Топливораздаточные колонки для азс, виды, устройство, принцип работы

Топливораздаточные колонки для АЗС, виды, устройство, принцип работыНа АЗС установлено много сложного оборудования, большая часть из которого скрыто под землей. Но основным оборудованием являются ТРК (расшифровка — топливораздаточные колонки). Потому что именно с ними клиенты взаимодействуют на заправках. В данной статье рассмотрим: назначение, типы, из чего состоят (устройство), принцип работы, характеристики и марки топливораздаточных колонок.

Назначение и типы заправочных колонок

Заправочная колонка предназначена для измерения объема и выдачи дизельного топлива, бензина или масла (в случае с маслораздаточной колонкой) потребителям.

Колонки бывают 2-ух типов:

  • Всасывающие. У бензоколонок со всасывающей системой двигатель с насосом установлены внутри колонки. Вы можете это определить по характерному звуку во время заправки на АЗС.
  • Напорные. Соответственно у колонок с напорной системой двигатель с насосом отсутствуют. В них горючее попадает с помощью погружного насоса, который установлен в резервуаре.

Из чего состоит, устройство топливораздаточной колонки

Принцип работы и устройство ТРК на АЗС может несколько отличаться в зависимости от типа и марок. Рассмотрим самую типовую

Схема заправочной колонки

Топливораздаточные колонки для АЗС, виды, устройство, принцип работы

  1. Обратный (приемный) клапан. Служит, чтобы после окончания заправки топливо не сливалось обратно в резервуар. Иначе система будет опустошаться. Это увеличит нагрузку на оборудование, т.к. ему придется работать на сухую. Также в бензобаки будет сначала попадать воздух, а не бензин.

  2. Фильтр. Обязательный элемент. Он задерживает механические частицы, которые попадают из резервуара. Если не будет фильтрующего элемента, то срок полезного использования топливораздаточной колонки и двигателей автомобилей значительно сократиться.

  3. Двигатель. Приводит в действие насос через ременную передачу.

  4. Насос. Закачивает нефтепродукты из резервуара. В современных ТРК насосом имеет общую конструкцию с газоотделителем и называется это моноблоком. В раздаточных колонках с напорным типом моноблок и двигатель отсутствуют. Подачу топлива на себя берет погружной насос, который установлен в резервуаре.

  5. Газоотделитель. Вместе с бензином и дизтопливом в колонку по разным причинам могут попадать пузырьки воздуха. Назначение фильтра-газоотделителя заключается в отделении воздуха от топлива. Без него может быть не долив топлива, частично заправится воздух.

  6. Электромагнитный клапан двойного действия. Наверняка, при заправке вы обращали внимание, что в начале и в конце процесс значительно замедляется. Это происходит благодаря клапану двойного действия (КДД). У него 3 положения: закрытое, открытое и открытое на малый проход. Третье положение позволяет осуществить точный налив топлива.

  7. Измеритель объема  (также может называть объемомер). Измеряет объем проходящей через него жидкости. При этом с помощью генератора импульсов подает сигналы на интерфейс (табло) колонки, где можно наблюдать количество отпущенного топлива.

  8. Индикаторное или смотровое окно. Через него видно заполнена ли система топливом и не попадают ли пузырьки воздуха. Т.е. можно определить работоспособность приемного клапана и фильтра-газоотделителя.

  9. Заправочный пистолет. Принцип работы раздаточного пистолета можно посмотреть на видео.

  10. Кнопки управления ТРК.
  11. Пульт дистанционного управления (ПДУ)

  12. Система управления ТРК. Может управляться с кнопок, которые находятся непосредственно на колонке. Также может управляться из операторской, с помощью .

  13. Табло, модуль индикации. На коммерческих заправках имеет трехстрочную индикацию. Показывает стоимость за литр, количество заправляемого топлива и общую сумму на которую вы заправились.

    Также выпускаются колонки с однострочной индикацией, где показывается только количество отпущенного топлива. Данные колонки являются ведомственными. Их используют предприятия для заправки собственного автопарка.

    Колонки с однострочной индикацией запрещено использовать в коммерческих целях.

На территории АЗС колонки располагаются под навесом на специальных островках безопасности. Островок защищает колонку от случайного наезда автомобиля.

Характеристики ТРК

Рассмотрим базовые характеристики

  1. Тип гидравлики —напорная или всасывающая

  2. Количество видов топлива и топливораздаточных пистолетов. Колонки производятся с расчетом от 1 до 10 заправочных пистолетов и могут заправлять от 1 до 5 видов топлива

  3. Ведомственная или для коммерческого использования. Зависит от количества строк на табло. Трехстрочная индикация может использоваться для коммерческих заправок. Однострочная индикация может использовать только внутри ведомства (внутри организации) для заправки своей техники.

  4. Расход топлива через ТРК — производительность. У стандартной колонки номинальный расход составляет 50 литров в минуту. Бывают колонки с повышенной производительностью, до 400 литров в минуту (используют для заправки крупногабаритной техники)

Марки и фото заправочных колонок

На российском рынке заправочные колонки представлены как зарубежными так и отечественными марками. Из популярных импортных колонок необходимо выделить:

Топливораздаточные колонки для АЗС, виды, устройство, принцип работы Gilbarco Топливораздаточные колонки для АЗС, виды, устройство, принцип работы Tokheim 
Топливораздаточные колонки для АЗС, виды, устройство, принцип работы Adast Топливораздаточные колонки для АЗС, виды, устройство, принцип работы Татсуно Рус 

К отечественным колонкам относятся:

Топливораздаточные колонки для АЗС, виды, устройство, принцип работы Топаз Топливораздаточные колонки для АЗС, виды, устройство, принцип работы Шельф
Топливораздаточные колонки для АЗС, виды, устройство, принцип работы Нара  Топливораздаточные колонки для АЗС, виды, устройство, принцип работы Ливенка

К слову, самыми покупаемыми являются колонки Топаз.

В данной статье мы рассмотрели общие положения про ТРК. Если вы выбираете колонки или вам нужна более подробная техническая консультация, звоните! Будем рады помочь.

НЕФТЕПРОДУКТООБЕСПЕЧЕНИЕ

Электрооборудование, защита от токовых воздействий

Для выдачи топлива и масел потребителям применяются топливораздаточные, смесераздаточные и маслораздаточные колонки различных конструкций. Основной задачей колонок является выдача потребителям задаваемых доз топлива или масла с требуемой точностью (погрешность отпуска дозы не должна превышать ±0,5%).

На АЗС и АЗК используются, в основном, топливораздаточные колонки, управляемые дистанционно с помощью специальных пультов дистанционного управления либо с помощью специальных автоматизированных систем, в том числе и систем безналичного отпуска нефтепродуктов.

Топливораздаточные колонки для АЗС, виды, устройство, принцип работы

Несмотря на многообразие конструктивных исполнений, все типы и модели топливораздаточных колонок имеют общие узлы и детали. Рассмотрим схему топливораздаточной колонки и ее принцип действия на примере топливораздаточной колонки модели 1ТК-40 (подача 40 л/мин) с электромеханическим задающим устройством.

Задается требуемое количество топлива, при этом включается электродвигатель 15 колонки.

Под действием разрежения, созданного роторно-шиберным насосом 3, топливо из резервуара поступает по трубопроводу через фильтр 1 и нижний обратный клапан 2, фильтр 4 в роторно-шиберный насос.

Насос подает жидкость в отделитель газа 5, верхний обратный клапан 6, поршневой счетчик жидкости 11, поворотный прозрачный индикатор 12, раздаточный рукав, кран 13 и в бак автомашины.

При поступлении жидкости в газоотделитель скорость протекания ее резко снижается, одновременно происходит изменение направления потока, в результате чего из жидкости выделяются воздух и пары топлива.

Воздух скапливается в верхней полости корпуса газоотделителя и через жиклер, вместе с некоторой частью жидкости, и сливную трубку попадает в поплавковую камеру, где воздух и пары через воздушную трубку выходят в атмосферу, а часть жидкости попадает через сливную трубку обратно в фильтр. Жидкость, поступая в счетчик, перемещает попеременно поршни счетчика жидкости, связанные с коленчатым валом и передающие ему вращение. Коленчатый вал, в свою очередь, передает вращение на счетное устройство 7, имеющее два циферблата (передний и задний), на каждом из которых установлено по одной стрелке, которые совершают один оборот при отпуске 100 л горючего.

На передний циферблат выходит окно шестибарабанного суммарного счетчика 8, который показывает нарастающий итог количества отпущенной жидкости в литрах.

По окончании выдачи дозы жидкости, что видно по стрелочному указателю, дозатор через импульс задатчика 10 автоматически отключает электродвигатель колонки, а нажатием на кнопку сброса 9 стрелку возвращают в нулевое положение.

Гидравлическая схема ТРК

Топливораздаточные колонки для АЗС, виды, устройство, принцип работы

Принцип работы колонки поясняется гидравлической схемой. На дистанционном устройстве (пульт, компьютер или кассовый аппарат) задается доза. При снятии раздаточного крана автоматически включается электродвигатель. Под действием разрежения, создаваемого насосом, топливо из резервуара через приемный клапан поступает в насос. Насос подает топливо в газоотделитель. Через клапан и измеритель объема отмеренное количество топлива поступает через раздаточный кран в бак потребителя.

При поступлении топлива в газоотделитель скорость потока резко снижается из-за увеличения проходного сечения потока жидкости, в результате чего из топлива происходит наиболее полное выделение паров топлива и воздуха как при малом, так и значительном его подсосе. Топливо из газоотделителя поступает в измеритель объема. Заполняя цилиндры, топливо приводит в движение поршни, которые перемещаются из одного крайнего положения в другое.

Поступательное движение поршня вместе с кулисой, на которой он жестко закреплен, преобразуется во вращательное движение вала, причем за один ход поршня коленчатый вал и золотник поворачиваются на угол 180°.

Читайте также:  Ремонт и замена audi 80 своими руками

Вращение коленчатого вала с золотником дает возможность заполнять поочередно каждый из четырех цилиндров, одновременно вытесняя топливо из противоположного цилиндра (два поршня закреплены на одной кулисе).

Вращательное движение коленчатого вала измерителя объема передается через соединительную муфту на вал датчика расхода топлива.

Характеристика узлов ТРК

Рассмотрим краткую характеристику отдельных узлов гидравлической схемы.

Топливораздаточные колонки для АЗС, виды, устройство, принцип работы

Клапан приемный — обратный клапан, устанавливаемый в начале линии выдачи внутри резервуара и служащий для предотвращения слива топлива из линии выдачи обратно в резервуар при выключении насоса ТРК.

Всасывающий клапан монтируется на расстоянии 120 – 200 мм от дна резервуара, что обеспечивает поступление в раздаточную колонку чистого нефтепродукта.

Клапан открывается под действием разрежения, создаваемого насосом во всасывающем трубопроводе.

При прекращении работы насоса давление топлива в трубопроводе и резервуаре выравнивается и клапаны 2, под действием собственного веса, садятся на седла 4.

Фильтр предназначен для предохранения гидравлической системы колонок от попадания посторонних твердых частиц, что может привести к износу и поломке насоса и неточному замеру объема нефтепродукта. Различают фильтры грубой очистки (размер твердых частиц более 80…100 мкм) и тонкой очистки (размер твердых частиц до 20 мкм). В фильтрах применяются либо сетки, либо разнообразные фильтрующие материалы.

Топливораздаточные колонки для АЗС, виды, устройство, принцип работы

Насос топливораздаточной колонки предназначается для перекачки топлива из резервуаров АЗС в баки автомашин. Наибольшее применение получили насосы роторно-шиберного (пластинчатого) типа.

Ротор расположен эксцентрично относительно статора, образуя камеру всасывания и нагнетания. В роторе имеются пазы, в которых находятся пластины (лопатки).

Под действием центробежных сил пластинки выдвигаются из пазов ротора. При расширении объема происходит процесс всасывания, а при уменьшении – нагнетание.

Перепускной клапан поддерживает постоянное давление в полости нагнетания (например, 0,2 МПа).

Газоотделители топливораздаточных колонок предназначены для отделения от топлива воздуха, который может раствориться в нем при сливе топлива в резервуары.

В поплавковой камере происходит конденсация паров топлива, осаждение частиц топлива, унесенного вместе с паровоздушной смесью, и выброс выделенного воздуха и паров в атмосферу.

Топливораздаточные колонки для АЗС, виды, устройство, принцип работы

Клапан электромагнитный – устройство для снижения расхода в конце выдачи дозы с целью завершения работы колонки на малом расходе, что значительно повышает точность отпуска дозы. Различают клапаны электромагнитные одинарного или двойного действия.

Клапаны одинарного действия только снижают расход топлива в конце выдачи дозы. Клапаны двойного действия дополнительно после окончания выдачи дозы полностью перекрывают трубопровод.

Топливораздаточные колонки для АЗС, виды, устройство, принцип работы

Измеритель объема предназначен для измерения количества выдаваемого топлива. С ним связано отсчетное устройство, которое дает цифровую информацию о количестве отпущенного топлива.

Рассмотрим принцип действия поршневого измерителя объёма топлива. Поступательное движение поршня вместе с кулисой, на которой он жестко закреплен, преобразуется во вращательное движение вала. Кулиса (франц. – паз) имеет вырез, в котором движется кривошип коленчатого вала.

Вращение коленчатого вала с золотником дает возможность заполнять поочередно каждый из четырех цилиндров, одновременно вытесняя топливо из противоположного цилиндра (два поршня закреплены на одной кулисе). Вращательное движение коленчатого вала измерителя объема передается через соединительную муфту на вал датчика расхода топлива.

  • Отсчетные устройства могут быть различных конструкций: механические стрелочные, механические роликовые, электронно-механические, электронные.
  • В гидравлической системе колонок обычно перед выходом раздаточного рукава устанавливается индикатор со стеклянным колпачком или окном, через которое можно наблюдать за потоком топлива, выходящего из колонки, и контролировать его загазованность.
  • Раздаточные рукава колонок выполняются обычно резинотканевыми.

В последнее время стали применять рукава из полимерных материалов. Работа раздаточных рукавов осуществляется в сложных условиях, часто происходят их перегибы, скручивания, возможны наезды на них колесами заправляемых автомобилей.

Для удобства потребителей выполняются конструкции колонок, имеющих два раздаточных рукава, работающих от одной измерительной системы. В этом случае при выдаче топлива через один рукав второй блокируется специальным клапаном.

Находят широкое применение конструкции колонок, имеющих в одном корпусе две насосно-измерительные системы, работающих самостоятельно, каждая на свой раздаточный рукав. Такими колонками может осуществляться отпуск топлива двух сортов. Отсчетное устройство такой колонки либо двойное, либо одинарное с блокировкой.

С целью обеспечения выдачи топлива нескольких сортов одной колонкой применяются многорукавные колонки (4 – 6 рукавов) с самостоятельными гидравлическими системами, работающими на свои рукава. Такие колонки представляют сплошные агрегаты, позволяющие сокращать площади, необходимые для установки колонок.

Топливораздаточные колонки для АЗС, виды, устройство, принцип работы

На выходных концах раздаточных рукавов устанавливаются раздаточные краны или «пистолеты». Они могут быть автоматическими и механическими. Краны имеют выходные патрубки, которыми они вставляются в топливные баки заправляемых автомашин. Открытие кранов осуществляется вручную, нажатием на специальные рычаги.

В зависимости от силы давления на рычаг регулируется степень открытия крана. В автоматических кранах при наполнении топливного бака до верхнего уровня, когда топливо достигает патрубка крана, происходит его автоматическое закрытие. В неавтоматических кранах закрытие осуществляется вручную.

В этом случае существует риск перелива бака и разлива топлива на землю, что нежелательно с экологической и противопожарной точки зрения.

Раздаточный кран, являющийся замыкающим звеном бензоколонки, должен быть удобным в обращении, легким, без подтекания топлива, взрывобезопасным, красивым в оформлении и соответствующим всем требованиям эргономики.

Раздаточные краны имеют различные конструктивные решения, но выполняют одну функцию: наполнение бака топливом. Время заправки зависит от емкости бака и расхода жидкости через кран. Время, затрачиваемое на заправку одного автомобиля, принимается для бензина равным 3 мин, для дизельного топлива – 5 мин.

Виды топливораздаточных колонок

В настоящее время осуществляется выпуск отечественных колонок с расходом 50 л/мин серии 2000, многопостовых колонок серии 4000 с расходом 50 л/мин, колонок с повышенным расходом до 100 л/мин серии 6000, многопостовых блочных колонок с расходом 50 л/мин серии 5000.

ТРК серии 2000 — это одинарные топливораздаточные колонки с механическим или электромеханическим счетчиком разового учета топлива. Элементы облицовки ТРК серии 2000 (передние, задние, боковые панели) выполнены из обычной тонкой листовой стали, покрыты синтетической грунтовкой и эмалью. Все панели съемные.

Узлы ТРК монтируются на каркасе из стального уголка. Измеритель объема — 4-поршневой, из алюминиевого сплава с золотниковым распределителем. Для уплотнения поршней используются кожаные манжеты. Отсчетное устройство: роликового типа — для ТРК «Нара-27М1», стрелочного типа — для ТРК «Нара-27М1С», электромеханического типа — для ТРК «Нара-27М1Э».

ТРК «Нара-27М1ЭН» отличаются более современным внешним видом и комплектуются 5-разрядным электромеханическим табло. Мощность двигателя — 0,55 кВт. Гидравлическая часть — бензонасос, газоотделитель, поплавковая камера, фильтр грубой очистки. Раздаточный рукав длиной 5 м может быть ручного или автоматического действия.

ТРК серии 4000 характеризуются блочно-модульной компоновкой, при которой устройство отображения информации и измерительная часть выполнены отдельными блоками, соединенными между собой коммуникациями.

ТРК серии 6000 — колонки повышенной производительности. Примером такой ТРК является «Нара 61-16». Отличительная особенность ТРК этой серии — наличие насосного агрегата производительностью 100 л/мин, в остальном — узлы и внешний вид унифицирован с ТРК серии 4000. ТРК серии 6000 рекомендуется использовать для заправки грузового транспорта.

Многошланговые модульные ТРК серии 5000 для 1…4 видов топлива обеспечивают оптимальные возможности оформления любой АЗС.

Смесераздаточные колонки предназначены для заправки транспортных средств с двухтактными двигателями смесью бензина с касторовым маслом в различных пропорциях. Такие колонки в России не производятся. При необходимости на АЗС и АЗК устанавливают колонки зарубежных фирм.

Требования к технической эксплуатации ТРК и МРК

Топливораздаточные колонки предназначены для измерения объема и выдачи топлива при заправке транспортных средств и в тару потребителя. Класс точности ТРК должен быть не более 0,25. Маслораздаточные колонки предназначены для измерения объема и выдачи масел в тару потребителя. Класс точности МРК должен быть не более 0,5.

Читайте также:  Техническое описание электронного зажигания на мотоциклах иж юпитер 5

ТРК и МРК отечественного и импортного производства должны иметь сертификат об утверждении типа средств измерений и номер Государственного реестра средств измерений. Сведения о сертификате и номере Госреестра указываются производителем в формуляре (паспорте) колонки.

Топливораздаточные колонки являются средствами измерения объема топлива и подлежат государственной поверке:

  • первичной – при выпуске из производства или после ремонта;
  • периодической – в процессе эксплуатации в установленном порядке.
  1. При положительных результатах государственной поверки пломбы с оттиском государственного поверителя навешивают в местах в соответствии со схемой пломбирования, приведенной в эксплуатационной документации завода-изготовителя.
  2. При ремонте или регулировке ТРК или МРК со снятием пломб государственного поверителя в журнале учета ремонта оборудования делается запись даты, времени и показаний суммарного счетчика в момент снятия пломб и по завершении ремонта и регулировки погрешности ТРК и составляется акт учета нефтепродуктов при выполнении ремонтных работ на ТРК (МРК).
  3. С целью исключения смешения моторных топлив при выполнении операций по поверке ТРК, а также при контрольных проверках погрешности ТРК топливо из мерника сливается в те резервуары, с которыми работает ТРК.
  4. После завершения ремонта и регулировки ТРК или МРК со снятием пломб государственного поверителя осуществляется вызов государственного поверителя для проведения их поверки и пломбировки.
  5. В целях предотвращения разливов и проливов на АЗС должны использоваться ТРК, оснащенные раздаточным краном с автоматическим прекращением выдачи топлива при полном заполнении бака транспортного средства.

На ТРК и МРК наносятся порядковый номер колонок (либо сторон колонок), марка выдаваемого нефтепродукта. В необходимых случаях на ТРК, МРК должна быть нанесена или иным способом присутствовать информация об особых условиях работы устройства или заправки автотранспорта. На ТРК, предназначенных для отпуска этилированного бензина, должна быть нанесена надпись: «Бензин этилированный. Ядовито».

Техническое обслуживание, ремонт, поверку ТРК, МРК необходимо фиксировать в журнале учета ремонта оборудования. В формулярах (паспортах) ТРК и МРК делаются отметки о количестве отпущенного топлива с начала эксплуатации, ремонте и замене узлов агрегатов.

В случае технической неисправности, отсутствия нефтепродукта или в иных случаях невозможности работы ТРК (МРК) на ней вывешивается табличка с надписью «РЕМОНТ», «ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ» или иным содержанием, информирующим о ее нерабочем состоянии. Запрещается закручивать раздаточный шланг вокруг корпуса неисправной ТРК (МРК). На неработающих ТРК и МРК допускается осуществление механической блокировки, исключающей извлечение раздаточного крана из «гнезда» на корпусе.

Не допускается эксплуатация ТРК и МРК:

  • с погрешностью, превышающей установленную в описании типа данного средства измерений;
  • при отсутствии или с нарушенными пломбами госповерителя;
  • при наличии подтекания топлива из-за негерметичности агрегатов, узлов и соединений;
  • с техническими неисправностями или отступлениями от правил технической эксплуатации, определенных заводом-изготовителем;
  • с нарушениями конструкции колонки, описанной в эксплуатационной документации.
Электрооборудование, защита от токовых воздействий

Топливораздаточные колонки для АЗС – определение, назначение, устройство, эксплуатация

Топливораздаточная колонка для АЗС (ТРК для АЗС, бензоколонки) — оборудование АЗС, выполняющее выдачу заданного объема топлива в баки транспортных средств. Топливораздаточные колонки АЗС — комплекс устройств, управление которыми ведет оператор АЗС, или же они работают в режиме самообслуживания.

Можно выделить коммерческую и ведомственную реализацию топлива.

При этом для коммерческой реализации необходимо оборудование АЗС кассовым аппаратом или платежным терминалом, ведомственная реализация топлива подразумевает заправку оператором, заправку в режиме самообслуживания по топливным картам, заправка с управлением топливораздаточной колонкой в полностью ручном режиме.

Таким образом, топливораздаточная колонка (топливная колонка, колонка АЗС, бензоколонка, газораздаточная колонка) – устройство, предназначенное для отпуска, а также измерения объема отпускаемых ГСМ на АЗС. В конструкции топливной колонки присутствует множество характеристик, определяющих функционал ТРК, и влияющих на правильный выбор ТРК при покупке. По виду, отпускаемых, ГСМ колонки делятся на:

  • топливораздаточные
  • маслораздаточные
  • газораздаточные

По виду гидравлики топливораздаточные колонки делятся на:

  • с всасывающей гидравликой
  • с напорной гидравликой

Так как топливораздаточные колонки устанавливаются на АЗС, объекте представляющем повышенную потенциальную опасность, к ним предъявляются определенные эксплуатационные требования, которые отличаются в зависимости от типа АЗС. Также на эксплуатационные качества ТРК оказывают влияние характеристики, вид ТРК, назначение, устройство и принцип работы. Полный объем необходимой информации, полученной перед покупкой, поможет в дальнейшем обслуживании.

Топливораздаточные колонки для АЗС, виды, устройство, принцип работыТрехтопливная топливораздаточная колонка «Евролайн»

Устройство топливораздаточных колонок

Рассмотрим краткие характеристики некоторых узлов гидравлической схемы.

Насосный моноблок Bennet (JBL 80)

Насосный моноблок — основной отличительный агрегат топливораздаточных колонок всасывающего типа. Выполняет функцию насоса, подавая топливо из резервуара в колонку, попутно фильтрует топливо в газоотделителе и удаляет из него присутствующий воздух. Имеет следующие характеристики, устройство и принцип действия.

Измеритель объема Bennett (J100)

Измеритель объема — это стандартное решение, использующееся в топливораздаточных и газораздаточных колонках Цертус и обладающие следующими особенностями.

Обратный клапан топливораздаточной колонки

Клапан приемный — обратный клапан, размещаемый в начале топливопровода внутри резервуара с топливом. Он служит для предотвращения слива топлива из трубопровода назад в резервуар, при приостановке работы насоса топливной колонки.

Всасывающий клапан располагается на уровне 120 – 200 мм от днища емкости(резервуара), что определяет условие для поступления в топливопровод и топливную колонку чистого (без механических частиц) топлива.

Всасывающий клапан открывается от воздействия разрежения, что создает насос моноблока в трубопроводе.

Когда происходит отключение насоса моноблока, давление топлива в трубопроводе и резервуаре выравнивается и клапан, под воздействием своего веса, садится в седло.

Фильтр топливораздаточной колонки

Фильтр нужен для защиты гидросистемы топливной колонки от попадания сторонних жестких частиц, что может вызвать преждевременный износ и поломку насоса, а также неточную работу измерителя объема в плане подсчета объема пролитого нефтепродукта.

Все фильтры возможно разделить на фильтры грубой очистки ( для фильтрации частиц имеющих размер более 80…100 мкм) и фильтры тонкой очистки (для фильтрации частиц имеющих размер до 20 мкм).

В определяющем большинстве видов фильтров применяются или сетки, или фильтрующие материалы (бумага, ткань, керамика).

Электромагнитный клапан топливораздаточной колонки

Топливораздаточные колонки для АЗС, виды, устройство, принцип работыЭлектромагнитный клапан топливораздаточной колонки Цертус Топливораздаточные колонки для АЗС, виды, устройство, принцип работыЭлектромагнитный клапан топливораздаточной колонки Цертус

Клапан электромагнитный – элемент для сокращения потока в конце выдачи объема топлива для завершения работы топливной колонки на невысоком потоке, это очень сильно увеличивает точность подсчета объема выдаваемого топлива. Из общего списка можно выделялить клапаны электромагнитные одинарного и двойного действия, имеющие разный принцип работы.

Индикатор воздуха

Почти на всех модификациях колонок на выходе топлива из раздаточной колонки располагается индикатор воздуха, представляющий собой полость с окном, выполненным из стекла, через которое можно видеть поток топлива, которое выходит из колонки, и контролировать наличие в нем воздуха.

Индикатор воздуха SG1

Индикатор воздуха SG1”, изготовлен из алюминиевого сплава. Смотровое стекло DN25, EN 13617-1.

Производитель ELAFLEX HIBY Tanktechnik GmbH & Co., Германия

Топливораздаточные колонки для АЗС, виды, устройство, принцип работыИндикатор воздуха топливораздаточной колонки Цертус Топливораздаточные колонки для АЗС, виды, устройство, принцип работыИндикатор воздуха топливораздаточной колонки Цертус

Раздаточные рукава (топливораздаточные шланги)

Топливораздаточные колонки для АЗС, виды, устройство, принцип работыТопливораздаточный рукав топливораздаточной колонки Цертус

Раздаточные рукава (топливораздаточные шланги) колонок имеют свои особенности и изготавливаются из бензостойкой резины, устойчивой к агрессивным средам и вымыванию.

Блок индикации

Отсчетные устройства – могут иметь исполнение в разнообразных модификациях:

  • электронно-механические;
  • электронные;
  • механические роликовые;
  • механические стрелочные.

Разрывная многоразовая муфта

Разрывная муфта служит для предотвращения механических повреждений колонки в случае, когда водитель автомобиля после заправки начал двигаться со вставленным в бак топлива топливораздаточным краном. При этом после разрыва многоразовые муфты могут быть восстановлены.

Топливораздаточные колонки укомплектовываются следующими многоразовыми разрывными муфтами:

  • Муфта разрывная многоразовая MD-3
  • Муфта поворотно-разрывная многоразовая SSB 16

Топливораздаточные краны – устройство, ремонт, обслуживание

В конце топливораздаточных рукавов размещаются топливораздаточные краны или «пистолеты».

Раздаточные краны — необходимая часть колонки и участвуют в обеспечении ее метрологических характеристик.

Читайте также:  Что такое залегание поршневых колец и его признаки: описание, фото и видео

Во всем мире в топливораздаточном оборудовании используется система так называемого «заполненного рукава», т.е. вся система топливораздаточной колонки обязана быть целиком(полностью) наполнена топливом, потому для удержания топлива в системе колонки, в раздаточном кране размещается спец устройство — клапан отсечки.

Во время эксплуатации топливораздаточного крана необходимо проведение периодического технического обслуживания. Выделяют топливораздаточные краны механические и автоматические. Топливораздаточные краны имеют в своем устройстве корпус, оснащены рычагом управления и, имеют отсечной клапан.

Для открытия кранов вручную требуется произвести нажатие на спец. рычаг. В непосредственной зависимости от величины воздействия на рычаг выполняется регулировка открытия топливного крана.

Топливораздаточные колонки для АЗС, виды, устройство, принцип работыГазораздаточная колонка LPG

Газораздаточные колонки

В последние годы большое количество транспорта было переоборудовано на использование сжиженного углеводородного газа (СУГ, сжиженный газ). Сегодня таких автомобилей появляется все больше, так как газ обходится для водителей значительно дешевле бензина или дизельного топлива. Автогазозаправочные станции (АГЗС) стали необходимым элементом инфраструктуры для транспорта.

Многие владельцы автозаправок стремятся разнообразить возможности своих предприятий и устанавливают на них газораздаточные колонки. Это устройство предназначается для выдачи газообразного топлива потребителю (водителю) из резервуаров, при этом происходит подсчет его объема и стоимости. От топливных колонок, газораздаточные отличаются существенным рядом различий и особенностей.

Каковы же особенности современных газораздаточных колонок?

Во-первых, это вид используемого топлива, обычные автозаправочные станции оборудованы лишь топливораздаточными колонками для жидкого топлива (бензина и дизельного топлива), а автогазозаправочная станция (или АГНКС — автомобильная газонаполнительная компрессорная станция) имеет в своем арсенале оборудование для заправки сжиженным газом или метаном. Газораздаточная колонка и компрессорная станция, подключенная к резервуару с газообразным топливом — это основной элемент АГЗС(АГНКС), требующий проведения периодической поверки, определенных правил эксплуатации.

Устройство и принцип работы газораздаточных колонок разных производителей схоже.

Она представляет из себя корпус колонки из нержавеющей стали, внутри которого на раме монтируется газораздаточное оборудование: газовый фильтр, четырехпоршневой измеритель объема, отделитель газовой фазы, указатель наличия газовой фазы в выдаваемом СУГ, датчик импульсов, манометр для контроля давления топлива в гидросистеме колонки, электромагнитный дифференциальный клапан для регулирования давления (производительности), газораздаточные рукава (шланги) для подачи газа, газораздаточные краны с раздаточной струбциной (количество и расположение — в зависимости от модификации), электронный блок управления с отсчетным устройством (головка электронная), дисплей и дистанционная установка для контроля, устройство для подключения эталонного мерника (эталонного проточного измерителя объема сжиженного газа) при контроле выдаваемой дозы или поверке, устройство, для заземления колонки.

Измеритель объёма и прочие элементы конструкции гидравлики соединяются между собой стальным трубопроводом высокого давления. Обычный вид топлива для газораздаточной колонки -это сжиженная смесь пропана и бутана.

Резервуары для газа на АГЗС(АГНКС) могут располагаться под землей, на земле или в обваловке — на поверхности, но засыпанные грунтом. Подземные газгольдеры — наиболее практичны, удобны в эксплуатации и безопасны.

Каждая колонка запитывается электроэнергией через отдельный выключатель в силовом шкафу. Подача газа в гидросистему колонки осуществляется с помощью насоса.

Маслораздаточная колонка «Цертус-111»

Маслораздаточные колонки (МРК)

Маслораздаточная колонка – устройство, предназначенное для выдачи моторного масла с попутным измерением объема выдаваемого масла и его стоимости, при его отпуске в двигатели транспортных средств, а также в емкости потребителя.

Маслораздаточные колонки имеют устройство и принцип работы, схожие с топливораздаточными колонками.

Перед непосредственной эксплуатацией маслораздаточной колонки необходимо выполнить мероприятия по монтажу, запуску МРК. В процессе эксплуатации МРК требуют проведения технического обслуживания, периодической поверки.

Принцип работы топливораздаточных колонок всасывающего и напорного типов

На современных автозаправочных станциях (АЗС) активно применяют 2 основных типа топливораздаточных колонок (ТРК), один из которых является всасывающим, другой – напорным.

Наибольшее распространение получил всасывающий тип ТРК, он используется примерно в 60% АЗС от общего количества всех автозаправочных станций в мире. Исторически сложилось так, что эта система была создана первой, до сих пор оставаясь более популярной в практическом использовании.

Остальные 40% мировых АЗС имеют напорный тип топливораздаточных колонок, который изобрела американская компания «Gilbarco Veeder-Root» около 50 лет назад.

Принцип работы ТРК всасывающего типа

Общий принцип топливной подачи по этой технологии состоит в следующем: электронный сигнал с дистанционного пульта управления (или аналогичным способом) передается в ТРК, задавая выдачу определенного количества топлива, далее после активации заправочного пистолета из топливного резервуара (на расстоянии до 45 метров) подается необходимая доза топлива посредством электродвигателя насоса, расположенного внутри ТРК.

Теперь подробно разберем принцип функционирования самой ТРК.

После поступления сигнала о требуемом объеме топлива в колонке запускается роторно-шиберный насос, который создавая необходимое разряжение, выкачивает топливо из емкости через трубопровод.

Топливный поток поэтапно преодолевает сначала фильтр, проходит через нижний обратный клапан, следует сквозь второе фильтровое устройство и поступает непосредственно в насос.

Из роторно-шиберного насоса поток устремляется в газоотделитель, где его скорость значительно падает.

Вместе с тем траектория движения топливной жидкости резко меняется, вследствие чего случается преобразование топлива в топливные пары и частично в воздух.

Причем в верхний сегмент газоотделителя переходит весь появившийся воздух, который перемещаясь по жиклеру совместно с частицами топлива, попадает в поплавочную камеру посредством прилегающей сливной трубки.

Минуя поплавочную камеру, смесь воздушных потоков и пара поступает в воздухоотводную трубку, растворяясь в окружающей среде, при этом остатки топливной жидкости возвращаются опять в фильтр, двигаясь по сливной трубке.

Поток перемещается в измеритель объёма топлива, где он активизирует движение поршней, которые далее передают вращение коленвалу на котором установлен электромеханический счётчик. Постепенный расход топлива, исчисляемый в литрах, отражается на циферблате ТРК.

После отдачи заданного количества топлива насос автоматически отключается, получив импульс от дозатора. 

(1- электродвигатель, 2-насос, 3- газоотделит.камера, 4-измеритель объёма, 5- эл.мех.счётчик, 6- табло индикации, 7- заправочный пистолет)

Главное отличие этой технологии подачи топлива заключается в том, что насос устанавливается не в корпусе самой ТРК, а в резервуаре. Погружной насос крепится в топливном резервуаре таким образом, чтобы конец заборного отверстия находился в считанных сантиметрах от дна.

Из насоса топливо перераспределяется сразу в несколько ТРК. Одни модели насосов имеют соединительную штангу определенной длины, другие имеют более совершенную конструкцию, т.к. с помощью телескопической штанги можно довольно точно определить «мертвую зону» топливной емкости.

При включении многоступенчатого турбинного электронасоса внутри заборного отверстия возникает избыточное давление, под действием которого топливо проходит сквозь турбину и по соединительной штанге поступает в клапанно-распределительное устройство.

Далее поток равномерно распределяется по всем трубопроводам, которые направлены к топливораздаточным колонкам. Обратный клапан, используемый в определенных моделях, сбрасывает чрезмерное давление и возвращает излишки топливной жидкости обратно в емкость.

  • Отличия напорной подачи топлива следующие:
  • • Один насос обслуживает несколько колонок по одному виду топлива;
  • • Высокий ресурс работы: от 300 до 500 миллионов литров перекачиваемой жидкости;
  • • ТРК может располагаться на расстоянии более 150 метров от топливной емкости;
  • • В системе отсутствует проблема возникновения паро-воздушных пробок в условиях высокой температуры воздуха;
  • • При поломке насоса используемый вид топлива будет недоступен на всех подключенных к нему колонках.

И тот и другой тип топливной подачи, имея свои характерные отличия и особенности, активно применяется во всем мире. Поэтому выбор технологии в данном случае зависит от поставленных целей, условий и множества особенностей конкретного проекта АЗС или АЗК (автозаправочного комплекса). В одном случае всасывающий тип подачи будет иметь преимущества, а в другом – напорный.

Вы можете купить у нас автозаправочные колонки, различное оборудование для АЗС, запчасти и аксессуары от ведущих мировых производителей. Мы гарантируем качество обслуживания и надежность продаваемого оборудования.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector