Машины из знаменитых советских фильмов

В советские времена съемки в кино считались очень престижными, и известным режиссерам без особого труда удавалось доставать не только новые отечественные машины, но даже прототипы и иномарки. Для большинства советских зрителей это был единственный шанс увидеть столь необычные транспортные средства.

«Кавказская пленница» — Adler Trumpf

Красный кабриолет, на котором в «Кавказской пленнице» разъезжала знаменитая троица, принадлежал Юрию Никулину. К 1966 г.

, когда проходили съемки, от оригинального Adler Trumpf конца тридцатых мало что осталось — переднеприводное шасси поменяли на подвеску и агрегаты заднеприводного «Москвича-400».

Номерной знак 91-63 ЮАР позволяет узнать, что машина была зарегистрирована в Подмосковье на частное лицо в период 1959–1960 годов. Именно эта машина вдохновила скульптора Александра Рукавишникова на создание бронзовой статуи у Московского цирка Никулина на Цветном бульваре.

Машины из знаменитых советских фильмов

«Операция «Ы» — СМЗ С-3А

«Где этот чертов инвалид?» — еще одна крылатая фраза советского кинематографа. Именно фильму «Операция «Ы» и другие приключения Шурика» инвалидная мотоколяска обязана прозвищем «моргуновка».

По сюжету, банда Труса, Балбеса и Бывалого ездила на открытой мотоколяске даже зимой, а для маневров и разворота использовала собственную мускульную силу.

Говорят, что это не трюки: и разворот машины руками, и прыжки внутрь на ходу актеры выполняли самостоятельно.

Машины из знаменитых советских фильмов

«Сердца четырех» — Ford Prefect 93А

Герои романтической довоенной комедии «Сердца четырех» 1941 г. едут на нескольких машинах, но основные события разворачиваются в Ford Prefect 93А. «Это наша новая машина. Она еще на испытании», — говорит один из водителей.

Доцент математики Галина садится за руль, ловко управляется с малоизвестной иномаркой, преодолевает бездорожье и отпускает язвительные фразы в отношении Петра Колчина, к которому на самом деле питает симпатию. Путь машина заканчивает в маленьком озере, но после небольшого ремонта продолжает ехать.

«Товарищ Мурашова все делает сама — сама ломает, сама чинит», — замечает Колчин, одним движением возвращая машину к жизни.

Машины из знаменитых советских фильмов

«Бриллиантовая рука» — Chevrolet Two-Ten 2103

Стамбульская часть комедии «Бриллиантовая рука» снималась на улочках старого центра Баку, и для создания антуража настоящего иностранного города туда свезли целый ряд иномарок.

В кадрах мелькают округлая Tatra 603, белый Oldsmobile Super 88 и двухцветный Opel Kapitan, но самой интересной из машин картины был Chevrolet Two-Ten 2103 1953 г. в., который очень часто встречался и в американских кинолентах тех времен. Chevrolet серии 210 выпускался с 1953 по 1957 г.

, но в кино фигурирует модель первого поколения, выпускавшаяся до 1954 года. Одна такая ездила по Москве.

Машины из знаменитых советских фильмов

«Королева бензоколонки» — Cadillac Series 62 de Ville

Пожалуй, самый шикарный автомобиль советского кинематографа 1960-х появился в фильме «Королева бензоколонки». Cadillac Series 62 de Ville 1956 г.

снялся в маленьком эпизоде, но запоминается надолго — на машине приезжают то ли иностранные туристы, то ли стиляги, разминаются во время заправки, причем девушка крутит обруч.

«Прибор для стройности фигуры», — комментирует Панас Петрович. Машина в фильме — седан четвертого поколения образца 1956 года.

Машины из знаменитых советских фильмов

«Бриллиантовая рука» — «Москвич-408»

Главной машиной комедии «Бриллиантовая рука» считалась «Волга» ГАЗ-21, но в самом конце появляется красный «Москвич-408» в экспортном четырехфарном исполнении, который прежде в кругу друзей нахваливает законспирированный шеф контрабандистов: «Новая модель!» Доподлинно неизвестно, предполагался ли в те годы какой-либо продакт-плейсмент, но фильм вышел на экраны в 1968 г., когда новой моделью уже считался «Москвич-412» с более мощным двигателем и другим кузовом.

Машины из знаменитых советских фильмов

«Девушка без адреса» — «Москвич-402»

«Мусик хочет водочки», — именно этой фразой конторского начальника Василия Комаринского многим запомнилась милая комедия «Девушка без адреса». Одним из центральных эпизодов картины стало ДТП с участием главной героини.

Провинциалку Катю Иванову, зазевавшуюся на дороге, сбивает «Москвич-402», которым управляла деловая и основательная жена Мусика Раиса Комаринская — еще один момент, хорошо запомнившийся советским зрителям. Точно определить модель можно по году выпуска ленты — картина вышла на экраны в 1957 г.

, а выпуск 407-го седана следующего поколения начался только в 1958 году.

Машины из знаменитых советских фильмов

«Берегись автомобиля» — ГАЗ-21

«Три плюс два», «К Черному морю», «Мертвый сезон», «Бриллиантовая рука» — двадцать первая «Волга» была главной машиной советского кинематографа шестидесятых.

Но лучше всего гамма седанов и их возможности были продемонстрированы в черно-белом фильме «Берегись автомобиля», где машины ездили по бездорожью и совершали очень сложные трюки.

Автомобиль, снятый в картине, принадлежал «Мосфильму» и был задействован в ряде других фильмов — его же водили герои Папанова в «Бриллиантовой руке» и Ефремова в «Трех тополях на Плющихе». А исполнитель главной роли Иннокентий Смоктуновский специально для съемок в фильме «Берегись автомобиля» получил права.

Машины из знаменитых советских фильмов

«Кавказская пленница» — Skoda-Liaz 706 RTTN

Кажущаяся удивительной сегодня конструкция в 1960-х была довольно привычной на советских дорогах, причем именно в показанном в «Кавказской пленнице» исполнении: сверхмодный в Европе бескапотный тягач с прицепом-холодильником.

Замерзшие Трус, Балбес и Бывалый наглядно демонстрировали мощность холодильной установки автопоезда. СССР массово закупал такие машины в Чехии с середины 1960-х, а сам грузовик слыл очень надежным.

На такой же машине едут герои фильма «В Москве проездом», «Погоня с преследованием» и «Королева бензоколонки».

Машины из знаменитых советских фильмов

«Королева бензоколонки» — ЛАЗ «Украина-1»

В фильме 1962 г. «Королева бензоколонки» представлен чуть ли не весь советский автопарк того времени, но самым необычным транспортным средством был футуристический автобус «Украина», который по сценарию курсировал между Киевом и Ялтой.

На самом деле в фильме снимался не серийный продукт, а концепт, созданный в количестве двух экземпляров. Автобус имел панорамные стекла, несущий кузов, пневматическую подвеску, телескопические амортизаторы, гидроусилитель руля и кресла самолетного типа.

В серию эта машина не пошла.

Машины из знаменитых советских фильмов

«Золотой теленок» — «Антилопа-Гну»

Персонаж «Золотого теленка» Козлевич утверждал, что владеет автомобилем Lorraine-Dietrich, но по сюжету книги его конструкция представляла собой нечто вроде самоделки. Под описание вполне подходит Panhard & Levassor B1 15 CV Tonneau 1902 г.

, а автоисторик Юрий Долматовский предполагал, что «Антилопа-Гну» является одной из моделей Fiat не позже 1908 года. Но в советской комедии 1968 г. сняли самодельный автомобиль, построенный конструктором и журналистом Львом Шугуровым. Экранный автомобиль напоминал целый ряд конструкций конца 1900-х гг.

, но далеко не полностью соответствовал книжному описанию. Аналогичный подход использовали создатели российского сериала «Золотой теленок» 2006 года.

ТОР-10 самых ярких автомобилей-киногероев из фильмов советской эпохи – Автоцентр.ua

Машины из знаменитых советских фильмов

КрАЗ-256Б из к/ф «Мимино». Как же можно забыть представителей украинского автопрома в советском кино? За КрАЗом водитель приезжает из Армении в российскую столицу. В кабине этой машины главные герои ночуют, а затем долго едут по центральным улицам Москвы. Хачикян и Мизандари долго прощаются у открытой двери КрАЗа, но вместо расставания берут из кабины новые «москвичевские» автопокрышки редкой ныне марки М-107 и идут в одну из московских новостроек на поиски покупателя. Со слов Фрунзика Мкртчяна нам достоверно известно, что это КрАЗ-256 «модель Бе».

Машины из знаменитых советских фильмов
Машины из знаменитых советских фильмов

ЛАЗ «Украина-1» из к/ф «Королева бензоколонки». В фильме, снимавшемся на Полтавщине, сыграл эпизодическую роль настоящий концепт-кар! Это, конечно же, диковинный автобус «Украина», который якобы курсирует по маршруту «Киев – Ялта».

Упомянутая машина была создана всего в двух экземплярах на Львовском автобусном заводе. Помимо совершенно нового кузова, она имела целый ряд новых узлов: пневматическую подвеску, телескопические амортизаторы, гидроусилитель руля, 5-ступенчатую коробку передач и много иных невиданных в то время наворотов.

Читайте также:  Что такое коробка передач робот и принцип ее работы: как правильно пользоваться роботизированной кпп, ее плюсы и минусы с фото и видео

Внутри «Украины-1» стояли кресла самолетного типа на 36 пассажиров.

Машины из знаменитых советских фильмов

ЗАЗ-965 из к/ф «Три плюс два». В веселой киноистории, снятой в окрестностях Нового Света, две молодые барышни разъезжают на компактном «Запорожце».

Андрей Миронов, приехавший в кинокартине на море на «Волге» сначала обзывал ЗАЗик «консервной банкой марки Запорожец», а в конце фильма, проникшись чувствами к одной из героинь фильма, жалеет машину и напоминает всем о ее беззащитности.

Машины из знаменитых советских фильмов

ГАЗ-21 из к/ф «Берегись автомобиля». Специально для съемок Иннокентий Смоктуновский по настоянию режиссера сдал на водительские права. И с тех пор всем другим маркам предпочитал «Волгу», считая ее самой надежной.

Трюки за него выполнял каскадер, причем без комбинированных съемок. В распоряжении каскадера имелась одна обыкновенная серийная машина. В ней не установили ни усиленного двигателя, ни других дополнительных «наворотов».

Он действительно на полной скорости проскакивал под мчащимся грузовиком-трубовозом, с ходу разворачивался на 180 градусов, въезжал на быстро идущий трейлер, прятал машину на откосе дороги.

Из фильма «Берегись автомобиля» тот же экземпляр ГАЗ-21 перекочевал в «Три тополя на Плющихе», но уже в виде такси. И это же самое такси заказывали на Дубровку в «Бриллиантовой руке».

Машины из знаменитых советских фильмов
Машины из знаменитых советских фильмов

СЗД С3А из к /ф «Операция «Ы» и другие приключения Шурика».

Инвалидка С3А после известной советской комедии навсегда получила прозвище «моргуновка» по фамилии актера Евгения Моргунова, сыгравшего роль Бывалого.

Основные действия с компактным родстером снимались в Москве. Самое интересное, что все трюки (и разворот машины руками, и запрыгивание на ходу) выполнялись главными героями, без дублеров.

Машины из знаменитых советских фильмов

Adler Trumpf из к/ф «Кавказская пленница». Adler Trumpf – это личный автомобиль Никулина, любезно предоставленный им для съемок фильма.

В фильме автомобиль фигурирует со своими регистрационными номерами 91-63 ЮАР, где буква «Ю» говорит о Подмосковной регистрации автомобиля, буква «А» – о регистрации машины в 1959-60 году, а «Р» – о принадлежности транспортного средства частному владельцу.

Автомобиль, сыгравший в фильме Гайдая, уже не имел переднего привода и ряда родных деталей, так как ко времени съемок ему было уже более 30 лет, и он пережил несколько технических вмешательств. В частности, на Trumpf были установлены двигатель, коробка и задний мост от 400-го «Москвича».

Машины из знаменитых советских фильмов
Машины из знаменитых советских фильмов

«Москвич-400» из к/ф «Москва слезам не верит». Главная героиня передвигается на подобающем ее положению собственном автомобиле «Жигули» ВАЗ-2103. Однако гораздо более яркую роль в этом фильме сыграл совсем другой персонаж – автомобиль «Москвич-400».

В первой серии картины Антонина с подругами едет в нем на дачу, чтобы познакомиться с родителями жениха. Затем этот же «Москвич» увозит Катерину с дочкой из родильного дома. Во второй серии хозяин копается в капоте сильно постаревшего «Москвича» и приговаривает: «На нем еще мои внуки ездить будут.

При хорошем уходе машина может сохраниться хоть сто лет». В конце фильма все та же легковушка снова появляется в кадре, чтобы собрать всех главных героев этой истории на квартире у Катерины. Особенно теплые чувства к «Москвичу» 1949 года питал Алексей Баталов, исполнивший роль слесаря Гоши.

Дело в том, что точь-в-точь такой же автомобиль был самой первой легковушкой в жизни актера. В армии он служил в автомобильном батальоне, где водил лишь грузовики и автобусы.

Демобилизовавшись в 1953 году, сразу же получил довольно крупную сумму денег от Анны Ахматовой, которая была другом семьи Баталовых и дала деньги, чтобы юноша приоделся. Но вместо пальто и обуви тот купил машину.

Mercedes-Benz 230 (W143) из к/ф «17 мгновений весны». В книге Штирлиц колесил по Германии на «Хорьхе-853». Но поскольку съемочной группе не удалось найти подобной машины, кинематографисты усадили штандартенфюрера в более скромный «Мерседес» 1938 года выпуска.

Послужной список этого киногероя из мосфильмовского гаража весьма богат: его можно видеть в фильмах «Освобождение», «Щит и меч», «Судьба человека», «Тегеран-43». За рулем этой с виду неказистой машины актер Вячеслав Тихонов провел не один съемочный час. Впрочем, в некоторых эпизодах этот автомобиль приходилось заменять на «дублеров».

Дело в том, что натурные съемки происходили в разных, порой удаленных друг от друга местах, и перевозить машину было слишком накладно.

«Москвич-408» из к/ф «Бриллиантовая рука». Сегодня трудно представить, чтобы воротилы незаконного бизнеса передвигались на массовых седанах. В СССР все было возможно.

Шеф хвастался своим красным автомобилем: «По совету друзей я приобрел автомобиль марки «Москвич». Последняя модель!». С «Москвичом-408» связан один смешной случай.

В конце фильма его поднимает в воздух милицейский вертолет и герой Папанова командует: «Спокойно, Козлодоев! Сядем все!» В следующее мгновение связанный Горбунков выпадает из багажника машины.

ЗИС-8 из к/ф «Место встречи изменить нельзя». В культовом фильме Станислава Говорухина «Место встречи изменить нельзя» снялись несколько раритетных автомобилей. И бандиты, и сотрудники МУРа разъезжают на продукции автозавода имени Сталина.

Только у одних это фургон-хлебовоз ЗиС-5, а у других – городской автобус ЗиС-8 по прозвищу «Фердинанд». Какое-то время после съемок картины автобус находился в подмосковном Калининграде (ныне Королёв).

Сейчас автобус-киногерой занимает почетное место в музее киностудии «Мосфильм».

Ко Дню столичного транспорта: какие автомобили снялись в известных советских кинофильмах

13 июля столица отметит День московского транспорта. Metro посетило музей “Московский транспорт” и отыскало там модели автомобилей, которые снялись в известных советских кинофильмах. 

1. ГАЗ-21 и ЗАЗ-965, фильм “Три плюс два”.

Машины из знаменитых советских фильмов

  • В музее воссоздали один из эпизодов фильма про отдых «дикарями».
  • Все – Василий Кузьмичёнок, музей “Московский транспорт”, скриншот YouTube, “Metro”

Машины из знаменитых советских фильмов

  1. Кадр из фильма “Три плюс два”.
  2. “Metro”

В популярной комедии с Андреем Мироновым снялись модная «Волга», за дизайн решётки радиатора прозванная в народе «китовый ус», и горбатый «запорожец» – самый доступный автомобиль той эпохи. Он стоил 2870 рублей, то есть ровно тысячу бутылок водки (её цена в 60-е годы составляла 2,87).    

2. Мотоколяска СМЗ С-3А, фильм “Операция “Ы” и другие приключения Шурика”

Машины из знаменитых советских фильмов

  • Большинство помнит «моргуновку» только по комедии Леонида Гайдая.
  • “Metro”

Машины из знаменитых советских фильмов

  1. Кадр из фильма “Операция “Ы” и другие приключения Шурика”.
  2. “Metro”

Машина для инвалидов, которую выпускали в 1958–1962 годах в Серпухове, более известна как «моргуновка». Именно её крутил на льду актёр Евгений Моргунов в комедии Гайдая. Кабриолетик мощностью 8 л. с. развивал максимальную скорость 40 км/час, но весил не так уж мало – 300 кг, так что не обошлось без комбинированных съёмок.

3. Автобус ЛиАЗ-677, фильм “Где находится нофелет?”

Машины из знаменитых советских фильмов

  • Жёлтые «лиазики» массово выпускались в нашей стране до 1994 года.
  • “Metro”

Машины из знаменитых советских фильмов

Кадр из фильма “Где находится нофелет?”.

“Metro”

В Ликино-Дулёво этот жёлтый «лиазик» запустили в производство в 1967 году, к 50-летию революции. Автоматическая коробка передач, вместительный, всегда тёплый салон – по тем временам это было чудо техники! Для съёмок фильма не только арендовали автобус, но и установили остановку во Вспольном переулке в Москве. Говорят, такие модели до сих пор колесят по улицам Краснокаменска и Арзамаса.

Читайте также:  Почему провалилась педаль сцепления ваз 2110: причины, фото и видео

4. Автобус ЛиАЗ-158В, фильм “Операция “Ы” и другие приключения Шурика”

Машины из знаменитых советских фильмов

  1. Именно эта модель автобуса была самой популярной в СССР до появления жёлтого 677-го «ЛиАЗа».
  2. “Metro”

Машины из знаменитых советских фильмов

  • Кадр из фильма “Операция “Ы” и другие приключения Шурика”.
  • “Metro”

Поначалу он выпускался на Заводе имени Лихачёва и назывался иначе (ЗИЛ-158В). В конце 50-х производство перенесли в Подмосковье. 20 лет эта модель была основной в автопарках СССР. Сцена фильма с подъезжающим автобусом снималась у станции метро «Парк культуры», а эпизод в салоне – в павильоне «Мосфильма».

5. «Студебеккер» US6, фильм “Место встречи изменить нельзя”

Машины из знаменитых советских фильмов

  1. На таком «американце» в фильме Станислава Говорухина Фокс удирал от Глеба Жеглова.
  2. “Metro”

Машины из знаменитых советских фильмов

  • Кадр из фильма “Место встречи изменить нельзя”.
  • “Metro”

На таком автомобиле Фокс уходил от погони в легендарном детективе. Полноприводная машина производилась в США в годы Второй мировой войны и поставлялась союзникам, в том числе и Советскому Союзу.  

Как будет отмечаться День столичного транспорта

На проспекте Академика Сахарова будет организована выставка общественного городского транспорта столицы. Здесь припаркуются около 50 транспортных средств. Перед главным входом на ВДНХ пройдёт выставка ретроавтомобилей.
На Шаболовке в 11:00 стартует парад старинных и современных трамваев. К полудню они прибудут на Чистопрудный бульвар, где  будут выставлены на всеобщее обозрение до шести вечера.
В парках «Зарядье», «Фестивальный» и «Красная Пресня» запланированы фотовыставки, там появятся уникальные архивные снимки. На Трубной площади в течение дня будут проводиться квесты, посвящённые транспорту.

На Васильевском спуске в 19:00 около 3,5 тыс. человек выстроятся в самую большую в мире фигуру велосипеда, чтобы установить новое достижение для Книги рекордов Гиннесса. Программу завершит ночной велофестиваль. Участники в 22:00 начнут путь на Кремлёвской набережной и, проехав около 11 км, финишируют на Суворовской площади.  Для участия необходима регистрация на сайте mosvelofest.ru.

Самые необычные автомобили в советском кинематографе

В отличие от цивилизованных стран, в СССР автомобили никогда не были приоритетом. Поэтому автомобильная культура на “одной шестой части суши” была уделом энтузиастов-одиночек.

Возьмем, например, кинематограф, который вождь мирового пролетариата называл “важнейшим из искусств”. Однако, можно по пальцам пересчитать советские фильмы, в которых автомобиль занимает сколько-нибудь значимое место.

Самыми известными из них, безусловно, являются комедии “Берегись автомобиля” и “Королева бензоколонки”. Криминальные таланты “вора, но бескорыстного, честного человека” Юрия Деточкина всем хорошо известны, а 21-я “Волга” показана во всей своей красе.

Поэтому перейдем к значительно более интересному во всех отношениях фильму, снятому режиссером Николаем Литусом на киностудии имени Довженко.

“Королева бензоколонки”

Комедия с Надеждой Румянцевой в главной роли была создана в 1962 году, на 4 года раньше “Берегись автомобиля”. Для съемок рядом с действующей бензоколонкой в Пирятине была построена бутафорская АЗС.

В фильме можно увидеть много интересных автомобилей 50-х – начала 60-х годов, от первого “Запорожца” ЗАЗ-965, производство которого началось в 1960 году, до роскошного седана Cadillac Series 62 de Ville Sedan 1956 года. Но наиболее интересными являются опытные образцы советской техники.

Один из них – 27-тонный карьерный самосвал “БелАЗ-540”. Первый экземпляр гиганта был изготовлен осенью 1961 года, а годом спустя несколько опытных машин отправились на испытания.

От более поздних серийных моделей они отличались оригинальным дизайном, в том числе, 4-мя фарами, которые хорошо видно на кадрах кинофильма.

Но если “БелАЗу” все-таки удалось отправиться в серийное производство, пусть и в упрощенно виде, к экспериментальному автобусу “ЛАЗ-Украина-1” фортуна оказалась не столь благосклонной. Он был построен в 1961 году и получил авангардный облик, который не уступал зарубежным аналогам. Автобус имел дюралевую обшивку кузова, а в движение его приводил 150-сильный V8 от ЗиЛ-130.

В комфортабельном салоне установили 36 анатомических кресел с индивидуальной подсветкой. Большая площадь остекления обеспечивала отличную обзорность водителю и пассажирам.

Автобус был изготовлен в единственном экземпляре и до наших дней не сохранился, но, к счастью, он останется в памяти благодаря этому доброму и наивному фильму.

“Как стать счастливым”

В 1986 году на телеэкраны выходит фильм Юрия Чулюкина киностудии “Мосфильм”. В фантастической комедии с участием многих известных актеров зрители могли увидеть, хоть и мельком, множество концептуальных моделей завода АЗЛК 70-х годов.

Здесь можно разглядеть “Москвич-3-5-6” (1973), внедорожник “Москвич-2150” (1974), хэтчбеки “Москвич-С1” (1975), “Москвич-С-3” (1976), а героиня Татьяны Ивановны Пельтцер садится за руль прототипа будущего “Москвич-2141”, получившего шутливое прозвище “Максимка”.

Кроме того, в кадре несколько раз появляется самодельный автомобиль “Юна” Юрия Алгебраистова, который продолжит наш обзор.

“Испытатели”

Самостоятельное изготовление автомобилей в СССР было вынужденной мерой. Не у всех хватало терпения ждать очереди на покупку авто 7-8 лет, да и потребительские качества советских машин приходились по душе далеко не каждому.

В начале 60-х годов под эгидой популярного журнала “Техника молодежи” состоялся первый в СССР парад-конкурс любительских автоконструкций. С каждым годом движение “Самавто” набирало обороты и к середине 80-х достигло своего апогея. Наиболее яркие из них стали появляться на советских киноэкранах.

Кинодебют “Юны” состоялся в фильме “Как стать счастливым” (1986 г.). Годом спустя Олег Бийма снимает на студии “Укртелефильм” драму “Испытатели” о буднях автозавода и КБ. Интересно, что в фильме участвовали обе машины, построенные братьями Юрием и Станиславом Алгебраистовыми.

Первая увидела свет в конце 70-х, а “Юна” появилась в начале 80-х. Автомобиль сделан на агрегатах ГАЗ-24 “Волга”. В разработке внешнего вида принимали активное участие профессиональные художники, братья Щербинины, которые уже имели собственный опыт строительства “самоделок”.

“Путешествие будет приятным”

Купе “Юна” Юрия Алгебраистова была отнюдь не первой “самоделкой”, которая стала киногероем советского кино. В 1982 году Свердловская киностудия представила мелодраму “Путешествие будет приятным”, в которой важную роль сыграл автомобиль-амфибия “Ихтиандр” Игоря Рикмана и Алексея Ревякина.

Дюралевый корпус машины для обеспечения лучшей герметичности лишен дверей. Доступ в салон обеспечивает сдвижной колпак. Обводы днища выполнены по образцу катера “Кама”, а для улучшения плавучести внутренняя часть корпуса оклеена пенопластом. Кузов разделен на три водонепроницаемых отсека.

В движение по дороге амфибию приводил мотор от ВАЗ-2103, соединенный переходным фланцем с коробкой передач от “Запорожца”. А на воде в дело вступает гидрореактивный осевой водомет, который подключен к “вазовскому” двигателю со стороны пусковой рукоятки.

Интересно, что съемки совпали с очередным автопробегом самодельных авто, и в фильм попала хроника парада. Среди участников оказался еще один герой нашего обзора.

“Семь стихий”

Завершает наш обзор самых необычных авто в советском кинематографе стильный и элегантный спорт-универсал “Панголина”, созданный талантливым инженером из Ухты Александром Кулыгиным. Автомобиль был построен в 1980 году, а спустя год автор со своим детищем приехал в Москву на традиционный слет “Самавто”.

Автомобиль вызвал неподдельный интерес не только своим эффектным дизайном, но и обилием оригинальных конструктивных решений. Например, вместо дверей “Панголина” получила стеклопластиковый колпак, поднимающийся на пневмоцилиндрах, а вместо зеркал заднего вида использовался… перископ. Не менее футуристично выглядел и салон машины.

Читайте также:  Специфика ремонта дизельных автомобилей

Не удивительно, что яркий автомобиль привлек внимание кинематографистов. В 1984 году Кулыгина пригласили в киностудию им. Горького на съемки фильма “Семь стихий” по мотивам одноименного фантастического романа Владимира Щербакова. Режиссером картины был Геннадий Иванов. “Панголина” стала машиной главного героя – журналиста Глеба в исполнении Игоря Старыгина.

После съемок “Панголина” стал постоянным участником пробегов самодельных авто. В 1985 году она была модернизирована и получила новую окраску. После развала Советского Союза Талантливый инженер эмигрировал в США. Там Александр даже организовал небольшую фирму по производству кит-каров, но в 2004 году его жизнь трагически оборвалась в автокатастрофе.

“Секрет “Лауры”

В 1985 году на Ленинградской студии документальных фильмов известным режиссером Алексеем Учителем был снят фильм “Секрет “Лауры”, посвященный советским энтузиастам движения “Самавто” и пробегу самодельных машин на выставку в болгарский Пловдив.

Имя “Лаура” использовалось питерским инженерами и дизайнерами Геннадием Хаиновым и Дмитрием Парфеновым для одного из созданных ими автомобилей. В этом же фильме участвовала “Панголина” Александра Кулыгина.

Как писал ранее OBOZREVATEL, в США обнаружили коллекцию ЛАЗов.

Старые отечественные фильмы с крутыми автомобильными сценами

Журнал Вспоминаем ностальгическое кино, в котором ездили всерьез и без компьютерных спецэффектов.Бесконечный «Форсаж», «Гонка», «Ford против Ferrari», «Такси», «Жажда скорости»… Список современного кино о красивых быстрых машинах можно продолжать и продолжать.

Но так уж получилось, что многие российские автомобилисты росли не на блокбастерах, а на отечественных фильмах из давно ушедшей эпохи и принципиально другой реальности. Давайте вместе вспомним некоторые советские и постсоветские ленты с погонями, автоспортивными схватками и просто интересной техникой.

Начнем наш очерк с приключений каскадера и ветерана войны Сергея Громова в исполнении Василия Шлыкова. Одни герои отечественных фильмов после посещения баньки оказывались в Ленинграде, а Громов в… Тольятти. Старый знакомый предложил ему перегнать якобы собранный по спецзаказу ВАЗ-2108. Сергей выполняет контракт и получает задание посерьезнее — доставить своим ходом внутрияпонскую Toyota Celica Camry начала восьмидесятых годов из Владивостока. Путь длинный и опасный, но все сложности покрывает впечатляющий гонорар. Вскоре каскадер понимает, что к машине имеют интерес бандиты на Audi 100, за которыми стоят третьи лица.

«Риск без контракта» показал аудитории, едва начавшей вкушать сладостные плоды зарубежного автопрома, что разнообразие иномарок не ограничивается моделями из Европы.

Праворульная Toyota лихо уходит от Audi-«сигары», а в одном зрелищном эпизоде даже перепрыгивает ремонтируемый участок дороги.

Кстати, съемки фильма проходили хоть и не в Приморье, но все же на Дальнем Востоке — за Владивосток киношники «выдали» Хабаровск.

Пронзительная драма Михаила Туманишвили о вечном противостоянии поколений никогда не утратит актуальность. Глубоко жизненный сюжет и потрясающая игра актеров делают ее лентой на все времена.

В центре истории ученица старших классов Валерия Николаева по прозвищу Авария, которая бурно и сложно переживает переходный возраст среди панков и металлистов. Ее отец, старший лейтенант милиции (его роль блестяще исполнил Владимир Ильин) постоянно находится меж двух огней.

По ночам он вынужден вылавливать дружков Аварии, а днем находить общий язык с дочерью.

Валерия все время ищет приключений и в итоге находит их, когда попадает в руки подонков на белой «пятерке». Отцу приходится мстить за поруганную честь Аварии.

В финальном эпизоде он на «копейке» преследует «модный» тюнинговый ВАЗ-2105 и таранит его. Негодяи погибают в огне. Дорожная схватка очень жесткая и предельно реалистичная.

Никаких спецэффектов в стиле «Форсажа». Все по-настоящему, все всерьез.

Советский фильм-легенда со звездным актерским составом рассказывает о гонщиках заводской команды АЗЛК — Иване Кукушкине и Николае Сергачеве. которых великолепно сыграли Евгений Леонов и Олег Янковский.

Спортсмены давно выступают вместе, но после трагической аварии на соревнованиях в Альпах дружба и партнерство дают трещину. Сергачев считает, что Кукушкин спелся-сдулся и находит себе нового напарника.

Вскоре жизнь вновь сводит их, но уже как соперников.

Фильм не только о машинах. Он о человеческих взаимоотношениях и доверии, предательстве, прощении и взаимовыручке. Впрочем, красивых гоночных эпизодов хватает.

Сцены с висящим над пропастью и балансирующим из последних сил автомобилем нередко украшают экшен-картины. Достаточно вспомнить «Миссия невыполнима 2».

Но советский кинематограф с успехом продемонстрировал подобное еще полвека назад. И как продемонстрировал – напряженно, реалистично!

Спросите практически любого киномана про «Скорость», и он начнет пересказывать сюжет блокбастера девяностых с Киану Ривзом и Сандрой Баллок. Величайшая несправедливость, ведь одноименный советский стопроцентно петролхедский фильм сняли задолго до дебюта голливудской ленты! Отечественная «Скорость» интересна как минимум по трем причинам.

Первая — Алексей Баталов и молодой Дмитрий Харатьян в авангарде актерского состава. Вторая — засветившийся в фильме монстр «Игла-09-SR». Это не макет и не муляж, а реально существовавший болид ХАДИ-9 разработки Харьковского автомобильно-дорожного института для установления рекорда скорости на суше.

«Игла» имеет длину 11 метров, весит 2,5 тонны и приводится турбореактивным двигателем. Расчетная скорость в 1200 км/ч так и осталась непокоренной – машина не участвовала в рекордных заездах, но «прожигала» взлетно-посадочные полосы аэродромов и участки соляного озера Баскунчак.

По некоторым данным, на съемках «Скорости» ее разогнали до 500 км/ч. Третий повод окунуться в прошлое дают зрелищные эпизоды с гоночной техникой. С первых же кадров нам показывают шоссейно-кольцевое соревнование с многочисленными подготовленными «Жигулями» и… хот-родом на базе «Москвич-401».

Его пилотировал Гриша, герой Дмитрия Харатьяна.

Завершает ностальгический обзор экранизация романа Джеймса Хедли Чейза «Весь мир в кармане», снятая на Рижской киностудии. По своей сути «Мираж» — это высококлассный спагетти-вестерн, напряженный и трагичный.

По сюжету события разворачиваются в Америке. Группа единомышленников — бандит, ветеран Вьетнама, автомеханик, бывший боксер и рисковая девушка — решают похитить инкассаторский броневик с тремя миллионами долларов.

План отчасти срабатывает, но вскоре героям придется сильно пожалеть об этом.

Немалая часть «Миража» снята в Крыму. Неосведомленный зритель и впрямь может принять живописные горные серпантины за калифорнийские пейзажи. Другое украшение фильма — прекрасный ансамбль прибалтийских актеров. Кстати, одного из главных героев сыграл Мартиньш Вилсонс, которого любители «старого» кино отлично помнят по выдающейся экранизации романа Джека Лондона «Морской волк».

А как насчет техники? Ярких погонь в «Мираже» почти нет, зато какие автомобили! Главные герои раскатывают на огромном зеленом купе Pontiac Grand Ville начала семидесятых годов. В эпизодах мелькает полноразмерный седан Chrysler New Yorker и другие «американцы», хотя в основном в кадре европейские машины.

Так, в драматичном эпизоде похищения броневика засветилось красное спорткупе Ford Capri. А вот от вида инкассаторской машины зритель может испытать легкий шок — роль крепости на колесах с передовыми системами безопасности досталась… модифицированной «Ниве». Впрочем, это лишь досадная мелочь.

Фильм хорош, рекомендуем к просмотру!

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector