Эта статья не претендует на звание полного путеводителя по дорогам Италии, а лишь отражает субъективные впечатления от двух недель в регионах Лацио и Кампания, в Риме и Неаполе за рулем Smart Cabrio. Расскажу и про самые любимые местными жителями автомобили, и о дорогах, и о парковках, и о том, как соблюдают ПДД (спойлер: никак).
Наблюдений много, чтение рискует быть долгим, так что если сейчас у вас не так много времени, сохраните статью в закладки, почитайте на досуге. Узнаете много удивительного.
Как и в любой нормальной европейской стране, производящей собственные автомобили, в Италии обожают местный автопром, в основном – маленькие машины А и В-класса.
По субъективным ощущениям, самые популярные машины – это старые и новые Fiat Panda в различных вариациях (включая внедорожную, про которую мы не так давно писали) и Lancia Ypsilon, опять-таки всех трех поколений. Собственно, эти же модели продолжают удерживать первые строчки рейтинга продаж по сей день.
Alfa Romeo 147, а также современный Fiat 500 вместе со своими предками Cinquecento и Seicento тоже весьма популярны, но все же меньше, чем Panda и Ypsilon.
Тотальная экзотика — индийская Tata!
Нашу “Ниву” мы видели дважды: одна была в полном “стоке”, вторая — в “злом” внедорожном тюнинге”
Более крупные машины местного происхождения тоже попадаются, но значительно реже: это Fiat Punto разных годов, Alfa Romeo 156 и 159, диковинный бизнес-седан Lancia Lybra… Вот чего практически не видно, так это суперпремиума от Ferrari, Maserati и Lamborghini. Вопреки стереотипам, это для итальянцев такая же экзотика, как для нас.
Ретроавтомобилей хватает, в основном это крошечные классические Fiat 500, а если подобраться поближе к морскому побережью, то какие-нибудь манерные купешки вроде Fiat 128. Совсем старых Alfa Romeo не довелось увидеть ни разу, а экземпляр ныне вымершей марки Autobianchi попался один раз – жаль, что в темноте, при непригодных для съемки обстоятельствах.
Из иномарок тут есть практически все. Европейские городские авто – в большом изобилии: Ford Fiesta и Ka, Renault Clio и Twingo, Citroen C1 и C3, Peugeot 108 и 208… Япония представлена тоже в основном «малышами»: часто мелькают Toyota iQ и Yaris, а также Nissan Micra и Mazda 2. Honda и Subaru в меньшем фаворе, зато встречаются экзотические у нас Isuzu и Daihatsu.
Из премиума почти в равной степени уважают «большую немецкую тройку», в меньшей степени – Volvo, Jeep и Jaguar, японские «лакшери» встречаются еще реже. На удивление много Rover. Разумеется, премиальные «братья меньшие» в лице Mini и, особенно, Smart – в большом почете в Италии.
Каких машин мало, так это Skoda, да и корейская экспансия от Hyundai и Kia идет вяло – на улицах их почти не видно. Хотя ведь раньше у корейцев с продажами в Италии все было совсем неплохо. Один из местных бестселлеров прошлых лет – Daewoo Matiz! Полагаю, во всем виноват Джорджетто Джуджаро, который и придумал «лупоглазую» внешность Матиза.
Изначально, как известно, она предназначалась очередному поколению Fiat 500, но фиатовцы отказались от проекта, предпочтя сделать машину более угловатой.
Не пропадать же добру! Видимо, корейцы решили, что итальянский «лук» наверняка будет успешен на родине, и не прогадали.
Более того, вслед за Матизом на дороги Италии просочились в небольшом количестве другие Daewoo, например Lanos и даже Nubira.
Непривычное для россиянина зрелище – обилие микромашинок-квадрициклов. Единственный более-менее известный у нас представитель этого сегмента – индийский Bajaj Qute.
В Европе Баджаджи – это исчезающая редкость, а вот французские машинки от Aixam, Microcar, Bellier, Chatenet и Ligier – вполне распространенное явление.
На этих тихоходных «капсулах» с моторчиками от скутеров можно ездить без прав с 14 лет, а подробно мы писали о них в большом обзоре.
Кстати, о скутерах. Двухколесного транспорта в итальянских городах еще больше, чем четырехколесного. Причем автомобильный патриотизм тут не распространяется, в основной своей массе мототехника итальянцев – это вовсе не Vespa, Aprilia и Moto Guzzi, а максимально скучные и утилитарные Honda и Yamaha. Хотя вообще разнообразие большое: попадаются даже чопперы Harley-Davidson.
![]() |
![]() |
Напоследок – о коммерческой технике, которая тоже заслуживает внимания. Помимо множества моделей Fiat Professional от Fiorino до Ducato и некоторого количества скучных иномарок того же форм-фактора тут имеется много необычного.
Взять хотя бы Piaggio. Настоящий символ Италии – это трехколесный мотогрузовик (а как его еще назвать?) Piaggio Ape, идеально подходящий для развозки грузов по узким улицам. Помимо него популярны маленькие, но уже четырехколесные грузовички Piaggio Porter, созданные в сотрудничестве вовсе не с Hyundai (как можно было бы подумать), а с Daihatsu.
Дороги и организация дорожного движения
Обычно, путешествуя по европейским странам, я предпочитаю пользоваться периферийными мелкими, а не большими платными дорогами – не столько из экономии, сколько из желания поближе познакомиться со страной. В Италии же эта практика мне постепенно надоела.
Если, скажем, к северу от Рима в провинции Лацио на дорогах довольно пустынно, и организация трафика приличная, то в Кампании в окрестностях Неаполя все очень плохо.
Застройка малоэтажная, но плотная (один маленький город просто перетекает в другой), дорожная сеть непродуманная, из-за чего постоянно возникают пробки.
Состояние покрытия на маленьких дорогах – еще одна иллюстрация к тезису, что климат и качество асфальта – вещи не то чтобы совсем не связанные, но явно связанные не напрямую.
Климат теплый и приятный, а щербатых дорог в мелких ямках и с трещинами не то чтобы очень много, но гораздо больше, чем ожидаешь увидеть в Западной Европе.
Правда, таких ям, чтобы оторвать колесо или вообще утопить машину в карстовых водах (было недавно в Башкирии), в Италии нет. Ямки в основном мелкие, а в особо запущенных случаях дороги все-таки чинят. Но о-о-очень медленно и лениво.
Еще ваши планы пробраться к какой-нибудь горной деревушке могут нарушить оползни. Мне доводилось видеть последствия того, как целый кусок дороги протяженностью метров 30 снесло лавиной в реку. Ну а что вы хотели? Горы есть горы.
Тем более что именно горные дорожки – настоящая отрада для автомобилиста и компенсация от Италии за средненькое качество организации движения. Особенно вам они понравятся, если вы ездите на маленьком заднеприводном авто под названием Smart c его низким центром тяжести, приличным турбомотором и быстрым двухсцепленчатым роботом.
Подробно о водительских впечатлениях напишу в тест-драйве, здесь лишь отмечу кратко, что узкие извилистые дороги с крутыми подъемами и спусками – это такой аттракцион, что любой уважающий себя автомобилист должен его попробовать. Как бы ни складывалась ваша жизнь, вы просто обязаны сделать это, и тогда вы поймете, зачем машине управляемость, и как ощущается настоящий драйв, а не гонка от светофора к светофору.
Из экзотического можно вспомнить столь узкие улочки, что в них с трудом помещается даже Smart, с остроугольными поворотами и уклонами под 45 градусов. Причем если вы думаете, что они сугубо пешеходные, то ошибаетесь.
В совсем уж маленьких горных городишках с пешеходными зонами не заморачиваются, почти везде можно ездить на машинах. Все упирается (в прямом смысле слова) в габариты автомобиля и наличие инстинкта самосохранения у водителя.
Zona traffico limitato
Именно так называются зоны в городах, куда нельзя въезжать без специального разрешения. ZTL есть и в Риме, и в Неаполе, и в сотнях других крупных и мелких городов. На въезде стоят предупреждающие знаки и камеры, которые считывают номера. Нет номера в базе тех, кто имеет доступ? Готовьтесь к штрафу.
Часто въезд ограничен по времени – например, днем этот участок города относится к ZTL, а ночью свободен. Или запрет действует только в выходные. Это все можно прочитать на информационных стендах при въезде – при условии, что вы знаете итальянский, или у вас есть переводчик на смартфоне.
Парковка
Если вы собираетесь в Италию на машине, обязательно выясните у отеля, есть ли у него собственная парковка. Хитрые отельеры часто пишут «free parking», а на деле оказывается, что они имеют в виду некую публичную парковку в километре от места проживания, где на самом деле бесплатных мест только 2, а остальные все платные.
И даже если ваш бюджет позволяет оплачивать парковку, далеко не факт, что вы ее найдете за деньги.
Можно объехать полгорода и везде видеть либо забитые платные стоянки за разметкой синего цвета, либо всевозможные парковки только для местных жителей.
Все это безумно неудобно для туриста, но если задуматься, то гарантированные места для резидентов с невысокими льготным тарифами – это как раз то, чего не хватает в любом спальном районе любого российского мегаполиса.
Дополнительная сложность со стоянкой в том, что паркоматы в основном старые и принимают только мелочь. Никаких карт, никаких купюр – придется таскать с собой кучу «железа» и все время его разменивать.
Если жить в городе долго, хорошее решение – это «гаражи», как их называют, скажем, в Неаполе. По факту это никакие не гаражи, а просто закрытые дворы-«колодцы», где организовали массовую платную стоянку.
При въезде просто отдаешь ключи администратору, и он плотно «пакует» машину на свободное место. В часы пик дворы забиваются под завязку в 5-6 рядов и более.
В случае необходимости администратор, имея ключи от всех машин, «вызволит» автомобиль из дальнего ряда.
Нравы автомобилистов
Как вы уже догадались, итальянцы водят просто ужасно даже на фоне русских. Парковка вторым (или даже третьим) рядом на аварийке и перестроение безо всякой световой сигнализации – это еще ладно.
Но можете ли вы себе представить ситуацию, когда человек, которому захотелось попасть в магазин на противоположной стороне улицы, просто пересекает сплошную разметку, подлетает ко входу, бросает машину кое-как «против шерсти» и спокойно идет за покупками? Ограничение скорости? Какая скука…
Камер немного, поэтому превышение на 20, 30, 40 и более километров в час – вполне обыденное явление.
Но самое экстремальное – обгоны на узких дорогах. За Смартом в горах вообще угнаться трудно, потому что в поворотах скорость можно почти не сбрасывать, а за счет наддува он бодро карабкается в любой уклон. И все же меня много раз обгоняли, всегда по одному и тому же сценарию.
В очередной раз я упираюсь в тихохода, которого просто невозможно обогнать хоть сколь-нибудь безопасно, потому что между крутыми закрытыми поворотами – метров по 100, не более.
Но «горячих рагацци» это вообще не останавливает! Они вылетают на двойной-тройной обгон в стесненных условиях, когда с вероятностью 50/50 в следующую секунду из-за горы навстречу может вырулить другой такой же гонщик, и нет даже обочины, чтобы уйти от лобового столкновения.
Поскольку итальянцы очень набожные католики, мы решили, что у них в машинах оборудована прямая связь с небесами, и в случае необходимости они просто просят по-человечески «Дева Мария, помоги обогнать» и все. Что характерно, у них и правда получалось всякий раз выполнить обгон без аварии.
Мотоциклисты и скутеристы, которых в городах орды, ведут себя еще хуже. Встречная, междурядье, обочины, тротуары, пешеходные переходы – они ездят везде, создавая невообразимый хаос, почти как в Китае. Совсем наглые еще порыкивают моторами, чтобы их немедленно пропустили. Наши байкеры в сравнении с местными – просто великосветские джентльмены.
На другом полюсе итальянского дорожного безумия – типичный «дед на Панде». Пожилых водителей за рулем именно Fiat Panda здесь так много, что складывается впечатление, будто бы эти коробчатые машинки выдают от государства бесплатно ровно в день ухода на пенсию. Конечно же, дедушки и бабушки на Пандах ездят сверхосторожно, «тошня» еле-еле и притормаживая в любом повороте.
Важно отметить, что несмотря на тотальное пренебрежение правилами дорожного движения, итальянцы в целом неагрессивны и на соседей по потоку им беззлобно наплевать.
Не слишком обремененного интеллектом любителя висеть на хвосте с дальним светом я встретил единственный раз.
Это был, конечно же, дальнобойщик, которому не понравилось, что я превышал скоростной лимит всего лишь на 20 км/ч, хотя дорога пустая, и можно было валить и «+40», как ему хотелось.
Полиция
На дороге встречается полиция аж пяти видов: федеральная Polizia di Stato, региональная Polizia Provinciale и местная Polizia Municipale, а также местный аналог ОБЭП Guardia di Finanza и военизированная полиция Carabineri. В Риме еще, в рамках антитеррористической операции, в местах массового скопления народа дежурят военные с автоматами.
Самая красивая форма и самые крутые машины обычно у карабинеров. Темно-синие, с красными полосами – еще недавно в массовом порядке они использовали стильные Alfa Romeo 159, теперь же больше стало иномарок. Вообще полицейские службы не слишком патриотичны – очень много патрулей ездит почему-то на Seat и Peugeot.
Как в старой пословице про семь нянек и дитя без глаза, количество полицейских ведомств, крутизна их формы и машин слабо влияют на порядок. Полисмены любят гулять по городу в черных очках, пить кофе, светски беседовать, а за дорожным движением почти не следят и штрафы выписывают крайне редко.
Раза два попались полицейские «засады» с выборочной остановкой проезжающих для проверки документов. Однажды встретился карабинер, разруливающий пробку возле аварии с грузовиком, и даже удалось заснять одну штрафную квитанцию под дворником у неправильно припаркованной машины. Стоит ли говорить, что на правила парковки при этом здесь плюют чуть менее, чем все?
Постепенно к итальянскому ритму жизни привыкаешь, и это раздолбайское отношение к жизни начинает нравиться.
У всех свои вкусы, но как по мне, идеальное место отдыха (или даже жительства) в Италии – это не шумный мегаполис, а маленький городок в горах, где все друг друга знают в лицо и здороваются на улице, дороги извилистые и интересные, дорожное движение слабое, парковка бесплатная, а автопарк – наиболее «национальный».
Дороги и правила дорожного движения в италии
Планируя переезд в любую страну, не лишним будет ознакомиться с правилами дорожного движения и особенностью местных дорог. Впрочем, эти знания пригодятся и туристам, которые туристическим маршрутам предпочитают свободное перемещение.
Первое, что нужно знать – в Италии можно ездить с российским водительским удостоверением, если ФИО написаны латиницей. Если нет – нужно озаботиться оформлением прав международного образца, которые можно получить в регистрационном подразделении автоинспекции по месту жительства. Однако это касается только туристов, приезжающих на своих автомобилях из России.
Если вы переехали в Италию на постоянное место жительства, то в течение года со дня регистрации в списке проживающих должны получить итальянское водительское удостоверение. Пока, к сожалению, российские «права» нельзя обменять на итальянские (в отличие от украинских или молдавских), поэтому проходить обучение и сдавать экзамены придется на общих основаниях.
Один из сервисов, которым пользуются туристы – автомобиль напрокат. Воспользоваться услугой могут водители старше 21 года и со стажем вождения минимум 1 год.
В Италии очень много платных автомагистралей. Называются они автострадами (autostrada) и соединяют между собой все регионы и крупные города Италии. Общая протяженность всех автострад превышает 7 тысяч километров при очень высоком качестве дорожного покрытия и инфраструктуры.
Каждая автострада имеет свой номер, начинающийся с буквы А (А1, А4, А26 и т.д.) или с букв RA для соединительных участков. Кроме того, многие автострады имеют ещё и названия. Есть, например, «Автострада Цветов» (Autostrada dei Fiori, А10, Genova — Ventimiglia), «Автострада Средиземноморья» (Autostrada del Mediterraneo, А2, Salerno — Reggio Calabria) и другие не менее поэтические названия.
Въезд на автостраду обозначается соответствующим знаком зеленого цвета, такой же цвет имеют все относящиеся к автостраде указатели.
Оплачивать проезд можно наличными, банковскими картами или специальными предоплаченными картами Viacard, а также с помощью электронного устройства-транспондера Telepass.
Последний способ наиболее удобен, так как не требует остановки на пунктах оплаты – списание происходит автоматически при проезде по специально оборудованной полосе, однако доступен он только резидентам Италии.
Списание средств осуществляется с банковской карты или счёта, который указан в контракте Telepass при подключении. Оформить контракт и получить устройство можно за полчаса в офисах Telepass, во многих банках страны или в пунктах продаж на автострадах (Punto Blu).
С недавних пор в продаже появились новые универсальные устройства Telepass, которые позволяют автоматически оплачивать проезд по платным дорогам не только Италии, но также Франции, Испании и Португалии.
Оплата осуществляется при проезде через специальные пункты оплаты, оборудованные шлагбаумами и кассами. Ориентироваться на них просто – помогают цветная разметка и понятные указатели.
Заезжать на жёлтые полосы могут только клиенты Telepass. Белая разметка – оплата наличными либо банковской картой: это можно сделать самостоятельно или с помощью оператора.
Синие полосы – оплата только картами банков и Viacard.
Оплачивать проезд по такой трассе нужно, как правило, на выезде с неё. При въезде водители получают талон, который в конце платного участка предъявляется кассиру или вставляется в автомат.
Но бывает и так, что оплата взимается при въезде (например, на отдельных платных участках с фиксированной стоимостью проезда) или в конце платного участка, после которого автострада продолжается, но становится бесплатной.
Клиентам Telepass эти тонкости знать не обязательно: система сама определит, где надо платить, и спишет деньги автоматически.
Автострады Италии находятся в частной собственности и часто передаются в управление специализированным компаниям. Управляющие компании, помимо содержания самой дороги, обеспечивают качественный придорожный сервис.
Сервисные зоны (Area di servizio) включают в себя АЗС, туалеты и иногда душевые, кафе и рестораны, магазины и места для отдыха.
Наибольшее распространение получили придорожные кафе и рестораны компании «Автогриль» (Autogrill), этот бренд даже стал нарицательным, и часто автогрилями называют все заведения на автострадах, даже если они управляются другими компаниями.
Соблюдение скоростного режима контролируется автоматизированной системой Tutor, которая определяет среднюю скорость движения на определенном участке автострады и в случае превышения средней скорости автомобиля над установленным ограничением максимальной скорости формирует пакет документов о привлечении к административной ответственности для отправки нарушителю. Встречаются на автострадах и классические радары с камерами, которые также работают в автоматическом режиме.
Все платные дороги дублируются бесплатными государственными, которые обозначаются белыми буквами на синем фоне и называются Strade statali (SS). Бесплатная скоростная дорога, соответствующая критериям автомагистрали, называется «суперстрада». Дороги провинциального значения обозначены буквами SP (Strada provinciale).
От чего зависит стоимость проезда по платной трассе
Итоговая сумма складывается из нескольких показателей: категория транспортного средства, выбранная магистраль, расстояние, какая компания управляет дорогой. Класс транспортного средства определяется по высоте и количеству осей (включая оси прицепа). Всего есть 5 классов:
- Двухосные ТС высотой менее 1,3 м. (класс А). Сюда входят легковые автомобили и мотоциклы.
- Двухосные ТС высотой более 1,3 м. (класс B). К этой категории относятся некоторые внедорожники, грузовики, автобусы.
- Три оси. Легковые автомобили с прицепом, некоторые грузовики и автобусы.
- Четыре оси. Легковой и грузовой транспорт с прицепом.
- Пять и более осей.
Тип участка также влияет на стоимость: проезд по горной дороге стоит дороже, чем по равнине.
Например, стоимость проезда по автостраде от Рима до Милана (563 км.) для класса А составит 41,30 евро.
Что нельзя делать на скоростных платных дорогах
На автострадах действуют различные ограничения. Они простые и запомнить их просто – все они направлены на поддержание безопасности. В частности, на автострадах нельзя:
- передвигаться пешком, в том числе по обочинам, а также на велосипедах, мопедах и мотоциклах с объемом двигателя менее 150 куб. см. (менее 250 куб. см. для мотоциклов с колясками);
- разворачиваться – даже непосредственно у выезда с трассы;
- ехать задним ходом;
- въезжать и выезжать с трассы вне полос разгона и торможения;
- обгонять справа;
- занимать любую полосу движения, кроме крайней правой, если последняя свободна;
- двигаться слишком медленно, а также останавливаться в полосе движения;
- ехать по полосе, предназначенной для аварийной остановки или для движения спецтранспорта (обгонять по ней тоже нельзя);
- останавливаться в зоне обслуживания (Area di servizio) больше, чем на 24 часа и на участках аварийной остановки SOS больше, чем на 3 часа;
- буксировать транспортные средства;
Правила дорожного движения Италии и России — в чём различия
Я бы хотел, не очень сильно вдаваясь в подробности, рассказать об отличиях правил дорожного движения в России и в Италии. Конечно, они очень похожи, как похожи правила движения во всём мире, однако тем и заметнее различия.
Одно из наиболее обращающих на себя внимание различий: обилие в итальянских правилах расплывчатых определений типа “вблизи”, “недалеко”, “в непосредственной близости от”, “в течение недолгого времени”, там где в российских ПДД непременно используются цифры, указывающие конкретное количество метров и минут – в итальянских правилах значительно больший упор делается на здравый смысл, чем на формальные определения. Многие понятия расписаны гораздо подробнее, а многие, наоборот, значительно более схематично.
Левый поворот
Правила РФ вообще не определяют порядок выполнения левого поворота, при этом большинство водителей, боясь выехать на сторону встречного движения, старается повернуть налево уже после проезда середины перекрёстка.Согласно правилам дорожного движения Италии левый поворот обязательно выполняется так, чтобы центр перекрёстка оставался справа от автомобиля, что позволит спокойно разъехаться двум автомобилям, едущим навстречу друг другу и выполняющим левый поворот.Оставлять центр перекрёстка слева нужно только при наличии знака “круговое движение”.Обязательно помните про эту норму, находясь в Италии, чтобы не создать случайно аварийную ситуацию. |
- Разворот
- ПДД России: разворот запрещается:- на пешеходных переходах;- в тоннелях;- на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними;- на железнодорожных переездах;- в местах с видимостью дороги хотя бы в одном направлении менее 100 м;
- – в местах расположения остановок маршрутных транспортных средств.
- ПДД Италии: разворот запрещается на дорогах с двусторонним движением:- вблизи поворотов, неровностей дороги и перекрёстков и непосредственно на них
- Обгон
- В России: «Обгон» – опережение одного или нескольких транспортных средств, связанное с выездом на полосу (сторону проезжей части), предназначенную для встречного движения, и последующим возвращением на ранее занимаемую полосу (сторону проезжей части).
- Здесь же рассмотрим термин «опережение» , так как в итальянских правилах дорожного движения ему аналогов нет: «Опережение» – движение транспортного средства со скоростью, большей скорости попутного транспортного средства.
- В Италии: «Обгон» – манёвр, при котором транспортное средство опережает другое транспортное средство, животное или пешехода, которые движутся или остановились, по полосе движения или по части проезжей части, предназначенной для движения.
- Остановка и стоянка
- В России: «Остановка» – преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время до 5 минут, а также на большее, если это необходимо для посадки или высадки пассажиров либо загрузки или разгрузки транспортного средства.
То есть различие достаточно сильное: если в России привычнее для разворота доехать до перекрёстка и развернуться на нём, то в Италии это будет нарушением правил.То есть в Италии определение более прозрачно: обгон – любое опережение кого-либо. Вы имеете право обгонять другую машину даже при одинарной или двойной сплошной при условии, что вы сможете осуществить этот маневр не пересекая сплошную.Условия запрета обгона примерно совпадают, за некоторыми исключениями:- в России обгон полностью запрещён перед железнодорожными переездами, в Италии он запрещён только, если переезд не оборудован барьерами и движение на нём не регулируется светофором.- в России обгон запрещён на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними, а также в тоннелях; в Италии во всех этих местах обгон разрешён (запрещены только стоянка и остановка при отсутствии разрешающих знаков).Не так давно из российских ПДД был исключен пункт о запрете обгона справа. В итальянских ПДД упоминается то, что обгон осуществляется обычно слева, и приводятся случаи, когда допустим обгон справа:- если обгоняемый автомобиль намеревается поворачивать налево и он остановился с левой стороны проезжей части с односторонним движением- если осуществляется обгон трамвая, который движется по центру дороги, или который остановился для посадки и высадки пассажиров в случае наличия островка безопасности.
В Италии: «Остановка» – временное (на небольшой период времени) прекращение движения транспортного средства по желанию водителя или пассажиров. Водитель не должен отдаляться от транспортного средства, чтобы иметь возможность в любой момент продолжить движение.
В России: «Стоянка» – преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время более 5 минут по причинам, не связанным с посадкой или высадкой пассажиров либо загрузкой или разгрузкой транспортного средства.
В Италии: «Стоянка» – длительное прекращение движения транспортного средства, при которой водитель имеет возможность от него удалиться.
То есть, итальянские правила дорожного движения с одной стороны мягче, так как вы не ограничены формальными пятью минутами, а с другой стороны жестче, так как удаляться от машины вы не имеете права. Вы не имеете права оставить машину даже на пару минут под знаком “стоянка запрещена” и сходить в магазин.
Запреты на места для стоянки и остановки в России и в Италии практически совпадают. В Италии также запрещена стоянка около контейнеров с мусором и около мест общественной гигиены.
Также, итальянские правила дорожного движения требуют, чтобы при стоянке и остановке в населённых пунктах, при отсутствии тротуара, вы оставляли пространство не менее метра для прохода пешеходов
Документы, аптечка, знак аварийной остановки и т.п.
Как и в России, так и в Италии водитель обязан иметь с собой права, техпаспорт автомобиля (водитель не обязательно должен быть владельцем, доверенность не нужна), а также страховку ОСАГО (R.C.A.).
В Италии квадратный квиток с данными по страховке должен быть в обязательном порядке размещён на лобовом стекле, страховой полис также нужно возить с собой вместе с остальными документами.
Аптечка и огнетушитель по итальянским ПДД не обязательны, обязательно иметь с собой только знак аварийной остановки, а также светоотражающий жилет.
Дороги и автомагистрали
В России: «Автомагистраль» — дорога, обозначенная знаком 5.1 и имеющая для каждого направления движения проезжие части, отделенные друг от друга разделительной полосой (а при ее отсутствии – дорожным ограждением), без пересечений в одном уровне с другими дорогами, железнодорожными или трамвайными путями, пешеходными или велосипедными дорожками. Запрещается движение пешеходов, домашних животных, велосипедов, мопедов, тракторов и самоходных машин, иных транспортных средств, скорость которых по технической характеристике или их состоянию менее 40 км/ч.В Италии: «Автострада» — дорога с независимыми или разделёнными дорожным ограждением проезжими частями, имеющими как минимум две полосы для движения и полосу для аварийной остановки, без пересечения в одном уровне с другими дорогами, огороженная на всём протяжении и оборудованная полосами разгона и торможения для заезда и съезда транспортных средств. На автострадах разрешается движение лишь некоторых категорий моторных транспортных средств: мотоциклов с объемом двигателя минимум 150 куб. см. и автомобилей, способных развивать скорость не менее 80 км/ч. |
То есть в российском варианте и речи не идёт об отдельной полосе для аварийной остановки, которая идёт по всему протяжению автострады. Если же вспомнить ещё и о скоростных ограничениях — 130 или, в некоторых случаях, 150 на итальянских автострадах, и 110 на российских, то стоит вспомнить другое определение из итальянских правил дорожного движения:
Основная внегородская дорога (strada extraurbana principale) — дорога с независимыми или разделёнными дорожным ограждением проезжими частями, имеющими как минимум две полосы для движения и оборудованная специальными зонами для аварийной остановки, без пересечения в одном уровне с другими дорогами, огороженная на всём протяжении и оборудованная полосами разгона и торможения для заезда и съезда транспортных средств. На дорогах данного типа разрешается движение лишь некоторых категорий моторных транспортных средств (запрещается движение велосипедов, мопедов и лёгких квадроциклов) и обозначенная знаками начала и конца. Максимальная скорость составляет 110 км/ч, указатели синего цвета. |
То есть получается, что российским автострадам в Италии практически полностью соответствуют “основные внегородские дороги”, а для дорог, которые являются автомагистралями в европейском понятии, в России даже отсутствует определение.
Скоростной режим
Самая заметная разница – в максимальной скорости движения в населённых пунктах, в России она 60 км/ч, а в Италии – 50 км/ч (но на некоторых специальных городских дорогах может быть и 70 км/ч).
Знаки
Знаки в России и в Италии практически одинаковы, если не учитывать небольшой разницы во внешнем виде.
Однако есть и знаки, имеющие абсолютно разное значение. К примеру, знак, называющийся в России “искусственная неровность” в Италии обозначает неровность рельефа, и в зоне его действия запрещён обгон. Искусственную неровность он может обозначать только в присутствии специальной таблички. |
Знак, означающий в России “примыкание второстепенной дороги под углом”, в Италии означает приближение к полосе разгона справа или слева. |
Также имеются знаки и вовсе отсутствующие в России, например “cunetta” – неровность рельефа типа ямы, где может скапливаться вода или грязь. |
Цвета знаков практически совпадают. Стоит отметить лишь достаточно большое количество временных знаков на жёлтом фоне, требования к которым подробно расписаны в правилах.Также, помимо стандартных цветовых обозначений для информационных знаков: белого, синего и зелёного, а также жёлтого для временных знаков, в Италии используется следующие цвета:- Коричневый, для обозначения мест, имеющих туристическое, историческое, культурное значение и т.п.- Чёрный – для обозначения промышленных объектов- Оранжевый – для обозначения остановок школьных автобусов и стоянок такси- Красный – для обозначения средств экстренной связи и комплектов скорой помощи
Таблички
Некоторые таблички в России и в Италии немного отличаются.
К примеру, обозначение действия знака в выходные и праздничные дни: в России используется символ звездочки, а в Италии – крест. |
Знаки начала и конца зоны действия в Италии могут быть выполнены как вертикально, так и горизонтально. В России горизонтальные таблички определяют направление действия, в Италии же в подобном случае знаки устанавливаются на нужной стороне дороги или используется табличка “Ambo i lati” (по обеим сторонам). |
Светофоры
Относительно светофоров в Италии и в России всё примерно одинаково, одинаковы и правила проезда перекрестков, регулируемых светофорами.
Небольшие отличия в Италии:- зелёный мигающий отсутствует, после зелёного сразу загорается желтый (впрочем, это по правилам так, на некоторых светофорах конец действия зелёной фазы обозначается одновременно горящими зеленым и желтым).
– красный цвет часто бывает большего размера- достаточно часто встречаются “мобильные светофоры”, регулирующие одностороннее движение во время ремонтных работ.
Также совершенно другой вид имеют светофоры для трамваев и маршрутных транспортных средств.Светофоры с цифрами скорости используются для индикации рекомендуемой скорости при работе светофоров в режиме “зеленой волны” |
- Сигналы регулировщика
- Руки вытянуты в стороны
- В России: со стороны левого и правого бока разрешено движение трамваю прямо, безрельсовым транспортным средствам прямо и направо, пешеходам разрешено переходить проезжую часть; со стороны груди и спины движение всех транспортных средств и пешеходов запрещено.
В Италии: со стороны боков сигнал аналогичен зелёному сигналу светофора, разрешено движение прямо и повороты налево и направо. Со стороны груди и спины сигнал аналогичен красному свету светофора, движение запрещено.
- Правая рука вытянута вперед
- В России: со стороны левого бока разрешено движение трамваю налево, безрельсовым транспортным средствам во всех направлениях; со стороны груди всем транспортным средствам разрешено движение только направо; со стороны правого бока и спины движение всех транспортных средств запрещено; пешеходам разрешено переходить проезжую часть за спиной регулировщика.
- В Италии: со стороны левого бока разрешено движение во всех направлениях, с остальных сторон движение запрещено.
- Сигнал поднятой руки в России запрещает движение, в Италии аналогичен желтому сигналу светофора.
- ДТП
В России: при дорожно-транспортном происшествии водитель, причастный к нему, обязан: немедленно остановить (не трогать с места) транспортное средство, включить аварийную световую сигнализацию и выставить знак аварийной остановки в соответствии с требованиями пункта 7.
2 Правил, не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию; освободить проезжую часть, если движение других транспортных средств невозможно.
При необходимости освобождения проезжей части или доставки пострадавших на своем транспортном средстве в лечебное учреждение предварительно зафиксировать в присутствии свидетелей положение транспортного средства, следы и предметы, относящиеся к происшествию, и принять все возможные меры к их сохранению и организации объезда места происшествия
В Италии: в случае загромождения проезжей части в результате поломки транспортного средства или в результате аварии, водитель обязан незамедлительно освободить проезд, убрав транспортное средство за пределы проезжей части, или, если это невозможно, сместив его максимально близко к правому краю проезжей части. Вне населённых пунктов при невозможности быстро убрать препятствие, необходимо выставить знак аварийной остановки (в населённых пунктах этого делать не нужно).
Полицию необходимо информировать только в случае невозможности убрать с дороги транспортное средство или упавший груз, и, естественно, в случае наличия пострадавших.
Если повреждения при аварии невелики, и участников ДТП всего двое, они могут уладить вопрос о возмещении самостоятельно, без привлечения страховой компании (т.н. risarcimento diretto).
В противном случае, необходимо обратиться в собственную страховую компанию, которая и займётся всеми вопросами, связанными со взысканиями или с выплатами.
Если ущерб, нанесённый происшествием, превышает максимальную сумму по страховому полису (минимальное значение – 774.685,35 евро), то оставшаяся к выплате сумма делится пополам между водителем и владельцем автомобиля, естественно, если автомобилем пользовались с его одобрения.
Neopatenti
В Италии имеются ограничения для тех, кто получил права недавно. Так, в первый год они имеют право водить только автомобили, для которых соотношение мощности автомобиля и его массы составляет 55 кВт на тонну, в последующие два года – 70 кВт на тонну.Также максимальная скорость для них ограничена 100 км/ч на автострадах и 90 км/ч на остальных дорогах.
Алкоголь
В Италии допустимое содержание алкоголя в крови – 0,5 промилле.Однако, для следующих категорий водителей допустимо только нулевое содержание алкоголя:- водители моложе 21 года- водители со стажем менее 3 лет- профессиональные водители- водители транспортных средств категорий C, D и E