Фары и лампы автомобиля, ремонт, регулировка, полировка, свет

Дата: 30.03.2021 | Категория: Свет, Ремонт, Фары и стёкла, Эксплуатация

Большинство водителей вряд ли сходу ответят — когда они в последний раз регулировали фары на своем автомобиле. Многие самостоятельно эту операцию вообще никогда не делали.

А ведь правильная настройка светового оборудования непосредственно влияет на безопасность движения. Поэтому периодически следует проводить его регулировку.

Как отрегулировать фары самостоятельно и на что при этом нужно обращать особое внимание — читайте в нашей статье.

Фары и лампы автомобиля, ремонт, регулировка, полировка, свет

Когда возникает необходимость регулировки фар

Перечислим основные причины, по которым нарушается правильная настройка световых приборов.

  1. Замена лампы. Достаточно распространенная причина. Большинство водителей не станут искать оригинальную лампочку, полностью соответствующую замененной. А изделие другой марки может излучать свет немного иначе. Из-за этого возможны отклонения.
  2. Последствия аварии или удара. Регулировка может нарушиться вследствие механического воздействия. Даже незначительный перекос способен критично повлиять на направление светового луча.
  3. Замена фары. При замене всего прибора в сборке обязательно нужно его отрегулировать. Конечно, это должны были сделать на СТО, но не мешает проверить самостоятельно и при необходимости настроить.
  4. Естественный износ. В процессе эксплуатации фары и лампы подвергаются вибрации, температурным перепадам, механическим и химическим воздействиям. Всё это может повлиять на их правильную настройку.
  5. Нарушения центровки автомобиля, ремонт подвески, изменение жесткости, замена шин или дисков (особенно при изменении диаметра).

Фары и лампы автомобиля, ремонт, регулировка, полировка, свет

Во всех перечисленных ситуациях высока вероятность нарушения правильных настроек. Поэтому в указанных случаях следует самостоятельно отрегулировать (или по крайней мере проверить) фары.

Желательно это делать и перед дальней поездкой. И обязательно — если встречные водители предупреждают вас миганием огней. А также — если вы сами чувствуете, что дорожное полотно освещается недостаточно или неравномерно.

Как самостоятельно проверить и отрегулировать фары

При замене одной из ламп лучше сразу проверить, симметрично ли у вас отрегулированы фары. Это можно сделать самостоятельно и очень быстро. Для этого нужно в тёмное время суток подъехать к любой вертикальной поверхности (стене, воротам гаража). После этого включить ближний свет и посмотреть на форму световых пучков.

Фары и лампы автомобиля, ремонт, регулировка, полировка, свет

Эти действия помогут только в том случае, если вторая фара (на которой лампа не менялась) отрегулирована правильно. В противном случае придётся настраивать световые приборы более тщательно.

Аналогичным образом можно проверить и дальний свет, а при необходимости — самостоятельно его отрегулировать.

Фары и лампы автомобиля, ремонт, регулировка, полировка, свет

Как отрегулировать ближний свет — точная настройка

Чтобы отрегулировать ближний свет самостоятельно, необходимо найти абсолютно ровную площадку с расположенной рядом вертикальной поверхностью. Сначала следует подъехать максимально близко к стене. После этого нужно сделать на её поверхности три основные отметки. Две будут соответствовать центрам каждой фары, а третья — центру симметрии вашего автомобиля.

Через каждую точку нужно провести вертикальную линию, а между двумя крайними — горизонтальную. Ещё одну линию нужно провести чуть ниже (в нашем примере это 5 см, но в конкретных ситуациях эта величина может отличаться).

Фары и лампы автомобиля, ремонт, регулировка, полировка, свет Фары и лампы автомобиля, ремонт, регулировка, полировка, свет

Для более точной разметки линий можно использовать лазерный строительный уровень. Следует также учесть некоторые дополнительные нюансы.

  1. Бак автомобиля должен быть полностью заправлен.
  2. Во всех шинах установлено правильное давление.
  3. В багажнике нет тяжелых вещей.
  4. Ручной корректор фар на приборной панели выставлен в положение «0».
  5. В салоне должна быть нагрузка массой примерно 70 кг (соответствовать весу водителя).

При измерениях вместо нагрузки можно посадить на водительское место другого человека. Либо сесть за руль самому, но тогда отрегулировать фары самостоятельно будет затруднительно. Придется воспользоваться помощью напарника.

Фары и лампы автомобиля, ремонт, регулировка, полировка, свет

Более подробно все числовые значения параметров и точные регулировочные расстояния можно посмотреть самостоятельно в разделе 4.3 ГОСТ Р 51709-2001. Некоторые конкретные величины следует брать из инструкции по эксплуатации транспортного средства.

Фары и лампы автомобиля, ремонт, регулировка, полировка, свет

Регулировка дальнего света

Чтобы отрегулировать фары дальнего света, проще всего воспользоваться тем же самостоятельно сделанным стендом.

Фары и лампы автомобиля, ремонт, регулировка, полировка, свет

Как отрегулировать светодиодные лампы в фарах

К регулировке светодиодных ламп стоит подходить с особой ответственностью, поскольку они светят со значительно большей силой. Соответственно, при неправильных настройках они будут сильнее слепить встречных водителей, что чревато для безопасности движения.

Фары и лампы автомобиля, ремонт, регулировка, полировка, свет

Сначала необходимо убедиться, что лампа по плоскости светодиодов ориентирована вертикально. Некоторые LED лампы для точной настройки имеют поворотный цоколь. В случае нарушения формы светового пятна необходимо покрутить лампу вокруг оси в пределах 20-30 градусов до достижения наилучшего результата.

В линзованной оптике светотеневая граница при установке LED автоламп не изменяется. В рефлекторной (фары без линз) пучок света может несколько приподняться относительно галогенной лампы.

Из-за повышенной яркости светодиодных ламп, помимо обычной регулировки рекомендуется привести фару в надлежащее состояние: устранить нарушение герметичности, очистить отражатель, отполировать помутневшее со временем стекло. Необходимость этих операций зависит от состояния оптики автомобиля.

Как отрегулировать фары: самостоятельная настройка возле стены

Отрегулировать фары самостоятельно по силам практически любому водителю. Главное – выбрать один из проверенных вариантов настройки и точно соблюдать все рекомендации по проведению работы. Также важно разобраться с особенностями светового оборудования, чтобы понимать, какой винт нужно вращать и в какую сторону.

Как должны светить фары ближнего света

Есть требования по силе света для световых приборов, но изучать показатели нет смысла, так как измерить их без специального оборудования нельзя.

Поэтому стоит разобраться с особенностями ближнего света, чтобы понимать, каким он должен быть в нормальных условиях.

Особенности показаны на схеме, по ней можно понять, что световой поток распределяется неравномерно, это происходит за счет разной формы рассеивателей.

Фары и лампы автомобиля, ремонт, регулировка, полировка, светТак выглядит идеальная схема распределения ближнего света в фарах с галогенными лампами.

Исходя из графического изображения можно сделать несколько выводов:

  1. Основная часть света должна распределяться по полосе движения на расстояние не менее 60 метров.
  2. Обочина также должна освещаться, для этого световой поток немного смещен вправо (а в странах с левосторонним движением влево).
  3. Часть света распределяется на встречную полосу. Но тут очень важно настраивать свет так, чтобы он не слепил встречных водителей, для этого чаще всего и производится регулировка.

В современных автомобилях часто устанавливают автоматический корректор фар, который опускает или подымает свет, в зависимости от того как машина нагружена. В моделях с ручным корректором это надо делать самостоятельно.

Где находятся регулировочные винты света фар

Еще до начала работы необходимо четко знать, где находятся регулировочные винты. Они есть на всех типах фар, но месторасположение может различаться, как и конструкция. Тут важно помнить следующее:

  1. Проще всего изучить информацию в инструкции по эксплуатации автомобиля или найти данные на тематических форумах, посвященных определенной модели авто. Нередко можно найти видео, где все показывается наглядно, что существенно упрощает процесс.
  2. На каждой фаре есть два винта. Первый регулирует световой поток в вертикальной плоскости, второй – в горизонтальной. Поэтому можно настроить не только высоту света, но и при необходимости смещать его относительно дорожного полотна.
  3. Система регулировки также может отличаться. Вращать винты можно вручную, с помощью плоской или крестообразной отвертки, шестигранником или даже звездочкой. Стоит заранее уточнить этот момент, чтобы нужный инструмент был под рукой. Не стоит вращать пластиковые детали не подходящим приспособлением, они очень легко повреждаются.

В некоторых моделях авто регулировка осуществляется через специальные отверстия в передней облицовке. В этом случае главное – подобрать отвертку или другой ключ подходящей длины.

Фары и лампы автомобиля, ремонт, регулировка, полировка, светИногда фары регулируются через специальное отверстие над фарой.

Для чего нужна регулировка

Эту работу следует выполнять не при возникновении проблем, а не реже одного раза в год или сразу после того, как было замечено нарушение света. Периодически регулировать фары нужно по нескольким причинам:

  1. Обеспечение нормальной видимости в темное время суток. Большое количество аварий происходит из-за того, что водитель вовремя не увидел препятствие или пешехода.Фары и лампы автомобиля, ремонт, регулировка, полировка, светБлижний свет должен обеспечивать видимость на расстоянии не менее 60 метров.
  2. Исключение ослепления встречного транспорта. Из-за этого также зачастую возникают аварийные ситуации.
  3. Поддержка работоспособности системы регулировки. Пластиковые элементы за несколько лет могут просто прикипеть друг к другу и не будут двигаться.

Без правильно настроенного света фар пройти техосмотр также не получится. Лучше заранее убедиться, что со светом все в порядке.

Настройка

Если нет возможности настроить систему в автосервисе, это можно сделать самостоятельно. Для этого потребуется ровная площадка со стенкой или сплошным забором напротив нее. Это обязательное условие при любом варианте регулировки.

Ближний свет

В этом случае проще использовании универсальный способ, который почти одинаков для всех авто. Различаться может только расстояние от стены до машины, чаще всего оно составляет 7,5 метров, но некоторые модели ставятся в 5 метрах, данный момент лучше уточнить отдельно, чтобы правильно настраивать свет. Далее надо подготовить разметку.

  1. Машина подгоняется вплотную к стене или забору, после на поверхности делаются метки четко посередине фар ближнего света и напротив их. Это будут основные ориентиры.
  2. Далее машину можно отогнать и приступать к расчерчиванию. На 5 см ниже центра фар ставятся еще две метки и соединяются горизонтальной линией. Также рисуются вертикальные линии через точки, чтобы был четкий ориентир.
  3. Определяется центральная ось машины и тоже обозначается на стене. В итоге должно получиться примерно так же, как на схеме ниже.
Читайте также:  Haval h6 на российском рынке: комплектации и цены, характеристики, преимущества и недостатки по отзывам владельцев

Фары и лампы автомобиля, ремонт, регулировка, полировка, светВсе параметры определяются индивидуально, так как размеры машин и расположение фар всегда отличаются.

Далее можно приступать к настройке. Важно, чтобы в машине было залито как минимум полбака бензина, а на водительском сиденье сидел человек или лежал груз, по весу примерно равный водителю. Отрегулировать фары возле стены проще всего так:

  1. Машина располагается на расстоянии 5 или 7,5 метров, при этом центральная линия должна совпадать с серединой капота. Важно выставить авто правильно.
  2. Открывается капот и подготавливается отвертка или другой инструмент для регулировки. Включается свет и одна фара закрывается картонкой или любым другим непрозрачным элементом.
  3. Верхний край светового потока (он четко виден) должен располагаться по линии. Если он смещен, проводится корректировка соответствующим винтом, регулирующим свет в вертикальной плоскости.
  4. Регулировку в горизонтальной плоскости нужно делать так, чтобы место, где световой поток начинает подниматься вверх приходилось на вертикальную метку напротив фары.

Фары и лампы автомобиля, ремонт, регулировка, полировка, светТак выглядит настроенный световой поток.

Второй способ во многом похож на первый, но в этом случае потребуется расположить машину на расстоянии 10 метров от стены. Горизонтальная линия в этом случае чертится на 12 см ниже центра. Некоторые утверждают, что увеличение расстояния обеспечивает большую точность настройки, поэтому если хватает места, можно попробовать этот вариант.

Перед настройкой света не забывайте выставить нулевое положение корректора фар.

Видео: Наглядный пример настройки головного света.

Дальний свет

У фар дальнего света нет четких линий, они распределяют свет равномерно, поэтому настройка будет на порядок проще. Процесс подготовки практически такой же, как с ближним светом, основным ориентиром будет горизонтальная линия на 5 см ниже центра фар и вертикальные линии напротив лампочек.

В этом случае нужно настраивать свет так, чтобы центр пучка приходился на пересечение вертикальной и горизонтальной линии соответствующей фары.

Тут точность не настолько важна, так как дальнее освещение используется только тогда, когда встречного транспорта нет.

Если ближний и дальний свет совмещены в одной лампочке, то регулировки одного варианта хватает для того, чтобы фара работала как нужно.

Фары и лампы автомобиля, ремонт, регулировка, полировка, светДальний свет распределяется не так, как ближний.

Если регулировочные винты не обеспечивают нормальную настройку, стоит ослабить крепление фары и подрегулировать ее положение. Зачастую проблемы со светом обусловлены неправильной установкой.

В ролике выставляют дальний свет на Хундай туксон.

Противотуманки

В этом случае нет винтов для регулировки и менять положение светового потока можно только в вертикальной плоскости. Перед тем как начать работу, следует ослабить крепления противотуманных фар. Зачастую они окисляются, поэтому желательно заранее обработать их проникающей смазкой.

На стене проводится линия, ее высота должна быть на 10 см ниже расположения противотуманок. После этого машину нужно отогнать на 7,6 метра, выставить напротив разметки и включить фары. В этом случае верхняя граница светового потока должна совпадать с линией, только такое положение обеспечит нормальную видимость в туман.

Фары и лампы автомобиля, ремонт, регулировка, полировка, светПротивотуманные фары также требуют настройки для нормальной работы.

Как улучшить свет фар на автомобиле

Меры безопасности

Чтобы при проведении работ не нанести вреда здоровью и не сломать фары, нужно помнить несколько простых советов:

  1. Надевать перчатки при работе и не касаться проводки.
  2. Использовать только подходящий инструмент для регулировочных винтов, они очень легко ломаются.
  3. Ставить машину на ручной тормоз.
  4. При регулировке не прикладывать излишнее усилие.

В завершении еще один метод регулировки.

Отрегулировать свет фар несложно, если есть ровная площадка со стеной напротив нее. Главное – правильно нанести разметку, от этого зависит точность регулировки. Если после проведения работы встречные водители мигают, значит свет бьет слишком высоко и его нужно опустить.

Схема регулировки фар автомобиля

В ночных путешествиях есть своя романтика и возможность сэкономить полезное время днём, но главными недостатками является плохая освещённость трассы или неправильная регулировка фар.

При неправильной настройке осветительных приборов автомобиль не будет освещать все участки дороги, соответственно, появится риск попасть в большую яму, пробить колесо об острые предметы, и того хуже – сбить живое существо.

Другой проблемой может стать попадание света фар в глаза автомобилистов со встречной полосы, что создаёт аварийную ситуацию.

Когда и для чего нужно регулировать фары автомобиля

В идеале настройка света фар автомобиля должна проводиться как минимум 1 раз в год, кроме случаев преждевременных изменений конструкции авто, замены лампочек и других вмешательств. Проверку нужно осуществлять вне плана, если на дороге ощущается недостаточная или неправильная освещённость.

С течением времени от фар может поступать поток недостаточной силы из-за их покрытия грязью, не исключение и внутреннее загрязнение. Для очистки стекла или отражателя иногда приходится снимать фару полностью.

Когда оборудование будет вымыто, его приходится снова монтировать в посадочное место, только обязательно нужно проверить направление света.

При нарушении угла падения потока и местоположения светового пятна нужна повторная настройка.

Регулировка проводится обязательно при установке нового светового прибора. Не играет принципиальной роли, что конкретно было заменено, лампочка, вся фара или элемент электрической цепи. Если работы проводились в автосервисе, нужно убедиться в проведении подстройки. В других случаях выполняется регулировка света фар своими силами.

Фары и лампы автомобиля, ремонт, регулировка, полировка, свет

Современные автомобильные лампы излучают очень яркий свет, который при неправильной установке фары ослепляет встречных водителей

Причин для проведения настройки может быть много, в том числе ремонт передней части авто: бамперов, капота, несущих систем и т. д. Некоторые другие системы косвенным образом влияют на световой поток, особенно это касается реконструкции кузова и подъёма или опущения автомобиля.

Профессионалы отмечают необходимость проводить проверку фар при смене шин и дисков, а также при ремонте или замене элементов подвески, а также багажника.

Изменение нагрузки на одну из сторон авто или несущественное изменение высоты подвески приводит к задиранию или опусканию света фар. Стоит следовать правилу – лучше проверить, чем попасть в неприятную ситуацию.

Особенно тщательно нужно следить за состоянием освещения при планировании дальних поездок, на трассе заметить и вовремя среагировать на препятствие особенно важно.

Наименьшей, но наиболее вероятной неприятностью, может стать штраф за неверную настройку света, цена ошибки – 500 рублей. Если халатность повлекла к ущербу – 2,5–5 тыс. рублей, а при нанесении вреда человеку или сильного ущерба – до 25 000 рублей с лишением прав на 2 года.

Виды источников освещения на транспортном средстве

До перехода к процедурам настройки освещения нужно уточнить, что в автомобиле бывают различные фонари, их регулировка несколько отличается. Выделяют 3 основных источника:

  • дальний свет. Задача дальнего освещения сводится к обеспечению видимости любых элементов трассы с дальностью до 150 м. Используется для рассматривания разметки дороги и наличия дорожных знаков. Сильная яркость освещения приводит к сложностям передвижения в городских условиях, правила движения запрещают их включать в населённых пунктах и при приближении встречной машины. Из-за ослепления случается много аварий;

Фары и лампы автомобиля, ремонт, регулировка, полировка, свет

В основном на всех марках автомобилей направление светового потока регулируется с помощью двух регулировочных винтов

  • ближний свет. Включается для освещения дорожного полотна дальностью 30–40 м. Такой свет нужно настраивать, чтобы предотвратить ослепление водителей встречной полосы. Ближнее освещение является самым востребованным, его практически всегда используют в городах;
  • противотуманные маяки. Огни этого типа могут применяться для создания лучшей видимости в темноте, когда идёт дождь, или во время тумана. Первые 2 вида освещения малоэффективны в условиях повышенной влажности, свет просто отражается от частичек воды и ослепляет водителя. Для улучшения видимости используются фонари, расположенные ниже очертания тумана и имеющие жёлтое свечение.

Как осуществляется регулировка

При выборе метода регулировки лучше отдавать предпочтение сертифицированным СТО, но за подобную услугу придётся заплатить немалую сумму.

У методики есть и преимущества, они сводятся к высокому качеству работ, гарантии и техническому оснащению СТО.

Среди оборудования сервисных центров есть специальные стенды для регулировки светового потока – это гарантия правильного распределения света по всему дорожному полотну и обочинам.

В целях экономии, часто проводится регулировка света фар своими руками. Существует несколько способов настройки. Выполнение задачи проводится по следующему алгоритму.

Этап подготовки

Подготовительные меры выполняются в отношении нескольких необходимых элементов успешной настройки: машины, площадки и экрана.

Фары и лампы автомобиля, ремонт, регулировка, полировка, свет

Обычно регулировку светового потока головных фар производят на СТО с помощью специального прибора, обеспечивающего хорошую точность установки

Читайте также:  Bugatti veyron, история создания, обзор, конструкция

Чтобы регулировка прошла без проблем, нужно выполнить несколько простых действий с автомобилем:

  • оптика передней части авто должна быть очищена от загрязнения, а влага сверху отирается сухой тканью;
  • отражатели и линзы должны быть целостны, любые дефекты в структуре элементов желательно устранить, особенно те, что мешают правильной настройке;
  • давление и размер в шинах должны быть идентичными с обеих сторон. Рекомендуется создать условия, которые рекомендует изготовитель в эксплуатационной документации на автомобиль;
  • топливный бак обязательно заполняется горючим хотя бы на 50%;
  • нагрузить машину весом, который ежедневно перевозит автомобиль. На водительское сидение укладывается утяжелитель, а также его ставят в других местах, где постоянно находится вес или пассажир. Важно следить, чтобы отсутствовал перегруз на одной из осей.

После установления автомобиля и проведения подготовительных мер с ним, нужно подготовить площадку. Основное правило в этом отношении – обеспечение ровной горизонтальной поверхности. Для фиксирования автомобиля необходимо использовать специальные упоры под колёса.

Последней сферой настройки является контрольный экран. Важно создать стенд, на него наносится схема регулировки фар для конкретного авто. Достаточно использовать строго вертикальную стену, но можно применять и другие поверхности, главное – вертикальное расположение.

Фары и лампы автомобиля, ремонт, регулировка, полировка, свет

Световой поток фар должен охватывать проезжую часть дороги непосредственно впереди машины и часть обочины, не задираясь высоко вверх

Для верного составления схемы необходимо следовать следующему алгоритму:

  1. Машина подгоняется к стене вплотную.
  2. Устанавливается точка, которая является отметкой центра автомобиля.
  3. Дополнительно устанавливается ещё 2 точки, они должны быть отражением центра расположения ламп оптики.
  4. Транспортное средство нужно отогнать на дистанцию от 5 до 7,5 м от поверхности экрана (точное расстояние зависит от модели авто).
  5. Сквозь все точки следует провести линии с вертикальным положением: левая – «А», центральная – «О», правая – «В». Точка в центре должна быть несколько выше остальных.
  6. Через все отметки проводится горизонтальная линия, обозначим её цифрой 1.
  7. Немного ниже линии «1» (на 5–7,5 см) прочерчивается ещё одна горизонтальная полоса «2». Точнее можно определить, только зная марку машины.
  8. Устанавливаются точки «К», они находятся на пересечении прямой «2» и линий «А» и «В».

Теперь всё готово для проведения регулировки.

Пошаговая настройка фар своими руками

Первый метод

Когда с разметкой всё завершено, можно приступить к настройке света:

  1. Установить автомобиль на расстоянии 5–7,5 м от стенда и включить свечение.
  2. Угол наклона обязательно устанавливается на уровне полосы «2», а начинаться подъём должен в месте пересечения линий.
  3. Для настройки используется 2 винта, находятся с обратной стороны фонарей, к ним можно получить доступ из капота. Луч нужно направлять немного ниже центральной отметки источника света на стенде.
  4. При регулировке дальнего луча нужно настраивать так, чтобы центр падения света приходится чётко на центральную отметку стены.

Фары и лампы автомобиля, ремонт, регулировка, полировка, свет

Алгоритм регулировки света любой марки автомобиля примерно одинаков

Второй метод

Существует альтернативный метод настройки, он отличается лишь способом создания стенда:

  1. Нанести на стену точки напротив лампочек фар.
  2. Соединить отметки осью, которая будет пронизывать их и идти на 1–2 м дальше в стороны.
  3. Отмерять 12 см вниз от горизонтального отрезка и провести параллельную прямую.
  4. Снова замерять 22 см вверх и нанести ещё одну параллельную прямую.
  5. Установить регулятор положения на отметку 0.
  6. При помощи регулировочных винтов нужно установить положение, при котором луч верхней частью «прикасается» к нижней горизонтальной полосе.
  7. Боковые участки потока должны идти от нижней линии пересечения с вертикальной полосой. Если положение отклонено в одну из сторон, нужно корректировать соответствующими регулировочными винтами.
  8. Дальнее освещение нужно проверять с помощью горизонтальной линии на 5 см выше центральной полосы. Пучок света должен корректироваться по начерченной разметке.

Настройка ПТФ

Регулировку противотуманных фар нужно проводить аналогичным методом. Обязательно перед процедурой нагрузить авто полным баком топлива и 70 кг веса на водительском сидении. Машину следует установить на дистанцию 5–10 м от стенда.

Разметка выполняется на основании горизонтальной полосы, которая проводится через 2 точки – это центры положения ПТФ. Следует замерить высоту полосы и в 2 раза умножить её, затем провести ещё один отрезок с вычисленной высотой.

Теперь с помощью точки нужно установить центр авто и указать расстояние до точек положения противотуманок. Используя винты для регулировки луча, нужно добиться положения фар, чтобы свет падал по нижней полосе.

Заключение

Правильно установить положение фар – это точная задача, требующая выдержки и точности. Проявив внимательность и должную аккуратность в работе, вам удастся максимально обезопасить себя и других участников движения от происшествий. При регулировке в СТО точность несколько увеличивается, но и своими руками можно добиться достаточной чёткости и равномерности освещения.

Улучшение эффективности головных фар, ремонт и замена элементов оптики, полировка фар, установка оригинальной и не оригинальной оптики, альтернативных источников света

Осветительные приборы прижились на автомобиле почти с момента его изобретения. И пусть когда-то это были карбидные лампы, а не биксенон или светодиоды, цель головных фар всегда представлялась ясной и понятной — освещение дороги в темное время суток.

Но со временем эффективность головных фар на автомобиле неизбежно падает:

— Замутняются рассеиватели фар. — Приходят в негодность отражатели.

— Иногда фары страдают после легких ДТП.

Мы задались вопросом. Какими способами можно улучшить эффективность штатных головных фар? Что лучше — восстанавливать оригинальную фару, менять ее на новую или можно просто обойтись заменой источника света?

Ниже мы рассмотрим следующие способы легального улучшения головных фар:

— Ремонт и замена внутренних элементов оптики. — Полировка фар и покрытие защитным лаком. — Установка оригинальной и не оригинальной оптики.

— Установка альтернативных источников света, а также ламп с улучшенными характеристиками.

Автомобильная оптика и осветительные приборы

За прошедшее время автомобильная оптика претерпела множественные изменения. Оптимизировались отражатели, рассеиватели, способы регулировки и конфигурация светового пучка. Однако практически целый век источник освещения оставался один — лампа накаливания.

У нее множество недостатков по сравнению с современными решениями и всего один плюс, перекрывающий все недостатки — цена, которая в условиях массового производства часто является решающим фактором.

Причем стоимость галогенок столь мизерна, что эта схема эксплуатируется повсеместно и по сей день.

Прежде чем перейти к более важным вопросам, вспомним все ограничения, которые накладывают на лампы накаливания головных фар.

Ресурс автомобильных галогенных ламп накаливания

Их наработка на отказ составляет плюс-минус 600 часов. У ксенона — 3000 часов, у LED — 10 000 часов, у OLED-источников — порядка 30 000 часов.

Эффективность автомобильных галогенных ламп накаливания

40 % мощности у галогенных ламп головных фар идет на нагрев, а не на свет. У ксенона этот параметр равен 7 %, а у LED и OLED-источников света нагрев и вовсе минимален. Правда, при этом требуется охлаждение сопутствующих устройств.

Цветовая температура автомобильных галогенных ламп накаливания

Эта характеристика у галогенок обычно составляет не более 2800 Кельвинов. Это не очень комфортно для человеческого глаза. На рынке представлено великое множество ламп с улучшенными световыми характеристиками (например Philips Diamond Vision), цветовая температура которых составляет близкие к ксенону 5000 К. Это по сути очень близко к дневному свету.

Со светодиодами подобных вопросов вообще не возникает. Нужное количество кельвинов обеспечивается соответствующим химическим составом полупроводника.

Автоматическая регулировка автомобильных галогенных ламп накаливания

Автоматическое переключение между режимами в процессе движения в случае галогенных фар не применяется. Ксенон, в свою очередь, это частично позволяет, а матричные светодиодные фары для подобного просто созданы изначально.

Головное освещение — это не только вопрос безопасности движения, но и комфорт для водителя и пассажиров, особенно в сложных условиях. И, как вы уже догадались, чем совершеннее свет головных фар, тем выше комфорт и безопасность.

Модернизация, ремонт или замена автомобильных галогенных ламп накаливания головных фар

Важной задачей для множества автолюбителей является восстановление яркости обычных галогенных фар. А тот факт, что со временем световой пучок ослабевает, общеизвестен, и причин этому много:

— Абразивный износ рассеивателей. Происходит довольно быстро, поскольку стекла головных фар теперь и не стекла вовсе, а пластик. — Снижение отражающей способности рефлекторов головных фар. — Пыль внутри головных фар. Полностью герметичными галогенные фары сделать нельзя из-за нагрева ламп. — Проблемы с электропроводкой автомобиля.

— И т. д.

Что же делать? Покупать новую оригинальную оптику в сборе? Удовольствие не из дешевых. Покупка б/у головных фар вряд ли лучшее решение. Так как при этом сложно контролировать их состояние и исправность. Именно поэтому многие автомобилисты решают прибегнуть к восстановлению головных фар до первоначального состояния, так как это выходит не особенно накладно.

Читайте также:  Как правильно выбрать и заменить тосол на калине: пошаговая инструкция

Восстановление автомобильных головных фар

Одна из проблем при таком подходе — сложность поиска отдельных комплектующих головных фар. Так, например, приобрести рассеиватель фары, как раньше, ныне уже не получится. Даже Юго-Восточная Азия перестала предлагать подобные бонусы. Невыгодно. Что уж говорить о компаниях вроде Hella или Bosch. Фары теперь у всех не разборные, но разобрать их все-таки придется.

Начнем с восстановления рефлектора. Отделить рассеиватель от корпуса можно промышленным феном или подержав его в духовом шкафу около 20 минут при 100 градусах Цельсия. Герметик начинает разрушаться уже при 75 градусах. Рефлектор головных фар тщательно очищается и обезжиривается. Дальше — дело вкуса.

Ремонтники успешно переклеивают рефлектор металлизированным скотчем, металлической фольгой и зеркальной пленкой или покрывают хромовой краской. У каждого свои наработки, главное — сделать все аккуратно.

С рассеивателями головных фар история похожая, но со своими нюансами. Автопроизводители, дабы защитить от абразива пластик, покрывают его защитными составами. Поэтому новая фара служит относительно продолжительное время. А вот после полировки рассеиватели будут прозрачными совсем недолго. Полгода-год в зависимости от интенсивности эксплуатации.

Поэтому после полировки пластик должен дополнительно защищаться пленкой или лаком. У каждого метода есть свои приверженцы, с лаком работать чуть проще, но следует тщательно выбирать марку. Обычно такие лаки довольно дороги, например Urethane Clear Cramolin, но зато не придется два раза переделывать.

Восстановление прозрачности головных фар

Восстановить прозрачность головных фар, а также убрать некоторые дефекты в виде царапин, затертостей и помутнения можно как с помощью обычной полировки, так и за счет нанесения лака на покрытие рассеивателя. Нужно лишь знать несколько нюансов.

Так как покрытие большинства головных фар изготавливается из поликарбоната, который не пропускает ультрафиолет и задерживает его в себе, его поверхность покрывается заводским защитным напылением.

Его толщины обычно хватает, чтобы безопасно отполировать фару от трех до пяти раз. Если был стерт защитный слой (это заметно по возникновению характерного ореола с выраженными границами), дальнейшая полировка бесполезна.

После этой процедуры фара неизбежно помутнеет в течение месяца.

В случае повреждения защитного слоя, а также при наличии глубоких повреждений рекомендуется прибегнуть к нанесению защитного покрытия.

Для этого с поверхности фары нужно сначала удалить старое защитное покрытие, а после нанести защитный лак. Зернистость абразива следует подбирать исходя из глубины повреждений.

Если есть глубокие царапины, то шлифовку нужно начинать с относительно крупного абразива зернистостью Р320.

Защитный слой на фаре нужно удалить полностью, так как, если оно останется, при покраске могут появиться дефекты. Далее переходим к понижению градации абразива: Р400, Р500, Р800 и в самом конце Р1000. После этого обезжириваем поверхность, закрываем не окрашиваемые элементы и приступаем к окраске.

Стоит отметить, что фары следует покрывать лаком с хорошими характеристиками УФ-защиты. При этом выбирать такой лак, который не разбавляется разбавителем, который может плохо среагировать с поликарбонатом. Наносят лак в два слоя с межслойной сушкой 10 минут. Сушат при температуре 60 градусов в течение 30 минут. После чего фары можно устанавливать на машину.

Не оригинальная оптика

Еще один способ немного сэкономить — покупка не оригинальной оптики. Сейчас, наверное, уже все знают о том, что BMW, MB или VAG и остальные компании сами фары не производят.

Так что переплачивать за картонную коробочку с логотипом раза в полтора никто не хочет. Но и фирменную оптику по внутренним каталогам тоже дешевой не назовешь.

Valeo, Hella, Osram и Bosch в курсе стоимости и авторитетности своих брендов, хотя их продукция обходится значительно дешевле, чем оригинал.

А вот как относиться к компаниям вроде DEPO и TYC? Стоит их брать или нет? За двадцать лет Тайвань подтянул свои изделия по качеству. Более того, DEPO и TYC имеют международные сертификаты QS 9000 и ISO 9002.

Но это скорее маркетинг, а что там на самом деле? По мнению ремонтников, работающих с тайваньской оптикой, настроить световой пучок можно, свет получается чуть хуже, а фары в целом служат несколько меньше, быстрее выгорают рефлекторы и пескоструятся отражатели.

Однако больше всего нареканий получили настроечные приспособления с хрупкими пластиковыми шестеренками, которыми нормально отрегулировать свет можно лишь один раз, дальше придется как-то хитрить. А что вы хотели за такие деньги?

Модернизация штатного света автомобильных головных фар

Теперь очень важный вопрос: а можно ли улучшить штатный свет? После того как правила серьезно ужесточились, это стало не так просто, как раньше. Хотя иногда это, может, и к лучшему.

Вспомним любителей доморощенного тюнинга с колхозным, выжигающим сетчатку глаза встречного водителя, ксеноном. Теперь так запросто галогенки на ксенон или биксенон не поменять.

Даже если, скажем, у вас есть б/у комплект с аналогичной модели более богатой комплектации, которой газоразрядный свет положен по штату.

Казалось бы, что проще — переставить и настроить фары. Но так уже не выйдет. Придется обратиться в специализированный сервис, имеющий сертификат на данные виды работ, и возить этот документ с собой. Сотрудники полиции, особенно, когда дело касается личного обогащения, могут легко вычислить в потоке машин ваш доработанный автомобиль по ряду признаков:

— Не хромированные ручки дверей. — Голый пластик там, где он должен быть окрашен или обработан.

— Колеса не той размерности и колесные диски не того рисунка.

Способов много. Остановят, пробьют VIN и лишат вас прав на срок от 6 до 12 месяцев, ну или… вы сами знаете. В принципе установку нештатного ксенона можно осуществить абсолютно легально, нужно лишь соблюдать ряд правил, в курсе которых ремонтные организации, занимающиеся данным вопросом и имеющие соответствующие разрешения от фискальных органов.

Но подобный тюнинг обойдется недешево. Да и хлопоты с оформлением переоборудования автомобиля, как того требует закон, заставят вас задуматься о целесообразности этой затеи. Порой процедура переоформления тюнинга занимает несколько месяцев.

Установка светодиодов вместо галогенных ламп

Да и сам ксенон уже, можно сказать, вчерашний день. Есть другое решение. Можно воткнуть вместо лампы накаливания светодиодный источник, соответствующий по конфигурации и характеристикам.

Перегорит он уже не в этой жизни, светодиодные лампы под галогенный цоколь (Н4, Н7 и т. д.) уже давно в свободном доступе, да и стоят недорого.

Причем, что особенно приятно, выпускают их не только никому не известные китайские фирмочки, но и такие монстры в деле освещения, как Philips и Osram. Соблазнительно, однако.

Интересно, что на стандартном риглоскопе, который применяется для выставления света в сервисах и на проверочных стендах, светодиоды от известных компаний дают вполне приемлемый результат.

Однако, если копать глубже, на соответствие правилам ЕЭК ООН № 112-00, выясняется, что светодиоды в фарах под лампы накаливания применять нельзя. Слепят встречных водителей даже ближним светом.

Так что подобный тюнинг под официальным запретом.

Увеличение мощности стандартных автомобильных галогенных ламп накаливания

Многие автолюбители пытаются пойти по самому очевидному пути. Просто увеличить мощность стандартных ламп. Этот путь вряд ли доведет до добра, поэкспериментировать, конечно, можно. Любой производитель закладывает в свои изделия некоторый запас прочности, но лучше этого не делать.

Один из самых распространенных дефектов отражателей, выгорание, и чаще всего оно обусловлено применением ламп накаливания увеличенной мощности. Но это еще полбеды — от перегрева могут помутнеть рассеиватели, которые после этого полировкой уже не восстановить, или может попросту погореть проводка. Тоже весьма популярный итог бездумного внедрения в бортовую сеть автомобиля мощных ламп.

Вспомним теперь о достаточно популярном в наше время решении: линзованной оптике. Мнения тут могут быть разные, однако многие сходятся в одном — подобные фары головного света выглядят привлекательнее. Линзованная оптика бывает трех видов: параболическая, прожекторная и с FF-дефлекторами. Каждая из них применяется в соответствии с источниками освещения и поставленными задачами.

Если говорить о галогенных фарах, то плюсы здесь минимальные, основной бонус — внешний вид автомобиля. Однако линзы помогают лучше сконфигурировать световой пучок и слегка увеличить дальность освещения в небольших пределах.

Но некоторые производители ставят даже на бюджетную технику подобные улучшения. Например приснопамятная Уздэу (ныне Ravon) в самом конце выпуска своего бестселлера «Нексии» устанавливала даже в базе GL линзованную оптику.

Для того чтобы добавить в обычные галогенки линзы, придется потрудиться. Часто это не имеет смысла, нормочасы нынче стоят денег, если в более дорогих комплектациях есть линзованные фары, возможно, имеет смысл их просто приобрести и установить, то на то и выйдет. Замену или установку линз также необходимо легализовывать.

По материалам автомобильного журнала «Кузов». Владимир Кузьменко.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector