Лужи на дорогах в нашей стране – самое обычное явление. Виной тому интенсивное таяние снега весной, ливневые дожди, аварии магистральных водопроводов. Лужи могут скрывать глубокие ямы, посторонние предметы на дороге, открытые коллекторные люки. Наезд на такие препятствия на большой скорости приводит к серьезным поломкам колесных дисков, подвески, тормозной системы автомобиля.
Поведение автомобиля в воде бывает непредсказуемым и может закончиться ДТП. Если луж на дороге не избежать, то всем водителям необходимо знать какие неприятности могут случиться при пересечении водной преграды и как себя вести и управлять автомобилем, если лужу не удается объехать.
Эффект аквапланирования
При езде на большой скорости, вода, попавшая под колесо транспортного средства, не успевает выдавливаться и образует между покрышкой и дорожным полотном «подушку». Автомобиль не касается асфальта и начинает планировать, если автомобиль не «обут» в специальную дождевую резину с канавками. Он не слушается руля и реагирует с опозданием на нажатие педали тормоза.
Когда автомобиль заезжает на большой скорости в глубокую лужу, водная «подушка» под колесом получается очень большой. Автомобиль становится неуправляемым, что приводит к аварии. Как вести себя, чтобы избежать аквапланирования? Ехать медленнее, чтобы вода успевала выдавливаться из-под колес и сохранялся контакт шин с дорогой.
Как проезжать через неглубокие лужи
К неглубоким относятся лужи глубиной до 10 см. Основная задача – избежать аквапланирования. Действия водителя перед неглубокой лужей:
- Притормозить до 10 – 40 км/ч. Во-первых, чтобы избежать аквапланирования. Во-вторых, чтобы брызги воды не попали на систему зажигания и тормоза.
- По луже двигаться только по прямой и не совершать движение рулем влево и вправо, чтобы не вызвать заноса.
- Не совершать резких торможений в луже. Приводит к потере управления и заносу.
- Усилить контроль за рулем. Въезд и выезд из лужи может привести к потере управляемости.
- Несколько раз нажать на педаль тормоза и «просушить» тормоза после того как лужа осталась позади.
Как проезжать через лужи средних размеров
К средним относят лужи глубиной 10-30 см. Проезд таких луж требует дополнительного внимания. Кроме «аквапланирования» добавляется гидроудар при изменении сопротивления движению. Гидроудар ведет к повреждению поршневой группы, коленвала, подвески и ступиц.
Порядок действий при проезде лужи:
- Притормозить до 10 км/ч и включить пониженную передачу.
- Не останавливаться в самой луже и дать автомобилю заглохнуть. Вода в лужах среднего размера достигает подкапотного пространства, глушителя. При остановке вода попадет в глушитель или даже в салон. Движение должно быть равномерным и прямолинейным.
- Скорость въезда в лужу, движение по ней и скорость выезда должны быть одинаковы.
- Пропустите встречные автомобили или не въезжайте в лужу одновременно с другими машинами. Поднятые ими волны могут залить вас.
- «Просушите» колодки выехав из лужи несколько раз нажав на тормоза.
Как проезжать глубокие лужи
К глубоким лужам относятся лужи глубже 30 см. Проезжать их нужно внимательно и осторожно.
- Притормозить до 10 км/ч.
- Двигайтесь равномерно, без рывков и поворотов.
- Не дайте машине заглохнуть и не останавливайтесь посреди лужи.
Если вы двигаетесь по незнакомой местности и вам неизвестен профиль дороги, выйдете из машины перед глубокой лужей и исследуете ее глубину и характер дна любым длинным предметом.
Как ездить по лужам, чтобы не повредить двигатель
Даже небольшого дождя хватит, чтобы изношенные шины “поскользнулись” на масляно-бензиновой плёнке, шины всплыли, потеряв сцепление с покрытой толщей воды дорогой, а ямка, заполненная водой, оказалась с сюрпризом. Но все эти неприятности худо-бедно можно пережить. Чего не скажешь о гидроударе двигателя.
На самом деле, для риска, что цилиндры “хлебнут” воды, много не нужно. Какой-нибудь получасовой ливень, что бывают только летом, низина по дороге следования и, пожалуй, неправильные решения водителя — этого вполне хватит, чтобы отправить даже крепкий мотор в нокаут.
Единственный способ 100%-ной профилактики от ситуации, когда водитель невольно управляет уже не машиной, а гандолой, будет только отказ от поездки во время сильного дождя.
Во всех остальных случаях вполне реальна ситуация: машина оказывается посреди слоя воды, вокруг плывут такие же коллеги по несчастью на “аварийке”, и конца этому морю разливаному не видно.
Точь-в-точь как на подъезде к затопленному аэропорту Шереметьево в Москве недавно. И как бывает в некоторых районах Минска после ливней.
Как преодолеть глубокие лужи безопасно
Итак, это случилось. Впереди водная преграда, а проехать необходимо. Как вести себя при “большой воде” водителю?
Во-первых, будьте готовы к неприятным последствиям. Попав на узлы и механизмы автомобиля, вода, вероятно, вызовет коррозию деталей. Точно не избежать контакта с водой подвеске и тормозной системе. Так что после даже удачного форсирования залитого водой участка будьте готовы к последующему обслуживанию этих узлов автомобиля.
1 – остудить мотор
Въезжать в глубокую лужу на машине со слишком горячим двигателем нельзя. При контакте с холодной водой впускной коллектор и прочие детали от перепада температур просто потрескаются.
Другая причина заключается в том, что при форсировании луж с более-менее остывшим мотором удастся отодвинуть момент автовключения электрического вентилятора системы охлаждения, а тот вполне способен за счёт вращения залить весь моторный отсек водой даже при небольшом уровне этой самой воды. Поэтому совет первый — перед преодолением глубокой лужи постарайтесь остановить машину и заглушить мотор хотя бы на 5 минут.
С другой стороны, если вам удалось найти относительно благополучное место для стоянки, может ну её, эту лужу? Автомобиль и нервы будут целее.
2 – провести разведку дна
Глубокие лужи опасны не только высоким уровнем воды, но и полной неизвестностью. Под толщей воды может скрываться открытый канализационный люк, кусок армированной трубы или промоина, которая вполне способна утопить машину.
Подъезжая к “большой воде”, по возможности лучше поставить машину на “аварийку” и отправиться исследовать дно: состояние дороги на въезде и выезде, твёрдость дна и глубину участка.
Как минимум стоит внимательно следить за другими автомобилями: как они объезжают лужу, где её глубина меньше. Запомнив траекторию благополучного преодоления, можно осторожно трогаться и повторить манёвр.
Но это крайний вариант, конечно. Если есть хоть какой-то вариант объехать глубокую воду или поставить автомобиль на безопасном участке, лучше передумать.
3 – проверить высоту воздухозаборника
У отдельных внедорожников для преодоления брода предусмотрено допоборудование — шноркель. Установив его, можно существенно поднять точку забора воздуха в двигатель.
При форсировании водной преграды вместе с воздухом в воздухозаборник может попасть и вода, вызвав гидроудар мотора. Поэтому относительно безопасно проезжать можно только те лужи, максимальная глубина которых достигает не больше 3/4 от высоты воздухозаборника.
Откройте капот и посмотрите, где именно расположен воздухозаборник. Затем мысленно проведите линию по кузову. Если вода вровень или выше этого уровня — не думайте въезжать в лужу.
Допустим, глубина толщи воды на дороге меньше уровня расположения воздухозаборника. Означает ли это, что можно безопасно форсировать лужу? И да и нет.
Если вам повезло с автомобилем и с расположением воздухозаборника, вы сможете спокойно форсировать лужи глубиной до 0,4-0,5 метра.
Но любое внезапное изменение уровня воды, например, провал в яму — и двигатель получит гидроудар.
Подняв волну при движении с высокой скоростью, вы рискуете залить воздухозаборник сверху. То же самое касается волны от попутных и встречных автомобилей.
4 – двигаться в воде медленно и равномерно
Для проезда по глубокой луже лучше выбрать первую передачу и поддерживать невысокие, но стабильные обороты двигателя. Избегайте резких торможений и ускорений: это поднимет волну, которая может залить моторный отсек.
В идеале нужно выбрать такую скорость движения, чтобы волна, которая образуется перед машиной, всё время бежала впереди, и радиаторная решётка оказывалась в послеволновой впадине.
Старайтесь держаться подальше от других автомобилей, особенно крупных внедорожников: им водные преграды нипочём и они поднимают большую волну, которая угрожает непосредственно вашему автомобилю.
По этой же причине просто стоять по самые стёкла посреди моря разливаного на “аварийке” и просто ждать, когда это всё кончится — не лучшая стратегия.
Таким образом вы, может, и не зальёте цилиндры, зато это легко сделают соседи по потоку, объезжая вас со стороны.
Если вы въехали в лужу, которой не видно конца, и она с каждым отрезком всё углубляется, не паникуйте.
Во-первых, вы уже знаете о месторасположения воздухозаборника в вашем авто и понимаете, с какого момента двигателю грозит реальная опасность.
Во-вторых, внимательно смотрите за другими автомобилями: возможно, на каких-то участках из-за неровного асфальта посуше, и можно направить колёса туда.
В крайнем случае — включайте “аварийку” и потихоньку отползайте к перекрёстку или началу лужи. Лучше признать свою ошибку и исправить её, пока не стало слишком поздно.
5 – правильно действовать, если автомобиль заглох
Начнём с самого плохого сценария. Вы едете через глубокую лужу, и вдруг мотор со стуком останавливается. Это гидроудар. То есть в один или в несколько цилиндров двигателя попала вода.
В отличие от воздуха или топливной смеси, вода несжимаема. Соответственно с попаданием воды объём жидкости в камере сгорания больше её объема, когда поршень находится в верхней мёртвой точке.
Когда происходит такт сжатия в ДВС, то есть оба клапана закрыты, а поршень движется вверх, сжимая топливовоздушную смесь, вода приводит к быстрому нарастанию давления, поршень “ударяется” о воду в цилиндре и останавливается.
Добавим к этому инерцию маховика, рабочий ход в соседних цилиндрах и инерцию движения автомобиля — получим удар разрушительной силы. Как минимум, от гедроудара согнётся шатун двигателя. Дальше возможны варианты — от капремонта до полной замены мотора.
Если двигатель при проезде воды стукнул и остановился, ни в коем случае не заводите его! Даже если он запустится, последствия будут ещё более катастрофическими.
Другая причина, почему может заглохнуть автомобиль ещё “на берегу” — в систему зажигания попала вода. Иногда помогает просто подождать пару минут, пока жидкость испарится на горячем двигателе, и он заведётся. Вероятно, после придётся устранять на сервисе ошибки ЭБУ.
Хуже, если поднятая волна заливает катушки зажигания и попадает в распределитель. Такая проблема приводит к риску короткого зажигания. Двигатель троит, вибрация передаётся на кузов. Могут возникать “выстрелы” в выхлопных трубах: это в катализаторе взрывается несгоревший в цилиндрах бензин. Залитые водой датчики выдают ошибки, и блок управления может принудительно заглушить мотор.
В этом случае, а также если вода зальёт сам ЭБУ двигателем и мотор встанет как вкопанный без признаков жизни, без эвакуатора и серьёзного ремонта (замены блока управления в сборе как минимум) не обойтись.
6 – устранить последствия
Даже при благополучном исходе форсирования “реки” после ливня или таяния снега, владельца ждут неприятные и дорогостоящие в ремонте последствия. Перечислим самые распространённые.
Вода попала в тормозную систему. Первое, что стоит сделать после борьбы с водной стихией — просушить тормозные колодки плавными нажатиями на педаль на сухом участке дороги. Если вода останется в системе, тормозной диск покроется слоем ржавчины, может “закиснуть” тросик ручника. Особенно внимательно стоит быть в случае с барабанными тормозами.
Воздушный фильтр набрал воды. В любом случае после проезда глубокой лужи лучше извлечь и осмотреть воздушный фильтр. Если он мокрый, возможно, в цилиндры всё же попала вода, хотя её количества не хватило для гидроудара.
Или же фильтр впитал всю влагу в себя.
В зависимости от ситуации придётся либо выкручивать свечи и выгонять воду из цилиндров стартером (с заменой или прокаливанием свечей) или обойтись заменой воздушного фильтра (меняется вместе с салонным воздушным фильтром обычно).
Масло эмульгировало. Сразу после поездки по дороге с высоким уровнем воды проверьте состояние моторного масла на щупе и маслозаливной горловине.
Если оно образовало мутно-белую эмульсию (пену), заводить машину нельзя! Придётся доставлять автомобиль на сервис и менять масло и фильтр, возможно, с промывкой системы. То же самое касается масла в АКПП.
Желательно также проверить состояние масла в мостах, механической КПП, раздаточной коробке.
В любом случае, после форсирования водной преграды моторное масло и все фильтры необходимо будет заменить.
Другие проблемы. В зависимости от ситуации и особенностей вашего автомобиля, вода может подмочить диск сцепления, попасть под капот даже через негерметичные арки колёс и намочить электрику моторного отсека. Проезд по скрытым в воде препятствиям и бордюрам может привести к необходимости “перебрать” подвеску.
Итого
Даже при самом благополучном исходе, проезд глубоких луж обойдётся для автовладельца дорогостоящим ремонтом и внеплановым обслуживанием: как минимум, заменой расходников и масляным сервисом.
Главное правило езды в сильный дождь — снижать скорость и стараться предвидеть опасные ситуации заранее. Проезд низин в ливень — одна из таких опасностей.
- Продумывайте маршрут, ищите объездные пути.
- Не попасть в ситуацию, которая грозит вывести из строя узлы и агрегаты автомобиля или отправить в утиль двигатель — самая лучшая стратегия.
- О том, как избежать эффекта аквапланирования в дождь, читайте здесь.
Обязательно ли просушивать тормоза после проезда глубокой лужи?
Дождливая погода зачастую превращает российские дороги в полноводные реки. Поэтому не мудрено, что водители, находясь в пути и попадая в глубокие лужи, давят на газ, чтобы автомобиль не заглох.
Но уже при дальнейшем следовании возникают ситуации, когда нужно затормозить, однако, сделать это не так уж просто. Мокрые колодки и диски могут привести к сбою в работе тормозной системы, поэтому быстро остановить автомобиль становится сложно.
Что происходит при намокании колодок и дисков
Даже после проезда небольшой лужи необходимо обязательно просушить тормоза транспортного средства. Иначе при резком торможении тормозной путь значительно удлиняется.
Это происходит из-за того, что на накладки попадает вода, выступая промежуточным агентом между колодками.
В результате создается полусухое трение, что приводит к снижению коэффициента отношения силы трения и силы прижатия. Это сразу чувствуется по нежеланию авто резко тормозить.
При этом водитель старается осуществить более сильное нажатие на педаль тормоза, что приводит к увеличению трения и повышению температуры в зоне контакта.
Влага начинает быстро испаряться, а торможение происходит скачкообразно.Такое пропадание управляемости автомобилем может привести к паническому состоянию автомобилиста и натворить немало бед.
Следует помнить, что дождевая вода попадает в систему с примесями грязи. Поэтому твердые частицы, оставшиеся после испарения влаги на накладках, создают дополнительное трение и плохо удаляются.
В обычных условиях, когда колодки и диски находятся в сухом состоянии, тормозная система работает стабильно в штатном режиме.
Как правильно просушить тормозную систему
Чтобы просушить тормозные колодки, следует на ходу несколько раз нажать на педаль тормоза, пока не будет ясно, что все в порядке. При этом не стоит забывать о безопасности дорожного движения:
- не занимать скоростные полосы автотрассы;
- оставаться в крайнем правом положении на дороге;
- включить аварийную сигнализацию;
- не создавать препятствий другим участникам дорожного движения;
- начинать движение с первой скорости, периодически нажимая педаль тормоза.
При нажатии педали тормоза происходит трение колодок и дисков. В результате чего они нагреваются, влага испаряется и диски высыхают. Тормозная система восстанавливает свою эффективную работу.
Таким образом рекомендуется проверять работу тормозов путем однократного нажатия на педаль после проезда по достаточно глубокой луже, а также желательно проверять тормоза при начале движения после длительной стоянки. И если возникли сомнения, то следует просушить тормоза дополнительными нажатиями на педаль.
Функция автопросушки тормозов
Многие модели современных автомобилей выпускаются с функцией автоматической сушки и очистки тормозных дисков.
С ее помощью быстро поджимаются тормозные колодки, тем самым избавляя их от грязи, песка, водяной пленки и жировых отложений. Такая функция активируется при включении стеклоочистителей.
Чтобы не произошло залипания тормозных колодок, а также для предотвращения увеличения тормозного пути, рекомендуется не допускать проезда глубоких луж на повышенной скорости, проверять тормозную систему после длительного простоя автомобиля и автомойки.
Как сушить тормоза на машине в мокрую погоду?
9 месяцев в году в России сезон мокрых дорог: лужи, слякоть, рядом проезжающие машины окатывают фонтаном: промокает каждый сантиметр тормозов, подвески, трансмиссии. К каким неприятностям это может привести и как подсушить тормозную систему при сильной влажности — расскажет автомеханик Павел Чудинов с 20-летним опытом работы.
— Петр Михайлович, чем грозит повышенная влажность?
— Потоки воды и брызги, попав на трущиеся детали тормозной системы, приводят к их намоканию. В результате снижается коэффициент трения, и торможение становится недостаточно эффективным. Это представляет опасность.
Намокание колодок приводит к увеличению тормозного пути всего на несколько метров, но в ситуации ДТП такая разница может стать критической. Поэтому опытные водители после попадания в глубокую лужу всегда сушат тормоза.
Эта полезная привычка сберегла немало жизней и имущества.
— Разные тормозные системы сушатся одинаково?
— Есть нюансы. Например, рабочими органами тормозов барабанного типа являются две колодки, расходящиеся в противоположные стороны. При торможении они зажимают колесо. Барабанные тормоза надежные, но никак не защищены от намокания.
В них попадает вода не только из луж, но и после мойки. Кроме того, внутри барабана может скапливаться конденсат. Любая влага на колодках становится причиной плохого торможения: они начинают проскальзывать по поверхности дисков.
— Как быстро просушить барабанные тормоза?
— Это можно сделать на ходу, несколько раз прерывисто нажав на педаль и набирая скорость. Во время торможения колодка и барабан трутся друг от друга и нагреваются, этого достаточно, чтобы влага испарилась. После нескольких длительных торможений подряд задержавшаяся в тормозной системе вода исчезнет. Порядок действия такой:
- Найдите участок сухой дороги с неинтенсивным движением.
- Наберите скорость 90 км/ч.
- Дождитесь, чтобы сзади не было машин.
- Нажмите на тормоз, сбросив скорость до 50 км/ч.
- Повторите цикл, к третьему разу колодки нагреются до температуры испарения влаги.
Важный момент: если днем не было времени просушить тормоза, а ночью случился заморозок, утром машина не тронется с места. В этом случае поможет прогрев барабанов горячей водой, залитой в полиэтиленовые пакеты.
— А что по дисковым тормозам?
— Рабочей частью дисковых тормозов являются две колодки. Они сходятся и сжимают диск с двух сторон, замедляя вращение. В дисковых тормозах нет закрытых частей, которые трудно просушить. Они хорошо вентилируются и быстро высыхают под напором воздуха, поступающего во время езды.
Однако дисковые тормоза, как и барабанные, намокают в дождь. Тогда их нужно просушить. Это можно сделать на ходу, разгоняясь и притормаживая, так же как и в случае с барабанными.
Обратите внимание: во многих современных моделях автомобилей есть датчики дождя, которые включают сушку тормозов в дождливую погоду.
— Есть какие-то общие правила для безопасного торможения в дождь?
— Они элементарные. Чтобы тормозные колодки не заливало, не переезжайте лужи на повышенной скорости. Проверяйте, как работает тормозная система после автомойки или простоя. Проехав по глубокой луже, проверьте работу тормозов, однократно нажав на педаль.
Если возникли сомнения в эффективности колодок, просушите их дополнительными торможениями. Казалось бы мелочь – мокрые тормоза. Но сколько неудобств она может доставить, вы не представляете! У нас в автосервисе после сильных дождей всегда наплыв посетителей.
— Спасибо за рекомендации.
Как ездить по глубоким лужам и не сломать машину
Журнал Простые, но важные советы экспертовПроливные дожди и размытые дороги – не повод ставить автомобиль на прикол. Многим гражданам, оказавшимся на российских югах в разгар стихии, в ближайшие дни придётся преодолевать на машине водные преграды.
Нелёгкие испытания предстоят и тем, кто отправится путешествовать по труднодоступным местам. Сохранить автомобиль в целости и сохранности будет непросто, но миссия выполнима.
Лихо мчать на машине сквозь метровую толщу воды в реальной жизни могут единицы. Причин тому две: для неподготовленной техники это упражнение смертельно опасно, равно как и для неподготовленного водителя.
Что делать, если ливни превратили обычную дорогу или улицу в разливанное море, а ехать надо? Как не утонуть самому и не утопить машину? Правильно сориентироваться в ситуации и не наломать дров вам помогут советы экспертов Quto.
«Большая вода» – одна из главных опасностей для любого водителя и практически любой машины. Неумелые или лихие манёвры гарантируют гигантские проблемы. Вот лишь некоторые из них.
Главное, о чём стоит помнить водителям, оказавшимся один на один с водной преградой, – её непредсказуемость. Проехать по луже без последствий и поломок можно при простом условии: глубина преграды не должна превышать уровня ступицы, то есть вода должна доходить не более чем до половины колеса.
Казалось бы, всё просто. Но не в случае, когда приходится двигаться по неизведанным местам, в потоке мутной клокочущей воды. Рассмотреть в такой ситуации невозможно ничего.
Под колёсами может оказаться открытый канализационный люк, заботливо положенный доброжелателями бетонный блок или вкопанный в землю металлический столбик.
При разгуле стихии высока вероятность угодить в промоину и поплыть вместе с машиной в неизвестном направлении. Не зная броду не суйся в воду – лучший совет, который можно дать.
Первый и главный совет – не зная броду, не суйся в воду! Будет очень больно для кошелька!
Преодолеть водную преграду без последствий для двигателя автомобиля можно далеко не всегда.
В инструкции ко многим внедорожникам и кроссоверам прямым текстом прописывается максимальная глубина преодолеваемого брода.
Специалисты рекомендуют дополнительно перестраховываться и въезжать в воду лишь при условии, что её уровень в самом глубоком месте не достигнет ¾ от уровня воздухозаборника мотора.
Услышав от синоптиков, что скоро грянут большие осадки, заранее посмотрите, на каком уровне находится воздухозаборник в вашей машине. Это и будет максимальная глубина преодолеваемого брода.
Объясняется этот совет максимально просто и логично. При движении как вашей машины, так и автомобилей других участников дорожного движения возникают волны.
Если резко увеличить скорость, можно догнать гребень волны, создаваемой вашей машиной.
К фатальным последствиям способна привести и резкая остановка: волна попадёт на радиаторную решётку и с высокой степенью вероятности проникнет в воздухозаборник.
При преодолении «большой воды» главная задача – чтобы вода не попала в мотор. Так как вода – жидкость несжимаемая, гидроудар – одно из самых неприятных несчастий, которое только может случиться. Если повезёт – автомобилист отделается заменой масла. Если нет – мотору потребуется капремонт. И вот почему.
После того, как вода попала внутрь цилиндра двигателя, поршень на такте сжатия (клапаны закрыты), двигаясь вверх, встречает на своём пути водную преграду.
Давление внутри цилиндра многократно возрастает, но поршень продолжает движение вверх… В лучшем случае ДВС просто заглохнет, а в худшем его придётся полностью менять.
Джиперы со стажем никогда не суются в воду, предварительно не закрепив номерные знаки. Обладатели легковушек, как правило, не удосуживаются крепить номера винтами или металлическими заклёпками. Их просто вставляют в пластиковые рамки и защёлкивают. Рамки, к слову, точно так же крепят к кузову и бамперам на честном слове.
При преодолении водных препятствий именно номера уплывают первыми. Вода, напомним, не сжимается. Она мощно бьёт по кузову и всем элементам конструкции транспортного средства даже на ничтожной скорости.
Если вы не уверены в надёжности крепления номерных знаков, их лучше снять заранее, а затем вернуть на место. Движение без номеров, напомним, официально запрещено.
Если при проезде по лужам и бродам их отсутствие физически незаметно, то при выезде на сушу вас с удовольствием «примет» любой сотрудник ГИБДД.
Гидроудар – далеко не единственное возможное последствие для вашей техники. При проезде по глубоким лужам вода проникает во многие узлы и механизмы, что гарантирует преждевременный их выход из строя.
Первое, на что стоит обращать внимание, – масло в коробке передач и мостах. Вода проникает в них через сапуны, превращая смазочный материал в коварную эмульсию. Страдают элементы выпускной системы и электрическая проводка.
При негерметичности резиновых уплотнителей вода попадает в рулевые тяги, наконечники, шаровые опоры и даже в рулевую рейку. От резкого перепада температур могут страдать моторы и коробки передач.
В какую сумму может вылиться ремонт авто после проезда «большой воды», страшно даже представить.
Главное правило при движении по «большой воде» – не торопиться и действовать максимально аккуратно. Ехать следует с минимально возможной скоростью и готовностью быстро остановиться в случае увеличения глубины или при встрече с невидимым препятствием.
Поэтому важно не поднимать обороты, а держать их минимальными. В воду заезжаем плавно и начинаем предельно аккуратно гнать перед собой «волну». Здесь главное – именно спокойствие и аккуратность!
Броды по лобовое преодолевал, в том числе и там, где вроде как была улица, но на машинах со шноркелем и вообще подготовленных. Там свои тонкости – не переключаться, идти на ровном газу… Можно, спускаясь в брод, пустить волну, затем чуть-чуть скинуть газ и идти за этой волной, во впадине. Но, повторюсь, главное – не зная броду, не соваться в воду.
Нештатные ситуации при преодолении «большой воды» вполне возможны. При попадании в действительно глубокую лужу или реку, особенно с мощным течением, колёса автомобиля могут оторваться от дна – ситуация выйдет из-под контроля. Паниковать в такой ситуации нельзя.
Если воды столько, что машина поплыла (то есть колёса перестали касаться земли), сразу же глушите двигатель.
При любых подозрениях, что всплытие автомобиля возможно, специалисты советуют заранее отстёгивать ремни безопасности, разблокировать замки дверей и опускать стёкла. В экстренной ситуации это может спасти вам жизнь.
Стёкла нужно открыть. Но это актуально, если машина тонет в совсем глубоких местах. Естественно, в такой ситуации пристёгиваться НЕ НАДО.
Даже после успешного преодоления водной преграды ваш автомобиль на некоторое время «захворает». Намокшие тормоза станут неэффективными, а сцепление (если у вас «механика») будет пробуксовывать. Это нужно учитывать. «Хапнуть» воды может и воздушный фильтр.
После «большой воды» может буксовать сцепление. В этом нет ничего страшного: подсохнет, а потом будет работать, как надо. А вот попадание воды в подшипники ступиц, ведущие мосты, раздаточную коробку – это плохо.
Как минимум, надо заменить смазку в этих агрегатах. С электрикой тоже не всё просто. В современном автомобиле блоки управления электроникой рассованы по всему салону. Поэтому затопить один из них – проще простого.
Как ездить на автомобиле во время потопа – Газета.Ru
За последнее время сильнейшие дожди обрушились на Москву и ряд крупных российских городов. Некоторые улицы оказались полностью затопленными, а пешеходам приходилось пересекать их вплавь. Едва ли не больше всех в таких случаях страдают автомобилисты, рискующие серьезными поломками. «Газета.Ru» выяснила, как должен вести себя автомобилист, оказавшийся за рулем во время потопа.
Что может случиться с автомобилем при преодолении водной преграды
Максимальная глубина затопленного участка дороги, через который можно проехать, разнится в зависимости от модели машины.
Эксперты рекомендуют ориентироваться по колесу — уровень воды для безопасного преодоления брода не должен превышать 2/3 от его диаметра.
Попадание автомобиля в более глубокую лужу сулит несколько возможных неприятностей: вода может попасть в двигатель или залиться в выхлопную трубу, намочить проводку.
В цилиндры мотора вода попадает через воздухозаборник, который находится в верней части подкапотного пространства. Соответственно, это может произойти, если вода достигнет капота, — защиты от попадания воды в воздухозаборник у обычных автомобилей нет.
Двигатель в этом случае заглохнет. В результате гидроудара могут быть повреждены поршни двигателя, изогнуться шатуны, образоваться трещины в блоке цилиндров — это влечет дорогостоящий капитальный ремонт. Поэтому заводить залитый водой мотор не следует.
Воздухозаборник находится относительно высоко, но вода в него все равно может попасть, если въехать в лужу слишком быстро и создать волну. Поэтому въезжать в брод эксперты советуют очень медленно — на пешеходной скорости.
В выхлопную трубу воде попасть легче, поскольку она находится значительно ближе к земле, нежели воздухозаборник. Эксперты уверяют, что этого не случится, если не сбрасывать в процессе обороты двигателя — давление в системе не позволит воде проникнуть в выхлопную трубу. Соответственно, остановка машины в глубокой луже также неизбежно приведет к попаданию воды в выхлопную систему.
Как рулить и переключать передачи
Профессиональные водители советуют: если у автомобиля механическая коробка передач, то переключать скорости в момент преодоления лужи не стоит — надо заблаговременно выбрать первую или вторую скорость.
В случае с «автоматом» можно либо выбрать режим пониженной передачи, либо стараться держать обороты двигателя, оставаясь на одной передаче.
Дело в том, что в момент смены скорости обороты двигателя падают, а вместе с этим и давление в выхлопной системе.
Руль необходимо держать крепко — под водой могут быть камни или открытые люки, при попадании колес на препятствие руль может быть неожиданно выбит из рук.
- По возможности рекомендуется избегать поворотов — это грозит тем, что из-за недостаточного сцепления колес с дорогой может возникнуть эффект аквапланирования, что приведет к потере управления.
- Стоит помнить, что после успешного преодоления водной преграды не стоит сразу глушить двигатель — ему нужно дать поработать в течение некоторого времени, дать просохнуть деталям и механизмам, а также просушить тормоза, несколько раз прибегнув к резкому торможению.
- Советы профессиональных гонщиков
«Первое, что нужно сделать, — это, если есть возможность, развернуться и объехать затопленное место, поскольку глубину преграды заранее определить затруднительно, — рассказал «Газете.Ru» известный автогонщик Олег Кесельман. — Но если такой возможности нет, прежде всего стоит остановиться и подождать, пока по этому месту проедет другой автомобиль — посмотреть, как у него это получится.
Штурмовать глубокую лужу нужно в тот момент, когда нет встречных машин, поскольку они создадут волну, которая зальет ваш автомобиль, что приведет к гидроудару двигателя».
Кесельман отмечает, что если машина заглохла в воде, то, скорее всего, худшее уже произошло: намокла проводка или вода попала в мотор. «В такой ситуации надо вытаскивать автомобиль буксиром или вызывать эвакуатор, — поясняет он. — Только разобравшись в причине, по которой автомобиль заглох, можно пытаться его реанимировать».
По словам гонщика, если возникает эффект аквапланирования, водителю не следует рулить или тормозить. «Единственное, что можно сделать, — плавно убрать газ», — уточнил эксперт.
Автогонщик Борис Шульмейстер отмечает, что если лужа образовалась на участке дороги, который хорошо известен водителю, и он знает, что там нет ям, то можно попробовать преодолеть водную преграду. «В противном случае я, опытный водитель, не рискну ехать вперед», — рассказал «Газете.Ru» Шульмейстер.
Эксперты «Газеты.Ru» также обращают внимание на то, что припарковать машину в дождливый день лучше на ровной площадке или возвышенности. Опасно парковать у решеток водостоков — автомобиль может затопить. В случае парковки на спуске существует риск того, что автомобиль просто смоет.
По словам Шульмейстера, если припаркованную машину сильно затопило, нужно прежде всего подождать, пока вода уйдет.
«Далее следует в течение нескольких дней просушить автомобиль: по возможности открывать на время двери, крышки капота и багажника, — говорит он. — Только после этого стоит пробовать завести двигатель».