- Что с отменой технического осмотра сегодня? Ничего нового – обязанность его проходить есть для всех автомобилей, в том числе для легковых авто, которые старше 4 лет и принадлежащих физлицам.
- Однако, в Госдуме обсуждается законопроект, предлагающий упразднить эту процедуру в постоянном порядке.
От техосмотра будут освобождены легковые автомобили, принадлежащие физическим лицам, которые используют их исключительно в личных целях и не в такси.
- Но обязанность проходить ТО и для указанной категории автовладельцев останется – в случае перерегистрации при купле-продаже машины, постановке на учёт ГИБДД ранее снятого авто, а также при внесении изменений в конструкцию.
Кроме того, изменения предполагают добровольную возможность пройти проверку по желанию граждан.
- Что со штрафом за отсутствие техосмотра? Он вступает в силу с 1 марта 2022 года и составит 2 000 рублей.
- Кроме того, уже давно существует возможность регресса от страховой по ОСАГО, но при 3 условиях: произошло ДТП, где вы являетесь виновником и по причине неисправности вашего автомобиля. Это для легковых авто, опять же. А вот отказ в выплате за отсутствие диагностической карты незаконен.
Равно как и регресс для легковых машин, используемых в личных целях, если ДТП произошло не из-за поломки машины.
- Также с недавних пор диагностическая карта исключена из списка обязательных документов для заключения договора ОСАГО.
- А ещё власти предусмотрели возможность аннулирования диагностической карты сотрудниками ГИБДД, если выяснится, что вы её купили.
С техническим осмотром транспортных средств в 2021 году и ранее произошло довольно много изменений. И отменить его хотели, в связи с чем по сети гуляет целый ряд фейков о том, что он якобы уже не обязателен, и проходить техосмотр сейчас не нужно.
И о новом штрафе за отсутствие диагностической карты писали, и об автоматическом регрессе в случае ДТП по ОСАГО, и якобы о новых правилах. На самом деле, такой информации ещё больше перечисленного выше. Однако, не всё это является правдой. В этой статье мы расставим все точки над “и” и выясним, что с техосмотром на сегодня – о чём пишут последние новости, какие новые законы приняты, а старые изменены, а главное, всё это со ссылками на официальные источники.
Принят ли закон об отмене техосмотра в России на сегодня?
Нет.
И предлагаем сразу начать с официальных источников. В 2021 году технический осмотр – точнее, обязанность его проходить легковым и другим автомобилям – утверждена и практически исчерпывающе регулируется Федеральным законом №170-ФЗ. Его статья 2 указывает, на какие виды транспортных средств распространяется обязанность, а статья 15 – кому и как часто нужно его проходить.
И данный закон по состоянию на 29 Ноября 2021 года является действующим, его никто не упразднял, равно как не вносилось изменений в указанные выше статьи 2 и 15. Хотя, попытки отменить технический осмотр были и даже есть на сегодня, о чём мы ещё поговорим немного ниже.
Как проверить данную информацию?
- В первую очередь, давайте посмотрим в базе данных Консультант Плюс. Если закон действует, то вы просто не увидите на его странице никаких предупреждений и специальных уведомлений. А у отменённых правовых актов такие справочные сноски есть – к примеру, у ФЗ №128:
- Во-вторых, то же самое можно проделать в базе Гарант. Только здесь не указывается сносками об утрате силы нормативно-правового акта, а о его отмене можно прочитать на вкладке дополнительной информации. И, как видим, ни слова об упразднении ФЗ-170 здесь нет:
Между тем, в интернете вы найдёте множество фейков о том, что якобы техосмотр в настоящее время отменён и водители легковых автомобилей имеют право его не проходить. Это неправда. И порождается она, в основном, из инициатив и предложений отдельных власть имущих об упразднении данной процедуры.
Таким образом, мы выяснили, что с техосмотром всё в порядке с точки зрения обязанности его проходить. Он не отменён по состоянию на сегодняшний день, а любые иные последние новости являются не более, чем фейком.
Подробная статья об отмене технического осмотра.
Нужно ли проходить ТО сейчас?
Да, нужно. Хотя не всем и не всегда. Многие автолюбители знают, что новым автомобилям не нужно ехать на ТО первые годы. Но давайте сразу определимся, как часто нужно его делать в зависимости от возраста машины, а также вида транспортного средства и его предназначения.
Любые транспортные средства менее 50 см3 или с электродвигателем менее 4 кВт и имеющие максимальную скорость менее 50 км/ч | Не нужно проходить | Не нужно проходить | Не нужно проходить | Не нужно проходить | Не нужно проходить |
Легковые авто (физлиц и юрлиц), не используемые в такси | Не нужно проходить | Начиная с возраста 4 года – каждые 2 года | Каждые 2 года | Каждые 2 года | Ежегодно |
Легковые авто, работающие в такси | 1 раз в год | 1 раз в год | До 5 лет раз в год | Один раз в 6 месяцев | Один раз в 6 месяцев |
Мотоциклы | Не нужно проходить | Начиная с возраста 4 года – каждые 2 года | Каждые 2 года | Каждые 2 года | Ежегодно |
Грузовые авто массой менее 3,5 тонн | Не нужно проходить | Начиная с возраста 4 года – каждые 2 года | Каждые 2 года | Каждые 2 года | Ежегодно |
Грузовики массой свыше 3,5 тонн | 1 раз в год | 1 раз в год | До 5 лет раз в год | Один раз в 6 месяцев | Один раз в 6 месяцев |
Грузовики с числом мест более 8, оборудованные для перевозки людей | 1 раз в год | 1 раз в год | До 5 лет раз в год | Один раз в 6 месяцев | Один раз в 6 месяцев |
Автобусы | 1 раз в год | 1 раз в год | До 5 лет раз в год | Один раз в 6 месяцев | Один раз в 6 месяцев |
Автомобили со звуковыми и световыми спецсигналами | 1 раз в год | 1 раз в год | До 5 лет раз в год | Один раз в 6 месяцев | Один раз в 6 месяцев |
Автомобили, оборудованные для обучения вождению | 1 раз в год | 1 раз в год | До 5 лет раз в год | Один раз в 6 месяцев | Один раз в 6 месяцев |
Машины для перевозки опасных грузов | Один раз в 6 месяцев | Один раз в 6 месяцев | Один раз в 6 месяцев | Один раз в 6 месяцев | Один раз в 6 месяцев |
Прицепы для легковых автомобилей, принадлежащих физлицам массой менее 3,5 тонны | Не нужно проходить | Не нужно проходить | Не нужно проходить | Не нужно проходить | Не нужно проходить |
Прицепы или полуприцепы для грузовиков массой свыше 3,5 тонны либо принадлежащие юрлицам | Не нужно проходить | Начиная с возраста 4 года – каждые 2 года | Каждые 2 года | Каждые 2 года | Ежегодно |
Таким образом, для большинства водителей в России, передвигающихся на легковых автомобилях, техосмотр нужно будет проходить только по достижении 4 лет с даты производства автомобиля, указанной в ПТС (учитываются полные годы – то есть год изготовления машины “округляется” до 1 января). С 4 до 10 лет периодичность должна быть каждые 2 года, а после 10 лет – ежегодно.
Статья про периодичность прохождения ТО.
Отменят ли технический осмотр и когда? Последние новости
Да, отменят. Рано или поздно это должно произойти. Вот только когда это будет, пока неизвестно. На самом деле, попыток упразднения соответствующего ФЗ-170 было немало. Однако, все они заканчивались ничем – поправки не принимали официально. Причин тому может быть несколько, но основных всё же две:
- эта процедура как-никак призвана обеспечить безопасность дорожного движения – что будет нового вместо техосмотра, если его отменят – никто из инициаторов упразднения закона не ответил на данный вопрос,
- это не бесплатная процедура, и за счёт неё живёт целая отрасль бизнеса… а, возможно, не только бизнеса.
Но перейдём всё же к фактам!
В настоящее время на рассмотрении в Государственной думе находится законопроект, который предлагает отменить технический осмотр, но не для всех видов транспортных средств и не для всех их владельцев. Сейчас он принят в первом чтении (то есть он, разумеется, ещё не действует, поэтому ТО не отменён на сегодня).
Фактически данные поправки вносят две части в статью 15 (сейчас там их 6):
- часть 7 предписывает, что легковые авто и мотоциклы, которые принадлежат физлицам, не подлежат техосмотру по новому закону, кроме случаев, когда он обязателен по другим нормам,
- часть 8 указывает, что по своему желанию и на своё усмотрение такие физлица могут пройти его.
Ознакомиться с официальной трактовкой законопроекта.
И давайте рассмотрим самую главную тонкость этих изменений.
ТО будет обязателен только при постановке на учёт машины
Как мы уже указали выше, техосмотр будет отменён при следующих условиях:
- у вас легковой автомобиль менее 3,5 тонн или мототранспортное средство,
- вы являетесь физическим лицом,
- вы используете машину исключительно в личных целях, в том числе не работаете в такси.
Тем не менее, поправки ссылаются на исключение, которое установлено другим законом. И в него также предлагается внести изменения. Речь идёт о ФЗ О регистрации транспортных средств. Его статья 15 содержит исчерпывающий перечень документов, которые предоставляются при совершении регистрационных действий в ГИБДД.
Так вот, часть 2 законопроекта об отмене техосмотра вносит изменения и в данную норму, добавляя в перечень документов диагностическую карту.
В итоге что будет с техосмотром, если примут эти поправки? Верно! Обязанность периодически проходить ТО для легковых авто физлиц отменят, но привяжут необходимость этой процедуры к постановке на учёт автомобиля.
При этом, также ограничен список регдействий, при которых нужен будет техосмотр:
Статья о постановке на учёт и необходимости для этого диагностической карты.
Если отменят, для чего тогда проходить ТО?
Во-первых, отменят, как мы описали выше данные изменения, не для всех автотранспортных средств. Остаются ещё автомобили такси, грузовики и автобусы, транспорт юридических лиц, для которых обязанность проходить технический осмотр всё ещё останется.
Во-вторых, и для физических лиц на легковых автомобилях, используемых в личных целях, обязанность также остаётся – вспоминаем про постановку на учёт и перерегистрацию машины.
А вот последствия могут весьма и весьма печальными… О них поговорим!
А что решили со штрафом за отсутствие техосмотра?
В наличии наказания за езду без диагностической карты также ничего противоречащего отмене технического осмотра нет. И не будет, даже если последний отменят навсегда для указанной выше категории владельцев.
Однако, возможно, у вас и здесь есть не совсем верное понимание последних новостей о соответствующей санкции из-за разного рода искажённой информации в сети.
- Дело в том, что одни источники упоминают о том, что вводится новый штраф за вождение без действующего техосмотра.
- Другие же, наоборот, об отмене уже существующего наказания.
А теперь по порядку! Штраф за отсутствие технического осмотра утверждён, и он, действительно, есть. Правда, в законную силу пока не вступил, и произойдёт это 1 марта 2022 года. А до этого официальных санкций за отсутствие у водителя диагностической карты нет будет.
Новый штраф будет составлять 2 000 рублей. И, если техосмотр отменят к 1 марта 2022 года, то штрафовать будут только водителей транспорта, принадлежащего юридическим лицам, таксистов, а также грузовые автомобили свыше 3,5 тонн, автобусы и другие транспортные средства, не относящиеся к легковым.
Статья о новом штрафе ГИБДД за отсутствие техосмотра.
Что с регрессом за ДТП без технического осмотра сейчас?
Ещё один фейк в сети касается неверного понимания последствий дорожного происшествия при отсутствии диагностической карты. И нет, безусловного регресса от страховой по ОСАГО в случае отсутствия у вас техосмотра не будет. Для этого как минимум нужно, чтобы вы стали виновником такого ДТП.
Равно как не предусмотрено законного отказа в выплате страхового возмещения по ОСАГО, если на момент ДТП у вас отсутствовала диагностическая карта. Всё это неправда!
А правда в том, что регресс за отсутствие техосмотра есть существует уже давно как законное право страховой компании. Однако, в отношении легковых автомобилей он наступает при соблюдении 3 условий (сразу все они должны выполняться):
- автомобиль попал в ДТП, и на него отсутствовал действующий технический осмотра,
- вы стали виновником такого происшествия,
- причиной ДТП послужила неисправность вашего автомобиля.
Обратите внимание на последний пункт – именно он вносит чёткие коррективы в понимание законности регрессного требования в случае ДТП без диагностической карты. И его предписывает подпункт “и” пункта 1 статьи 14 ФЗ Об ОСАГО.
Но это также относится только к легковым авто и мотоциклам – в случае такси, грузовиков и автобусов регресс возможен и без обязательного условия неисправного автомобиля.
Статья о фейке про регресс и отказ в выплате за отсутствие технического осмотра.
Что с новыми правилами прохождения ТО в России?
Саму процедуру прохождения решили ужесточить в целях противодействия коррупции. Якобы теперь будет происходить фото- и видеофиксация проверки автомобиля на неисправности. В связи с этим было выпущено несколько нормативных актов, регулирующих порядок проведения техосмотра. Однако, воз и ныне там – фактически технический осмотр можно всё также купить и приблизительно за те же деньги.
Наиболее подробно о том, как нужно проходить техосмотр в 2021 году, мы объяснили в специальной статье.
Все принятые на сегодня изменения о техосмотре
В начале статьи мы писали о том, что поправок было достаточно много. Самые главные мы уже рассмотрели выше. Но остались ещё две – не менее важных.
Отмена обязательности диагностической карты при покупке ОСАГО
До недавних пор диагностическая карта числилась среди обязательных документов в перечне закона Об ОСАГО для предъявления при покупке полиса. Таким образом, на страховые компании фактически повесили бремя контроля, чтобы у всех водителей, для кого это необходимо, имелся действующий техосмотр. Иначе просто не получилось бы приобрести страховку.
Однако, этот документ исключили из перечня. И теперь технический осмотр не требуется для покупки страховки ОСАГО.
Аннулирование диагностической карты, если автомобиль не проходил техосмотр
Вот уже почти два года действует норма, согласно которой сотрудники ГИБДД наделены правом аннулировать уже действующую и полученную диагностическую карту водителя, если выяснится, что автомобиль фактически не заезжал на пункт проверки техсостояния. То есть если техосмотр был фактически куплен, а не честно пройден.
А что грозит вслед за аннулированием? Верно, вышеописанные штраф и возможный регресс. Причём, изменения выглядят именно так, что автовладелец может просто не узнать о том, что его карта аннулирована – только когда ему выпишут в следующий раз при остановке на дороге штраф за его отсутствие или, что ещё хуже, прилетит регресс по ОСАГО.
Более подробно данную коллизию мы описывали в статье про аннуляцию купленного технического осмотра.
Техосмотр 2022: последние важные новости для автомобилистов :
из открытых источников
Госдума приняла в первом чтении законопроект об отмене обязательного техосмотра для автомобилистов еще в начале ноября. Авторы документа обещали, что до Нового года его примут во втором и третьем чтениях. Однако точных дат рассмотрения законопроекта по-прежнему нет. Разбираемся, что происходит на данный момент с этим документом, а также, какие изменения ожидают саму процедуру техосмотра.
Для кого техосмотр будет обязательным
В случае если законопроект получит окончательный «зеленый свет», автовладельцам разрешат обращаться за проведением техосмотра только по собственному желанию.
Обязательной этой процедура останется только при постановке частных автомобилей и мотоциклов на учет — при смене собственника и только в случае, если машина старше четырех лет. Также техосмотр придется проходить при внесении изменений в конструкцию и замене основных агрегатов.
По подсчетам властей, отмена обязательного техосмотра коснется примерно 50 млн транспортных средств — легковых автомобилей и мотоциклов, облегчив жизнь их владельцам.
Что ждет перевозчиков
Эта инициатива распространяется только на физических лиц — перевозчиков и коммерческого транспорта изменения не коснутся. Также в этот список попал личный автотранспорт, используемый в служебных целях.
Почему техосмотр больше не нужен
В пояснительной записке авторы законопроекта указали на обязанность владельца содержать свой автомобиль в исправном техническом состоянии и не выезжать на дороги при наличии проблем. Такие требования прописаны в ПДД: содержать транспортное средство исправным водитель должен вне зависимости от факта прохождения технического осмотра.
Также в записке приводится статистика участия в ДТП легковых автомобилей и мотоциклов с техническими неисправностями, но при этом имеющих действующие полисы ОСАГО и прошедших техосмотр.
Учитывая количество зарегистрированного автотранспорта и аварий, в случае с легковыми автомобилями вероятность попасть в ДТП составляет 1,1%, в случае с мотоциклами — 0,7%, с автобусами — 5,6%, с грузовиками — 2,07%.
Почему документу потребовалась доработка
Изначально правительство страны дало положительный отзыв на внесенный законопроект об отмене обязательного техосмотра. При этом потребовало внести в документ доработки. Правда сам отзыв на данный момент звучит не очень понятно.
Там подчеркивается, что в настоящее время в техническом регламенте Таможенного союза, проверка выполнения требований к транспортным средствам в случае изменения их конструкции осуществляется «в форме предварительной технической экспертизы конструкции на предмет возможности» ее изменения, последующей проверки безопасности конструкции и техосмотра транспорта. Чтобы привести этот пункт в соответствие с Договором о Евразийском экономическом союзе, его придется доработать. Внесли ли авторы законопроекта необходимые изменения в документ перед вторым и третьем чтением пока неизвестно.
из открытых источников
Штрафы за отсутствие техосмотра могут вырасти
Сейчас за отсутствие техосмотра автомобилисту теоретически могут выписать штраф 500-800 руб. за отсутствие актуальной диагностической карты. Такие нормы содержатся в ч.1 ст. 12.
1 «Управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке» КоАП России.
На деле это сделать проблематично: диагностическая карта не входит в перечень обязательных документов для проверки инспектором ГИБДД.
После принятия нового закона штрафовать за езду без диагностической карты будут владельцев только тех транспортных средств, для которых техосмотр останется обязательным.
Причем наказание для недобросовестных водителей вырастут уже с марта следующего года, когда вступят в силу в силу поправки в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП).
Так, размер взыскания за езду без диагностической карты вырастет до 2000 рублей.
Требования к процедуре техосмотра ужесточат
Поимо ужесточения наказания за езду без диагностических карт, власти собираются изменить требования и к фотографированию автомобилей на пунктах техосмотра. Как объяснили в Министерстве транспорта России, такие меры необходимы для борьбы с мошенничеством.
Сейчас во время процедуры прохождения техосмотра должны быть сделаны две фотографии: спереди и сзади автомобиля. Однако в ведомстве хотят изменить это требование. Так, на первом снимке должен быть запечатлен автомобиль в ракурсе спереди и сбоку, а рядом с ним в полный рост должен стоять технический эксперт.
В аналогичной композиции должен быть сделан и второй снимок — сзади.
В Минтрансе такие требования объяснили тем, что «участились факты фальсификации» снимков, загружаемых в информационную систему техосмотра ЕАИСТО МВД. Нововведение должно заработать с марта следующего года.
Изменения правил техосмотра в России: нужен или не нужен обязательный ТО
https://www.znak.com/2021-06-18/tehosmotr_po_novomu_chto_izmenilos_i_k_chemu_gotovitsya
2021.06.18
Правила техосмотра (ТО) в России лихорадит. Сначала их хотели ужесточить — для этого придумали ввести фотофиксацию ТО. Потом неожиданно отменили обязательное ТО для оформления полиса ОСАГО.
А теперь МВД и вовсе предлагает сделать техосмотр для личных автомобилей добровольным, хотя уже в следующем году вступают в силу штрафы за его отсутствие.
Чего ждать и к чему готовиться, разобрались вместе с руководителем Федерации автовладельцев России Максимом Едрышовым.
Benjamin Brunner/Unsplash
- В России отменили обязательный техосмотр для ОСАГО.
- С 1 марта 2022 года за отсутствие техосмотра будут штрафовать на 2 тыс. рублей.
- МВД предлагает сделать техосмотр для личных автомобилей добровольным.
Что случилось?
15 июня Госдума в третьем, окончательном, чтении приняла закон, который отменяет обязательный техосмотр для оформления полиса ОСАГО. Это значит, что водителям в момент заключения договора ОСАГО больше не нужно предоставлять диагностическую карту, которую выдают по итогам ТО.
Этот закон вступит в силу 22 августа 2021 года.
Пока техосмотр никто не отменял. Более того — с 1 марта 2022 года в силу вступит новая редакция Кодекса об административных правонарушениях (КоАП РФ), по которой за отсутствие техосмотра физических лиц будут штрафовать на 2 тыс. рублей. Сейчас таких штрафов для владельцев легковых автомобилей нет.
Но, возможно, бояться штрафов не придется. 10 июня глава ГИБДД России Михаил Черников сообщил РИА Новости, что МВД подготовило свои поправки к законам «О техническом осмотре» и «О безопасности дорожного движения».
МВД предлагает сделать техосмотр для легковых автомобилей добровольным.
Так, автовладельцы смогут пройти ТО в удобное время и в комфортных условиях, а значит, число аварий и неполадок снизится, считают авторы предложения.
Обязательным ТО останется для такси, грузовиков, машин предприятий и автобусов.
«Это правильная инициатива, — считает Максим Едрышов. — Мы с Федерацией автовладельцев России с 2017 года говорим, что техосмотр должен быть добровольным. Фактически ситуация сложилась так, что с 2012 года большинство автовладельцев не проходили ТО, а покупали его.
Формально у машины есть диагностическая карта, но при этом она ни разу не заезжала на пункт техосмотра. Если смотреть правде в глаза, то диагностическая карта стала оброком для автовладельцев. Не скрывая, страховщик продавал ее за 1 тыс. рублей, и многие не понимали, зачем это делается.
Но за эти девять лет ничего страшного на дорогах не случилось: ни массовых ДТП с неисправными тормозами, ни массовых аварий из-за отпавших колес у автомобилей. Владельцы, как правило, сами следят за своими автомобилями и их техническим состоянием.
Ни один вменяемый человек с неисправными тормозами никуда не поедет».
Мотивировать людей проходить ТО, по мнению Едрышова, могли бы скидки и привилегии. Например, скидка 10–15% на полис ОСАГО, как в некоторых других странах мира.
А что с новыми правилами ТО?
С 1 марта 2021 года в России должны были заработать новые правила ТО. По ним оператор должен обязательно сфотографировать автомобиль на въезде и выезде из сервиса с привязкой к координатам и сразу залить их в специальную базу данных МВД — ЕАИС ТО.
Диагностические карты должны стать электронными. Технический эксперт будет подписывать ее квалифицированной электронной подписью.
Диагностическую карту аннулируют, если техосмотр автомобиля не проводился; при проведении ТО оказалось, что машина не соответствует обязательным требованиям безопасности транспортных средств или техосмотр проводился с нарушениями (не были проверены все необходимые узлы машины).
Но введение новых правил отложили — до 1 октября 2021 года.
Как это отразится на вас?
Некоторые пункты ТО уже работают по новым правилам. Но это не сделало систему прозрачнее. Автовладельцы по-прежнему покупают диагностические карты, просто теперь это стоит дороже.
По неофициальным данным, раньше в Москве можно было купить диагностическую карту за 1,5 тыс. рублей, а теперь цены на них варьируются от 3 тыс. рублей до 10 тыс. рублей.
Стоимость выросла, потому что теперь нужно подделывать фотографии того, как машина заезжает в сервис и выезжает из него.
Из-за ужесточения правил ТО машина может не пройти техосмотр, даже если на ее лобовом стекле будет маленький скол. Выбор простой: менять стекло или заплатить за диагностическую карту и ездить дальше.
В Австралии вообще нет техосмотра, рассказал Максим Едрышов. Во многих штатах США вместо полного ТО проверяют только катализатор и выхлопную систему автомобиля. Самое жесткое ТО — в Германии. «Современные российские правила списаны с немецких, но без учета того, что немцы готовы тратиться на ремонт автомобиля, а россияне, может, и готовы, но у них нет денег», — уточнил эксперт.
Что делать?
- Если полис ОСАГО закончится до 22 августа 2021 года, то техосмотр пройти придется. Иначе не получится оформить новый полис ОСАГО.
- С 22 августа 2021 года по 1 марта 2022 года из-за пробела в законодательстве владельцам автомобилей нужно проходить техосмотр, но никакой ответственности за его отсутствие не будет.
Если за это время ТО не сделают добровольным, то к 1 марта 2022 года на пунктах техосмотра будут гигантские очереди, прогнозирует Максим Едрышов.
«Я бы рекомендовал все делать в графике: если диагностическая карта закончилась в сентябре, то спокойно пройдите ТО в сентябре и год живите, не задумываясь об этом», — добавил он.
Хочешь, чтобы в стране были независимые СМИ? Поддержи Znak.com
Техосмотр 2021: новые правила и диагностическая карта для ОСАГО
Этот материал обновлен 16.06.2021
Дмитрий Сергеев
специалист по безопасности
Профиль автора
1 марта 2021 года в России вступили в силу новые правила проведения технического осмотра транспортных средств. Изменения регламента коснутся как обычных водителей, так и операторов технического осмотра автомобилей.
А еще дополнительные права получат сотрудники ГИБДД: они смогут аннулировать диагностические карты.
Изменится и административная ответственность для операторов техосмотра, которые оформляют диагностические карты не глядя на автомобиль.
Вроде бы всё учли: диагностические карты, выданные до 1 марта 2021 года, действуют и дальше, делать ничего не нужно.
Но есть нюанс: автомобили 2017 года выпуска еще не получали диагностическую карту, но им она уже нужна для оформления страховки.
Поэтому юридически владельцам таких автомобилей нужно проходить техосмотр по новым правилам уже сейчас: ведь эти правила действуют, а диагностической карты нет — продлять нечего.
Что делать тем, у кого диагностическая карта кончилась до 1 февраля, тоже непонятно. По закону они должны проходить техосмотр по новым правилам.
Мы позвонили в несколько СТО — там говорят, что в этом случае проходить техосмотр пока можно по старым правилам. Но юридического подтверждения этому нет: правила вступили в силу, а отсрочка положена тем, у кого уже есть диагностическая карта.
При этом в РСА заверили, что все станции техосмотра из перечня, который опубликован у них на сайте, соответствуют новым требованиям. Если обратиться на такую станцию, теоретически можно уже получить диагностическую карту по новым правилам.
Поэтому расскажу, как все это будет работать — а может, для кого-то уже работает. Если у кого-то получилось пройти техосмотр по новым правилам — расскажите в х.
Курс для тех, кто много работает и устает. Цена открыта — назначаете ее сами Начать учиться
Через сколько лет проходить первый техосмотр нового автомобиля. Прохождение техосмотра — обязательное условие для покупки полиса ОСАГО на автомобиль или мотоцикл старше 4 лет. При отсутствии действующей диагностической карты страховые компании имеют право отказать в получении полиса. Первые четыре года проходить техосмотр и получать диагностическую карту необязательно.
Срок действия диагностической карты для ОСАГО в 2021 году не изменился. Для автомобилей старше 4 лет периодичность техосмотра — раз в два года. Есть категории транспорта, которым он нужен чаще.
Например, раз в год техосмотр должны проходить легковые такси, автобусы, грузовые автомобили, оборудованные для перевозки более 8 пассажиров, грузовики с максимальной массой более 3,5 тонны, машины с устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов, транспортные средства, предназначенные для обучения вождению.
А наиболее продвинутые операторы техосмотра и их представители организовывали продажу диагностических карт через интернет. При этом покупатель получал номер ДК на электронную почту сразу после оплаты с карты — и мог отправляться в страховую за полисом.
Избранные статьи для автомобилистовКак ездить без штрафов и не переплачивать за обслуживание машины — в нашей рассылке вместе с другими материалами о деньгах
С одной стороны, водителям такая схема была удобна: никуда не нужно ехать, затраты на прохождение техосмотра минимальные, все оформляется за пять минут. Но с другой — неисправная машина опасна для окружающих.
А если она попадет в ДТП, например из-за езды с неисправным рулевым управлением или отвалившегося колеса, возмещать ущерб придется страховой компании. Добросовестные водители и пешеходы тоже рискуют.
Даже если страховая компания компенсирует ущерб, ремонт машины и лечение — не самое приятное занятие.
Поэтому правительство своим постановлением утвердило новые правила проведения техосмотра, которые вступили в силу с 1 марта 2021 года.
Как проходит техосмотр. Обращаться за проведением техосмотра водитель может в любой пункт ТО: регион регистрации автомобиля и регистрация водителя по месту жительства никакой роли не играют.
Кроме самого автомобиля понадобится гражданский паспорт и один из документов на автомобиль: ПТС, СТС или другой документ, идентифицирующий транспортное средство, например технический паспорт, выданный во времена СССР.
Если все номера совпали, водитель может оплатить услугу, а машину допускают к техосмотру. Сам факт оплаты еще не означает, что оператор должен закрыть глаза на все недостатки. Если выявят неисправности, препятствующие эксплуатации, о них сделают отметки в диагностической карте, но деньги при этом не вернут.
Если владелец откажется платить, в техосмотре ему откажут, но информацию об этом в любом случае обязаны внести в единую автоматизированную информационную систему технического осмотра.
Полный перечень изменений в правилах техосмотра
Нужно было предъявить оператору общегражданский паспорт, ПТС или СТС
Кроме ПТС или СТС можно предъявить любой другой документ, идентифицирующий транспортное средство
При отказе владельца машины от оплаты техосмотра оператор никуда не вносил данные
При отказе от оплаты данные об автомобиле и его владельце все равно вносятся в информационную систему
Конкретное место, где производится ТО, в законе не указывалось. Эта лазейка позволяла законно работать пунктам техосмотра без диагностической линии
ТО проводится только в пункте технического осмотра или на передвижной диагностической линии, сведения о них внесены в реестр операторов технического осмотра
Упоминания о передвижных диагностических линиях в законе не было
Для тех населенных пунктов, где нет пунктов ТО, могут организовываться передвижные диагностические линии. Порядок их использования устанавливает правительство РФ
На повторный техосмотр отводилось 20 дней, потом проверяли только показатели, которые не соответствовали обязательным требованиям безопасности
Срок в 20 дней сохранился. Но если приехать на повторный техосмотр к другому оператору, проводить его придется в полном объеме
Диагностическая карта могла быть заверена подписью технического эксперта, проводившего проверку состояния автомобиля
Диагностическая карта составлялась в письменной форме в двух экземплярах и в форме электронного документа. Один из письменных экземпляров выдавался владельцу транспортного средства, другой хранился у оператора технического осмотра
Бумажный экземпляр с рукописными подписями не нужен. Диагностическая карта оформляется только в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра
Бумажный экземпляр хранился у оператора ТО не менее трех лет, электронный направлялся в единую автоматизированную информационную систему технического осмотра и хранился в ней не менее пяти лет
Бумажный экземпляр хранить необязательно, его вообще может не быть. Электронная диагностическая карта хранится в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра не менее пяти лет
Один из письменных экземпляров выдавался владельцу автомобиля в обязательном порядке
Бумажная версия выдается только по желанию владельца
Диагностическая карта была документом строгой отчетности
Карта теперь существует в формате электронного образа. Сведения, содержащиеся в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра, имеют приоритет перед бумажной версией
- Если техосмотр автомобиля не проводили вообще, а диагностическую карту выдали.
- Если при ТО выявили несоответствие транспортного средства обязательным требованиям безопасности, но при этом у автомобиля есть действующая диагностическая карта — например выданная ранее.
В любом случае решения рядового сотрудника ГИБДД в такой ситуации будет недостаточно. Потребуется еще и решение его руководителя.
Оператора техосмотра, выдавшего диагностическую карту с нарушениями, могут привлечь к административной ответственности по статье 14.4.1 КоАП РФ. В нее с 1 марта 2021 года тоже внесли изменения.
За оформление диагностической карты на автомобиль без проведения техосмотра или если на самом деле у автомобиля были неисправности, препятствующие эксплуатации, на работников ТО может быть наложен штраф в 5—10 тысяч рублей, на должностных лиц — 30—50 тысяч рублей, на юридических лиц — 200—300 тысяч рублей.
Такие же санкции предусмотрены, если фактически техосмотра не было, а в единую автоматизированную информационную систему технического осмотра передали сведения о том, что он был проведен. За повторное нарушение могут отобрать аккредитацию и выписать штраф до 500 000 Р.
Можно ли ездить без техосмотра, если есть страховка.
Водителей, получивших диагностическую карту без заезда на пункт техосмотра, тоже ничего хорошего не ждет: ГИБДД обязана в трехдневный срок проинформировать владельца машины об аннулировании диагностической карты. Заодно в известность поставят страховую компанию, оформившую полис ОСАГО, а также Российский союз автостраховщиков.
Действует ли ОСАГО, если закончилась диагностическая карта. Договор ОСАГО при этом не расторгается, но водителю лучше пройти техосмотр по правилам.
Если этого не сделать, владелец машины рискует потерять деньги.
Если он попадет в ДТП по собственной вине, страховая компания возместит ущерб потерпевшим, но потом в регрессном порядке может потребовать возмещения ущерба от владельца машины.
Новые правила почти не коснулись технической части диагностики. Как и раньше, проверят, как работают тормоза, исправно ли рулевое управление и световые приборы, стеклоомыватели и стеклоочистители.
Оценят степень износа шин и состояние колесных дисков.
Лобовые стекла все так же не должны быть закрыты темной тонировочной пленкой, звуковой сигнал должен работать, а ремни безопасности не должны иметь разрывов.
Полный перечень того, что будут проверять, приведен в приложении 1 к правилам технического осмотра. Вот обязательные требования, которые нужно выполнить:
Этот перечень — исчерпывающий. Придумать какие-либо свои условия, не предусмотренные в этом перечне, ни оператор техосмотра, ни сотрудники ГИБДД не могут.
Не все операторы технического осмотра готовы работать по новым правилам, и неизвестно, смогут ли они выполнять все требования с 1 октября 2021 года.
Власти будут вынуждены на это реагировать. Пока возможные варианты развития событий только обсуждаются. Как один из вариантов решения проблемы — отвязать ОСАГО от оформления диагностической карты.
С 1 марта 2022 года появится отдельный штраф за управление транспортным средством, на которое не оформлена диагностическая карта, — 2000 Р.
Это если поправки в административный кодекс не перенесут или не отменят.
Пока точные прогнозы давать очень сложно.
Специально делать с этим ничего не нужно. Ранее полученные диагностические карты продолжают действовать — даже если автомобиль на пункт ТО фактически не заезжал. Массовая их отмена не планируется.
А вот от покупки диагностической карты в интернете или без фактического техосмотра лучше отказаться: в случае ДТП, возможно, придется раскошелиться.
Для большинства водителей правила начнут действовать после 1 октября 2021 года. Осталось лишь непонятное обстоятельство с теми водителями, кому уже сейчас пора получать первую диагностическую карту. Судя по реакции СТО, к техосмотру по новым правилам они пока не готовы.