Как почистить лямбда зонд в домашних условиях ВАЗ 2110

Кислородный датчик (лямбда зонд) — это часть электронной системы управления двигателем. Ее задача заключается в комплексном управлении одной или несколькими системами двигателя с целью:

  • контроля технических параметров двигателя;
  • изменения работы отдельных систем в случае необходимости, например: при изменении температурного режима работы двигателя, при разной степени нажатия на педаль акселератора, при изменении крутящего момента, во время холодного запуска и так далее;
  • изменения режима при переключении на альтернативный вид топлива.

Как почистить лямбда зонд в домашних условиях ВАЗ 2110

Датчик кислорода ВАЗ — это электронное устройство, которое помогает системе управления контролировать и корректировать работу двигателя внутреннего сгорания (далее — ДВС).

Как любой элемент автомобиля, кислородный датчик ВАЗ 2110 имеет определенные ресурсные способности. При условии нормальной эксплуатации автомобиля на качественном топливе и своевременном техническом обслуживании, а так же при отсутствии частых перегрузок и перегревов ДВС, один датчик будет работать от 4 до 7 лет. Автовладелец за этот срок проедет в среднем от 100 до 150 тысяч километров.

Датчик кислорода ВАЗ способствует стабильной работе двигателя и помогает ему в разных режимах сохранять нужные технические показатели, определяя качество выхлопных газов и передавая соответствующий сигнал на электронный блок управления двигателем.

Как работает

  • Принцип действия лямбда зонда заключается в сравнении показателей двух электродов, один из которых расположен в чистом воздухе, а второй — в выпускном коллекторе.
  • Лямбда зонд ВАЗ 2110 выполнен из термостойких материалов, так как система выпускных клапанов и выхлопная система во время продолжительной работы двигателя имеют крайне высокую температуру.
  • Основными конструктивными элементами лямбда зонда являются:
  • стальной корпус;
  • наружный платиновый электрод;
  • внутренний циркониевый электрод;
  • керамический изолятор между внутренним и наружным электродами;
  • электронагреватель;
  • защитный кожух для наружного электрода.

Также лямбда зонды, с некоторыми техническими различиями, имеют 4-контактный разъем:

Как почистить лямбда зонд в домашних условиях ВАЗ 2110

  • 1 контакт — передача сигнала на электронный блок управления;
  • 2 — электрическое питание;
  • 3 и 4 — электрическое питание электронагревателя.

Главной задачей лямбда зонда является определение количества несгоревшего кислорода в выхлопной трубе.

Электронный блок управления подает на электроды лямбда зонда напряжение, равное 0.45 В.

Наружный электрод определяет количество окружающего кислорода, внутренний — количество кислорода в отработанных газах. Получив данные, датчик передает соответствующий сигнал электронному блоку управления ДВС. Передаваемый сигнал — это разность двух показателей.

Блок управления, обработав полученный сигнал, вносит коррективы в работу всех составляющих топливной системы, а так же делает зажигание горючей смеси раньше или позже. Это способствует более стабильной и ровной работе двигателя.

На автомобилях ВАЗ-2110 с 8-клапанным и 16-клапанным двигателем, на которых установлен инжектор, датчик располагается на выпускном коллекторе автомобиля перед резонатором.

Особенностью кислородных датчиков на автомобилях ВАЗ является их рабочая температура. Функционировать они начинают, когда температура достигает 300–400 °C.

В первые минуты после запуска двигателя, контроль его работы осуществляется исходя из показаний других датчиков: массового расхода воздуха и температуры ДВС, а так же датчика открытия дроссельной заслонки.

Когда электронагреватель разогревает устройство до необходимой температуры, блок управления начинает учитывать его показания.

На ранее выпускаемые автомобили ВАЗ-2110 завод изготовитель устанавливал более простые лямбда зонды, в конструкцию которых не входил электронагреватель. Следовательно, его показания блок управления считывал лишь после достаточного прогрева двигателя. При этом, до прогрева и последующего контроля работы ДВС, выхлопные газы содержали значительное количество вредных элементов.

После утверждения новых законодательных актов, касающихся чистоты окружающей среды и уменьшения степени загрязнения воздуха, производители автомобилей стали устанавливать лямбда зонды, которые способны самостоятельно прогреться до необходимой температуры и через короткий промежуток времени обеспечивать менее токсичные выбросы в атмосферу.

Также, на определенный тип двигателей ВАЗ-2110 завод изготовитель устанавливал систему из двух лямбда зондов, которая так же расположена на выхлопной системе.

Как почистить лямбда зонд в домашних условиях ВАЗ 2110

Первый находится перед катализатором. Он определяет качество выхлопных газов до попадания в катализатор.

Второй — после катализатора, тем самым проверяя качество его работы, которая заключается в очищении выхлопных газов до уровня, требуемого законодательными актами.

Признаки неисправности

  1. Основными симптомами вышедшего из строя лямбда зонда являются частый перегрев двигателя, применение топлива плохого качества, попадание влаги или охлаждающей жидкости, скапливание большого количества сажи на нем, а также истощение ресурсных возможностей.

  2. Неисправный датчик кислорода 2110 приводит к некорректной работе всего двигателя.

  3. Признаками его неисправности или некорректной работы являются:
  • дергания автомобиля во время разгона;
  • нестабильная работа двигателя на холостых оборотах (самостоятельное увеличение или уменьшение количества оборотов);
  • увеличение расхода топлива;
  • перегрев двигателя;
  • внезапная остановка двигателя после разгона или перегазовки;
  • снижение тяговых способностей автомобиля;
  • повышение степени токсичности выхлопных газов, изменение цвета, плотности и запаха;Как почистить лямбда зонд в домашних условиях ВАЗ 2110
  • на приборной панели загорелся индикатор ошибки работы двигателя (Check Engine).Как почистить лямбда зонд в домашних условиях ВАЗ 2110

Диагностика

Следует отметить, что проверка работоспособности лямбда зонда должна проводиться совместно с техническим обслуживанием автомобиля, с периодичностью — каждые 10 тысяч километров пробега.

Однако если автомобиль эксплуатировался в неблагоприятных климатических условиях, что применимо к Москве, или в агрессивном режиме, техническое обслуживание должно проводиться чаще.

Это рекомендация завода изготовителя.

Так же производитель не рекомендует выполнять самостоятельную диагностику или ремонт в случае возникновения признаков какой-либо неисправности. Для ее устранения следует обращаться в сервисный центр.

Диагностика путем визуального осмотра

Начало любой диагностики начинается с визуального осмотра. К первичным способам диагностики кислородного датчика можно отнести:

  • визуальный осмотр электропроводки лямбда зонда на предмет целостности и отсутствия механических повреждений или разрыва;
  • осмотр самого лямбда зонда. На его поверхности не должно быть нагара или твердых отложений.

Как почистить лямбда зонд в домашних условиях ВАЗ 2110

  • Нагар на корпусе кислородного датчика свидетельствует о неисправном электронагревателе или чрезмерно богатой горючей смеси, поступающей в камеры сгорания.
  • Твердые отложения на корпусе датчика говорят о плохом качестве топлива и наличии в нем вредных примесей, или о неправильной пропорции горючей смеси.
  • При отсутствии видимых причин неисправности выполняется более детальная диагностика.

Детальная диагностика

В сервисном центре, с помощью подключения диагностического компьютера, проверяются все электронные системы автомобиля. При неисправности одной из них бортовой компьютер выявляет ошибку и сохраняет ее в своем реестре ошибок. Каждая ошибка имеет свой код, по которому легко выяснить источник неисправности.

Как почистить лямбда зонд в домашних условиях ВАЗ 2110

В случае отсутствия диагностического компьютера, необходима слесарная диагностика, которая подразумевает частичную разборку и диагностику вольтметром. Она заключается в следующих операциях:

  • запуск двигателя и прогрев до рабочей температуры;
  • остановка двигателя;
  • отключение разъема датчика и подключение к нему вольтметра;
  • повторный запуск ДВС и одноразовое поднятие оборотов на холостом ходу до 2500 тысяч в минуту;
  • отсоединение вакуумного патрубка от регулятора давления топлива;
  • проверка показаний вольтметра. В том случае, если показание равно или меньше 0.8 В, датчик кислорода 2110 неисправен. Он не подлежит ремонту, следовательно, необходима замена;
  • проверка кислородного датчика на выявление обедненной топливной смеси. При этом искусственно перекрывается подача воздуха в двигатель. Если показания вольтметра равны 0.2 В или меньше, датчик исправен. Иные показания свидетельствуют о неисправности датчика.

Как почистить лямбда зонд в домашних условиях ВАЗ 2110

Так же в сервисном центре с помощью вольтметра возможна проверка сигнала, подаваемого на лямбда зонд с электронного блока управления. Если подаваемое напряжение выше 0.45 В, необходима более детальная диагностика блока управления.

Устранение неисправности

Ремонт проводки

В случае механического повреждения или нарушении целостности проводки выполняется ремонт поврежденного участка или замена электропроводки кислородного датчика.

При нарушении подключения проводов к датчику или его окислении следует выполнить чистку и повторную проверку работы. Однако, если разъем электропроводки поврежден, так же необходима замена проводов.

Чистка датчика

Неисправность лямбда зонда иногда связана с накопившимся слоем сажи на защитном кожухе и внутреннем электроде. Для того, чтобы очистить датчик кислорода на ВАЗ 2110 эффективным способом, необходимо вымочить его в ортофосфорной кислоте (либо в преобразователе ржавчины).

Датчик кислорода ВАЗ заранее отключается и демонтируется. Защитный кожух наружного электрода снимается или отпиливается. Затем устройство погружается в очистительное средство на 20 минут. При этом накопившийся слой должен самостоятельно отстать от поверхности датчика. Допускается чистка щеткой, сделанной из мягкого материала.

После этого необходимо заново установить защитный кожух с помощью точечной сварки или пайки.

Как почистить лямбда зонд в домашних условиях ВАЗ 2110

После очистки датчик кислорода 2110 необходимо омыть, дать просохнуть, установить в выпускной коллектор и повторить проверку.

Замена

Если в ходе диагностики была выявлен неисправный датчик кислорода ВАЗ 2110 и требуется его замена, необходимо:

  • заглушить автомобиль и выключить зажигание;
  • остудить двигатель до приемлемой температуры, которая позволит контактировать с его выпускным коллектором;
  • отсоединить проводку лямбда зонда;
  • демонтировать кислородный датчик с помощью соответствующего гаечного ключа;Как почистить лямбда зонд в домашних условиях ВАЗ 2110
  • установить исправный датчик кислорода ВАЗ, имеющий соответствующую маркировку для конкретной модели двигателя;
  • подключение контактных проводов;
  • запуск двигателя и повторная проверка его работы.
Читайте также:  Ремонт и замена ремня безопасности (удлинителя, заглушки и пр.) своими руками

Отключение лямбда зонда

  1. Эксплуатация автомобиля, конструкция которого подразумевает устройство для контроля выхлопных газов, не рекомендует его самостоятельное отключение.
  2. Однако когда неисправность застала врасплох и двигатель работает в неблагоприятном режиме, а впереди предстоит долгая дорога, возможен вариант отключения лямбда зонда.

  3. Благодаря этому система управления учитывает показания только рабочих датчиков и осуществляет контроль работы двигателем, не учитывая качество выхлопных газов.
  4. Отключив неисправную систему, автомобиль значительно прибавит в динамике.

    Однако это влечет за собой следующие последствия:

  • снижение технических характеристик двигателя;
  • увеличение количества потребляемого топлива;
  • увеличение вредных веществ в выхлопных газах.

Важно помнить, что отключение данной системы контроля выхлопных газов — это лишь экстренная мера, которая поможет добраться до ближайшего пункта сервисного обслуживания, но не избежать дальнейших поломок.

Видео по теме

Как почистить лямбда зонд в домашних условиях — два способа

Все детали и узлы автомобиля имеют свой срок службы. Он может быть долгим, коротким, но бесконечным – никогда, поэтому каждый элемент авто рано или поздно нуждается в замене. не исключение.

Причем выходит из строя он, к сожалению, довольно часто, а стоит недешево, поэтому неудивительно, что опытные автомобилисты в обход рекомендациям производителей нашли способ (и даже не один), как почистить лямбда-зонд в домашних условиях, то есть значительно сократить свои расходы на ремонт. Но обо всем по порядку.

Что такое лямбда-зонд, для чего он нужен и почему так важно, что был он исправен?

Лямбда-зонт (его также часто называют кислородный датчик) – это специальный датчик-контроллер, который измеряет (оценивает) оставшийся в несгоревшей топливной смеси (выхлопных газах) автомобиля объем кислорода, сравнивает его с номинальными значениями и посылает полученные в результате этого сравнения данные в блок управления (БУ) топливной системой. Блок управления, в свою очередь, в целях оптимизации состава горючей смеси увеличивает или уменьшает объем подаваемого в камеру сгорания топлива, влияя тем самым на содержание вредных веществ в выхлопных газах, динамику авто, устойчивость работы силовой установки и прочие характеристики.

Как почистить лямбда зонд в домашних условиях ВАЗ 2110

Отсюда очевидно – если датчик кислорода неисправен, то есть посылает в БУ неверную информацию, то и подача топлива/кислорода будет производиться с ошибками.

Как следствие, машина начнет много «есть», плохо разгоняться, нестабильно работать и сильно загрязнять окружающую среду (больше, чем это позволяют делать принятые нормы экологичности).

Не допустить же такую ситуацию можно лишь с помощью своевременной замены вышедшего из строя датчика либо его очистки в случаях, когда она допустима, – сам датчик, его основа не повреждены, а неправильную работу провоцируют скопившиеся на нем загрязнения (свинцовые отложения и сажа).

Как почистить лямбда зонд в домашних условиях ВАЗ 2110

Как почистить лямбда-зонд в домашних условиях: инструкция

Первым делом этот лямбда-зонд нужно найти. Сделать это можно под капотом своего автомобиля перед катализатором. А в современных автомобилях таких датчиков ставится два – до и после катализатора, поэтому рассмотреть их проще всего с ямы.

Как почистить лямбда зонд в домашних условиях ВАЗ 2110

Найдя в своей машине лямбда-зотд (-ы), демонтируйте его (их) с помощью ключа подходящего размера.

Как почистить лямбда зонд в домашних условиях ВАЗ 2110

Затем переходите к очистке.

Способ №1 – чистка ортофосфорной кислотой

Как почистить лямбда зонд в домашних условиях ВАЗ 2110

Данный метод можно было бы назвать одним из самых простых и быстрых, если бы ни необходимость к полному/частичному доступу к керамико-платиновому основанию устройства, спрятанному за защитным металлическим колпачком, снять который не так-то и просто, учитывая невозможность работы ножовкой по металлу, так как она может повредить рабочую основу. Что же делать? – Использовать для данных целей токарный станок: с его помощью у самого основания лямбда-зонда резцом срежьте защитный колпачок возле резьбы.

Если такого станка у вас нет, можете попробовать воспользоваться напильником. Убрать с его помощью защитный колпачок у вас, конечно, не получится, а вот проделать окошки (5-миллиметровые отверстия) в нем – легко.

Как почистить лямбда зонд в домашних условиях ВАЗ 2110

Итак, когда доступ к рабочему стержню лямбда-зонда обеспечен, можете переходить непосредственно к процедуре его очистке.

Для этого возьмите не менее 100 мл ортофосфорной кислоты (ее аналога: преобразователя ржавчины, флюса/кислоты для пайки и пр.), налейте ее в небольшую стеклянную емкость (рюмку, баночку, стакан и т.д.), а затем опустите туда сердечник засорившейся детали.

Как почистить лямбда зонд в домашних условиях ВАЗ 2110

ВАЖНО: все устройство в ортофосфорную кислоту опускать нельзя!

Выждете 15-20 минут, промойте основание детали чистой водой, оставьте до полного высыхания. Если нужно, повторите процедуру, пока черно-коричневый сердечник вновь не приобретет металлический оттенок.

  • Если ни со второй, ни с третьей попытки очистить лямбда-зонд вам таким способом не удалось, попробуйте усилить воздействие агрессивной жидкости с помощью кисточки: постоянно смачивая и омазывая основание, вы очень скоро заметите, как загрязнения начнут сходить, возвращая детали первоначальный блеск.
  • К слову, если работы будут производиться на лямбда-зонде со снятым защитным колпачком, то вместо кисточки можно использовать что-то более крупное, например, старую зубную щетку.
  • В конце очищающих работ кислородный датчик опять же рекомендуется тщательно промыть чистой водой и хорошенько высушить.
  • Если снимался колпачок, то перед установкой детали его возвращают на место с помощью аргоной сварки.
  • При применении данного метода нужно помнить:
  • ортофосфорная кислота (и ее аналоги в том числе) – опасное химическое вещество, поэтому работать с ними необходимо, соблюдая все правила безопасности и исключая ее попадание в глаза и внутрь организма;
  • если лямбда-зонд сильно засорен, то названных 15-20 минут для его полной очистки может не хватить, поэтому в особо запущенных случаях время воздействия кислоты на сердечник следует увеличить до 1-3 часов, а иногда и целой ночи (не менее 8 часов);
  • для проверки эффективности такого ремонта, как правило, требуется некоторое время, только оно даст возможность водителю оценить «поведение» авто и замерить расход топлива, исключение – загоревшаяся на панели приборов ошибка Check Engine, она бесспорный признак того, что реанимировать засорившийся лямбда-зонд вам не удалось;
  • если в вашем автомобиле защитный колпачок кислородного датчика имеет двойную оболочку (два слоя), скорее всего, пропилить его напильником у вас не получится, поэтому единственный вариант очистки сердечника такого лямбда-зонда – замачивание его в кислоте вместе защитным элементом.

Способ №2 – ускоренный

Для его реализации вам потребуется все та же ортофосфорная кислота и газовая горелка или плита. Если выбор падет на последнюю, использовать лучше самую маленькую конфорку (так будет удобнее): снимите с нее крышку, переверните и положите, слегка сместив в сторону, — так, чтобы она защищала (закрывала) газовую трубу от возможного попадания туда кислоты.

Дальше все просто: зажгите огонь, окуните сердечник кислородного датчика в кислоту и тщательно на этом огне разогрейте. Когда кислота начнет кипеть и брызгаться, на поверхности датчика начнет проступать зелено-голубая соль.

Как почистить лямбда зонд в домашних условиях ВАЗ 2110

Дождитесь полного выкипания агрессивной жидкости, промойте деталь чистой водой, снова обмокните в ортофосфорную кислоту и на огонь… — повторяйте эти действия до тех пор, пока лямбда-зонд не заблестит чистотой (в нашем случае ушло минут 15). Перед установкой резьбу датчика кислорода следует смазать графитовой смазкой (чтоб тот не пригорел).

Как почистить лямбда зонд в домашних условиях ВАЗ 2110

Только после этого деталь может быть возвращена на свое место.

Как почистить лямбда зонд в домашних условиях ВАЗ 2110

Выводы, или стоит ли результат потраченных на него сил и времени?

Как показывает практика, избавленный от сажи и копоти кислородный датчик начинает снова правильно работать лишь в 1-2 процентах случаев, поэтому сильно надеяться на описанные выше способы, чисткилямбда-зонд в домашних условиях своими руками, не стоит, особенно если пробег превышает 100 тысяч километров пути, однако в целях экономии своего бюджета, попробовать реанимировать данное устройство все же стоит.

Видео

Как почистить лямбда зонд в домашних условиях ВАЗ 2110

Чистку лямбда зонда (датчика кислорода) можно провести в домашних условиях несколькими способами и не важно с какого автомобиля он был снят с Volkswagen Polo или ВАЗ 2110/12.

Признаки неисправности датчика кислорода

Как мы все понимаем, ничего нет вечного. Через определенное время датчик кислорода в лучшем случает начинает выдавать неправильные данные в блок управления, в худшем случае вообще перестает работать.

Причины и признаки неисправности датчика можно узнать на этой странице https://autotopik.ru/remont/923-priznaki-neispravnostey-lyambda-zonda.html.

  • Но основной признак неисправности устройства это повышенный расход топлива и сниженная динамика автомобиля, которые не трудно не заметить.
  • Через определенный пробег машины датчик кислорода, а точнее его керамическая основа (циркониевая керамика) с платиновым напылением, покрывается свинцовыми отложениями, слоем сажи и нагара.
  • Безусловно у нормального водителя сразу же возникает потребность в удалении данных отложений.
  • Как почистить лямбда зонд в домашних условиях ВАЗ 2110

Но сложность ситуации заключается в том, что воздействовать на керамическо-платиновую основу датчика кислорода механически с использованием абразивных инструментов и материалов нельзя. Основа будет повреждена и устройство придется заменить.

Как почистить лямбда зонд в домашних условиях ВАЗ 2110

Покупать новый лямбда зонд даже через 40 – 50 тыс. км. пробега авто будет дорого, поэтому чистка датчика кислорода, тема всегда актуально, но делать это нужно правильно по инструкции указанной ниже.

Также читайте про способы проверки лямбда зонда мультиметром и другими приборами.

Ортофосфорная кислота

Суть метода заключается в том, что ортофосфорная кислота способна за несколько минут (10 – 15), иногда больше, снять отложения с керамическо-платинового основания устройства не повредив его.

Как почистить лямбда зонд в домашних условиях ВАЗ 2110

  1. Для выполнения работ понадобиться не менее 100 миллилитров данного химического вещества или его аналогов (смотрите ниже).
  2. Проблема заключается в том, что нужно аккуратно демонтировать защитный колпачок, который изготовлен из нержавеющей стали.
  3. Ножовкой по металлу это сделать можно, но чревато повреждением самой рабочей основы, поэтому данный способ исключен (хотя можно попробовать на свой страх и риск).
  4. Для этих целей используют токарный станок, с помощью которого у самой основы устройства, около резьбы, аккуратно резцом срезают колпачок освободив тем самым доступ к рабочей основе датчика.
  5. Но не у каждого есть доступ к токарному станку.
  6. Решить данную проблему можно с помощью напильника, которым аккуратно пропиливаются отверстия (окошки) в защитном колпачке размерами 4 – 5 мм.
  7. Как почистить лямбда зонд в домашних условиях ВАЗ 2110
  8. Получив полный или частичный доступ к рабочему стержню лямбда зонда можно приступать к его чистке.
  9. Опускать полностью устройство в ортофосфорную кислоту нельзя, только сам сердечник.
  10. Как почистить лямбда зонд в домашних условиях ВАЗ 2110
  11. Или можно использовать кисточку из натуральной щетины.

Кисточка должна быть тонкой, чтобы как можно больше захватить поверхности сердечника. Зубная щетка не удачное решение, за исключением ситуации, когда защитный колпачок снят.

Как почистить лямбда зонд в домашних условиях ВАЗ 2110

  • Аккуратно смачивая и омывая поверхность рабочего стержня устройства будет наблюдаться такая картина: загрязнения будут постепенно сходить, а сам сердечник будет приобретать стальной оттенок.
  • Добившись результата, промойте датчик чистой водой, дайте ему высохнуть и при необходимости повторите процедуру.
  • В дальнейшем закрепите защитный колпачок (если он снимался) с помощью аргоной сварки.
  • Проверьте состояние прокладки датчика кислорода и установите его на штатное место.
  • Если до этого появлялась ошибка Check Engine, то ее придется сбросить.

Как почистить лямбда зонд в домашних условиях ВАЗ 2110

Недостатки и подводный камни:

  • не каждый сможет найти хорошего токаря, который выполнит такую работу, поэтому напильник вам в помощь;
  • опасность использования ортофосфорной кислоты, нужно исключить попадания ее в глаза и во внутрь организма. Можно использовать преобразователь ржавчины, в составе которого и входит упомянутый компонент. Или обратите внимания на такие названия «ФЛЮС ИЛИ КИСЛОТА ДЛЯ ПАЙКИ», как правило все это можно найти в строительных магазинах, но это тоже опасные химические вещества;
  • защитный колпачок может иметь два слоя (двойную оболочку), что усложняет пропилку устройства напильником, здесь спасет только замачивание сердечника;
  • невозможно быстро проверить результат работы, если конечно сразу не появиться ошибка Check Engine. Только через время замеряя расход топлива, наблюдая за «поведением» автомобиля картина будет ясна — выбрасывать лямбда зонд или нет;
  • в некоторых случаях для полной очистки 10 минут будет мало (все зависит от степени загрязнённости устройства), придется ждать от 1 до 3 часов, чтобы был результат.

Используем газовую горелку или плиту

  1. В данном случае нам понадобится газовая плита или горелка и уже известная ортофосфорная кислота.
  2. Устройство опускается в кислоту на несколько секунд и быстро подносится к огню.
  3. Будьте внимательны, не допустите воздействия больших температур на пластиковые чехлы, которые могут быть на устройстве.

  4. Как почистить лямбда зонд в домашних условиях ВАЗ 2110
  5. Через определенное время (ждать придется не долго) на поверхности сердечника датчика, в процессе кипения кислоты, появится соль имеющая светло-серый цвет.

Кислота должна полностью выкипеть. Не допускайте попадания паров химического соединения  в органы дыхания.

Уберите лямбда зонд от огня, а затем повторите процедуру снова до тех пор, пока соль перестанет проявляться.

Что мы получим если все правильно сделаем

Идеальный вариант, это:

  • уменьшение расхода топлива на 1-2 литра на 100 км пробега;
  • улучшается динамика автомобиля при старте и наборе скорости так как добавляется несколько лошадиных сил к мощности мотора;
  • нормализуется уровень СО;
  • ряд других улучшений.

Бывает ситуация, когда результат отсутствует. Значит проблема скорее всего была в лямбда зонде.

Подводим итог

Чистка лямбда зонда — это не обязательная, а рекомендованная процедура. Проводить ее или нет дело каждого автовладельца.

По отзывам авто мастеров только в 1-2% случаев из 100% чистка лямбда зонда ортофосфорной кислотой спасает ситуацию и, если вам повезет вы попадете в эти проценты, в других случаях данная процедура не помогает и устройство требует замены. Особенно не стоит надеяться на результат после 100 000 км пробега автомобиля.

Мы рассказали про основные способы данной процедуры, при этом в обоих из них присутствует ортофосфорная кислота.

Также можно использовать автохимию с содержанием данного химического вещества, к примеру преобразователь ржавчины.

А какой способ используете Вы? Делитесь в х, не жадничайте. Удачи!

Как почистить лямбда зонд? способы с ми – Чини Машину!

09.10.2019
Как почистить лямбда зонд в домашних условиях ВАЗ 2110

В этой статье хотелось бы поговорить о такой маленькой детали, о существовании которой владельцы ВАЗ 2110 иногда даже и не догадываются. И название данной детали очень интересное – лямбда зонд. В переводе на разговорный – кислородный датчик.

Так как расположение датчика не назовешь благоприятным, то на нем и его поверхности часто возникает нагар. По истечении некоторого времени датчик начинает сбоить, чем не благоприятно влияет на работу двигателя и его мощность. Многие у знав о проблеме, сразу же покупают новый лямбда зонд, но не спешите и вы так делать.

Ведь  достаточно просто почистить этот датчик. Итак приступим к промывке.

Для данного вида чистки сразу же посоветую купить ортофосфорную кислоту, так как она хорошо удаляет налет нагара. Очень важно: для чистки лямбда зонда нельзя использовать, наждачную бумагу, напильник, щетку с металлическими прутьями и другие металлические предметы, так как это приведет к полной поломке датчика. Итак, приступим:

  1. Обзаведитесь ортофосфорной кислотой. Если же вы не смогли нигде ее найти, то подойдет и преобразователь ржавчины.

Как почистить лямбда зонд в домашних условиях ВАЗ 2110
Как почистить лямбда зонд в домашних условиях ВАЗ 2110

  1. Окунаем рабочую поверхность датчика в кислоту на 25-30 минут.

Как почистить лямбда зонд в домашних условиях ВАЗ 2110

  1. При очень сильном налете можно использовать старую зубную щетку.
  2. После того, как датчик стал похож не на кусок нагара, а на нормальный датчик, промойте его под водой и положите сохнуть.
  3. Верните «лямбду» в исходной место и проверьте работу.

На данном видео вы можете наблюдать чистку лямбда зонда от автомобиля toyota. С датчиком кислорода ВАЗ 2110 проделывается все точно так же:

Если все-таки датчик так и не работает как положено, то купите новый.

С вами как всегда http://vaz2110-remont.ru/. Приходите еще.

Источник:

Как почистить лямбда зонд и стоит ли это делать?

Датчик, измеряющий содержание свободного кислорода в отработанных газах (он же – лямбда-зонд), присутствует в любом современном автомобиле. Из всех датчиков, участвующих в работе двигателя, это наиболее дорогой измерительный прибор.

Поэтому при выходе детали из строя автомобилисты пытаются сэкономить и выполнить ремонт лямбда-зонда своими руками. Он заключается в очистке рабочей части элемента, омываемой потоком дыма и покрытой копотью.

Данная процедура вызывает немалый интерес у автолюбителей, как и ее конечный результат.

Как почистить лямбда зонд в домашних условиях ВАЗ 2110

Роль датчика в работе двигателя

Элемент представляет собой металлический стержень с резьбовым либо фланцевым наконечником для крепления внутри выпускного тракта.

Из торца лямбда-зонда выступает его керамическая рабочая часть с платиновым напылением, защищенная снаружи стальным колпачком с отверстиями для прохода отработавших газов.

С другого конца выходят провода (от 2 до 6 шт.), передающие сигнал электронному блоку управления (контроллеру).

Чтобы разобраться в вопросе, как почистить лямбда-зонд и нужно ли это делать, желательно понять, как он работает:

  1. Задача датчика – определить количество кислорода, оставшееся в газах после сгорания топлива. Для этого прибор помещают на участке выхлопной трубы между бачком катализатора и выпускным коллектором. В новых авто ставят 2 элемента – до нейтрализатора и после него.
  2. Когда зонд обнаруживает большой остаток кислорода, контроллер «видит» это по изменению напряжения и определяет, что подаваемая в цилиндры смесь обеднена, после чего корректирует соотношение воздуха и топлива.
  3. Если кислорода мало, то смесь чересчур богатая и блок управления уменьшает подачу бензина.

Как почистить лямбда зонд в домашних условиях ВАЗ 2110

При выходе датчика из строя, обрыве проводов либо окислении контактов контроллер переводит подачу горючего в усредненный режим.

То есть, автомобиль может двигаться дальше, но расход топлива возрастает, а поведение авто меняется в худшую сторону (теряется разгонная динамика).

В целом это довольно надежное устройство, служащее 100-150 тыс. км на импортных машинах и 50-100 тыс. км на отечественных.

Процедура очистки

Перед тем как почистить лямбда-зонд, необходимо приобрести в торговой сети ортофосфорную кислоту либо моющее средство на ее основе (например, преобразователь ржавчины). Дальнейшие действия выполняются в таком порядке:

  1. Снять датчик (или пару элементов) с автомобиля. Для этого нужно отключить аккумулятор, отсоединить разъем и открутить деталь рожковым ключом.
  2. Механическим способом удалить нагар с металлического защитного колпачка.
  3. Взять небольшую стеклянную емкость, опустить туда зонд рабочим концом вниз и аккуратно налить кислоту до уровня резьбы элемента. Чтобы повысить интенсивность воздействия, кислоту лучше подогреть до температуры, близкой к кипению.
  4. Спустя 10-15 мин извлечь датчик из емкости и промыть водой, затем просушить путем продувки.
  5. Установить деталь на место, нанеся на резьбу графитную смазку.

Как почистить лямбда зонд в домашних условиях ВАЗ 2110

  • В сети есть рекомендации, гласящие, что перед очисткой необходимо срезать защитный колпачок на токарном станке, обработать керамический наконечник мягкой кистью с кислотой, а затем поставить защиту на место, прикрепив контактной сваркой.
  • Нетрудно догадаться, что разобрать таким способом лямбда-зонд можно лишь в специализированной мастерской, поскольку у рядовых автомобилистов нет в гараже токарных станков и аппарата контактной сварки.
  • Единственный вариант – расширить отверстия в колпачке надфилем, чтобы просунуть кисть.

Выводы и рекомендации

По убеждению многих автомобилистов, слой копоти на керамическом наконечнике препятствует нормальной работе прибора, поскольку мешает точно оценивать количество кислорода. Выдавая контроллеру неадекватные сигналы, датчик ведет себя как вышедший из строя, из-за чего блок управления начинает подавать топливо в аварийном режиме, а на приборной панели вспыхивает табло Check Engine.

Как почистить лямбда зонд в домашних условиях ВАЗ 2110

В действительности чистка лямбда-зонда своими руками помогает в 2-3 случаях из ста, о чем свидетельствуют многочисленные отзывы автолюбителей на форумах.

Вышеперечисленные признаки обычно свидетельствуют о реальной поломке детали, в результате ее все равно придется поменять. Отсюда несколько рекомендаций:

  • сделайте диагностику на ближайшем СТО и удостоверьтесь в неисправности лямбда-зонда, потому что табло Check Engine загорается и по другим причинам;
  • не следует снимать и промывать кислотой исправный датчик с целью просто его почистить, таким путем вы можете испортить вполне рабочий элемент;
  • если зонд признан негодным специалистом автосервиса, прочищайте смело, поскольку терять уже нечего;
  • не пользуйтесь для очистки азотной или серной кислотой, они слишком агрессивные;
  • работы выполняйте в резиновых перчатках и защитных очках, а кислоту лейте аккуратно, без брызг;
  • обеспечьте проветривание помещения.
  1. После просушки и установки детали на место наблюдайте за поведением авто в течение 2-3 дней.
  2. Если расход топлива не снизится, а предупреждающая надпись Check Engine не погаснет, отправляйтесь в ближайший магазин за новым прибором.
  3. В подавляющем большинстве случаев восстановить лямбда-зонд не удается и выходов из ситуации остается два: поменять элемент на новый либо установить обманку – электронный имитатор работы датчика.
  4. Источник:

Чистка лямбда зонда

Как проверить датчик кислорода мультиметром и почистить лямбда зонд

Кислородный датчик (лямбда зонд) обеспечивает корректную работу силового агрегата. Продолжительная эксплуатация автомобиля с неисправным датчиком может привести к крупным поломкам двигателя.

Как почистить лямбда зонд в домашних условиях ВАЗ 2110

Неисправности лямбда зонда проявляются так же, как проблемы с топливной аппаратурой или каталитическим нейтрализатором. Поэтому точно определить, какой элемент сломан, можно только путём диагностики в автосервисе. Есть ряд симптомов, которые косвенно говорят о выходе лямбды из строя:

  • Плавающие обороты при холостой работе ДВС. При поломке лямбда зонда они постоянно меняются, опускаются до 400–600. Происходит это из‐за обеднения топливной смеси. Её недостаточно для устойчивой работы мотора в режиме ХХ. Лямбда зонд отвечает за дозирование топлива в смеси.
  • Падение мощности двигателя. Бедная смесь понижает мощность ДВС. Его обороты начнут медленно набираться при нажатой педали акселератора, машина будет хуже ехать в гору, разгон станет медленнее.
  • Повышенный расход топлива. Потребление горючего может возрасти на 25-30%.
  • Изменение цвета и запаха выхлопных газов. Выхлоп почернеет. В нем явно будет ощущаться запах бензина, который не догорает в катализаторе.
  • Цвет свечей. На них при переобогащении смеси будет черный налет.
  • Неравномерное ускорение с рывками. Быстро и равномерно машина разгоняться не сможет.
  • Индикатор «Check Engine» на приборной панели. Если считать ошибку сканером и расшифровать ее, будет явно указано, что сломался лямбда зонд. Если же ошибку просто стереть, она будет постоянно появляться до устранения неисправности.

Типичные причины поломки таковы:

  • Использование топлива низкого качества. Пожалуй, это самая распространенная причина. Излишки вредных примесей, сгорая, оседают на рабочей поверхности нагревательного элемента, что приводит к его засорению.
  • Естественный износ по сроку эксплуатации. Менять «лямбду» необходимо ближе к 150 тыс. км пробега. Срок может быть увеличен, если заливать качественное топливо. Неоригинальный или дешевый датчик прослужит меньше.
  • Проблемы проводки. Для подключения «лямбды» к ЭБУ используют обычную медную проволоку, которая позже начнёт окисляться или переламываться.

Проверка проводится при заведенном двигателе. Есть несколько способов, как проверить датчик кислорода:

  • С помощью мультиметра (тестера). Нужно мерить напряжение и сопротивление. Щупы присоединяются к контактам в штекере, происходит измерение в разных режимах работы ДВС. Если «лямбда» полностью исправна, на оборотах ХХ напряжение будет колебаться в пределах 0.1–0.9 вольт. Недостатком такого метода является невозможность измерить скорость, с которой меняется напряжение.
  • Осциллографом. Проверка позволяет увидеть скорость, с которой изменяется напряжение. Она не должна быть больше 0.2–0.3 секунды. Если хотя бы один из двух описанных параметров сильно выходит за допустимые пределы, то компонент необходимо почистить или заменить.
  • Считывание ошибок бортовой системы. Если на приборной панели появился значок «Check Engine», это может говорить о выходе лямбда зонда из строя. Чтобы точно определить, что неисправно, нужно провести компьютерную диагностику (считать ошибку из ЭБУ). Определенные коды говорят именно об этой неполадке, они указаны в таблице.

Как почистить лямбда зонд в домашних условиях ВАЗ 2110

В большинстве случаев отремонтировать его нельзя. Но иногда помогает чистка нагревательного элемента, которую едва ли можно считать ремонтом. Для ее выполнения необходимо полностью дать остыть выпускному коллектору. Далее:

  • отключить аккумуляторную батарею;
  • отсоединить клемму от датчика и вытащить его.

Иногда сделать это сложно. Деталь сильно пригорает, вытащить её удаётся, только повредив. Но пробовать нужно: залейте резьбу уксусом или керосином и оставьте на несколько часов.

Не стучите по датчику, пытаясь его демонтировать. Велик риск повредить его или резьбу. Тогда вы самостоятельно его точно не извлечете без повреждения коллектора.

Для чистки понадобится ортофосфорная кислота. Погрузите деталь в нее на 30–40 минут, потом несколько раз хорошо промойте теплой водой. Все отложения с нагревательного элемента будут смыты. Если причина неисправности в них, работоспособность датчика будет восстановлена.

Есть необычный способ ремонта, но для нужно иметь 2 одинаковых датчика. Если причины неисправности каждого из них разные, можно попытаться собрать один из двух.

Так, например, один может быть неисправен из‐за обрыва сигнального провода, а второй из‐за поломки нагревательного элемента. Прозвоните мультиметром каждый, чтобы выявить тот, который с обрывом. Аккуратно распилите оба.

На фото видно, что на одном из них обломан нагревательный элемент. Кроме того, повреждена керамическая оболочка.

Как почистить лямбда зонд в домашних условиях ВАЗ 2110

Крупным планом:

Как почистить лямбда зонд в домашних условиях ВАЗ 2110

Аккуратно извлекаем нагреватель:

Как почистить лямбда зонд в домашних условиях ВАЗ 2110

Пилим следующий, на котором обрыв сигнального провода. Нам нужно очень осторожно, чтобы не сломать, извлечь его нагреватель. На фото целый и ломаный:

Как почистить лямбда зонд в домашних условиях ВАЗ 2110

Протираем нагреватель чистой сухой тряпкой, аккуратно помещаем в корпус с целым сигнальным проводом.

Как почистить лямбда зонд в домашних условиях ВАЗ 2110

Теперь нужно запаять корпус с помощью ювелирной горелки медно‐фосфорным припоем. Он выдерживает нагрев до 700 градусов, не течет.

Ставим на автомобиль и проверяем.

Ремонтировать лямбда зонд не берутся, потому что нет возможности купить или заказать отдельно нагревательные элементы, которые выполнены из особых материалов. Именно поэтому кислородный датчик – недешевое устройство (от 3000 руб).

Иногда помогает промывка с помощью химии.

Можно попробовать собрать из двух сломанных кислородных датчиков один целый, но паять нужно особым припоем. Обычная пайка невозможна, ведь выпускной коллектор в процессе работы греется до температуры 300 градусов по Цельсию, а значит, весь припой просто растечется.

В большинстве случаев ремонт заключается в замене датчика на СТО. Если предполагается удаление катализатора, то датчик кислорода вообще демонтируют. На его место ставят заглушку или просто отключают проводку. Обязательно проводится перепрошивка ЭБУ автомобиля. Иначе ошибка «Check Engine» будет гореть постоянно.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector