полосу тоже нужно только на прямых колесах.

То же самое касается прохождения поворотов. Безопасная скорость, замедление с прямо стоящими колесами и прохождение поворота под равномерной тягой – никаких резких ускорений и торможений одновременно с поворотом колес.

Как избежать заносов зимой на скользкой дороге, и как управлять машиной в ситуации, когда это уже произошло

Справляемся с заносом

Конечно, самое важное – не допустить сноса передней или задней оси. К заносу приводит резкое маневрирование, резкая прибавка газа или его сброс, резкое торможение. Другой момент – бугристая обледеневшая дорога с почти нулевым сцеплением, которая провоцирует снос и вращение.

По покрытию с недостаточным сцеплением нужно ехать с постоянной равномерной тягой – газ должен быть нажат, потому что иначе не будет силы, которая тянет машину вперед.

Тут ошибка начинающих водителей – резко бросать газ, когда возникает какая-то опасность. Так делать нельзя.

В сильном заносе добавить газ, особенно на переднем и полном приводе – то, что помогает справиться с ситуацией.

Важно оценить свои навыки: неподготовленному водителю справиться с серьезным заносом практически невозможно. Электронные системы стабилизации тоже не всесильны.

Самое важное при заносе – активная компенсирующая работа рулем. То есть мгновенно повернуть руль в сторону заноса и тут же возвращать его.

Задача – максимально быстро стабилизировать автомобиль. Потому что, если чуть задержать руль, машину начнет сносить уже в другую сторону.

А вот дергать ручник в заносе – плохая идея, это может привести к развороту автомобиля среди полосы.

Заботимся о себе

Самое главное правило в зимней поездке – трезво оценивать свои силы и возможности своего автомобиля.

И если есть сомнения, лучше рассмотреть другие варианты поездки – общественный транспорт, службы такси или аренда автомобиля, с которым вы будете уверены в безопасности в любой ситуации.

Также вы можете арендовать автомобиль с водителем, чтобы встретить, например, близких в аэропорту или показать город иностранным деловым партнерам в такую погоду и при сложившейся дорожной обстановке.

Не пропустите другие статьи о безопасном вождении зимой:

  • 6 опасных мифов о зимнем вождении – читать здесь
  • как избежать ДТП зимой – читать здесь.

Первый снег: особенности вождения полноприводного автомобиля зимой при гололеде

По статистике с каждым годом число водителей увеличивается как минимум на 300 000 человек. Некоторые из них уже имеют некоторый опыт управления авто в снег и гололед. Однако большинство обладателей свежих водительских прав столкнутся с подобными ситуациями впервые. Представленные ниже рекомендации позволят им овладеть спецификой зимней техники «пилотирования» в теории.

Общие правила езды на легковом автомобиле зимой на скользкой поверхности

В первую очередь вспомним об неотъемлемых атрибутах зимнего управления авто – это зимняя резина, исправное освещение и незамерзайка для омывателя. Если вы продолжаете ездить на летних покрышках, то дальше можете не читать.

Принцип №1: управлять машиной на скользкой дороге нужно плавно

Опытные инструктора рекомендуют при работе с педалями и рулевым колесом представлять себе такие же движения в бассейне, где вода замедляет любые процессы. Но, дело в том, что советы – это одно, а езда зимой на автомобиле – это совершенно другое.

Как избежать заносов зимой на скользкой дороге, и как управлять машиной в ситуации, когда это уже произошло

И когда поутру нельзя даже тронуться с места, все рекомендации сразу как-то вылетают из головы. Водитель резко жмет на газ, а машина стоит на месте или вообще соскальзывает куда-то в сторону. Здесь неплохо бы вспомнить еще один принцип.

Принцип №2: минимальные обороты

Тяговый запас, который летом помогает, в зимний период только мешает – колеса буксуют, и вся тяга уходит на шлифовку льда. Трогаться с места приходится со второй передачи, по такому же принципу функционируют АКПП с зимним режимом. Итак, выезжаем на минимальном газу, лучше заглохнуть несколько раз, чем застрять в колее.

Этот принцип можно включить и в особенности вождения полноприводного автомобиля зимой, кроме этого есть несколько проверенных рекомендаций:

  • Выбираться в раскачку, попеременно работая педалями газа и сцепления.
  • Не ставить авто впритирку к другим машинам.
  • Не подъезжать близко к тротуарам, где скапливается большое количество снега.
  • Стараться не останавливаться на подъем, при старте колеса гарантированно будут буксовать.

Не стоит надеяться на супервозможности тормозной системы авто в зимних условиях даже с шипованными покрышками. Нужно забыть о летних привычках, заблаговременно тормозить и держать увеличенную дистанцию. Сразу после выезда со двора протестировать тормоза и оценить реакцию машины.

Если АБС отсутствует, то ее нужно сымитировать прерывистым или ступенчатым торможением. Прерывистое торможение – это самая простая операция, которая доступна даже начинающему водителю. Нельзя забывать, что эффект и последствия от торможения что на полном приводе, что на моноприводе – везде одинаков.

Каковы особенности вождения переднеприводного автомобиля зимой: занос и управляемость

После торможения основной проблемой для водителя в зимних условиях является поворот. Многие автомобилисты уверяют, что авто с приводом на передние колеса в этом случае представляет идеальный вариант. Это действительно так, отличная курсовая устойчивость таких машин хорошо известна, и дает водителю значительно больше уверенности, чем классический заднеприводной транспорт.

Читайте также:  Ремонт и замена система смазки в тормозной системе своими руками

Как избежать заносов зимой на скользкой дороге, и как управлять машиной в ситуации, когда это уже произошло

Мотор постоянно нагружает переднюю ось, что способствует сцеплению колес с дорогой.

При этом нельзя забывать, что в особенности вождения переднеприводного автомобиля зимой входит такое понятие, как не сбрасывать обороты при входе в занос.

Не рекомендуется пользоваться тормозами, потому что это еще больше усугубит ситуацию. Владельцам машин с передним моноприводом стоит учесть несколько простых правил:

  • Начавшийся снос передних колес может остановить, как это ни парадоксально, занос задней оси. На мало скорости это достигается аккуратным торможением ручника с одновременным усилением оборотов.
  • В отличие от заднеприводной машины колеса при сносе здесь нужно направлять не в сторону заноса, а в сторону направления движения. Но на скоростях до 50 км/ч кратковременный поворот рулевого колеса в сторону начинающегося заноса позволит направить авто в нужном направлении.
  • На высоких скоростях переднеприводник реагирует на сброс газа заносом задней оси. Не каждый автомобилист готов в ситуации заноса добавить обороты. Но спонтанный сброс тяги – это то, что нам и нужно. Он спровоцирует занос задней оси, после чего нужно сразу же добавить оборотов и направить машину в необходимом направлении.
  • Если же автомобиль «закрутило», то сразу же нажимаем педали тормоза и сцепления одновременно. Такое решение позволяет стабилизировать положение и остановить вращение. Мотор при этом не заглохнет, что дает возможность быстро освободить полосу движения.

Потерю тяги на снежной целине можно устранить кратковременным выключением муфты сцепления. При торможении двигателем стоит активно использовать перегазовку перед переходом на низшие передачи.

Каковы особенности мастерского вождения полноприводного автомобиля зимой: не теряем бдительности

Определенная часть автомобилистов считает, что полный привод снимает все проблемы в плане управления на зимних дорогах. Да, такая машина – это высокая проходимость и динамика разгона. Но на скользкой трассе нужна филигранная работа газом, потому что занос обычно происходит неожиданно и выйти из него довольно проблематично.

Чтобы постичь особенности грамотного вождения полноприводного автомобиля зимой следует учитывать, каким из двух типов привода оснащен ваш транспорт.

Подключаемый полный привод Part-time

Практически это модель с задним приводом, в которой зачастую передняя ось подключается только на малой скорости и только по легкому бездорожью. Не стоит забывать, что отсутствие свободного межосевого дифференциала существенно ограничивает поворачиваемость.

Кроссоверы со староформатной вискомуфтой довольно часто вылетают в кювет на высоких скоростях, чего не скажешь о современной Haldex с пакетом электронных систем. Чтобы оптимально выбрать схему своих действий при сносе, нужно где-нибудь в безопасном месте сымитировать ситуацию и понять поведение машины.

Постоянный полный привод Full-time

Как избежать заносов зимой на скользкой дороге, и как управлять машиной в ситуации, когда это уже произошло

Как такового заноса с приводом Full-time нет, однако авто скользит в сторону обочины со стабильным положением кузова. Нужно заметить, что ситуация не зависит от того, какая зимняя резина была выбрана. При условии, когда на дороге есть место для маневра, то достаточно плавно добавить обороты, и машина постепенно стабилизирует положение.

Склонность сноса передней оси у автомашин с полным приводом широко известна. Такое поведение можно было бы отнести к особенностям вождения переднеприводного легкового автомобиля зимой, если бы не один момент.

Здесь постоянно задействована задняя ось, которая толкает «подскользнувшийся» перед. Попытка торможения и увеличения оборотов может не помочь.

Передние колеса, резко войдя в контакт с чистой трассой, могут снова бросить транспортное средство в снос.

Несколько рекомендаций для владельцев авто с полным приводом

Как уже выше отмечалось, 4х4 долго держит трассу, но срывается в занос абсолютно неожиданно. Чтобы избежать неприятной ситуации, следует придерживаться элементарных принципов:

  • Заранее до вхождения в поворот рассчитать скорость движения.
  • Ни в коем случае не сбрасывать обороты, автомобиль с приводом на все колеса сохранит управляемость при достаточном уровне тяги.
  • Рулем нужно работать аккуратно, резкие движения приведут к полной потере управления.

Кажущаяся сложность и противоречивость действий проходи после нескольких тренировок. Неоднократно испытав себя на скользкой трассе, вы приобретете рефлекс на любое поведение машины. Взяв на вооружение несколько советов, появится возможность прохождения поворотов на более высоких скоростях:

  • Немного снизить скорость перед маневром путем кратковременного торможения левой ногой, педаль газа в это время не отпускается.
  • Поворотом руля в сторону поворота установить авто как бы поперек шоссе. При этом начинается боковое скольжение, обороты не сбавляем.
  • Выходя из поворота, плавно добавить газ. Для сохранения достаточной тяги есть смысл перейти на более низкую передачу.

Резюме

Важно запомнить, что резкий сброс тяги может спровоцировать вращение машины, если под колесами оказался скользкий участок дороги. Такая ситуация возможна даже на прямом участке трассы.

Резких движений рулем следует избегать, но когда автомобиль пошел в занос, действовать нужно решительно. Чем резче поворот в сторону сноса, тем быстрее реакция на восстановления ситуации. Чтобы авто не попал в ритмический занос, после поворота колес в сторону заноса их необходимо сразу же вернуть в прежнее направление, не дожидаясь реакции.

Управляемый занос: полное руководство

Сегодня все больше водителей осваивают технику экстремального вождения, чтобы научиться контролировать поведение автомобиля почти в любой непредвиденной ситуации. Один из важных навыков экстремальной езды — управляемый занос. Эффектное зрелище, но, если нет понятия, как им пользоваться, последствия могут быть непредсказуемыми.

Управляемый занос – эффектное зрелище

Общие рекомендации

Ситуаций, когда автомобиль может уйти в занос, много. Но чаще всего это вхождение в поворот на большой скорости при движении по дорожному покрытию, не обеспечивающему надежное сцепление колес с дорогой. Усугубляет положение эффект неожиданности, когда вдруг под снежным покровом оказался лед, или ранним утром асфальт покрылся тоненькой наледью, а вы не заметили.

Эффект неожиданности усугубляет положение

Независимо от того, какой привод имеет автомобиль, общие рекомендации касаются вашей реакции на внезапную потерю контроля над управлением и быстрого реагирования в сложившейся ситуации.

  • Руки находятся на руле в положении «10 — 14», если представить рулевое колесо как циферблат часов;
  • Максимальная амплитуда движения руля: не успеете вывернуть руль — не сможете вывести машину из заноса;
  • Удержать автомобиль на дороге поможет закрытый хват, т.е. когда большой палец полностью обхватывает руль, а быстрые движения рулем успеют развернуть колеса в нужную сторону;
  • Забудьте о педали тормоза: машина не умеет одновременно тормозить и поворачивать. Работать при выводе авто из заноса нужно только газом.

Забудьте о тормозе, рабочая педаль при заносе – газ

Как избежать заноса зимой: грамотная подготовка автомобиля

Шансов избежать проблем будет больше, если грамотно подготовить автомобиль к зимним дорогам.

Водителям стоит «изучить матчасть» и понять, что происходит с транспортным средством во время потери управления. Когда возникает занос, задняя ось движется быстрее, чем передняя.

Это происходит, когда автомобиль наезжает на неровный или обледенелый участок, либо когда водитель слишком неаккуратно поворачивает руль.

В случае авто с задним приводом передняя ось замедляется, а задняя движется с той же скоростью или даже быстрее.

Возникает крутящий момент, который заставляет заднюю ось устремляться вперед — она стремится обогнать переднюю, что физически невыполнимо. Разница в скорости движения осей приводит к развороту транспортного средства.

Переднеприводные авто реже теряют управление, но исключать такой вариант развития событий тоже нельзя.

Эти нехитрые процедуры на порядок повысят устойчивость машины на дороге:

  1. Смена летней резины на зимнюю. Шины отвечают за сцепление с полотном. Чем резина качественные, тем выше параметры сцепки и тем ниже риск потерять контроль над машиной. Приобретая протекторы, выбирайте продукцию брендов с безупречной репутацией. Лучше потратить больше, чем подвергать себя, пассажиров и пешеходов необоснованному риску.
  2. Проверка и коррекция тормозной системы. Если между колесами, особенно располагающимися на одной оси, есть разница тормозных усилий, это неизбежно приведет к возникновению силового момента, направленного на разворот авто при торможении. А значит, до наступления холодов стоит обязательно проверить функциональность тормозной системы. Главные пункты в этом списке — ревизия износа колодок, тормозных дисков, барабанов, проверка подвижности суппортов и наличия антифриза в расширительном бачке. Важно также оценить равномерность тормозных усилий. Лучше всего с тестированием тормозов справятся профессиональные автомеханики.
  3. Проверка системы ESP. Важнейший фактор безопасности — курсовая устойчивость ESP. Эта система в современных моделях отвечает за автоматический выход машины из заноса. Автоматика тормозит уходящую вперед ось, стабилизирует скорость движения колес и обеспечивает равномерное движение всех точек соприкосновения шин с поверхностью.
  4. Тестирование ABS. Эта система не дает колесам идти юзом, что также повышает устойчивость автомобиля на дороге.

Как выводить машину из заноса?

Задний привод

И вот колеса пробуксовали, увлекая автомобиль в занос, руки вовремя не повернули руль, и машина ушла во вращение. Если вы за рулем заднеприводного автомобиля, надо быстро повернуть рулевое колесо в направлении заноса и отпустить педаль газа — машина стабилизируется.

Передний привод

В случае, когда ваш автомобиль переднеприводной, сделать неуправляемый занос управляемым еще проще. Руль поворачиваем в сторону заноса, нажимаем на газ, и авто стабилизируется.

Ставим колеса ровно и немного отжимаем педаль газа, чтобы дать передним колесам зацепиться за покрытие. Дальше можно прибавить газ, чтобы направить машину в нужном направлении. Если руки не успеют выровнять руль, то занос снова перейдет в категорию неуправляемых.

На тормоз нажимать категорически нельзя — на переднем приводе колеса должны все время тянуть вперед.

Если руки не успеют выровнять руль, то занос снова перейдет в категорию неуправляемых

Читайте также:  Главные причины, почему не работает печка chevrolet niva, и способы их устранения

Ложная уверенность: как правильно ездить зимой на полном приводе

Огромное, ожидающее меня ледовое поле, слегка припорошенное снегом, поначалу кажется уж слишком надуманным испытанием. Когда еще в реальной жизни попадешь в такие условия… За бортом +1, Новорижское шоссе покрыто водным раствором реагентов, но даже обычный переднеприводный хэтч чувствует себя на этой жиже более чем уверенно.

Полтора километра в сторону, съезд на проселок к полигону – и ситуация в корне меняется. Лед при пограничных околонулевых температурах особо скользкий, с водяной пленкой и на таком миксте не всегда эффективна даже шиповка… «На полном приводе было бы попроще…», – подумал я, в очередной раз отлавливая машину на простенькой дуге…

380-сильный топовый Jaguar F-Pace, конечно же, имеет массу «электронных помощников»: и ABS, и ESP, он умеет экстренно тормозить и динамически перераспределять крутящий момент… А еще у него, само собой, полный привод с многодисковой муфтой и приоритетом задней оси. Да нужно ли вообще учиться ездить зимой, имея такой арсенал? Нужно!

Семен Водильников, старший инструктор школы Jaguar Land Rover:

«Водителя любого автомобиля подстерегают две опасности. Первая – потеря стабильности, то есть снос передней оси. Вторая – потеря управляемости, то есть занос задней. При полноприводной схеме трансмиссии эти явления возникают реже благодаря перераспределению крутящего момента на каждую из осей, а в случае с F-Pace – еще и на каждое из колес.

  Почему пенится масло в двигателе и как это устранить

Основное преимущество полного привода – стабильный старт с места и возможность сохранять хорошую управляемость на достаточно высоких скоростях в процессе движения.

Статьи / Шины и диски Как понять, что ваши зимние шины пора менять? Ноябрь – самый холодный и горячий месяц одновременно. Самый холодный он для летних шин, которые значительно теряют в своих эксплуатационных характеристиках уже при температуре ниже +5°С – ну… 63994 0 30 02.11.2016

Если говорить о выборе наиболее безопасного типа полного привода, то еще десять лет назад я бы однозначно рекомендовал «постоянную» схему Full time, при которой крутящий момент сразу присутствует на обеих осях.

Нынешние же электронноуправляемые муфты настолько быстры, что при малейшей пробуксовке ведущей оси почти мгновенно, за 3,5 мс подключают заднюю или переднюю.

Но вы этого просто не почувствуете, так что смысла в постоянном полном приводе уже почти нет.

Тем более что большую часть времени вторая ось просто не нужна – это дает только повышенный расход топлива и все. И если уж мы говорим о безопасности и управляемости, то автомобиль с постоянным, не меняющимся моментом на двух осях не очень охотно движется по дуге.

Бывает так, что на поворачивающих колесах он просто мешает – такое случается на автомобилях с дифференциалом Torsen. Поэтому для обычных условий движения самые оправданные системы – на основе муфты Haldex при приоритете передней оси или муфты Magna при основной задней.

Но всегда следует помнить, что тормозной путь автомобиля, который очень важен, вообще никак не зависит от типа привода. Так что выбор автомобиля – это лишь малая часть успеха».

Семен Водильников, старший инструктор школы Jaguar Land Rover

Переходим от теории к практике на полигоне Jaguar Land Rover под Москвой. Первая задача на ледяном поле вроде бы и простая – «змейка» между конусами с постепенным увеличением амплитуды движения и скорости. Рано или поздно это должно привести к потере как стабильности, так и управляемости. Почему, что и как делать дальше, я узнаю по ходу этой увлекательной и интересной пьесы.

  • Мультимедийный дисплей F-Pace в режиме реального времени показывает мне, как распределяется момент по колесам, но мне некогда смотреть картинки.
  • 1 / 2
  • 2 / 2
  • Пока я не превышаю заданный лимит в 30 км/ч и рулю аккуратно, кроссовер прекрасно обходит конусы практически по голому льду даже на нешипованных шинах, не подключая ESP, о чем я могу судить по отсутствию характерного хруста и мигающих пиктограмм.
  • Семен Водильников, старший инструктор школы Jaguar Land Rover:

«Будем предельно честны. Для каждого типа покрытия, для каждого вида шин, для каждой конструкции автомобиля существует максимально допустимая скорость, на которой можно выполнить тот или иной маневр без потери стабильности или управляемости. Естественно, при правильной работе рулем, газом… При ошибках в «пилотировании» такая скорость будет меньше».

Так вот, любая, даже самая совершенная система стабилизации дает 20-процентную прибавку к максимальной скорости безопасного совершения маневра. Не более того. То есть, если на автомобиле без ESP вы пройдете эту площадку без потери курсовой устойчивости на 30 км/ч, то с электронной стабилизацией скорость будет 36 км/ч. Давайте попробуем!

  Топливный бак ваз 2114

С увеличением скорости и амплитуды объезда конусов корму начинает забрасывать в сторону, и автомобиль теряет управляемость. Лампочка ESP мигает, «Джаг» приобретает вялость, но боковое скольжение от этого не пропадает. Позвольте, а куда же смотрит вся электроника?

Семен Водильников, старший инструктор школы Jaguar Land Rover:

«Никто не отменял законы физики. Если импульс, сообщенный автомобилю при помощи акселератора, избыточен, то машина будет идти по тому вектору, в направлении которого изначально приложен момент.

  1. Направление можно корректировать при помощи руля, газа и всевозможных дополнительных технических решений, будь то перераспределение момента по осям или колесам или избирательное подтормаживание одного или нескольких колес.
  2. 1 / 2
  3. 2 / 2
  4. Но все это работает в определенных скоростных пределах.

Типичная ошибка – слишком высокая скорость вхождения в поворот. Если ее совершить зимой, скорее всего последует снос передней оси наружу, откорректировать который весьма сложно. Конечно же, есть профессиональные или спортивные техники вождения, позволяющие ездить с очень высокими скоростями, но это особая статья, которой учатся годами.

Любая электронная система стабилизации – это, прежде всего, анализатор правильности наших действий за рулем, а лишь во вторую очередь действенный помощник. Если водитель не в состоянии определить момент срыва осей в скольжение, сработавшая автоматика – первый показатель того, что скорость нужно сбрасывать.

Не сию секунду бить по тормозам, а понимать: дорожные условия таковы, что входить в следующий поворот или совершать перестроение даже на идеально прямой трассе нужно более осторожно.

И, конечно же, не пытаться тормозить во время маневров или на дуге. В этом случае поможет только корректное управление. Но это, опять же, тема для множественных теоретических и практических занятий.

Если опыта нет, то проще просто ехать помедленнее. Даже на полном приводе».

Еще одно упражнение – разгон с «газом в пол» и экстренное торможение.

На льду даже полноприводная трансмиссия с трудом переваривает 460 Нм крутящего момента F-Pace, и рулем для поддержания стабильности прямолинейного движения приходится работать на опережение.

Система стабилизации, которая включает в себя и контроль тяги, пока выключена. Команда инструктора, тормоз в пол, стрекот ABS – и автомобиль останавливается, не отклоняясь от курса.

Семен Водильников, старший инструктор школы Jaguar Land Rover:

«Электроника стопроцентно справляется со своими функциями, определяя, как нужно разнести усилие на тормозные машинки по осям. Но самое эффективное торможение будет не с педалью в полу, а на грани срабатывания ABS. Такой метод достигается только путем тренировок и безусловным знанием повадок автомобиля, которым вы пользуетесь».

С включенной электроникой все происходит куда спокойнее. Она «придушивает» мотор, исправляет нарочитую грубость управления и ошибки, не позволяя сверхмощному Jaguar уходить с курса. Как раз в этом случае и полный привод на все сто отрабатывает свое существование.

Семен Водильников, старший инструктор школы Jaguar Land Rover:

«Зимой автомобиль может заскользить наружу и на небольших скоростях. Малоопытные водители полноприводников часто совершают ошибку, думая, что на таком автомобиле можно добавлять газ уже на входе в поворот. В результате получаем скольжение обеих осей.

Выход из ситуации один: стабилизировать переднюю ось, распрямляя руль и пытаясь зацепиться за покрытие, затем компенсировать занос задней за счет добавления слабого, «тянущего» газа. И снова нужен опыт и практические занятия на собственной машине.

Но бывает и так, что на вовсе минимальной скорости машина не едет туда, куда нужно. Вроде вы до упора выкрутили руль влево, а она не слушается и идет прямо или даже вправо. В этом случае выйти на нужный курс поможет вращение руля в сторону сноса оси, в данном случае – вправо. Выполнить это простое движение мешают стереотипы, избавиться от которых можно только путем тренировок.

Даже самому опытному водителю я бы порекомендовал раз в год проходить курсы повышения водительского мастерства или контраварийной подготовки. Если такой возможности нет – находить свободную площадку, на которой можно отработать те или иные освоенные ранее приемы и доводить их до автоматизма. В этом случае риск попасть в неприятную ситуацию, особенно зимой, многократно снизится».

И напоследок несколько моментов сугубо про машины 4х4:

  1. Полноприводный автомобиль стабилизируется только «под газом».
  2. Стабилизировавшись, он продолжает разгон, который не всегда безопасен при сложившейся дорожной ситуации.
  3. Попытка резко затормозить в таких условиях чаще всего приводит к возвращению первоначальной нестабильности или неуправляемости, даже если траектория прямолинейная.

Что в итоге?

Если вы неискушенный водитель, который не имеет желания и возможности регулярно тренироваться и «набивать руку», то проще всего ездить достаточно медленно, даже если у вас высокий автомобиль с полным приводом, который внушает уверенность.

  Что делать если обвис потолок в машине

  • Опрос
  • Вы теряли управление на полном приводе?
  • Ваш голос
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector