Из-за коронавируса в ближайшее время в мире ожидается дефицит автомобилей

 Liu Debin / ZUMA Press / Global Look Press

В России на падение рынка в первую очередь влияет обвал курса рубля, вызванный резким снижением цен на нефть. Согласно различным оценкам, по итогам года рынок может просесть на 5–10% в связи с прогнозируемым ростом цен. Впрочем, перебои с поставками компонентов, вызванные вспышкой болезни, могут только усугубить и без того сложную ситуацию.

Автосалоны отменены, новинки под вопросом

Эпидемия привела к отмене или переносу масштабных выставок и форумов по всему миру. Не обошла ситуация стороной и крупнейшие международные автосалоны.

Сначала стало известно об отказе от проведения Пекинского автосалона в апреле.

Это одна из самых массовых подобных площадок в Китае, где, помимо местных производителей, свои новинки регулярно показывают лидеры мирового автопрома, в том числе Mercedes-Benz, Volkswagen, Audi, BMW и Ford.

С приходом коронавируса в Европу отменили и Женевский автосалон, который должен был открыться в начале марта.

Организаторы до последнего момента надеялись провести выставку, не знавшую перерывов со времен Второй мировой войны, пока швейцарское правительство не запретило все массовые мероприятия с участием более одной тысячи человек.

На вопрос о том, кто возместит огромные финансовые потери участникам, президент организационного совета Морис Турретини лишь пожал плечами и саркастически пожелал удачи в судебных тяжбах с местными властями.

Многие компании провели премьеры своих автомобилей в онлайн-режиме, однако некоторые важнейшие новинки мир до сих пор так и не увидел. Скажем, так и не состоялась премьера компактного кроссовера Toyota на базе хэтчбека Yaris, который был разработан специально для европейского рынка с претензиями на лидерство в сегменте.

По вине вируса не состоится и мотор-шоу в Нью-Йорке, запланированное на середину апреля. В связи с проникновением COVID-19 в США мероприятие со 120-летней историей предварительно решено перенести на конец августа — начало сентября.

Из-за коронавируса в ближайшее время в мире ожидается дефицит автомобилей

 Komsomolskaya Pravda / Global Look Press

На эти же даты намечен Московский международный автомобильный салон, проводимый в российской столице по четным годам, который теперь тоже попал под угрозу. Директор выставки Петр Тутарашвили заявил, что окончательное решение о проведении ММАС-2020 организаторы должны принять до конца весны.

Удар по автоспорту

Трибуны стадионов и спортивных площадок опустели. Остановлен регулярный чемпионат НХЛ и ведущие футбольные лиги в Европе, а проведение международных мероприятий вроде чемпионата мира по хоккею, европейского футбольного первенства и летних Олимпийских игр под большим вопросом. Не стал исключением и автоспорт.

Уже известно об отмене апрельского Гран-при Формулы-1 в Шанхае, а также этапа главного гоночного чемпионата в Австралии, который должен был состояться в Мельбурне в ближайший уик-энд. Вместе с первым этапом нового сезона отменили все гонки поддержки и любые сопутствующие мероприятия, запланированные на выходные.

Из-за коронавируса в ближайшее время в мире ожидается дефицит автомобилей

 HOCH ZWEI / imago-images.de / Global Look Press

Все началось с того, что McLaren объявил о снятии с соревнования, так как у одного из механиков команды был обнаружен коронавирус. Все сотрудники коллектива, побывавшие в Австралии, ближайшие 14 дней проведут в полной изоляции.

Планировалось, что сезон Формулы-1 начнется в Бахрейне, а сама гонка пройдет без зрителей, но на прошлой неделе и она была полностью отменена, как и следующий этап во Вьетнаме. Скорее всего, в мае не состоится Гран-при Нидерландов, и сейчас сезон планируют запустить уже с Гран-при Азербайджана в июне.

Угроза для такси

Добрался коронавирус и до такси. Крупнейший в мире сервис Uber намерен временно поставить на блокировку аккаунты всех водителей и пассажиров в США, у которых был обнаружен COVID-19. Компания 24 часа в сутки отслеживает ситуацию и координирует действия с местными властями, оперативно реагируя на данные врачей и закрывая учетные записи людей, попавших под угрозу заражения.

При этом Uber обещает выплачивать денежную компенсацию за 14 суток карантина водителям и другим сотрудникам, попавшим в изоляцию в связи с подозрением в заболевании. Подобная практика уже введена в США, Мексике и Великобритании.

Из-за коронавируса в ближайшее время в мире ожидается дефицит автомобилей

 Geovien So / Keystone Press Agency / Global Look Press

«Пришло время делать запасы»: чем закончится коронавирусный кризис для населения

Из-за коронавируса в ближайшее время в мире ожидается дефицит автомобилей

Делягин называет современный экономический кризис логистическим

Проект федерального бюджета России на 2022-2024 годы, внесенный правительством, находится на рассмотрении Госдумы и ждет второго чтения. В период пандемии коронавируса вопросы бюджета и экономического курса страны становятся особо актуальными.

Так или иначе, коронавирус стал причиной экономического кризиса, который повлек рост цен, банкротства различных предприятий и ударил по рынку труда. Депутат Государственной Думы, экономист Михаил Делягин поделился своей точкой зрения на тему бюджета и экономического кризиса.

О том, что именно стоит за экономическим кризисом, какая судьба ждет малый и средний бизнес и к чему готовиться россиянам – в интервью «ФедералПресс».

Эксперт

Из-за коронавируса в ближайшее время в мире ожидается дефицит автомобилей подробнее

Михаил Геннадьевич! Эксперты рисуют нерадостные прогнозы на 2022-2024 год…

— Ну что вы, официальный прогноз весьма позитивный! Бюджет сверстан исходя из того, что мы практически победим в следующем году коронавирус. Вот сейчас истерика-истерика, а потом будет все хорошо. Вирус не будет оказывать никакого значимого влияния на экономику.

При этом будет очень дешевая нефть и очень низкая инфляция. Она будет держаться строго по прочерченной линии с подписанным значением «4 %», и так ближайшие 3 года. Так экономическая модель показала. При этом будет столь же неизменен экономический рост в 3 %, тоже в виде устойчивой ровной линии.

Как гвоздем прибили – без гвоздодера не оторвешь.

Это эксперты такую модель проецируют?

— Это я вам рассказываю, какие картинки рисует Министерство экономического развития. Таких «экспертов» мне встречать еще не приходилось.

Каково же мнение эксперта Делягина?

— Мы имеем очень глубокие проблемы, на которые никто не обращает внимания. Ну, кроме обычных людей. Проблема первая: что такое коронобесие с точки зрения экономики? Это выжигание малого и среднего бизнеса.

Обратите внимание – стройки работают, крупные фирмы работают, крупные производства работают… Мы с вами уже начинаем привыкать, что коронавирус – страшная вещь – распространяется в музеях, библиотеках, кафе и барах, но не распространяется в московском метро, куда люди набиваются как сельди в бочку.

Так вот по этому же принципу вирус никоим образом не поражает крупный бизнес, только малый. Почему? Если верить Сергею Юрьевичу Глазьеву, у нас строится блатной феодализм.

В условиях блатного феодализма какой класс является враждебным власти? При капитализме враждебными классами являются пролетариат и крестьянство под предводительством одичалой интеллигенции. А вот при феодализме враждебный класс – это малая и средняя буржуазия. Вот его-то, так, видимо, считает власть, нужно в превентивных целях выжигать, чтобы не было буржуазно-демократической революции.

Классовый подход?

— Да. Но здесь работают и денежные интересы. У нас же страна «вымаривается» искусственно созданным денежным голодом, который осуществляется в интересах глобальных спекулянтов.

Потому что каждый рубль, который не попал на спекулятивные рынки, а был направлен на развитие, на выплату зарплаты, – это деньги, украденные у «хозяев жизни». Поэтому денег в экономике быть не может.

Уровень жизни людей падает, а статистика поразительным образом этого не отображает, потому что складывают уборщицу с Абрамовичем.

Какие последствия будет иметь истребление малого и среднего бизнеса?

— Вот вам реальные примеры: фермеры Калининградской области, Белгородской, да со всех волостей пишут, рыдая, что они не могут доставить свою продукцию в город на продажу. Локдаун, куар-коды не позволяют это сделать. Фермер не может отвезти молоко к месту переработки. Это им запрещено местной областной властью. Ну, первую неделю это молоко они выливают в канаву.

Встает вопрос: что делать с ним вторую неделю? Если молоко постоянно выливать в канаву, оно бродит, киснет и начинает становиться угрозой для здоровья, как ни смешно. Далее, они вынуждены резать скот. И фермеры, играя в подобные игры с государством не впервой, понимают, что выхода из ситуации нет. Конструктивная созидательная деятельность истребляется на корню.

Внутри всей страны происходит разрушение товаропроизводящей сети. Гайдаровский подход «зачем нам что-то производить, когда мы купим» уже не работает. Деньги-то есть, можно заказать что угодно. Но в связи с кризисом вам просто не привезут то, что вы оплатили. Один мой знакомый воссоздал завод «Кировец».

Сейчас он переоборудует и ремонтирует цех, стоимость которого 9 миллиардов рублей. Это в полтора раза дороже, чем весь завод, строящийся на «Россельмаше». Так вот мой знакомый привык вкладываться со смыслом, брать пусть дороже, но лучше, чтоб медленней выходило из строя.

Он списывается со своими привычными проверенными немецкими поставщиками и в надежде на скидку радует их, что у него выросла потребность в гидравлике, и он хочет увеличить объём закупки. На что педантичные немцы ему отвечают, что, дескать, дорогой товарищ, мы, наверное, следующим летом вам скажем, когда сможем поставить эту гидравлику.

Вы себе не представляете, насколько подобная риторика нехарактерна для немцев, которые дают ответ в часах, секундах, килограммах, граммах и долларах до цента.

Кризис начинается с логистики?

— И этот кризис в логистике разрушает производство. Непосредственная причина логистического кризиса заключается в том, что по всему миру произошел коллапс в портах, которые долгое время не работали. Сгружать элементарно некуда. Сначала пропускают скоропортящиеся продукты, а остальные откладывают в огромных размеров долгий ящик.

И, наконец, истерия вокруг коронавируса. Вы только подумайте – вирус, который живет на стали! В симбиозе с железом! Поэтому рандомное количество контейнеров во всех портах мира хаотично отбирается и отправляется на дезинфекцию. Дезинфицировать все невозможно просто потому, что мир остановится и умрет.

Потому вот это произвольное количество отправляется неизвестно куда и зависает там на месяц. Я подозреваю, что там даже ничего не обрабатывается. Ибо смысл? Просто необходим отчет и соблюдение правил игры. В результате поставка превратилась в русскую рулетку. Вы покупаете товар.

В связи с высокой неопределенностью вы его даже вперед оплачиваете, а дальше понимаете, что он обязательно придет, но неизвестно когда.

Что означает обрушение внутристрановой цепочки поставок и внешней одновременно, и параллельно с разрушением производства и внутри, и снаружи? Это можно назвать торговым дефицитом. Но в сфере продовольствия это называется голодом.

К чему готовиться? Трудности с продовольствием могут начаться уже сейчас?

Читайте также:  Как правильно выбрать и заменить тосол на ваз 2106: пошаговая инструкция

— Нет, в этом году мы едем по инерции. А в следующем – уже вопрос открытый. Пришло время делать запасы. Можно и деньги запасать. Причем в долларах или евро, потому что они ликвидны. С точки зрения надежности – вообще лучше делать запасы в швейцарских франках. Но если вам завтра понадобится поменять швейцарский франк на рубли, то в провинции вы этого не сделаете.

А доллар и евро поменяете. Но есть проблема, потому что евро сейчас будет дешеветь. Ибо евро – это производная от немецкой промышленности, а силы, пришедшие к власти в Германии, являются антипромышленными. Так что остается доллар. Но если лягут мировые фондовые рынки, доллар после этого сначала резко подскочит, а потом ляжет следом. Так что и тут все не очень хорошо.

Деньги можно копить, но их есть нельзя.

Запасать муку-крупу?

— Нет, муку не советую. Ее нужно просеивать. А городской житель раз в 3 месяца этого делать не будет. Нужно запасать гречку. Может быть, даже и соль. Обязательно – консервы. Неплохо запасти мед – это самый лучший продукт для всех кризисных времен.

В каких масштабах?

— Пока запасайтесь на 3 месяца. Но важна география проживания. В мегаполисе пока, может, и не надо делать запасы.

А если у вас населенный пункт, где нет независимых друг от друга трех магазинов, то делайте запасы сейчас и не меньше чем на полгода.

Потому что завтра придет какая-нибудь комиссия, скажет, что у этого хозяина 7 лет назад было неправильно оформленное разрешение, и закроет эти магазины.

ФедералПресс / Виктор Вытольский

Продажи новых автомобилей могут упасть вдвое из-за коронавируса

Из-за коронавируса в ближайшее время в мире ожидается дефицит автомобилей

Евгений Разумный / Ведомости

Продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей в этом году могут снизиться в 2 раза до 900 000 машин, прогнозирует консалтинговая компания BCG.

В прошлом году в России продажи новых автомобилей снизились на 2,3% до 1,76 млн штук. BCG ожидала, что в этом году рынок чуть-чуть подрастет – до 1,8 млн авто. Теперь компания пересмотрела прогноз.

Оптимистичный предусматривает 20%-ное падение рынка до 1,4 млн автомобилей, пессимистичный – двукратное – до 0,9 млн. При наиболее вероятном сценарии продажи машин упадут на 26–37% до 1,1–1,3 млн штук.

Если реализуется худший сценарий, продажи машин упадут до минимума за последние 20 лет. Даже в конце прошлого – начале нынешнего века в России продавалось более 900 000 автомобилей в год. А за последние 14 лет продажи никогда не опускались ниже 1,4 млн шт. Рекорд был поставлен в 2012 г. – 2,94 млн машин.

Если спрос на коммерческую технику поддерживается государством, то в легковом сегменте ситуация хуже, констатирует директор в московском офисе BCG Эдуард Черкин.

По данным BCG, 42% потребителей планируют сократить расходы в условиях эпидемии, отказавшись от покупки автомобиля.

Падение спроса на легковые автомобили ожидается в апреле и мае, отмечает он: «Дилеры, которые ослабнут или не справятся с управлением кризисом ликвидности, рискуют уйти с рынка».

BCG ожидает восстановления спроса по мере преодоления пика кризиса, и тогда дилерам и автопроизводителям придется удовлетворять «резко растущие потребности клиентов» и обеспечивать готовность заказов. Сейчас российские автопроизводители загрузили производства и стараются использовать время, чтобы максимально отработать до майских праздников, говорит Черкин.

В марте российский авторынок пережил всплеск продаж: покупатели опасались роста цен на автомобили из-за снижения курса рубля к доллару и евро.

Но с 28 марта, после введения первой «выходной недели», деятельность авторитейла практически парализована, говорит президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры» Олег Мосеев.

В некоторых регионах возможен лишь ремонт, но это отрасль не спасет.

Даже окончание эпидемии не приведет к резкому восстановлению продаж, полагает руководитель управления инвестиционных стратегий «БКС Брокер» Виктор Бондарович: «У населения, потерявшего работу, пока нет денег на технику, только на продукты, лекарства и коммуналку». По оценкам эксперта, до трети дилеров могут уйти с рынка.

Аналитик «ВТБ Капитал» Владимир Беспалов думает, что за лето ситуация может измениться в лучшую сторону, но нужны меры господдержки. Никто не может предположить, когда закончится режим самоизоляции и что будет со спросом на автомобили после этого, рассуждает он, но падение до 50% маловероятно – в 2019 г. рынок был далеко не на пике.

Продажи в апреле сократятся в 3–10 раз, считает директор аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков. В мае возможно такое же падение, все зависит от того, когда завершится режим самоизоляции.

Но и после возвращения к обычной жизни спрос вряд ли восстановится, так как снизится покупательская способность, а цены вырастут. В целом по итогам года он допускает падение продаж в 1,5–2 раза, на восстановление потребуется несколько лет.

В ближайшие два-три года закроются 20–40% дилерских предприятий и ряд автопроизводителей, но возможно появление дилеров нового цифрового формата, работающих в партнерстве со смежными отраслями, считает он.

Коронавирус ставит автопром на паузу

Нас ждёт повышение цен и возможный дефицит автомобилей — вспышка китайского коронавируса распространяется по миру слишком быстро, и автопром уже ощущает последствия. Если вы планировали покупать машину в обозримом будущем, лучше это сделать сейчас. И, кстати, не надейтесь на удешевление бензина — ниже объясним почему.

Нефтедоллары не в радость

Проблемы с экономикой Китая начались ещё в феврале, из-за чего стали падать цены на нефть.

В начале марта Россия и страны ОПЕК попытались договорить о новом соглашении, но разошлись во взглядах относительно того, как нужно действовать в кризис.

Новое соглашение подписать не удалось, и Саудовская Аравия пообещала залить мир дешевым сырьем, а цена нефти упала до трёхгодичного минимума. С ней опять рухнули и рубль: доллар стоит более 70 рублей, евро — более 80 рублей.

Цены на автомобили в России зависят от курсов валют почти напрямую: например, за последние пять лет курс доллара вырос на 73%, цены на автомобили — на 76% (данные агентства «Автостат»). Автопроизводители сглаживали всплески курсов, которые были осенью 2014 и осенью 2015 года, но в длительной перспективе стоимость автомобилей почти пропорциональна курсам.

Опрошенные нами дилеры и представители брендов пояснили, что подорожание, если и будет, то в перспективе 1−2 месяцев, когда придут автомобили, выпущенные уже при «новом долларе». Пока многие марки ещё распродают запасы 2019 года.

При этом лёгкая паника всё же наблюдается, например, некоторые дилеры стремятся выкупить у импортёра склад «впрок», чтобы оплатить машины по старым курсам.

Другие напротив не видят большой проблемы, если курс доллара не поднимется выше 75 рублей — по их словам, при плановых расчётах обычно и закладывается курс на уровне 72−75 рублей.

Курс больше сказывается на импортируемых моделях, вроде Mazda3 или Suzuki Vitara, однако от валют зависят и автомобили с высокой локализацией производства. Даже АВТОВАЗ выпустил тревожный релиз, в котором объяснил, что хотя автомобили «Лада» имеют высокую долю рублёвой себестоимости, от валют зависимы: в них номинированы, например, цены на сырьё (сталь) и продукцию некоторых поставщиков.

Негативные ожидания подстегнут продажи в марте или апреле, потому что люди поторопятся купить машину «по старым ценам». Кстати, по опыту прошлых кризисов, эта тактика работает: за последние десять лет прецедентов, когда бы стоимость машин устойчиво снижалась (или хотя бы сохранялась), не было.

Для авторынка это плохие новости: он забуксовал уже в прошлом году, а начало этого пока безрадостно — в феврале продажи упали на 2% относительно не самого жирного февраля 2019 года. В отрасли, как обычно, уповают на помощь правительства: прежние программы уже почти не помогают, так что производители надеются на нестандартные ходы, которые всколыхнут покупательский спрос.

Что будет с бензином

Падение цен на нефть вроде бы должно снизить и стоимость топлива, которое из неё делается, но на практике это маловероятно. Доля нефти в себестоимости товарного литра бензина, по разным оценкам, составляет 4−6%, так что снижение на 30% означает экономию на уровне 1−2%, да и то в идеальном варианте.

А жизнь не идеальна. Во-первых, мировая стоимость нефти марки Brent и цена сырья на внутреннем рынке хоть и связаны, но не идентичны, во-вторых, интересы нефтяных компаний никто не отменял. А они как раз не способствуют снижения розничных цен.

Падение доходов от экспорта рождает соблазн отбить их за счёт внутреннего рынка, а в качестве повода можно использовать увеличенные поставки на экспорт — разрыв соглашений с ОПЕК снял ограничения в этой области.

Эксперты не исключаются весеннего дефицита бензина с началом посевной, а как следствие — роста цен.

Впрочем, есть и другой аспект: цена бензина в России — вопрос политический, и резкий её рост может повысить градус недовольства в чувствительный для власти момент. Рычагов для контроля стоимости много: 60% себестоимости бензина — это налоги и акцизы.

Кроме того, есть прямые соглашения с нефтяными компания: в 2018 году они ограничили взрывной рост стоимости топлив.

Опрошенные нами эксперты склоняются к мысли, что бензин подорожает, но в долгосрочной перспективе, когда стабилизируется ситуация с коронавирусом.

Возможен ли дефицит машин

Коронавирус наглядно показал глобализованность современного автопрома, нарушив производственные цепочки.

Сначала источником проблем был сам Китай, от которого, например, сильно зависят корейские производители Hyundai и Kia — они остановили производство на заводах в Южной Корее ещё до того, как вирус добрался до страны. Проблемы возникли и у европейских производителей, например, Fiat остановил завод в Сербии.

Китайские запчасти есть сегодня в подавляющем большинстве автомобилей, но большинство производителей работает на более длинном «логистическом плече», чем корейцы, поэтому эффект получился отсроченным.

Кстати, Ухань — один из крупнейших автопромышленных регионов Китая, где находится несколько автомобильных заводов и множество производителей компонентов. Делают здесь и машин для российского рынка, правда, лишь одну модель — DFM AX7.

Но эта проблема выглядит относительно локальной: в Ухане жизнь постепенно нормализуется, а склады запчастей позволяют российским производителям поддерживать объемы выпуска.

Мы спросили крупных игроков о влиянии коронавируса на производство, и все ответили почти под копирку: ситуация требует внимания, однако причин для корректировки производственных планов пока нет. Работает в том числе завод Haval под Тулой.

Дилеры китайских машин сообщили, что перебоев с поставками пока не ожидается, потому что на складах в России есть запасы на 1−3 месяца работы.

Вопрос в том, что будет потом. Во-первых, провал в производстве китайских запчастей всё-таки рано или поздно создаст определённый дефицит: например, популярные в России Kia Rio и Hyundai Solaris используют моторы, собранные в Китае. Во-вторых, коронавирус блокирует всё больше регионов.

Италия, где введён общенациональный «локдаун», для российского автопрома значима в меньше степени, но рост случаев зафиксирован почти во всех «автомобильных» странах: Британии, Германии, Франции, Японии, Южной Корее…

Производственные цепочки могут быть нарушены в других местах — не только в Китае.

Россия, например, несмотря на все усилия по локализации автопрома, крайне зависима от поставок из-за рубежа, и в каждой модели содержится хотя бы некоторый процент импортируемых компонентов, будь то электронные блоки, форсунки или фары.

А для остановки конвейера порой достаточно незначительных (с обывательской точки зрения) элементов: например, заводы в Южной Корее встали из-за проблем у китайского производителя электропроводки.

Читайте также:  Выбираем и меняем масляный фильтр ваз-2114: советы, фото и видео

Возможный дефицит автомобилей многие эксперты видят фактор в пользу роста цен: если сейчас производителей сдерживает желание продать побольше, то к лету может сложиться ситуация, когда продавать будет особенно нечего.

| Автомобили, последние новости: Звание автомобиля года получил французский хетчбэк

Коронавирус сделал автомобили дефицитом

Мировую автомобильную промышленность лихорадит.

Европейские и азиатские заводы останавливают производства, а проблема автогигантов США будет решаться на уровне советника президента по национальной безопасности.

Причина кризиса – нехватка электронных чипов, производство которых было сильно сокращено в период пандемии. Дефицит автомобилей уже привел к росту цен на них, в том числе и в России.

В понедельник Белый дом вызовет на беседу топ-менеджеров ведущих компаний американского автопрома – Ford и General Motors, а также руководителей гигантов электронной промышленности Intel, Dell и Alphabet. Сотрудники администрации Джо Байдена и бизнесмены обсудят охвативший не только Соединенные Штаты, но и весь мир кризис, вызванный дефицитом электронных «мозгов» для автомобилей – микрочипов.

Судя по списку участников встречи, которых перечислил CNN, совещание пройдет на беспрецедентно высоком уровне. Помимо профильных чиновников – директора Национального экономического совета Брайана Диза и главы Минторга США Джины Раймондо, администрацию будет представлять президентский советник по национальной безопасности Джейк Салливан.

Причина очевидна – перебои с поставками полупроводниковых деталей уже приводят к приостановке автомобильных производств в США.

В прошедший четверг General Motors и Ford объявили, что из-за глобального дефицита микрочипов временно остановят свои заводы, в частности, на предприятиях General Motors перерыв может занять до двух недель и охватить до 10 тысяч работников.

Те же проблемы испытывают и другие мировые автопроизводители. В прошедшую пятницу руководство Hyundai Motor Co сообщило, что по причине нехватки чипов будет на два дня остановлен конвейер на заводе в южнокорейском Асане.

Ранее производство прекращалось почти на неделю в марте, сообщало Reuters.

Компания Volkswagen уже предупредила, что в первом квартале года выпустит на 100 тысяч машин меньше ожидаемого, а по оценке The Financial Times – и на все 400 тысяч.

По данным американо-британской компании IHS Markit, из-за недостатка полупроводниковых деталей в первом квартале будет отложено производство около 1 млн автомобилей по всему миру. Это около 5% от общего выпуска.

Спрос на микросхемы вряд ли будет удовлетворен по крайней мере до второго полугодия 2021 года, констатировала в начале марта Financial Times.

О том, что глобальный дефицит чипов сохранится по крайней мере до лета, тому же изданию сказал Жак Ашенбуа, гендиректор фирмы Valeo – одного из крупнейших в мире производителей автокомплектующих.

Как в свою очередь сообщила в субботу газета «Коммерсант», в России нехватка электронных компонентов для автопрома, вкупе с ограничениями из-за пандемии коронавируса, привела к росту цен на автомобили и падению рынка машин в марте на 5,7%.

«Никаких проблем по этому поводу не было, пока не начался карантин, – пояснил газете ВЗГЛЯД партнер аналитического агентства «Автостат», автоэксперт Игорь Моржаретто.

– Когда прошлой весной на карантин начали закрываться различные производства, в том числе автомобильные, спрос на чипы упал, как и на любые комплектующие.

Но проблема в том, что для производства микросхем требуются кристаллы – а их нужно выращивать довольно долго, около полугода».

При этом надо учесть, что по кристаллам для микросхем, используемым в автомобильной промышленности, специализируется не так уж много производителей, отметил эксперт.

По его словам, на этом рынке «существуют всего две крупные компании, одна в Японии, другая – на Тайване».

«Бизнес серьезный, вкладывать в него надо большие средства, так что больше на этот рынок никто особо не рвался», – пояснил Моржаретто.

Другие эксперты также упоминают тайваньскую компанию TSMC и японскую Renesas Electronics в качестве ключевых поставщиков полупроводниковых изделий для автопрома.

Когда осенью 2020 года спрос на автомобили вновь начал расти, выяснилось, что кристаллов для чипов попросту нет – и для того, чтобы их вырастить, требуются упомянутые полгода, продолжает собеседник.

«Поэтому и образовался разрыв в поставках», – отметил Моржаретто. Кроме того, добавил он, у японской компании были внутренние проблемы, и фирма никак не может выйти на полный объем производства.

В марте на заводе Renesas Electronics в Токио произошел масштабный пожар, отмечала The Wall Street Journal.

«В целом можно сказать, что дефицит чипов – это последствия локдаунов, остановок производств во время пандемии, – в свою очередь констатировал гендиректор ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) Олег Мосеев. – Это последствие нарушения технологических цепочек поставок, начиная от редкоземельных металлов и заканчивая собственно чипами».

«Проблемы с чипами испытывают сейчас все высокотехнологичные отрасли промышленности, не только автопроизводители, но и, например, производители ноутбуков, других электронных приборов. Есть мнение, что устранить эту проблему пока не удается, даже с учетом участия в ее решении президентов», – в свою очередь указал Моржаретто. По его оценке,

кризис продлится еще по крайней мере два месяца, пока не наладятся нормальные поставки.

По мнению Мосеева, какие-либо сроки разрешения проблемы обозначать рано. «Ведь локдауны, остановки производств и закрытие границ возобновляются то в одной стране, то в другой, что постоянно мешает полному восстановлению производств», – напомнил собеседник. Кроме того, кризис, вызванный пандемией, нарушил и мировые логистические цепочки, отметил Мосеев.

На проблемы с доставкой необходимых комплектующих указал и Моржаретто. «Здесь множество проблем, тот же контейнеровоз, блокировавший Суэцкий канал, и тот едва не «сломал» глобальную логистику так, что она будет приходить в себя еще не один месяц, – напомнил собеседник. – Проблемы решаются, но нельзя сказать, что их удастся снять завтра-послезавтра».

По мнению экспертов, нехватка микросхем ударила по всем сегментам автомобильного рынка – и по бюджетным машинам, и по авто премиум-класса. «Есть проблемы и у Renault, и, насколько известно, проявились такие же трудности у ВАЗа с производством «Лады», – указал Мосеев. – Та же самая история и с премиум-брендами.

Проблема – глобальная, и пока никто толком не может понять размер бедствия».

По мнению собеседника, не следует ожидать, что мировые автопроизводители сейчас перенацелят потоки своих товаров, например, на европейский рынок в ущерб российскому. «Скорее всего, будет пропорциональное распределение», – считает гендиректор РОАД.

Сейчас же объем ввозимых в Россию иномарок явно уменьшается. «Дефицит связан с целым рядом моделей, в том числе и на российском рынке, и на мировых рынках, – отметил Моржаретто. – В целом российский рынок переживает проблемы с целым рядом моделей».

Дилеры поднимают цены, так как спрос россиян на самые ходовые автомобили в популярных комплектациях превышает предложение. Добавим, как отмечало РИА Новости, осенью 2020 года на складах дилеров было в 2,5 раза меньше автомобилей, чем за год до того.

Тогда же эксперты фиксировали рост цен на авто на 8%.

Что же касается собственно дефицита высокотехнологичных комплектующих, то он сказывается не только на поставках иномарок в Россию, но и на отечественном автопроме, констатировал Моржаретто. «Есть проблемы с микросхемами.

Существуют трудности с поставками некоторых видов оборудования, в первую очередь систем «ЭРА-ГЛОНАСС», которые должны быть установлены на каждый новый автомобиль, – перечислил эксперт.

– Перебои с поставками комплектующих не такие серьезные, как в США, но надо отметить при этом, что у нас и объемы производства в десять раз меньше, чем в Соединенных Штатах».

Стоп-машина: коронавирус поставил российскому автопрому дедлайн

Российский автопром может столкнуться с последствиями остановки производств из-за коронавируса уже в апреле — именно в этот месяц запас комплектующих с китайскими компонентами и субкомпонентами на автозаводах и у российских поставщиков может подойти к концу. Отечественные автокомпании ищут срочную замену китайским деталям.

Ситуация осложняется тем, что замена китайских автокомпонентов требует много времени. Из-за этой проволочки у некоторых автокомпаний может возникнуть дефицит автомобилей, полагают эксперты. Остановка работы китайских поставщиков напрямую не вызовет подорожания новых машин, а вот ослабевший рубль потянет стоимость автомобилей и запчастей вверх.

О том, какие компании больше всего подвержены рискам из-за коронавируса, — в материале «Известий».

Вирус против автопрома

Разразившийся в Китае коронавирус COVID-19 уже нанес солидный удар по мировому автопрому. В Швейцарии из-за первых случаев заражения правительство кантона Женева приняло решение отменить все крупные мероприятия, в числе которых оказался и ежегодный Женевский автосалон. Ровно по этой же причине на неопределенную дату перенесен и крупнейший автосалон КНР — Пекинское моторшоу.

Ранее о проблемах с поставками комплектующих из провинции Хубэй (крупный индустриальный центр Китая стал очагом первичного распространения инфекции) заявили многие крупные автокомпании.

В частности, из-за проблем с комплектующими частично остановился завод концерна Hyundai-Kia в Южной Корее.

Непосредственно в Поднебесной о приостановке производств заявили концерны GM, Tesla, Nissan, Ford и PSA Peugeot-Citroen.

Концерн Fiat Chrysler в Италии по решению местных властей вынужден был самостоятельно изъять детали для производства у поставщика в северной Италии с временно заблокированного из-за вспышки коронавируса завода.

Отсутствие этих комплектующих угрожало остановкой совместному с PSA Group заводу по производству фургонов. В конце февраля Fiat Chrysler остановил свой сербский сборочный завод из-за дефицита китайских комплектующих.

Своеобразный индекс ущерба от эпидемии уже можно отследить на примере биржевых котировок крупнейших автоконцернов. Так, акции GM и Ford уже показали падение на двузначные цифры, только за прошлую неделю — на минус 12%.

Даже такой технологичный гигант, как Tesla, ценные бумаги которого с начала года выросли на 59,7%, с 21 февраля потерял 25,9% в стоимости акций, сообщает CNBC.

Международное рейтинговое агентство Moody’s из-за коронавируса снизило прогноз падения глобальных продаж автомобилей с 0,9 до 2,5% в 2020 году.

Россия в стороне не останется

Было бы сложно ожидать, что глобальный перебой в цепочке поставок компонентов обойдет стороной Россию.

Автопром, являясь капиталоемкой отраслью, работает без крупных запасов комплектующих, что делает его чрезвычайно уязвимым ввиду дальнейшего распространения коронавируса.

Читайте также:  Как выбрать рисунок протектора шин

Малейший скачок в цепочке поставок может вызвать массовые сбои и быстро привести к потере миллиардов долларов. Опрошенные «Известиями» российские компании уже пытаются найти замену китайским комплектующим.

В компании «АвтоВАЗ» сообщили, что некоторые глобальные поставщики «АвтоВАЗа» доставляют им небольшое количество компонентов со своих китайских заводов. Но сейчас у завода есть необходимый запас этих деталей. Тем не менее проблемы могут быть у российских поставщиков «АвтоВАЗа», компания имеет самый высокий уровень локализации в российском автопроме.

«АвтоВАЗ» также оценивает потенциальные риски для локальных поставщиков, некоторые из которых также получают детали из Китая.

В компании создан оперативный штаб, который совместно с поставщиками первого и последующих уровней оценивает потенциальные риски для поставок и вырабатывает сценарии действий в случае негативного развития ситуации.

Завод работает по графику», — сообщил «Известиям» директор по коммуникациям «АвтоВАЗа» Сергей Ильинский.

УАЗ полностью обеспечен китайскими комплектующими на март, пересматривать план производства в текущем месяце предприятие не будет. Однако уже в следующем месяце компания ожидает увеличение для себя потенциальных рисков.

«Тем не менее из-за вспышки коронавируса сохраняются риски перебоев с поставками в апреле. При неблагоприятном сценарии УАЗ планирует переход на альтернативных поставщиков внутри России — варианты сейчас прорабатываются. Угрозы длительных простоев нет, отгрузка автомобилей в дилерские центры идет по графику», — заверили в пресс-службе Ульяновского автомобильного завода.

Российский производитель грузовиков «КамАЗ» ранее также сообщил о возможной корректировке производственных планов в марте. Группа ГАЗ изучает ситуацию.

В российском офисе компании Renault сообщили, что в настоящее время российские сборочные площадки (в Москве и Тольятти) «имеют необходимый запас деталей, обеспечивающий бесперебойную работу завода», но горизонт прогноза вероятных событий уже ограничен несколькими неделями.

«Renault Россия» совместно c поставщиками различного уровня, включая локальных (работающих с китайскими партнерами), внимательно анализирует ситуацию и прорабатывает различные сценарии развития ситуации с вирусом на ближайшие недели», — рассказала Анна Гемиш из департамента по коммуникациям «Рено Россия».

В российском офисе PSA Group сообщили, что «работают над оптимальным решением, которое призвано не допустить остановки производств». Питерский завод Hyundai работает в обычном режиме, компания принимает все меры для обеспечения бесперебойной работы, уточнили в «Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус».

В компании Kia, в свою очередь, дополнили, что в Южной Корее «после перераспределения цепи поставок сборка Kia возобновилась в прежнем объеме». Тем не менее в штаб-квартире Kia и аффилированных организациях сформированы группы быстрого реагирования для контроля за ситуацией и минимизации рисков.

Китайцам тяжелее

Помимо удара по производственной части, вирус ограничил и перемещение менеджмента автокомпаний. Так, несколько источников «Известий» в автобизнесе отмечают, что большая часть иностранного менеджмента российских дочек китайских автокомпаний пока находится на карантине в Китае.

Те, кто приезжал после вспышки вируса, проходили карантин в России. В частности, компания Haval «пересмотрела планы командировок в Россию для большинства китайских сотрудников, и после китайского Нового года в страну въехало менее 20 представителей».

Сейчас все они находятся в карантинной зоне, в специализированных общежитиях, где будут пребывать не менее чем 14 дней для комплексного наблюдения.

«Сейчас завод обладает достаточным запасом деталей, чтобы работать в прежнем режиме вне зависимости от плана поставок комплектующих из Китая. На данном этапе для Haval нет серьезных проблем», — сообщили в пресс-службе «Хавейл Мотор Рус».

Кто в зоне риска

Несмотря на заверения представителей компаний о контроле над ситуацией, настоящий масштаб проблемы не озвучивается, уверен независимый консультант по автопрому Сергей Бургазлиев.

«Если копнуть цепочку поставок до субкомпонентов 4–5-го уровня, то больше 40% российских поставщиков завязаны на Китай — это электроника, трансмиссии, составляющие двигателей, материал для компонентов, субкомпоненты и так далее. Если ты собираешь аудиосистему или приборную панель с китайскими чипом или микросхемой, это означает, что эта деталь всё равно зависит от Китая», — объясняет Бургазлиев.

По словам эксперта, изначально у заводов запасы комплектующих не превышают лимит в 2–4 недели. У поставщиков автопроизводителей, в свою очередь, запасы этих деталей, как правило, вырабатываются на 1–1,5 месяца для отгрузки.

«Таким образом, настоящий дедлайн для нашего автопрома — это конец марта – начало апреля. Тогда мы со всей очевидностью увидим, как наш автопром зависим от Китая», — считает Бургазлиев.

Заявляемый российскими заводами переход на новых поставщиков требует много времени. Прежде всего новый поставщик должен пройти процедуру одобрения — валидации. Если этот этап пройден, то от срока размещения заказа до поставки на конвейер пройдет не менее трех недель.

Куда хуже, по словам Бургазлиева, если альтернативного поставщика изначально не было, тогда процедура валидации займет до полугода, и это при том, что поставщику не потребуется менять свою оснастку под запрашиваемую деталь.

Поставщики в таком случае смогут диктовать свои условия заводам, что повлияет на цены.

«Наибольший эффект ситуация с коронавирусом может оказать на китайские автокомпании в России, традиционно русских автопроизводителей, немного на корейцев, из грузовых в большей степени на КамАЗ, в меньшей — на ГАЗ. Меньше всего пострадают японцы, немцы и американцы», — считает Бургазлиев.

Если ситуация с коронавирусом существенно не изменится, то некоторые проблемы с комплектующими начнутся у автозаводов в начале лета, считает аналитик «ВТБ-Капитала» по автопрому Владимир Беспалов. Он не исключает, что некоторые заводы будут испытывать дефицит автомобилей.

В то же время Беспалов отмечает, что китайское правительство прилагает усилия к возобновлению работы автомобильной промышленности, если этого удастся добиться в ближайшие месяцы, то потребители не смогут на себе почувствовать какие-либо проблемы с покупкой автомобилей.

«Что касается цен на автомобили, то они, скорее всего, не будут меняться напрямую из-за проблем заводов с поставками комплектующих. А вот слабеющий рубль по отношению к мировым валютам из-за падения фондовых рынков, очевидно, заставит автокомпании отыграть это падение в цене новых автомобилей», — резюмировал Беспалов из «ВТБ-Капитала».

Миру предрекли тотальный дефицит и дороговизну: что ждет Россию – МК

Глобальные цепочки поставок продолжают сталкиваться с перебоями в течение полутора лет после начала пандемии коронавируса. При этом на некоторых розничных рынках уже наблюдается сужение товарного ассортимента вместе с ростом цен. Представители международных транспортных организаций предупреждают о грядущих проблемах.

Возникшие после начала пандемии COVID-19 сбои усугубляются, приводя к дефициту потребительских товаров и делая доставку товаров туда, где они необходимы, дороже.

В открытом письме, направленном в среду, 29 сентября, главам государств-участников Генеральной Ассамблеи ООН, Международная палата судоходства (ICS) и другие отраслевые группы предупредили о «крахе глобальной транспортной системы», если правительства не восстановят свободу передвижения для транспортных работников и не предоставят им возможность приоритетно получать вакцины, признанные Всемирной организацией здравоохранения.

«Глобальные цепочки поставок начинают ломаться, поскольку двухлетняя нагрузка на транспортников берет свое.

Во всех транспортных секторах также наблюдается нехватка работников, и ожидается, что из-за плохих условий, с которыми миллионы людей столкнулись во время пандемии, эти показатели будут увеличиваться», – говорится в этом письме, которое также подписано Международной ассоциацией воздушного транспорта (IATA), Международным союзом автомобильного транспорта (IRU) и Международной федерацией транспортников (ITF). Вместе взятые эти организации представляют 65 млн работников транспорта во всем мире.

«Давление на глобальные цепочки не ослабло, и в ближайшее время мы не ожидаем улучшения ситуации», – предупреждал еще в августе Боб Бистерфельд, гендиректор C.H. Robinson, одной из крупнейших логистических фирм в мире.

Летом одним из пунктов, где возникла мощная «пробка», стал закрытый в августе терминал в китайском порту Нинбо-Чжоушань к югу от Шанхая – после того, как у одного из докеров оказался положительный результат на коронавирус.

Из-за этого международным судоходным компаниям пришлось скорректировать свои расписания, чтобы избежать захода судов в этот порт.  

Но чем вся эта ситуация чревата для российской внешней торговли, экспортно-импортно операций? Какие риски и, быть может, выгоды она несет? И как обстоят дела с вакцинацией сотрудников отечественных транспортных компаний? Об этом рассуждают опрошенные «МК» аналитики.

Никита Масленников, ведущий эксперт Центра политических технологий:

«Ситуация складывается двоякая. С начала года стоимость фрахта контейнерных перевозок выросла более чем на 20%, а по отдельным видам грузов – еще более существенно. Очевидно, что это будет стимулировать запросы на поставку российских энергоносителей, в частности, трубопроводного газа.

Прежде всего, речь идет о Европе, и в этом отношении планируемый на ноябрь ввод в эксплуатацию «Северного потока-2» России на руку.

Сжиженный природный газ от наших конкурентов перевозится в контейнерах морским путем, такая транспортировка всегда обходится заказчикам дороже, а в нынешних условиях – тем более.

С другой стороны, конца-края контейнерному кризису не видно. Из-за очередной волны пандемии в ряде ведущих портах Китая погрузки не производятся, суда стоят на рейдах по 35-40 суток. В итоге непродовольственные товары длительного пользования – бытовая техника, электроника, гаджеты – могут подорожать процентов на 20.

И до конца года россияне рискуют столкнуться с совершенно другими ценами на них. Пандемия с ее локдаунами и разрывом транспортных цепочек породила еще одну проблему – глобальный дефицит микрочипов.

Из-за него в мире в 2021 году будет выпущено на 7-9 млн автомобилей меньше, а цены на авторынке (включая российский) продолжат расти».

Анна Бодрова, старший аналитик ИАЦ «Альпари»:

«Россия интегрирована в глобальную логистическую сеть, поэтому все проблемы с защитой сотрудников транспортных компаний от коронавируса и разного рода ограничения на передвижения ей отлично знакомы.

Конечно, работники должны иметь доступ к вакцинам, но, похоже, особых сложностей с этим сейчас нет. Вакцинироваться могут практически любые желающие, причем любой вакциной из списка доступных. Это касается и нашей страны.

Другое дело, если по роду службы требуется международное перемещение сотрудников, и тогда в полный рост встает вопрос об использовании вакцин, в РФ не зарегистрированных. Он сейчас прорабатывается на политическом уровне.

Если вопрос действительно будет решаться, а не обсуждаться до бесконечности, из месяца в месяц, никаких проблем для экспортно-импортных поставок России не будет».

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector